GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим) (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим) (Культурология)



МГУИЭ



Реферат на тему:
«Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)»



студентка
ЖУКОВА О.В.
182ГРУППА
руководитель, доцент
Павлов Ю.А.



МОСКВА 2004г



Введение


Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские
гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для
определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.
Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все
народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую
роль исследователи отводят античной культуре.
В целом для античной культуры характерен рациональный подход к
пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие,
стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-
практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от
Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах
комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме
увековечивания традиции.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и
древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко
друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому
они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми
культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.



Древнегреческая цивилизация

Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до
н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизация делиться на две
локальных цивилизации;
а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха
эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-
микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.),
архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и
эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла
на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой
Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон
омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока
Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой
местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в
основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались
земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но
только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за
пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки
имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции
добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел
находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для
греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего
керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со
временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.
Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? некоторые
наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия
огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата
племен особенно ярко выделялись такие как:
Племена архейцев (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки.

Древнегреческая цивилизация делится на три периода:
1. Архаический (8-6 вв.)
2. Классический (5-4 вв.)
3. Эллинистический (4-1 вв.)


В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация
сложилась не сразу. Что было как бы две попытки формирования цивилизации.
Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто
минойская культура. Любая цивилизация не формируется на пустом месте, ей
что-то предшествует. В данном случае древнегреческой цивилизации
предшествовало несколько цивилизаций, таких как:
киклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых
островам), которая в свою очередь способствовала возникновению новой,
яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит,
она получила своё название от имени царя Миноса).
Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она
просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта
английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос. Он обнаружил
неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу. Исходя
из находок А. Лева, можно представить жизнь населения того времени на
острове Крит. Минойская цивилизация во- первых характеризуется рассветом
земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки
земли территория. Также важнейшую роль играло скотоводство. Наблюдался
прогресс в ремесленничестве. Это было сильное централизованное государство,
которое возглавил царь Минос. Кроме того, надо отметить тот факт, что
жители занимались не только сельскохозяйственными работами, но также и
активным морским пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также
минойскую цивилизацию можно встретить под названием дворцовая цивилизация
из-за монументальных дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было
заимствовано у египтян. Но в 15 веке до н.э. остров Крит пережил страшную
катастрофу. Существуют две версии относительно гибели цивилизации. Согласно
одной из них на одном из небольших островов, который расположен где-то в
120 км к северу от Крита, произошло извержение вулкана с большим выбросом
пепла и образовавшимся цунами. Существует и другая версия, что цивилизация
погибла в результате нашествия агрессивных адериков, которые пришли с
материковой части на остров. До настоящего времени единой точки зрения на
гибель минойской культуры не существует.
На смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие
древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация.
Севернее города Афины находится город Микены, на месте которого и
возникла микенская цивилизация.
Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман. Ища Трою в этом регионе, он
наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую
цивилизацию или как её еще называют архейская культура от названия племени
архейцы. Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера «Эллада» и
«Одиссея».
Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать следующими чертами. Такими
как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные
усыпальницы, которые получили название Толосы. В районе Микен и острова
Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли
собой определенный вид письменности.
С конца 13 века, в течение 100 лет армейская культура была уничтожена.
Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации.
По доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию
уничтожили племена греков дорийцев. Города были уничтожены, часть населения
переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии.
11 - 9 века до н.э. в истории Греции обозначены как «тёмные» века. Они
получили своё название из-за того, что в современной истории нет полного,
четкого представления о том, что же происходило в эти века на территории
Греции. Все что мы знаем, составлено на анализе поэм Гомера «Эллада» и
«Одиссея», Этот период характеризуется примитивным развитием земледелия,
орудий труда, ремеслом.
Весь этот период Минойская, Микенская цивилизации, все это
предшествовало появлению древнегреческой цивилизации. Это можно сравнить
как бы с первым опытом образования греческой цивилизации.
Второй опыт начался в архаическую эпоху (8 -6 века до н.э.). Это и было
непосредственное строительство древнегреческой цивилизации. Этому
способствовало, во-первых, возросшая технологическая база и экономический
уровень развития общества в условиях победы железного производства. Во-
вторых, углубление общественного разделения труда. В-третьих, формирование
подлинных городских центров. В-четвертых, формирование развитого типа
рабовладения.

Архаическая эпоха.
В эпоху архаики складываются основные черты этики
древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было
соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического
(состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины,
шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к
жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе,
поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно.
Выработке этой морали способствовала также военная организация
полиса. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение
этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а
рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических
прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика
аристократии распространялась и среди народных масс. Определенную
трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого
мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание
общего для всех греков пантеона.
Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и
для неё характерно такое явление, как народный суверенитет –
признание народа в качестве единственного источника власти. Также
существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к
нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия
ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным
свыше, они были созданы не богами, а человеком.
Религия
Космогонические представления греков принципиально не
отличались от представлений многих других народов. Считалось, что
изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и
Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Уран, который
стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи
родилось второе поколение богов — титаны. Титан Кронос (бог
земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса — Аид,
Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера — под водительством Зевса
свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом,
олимпийские боги — третье поколение божеств. Верховным божеством стал
Зевс – властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом
влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) — владыкой подземного
мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия —
богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали
Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его
супругой.
Для религиозного греческого сознания, особенно на этой стадии
развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром
олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за
политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у
греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество
очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере
развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой
связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями
которого они выступали.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но
и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное
явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки
зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и
миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие
герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.
Литература
В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет.
Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар
слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских
спортивных состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др.
Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересует его как
возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не
есть личное качество победителя, она передается по наследству в
знатных родах в силу их божественного происхождения.
С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы.
Большое развитие в этот период получают те литературные жанры,
которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и
общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается
философский диалог.
V век до н. э. — время расцвета драматического искусства.
Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой
служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего
политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром
являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по
социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший
представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого
падает на годы Пелопоннесской войны. Особенностью всех древних драм
был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил
ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и,
сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг
для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную
драму. Женские роли исполнялись мужчинами.
Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с
жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где
обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным
собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления
давались по праздникам.
Архитектура
Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры.
Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены
на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них
первенствовали храмы богов — покровителей общины. Характерная
особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т.е. особой
системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает
выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их
функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него
ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших
несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного
перекрытия и крыши. Храм как институт способствовал развитию
различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм,
ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие,
подношения по случаю избавления от опасности и т.д. Значительную
часть таких даров составляли произведения искусства.
В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо
прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов
сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми
улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой
колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние
на градостроительную теорию и практику. Основным типом общественного
здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э.
были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества:
величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса
в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех
эллинских святилищ. Особое место в истории древнегреческого
зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе.
Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в
течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной
древнегреческой архитектуры.
Скульптура
Скульптура и живопись Греции в V в. до н.э. развивали
традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения
богов и героев — покровителей полиса и “идеальных” граждан. В
архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства,
ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой
изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные
слоновой костью и покрытые листами бронзы. Монументальная греческая
живопись известна намного хуже, чем вазопись. В греческой вазописи
V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур
обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а
фигуры сохраняли естественный цвет глины.
Письменность и язык
Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи
стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую
систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того
чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы
упорного труда, произошла “демократизация” системы обучения,
позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей
Греции грамотными.



Древнеримская цивилизация

По вопросу о месте возникновения Римской цивилизации существует две
точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд
Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская
цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего
лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия
греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую
очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех
высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та
цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и
нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались
прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни.
Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер.
Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в
мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки,
которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что
дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-
первых, установление демократической формы правления в результате борьбы
между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два
фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее
исторический облик.
Определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она
уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с
точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней.
Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля
753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний
Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э.
Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые
разбиваются на три периода:
. царский 8-6 вв. до н.э.,
. период римской республики 4-1 вв. до н.э.,
. период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.
Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284
г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.

Истоки Римской цивилизации.
Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население
которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы
возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие
большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и
общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также
различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры,
цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов,
публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками
лошадей колесницах — “квадригах”. Полы и стены храмов, дворцов, базилик,
домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными
орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома
имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под
полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если
общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами,
то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские
жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся
очагом, находившимся в середине помещения.
Религия
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне,
так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления
природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах
родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь
развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных
первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго
сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов,
обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.
В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных
идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и
семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих
божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был
очаг, а его главным жрецом был отец семейства.
Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться.
Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же,
как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного
пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но,
если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих,
становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним
важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.
Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны
земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально
как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до
н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная
с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала
оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих
абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом,
Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и
др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с
двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было
приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные
действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно
следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее
искажение делало ее недействительной.
Искусство
Искусство древнего Рима развивалось в рамках рабовладельческого
общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда
говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением
художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима -
явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий,
и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами
характера римлян, и другими факторами.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим
рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с
иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись.
Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так
и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи
художественной формы и пространства. В римской архитектуре предпочтение
отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой,
наполовину утопленной в стену.
Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих
атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,
набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе.
Конец римского искусства формально и условно может быть определен
падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных
проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной
периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления
архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом.
Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь
со сменами императорских династий.
Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в
общих чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и
республиканская эпохи V в. до н.э. - I в. до н.э. — период становления
римского искусства. В этих широких временных границах медленно
формировались принципы римского творчества. Расцвет римского искусства
приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности
памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый
период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна;
поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.
Литература, поэзия и театр
У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало
устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного
творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких
отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян
неспособными к поэтическому творчеству.
Однако и те отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени,
и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы,
выражали свои чувства в поэтической форме.
Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным
размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к
былинным стихам других народов.
Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией
понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались
договоры, тексты которых записывались на латинском языке
На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние
не только народное творчество, народная поэзия, распространение
письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведениями
подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать
оригинальные произведения на латинском языке.
Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые
произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом
был Ливий Андроник, грек из города Тарента. Римская комедия и трагедия
развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и
считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром
был жанр так называемой сатуры. Как литературный жанр, сатура получила
большое развитие в творчестве Гая Луцилия.
Архитектура
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской
истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно
происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без
плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из
дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь
храмы. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома
знати окружали сады. Рост населения Рима привел к застройке
пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим.
Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в
своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия,
которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к
монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение
своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является
стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству,
множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне
дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических
зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские
архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко
применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами
использовали столбы и пилястры.
Римская архитектура в период IV—I вв. до н.э. прошла два периода
своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская
архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской
архитектуры. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные
(оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он
характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,
который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного
им же храма Юпитера на Капитолии. С конца III в. до н.э. на
римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная
греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают
большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и
консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Письменность и язык
Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и
говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской
семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским
и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык
распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.
По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных
языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова,
словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского
языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.
Заимствованный алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили
его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они,
например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков,
существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в
латинском.
Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени
начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для
надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально
обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные
дощечки, папирус.
Наука
Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н.э.
выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в
медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.
Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых.
В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину.
Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии,
стереометрии. К V в. до н.э. относятся также значительные успехи в
астрономии.
Большое развитие получила наука о праве, правоведение, или
юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились
специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении
латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям
писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской
филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.


.



Список использованной литературы:
1. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.
2. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа,
1971.
3. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль,
1989.
4. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., "Высшая
школа", 1990.
5. Лев Любимов Искусство Древнего Мира М., "Просвещение", 1971.






Реферат на тему: Культура эпохи Возрождения

Введение

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития
европейской культуры.
Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних
веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот
(перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-
христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение
термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не
могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя
уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные
жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и
культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением
христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала
европейской культуры.
Основная цель исследования автора показать коренные изменения,
произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.



Истоки Возрождения

Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к
общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие,
наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его
корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает
мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру
Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом
и мироотрицанием.
Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного.
Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения
этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать
множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения
как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но
только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское
Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих
культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная
перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской
цивилизации.
Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности,
создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле
Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом"
VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:
— особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее
центров;
— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;
— соединение жизненности и эстетичности;
— избыток духовной энергии;
— удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном
отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути
творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да
Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.



ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в
культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные
формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского

чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей
собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в
свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые
становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот
грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый
способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в.
Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло
обособление этой личности, выделение ее из мира.
В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные
и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не
был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо
меньше распространяясь на другие вещи мира.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира,
постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а
следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение
самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой
половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как
активное, деятельное начало.
В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека,
утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в
материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало
понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального
начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип —
«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек
производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую
афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и
зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить
периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками
индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не
было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на основе
гуманизма (от лат. —

«человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в
Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в
других европейских странах. Все

основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура —
чрезвычайно изменились.
В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной
ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись
обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций
человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений
искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной
мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с
монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения,
появилась картина, возникла живопись масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже
выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то
время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная
одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры,
скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.
поэзией и философией с изучением точных наук

Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало впоследствии
нарицательным.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и
художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был
неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к
естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство
стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически
независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую
роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей
(правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком
произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция,
Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй
половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского
Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства.
кроме Венеции, утратили прежнее значение.



ПРОТОРЕНЕССАНС

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и
готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего
искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали
Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса: от греч.
«протос» — «первый»).
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских

стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только

в Тоскане и Риме.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний
поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери создал
итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие
Флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник
европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375),
основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.
Гордостью эпохи являются

архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Кам-

био и живописец Джотто ди Бондоне.

АРХИТЕКТУРА

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям,

что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики.

Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила: она тяготела
к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным

членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна
из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII
в. (фасад создан в XIX в.). Храм отличается широкими пролётами, единым
светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём
использовано деревянное потолочное перекрытие. В 1296 г. во

Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио
хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти
зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период
раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство
колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни
с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами,
стрельчатая арочная форма

которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.
Среди наиболее известных городских дворцов — палаццо дела Синьория во
Флоренции. Предполагают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый
куб с высокой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна
разной величины, незаметный вход расположен сбоку. Здание определяет облик
старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь. Могучий
дворец служил символом независимости Флоренции.


СКУЛЬПТУРА

Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания
наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем
которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Его творчество
развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал
скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов.
Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в
Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её
дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-
зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко
обозримое со всех сторон.
Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако
кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в
том, что он сумел придать формам объёмность и

выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы
Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую
богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнажённого атлета — античного героя
Геракла.
Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в.
принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник
Николо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый
отец. В произведениях Джованни было много нового и необычного. Почти
ровесник Джотто, он являл собой полную противоположность мудрой
сдержанности своего флорентийского современника.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и
церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе

Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры,
утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из
камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие
драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев».



РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в
художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской (т. е. не
церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план
Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей
славного города Рима. от которого она произошла и величию которого
подражает». Политическая власть принадлежала здесь купцам и

ремесленникам, особое влияние на городские дела оказывали несколько
богатейших семейств. Они постоянно соперничали друг с другом. Эта борьба
закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи. Его глава,
Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо

Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекались
писатели, поэты, учёные, архитекторы и художники. В архитектуре тогда
произошёл подлинный переворот. Во Флоренции развернулось широкое
строительство, на глазах менявшее облик города.


АРХИТЕКТУРА

Уроженцем Флоренции был Филиппе Брунеллески (1377—1446), родоначальник
ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории
перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов).
Разносторонне одарённый, получивший широкое

гуманистическое образование, он первоначально работал как скульптор и
участвовал (но не выиграл) в конкурсе 1401 г. на лучший проект бронзовых
рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Ранняя постройка
Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции; это образец
блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения.
Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт
купола (диаметр основания сорок два метра). Зодчий изобрёл необычайно
сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел
двойную оболочку и каркас из восьми рёбер,

который опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной
черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным
беломраморным световым фонарём, торжественно парит над городом как
величественный образ Флоренции. Великий итальянский архитектор Леон
Баттиста Альберти, посвящая Брунеллески свой трактат о живописи, писал, что
это «великое вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские
земли». Творение Брунеллески — предшественник многочисленных купольных
храмов в Италии и других странах Европы.
Брунеллески положил начало созданию купольного храма на

основе античного ордера. В 1421—1428 гг. он построил боковую капеллу церкви
Сан-Лоренцо во Флоренции. Использованные Брунеллески в этом сооружении
архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в его знаменитой
капелле Пацци (1429—1443 гг.) — подлинной жемчужине раннего Возрождения.
Расположенная в глубине

узкого двора церкви Санта-Кроче, капелла богатого флорентийского рода Пацци
встречает входящего изящным шестиколонным портиком с большим центральным
арочным проёмом. По недавно полученным архивным данным, портик, возведённый
Брунеллески, впоследствии был перестроен. Однако трудно допустить, что в
новом сооружении не отразился общий образный

замысел великого зодчего. Сама же залитая светом небольшая, прямоугольная в
плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, равновесием частей,
чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены
выполненными из тёмно-серого камня полосами архитектурных тяг,
прямоугольниками, кругами, дугами арок. Убранство стен воспринимается как
элемент архитектуры, производящей впечатление лёгкости и одухотворённости.
В начале 30-х гг. XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замеча-

тельным скульптором Донателло. посетил Рим. На ранних этапах Воз-

рождения .знакомство итальянского общества с античной культурой

происходило благодаря изучению сохранившихся архитектурных памятников
древности и обнаруженным рукописям — их собирали, изучали и переписывали.
Во время поездки Брунеллески и Донателло участвовали в раскопках, обмеряли,
исследовали и классифицировали античные памятники. Влияние римской
классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески — флорентийских
церквах Сан-Лоренцо (1442—1444 гг.) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г.;
закончена уже после его смерти в 1487 г.
Создание нового типа городских дворцев, послуживших образцом

для общественных зданий позднейшего времени, стало одной из главных задач
итальянской архитектуры XV столетия.

СКУЛЬПТУРА

В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела

самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые
жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых
купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий;
художественные конкурсы приобретали характер широких общественных
мероприятий. Событием, которое

открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры,
считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из

бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников
конкурса были молодые мастера — Филиппе Брунеллески и Лоренцо Гиберти
(около 1381-1455).
Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых
образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства,
Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех
элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его
искания достигли вершины

в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425—1452 гг.),
которые Микеланджело назвал «Вратами рая». составляющие их десять
квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства,
в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают
выразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей
школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве
помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор
итальянской скульптуры.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло

(около 1586—1466), родился во Флоренции в семье чесальщика

шерсти. Он работал во Флоренции. Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава
не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный
Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской, и его друзья и
ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С
другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества
проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных
для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных
пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу
привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов.

Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) — юноша-воин с щи-

том в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на

земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло осо-

бенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, непри-

крашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки
Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их

крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила
глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем

облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статую в

итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во
внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана
Голиафа, — один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское
тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал
их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе,
затеняющей его

лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им
подвига.
Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные
возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и
приёмами, в которых сказалось влияние античности.

В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную
кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод
пляшущих путти — нечто вроде античных амуров

и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков,

иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в
скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в

искусстве XVII—XVIII вв.
Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском
городе, одном из центров гуманистической культуры, родине

глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для
городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в
1446—1450 гг. огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов.
Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по
обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в.
алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас
трудно себе представить, как он выглядел первоначально.
Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния
Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные
мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного

рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной
жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские

постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление
глубины пространства, как

в живописных произведениях.
В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный
кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и
выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.); статую «Мария
Магдалина» (1454—1455 гг.)

в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре;
трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже
его учениками мастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько,
сколько им было нужно.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С
другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики.

ЖИВОПИСЬ

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро
Ботгичелли, современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.
Алессандро Филипепи, прозванный Боттичелли (1445—1510), родился во
Флоренции. Он учился живописи у Филиппо Липпи, посещал

мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизил-

ся с Леонардо, который также был учеником Верроккьо.
Его имя стало известно благодаря картине «Поклонение волхвов»
(1476 г.), которая привлекла к себе внимание семьи Медичи. На картине

были изображены три поколения этих некоронованных правителей Флоренции.
Боттичелли стал работать при дворе Медичи.
Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации, т. е. обобщения
изображений с помощью условных приёмов — упрощения формы, цвета и объёма,
пользовалось большим успехом в кругу высокообразованных флорентийцев. В
искусстве Боттичелли в отличие от большинства мастеров раннего Возрождения
преобладало личное переживание мастера. Исключительно чуткий и искренний,
художник прошёл сложный и трагический путь творческих исканий — от
поэтического восприятия мира в юности до болезненного пессимизма в зрелом
возрасте.
Его знаменитые картины зрелого периода «Весна» (около 1477—

1478 гг.) и «Рождение Венеры» (1483—1484 гг.) навеяны стихами выдающегося
гуманиста Анджело Полициано, придворного поэта Медичи. Аллегорическая
картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу
наиболее сложных произведений Боттичелли.
На фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами
гибкие стройные фигуры. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр.
В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической
задумчивости. Её окружает обязательная свита: амур с луком парит над её
головой, три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая
фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора, в

венке и затканном цветами платье шествует стремительно и так легко,

что еле касается босыми ногами земли. В левом углу — фигура юноши, которого
обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий

объединяет композицию в единое целое, создаёт утончённую цветовую гармонию.
Художник применил архаичный для своего времени при- ём — тончайшую
штриховку золотом некоторых деталей, среди них — цветы, плоды, лучи, венцы,
рисунок тканей. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три
танцующие грации. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно
сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев.

Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций
прославляет наступающую Весну, праздник природы, человеческих чувств. Но в
картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок грусти,
холодноватой отрешённости. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Более непосредственно воспринимается картина «Рождение Венеры», не столь
сильно связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно из самых
пленительных созданий мировой живописи. Картина изображает Венеру, богиню
любви и красоты, плывущую на большой раковине. «Лодку» подгоняют к берегу
летящие, сплетённые в объятиях бог и богиня ветра. На берегу Венеру
поджидает нимфа, которая спешит накинуть на её плечи светло-малиновое
покрывало, затканное цветами. Мастер золотит развеваемые ветром волосы
Венеры, и это придаёт её женственному облику что-то неземное. Явление
божества, далёкого от реальности, отражено и в гамме холодных, прозрачных,
светлых красок.
В живописи раннего Возрождения среди множества лиц — прекрасных и почти
уродливых, но всегда значительных — образы женщин, девушек, юношей и детей,
принадлежащие кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая
правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты,
беззащитности, невысказанной грусти. Образ Венеры — высшее воплощение этого
идеала. Через четыре столетия люди всматриваются в её ясные черты и находят
в них нечто волнующее

и притягательное. В начале 90-х гг. XV столетия в творчестве Боттичелли
произошёл решительный перелом. На него оказали сильнейшее влияние страстные
проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство,
аристократию, богатых и гуманистическую культуру.



ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров,
как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте,
охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до конца второго
десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до
середины столетия.
Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории,
успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей
о мире — не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и человеческой
личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось
не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений,
монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании,
выразительности образов. Изобразительный язык, который, по определению
некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться
слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Искусство Высокого
Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с
ослепительно яркими взлётами и последующим кризисом.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную

личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо

да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого
художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы
разрозненные рукописи из его наследия. Леонар

Новинки рефератов ::

Реферат: Концепция культуры Карла Юнга (Искусство и культура)


Реферат: Основные средства (Аудит)


Реферат: Быстрота и методика ее развития (Физкультура)


Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)


Реферат: Селекция растений (Биология)


Реферат: Брачность и разводимость в России (Социология)


Реферат: Saskatchewan (География)


Реферат: Групповой канальный интерфейс (Программирование)


Реферат: Понятие, сущность и виды юридических лиц РБ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Кризис политической системы СССР в период 1986-1991 годов (История)


Реферат: Коммерческая тайна и ее защита (Предпринимательство)


Реферат: Правовые и этические регуляторы в журналистике (Журналистика)


Реферат: Бридж во всех видах (Культурология)


Реферат: Колонна сплошного сечения К7 (Технология)


Реферат: Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы (Журналистика)


Реферат: Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Історія України (История)


Реферат: Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах (Педагогика)


Реферат: Органы налоговой полиции (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист