GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби (Философия)





Яровой Андрей Викторович



Реферат на тему:

Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби.



Москва, 1998.


Введение

На пороге XXI века перед человечеством все острее встают вопросы: куда
мы идем, где мы сейчас и каковы вообще перспективы развития земной
цивилизации. Фантастические темпы развития новейших технологий и
перспективы, открывающиеся благодаря им, прогрессирующая «вестернизация»
экономических и политических аспектов жизни многих стран мира позволяют
многим делать предположения о стремительном приближении человечества к
идеалам западной демократии. Звучат даже слова о конце истории
человечества. Вот, например, как отреагировал американский историк Фрэнсис
Фукуяма на реформы в бывшем Советском Союзе: «Возможно, что то, что мы
наблюдаем, это не просто конец холодной войны или своеобразного периода
послевоенной истории, но конец истории как таковой: это означает конечный
пункт идеологической эволюции человека и превращение западной либеральной
демократии в универсальную, в конечную форму государственного управления
человечества»[1]. Используя экономические показатели, политики и экономисты
ранжируют страны по степени их «прогрессивности», начисто отметая такие
неотъемлемые характеристики человеческого бытия как нравственность ,
самобытность культуры, или обуславливая их экономическим и политическим
развитием. По сути все, что не вписывается в «прокрустово ложе» менталитета
среднего европейского (или американского) потребителя, объясняется
«дикостью» народов 3-го мира, до которых, к сожалению, не дошел еще свет
западной культуры. Но как можно всю неповторимость и многообразие различных
культур сводить к двум-трем числовым показателям типа валового
национального продукта на душу населения? И вообще, правомерно ли сравнение
различных культур между собой, выстраивание их в какую бы то ни было
иерархическую структуру по степени приближения к единому для всех идеалу?
Не слишком ли мы увлекаемся, принимая явления, присущие отдельным культурам
за характеристики всех культур?
Многие мыслители считают неправомерным описание истории как линейного
поступательного движения к единой цели, в котором все народы идут в одном
направлении, обгоняя или отставая друг от друга. Напротив, история для них
- это развитие отдельных общественных сущностей более или менее
взаимодействующих друг с другом, где смерть одних соседствует с рождением
других. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории ... я
вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из
недр породившей их страны, ... и у каждой своя собственная идея,
собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец,
собственная смерть»[2]. Так писал немецкий философ начала XX века Освальд
Шпенглер. В теориях такого типа непрерывное поступательное движение
человечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных
локальных цивилизаций. К мыслителям, придерживающимся схожей точки зрения
на предмет истории, относится и английский историк XX века Арнольд Тойнби.
Его теория циклических цивилизаций и будет освещена в данном реферате.

Циклический путь развития цивилизации


Методика исследования - эмпирический анализ

Перед тем как начать говорить о теории Тойнби, следует сказать
несколько слов о его методике исследования. Как пишет сам Тойнби, описывая
некоторые отличия его теории циклов от теории цивилизаций Шпенглера, «если
германский априорный метод потерпел неудачу, стоит попробовать, чего можно
добиться при помощи английского эмпиризма»[3]. На протяжении всего
основного своего труда «Постижение Истории» Тойнби придерживается своей
методики. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает с
необходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые
Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после
изучения большого количества исторических примеров. Так, например, одно из
важнейших понятий теории Тойнби Вызов-Ответ не дается формально, а строится
на большом числе конкретных примеров. Такой стиль изложения мыслей имеет
как свои достоинства так и недостатки. С одной стороны, большой фактический
материал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби. С другой
стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации и
зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.

Единица измерения - цивилизация

Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять,
что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация», или, другими
словами, что является «единицей измерения» исторического бытия. Исходя из
того, что любая страна, политический союз и т. д. Должны рассматриваться не
сами по себе, а исходя «исторического контекста», Тойнби приходит к
следующим выводам об «атоме, на котором следует фокусировать свое внимание
историку»:
a) Цивилизации «представляют собой ... общества с более широкой
протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем
национальные государства, города-государства или любые другие
политические союзы»[4];
b) Именно цивилизации должны рассматриваться историками;
c) Цивилизации сопоставимы друг с другом;
d) Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;
e) Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем
преемственность между фазами развития одной цивилизации.
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию,
когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги).
На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
1. Западная христианская
2. Православная христианская
3. Исламская
4. Дальневосточная
5. Индуистская
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения,
например, западная христианская и православная христианская, находящиеся
друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской
цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и
могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке
зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе
сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из
другой.
Тем не менее Тойнби также глубоко не приемлет и концепцию «единства
цивилизации», объясняя ее, как и Шпенглер, гипертрофированным чувством
евроцентризма современных историков: «Западные историки ... считают, что в
настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или
менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по
другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством,
преувеличивая таким образом роль ситуации, исторически сложившейся совсем
недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем
более отождествлять ее с западным обществом»[5]


Стадии цикла

Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции Тойнби? Предопределены
ли сроки их жизни или ничто не запрещает развиваться цивилизации сколь
угодно долго? Вот как отвечает Тойнби на эти вопросы. Каждая цивилизация
проходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения -
генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации
примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. За
стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша
развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию
постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая как
правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись,
цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация
Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация,
породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).
Следует сразу отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной
предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации
Шпенглера. Если у Шпенглера цивилизация - это живой организм, который с
необходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнби
отходит от трактования цивилизации, как некой неделимой сущности, считая
что «общество не является и не может быть ничем иным, кроме как
посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой.
Личности, а не общества создают человеческую историю»[6]. Такая
интерпретация общества позволяет ответить на вопрос о предопределенности
развития: если все индивидуумы, составляющие данное общество, смогут
преодолеть надлом в душе, то и общество в целом может выбраться из стадии
надлома. «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или
поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля»[7].
Отсюда следует, что Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития
цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком.
Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимо ответить на
вопрос: что же является «мотором» цивилизации, что заставляет примитивное
общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды
проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо
единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого
первопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова-и-Ответа. Не найдя
детерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развития
цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и
последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в
качестве основного движущего механизма истории. На первом этапе Дьявол
(Вызов) выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в
возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо
рост - «переход в более высокое и более совершенное с точки зрения
усложнения структуры»[8] состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую
ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока
на очередной вызов не последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как
внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними
(творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь
первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития
системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое,
прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и
индивидуумов, ее составляющих.
Как уже говорилось выше, некоторые из вызовов могут получать достойные
ответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Если суровость
вызова будет усиливаться до бесконечности, гарантируется ли тем самым
бесконечное увеличение энергии, вложенной в ответ на бросаемый вызов?
Тойнби отвечает на этот вопрос вполне логично: наиболее стимулирующее
воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить
систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно
сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.
Как же выглядит концепция Вызова-и-Ответа в применении к цивилизации и
к анализу ее развития? Кому предназначается вызов - обществу в целом, либо
каждому человеку в отдельности? Как уже упоминалось, система Тойнби
антропоцентрична в том смысле, что в ней обществу отводится место поля
действия, а не носителя созидательной силы. Поэтому и вызовы
предназначаются прежде всего людям. Здесь Тойнби стоит на позиции
французского философа Анри Бергсона: «Мы не верим в «бессознательный»
фактор Истории, так называемые «великие подземные течения мысли», на
которые так часто ссылаются, возможно лишь потому, что большие массы людей
оказались увлеченными кем-то одним, личностью, выдвинутой из общего числа.
Нет надобности повторять, что социальный прогресс обусловливается прежде
всего духовной средой общества. Скачок совершается тогда, когда общество
решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось
убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то»[9]. Однако
большинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойный
ответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем
необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ,
именно они способны повести за собой всех остальных. Кто они - эти
сверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус,
Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). В
любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на
творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу.
Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызов
превращается в ответ всего общества? По утверждению Бергсона, «требуется
двойное усилие. Прежде всего со стороны отдельных личностей, нацеленных на
новаторский путь, и наряду с этим - всех остальных, готовых воспринять эту
новацию и приспособиться к ней. Цивилизованным можно назвать лишь то
общество, в котором эти встречные усилия слились воедино. В сущности,
второе условие более трудно для исполнения. Наличие в обществе творческой
личности - фактор необходимый и достаточный для зарождения процесса...
Однако для ответного движения нужны определенные условия, при которых
творческая личность может увлечь за собой остальных»[10]. Каков механизм
взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства? Тойнби
назвал этот механизм «мимесис» - социальное подражание. Мимесис появляется
у человека задолго до вступления общества в фазу развития. Его можно видеть
и в обществах с примитивным укладом и в развитых цивилизациях. Однако
действие мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если в
примитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях и подражании
старейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества,
то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направлен
на творческое меньшинство, являясь таким образом связующим звеном между
активными и пассивными его членами. Следовательно, для успешного ответа на
вызов необходимо наличие в обществе следующих факторов:
1. в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать
на него ответ;
2. большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть,
грубо говоря, «созреть» для ответа. В дальнейшем будет показано, как
концепция Вызов-и-Ответ и взаимодействие Меньшинство-Большинство
проявляют себя на каждой из стадий развития цивилизации.


Генезис

Как уже упоминалось, Тойнби выделяет два пути возникновения
цивилизаций: через мутацию примитивного общества и через отчуждение
пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. Как
и следовало ожидать, в обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью
концепции Вызов-и-Ответ, отвергая при этом как расовые теории,
постулирующие различную «государствообразующую» силу разных рас, так и
благоприятные природные условия, якобы являющиеся залогом возникновения
цивилизаций. Замечая, что природные условия могут влиять на характер
цивилизации, он однако говорит, что для успешного зарождения необходимо
появление Вызова - стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые
могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.
1. Стимул природной среды
a) Стимул бесплодной земли
b) Стимул новой земли
2. Стимул окружения
a) Стимул удара (реакция на нападение)
b) Стимул давления («форпост»)
c) Стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация)
Как видно из приведенного выше списка, стимулы могут быть как
природными, так и социальными. Именно появление стимулирующего воздействия
со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное
общество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться.
Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большое количество
различных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул. Среди всех
стимулов хотелось бы выделить стимул новой земли, а точнее, его
разновидность - стимул заморской миграции. Он не только побуждает общество
начать развиваться, но и побуждает делать это на принципиально новой
основе: «Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытания
заморской миграцией, относится к области политической. Складывается
принципиально новый тип политической системы - республика, в которой
связующий элемент - договор, а не родство»[11]. Что касается зарождения
цивилизации из недр материнской цивилизации, то здесь Тойнби также
использует концепцию Вызов-и-Ответ. Правящее меньшинство, которое больше не
является творческим меньшинством, не способно дать ответ на вызов, стоящий
перед обществом и разрушающий его. Тогда в среде пролетариата возникает
новое творческое меньшинство, действительно способное дать ответ.
Постепенно мимесис народных масс перенаправляется на новое творческое
меньшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации.
Таким образом, образование цивилизаций данного типа происходит из-за
неспособности старого меньшинства дать успешный ответ на вызов, стоящий
перед ним.

Рост

Приступая к анализу стадии роста в цивилизации Тойнби, необходимо
понять, что он считает критерием роста. Прежде всего, территориальная
экспансия ни в коей мере не является показателем развития цивилизации.
Территориальное расширение обычно сопровождается кровопролитными войнами и
свидетельствует скорее не о росте цивилизации, а о регрессе. Захватывание
чужих территорий зачастую говорит о неспособности общества справиться с
внутренним вызовом. «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть
день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на
материальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как
стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной
некомпетентностью и судьбой на гибель»[12]. Тойнби отказывается также в
качестве признака роста принимать и рост власти над природой. Прогресс в
технике и технологии зачастую вызван не общим развитием общества, а заказом
военных, что свидетельствует опять же о надломе. Кроме того технический
прогресс может приводить к идолизации его как единственного критерия
развития цивилизации и пренебрежению духовной сферой развития человека. О
каком прогрессе может идти речь, если последние достижения науки
используются для уничтожения себе подобных? «Влияние Человека на силы Добра
и Зла возросло невероятно с освоением новых источников энергии, но это,
увы, не прибавило Человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том,
что в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм»[13]. Суть
же прогресса, по Тойнби, заключается в законе прогрессирующего упрощения -
этерификации. Смысл его заключается в том, что прогрессирующая система
должна переходить к «энергиям все более и более элементарным, тонким и
постигаемым лишь при помощи абстрактных категорий». Закон этерификации
проявляет себя многозначно. Сюда попадает как часть и развитие техники, и
движение искусства от пластики к музыке. Однако для Тойнби, как человека
верующего, наиболее важна религиозная этерификация: «Постепенное
восхождение Религии к Богам со все более ясно очерченной личностью и более
четко определенными отношениями между собой означает в конечном счете
абсорбцию в понятие некой единой божественной личности; и это в свою
очередь вызывает переход от внешнего к внутреннему представлению о Боге,
переход Религии от статики к динамике»[14]. Этерификация неизбежно ведет к
«переносу поля действия» - переходу из макрокосма в микрокосм. Противоречие
Человек-Природа постепенно превращается в противоречие Человек-Человек,
внешний вызов преобразуется во внутренний. Если вначале развития
цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы, то
по мере развития основными становятся социальные противоречия: борьба между
классами, религиозные, национальные вопросы. На уровне человека рост
означает всю меньшую зависимость от физиологических потребностей и все
прогрессирующее влияние нравственных проблем. «Рост означает, что растущая
личность или цивилизация стремится создать свое собственное окружение,
породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое
собственное поле действия. Иными словами, критерий роста - это
прогрессивное движение в направлении самоопределения»[15].
Как же происходит движение цивилизации по пути прогресса? Считая
микрокосм первичным фактором, Тойнби говорит, что рост цивилизации
обусловливается изменениями во внутреннем мире индивидуума. Но эти
изменения могут произойти в душе не любого человека, а лишь у творческого
меньшинства. Ответом на вызов в данном случае является переход Личности на
более высокий уровень развития. Однако подавляющая часть общества остается
там же где и была. Таким образом возникает еще одно очень важное
противоречие «меньшинство-большинство». Большинство может приблизиться к
меньшинству путем механизма мимесиса. Однако нет никаких гарантий того, что
это произойдет. Отсюда возникает опасность отрыва одной социальной группы
от другой. С ростом цивилизации эта пропасть становится все шире и шире,
что в конце концов может привести к надлому цивилизации: вызову, на который
меньшинство уже не способно дать адекватного ответа.
В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путь
развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален.
Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развита данная
цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнее
непохожа она на другие. Таким образом по мере роста цивилизаций возникает
их дифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре,
искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (у
Шпенглера - культур) различием прафеноменов - первичных символов, лежащих в
основе каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее
единство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью
жизненного пути каждой цивилизации: «Многообразие, представленное в
человеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах - это
искусственный феномен и он лишь маскирует внутреннее единство»[16].

Надлом

Одним из основных постулатов теории Освальда Шпенглера является то,
что общества суть живые организмы. А раз так, то каждое общество проходит
через стадии, обязательные для любого организма: рождения, роста, увядания
и смерти. Однако, как было показано, Тойнби отвергает эту точку зрения,
рассматривая общество лишь как поле действия индивидуумов. Где же тогда
следует искать причину надломов цивилизаций? Как уже говорилось, процесс
роста цивилизации - это постоянная борьба. С одной стороны, это
взаимодействие между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны
это постоянное противоречие между меньшинством и косной массой. Надлом
может произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызов
активная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Другая причина может
крыться в природе мимесиса. Мимесис, направленный в будущее означает отказ
от обычаев. Таким образом система становится слабо сбалансированной и
подверженной катаклизмам. Не имея достаточно четкого и однозначного ответа
на вопрос о причинах надлома, Тойнби приводит большое количество примеров
надломов, из которых можно вычленить несколько групп:
Отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство может
потерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций,
оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.
Ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед.
Общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего
систему из «спящего» равновесия.
Изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение.
Идолопоклонство - «интеллектуальное и морально ущербное и слепое
обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо
Вечности»[17]. В эту категорию попадает очень широкий спектр надломов. В
частности, сюда попадает современная техногенная западная цивилизация,
спартанская цивилизация, положившая себя на алтарь бога Войны.
Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути ее
развития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не является
неизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации.

Распад

Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и
тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на
стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
1. Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество,
но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно
создает универсальное государство.
2. Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его
ответной реакцией является создание вселенской церкви.
3. Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на
ослабевшую цивилизацию.
В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Раскол в
душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает
поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов
встречает в душах людей прямо противоположный отклик - от абсолютной
пассивности до крайних форм активности... По мере нарастания социального
распада альтернативные решения становятся все более косными, полярными и
более значимыми по своим последствиям»[18].
Разложение общества сопровождается полным распадом правящей верхушки и
появлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата.
Именно это меньшинство способно образовать новую цивилизацию. Единственный
положительный выход - «преображение», то есть создание пролетариатом новой
религии, опирающейся на принципиально иную систему ценностей, нежели
разлагающаяся цивилизация. Созданная пролетариатом вселенская церковь
является той «куколкой», из которой и возникнет в будущем новая
цивилизация.

Современная ситуация

Какой видится современная ситуация английскому историку? Достижения в
технической и политической сферах отнюдь не сделали современное западное
общество духовнее. По сути, оно попало в капкан идолопоклонства, где место
идола занимает все та же западная демократия. «В секуляризованном западном
мире XX века симптомы духовного отставания очевидны. Возрождение поклонения
Левиафану стало религией и каждый житель Запада внес в этот процесс свою
лепту. Современный западный ренессанс племенной религии эллинистического
мира представляет собой чистое идолопоклонство»[19]. Подчинив церковь
государству, общество стало по сути неоязыческим. Как религиозный человек,
Тойнби ищет спасение в мировой церкви, в религии как средстве примирения
всех жителей Земли. «Душа, озаренная высшей религией, может достигнуть
большего в благоустройстве земной жизни, чем душа языческая. Озарение душ
светом высших религий определяет духовный прогресс человека»[20].

Заключение

В данном реферате были представлены основные положения теории
цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Его теория является
циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое
поступательное движение всех народов к одной общей цели. В то же время она
и не трактует историю как бесцельный круговорот различных культур и
цивилизаций. В противоположность жизненному циклу культуры по Шпенглеру
цикл цивилизации по Тойнби не является таковым в строгом смысле этого
слова. Жизнь цивилизации - это скорее непрерывное поступательное движение
по пути духовного развития, на котором постоянно возникают ловушки,
способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути –
дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия и не упустить
этот шанс – задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именно
человек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, есть
надежда … что с божьей помощью человек – хозяин своей судьбы, хотя бы
отчасти, хотя бы в чем-то»[21].
Список литературы:


1. Арнольд Тойнби «Постижение Истории». Москва «Прогресс», 1990.
2. Арнольд Тойнби «Цивилизация перед судом Истории». С-Пб. «Ювента»,
«Прогресс», «Культура», 1995.
2. Освальд Шпенглер «Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1.
Образ и действительность». Минск «Попурри», 1998.
-----------------------
[1] «Конец истории?» Ф. Фукуяма «США: Экономика, политика, идеология»
№5 1990.
[2] 3, стр. 29.
[3] 2, стр. 25.
[4] 1, стр. 40.
[5] 1, стр. 81.
[6] 1, стр. 251.
[7] 1, стр. 300.
[8] 1, стр. 120.
[9] 1, стр. 254.
[10] 1, стр. 260.
[11] 1, стр. 136.
[12] 1, стр. 224.
[13] 1, стр. 227.
[14] 1, стр. 238.
[15] 1, стр. 250.
[16] 1, стр. 293.
[17] 1, стр. 310.
[18] 1, стр. 358.
[19] 1, стр. 530.
[20] 1, стр. 540.
[21] 2, стр. 40.





Реферат на тему: Кореляційні аспекти історичного розвитку філософії та фізики

МIНIСТЕРСТВО ОСВIТИ УКРАЇНИ

Чернiвецький державний унiверситет
iм. Ю. Федьковича
кафедра філософії



РЕФЕРАТ
з фiлософiї на тему:

"Кореляційні аспекти історичного розвитку
філософії та фізики "



Виконавець: аспiрант кафедри
фізичної електроніки
Демич Микола Васильович



м. Чернiвцi 1998

Змiст

Вступ________________________________________________________________3
Основна частина______________________________________________________4
1. Фiлософiя i фiзика як органiчнi елементи культури._______________4
2. Перетворення фiлософських проблем в конкретно науковi._________8
3. Багатограннiсть фiлософських основ науки._____________________10
4. Вплив фiлософiї на зародження i розвиток класичної фiзики.______15
5. Фiлософськi засади квантової фiзики.___________________________19
Висновки____________________________________________________________25
Лiтература__________________________________________________________26

ВСТУП

Фізика відіграє важливу роль в житті суспільства, впливає на розвиток
техніки, в той же час власний розвиток фізики знаходиться в прямій
залежності від потреб суспільного виробництва, рівня розвиткук техніки і
від світогляду її творців.
Будь-яка наука сама по собі представляє перш за все певну систему
ідей, понять, категорій та законів, які більш чи менш адекватно
відображають дійсність, дають достовірні дані про існування суб'єктивного
світу.
Всі природничі науки мають між собою те спільне, що вони вивчають
різні сторони єдиного матеріального світу. Звідси слідує, що ці науки
повинні користуватись самими загальними теоретичними і методологічними
положеннями, які адекватно відображають найбільш загальні властивості
матерії, що знаходиться в стані постійних змін, руху. Філософія як наука
про найбільш загальні закони розвитку природи, суспільства, мислення є
єдиною науковою методологією всіх природничих наук.
Об'єктивною основою взаємозв'язку філософії та фізики є матеріальна
єдність загального і конкретного в розвитку матерії, загальних і конкретних
законів.
ОСНОВНА ЧАСТИНА
1. Фiлософiя i фiзика як органiчнi елементи культури.

Сьогоднi стало звичним протиставляти з однiєї сторони конкретнi
науки, а з другої сторони - фiлософiю. Це протиставлення викликане рiзними
причинами. Ось приклади такого протиставлення.
З однiєї сторони фiзика нерiдко сприймається багатьма її представ-
никами, i тим бiльше не спецiалiстами, якi вiдчувають її вплив у
повсякденному життi, як заняття, що приносить людинi конкретну користь,
адже вся оточуюча нас дiйснiсть (заводи, транспорт, зв'зок, побутовi
прилади i т. д.) виникла завдяки фiзицi та її втiленню у виробництво. Цим
же людям, з другого боку, фiлософiя часом здається "витанням в позахмарних
сферах абстракцiй", далеких вiд реального життя. З однiєї сторони фiзика,
особливо в нашi днi, стрiмко розвивається. З другого боку про фiлософiю( i
суспiльнi науки) цього не скажеш, а якщо говорити про нашу країну, то слiд
признати, що фiлософiя протягом тривалого часу знаходилась у застої. Далi:
з однiєї сторони, технiчне застосування фiзики виявляється не лише благом
для людства, але й навiює справжнiй жах (швидке вдосконалення зброї
масового знищення, ускаднення виробничої дiяльностi, погiршення стану
навколишнього середовища). З другого боку фiлософiя вже давно вдарила на
сполох у зв'зку з перетворенням людини на додаток, породженої нею самою,
але все ще бездуховної i неживої машини технократизованого промислового
виробництва.
Потiм, з однiєї сторони, фiзику як таку, не цiкавить людський
духовний свiт, вона займається поясненням неживої природи. З другого боку
фiлософiя ставить в центр своєї уваги саме людину, мiркує про змiст життя,
намагається зрозумiти суть явищ, i тому є гуманiтарною, а то й
гуманiстичною наукою.
Вiдомо, що фiзики, а вони також є насамперед людьми, не завжди,
дослiджуючи живу природу, втрачають з поля зору гуманiстичне ненаправлення
своїх дослiджень. А.Ейнштейн, який рекомендував президенту США
Ф.Д.Рузвельту термiново реалiзувати проект виготовлення атомної бомби в
перiод другої свiтової вiйни, пiсля поразки фашистської Нiмеччини i
створення водневої бомби, приєднався до фiлософа Б.Рассела в Манiфестi, де
було заявлено тепер вже про загрозу для життя людства термоядерної зброї.В
цьому манiфестi Рассела-Ейнштейна (1955) була поставлена проблема:"Чи
покiнчимо ми з людською расою, чи людство вiдмовиться вiд вiйни"[6].
Разом з тим фiлософи, iмена яких увiйшли в iсторiю культури, нерiдко
займались тим, що можна було вiднести до сфери фiзики. Це, наприклад,
Демокрiт та Епiкур, Рене Декарт та Емануїл Кант. Звичайно, таких
унiверсальних людей як Демокрiт чи Декарт зараз знайти важко, але i зараз
фiлософам корисно набути досвiду в якiйсь конкретнiй галузi науки. А тому i
сьогоднi цiлком справедливе уявлення про те, що нi фiлософська думка не
може iгнорувати досягнення фiзики, нi фiзика не може протиставляти себе
фiлософiї. Адже цiль в них одна--зрозумiти i пояснити свiт, частиною якого
є людина.
Iсторiї культури вiдомо багато "паросткiв", якi, з'являючись у
виглядi спекулятивних (начебто досить далеких вiд повсякденної реальностi)
здогадок i пропозицiй, з часом поступово перетворювались в "плодоноснi
дерева" строго наукових, практично обгрунтованих теорiй, якi мають прямий
вихiд в людську реальнiсть i серйозно її змiнюють. Найяскравiший приклад
цього- теорiя атомiзму. "Паросток" цей з'явився ще в Стародавнiй Грецiї i
був "посаджений" Демокрiтом, який висунув гiпотезу про атомну будову
Всесвiту. Його атомiзм був не чим iншим, як чисто абстрактним припущен-ням,
бо нiхто в Стародавнiй Грецiї ( в тому числi i сам Демокрiт) нiяких атомiв
спостерiгати не могли. Реальнiсть атомiв в якостi їх спостереження як
конкретних речей, залишалась вiдкритим питанням аж до початку 20 столiття,
тобто приблизно 2,5 тисяч рокiв. Лише в дослiдах французського фiзика
Ж.Б.Перена, який вивчав броунiвський рух (1808 р.), ця теорiя знайшла бiльш-
менш безпосереднє пiдтвердження[2].
I увесь цей час, починаючи з античностi i аж до сьогоднiшнього дня,
атомiзм стимулював розвиток багатьох наук- вiд хiмiї i фiзики до логiки i
психологiї. Тут доречно буде привести слова американського фiзика Р Рей-
мана :"Якщо в результатi якої-небудь свiтової катастрофи всi набутi науковi
знання були б знищенi i до майбутнiх поколiнь перейшла б лише одна фраза,
то яке б твердження несло б найбiльшу iнформацiю? Я вважаю, що це атомна
гiпотеза: всi тiла складаються з атомiв-маленьких тiл, якi знаходяться в
безперервному русi, притягуються на невеликiй вiддалi, але вiдштовхуються,
якщо одне з них тiснiше притиснути до другого. В однiй цiй фразi...
мiститься неймовiрна кiлькiсть iнформацiї про свiт; необхiдно лише
прикласти трохи фантазiї i кмiтливостi"[6].
Таким чином атомна гiпотеза являється одним з центрiв, навколо яких
кристалiзується духовна i матерiальна дiяльнiсть людини. Звичайно, не лише
атомiзм має таке велике значення. Не менш яскравим "паростком", який,
щоправда, появився вже на "стеблi" атомної гiпотези, виявилось припущення
про "свободу волi", про випадковi рухи атомiв, висунуте ще
Епiкуром.Вiдмiнностi атомiзму Демокрiта i атомiзму Епiкура присвятив свою
докторську дисертацiю Маркс, i це не випадково. Проблема"свободи волi" має
значення для фiзики i тепер -звичайно не в прямому значеннi, а в планi
осмислення мiсця,можливостi, випадковостi,невизначеностi в сучаснiй картинi
свiту.Квантова фiзика,долаючи по мiрi накопичення нових фактiв, якi
появляються в процесi її розвитку, класичнi теоретичнi представлення, рiзко
виступила, зокрема, проти принципу однозначного детермiнiзму, який ще з
часiв Демокрiта розповсюдився i на соцiальне життя, так як сприймався як
неперекладний закон, визнаючи все. В класичний перiод свого розвиткку
фiзика, по-сутi, абсолютизувала цей принцип, знайшовши для нього точний
математичний вираз. Але новий "некласичний" етап розвитку фiзики був
пов'язаний з критикою цього принципу i замiною цого бiльш широким
дiалектичним розумiнням причинностi, що спочатку було сприйняте багатьма
дослiдниками як спростування всiх закономiрностей, а то як i доказ "свободи
волi" мало не на рiвнi електрону. Правда,потiм прийшло розумiння того,що
необхiднiсть i випадковiсть, закономiрнiсть та її прояви, можливiсть i
дiйснiсть, детермiнiзм i "свобода волi" - все це речi спiввiдноснi ( а не
вiдноснi, як це iнколи стверджується в науковiй лiтературi) Потiм (зовсiм
недавно) не лише у фiзицi мiкросвiту, але й у звичайнiй
фiзицi,макроскопiчнiй,з'явились данi, якi пiдтвердили, що ми живемо в свiтi
самоорганiзацiї, з якого не можна вилучити нi необхiднiсть, нi
випадковiсть, нi дiйснiсть, нi можливiсть, нi визначенiсть ,нi
невизначенiсть, нi порядок, нi хаос[6].
Подiбних"паросткiв" в iсторiї культури можна знайти дуже багато. Тому
нам i здається, що в принципi дуже складно вiдокремити фiзику ( чи якусь
спецiальну науку ) вiд фiлософiї i навпаки - важко i по практичних i по
теоретичних основах. Iснуюче ж протиставлення, хоча воно i зустрiчається
сьогоднi досить часто, є насправдi штучним протиставленням i тому
благотворним.



2.Перетворення фiлософських проблем в конкретно науковi.

Вже на прикладi атомiзму ми можемо спостерiгати як фiлософськi
гiпотези, що мають свiтоглядний статус, тобто претендують на пояснення
будови Всесвiту, перетворюються з часом в "дерева" бiльш конкретних
пропозицiй i дослiджень в рiзних спецiальних областях дiяльностi людини.
Так, арбський мислитель Аверроес ( Iбн Рощд ) знову повернувся до цiєї
гiпотези i намагався її розвинути. При цьому вiн вводить"мiнiмальнi
натуральнi одиницi", якi якiсно вiдрiзняються для рiзних субстанцiй
(речовин) i мають для них рiзнi розмiри. Це в певнiй мiрi позначилось на
розвитку тих уявлень, якi ми називаємо хiмiчними, а в тi часи вiдносилось
до алхiмiї; "мiнiмальна натуральна одиниця є прообразом поняття "хiмiчний
елемент". Ньютон,розвиваючи атомну iдею, пiшов ще далi,ввiвши поняття
"сили", завдяки якiй iз атомiв будується речовина. Вiн намагався ввести це
поняття i в оптику, але ця спроба була ще передчасною, можна сказати
метафiзичною, фiлософською, але лишень зараз ми знаємо про корпускулярно-
хвильову теорiю свiтла[6].
Ще в грецькiй фiлософiї є цiкавi уявлення про випадковiсть, яку слiд
сприймати як суттєвий аспект теоретичних представлень. Епiкур вважає
вiдхилення атома випадковою похибкою в його траекторiї. Лукрецiй крiм цього
констатує: "Якби вони не вiдхилялись, то падали б вниз через пустоту як
дощовi краплi, i не вiдбувалось би їхнє злиття, i не було б джерела для
першоматерiї, природа не була б створена".Нове може виникати лише завдяки
взаємодiї в його закономiрних i випадкових зв'язках[4].
Середньовiчнi дискусiї навколо випадковостi, в порiвняннi з античним
матерiалiзмом, знаходять в томiзмi та неотомiзмi пошуки"антивипадкового
фактора", що змiг би пояснити розвиток. Саморух i саморозвиток матерiї
повиннi подаватись як єдиний принцип пояснення. Об'єктивнiсть випадковостi
в природi завжди виступає як деяка основа. Звiдки виникає розгалуження
причинносної природи та вiльної людини? Лише квантова механiка iз своїм
вiдображенням дiалектичного зв'язку мiж необхiднiстю i
випадковiстюпредставляє випадковiсть в якостi складового елементу фiзичної
теоретичної картини, як i в античнiй натурфiлософiї. Без врахування
випадковостi розвиток, як виникнення нового, пояснити неможливо,хiба що
прийнявши вчення про так званi первиннi норми.
В своїй роботi"Всеобщая естественная история и теория неба"(1755)
I.Кант посилаючись на Епiкура, Лукрецiя, Демокрiта, вiдстоював iдею
первинної форми небесних тiл, тим самим ставлячи питання про походження
складних систем. Вiн дослiджував якiснi змiни зоряних ситем. При цьому вiн
вiдмовився вiд випадковостi як незакономiрного, неповторюваного.
"...матерiя пiдпорядкована деяким необхiдним законам. Я бачу, як iз її
стану повного розкладу i розсiяння цiлком природно розвивається щось
прекрасне i струнке цiле".
З розвитком статфiзики i термодинамiки в 19 столiттi появилась
можливiсть поєднати об'єктивну випадковiсть з представленями про розвиток.
Однак наукове обгрунтування цього зробити було важко. Цьому заважала
вiдмова вiд принципу розвитку в фiзицi. Але це не узгоджується з
твердженням Канта. Такий результат одержувався тому, що фiзика виключала
можливiсть виникнення якiсно нового стану, хоча i визнавала початковий стан
з мiнiмальною ентропiєю, який вiв до кiнцевого стану [4,5].
Ми розглянули приклади перетворень фiлософських гiпотез в конкретно-
науковi, набування ними точного кiлькiсного виразу,математичної форми,
широкого практичного застосування i технiчного втiлення. Такi приклади
говорять не лише про еврiстичну роль i практичне значення фiлософiї для
конкретних наук, але й про єднiсть, взаємозвязок фiлософiї з цими науками.
Можна припустити, не лише фiлософськi гiпотези перетворюються в конкретно-
науковi, але й конкретно-науковi вiдкриття,в свою чергу,можуть породжувати
широкi фiлософськi узагальнення i гiпотези. Наприклад, спостерiгаючи
сьогоднi такий специфiчний ефект як "червоне змiщення" галактик, вченi
роблять космологiчний висновок про розбiжнiсть галактик i розширення
Всесвiту. Спостерiгаючи перетворення "елементарних" часток, вони роблять
висновок, що всi цi частки складаються з кваркiв i намагаються
обгрунтувати, чому цi кварки неможливо спостерiгати в якостi самостiйних
iндивiдуальних об'єктiв. Знайшовши подiбнiсть в поведiнцi тварин i людей,
мiркують про "гени культури". Розглядаючи прогрес електронної технiки,
висувають гiпотезу "штучного iнтелекту", говорять про "машиннi мови".
Спостерiгаючи рiст комунiкацiй в сучасному свiтi, припускають, що ця
тенденцiя приведе до виникнення деякого "загально-планетарного розуму".
Сьогоднi багато хто переконаний в "самоорганiзацiї матерiї" [6].


3. Багатограннiсть фiлософських основ науки.

Наука по своїй сутi вiдзначається динамiчнiстю. Вона вiдповiдає
насущним вимогам життя, а iнколи формує його запити, але в кiнцi кiнцiв
виникає питання: що лежить в основi динамiзму? Це питання не лише з областi
теорiї, але й має цiлком визначений практичний змiст.
Вiдповiдаючи на це питання, слiд вказати на те, що науковий розум є,
при необхiдностi, обмеженим, в той час, як динамiзм практики завжди
випереджає його основопочаткуючими роздумами. Процес становлення нового, як
правило, не планується, вiн передбачений у всiх своїх аспектах i
результатах. Iнакше нове суспiльство виникнути не могло: все ранiш
заплановане-визначене, але нашi плани, як вiдомо, далеко не завжди
виконуються. Виходить, що новi знання, в дiйсностi,не мають "старих" основ,
хоча цю думку не слiд розумiти в прямому змiстi.
Розвиток знань зазнає впливу традицiй, i навiть тодi, коли старi
традицiї руйнуються,в нових знаннях зберiгаються деякi їх елементи, якi не
лише не суперечать вiдкриттям, але i допомагають їм зароджуватись. Цi
найбiльш стiйкi елементи i вiдносяться до основ науки. Таких елементiв не
так уже й багато.
До них можна вiднести, в першу чергу, фiлософськi категорiї i
принципи. Яким би не було нове знання, воно завжди виражається через
невелику кiлькiсть вихiдних понять та принципiв. Серед таких понять-поняття
речi, властивостi, вiдношення, якостi i кiлькостi, процесу,руху, стану,
простору, часу, реальностi, можливостi i дiйсностi, випадковостi i
необхiдностi i т.д. [3,7]
Ще Кант стверджував, що подiбнi поняття (категорiї) i принципи данi
людинi apriori. Але Канта часто критикували саме за апрiоризм. I, дiйсно,
якщо категорiя i зв'язуючi її принципи розумiти як незмiннi, раз i назавжди
заданi, то це буде хибна точка зору. Однак апрiоризм категорiй (кантовських
в тому числi) можна обгрунтувати тим, що вони суть родовi людськi поняття,
оскiльки людина - не абстрактний суб'єкт, а цiлком конкретна iстота (навiть
коли говорити - не про окремий iндивiдум, а про все суспiльство взагалi) у
Всесвiтi, яка видiляється унiкальною специфiкою. Категорiї цi зародились в
її практицi, в її взаємодiї з собою, з Всесвiтом, який є незрiвнянно
багатшим вiд того, що ми вкладаємо в змiст поняття "людина". Людина
виробила цi категорiї i загальнi фiлософськi принципи саме в
"коеволюцiйному" процесi взаємодiї самої з собою (в рамках людського
суспiльства) iз оточуючим Всесвiтом (який, звичайно, обмежується, в першому
наближеннi, мiсцем проживання людини, тобто Землею).
Iснує приваблива фiлософська традицiя, яка пiдкреслює специфiчнiсть
людської iстоти, що полягає в її духовностi. Що таке "духовнiсть" i
витiкаючий iз неї гуманiзм - про це фiлософи сперечались довгий час. У
любому випадку ця риса вiдрiзняє людину вiд неживої матерiї, а також вiд
решти живого свiту, в якому вона виникла. Ця традицiя може визнати, як i у
Канта,необхiднiсть деяких непорушних правил суспiльно-людської поведiнки
(моральний кодекс). Але ця традицiя гарна до тих пiр, поки їй не доводиться
мати справу з оточуючим свiтом, який є, по визначенню, бездуховним. Коли ж
вона стикається з ним, її моральнi принципи руйнуються в силу того, що на
перший план висуваються звичайнi проблеми фiзичного виживання. Звiдси
висновок, що гуманiзм "чистої духовностi" повинен "знати своє мiсце" ,
тобто вiн повинен враховувати, що людина не лише "людина думаюча", а
породження Всесвiту,частиною якого вона є. I,звичайно, найбiльш
далекоглядним гуманiстичним поглядом є переконання в тому, що людина
вiдповiдає не лише за свою долю, а й за долю Всесвiту [4].
Слiд, сказати, що такi широкi основи науки, як фiлософськi категорiї
i принципи, не є її єдиними основами. Оскiльки наукова дiяльнiсть є
людським засобом, на неї розповсюджуються i правила людського спiвжиття.
Оскiльки наука далеко не однорiдна в предметi дослiдження, то в нiй
вiдчуваються i дисциплiнарнi основи. Оскiльки наука вiдкриває нове, в нiй
з'являються i новi основи, що йдуть вiд об'єктивної реальностi.
Наприклад,в науцi прийнято довiряти результатам, якi вчений сам не
отримав,а отримали iншi вченi,навiть якщо вони притримувались iнших
полiтичних позицiй чи iнших релiгiйних поглядiв, Це значить, що комунiкацiя
в науцi основана на довiр'ї. Але, звичайно, саме це довiр'я основане на
тому, що наука взаємодiє з об'єктивною реальнiстю. Тому принцип
об'єктивностi iстини для науки не лише пiзнавальний, але й є моральною
основою, яка не залежить вiд полiтичних чи релiгiйних поглядiв вченого, вiд
його нацiональностi чи статi. Далi. Дисциплiнарнi традицiї проявляють себе
в сукупностi досить стiйких, але специфiчних понять i принципiв, якi не
слiд змiшувати з фiлософськими категорiями i принципами, Наприклад,у фiзицi
такими стiйкими, але специфiчними поняттями є поняття частинки (корпускули)
i хвилi (поля), але стiйким принципом - закон збереження енергiї. Разом з
тим, що цi поняття i принципи не є фiлософськими,вони не можуть бути
змiстовно сформульованi без звернень до фiлософських категорiй i основ.
Рiзноманiтнi схеми наукових революцiй розглядають, поки що в
загальних рисах,функцiонування i змiну концептуальних структур, що
претендують на роль основ науки, а деякi з них ставлять проблему генезису
цих структур. Прихильники еволюцiонiстичної концепцiї схильнi знаходити в
моделях наукових революцiй недолiки: критично висловлюються про
"революцiйнi iлюзiїї" чи вiдводять революцiйним змiнам роль виключно рiзних
подiй в змiнi способiв iнтелектуальної дiяльностi в процесi росту знання
[2].
Можна видiлити три основнi причини такого вiдношення до наукових
революцiй. По-перше, розумiючи пiд революцiйними подiями корiннi перевороти
в стилi наукового мислення, в науковiй картинi свiту для цих феноменiв
висували такi критерiї, якi задовiльняють лише глобальнi революцiї.
Загальноприйнятим "зразком" глобальної наукової революцiї, на основi якого
формулюються суттєвi ознаки чи критерiї змiн цього типу,
рахується"найбiльший еволюцiйний переворот" в суспiльстознавствi в 16-17
столiттях. Наприклад, А. Койре розглядав наукову революцiю 16-17 ст. як
"мутацiю" людського iнтелекту, критерiєм якої була змiна "типiв населення",
"корiнна реформа" нашого iнтелекту. Вiн пов'язував цю революцiю з глибокими
змiнами фiлософських основ суспiльства. Суттєвою рисою тiєї революцiї вiн
вважав "руйнування" античного космосу, тобто, висловлюючись сучасною мовою,
корiнна перебудова наукової картини свiту. Але на думку прихильникiв
еволюцiонiстських моделей, в подальшому розвитку суспiльствознавства подiй
такого масштабу бiльше не вiдбувалось.
По-друге, поняття наукової революцiї багато авторiв пояснюють по
аналогiї соцiальної революцiї: це перетворення, якi руйнують старий стиль
наукового мислення,наукову картину свiту. Але тим самим недостатньо
враховується специфiка наукової дiяльностi, головну роль в якiй грають
науковi традицiї.
По-третє, визнання тих чи iнших епiзодiв динамiки науки як
революцiйних рiдко супроводжувалось аналiзом конкретних механiзмiв змiни
"концептуальних популяцiй". Автори еволюцiонiстських моделей динамiки
науки, детально дослiджуючи цi механiзми, в переважнiй бiльшостi не схильнi
бачити в них нiчого революцiйного [4].
Цi заперечення серйознi. Вони не вiдкидають iдею iснування феномена
наукових революцiй, але заставляють уточнювати змiст поняття
iнтелектуальної революцiї в науцi, ввести поняття iнтелектуальних наукових
революцiй iншого масштабу, переглянути проблему взаємозв'язку наукових
революцiй та наукових традицiй. В революцiйнi перiоди розвитку науки
зароджуються новi основи, якi спочатку i не сприймаються в такiй якостi.
Наприклад, М. Планк висунув гiпотезу квантування фiзичної дiї (фiзичної
величини, рiвний добутку iмпульса на довжину). Завдяки цiй гiпотезi i
народилася, власне, нова квантова теорiя (квантова фiзика). Але i сам Планк
довгий час не сприймав свою гiпотезу всерйоз i неодноразово намагався
позбавитись в теорiї мiкросвiту вiд квантування. Пiзнiше стало вiдомо, що
планкiвське квантування об'єктивно є фундаментом фiзики мiкросвiту.


4. Вплив фiлософiї на зародження i розвиток класичної фiзики.

Вище вже зверталась увага на те, що основи науки неоднорiднi,
iєрахаїчнi i, що у всiх наук є деякi спiльнi (фiлософськi) основи. Тепер
розглянемо, що конкретно розумiють пiд основами науки тi спецiалiсти, якi
займаються саме цими науками. Розглянемо на прикладi фiзики.
Iсторiя механiки починається з Галiлео Галiлея (1564-1642) -
основоположника сучасної фiзики. Ним були вiдкритi закони рiвномiрного та
рiвноприскореного рухiв, а, головне, йому належать формулювання
найважливiших принципiв динамiки: закону iнерцiї, принципу вiдносностi i
принципу незалежної дiї. Цi вихiднi положення механiки були наслiдком
нового типу мислення, а саме експериментально-теоретичного дослiдження
природи. Схоластицi i догматизму середньовiчної науки Галiлей протиставив
дослiди i матиматичне описання законiв природи, логiчно чiтке формулювання
основних понять. Задача дослiдження полягала в тому,щоб придумати дослiд,
знайти в отриманих даних математичну закономiрнiсть i йти далi з допомогою
iндуктивного методу знаходження нових наслiдкiв [7].
В протилежнiсть Галiлею його сучасник Рене Декарт (1596-1650)
розробляв основи механiки виходячи iз загальних натурфiлософських положень.
Вiн намагався отримати чiткi однозначнi принципи, що мали б таку ступiнь
достовiрностi, як i очевиднi дослiднi данi. Достовiрнiсть як результат
мiркувань здорового глузду - ось вихiдний пункт у Декарта.
Згiдно Декарту всi явища природи повиннi бути поясненi на основi
однiєї загальної i очевидної властивостi природи. Такою властивiстю в нього
виступає простiр, вiдстань i простiр. Фiзичнi тiла - це простiр, надiлений
формою. Змiна форми - є рух, щоявляє собою взаємодiю чи дiю сил. Декарт
усвiдомлював принципи вiдносностi i будував механiку на основi 3-х законiв,
першi два з них визначали принципи iнерцiї, а третiй - збереження кiлькостi
руху. Цей закон витiкав iз загального натурфiлософського положення про
незмiннiсть кiлькостi руху у Всесвiтi, який обумовлений божественним
створенням свiту.
Декарт вважав, що фiзика повинна дати вiдповiдь на питання: "Чому
вiдбуваються тi чи iншi природнi явища?" В цьому вiдношеннi вона
рацiональна наука, яка показує за явними силами бiльш загальнi властивостi
матерiї. звiдси, по Декарту, необхiдна орiєнтацiя на розкриття незмiнних
характеристик, вiдношень i т. д. у змiнному свiтi природних явищ.
Для Галiлея фiзика - це математичне описання сил, як реальних причин
змiн, якi не можуть звести до загальних, унiверсальних властивостей
матерiї. Фiзика повинна дати вiдповiдь на запитання: "Як проходять тi чи
iншi явища природи?"
В цих двох дiаметрально протилежних пiдходах до задач фiзично-
теоретичного дослiдження природи не явним чином виразилось те, що фiзика -
наука не лише про закони природи, але й про вiдношення людини до природи.
Таке розумiння сутi фiзичної науки було наслiдком тiєї iдейно-духовної
атмосфери,в якiй зароджувалась механiка. З однiєї сторони,вплив грецької
натурфiлософiї, особливо праць Арiстотеля, що ставили загальнi проблеми
створеня свiту. З другої сторони, зростаюча цiкавiсть до прикладного
характеру науки, пов'язаному з розвитком промислових ремесел, якi визначили
технiчну революцiю 16-17 столiття. Ця складна i протирiчна тенденцiя
становлення класичної механiки знайшла своє завершення в роботах Iсаака
Ньютона (1642-1727), пiсля яких класична механiка була вже майже закiнченою
теорiєю [7].
В 1970 роцi почав видаватися мiжнародний журнал "Foundation of
physics". На його обкладинцi зазначається, що журнал присвячений
дослiдженням "понятiйного базису i фундаментальних теорiй в сучаснiй
фiзицi,бiофiзицi та космологiї". Журнал служить для публiкацiй матерiалу, в
якому аналiзується "логiчна,методологiчна i загальнофiлософська база
фiзичних теорiй та процедур". На думку засновникiв журналу (американських
фiзикiв Маргенау та Юрграу) саме "дефекти" в основах фiзики є "загальними
причинами", що гальмують розвиток наук. Тому головними завданнями
дослiджень в областi основ фiзики повинне бути пояснення головних iдей,
викриття та усунення протирiч, встановлення плодотворних контактiв мiж
фiзикою та сумiжними з нею науками (космологiєю, бiологiєю та хiмiєю). До
першочергових тем дослiджень в областi основ фiзики були вiднесенi:
1) iсторична i логiчна проблема доведення еквiвалентностi матричних i
хвильових формулювань квантової механiки;
2) проблеми вимiрiв у фiзицi мiкросвiту i в теорiї вiдносностi;
3) роль варiацiйних принципiв;
4) суть принципу спостережностi;
5) проблема простору i часу;
6) аксiоматизацiя фiзики;
7) проблема створення єдиноi фiзичної теорiї;
8) аналiз понять корпускули i хвилi;
9) визначення ролi топологiчних методiв в математицi та фiзицi.
Наведенi формулювання явно говорять про специфiчний характер цих
дослiджень, але за ними ховаються досить широкi проблеми iсторiї розвитку
фiзичних понять,значеня експериметальної дiяльностi i математичних методiв
у фiзицi, проблеми взаємозвязку фiзики iз iншими суспiльними науками i з
фiлософiєю (коли мова йде про аналiз основних фiзичних понять [5].
В своїй книзi "Фiлософiя фiзики" Марiо Бунге, сучасний канадський
дослiдник,справедливо стверджує, що кожний фiзик, який намагається
зрозумiти змiст своєї власної роботи, обов'язково стикається з фiлософiєю i
не завжди це розумiє. Межування з фiлософiєю дозволяє висувати новi iдеї,
спiвставляти iх з дiйснiстю усвiдомити, що фiзика є членом великої сiм'ї
людських знань [1].
Слiд зауважити, що вирiшення цих проблем в значнiй мiрi залежитьвiд
фiлософських позицiй дослiдника i вiд пiдходу. Специфiка пiдходу Бунге в
обмеженнi напрямку своїх дослiджень в областi основ фiзики пошуками
мови,яка була б такою ж точною, як мова математики чи формальної логiки. В
нього виходить, що фiлософський аналiз є щось подiбне до математичного
аналiзу. Звичайно, математичну аксiоматику можна застосувати у
фiлософському аналiзi, хоча неможна стверджувати, що фiлософський аналiз
цiлком зводиться до аксiоматизацiї, яка передбачає лише формальнi вiдносини
мiж вихiдними поняттями.
Бунге намагається вирiшити поставленi ним проблеми фiзики за
допомогою свого формально - логiчного i семантичного аналiзу. Доводячи
об'єктивнiсть квантово-механiчних понять, зокрема поняття хвильової
функцiї, вiн звертається до рiвняння Шредiнгера i розглядає їх чисто
формально. Формально це рiвняння зв'язує просторову i часову змiннi за
допомогою оператора загальної енергiї якої-небудь квантово-механiчної
системи. Всi символи, що входять до рiвняння, означають якiсь фiзичнi
властивостi. Серед них нема жодного, який би визначав властивостi суб'єкту
"спостерiгача" Всi вони вiдносяться до об'єкта, так званого "квантону".
Тому, напрошується висновок, суб'єктивiстська iнтерпритацiя квантової
механiки, зокрема рiвняння Шрндiнгера, неможлива.
Але питання про iнтерпритацiю квантової механiки не вирiшується так
просто. Наприклад, аналiзуючи рiвняння доводиться виясняти, до чого
вiдносяться просторова i часова кординати. Справдi, до "квантона", тобто
квантового об'єкта чи до проекцiй його властивостей на просторово-часову
площину суб'єкта, в якiй розмiщенi прилади експериментатора? А це значить,
що iнтегруючи квантову механiку, ми не можемо ухилитись вiд розгляду
суб'єктно-об'єктного вiдношення. Бунге ж, обмежуючись формальним пiдходом,
вважає, що математичнi схеми фiзики отримають повну i достатню
iнтерпритацiю вже в рамках одного синтаксичного та семантичного аналiзiв.
Вiн навiть заявляє, що квантова механiка не має нiякого емпiричного змiсту.
Очевидно, що така позицiя iгнорує роль практики, як джерела
теоретичного знання i, тим бiльше, як складової частини самого об'єкту
пiзнання [1].


5. Фiлософськi засади квантової фiзики.

Насамперед слiд звернути увагу на те, що центральним питанням
квантової фiзики, точнiше питанням її фiлософської iнтерпритацiї, є питання
про природу i специфiку тiєї реальностi, яку вона дослiджує. Вiдповiдаючи
на це питання можна, звичайно, просто постулювати об'єктивний статус
квантовофiзичного знання. Але це було б вiдхиленням вiд вирiшення проблеми.
Вiдповiдь про природну специфiку квантовофiзичного знання не є тривiальною,
хоча б тому, що на це питання дається дуже багато рiзних вiдповiдей.
Вiдкриття Гейзенберга (1927) показало, що багато питань, якi
ставились в новiй теорiї, зразу пiсля її зародження не мали змiсту: до
квантової механiки не можна застосовувати деякi старi поняття i ставлення.
Одночасно визначилося i джерело ймовiрностей, що фiгурують в квантових
теорiях. Гейзенберг встановив, що неможливо одночасно визначити майбутню
поведiнку мiкрочастинки. Це вiдкриття означало, не лише методологiчне
обгрунтування квантової механiки, не лише показало необхiднiсть перегляду
всiєї попередньої методологiї, але й висунуло ряд фундаментальних
гносеологiчних i свiтоглядних проблем, що стосуються природи i можливостей
людськрго пiзнання, а також вказало на специфiку закономiрностей мiкросвiту
[5].
На вiдмiну вiд класичної фiзики квантова фiзика дослiджує такi
фрагменти реальностi, якi недоступнi безпосередньому сприйманню, i
вiдображення яких в теоретичнiй формi усереднено класичними представленнями
i методами. Це реальне усередненя приводить до думки, що ряд об'

Новинки рефератов ::

Реферат: Ремонт муфты автоматического опережения впрыскивания топлива (Транспорт)


Реферат: Ильин И.А. (Исторические личности)


Реферат: Услуги, как объект маркетинговой деятельности (Маркетинг)


Реферат: Методы поиска и исследований в преподавании физики (Педагогика)


Реферат: Мой идеал менеджера (Менеджмент)


Реферат: Лекции по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История развития парашюта (История)


Реферат: Роль золотого стандарта в мировой валютной системе на протяжении 19-20 веков (Деньги и кредит)


Реферат: Разделительный силлогизм (Логика)


Реферат: Анализ пропорциональности развития рынка банковских услуг (Банковское дело)


Реферат: Иностранные инвестиции (Инвестиции)


Реферат: Организация аудиторской проверки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Джайнизм (Религия)


Реферат: Владимиро-Суздальская твердыня (История)


Реферат: В.Я. Пропп "Морфология сказки" (Литература)


Реферат: Страхование автогражданской ответственности (Страхование)


Реферат: Шпаргалки по биологии (Биология)


Реферат: Канада (История)


Реферат: Криминалистическое оружиеведение (Криминалистика)


Реферат: Международный коммерческий арбитражный суд (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист