GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Этика средневековья и нового времени (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Этика средневековья и нового времени (Философия)




План
1. Теологическое обоснование морали в средневеково-христианской этике.

Моральная концепция христианской этики в учении Блаженного Августина.

2. Модернизация христианской этики в неоаристотелизме Фомы Аквинского.
3. Гуманистически-утопические учения в этике (Мор, Кампанелла, Сен-Симон,
Фурье, Оуэн).



Теологическое обоснование морали в средневеково-христианской этике.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период
глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей.
Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий
аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" – сознательное
смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления
Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не
только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и
об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству
универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской
империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились
люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет ни эллина, ни иудея"
провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее
развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и
языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое
распространение христианства по миру – с другой, породили среди верующих
убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в
вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей
благодатью.
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа
и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило
богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос,
приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род
людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания,
любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой
крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем
самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и
совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть
предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим
взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие
"таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести
божественное в жизнь человека. Это, прежде всего - крещение, причастие,
исповедь (покаяние), брак, соборование.
Гонения, испытанные христианством в первые века его существования,
наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие
за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие
казнь ("мученики"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще
идеал мученика становится в христианской этике центральным.


Моральная концепция христианской этики в учении Блаженного Августина.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства и
христианской этики немалую роль сыграло учение Блаженного Августина (354-
430). На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием.
Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума,
поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В
учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных"
предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера
и есть критерий предопределения.
Родился Аврелий Августин, известный, также как Блаженный Августин, в
г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка). Он был сыном отца-язычника и матери-
христианки. В Карфагене, Риме и Милане Аврелий изучал риторику. Чтение
трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти
истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме
добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от
которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина.
Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.
В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он
переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника,
миланского епископа Амвросия. Позже он был назначен пресвитером и возведен
в сан епископа североафриканского города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер.
В своих произведениях он подверг страстному суждению ошибочные учения,
которым сам длительное время следовал. В трактате, направленном против
академиков, он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других
еретических учений. Помимо "Исповеди" к его главным трактатам относятся: "О
троице" ("De trinitate", 400-410), где систематизированы теологические
воззрения, и "О граде Божьем" ("De civitate Dei", 412- 426). Последний
трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его
историко-фило-софские взгляды. В первых пяти книгах этого объемистого труда
Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и
безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. В
последующих пяти книгах говорится о презренном язычестве и заблуждениях
прежней философии. В остальных двадцати книгах пишет о противоположности
между светской (дьявольской) державой и царством божьим, воплощением
которого является церковь; борьба между ними представлена как борьба добра
и зла.
Творчество Аврелия не имеет монолитного характера, оно не образует
единой системы, но является источником, из которого долго черпала
христианская философия. Учение Августина стало определяющим духовным
фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую
Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины
мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в
религиозной философии считали познание Бога и божественной любви
единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого
духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным
наукам.
Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение.
Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал Бога
центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из
принципа, что Бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души
над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как
метафизический, так и гносеологический и этический характер.
Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из
собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он
единственный, существование которого независимо, все остальное существует
лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования
всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно
его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление,
согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же
преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог
выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий
дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является
наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует
благодаря Богу, так и всякое благо происходит от Бога.
Направленность к Богу для человека естественна, и единственно через
соединение с ним человек может достичь счастья. Философия Августина таким
образом открывает простор для теологии.
Вся философия Августина сосредоточилась на Боге как едином,
совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и
отблеск. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе
ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоззрение
Августина очень четко противостояло натурализму. Бог как единое сущее и
истина является содержанием метафизики, Бог как источник познания является
предметом теории познания; бог как единственное благо и прекрасное является
предметом этики, Бог как особа всемогущая и полная милости является главным
вопросом религии.
Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и
смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить
философия. Счастья можно достигнуть в едином – в Боге. Достижение
человеческого счастья предполагает прежде всего познание Бога и испытание
души.
Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными
в философии Августина. С одной стороны, мир как творение Бога не может быть
недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При определении
понятия теодицеи, или защиты совершенства творения, Августин исходил из
того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного
творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим
связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно
добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет
абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не
делается хорошо, зло – это отвращение от высших целей, это либо гордыня,
либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без Бога,
вожделенность – из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий
аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии
мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит
этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не
отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как
отсутствие добра.
Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение,
чем добру. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же
проистекает от Бога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не
за добро.
По поводу понятия любви Августин остро полемизировал с бриттским
монахом Пелагием. Это был спор между представителями иррационалистической и
рационалистической точек зрения в вопросах христианской этики. Пелагий
исходил из античного рационализма и учил, что первородного греха не
существует. Человек рождается свободным от грехов, он сам, без помощи
церкви должен заботиться о своем блаженстве. Пелагиевский отказ от
понимания человека как слепого орудия Бога представлял прямую атаку на
идеологические принципы христианской церкви.
Августин, выступая против концепции Пелагия о необремененности человека
первородным грехом, развивает учение о предопределенности. Согласно этому
учению, Адам как первый человек родился свободным и безгрешным. У него была
возможность следовать за божьей волей и достичь бессмертия. Однако люди в
лице Адама, искушенного дьяволом, совершили грех. Поэтому все поколения
людей не свободны, обременены грехом и смертью, которая, по апостолу Павлу,
есть возмездие за грехи.
Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил
классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме,
его подход был интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом.
Греки склонялись к финализму и натурализму, Августин представлял Бога как
бесконечность, а мир – как продукт сверхъестественной силы и творение
милости. Интроспективная позиция переходит в персонализм, Бог – это, прежде
всего, персона, сущностью которой является воля; этим самым философия
Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии
к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума
и доказательств.
Августин принадлежит к мыслителям, которые имели большое влияние на
духовную жизнь средневековья. Он был гораздо более известен как философ,
чем как "отец церкви". Его творчество было посредующим звеном между
философией Платона и мыслителями средневековья. Августиновская традиция
долго считалась единственным типом ортодоксальной философии. Только в XIII
столетии Фома Аквинский создает новую модель ортодоксии, однако влияние
Августина продолжалось и дальше.

Модернизация христианской этики в неоаристотелизме Фомы Аквинского.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, был
монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик
знаменитого теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-
1280). Как и его учитель, Фома Аквинский пытался обосновать основные
принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом
последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в
противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о
богочеловечестве Иисуса Христа.
Как и у Аврелия Августина, у Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием
Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир, как об этом
повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не
противопоставляет их, а наоборот, (вслед за Аристотелем) подчеркивает их
общий корень. Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают
самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые
существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различие
субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает
всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто
возникло, а при ее исчезновении – что нечто разрушилось. Акцидентальная
форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за
Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие
как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько
бытия, сколько в ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре
уровня бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.
1. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь
внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся
неорганические стихии и минералы.
2. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa
finalis) вещи, которой поэтому присуща внутренняя целесообразность,
названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирующей тело
изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения.
3. Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина
(causa efficient), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало
деятельности, движения. На всех трех уровнях форма по-разному преобразуется
в материю, организуя и одушевляя ее.
4. На последней, четвертой, ступени форма предстает уже не как
организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma
per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из
сотворенных сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает
со смертью тела.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди
человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное
определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и
Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум,
направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками,
нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой и созерцанием.
В конечном счете, мире, представляемым Фомой Аквинским, подлинно
сущими оказываются в индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет
специфику средневекового естествознания, предмет которого – действие
индивидуальных "скрытых сущностей" – "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с
Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных
сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая
уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности
бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.
Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская
церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под
названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической
философии на Западе.

Гуманистически-утопические учения в этике.
Истинной и глубочайшей идеей христианства всегда была идея свободы и
равноправия людей. Но построить такое общество, где бы эти принципы
уважались и соблюдались, было и есть чуть ли не «сверхзадачей» для
человечества. Во времена Блаженного Августина и Фомы Аквинского построить
такое общество было невозможно: в то время «отцами церкви» лишь
закладывался и укреплялся фундамент нового миропонимания, основанного на
новой вере. В те времена можно было лишь силой мысли приблизить
человеческий разум к возможности «заглянуть» в то время, когда к
высказываниям философов и величайших умов своего времени прислушается не
только церковь и власть, но и народ.
Попытка сформулировать основные принципы нового мироустройства,
коренным образом отличавшегося от существовавшего в то время и
приближавшегося к эталонам христианской веры, была предпринята в XVI в.
Томасом Мором.
Томас Мор (1478 - 1535) происходил из зажиточной семьи лондонских
бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов,
как и в библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви.
Разносторонний писатель, Мор не чурался и политической деятельности – он
был некоторое время и членом английского парламента, и шефом Лондона,
выполняя дипломатические поручения.
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский
гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его
настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным
заголовком в духе того времени – "Весьма полезная, как и занимательная,
поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом
острове Утопия...". Книга была издана в 1616 г. и сразу приобрела большую
популярность в гуманистических кругах. Именно такой страной, где
соблюдаются и проповедуются принципы нового мироустройства, и была
объявлена здесь Утопия – греческое слово, образованное Мором и обозначавшее
буквально "место, которого нет" (сам он переводил название этой страны как
"Нигдея", Nusguama).
Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и написанная
сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть,
написанная после второй, дает, прежде всего, весьма критическое описание
современной Англии.
В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля Генриха VIII, который в
своих политических расчетах оказывал известное покровительство гуманистам,
используя их литературные и политические таланты.
Мор держался за идею духовного единства христианско-католического мира
и был противником такой церковной реформы, которая один вероисповедный
догматизм заменяла другим столь же нетерпимым. Гуманистическое
мировоззрение автора "Утопии" привело его к выводам большой социальной
остроты и значимости, особенно в первой части этого произведения.
Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной
картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения,
что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех
государств", они не представляют собой "ничего, кроме некоего заговора
богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах".
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление
проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи
этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки
на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские), в особенности же
античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на
Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство".
Едва ли не самую характерную, определяющую черту социально-
философской доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет
антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном
государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует
отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах
собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении – нередкое
требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших
обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного
сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному
христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.
"Утопия" оказала весьма значительное воздействие на различных философов
и литераторов эпохи Возрождения. Слово "утопия" стало, в последствии,
нарицательным и означает теперь все то, о чем можно помечтать и даже
порассуждать, но что при более глубоком размышлении оказывается
теоретически несостоятельным и практически несбыточным.
Шло время. В конце XVIII – начале IXX столетия новым веянием
философской мысли в Европе были идеи о принципиально новом обществе.
Обществе, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут
преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении
собственности и доходов, – порядка, в котором интересы общества и личности
чудесным образом совпадут. В чем причины появления этих идей и их
популярности? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала
историческими условиями 19 века: в экономике развитых государств Европы
утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением
традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких
торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те
годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о
необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения.
Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения
значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в
котором гарантии благополучия были представлены всем.
Наиболее широкое распространение в то время получили труды А. Cен-
Симона, Роберта Оуэна, Шарля Фурье. История философии объединяет их идеи об
устройстве общества и классифицирует как идеи утопического социализма.
А. Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской
аристократии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно
объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы
общественного устройства. А.Сен-Симон первым употребил понятие
"индустриального общества", подметив то обстоятельство, что промышленное
машинное производство становится основой экономической системы капитализма.
Все общество он делил на 3 класса – "бесплодных" (дворянство, духовенство),
бесполезных для общественного прогресса, и "индустриалов"
(предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей
материальных благ. Коренными недостатками индустриальной системы он считал
конкуренцию, обнищание широких масс населения, бедственное положение
рабочих. Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой
промышленной системы", в которой люди будут трудиться сообща, в тесном
взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения
материальных благ по потребностям.
А. Сен-Симон полагал, что путь к "новой промышленной системе" лежит
через осознание предпринимателями необходимости опекать, поддерживать
рабочих, выделять на их социальное обустройство часть прибыли. Частную
собственность А. Сен-Симон считал необходимым сохранить.
Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в
Шотландии. Первые его шаги состояли в сокращении продолжительности рабочего
дня (до 10,5 часов), повышение заработной платы, введение пенсий по болезни
и старости, запрещение детского труда, организации школы, яслей, детского
сада для детей рабочих. Постепенно он пришел к определенным выводам о
причинах тяжелого положения рабочих. Он считал, что основным из них
являются частная собственность и деньги. Он полагал, что необходимо
упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые
самоуправляющиеся трудовые общины, в которых средства производятся всем, а
материальные блага распределяются по потребностям.
В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такую общину в США. В
штате Индиана была создана колония "Новая гармония". Эксперимент
провалился, Р. Оуэн был вынужден вернуться в Англию, где он делал все,
чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских монархов и
государственных деятелей.
Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее
популярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники
знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в
России. Главный порок капитализма он видел в том, что капитализм извратил
человеческие способности и влечения. Он считал необходимым построить такое
общество, в котором труд будет организован на началах соревновательности,
привлекательности, перемене занятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект создания производственно-трудового объединения –
"фаланги". Люди в ней будут совместно заниматься сельскохозяйственным и
промышленным трудом, свободно выбирать себе занятия, меняя время от
времени. Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,
городом и деревней. Материальные блага он предлагал распределять по труду,
талантам и вложенному капиталу.

Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины
19 века. Легко заметить то общее, что было в них: критика современного
строя основанного на погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стремление
облегчить их жизнь, распределение по потребностям или по труду,
планирование производства. Многие идеи утопистов-социалистов вошли в
идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.





Реферат на тему: Этика, учение о морали и нравственности

Институт Транспорта и Связи


[pic]



ЭТИКА
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ



Тема: учение о морали и нравственности
Тип: контрольная работа №1
Выполнил: Ситников Максим
группа 3301 BN
Дата сдачи на проверку: ______ ___
Дата возврата на доработку:______ ___
Зачет/не зачет
Преподаватель: О.В. Позднякова



Рига-2004

Контрольная работа № 1.


ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ


Цель контрольной работы:
• определение предмета этики;
• выявление места этики в системе гуманитарных наук;
• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в
жизни общества.

Основные вопросы:
1. Предмет, метод и основные функции этики.
2. Понятие морали, ее сущность.
3. Назначение и функции морали.


* * *


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг
другу:

а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек;
б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный
обязательный порядок;
в) этика; 3) философское учение о морали, ее
развитии,
в принципах, нормах и роли в обществе;
г) обычай 4) традиционно установившиеся правила
общественного поведения;
д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений
с
людьми;
е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая
нравственность.

2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?
Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства
человека.

3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических
исследований?
Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания
истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов
делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла,
пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Платон – ученик Сократа, его библиограф и толкователь, создал ряд
трудов по морали, космогонии, политике. В труде «Государство, политика,
закон» определил типы государств и предложил макет совершенного
государства, основанного на 4 доблестях - мудрости, мужестве, благоразумие,
справедливости.
Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии
создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки,
разделив их на три большие группы: теоретические, практические и
творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека,
признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную
обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей,
существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что
человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные
потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура
основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него
происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от
страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь
при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное
безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их
сладость.


4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этической
проблематике.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений,
анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и
историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную
ее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал,
существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или
иных философских системах. Когда становиться ясным, то поведением человека
управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную,
вторую, не - вещную природу, эта "вторая природа" предстает как результат
выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и
создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно
научиться. Для многих философов процесс развития морали, образа мышления,
проблемы добра и зла представлял и представляет огромный интерес. Каждый,
выдвигая ту или иную точку зрения, пытается объяснить поступки людей и
создать модель идеальной морали, идеального человека, общества и
государства. Возможно, кого-то к этому побуждает тщеславие, а кого-то
искреннее желание изменить мир к лучшему. Дать людям идеал, к которому они
будут стремиться.

5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная
дисциплина?
а) IV в. до н.э.;
б) XI-XII вв.;
в) конец XVIII в.
г) XIX в.;
д) середина ХХ в.

6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс
становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее
дальнейшее развитие.

Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше


7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) И. Кант;
г) Л. Толстой.

8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки?
а) общество в целом;
б) общественные отношения;
в) мораль общества;
г) мораль индивида;
д) моральное сознание;
е) нравственные оценки и ценности;
ж) совокупность правил и норм поведения;
з) само поведение людей;
и) свойства и способности человеческого характера.



9. В чем заключается гносеологическая функция этики?
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) в познании механизмов функционирования общества;
в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам
поведения.


10. В чем заключается прогностическая функция этики?
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования общества;
в) в выработке способности рационально оценивать общественные
процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.

11. В чем заключается инструменталистская функция этики?
а) в разработке эффективных методов этических исследований;
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида к определенной культуре;
г) в определении и разработке возможных сценариев общественного
развития.

12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по
этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда
ли этика может повлиять на человека?
Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость,
то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности
становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при
накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными
суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда
не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте,
то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему.
Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из
собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества,
политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением
лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может
повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше.
Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и
воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие
нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам
этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия.
Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить
свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо
моральной концепции не способен никто.

13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связана
многозначность этого термина?
Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что
и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого
разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова
синонимами. Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько
десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из
основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а
также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.
Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному
человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя
человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на
силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех
важнейших основаниях.
Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе,
в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы,
традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся
достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы
которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так
не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось",
"наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных
мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в
данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо".
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью
одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности,
приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения
являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание,
которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих
обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с
другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности,
на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.
Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет
место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится
совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее
история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об
очень плохом, аморальном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит,
общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого
человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства
воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не
берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).
Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и
значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу
общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности,
добровольность ее нравственного поведения.
Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения
и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и
утверждения человеческой личности.
Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень
"тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там,
где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы
на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с
представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье
и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной
форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические
отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.
Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль,
выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в
том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в
какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и
то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все
зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в
обществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни
аморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасения
утопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека к
ценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально,
но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества,
на поле боя, это во все времена признавалось и моральным, и достойным
деянием. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или
аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий
человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами.
Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь
беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или
опровергнуть его утверждение.
Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек,
но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда
пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к
своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.



14. Совпадает ли теоретическое содержание терминов «этика», «мораль»,
«нравственность» с их повседневным употреблением?
В повседневном употреблении эти термины сходны, но в тоже время они и
сильно разняться. Термин «Этика» - в основном используют как обозначение
поведения, и зачастую смешивают с эстетикой. «Мораль» - используют как
отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей
басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как
качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это.
О «нравственности» говориться при описании качеств какого-либо достойного
человека, священника, просветителя и т.п.

15.1. Назовите «золотое правило нравственности».
«Золотое правило нравственности» является древнейшей этической нормой
поведения человека. Его наиболее распространенная формулировка гласит:
"(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе. "Золотое правило" уже встречается в ранних
письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском
Махабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера и др.) и прочно входит в сознание
последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы "Чего в
другом не любишь, того и сам не делай.

15.2. Согласны ли Вы, что данный принцип должен лежать в основе
взаимоотношений людей?
Да, согласен. В таком случае мы достигли бы рая на земле и при жизни,
воплотили идеал древних и античных философов, свели на нет войны и любые
разногласия, и был бы мир во всем мире. Боюсь, что на данном этапе
существования человека осуществления этих надежд ждать не приходиться –
слишком велика центробежная сила человеческой жадности и злости. Можно ли
построить рай на земле в мире, где деньги возведены на место бога? А их
количество является мерилом престижа?

16. В условиях родоплеменного строя индивид целиком отождествляет себя с
коллективом, а его поведение характеризуется нерасчлененностью, слитностью
поведения и сознания. Как Вы считаете, существует ли в этих условиях мораль
как система норм? Обоснуйте свой ответ.
На ранних ступенях человеческого общества мораль выступает в основном
в эмоциональных, наглядно-чувственных формах. Она скудна на рациональном
уровне, то есть на уровне понятий, принципов, обоснований, носит
преимущественно конкретный и чувственный характер, не осознаваясь в виде
абстракций. Нравственность сводится к восхвалению физической силы,
утверждению взаимоподдержки, повиновения старшим. Лишь постепенно, позднее
конкретно-чувственное обобщение приходит к абстракциям морального значения
- принципам, нормам, оценкам, понятиям. Мораль закреплялась в сознании
людей через сказания, мифы, песни, ритуалы и т.п. Этическое и эстетическое
еще не отделились друг от друга. Мораль проявлялась в равенстве всех членов
родоплеменного коллектива. Все равно трудятся, имеют равное отношение к
результатам труда, накрепко закрепленные в обычаях, табу (запретах) и т.д.
Мораль первобытного строя распространяется только на членов рода, племени,
но не на других людей, "чужаков". Моральные оценки распространяются на
явления природы. Человек не выделяет себя из природы. Он как бы живет в
мире добрых и злых стихий, животных, явлений (благодарит "доброго" медведя
или оленя, "позволившего" убить себя на охоте). Мышление первобытного
человека сориентировано на внешний мир. Самосознание, самооценка только
зарождались, он еще не в состоянии абстрактно рассуждать. В период родового
строя люди, как правило, не отличают мотивов поступка от самого поступка,
не различают, например, убийство с умыслом от убийства в результате
несчастного случая (на охоте и т.д.). В обоих случаях в силу вступал закон
возмездия - кровная месть.

17. Какие регуляторы поступков и общественных отношений существовали до
появления морали?
Поскольку человек первобытного общества не был развит как личность,
моральное регулирование поведения первобытного общества осуществлялось
посредством обычаев, традиций, табу и различных ритуалов.



18. В чем Вы видите сходство и различие обычаев и морали? Заполните
таблицу.

| |Сходство |Различие |
|Обычаи |1. Позволяет разграничить, |1. Не являются результатами |
| |что допустимо, а что нет. |сознательного личного выбора |
| |2. Дает возможность к |2. Имеют четкую сферу |
| |духовной жизни, выводит из |действия и применения |
| |животного состояния, |3. Учат по старому, в них нет|
| |препятствует регрессу. |места иным трактовкам или |
| | |импровизациям |
|Мораль |1. Заставляет подчиняться |1. Оставляет выбор совершения|
| |определенным ранее |поступка |
| |установленным правилам. |2. Стремиться к всеобщему |
| |2. В определенной степени |распространению |
| |ограничивает личность в |3. Учит на будущее и требует |
| |свободе |творческого подхода |



19. Аналогичным образом сравните мораль и право. Заполните таблицу.

| |Сходство |Различие |
|Право |1. Позволяет разграничить, |1. Закрепляется и |
| |что допустимо, а что нет. |поддерживается государством |
| |2. В определенной степени |2. Имеет четкие рамки и |
| |ограничивает личность в |границы действия и применения|
| |свободе выбора | |
| | |3. Право имеет законодателей |
|Мораль |1. Заставляет подчиняться |1. Опирается на общественное |
| |определенным ранее |мнение |
| |установленным правилам. |2. Возникает стихийно и носит|
| |2. Ориентирована на благо |обезличенный характер |
| |человека и общества в целом |3. Нигде не зафиксирована и |
| | |имеет место лишь в сознании |
| | |людей |



20. Учитывая данные вышеприведенных таблиц, определите специфику морали как
самостоятельной сферы общественной жизни.
Ритуализированые действия первобытных людей фиксировались, повторялись
и превращались в ритуалы и традиции и обычаи. Обычаи и традиции не являются
результатами сознательного личного выбора в отличие от морали. Обычаи имеют
четко выраженную и локализованную сферу действий, на свой народ страну и
т.д. а мораль не имеет границ, она стремиться к всеобщности. Кроме того,
если обычай учит нас как по старому, то мораль учит на будущее. Обычаи не
дают возможности импровизации – мораль требует творческого отношения и
подхода, как к себе, так и к окружающим.
В отличие от морали – право закрепляется и поддерживается
государством. Мораль не имеет конституционного характера, а опирается на
общественное мнение. Право имеет законодателей, а мораль возникает
стихийно, поэтому её ценности носят обезличенный, анонимный характер, как
бы от всех ко всем. Формально мораль нигде не фиксирована, она есть только
в сознании людей. Спецификой морали является также и её бескорыстный
характер.

21. Как соотносятся мораль и право в качестве механизмов регуляции
общественной жизни?
Мораль, как и право регламентирует нашу жизнь, налагает на неё
определенные рамки. Поставить себя за рамки права, значит, выйти за грань
закона. Поставить себя за рамки морали, значит, выйти за грань общественных
правил и устоев. Право стоит на страже морали, а мораль на страже права.
Зачастую аморальные поступки являются и противозаконными. В тоже время
многие законы продиктованы моралью и общественными нормами. Эти понятия –
мораль и право – тесно переплетаются и при помощи друг друга они
воздействуют на общество.

22. Как соотносятся мораль и политика? Какими с Вашей точки зрения должны
быть их взаимоотношения?
а) мораль определяет политику;
б) политика и мораль существуют автономно;
в) их взаимоотношения определяются обстоятельствами.

23. Какие функции мораль выполняет в обществе? Выделите, на Ваш взгляд,
наиболее важные из них и аргументируйте Ваш выбор.
Мораль регламентирует нормы поведения человека в обществе их
взаимоотношение. В противном случае каждый исходил из своих сиюминутных
потребностей и видел других людях исключительно как орудия для достижения
собственных целей.
Мораль принимает огромное участие в воспитании личности. Родившийся
ребенок по себе ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь
в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает
каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и
ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а
также целенаправленных педагогических воздействий человек становится
личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее
в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Мораль также воздействует на психологию и идеологию людей. Мораль
вносит изменение в личность человека, его психологию и идеологию. С
течением времени, в поколениях, при условии морального прогресса
цивилизации человечество выйдет на совершенно иной виток межличностных
отношений.

24. Каков характер санкций морали? В каких формах они проявляются?
Мораль санкционирует и поддерживает определенные общественные устои,
либо строй жизни требует их изменения. Моральное регулирование поведения
человека существенно отличается от правового регулирования. Мораль
опирается не на организационные структуры государственных и общественных
организаций, а на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения
одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает
ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с
одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые
становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих
обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с
другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. У
морального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовому
регулированию. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в
виде не только принуждения, но и убеждения, одобрения общественным мнением,
в виде самооценки - удовлетворенной чистой совести или ее угрызений. Мораль
поддерживается особыми психологическими механизмами - совестью и долгом. В
этом смысле нравственный человек - это человек совести и долга. Совесть
требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает
ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и
достоинство.

25. Как Вы считаете, существует ли перспектива отмирания морали?
Мне кажется, что пока существует человечество, мораль будет
существовать вместе с ним. Человеку свойственно прислушиваться к своим
действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль,
приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая
тупиковые ветви, будет существовать.




Новинки рефератов ::

Реферат: Т.Парсонс: Аналитический реализм и понимание задач социологической теории (Доклад) (Социология)


Реферат: Отношение к смерти в различных культурах и религиях (Религия)


Реферат: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению (Педагогика)


Реферат: Векторная графика (Программирование)


Реферат: Налоговая система Украины (Налоги)


Реферат: Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в современных условиях на примере КП курортных услуг «Отдых» (Менеджмент)


Реферат: Буржуазный прогресс в Европе в Новое время (История)


Реферат: Общая оценка финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской и статической отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ и оценка аппаратных средств современных ПЭВМ (Программирование)


Реферат: Жизнь и творчество Пабло Пикассо (Искусство и культура)


Реферат: Крылатые ракеты (Военная кафедра)


Реферат: Бизнес-план промышленного предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Расчет фундамента (Строительство)


Реферат: Общая совместная собственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: КПРФ (История)


Реферат: Компьютер (Интенет, Windows, пакет программ Micrsoft Office) (Компьютеры)


Реферат: Разработка технологического процесса ТО-1 автомобиля ГАЗ-31029 (Транспорт)


Реферат: Лекции по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Учетная политика (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ртуть и ее соединения (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист