GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Древний Египет (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древний Египет (Культурология)


1.Древнее царство Египет.


1.1.Источники и историография Древнего Египта


Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе
внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей
цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и
ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной
государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не
иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен
людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы .
Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились
и античные философы, историки, писатели. "Вырезанные на камне изображения -
это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке
нашей эры. "Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф
обозначает целое слово или даже фразу", - предполагал историк Плутарх,
живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и
Геродот, и многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений
исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это
произошло лишь в XIX веке. Но после дешифровки иероглифов перед нами
обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая
несколько тысяч лет на берегах Нила. Мы можем сейчас по достоинству оценить
огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и
искусств.
В своей истории древнегреческий историк Геродот довольно подробно
описывает прошлое Египта подробнее, чем он, например, описывал историю
вавилоно - ассирийского государства, но вместе с тем его труд носит
бессистемный характер.
Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны,
осматривал старинные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с
египтянами, которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же
получал отрывочные и нередко искаженные сведения, но проверить их у него не
было возможности.
Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги
своих предков - из-за гордости за свою страну. Но вместе с тем, многие
сведения Геродота представляют большой исторический интерес.
В I-II вв. н.э. Греческий писатель Плутарх посвятил вопросам
египетской религии целую книгу, которую назвал «Об Исиде и Осирисе».
Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 г. До
н.э. он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое
количество греков. Египетский жрец Манефон написал на греческом языке
«Египетскую историю», в которой дал хронологическую схему и по ней разложил
ряд событий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.
В Египте сохранились многие исторические памятники - пирамиды, храмы,
колоссы, обелиски, которые также немало могли рассказать об истории страны.
Кроме того, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в
течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822г.
Французский ученый Ф.Шампольен обнаружил ключ к чтению египетских
иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов
вперед.
Что же касается памятников - пирамид, храмов и т.д. - то здесь были
некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком.
Нужны были раскопки для их открытия.
Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в
которых с середины II тыс. года до н.э. хоронили египетских фараонов. В
отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению,
скальные гробницы делали под землей и засекречивали.

Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили
30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-
1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на
земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.
В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын
Солнца", достигло апогея. Символом их величия стало строительство
гигантских пирамид - гробниц фараонов. Пирамидальные гробницы с вложенными
внутрь оружием, утварью, драгоценностями и, конечно, самой мумией умершего
были характерны для погребения высших классов египетского общества. Но
никогда они не достигали таких размеров, как знаменитые пирамиды Хеопса,
Хефрена и Минкерина. Затраты на их строительство оказались непосильными для
государства и пирамиды следующих фараонов стали значительно меньше, но
украшались внутри и содержали несметные богатства, которые подвергались
разграблению еще в древнее время.
За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти
фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества
(комы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее
сотрясали восстания рабов и городской бедноты. История Египта хорошо
известна из многочисленных папирусов и надписей на камне, дошедших до
нашего времени. Египтяне пользовались иероглифическим письмом, изменявшимся
от изображения предмета к условному значку. Иероглифы были расшифрованы в
начале XIX века французским ученым Франсуа Шампольоном.
Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена -
гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со
своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны
XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу,
охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть
Ливии, Намибию. Удачные военные походы привели к невиданному обогащению
аристократии и жречества. Жрецы стали так могущественны, что начали
угрожать власти фараонов. Поэтому фараон Аменхотеп IV выступил против них и
провел религиозно-политическую реформу.
Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с
головами священных животных (крокодила и кошки) он заменил культом одного
бога - Атона, олицетворявшего Солнце и изображавшегося в виде круга, а себя
назвал Эхнатоном. Роль жречества свелась на нет, фараона поддержали средние
слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Реформа привела к
изумительному взлету искусства. Вместо плоских безжизненных рельефов
появились прекрасные изображения с изысканными формами. К этому времени
относится знаменитый бюст Нефертити, жены Эхнатона. Художники начинают
изображать бытовые сцены, передавать внутренний мир человека.
Но реформа была обречена на неудачу: сельское население не хотело
перемен и поддержало жрецов. После смерти Эхнатона (возможно,
насильственной) произошел возврат к традиционной религии. Преемник Эхнатона
Тутанхамон вошел в историю как жесткий человек, "самым важным действием
которого в жизни была смерть". Его гробница, открытая в начале XX века,
оказалась первой нетронутой грабителями, дошедшей до нас. Найденные там
предметы быта и искусства вошли в сокровищницу мирового искусства, подробно
рассказали о жизни Египта в период Нового царства.
В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый
завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Огромная
статуя Рамзеса (так называемый "колосс родосский") считалась в древности
одним из чудес света, но до нас не дошла. Преемники Рамзеса II воевали
много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей
иноземных завоевателей.
Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы.
Последний период независимости Египта кончился в 6 веке до н.э. захватом
его могущественным Персидским царством. В 4 веке до н.э. сама Персия пришла
в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского.
Полководец Александра Птоломей получил Египет после распада Македонской
державы. Для Египта начался новый период - эллинизм, тесно связанный с
историей Древней Греции и Древнего Рима.

РАННЕЕ ЦАРСТВО 3100 - 2600 года до н.э. 1 – 3
династии.
СТАРОЕ ЦАРСТВО 2600 - 2134 года до н.э. 4 – 7
династии.
1 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 2134 -2040 года до н.э.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 2040 - 1640 года до н.э. 11 – 14
династии.
2 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 1640 - 1550 года до н.э
НОВОЕ ЦАРСТВО 1550 - 1070 года до н.э. 18 – 20
династии.
3 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 1070 - 712 года до н.э.
ПОЗДНИЙ ЕГИПЕТ 712 - 332 года до н.э.

1.2.Страна и население

Рабовладельческое общество в Египте сложилось несколько раньше, чем
это произошло в других странах. Здесь возникло первое в мире государство.
Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые
говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет»
происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это
слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из
древнеегипетских городов - Мемфиса. По древнеегипетски же, согласно
принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-
Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности
произносилось как Хэ-ку-Птах.
Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли
«Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли
окрестной пустыни.
Египет расположен в северо-восточной части Африки. В древности им
считали саму долину реки Нила. Теперь же к нему относится не только
пересекающая всю страну с юга на север долина, но и также пустынное, сильно
пересеченное Восточное, или так называемое Аравийское нагорье,
расположенное между Нилом и Красным морем, а на западе - Ливийское
плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими
оазисами. С севера страну омывает Средиземное море. Восточное нагорье
упирается в Красное море, которое отделяется от Средиземного только узким
перешейком. На западе границы Египта проходят по малонаселенным пустынным
местностям. В древности южной границей страны считались первые - по течению
реки последние - пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская
Эфиопия, или Нубия.
По мнению ученых, климат Египта 10-12 тысячелетий назад был мягче,
прохладнее, а атмосферных осадков здесь выпадало значительно больше.
Затем, уже в послеледниковый период, климат здесь становится все
более сухим, жарким, степи превращаются в пустыни, а растительный и
животный мир постепенно беднеет.
Уже в течение тысячелетия в Египте, даже на побережье Средиземного
моря, количество осадков мало, а дальше от побережья дожди иногда не
выпадают по несколько лет.
Нил - одна из величайших рек в мире, длина её 6500 км. Вся долина
Нила по существу является гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь
Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской.Долина и дельта
Нила с плодородными аллювиальными почвами являются одним из наиболее
густонаселенных районов на земном шаре.
Скорее всего египетская народность сложилась в процессе смешения
различных племен Северо - Восточной Африки, а возможно также, и некоторых
племен, впоследствии живших в передней Азии. Если судить по дошедшим до
нашего времени изображениям и костным останкам, древние египтяне были
людьми крепкого телосложения. Цвет их кожи был смуглый, а волосы черные и
гладкие.
Древнеегипетский язык составляет особую группу в рамках семито-
хамитской семьи языков. Больше всего изучены взаимоотношения
древнеегипетского языка с семитическими языками, а меньше всего - с другими
родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими.
1.3.Возникновение государства в Египте.
Как установили ученые, во времена, которые предшествовали образованию
объединенного государства, Египет распался на несколько десятков отдельных
областей. По-гречески эти области назывались номами. Первое государство
возникло в пределах небольших номов, которые охватывали несколько
поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция
вождя и святилище, почитаемого здесь божества. На территории Верхнего
Египта в период нового царства насчитывалось 22 нома, в Нижнем Египте - 20
номов. В силу природных условий номы - древнейшие государственные
образования стремились к объединению, в следствии чего появились более
крупные царства. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно
царство и Нижнего Египта - в другое крупное царство произошло в IV
тысячелетии до н.э. Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого
цвета, а Нижнего - красного цвета. Некоторое время царства существовали
рядом друг с другом и вели между собой войны. Но тенденция к объединению
продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению Верхнего и
Нижнего царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю
долину от первого порога до среднеземноморского побережья. Раннее царство
(XXXI XXIX в.в. до н.э.). Объединение Верхнего и Нижнего царств было
революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного
государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила,
появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной
системы, без которой невозможно существование продуктивного и
земледельческого хозяйств. На смену постоянным внутри египетским войнам,
ослаблявшим страну, пришло политическое единство. Объединение Египта было
достигнуто в результате множественных воин между Верхним и Нижним
царствами.
В более поздние времена постоянно разграничивались две половины
государства - верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе царя
соединялись два властителя - верхнеегипетский и нижнеегипетский. Это
говорит о том, что в древности существовали в Египте два раздельных царства
- Нижнее и Верхнее.
До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской летописи,
которая была высечена на камне примерно в середине III тысячелетия до н.э.
Судя по ним, в летописи перечислялись египе6тские цари и от времени их
царствования имелись погодные записи. Необходимо отметить, что египетские
цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя
являлись священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к
тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя
иносказательно: пер-«о» - «большой дом», откуда происходит видоизмененное
слово «фараон».
Увы, мы не знаем, сколько времени продолжался ранний период в
истории Египта определенно можно сказать, что около 3000 г. До н.э.
государство в долине Нила уже существовало.
Точное летоисчисление древнеегипетской истории также невозможно за
недостаточностью данных. Поэтому время зачастую обозначается не столько
столетиями, сколько - условно - династиями.
Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон,
написавший около 300г. До н.э. по-гречески своё сочинение об истории
Египта, насчитывал до 30 династий фараонов.


1.4.Источники права

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием
государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть
сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли.
Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.
В Египте существовало несколько видов земельных владений:
государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать
различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот,
инвентарь и пр.
Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма,
купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.
Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий
несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и
действия религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое
положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены
и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача
жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон.
Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и
муж и жена.
Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1)
государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной
тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство: 3) против
личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти
больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5)
преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные
и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме
того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный
характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы,
допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.


1.5.Объединение Египта.

Как свидетельствуют исторические источники, в начале II династии
древнеегипетские цари нарушили вековую традицию и перестали использовать
абидосское кладбище. Впоследствии, еще при той же династии, в Абидосе опять
стали появляться царские погребения, однако теперь цари уже носят новую,
несколько необычную титулатуру.
Как уже отмечалось выше, правители Египта обычно именовали себя богом
Гором. Теперь же, в период II династии, мы обнаруживаем царя, который
неожиданно объявил себя не Гором, а его противником - богом Сетом. Мало
того, другой, следующий за ним царь, уже под самый конец династии, вдруг
провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался, как считают
ученые приблизительно так: «Тот, в ком умиротворились оба бога».
Трудно сказать со всей определенностью, были ли такие изменения
титулатуры связаны с кровавыми событиями в Нижнем Египте, где почитался бог
Сет, о которых повествует царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях
двух своих изваяний он символически изобразил Нижний Египет пораженным. Там
же изображены трупы бунтарей, а также указано число павших врагов: на одном
изваянии - 48205, на другом - 47209. На двух каменных сосудах представлена
богиня Верхнего Египта, которая вручает Гор-Хасемему, украшенному
верхнеегипетской короной, знак соединения обеих земель в « год поражения
Нижнего Египта».
Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу
II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в
истории Египта - эпоху Древнего царства. «Белые стены» царя Менеса - город
Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее
распространенному мнению, к одному из названий этого города - Хет-ка-Птах,
что значит « Усадьба двойника Птаха» - главного бога столицы, и восходит
греческое Айгюптос и наше наименование страны - Египет.



2.Боги Древнего Египта

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,
поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения
явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за
видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы,
реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых
воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.
Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки,
покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и
изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску
и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На
вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт,
известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный,
несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в
глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все,
что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог,
существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».
Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне
святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому
что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для
непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит
и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до
бесконечности.
Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в
религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума,
философского или суеверного.

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается
бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую
божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий
пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут -
женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это
бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо.
По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между
ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и
Нефтида.
Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского
пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым
из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в
утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис
подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его
культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила
его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего
брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гводями, выбросил
его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида
нашла все эти куски и похоронила.
Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы
отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей
природы. Исида - великая богиня - мать, символ материства, супружеской
верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал
сухой, песчанный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.
Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца,
богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю
землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами
тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он
боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак
анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг ( ). В
средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет
весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным
отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит
над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также
духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и
обездоленных. Его женой и женским воплошением души была богиня Амаунет.
Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой
природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в
его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.
Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством
справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он
считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом
всех богов и мира.
Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских
богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей
отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом
был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов.
В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским
воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски
и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.
Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде
человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с
просьбой о покровительстве в потусторон- нем мире.
Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в
пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обрашались с
молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях.
Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем
мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его
женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в
облике женщины с головой льва.
Но все эти боги - это только малая часть египетского пантеона. Кроме того
существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде
славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит,
Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых
человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от
зла, болезней, опасных животных.
2.1.Обожествляемые животные
Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его
довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных
животных.
Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в
храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и
черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая
кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги.
Встречается также культ священной коровы.
Весьма распостранен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека.
При многих храмах содерживались священные крокодилы, которых кормили жрецы,
а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов
захоронялись.
Чрезвычано был распостранен культ сокола (или ястреба) как воплошение бога
Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с
черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных
также содержали при храмах, а после их смерти бальзомировали.
Широко был распостранен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом.
Сушествовала также кошачая богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась
специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их
бальзамировали и хоронили на специальном кошачем кладбище. Для кошек иногда
делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре
первой спасали кошку, а только затем детей и имушество.
В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60
божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также
черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира
Анубисом.
Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе
фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи
предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы
устанавливались каменные стеллы с изображением змей.
Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную
роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и
называлось - хепри.





Реферат на тему: Древний Египет. В тени пирамид.
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


РЕФЕРАТ
по культурологии
на тему:
«Древний Египет. В тени пирамид»



|Выполнила студентка 1 курса |Буточкина Н.В. |
|Гр. Эл-18-00 | |
|Проверила преподаватель курса культурологии | |



2000



С

амые древние в мире и массивные монументы из камня — египетские пирамиды —
были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их
воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые
невероятные теории, возникавшие на их счет. Так, например, один астроном из
Шотландии узрел в размерах пирамиды Хеопса не только закодированные в них
расстояние от земли до солнца и время исхода иудеев из Египта, но и дату
будущего конца света — 1881 год.
По-настоящему серьезные изыскания требуют более вдумчивого подхода — ведь
мы имеем дело с гигантскими сооружениями, построенными с потрясающей
точностью! Так, каждая из сторон Великой пирамиды, возведенной для фараона
Хуфу более 45 веков тому назад, имеет длину около 230,5 м, причем разница
между ними составляет самое большее 19 мм. Неплохо для горы, возвышающейся
на 146,7 м над горизонтом и созданной рукой человека из не менее 2 300 000
каменных блоков, каждый весом около 2270 кг, и все это без применения
современных орудий труда (ведь египтяне еще не знали ни колеса, ни железных
зубил).
Несмотря на всю видимую незыблемость пирамид, они, по иронии судьбы,
пострадали не столько от сил природы, сколько от рук человека. Древние
египтяне были первыми вандалами: они грабили их погребальные покои и
безжалостно сдирали с них известняковую оболочку, используя материал для
других построек, и. это варварство продолжалось и в более поздние времена.
С ростом туризма выросла и вероятность порчи памятников. Толпы неутомимых
верхолазов устремлялись с риском для жизни к вершинам пирамид, нанося им
непоправимый урон. Благодаря закону, принятому в 1983 году египетскими
властями, четыре крошечные фигурки, штурмующие пирамиду Хеопса на
фотографии наверху, были одними из последних, кому удалось это сделать,
хотя туристам все еще разрешается заходить внутрь пирамиды.
Погонщики верблюдов и уличные торговцы, которые, должно быть, досаждали
своими призывами еще греческому историку Геродоту, когда тот осматривал
пирамиды, сегодня обязаны держаться от них на приличном расстоянии.

В тени пирамид

Однажды знойным летним днем 1867 года, Марк Твен, тогда еще молодой
газетный репортер, отправился из Каира на ослике в сторону песчаного
пустынного плоскогорья Гизэ, что лежит в пяти милях к западу рядом с
развалинами Мемфиса, древней столицы Египта. Цель путешествия: взобраться
на одну из трех знаменитых пирамид Гизэ и осмотреть Сфинкса, получеловека-
полузверя с туловищем льва.
Твен и его друзья пересекли два рукава широкого мутного Нила в утлой
арабской фелюке с треугольным парусом и направились прямо через пустыню к
подножию пирамиды Хеопса. Высота пирамиды произвела на молодого американца
сильное впечатление; как он выразился, «она, казалось, вонзается в сами
небеса». Не без помощи жилистых арабских гидов и с немалым трепетом в душе
он и его коллеги начали дружно карабкаться вверх по ее шероховатым каменным
уступам.
Достигнув вершины в 137 м над землей, Твен присел отдохнуть и
полюбоваться открывшимся ему захватывающим видом. Вот как он описал позднее
свои впечатления в книге «Простаки за границей»: «С одной стороны
простиралось, уходя за горизонт, бескрайнее море желтого песка: мрачное,
безмолвное, лишенное всего живого, оно подавляло саму мысль о жизни. С
другой — прямо под нами широким зеленым ковром раскинулся египетский Эдем,
прорезаемый извилистой рекой и весь утыканный маленькими деревушками и
зелеными рощицами пальм, которые, сливаясь вдали, лишь подчеркивали его
огромные размеры. На всем, словно в каком-то заколдованном мире, лежала
печать неподвижности и спокойствия. Вдали, у горизонта, застыли, словно
стражи у развалин древнего города, пирамиды, поражая воображение своими
правильными формами, а прямо у наших ног разлегся безучастный ко всему и
непостижимый Сфинкс, так же меланхолично и бесстрастно взирающий на
окружающее со своего скрытого в песках трона, как и пятьдесят долгих
столетий тому назад».
Просторы, открывшиеся взгляду Марка Твена с вершины пирамиды Хеопса,
охватывают территорию одного из самых интересных в научном отношении и
обширнейших комплексов археологических исследований. Здесь на пространстве,
ограниченном деревушкой Абу Роаш к северу от Гизэ и Фаюмским оазисом,
расположенным в 88 км к югу, археологи открыли остатки нескольких огромных
древних кладбищ — некрополей — в которых египтяне хоронили своих фараонов и
знатных вельмож в просторных и изысканных гробницах. Самыми знаменитыми
мемориалами такого рода являются пирамиды, число которых превышает
девяносто, хотя большинство из них в настоящее время настолько разрушены,
что сказать что-либо определенное об их первоначальном виде не
представляется возможным. Наиболее хорошо сохранившиеся пирамиды
возвышаются над песками в районе Гизэ и в близлежащих некрополях Саккара,
Дахшура и Медума. По иронии судьбы, эти пирамиды являются также самыми
древними:
они бьши возведены еще фараонами Древнего Царства, которое длилось около
500 лет, охватывая период приблизительно с 2575 по 2134 гг. до н.э.
Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы
столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетские
пирамиды времени Древнего Царства. «Человек страшится времени, а время
страшится пирамид», — гласит арабская пословица. Они считались одним из
древних чудес еще во времена правления фараонов. Уже в период Нового
Царства (1550— 1070 гг. до н. э.) египтяне наносили визиты в Гизэ и другие
некрополи, чтобы отдать дань уважения давно умершим царям и подивиться
седой древности этих гигантских сооружений. Свидетельством их посещений
стали древние надписи — граффити, — выцарапанные на каменных плитах пирамид
и соседствующих с ними храмов. Один такой «турист», подписавшийся именем
«Ахмос, сын Иптаха», посетил Ступенчатую пирамиду в Саккара около 1600 года
до н. э. — к тому времени ее возраст превысил тысячу лет — и с почтением
начертал на камне, что монумент выглядит так, «как будто в ней поселились
сами набеса». А через каких-нибудь 400 лет после него другой посетитель,
«Хеднахт, сын Ченро и Тевосрет», отметил тут же, какое огромное
удовольствие получили они с братом, обойдя Ступенчатую пирамиду и испросив
богов даровать им «долгую жизнь служения во благо всем Вам» и «достойные
похороны после счастливой спокойной старости».
Пожалуй, никто в Древнем Египте не проявлял такого живого интереса к
пирамидам и их истории, как наследный принц Кэмвасет, четвертый сын Рамзеса
II, одного из самых прославленных своими делами и долголетием фараонов
Египта. Ко времени правления Рамзеса II (1290-1224 гг. до н. э.) пирамиды
Древнего Царства уже насчитывали тринадцать веков своего существования.
Выкрошенные снаружи суховеями пустыни и разграбленные внутри расхитителями
гробниц, пирамиды и относящиеся к ним храмы уже к тому времени пришли в
полное запустение. Получив благословение отца, Кэмвасет принялся
восстанавливать пирамиды и другие гробницы Древнего Царства, стараясь
придать им былое величие. Именно за его усилия в этой области Кэмвасета
часто называют сегодня первым в мире египтологом и археологом.
Будучи, по-видимому, человеком любознательным и вдумчивым, который
предпочел жреческий сан карьере военачальника, Кэмвасет, как утверждают
позднейшие хроники, долгие часы проводил, бродя среди руин Древнего
Царства, исследуя древние гробницы и размышляя над смыслом древних
посланий, высеченных на стенах. Закончив обследование той или иной
гробницы, он обычно отдавал распоряжение своим работникам выбить на ее
надгробии иероглифическую надпись, удостоверяющую имя ее владельца, тем
самым как бы создавая прецедент, который впоследствии станет обычной
практикой современного музейщика. Интерес Кэмвасета к прошлому привел его,
в конечном счете, к раскопкам и реставрации нескольких исторических
захоронений. Он открыл и идентифицировал множество предметов материальной
культуры Египта, снабдив их также соответствующими ярлыками. Среди его
находок была статуя Каваба, сына фараона Хуфу (Хеопса), по приказу
которого была возведена так называемая Большая пирамида (пирамида Хеопса)
в Гизэ. В своей надписи, выгравированной на ней, Кэмвасет поясняет, что
его работа по реставрации гробниц была прежде всего продиктована «любовью
к старине», а также желанием показать, «какого совершенства во всем
достигли наши предки». Принц был настолько восхищен этим произведением,
что приказал перевезти статую к себе в дом в Мемфисе, где ее фрагмент и
был откопан — теперь уже во второй раз в 1908 году около 3200 лет спустя —
английским археологом Джемсом Эдвардом Квибеллом.
История пирамид — как и некрополей, на почве которых они возникли —
берет свое начало в Мемфисе, древней административной столице Египта,
которая находилась на западном берегу Нила в 32 км к югу от нынешнего
Каира. Как гласит одно народное поверье, Мемфис был заложен около 2900 года
до н. э. самим Миной (Менесом), могущественным военачальником, который
впоследствии стал первым царем Египта после успешного объединения множества
рассеянных по всей долине Нила сельских и городских общин в одно
централизованное государство. Жители Мемфиса называли свой город «Инеб-
хедж» — «Белая Стена» — вероятно, из-за его выкрашенных белой известкой
крепостных стен из кирпича-сырца, окружавших со всех сторон царский дворец.
Постепенно Мемфис разросся вширь и глубь, став, по древним стандартам,
огромной метрополией. Город простирался на 13 км с севера на юг и, 6,4 км с
востока на запад и в течение более трех тысячелетий считался важным
политическим, торговым и культурным центром древнего мира. От его
оживленных причалов отходили суда, направляясь вниз по Нилу к восточным
берегам Средиземного моря и дальше в Грецию и на Эгейские острова. В период
расцвета Мемфиса в городе проживало и трудилось до 50 000 человек,
большинство из которых ютилось семьями в двух-трехэтажных домах из кирпича-
сырца, лепившихся друг к другу вдоль узких извилистых улиц. Здесь жил в
основном мастеровой люд — искусные ремесленники, занятые в производстве
разнообразных видов продукции: изящно инкрустированной мебели, ювелирных
изделий из золота и полудрагоценных камней, боевых колесниц, щитов, копий и
другого оружия. Большая часть населения, однако, трудилась на сельских
нивах, расположенных по обе стороны нильской поймы, занимаясь скотоводством
и выращивая пшеницу и лен.
Мемфис процветал вплоть до VII века нашей эры, когда арабы, захватив
Египет, стали активно разрушать город, используя каменную кладку зданий для
строительства своей новой столицы — Каира. Сегодня все, что могло уцелеть
от Мемфиса того времени, лежит погребенное под тоннами нильского ила и
современными деревнями, расположенными на этом месте, затрудняя и делая
очень дорогостоящей работу археологов. На сегодняшний день раскопана лишь
крошечная часть когда-то великого города и пока что не найдено никаких
следов ни самого дворца, ни других зданий ранней застройки. Почти все, что
мы знаем о жизни в Мемфисе — да и вообще в Египте эпохи Древнего Царства —
дошло до нас не из жилых кварталов города, а из его кладбищ. Жители Мемфиса
построили свой первый некрополь на крутом уступе, возвышающемся в пустыне к
западу от городской черты. Они назвали его Саккара, в честь Сокара — одного
из египетских божеств заупокойного культа — и намеренно расположили на
западе, так как, по поверьям, другое божество, бог солнца Ра, именно в
западных пределах небосвода начинает свое ночное путешествие в подземном
мире. Археологи открыли в Саккара гробницы, относящиеся почти ко всем
периодам истории Египта, хотя большинство из них восходит ко временам
Древнего Царства и даже ранее, охватывая период приблизительно в тысячу
лет, с 3100 по 2134 гг. до н. э. Захоронения в Саккара продолжались вплоть
до христианских времен, когда некрополь занимал площадь около 5 км в длину
и почти 1,5 км в ширину.
Ранние гробницы в Саккара делались из кирпича-сырца. Они были
прямоугольными, с плоскими крышами и слегка покатыми стенами. В каждом
склепе имелось по несколько подземных комнат, в том числе вырубленная в
скале центральная камера, в которую помещалось тело умершего вместе с его
личным оружием, предметами туалета и даже музыкальными инструментами и
настольными играми. В части гробницы, расположенной наверху, на поверхности
земли, находились помещения меньших размеров, в которых хранились продукты
питания, вино, одежда, предметы мебели и орудия труда, т. е. все то, что
считалось необходимым для поддержания жизни КА, или духа обитателя
гробницы. В настоящее время египтяне называют такие гробницы арабским
словом «маста-ба», что значит «скамья», т.к. внешне они напоминают
прямоугольные скамейки из кирпича-сырца, которые и по сей день можно видеть
у домов и лавок по всему Египту.
По мере того как шло время, менялся и внешний вид мастаб. Они
становились более массивными и сложными по конструкции, иногда достигая 3,7
м в высоту за счет увеличения числа внутренних помещений. Появился обычай
пристраивать с восточной стороны мастабы что-то вроде часовни, где
ежедневно собирались родственники усопшего — или жрецы КА, получившие в дар
его поместье, — чтобы воздать ему приношения в еде и питье. В особые,
праздничные дни потомки лиц, захороненных в Саккара, собирались на большом
кладбище для участия в церемониале поминания усопших и празднования
семейной годовщины.
Около 2630 г. до н. э., во время правления фараона III династии Джосера,
некрополь в Саккара претерпевает глубокие изменения. К тому времени
египетские владыки сосредоточили в своих руках огромные богатства и
обладали неограниченной властью над своими подданными, которые все больше
смотрели на них как на некие божества, сошедшие с небес на землю. А
божествам, как водится, полагались и грандиозные могилы, которые могли бы
обеспечить продолжение их возвышенного существования и в потустороннем
мире. Чтобы отличать свою гробницу от могил прошлого, Джосер пошел на
чрезвычайно смелое для своего времени решение, приказав строить ее целиком
из камня, а не кирпича-сырца, как прежде. Хотя камень и прежде шел на
облицовку стен и полов отдельных гробниц, никогда еще он не применялся в
качестве единственного строительного материала при возведении всего
сооружения. Разработку проекта и строительство усыпальницы Джосер поручил
своему разносторонне одаренному главному визирю и советнику Имхотепу. Шесть
раз в ходе сооружения гробницы менял Имхотеп свое конструктивное решение,
пока наконец не остановился на конструкции, внешне напоминающей шесть
поставленных одна на другую мастаб уменьшающихся размеров. Поэтому в своем
законченном виде монумент получил известность под названием Ступенчатая
пирамида, что, по-видимому, отражало и ее духовную направленность — служить
некой лестницей, ведущей фараона после его смерти в небеса духовной жизни.
Ступенчатая пирамида не имеет себе равных ни по размерам, ни по
конструкции. Основание пирамиды имеет площадь 118,6 на 140,9 м, ее высота —
62 м. Но сама пирамида — всего лишь часть огромного комплекса сооружений
гробницы. Под ее основанием Имхотеп создал настоящий лабиринт из штолен,
переходов, галерей и погребальных камер, а также различных погребальных
помещений, часовен и двориков, построенных вокруг нее для совершения
обрядов и церемоний, связанных с заупокойным культом. Весь этот комплекс
Имхотеп обнес мощной каменной стеной длиной 1,6 км и 10,1 м в высоту, в
которой он сделал 13 ложных и только один настоящий проход. Результатом его
усилий явился комплекс сооружений, вполне достойный персоны фараона-бога.
Поразительные достижения Имхотепа — зодчего и строителя, — а также его
талант писца и мудрого царского советника снискали ему славу среди его
соотечественников, которая не померкла в течение целой тысячи лет. Он даже
был причислен к сонму малых божеств и в его честь воздвигались храмы
столетия спустя после его смерти. Слава его затмила славу фараона, имя
которого он обессмертил. Но самое удивительное в том, что египтяне, так
глубоко чтившие Имхотепа, не оставили никаких свидетельств относительно
местонахождения его могилы. В пятидесятых годах нашего столетия поисками
гробницы Имхотепа в Саккара занимался видный английский археолог Уолтер
Эмери, но и он не нашел ее. Зато ему удалось попутно открыть гробницы
других придворных сановников, например, вельможи по имени Хатепка, который
занимал странную должность «хранителя диадемы и смотрителя париков
фараона».
Многое из того, что нам сегодня известно о Ступенчатой пирамиде, стало
достоянием гласности, благодаря работам другого видного египтолога,
француза Жана-Филиппа Лауэра. В 1926 году английский археолог Сесил Ферс,
предпринявший первые систематические раскопки в районе Ступенчатой
Пирамиды, взял Лауэра, тогда еще двадцатичетырехлетнего студента-
архитектора в Париже, к себе в помощники. Лауэр прибыл в Египет на короткий
срок — и прожил там более 50 лет. «Как только я обследовал памятник, —
рассказывал он корреспонденту в 1991 году, — я сразу понял его важность для
истории, как первого сооружения, в котором применялась горизонтальная
кладка из обтесанного камня, и к тому же построенного по проекту Имхотепа,
этого Микеланджело древности. И я решил тогда посвятить этой работе всю
свою жизнь».
Лауэр с особой любовью вспоминает свои первые годы, проведенные в
Саккара, когда он вместе с Ферсом занимался обследованием внутренних камер
Ступенчатой пирамиды. Двигаясь по переходам, спроектированным Имхотепом,
археологи медленно прокладывали себе путь по подземному лабиринту. Лауэр
хорошо помнит то изумление и благоговение, которое он испытал, входя в одну
из камер сквозь пробитую в стене брешь. «Мы проделали дыру в этой стене, и
Ферс, будучи человеком крупного телосложения, попросил меня пробраться
внутрь и описать ему то, что я там увижу, — писал он позднее. — С чувством
благоговейного ужаса вошел я в подземную галерею, по которой вот уже 4000
лет — с тех пор, как ее посетили грабители древности — не ступала нога
человека. Освещая себе путь свечой, я медленно продвигался вперед, пока
наконец не попал в прямоугольную комнату, со всех сторон облицованную
ровными и тщательно отшлифованными плитами известняка. Продвигаясь дальше в
северном направлении, я попал в другие комнаты, также выложенные плитами из
отшлифованного камня. Некоторые из них были украшены барельефами в виде
больших звезд».
Хотя камеры были уже давно разграблены и не содержали никаких сокровищ,
Лауэра на каждом шагу поджидали «приятные сюрпризы», включая прекрасно
выполненные на стенах барельефы, изображавшие фараона Джосера, то во главе
религиозной процессии, то в момент символического состязания по ритуальному
бегу. Обследуя несколько лет спустя глубоко заложенные подземные галереи
комплекса Ступенчатой Пирамиды Джосера, Лауэр наткнулся на скелет
восьмилетнего ребенка и около 40 000 ваз, чаш и блюд из алебастра, кварца,
мрамора, доломита и других ценных пород камня, сложенных в одной комнате.
Выяснилось, что все эти сосуды относятся ко времени, предшествовавшему
эпохе правления Джосера. Лауэр полагает, что они происходят из других
гробниц, расхищенных ворами, и что именно Джосер приказал поместить их туда
из уважения к умершим, которым они когда-то принадлежали, с тем чтобы
вернуть их в иной жизни законным владельцам.
Не удивительно, что фараоны, пришедшие на смену Джо-серу, тоже пожелали
иметь подобные гигантские ступени, ведущие в небеса, приказав своим
подданным строить ступенчатые пирамиды. Однако все последующие усилия
воздвигнуть еще одну ступенчатую пирамиду кончались неудачей либо из-за
ошибок в ее конструкции, либо по причине преждевременной смерти фараона,
для которого она предназначалась, и лишь т спустя пятьдесят лет после
смерти Джосера вырос в песках Mедума, в 64 км к югу от Мемфиса и Саккара,
еще один восьмиступенчатый колосс.
Медумская пирамида ознаменовала собой крутой поворот во внешнем облике
пирамид, ибо спустя некоторое время после завершения строительства ее
гигантские ступени были заложены грубо отесанным камнем для придания ей
наклонной формы, а затем все сооружение было облицовано известняком и стало
похоже на настоящую пирамиду с гладкими, ничем не прерываемыми сторонами.
Остается не ясным, почему египтяне заменили ступенчатую конструкцию на
сплошную; некоторые ученые считают, что это как-то связано с усилением
культа солнца в стране. Вполне возможно, что поклонники бога Ра выбрали
именно эту форму из-за ее внешнего сходства с солнечными лучами, которые,
расходясь треугольником, падают на землю, когда солнце освещает ее, выходя
из-за облаков. К сожалению, мародеры, охотясь за ценными породами камня,
нанесли пирамиде немалый вред, повредив облицовку и обнажив ранние этапы ее
строительства. Однако ее огромная каменная сердцевина от рук вандалов не
пострадала, и сегодня, как и прежде, пирамида гордо высится над кучами
мусора, который когда-то составлял ее внешнюю оболочку.
Вероятнее всего, Медумская пирамида строилась для фараона Хуни,
последнего правителя III династии. Многие египтологи, однако, относят ее ко
времени правления фараона Снофру, первого царя IV династии (2575—2551 гг.
до н. э.), который отдал приказ о ее облицовке, тем самым создав первую
пирамиду в собственном смысле слова. Снофру, который пользовался любовью
своих подданных и оставил после себя добрую память, построил еще две
пирамиды — «Ромбовидную пирамиду», названную так из-за того, что, начиная
где-то с середины, ее стороны имеют более пологий наклон, чем ближе к
основанию, и «Красную пирамиду», знаменитую красноватым оттенком
облицовочного материала. Скошенная верхушка «Ромбовидной пирамиды», по-
видимому, отражает попытку ее архитектора решить проблему, вызванную ее
первоначальным уклоном, который бьш слишком крутым для подъема массивных
каменных блоков; вполне возможно, однако, что несовершенство ее пропорций
разочаровало монарха, так как это не вязалось в его глазах с идеей «вечного
дома». Как бы там ни было, Снофру от нее отказался, остановив свой выбор на
«Красной пирамиде». Эти две пирамиды он построил в Дахшуре, некрополе,
расположенном на полпути из Саккара в Ме-дум. Возвышаясь над пустыней на
высоту около 103,7 м, эти пирамиды, намного обогнав своими размерами
пирамиду Джосера, стали самыми грандиозными сооружениями Древнего Египта.
Но не надолго. Сын Снофру Хуфу (Хеопс, в греческом написании), желая,
видимо, переплюнуть в этом деле отца, приказал построить пирамиду еще более
грандиозных размеров в некрополе Гизэ. Расположенная к северу от Мемфиса,
эта территория издавна служила местом захоронения высших сановников Египта,
некоторые гробницы которых восходят ко времени I династии. В отличие от
своего
отца, Хуфу был тираном и обладал деспотичным характером. По одному поверью,
он приказал закрыть все храмы во время своего правления, с тем чтобы
подданные сосредоточили все свои усилия на строительстве его пирамиды.
В ходе ее строительства либо сам фараон, либо его архитектор вносили
изменения в проект ее внутреннего устройства, переместив царскую
погребальную камеру из-под основания гробницы в самую сердцевину
сооружения. Первоначальный вход в пирамиду — который только в 1989 году был
открыт для всеобщего обозрения — ведет вниз по наклонному коридору к
незаконченной камере, вырубленной в целиковой скале. Оставив ее, рабочие
вместо этого пробили отверстие в потолке коридора в каких-нибудь 18 м от
входа в гробницу. Разбирая каменную кладку, они продвигались вверх по
пирамиде и в самой середине ее вырубили вторую погребальную камеру —
которую уже в наше время по ошибке назвали камерой царицы. Ее они также
оставили незаконченной. Затем они соорудили так называемую Большую галерею
длиной в 47 м, пробили новый вход и, наконец, вырубили саму камеру фараона.
Для отделки был использован красный гранит, который добывался в Асуане, за
640 км к югу, и доставлялся в Гизэ речным путем. Там, в этой камере, у
восточной стены и поныне стоит саркофаг Хуфу, хотя он давно уже пуст. Никто
не знает, почему погребальную камеру фараона передвинули внутрь пирамиды.
Некоторые археологи полагают, что в ходе строительства пирамиды произошла
смена статуса фараона Хуфу, которого стали отождествлять с самим богом
солнца Ра. Став фараоном Хуфу-Ра, он не мог быть погребен иначе, как только
в середине пирамиды, напоминающей своей конусообразной формой священный
«бен-бен», символ самого бога Ра. В конце концов Хуфу, вероятно, остался
доволен: его гробница — Великая пирамида Хеопса — превосходила своими
размерами все, что было когда-либо построено в Египте до него (да и после).
Потрясенные ее внешним видом, древние греки причислили Великую пирамиду к
семи чудесам света. Ее основание, каждая сторона которого достигает 78 м в
длину, было поистине гигантским, занимая площадь в 5,2 га. Как отметил один
автор, внутри этой пирамиды можно поместить пять главных соборов Западной
Европы, включая римский собор Св. Петра и лондонский Св. Павла. Ее высота —
147 м, т.е. на 54,2 м больше высоты Статуи Свободы в Нью-Йорке, — тоже
захватывала воображение (при том, что с течением времени пирамида Хеопса
стала на 9,5 м ниже, т. к. многие поколения египтян использовали ее в
качестве строительного материала, разбирая верхушку на свои строительные
нужды).
Как же удалось Хуфу построить такой гигантский монумент? Некоторые ученые
полагают, что он использовал труд рабов и что на ее строительство ушел весь
23-летний период его правления. Более вероятно, однако, что он мобилизовал
на эти работы тысячи крестьян, заставляя их поочередно работать по
несколько месяцев в году в межсезонье, когда Нил, выходя из берегов,
заливал поля, на которых они трудились. Не имея в своем распоряжении ни
колесного транспорта, ни даже вьючных животных и управляясь примитивными
орудиями труда из камня и меди, эти труженики вырубили в скале, обработали
и переправили на стройку более двух миллионов известняковых блоков, причем
некоторые из них весили до 15 тонн.
Никто не знает, каким образом была возведена Великая пирамида. По одной,
заслуживающей внимания гипотезе от близлежащего карьера к участку работ был
построен гигантский пандус. Обвиваясь вокруг строящейся пирамиды, он рос по
мере того, как продвигалось ее строительство, что давало строителям
возможность укладывать блоки на все большей и большей высоте. Но если
действительно использовался такой огромный пандус, то из чего он сам был
сделан? Некоторые египтологи высказывали предположение, что в качестве
строительного материала были использованы кирпичи из глины, хотя никаких
остатков кирпичей поблизости не было обнаружено. Более вероятным материалом
можно считать мусор, которым завален сейчас весь карьер, — тонны гипса,
обломки известняка и глина.
Несмотря на невероятный вес и громоздкость каменных блоков, их подгоняли
друг к другу на месте с такой точностью, что подчас в зазоры между ними
можно просунуть разве что почтовую открытку. Вообще поражает та точность, с
которой строители справились со своей задачей. Основание пирамиды образует
почти совершенный квадрат, ориентированный точно на север, причем его
северная сторона всего на один дюйм отклоняется от южной. Первым, кто
произвел точные замеры пирамид, был английский археолог Флиндерс Питри,
который был одним из первопроходцев в деле научного обследования пирамид. К
исследованиям в Египте его привлекли умозрительные теории шотландского
астронома Чарльза Пияцци Смита. Смит полагал, что в формах Великой пирамиды
заложены божественные числа, имеющие отношение к измерению пространства и
времени. Он «открыл», что если высоту пирамиды, выраженную в дюймах,
помножить на десять в девятой степени, — поскольку пропорция десять к
девяти является отношением высоты пирамиды к ее ширине — то это дает
расстояние от земли до солнца. Смит также утверждал, что периметр пирамиды,
исчисляемый в т. н. «пирамидных» дюймах, равен 365,2, т. е. числу дней в
солнечном году, помноженному на 1000. К великому разочарованию приверженцев
теорий Смита, измерения, сделанные Питри, дали другие результаты.
Представить вещественные доказательства столь удивительной точности
подгонки блоков друг к другу удалось сравнительно недавно американскому
египтологу Марку Ленеру. Он обнаружил ряд ровно отстоящих друг от друга
гнезд, вырубленных в скальной породе у самого края основания пирамиды.
Ленер предположил, что в эти гнезда древние инженеры вставляли колья, между
которыми они протягивали веревку для измерения и выравнивания уровня
основания пирамиды.

Знания древних египтян

Древние рабочие, видимо, по праву гордились своим мастерством строителей
пирамид. Иногда это проявлялось в желании увековечить название своей
артели; они малевали его краской или выцарапывали на огромных глыбах, с
которыми управлялись, например: Бригада Победителей, Бригада Выносливых,
Бригада Умельцев и т. д. Рабочие трудились от восхода до заката под лучами
палящего солнца, поддерживаемые в рабочем состоянии целой армией
«обслуживающего персонала», который через регулярные интервалы подносил им
еду и питье, не давая тем самым свалиться замертво от истощения и жажды.
Египтологов уже давно мучил вопрос о том, как фараону Хуфу удалось
расселить всю эту армию рабочих. Они, должно быть, жили где-нибудь
поблизости в бараках, но где? Ленер считал, что, говоря языком археологии,
невозможно себе представить, чтобы «вся эта армия рабочих вместе с их
жилищами, подъездными дорогами, топографическими разметками, могла так вот,
просто, взять и исчезнуть без следа».
В 1988 году Ленер и Захи Хавас, тогдашний директор археологических
исследований, ведущихся в Гизэ и Саккара египетским Управлением Раскопок и
Древностей, предприняли совместные раскопки в песчаном чашеобразном карьере
к югу от Великой пирамиды, где, по их мнению, должны были находиться бараки
строителей. Дело в том, что десятью годами раньше группа австрийских
археологов действительно обнаружила на этом участке глиняную посуду, а
также пепелища костров и рыбьи кости, что натолкнуло ученых на мысль: это
место когда-то служило пристанищем для большого числа людей. Уже по
прошествии нескольких недель работ Ленер и Хавас открыли остатки пекарни-
пивоварни, восходившие к IV династии; значит, жилища рабочих были где-то
неподалеку. Ученые исходили из того, что, как выразился Ленер, «было бы
странным строить амбар для зерна и пекарню там, где никто не живет».
Археологи также откопали несколько небольших захоронений, в беспорядке
разбросанных по карьеру, которые, по их предположению, не могли быть ничем
иным, как только кладбищами рабочих, умерших в ходе строительства пирамиды.
Хавас полагает, что им в конце концов удастся раскопать две деревни,
погребенные под песками Гизэ, в одной из которых, по-видимому, жили
ремесленники, вырубавшие и тесавшие камень, а в другой — рабочие, занятые
транспортировкой блоков на место.
В то время как большая часть строительного материала готовилась в
карьере, расположенном прямо на Гизехском плоскогорье, мелкозернистый белый
известняк, который шел на облицовку пирамиды, добывался в Тура, на
противоположном берегу Нила, а гранит, необходимый для украшения
погребальной камеры фараона, доставлялся сюда по реке из Асуана, что в 640
км к югу. Ученые долго ломали головы, пытаясь понять, как строителям
удавалось передвигать по земле из карьера в Гизэ и от нильских причалов все
эти огромные каменные блоки. Вероятнее всего,. решили они, дело обстояло
так: команды из рабочих, впрягшись в веревочные лямки, переброшенные через
их плечи, тащили, наподобие бурлаков, камни вверх по мокрому пандусу до
уровня работ на пирамиде. Анри Шеврие, французский архитектор, решил
проверить эту гипотезу,наняв для этой цели пятьдесят рабочих и установив на
дорожке из влажного нильского ила известняковую плиту весом в одну тонну. К
его изумлению, для передвижения этой махины понадобилось не 50, а всего
один человек, причем делал он это, надев на себя веревочную упряжку, без
особых усилий.
Не меньшую значимость, чем сама пирамида, имел комплекс погребальных
сооружений, воздвигнутых вокруг нее. Комплекс пирамиды Хеопса — который во
многом отличался от подобньк сооружений, построенных вокруг Ступенчатой
пирамиды Джосера — стал впоследствии эталоном для строителей будущих
поколений. Здесь стена, возведенная вокруг пирамиды, отделяла от внешнего
мира только ее саму. За ее пределами оказались три «подсобные» пирамиды
меньших размеров, построенные для трех жен фараона, а также несколько
кладбищ мастаб и два храма, соединенных друг с другом и с главной
усыпальницей крытым переходом. Сегодня, однако, большая часть оригинального
храмового комплекса Великой пирамиды все еще лежит погребенная под домами
каирского пригорода Назлет эль-Сим-ман. Участок содержит остатки Храма
Долины, где жрецы совершали свои первые погребальные обряды над фараоном
Хуфу, и довольно значительную секцию перехода — кры

Новинки рефератов ::

Реферат: Жизнь и деятельность Мичурина (Сельское хозяйство)


Реферат: Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ (Культурология)


Реферат: Потерянное поколение. Жизнь и творчество Э.М. Ремарка (Литература : зарубежная)


Реферат: Династия Демидовых (Исторические личности)


Реферат: Технология приготовления блюд (винегрет с сельдью, печень по-строгановски, яблоки в тесте жареные, трубочка заварная с заварным кремом) (Кулинария)


Реферат: Основные проблемы генетики и механизм воспроизводства жизни (Биология)


Реферат: Вторая Камчатская экспедиция (История)


Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Построение интерполяционного многочлена и вычисление по нему значения функции для заданного аргумента (Программирование)


Реферат: Молитва "Отче наш" (Религия)


Реферат: Microsoft Office (Программирование)


Реферат: Методика использования электронного учебника на уроках физики (Педагогика)


Реферат: Билеты по истории за 11 класс (История)


Реферат: Электробезопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Основания (Химия)


Реферат: Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова "Дипломатия Петра великого" (История)


Реферат: Порошковая металлургия и свойства металлических порошков (Металлургия)


Реферат: Лекции по педагогической психологии (Психология)


Реферат: Шпаргалки (Финансы)


Реферат: Гражданское государство и правовое общество (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист