GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституция Болгарии (Контрольная) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция Болгарии (Контрольная) (Право)



Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Ивановский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра государственного права



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕМА: КОНСТИТУЦИЯ БОЛГАРИИ


Выполнил:студент 4 курса второго года обучения
заочного коммерческого отделения
Жаров Николай Борисович
Проверил:



Иваново, 1997



ПЛАН

1. Основы государственного строя по Конституции Болгарии
2. Парламент
3. Президент
4. Конституционный Суд



Конституция Республики Болгария принята Седьмым Великим Народным
Собранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив таким образом
болгарскую Конституцию 1971 года.
Конституция Республики Болгария состоит из краткой преамбулы и десяти
глав, включающих 169 статей, а также имеет особый раздел “Переходные и
заключительные постановления”. Структуру Конституции можно охарактеризовать
как переходную; только место прежних первых глав, посвященных общественно-
политическому и общественно-экономическому устройству, занимает глава
первая “Основные начала”. Вторая глава определяет конституционный статус
граждан республики. В шести следующих главах (с третьей по восьмую)
объединены нормы, регламентирующие формирование, статус, компетенцию и
порядок деятельности органов государства. Девятая глава регулирует условия
и порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, а также принятие
новой конституции, в десятой главе содержатся нормы о символах государства
(гербе, печати, флаге, гимне, столице)[1].
Статья 5[2] устанавливает, что Конституция является верховным законом,
и другие законы не могут ей противоречить. Предписания Конституции имеют
непосредственное действие.

1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ[3]
Конституция Республики Болгария устанавливает, что Болгария является
республикой с парламентарным правлением (ст. 1-1), что она - правовое
государство и управляется в соответствии с Конституцией и законами страны
(ст. 4-1).
Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. “Вся
государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им
непосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции.
Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан в
выборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании (ст.10).
Никакая часть народа, политическая партия или другая организация,
государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить
осуществление народного суверенитета” (ст. 1).
Конституцией провозглашается принцип разделения властей:
“Государственная власть в республике подразделяется на законодательную,
исполнительную и судебную” (ст. 8).
Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономные
территориальные образования (ст.2). Эта же статья предусматривает наличие в
республике местного самоуправления.
Конституция устанавливает ( ст. 11) принцип политического плюрализма в
организации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни одна
политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как
государственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан.
Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политические
цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим
партиям (ст. 12).
Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной
инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности -
частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Право
собственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17).
Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами и
нормами международного права. Ее основными целями являются национальная
безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и
свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого
международного порядка( ст. 24). Международные договоры, ратифицированные в
конституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннего
права страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннего
законодательства, которые им противоречат( ст. 5-4).
Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемых
основных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6
провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и
правах. Все граждане равны перед законом.
Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии,
кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2).
Конституцией признаются и гарантируются личные, политические,
экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойное
обращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст.
30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность
жилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения
- ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36
(является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выбора
вероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова -
ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41;
избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, создание
объединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции в
государственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитание
детей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и на
забастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь,
на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право на
пользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; на
здоровую и благоприятную окружающую среду - ст. 55; право на защиту - ст.
56.
Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57).
Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении и
исполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а также
в оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях
(ст.58-61).

2. ПАРЛАМЕНТ

Парламент - Народное Собрание - Республики Болгария состоит из 240
депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего,
равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4
года.
Народное собрание является постоянно действующим органом
законодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74).
Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе
Конституции и принятого им регламента (ст.73).
Народным представителем может быть избран дееспособный человек,
достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключением
лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65).
Конституция содержит нормы, характеризующие статус народного
представителя. Статья 67 предусматривает, что народные представители
представляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этим
императивный мандат запрещен. В случае избрания народного представителя
министром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращает
свои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке
(ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получают
вознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатской
неприкосновенностью (ст. 70).
Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий также заместителя.
Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь по организации
деятельности Собрания (ст. 77).
Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянных и
временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности Народного
Собрания и осуществляют от его имение парламентский контроль. Временные
комиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79).
Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией, состоящей
из 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а также некоторых иных
полномочий.
Народное Собрание Болгарии:
принимает, дополняет и изменяет законы;
принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает
Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета;
устанавливает налоги и определяет их размер;
назначает выборы Президента республики;
принимает решение о проведении национального референдума;
избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его
предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по
предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству;
создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению
председателя Совета министров;
избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и
других учреждений, определенных законом;
дает согласие на заключение договоров о государственных займах;
ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные
договоры;
решает вопросы об объявлении войны и заключении мира;
разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за
пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны
или прохождение через нее;
объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны
или на ее части по предложению президента или Совета министров;
объявляет амнистию;
учреждает ордена и медали;
устанавливает официальные праздники.
Правом законодательной инициативы обладает каждый народный
представитель и Совет министров (ст. 87).
Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов как
правило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов от
присутствующих на заседании депутатов (ст. 81).
Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15
дней со дня принятия.



3. ПРЕЗИДЕНТ[4]

Президент Республики Болгария является главой государства. Он
олицетворяет единство нации и представляет государство в международных
отношениях (ст. 92).
Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по
рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного
представителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2).
Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этом
предельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-
1).
Президент не может быть народным представителем и исполнять другую
государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в
руководстве политической партии (ст. 95-1).
Наряду с президентом избирается вице-президент.
Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101).
Президент может быть принудительно отрешен от должности в случае
длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого
заболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушения
Конституции (ст. 103-1).
Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должны
быть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст.
102-2).
Президент обладает несколькими группами полномочий.
Полномочия Президента в отношении парламента:
назначает выборы в Народное Собрание (ст. 98-1), сроки выборов Великого
Народного Собрания (ст. 106-3);
может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания (ст. 78-
3), созывает сессию вновь избранного Народного Собрания (ст. 75);
распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверия
формируемому правительству (ст. 99-5);
направляет обращения к Народному Собранию (ст. 98-2);
имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3).
Полномочия Президента в отношении правительства:
организует формирование правительства (ст. 99);
в случае неназначения правительства Народным Собранием назначает
служебное (временное) правительство (ст. 99-5).
Полномочия Президента во внешней политике:
представляет государство во внешних сношениях (ст. 92-1);
в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры
(ст. 98-3);
по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатических
представителей и принимает верительные грамоты от представителей других
государств (ст. 98-6).
Полномочия Президента в военной сфере:
является Верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 100-1),
председателем Консультативного совета национальной безопасности (ст. 100-
3);
по представлению Совета министров объявляет мобилизацию (ст. 100-4);
по предложению Совета министров назначает и освобождает высший
командный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания;
объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующим
утверждением Народным Собранием (ст. 100-5).
Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящих
лиц в судебной системе, Главного прокурора, решает вопросы гражданства,
осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия.


4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД[5]

Нормативной основой деятельности Конституционного Суда Болгарии
является одноименная глава 8 Конституции Болгарии, а также некоторые другие
нормы Конституции. В соответствии со ст. 152 Конституции 16 августа 1991
года Народным Собранием принят закон о конституционном суде.
Компетенция Конституционного Суда устанавливается только конституцией,
в текущем законодательстве эти нормы присутствовать не могут.
Главная задача деятельности конституционного суда состоит в обеспечении
верховенства конституции.
Конституционный Суд не входит в систему судебной власти, а занимает
самостоятельное место среди высших государственных институтов.
Суд состоит из 12 судей, избираемых по одной трети соответственно
Народным Собранием, президентом и общим собранием судей Верховных
кассационного и административного судов на срок 9 лет.
Повторное избрание на должность запрещено. Состав суда обновляется
через каждые три года от каждой квоты.
К компетенции суда относится (ст. 149):
обязательное толкование Конституции);
принятие решений по ходатайствам об установлении
противоконституционности законов и других актов Народного Собрания, а также
актов Президента;
решение споров о компетенции между Народным Собранием, Президентом,
Советом министров, а также между органами местного самоуправления и
центральными исполнительными органами;
дача заключений о соответствии Конституции заключенных Республикой
Болгария международных договоров по их ратификации, а также о соответствии
законов общепринятым нормам международного права и международным договорам,
по которым Болгария является стороной;
вынесение решений по спорам о конституционности политических партий и
объединений;
разрешение споров о законности избрания Президента и вице-президента;
установление обстоятельств, при наличии которых полномочия президента и
вице-президента прекращаются раньше срока;
дача заключения о законности избрания депутатов парламента;
установление неизбираемости депутатов или несовместимости депутатских
функций с осуществлением других функций;
вынесение заключения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием в
адрес президента и вице-президента;
лишение иммунитета судьи Конституционного Суда и установление
фактической невозможности или несовместимости исполнения им своих
обязанностей.
Все решения Суда принимаются квалифицированным большинство голосов с
перевесом минимум в 7 голосов.
Акты Конституционного Суда окончательны. Его решения обязательны для
всех государственных органов, юридических лиц и граждан. По закону ни одно
решение Суда не может быть отменено или приостановлено.



ЛИТЕРАТУРА

Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение,
1992, № 1
Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, № 1
Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран
Восточной Европы// Государство и право, 1992, № 6
Лаки К. Сводная таблица президентских полномочий в странах Восточной
Европы// Конституционное право: восточно-европейское обозрение, 1993, № 4 -
1994, № 1
Неновски Н., Жабинска М. Конституционный Суд в Болгарии// Государство и
право, 1993, № 9



-----------------------
[1] См.: Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, №
1, с. 81
[2] Здесь и далее ссылки на Конституцию делаются по: Конституция Республики
Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение, 1992, № 1, с. 83-98
[3] При написании этого раздела использована ст.: Ильинский И.П. Основные
тенденции конституционного развития стран Восточной Европы// Государство и
право, 1992, № 6, с.126-133
[4] При написании этого раздела использована ст.: Лаки К. Сводная таблица
президентских полномочий в странах Восточной Европы// Конституционное
право:Восточно-европейское обозрение. 1993, № 4 - 1994, № 1.
[5] При написании этого раздела использована ст.: Неновски Н., Жабинска М.
Конституционный Суд в Болгарии// Государство и право, 1993, № 9, с. 74-79





Реферат на тему: Конституция Европейского Союза

Студентка ПМЮИ 34 группы д/о
Ханджян Рузанна Леровна

Д О К Л А Д
по теме: К о н с т и т у ц и я Е д и н о й Е в р о п ы


План:
1. Что такое ЕС?
2. История развития ЕС
3. Задачи и цели. ЕС сегодня
4. На пути к КЕС
5. Проект КЕС
6. «За» и «против» КЕС
7. Заключение
8. Литература
9. Интернет


Что такое Европейский Союз (ЕС)?
Под влиянием интеграционных тенденций все больше стран планеты в
добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета,
передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных)
образований международного характера. В результате происходит упадок
классической концепции суверенного государства. Это порождает новую форму
межправительственного взаимодействия, которая ограничивает возможности
управления обществом со стороны отдельных государств в пользу управления,
осуществляемого совместно и при соответствующем распределении полномочий. В
данном процессе федерализации межгосударственных отношений самый богатый
опыт имеет ЕС.
ЕС представляет собой союз 15 независимых государств, базирующийся на
Совете Европы и основанный, чтобы увеличить политическое, экономическое и
социальное сотрудничество. На сегодняшний день ЕС является наиболее
эффективной, авторитетной и динамичной из числа подобных надгосударственных
«конструкций».
ЕС изначально был основан на верховенстве закона и демократии. Поэтому
его особенность в том, что союз не является новым государством взамен
существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями.
Т.е. историческое разнообразие стран, регионов и культур должно быть
сохранено. Эта цель четко зафиксирована в положениях Договора о ЕС. Принцип
субсидиарности играет первостепенную роль в этой политике. Следуя этому
принципу, ЕС берет на себя решение только тех задач, которые оно может
урегулировать лучше, чем национальные и местные органы власти государств-
членов. Также данный принцип был обозначен договором в качестве высшего
требования, которым должно руководствоваться Сообщество в достижении целей
ЕС. Договор гласит: «Цели Союза будут достигнуты в соответствии с
положениями настоящего договора,…через уважение принципа субсидиарности…».
Таким образом, страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам,
представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих
общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров,
ратифицированных странами-членами.
Существуют пять институтов, которые собственно и осуществляют
руководство ЕС, исполняя при этом свою конкретную роль:
. Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
. Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
. Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
. Суд (соблюдение закона);
. Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
. Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения
организованного гражданского общества по экономическим и социальным
вопросам);
. Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по
региональной политике, окружающей среде и образованию);
. Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно
плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
. Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем
финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
. Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные
операции).
Также ряд других органов, которые завершают систему: Счетная палата,
Совет Министров и др. В Совете Министров действует система ротации, в
соответствии с которой представитель каждой из стран-членов ЕС поочередно
занимает пост Председателя в течение шести месяцев.
| |01/01 - 30/06 |01/07 - 31/12 |
|2003 |Греция |Италия |
|2004 |Ирландия |Нидерланды |
|2005 |Люксембург |Великобритания |
|2006 |Австрия |Финляндия |


История развития Европейского Союза
Европейская интеграция происходит в несколько этапов и в различных
формах. Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в
политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после
разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры
пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим
способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс
начался 9 мая 1950г. речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел
Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность
Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована
в 1951г. Парижским Договором, установившим Европейское сообщество угля и
стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия,
Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран
расширить процесс на другие сферы.
В 1957г. Римским Договором был установлен Европейское экономическое
сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они,
соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку
внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной
энергии в мирных целях. Таким образом, сначала акцент был сделан на
экономической интеграции.
В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в
результате чего была создана базовая структура с существующими по сей день
основными институтами. И хотя в представлении граждан отныне существовало
лишь одно Европейское Сообщество, три договора все еще сохраняли свою
автономию, они не «слились воедино». Реформа Сообщества, проведенная в 1987
г. с принятием Единого европейского акта, не затронула этот принцип.
Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал
Маастрихтский Договор 1992г., который определил три столпа ЕС: первый - это
Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество
в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и
внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для
единой валюты и большей политической интеграции. Но тоже представляет собой
лишь дополнительный шаг на пути к Европейской Конституции.
И так, на протяжении пятидесяти лет своего существования европейская
интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое. Она помогла
поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести «евро» и укрепить
роль Союза в мире. Задачей нынешнего века будет расширение ЕС и включение
новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы. В Союз уже
в мае 2004 года должны вступить еще десять стран: Кипр (Греческая часть),
Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша,
Словакия и Словения. На сегодняшний же день в ЕС уже объединяет Австрию,
Финляндию, Швецию, Бельгию, Данию, Финляндию, Францию, Германию, Грецию,
Ирландию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Испанию,
Великобританию и Северную Ирландию.
Цели и задачи. Европейский Союз сегодня
За весьма краткий по историческим меркам отрезок времени (50 лет) Союз
превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического
характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной
компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую
деятельность в самых различных сферах общественной жизни.
На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и
задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение
стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в
координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего
рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит
перед собой иные задачи и цели.
Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС,
занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.
Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то
десять лет назад были такие, как:
1. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и
экономической политики, в частности, путем создания без внутренних
границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и
создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью
введение единой валюты;
2. утверждение европейской идентичности на международной арене, в
частности, путем проведения общей внешней политики и политики в
области общественной безопасности, которая могла бы привести в
нужный момент к созданию системы совместной обороны;
3. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем
проведения гражданства Союза;
4. развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и
внутренних дел;
5. сохранение достижений Сообщества и развитие их, чтобы определять в
какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые
договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности
механизмов и институтов ЕС.
Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь
некоторые из ее основных результатов:
- в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение
единой валюты “евро”, издание обширного законодательства применительно к
различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное,
антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);
- в политической области: функционирование весьма работоспособной
системы “европейских” органов власти, которая включает избираемый
непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию,
Совет, Европейский центральный банк, Омбудсмана Европейского Союза и др.;
- в правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института
гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание
Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для
координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых
информационных систем и банков данных (“Шенгенская информационная система”,
централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак” и др.),
установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов
уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний
(фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена
малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и
т.д.
В дополнение к этому (далеко не полному) перечню уже осуществленных
преобразований Европейский Союз сейчас готовится совершить еще один шаг,
который может иметь весьма далеко идущие последствия для всей Европы. Речь
идет о принятии единого Конституционного договора Союза, призванного
заменить собой действующие учредительные документы организации.


На пути к Конституции Европейского Союза (КЕС)?
В сложившиеся интеграционные механизмы ЕС необходимо внести
коррективы. В частности к этому подталкивает предстоящее расширение ЕС
(прием 10-13 новых стран-членов). Громоздкий управленческий аппарат ЕС
сложен и неэффективен. Требуется коренным образом реформировать правовые
устои данной организации, упростить процедуру принятия решений в союзе.
Ранее это происходило в рамках стандартных международно-правовых процедур:
межправительственная конференция; подписание; затем ратификация текста
всеми странами-участницами.
На саммите ЕС в Лаакене в конце 2001 г. была одобрена декларация
«Будущее ЕС» (Лаакенская декларация). Цель данного документа - установить
ориентиры дальнейших преобразований в устройстве ЕС с учетом новых
геополитических реалий и предстоящего расширения состава данной
организации.
Для подготовки и демократического обсуждения пакета реформ согласно
одобренной декларации был образован временный представительный орган,
названный Конвентом ЕС. Задача Конвента разработать рекомендации для
предстоящей в 2004 г. межправительственной конференции. Его решения не
получат обязательной юридической силы, но благодаря составу Конвента,
очевидно, приобретут высокий морально-политический авторитет не только для
стран-членов, но и для рядовых граждан ЕС. В этот совещательный орган
входят представители Европейской комиссии, Европейского парламента,
правительств и парламентов 15 стран-членов ЕС, а также 13 стран-кандидатов.
На протяжении уже практически 2-х лет под руководством бывшего президента
Франции Валери Жискар д’Эстэна Конвент разрабатывал проект будущей КЕС.
В этой связи надо сказать, что Декларация Лаакена войдет в историю тем,
что впервые на столь высоком уровне заявлено о перспективах принятия в
будущем единой КЕС, которая заменит собой действующие учредительные
договоры.
По завершении работы Конвента в 2003 г. Конституционный договор ЕС
планируется представить главам государств (правительств) стран-участниц ЕС,
а затем, после его доработки в ходе межправительственной конференции
(запланирована на 2004 г.) - подписать и отправить на ратификацию в
национальные парламенты. Как и в ходе предыдущих реформ, проект КЕС во
многих странах ЕС, скорее всего, будет вынесен на всенародное голосование
(референдум).
Проект Конституции Европейского Союза
В качестве первого шага в разработке союзной Конституции Конвент
установил ее общую схему (структуру). Для чего был подготовлен
«Предварительный проект Конституционного договора ЕС».
Первое, что обращает на себя внимание – официальное наименование
будущего Конституционного договора: “Договор, учреждающий Конституцию для
Европы”.
Уже в самом названии проявляется сложная природа организации ЕС: с
одной стороны – это объединение государств (Договор), с другой – это союз
народов Европы, обладающий собственным гражданством и многими другими
атрибутами государственности (Конституция).
Структура проекта слагается из преамбулы и трех частей, главная из
которых - часть первая “Конституционное устройство”. По своему значению а,
возможно, и по юридической силе, она будет сопоставима с главой 1 КРФ
“Основы конституционного строя”, однако носит более обширный и детальный
характер.
В разделах данной части (всего их 10) планируется установить и
зафиксировать:
- общие цели и принципы Союза (раздел I “Определение Союза и его
цели”);
- правовое положение человека и гражданина (раздел II “Гражданство
Союза и основные права”);
- порядок разграничения компетенции между Союзом и государствами,
входящими в его состав (раздел III “Компетенция и сферы
деятельности Союза”);
- статус руководящих органов Союза: Европейский совет, Европейский
парламент, Комиссия и др. (раздел IV “Институты Союза”);
- систему правовых актов, правотворческие и правоприменительные
процедуры (раздел V “Осуществление компетенции и деятельности
Союза”);
- гарантии демократического функционирования данной организации
(раздел VI “Демократическая жизнь Союза”);
- правила финансирования деятельности и принятия бюджета (раздел
VII “Финансы Союза”);
- правовые основы внешнеполитической функции Союза (раздел VIII
“Деятельность Союза на мировой арене”, раздел IX “Союз и его
ближайшее окружение”);
- порядок вступления в Союз новых государств-членов и - впервые в
истории данной организации - порядок добровольного выхода стран
из ее состава (раздел X “Принадлежность к Союзу”).
Особенно обращает на себя внимание ст. 42 проекта, предусматривающая
возможность установления “привилегированных отношений между Союзом и
соседними государствами”. Актуальность данной нормы для РФ не вызывает
сомнений
Часть вторая проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза”
призвана установить порядок принятия решений наднациональными органами
применительно к отдельным сферам компетенции ЕС:
- “сферы внутренней политики и деятельности” (внутренний рынок,
экономическая и валютная политика, внутренняя безопасность и
др.);
- “внешнеполитическая деятельность” (внешнеторговая политика,
помощь развивающимся странам и др.);
- “функционирование Союза” (оборона и, возможно, правила
процедуры).
Структура и содержание данной части установлены пока что лишь в самых
общих чертах.
Последняя часть проекта посвящена порядку вступления в силу, сфере
действия, языкам будущего Конституционного договора Союза - часть третья
“Общие и заключительные положения”.
«За» и «против» Конституции Европейского Союза
Проект КЕС стал объектом споров и разногласий. Наиболее
противоречивыми пунктами в будущей конституции являются численность и
состав руководящих органов ЕС, а также система голосования в Совете
министров. Бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстена, под
руководством которого и был разработан примерный текст КЕС, предлагает
федерализацию, то есть отказ от части национального суверенитета во имя
укрепления единой Европы. Такое предложение включает в себя, в частности,
введение новых должностей в ЕС - министра иностранных дел и президента.
Президент ЕС предполагается, что будет избираться на срок 5 лет
лидерами стран ЕС. С появлением этого поста значение председателя
Европейской комиссии («правительства ЕС» в Брюсселе), заметно бы снизилось.
С критикой этого предложения выступил председатель Европейской Комиссии
Романо Проди, его поддержали малые страны (например, Австрия и Финляндия).

Также планируется, что страны-члены ЕС обязаны будут проводить единую
внешнюю политику, а руководить ею будет министр иностранных дел, который
тоже будет избираться главами государств ЕС. Проект КЕС помимо этого
предполагает контроль Европейской Комиссии над национальными экономиками,
над иммиграционной и юридической политикой членов ЕС. При этом
подразумевается главенство законов ЕС над законами входящих в него стран.
Кроме того, в проекте предложено ограничить число членов Европейской
Комиссии, согласно чему только 15 стран из 25 смогут направлять своего
комиссара в Брюссель. Не устраивает малые страны и отмена шестимесячного
срока пребывания у власти председателя Европейского Совета (теперь
предполагается избрание на два с половиной года с правом переизбрания).
По мнению представителя шведской стороны, члена ЕС по вопросам
окружающей среды Маргарет Валлстрем глава президиума Конвента Жискар
д’Эстен отдает явное предпочтение позиции больших стран ЕС, особенно
Франции и Великобритании. Такое настроение в Швеции отражает общую
тенденцию в ЕС.
Из сторонников существующего проекта КЕС Германская сторона в лице
канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера заявила, что новый проект вряд ли будет лучше
нынешней даже с учетом всех желаемых изменений, поэтому Германия не будет
составлять "списка желаемых изменений".
Немного иначе смотрят на проект новой Конституции в других государствах
ЕС. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр потребовал учесть в проекте
пожелания британского правительства по налоговой, оборонной и внешней
политике. Лондон настаивает на сохранении национального суверенитета в этих
сферах государственной жизни. В остальном же, как говорится, текст проекта
вполне устраивает британское руководство.
Самым сложным вопросом при обсуждении проекта КЕС стал вопрос, как
принимать наиболее важные решения: единогласно или большинством. Принцип
единогласия, существующий в настоящее время в ЕС, предполагает право вето,
который при большом количестве стран-членов может привести к параличу
власти. Президиум Конвента предложил принимать решения квалифицированным
большинством голосов, причем численность стран, проголосовавших "за" должна
быть не меньше 60 % населения Союза. Кстати, один из противников такого
способа принятия решений Великобритания, которая готова подписать будущий
Основной закон ЕС только при условии сохранения за ней права вето.
И так, наиболее противоречивыми пунктами в будущей КЕС до сегодняшнего
дня остаются численность и состав руководящих органов ЕС, а также система
голосования в Совете министров.
Однако обратить внимание также стоит на еще один вызывающий горячие
дебаты аспект конституционного договора. Католические страны (Италия,
Испания, Польша) настаивают на требовании Ватикана, чтобы в основу Союза
лег своего рода общественный договор о том, что ЕС является организацией,
действующей на основе христианских принципов. Т.е. такая христианизация
Европейского конституционного договора может быть рассмотрена как введение
в Европе государственной религии, ограничивающей свободу вероисповедания ее
членов. Более того, христианские ценности могут стать палкой в колесах
сотрудничества с полуазиатской Россией, Турцией, Албанией, Македонией,
Боснией и Герцеговиной.
Заключение
Выбор в пользу единого учредительного документа данной организации
определит собственное положение ЕС в мире, отчасти разъяснит населению цели
и задачи Союза, который, по мнению авторов проекта, должен быть намного
ближе к своим жителям, нежели сейчас. Соответственно, правила
функционирования ЕС должны стать более понятными для его граждан, что
немаловажно для дальнейшего развития европейской интеграции.
Принятие единого Конституционного договора должно повлечь за собой
наделение ЕС в целом достаточно широкой международной правосубъектностью
(ст. 4 проекта). По этому поводу справедливо высказывание канцлера ФРГ
Герхарда Шрёдера: «Без Конституции объединенная Европа станет политически
менее управляема и утратит свое влияние на международной арене".
Наконец, КЕС, по всей видимости, станет новым шагом в развитии
европейского гуманитарного права. Речь идет о возможном придании высшей
юридической силы Хартии ЕС об основных правах 2000 г., а также о возможном
присоединении Союза в качестве отдельной стороны к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Еще один примечательный аспект: существует вероятность, что с принятием
КЕС произойдет смена названия самой организации.
Вариантов, предложенных Конвентом, четыре:
- оставить действующее название (“Европейский Союз”);
- переименовать Союз в “Европейское сообщество”;
- “Соединенные Государства Европы”;
- “Единая Европа” (В октябре нынешнего года Жискар Д'Эстен намекнул на
то, что выбор остановили на Единой Европе. Единой, надо понимать, в
конституционном смысле).

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что подготовка
Конституционного договора ЕС - процесс сложный и длительный. В настоящее
время сделан первый важный шаг - определена предварительная структура
будущего документа. Впоследствии она, скорее всего, претерпит определенные
изменения и, самое главное, должна быть наполнена конкретными юридическими
нормами, над содержанием которых еще предстоит поработать Конвенту.



Литература:
1. Лаакенская декларация («Будущее ЕС») от 15.12.2001г.
2. Предварительный проект Конституционного договора (Конституции) ЕС,
представленный 28.10.2002г. президиумом «Конвента о будущем Союза»
(«Европейского конвента»)
3. Проф. С.Ю. Кашкин и Доц. А.О. Четвериков, «На пути к Европейской
Конституции: Европейский конвент и перспективы разработки
Конституционного договора (Конституции) ЕС» - журнал
«Конституционное право: восточноевропейское обозрение» №1 (42)
2003, стр. 38-41
Интернет:
1. http://eulaw.edu.ru
2. http://europa.eu.int
3. http://www.coe.int
4. http://www.eur.ru
5. http://dw-world.de
6. http://grani.ru







Новинки рефератов ::

Реферат: Рынки труда (Социология)


Реферат: Золотая Булла 1356г. (Государство и право)


Реферат: Пенсионное обеспечение (Право)


Реферат: Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова (Искусство и культура)


Реферат: Психологические особенности управленческой деятельности (Психология)


Реферат: Средства художественного языка в авангардных стилях начала XX века (Искусство и культура)


Реферат: Агроэкономическое обоснование севооборотов и обработки почвы в СЗАО Емельяновское Емельяновского района (Ботаника)


Реферат: Вторая Мировая война (История)


Реферат: Производство комбикормов в Беларуси и в зарубежных странах (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гражданская война в России (История)


Реферат: Учет нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Народ-труженик в творчестве Н.А. Некрасова (Литература)


Реферат: Виртуальная реальность - ее плюсы и минусы (Программирование)


Реферат: Шпоры по нефтедобыче (Технология)


Реферат: Эндометаллофуллерены (Химия)


Реферат: Глинка (Музыка)


Реферат: Иоганн Себастьян Бах (Музыка)


Реферат: Защитные сооружения гражданской обороны, требования, предъявляемые к ним (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Золотое сечение (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист