GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Католицизм (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Католицизм (Религия)



Католицизм: особенности вероисповедания, культовые и организационные.

Христианство ( от греческого Christos-помазаник) одна из мировых
религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространено в
странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной
миссионерской деятельности- в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов
Дальнего Востока. Главная идея Христианства- искупительная миссия Иисуса
Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное
воздаяние и установление царства небесного. В основе догматики и
богослужения Христианства-Библия, или Священное писание.
Католицизм, православие и выделившийся из католицизма протестантизм
являются основным ветвями христианской религии. Католицизм (грец католикос
- вселенський, всемирный). Его истоки- от небольшой римской христианской
общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс
обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда
нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия
между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения
христианской церкви на католическую и православную было положено
соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за
главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой
Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и
Восточной Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви
принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями,
начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел в 1274
г. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба
духовенства за сферы влияния (влияния как своей Церкви, так и личного).
Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения
христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени,
когда соединение церковной и государственной политики (особенно в странах
западной Европы) становится наиболее сильной.

Однако имеется один немаловажный фактор, сыгравший определенную роль в
расколе Церквей. Это - различие в понимании христианства, связанное с
различием менталитета народов западной и восточной Европы. Это различие
менталитетов рационалиста и мистика. В плане менталитета народов - это
различие между западным, имеющим более выраженную рационалистическую
тенденцию, менталитетом и восточным, где более выражена мистическая
тенденция.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты
Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной
церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только
семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-
папские послания и постановления.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией.
Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и
морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.
Централизация католической церкви породила принцип догматического
развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования
вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в
догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический
догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына.
Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения.
Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению
католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей
"сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом,
Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право
распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней
нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда
учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо
заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы
сокращать срок пребывания души в чистилище.
Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся
в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению
католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты,
регламинтирующие бытовой уклад жизни прихожан.



Рассмотрим отличия католицизма и православия.

Общая характеристика

Вселенское Православие (православие- т.е. «правое» или «правильное»,
дошедшее без искажений) - это собрание поместных Церквей, которые имеют
одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства
друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15-ти
автокефальных и нескольких автономных Церквей.
В отличие от Православных Церквей, Римский Католицизм отличается прежде
всего своей монолитностью. Принцип организации этой Церкви более
монархический: она имеет видимый центр своего единства - Папу Римского. В
образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет
Римско-Католической Церкви.


Вопросы веры и отношение к Священным Писаниям

Православие относится к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов
Церкви как к священному слову изошедшему от Господа и переданному людям.
Православие утверждает что богоданные тексты не может быть изменены или
дополнены и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны
людям. Таким образом православие стремится сохранить дух христианской веры
таким каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые
христиане и отцы Церкви. Поэтому православие взывает не столько к логике
сколько к совести человека. Основная задача богослужений основу которых
помимо Священных Писаний составляют тексты написанные еще Василием Великим
и Иоанном Златоустом не столько рассказать или объяснить бога, сколько
помочь каждому человеку обрести общение с богом в сердце своем. В этом
смысле православие более мистериально, что обусловило появление
соответствующей православной культуры. Православие как оно исповедывалось
лучшими людьми Византии, России, Болгарии и т.д. есть стиль жизни полной
ищет искренней веры, искренней доброты и искреннего милосердия.
Католицизм рассматривает христианское предание скорее как «семена»,
которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и умы людей для того,
чтобы те могли найти свои пути к богу.

Современное положение и структура Римо-католической церкви.
В настоящее время главой Католической церкви является Папа Иоанн Павел
II, поляк по происхождению. Это первый более чем за 500 лет папа-
неитальянец и первый папа-славянин. До избрания на папский престол он был
кардиналом Краковским.
Избирают Римского папу кардиналы, то есть высший слои духовенства Римо-
католической Церкви, который идет сразу вслед за папой. Кардиналов немного,
всего около 250 человек. Они избирают папу на особом заседании, которое
называется конклав.
Конклав — это интересное, идущее со средних веков установление Римской
Церкви. В переводе с латыни означает “со ключом”. Участников заседания
вводят в некое помещение, вход закладывают кирпичами, цементируют. Выйти с
конклава кардиналы могут только тогда, когда изберут нового Римского папу.
В XIV веке был случай, что кардиналы полтора года не могли ничего решить,
люди возмутились и заперли их, сказав, что, пока новый папа не будет
избран, они оттуда не выйдут. С тех пор утвердилась такая практика. Сейчас
конклавы происходят в Сикстинской капелле. Чтобы побудить кардиналов к
скорейшему избранию нового папы, им каждый день дают пищу во все меньшем
количестве и все худшего качества. Римский папа избирается двумя третями
голосов кардиналов.
Папа руководит Римо-католической Церковью при помощи центрального
государственного аппарата, который называется Римская курия. Это своего
рода правительство, в котором есть подразделения, называемые конгрегациями.
Они осуществляют руководство определенными областями церковной жизни. В
светском правительстве это соответствовало бы министерствам.
Есть конгрегация по вопросам вероучения, которая должна рассматривать
вопросы, связанные с чистотой католической доктрины. Есть конгрегация
дисциплины таинств, которая рассматривает все спорные вопросы, связанные с
совершением таинств. Есть конгрегация канонизации святых.
Особенное отношение к нам имеет конгрегация по делам Восточных Церквей,
которая занимается униатами.
Униаты, или католики восточного обряда, — это выходцы из Православной
Церкви или из древних восточных Церквей (Коптской, Армяно-григорианской и
др.), которые присоединились к Католической Церкви, признали ее вероучение
и главенство Римского папы, но сохранили свой богослужебный обряд.
Например, на Украине — это традиционный византийский обряд. Но как глава
Церкви на литургии, безусловно, поминается Римский папа.
Меса (литургия) является главным богослужением в католической церкви,
которая до недавнего времени проводилась на латинскои языке. Для усиления
влияния на массы в настоящее время позволительно пользоваться национальными
языками и вводить в литургию национальные мелодии.
Римский папа руководит Католической Церковью как абсолютный монарх,
конгрегации же являются лишь совещательными и административными органами
при нем. Римо-католическая Церковь насчитывает сейчас более 600 миллионов
членов. Это самая большая из христианских конфессий. Католицизм
распространен прежде всего в странах Южной и Центральной Европы, а также в
странах Южной и Центральной Америки (в силу того, что колонизация их
осуществлялась в свое время испанцами и португальцами). Много католиков
также в Северной Америке, в США, особенно в южных штатах, которые тоже были
исторически связаны с Испанией, и в восточных штатах. Распространен
католицизм и в таких странах Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Филиппины.
Из стран, которые входили в состав Российской империи, католическими
являются Польша, страны Прибалтики — Латвия и Литва, особенно Литва. В
Латвии лютеран больше, чем католиков. Эстония исторически преимущественно
лютеранская страна. Там есть католики, но более всего лютеран.

Структура Католической Церкви похожа на нашу. Там есть епископат:
митрополиты, архиепископы, епископы. Эта структура напоминает то, что было
в древней Церкви.
У католиков есть и монашество, в отличие от православных католические
монахи объединены в так называемые монашеские Ордена. Что это значит? У нас
каждый монастырь живет своей самостоятельной жизнью и подчинен
епархиальному архиерею.
Ставропигиальные монастыри подчинены непосредственно Святейшему
Патриарху. У атоликов ряд монастырей с одним уставом подчиняется
одному общему главе, который называется генералом монашеского Ордена. Он,
как правило, является настоятелем старейшего из монастырей этого Ордена.
Монастыри Ордена могут быть разбросаны по огромной территории, даже по
всему миру, но тем не менее у них есть единое общее руководство, которое
направляет всю их жизнь.
Орден бенедиктинцев — самый древний. Он возник еще в V веке. Его
основателем был святой древней неразделенной Церкви Бенедикт Нурсийский.
Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские
общины на Западе и дал им устав, основанный на восточных уставах. Известен
девиз преподобного Венедикта: “Молись и трудись”, который он положил в
основу своего монашеского устава. В XII—XIII веках возникли Ордена
францисканцев и доминиканцев, названные по именам своих основателей —
католических подвижников Франциска и Доминика. Вступавшие в Орден
францисканцев давали обет нищенствования.
Цистерцианцы — римско–католический монашеский орден, основан в 1098 г.
в Кото (лат. Cistercium, совр. округ Дижона, Франция) группой
монахов–бенедиктинцев из Молезмского аббатства во главе с св. Робертом
Молезмским. Их также называли Белыми Монахами за их белые или серые рясы
под черными наплечниками. Цистерцианцы стремились создать общину, живущую
по строгой версии монашеского устава
Основанный св. Домиником в 1216 году, Доминиканский орден окончательно
оформился в ходе ряда собраний, происходивших в Болонье и закончившихся в
1221-м. Они стали первым католическим орденом, который сконцентрировался на
умственной, а не на физической работе. Доминиканцы особенно преданны
наставничеству. Следуя теологическим идеям св. Альберта Магнуса и св. Фомы
Аквинского, доминиканцы предложили свою интерпретацию работ Аристотеля,
которая стала идейно-философской основой христианства.
Св. Доминик требовал, чтобы члены ордена практиковали личную и общинную
бедность. Однако, в 1475 году папа римский Сикст IV отменил закон о
общинной бедности и разрешил доминиканцам владеть имуществом и иметь
источники постоянного дохода.
Орден доминиканцев известен в истории прежде всего тем, что именно ему
было поручено ведение инквизиционных процессов, то есть процессов по
выявлению, суду и казни мнимых или действительных еретиков. Сами
доминиканцы любили называть себя иначе, употребляя некоторую игру слов.
Дело в том, что по-латыни Dотini сапеs — “собаки Господни”. Они так и
называли себя, подчеркивая свою охранительную и антиеретическую роль.


Наверное, более всех других католических Орденов известен Орден
иезуитов. Он основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой со
специальной целью— противодействия протестантизму и вообще борьбе с любыми
некатолическими конфессиями. У иезуитов есть так называемый специальный
четвертый обет, которого нет ни в каком другом монашеском Ордене. Три
обычных монашеских обета — безбрачие, послушание и нестяжательство — всем
известны, они одинаковы на Востоке и на Западе. У иезуитов есть еще обет
абсолютного послушания папе.
Орден иезуитов построен очень своеобразно и интересно. Там существует
многоступенчатая иерархия. Есть послушники, есть так называемые новички; на
следующей ступени человек дает три обета — и потом только избранные дают
обет абсолютного послушания папе. Из них уже выбираются руководящие члены
Ордена. Их лозунг: «благая цель оправдывает средства, с помощью которых она
достигается». Поныне из Ордена иезуитов выходит значительная часть
епископов Римо-католической Церкви. Иезуитам принадлежат большинство
католических средств массовой информации и издательств. Чтобы представить
размах их деятельности, можно привести такие цифры: они руководят 94
католическими высшими учебными заведениями и 59 светскими учреждениями, не
носящими специально духовного характера. Они осуществляют общее руководство
всей миссией Римо-католической Церкви.
Весь мир разбит иезуитами на 50 провинций, или областей. Во главе
каждой из этих областей стоит управляющий, или препозит, который руководит
иезуитами на этой 50-й части мира. Иезуитам дано исключительное право не
подчиняться местным католическим епископам. Они подчиняются только генералу
Ордена, а тот — Римскому папе. Местный епископат не имеет никакой власти
над иезуитами.


Католическая сакраментология

Отступления католиков от древних преданий в совершении таинств.
Число таинств у католиков такое же, как и в древней Церкви, то есть семь.
Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от
древнецерковного. Католики учат что таинства являются не только
действительными, но и спасительно-действенным и, вне зависимости от
состояния человека, который их приемлет.
Наша Церковь учит, что церковные таинства считаются действительными при
совершении их всяким канонически правильно поставленным священником по
Церковному уставу. Но спасительно-действенным таинство является только
тогда, когда человек приемлет его с должным расположением. Апостол Павел в
Первом послании к Коринфянам предупреждал о том, что если человек
причащается без рассуждения, без должной подготовки, то он делает это в
осуждение себе.
Католики же считают, что во всяком случае - вне зависимости от того, с
верой или без веры подходит человек к восприятию таинства, - оно является
спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при таком подходе
таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды. То есть если
правильно поставленный священнослужитель правильно прочтет положенные
слова, если есть тот, над кем этот обряд совершается, и есть все внешние
атрибуты, необходимые для его совершения (вода для крещения, хлеб и вино
для Евхаристии), то наличие этих формальных элементов является достаточным
для того, чтобы таинство оказалось спасительно-действенным.

Таинство крещения

В Православной Церкви формула крещения такова: “Крещается раб Божий имя во
имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь”. У католиков же
происходит перенос внимания на фигуру совершающего таинство. Католический
священник говорит: “Я крещаю тебя”.
У католиков со средних веков введено обливательное или окропительное
крещение. Мы не можем сейчас говорить об этом как об отличии, потому что и
у нас за последнее столетие многие взрослые и дети были крещены таким
образом. Но в нашей стране условия жизни были таковы, что Церковь была
вынуждена допускать крещение обливанием или кроплением. В крайней ситуации
такое крещение допускалось и древней Церковью - если надо было выбирать:
крестить человека обливанием или не крестить вовсе. Католики же в средние
века не были побуждаемы к этому никакими основательными неизбежными
причинами. У нас хотя и был временный отход, но сейчас мы стараемся по
возможности вернуться в отношении взрослых - и это есть уже во многих
храмах - к практике крещения погружением, как это и было в древней Церкви,
в то время как католики по-прежнему принципиально считают достаточным
обливательное или даже только окропительное крещение.

Таинство миропомазания

В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается
оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Это отличие
не так уж существенно, ведь и у нас священник помазывает миром, которое
освящено архиереем. В практике Православной Церкви миро раз в два года
освящает Патриарх, затем оно распределяется по епархиям и по приходам (то
есть епископ таким образом часть своих полномочий препоручает священнику).
А у католиков сам епископ совершает это таинство через возложение рук.
Существенным отличием является то, что конфирмация не совершается над
младенцем сразу после крещения, а лишь по достижении отроческого возраста.
В разных странах и в разные века возраст конфирмации колебался от семи до
двенадцати лет. Чем руководствуются католики, отодвигая миропомазание
-конфирмацию - от крещения? Они учат так. Если младенец крещен, то он
освобожден от вины первородного греха. Младенец личных грехов не имеет.
Если он и умрет, то все равно будет спасен и сподобится лучшей участи,
поэтому нет смысла преподавать ему другие таинства до достижения
отроческого возраста. Это чисто внешний, рационалистический подход, при
котором игнорируется благодатное действие таинств.

Таинство Евхаристии

Более всего отступлений от древне-церковной практики у католиков в таинстве
Евхаристии. Во-первых, младенцев до конфирмации не причащают. Во-вторых,
причащение мирян совершается только под видом хлеба. Хлеб для Евхаристии
употребляется пресный. Практика причащения мирян только хлебом возникла в
средние века из соображений санитарно-гигиенических. В то время Европу
часто посещали болезни, такие, как чума, холера, уносившие до четверти
населения. Как один из способов борьбы с заразой и было введено причащение
мирян только под одним видом, когда каждому причащающемуся дается так
называемая облатка - кусочек пресного хлеба. Понятно, что в этом проявилось
неверие в силу таинства, исцеляющего не только духовные, но и телесные
недуги, недостаточная вера в силу Тела и Крови Спасителя. Это произошло уже
после отделения католичества от Вселенской Церкви, когда многое в церковной
жизни католиков стало приходить в угасание.
Моментом преложения Святых Даров у католиков считаются установительные
слова Христа Спасителя: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое...”, а не
молитва призывания Святого Духа, как в Православной Церкви. Эпиклеза
(призывание Духа Святого) есть в древних литургических текстах и конечно же
в литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. В
католической мессе этой молитвы нет. В этом проявляется различие
богословского подхода. Для католиков главное - произнесение формулы, даже
если в роли этой формулы выступают слова Христа Спасителя. Главное - чтобы
формула была вовремя произнесена.
Иначе в Православной Церкви. Хотя мы, молясь на каждой литургии, верим и
знаем, что чудо совершится, что вино и хлеб действительно станут Телом и
Кровью Христа Спасителя, но все же главное в литургии - это молитва о том,
чтобы чудо совершилось, чтобы Дух Святой пришел и преложил то, что было
хлебом и вином, в Тело и Кровь Христа Спасителя. А для католиков главное -
это формула, а все остальное - обрамляющие ее моменты.


Таинство брака

Первое отличие состоит в том, что совершителями брака в Католической церкви
признаются сами брачующиеся, а не священник. Брак и у них совершается в
храме, перед алтарем. Священник дает жениху и невесте кольца. Но священник
нужен лишь для признания канонической законности брака.
Второе отличие - признание абсолютной нерасторжимости брака. Развод у
католиков недопустим ни по какой причине - даже по той, которая указывается
самим Спасителем в Евангелии (то есть по причине нарушения супружеской
верности). В Католической церкви супруг, который является пострадавшей
стороной, не имеет права на развод и, следовательно, на вступление в другой
брачный союз при жизни изменившей ему стороны.
Однако из книг известно, что в средние века католики разводились. Дело в
том, что у католиков все можно изящно обойти. Брак абсолютно нерасторжим,
но он может быть признан недействительным. По каким причинам? Главная
причина - что брак совершался из побуждений, которые не соответствуют цели
брачного союза. В средние века этим очень часто злоупотребляли, и иные
европейские монархи не раз вступали в брак, пользуясь этой формулировкой.
Теперь тоже таких процессов довольно много. Все они идут через Ватикан.
Большие хлопоты соответствующему ведомству Ватикана доставляют
многочисленные процессы о признании недействительными браков, заключаемых
жителями “третьего мира” (в основном испанцами и португальцами из Латинской
Америки), с целью получить гражданство в странах Южной Европы (Испании,
Португалии, Италии). В Испании и Португалии гражданский брак практически не
имеет места или, по крайней мере, не дает права гражданства. Поэтому иные
люди решаются на такое беззаконное действие.


Таинство священства

Во второй половине XI века у католиков был введен обязательный целибат (то
есть безбрачие) священства.
Целибат не надо путать с монашеством. Священников и епископов из
католических монашеских орденов не так много. Целибат - это просто обет
отказа от семейной жизни.
В древней Церкви в брак могли вступать пребывающие в сане всех трех
степеней священства: диакон, пресвитер и епископ.
В Послании апостола Павла к Тимофею говорится: “Епископ должен быть
непорочен, одной жены муж” (1 Тим. 3, 2). Такая практика существовала на
протяжении первых веков. Постепенно (примерно к VI веку) на Востоке
утвердился обычай безбрачия епископата. При византийском императоре
Юстиниане Великом все епископы стали обязательно безбрачными (не монахами,
а именно безбрачными). И только потом, значительно позднее, стало так, что
во епископы может быть рукоположен только монах. В древней Церкви, как и у
нас сейчас, для диаконов и священников до хиротонии разрешался первый и
единственный брак.
На Западе с самого начала брак духовенства скорее попускался, чем считался
нормой. Там распространилась психология тушения браком, на брачный союз
стали смотреть как на что-то нечистое, в особенности применительно к
священнослужителям. На Востоке тоже существовало такое мнение, но оно было
отвергнуто Соборами древней Церкви. Поместный Собор в городе Гангры, а
затем и Трулльский Собор приняли специальные правила - каноны, в которых
говорится, что, если кто отпускает жену свою или мужа своего не по
стремлнию к чистоте и благочестивой жизни, а по причине гнушения браком,
таковой, если священник, - да будет извержен из сана, а если мирянин - да
будет отлучен. Или если кто не желает принимать Причастие у женатого
священника, потому что гнушается им, как живущим в браке, то таковой, если
пресвитер, - да будет извержен, а если мирянин - да будет отлучен.
Отношение к браку как к чему-то оскверняющему человека древняя Церковь
решительно не приняла. Однако на Западе оно постепенно укреплялось и
привело к признанию всецелого обязательного целибата.
Рукоположение у католиков сохраняется. Единственное отличие - в том, что
рукоположение епископа у них совершается одним епископом, а в Православной
Церкви - не менее чем двумя. А прочее по форме достаточно похоже.
Диаконов у католиков почти не осталось. Они формально признаются, но чин
диаконского служения при совершении католического богослужения не нужен.
Само богослужение сокращено - нет ектений. Сан диакона для католиков - это
просто ступенька: посвящаемый на 10 минут рукополагается в диакона, чтобы
после этого стать пресвитером. Фактически же диакон отсутствует, как у нас
фактически отсутствует иподиакон (кроме тех, кто служит при епископе). Тем
не менее у нас каждый, кто рукополагается во диакона, сначала посвящается в
чтеца (то есть иподиакона) и некоторое время, пока он стоит и ожидает
диаконской хиротонии, бывает иподиаконом. Примерно так же у католиков
произошло с диаконским служением.


Таинство покаяния

Католики учат, что грехи подразделяются на простительные и смертные.
Попутно необходимо заметить, что в некоторых наших молитвенниках, изданных
в XX веке или западного издания, имеются перечни “Семь смертных грехов” или
что-нибудь подобное. Все эти списки - по семь, по восемь и по девять -
благополучно перекочевали к нам из католических книжек.
Какой грех называли смертным святые отцы? Не формально какой-то
определенный: скажем, воровство или убийство. Исаак Сирин писал: “Грех к
смерти есть тот, если кто, согрешая, в не раскаянии пребывает”.
То есть смертным грехом является тот, в котором человек не раскаивается. Он
может быть по видимости и мелким. Но если мелкая страсть крепко привязывает
человека к земле и душа пребывает в не раскаянии, то и небольшой на первый
взгляд грех может оказаться гибельным для души.
Святые отцы не делят грехи по каким-либо внешним признакам на смертные и
простительные. У католиков же такое деление есть. Кроме этого каждый грех
делится на два составляющих его элемента: вина греха и наказание за грех.
В чем же особенность католического учения об исповеди?
В крещении человеку прощаются все грехи: и смертные, и простительные: и в
отношении вины, и в отношении наказания. То есть в крещении человеку
прощается все.
А в таинстве исповеди, как учат католики, все происходит по-другому:
смертные грехи прощаются и в отношении вины, и в отношении наказания, но
вот простительные грехи прощаются только в отношении вины, а наказание при
этом остается. Наказание человек непременно должен понести. Отсюда и
индульгенции, и учение о чистилище и о разного рода канонических
наказаниях. Понести наказание - это способ дать Богу удовлетворение.
Поэтому после исповеди, как правило, духовник выдает католику точный
перечень канонических наказаний, которыетот должен понести за грехи.
Католическое “Руководство по пастырскому богословию” -. там написано, закой
грех, при ких обстоятельствах, в каком возрасте, при ких смягчающих, при
ких отягчающих обстоятельствах и т. д. полагается такое-то наказание. Оно
может быть увеличено, смягчено, за него может быть дана такая-то
индульгенция. Одним словом, все очень точно расписано, и это понятно. Ведь
если видеть спасение в удовлетворении, которое непременно нужно принести,
то важно не ошибиться, потому что если наказание дать меньше, чем
полагается, то человек будет приносить его в чистилище, а духовник ответит
за то, что он не наложил правильного наказания по мере исповеданных грехов.
Духовник здесь выступает как судья, а не как душепопичитель. Этот аспект
весьма преувеличен в католической пастырской практике.
И еще одна интересная особенность, связанная с католическим учением о
спасительной действенности таинств вне зависимости от расположения
приступающего к таинству. Как считают католики, для того, чтобы таинство
покаяния оказалось спасительным, не требуется глубокого сокрушения,
продиктованного любовью к Богу, а достаточно легкого сожаления о грехах,
продиктованного страхом или другими мотивами. Это учение католики выделяют
как один из самых положительных моментов своей доктрины в учении о таинстве
исповеди. В Римо-католической богословской энциклопедии, вышедшей в 1967
году, написано по этому поводу следующее:
“Превосходство нового закона как раз в том и состоит, что неполное
сокрушение, не являвшееся достаточным для отпущения грехов ни в первобытной
религии, ни в религии иудейской, становится достаточным в соединении с
таинством в религии христианской”. Получается, что подлинное покаяние,
которое требовалось в первобытных религиях и в иудаизме, теперь не
требуется (и в этом будто бы главное преимущество Нового Завета). Поэтому
теперь на исповеди можно покаяться лишь слегка и тем не менее
получитьразрешение грехов. Это опять проявление того же формального,
внешнего подхода к таинствам.

Папский примат и папская непогрешимость
Наиболее ярко отражает сущность католицизма слово папизм. Кто же такой
Римский Папа и как о нем учат сами католики? Его официальный титул:
“Епископ Рима, Заместитель Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный
Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии,
Архиепископ и митрополит провинции Романии, Суверен государства-града
Ватикан, раб рабов Божиих”.
Латинское слово викарий буквально переводится как “заместитель” или
“наместник” —именно в таком смысле понимается католиками роль Римского
Епископа. Под Князем Апостолов подразумевается святой апостол Петр, который
мыслится католиками как некий абсолютный, монархический возглавитель
апостольской общины. Примас – это значит “старейший”, “первенствующий” из
епископов. Слово суверен означает независимый светский правитель. Очень
симптоматично, что поныне папа решительно настаивает на том, чтобы
оставаться независимым главой светского государства, хотя бы такого
маленького, территория которого занимает меньше гектара.
Что же вытекает из этого титула на практике? В римо-католическом праве
записано: “Верховная кафедра никем не может быть судима”.
Из этой короткой фразы следует, что Римский Первосвященник не подлежит
суду Вселенского Собора и что в самой Римо-Католической Церкви нет такого
органа, который мог бы сказать папе, что он заблуждается, поступает
неправильно, и осудить его. Папа выше Церкви и выше Вселенского Собора. А
также самые правила Вселенского Собора не могут быть признаны
действительными, если Собор не был созван папой и эти правила не были им
утверждены. Ни один епископ в мире не может считаться подлинным епископом,
если он свое посвящение получил без санкции Римского папы.
Из учения о том, что папа стоит выше Вселенской Церкви, что он
неподсуден не только человеческому, но и церковному суду, католики сделали
еще один очень страшный вывод. У них существует догмат о папской
непогрешимости.
Католики учат, что Римский Первосвященник, когда он говорит от лица
всей Церкви (есть такой римо-католический термин ex cathedra, то есть “с
кафедры” — не в том смысле, что он обязательно произносит свои слова,
восшедши на кафедру, но в том, что он выступает официально) о вопросах
вероучения или нравственности, не можетзаблуждаться и его определения
непогрешимы сами по себе и не нужно ни подтверждения, ни принятия их
церковной Полнотой.
Это довольно новый догмат. Он был принят только в 1870 г. на Первом
Ватиканском Соборе, который католики называют Двадцатым Вселенским. Они
продолжали счет Вселенских Соборов, причисляя к ним некоторые свои Соборы
периода Средних веков, Возрождения и Нового времени. Сейчас они насчитывают
двадцать один Вселенский Собор.
Если признать этот догмат, то получается, что свойство непогрешимого
учительства, которое принадлежит всей Церкви в целом, присваивается одному
лицу — Римскому Епископу.
А кто у нас в Православной Вселенской Церкви считается хранителем
истины? Есть ли какой-то орган, который дает такие определения, которые все
должны принимать и считать, что они безусловно являются истиной?
В Православии для того, чтобы даже самый авторитетный Собор был признан
Вселенским, нужно, чтобы его постановления были приняты Полнотой Церкви.
Чтобы весь народ церковный сказал свое “да” на постановления этого Собора.
И только если это “да” от народа Божия прозвучит, то будет утверждено, что
Собор подлинно отражает учение всей Церкви. Это определяется не по каким-
либо внешним признакам, таким, как формальное большинство голосов: в
истории Церкви неоднократно бывало, что большинство составляли еретики. Мы
исповедуем веру во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Соборная Церковь — это не просто статистический перечень тех, кто ходит в
храм. Мы веруем в то, что, несмотря на немощи человеческие, несмотря на
заблуждения иерархов и мирян, Церковь как Полнота не может ошибаться.
Власть папы возрастала и развивалась на протяжении веков. Такое
возвышение Римского Епископа объясняется и объективными историческими
обстоятельствами. Город Рим был единственной апостольской кафедрой на
Западе. Долгое время государственность на Западе была очень нестабильна, и
единственным стойким институтом была Римская кафедра во главе с Римским
Епископом.
К Римскому Епископу на протяжении веков обращались как к арбитру в
спорах с еретиками, появлявшимися на Востоке, и он привык осознавать себя
таким арбитром, который выносит суждения по поводу всех догматических и
иных воззрений. К этому, конечно, прибавилась и человеческая немощь,
гордость, иной раз просто малодушие, а иногда совершенно рационалистическое
маловерие.
Все эти факторы вместе привели сначала к учению о главенстве Римской
кафедры над всей Церковью, потом уже о главенстве самого Римского Епископа.
Затем был .сделан вывод, что Римский Епископ является абсолютным и
неподсудным главой Церкви, а значит, ошибаться он не может. Как же может
ошибаться тот, о ком Церковь не может выносить никаких определений? Так
что здесь был великий соблазн и, в некотором смысле, победа врага рода
человеческого, который для многих и многих миллионов христиан исказил образ
подлинной веры Христовой.
Современный католицизм распространен в странах Европы, Северной и Южной
Америки, а также Африки, Азии.
На территории Украины последователи католицизма проживают
преимущественно в западных областях.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ю.А.Калинин, Е.А.Харьковщенко. “Релiгiознавство» Киев 1995
2. В.Д.Бондаренко «Современное православие: тенденции эволюции»
Симферополь, 1989.
3. Ю.В.Крянев «Христианский экуменизм»Москва, 1980
-----------------------

[pic]






Реферат на тему: Классические системы гадания


МАИ

Кафедра культурологии



Реферат на тему:

«Классические системы гадания»



Студентки гр. 04-513

Шапошниковой И.В.



Проверил преподаватель

Резвых П.В.



Москва, 1997 год.


Краткое описание классических систем гадания. 3

Таро: 3
Состав и значение 4
Старшие Арканы 5
Младшие Арканы. 7

Книга перемен: 8

Астрология: 11

Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания. 13

Заключение 16

Литература. 16

Краткое описание классических систем гадания.


Таро:

Таро в Европе появился в пятнадцатом веке. Карты самой ранней из
известных колоды Висконти-Сфорца назывались тогда «тароччи». Существует
теория, что имя это принято колодой от названия реки Таро, притока
знаменитой По в северо-центральной Италии, в долине которой и стали
известными когда-то древние «тароччи».
Сторонники же восточного происхождения карт привлекают на свою
сторону селение Таро в Верхней Бирме и озеро Тарок-Цо на юго-западе Тибета.
Точно объяснить происхождения названия сегодня вряд ли возможно. Но
из многих версий особенного внимания заслуживает распространившееся в
восемнадцатом веке толкование термина как слияния двух египетских слов: ТАР
(дорога, путь) и РО, РОС (РОШ) или РОГ (король, царь), то есть Таро -
«царский путь», «дорога королей». В пользу этой гипотезы говорит древнее
представление о семи великих («королевских») дорогах, коими боги ведут
ищущих истину.
Некоторые связывают Таро со средневековой сектой катаров или
альбигойцев. А в прошлом веке орден Золотой Заутрени обнаружил определенную
связь карт Старших Арканов и с каббалистическим Древом Жизни. И практически
все исследователи сходятся на том, что карты Таро - это остатки
закодированного древнего знания, на что указывают присутствующие в них
элементы египетской религиозной символики и орфических мистерий, арабской
символики цифр и кельтских легенд, астрологии и каббалистики.

Состав и значение

Термин «Аркан» восходит к латинскому «арканум»[1] - тайна, секрет.
Таким образом, Старшие, или Мажорные Арканы - это Великая Тайна, тайна
духовная, оккультная. Младшие же, или Минорные Арканы, объединяющие четыре
масти - Тайна Малая, светская, «бытовая». Арканами - тайниками, тайными
вместилищами, хранителями тайн, называют также и сами карты Старших
Арканов: например, Аркан I - Маг, Аркан XXI - Мир, или Корона Магов.
В конце прошлого века неутомимые энтузиасты и исследователи Таро
обнаружили тайны и в самом названии колоды - вернее, в его анаграммах-
перестановках. Так, для иудеев «Тора» означает закон, а «Троа» - врата. По
латыни «Рота» - колесо, а «Орат» означает «говорить, убеждать, умолять».
«Таор» (иначе - Таур) - имя египетского божества тьмы, «Атор» (иначе -
Афор) - египетский же Хафор, бог веселья.
Не только латынь хранит загадки Таро. Тетраграмматон - то есть четыре
буквы еврейского алфавита, написанные на ободе колеса фортуны (Аркан Х) -
Йод, Тхей, Вау и Тхей, составляют в одном прочтении имя Яхве, в другом
Иеговы, и покровительствуют различным частям колоды Таро: Йоду подвластны
четыре масти, Тхей заправляет четырьмя фигурными картами каждой масти, Вау
властвует над четырьмя десятками числовых карт (по десять в каждой масти) и
Тхей управляет всей четверкой Старших Арканов - тремя семерками номерных
Арканов с I по ХХI и стоящим особняком «нулевым» Арканом - Шутом.
Структуру Таро можно представить как отражение взаимоотношений Бога,
человека и вселенной, или иначе - связей между миром идей, сознанием
человека и миром физическим. В этой диаграмме в центр помещен малый круг
или точка, изображающая человеческую душу, треугольник представляет
тройственную сущность Бога, а квадрат символизирует явленный мир. Карты
Таро поставлены в соответствие различным частям этого чертежа.



В современных игральных колодах, иногда применяемых также и для
гадания, исчезли Старшие Арканы, для которых не нашлось подходящего
игрового смысла (козырями в играх становились карты одной из мастей), Мечи
стали Пиками, Посохи - Трефами, Кубки - Червами, Пентакли - Бубнами. Масти
потеряли рыцарей и возвели Пажей в ранг Валетов. Только в 54-листовой
покерной колоде остался рудимент Старшего Аркана - Шут, преобразившийся в
двух Шутов-Джокеров.

Старшие Арканы

Глвная загадка Таро - Старшие, или Мажорные Арканы - двадцать две
символические и аллегорические карты, описывающие постоянные и вечно
меняющиеся физические и духовные силы, властвующие над человеком.
Существует немало вариантов внутренней иерархии Старших Арканов:
карты разделяют на титулованные и аллегорические, символы главных
добродетелей и астрологических элементов, знаки удачи и вселенской
предопределенности. По некоторым версиям, Арканы с I по VII определяют
интеллект человека, иначе Разум, Арканы с VIII по XIV властвуют в сфере
нравственности, или Души, а Арканы с XV по XXI правят событиями
материальной жизни человека, или его Бытием. По другим воззрениям, карты
Старших Арканов могут быть поставлены в соответствие мастям Младших
Арканов, или астрологическим символам, или символам оккультным, или числам,
или же буквам еврейского алфавита - в духе Каббалы.
В одном из прочтений сам термин «Каббала» означает «власть двадцати
двух», что находит отражение в одном из основных каббалистических символов
- Древе Жизни. Десять его сефиротов (тех самых «истечений, излучений,
эманаций») соединены двадцатью двумя ветвями-тропинками, которым каббалисты
нового времени поставили в соответствие двадцать две карты Старших Арканов
Таро.
Но их опередил Курт де Гебелин, еше в 1781 году выдвинувший теорию,
что Старшие Арканы представляют собой легендарную «Книгу Тота», спасенную
из руин сожженных египетских храмов тысячи лет назад. «Книга Тота»,
известная также как «Книга Таро» или «Книга Золотых Листьев», будто бы
содержала в себе синтез всего человеческого знания, проникнутого глубоким и
древним мистицизмом.
Двадцать две карты Старших Арканов толкуются обычно как
иероглифические картины, размещавшиеся на колоннах в галерее подземного
храма, куда искатели высшей истины попадали в процессе посвящения. Сами
картины до нас не дошли. Не сохранились и подлинники «Книги Тота».
Утверждают, что глиняные таблички с ее копиями были в фондах
Александрийской библиотеки - увы, сгоревшей. А в семнадцатом веке кардинал
Бембо описал бронзовые «таблички Изис», впоследствии также утраченные, но
успевшие, как видно, повлиять на современные колоды Таро.

Младшие Арканы.

56 карт Младших Арканов разделены на четыре масти («свиты»), 14 карт в
каждой: 4 фигурных, или костюмных - так называемый «двор», и 10 очковых,
или числовых - от десятки до туза, корня масти.
Создатели карт с древних времен до настоящего обозначали масти знаками
звезд и стрел, птиц и собак, зеркал и колонн, лун и якорей, и все так же не
смогли уйти от традиционного деления колоды на четыре масти (не считая,
разумеется, Старших Арканов). В чем же причина устойчивости четверки?
Широко бытует мнение, что четыре масти представляют четыре касты
древне-египетского царства.
Другая популярная теория утверждает, что масти представляют четыре
сословия средневековой Европы: мечи - рыцарство, знать и аристократию,
посохи (жезлы) - крестьян и низшие сословия, кубки - церковные и иные
духовные группы и монеты - сословия коммерческие.
Кто-то ассоциирует масти с предметами - чакрой, палицей, раковиной и
луком, которые держит в четырех своих руках индийское божество Вишну, а
также комплексное двуполое божество Ардханаришвара - одно из воплощений
Шивы.
В середине шестнадцатого века карты представлялись азартной игрой, в
которой мечи пророчили смерть тому, кто отчается и обезумеет от игры,
посохи сулили наказание мошенникам и шулерам, кубки намекали на вино,
способное уладить все споры, а монеты представляли смысл и цель игры.
В средневековой Франции масти ассоциировали с военным делом. Пики
представляли запасы или склады оружия, необходимого для битв. Трефы
означали распространенное луговое растение и предостерегали полководцев не
заводить свои войска в места, бедные кормом для лошадей. Сердца (червы)
символизировали мужество и стойкость офицеров, а алмазы (бубны) напоминали
тип прочных стрел, выпускавшихся из аркебуз.
В семнадцатом веке четыре масти предостерегали от четырех опасностей
в жизни человека: убийства, насилия, беспорядков и преступлений ради
выгоды.
Но находились и такие, кто считал масти достойными знаками и ставил в
соответствие мечам справедливость, посохам - мужество, кубкам - веру, а
монетам - милосердие.
Четыре масти уподобляли четырем временам года, четырем первостихиям,
четырем мирам Каббалы, четырем магическим элементам алхимии и, конечно,
четырем буквам имени Бога - YHWH (тетраграмматон).


Книга перемен:


Древнекитайская «Книга перемен», в устной форме зародившаяся около 5
300 лет назад, оказалась записанной лишь после того, как прошло примерно 2
000 лет. Изначально метод предсказаний, излагавшийся в ней, был прост.
Использовались две линии: одна - сплошная, другая - прерывистая. Они
позволяли гадающему лицу получить утвердительный или отрицательный ответ на
постоянный вопрос - наподобие того, как это делается при гадании с монетой
(падает решкой вверх - да, орлом - нет).
Затем возникла серия диаграмм, в которых вертикальные линии чертили
попарно, а позже - триграмм, включающих в себя восемь комбинаций (столбцов)
из трех линий; каждая комбинация получила свое название: «Небо», «Земля»,
«Солнце», «Луна», «Воздух», «Вода», «Гора», «Гром».
Значения линий, однако, не были резко противоположными. Сплошная
(«янь») носила в себе, скорее, генерирующее начало, а прерывистая («инь») -
воспринимающее. Когда «янь» начинает, «инь» поддерживает. Другие значения
«янь» и «инь» - свет и тень, жесткий и мягкий, экспрессивный и созерцающий,
твердый и податливый, сильный и слабый, день и ночь и т.п. Существует
множество и других смысловых оттенков, но никогда эти понятия не
определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает острая необходимость в
«янь», иногда - в «инь». Всегда одно начало дополняет другое. И только из
сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия. Это
особенно видно при изучении триграмм и их толкований.
Триграмма «Небо» воплощает собой силу в чистом виде, поскольку она
составлена из трех «янь». Отсюда другое ее дополнительное значение -
небеса, всемогущие и благословляющие «Землю», которая представлена
воспринимающим началом - тремя «инь».
Подобным же образом триграмма «Солонце» может быть истолкована как
огонь и даже молния. В расширенной интерпретации триграмма «Луна» означает
все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет: тучи, дождь и даже
опасный поток в узком ущелье.
Из прочих триграмм «Вода» может также обозначать озеро или болото,
море или океан, «Гора» - высоту или вершину. «Гром» - борьбу, душевное
смятение.
Существуют и другие, более сложные значения триграмм, связанные с
ассоциациями. Триграмма «Солнце» может означать также ветер, который
проникает всюду, как и солнечный свет. Ассоциация развивается дальше, и у
триграммы появляется новое значение: лес, поскольку корни дерева проникают
в землю.
Значения триграмм продолжали развиваться и включили в себя
абстрактные понятия. Например, «Луна» или «Вода» предполагали опасность,
«Гора» - неподвижность, и т.д.
Входили туда и понятия родства. «Небо» имело значение отца, «Земля» -
матери. Прочие же триграммы рассматривались как дочери и сыновья.
Далее триграммы сдваивались, образуя гексаграммы. В результате
получились 64 гексаграммы, вроде «Небо над Землей» или «Луна над Громом».
Гексаграммы толковались сложнее, причем какая-то одна линия могла в
отдельном случае иметь больше значений, чем остальные.
Со временем «Книга перемен» превратилась в Книгу мудрости. Великий
китайский мудрец Конфуций весьма ценил ее и даже дополнил ее собственными
интерпретациями гексаграмм.
Существуют различные способы гадания, связанные с различными
предметами.
Раньше брали 49 стебельков тысячелистника. Не считая, их делили на 2
кучки, которые в свою очередь разделялись на меньшие. В результате получали
пучки тысячелистника, которые, если в них было четное количество
стебельков, обозначали «инь», а нечетное - «янь». Процедура повторялась, в
результате чего линия за линией выстраивалась гексаграмма.
Сейчас для тех же целей используются монеты. Например, гадающий берет
три монеты, трясет и бросает на плоскую поверхность. Если все или две из
них упали вверх решкой, то они обозначают «янь», если орлом- «инь». Таким
образом получается нижняя линия в гексаграмме. Процедура повторяется до
построения всей гексаграммы. Либо можно взять шесть монет, случайным
образом сложить в столбик, который затем ставят на стол. Пять верхних монет
сдвигаются, остается нижняя, затем четыре и т.д. Таким образом получается
гексаграмма. Самый простой способ состоит в подбрасывании одной монеты
шесть раз. Решка - сплошная линия, орел - прерывистая.

Астрология:


Предшественницей астрологии была астромантия. Она зародилась в
Вавилоне, откуда проникла в Грецию. Солнце, Луна и планеты представлялись
небесными божествами, чьи намерения и влияние на земные дела определялись
их передвижением по небосводу. Мудрецы пророчествовали по фазам Луны,
солнечным и лунным затмениям, положению планет относительно неподвижных
светил и созвездий, в том числе не включенных в разряд зодиакальных, а
также по другим явлениям. Например, считалось, что молодой месяц, выходящий
из туч сулит победу в предстоящей битве, если же он не появится в заранее
предсказанное время, неизбежно поражение.
Традиционная астромантия постепенно была вытеснена астрологией. В
настоящее время астрология подразделяется на западную (классическую) и
восточную. Западная астрология подразумевает под собой составление
гороскопов на основе строго научных вычислений о движении Солнца и планет
солнечной системы относительно друг друга и 12 знаков Зодиака. Также
принимается на рассмотрение расположение лунных узлов (два пересечения
орбиты Луны с плоскостью эклиптики), а также два гипотетических небесных
тела - так называемая «черная» Луна - Лилит - и «белая» - Лулу. Есть
несколько разновидностей гороскопов - натальный (составляемый на момент
рождения), транзитный (на конкретный день) и синастрический (совместный,
«любовный») и другие. Главную роль при составлении гороскопов отводят
Солнцу (закрепляет индивидуальность человека), Луне (указывает на его
личность), Асценденту (внутренние задатки и мир эмоций), Мередиану
(возможные достижения) и рассчитываемой по положению других планет величине
- Парс Фортунэ (сфера успехов и доходов).
Восточная астрология основана на 12-летнем цикле, в котором каждый
год символизируют определенные животные. Это мышь (крыса), вол (бык,
буйвол, корова), тигр, кролик (заяц, кот), дракон, змея, лошадь, коза
(овца), обезьяна, петух, собака, кабан (свинья)[2]. Согласно преданию,
когда Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати,
они пришли к нему именно в таком порядке. А в награду получили право раз в
двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.
В восточной астрологии властвуют пять специфических принципов: Лунный
год (выявляет 12 архетипов человека), время года (5 специфических типов
души человека, связано с временем рождения и соответствует одной из пяти
стихий: «дерево», «огонь», «земля», «вода» и «металл»), двойная неделя,
день и час. Последние три определяют личность конкретного человека, его
душевные качества.


Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания.


Есть вопрсы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений.
Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о
выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие
известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между
явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но оттого не менее тесная
связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая
пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение, в разные времена называли
по-разному - подобием симпатией, аналогией, считая ее выражением единого
мирового закона: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Это понял еще
Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад.
Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные -
полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов.
Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался
познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и
движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или
богов.
Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех
ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно
скрывают ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в
честь их основоположника Гермеса Трисмегиста («трижды очень великого»),
истолковывается и как «учение о сокрытом», тайном?
Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать
то, чего никаким другим образом узнать нельзя. Но владение герметическими
науками можно уподомить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но
он не волен изменить ее содержание. Нет греха, если человек узнает, что
уготовлено ему провидением.
Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать
гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция
утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно
для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни - или,
наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю
свободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные
символы лишь помогают прочесть этот ответ.
Самой древней из этих систем является Книга Перемен. Она и самая
простая в реализации - не требует ни специальных предметов, ни сложных
расчетов. Существует гипотеза о том, что колыбелью цивилизации был Тибет.
Может, там, на заре развития человечества и зародилась эта система? Ведь во
все времена человек был любопытен к своему будущему. А когда явления
природы казались божествами, а жизнь подчинялась никому тогда не понятным
законам - тем более.
По мере «взросления» человек начал понимать, что на жизнь и судьбу
могут влиять не только Солнце, Луна, ветер, громы и молнии. Прежположили
наличие зависимости судьбоносных событий от движения планет - так родилась
астромантия, а за ней и астрология. С помощью математических расчетов можно
было узнать все о человеке, его характере, его способностях, вкусах,
совместимости с представителями противоположного пола и т.д. Основное
отличие от классической Книги Перемен в том, что исключается элемент
случайности при подготовке предсказания, все известно заранее, важно лишь
правильно истолковать имеющуюся информацию о времени рождения человека.
Причем, так как на Востоке придерживались в основном теории о переселении
душ после жизни, то, как мне кажется, важнее был год рождения. На Западе,
где религия повествовала о рае, аде и жизни, как преддверии того или
другого, обращалось внимание на более мелкие единицы измерения времени -
дни, часы, минуты (от последних двух величин зависело только положение
Луны, как наиболее быстро движущейся планеты).
Гадание посредством Таро является, по моему мнению, самым интересным
способом. Не исключая элемент случайности (расклад зависит только от Руки
Судьбы, невозможно предсказать заранее, как лягут карты), в то же время
Таро в своем толковании опирается и на астрологические значения той или
иной карты, и на особенности психологии человеческой натуры. Таро оставляет
просторы для воображения, но в определенном русле.
Каждый символ Таро несет в себе определенный смысл. У разных людей они
вызывают разные ассоциации, на этом и основана эта система - обращение к
подсознанию, активация интуиции.
Сам процесс гадания посредством карт Таро может быть любым, существует
масса способов и методов поиска ответа на любой тревожащий вопрос. Однако
сходство со всеми методиками использования оккультных способов получения
информации состоит в том, что толкование того или иного расклада происходит
всегда через призму «гадалки», ее мироощущения и понимания ситуации.
Оперируют же карты не словами, но образами, что роднит их, например, с
Книгой Перемен, которая также выводит зависимости миропонимания человека от
случайного набора «орлов» и «решек».



Заключение


«Ежедневно меняется мода, но пока стоит белый свет, у цыганки со
старой колодой хоть один да найдется клиент...» Гадания вечны. Они
неподвластны ни старению, ни утере актуальности, ни забытию. С развитием
компьютерных технологий они, безусловно, примут более простые для обывателя
формы. Датчик случайных чисел заменит подбрасывание монеты, компьютерные
программы - бумажные карты. Но, может и в этом что-то есть?

Литература.

1. Д. Е. Сафронов. Карманная энциклопедия гадания. - М.: ТОО «Дюна»,
ТОО «Дельфин», 1993 г.
2. Дж. Бейнс, С. Вронский. Судьба на ступенях золотого Таро. - М.:
Издательство «Луч», 1985 г.
3. С. А. Вронский. Астрология о браке и совместимости. - Кишинев:
«LOGOS», 1993г.
4. Шестопалов С.В. Кармическая астрология. - Санкт-Петербургская
Астрологическая Академия, 1995 г.
-----------------------
[1] От латинского «arcanum» - тайна, небезынтересно также сходство с
арабским «рукн», мн. ч. «аркан», означающим «столп, утой веры» и
санкритским «archana» - поклонение символу Божества.
[2] Если одни животные, относящиеся к одному знаку, похожи, то другие,
казалось бы, не имеют ничего общего (например, кот и заяц). Данное различие
обуславливается тем, что гороскоп получил распространение широко по всей
Азии, и при адаптации к конкретной стране принималось то, название, которое
ближе по духу к ее жителям.

-----------------------
Мечи
(Намерение)

Пентакли
(Воздаяние)

Посохи
(Предприятие)

Кубки
(Чувствование)

Бытие
(Арканы с XV по XXI)

Шут

Душа
(Арканы с VII по XIV)

Разум
(Арканы с I по VII)






Новинки рефератов ::

Реферат: Политическое развитие Японии во второй половине XX века (История)


Реферат: Введение в физику твердого тела. Начало квантовой механики (Физика)


Реферат: Боевая организация эсеров (История)


Реферат: Методика преподавания написания сочинения в начальных классах (Педагогика)


Реферат: Греческие игры (Искусство и культура)


Реферат: Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй (История)


Реферат: Коренные народности севера: история, культура, быт (История)


Реферат: Локальные сети (Компьютеры)


Реферат: Государство и полновластие народа (Право)


Реферат: Александр Васильевич Колчак и "белое движение" (История)


Реферат: Материалы для герметизации стыков (Технология)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Становление предпринимательства и индивидуальное воспроизводство в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность (Психология)


Реферат: Контрольная работа по статистике (товарооборот и издержки, анализ договоров по поставке ассортимента) (Менеджмент)


Реферат: Ту-95 (Авиация)


Реферат: Жизнь после смерти (Литература : русская)


Реферат: Жизненный путь и концепция Юнга (Психология)


Реферат: Классификация, экспертиза и сертификация игрушек (Педагогика)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист