GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Антимонопольное законодательство Российской Федерации (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Антимонопольное законодательство Российской Федерации (Право)



Оглавление

Введение 3
Особенности российского монополизма 4
Антимонопольная политика РФ 5
Методы антимонопольной политики 7
а) Ограничительные меры 7
б) Контроль за усилением экономической концентрации. 10
в) Запрет на недобросовестную конкуренцию. 12
Реестр как инструмент антимонопольного контроля. 14
Типы товарных рынков и естественная монополия 15
Интеграционные процессы в свете антимонопольного законодательства 16
Библиографический список
.....................................................................19

Введение


Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию
экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию
полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий,
несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с
рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды,
противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем
СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном
планировании, государственном ценообразовании, централизованном
распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая
конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал
монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были
независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их
деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.
Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля
крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних
по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное
предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в
Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в
металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту
или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои
условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший
ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного
дефицита и отсутствия выбора поставщиков. Но социалистические монополии
существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические
монополии возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а
социалистические насаждались "сверху" и действовали в тепличных условиях. В
монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который
использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и
производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись
при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в
международном разделении труда, вынуждены для повышение
конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые
образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке,
социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками
(например, СЭВ).

Особенности российского монополизма


Монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие
антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих
субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях
законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах
монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и
государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить
ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции
разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных
отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать
монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения
правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную
среду, проявляя политическую волю.
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее
(доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на
рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять
доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и
потребителям.
Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке
определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:
. первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно
сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его
положение на рынке не является доминирующим;
. второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда
его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование
выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного
предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а
также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.
Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает
35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само
монополистом.

Антимонопольная политика РФ


Антимонопольное законодательство включает в себя законы
. "О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных
рынках" от 22 марта1991 г.,
. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации" от 3 июля 1991 г.,
. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13
декабря 1994 г.,
. "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
. "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
. "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
. "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
. "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также
нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ,
антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать,
преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит
так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих
субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам,
включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной
власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и
качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере
финансовых услуг".
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и
предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере
естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания
условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по
антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его
преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК).
Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в
создании полноценной конкурентной среды.
В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная
служба России по регулированию естественных монополий на транспорте
(ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий
в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию
малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная
энергетическая комиссия (ФЭК). Пока уровень развития конкуренции в нашей
стране явно недостаточен.
Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация
не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые
заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная
реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным
образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых
конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и
не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой
формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных
технологических и экономических проектов. У него больше возможностей
маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой,
ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам
фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска
малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут
передать на тиражирование промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в
общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше
безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих
предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и
посреднической деятельностью.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное
налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков,
бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров,
а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности,
международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим
пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у
властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты
предлагают:
V наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов,
аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для
государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты
на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
V ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих
свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
V совершенствовать правовое регулирование использования государственных
средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации
производства и уменьшения ведомственного монополизма;
V согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их
конкурентную политику к международным принципам и правилам.


Методы антимонопольной политики


а) Ограничительные меры


Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются
антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают
антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую
деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и
управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на
злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие
злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением
антимонопольного законодательства.
Например, Самарское территориальное управление ГАК рассмотрело дело о
нарушении закона "О конкуренции" акционерным обществом "Связьинформ". Его
филиал - Самарская городская телефонная сеть потребовала с абонентов плату
за переключение их телефонов на новую электронную АТС. Но согласно
"Правилам предоставления услуг местными телефонными сетями" в этом случае
номера заменяются бесплатно. Такое требование было расценено как
навязывание предприятием, доминирующим на рынке услуг связи, условий,
дискриминационных для контрагентов. Нарушителю антимонопольного
законодательства было предписано прекратить взимание платы за переключение
телефонов, а полученные деньги вернуть абонентам.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание
контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка
ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на
ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети
предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на
товары и услуги.
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие
цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать
дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора,
невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в
договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное
положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на
рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента
отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями
(заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или
поставить нужный товар.
Монопольно высокая цена: ее устанавливает доминирующий на рынке
данного товара хозяйствующий субъект (производитель), чтобы компенсировать
необоснованные затраты, вызванные недоиспользованием производственных
мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения
качества товара.
Монопольно низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная
доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить
дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои
необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на
рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для
того чтобы вытеснить конкурентов с рынка.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен,
хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические
рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают
одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию
сравнения рынка.
Применение первой концепции осложняется тем, что производственные
затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные
мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это
нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль
и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного
нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в
рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять
производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе
внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах
с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение
преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с
конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность
применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря
перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут
занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В
этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные
группы.
Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых,
соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-
вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или
покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному
признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или
покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.


б) Контроль за усилением экономической концентрации.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и
на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением
конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она
возникает:
. в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и
объединений;
. когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке
согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие
достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить
согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный
контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и
присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций,
если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение
(выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы
которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия,
доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев,когда
предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда: лицо (группа
лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале
хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более
чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей
хозяйственного общества при его образовании; одно предприятие (группа лиц)
получает в собственность или пользование основные производственные средства
либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость
имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости
этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество; лицо (группа
лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения
предпринимательской деятельности предприятия или функции его
исполнительного органа.
В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная
балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс.
МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр
хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара
превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая
деятельность этого предприятия.
При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от
предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный
орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае,
если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может
потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они
опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться
в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Новое для российского антимонопольного законодательства понятие
"группа лиц" конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней
компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками
антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно
участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют
приобретателя или сами подконтрольны ему.
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или
сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной
власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные
последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на
внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции
российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих
организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением
антимонопольного законодательства. Например, администрация Кировской
области создала унитарное государственное предприятие "Кировфармация",
включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины "Оптика",
фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую
лабораторию. "Кировфармация" была наделена функциями государственного
управления, контроля и надзора за деятельностью аптечных учреждений
независимо от их форм собственности. ГАК усмотрел в этом нарушение закона
"О конкуренции" и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру.
Мингосимущество приняло решение о разделении "Кировфармации" на
самостоятельные хозяйствующие субъекты со статусом юридического лица.
Сейчас большинство аптек работает самостоятельно, они увеличили
товарооборот и расширили ассортимент лекарств.
В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока
недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к
проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных
полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и
Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически
не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии
с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может
быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому,
что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с
правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет
активности в подаче исков о таких нарушениях.

в) Запрет на недобросовестную конкуренцию.


Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ,
которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые
причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой
репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных
сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении
потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места
изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о
некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией
конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение,
использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой
информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия
и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так,
швейцарская фармацевтическая компания "Мерк, Шарп и Доум Идеа" обратилась в
Государственный антимонопольный комитет с заявлением о том, что ее
оригинальный препарат в качестве дженерика производит словенская фирма
"КРКА" и распространяет в России под своей торговой маркой. При этом в
рекламе она не сообщает о его побочных эффектах и противопоказаниях, что
вводит в заблуждение потребителей, создает угрозу их здоровью и наносит
ущерб финансовым интересам компании "Мерк". Компании "КРКА" было предписано
прекратить нарушение антимонопольного законодательства.
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений
предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов
власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные
акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность
предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в
ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы
предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления
допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют
льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их
деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность
некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного
сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних"
предприятий и т.п.
Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с
заявлением о нарушении закона "О конкуренции" со стороны МПС, которое
обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС,
приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств,
несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех
предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм
собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для
предприятий, имевших собственный вагонный парк, было отменено.
Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку,
желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую
поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным
лицам государственной власти и управления,
во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в
собственности предприятия;
во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать
посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих
собраниях акционеров;
в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного
самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их
функциями и правами этих органов.
Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п.
для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже
существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию.
Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по
вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или
предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Реестр как инструмент антимонопольного контроля.


По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на
нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из
государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке
в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков.
Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших
субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного
законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными
производителями в России отдельных видов продукции. В него включены,
например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические),
"Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский
металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь),
Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные),
"Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити
полиуретановые текстильные) и др.
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного
рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается
номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в
реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную
долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей
и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно
является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры -
скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они
злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их
монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен
платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное
поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим
положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции",
причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.

Типы товарных рынков и естественная монополия


Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна,
растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и
машиностроительного комплексов;
олигополистические с небольшим числом производителей - рынки
отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая
техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при
формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются
благоприятные возможности для монополистического сговора, который
юридически доказать довольно сложно;
монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики
меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего
рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных
предприятий, регулирования естественных монополий.
Естественная монополия - компания, чье производство транспортировка)
из-за естественных технологических особенностей всегда прибыльнее, чем
аналогичное производство двух или более фирм.
Например, компания, построившая одну мощную ЛЭП, будет нести меньшие
затраты, чем две, протянувшие конкурирующие линии.
Единственная платная дорога к какому-нибудь населенному пункту
позволяет ее владельцам получать монопольную прибыль от сборов за проезд.
Национализация дороги и бюджетное финансирование расходов на ее
эксплуатацию устраняют естественный монополизм, но снижают
заинтересованность в эффективном использовании "ничейного" имущества.
Ограничить монополизм и обеспечить конкуренцию между перевозчиками можно и
при сохранении частной собственности и связанных с ней стимулов, если
государство будет регулировать плату за проезд. Точно так же установление
государством цены за транспортировку нефти по нефтепроводу ограничивает
естественную монополию, позволяет сохранить конкуренцию и заключать
двусторонние договоры между нефтедобытчиками и потребителями, избегая
диктата транспортников.
В России к естественным монополиям относят прежде всего РАО "ЕЭС
России","Газпром" и М сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г.№
426, воспринимаются неоднозначно.Хотя структурная реформа в этой сфере
направлена на повышениеэкономической эффективности естественных монополий,
рациональное использование их производственного потенциала, формирование
конкурентных (рыночных) отношений, противники демонополизации считают, что
реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий
эффект. Тем не менее реформирование естественных монополий - одна из
главных задач реструктуризации российской экономики.


Интеграционные процессы в свете антимонопольного законодательства

Интеграция - это, прежде всего, объединение и более эффективное
использование имеющихся на данной конкретной территории земельных,
материальных и трудовых ресурсов. Без сомнения, для того чтобы воплотить
идею интеграции в жизнь, необходимо руководствоваться действующим
законодательством Российской Федерации.
Остановимся только на одной из отраслей права, а именно
антимонопольном законодательстве, требования которого необходимо соблюдать
при осуществлении интеграционных процессов.
Интеграционные объединения - это, как правило, новые юридические лица,
создаваемые другими юридическими и физическими лицами. В соответствии с
Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» Антимонопольные органы должны осуществлять
контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций
и их объединений. Поэтому, на основании ст. 17 Закона, Антимонопольный
орган должен быть уведомлен заявлением учредителей в 15-дневный срок со дня
государственной регистрации о создании коммерческой организации, если
суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч минимальных
размеров оплаты труда, а также о слиянии или присоединении коммерческих
организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч
минимальных размеров оплаты труда.
Уведомление, поданное в Антимонопольные органы, должно соответствовать
требованиям, установленным законодательством, к нему должен быть приложен
пакет необходимых документов, предусмотренных Приказом МАП РФ № 276 от 13
августа 1999 года.
Процесс интеграции происходит не только путем создания новых
юридических лиц, он может происходить также путем продажи акций, долей с
правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества или получением в
собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом основных
производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего
субъекта. При совершении указанных сделок необходимо также соблюдать
требования антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» необходимо получить
предварительное согласие Антимонопольного органа на основании ходатайства,
если осуществляется приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом
голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо
(группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных
акций (долей). Предварительное согласие Антимонопольного органа требуется и
в том случае, если один хозяйствующий субъект (или группа) получает в
собственность или пользование (в том числе по договору аренды) основные
производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего
субъекта превышающие по своей стоимости 10 процентов балансовой стоимости
основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего
субъекта, отчуждающего имущество. Предварительное согласие на совершение
вышеуказанных сделок необходимо получать, если суммарная балансовая
стоимость активов лиц, совершающих сделку превышает 100 тысяч минимальных
размеров оплаты труда или лицо, являющееся стороной сделки, внесено в
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара
более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая
деятельность указанного хозяйствующего субъекта. В том случае, если
вышеописанные сделки совершаются лицами, суммарная балансовая стоимость
активов которых превышает 50 тысяч минимальных оплат труда, такие лица
обязаны направить уведомление в Антимонопольный орган в 15-дневный срок
после совершения сделки. Ходатайства и уведомления должны соответствовать
требованиям, предъявляемым к ним антимонопольным законодательством, а также
к ним должны быть приложены необходимые документы, для рассмотрения этих
ходатайств и уведомлений Антимонопольными органами.
Нарушение требований антимонопольного законодательства является
основанием для гражданско-правовой, административной или уголовной
ответственности.

Библиографический список


1. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).
– М.: Владос, 1994. – 386 с.
2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук
проф. А.С. Булатова. – М.:Юристъ, 2002. – 896 с.
3. Самуэльсон П.А. Нордхаус В.Д. Экономика/Пер. с англ., М., 1997.




Реферат на тему: Антимонопольное законодательство в Украине

План
1. Вступление
2. Злоупотребления монопольным положением на рынке
3. Антиконкурентные согласованные действия
4. Дискриминация предпринимателей
5. Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
6. Заключение
Вступление

В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются
злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение
конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается
деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.
Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной
конкуренции в предпринимательской деятельности” называет три вида нарушений
антимонопольного законодательства: злоупотребления монопольным положением
на рынке, антиконкурентные согласованные действия и дискриминацию
предпринимателей.

Злоупотребления монопольным положением на рынке

Этот вид правонарушения может совершаться лишь субъектом хозяйствования,
занимающим монопольное положение на рынке. Поэтому анализу понятия
“злоупотребления” предварим анализом понятия “монопольное положение на
рынке”.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины “Об ограничении монополизма …”
монопольное положение – это доминирующее положение субъекта хозяйствования,
дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими субъектами
хозяйствования ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольным признается положение субъекта хозяйствования, доля которого на
рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного
комитета Украины может признаваться монопольным положение субъекта
хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара менее 35%, если
установлено наличие у него рыночной власти.
Признаками рыночной власти являются: способность предпринимателя, не
являющегося единственным производителем (поставщиком) соответствующего
товара, диктовать свои условия при продаже товара, заключении договора о
поставке, навязывать потребителю невыгодные условия; способность
предпринимателя посредством монополизации рынка поставки производственных
ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других
предпринимателей, которые производят соответствующие товары с применением
производственных ресурсов, или создавать барьеры вступления на рынок;
способность предпринимателя сокращать или ограничивать выпуск товаров и
поставку их на рынок сбыта с целью получения односторонней корысти при
купле или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставке
товаров, а другие предприятия, являющиеся его конкурентами, не способны
компенсировать созданный дефицит товаров; способность предпринимателя
повышать цены на товары и поддерживать их на уровне, который превышает
уровень, обусловленный конкуренцией на рынке.
В соответствии с законодательством Украины само по себе обладание
субъектом хозяйствования монопольным положением не является противоправным.
Таковым является лишь злоупотребление доминированием на рынке.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об ограничении монополизма …»
злоупотреблениями монопольным положением считаются:
- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в
неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к
предмету договора, в том числе навязывания товара, не нужного
контрагенту;
- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из
обращения, которые привели или могут привести к созданию или
поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен;
- частичный или полный отказ то реализации или закупки товара при
отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта, которые
привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на
рынке либо установлению монопольных цен;
- иные действия, которые привели или могут привести к созданию
препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) других субъектов
хозяйствования;
- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары,
ограничивающих права отдельных потребителей;
- установление монопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои
товары, что привело или может привести к нарушению прав потребителей;
- установление монопольно низких цен (тарифов, расценок) на свои товары,
что привело или может привести к ограничению конкуренции.
Перечень правонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным
положением на рынке, расширялся в Законе, и если первоначально в
законодательстве было указано 5 нарушений, то затем их число возросло до 7.
Однако при этом, несмотря на расширение перечня правонарушений, этот
перечень, как и в первоначальной редакции Закона, является исчерпывающим.
Из-за отсутствия действенной конкуренции и эффективных средств правовой
защиты потребителей резко усиливается давление производителя (поставщика,
продавца) на покупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в
том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства
потребитель не может реально осуществлять право выбора производителя
(продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя-
монополиста, который нечестными способами пытается воспользоваться своим
монопольным положением.
Особенностью этого вида нарушения антимонопольного законодательства
является осуществление субъектом хозяйствования, занимающим монопольное
положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях
эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение
предпринимателем прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или
высокой или высокой производительностью, а неправомерным использованием
им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление
такого положения посредством устранения с рынка конкурентов либо
ограничения из доступа на рынок.
В обозначении круга правонарушений и их составов, признаваемых
злоупотреблением монопольным положением на рынке, проявляется существенное
сходство законодательства стран СНГ. Сравнительный анализ этого
законодательства показывает, что основные составы правонарушений
тождественны или в значительной степени сходны. К ним относятся:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не
относящихся к предмету договора;
- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят
контрагентов в неравное положение по сравнению с другими
хозяйствующими субъектами;
- создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим
субъектам либо для их выхода с рынка;
- изменение объемов производства и изъятия товаров из обращения с целью
создания искусственного дефицита и повышения цен;
- ценовые манипуляции с целью получения дополнительных преимуществ на
рынке.
Несмотря на такое сходство самих составов правонарушений, существенное
различие в понимании их природы прослеживается при сопоставлении
законодательства Украины, других стран СНГ и России. В Законе Украины, как
и большинства других стран СНГ, указанный действия, безусловно, признаются
правонарушениями независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе
независимо от возможности их положительного влияния в будущем. В отличие от
них Закон России предусматривает, что действия, формально отвечающие
признакам нарушения, могут, тем не менее, быть признаны правомерными, если
совершивший их хозяйствующий субъект докажет, что они могут иметь
благоприятные социально-экономические последствия, т.е. насыщение товарных
рынков, улучшение потребительских свойств товаров и (или) повышение их
конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке.
На Украине злоупотребление монопольным положением на рынке являлось одним
из самых распространенных нарушений антимонопольного законодательства на
протяжении последний нескольких лет.

Антиконкурентные согласованные действия

Одним из видов нарушений антимонопольного законодательства являются
антиконкурентные согласованные действия, которые приводят к дискриминации
конкурентов и потребителей и создают опасность для эффективного
функционирования рыночных отношений
В соответствии со статьей 5 Закона Украины “Об ограничении монополизма …”
антиконкурентными согласованными действиями признаются согласованные
действия, которые привели или могут привести к:
- установлению (поддержанию) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок
(доплат), наценок;
- разделу рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров,
объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или по
другим признакам, что привело или может привести к их монополизации;
- устранение с рынка или ограничение доступа на него продавцов,
покупателей, других предпринимателей.
По смыслу этой нормы неправомерными согласованными действиями могут быть
соглашения и иные согласованные действия, которые привели или могут
привести к ограничению конкуренции виде установления монопольных цен,
раздела рынков с целью их монополизации, устранения с рынка или ограничения
доступа на него предпринимателей. Эти правонарушения в отличие от
злоупотребления монопольным положением совершаются не одним лицом, а двумя
или более предпринимателями, заключающими соглашения для достижения
антиконкурентной цели, т.е. являются не индивидуальными, а коллективными
действиями. Запрет на совершения таких действий направлен на предупреждение
чрезмерной монополизации и наращивания монополистических явлений для
содействия созданию рынка, где защищены интересы потребителя.
Антимонопольный комитет Украины расценивает как неправомерные соглашения
между предпринимателями следующие действия ассоциации предпринимателей или
группы ее участников с участием третьих лиц или в какой либо иной
совокупности указанных субъектов:
- прямое или опосредованное влияние на установление, фиксацию,
поддержание, пересмотр цен (тарифов), ставок, скидок, надбавок
(доплат), наценок, комиссионного сбора, пределов прибыльности
(рентабельности), а также повышение, снижение, поддержка цен (тарифов)
на аукционах, конкурсах, иных торгах;
- установление нормативов цен (тарифов), ставок, скидок, надбавок
(доплат), наценок, комиссионного сбора как обычных базовых,
минимальных, детерминантных, перепродажных цен, в том числе в виде
формул, таблиц, перечней, алгоритмов;
- сужение территориальных границ рынка, на которых действуют участники
ассоциации, распределение рынков по территориальному принципу,
ассортименту товаров их реализации или закупки, по кругу продавцов или
потребителей;
- осуществление давления на поставщиков с целью ограничения или
исключения приобретения их продукции или материалов, отказ или сговор
об устранении предпринимателей от ведения дел с каким-либо клиентом,
поставщиком, конкурентом, покупателем (заказчиком);
- ограничения участия в торгах путем выбора приглашенных поставщиков,
установления приоритетов при подписании контрактов;
- распределение заказов, подрядов, проектов, определение заказчиков,
получателей заказов или стандартизация по этим поводам;
- ограничение объема, содержания рекламы, которая представляется
участниками ассоциации и соответствует действующему законодательству.

Дискриминация предпринимателей

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Украины “Об ограничении
монополизма …” следующий вид нарушений антимонопольного законодательства –
дискриминация субъектов хозяйствования органами государственной власти,
местного самоуправления и административно-хозяйственного управления и
контроля – включает ряд разновидностей:
- запрещение создания новых предприятий или других организационных форм
предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также
установление ограничений на осуществление отдельных видов
деятельности, на производство отдельных видов товаров, которые привели
или могут привести к ограничению конкуренции;
- принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации,
концерны, межотраслевые, региональные и иные объединения предприятий,
а также к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке
товаров определенному кругу потребителей;
- принятие решений о централизованном распределении товаров, что привело
или может привести к монопольному положению на рынке;
- установление запрета на реализацию товаров из одного региона в другой;
- предоставление отдельным субъектам хозяйствования налоговых и иных
льгот, ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим
субъектам хозяйствования, что привело или может привести к
монополизации рынка определенного товара;
- ограничение прав субъектов хозяйствования на приобретение и реализацию
товаров;
- установление запретов или ограничений в отношении отдельных субъектов
хозяйствования или группы субъектов хозяйствования.
Вышеуказанные действия нарушают общую гарантию предпринимателей,
установленную в статье 12 Закона Украины «О предпринимательстве»:
«Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими
организационных форм предпринимательской, равные права и создает равные
возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым,
информационным, природным и иным ресурсам». Исходя из этого положения,
орган государственной власти не вправе предоставлять ни одной из
конкурирующих сторон дополнительные преимущества, поддержку либо, напротив,
ограничивать кого-либо из них по любым аспектам их деятельности.
Необходимость запрета дискриминации предпринимателей органами
государственной власти, местного самоуправления и административно-
хозяйственного управления и контроля обусловлена тем, что при переходе к
рынку важное значение приобретает современное выявление и пересечение каких
бы то ни было посягательств со стороны государственных органов на свободу
предпринимательской деятельности. Практика показывает, что попытки
субъектов предпринимательской деятельности к расширению экономической
самостоятельности зачастую получают отпор со стороны отдельных органов
государственной власти. Нередко свобода деятельности, самостоятельность,
права и законные интересы предпринимателей подавляются государственными
органами как организационно, так и финансово экономически.
Как следует из закона, правонарушениями признаются деяния (действия и
бездействия) органов государственной деятельности, местного самоуправления,
административно-хозяйственного управления и контроля, которые привели или
могут привести к недопущению, существенному ограничению или устранению
конкуренции либо ограничению свободы предпринимательской деятельности.
Такие действия считаются неправомерными, поскольку они создают
дискриминирующие или исключительные условия для деятельности отдельных
участников предпринимательской деятельности, что ведет к ограничению
конкуренции. К их числу относятся нацеленные на ограничение конкуренции
действия, предписывающие предпринимателям совершать определенные действия
либо, напротив, содержащие запреты на осуществление, в частности,
определенных направлений и видов деятельности; указания о совершении
определенных действий в ущерб интересам предпринимателей, создание
необоснованных препятствий при учреждении предпринимателей либо, напротив,
неправомерное предоставление им льгот.
Одной из типичных разновидностей дискриминации предпринимателей органами
государственной власти является принуждение предпринимателей к вступлению в
хозяйственные объединения. Нередко встречается и установление запрета на
реализацию товаров из одного региона в другой, что является одним из
проявлений регионального монополизма. Причем иногда путем издания
подзаконных нормативных актов местные органы государственной власти
устанавливают не только такие запреты, но и экономические санкции за вывоз
предпринимателями продукции за пределы региона. Такие незаконные действия
не только в значительной степени ограничивают свободу предпринимательской
деятельности, но и ведут к разрушению или причинению ощутимого ущерба
межрегиональным хозяйственным связям, вызывая обособление регионов.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства

Невозможно противодействовать злоупотреблению монопольным положением на
рынке, антиконкурентным согласованным действиям, дискриминации
предпринимателей органами власти и управления только законодательными
запретами. Для достижения этой цели необходимо создание эффективного
правового механизма, который мог бы действенно способствовать поддержке и
поощрению конкуренции, пересечению и предотвращению монопольной практики и
искусственных ограничений развития конкуренции, препятствовать развитию
монопольных структур и противодействовать нарушениям антимонопольного
законодательства.
Одним из важных элементов правового обеспечения противодействия
нарушениям антимонопольного законодательства в предпринимательской
деятельности является система охранительных мер правового воздействия,
применяемых за такие правонарушения.
Исходя из смысла Закона Украины “Об ограничении монополизма …” за
нарушение антимонопольного законодательства возможно применение мер
административной, гражданско-правовой ответственности, а также двух
специфических санкций в виде налагаемых Антимонопольным комитетом штрафов и
принудительного раздела монопольных образований.
Штрафы налагаются на субъектов хозяйствования – юридических лиц за четыре
вида нарушений антимонопольного законодательства различного характера:
1) совершение действий, предусмотренных статьями 4 – 6 Закона, т.е.
деяний, квалифицируемых Законом в качестве правонарушений;
2) ненадлежащее исполнение (уклонение от исполнения или несвоевременное
исполнение) решений Антимонопольного комитета Украины и его
территориальных отделений о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства, восстановлении первоначального состояния или
изменении соглашений, противоречащих Закону. В отличие от первой
группы правонарушений наложению штрафа во втором случае предшествует
применение принудительных мер Антимонопольным комитетом и его
территориальными отделениями, при нерезультативности которых и
применяется мера ответственности – штраф;
3) нарушение правил экономической концентрации субъектов хозяйствования;
4) непредставление, несвоевременное представление или представление
заведомо недостоверной информации Антимонопольному комитету.
Размеры штрафов дифференцированы. По первому, второму и третьему
основанию штрафы взыскиваются в размере до 5% выручки предпринимателя от
реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год,
предшествовавший году, в котором налагается штраф. Если исчисление выручки
предпринимателя невозможно или выручка отсутствует, указанные штрафы
налагаются в размере до десяти тысяч не облагаемых налогом минимумов
доходов граждан. По четвертому основанию штраф налагается в размере до
половины процента выручки предпринимателя. Если исчисление выручки
предпринимателя невозможно или выручка отсутствует, указанные штрафы
налагаются в размере до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов
граждан. В случае если предприниматель работал менее 1 года, штрафы
исчисляются от выручки предпринимателя за время, предшествующее нарушению.
За каждый день просрочки уплаты штрафа взыскивается пеня в размере
полтора процента от суммы штрафа. В случае отказа предпринимателя от уплаты
штрафа и пени взыскание проводится по решению суда. По заявлению
предпринимателя, Антимонопольный комитет Украины вправе отсрочить уплату
штрафа.
Согласно ст. 20 Закона Украины “Об ограничении монополизма …” должностные
лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и
органов административно-хозяйственного управления и контроля, руководители
предприятий, а также граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без создания юридического лица, несут административную
ответственность за нарушения антимонопольного законодательства согласно
действующему законодательству.
Административная ответственность за такие нарушения предусмотрена
статьями 1661-1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях
(КоАП). Злоупотребление монопольным положением на рынке и неправомерные
соглашения между предпринимателями влекут наложение на руководителей
(распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и
т. п.) в размере до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а
на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – до 30 не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Дискриминация
предпринимателей органами власти и управления влечет наложение штрафа в
размере до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушение
порядка представления информации Антимонопольному комитету Украины и его
территориальным отделениям влечет наложение штрафа на должностных лиц и
руководителей в размере до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - до 20
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; уклонение от выполнения
решений Комитета и его территориальных отделений либо несвоевременное
выполнение их решений – влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц
и руководителей в размере до 6 не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - до 16
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Специфической санкцией за нарушение антимонопольного законодательства
является принудительный раздел монопольных образований. В соответствии со
статьей 16 Закона Украины “Об ограничении монополизма …” он возможен при
злоупотреблении субъектами хозяйствования монопольным положением на рынке,
оформляется постановлением Антимонопольного комитета Украины и его
территориального отделения. Пункт 2 статьи 16 предусматривает основания
неприменения принудительного раздела:
- невозможность организационного или территориального отделения
предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;
- наличие тесной технологической связи предприятий, структурных
подразделений или структурных единиц, если доля внутреннего оборота в
общем объеме валовой продукции предприятия (объединения и т.п.)
составляет менее 30%.
Постановление Антимонопольного комитета Украины и его территориальных
отделений о принудительном разделе предприятий (объединений и т.п.)
подлежит исполнению в установленный срок, который не может быть менее 6
месяцев. Реорганизация монопольного образования, подлежащего
принудительному разделу, осуществляется по его усмотрению при условии
устранения монопольного положения этого образования на рынке.
Что касается срока исполнения решений о принудительном разделении, то
практически все Законы устанавливают единственное ограничение в отношении
его минимальности - не менее 6 месяцев. Установление конкретных сроков в
соответствии с этим критерием отнесено к компетенции антимонопольных
органов.
Помимо мер ответственности, охранительные средства, применяемые за
нарушения антимонопольного законодательства, включают и меры защиты. Это
понуждение правонарушителя к следующим действиям (бездействиям):
- прекратить незаконные действия (принуждение к исполнению обязанности);
- восстановить первоначальное положение;
- прекратить неправомерные соглашения между предпринимателями;
- отменить или изменить принятые органами власти и управления
неправомерные акты;
- осуществить принудительный раздел монопольных образований.

Заключение

Действующие в настоящее время в Украине правовые меры защиты и
ответственности не способны в должной мере оказать защитное и превентивное
воздействие. Необходимо совершенствование санкций в двух основных
направлениях:
1) развитие системы правовых средств защиты и ответственности в сфере
антимонопольного законодательства;
2) Совершенствование правовой процедуры их применения.
Эти меры необходимо сочетать со стимулирующими правовыми средствами,
поощряющими конкуренцию в предпринимательской деятельности
Литература
1. Н. А. Саниахметова «Защита прав предпринимателей в Украине». Харьков,
«Одиссей» 1998.
2. Н. А. Саниахметова «Новое в законодательстве Украины о
предпринимательстве и его защите». Киев «Блиц - Информ» 1996.
3. Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении
недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности»




Новинки рефератов ::

Реферат: Нитрование ароматических углеводородов. Производство нитробензола (Технология)


Реферат: Изобретение фотографии и кинематографа (История)


Реферат: Средства и методы педагогического воздействия на личность (Педагогика)


Реферат: Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос ( Космонавтика)


Реферат: Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 года (Менеджмент)


Реферат: Изменение установок под воздействием убеждающих вербальных сообщений (Психология)


Реферат: Исследование внешнеэкономического рынка черных металлов (Предпринимательство)


Реферат: Формирование познавательной деятельности младших школьников (Педагогика)


Реферат: Почему вымерли динозавры (Биология)


Реферат: Національна політика СРСР в роки перебудови (История)


Реферат: Проведение аудита и расчет НДС по ПО "Октябрь" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации (Финансы)


Реферат: Вассально - ленные отношения (История)


Реферат: История и архитектурный ансамбль Новгородского Свято-Юрьева монастыря (Искусство и культура)


Реферат: Обработка результатов экспериментов и наблюдений (Математика)


Реферат: Проектирование прядильного производства мощностью А по выпуску аппаратной пряжи для изделия Б (Технология)


Реферат: Влияние реформ Петра I на историю Отечества (История)


Реферат: Пищевые растения и их свойства (Сельское хозяйство)


Реферат: Объекты патентного права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Power Point 2000 (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист