GeoSELECT.ru



Мифология / Реферат: Пророчества последнего времени (Мифология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Пророчества последнего времени (Мифология)



1. Когда Иисус Христос вновь придет на землю?
Никто не может знать сколько-нибудь точно, когда Иисус вновь придет
на землю: Он Сам ясно сказал, что этого дня не знают даже Ангелы
небесные (Мк 13.31). Дня Своего Второго пришествия не знает и Сын
Божий. Этим знанием, говорил Господь, обладает только Отец.
Но мы можем видеть знамения и признаки приближения этого времени
(см. Мф 24.3; Лк 21.7). Иисус говорил, что будут войны и слухи о
войнах, восстания, голод и болезни, землетрясения во многих местах
(см. Мф 24.6-7; Лк 21.10-11). Усилится беззаконие и анархия.
Апостол Павел сказал: «день тот не придет, доколе не придет прежде
отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или
святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за
Бога» (2 Фес 2.3-4). С появлением «человека греха» распространится
богоотступничество, отпадение от христианства. Во многих верных
охладеют вера и любовь (Мф 24.12). Будут преследования христиан и
всеобщее смятение.
Я полагаю, что все эти явления наблюдаются все чаще. Еще одно
важное событие, которое должно произойти перед пришествием Христа,
- восстановление Израильского государства. Первоначальный Израиль
исчез с лица земли более двух тысяч лет назад. В 1948 году было
создано новое Израильское государство. Собирание евреев в Израиле -
явный, указанный в обоих Заветах признак того, что наше время
подходит к концу. Иисус сказал: «Иерусалим будет попираем
язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк 21.24). 6
июня 1967 года евреи впервые после захвата Иерусалима
Навуходоносором в 586 году до Р.Х. овладели всем священным городом,
что свидетельствует о начале конца власти язычников над миром.
Иисус сказал также, что важнейшим знаком приближения Его пришествия
будет возвещение Евангелия всему миру: «И проповедано будет сие
Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем
народам; и тогда придет конец» (Мф 24.14).
Таковы знамения времени. Мы должны быть готовы к приходу Господа в
любое мгновение. Но дня и часа, когда оно случится, не знает никто.


2. Что должно произойти перед пришествием Христа?
Некоторые люди утверждают, что Иисус может прийти в любое время так
как Он призвал Своих учеников бодрствовать непрестанно. Но
поскольку этого времени мы в точности не знаем, в предыдущем ответе
обсуждались предзнаменования Второго пришествия Христа. Он сказал,
что пришествие Сына Человеческого будет как во дни Ноя (Мф 24.37-
39). В связи с этим мне пришла мысль, что во дни Ноя, даже среди
чудовищного вероотступничества, пороков, насилия, мятежа против
Бога, люди продолжали жить обычной жизнью. Они засевали поля,
убирали урожай, строили дома, женились, растили детей. Они
занимались своими обычными делами до того дня, когда Ной вошел в
ковчег, и пришел потоп и поглотил всех.
Так будет и во время Второго пришествия. Дела житейские будут идти
своим чередом, пока не падет на землю гнев Божий, не наступит День
гнева Божия. Тоща уже будет поздно обратиться к Богу. И в этот день
придет Иисус.
Он мог бы прийти сегодня же ночью. Но мое личное ощущение таково,
что некоторые признаки Его пришествия - в особенности появление
«человека греха» (2 Фес 2.3) - еще не проявились.


3. Наши дни - это последние дни?
В Библии сказано, что в последние дни наглые насмешники будут
говорить: «где обетование пришествия его? Ибо с тех пор, как стали
умирать отцы, от начала творения, все остается то же» (2 Пет 3.4).
Ко дню моего рождения, когда мне исполнилось 54 года продюсер
телевизионной программы «Клуб 700» подарил мне первую страницу
газеты «Нью-Йорк таймс» за тот день, в который я родился в 1930
году. Сходство между тем временем и нашим поразительно: та же
тревога в мире, та же международная напряженность, те же
экономические проблемы. Да, наши дни немногим отличаются от тех. Но
с того времени произошли события, которые убеждают меня, что наше
время - последнее.
Прежде всего, в 1948 году возродилось Государство Израиль. Люди,
родившиеся там в тот год, - это уже поколение сорокалетних. Во-
вторых, в 1967 году Израиль овладел всем Иерусалимом. Этот очень
важный признак я упомянул в предыдущем ответе. В-третьих, с
появлением ядерного оружия мы стали способны уничтожить все живое
или, по крайней мере, как сказано в Откровении, убить треть всех
людей в одной войне (Откр 9.18).
Наконец, весьма существенный признак - невероятное умножение знаний
(см. Дан 12.4). Наши познания удваиваются каждые шесть лет. Мы
проникли в тайны атома и гена. Мы приблизились к самой сердцевине
жизни и в то же время очерствели друг к другу и к Самому Творцу
жизни.
Расширение знаний в различных областях могло бы обеспечить более
здоровую и благополучную жизнь всем людям на земле. Но это же
знание чудовищным образом увеличило разрушительный потенциал
человека. Специалисты по генетической инженерии, например, не очень
далеки от возможности клонировать человеческие существа путем
использования части эмбрионов для создания некоей искусственной
расы. Другие ученые работают над проектами компьютеров, которые
смогут мыслить подобно человеку. Все это может открыть широчайшие
перспективы, стать подлинной милостью роду человеческому, но может
и привести к ужасающим последствиям, если попадет в руки злодеев.
Добавьте сюда возможность с помощью компьютеров управлять
поведением больших масс людей и контролировать мировую экономику.
Подобное развитие есть исполнение библейских пророчеств. Это
наводит меня на мысль, что мы очень близки к тому моменту, когда
Бог скажет человеческому роду, что он зашел слишком далеко.
Наверное, Бог уже готов прекратить эту фазу человеческой
деятельности и открыть новую.
Вот почему я твердо рассчитываю, что Иисус Христос придет еще при
моей жизни.


4. Что такое или кто такой Антихрист?
В книге Откровения рассказывается о диктаторе, который появится в
восстановленной Римской империи. Он будет наделен властью самого
сатаны и возьмет на себя полномочия Бога (Откр 13.1-18). Апостол
Павел говорил, что это будет некто, который сядет в храме Божием
как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес 2.4). Откровение дополняет
картину, повествуя о ложном пророке, который предстанет перед
диктатором и совершит от его имени великие знамения; он повелевает
сделать образ диктатора, и этот образ сам способен творить чудеса.
Известно, что Откровение Иоанна Богослова было написано во времена,
когда христиан преследовали римские власти. Известно также, что
римские императоры нередко сами себя считали богами. Они повелевали
ставить свои статуи и требовали, чтобы люди поклонялись им. В силу
этого можно допустить, что Антихрист уже присутствует в мире. Но я
думаю, что эти древние диктаторы были лишь прообразом последнего
мирового диктатора. Этот человек явится как выдающийся лидер, он
будет произносить мудрые речи и привлечет к себе всех нехристиан.
Он станет для них воплощением мудрости, вождем, способным разрешить
все проблемы (Откр 13.18).
Для того, чтобы в современный мир пришел Антихрист, должна быть
разрушена существующая мировая система - разрушены финансы,
законность и порядок, структуры власти отдельных государств.
Путь Антихристу может проложить финансовая паника. Или ядерная
война. Подобные бедствия могут заставить людей поверить некоему
«миротворцу», который будет сатанинской подделкой Иисуса Христа.
Этот человек будет походить на Иисуса, пока не проявит свою
подлинную сущность. Тогда он будет невероятно жесток. Он соединит в
себе черты Гитлера, Сталина, Чингисхана, Мао Дзэдуна и других
диктаторов, которые уничтожили миллионы людей. Антихрист будет
самым отвратительным воплощением деспотической власти, которое
когда-либо знал мир.
Не будем забывать, что дух антихриста живет в каждом, кто пытается
отвратить людей от Иисуса и говорит: «поклонись мне». Этот дух
присутствует в обожании и восхвалении правительств, вождей, военных
руководителей и других «сильных личностей». Гуманизм,
господствующий в наших школах, средствах массовой информации и
интеллектуальных кругах, в конечном итоге ведет людей к Антихристу
ибо именно он будет воплощением доведенного до последнего предела
гуманизма.


5. Избегнут ли христиане времени Великой скорби?
Выражение «великая скорбь» используется для обозначения бедствий,
которые охватят мир во времена, совпадающие с Божьим судом над
Антихристом и его властью (см. Откр 6.1-17). Некоторые богословы
считают, что время великой скорби уже было в прошлом - имеются в
виду массовые преследования христиан и евреев в Римской империи. С
другой стороны, отдельные теологи утверждают, что великая скорбь
относится только к еврейскому народу и Израилю, а не к христианам и
остальному миру. Если же признать, что скорбь ожидает в будущем
весь мир, то надо признать и то, что через нее пройдут и христиане.
Я не нахожу в Библии указаний, что христиане будут «взяты на небо»
до великой скорби.
Св. Писание говорит о двух пришествиях Иисуса Христа:
первое - это Его Рождество; второе - это Его пришествие во славе.
Нигде не упоминается третье пришествие - ради «тайного восхищения».
В Евангелии от Матфея ясно сказано:
«И вдруг, после скорби дней тех... явится знамение Сына
Человеческого на небе... И пошлет Ангелов Своих... и соберут
избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф
24.29-31).
Это одно из многих указаний на то, что все мы пройдем через время
скорби до того, как Иисус Христос вновь придет на землю (см. Ин
16.33; Рим 8.35; Откр 7.13-14).
Я, однако, верю, что христиане будут защищены посреди бед и скорби.
Ведь был защищен Израиль от казней, которые обрушились на Египет.
Бог знает, как отличить Свой народ от тех, кто к нему не
принадлежит. Он допустил, чтобы горе и страдания обрушились на
Египет, а детей Израилевых сохранил в благоденствии.
Но мы должны сознавать, что дьявол и его слуги ненавидят христиан.
Борьба между народом Божиим и слугами сатаны шла всегда. Вся
история - это мученичество христиан, и было бы крайним самомнением
полагать, что современные христиане в Соединенных Штатах Америки
будут избавлены от преследований. Это бы шло против течения всей
истории за последние почти две тысячи лет. В книге Откровения
говорится о мучениках, которые были убиты за свидетельство о
Христе. Стоя у Престола Божия они восклицали: «Доколе... не судишь
и не мстишь живущим на земле за кровь нашу» (Откр 6.9-10). Во время
великой скорби будут люди, любящие Иисуса, которые отдадут за Него
жизнь.
Иисус сказал: «претерпевший же до конца спасется» (Мф 24.13).
Преследования - обычное дело в жизни христиан в этом мире. Святых в
СССР, Китае и других коммунистических странах подвергали истязаниям
и всевозможным лишениям - работы, семьи, детей. Многие из них
погибли за свое свидетельство об Иисусе. Трудно вообразить большую
скорбь, нежели та, которую эти мужчины и женщины претерпели за свою
веру.


6. Что такое начертание зверя?
В книге Откровения упоминается число Антихриста, число имени зверя
- 666 (см. Откр 18.18). В библейской ну-мерологии шесть отражает
недостаток совершенства, которому соответствует число семь. Шесть -
число человеческое, в то время как семь - число совершенное. 666 -
это высшее выражение гуманизма. Откровение показывает нам, что
число 666 или начертание «зверя», Антихриста будет поставлено во
время его правления на руку или на чело каждому человеку.
Чело - это образ нашей мысли и воли, руки - деятельности. Каким-то
образом Антихрист будет воздействовать на всех людей, заставляя их
своей мыслью, волей и делом служить ему. Мы уже располагаем
технологией, посредством которой можно сделать запись на руке или
на лбу человека. Эта запись, которую можно прочитать с помощью
лазера, может содержать важную информацию о человеке - указания на
группу крови, местожительство, финансовое положение и т.д.
Компьютерная технология может применяться для контроля населения,
передвижения, финансов и кредита. Под кожу человека могут быть
имплантированы так называемые «умные карты» (smart cards) на
микрочипах, содержащих биографические данные и обновляемую
финансовую информацию. Всякий раз, когда человек делает покупку,
«умные карты» снимают соответствующую сумму с его кредитного
баланса, а когда человек делает вклад в банк, увеличивает его на
сумму вклада. Все записи могут храниться в гигантской
автоматизированной информационной сети.
Так что это вовсе не фантастическое предположение, что Антихрист
сможет установить контроль над всем населением с помощью какого-то
знака. В книге Откровения читаем: «И он сделает то, что всем -
малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено
будет начертание на правую руку или на чело их. И что никому нельзя
будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это
начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр 13.16-17).
Писание предупреждает нас, что если мы будем иметь начертание
зверя, то разделим его ужасную участь (см. Откр 14.11). Если
рассматривать чело как средоточие воли человека, а руку как символ
его дел, то начертание зверя представляется чем-то большим, чем
компьютерная лазерная запись. В действительности речь здесь идет о
нашем доверии. Желаем ли мы наши мысли и дела отдать Антихристу?
Если мы сохраним доверие к Богу, то мы не примем антихристову
печать.


7. Когда церковь будет восхищена на небеса?
Греческое слово «harpazo» (латинское «rapio») означает «схватывать,
похищать, уносить». В Библии слово «harpazo» переводится словом
«восхищение». Его употребляют для описания того, как христиане
будут взяты на небо, когда Иисус вновь придет на землю. Апостол
Павел сказал, что мы будем восхищены на облака, чтобы встретить
Господа на воздухе (см. 1 Фес 4.17). Это то, что мы называем
восхищением церкви. Оно произойдет в конце нашего времени, когда
Иисус придет на землю снова. В то время, когда Он будет сходить с
небес, мы будем восхищены для встречи с Ним в воздухе, и так всегда
с Господом будем.
Я думаю, что это произойдет после великой скорби и перед
наступлением Тысячелетнего царства Христа на земле.


8. Что такое воскресение мертвых и кто воскреснет первым?
Священное Писание понимает воскресение как соединение человеческого
духа, который бессмертен и покидает тело при физической смерти, с
новым духовным телом. Духовное тело, которое будет бессмертным,
обладает невероятными возможностями, такими, как проницание
физических предметов и мгновенное преодоление огромных расстояний.
Это будут тела, которые христиане получат навечно.
Со словом «воскресение» связана одна существенная неясность. Когда
Иисус воскресил Лазаря, это на самом деле было оживлением, а не не
воскресением (см. Ин 11.43-44). Лазарь вернулся в свое обычное
тело, обреченное смерти. Какое-то время спустя Лазарь опять умер и
остался мертвым.
Когда Иисус вернется на землю, Он воскресит тех, кто родился свыше.
Они получат духовные тела, которые приготовлены для их духа.
Ап. Павел говорит, что остающиеся в живых не воскреснут прежде
умерших (см. 1 Фес 4.16-17). Умершие воскреснут прежде, а за ними
те, кто будет жить во время Второго пришествия Христа. Эти
последние мгновенно изменятся. Их смертные тела будут преображены в
тела, подобные тому, которое имел Иисус после Воскресения. Эти тела
будут вечными и будут обладать свойствами Самого Иисуса, о чем
Библия говорит так: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как
Он есть» (1 Ин 3.2).
Будет и второе воскресение, когда мы подойдем к концу Тысячелетнего
царства Христова. В то время произойдет великое воскрешение всех
людей, живших на земле. Те, кто творил зло, будут посланы в ад.
Навсегда. А те, кто жил в согласии с праведным Господним законом,
будут вечно жить с Богом (см. Откр 20.11-15).


9. Что такое Тысячелетнее царство?
Библейское Тысячелетнее царство (Millennium) - это эпоха мира,
любви и братства, когда все творение будет жить в гармонии, которая
была замыслена для Эдемского сада (см. Откр 20.6). В Книге пророка
Исаии говорится о времени, когда дикие животные будут жить в мире с
домашними, когда змеи не будут жалить. Когда младенец будет играть
над норой аспида и будет водить диких зверей, и они не тронут его.
Будут закрыты военные училища, и люди не будут больше производить
оружие. Средства и ресурсы, которые сейчас тратятся на войну, будут
употреблены в мирных целях. Когда настанут эти дни, каждый человек
будет иметь свой участок земли и собственный дом. Все будут жить в
дружбе с соседями. Никто не будет опасаться, что кто-то завладеет
его имуществом. Будет всеобщий мир, и ведение Господа наполнит
землю, как воды наполняют море (см. Ис 11.6-9).
Я думаю, что Тысячелетнее царство будет переходным периодом, когда
Иисус придет на землю, чтобы показать роду человеческому, каким он
должен был быть, если бы не вошел в мир грех. Это будет время,
когда Иисус Христос будет править как царь и на земле установится
Царство Божие. Возникнет мировое правительство под верховной
властью Иисуса, и ему будут подчинены национальные государства.
В Писании говорится, что представители разных народов земли будут
каждый год приходить в Иерусалим (см. Ис 2.2-4;
Зах 14.16). Возможно, в то время все правительства будут послушны
благочестивому народу и Израиль станет ведущим государством на
земле.


10. Можно ли утратить свое место на небесах?
Небо - это вечность (см. Откр 22.5). Для того, чтобы небо было
небом, там не должно быть ни малейшей возможности бунта, который
мог бы снова привести нас к утрате славы. На небесах не должно быть
ни сомнения, ни недоверия, ни страха. Бог устранит саму причину
противления - сатану и грех.
Следовательно, Бог не может допустить на небо людей, которые
восстают против Него. Для того, чтобы войти на небо, каждый прежде
должен родиться свыше. Того, кто не был преображен в духе, на
небесах может стать источником духовной болезни, заразы, мятежа.
Малейшая склонность ко греху сегодня может через, скажем, миллион
лет разрастись до чудовищных размеров. Поэтому семя бунта ни в коем
случае не будет допущено на небо.


11. Будет ли у нас на небесах семья?
Мне кажется, что нет никаких оснований предполагать, что на небесах
не может быть семей. Однако, все христиане уже сегодня составляют
часть одной Божьей семьи, и те узы, которые связывают человеческие
семьи в этом мире, на небесах не будут нужны. Там все мы будет
членами огромной семьи и будем испытывать друг другу глубочайшую
любовь. Там никому не придет в голову мысль: «Здесь моя жена, и мы
живем отдельно». Все будут едины во Христе.
К словам, что на небе, возможно, будут семьи, следует добавить два
соображения. Во-первых, ваша жена, или ваш муж, ребенок,
родственник будут с вами на небе - если вы христианин, - только при
условии, что они родились заново в Духе Божием. Если вы спасены,
ваша близость к Богу не спасает членов вашей семьи. У них должны
быть свои личные отношения с Иисусом Христом.
Мы должны также осознать, что на небе не будет продолжения
человеческого рода. Необходимость брака и деторождения исчезнет.
Иисус сказал о воскресении: «Тоща не будут ни жениться, ни замуж
выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк 12.25).


12. Что такое суд у Великого Белого престола?
Суд у Великого Белого Престола (см. Откр 20.11-15) произойдет,
согласно книге Откровения, в конце Тысячелетнего царства перед тем,
как Бог сотворит все новое (Откр 21.5). То будет последний
необратимый суд над сатаной и ангелами его и над всеми
неискупленными. Как свидетельствует Писание, тогда будут открыты
книги, в которых записаны имена и дела всех живших на земле людей.
Те, чьи имена не записаны в книге жизни, будут брошены в озеро
огненное, предназначенное для дьявола и его демонов. Это - «смерть
вторая», в отличие от первой, физической смерти.
Однако Иисус сказал и то, что верующий в Него «на суд не приходит,
но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5.24). Поэтому мы можем
заключить, что родившиеся свыше и принявшие Иисуса Христа как
своего Господа и Спасителя будут преображены в небесное состояние
во время Второго пришествия Христа. По слову ап. Павла, все эти
люди «явятся пред судилище Христово» (Рим 14.10; 2 Кор 5.10), чтобы
ответить за свое христианское служение, за дела. Однако никто из
этих истинно верующих не увидит суда Великого Белого Престола, ибо
Иисус Христос уже искупил их грехи на Голгофе.
Все прочие предстанут перед Богом, чтобы дать отчет за прожитую
жизнь. Это будет день Страшного суда. Некоторые думают, что там
могут быть люди, умершие до Христа или не имевшие возможности
услышать о Нем, - которые будут признаны достойными неба. Такое
утверждение очень сомнительно, так как в Писании сказано, что «нет
праведного ни одного» (Рим 3.10). А Бог, Судия мира, будет судить
по нормам праведности. Он допустит каждого предстать перед Ним и
свидетельствовать с своей жизни. В каждом случае обвинять и
оправдывать человека будет его собственная совесть (Рим 2.15). Она
покажет, что сделал каждый в связи с тем, что он знал о добре и зле
из полученного им откровения о воле Божьей.



План

Когда Иисус Христос вновь придет на землю?
Что должно произойти перед пришествием Христа?
Наши дни - это последние дни?
Что такое или кто такой Антихрист?
Избегнут ли христиане времени Великой скорби?
Что такое начертание зверя?
Когда церковь будет восхищена на небеса?
Что такое воскресение мертвых и кто воскреснет первым?
Что такое Тысячелетнее царство?
Можно ли утратить свое место на небесах?
Будет ли у нас на небесах семья?
Что такое суд у Великого Белого престола?



Пророчества последнего времени







Реферат на тему: Протестанство

История Протестантства
Было бы ошибочным полагать, что если церковью завладели заведомо
невозрожденные люди, и увели ее от Слова Божия и от служения тем извечным
целям, ради которых Церковь была вызвана к жизни, то Бог как бы отказался
уже от Своего первоначального плана “юродством проповеди спасти верующих”,
отказался “за отсутствием проповедующих”. Нет! Бог никогда не отступал от
плана спасения человечества, равно как никогда и не лишался Своих верных
свидетелей.
На протяжении всех веков человеческой истории и, в особенности, за две
последние тысячи лет христианской эпохи, Бог всегда находил людей, которые
любили Его больше, чем самих себя, больше всего на земле, и ради Бога были
готовы на какое угодно поношение, на любые страдания, на самую жуткую
смерть. Другими словами, одиннадцатая глава послания ап. Павла к Евреям
никогда еще не была закончена. Во все века находились люди, “которых весь
мир не был достоин”, те, кто “поношение Христово почли большим для себя
богатством, нежели... сокровища” мирские (Евр.11:26,38).
До потопа, в ту пору, когда земля растлилась пред лицем Божьим и всякая
плоть извратила путь свой на земле, когда Дух Божий был “пренебрегаем
человеками” и, казалось, не было уже никого из людей, кто вспомнил бы о
Боге, “Ной ходил пред Богом”. Ходил сто двадцать лет, свидетельствовал
современникам о неизбежном суде Божьем, о грядущем наказании. После потопа
Бог избирает испытанного в верности Авраама и одновременно - Мелхиседека.
На смену им приходит Исаак, Иаков и двенадцать патриархов, Моисей, Иисус
Навин, ряд судей Израилевых и пророков Господних...
Таким образом, Свет Истины, яркий факел Божьей Любви передается из
поколения в поколение, вплоть до той “полноты времени”, когда на горизонте
погибающего во зле мира, взошло обетованное Богом “Солнце правды и
исцеления в лучах Его”. Так было в Ветхом Завете. Такую же непрерывную
последовательность в передаче “Благой Вести Спасения Христова”, мы
наблюдаем и в Новом Завете.
На смену первым ученикам и апостолам Христовым пришли неустрашимые
свидетели-мученики. Вслед за мучениками, озарившими темный мир своими
кострами, появились отшельники, пустынники, аскеты. Один из них — Афанасий,
в течение двух царствований (Деция и Максима) боролся с императорским
произволом в делах церкви, побывал и многократно в ссылках, скитался в
пустынях Египта, скрывался в могильной пещере своего отца, всю жизнь
посвятил защите христианской веры и проповеди спасающей благодати. Он
многих привел ко Христу.
В 313 году, с опубликованием императором Константином свободы верования,
христианство смешалось с язычеством. Дети Божьи соединились с миром,
церковь слилась с государством, и стала называться “экуменической”,
“католической”, “кафолической”, что значит — всеобщей. Сатана, которому не
удалось взять церкви гонениями, взял ее внешним объединением церкви с
государством. Людям, переходившим в христианство из высших языческих
классов, предлагались почетные должности, бедным сулили подарки. В
результате, появились опасные лицемеры, не имевшие никакого представления о
подлинном покаянии и обращении ко Христу. Сам император Константин,
“перешедший” в христианство и считавший себя вправе решать вопросы “новой
религии”, оставался до конца дней своих грубым язычником. Обагривший свои
руки кровью старшего сына Криспа и жены своей Фаусты, император Константин
председательствовал на первом Никейском соборе и решал дела церкви.
В это именно время, когда омирщвленная “церковь-отступница” пошла на
поводу у церковных политиков и государства, истинные дети Божьи,
оказавшиеся неспособными на такой компромисс с совестью, ушли в подполье.
Уход в подполье совершался потом в веках и совершается ныне. Истинная
церковь Христова всегда была и будет в подполье. Она никогда не увенчается
здесь в мире, царственным величием... “Меня гнали, будут гнать и вас...”
“Да и все, желающие жить благочестиво, будутгонимы...”(Иоан.15,20; 2Тим.
3,12).
В самые темные периоды христианской истории возрожденные свыше чада Божьи
повиновались повелению Господню: “Выйдите из среды их, и отделитесь...”
(2Кор.6,14-18). Они отделились, чтобы иметь непосредственную связь с Богом,
вести жизнь освящения и уподобления Христу. Они нашли спасение в жертвенной
Крови Агнца и горячо свидетельствовали об этой же возможности всем
погибающим. “Те, которых весь мир был недостоин, скитались по пустыням и
горам, по пещерам и ущелиям земли...” (Евр. 11, 38).
Во втором веке возникает Монтанизм — учение христианской группы,
основанной фригийцем Монтаном. Монтанисты ставили в основу христианства
Духа Святого. Ссылаясь на Св. Писание и практику апостольской церкви, они
утверждали, что христианами могут быть только люди возрожденные свыше,
получившие Духа Святого. Монтанисты искали продолжение чудес апостольской
церкви, проповедовали о втором пришествии Христа, отличались жизнью,
отдельной от “мира сего”, граничащей с аскетизмом. Церковь, учили они,
должна держать свои двери плотно закрытыми для всякого проявления греха, и
Духу Святому отвести у себя первое место. Монтанисты признавали крещение
только взрослых, и считали греховную жизнь после принятия крещения
непростительной. Второй брак считался беззаконием. Женщины допускались к
церковному служению. Первый Никейский собор (325 г.) не вынес им никакого
порицания. Но первый Константинопольский собор (381 г.) постановил не
принимать монтанистов обратно в “лоно церкви” иначе, как чрез повторное
крещение, рассматривая их “язычниками”. К числу так называемых “отцов
Церкви”, исповедовавших монтанизм, относятся Тертулиан (написавший книгу
“Экстаз”, изобличающую все отступления от Писания, допущенные тогдашней
государственной церковью), Климентий Римский, Поликарп Смирнский, Феофил
Антиохийский, Иустин Мученик и другие.
Монтанизм не был безукоризненным выразителем подлинного христианства, он
допустил важные отступления от истины во второстепенных вопросах веры, но в
главном он был прав: нельзя было не протестовать против принятия в церковь
невозрожденных лиц, крещения младенцев, мирской жизни верующих и других
заблуждений тогдашнего времени.
В третьем веке появляются другие поборники чистоты христианской веры и
святости жизни верующих, это — Новациане. Новое течение ставит верность
Христу выше всего и считает недопустимым возвращение в лоно христианской
церкви тех, кто под влиянием преследований и гонений отрекся от
христианства и впал в язычество.
В четвертом веке, на защиту истинного христианства выступили Донатисты.
Движение Донатистов возникло в 311 году, в Северной Африке. Донатисты
протестовали против духовного разложения, происходившего в то время в
церкви, и требовали строгого соблюдения чистоты и святости церкви,
отделения ее от государственной зависимости и возврата к примитивности
древнеапостольского устроения. Донатисты отличались ревностью к
мученичеству и крайним аскетизмом. Название свое они получили от двух
Донатов — епископов Нумидийского и Карфагенского. Блаженный Августин
называет Донатистов в своих творениях “беспорочными и совершенными
святыми”... Собор в Риме (313 г.), состоявший из 30 епископов, осудил
Донатистов, как вредную для государственного устроения ересь. Собор в Арле
постановил конфисковать имущество Донатистов, как пагубных сектантов, не
признающих “земной власти”. Для пресечения их деятельности и чтобы
устрашить тех, кто им сочувствовал, посланы были войска для уничтожения
еретиков.
Четвертый век богат открытыми выступлениями и протестами тех “отцов
церкви”, которые не могли согласиться со многими нововведениями церкви,
особенно же с крещением младенцев. Афанасий (360 г.) писал: “Господь не
повелел тогда крестить. Он велел сначала научить. Вера должна прийти как
следствие научения, а крещение — как подтверждение веры”... Иероним
Далматийский (378 г.) писал: “Недопустимо, чтобы тело принимало таинства, в
которых душа не участвует, крестить можно только тогда, когда есть
несомненное наличие веры...” Василий Великий: “Вера должна прийти раньше
крещения...” Невзирая на все это, Карфагенский собор (397 г.) предал
анафеме всех, кто был против крещения младенцев.
В пятом веке ревнителями подлинного христианства являются Несториане.
Основоположником этого движения был Несторий, патриарх Константинопольский.
С угрозой для собственной жизни Несторий бичевал все тогдашние пороки и
отступления церкви. Он заблуждался однако, уча, что в Христе не только два
естества — Божеское и человеческое, но и два лица, считая Христа не
Богочеловеком, а Богоносцем. Но во всем остальном Несторий строго
придерживался Писания. Он отказался называть Деву Марию “Богородицей” на
том основании, что Бог безначален и родить Его, Бога, никто не мог.
Несторий называл Деву Марию “Христородицей”. За такую смелость Несторий был
осужден Ефесским собором (431г.) и заточен в монастырь, а многочисленные
его последователи, рассеянные в Персии, Средней Азии, Индии и Северной
Африке, подверглись тяжким преследованиям.
Одновременно с Несторианами на сцену выступают так называемые
“одноприродники”, Монофизиты. Последователи этого учения, прилагая все
старания к восстановлению утраченной церковью ясности вероучения и святости
жизни, впали в другую крайность: в Иисусе Христе они признавали не два
естества, божеское и человеческое, а только одно — Божеское. Это учение —
антипод учению современных модернистов, признающих во Христе Иисусе одно
только естество, человеческое.
В шестом веке появились Монофелиты. Последователи этого учения
стремились, хотя бы отчасти, освободиться от “узаконенных” церковью
нарушений Св. Писания. Среди выдвинутых ими истин Евангелия был спорный
вопрос о наличии одной воли или двух в Иисусе Христе: воли Божеской и
человеческой. Монофелиты склонялись к утверждению, что во Христе — только
одна воля, Божеская, и за это были осужденыи преданы анафеме на шестом
Вселенском соборе (680 г.) в Константинополе. Люди, искавшие духовного
оздоровления церкви, встретились с беспощадной расправой.
В седьмом веке в Малой Азии зародилось здоровое евангельское движение
Павликиан. Последователи этого движения восставали против деления церкви на
духовенство и мирян, отвергали не предусмотренные Писанием обряды церкви,
не признавали икон, крестного знамения, крестов, не поклонялись Деве Марии,
апостолам и святым, и проповедовали спасение по благодати, чрез веру.
Церковные здания Павликиане называли не “храмами”, а молитвенными домами.
Они отказывались называться другим именем, кроме “христиане”. Гарлюк
называет Павликиан “протестантами допротестанской эпохи”, индивидуалистами,
не признававшими католической иерархии. Несмотря на то, что эти исповедники
“древнего учения” подвергались бесчеловечным гонениям, искоренить их
оказалось делом совершенно немыслимым, невозможным. Павликиане пережили
эпоху иконоборчества — жуткую эпоху, когда императрицей Феодорией был издан
особый эдикт, направленный против Павликиан, и в результате которого (846
г.) было умерщвлено сто тысяч Павликиан. Спасаясь от пыток и преследования,
Павликиане проникли на Балканы, во Францию, Италию, Голландию, стали
основоположниками других христианских течений в разных местах Европы, и до
сего дня сохранились в Армении.
В девятом веке два образованных грека братья Кирилл и Мефодии, читая Св.
Писание, были настолько захвачены его содержанием, что сделали перевод
Писания на славянский язык и начали проповедовать христианство язычникам-
славянам: хозарам, моравам, болгарам и др. На Кирилла и Мефодия посыпались
обвинения. Церковные власти утверждали, что народ должен читать Писание
только на одном из трех языков: еврейском, греческом и латинском, ибо на
кресте Голгофском имелась надпись на этих именно языках. Языки варваров
рассматривались как решительно непригодные для усвоения Слова Божия. В
представлении римских пап, совершение богослужений на таких “вульгарных”
языках почиталось чуть ли не кощунственным.
В то время “богослужебными” языками были: в западной церкви латинский, а
в восточной — греческий, хотя время разделения этих двух церквей тогда еще
не наступило. Папа Николай I вызвал братьев в Рим под предлогом их
рукоположения, и старался воспрепятствовать введению славянского языка в
богослужения моравской церкви.
Когда братья Кирилл и Мефодий находились уже на пути в Рим, папа Николай
I, будучи сам отлучен от церкви Константинопольским собором, внезапно умер.
Вступивший на папский престол Адриан II пытался воздействовать на братьев,
но это ни к чему не привело. Папа Иоанн VIII два раза подряд запретил
братьям совершать богослужения на церковнославянском языке. Мефодий счел
необходимым съездить в Рим для личного разъяснения папе незаконности и
опасности его требований. Иоанн внял доводам Мефодия и отменил свое
двоекратное запрещение. Однако, после смерти Мефодия, за церковнославянский
язык предал Мефодия анафеме как еретика, ему непослушного. Солунским
братьям пришлось вести с папами непрерывную борьбу.
По вине баварских епископов и папы Иоанна VIII, Мефодий жестоко был
наказан, просидев в тюрьме более десяти лет (870— 880). Кириллу пришлось
страдать меньше. Первая и последняя его поездка в Рим совершенно подкосила
его здоровье. Он умер в Риме в 868 г., безвременно закончив свое высокое
служение. Брат Мефодий был продолжателем начатого Кириллом перевода Библии.
Перевод Библии на славянский язык способствовал внедрению Евангельских
истин среди славянских народов и, конечно, снижал пагубное влияние римских
пап на эти народы.
В конце десятого и в начале одиннадцатого века “официальное” христианство
дошло до таких глубин падения, что даже в массе населения высказывалось
недовольство упадком церкви и желание восстановить в ней чистоту и
нравственность.
Движение, требовавшее реформ церкви, нашло ревностных поборников и
распространителей в лице монахов французского монастыря Клюни в Бургундии.
Клюнийцы проповедовали отделение христианства от “мира сего” и требовали,
чтобы верующие люди отказывались от светского образа жизни. Движение это
быстро и умело было подавлено церковными и светскими властями.
В двенадцатом веке Лионский христианин, купец Петр Вальдо (1176 г.),
будучи человеком богатым, роздал (Мтф. 19, 21) имение нищим и начал
проповедовать Евангелие. Когда люди стали каяться в грехах своих и
обращаться ко Христу за спасением, Вальдо основал братство. Вальденцы
отвергали католические обряды и стремились жить только по заветам
Евангелия. Сам Вальдо, а также и его многочисленные последователи,
подверглись жестоким гонениям. Третий Латеранский собор (1179) г.), на
котором присутствовали папа Александр III и император Фридрих I, осудил эту
ересь и предал Вальдо и его последователей анафеме. Века гонений не
искоренили Вальденского Евангельского движения. Вальденские церкви все еще
продолжают существовать в Италии, Швейцарии и Франции и остаются
ревностными проповедниками Евангелия.
В тринадцатом столетии в южной Франции в городе Альби возникло движение
против папской власти и всех злоупотреблений церкви. Движение призывало
людей к покаянию и к жизни христиан первоапостольской церкви. Папа
Иннокентий III предпринял против “еретиков” крестовый поход и совершенно
уничтожил город Альби и альбигойцев. Та же судьба постигла Каркасон, Безье
и другие города, “зараженные альбигойской ересью”. В Безье убивали даже
женщин и детей. Папского легата спросили: “Как же так, убивать всех без
разбора, а вдруг среди еретиков обнаружатся наши, правоверные католики?” —
“Не наше дело разбираться, — кричал легат, — бей всех без разбора... Бог
знает своих... Бог разберется...” Убито было больше 20000 человек.
Четвертый Латеранский собор в 1215 г. объявил альбигойцев вне закона и
предал их анафеме.
Церковь беспощадно преследовала еретиков, и кто не слыхал об инквизиции,
которой руководили монахи-доминиканцы? Подозреваемых в “евангельском
уклоне” подвергали жутким пыткам. Наиболее упорных и опасных сжигали или
хоронили заживо. Те, кто получали папское прощение, бродили с красным
крестом на одежде, и считались опозоренными на всю жизнь. Для исполнения
казней церковь обращалась к помощи светских властей, и передавала виновных
“в светскую руку”, так как сама церковь не должна была проливать крови. В
вознаграждение за подобные услуги светская власть получала “имущество
осужденных”... Груды книг написаны об инквизиции, и скромные объемы
настоящего труда не позволяют автору коснуться всех ее ужасов.
В четырнадцатом веке против злоупотреблений католической церкви восстал
Ян Гус, пражский проповедник и духовник чешской королевы. Гус требовал
свободной проповеди Евангелия, отвергал исповедь пред священником, а также
чистилище и главенство папы, и горячо стремился к восстановлению
христианства в его первобытной чистоте. Гус был вызван на папский собор в
Констанце (1414 г.) и несмотря на то, что отправился на собор под
прикрытием короля Венцеслава и охранительной грамоты императора Сигизмунда,
Гус был объявлен на соборе “еретиком” и сожжен в Констанце. “Я стремился
отвратить людей от греха. В этой истине, которую я проповедовал согласно с
Евангелием Иисуса Христа и толкованием апостолов, я сегодня хочу умереть”,
— ответил Гус тем, кто за несколько минут до казни явились к нему с
последними своими увещаниями. Смерть высокого христианского мученика
возмутила свободолюбивых чехов и послужила сигналом к Гуситской войне.
Преводителями были Николай из Гусинца и Ян Жижка. Эта кровопролитная борьба
продолжалась с перерывами вплоть до так называемого Куттенбергского
религиозного мира в 1485 году.
В пятнадцатом веке, когда на папском престоле восседал Борджиа, под
именем папы Александра VI, католическая церковь достигла последних ступеней
своего нравственного падения. Произвол и насилие духовенства и
возмутительнейший разврат самого папы Александа VI (1492—1503) не поддаются
описанию. В папском дворце было помещение для публичного дома. В диких
оргиях и ничем не прикрытом разврате папы принимали участие его дочь
Лукреция и сын Цезарь — кардинал. Высшее духовенство пополняло свои ряды
представителями светской аристократии, проделки монахов вошли в пословицу:
“Эти лицемеры делают как раз обратное тому, что проповедуют”...
Эта общая разнузданность вызвала против себя волну народного негодования.
Общий протест нашел своего выразителя в лице проповедника из Флоренции
Джироламо Савонаролы. Он отличался своею душевной прямотой, был неустрашим
и не мог мириться с явным язычеством в христианской церкви. В своих
проповедях Савонарола изобличал духовенство и самого папу. 25 июля 1495
года папа приказал “дерзкому пророку” приехать в Рим и дать отчет о своих
словах и действиях, но “дерзкий пророк” не пожелал явиться. Возмущенный
“наместник Христа на земле” издал 8 сентября того же года указ, запрещающий
Савонароле проповедовать в соборе св. Марка, во Флоренции, но и тут
встретился с непослушанием “подвластного”. 12 мая 1497 года папа объявил
Савонаролу еретиком, отлучил от церкви и предал анафеме. Невзирая на все
меры, принятые папой, Савонарола продолжал проповедовать, совершать
богослужения и евхаристию. Весной 1498 года папа прислал во Флоренцию своих
комиссаров, дабы покончить с отступником, хотя бы он оказался вторым
Иоанном Крестителем. Савонаролу арестовали, посадили в тюрьму, подвергли
адским пыткам и мучениям, после чего Савонарола был повешен и труп его
сожжен. Такая же участь постигла и двух его сообщников: Пестию и Доминика.
Так тяжко был наказан церковью тот, кто дерзнул проповедовать истину,
беспощадно обличая безнравственность народа, духовенства и властей.
Сохранились точные записи допроса и текст смертного приговора, вынесенного
“папскими легатами” еретику Савонароле. Этот текст допроса и текст
приговора настолько компрометируют католическую церковь, что последняя
объявила эти исторические документы “подложными”.
В шестнадцатом столетии на арену борьбы за чистоту церкви выступают
Цвингли, Кальвин, и Лютер.
Ульрих Цвингли (1484—1531), священник из Цюриха, восстал против римской
церкви и громил злоупотребления духовенства. В 1522 году с согласия
цюрихского городского совета Цвингли стал приводить в исполнение
радикальную реформу церкви и сделался реформатором Швейцарии. Гуманист по
образованию и убеждению, широкий по уму и высокий по своим душевным
качествам, Цвингли является одним из самых выдающихся духовных деятелей
реформированного периода. Цвингли был убит католиками в сражении с войсками
католических кантонов, при Каппеле.
Жан Кальвин (1509—1564), родом из Франции, положил вместо с Цвингли
основание реформатской церкви. Пробыв некоторое время в Страсбурге, Кальвин
был приглашен в Женеву, где действовал с большой властью, водворив в Женеве
теократические порядки. Сделанные им многие нововведения в церкви были
осуждены на соборе в Лозанне. Приверженцы кальвинизма во Франции были
названы гугенотами. Они подвергались сильным преследованиям. Во время
бракосочетания Генриха Наваррского с Маргаритою Валуа, по инициативе
Екатерины Медичи, матери короля Карла IX, католики решили истребить
гугенотов, проживающих в Париже. Избиение это произошло в ночь св.
Варфоломея с 23 на 24 августа 1572 года и получило в истории название
“Варфоломеевской ночи”. В ту ночь во Франции было уничтожено около 30000
гугенотов. Из них 2000 жертв — в Париже. Гугеноты и по сей день имеют свои
церкви на юге Франции, пользуясь по кодексу Наполеона гражданскими и
политическими правами наравне с католиками.
Мартин Лютер (1483—1516), сын рудокопа из Эйслебена, получил степень
магистра, но, имея глубокое влечение к духовной жизни, спустя два года,
постригся в августинские монахи. С 1508 года Мартин Лютер занимает кафедру
философии в Виттенбергском университете. В 1511 году Лютер, побывавший в
Риме, пришел в ужас от развратного образа жизни римского духовенства.
Находясь в Риме и подымаясь по лестнице “Санта-Скала” в одном из храмов
Ватикана, Лютер вспомнил слова Священного Писания: “Праведный верою жить
будет”, и там же уверовал во Христа, как в своего личного Спасителя,
дающего оправдание даром, по вере, всякому грешнику, кающемуся (Санта-Скала
— имя лестницы, привезенной из Палестины. По этой лестнице, якобы,
подымался Христос к Пилату). Римская церковь учит, что всякий, кто взойдет
по этой лестнице на коленях, читая при этом установленные молитвы, получит
“абсолют”, т. е. ПОЛНОЕ ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ. Очевидность заблуждений предстала
пред Лютером с такой реальностью, что он тотчас поднялся с колен и уже
больше лестницей на спасался.
Возвратившись в Германию, Лютер — доктор богословия и профессор
университета — опубликовал 95 тезисов, в которых осуждал отступление
церкви. Лютер доказывал, что человек не может спасти себя ни восхождениями
по лестнице Пилата, ни постами и молитвами и никакими добрыми делами, что
спасение совершено однажды и навсегда Христом на Голгофе, что священник не
стоит ближе к Богу, чем человек-мирянин, и призвал католических священников
не властвовать над людьми, а служить им. Тезисы его верования были широко
оглашены. Впечатление, вызванное его протестами против злоупотреблений
церкви и призывами к простоте Евангельского верования, было необычайное,
Мартин Лютер смело выразил то, что смутно бродило в душах его современников
и был услышан народом. Папа послал буллу, угрожавшую “дикому вепрю,
разоряющему виноградник Господа” отлучением, но Лютер публично сжег ее
перед Виттенбергскими студентами. Папа решил судить “дерзкого монаха,
поколебавшего структуру церкви и древнюю веру”. Сейм собранный папой в
Вормсе уже предвкушал сожжение “еретика” на костре, но и сейм, и папа
оказались бессильными противостоять твердому защитнику Лютера императору
германскому Фридриху Мудрому. Под защитой этого последнего Лютер был
отправлен в Вартбург, где перевел Библию на немецкий язык. Вернувшись в
Виттенберг, Лютер покинул монашество и женился на бывшей монахине Екатерине
фон Бора, прозванной за высокое благородство души “ангелом Виттенберга”.
Лютер вел обширную переписку с князьями, учеными, богословами и друзьями,
оставив после себя много богословских трудов, религиозных рассуждений и
трактатов.
Результатом реформ Мартина Лютера явилось новое христианское вероучение
—Лютеранство, которое легло в основу многих видов здорового протестантизма.
Из Германии и Швейцарии лютеранство постепенно распространялось по другим
странам. Оно проникло в Данию, Швецию, Голландию, Англию, Шотландию,
Францию, и в настоящее время имеет своих последователей во всех странах
мира. Реформационное движение всюду вызывало волнение, продолжительные и
ожесточенные войны между католицизмом и протестантами, и завершилось
известной 30-летней войной, окончившейся Вестфальским миром в 1648 году.
В семнадцатом веке возникает несколько новых религиозных течений,
допущенных официальным христианством: Пуритане, Просвитериане, Квакеры,
Евангелисты и другие. Все они призывали к восстановлению христианства в его
первоначальной чистоте, все они отвергали нехристианские установления
церкви: церковную иерархию, исповедь пред священником, литургию, некоторые
таинства, крестное знамение, поклонение иконам и многое другое, являющееся
плодом невежественного и суеверного средневековья. Все эти течения
признавали единственным руководством веры и жизни человека — Священное
Писание, требовали отделения церкви от мира, участия каждого верующего в
служении церкви, и смотрели на духовное возрождение как на основу
христианства: “Кто не родится свыше, не сможет войти в Царствие Божие”. Эти
подлинно евангельские течения долго и упорно преследовались во многих
странах старого режима.
С девятнадцатого века вплоть до наших дней то и дело возникают все новые
и новые Евангельские течения, стремящиеся к оздоровлению охладевших людских
сообществ, именующих себя христианскими. На Западе и в Америке с проповедью
Евангельских истин выступали с большим успехом Чарлз Финней, доктор Муди,
доктор Р. А. Торрей, Билл Сандей, Доктор Чапман, Чарлз Сперджен, Эван
Робертс, Кампбелл Морган, доктор Ф. Б. Майор, Джипси Смит, Билли Грэм и
многие другие проповедники и богословы.
В России, проповедь Евангелия вне церковного амвона всегда
рассматривалась чем-то предосудительным, неуместным, нежелательным,
“опасным новшеством”, “кружковщиной”, “сектанством”...
Реформация Запада не могла, однако, не отразиться на Востоке. Одним из
приверженцев новых религиозных идей и их распространителем среди славян
Востока был известный украинский философ Григорий Саввич Сковорода
(1722—1794). Будучи человеком высокообразованным и владея несколькими
иностранными языками, Сковорода обошел пешком всю Европу, был
преподавателем в Харьковском коллегиуме (семинарии). Странствуя по Украине,
Сковорода вел религиозно-философские беседы, имевшие большой успех у
слушателей. Он оставил после себя несколько сочинений, среди которых
“Начальная дверь ко христианскому благонравию” заслуживает особого
внимания. Он также написал много духовных гимнов, сохранившихся в народной
передаче среди молокан, духоборцев и других религиозных течений Украины и
Закавказья.
Эхо западноевропейской реформации достигло России только в девятнадцатом
столетии, т.е. четыреста лет спустя. Эпоха западноевропейского Ренессанса
(Возрождения), выразившаяся, главным образом, в освобождении человеческой
совести от устарелых форм верования в вековые заблуждения римской церкви,
основанные на бесконтрольности клира и невежестве суеверных масс, эта эпоха
не имела должного влияния на темные массы церкви восточной. Восточная
церковь потому не имела еще в своих рядах тех, кто внес бы в ее жизнь
нужные реформы, и таким образом, вывел бы ее из тех застывших, мертвящих
душу форм, в которых она находится более тысячи лет. У нас, в России, не
было религиозных реформаторов, подобных Лютеру, Веслею и Кальвину. У нас не
было коренных церковных реформ, возврата к простоте Евангельской, к жизни
подлинного духовного возрождения. Не было и не могло быть его у нас потому,
что Слово Божие, Библия на русском языке издана не была еще. Впервые полная
русская Библия, изданная “по благословению Синода”, появилась только в 1876
году. С этого же, приблизительно, времени и начинает проникать в Россию
проповедь Евангелия. В результате проповеди Слова Божия появляются
отдельные лица, группы и даже движения, стремящиеся к жизни по Евангелию.
Евангельское движение в России возникает и развивается одновременно в
трех направлениях: среди крестьян, рабочих и аристократии. Первым
последователем Евангелия из рабочих был Никита Воронин. Живя в Тифлисе и
читая Библию, он пришел сначала к ясности, что по Слову Божию он, Воронин,
погибший человек и грешник. Потом, продолжая углубляться в Евангелие,
Воронин пришел к другой ясности, что Христос пришел “спасти грешников” и
всякого кающегося “Он не изгонит вон”. Чтение апостольских посланий еще
более убедило Воронина в возможности спасения верою, по благодати,
искуплением Иисуса Христа. Уверовавший, таким образом, во Христа Иисуса как
личного своего Спасителя, Воронин пожелал исполнить волю Божию о водном
крещении, как написано: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”...
Основываясь на этом тексте Писания, Воронин пригласил к себе из соседней
немецкой колонии проповедника Кальвейта, который и крестил его в реке Куре
ночью 20 августа 1867 года. Несмотря на такую таинственность и
предосторожность, весть о появившейся “новой вере” разнеслась по всей
окрестности и “жаждующие духовно” люди потянулись сперва на квартиру
Воронина, а затем — в зал, специально нанятый для совместного чтения
Евангелия. Спустя три года в Тифлисе образовалась община верующих,
крещенных по вере, численностью в 78 человек. Среди них — известные позже
проповедники — В. Павлов, В. Иванов-Клышников, Д. И. Мазаев и другие.
Первыми евангельскими верующими из крестьян были братья Онищенко из Основы
и Ефим Цымбал из Карловки, на Херсонщине. Братья Онищенко смело
свидетельствовали другим о своих духовных переживаниях, и среди обращенных
ко Христу обрели молодого Ратушного, ставшего вскоре благословенным
проповедником Евангелия на Украине. Почти одновременно с обращением
Ратушного в Основе, в Карловке, по свидетельству Ефима Цымбала, обращается
ко Христу Иван Рябошапка — впоследствии неустрашимый свидетель Истины не
только на Украине, но и в аристократических салонах старого Санкт-
Петербурга. Пройдя через тяжелые преследования и гонения, Рябошапка был
выслан “за пределы России” и умер в Болгарии, в 1904 году.
Английский лорд Редсток, человек глубоко верующий, прибыл из Лондона в
Санкт-Петербург в 1874 году к некоторым придворным русским вельможам с
ответным визитом. По его инициативе были организованы частные беседы на
религиозно-фиолософские темы. Интерес к Библии, пробужденный в
аристократической среде Петербурга беседами лорда Радстока, был
необычайным. Многие из придворной знати впервые уясняли себе смысл
Христовых страданий, ответственность свою пред Богом, возможность и
необходимость “родиться свыше” для всякого ищущего прощении грехов и жизни
вечной. Среди принявших Евангельскую весть спасения оказались подполковник
А. В. Пашков, княгиня Гагарина, светлейшая княжна Ливен, граф Модест Корф и
многие другие.
Проповедь Евангелия захватила не только “господ”, собиравшихся во
дворцах, но и их бесчисленных слуг и подчиненных. Такое повальное увлечение
Евангелием всколыхнуло столицу и заставило церковные и светские власти
призадуматься и принять соответствующие меры. Главным “зачинщикам
реформации” предписано было покинуть пределы России. Их последователям
пришлось встретиться с разными репрессиями и даже гонениями. Подполковник
Пашков умер на чужбине в 1906 году. Пишущий эти строки посетил его могилу
на Римском кладбище. Много дум навеял белый мраморный крест с надписью
кириллицей: “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное”...
(Мтф. 5, 10). Граф Модест Корф закончил свою жизнь в Швейцарии.
Обращенные в далекой провинции и обращенные в русской столице не носили
никакого названия и не принадлежали ни к одному из зарубежных религиозных
течений. Но окружающая их народная масса должна была дать новому движению
какую-то “кличку” и она эту кличку дала, дала не одну, а несколько. На
Украине, где евангельское течение было связано с немецкими колонистами,
уверовавших назвали “штундой” или “штундистами”. Это название произошло от
немецкого слова “штунден”, т. е. “время”, которое верующие уделяли
ежедневно для чтения Евангелия и для молитвы. В других местах —
“евангелистами”, “баптистами”, “перекрещенцами” или просто “сектантами”...
Группу, уверовавших на беседах лорда Радстока, назвали “пашковцами”.
Евангельское пробуждение, вспыхнувшее в разных местах России, оказалось
настолько сильным, что властям трудно уже было применять “ссылку в
административном порядке”. Из среды уверовавших вышли люди талантливые,
образованные, способные проповедники, организаторы и вожди: Иван Степанович
Проханов, И. В. Каргель, В. Г. Павлов, В. А. Фетлер, М. Д. Тимошенко, В. Н.
Одинцов, Е. А. Голяев, Г. А. Дроненко, Н. А. Казаков и другие. Каждый из
вышеупомянутых духовных деятелей, несомненно, заслуживает отдельной книги,
и автор настоящего труда не сомневается в том, что такие биографические
очерки вскоре появятся.
Мы, живущие в двадцатом атомном веке, снова вступили ,в мрачную эпоху
неверия, богоборчества и человеконенавистничества. “Грех умножился”, “во
многих охладела любовь”, церковь Христова, еще так недавно обагренная
кровью мучеников за веру, теперь уже остыла в вере, снизила на нет уровень
своего духовного рвения, стала способной идти на поводу у политиков и
государства, слилась с “миром сим” и уже мало стремится к достижению той
высокой цели, ради которой Христос оставляет ее на земле: нести весть
спасения погибающим, провозглашать скорое пришествие Христа, суд над
народами и гибель мира, “благовествовать неисследимые богатства Христовы”.
Воистину, мы живем в такое время, когда нельзя не ждать нового мощного
пробуждения в церкви, нового “выхода из среды ее”, нового “отделения”. Ибо
всякий раз, когда вызванное к жизни духовное христианское пробуждение по
тем или другим причинам лишалось животворящей силы Святого Духа и,
лишившись Его, застывало в своих омертвелых формах, Бог находил Себе новых
свидетелей, “новые сосуды благодати”, чрез которые и продолжал осуществлять
Свой изначальный план спасения человечества, посредством “юродства
проповеди”. Необходимо заметить также, что одновременно с действиями Духа
Святого в церкви и Его побуждениями к святой и отделенной от мира жизни
верующих, сатана часто увлекает людей ложными идеями и, таким образом,
порождает в церкви всякого рода “соблазны”, “ереси” и “разделения”... Слово
Божие учит нас, что церковь не застрахована от заблуждений, что в церковь
могут войти “лютые волки, не щадящие стада”, учащие превратно, “дабы увлечь
учеников за собою”, лжеучители и лжепророки, заблуждающиеся и вводящие в
заблуждение... Но и здесь Господь не оставляет “Своих избранных” без
нужного духовного света и руководства. Он посылает нам Духа Своего Святого,
Который оберегает нас от заблуждения, “научая и наставляя нас на всякую
истину” (Ин.16:13; 1Ин.2:18-21).
Часто люди заявляют: “Я хотел бы уверовать и присоединиться к церкви, но
как могу я знать: какая церковь истинная, если в христианстве насчитывается
около 700 различных наименований?” Вопрос этот разрешается весьма просто:
надо сперва уверовать и принять Духа Святого, а Дух Святой уже займется
дальнейшей судьбой уверовавшего. Дух Святой укажет ему ту группу верующих,
которая будет способствовать его духовному росту. Ибо задача Духа Святого —
наставить уверовавшего “на всякую истину” и оградить чадо Божье от всякого
заблуждения. “Впрочем помазание, которое вы получили от Него в вас
пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие
помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас,
в том пребывайте” (1Ин.2:27). “Это я написал вам об обольщающих... Не
всякому духу верьте, но испытывайтедухов, от Бога ли они, потому что много
лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте
так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти,
есть от Бога; А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего
во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста...” (1Ин.2:26 и 4:1-3).
Такова история сектантства.





Новинки рефератов ::

Реферат: Серебряный Век русской культуры (Культурология)


Реферат: Николай Рубцов (Литература : русская)


Реферат: Культура Древней Греции (Культурология)


Реферат: Анторопово- одно из старейших сел Назаровского Района Красноярского края (История)


Реферат: Масляный насос (Транспорт)


Реферат: Миграционная политика государства (Социология)


Реферат: Boris Godunov (реферат, английский) (История)


Реферат: Взаимосвязь языков C и ассемблера (Компьютеры)


Реферат: Словесно-дидактические игры по теме «Знакомство с экзотическими плодовыми комнатными растениями» (Педагогика)


Реферат: Семья как социальный институт (Социология)


Реферат: Загальне вчення про зобовязання (Право)


Реферат: Перераспределение земель колхоза "Колос" Ставропольского края (Сельское хозяйство)


Реферат: Жуков - полководец (Исторические личности)


Реферат: Ветви христианства. Суть различий (Религия)


Реферат: Мендель Грегор Иоганн (Биология)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины (Международные отношения)


Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Microsoft Access (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист