GeoSELECT.ru



История / Реферат: Сюрреализм и Сальвадор Дали (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сюрреализм и Сальвадор Дали (История)




Культурология

Реферат на тему: Сюрреализм и Сальвадор Дали.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Из истории Сюрреализма
1. Что такое сюрреализм;
2. Предпосылки образования сюрреализма;
3. Основные идеи направления;
4. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме.

2. Сальвадор Дали – король сюрреализма.
1. Становление художника;
2. Дали и идеи Зигмунда Фрейда;
3. Дали и идеи Фридриха Ницше;
4. Дали и сюрреализм.

3. Заключение

1. Из истории сюрреализма.

1.1. Что такое сюрреализм
Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) -
модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой
войны во Франции, в 20-х годах нашего века.
Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как
способ познания подсознательного, сверхестественного. По определению
основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть
«чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или
письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка
мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было
эстетических или нравственных соображений».
Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а, в первую
очередь, проявлялось стремиление переделать мир и изменить жизнь.
Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало
олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на
земле.

1.2. Предпосылки образования сюрреализма
В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее
течение - дадаизм. Дадаизм или искусство - это дерзкое, эпатирующее
"антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников
перед лицом катастрофы - мировой войны,европейских революций. Это течение в
1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии,
Франции и Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную
эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все
"разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым,
эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой
эстетики посредством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало
абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в
частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в
художественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов
в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались
ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка
зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов
исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и
он стал верным продолжателем их скандальных выходок.
Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий
инструмент. Художники стали бросать на холст краски, предоставляя
красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные
конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка
каких-то мировых сил. Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к
стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева". Однако
направленность творческой активности у сюрреалистов была иной : не просто
разрушительной, а созидательной, но через разрушение.

1.3. Основные идеи направления
Одним из первых шагов сюрреализма было так же сосредоточение на чисто
пассивной роли автора. Чтобы освободиться от "контроля разума" применялись
чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали
под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками,
получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли
фантастического леса - техника "фроттажа"). Ведущие мастера не могли
удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней,
личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни.
Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза.
"Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении
языков пламени, движения облаков и т.п. Переход от "механических" приемов к
"психическим" (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих
мастеров сюрреализма.
Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:
1. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния,
близкого к трансу;
2. Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним
импульсам;
3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления
сделанного.
Полному отрицанию подвергались подробные описания в художественном
произведении, похожие на «набор картинок из каталога», убаюкивающие
сознание и не дающие возможности домыслить, дофантазировать.
Своеобразными «тренировками» были собрания сюрреалистов, которые они
называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов
наяву" они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые
сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они по очереди
составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками
игры. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое
вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических
связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные
хаотические силы.

1.4. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме
Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для сюрреализма.
Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептам
Фрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.
Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны
психоанализа и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими они
получали весомые подтверждения правильности своих устремлений. Они не могли
не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж)
соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций",
употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека.
Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенное
внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либо
зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации,
подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание,
в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, так
называемый анализ произнесенной мысли вследствии как можно быстрого
монолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.
Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновидений
Зигмунда Фрейда. Считая, что во сне жив более богатый и интересный разум,
нежели разум бодрствующего человека, заставляющий совершенно спокойно
воспринимать необычайные эпизоды, которые в реальной жизни потрясли бы.
Андре Бретон в «Манифесте» написал: « Я верю, что в будущем сон и
реальность – эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются в
некую абсолютную реальность, в сюрреальность».
Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы
прихотливой, иррациональной формы. Тем самым он разумеется использовал
советы Леонардо да Винчи - но, безусловно, они были восприняты через призму
Фрейда, который по-своему интерпретировал эту склонность к созерцанию
разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих в воображении
неожиданные образы и комбинации.
Одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки,
обмолвки, остроты – это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи
подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку "Эго" так же
нашла бурную поддержку среди сюрреалистов. К примеру, Сальвадор Дали писал:
"Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь
исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После
того станет возможным сублимировать их".
Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и
выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его
искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей -
бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие
возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют
ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями".
Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведник
подсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум не
столько помогает, сколько мешает.
Европа уже давно была погружена в споры о сущности, пределах и
необходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил
равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он не был просто
философским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагал
и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он
разрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы, дававшие
несомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских
кафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в
более широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из
самих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом
даже обременительными образованиями цивилизации.
Семья, религия, государство, заповеди, правила этики, логические
понятия, эстетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать как
нечто условное. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всеми
своими особыми законами, сложившимися задолго до того, как появились
понятия о добре и зле, о боге, о разуме. Фрейдизм впечатляюще доказывал,
что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-то
второстепенным. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистской истории искусства".
Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на том, что
он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово в
понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была солидная опора, что
уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности
сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.
Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек
зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.


2. Сальвадор Дали – король сюрреализма.

Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно
считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления
которого неимоверно сюрреалистичен, практически с рождения и до самой
смерти. «Нормальность ставит меня в тупик» - утверждал он и был здесь
искренен.

2.1. Становление художника

Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды,
решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия
холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт,
изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображение
пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен
нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстро
сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а
настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев, изъевших
же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски поменял
местами с червячками из натуральных вишен. Восторгу зрителей не было
предела.
Поступив в Мадриде в Школу Изящных Искусств, Дали надеялся найти
достойных учителей, которые бы смогли научить святому ремеслу, но быстро
разачаровался. Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены «тем, кто
знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет»,
естественно был исключен. Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся
перед мастерством великих итальянцев Возрождения, старых флмандцев,
Вермеера и Веласкеса имено в это время он ищет свой путь, окунаясь с
головой в разные направления. О том, как начиналось его сюрреалистическое
творчество, Дали пишет: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться,
- явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к
власти", он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо
эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца,
до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте,
не заботясь ни о какой последовательности или преемственности".
Все это было своеобразным вызовом и не только его личным делом, это
было целью сюрреализма. Дали действительно был сюрреалистом до мозга
костей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или
говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое сюрреалистическое "Я"
теми самыми способами, которые особенно ценились и почитались всеми
сюрреалистами.

2.2. Дали и идеи Зигмунда Фрейда
Он был ярым поклонником идей Фрейда, еще в юности проштудировав его
«Толкования сновидений» и возлагал большие надежды на освобождающую силу
сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения,
когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда
он вставал среди ночи, чтобы работать. Доверие к иррациональному,
преклонение перед ним как перед источником творчества было у Дали
абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. «Все мои притязания в
области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной
повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности».
Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований,
что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских
взглядов в искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным из
современных художников, кто сумел встретится с престарелым, больным и
замкнутым Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то же самое время
Дали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письме к Стефану
Цвейгу - тоже случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно не
интересовался современными ему течениями живописи.
По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же,
сколько мир Священного Писания означал для средневековых художников или
мир антиной мифологии - для художников Возрождения.

2.3. Дали и идеи Фридриха Ницше
Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. Он читал и почитал Ф.Ницше, вел
с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. В «Дневнике одного гения»
неоднократно упоминается Ницше. Дали писал: «Заратустра казался мне героем
грандиозных масштбов, чьим величием души я искренне восхищался... Настанет
день и я превзойду его своим величием!». Слова "сверхчеловек - смысл
жизни" - стали одним из девизов Дали. «Самое главное на свете - это Гала и
Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте - все остальные, разумеется
включая и нас двоих". И разумеется, что гениальнейший из гениев, спаситель
человечества и творец нового мироздания не обязан подчиняться правилам
поведения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом и
постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразными
способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причине
запретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижу
свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки,
например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера и
Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью качанов цветной капусты или
стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем
самым иллюстрации к "Дон Кихоту".

2.4. Дали и сюрреализм
В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,
парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,
ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он взял идеи
сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно
превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую
истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры,
добродетели, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах
радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.
Хотя, сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни
политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего
другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в
нечто новое все то, к чему оно прикасается.
Многие сюрреалисты не предавали большого значения технике написания
картин. Среди молодых художников в то время образовался всплеск нигилизма.
Не веря ни во что, они и рисовали «это самое НИЧТО». Дали же напротив, был
преверженцем идеальной техники, Традиции (Традиции именно с большой буквы).
В своей книге «50 секретов магии мастерства» он напишет «10 заповедей для
того, кто собирается стать художником»:
1. Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научись
делать так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни.
2. Не бойся совершенства - ты никогда его не достигнешь!
3. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затем
можешь делать что хочешь - все будут тебя уважать.
4. Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих
представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником.
5. Если ты из тех, кто считает, будто современное искусство превзошло
Вермеера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать в
блаженном идиотизме.
6. Не плюй на собственную живопись - ведь она сможет плюнуть на тебя,
когда ты умрешь.
7. Шедевр и праздность несовместимы!
8. Живописец, пиши!
9. Живописец, не бери в рот алкоголя и не кури гашиш более пяти раз в
жизни.
10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст.
Но суждения Дали об искусстве приводили в ярость как сторонников
радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. С одной
стороны он проповедовал "музейный стиль" в живописи, а с другой стороны -
предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом
месте город будущего.
Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека
его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция,
гражданские войны, атомная бомба, нацизм, католическая вера, наука,
классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он
высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех
здравомыслящих людей. Как-то он даже решил соорудить как можно больше так
называемых «сюрреалистических предметов», совершенно не пригодных к
реальному использованию, но являющихся воплощением чувств, навязчивых идей,
маний. Одним из таких предметов был, например «Астральный стул»: кожаное
сидение было заменено на шоколадное, к ножке была привинчена дверная ручка,
другая же ножка стояла в кружке с пивом. Естественно, что такой стул,
стоило просто пройти мимо либо хлопнуть дверью, падал, пиво разливалось
приводя окружающих в состояние тревоги и смятения.
Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его
всерьез отрицать и опровергать. Андре Бретон, после очередной ссоры с
художником, составил анаграмму из буков его имени «Avida Dollars» –
«Жаждающий доллаов», намекая на то, что все что делает Дали, все его
выходки, имеют только рекламный характер и нацелены на получение денег и
что само исскуство не имеет для него значения.
Дали то провозглашает себя единственным сюрреалистом, то утверждает,
что «живопись – это цветная фотография, сделанная кистью». Но бессмысленно
упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность - его
программа и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и
в искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями
европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая
между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания
этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама
материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного
устройства человеческих дел, для человеческого "благосостояния", потому что
он дискредитирует смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию и
безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и
авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.


3. Заключение
По-видимому, можно утверждать, сюрреализм не есть чисто
искусствоведческая, литературоведческая или киноведческая задача.
Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип
мышления, способ взаимодействия с миром.
Андре Бретон написал :
«Свифт – сюрреалист в язвительности.
Сад – сюрреалист в садизме.
Шатобриан – сюрреалист в экзотике.
Констан – сюрреалист в политике.
Гюго – сюрреалист, когда не дурак.
Деборд-Вальмор – сюрреалист в любви.
Бертран – сюрреалист в изображении прошлого.
Рабб – сюрреалист в смерти.
Бодлер – сюрреалист в морали.
Рембо – сюрреалист в жизненной практике и во многом ином.
Меллариме – сюрреалист по секрету.
Жарри – сюрреалист в абсенте.
Нуво – сюрреалист в поцелуе.
Сен-Поль Ру – сюрреалист в символе.
Фарг – сюрреалист в создании атмосферы.
Ваше – сюрреалист во мне самом.
Реверди – сюрреалист у себя дома.
Сен-Жон Перс – сюрреалист на расстоянии.
И т.д.»

Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое
сюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я", и с полным на то
основанием.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. С.Дали. «Дневник одного гения». Москва, издательство «Искусство», 1997г.
2. С.Дали. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо
всем прочем.». Перевод Н. Малиновской. Москва, издательство «СВАРОГ и К»,
1998г.
3. К. Рохас. «Мифический и магический мир Сальвадора Дали». Москва,
издательство «Республика», 1998г.
4. Хрестоматия по культурологии под редакцией А.А.Радугина. Москва,
Издательство «Центр», 1998г.
5. «Культурология в вопросах и ответах». Учебное пособие под редакцией
Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997г.





Реферат на тему: ТОТАЛИТАРИЗМ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИЗНЕСА
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


кафедра политсоциологии



КУРСОВАЯ РАБОТА

ТОТАЛИТАРИЗМ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ.



Выполнил: студент Крнеев Алексей, ИБ-
301.

Преподователь: доц. Яхонтова Е.С.



МОСКВА
1995



ПЛАН РАБОТЫ:

1. Возникновение понятия “тоталитаризм”
2. Основные признаки тоталитаризма
3. Особенности советского тоталитаризма
4. О возникновении тоталитаризма
5. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма
6. Возникновение тоталитаризма в России
7. Что же такое тоталитаризм?
8. Основные черты тоталитарного общества
9. Заключение



1. Возникновение понятия
"тоталитаризм".

Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в
середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в
конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином
утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где
тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и
политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до
производства и рспределения товаров - направляется и контролируется из
единого центра".



2. Основные признаки
тоталитаризма.

З. Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделил
в качестве основных признаков тоталитаризма наличие единственной массовой
партии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую в обществе
идеологию; монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы;
систему террористического полицейского контроля; централизованную систему
контроля и упрвления экономикой.



3. Особенности советского
тоталитаризма

Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяют
следующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличная
власть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальная
аморальность и полное презрение к человеку; ситез элементов азиатского
деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация
на будущее; патетические аппеляции к массам; опора на внешнюю экспансию;
великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во
главе со страной-лидером.



4. О возникновении тоталитаризма.

Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм
всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии
социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".
Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возник
тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории,
другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно
двадцатого века.
Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные
деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого
(и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них
состоит в том, что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись, а
если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь
указывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований
от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что
контролируя мысль оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы,
не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для
абсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись без
корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.
Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм"
приводит такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось в
обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после
сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и
Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет,
с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена."



5. Фашизм и коммунизм как формы
тоталитаризма.

Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения
фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой
борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли
одинаковые функции.
В марксизме национализм представляет собой побочный продукт
капиталистического развития, которому противопостовляется идея
интернационализма. Подавление национального начала входило интегральной
частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены
членами "новой исторической общности" в лице интернационального советского
народа. Эта идеология преобрела в своеобразно перевёрнутой форме функции
национализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условиях
сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов.
Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние
социадизма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль,
аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея
интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а
нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое
воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятыхиндивидов и
организаций, из которых национальная община состоит.
Таким образом, и интернационализм и национализм были поставлены на
службу идентичным целям: обоснования и идеологического обслуживания
тоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка.



6. Возникновение тоталитаризма в России.

Существует довольно устойчивое мнение, согласно которому появление
советской коммунистической империи на Востоке и нацистского третьего рейха
на Западе объясняется национально - историческими традициями России и
Германии, и в сущности это лишь продолжение истории этих стран в новых
условиях. Такое мнение верно лишь отчасти, татк как в России и Германии
традиционно были сильны тенденции централизма и культ сильного государства,
но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-
экономическая ситуация, которая стала бы благоприятной почвой для его
возникновения.
К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ-го века.
Подаляющее большинство насаления страны было малограмотным, огромные массы
рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к
тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические
идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных
ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного
режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных
благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной
справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко
всеобщему равенству, социальной уровниловке, что в результате переросло в
диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого
происхождения.
С этой точки зрения неверно такое разделение: Сталин и его
административно-командный аппарат, манипулирующий народом, -это одно, а
страдающий народ - совсем другое. Низы во многом определяли фигуры вождей и
их мышление. Происходила как бы взаимная манипуляция. Авансцену покидали
представители старой гвардии, а на передний план выходили руководители из
низов народа, малообразованные отчаянные, жестокие политики, прошедшие
школу каторги и ссылки.



7. Что же такое тоталитаризм?

Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление
всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

В экономике он означает огусодарствление экономической жизни,
экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в
производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и,
как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается
централизованное, плановое управление экономикой.
Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году,
особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к
выводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической.
Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и
нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль
над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается
в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и,
следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об
относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный
работодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия не
может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо
ином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновения
тоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономики
Великобритании.

В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей,
которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившие
перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были
вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность,
интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались её
существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и
государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей
партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов
государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий
стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой
структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.
Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что
власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были
гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не
выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили
под лозунгами за соблюдение конституции.
Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц
в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт:
объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в
президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.

В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как
правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более
совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея
достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим
использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве
единственно возможного мировоззрения, которое преврощается в некое подобие
государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю
иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии
до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией
стал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме
все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и
интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели:
тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.
Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феномен
тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии эти идеологии имеют
свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей,
фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическое
правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным
правителем. Н. Бердяев называет подобную систему обратной теократией.



8. Основные черты тоталитарного общества.

1. Контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия.
Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм посягнул на свободу
личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе
отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только
запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже
допускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать.
Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть
её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное
государство обязательно старается контролировать мысли и чувства по меньшей
мере столь же действенно, сколь контролирует их поступки."

2. Разделение населения на "наших" и "ненаших".
Людям свойственно - и это почти закон человеческой природы - быстрее и
легче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем,
кому лучше живтся, чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и
внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В
тоталитарном государстве террор и страх используются не только как
инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов,
но и как нормальный повседневно используемый инструмент упрвления массами.
С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера
гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать
гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или
находить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы не
реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов.
Здесь действует старый, давно известный принцип: "Разделяй и властвуй". Те,
кто "не с нами, а значит, пртив нас" должны подвергнуться репрессиям.
Террор развязывался без какой-либо видимой причины и предварительной
провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В
Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признакми, и его объектом
мог стать любой человек.

3. Тоталитаризм создаёт особый тип человека.
Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы - одна из
основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного
деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм
является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной
переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими
установками, конструирования нового типа личности с особым психическим
складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими
характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала,
его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то
среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в
человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" -
формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким
человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь
теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой.
Однако на практике проведение этой политики породило доносительство,
писание анонимок и привело к моральному разложению общества.

4. Государство вмешивается даже в личную жизнь человека.
В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика,
философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой
идеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во
все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством,
делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек
писал: "... легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их
заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые
они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались нерпавильно.
Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран:
полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы
нового строя."
Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так
как люди вынуждены приспосабливаться к ирриционализму языка, они вынуждены
вести существование, прикотором следовать официальным предписаниям
невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это
пораждает как бы двойной стандарт в поведении тоалитарного человека.
Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и
"thoughtcrime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как
бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной
жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом,
нарушается один из основополагающих принципов "классического"
тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.



9. Заключение.

Тоталитарный режим со временем разлагается изнутри. Особенно из
политической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С
возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки
диссидентов, затем широкие слои населения. Дорушает разрушение
тоталитаризма отход от жёсткого контроля в экономической сфере. Таким
образом на смену тоталитаризму приходит авторитаризм.



Литература:

1. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы
философии, 1992, № 2.

2. Демократия и тоталитаризм. Свободная мысль, 1991, № 5.

3. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. Кентавр,
1992, №№ 7-8.

4. Кларк К. Сталинский миф о “великой семье”. Вопросы литературы,
1992, № 1.

5. Оруэлл Дж. “1984” и эссе разных лет. Москва, Прогресс, 1989.

6. Сахаров А.Н. Революционный тоталитаризм в нашей истории. Коммунист,
1991, № 5.

7. Стариков Е. Перед выбором. Знания, 1991, № 5.

8. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия в глобальном контексте.
Латинская Америка, 1990, №№ 1-3.

9. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8.







Новинки рефератов ::

Реферат: Образы коммунистов в Поднятой целине (Литература)


Реферат: Договор аренды (Право)


Реферат: Мир в котором мы живем (путешествие в глубь материи) (Физика)


Реферат: Замена цилиндровой втулки (Транспорт)


Реферат: Культура как объект изучения (Культурология)


Реферат: Разработка коллекции мужской одежды на весну – лето 2002 г. под девизом «Закон соответствия» (Искусство и культура)


Реферат: Возникновение казахских ханов (История)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Контрольная) (Радиоэлектроника)


Реферат: Электроэнергетика России (География)


Реферат: Большевики (История)


Реферат: Вознаграждение персонала и другие методы поощрения (Менеджмент)


Реферат: Отличное пособие по датам по истории ВОВ (История)


Реферат: Древняя Греция политика (История)


Реферат: Украинская вышивка (Искусство и культура)


Реферат: А.В. Суворов (История)


Реферат: Доказательства бытия Бога в средневековой философии (Философия)


Реферат: Основное программное обеспечение персональных компьютеров (Компьютеры)


Реферат: Духовная культура (Искусство и культура)


Реферат: Monopolistic competition and economic efficiency (Монополистическая конкуренция и экономическая) (Иностранные языки)


Реферат: Тесты (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист