GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Международно-правовые вопросы гражданства (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Международно-правовые вопросы гражданства (Международное публичное право)



|[pic] |Санкт-Петербургский |
| |Международный |
| |Институт |
| |Менеджмента |



Программа “Бакалавр Менеджмента”



Реферат по дисциплине “Основы права”

на тему

“Международно-правовые вопросы гражданства”



Исполнитель: Туса Д. В.

Руководитель: Богуненко А. П.



Реферат защищен “ “ 199 года с оценкой

Экзаменатор / /



Санкт-Петербург

1999

Оглавление


Оглавление 2

Понятие гражданства 3

Приобретение и утрата гражданства. 3

Двойное гражданство 7

Безгражданство 9

Доказательства наличия или отсутствия гражданства 10

Беженцы и перемещенные лица 10

Гражданство в Российской Федерации 12

Слайды 15

Библиографический список 19



Понятие гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство
– устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за
границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.
В законодательстве некоторых государств существуют различные термины
для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с
республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство»,
в странах с монархической формой правления все еще встречается термин
««подданство». В американском, британском, а также в законодательстве
некоторых других государств существует множественность терминов,
обозначающих принадлежность лица к государству.
Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject»
(подданный) в англо-американской теории и практике широко также
распространен термин «national », который буквально может быть переведен
как «лицо, обладающее определенной национальной принадлежностью» (в
юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее
время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом. В
практике колониальных государств термин “гражданство” первоначально
применялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскими
правами в полном объеме. Коренное население колоний обычно относили к
лицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству
(nationals, ressortissants и т. д.). Крах колониализма привел к изменению
первоначального смысла упомянутых терминов. Некоторые из них вообще вышли
из употребления, но их множественность сохранилась до сих пор.
Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством
государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либо
государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании
гражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с
государственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия
самого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так
или иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутренней
компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства
устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое
государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны
столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие
коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного
характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают
к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие
нормы международного права.

Приобретение и утрата гражданства.

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две
категории: первая - приобретения гражданства в общем порядке, вторая – в
исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке
являются более или менее стабильными, обычными для законодательства
государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате
рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим
способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование
гражданства.
Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает
следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или
коллективная натурализация (частный случай – так называемый трансферт); б)
оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в
гражданстве.
Приобретение гражданства в результате рождения – самый обычный способ
его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается
на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы
(jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови
именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы – по
рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей
независимо от места рождения; право почвы – что лицо приобретает
гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от
гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права
крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве
крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в
некоторых случаях исходят и из права почвы.
Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканских
государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови
(обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за
границей).
Любое государство, как правило, стремится ввести в свое
законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его
гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется
различными соображениями, в частности нежеланием способствовать
приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть
двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных
отношениях.
Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают
возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились
за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из
родителей является иностранным гражданином. Натурализация (укоренение) –
индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В
отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории
международного права он общепризнан. Натурализация – добровольный акт.
Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки
осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие
случаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке
пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам,
проживающим длительное время на их территории, свое гражданство.
Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом
определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия – это,
как правило, определенный срок проживания на территории данного государства
(5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации,
например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается если
заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству,
служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и
т. д.
Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним
законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида
процедур натурализации: 1) натурализация, осуществляемая высшими органами
государственной власти; 2) натурализация, осуществляемая органами
государственного управления: правительством либо чаще всего центральными
отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами
внутренних дел); 3) натурализация, осуществляемая местными органами
государственной власти (встречается крайне редко); 4) судебная
натурализация (также встречается редко).
Разновидностью натурализации является предусматриваемый
законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения
гражданства определенными категориями лиц путем регистрации (если только
речь не идет о подтверждении своего гражданства), усыновления, в результате
вступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком
приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация
несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.
Многие государства считают недопустимым автоматическое приобретение
женщиной гражданства мужа в результате ее вступления в брак. Эта позиция
получила отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.
Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по
инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе
заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования
предоставляют за особые заслуги перед государством.
Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном
порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка
приобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматривается
либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он
устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь
определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление
гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к
массовому переселению, а также территориальными изменениями.
Групповое предоставление гражданства – это наделение гражданством
населения какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в
упрощенном порядке гражданства переселенцам.
Частным случаем группового предоставления гражданства является
трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в
другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним
государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со
стороны какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно
он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически
правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.
Оптация (выбор гражданства) не всегда выступает в качестве способа
приобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается в
конвенциях о двойном гражданстве. Если гражданин какого либо государства
имеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставляться
право оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданства
он в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собой
лишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптация
выступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства.
Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польским
соглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которого
репатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польской
государственной границы утрачивали гражданство СССР и приобретали
гражданство ПНР.
И наконец, один из способов приобретения гражданства в исключительном
порядке – реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных
обстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особом
порядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность
восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном
законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве
не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является
лишь упрощенной натурализацией.
Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы:
автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение
гражданства.
Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается
лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В
законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В
США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое
либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом,
оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве
США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства
(например, в случае участия американского гражданина в выборах в
иностранном государстве).
В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода
экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке
зрения, лицо, натурализованное в каком либо государстве, должно считаться
утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает.
Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации.
Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-
правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена
международным договором (для участников договора).
Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения
компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного
лица. Данная форма характерна, в частности для российского
законодательства.
Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличии от
выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных
органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному
государству деятельности.
Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях,
предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации
обменным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного
лица или лиц определенной категории. Российское законодательство
возможности лишения гражданства не предусматривает.

Двойное гражданство

Двойное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более
государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное
гражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиями
законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве
почвы и праве крови).
В практике сложилось правило, вытекающее из государственного
суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также
иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего
гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это
государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.
Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по
политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле
приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года,
которая подверглась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28
ноября 1991 года, гражданину России может быть разрешено иметь гражданство
другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор.
Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на
этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения
обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из
гражданства России.
Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди
них следует отметить: а) последствия, связанные с оказанием дипломатической
защиты лицам с двойным гражданством; б) последствия, связанные с военной
службой лиц с двойным гражданством.
В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую
защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств,
гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его
гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически
отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет
отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство
государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с
двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на
территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу
дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти
государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того
государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную
фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство
государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на
языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается,
что гражданство какого-либо из заинтересованных государств
предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация не разрешима. Есть
только один выход - заключение международного соглашения, двустороннего или
многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов
или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были
распространены в практике западных государств, однако не породили общего
правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате
обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.
Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лица
мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти
обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства.
Практически это не возможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством,
прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего
гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет
привлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности,
либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое
одновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем -
заключить международное соглашение.
Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного
гражданства.
Первый - договоры, направленные на устранение последствий двойного
гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной
службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них
- многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к
коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней
Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд
двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу -
военной службе лиц с двойным гражданством.
Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют не
причину, а лишь следствие столкновений интересов государств в области
гражданства. Например, 10 июля 1967 года путем обмена нотами было заключено
соглашение СССР с Канадой, в котором, в частности, предусматривалось
обязательство канадской стороны не препятствовать выезду советских граждан,
посещающих Канаду, если они, обладая также канадским гражданством, прибыли
в Канаду с советским паспортом и канадской визой. Аналогичное обязательство
было взято на себя и СССР в отношении лиц, имеющих одновременно канадское и
советское гражданство.
Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на
ликвидацию двойного гражданства как такового.
Первым договором этого рода в практике Советского Союза было соглашение
по вопросам гражданства с Монголией 1937 года. Это соглашение устраняло
возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации.
Основная масса договоров о двойном гражданстве с участием СССР была
заключена в 1956-1958 годах. Первую конвенцию о двойном гражданстве
Советский Союз заключил с Югославией в 1956 году, затем были заключены
конвенции с рядом других государств. В основу этих конвенций было положено
правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в
течение определенного срока одно из своих гражданств. Если в течение
определенного срока выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданство
государства, на территории которого постоянно проживало. По пути заключения
подобных двусторонних конвенций пошли и некоторые восточноевропейские
государства: Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. В конвенциях
с участием СССР имелась одна особенность - они действовали в течение одного
года. Правда, в некоторых случаях отдельные конвенции продлевались, но это
не решало проблему в целом. По истечении срока действия конвенции
продолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойным
гражданством.
В связи с этим возникла необходимость в заключении новых конвенций о
двойном гражданстве. На протяжении 60-х и 70-х годов СССР заключил с
большинством восточноевропейских государств, в том числе с ГДР, а также
Монголией, соответствующие конвенции или договоры, которые сохраняют свою
силу для России, кроме договора с ГДР (договор с Чехословакией действует в
настоящее время между Россией и Чехией и Словакией).
Они практически однотипны и, так же как и предыдущие конвенции,
устанавливают право оптации гражданства для лиц с двойным гражданством. В
отношении несовершеннолетних выбор гражданства осуществляется их
родителями. Предусматривается также возможность выбора родителями
гражданства детей, родившихся от смешанных браков уже после вступления в
силу соответствующего договора.
С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при
натурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждая
сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны,
пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Безгражданство

Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется
отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство
может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения.
Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате
утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию.
Государство борются с ним, стремясь его ограничить
Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе
их правовое положение определяется внутренним законодательством
государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны
уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц
без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако,
имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу
приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента:
иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им
защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают
избирательным правами, на них распространяются те же профессиональные
ограничения, что и на иностранцев.
Нив одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства Россия
не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о
гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства,
родившийся на территории России, является гражданином России.
Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без
гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о
сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не
ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-
участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их
личный статус, имущественные права, предусматривает свободу
предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области
получения образования, трудоустройства и т. д.
При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года
разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики,
поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью
конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие
создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно
лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее
постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого
органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Доказательства наличия или отсутствия гражданства

Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могут
служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного
государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 года,
документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до
его получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и
иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или
сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная
процедура так называемого выяснения гражданства.

Беженцы и перемещенные лица

Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно
проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате
преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В
международное право понятие "беженцы" проникает после первой мировой войны.
Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках
ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по
делам беженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией генеральной
ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 года. А 28 июля 1951 года была
заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 года
Генеральная ассамблея приняла к сведению протокол, касающийся статусов
беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил
в силу 4 ноября 1967 года.
Имеются также международные органы, занимающиеся проблемой беженцев на
региональном уровне. Они могут создаваться на постоянной и временной
основе.
Термин "беженцы" употребляется в договорах и резолюциях международных
организаций в различных значениях. Он может, например, не относиться к
лицам, покинувшим страну своего гражданства или обычного местожительства
вследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 года предусмотрены
некоторые ограничения понятия "беженцы", связанные со временем наступления
событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули
страну своего гражданства или обычного местожительства (до 1-го января 1951
года).
Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие "беженцы" лиц, которые в силу
вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы,
вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской
принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны
или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений,
либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не
имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего
обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких
опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства.
Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практически
их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства.
Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться
как основание для того, чтобы претендовать на получение политического
убежища. Однако в конечном счете урегулирование этого вопроса зависит от
законодательства и политики государства, на территории которого находятся
беженцы.
Проблема беженцев не может решаться по единому образцу в силу влияния
различных факторов (социальный и национальный состав беженцев, причины,
побудившие их покинуть родину, и т. п. ). Западные делегации в ряде органов
ООН не раз поднимали вопрос о так называемом массовом уходе или исходе
населения (mass exodus), связывая его с нарушением прав человека, понятие
"массовый исход" объединяет в значительной степени и проблему беженцев, и
проблему экономической миграции населения.
Перемещенные лица - это лица, насильственно вывезенные в ходе второй
мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий
для использования на различного рода работах. После окончания войны
Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации
перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решению
проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана
Международная организация по делам беженцев (МОБ). Она была упразднена в
связи с созданием УВКБ.
В Конвенции о статусе беженцев 1951 года термин "перемещенные лица" не
встречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция
применять его к некоторым категориям "внутренних" беженцев, то есть лиц,
которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены
были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют "вынужденными
переселенцами".



Гражданство в Российской Федерации


О гражданстве Российской Федерации


Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных
прав и свобод человека.


Кто имеет право на гражданство Российской Федерации?

В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. В
Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права
изменить свое гражданство. Гражданин Российской Федерации не может быть
выдан другому государству иначе как на основании закона или международного
договора Российской Федерации.
Гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство
РФ в соответствии с законом Российской Федерации .О гражданстве Российской
Федерации. от 28 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями от 17 июня
1993 года. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от
оснований его приобретения. За лицом, состоящим в гражданстве Российской
Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства,
если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству
иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется
соответствующий договор Российской Федерации. Граждане Российской
Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть
ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или
освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской
Федерации.
Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской
Федерации не прекращает его гражданства.

Как приобрести гражданство Российской Федерации?

Гражданство Российской Федерации приобретается: в результате его
признания, по рождению, в порядке его регистрации, в результате приема
гражданства, в результате восстановления в гражданстве Российской
Федерации.

Кто признан гражданином Российской Федерации?

Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР,
постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления
в силу Закона РФ.О гражданстве Российской Федерации./06 февраля 1992 года/
если в течении одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании
состоять в гражданстве Российской Федерации.

Военнослужащие Вооруженных Сил РФ признаны гражданами Российской Федерации,
если на 06 февраля 1992 года они проходили службу в воинских частях,
находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территории других
государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества
независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на
территорию Российской Федерации после вступления закона в силу.

Гражданами РФ признаются также: граждане бывшего СССР, постоянно
проживавшие на территории России и выбывшие до 06 февраля 1992 года с места
постоянного проживания в другую местность России в связи с переездом,
учебой, трудовыми соглашениями, прохождением срочной военной службы;
граждане бывшего СССР, отбывшие наказание по приговорам судов как на
территории России, так и за ее пределами и возвратившиеся на жительство на
территорию России, если они постоянно проживали на территории России
непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности; граждане
бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России и выбывшие до 06
февраля 1992 года за пределы России в связи с учебой, прохождением
действительной срочной военной службы, лечением, а также в связи с
временным выездом за пределы бывшего СССР по частным делам, в командировку
и возвратившиеся на территорию России. Данная категория граждан обращается
непосредственно в паспортные столы отделений милиции по месту постоянного
жительства и документируются вкладышами, свидетельствующими о
принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Как определяется гражданство детей?

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве
Российской Федерации, является гражданином РФ независимо от места рождения.
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения
ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное
гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения
определяется письменным соглашением родителей. Гражданство детей в возрасте
до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14
до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не
изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав.
На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных
родительских прав. Если оба родителя или единственный родитель приобретают
гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство
Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей. Если
один из родителей, не имеющих гражданство РФ, приобретает его, то ребенку
представляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя,
приобретающего гражданство РФ, при наличии письменного согласия другого
родителя.

Кто имеет право приобрести гражданство РФ в порядке регистрации?

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:
лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии / отец,
мать, бабушка, дед/ является гражданином Российской Федерации; граждане
бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав
бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской
Федерации после 6 февраля 1992 года; граждане бывшего СССР, имеющие статус
беженца, после определения места жительства на территории Российской
Федерации в установленном Законом порядке.

Как осуществляется прием в гражданство Российской Федерации?

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в
гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в
гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального
положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка,
отношения к религии, политических и иных убеждений.
Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является
постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных
граждан и лиц без гражданства - всего 5 лет или 3 года непрерывно
непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых
таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации,
указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской
Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской
Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца.
Обстоятельствами, дающими право на сокращение сроков проживания являются:
состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; усыновление ребенка,
являющегося гражданином РФ; получение убежища на территории Российской
Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников
по прямой восходящей линии в российском гражданстве/подданстве/ по
рождению.

Как прекращается гражданство Российской Федерации?

Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из
гражданства: - по ходатайству гражданина в порядке, установленном Законом;
- в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из
гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или
ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место
жительства в другое государство в установленном законом порядке.
Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:
при наличии имущественных обязательств перед физическими или юридическими
лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязанностей перед
государством;
после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную
службу и до ее окончания;
если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в
качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется
вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор
суда.



Слайды


Категории населения государства

. Граждане данного государства
. Иностранцы (без иммунитета и привилегий)
. Дипломатические представители других государств
. Лица без гражданства


Что такое гражданство?



Коллизии законов о гражданстве



Приобретение гражданства



|В общем порядке |В исключительном порядке |
|В результате рождения |Коллективная натурализация |
|Натурализация (прием) |1.1 Трансферт |
|Пожалование |Оптация (выбор гражданства) |
| |Реинтеграция (восстановление) |



1) В результате рождения



2) Натурализация (прием в гражданство)

Условия натурализации:
. срок проживания (5, 7, 10 лет)
. владение имуществом
. служба в вооруженных силах

Процедура натурализации (внутреннее законодательство):
. высшими органами государственной власти
. органами государственного управления
. местными органами гос. власти (редкость)
. судебная натурализация (редкость)



3) Пожалование гражданства

Инициатива – со стороны властей государства


1) Коллективная натурализация



2) Оптация (выбор гражданства)



3) Реинтеграция – восстановление в гражданстве



Утрата гражданства


1) Автоматическая утрата



2) Выход из гражданства



3) Лишение гражданства



Библиографический список

1). Учебник “Международное право”, Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, М.:
Международные отношения, 1994

2). Закон о гражданстве Российской Федерации (в ред. Закона РФ от
17.06.93 №5206-1; Федерального закона от 06.02.95 №13-ФЗ)


-----------------------

Решения компетентных

органов по собственной инициативе



Решения компетентных

органов по просьбе лица



Доктрина свободы

экспатриации



Специальные законодательные акты



Смена гражданства



Выбор

одного



Двойное гражданство



Репатриация



населения территории

(трансферт)


переселенцев



Наделение гражданством



Несовершеннолетие



Брак



Усыновление



Семейная натурализация



Гражданство территории



Гражданство родителей



Право почвы



Право крови


Государство 3

Закон о

гражданстве


Международные

договоры


Закон о

гражданстве

Закон о

гражданстве

Государство 2


Государство 1


гражданство

подданство

Принадлежность


Государство


Физическое лицо

Взаимные права и обязанности

Правовая связь


Государство


Физическое лицо






Реферат на тему: Международно-правовые способы разрешения международных споров


ОТКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УКРАИНА»



КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Международно-правовые способы разрешения международных споров



выполнил: студент III курса
факультета
международных отношений
Елисеев А.В.

проверил: доцент
Сапрыкин А.Г.



Киев 2001



Содержание:

1. Международное право и мирное урегулирование споров…………1
2. Международные судебные органы……………………………………9
3. Международное право и урегулирование споров при помощи
войны…………………………………………………………………….29
4. Организация коллективной безопасности………………………….35
5. Международная право и международно-правовая
ответственность………………………………………………………...38
6. Вывод…………………………………………………………………….42



Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы
теории международных отношений присутствуют во многих произведениях
политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от
войн, занимал мыслителей с древних времён. В Китае центральной в этико-
политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была
призвана служить основой человеческих отношений.
Правда, не все философы были пацифистами. На политическую культуру
многих народов накладывали отпечаток религии, неоднозначно подходившими к
идеям мира. Если иудаизм, христианство и ислам допускали «священную войну»
или «крестовый поход», то индуизм и буддизм признают войну как элемент
существующего правопорядка.
Внешняя политика государств многие столетия строилась по принципу
древних римлян: «хочешь мира – готовься к войне». На старинных пушках была
надпись по латыни: последний аргумент королей».
В политической мысли есть два полярных взгляда на природу
международных отношений: концепция конфликта как нормы международных
отношений между государствами (Т. Гоббс), концепция сотрудничества (Г.
Гроция). Эти две теории имели и имеют последователей и в наше время.
Войнам всегда находилось объяснение: религиозные, династические,
политические, экономические. М. Вебер говорил: «нация простит ущемление её
интересов, но не простит оскорбление её чести».
В наше время остаются реальностью локальные конфликты. С 1945г. по
1991г. в мире произошло 127 вооружённых конфликтов, в которых погибло 21,8
млн. человек. По данным ООН с 1900г. по 1941г. 79% всех военных конфликтов
составляли конфликты между государствами, а 1945г. по 1969г. 85% конфликтов
были гражданские войны. Только две последние мировые войны нанесли ущерб
человечеству, гораздо больше, чем военные конфликты за предыдущую историю.
Они доказали, что военными методами нельзя реализовать любые
геополитические амбиции.


1. Международное право и мирное урегулирование споров.
Принцип мирного урегулирования международных споров является одним из
основных принципов современного международного права. Этот принцип
логически вытекает из другого принципа международного права – принципа
мирного сосуществования государств, принципа неприменения силы. Если
принцип ненападения обязывает государства воздержаться от угрозы силы или
применения силы в отношениях между собой, то принцип мирного разрешения
международных споров обязывает государства решать споры между собой любыми
мирными способами.
Г.И. Тункин говорит о соотношении этих двух принципов: «они являются в
известном смысле двумя сторонами одной медали. Если государствам
запрещается прибегать к силе в их отношениях с другими государствами,
следовательно, и в разрешении споров с этими государствами, то это значит,
что остаются открытыми только мирные пути разрешения споров. С другой
стороны принцип мирного разрешения международных споров означает, что
нельзя использовать силу для их урегулирования».
Из такого соотношения этих двух принципов следует, что история
утверждения принципа мирного разрешения международных споров тесно
переплетается с историей становления в международном праве принципа
ненападения.
Старое международное право не знало этого принципа. Оно исходило из
того, что споры между государствами можно решать не только мирными, но и
немирными средствами, включая войну. В Гаагских конвенциях 1899 и 1907гг.
содержались лишь рекомендации обращаться к добрым услугам и посредничеству,
«прежде, чем прибегнуть к оружию», «насколько позволят обстоятельства».
Главным образом это было связано с тем, что прежнее международное право
предусматривало право государств на войну, которым государства могли
пользоваться для разрешения конфликтных ситуаций между ними.
Следует заметить, что утверждение в международном праве принципов про
ненападение и про мирное решение международных споров произошло практически
одновременно. И это не случайно, т.к. выполнение одного из них зависит от
выполнения другого.
Первое признание принципа мирного решения международных споров как
принципа международного права было выражено в Парижском договоре 1928г.
(Пакт Бриана-Келлога об отказе от войны). Позже этот принцип был выражен в
резолюциях Лиги наций.
Была принята специальная резолюция «о мирном разрешении международных
споров, о ненападении и о взаимной помощи» (1928г.), к ней был приложен
Генеральный акт, состоящий из четырёх глав: о согласительной процедуре (все
споры, которые нельзя решить дипломатическим путём, подлежать
согласительной процедуре), о судебном разрешении споров в Постоянной палате
международного правосудия, о третейском разрешении споров (если в течение
месяца согласительная комиссия не пришла к единому мнению), общие
постановления. Генеральный акт был ратифицирован 23 государствами, поэтому
говорить о его большом значении нельзя.
10 октября 1933г. в Рио-де-Жанейро государствами американского
континента был подписан договор о ненападении и согласительной процедуре.
Ст.1 провозглашала отказ от войны как способа разрешения спорных ситуаций,
как между участниками этого договора, так и с другими государствами. Все
споры должны решаться путём мирных средств, предусмотренных международным
правом. Т.о. и государства американского континента признали мирные
средства урегулирования международных споров как единственные в
международных отношениях.
Можно сказать, что ещё до второй мировой войны в международное право
вошёл новый принцип – принцип мирного разрешения международных споров.
Признание ООН принципа мирного разрешения международных споров отобразилось
в главе VI Устава. Это свидетельствует о юридическом развитии международных
документов. Т.к. принципы, провозглашённые ООН по сравнению с положениями
Парижского договора, имели более чёткие и категоричные формулировки.
Кроме Устава ООН этот общеобязательный принцип фиксируется и в других
международно-правовых актах: Пакт Лиги арабских государств (ст.5), Хартия
Организации африканского единства (ст.3), Устав организации американских
государств (ст.5), Декларация о принципах международного права (1970г.),
Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничества в
Европе (1975г.).
Принцип мирного разрешения международных споров означает обязанность
государств решить все возникающие между ними споры и конфликты
исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор
международному миру и безопасности или нет. Т.к. международный спор вне
зависимости от его масштабов, силы и количества государств, вовлечённых в
спор, угрозе миру и безопасности подлежит мирному урегулированию. При этом
государства остаются свободными в выборе мирных средств урегулирования
спора.
В Декларации о принципах международного права 1970г. подчеркивается,
что «международные споры разрешаются на основе суверенного равенства
государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств
разрешения международных споров». В ней указывается также, что, если
стороны не достигнут урегулирования спора одним из мирных средств, они
обязаны «продолжать стремиться к урегулированию другими согласованными
между ними мирными средствами».

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров.
Юридическое содержание принципа мирного решения международных споров
составляет совокупность прав и обязанностей государств – участников спора.
Спорящие стороны обязаны разрешать свои споры исключительно мирными
средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI
Устава ООН. Согласно п.1 ст.33 Устава, «Стороны, участвующие в любом споре,
продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и
безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём
переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного
разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными
мирными средствами по своему выбору».
Государства не вправе оставлять свои международные споры не
разрешёнными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении
международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения путей
урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ
урегулирования не принёс позитивных результатов. Под скорейшим разрешением
международных споров следует понимать строгое соблюдение взаимно
согласованных сроков урегулирования. Эти сроки налагают на спорящие стороны
обязанность не ограничиваться каким-либо одним средством или процедурой
мирного разрешения спора, а использовать и другие средства, если спор не
удалось уладить первоначальным средством урегулирования.
На государства возлагается обязанность воздержаться от действий,
которые могут привести к обострению спора. Под такими действиями
понимаются действия сторон, последствия которых могут привести к нарушению
международного мира и безопасности, а также могут изменить сложившееся
положение в пользу одной из сторон, при этом нарушив интересы другой.
Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе
права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов
международного права, а также норм договорного и обычного права. Применение
норм международного права подразумевает применение:
> Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих
правила, определённо признанные спорящими государствами.
> Международных обычаев, как доказательства всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы.
> Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями
> Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по
публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства
для определения правовых норм. (ст.38 Статута Международного Суда
ООН).
Эта статья не ограничивает принятие решений Международным Судом только
международным правом, а разрешает принимать решения ex aequo et bono – по
справедливости и доброй совести – если стороны с этим согласны.
Большое значение для правильного понимания принципа мирного решения
споров имеют определение понятия «международный спор» и «спорная ситуация».
Разница между ними довольно существенна и должна учитываться. Постоянная
палата международного правосудия определила, что спор есть разногласие по
поводу какой-либо нормы права или факта между определёнными субъектами
(государствами), когда один из них предъявляет претензии к другому, а
другой – отвергает эти требования или принимает их частично. В тех случаях,
когда столкновение интересов государств не приводить к предъявлению
претензий друг к другу, хотя и порождают определённые трения и
напряжённость в их отношениях, имеет место ситуация. Например, спорная
ситуация может возникнуть вследствие пограничных инцидентов, концентрации
войск одного государства на границах другого. Территориальные споры, споры
о границах – одна из категорий споров, существующих во взаимоотношениях
между государствами. Такие споры представляют большую опасность для
международного мира и безопасности. Поэтому большое значение имеет их
мирное урегулирование, т.к. большинство международных конфликтов и войн
начинались именно с территориальных споров.
Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация
перерастает в спор. Т.о. понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и
потому, ситуация может появиться ещё до возникновения спора и существовать
после его урегулирования.
Как уже говорилось выше, международные споры и ситуации бывают двух
видов: те, которые угрожают международному миру и безопасности и те,
которые такой угрозы не несут. Только после второй мировой войны произошло
более 450 споров и ситуаций разных видов. Наиболее опасным является первый
вид, т.к. они могут перерасти в вооружённый конфликт, хотя и второй вид
имеет такую возможность. Поэтому важно вовремя предупреждать возникновение
споров и ситуаций и не допускать перерастания в международный конфликт.
Различие между спором и ситуацией имеет и юридическое значение в ООН.
При рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в
споре, должно воздержаться от голосования. Здесь действует принцип: никто
не может быть судьёй в своём собственном деле. При рассмотрении спорной
ситуации такого воздержания не требуется.
Различаются споры юридические и политические. Это различие
относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин
«споры юридического характера», которые, по общему правилу, должны
передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно
ст.36 его Статута, к «правовым спорам» относятся прежде всего споры,
которые касаются толкованию международных договоров, любого другого вопроса
международного права, наличия факта нарушения международных обязательств,
возмещения, причитающего за нарушения таких обязательств.
К политическим спорам относятся территориальные споры, в отношении
государственной границ. Они обычно являются и наиболее опасными спорами, и
решаться они должны также мирными средствами.
Наиболее правильным будет относить к категории спор самый широкий круг
неурегулированных вопросов. Это будет обязывать государства обращаться к
исключительно мирным способам урегулирования противоречий между ними. Ст.33
и 34 Устава ООН обязывают государства к мирному урегулированию не только
международных споров, но и ситуаций. Речь идёт, прежде всего о тех спорах и
ситуациях, которые могут привести к нарушению международного мира и
безопасности.
Можно сделать вывод о том, что Устав различает споры и ситуации,
которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности и
такие, которые такой угрозы не составляют. ООН обязывает государства
урегулировать мирным путём даже самые незначительные споры, которые могут
нести угрозу миру, хотя и без необходимости немедленного их разрешения.

Мирные способы урегулирования международных споров.
Современное международное право включает в себя как обычные, так и
договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного
урегулирования международных споров.
Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития
международного права они претерпевали значительных изменений,
совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер.
Средства и способы мирного урегулирования международных споров
существовали до утверждения принципа мирного урегулирования споров между
государствами. К таким способам, прежде всего, относятся «добрые услуги»,
посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного
воздействия на спорящие стороны, т.к. обращения к ним зависело от доброй
воли государств-участников спора, а не составляло их обязанность с точки
зрения международного права. Все эти способы не имело должного значения и
потому, что существовало признание правомерности войны, как способа
разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907гг. хотя и установили
процедуру мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств
имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запрещали войну, как
средство решения международных споров. И только после второй мировой войны
принцип мирного урегулирования международных споров нашёл отображение в
Уставе ООН и приобрёл официальный статус.
И.П. Блищенко так определяет такую категорию как мирные средства
урегулирования международных споров – это международно-правовые способы и
средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в
соответствии с основными принципами современного международного права, без
применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочнения
мира, развития мирных отношений.
К мирным средствам урегулирования международных споров п.1 ст.33
Устава ООН относит переговоры, обследования, посредничество, примирение,
арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или
соглашениям. Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право
выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства
урегулирования международных споров, перечисленные в ст.33 Устава, не
являются исчерпывающими.
Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров
имеют переговоры, т.к. без них вообще нельзя обойтись при мирном
урегулировании.
Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение
спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и
совещаниями.
Непосредственные переговоры – это не только средство урегулирования
международных споров. Они могут проводиться не только по спорным вопросам,
но и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для обмена информацией и
т.п.
То, что непосредственные переговоры стоят на первом месте в ст.33
Устава не случайно. Их первоочерёдность признана во многих международно-
правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, Декларации о
принципах международного права ООН 1970г., в Заключительном акте Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.). Переговоры являются
главным средством решения международных споров. Фактически, все средства
мирного урегулирования имеют непосредственную связь с переговорами:
двусторонние и многосторонние переговоры применяются на между

Новинки рефератов ::

Реферат: Формирование современной, отечественной этики бизнеса (Психология)


Реферат: Бизнес план (Менеджмент)


Реферат: Макросередовище організації і необхідність його вивчення і врахування в стратегії розвитку (Менеджмент)


Реферат: Праздники в России и в зарубежных странах (Культурология)


Реферат: Ампир (Искусство и культура)


Реферат: Buh uchet (Бухгалтерский учет)


Реферат: Реформа Петра Первого (История)


Реферат: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества. (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мирное разрешение международных споров (Международное публичное право)


Реферат: Радиосетевые карты Wavelan Lucent Orinoco (Программирование)


Реферат: Анализ и технологическая оценка химического производства (Химия)


Реферат: Муфты (Технология)


Реферат: Логика (Контрольная) (Психология)


Реферат: История развития Лесотехнической академии СПб в 19 веке (История)


Реферат: Коммуникации в организации (Психология)


Реферат: Сборная (История)


Реферат: Доказательства и процесс доказывания в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Керамика (Искусство и культура)


Реферат: Становление предпринимательства и индивидуальное воспроизводство в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Аграрные преобразования на Северном Кавказе (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист