GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Антимонопольное законодательство в Украине (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Антимонопольное законодательство в Украине (Право)



План
1. Вступление
2. Злоупотребления монопольным положением на рынке
3. Антиконкурентные согласованные действия
4. Дискриминация предпринимателей
5. Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
6. Заключение
Вступление

В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются
злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение
конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается
деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.
Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной
конкуренции в предпринимательской деятельности” называет три вида нарушений
антимонопольного законодательства: злоупотребления монопольным положением
на рынке, антиконкурентные согласованные действия и дискриминацию
предпринимателей.

Злоупотребления монопольным положением на рынке

Этот вид правонарушения может совершаться лишь субъектом хозяйствования,
занимающим монопольное положение на рынке. Поэтому анализу понятия
“злоупотребления” предварим анализом понятия “монопольное положение на
рынке”.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины “Об ограничении монополизма …”
монопольное положение – это доминирующее положение субъекта хозяйствования,
дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими субъектами
хозяйствования ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольным признается положение субъекта хозяйствования, доля которого на
рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного
комитета Украины может признаваться монопольным положение субъекта
хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара менее 35%, если
установлено наличие у него рыночной власти.
Признаками рыночной власти являются: способность предпринимателя, не
являющегося единственным производителем (поставщиком) соответствующего
товара, диктовать свои условия при продаже товара, заключении договора о
поставке, навязывать потребителю невыгодные условия; способность
предпринимателя посредством монополизации рынка поставки производственных
ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других
предпринимателей, которые производят соответствующие товары с применением
производственных ресурсов, или создавать барьеры вступления на рынок;
способность предпринимателя сокращать или ограничивать выпуск товаров и
поставку их на рынок сбыта с целью получения односторонней корысти при
купле или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставке
товаров, а другие предприятия, являющиеся его конкурентами, не способны
компенсировать созданный дефицит товаров; способность предпринимателя
повышать цены на товары и поддерживать их на уровне, который превышает
уровень, обусловленный конкуренцией на рынке.
В соответствии с законодательством Украины само по себе обладание
субъектом хозяйствования монопольным положением не является противоправным.
Таковым является лишь злоупотребление доминированием на рынке.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об ограничении монополизма …»
злоупотреблениями монопольным положением считаются:
- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в
неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к
предмету договора, в том числе навязывания товара, не нужного
контрагенту;
- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из
обращения, которые привели или могут привести к созданию или
поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен;
- частичный или полный отказ то реализации или закупки товара при
отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта, которые
привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на
рынке либо установлению монопольных цен;
- иные действия, которые привели или могут привести к созданию
препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) других субъектов
хозяйствования;
- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары,
ограничивающих права отдельных потребителей;
- установление монопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои
товары, что привело или может привести к нарушению прав потребителей;
- установление монопольно низких цен (тарифов, расценок) на свои товары,
что привело или может привести к ограничению конкуренции.
Перечень правонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным
положением на рынке, расширялся в Законе, и если первоначально в
законодательстве было указано 5 нарушений, то затем их число возросло до 7.
Однако при этом, несмотря на расширение перечня правонарушений, этот
перечень, как и в первоначальной редакции Закона, является исчерпывающим.
Из-за отсутствия действенной конкуренции и эффективных средств правовой
защиты потребителей резко усиливается давление производителя (поставщика,
продавца) на покупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в
том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства
потребитель не может реально осуществлять право выбора производителя
(продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя-
монополиста, который нечестными способами пытается воспользоваться своим
монопольным положением.
Особенностью этого вида нарушения антимонопольного законодательства
является осуществление субъектом хозяйствования, занимающим монопольное
положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях
эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение
предпринимателем прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или
высокой или высокой производительностью, а неправомерным использованием
им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление
такого положения посредством устранения с рынка конкурентов либо
ограничения из доступа на рынок.
В обозначении круга правонарушений и их составов, признаваемых
злоупотреблением монопольным положением на рынке, проявляется существенное
сходство законодательства стран СНГ. Сравнительный анализ этого
законодательства показывает, что основные составы правонарушений
тождественны или в значительной степени сходны. К ним относятся:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не
относящихся к предмету договора;
- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят
контрагентов в неравное положение по сравнению с другими
хозяйствующими субъектами;
- создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим
субъектам либо для их выхода с рынка;
- изменение объемов производства и изъятия товаров из обращения с целью
создания искусственного дефицита и повышения цен;
- ценовые манипуляции с целью получения дополнительных преимуществ на
рынке.
Несмотря на такое сходство самих составов правонарушений, существенное
различие в понимании их природы прослеживается при сопоставлении
законодательства Украины, других стран СНГ и России. В Законе Украины, как
и большинства других стран СНГ, указанный действия, безусловно, признаются
правонарушениями независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе
независимо от возможности их положительного влияния в будущем. В отличие от
них Закон России предусматривает, что действия, формально отвечающие
признакам нарушения, могут, тем не менее, быть признаны правомерными, если
совершивший их хозяйствующий субъект докажет, что они могут иметь
благоприятные социально-экономические последствия, т.е. насыщение товарных
рынков, улучшение потребительских свойств товаров и (или) повышение их
конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке.
На Украине злоупотребление монопольным положением на рынке являлось одним
из самых распространенных нарушений антимонопольного законодательства на
протяжении последний нескольких лет.

Антиконкурентные согласованные действия

Одним из видов нарушений антимонопольного законодательства являются
антиконкурентные согласованные действия, которые приводят к дискриминации
конкурентов и потребителей и создают опасность для эффективного
функционирования рыночных отношений
В соответствии со статьей 5 Закона Украины “Об ограничении монополизма …”
антиконкурентными согласованными действиями признаются согласованные
действия, которые привели или могут привести к:
- установлению (поддержанию) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок
(доплат), наценок;
- разделу рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров,
объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или по
другим признакам, что привело или может привести к их монополизации;
- устранение с рынка или ограничение доступа на него продавцов,
покупателей, других предпринимателей.
По смыслу этой нормы неправомерными согласованными действиями могут быть
соглашения и иные согласованные действия, которые привели или могут
привести к ограничению конкуренции виде установления монопольных цен,
раздела рынков с целью их монополизации, устранения с рынка или ограничения
доступа на него предпринимателей. Эти правонарушения в отличие от
злоупотребления монопольным положением совершаются не одним лицом, а двумя
или более предпринимателями, заключающими соглашения для достижения
антиконкурентной цели, т.е. являются не индивидуальными, а коллективными
действиями. Запрет на совершения таких действий направлен на предупреждение
чрезмерной монополизации и наращивания монополистических явлений для
содействия созданию рынка, где защищены интересы потребителя.
Антимонопольный комитет Украины расценивает как неправомерные соглашения
между предпринимателями следующие действия ассоциации предпринимателей или
группы ее участников с участием третьих лиц или в какой либо иной
совокупности указанных субъектов:
- прямое или опосредованное влияние на установление, фиксацию,
поддержание, пересмотр цен (тарифов), ставок, скидок, надбавок
(доплат), наценок, комиссионного сбора, пределов прибыльности
(рентабельности), а также повышение, снижение, поддержка цен (тарифов)
на аукционах, конкурсах, иных торгах;
- установление нормативов цен (тарифов), ставок, скидок, надбавок
(доплат), наценок, комиссионного сбора как обычных базовых,
минимальных, детерминантных, перепродажных цен, в том числе в виде
формул, таблиц, перечней, алгоритмов;
- сужение территориальных границ рынка, на которых действуют участники
ассоциации, распределение рынков по территориальному принципу,
ассортименту товаров их реализации или закупки, по кругу продавцов или
потребителей;
- осуществление давления на поставщиков с целью ограничения или
исключения приобретения их продукции или материалов, отказ или сговор
об устранении предпринимателей от ведения дел с каким-либо клиентом,
поставщиком, конкурентом, покупателем (заказчиком);
- ограничения участия в торгах путем выбора приглашенных поставщиков,
установления приоритетов при подписании контрактов;
- распределение заказов, подрядов, проектов, определение заказчиков,
получателей заказов или стандартизация по этим поводам;
- ограничение объема, содержания рекламы, которая представляется
участниками ассоциации и соответствует действующему законодательству.

Дискриминация предпринимателей

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Украины “Об ограничении
монополизма …” следующий вид нарушений антимонопольного законодательства –
дискриминация субъектов хозяйствования органами государственной власти,
местного самоуправления и административно-хозяйственного управления и
контроля – включает ряд разновидностей:
- запрещение создания новых предприятий или других организационных форм
предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также
установление ограничений на осуществление отдельных видов
деятельности, на производство отдельных видов товаров, которые привели
или могут привести к ограничению конкуренции;
- принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации,
концерны, межотраслевые, региональные и иные объединения предприятий,
а также к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке
товаров определенному кругу потребителей;
- принятие решений о централизованном распределении товаров, что привело
или может привести к монопольному положению на рынке;
- установление запрета на реализацию товаров из одного региона в другой;
- предоставление отдельным субъектам хозяйствования налоговых и иных
льгот, ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим
субъектам хозяйствования, что привело или может привести к
монополизации рынка определенного товара;
- ограничение прав субъектов хозяйствования на приобретение и реализацию
товаров;
- установление запретов или ограничений в отношении отдельных субъектов
хозяйствования или группы субъектов хозяйствования.
Вышеуказанные действия нарушают общую гарантию предпринимателей,
установленную в статье 12 Закона Украины «О предпринимательстве»:
«Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими
организационных форм предпринимательской, равные права и создает равные
возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым,
информационным, природным и иным ресурсам». Исходя из этого положения,
орган государственной власти не вправе предоставлять ни одной из
конкурирующих сторон дополнительные преимущества, поддержку либо, напротив,
ограничивать кого-либо из них по любым аспектам их деятельности.
Необходимость запрета дискриминации предпринимателей органами
государственной власти, местного самоуправления и административно-
хозяйственного управления и контроля обусловлена тем, что при переходе к
рынку важное значение приобретает современное выявление и пересечение каких
бы то ни было посягательств со стороны государственных органов на свободу
предпринимательской деятельности. Практика показывает, что попытки
субъектов предпринимательской деятельности к расширению экономической
самостоятельности зачастую получают отпор со стороны отдельных органов
государственной власти. Нередко свобода деятельности, самостоятельность,
права и законные интересы предпринимателей подавляются государственными
органами как организационно, так и финансово экономически.
Как следует из закона, правонарушениями признаются деяния (действия и
бездействия) органов государственной деятельности, местного самоуправления,
административно-хозяйственного управления и контроля, которые привели или
могут привести к недопущению, существенному ограничению или устранению
конкуренции либо ограничению свободы предпринимательской деятельности.
Такие действия считаются неправомерными, поскольку они создают
дискриминирующие или исключительные условия для деятельности отдельных
участников предпринимательской деятельности, что ведет к ограничению
конкуренции. К их числу относятся нацеленные на ограничение конкуренции
действия, предписывающие предпринимателям совершать определенные действия
либо, напротив, содержащие запреты на осуществление, в частности,
определенных направлений и видов деятельности; указания о совершении
определенных действий в ущерб интересам предпринимателей, создание
необоснованных препятствий при учреждении предпринимателей либо, напротив,
неправомерное предоставление им льгот.
Одной из типичных разновидностей дискриминации предпринимателей органами
государственной власти является принуждение предпринимателей к вступлению в
хозяйственные объединения. Нередко встречается и установление запрета на
реализацию товаров из одного региона в другой, что является одним из
проявлений регионального монополизма. Причем иногда путем издания
подзаконных нормативных актов местные органы государственной власти
устанавливают не только такие запреты, но и экономические санкции за вывоз
предпринимателями продукции за пределы региона. Такие незаконные действия
не только в значительной степени ограничивают свободу предпринимательской
деятельности, но и ведут к разрушению или причинению ощутимого ущерба
межрегиональным хозяйственным связям, вызывая обособление регионов.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства

Невозможно противодействовать злоупотреблению монопольным положением на
рынке, антиконкурентным согласованным действиям, дискриминации
предпринимателей органами власти и управления только законодательными
запретами. Для достижения этой цели необходимо создание эффективного
правового механизма, который мог бы действенно способствовать поддержке и
поощрению конкуренции, пересечению и предотвращению монопольной практики и
искусственных ограничений развития конкуренции, препятствовать развитию
монопольных структур и противодействовать нарушениям антимонопольного
законодательства.
Одним из важных элементов правового обеспечения противодействия
нарушениям антимонопольного законодательства в предпринимательской
деятельности является система охранительных мер правового воздействия,
применяемых за такие правонарушения.
Исходя из смысла Закона Украины “Об ограничении монополизма …” за
нарушение антимонопольного законодательства возможно применение мер
административной, гражданско-правовой ответственности, а также двух
специфических санкций в виде налагаемых Антимонопольным комитетом штрафов и
принудительного раздела монопольных образований.
Штрафы налагаются на субъектов хозяйствования – юридических лиц за четыре
вида нарушений антимонопольного законодательства различного характера:
1) совершение действий, предусмотренных статьями 4 – 6 Закона, т.е.
деяний, квалифицируемых Законом в качестве правонарушений;
2) ненадлежащее исполнение (уклонение от исполнения или несвоевременное
исполнение) решений Антимонопольного комитета Украины и его
территориальных отделений о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства, восстановлении первоначального состояния или
изменении соглашений, противоречащих Закону. В отличие от первой
группы правонарушений наложению штрафа во втором случае предшествует
применение принудительных мер Антимонопольным комитетом и его
территориальными отделениями, при нерезультативности которых и
применяется мера ответственности – штраф;
3) нарушение правил экономической концентрации субъектов хозяйствования;
4) непредставление, несвоевременное представление или представление
заведомо недостоверной информации Антимонопольному комитету.
Размеры штрафов дифференцированы. По первому, второму и третьему
основанию штрафы взыскиваются в размере до 5% выручки предпринимателя от
реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год,
предшествовавший году, в котором налагается штраф. Если исчисление выручки
предпринимателя невозможно или выручка отсутствует, указанные штрафы
налагаются в размере до десяти тысяч не облагаемых налогом минимумов
доходов граждан. По четвертому основанию штраф налагается в размере до
половины процента выручки предпринимателя. Если исчисление выручки
предпринимателя невозможно или выручка отсутствует, указанные штрафы
налагаются в размере до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов
граждан. В случае если предприниматель работал менее 1 года, штрафы
исчисляются от выручки предпринимателя за время, предшествующее нарушению.
За каждый день просрочки уплаты штрафа взыскивается пеня в размере
полтора процента от суммы штрафа. В случае отказа предпринимателя от уплаты
штрафа и пени взыскание проводится по решению суда. По заявлению
предпринимателя, Антимонопольный комитет Украины вправе отсрочить уплату
штрафа.
Согласно ст. 20 Закона Украины “Об ограничении монополизма …” должностные
лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и
органов административно-хозяйственного управления и контроля, руководители
предприятий, а также граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без создания юридического лица, несут административную
ответственность за нарушения антимонопольного законодательства согласно
действующему законодательству.
Административная ответственность за такие нарушения предусмотрена
статьями 1661-1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях
(КоАП). Злоупотребление монопольным положением на рынке и неправомерные
соглашения между предпринимателями влекут наложение на руководителей
(распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и
т. п.) в размере до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а
на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – до 30 не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Дискриминация
предпринимателей органами власти и управления влечет наложение штрафа в
размере до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушение
порядка представления информации Антимонопольному комитету Украины и его
территориальным отделениям влечет наложение штрафа на должностных лиц и
руководителей в размере до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - до 20
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; уклонение от выполнения
решений Комитета и его территориальных отделений либо несвоевременное
выполнение их решений – влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц
и руководителей в размере до 6 не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, - до 16
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Специфической санкцией за нарушение антимонопольного законодательства
является принудительный раздел монопольных образований. В соответствии со
статьей 16 Закона Украины “Об ограничении монополизма …” он возможен при
злоупотреблении субъектами хозяйствования монопольным положением на рынке,
оформляется постановлением Антимонопольного комитета Украины и его
территориального отделения. Пункт 2 статьи 16 предусматривает основания
неприменения принудительного раздела:
- невозможность организационного или территориального отделения
предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;
- наличие тесной технологической связи предприятий, структурных
подразделений или структурных единиц, если доля внутреннего оборота в
общем объеме валовой продукции предприятия (объединения и т.п.)
составляет менее 30%.
Постановление Антимонопольного комитета Украины и его территориальных
отделений о принудительном разделе предприятий (объединений и т.п.)
подлежит исполнению в установленный срок, который не может быть менее 6
месяцев. Реорганизация монопольного образования, подлежащего
принудительному разделу, осуществляется по его усмотрению при условии
устранения монопольного положения этого образования на рынке.
Что касается срока исполнения решений о принудительном разделении, то
практически все Законы устанавливают единственное ограничение в отношении
его минимальности - не менее 6 месяцев. Установление конкретных сроков в
соответствии с этим критерием отнесено к компетенции антимонопольных
органов.
Помимо мер ответственности, охранительные средства, применяемые за
нарушения антимонопольного законодательства, включают и меры защиты. Это
понуждение правонарушителя к следующим действиям (бездействиям):
- прекратить незаконные действия (принуждение к исполнению обязанности);
- восстановить первоначальное положение;
- прекратить неправомерные соглашения между предпринимателями;
- отменить или изменить принятые органами власти и управления
неправомерные акты;
- осуществить принудительный раздел монопольных образований.

Заключение

Действующие в настоящее время в Украине правовые меры защиты и
ответственности не способны в должной мере оказать защитное и превентивное
воздействие. Необходимо совершенствование санкций в двух основных
направлениях:
1) развитие системы правовых средств защиты и ответственности в сфере
антимонопольного законодательства;
2) Совершенствование правовой процедуры их применения.
Эти меры необходимо сочетать со стимулирующими правовыми средствами,
поощряющими конкуренцию в предпринимательской деятельности
Литература
1. Н. А. Саниахметова «Защита прав предпринимателей в Украине». Харьков,
«Одиссей» 1998.
2. Н. А. Саниахметова «Новое в законодательстве Украины о
предпринимательстве и его защите». Киев «Блиц - Информ» 1996.
3. Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении
недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности»




Реферат на тему: Апелляционный суд в судебной системе Украины


План
Введение…………………...………………….……………………..3
Судебная власть Украины……….……………………………….5
Конституционный суд Украины………………………………5
Суды общей юрисдикции……………………………………...6
Судебная система Украины..……………………….………….6
Апеляционный суд Украины……………………………………..7
Понятие “апелляция” и задачи апелляционного
производства………………………………………………………….…...…7
Структура апелляционных судов в судебной системе
Украины…………………………………………………………………..….9
Состав апелляционного суда…………………………….…….9
Полномочия апелляционного суда и его аппарата……….…10
Право на апелляционное обжалование………………………13
Апелляционное производство……………………………..…….15
Порядок подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления
прокурора…………………………………………………..15
Подготовка апелляционного рассмотрения дела……………20
Порядок рассмотрения дел в суде апелляционной
инстанции…………………………………………………………………...23
Полномочия суда апелляционной инстанции на отмену решений (постановлений)
суда первой инстанции……………………….25
Заключение………………………………………………………...31
Список используемой литературы………………………….….32


Введение
Изучая дисциплину организации судебных и правоохранительных органов
Украины, я заметил, что во многих пособиях, как научных, так и практических
мало раскрывается тема об апелляционных судах Украины. Я решил собрать
воедино информацию на тему: “Апелляционный суд в судебной системе Украины”
из самых, на мой взгляд, лучших источников, где наиболее подробно
рассматривается этот вопрос.
В большинстве случаев граждане и организации следуют предписаниям норм
права, правильно их применяют и добровольно приводят к исполнению, не
обращаясь за защитой к государству в лице суда. Однако это не исключает
случаев, когда по тем или иным мотивам между субъектами правоотношений
возникают разногласия по осуществлению их прав и обязанностей. Это
вынуждает заинтересованное лицо обращаться в суд для урегулирования его
отношений с другой стороной в соответствии с нормами права. И это является
положительным фактором для любого правового государства. Разъяснение
правовых и иных отношений в суде говорит о том, что человек доверяет закону
будущее своих интересов и целей по средствам рассмотрения соответствующих
дел в судебном порядке. Однако есть и “обратная сторона монеты”, в тех
случаях, когда судебный процесс регламентируется уголовным процессуальным
кодексом. Очень хотелось бы видеть светлое будущее без преступлений.
В своё время немецкий юрист Р. Иеринг писал о необходимости создания
такой правовой системы, в рамках которой борьба за право являлась бы
обязанностью правообладателя “в отношении самого себя” и одновременно
обязанностью “по отношению к обществу”.
В переходной период нашего государства значительной мерой по-новому встаёт
вопрос о законности, особенно в её взаимосвязи с управлением социального
процесса, не только правовыми процедурами, но и развитием демократии,
установлением системы обеспечения конституционных прав человека.
Апелляционное производство, право на пересмотр решения суда первой
инстанции – яркий пример демократизации государства. Демократия, как строй
власти характеризуется определёнными признаками. Присутствие и
функционирование апелляционных судов в судебной системе Украины смело можно
было бы отнести к одному из этих признаков. Перепроверка решений суда
первой инстанции судом более высокого уровня – второй инстанции лишний раз
гарантирует нам, гражданам защиту наших прав. Более того, апелляция не
позволяет произволу суда развиваться, более того – устраняет подобные
незаконные инциденты.
Как я уже упоминал, в своей курсовой работе я использую все, на мой
взгляд, оптимальные источники, такие как научные, практические, теории и
т.п. Конечно не без исключения и нормативные акты, в первую очередь
кодифицированные, включая и процессуальные кодексы. Так же я постарался
собрать все информационные данные о тенденции и развитии судебной и
правоохранительной деятельности за последнее время, чтобы подчеркнуть
прогресс современной концепции судебно-правоохранительной реформы.



Судебная власть Украины
Для начала следует рассмотреть судебную власть Украины. Судебную
власть представляют суды, которые от имени государства, в порядке,
установленном законом, осуществляют правосудие.[1] Конституция Украины
закрепила разделение власти по принципу разделения её на законодательную,
исполнительную и судебную. Существование судебной власти наряду с
исполнительной и законодательной является признаком демократического
государства. Согласно статье 124 Конституции Украины, правосудие в Украине
осуществляется исключительно судами. Они (суды) наделены властными
полномочиями, целью которых является возобновление нарушенного права и
справедливости путём применения методов государственного принуждения к
лицам, посягнувшим на интересы, охраняемые законом. Также следует добавить,
что судебная власть разделяется на конституционную юрисдикцию и суды общей
юрисдикции. Собственно судебная система и включает в себя суды общей
юрисдикции.

Конституционный суд.
Единственным органом конституционной юрисдикции является
Конституционный суд, который включает в себя несколько иные полномочия,
нежели суды общей юрисдикции. Он является гарантом верховенства конституции
как основного закона государства. Он решает вопросы о соответствии
Конституции законов и иных правовых актов Верховной рады Украины, актов
Президента Украины, актов кабинета министров Украины и актов Верховной Рады
Автономной Республики Крым.

Суды общей юрисдикции.
Это совокупность судов Украины, объединённых между собой единством
целей, задач, принципов организации и деятельности и возглавляемых одним
общим для всех Верховным Судом Украины.[2]
В соответствии с Конституцией Украины систему судов общей юрисдикции
составляют местные суды, апелляционные суды, Апелляционный суд Украины,
Кассационный суд Украины, высшие специализированные суды, Верховный Суд
Украины. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции
является Верховный Суд Украины. Он осуществляет высший надзор, контроль над
деятельностью всех остальных судов общей юрисдикции.

Судебная система Украины.
Судебная система Украины представляет собой совокупность всех судов,
основанных на общем начале организации и деятельности, которые осуществляют
судебную власть. Исходя из этого определения, можно обозначить такие
характерные признаки судебной системы как её приспособленность к
административно-территориальному устройству, различные уровни проведения,
стабильность, единство.[3]
Согласно статье 18 Закона “О судоустройстве Украины” от 7 февраля 2002
года, система судов общей юрисдикции строится по принципам
территориальности и специализации. Систему судов общей юрисдикции
составляют:
1) Местные суды;
2) Апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;
3) Кассационный суд Украины;
4) Высшие специализированные суды;
5) Верховный Суд Украины.
Единство судебной системы обусловлено целью и задачами организации и
деятельности судебных органов, общей базой судопроизводства для всех
звеньев судебной системы, независимостью судей в отправлении
судопроизводства. В принципе судебная система может изменяться только в
связи с изменениями в административно-территориальном устройстве. Согласно
административно-территориальному устройству, судебная система Украины
разделяется на звенья.
Вообще понятие “звено судебной системы” связано с компетенцией каждого
конкретного судебного органа. Суды, которые относятся к определённому
звену, имеют предметную одинаковую компетенцию, те же функции. Деятельность
звеньев судебной системы определяется тем, какие функции выполняет суд в
зависимости от стадии рассмотрения дела, то есть, в какой инстанции
рассматривается дело. Следовательно, судебная инстанция – это стадия
рассмотрения дела в суде с соответствующей компетенцией. Дела в судах
рассматриваются в первой инстанции. Во второй инстанции – апелляционный
процесс рассмотрения дела, в третьей инстанции – кассационный.
Именно об апелляционном процессе рассмотрения судебных дел и пойдёт
речь.

Апелляционный суд

Понятие “апелляция” и задачи апелляционного производства.
Апелляция (от лат. appellatio - обращение, жалоба) – это основной
способ обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу в суде
высшей инстанции (апелляционном) суде.[4] Эта форма обжалования судебного
приговора впервые введена во Франции в 1808 г., а позже и в России, в 1864-
1917 гг. Апелляция существенно отличается от кассации (кассационного
производства) тем, что дело повторно рассматривается при непосредственном
исследовании доказательств судом высшей инстанции с вынесением приговора,
который может существенно отличаться от первоначального (в том числе и в
худшую сторону для осужденного).
Апелляционные суды учреждены в соответствии со статьёй 125 Конституции
Украины и законами от 21 июня 2001 года. №№ 2531-111, 2538-111, 2539-111.
Итак,
. Апелляция подаётся на решение суда первой инстанции, не вступивших в
законную силу;
. То дело (гражданское, уголовное, административное), на которое была
подана апелляция, направляется на рассмотрение в суд высшей инстанции
(апелляционный суд);
. Суд апелляционной инстанции, при рассмотрении дела разрешает как
вопросы факта, так вопросы права. Другими словами – юридическую и
фактическую стороны дела, в том же объёме, что и суд первой инстанции;
. Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность
решения лишь в пределах исковых требований, заявленных в суде первой
инстанции.
Суд апелляционной инстанции может устанавливать новые факты,
исследовать новые доказательства, которые, по мнению лиц, участвующих в
деле, судом первой инстанции исследовались с нарушением установленного
настоящим Кодексом порядка.[5]
Я считаю, что создание апелляционных судов является важным
положительным моментом, благодаря которому деятельность судов
совершенствуется по той простой и в то же время, непростой причине, что эта
мера позволяет сторонам процесса добиваться исправления ошибок судов первой
инстанции до вступления решения в законную силу. Ранее, как известно,
решения могли проверяться только в надзорном порядке после вступления их в
силу и, как правило, без вызова сторон.

Структура апелляционных судов в судебной системе Украины.

Проанализировав главу 40 ГПК Украины, а также главы 29 и 30 УПК
Украины, можно чётко определить характерные черты судов апелляционной
инстанции. В первую очередь это статья 289 ГПК (В ред. 21.06.2001г.):
Судами апелляционной инстанции являются суды, определённые Законом “О
судопроизводстве Украины”. А Закон “О судопроизводстве Украины” в свою
очередь определяет, что апелляционными общими судами являются:
апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и
Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные
апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины,
а также Апелляционный Суд Украины. В случаи необходимости вместо
апелляционного суда области могут создаваться апелляционные общие суды,
территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов
области (статья 25, раздел 2). Помимо этого определяется правовое положение
и апелляционных специализированных судов: апелляционными
специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и
апелляционные административные суды, которые создаются в апелляционных
округах, согласно указу Президента Украины (статья 25, раздел 3).

Состав апелляционного суда.
Следует также обратить внимание на Закон “О судоустройстве Украины”, а
точнее, на статью 25. Вообще, Закон “О судоустройстве Украины” играет очень
важную основополагающую роль в судебной власти Украины. В связи с этим я
буду часто ссылаться на содержание этого закона.
В 25 статье Закона “О судоустройстве Украины” законодатель закрепляет
такие положения: В состав апелляционного суда входят судьи, как правило,
избранные на должность судьи бессрочно, председатель суда и его заместители
(раздел 4). В апелляционных судах создаются судебные палаты. В составе
общего апелляционного суда создаётся судебная палата по гражданским делам и
судебная палата по уголовным делам. В составе специализированного
апелляционного суда могут создаваться судебные палаты по рассмотрению
отдельных категорий дел по установленной специализации в рамках
соответствующей специальной судебной юрисдикции (раздел 5).
Председатель апелляционного суда и его заместители избираются на общем
собрании судей суда. Количество заместителя председателя суда зависит от
числа судебных коллегий, которые возглавляются заместителями председателя.
При отсутствии судебных коллегий (в не больших судах) избирается один
заместитель.[6] В апелляционном суде может создаваться президиум суда. В
данном случае он является консультативным органом. Собрание судей суда по
представлению его председателя утверждает количество членов и сам состав
президиума.

Полномочия апелляционного суда и его аппарата.

Особое значение занимает вопрос о полномочиях апелляционного суда,
председателя апелляционного суда, его заместителя и судей апелляционного
суда, а также вопрос об организации работы апелляционных судов. Суд в
апелляционном производстве имеет право:
Постановить определение об отклонении апелляционной жалобы, апелляционного
представления прокурора;
Постановить определение об отмене решения суда первой инстанции и направить
дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если установлено
нарушение процессуального права, препятствующее суду апелляционной
инстанции исследовать новые доказательства или обстоятельства, которые не
были предметом разбирательства в суде первой инстанции;
Постановить определение об отмене решения суда первой инстанции и
прекратить производство по возбуждённому делу или оставить заявление без
рассмотрения;
Изменить решение или постановить новое решение по существу исковых
требований.
А также, при рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции вправе:
Отклонить жалобу;
Отменить определение и передать вопрос на рассмотрение суда первой
инстанции;
Изменить или отменить определение и разрешить вопрос по существу (Статья
305 УПК Украины).
Остальные полномочия апелляционного суда определены в Законе “О
судоустройстве Украины”.
Согласно этому же закону можно также рассмотреть и полномочия судьи и
председателя апелляционного суда.
Судья апелляционного суда, согласно статье 27 данного закона,
осуществляет:
Правосудие в порядке, установленном процессуальным законом;
Процессуальные действия и организационные меры с целью обеспечения
рассмотрения дела;
Контроль согласно закону со своевременным обращением к выполнению при его
участии судебных решений;
Другие, предусмотренные законом полномочия.
Председатель апелляционного суда, согласно статье 28 данного закона:
Осуществляет организационное управление деятельности суда;
Распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
На основании акта о назначении судьёй или прекращения полномочий судьи
выдаёт соответствующий указ.
Организовывает работу суда, вносит на её рассмотрение вопросы и
председательствует на заседаниях президиума;
Организовывает повышение квалификации судей и работников аппарата
соответствующего суда.
Осуществляет другие предусмотренные законом полномочия.
Анализ этих статей позволяет сделать вывод о том, что председатель
апелляционного суда – это тот же судья, что и остальные судьи
апелляционного суда, только, обладающий организационными и управленческими
полномочиями.
Основные положения и ряд полномочий заместителя председателя
апелляционного суда указывается в статье 29 Закона “О судоустройстве
Украины”, а в статье 30 данного закона – соответственно, касательно
президиума апелляционного суда.
Однако, помимо судей, председателя апелляционного суда и его
заместителей, в апелляционном суде (как и в других судах) есть и другие
должностные лица. Я имею в виду такие должности как: заведующий
канцелярией, секретари суда, секретари судебного заседания,
делопроизводитель, консультант, архивариус и т.д. Их деятельность
направлена на учётно-статистические функции суда. Другими словами: судьям
было бы очень сложно отправлять правосудие, ведя при этом всю статистику
деятельности суда. Для этого есть специально назначенные кадры. Например:
заведующий канцелярией организовывает работу канцелярии, организовывает
приём посетителей, осуществляет контроль над ведением документов первичного
учёта, и т.д., секретарь судебного заседания ведёт протокол судебного
заседания, оформляет дела после их рассмотрения и т.д. А делопроизводитель
ведёт учёт входящей и исходной корреспонденции. Вся эта совокупность
должностей называется аппаратом суда (в данном случае – апелляционного
суда). Вся организация работы судов второй инстанции возложена на
председателя суда и его заместителей.[7] Именно председатель осуществляет
общее управление. Заместители председателя суда отвечают за состояние
делопроизводства в соответствующих структурных подразделениях аппарата
суда.[8]

Право на апелляционное обжалование.
В первую очередь следует заметить, что это гражданское право. Согласно
статье 290 ГПК Украины, правом на апелляционное обжалование судебных
решений обладают стороны, а также другие лица и прокурор, участвовавшие в
рассмотрении дела.
К субъектам, имеющим право апелляционного обжалования, прежде всего,
относятся стороны – истец и ответчик. Так как в апелляционном производстве
решается вопрос о правильности решения суда первой инстанции, то в этом
производстве присутствуют две противоположные стороны, которые отстаивают
свои интересы. Само собой понятно, что в апелляционном производстве стороны
должны быть те же, что и в суде первой инстанции. То есть, истец в
апелляционном суде не может предъявлять требований к лицу, не
участвовавшему в качестве ответчика в суде первой инстанции, равносильно
тому, что и ответчик не вправе апеллировать против лица, не участвовавшего
в прежнем производстве.
К другим субъектам апелляционного обжалования относятся третьи лица,
которые могут заявлять самостоятельное требование на предмет спора, а могут
и не заявлять таких требований. Даже, если решение не было обжаловано
сторонами, третье лицо вправе подать апелляционную жалобу, если это третье
лицо считает, что данным решением нарушены его права.
И к третьей категории лиц, которые вправе подать апелляцию, относится
прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Помимо этого, в статье 348 УПК Украины законодатель более подробно
указывает лиц, имеющих право подать апелляцию. Согласно этой статье, к ним
относятся:
Осуждённый, его законный представитель и защитник – в части, качающейся
интересов осуждённого;
Оправданный, его законный представитель и защитник – в части мотивов и
основания оправдания;
Законный представитель, защитник несовершеннолетнего и сам
несовершеннолетний, к которому применена принудительная мера
воспитательного характера, - в части, касающейся интересов
несовершеннолетнего;
Законный представитель и защитник лица, в отношении которого решался вопрос
о применении принудительной меры медицинского характера;
Обвиняемый, в отношении которого дело прекращено, его законный
представитель и защитник - в части мотивов и оснований прекращения дела;
Обвиняемый, в отношении которого дело направлено для дополнительного
расследования, его законный представитель и защитник – в части мотивов и
оснований направления дела на дополнительное расследование;
Гражданский ответчик или его представитель – в части, касающейся разрешения
иска;
Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции,
а также прокурор, утвердивший обвинительное заключение, - в пределах
обвинения, которое поддерживал прокурор, принимавший участие в рассмотрении
дела судом первой инстанции;
Потерпевший и его представитель – в части, касающейся интересов
потерпевшего, но в пределах требований, заявленных ими в суде первой
инстанции;
Гражданский истец или его представитель – в части, касающейся разрешения
иска;
Лицо, в отношении которого вынесено частное определение (постановление)
суда;
Другие лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Апелляционное производство

Порядок подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления
прокурора).
Статья 294 ГПК Украины гласит: апелляционная жалоба, апелляционное
представление прокурора подаётся через суд первой инстанции, рассмотревший
дело. Подобный порядок сокращает сроки её рассмотрения, так как позволяет
судье немедленно совершить процессуальные действия, предусмотренные статьёй
295 ГПК Украины. Аналогичные положения о порядке и сроке апелляционного
обжалования указываются и в статье 349 УПК Украины, правда, с некоторыми
изменениями. В УПК Украины, на мой взгляд, более подробно раскрываются
многие положения об апелляционном производстве.
Говоря о порядке подачи апелляционной жалобы (апелляционного
представления), следует, скорее всего, рассмотреть такие вопросы как:
. срок совершения этого действия;
. требование к форме и содержанию таких процессуальных документов;
. последствия их несоблюдения.
Апелляционные жалобы, апелляционное представление прокурора на решение
суда первой инстанции могут быть поданы в течение одного месяца со
следующего дня после провозглашения решения.[9] Процессуальным сроком
называется период времени, установленный законом или назначенный судом для
совершения определённых процессуальных действий. Следовательно, период
времени, установленный законом для подачи апелляционной жалобы на решение
суда первой инстанции, называется апелляционным сроком.
Если по делу постановлено дополнительное решение, то срок
апелляционного обжалования исчисляется со следующего дня после
провозглашения этого решения (часть вторая статьи 292 ГПК Украины).
Апелляция на приговор, определение или постановление суда первой
инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, может быть подана
в течение пятнадцати суток с момента их провозглашения, а осуждённым,
находящимся под стражей, - в тот же срок с момента вручения ему копий
приговора (статья 349 УПК Украины).
Апелляционные жалобы (представления) поданные после окончания сроков,
установленных статьёй 292 ГПК Украины, остаются без рассмотрения, если суд
по заявлению лица, которое их подало, не найдёт оснований для
восстановления срока. Собственно, сам порядок восстановления срока на
подачу апелляционной жалобы (представления) остался прежним. То есть, О
подаче апелляционной жалобы (представления) должно быть подано заявление
лица, вносящего апелляционную жалобу с пропуском срока. Суд назначает дело
к слушанию в судебном заседании с вызовом сторон. При этом их неявка не
препятствует рассмотрению дела.
Апелляционный срок должен служить важной гарантией права на защиту в
суде прав, интересов заинтересованных лиц. Он не должен способствовать
затягиванию рассмотрения дела, а на оборот, быстрому и правильному его
рассмотрению и разрешению.[10] Исходя из вышеперечисленного, осталось
только определить момент, с которого следует считать начало указанного
срока.
На сегодняшний день законодатель не совсем точно указывает начало
апелляционного срока. Это достаточно актуально по отношению к новой
редакции статей 2021, 203 ГПК Украины.
Они регламентируют постановление “краткого” решения, а затем по
письменному заявлению стороны, поданному в течение 10 дней со дня
провозглашения решения, суд в 10-дневный срок со дня заявленных требований
мотивирует свои выводы в отдельном процессуальном документе, оформленном в
соответствии с требованиями статьи 203 ГПК Украины.
Так входят ли 20 дней в месячный срок или нет?
В юридической литературе сказано, что входят, ибо в законе указано
течение срока “со дня провозглашения решения”.[11]
Госпожа Борисова Е.А. полагает, что если в судебном заседании
объявляется лишь резолютивная часть решения, а составление мотивированного
решения откладывается на определённый срок, то срок на обжалование должен
исчисляться со дня, следующего за днём, установленным судом для
ознакомления с мотивированным решением.[12] Интересен тот факт, что по
этому пути пошла и судебная практика.
Законодательство Украины чётко и детально регламентирует требования,
предъявляемые к форме и содержанию апелляционной жалобы. Так в статье 293
ГПК Украины и соответственно – статье 350 УПК Украины сказано, что
апелляционная жалоба (представление) излагается чётким машинописным
текстом.
А также:
название суда, в который подаётся жалоба, апелляционное представление
прокурора;
лицо, подающее жалобу, представление, его место проживания либо пребывания,
почтовый индекс, номер средств связи;
3) полное и точное наименование лиц, участвовавших в деле, место их
проживания либо пребывания, почтовый индекс, номер средств связи;
4) ссылка на обжалуемое решение, определение и пределы обжалования;
5) обоснование апелляционной жалобы, апелляционного представления
прокурора;
6) просьба подающего жалобу лица или ходатайство прокурора;
7) перечень письменных материалов, прилагаемых к жалобе, апелляционному
представителю прокурора.
Апелляционная жалоба подписывается подающим её лицом или его
представителем; апелляционное представление прокурора – подавшим его
прокурором.
К апелляционной жалобе, поданной представителем, прилагается
доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя,
если в деле нет такого документа.
К апелляционной жалобе, апелляционному представлению прокурора
прилагаются их копии с дополнительными материалами в количестве
экземпляров, соответствующем числу лиц, участвующих в деле.
Анализируя статью 139 ГПК Украины можно сделать такое резюме: судья,
принимая апелляционную жалобу (представление) должен строго
руководствоваться ст. ст. 292, 293 ГПК Украины (ст. ст. 349, 350 УПК
Украины) и в том случае, если они не соответствуют вышеуказанным
требованиям, оставлять их без движения и назначить заявителю срок для
устранения недостатков.
При этом судья должен не просто заявить, что апелляционное заявление
составлено некорректно в общем, а конкретно указать, что не выполнено
заявителем при подаче жалобы. Ну, как правило, прокуроры подобных ошибок в
своих апелляционных представлениях не допускают, поэтому речь идёт об
апелляционных заявлениях как таковых.
Если же недостатки жалобы в назначенный срок не были устранены, то она
возвращается заявителю и считается не поданной, о чём судья постановляет
мотивированное определение.
А если апелляционная жалоба оформлена надлежащим образом, то суд не
позднее следующего дня после получения этой жалобы направляет их копии и
приложенные материалы лицам, которые принимают участие в деле, и
устанавливает срок, на протяжении которого они могут представить пояснение
на апелляционную жалобу или апелляционное представление прокурора.[13]
Присоединение соучастников и третьих лиц имеет место лишь при подаче
апелляционной жалобы суду первой инстанции, в пределах месяца – на подачу
апелляционной жалобы на решение суда и в пределах пятнадцати дней – на
определение (статья 297 ГПК Украины). То есть, законодатель в этой статье
чётко определил, что присоединиться можно только к апелляционной жалобе, но
не к апелляционному представлению прокурора.
Также за лицом, подавшим апелляционную жалобу и за прокурором, внесшим
апелляционное представление, остаётся право на дополнение, изменение или
отмену этой жалобы (представления) в течение срока на апелляционное
обжалование (статья 355 УПК Украины). При отзыве апелляционной жалобы,
апелляционного представления прокурора суд первой инстанции, когда дело
находится в этом суде, или судья, который готовил дело к рассмотрению в
суде апелляционной инстанции, постановляет определение о возвращении
жалобы, представления.[14]
Не смотря на вышеперечисленные тонкости порядка подачи апелляционной
жалобы, апелляционного представления прокурора, Гражданский процессуальный
и Уголовный процессуальный кодексы Украины, всё же, достаточно чётко и
подробно регламентируют апелляционный процесс.

Подготовка апелляционного рассмотрения дела.
Итак, как же апелляционная жалоба, апелляционное представление
прокурора попадают на рассмотрение в апелляционный суд? Дела с
апелляционными жалобами, апелляционным представлением прокурора
направляются апелляционному суду через канцелярию суда, где они
регистрируются, оформляются и передаются в порядке очереди судье-
докладчику.
Дальше, в течение 10 дней судья-докладчик должен проверить полноту
выполнения процессуальных действий судом первой инстанции и выполнить
собственные процессуальные действия.
Все требования предусмотрены ст. ст. 293, 295 ГПК Украины, а также в
статье 357 УПК Украины соответственно. И если хоть одно требование не
выполнено, то судья-докладчик возвращает жалобу в суд для надлежащего
оформления. Лишь только после того, как оформление апелляционной жалобы,
апелляционного представления прокурора будет составлено надлежащим образом,
судья-докладчик апелляционного суда приступает к подготовке и выполняет все
те процессуальные требования, которые предусмотрены в статье 299 ГПК
Украины:
определяет состав лиц, которые принимают участие в деле;
определяет характер спорных правоотношений и материальный закон, который их
регулирует (собственно, на основе этих данных судья-докладчик определяет,
какими нормами материального права разрешается тот или иной спор, правильно
ли суд применил закон, какой необходимо применить закон, исходя из
имеющихся в деле доказательств);
выясняет обстоятельства (факты), на которые ссылаются стороны, другие лица
и прокурор, которые принимали участие в рассмотрении дела;
выясняет, какие обстоятельства (факты) признаются и против каких возражают
стороны, другие лица и прокурор, которые принимали участие в деле;
определяет, какими дополнительными доказательствами стороны и прокурор
могут обосновывать апелляционную жалобу, апелляционное представление
прокурора или возражения против них и устанавливает срок для их
представления;
определяет размер судебных расходов и сроки их оплаты (в данном случае суд
должен руководствоваться статьёй 63 ГПК Украины, которая включает в
судебные затраты госпошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела);
по ходатайству сторон разрешает вопрос о вызове в судебное заседание
свидетелей, назначении экспертизы, о привлечении к участию в деле
специалистов и об истребовании других доказательств;
выполняет другие действия, связанные с обеспечением апелляционного
рассмотрения дела.
В свою очередь статье 358 УПК Украины перечисляются основные вопросы,
которые рассматриваются апелляционным судом при предварительном
рассмотрении дела:
о необходимости проведения судебного следствия и о его объёме;
об истребовании в необходимых случаях дополнительных доказательств;
о списке лиц, подлежащих вызову в судебное заседание;
о поручениях суду первой инстанции;
об изменении, отмене или избрании меры пресечения;
о вызове в необходимых случаях переводчика;
о рассмотрении дела в открытом или закрытом судебном заседании;
о дате и месте рассмотрения дела;
все другие вопросы, касающиеся подготовительных действий к рассмотрению
дела.
Собственно, все остальные (факультативные) вопросы перечислены в
следующей (359) статье того же (Уголовного процессуального) кодекса
Украины.
После проведения подготовительных действий судья докладывает о них
коллегии судей, которая постановляет определение об их окончании.
После проведения необходимых подготовительных действий
председательствующий в коллегии судей назначает дату рассмотрения дела в
судебном заседании не позднее месячного срока со дня их окончания. Тут за
работу берётся и канцелярия суда. Она безотлагательно направляет
уведомления сторонам и другим лицам, участвующим в деле, о времени и месте
судебного заседания. Конечно же, дело должно назначаться по времени с
таким расчётом, чтобы повестки могли дойти до адресата.

Порядок рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции.
Неотъемлемой частью гражданского процесса является именно производство
в суде апелляционной инстанции. Существуют конкретные правила, по которым
рассматриваются дела в апелляционных судах. Эти правила закреплены в статье
302 ГПК Украины и статье 362 УПК Украины. Но наряду с этим апелляционное
производство кроме своих специфических целей имеет и содержание, которое
отличает его от иных стадий процесса.
Заседание суда апелляционной инстанции состоит из таких частей:
1) подготовительной;
2) рассмотрение апелляционной жалобы или апелляционного представления
прокурора, по сути;
3) судебные прения;
4) постановление и провозглашение определения (решения).
Статья 10 ГПК Украины гласит, что апелляционная жалоба (представление)
на судебное решение рассматривается на открытом судебном заседании. А
также, согласно статье 16 ГПК Украины, рассмотрение дел в суде
апелляционной инстанции осуществляется судом в составе трёх судей, среди
которых в установленном законом порядке определяется председательствующий.
Закрытое судебное рассмотрение допускается по тем же основаниям, что и в
суде первой инстанции (ст. ст. 10, 302 ГПК Украины).
Итак, рассмотрим каждую часть отдельно:
В подготовительной части заседания суд разрешает ряд вопросов: возможно ли
рассмотрение дела в данном составе судей; возможно ли рассмотрение жалобы
(представления) при отсутствии лиц, участвовавших в деле, или их
представителей, не явившихся в судебное заседание; разъясняет права и
обязанности лицам, участвующим в деле; решает заявленные ходатайства.
Рассмотрение апелляционной жалобы (представления) по сути, начинается с
доклада судьи-докладчика, который докладывает содержание обжалуемого
решения суда первой инстанции, мотивы апелляционной жалобы или
апелляционного представления прокурора, пределы проверки законности и
обоснованности решения суда первой инстанции. Хотя, согласно статье 362 УПК
Украины это действие может оставаться и за председателем апелляционного
суда. После доклада председательствующий выясняет, поддерживает ли
заявитель свои требования, не отказывается ли он от поданной апелляционной
жалобы (представление) и не желают ли стороны заключить дело мирным
соглашением. Затем заслушивается лицо, подавшее апелляционную жалобу, либо
прокурор, внесший апелляционное представление. В случае апелляционного
обжалования решения суда обеими сторонами, - первым даёт объяснения истец.
С этого момента апелляционный суд выясняет вопросы по делу, которые
интересуют сторон. Потом оглашаются письменные доказательства, заключение
эксперта, показания свидетелей. Суд в праве назначить экспертизу, вызвать
свидетелей, объявить перерыв или даже перенести слушание дела, если на то
есть необходимость.
Судебные прения, на мой взгляд, самая яркая и интересная часть любого
судебного заседания. Здесь, как нигде и никогда более можно
проанализировать деятельность участников заседания. Судебные прения
наступают после установления обстоятельств (фактов) и проверки их
доказательствами. Возможность вступить в прения предоставляется судом
любому лицу, принимающему участие в деле, в том числе и прокурору в той
последовательности, в которой они давали пояснение.[15] Огласив в начале
судебного заседания об установлении для всех участников процесса равный
промежуток времени для высказывания, суд тем

Новинки рефератов ::

Реферат: Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева (Государство и право)


Реферат: "Учет денежных средств и операций в иностранной валюте" (Аудит)


Реферат: Имущественное страхование (Страхование)


Реферат: Влияние иммобилизации на иммунологические показатели на фоне введения меланотропина (Биология)


Реферат: Экзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний семестр 2000 года (Педагогика)


Реферат: Общество как система (Социология)


Реферат: Олимпийские Игры (Спорт)


Реферат: Готический стиль в архитектуре Западной Европы (Архитектура)


Реферат: Брачный договор-контракт (Право)


Реферат: Топики (Иностранные языки)


Реферат: Ремонт и обслуживание СВЧ печей (Радиоэлектроника)


Реферат: Анализ финансовых результатов предприятия ОАО "Газ – Сервис" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Башкирия во второй мировой войне (История)


Реферат: Деньги и денежные средства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биография Эдгара Дега (Искусство и культура)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века (Музыка)


Реферат: Как устроен глаз (Биология)


Реферат: Ислам (Религия)


Реферат: Павел Первый (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист