GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Расторжение трудового договора по инициативе работника (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Расторжение трудового договора по инициативе работника (Право)



Министерство Образования Российской Федерации
Государственный Университет Управления
Институт Управления и Предпринимательства
в Социальной Сфере



Курсовая работа
на тему:
«Расторжение трудового договора по инициативе работника»



Выполнила студент МСС – IV, 1
Воркуева М. Н.
Руководитель: к.э.н. Крупинова М. М.



Москва 2003



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
НОВОЕ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 4
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР 10
Краткий обзор статей Трудового Кодекса 10
Срок трудового договора 11
Вступление трудового договора в силу 12
Заключение трудового договора 12
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 14
Расторжение трудового договора по инициативе работника 15
Защита персональных данных работника 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22



ВВЕДЕНИЕ



Трудовое право является одной из важнейших отраслей российского права.
Из общей теории государства и права известно, что отрасли права отличаются
друг от друга предметом и методом, которые определяют самостоятельность
каждой из них.


Предмет любой отрасли права составляют однородные общественные
отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права. Метод же
показывает, как и какими правовыми приемами, средствами осуществляется
регулирование общественных отношений.[2]


В трудовом праве эти общие положения о предмете и методе отрасли права
конкретизируются. Так, предметом трудового права являются общественно-
трудовые отношения, т.е. отношения, возникающие в связи с непосредственной
деятельностью людей в процессе труда, выполнением работы. Помимо
общественно-трудовых отношений в предмет трудового права входят и другие,
тесно связанные с ними общественные отношения, о которых будет сказано
ниже.


Необходимо подчеркнуть, что трудовые отношения занимают центральное
место в предмете трудового права, но на основании применения совместного
(коллективного) труда складываются и иные общественные отношения,
составляющие предмет трудового права и входящие в сферу его регулирования.


В данной курсовой работе рассмотрены вопросы расторжения трудового
договора в свете законодательства. Выбор такой темы не является случайным.
Ввиду предстоящего в скором времени завершения высшего образования, автору
работы представляется весьма целесообразным подробнее окунуться в тему
трудовых отношений и обрести достаточные знания в области трудовой
деятельности, порядка регулирования возникающих отношений, а также
осознание собственных прав, гарантируемых законодательством Российской
Федерации.



Поскольку рассматриваемая в работе тема целиком и полностью
регулируется сравнительно новым сводом документов трудового
законодательства Российской Федерации, стоит остановиться и рассмотреть
подробнее произошедшие перемены в сравнении со старым Кодексом, ввиду
желания автора детально выделить положения, касающиеся тематики курсовой
работы.



НОВОЕ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ



Прежде всего, новый Трудовой Кодекс изменил цели и задачи трудового
законодательства. Если раньше Кодекс содействовал “росту производительности
труда” и “постепенному превращению труда на благо общества в первую
жизненную потребность каждого трудоспособного человека”, то сейчас целями
трудового законодательства являются: “установление государственных гарантий
трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда,
защита прав и интересов работников и работодателей”.[3]


Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений
следует отметить такие новые для трудового законодательства принципы, как
обеспечение права работодателей на объединение для защиты своих прав и
интересов, а также обеспечение права работников на защиту своего
достоинства в период трудовой деятельности.


Хотя в КЗоТ РФ и существовало понятия принудительный труд, Трудовой
Кодекс впервые дал его расшифровку. Отныне к принудительному труду
относится выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания
(насильственного воздействия), в том числе:


. в целях поддержания трудовой дисциплины;


. в качестве меры ответственности за участие в забастовке;


. в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для
нужд экономического развития;


. в качестве меры наказания за наличие или выражение политических
взглядов или идеологических убеждений, противоположных
установленной политической, социальной или экономической
системе;


. в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной,
национальной или религиозной принадлежности;


. требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от
работника, если работник не обеспечен средствами коллективной
или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или
здоровью работника.


Наибольший интерес вызывает то, что принудительному труду отнесено
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в
полном размере.


Трудовой Кодекс более чем КЗоТ кодифицировал по силе и действию акты,
которые содержат или могут содержать нормы трудового права, разграничил
полномочия между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ. В отельной статье теперь описаны
локальные нормативные акты, принимаемые работодателем (ст.8). В КЗоТ РФ про
локальные нормативные акты скромно упоминалось только в статьях, касающиеся
установления дополнительных отпусков и систем оплаты труда (ст.ст.68, 80).
Законодатель описал действие правовых норм во времени, в пространстве и по
кругу лиц.[4]


Наконец-то установлен порядок исчисления сроков. Течение сроков, с
которыми связано возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с
календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и
обязанностей. Течение сроков, с которыми связано прекращение трудовых прав
и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты,
которой определено окончание трудовых отношений.


Теперь Трудовой Кодекс дает понятие трудовых отношений: отношения,
основанные на соглашении между работником и работодателем о личном
выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной
специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам
внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий
труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором,
соглашениями, трудовым договором.


Стороны трудовых отношений теперь именуются “работником” - физическое
лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и “работодателем” -
физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые
отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в
качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом
заключать трудовые договоры.


Установлен перечень лиц, которые могут осуществлять права и
обязанности работодателя в трудовых отношениях: физические лица, являющимся
работодателем; органы управления юридического лица (организации) или
уполномоченные ими лица в порядке, установленном законами, иными
нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица
(организации) и локальными нормативными актами.


Общие обязанности работника дополнены. Работник обязан незамедлительно
сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении
ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя.


Впервые Трудовой Кодекс дает единый перечень прав и обязанностей
работодателя, которые, впрочем, и были у работодателя предусмотрены ранее
действовавшим КЗоТ РФ.


По-новому, в соответствии с современными реалиями, Трудовой Кодекс
описывает основания возникновения трудовых отношений, а точнее сказать
основания для заключения трудового договора.


Это: избрание (выборы) на должность; избрание по конкурсу на замещение
соответствующей должности; назначение на должность или утверждение в
должности; направление на работу уполномоченными законом органами в счет
установленной квоты; судебное решение о заключении трудового договора.[3]


По прежнему осталось основание для трудовых отношений - фактическое
допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его
представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим
образом оформлен.


Главы с 3 по 9 Трудового Кодекса регулируют отношения, названные
“социальным партнерством”, то есть система взаимоотношений между
работниками (представителями работников), работодателями (представителями
работодателей), органами государственной власти, органами местного
самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и
иных непосредственно связанных с ними отношений.


По сути, данные главы заменяют собой Закон РФ от 11.03.92 N 2490-1 “О
коллективных договорах и соглашениях”.


Интересным представляются основные формы участия работников в
управлении организацией:


. учет мнения представительного органа работников в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;


. проведение представительными органами работников консультаций с
работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права;


. получение от работодателя информации по вопросам,
непосредственно затрагивающим интересы работников;


. обсуждение с работодателем вопросов о работе организации,
внесение предложений по ее совершенствованию;


. участие в разработке и принятии коллективных договоров;


. иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными
документами организации, коллективным договором или локальным
нормативным актом организации.



Также представителям работников предоставлено право получать от
работодателя информацию по вопросам:


V реорганизации или ликвидации организации;


V введения технологических изменений, влекущих за собой
изменение условий труда работников;


V профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников;


V по другим вопросам, предусмотренным законодательством,
учредительными документами организации, коллективным
договором.[3]



Описывая общие положения о трудовом договоре, Трудовой Кодекс
раскрывает содержание трудового договора, которое обязательно в первую
очередь для работодателя. Ранее, в КЗоТ РФ содержание трудового договора не
раскрывалось.


Итак, положения, которые в обязательном порядке должны содержаться в
трудовом договоре:


o фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия,
имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой
договор;


o место работы (с указанием структурного подразделения);


o дата начала работы;


o наименование должности, специальности, профессии с указанием
квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или
конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными
законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям
или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений,
то наименование этих должностей, специальностей или профессий и
квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям
и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;


o права и обязанности работника;


o права и обязанности работодателя;


o характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу
в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;


o режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается
от общих правил, установленных в организации);


o условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или
должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные
выплаты);


o виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с
трудовой деятельностью.[3]



Также трудовой договор может содержать условия:


o об испытании;


o о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной,
служебной, коммерческой и иной);


o об обязанности работника отработать после обучения не менее
установленного договором срока, если обучение производилось за
счет средств работодателя;


o иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с
нормативными правовыми актами, коллективным договором,
соглашениями.



Здесь мы впервые встречаемся с установлением Трудовым Кодексом новой,
ранее законодательству не известной, но применяемой в том или ином виде на
практике, обязанности работника отработать после обучения не менее
установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств
работодателя.


Теперь условия трудового договора могут быть изменены только по
соглашению сторон в письменной форме, следовательно, простого издания
приказа с формулировкой, например, о повышении в должности, теперь не
достаточно, необходимо подписанное работодателем и работником дополнение к
трудовому договору.



ТРУДОВОЙ ДОГОВОР



Данная часть работы предназначена для более точного усвоения сути
понятия «Трудовой договор», поскольку разбор вопроса о расторжении
последнего становится весьма затруднительным без краткого обзора общих
положений и порядка заключения рассматриваемого понятия.



Краткий обзор статей Трудового Кодекса



Определение понятия «Трудовой договор» в ныне действующем Трудовом
Кодексе звучит, как «соглашение между работодателем и работником, в
соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу
по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда,
предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми
актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными
актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере
выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично
выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать
действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка». При
этом в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и
наименование работодателя, заключивших трудовой договор.


Место работы, дата начала работы, наименование должности,
специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным
расписанием организации или конкретная трудовая функция, права и
обязанности работника, права и обязанности работодателя, компенсации и
льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях, режим
труда и отдыха, условия оплаты труда, виды и условия социального
страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью являются
существенными условиями трудового договора. Так же в трудовом договоре
могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой
законом тайны, об обязанности работника отработать после обучения не менее
установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств
работодателя, и иные условия, не ухудшающие положение работника по
сравнению с Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами,
коллективным договором, соглашениями.


Отдельным пунктом идет уточнение, что условия трудового договора могут
быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. А в случае
заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия
и обстоятельство, послужившие основанием для заключения срочного трудового
договора в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.



Срок трудового договора


Трудовой Кодекс определяет несколько сроков заключения трудовых
договоров. Это - заключение на:


1) неопределенный срок;


2)определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор, если
иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами. Срочный
трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут
быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей
работы или условий ее выполнения).



Заключенными на неопределенный срок считаются договоры:


> с неоговоренным сроком действия;


> ни одна из сторон которого не потребовала расторжения срочного
трудового договора в связи с истечением его срока, а работник
продолжает работу после истечения срока трудового договора;


> заключенные на определенный срок при отсутствии достаточных к
тому оснований, установленных органом, осуществляющим
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, или судом.


При этом заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от
предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми
заключается трудовой договор на неопределенный срок, запрещается.



Вступление трудового договора в силу


«Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и
работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня
фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению
работодателя или его представителя», гласит буква закона в статье 61, главы
10 Трудового Кодекса Российской Федерации.


Законным требованием является обязанность приступить к исполнению
трудовых работ со дня, определенного трудовым договором. При отсутствии в
трудовом договоре не дня начала работы, работник должен приступить к
исполнению на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если
работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин
в течение недели, то трудовой договор аннулируется.



Заключение трудового договора


Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста
шестнадцати лет, пятнадцати лет (в случаях получения основного общего
образования либо оставления в соответствии с федеральным законом
общеобразовательного учреждения), четырнадцати лет (с согласия одного из
родителей / опекуна / попечителя / органа опеки и попечительства для
выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда
их здоровью и не нарушающего процесса обучения).


В специфических организациях (кинематографии, театрах, цирках и так
далее) допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и
органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не
достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и/или
исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.


При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу,
предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий
личность, трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор
заключается впервые или работник поступает на работу на условиях
совместительства, страховое свидетельство государственного пенсионного
страхования, документы воинского, документ об образовании, о квалификации
или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую
специальных знаний или специальной подготовки.


Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника
является трудовая книжка установленного образца. Работодатель обязан вести
трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше
пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника
основной.



Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора
должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового
Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие
статью, пункт.[1]



ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА



Основаниями прекращения трудового договора являются:


. соглашение сторон,


. истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда
трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не
потребовала их прекращения,


. расторжение трудового договора по инициативе работника,


. расторжение трудового договора по инициативе работодателя,


. перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к
другому работодателю или переход на выборную работу,


. отказ работника от продолжения работы в связи со сменой
собственника имущества организации, изменением подведомственности
организации либо ее реорганизацией,


. отказ работника от продолжения работы в связи с изменением
существенных условий трудового договора,


. отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния
здоровья в соответствии с медицинским заключением,


. отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в
другую местность,


. обстоятельства, не зависящие от воли сторон,


. нарушение установленных Трудовым Кодексом или иным федеральным
законом правил заключения трудового договора, если это нарушение
исключает возможность продолжения работы.[1]


Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям,
предусмотренным Трудовым Кодексом и иными федеральными законами, однако во
всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы.



Расторжение трудового договора по инициативе работника



В отношении расторжения трудового договора по инициативе работника
Трудовым Кодексом предусмотрены нижеследующие положения:


1. В отличие от расторжения договора по соглашению сторон, могущего
быть произведенным в любое время, работник по собственной
инициативе имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив
об этом работодателя в письменной форме за две недели. Это
положение логично объясняется необходимостью для работодателя
иметь в запасе некоторое количество времени для поиска подходящей
замены или же для выяснения и устранения причин столь прискорбной
инициативы.


2. В случае удачного разрешения противоречий и обстоятельств
увольнения по собственному желанию Трудовым Кодексом
предусмотрена возможность отзыва своего заявления в любое время
до истечения срока предупреждения об увольнении. Увольнение в
этом случае не производится, если на его место не приглашен в
письменной форме другой работник, которому в соответствии с
Трудовым Кодексом и иными федеральными законами не может быть
отказано в заключении трудового договора.


3. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор
может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об
увольнении. В случаях, когда заявление работника об увольнении по
его инициативе обусловлено невозможностью продолжения им работы,
а также в случаях установленного нарушения работодателем законов
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, условий коллективного договора, соглашения или трудового
договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок,
указанный в заявлении работника.


4. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет
право прекратить работу. В последний день работы работодатель
обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы,
связанные с работой, по письменному заявлению работника и
произвести с ним окончательный расчет.


5. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой
договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении,
то действие трудового договора продолжается.



Наличие договорных отношений между работником и работодателем
предусматривают владение последним полной персональной информации,
необходимой в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного
работника. Работодатель при этом подвергает информацию постоянной
обработке, а именно: получение, хранение, комбинирование, передача или
любое другое использование персональных данных работника.


Поскольку в настоящей работе речь идет о расторжении трудовых отношений
по инициативе работника, любопытно рассмотреть обязательства работодателя и
права работника в связи с дальнейшей судьбой персональных данных.



Защита персональных данных работника



Трудовой Кодекс гласит: «В целях обеспечения прав и свобод человека и
гражданина работодатель и его представители при обработке персональных
данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:


1. обработка персональных данных работника может осуществляться
исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных
нормативных правовых актов, содействия работникам в
трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения
личной безопасности работников, контроля количества и качества
выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;


2. при определении объема и содержания обрабатываемых персональных
данных работника работодатель должен руководствоваться
Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными
федеральными законами;


3. все персональные данные работника следует получать у него самого.
Если персональные данные работника возможно получить только у
третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее
и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель
должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и
способах получения персональных данных, а также о характере
подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа
работника дать письменное согласие на их получение;


4. работодатель не имеет права получать и, обрабатывать персональные
данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях
и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами
трудовых отношений, в соответствии со статьей 24 Конституции
Российской Федерации работодатель вправе получать и обрабатывать
данные о частной жизни работника только с его письменного
согласия;


5. работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные
данные работника о его членстве в общественных объединениях или
его профсоюзной деятельности, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом;


6. при принятии решений, затрагивающих интересы работника,
работодатель не имеет права основываться па персональных данных
работника, полученных исключительно в результате их
автоматизированной обработки или электронного получения;


7. защита персональных данных работника от неправомерного их
использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за
счет его средств в порядке, установленном федеральным законом;


8. работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку
с документами организации, устанавливающими порядок обработки
персональных данных работников, а также об их правах и
обязанностях в этой области;


9. работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и
защиту тайны;


10. работодатели, работники и их представители должны совместно
вырабатывать меры защиты персональных данных работников».



При передаче персональных данных законодательств обязует работодателя
соблюдать следующие требования:


1. не сообщать персональные данные работника третьей стороне без
письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это
необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью
работника, а также в случаях, установленных федеральным законом;


2. не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без
его письменного согласия;


3. предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том,
что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых
они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это
правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные paботника,
обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное
положение не распространяется на обмен персональными данными
работников в порядке, установленном федеральными законами;


4. осуществлять передачу персональных данных работника в пределах
одной организации в соответствии с локальным нормативным актом
организации, с которым работник должен быть ознакомлен под
расписку;


5. разрешать доступ к персональным данным работников только
специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны
иметь право получать только те персональные данные работника,
которые необходимы для выполнения конкретных функций;


6. не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за
исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о
возможности выполнения работником трудовой функции;


7. передавать персональные данные работника представителям работников
в порядке, установленном Трудовым Кодексом, и ограничивать эту
информацию только теми персональными данными работника, которые
необходимы для выполнения указанными представителями их функций.



В соответствии с вышеперечисленными пунктами работодателем должна
осуществляться работа с персональной информацией. В случае отступления от
указанных положений, действия работодателя вступают в конфликт с правами
работника. В целях избежания подобных ситуаций, а также исключения
незаконного манипулирования эксклюзивной информацией далее приводятся
выдержки из статьи 89, главы 14 Трудового Кодекса Российской Федерации.



Права работников в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся
у работодателя


В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся
работодателя, работники имеют право на:


1) полную информацию об их персональных данных и обработке этих
данных;


2) свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая
право на получение копий любой записи, содержащей персональные
данные работника, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом;


3) доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью
медицинского специалиста по их выбору;


4) требование об исключении или исправлении неверных или неполных
персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением
требований настоящего Кодекса. При отказе работодателя исключить
или исправить персональные данные работника он имеет право заявить
в письменной форме работодателю, о своем несогласии с
соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные
данные оценочного характера работник имеет право дополнить
заявлением, выражающим его собственную точку зрения;


5) требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были
сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо
всех произведенных в них исключениях, исправлениях или
дополнениях;


6) обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия
работодателя при обработке и защите его персональных данных.[2]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Как уже говорилось ранее, трудовое право непосредственно регулирует
отношения общественной организации труда. Придавая этим отношениям
устойчивую форму правовых отношений, оно наделяет их участников правами и
обязанностями, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного
принуждения.


Субъектами отношений по надзору за соблюдением трудового
законодательства являются специальные государственные органы
(Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госатомнадзор и
др.), профсоюзы и находящиеся в их ведении техническая и правовая
инспекция. Особую роль в этих отношениях играет федеральная служба
инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерация.[2]


Гарантированность органами государственной власти защиты трудовых прав
человека, к сожалению, часто не является для последнего основанием вести
свою деятельность, следуя букве закона и призывая к этому же
непосредственных работодателей. В настоящее время положения нового
Трудового Кодекса еще ну уложились в понимание обывателей привычной
структурой, большинство знаний, имеющихся у населения, - все тот же старый
КЗоТ, свод документов менее совершенный и более выгодный для работодателя.


По собственному опыту автор может свидетельствовать о нередком
применении в трудовых отношениях утративших свою силу законодательных актов
или нарушения Трудового Кодекса Российской Федерации. Такие события имеют
место быть скорее из-за незнания законодательства, слабой правовой
подготовки руководителя, нежели умышленного проведения незаконных действий.
В любом случае важно, чтобы работник индивидуально сознавал свои права и
обязанности в области трудовых отношений с работодателем и имел четкое
представление о порядке как заключения, так и расторжения трудового
договора по имеющим на то основание причинам.


Именно эта позиция стала определяющей для автора при выборе темы
курсовой работы, представляющейся в настоящее время как нельзя более
актуальной.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Трудовой Кодекс Российской Федерации, официальный текст. М.:
Издательство «НОРМА», 2002 г.

2. Молодцов М.В. Трудовое право России. М.: Издательство «НОРМА», 2001 г.


3. Григорьев В. А. Краткий обзор новелл и норм Трудового Кодекса.
http://www.juas.narod.ru/, 2002 г.

4. Кодекс законов о труде РФ. Комментарии к законодательству о труде. М.:
Информационное правовое агентство ИНПЭА, 1997г.[pic]




Реферат на тему: Реализация конституционных прав граждан в сфере окружающей среды

Воронежский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра международного и конституционного права



Реализация Конституционных прав граждан в сфере окружающей среды



| |Курсовая работа |
| |Научный руководитель: |



Воронеж 2001



Содержание



Введение;

I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:

> Понятие и содержание экологических прав граждан;

II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную
окружающую среду;

> Связанность органов исполнительной власти экологическими правами граждан,
в частнсти правом на благоприятную окружающую среду;

> Право граждан на достоверную экологическую информацию и проблемы его
реализации;

> Пределы административного и судебного усмотрения при обеспечении
соблюдения и защиты экологических прав граждан;

III. Механизм защиты экологических прав граждан;
> Коллизии в праве и конституционная ответственность за экологические
правонарушения;

> Защита экологических прав в судах;

> Защита прав граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью
загрязнением окружающей среды;

Заключение.



Введение


Принятая в 1993 году конституция РФ закрепила ряд основополагающих прав
и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другими правами и свободами,
выделяют и так называемые экологические права, закрепленные непосредственно
в ст. 42 Конституции РФ. Хотя данная сфера конституционных прав граждан в
юридической литературе необоснованно отодвинута на второй план, и еще мало
изучена учёными-юристами, все они сходятся в одном: что недостаточно лишь
простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, но и
необходимо чёткое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни.
Право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду относится к числу
его фундаментальных прав. В основе своей оно носит естественный характер.
Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую
воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не
требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более
двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или
полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и
опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в
социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на
безопасную (здоровую) окружающую среду. Что и послужило основным поводом
для написания моей работы. Тот факт, что нормы права закреплённые
конституционно очень часто в реальной жизни не выполняются и не
реализуются, вследствие каких-либо экономических, социальных, политических
юридических либо иных причин, также побудил меня к написанию данной работы,
в которй я постараюсь разобраться в механизме реализации конституционного
права каждого на благопрятную окружающую среду как нормативно, так и в
повседневной жизни.



I. Конституционное право личности на благоприятную окружающую среду:

В соответсивии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную
окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.(см. схема 1)

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные
возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и
государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в
подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений,
осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую
информацию, а также право на возмещение ущерба.



Схема 1, «Экологические права, устанавливаемые Конституцией РФ»



Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается
планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по
предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей
среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием
государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи,
организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем
за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного
законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их
определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и
совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований
к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды
воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены
по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально
уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное
государственное экологическое страхование предприятий, учреждений,
организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай
экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и
ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных
экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд,
республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из
средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за
выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за
экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий
охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации
своих экологических прав, предполагающими возможность создавать
общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких
объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в
собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей
среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями,
требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке
отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения,
приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении
к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические
правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и
граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо
уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации —
административную гражданско-правовую ответственность. Экологические
общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и
пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права
и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать
граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и
добровольного участия населения выполнять работы по охране и
воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным
органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства;
создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на
проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей
для участия в государственной экологической экспертизе, проводить
общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной
после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы);
требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с
изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст. 13
Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г,
государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное
содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их
экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их
предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие
осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к
ответственности по закону. В частности, граждане и общественные объединения
граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих
органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о
состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица,
граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной
или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной,
достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки,
подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до
десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до
двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

Признание экологических прав граждан
Признание экологических прав граждан становится одним из наиболее
существенных факторов развития российского экологического права.
Закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением, важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в
механизм охраны окружающей среды
Ранее, до принятия Конституции России 1993 г., в Законе об охране
окружающей природной среды было закреплено право граждан на охрану здоровья
от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного
хозяйственной или иной деятельностью (ст. 11),(см. схема 3). В соответствии
с Законом это право обеспечивается планированием и нормированием качества
окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной
деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и
государственным страхованием граждан, образованием государственных и
общественных резервных фондов помощи; возмещением в судебном или
административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате
загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в
том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за
состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного
законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в его
нарушении (данные меры являются основными способами реализации
экологических прав граждан).
Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом
предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных
экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они
включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах,
референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами,
заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих
органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о
состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в
административном или судебном порядке отмены решений о размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически
вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности
предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на
окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о
привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан,
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и
имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13), (см. схема
2).

Схема 2 «Основные экологические права граждан»



Таковы конституционные основы экологических прав граждан и гарантии их
реализации. В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием. Что касается практической реализации этих прав, то в настоящее
время она затруднена по ряду серьезных причин. Основная из них — кризисное
состояние экономики, невозможность, с одной стороны, обеспечить выделение
хоть в какой-то мере достаточных финансовых и материальных средств на
охрану окружающей среды, с другой — невозможность по экономическим
соображениям закрывать экологически вредные предприятия или хотя бы
ограничивать их деятельность. Другой причиной является низкий уровень
правовой культуры граждан, знания ими законодательства по охране окружающей
среды.
В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее
законодательство отводит значительную роль судам. Однако суды практически
пока бездействуют в данной сфере, поскольку и физические, и юридические
лица мало осведомлены о возможностях судебной защиты своих экологических
прав.
Также в качестве основного конституционного экологического права граждан
признается право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия
окружающей среды(см. схема 3)

Схема 3.



II. Нормативно-правовое закрепление права личности на благоприятную
окружающую среду.

Чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать
отвечающее общественным потребностям природоохранительное законодательство,
которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан.
Несмотря на значительные масштабы и остроту экологических проблем,
создаваемых радиационным загрязнением окружающей среды, потенциальную
экологическую опасность эксплуатируемых многочисленных ядерных объектов, в
России отсутствует законодательство о ядерной безопасности.
Ответственность, хотя бы моральную, за экологические беды граждан и всего
общества несут прежде всего российские законодатели. Закрепление в Основном
законе и других актах природоохранительного законодательства экологических
прав означает для законодателя необходимость учета их смысла и содержания
при развитии и совершенствовании всего российского законодательства, в том
числе в области охраны окружающей среды. Особая ответственность лежит на
законодателе в связи с тем, что в настоящий исторический период практически
обновляется или вновь создается весь нормативно-правовой массив.
Конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду
ставит перед органами законодательной власти три основные взаимосвязанные
задачи. Первая, касается создания законодательных основ обеспечения охраны
окружающей среды в России. Вторая задача состоит в том, чтобы в
законодательстве были закреплены правовые экологические меры, которые в
перспективе позволили бы обеспечить восстановление и сохранение
благоприятного состояния окружающей среды и соответственно реально
обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Третья задача
заключается в определении необходимых правовых средств и гарантий защиты
нарушаемых экологических прав граждан. Немыслимо предположить возможность
защиты и обеспечения экологических прав граждан без формирования системы
отвечающего общественным потребностям экологического законодательства.
Задача создания в ближайшей перспективе современного законодательства
является первостепенной для России. Закон «об охране окружающей природной
среды» хотя и содержит ряд прогрессивных экологических мер и требований,
но, как показала практика имеет ограниченный эффект. Причина этого не в его
дефектах, она главным образом в том, что последоательная реализация его
положений требует их развития в самостоятельных законов, правительственных
постановлений и нормативных актов специально уполномоченных государственных
органов. В Россиискои Федерации необходимо прежде всего принять пакет
законов в области ядерной безопасности, об отходах а и потребления, об
использовании агрохимикатов. Одновременно при развитии и совершенствовании
природоресурсового, предпринимательского, гражданского, уголовного,
администлативного и иного законодательства, реализация которого связана с
охраной окружающей среды, в нем должен быть обеспечен учет экологических
требований конституционных прав граждан. Для обеспечения конституционного
права каждого на благоприятную окружающую среду законодатель должен
установить оптимальную и адекватную систему правовых экологических
требований, выполнение которых позволит обеспечить сохранение, а где
необходимо — и восстановление благоприятного состояния окужающей среды в
России. При определении таких требований должны учитываться все ее основные
характеристи: чистота, ресурсоемкость (неистощимость), видовое разнообразие
эстетическое богатство и т. д.. Основными элементами правового механизма
обеспечивающего сохранение и восстановление благоприятного состояния окр.
среды в создаваемом экологическом законодательстве, должны стать
нормирование (лимитирование) природопользоваия, всесторонняя оценка
воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую
среду, государственная экологическая экспертиза и лицензирование
экологически опасной деятельности, экономические стимулы и меры юридической
ответственности. Представляется, что как одну из гарантий обеспечения
констиционного права граждан на благоприятную окружающую среду законодателю
следует при создании природоохранительного законодательства предусмотреть
участие граждан в принятии решеий, реализация которых связана с
существенным вредным возействием на окружающую среду. Особенно важно
создать правовые предпосылки и урегулировать процедуры участия граждан в
оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. В
законодательном порядке гражданам должно быть предоставлено право защищать
не только личные нтересы, но и публичные.
Под влиянием происходящих в 90-е годы в России перемен в политической,
экономической и социальной сферах идет процесс более активного развития
экологического законодательства в трех взаимосвязанных направлениях: а)
создания массива собственно экологических законов и иных нормативных
правовых актов; б) совершенствования природоресурсного законодательства; в)
экологизации хозяйственного, гражданского, уголовного и иных отраслей в
системе российского законодательства а) 19 декабря 1991 г. был принят
головной комплексный акт отрасли экологического права — Закон РСФСР «Об
охране окружающей природной среды». Закон предусмотрел ряд новых
инструментов в обеспечении охраны окружающей среды или усовершенствовал
имеющиеся. Это касается регулирования экологических прав граждан и
общественных формирований, экологической экспертизы, экономического
механизма охраны окружающей среды, экологического воспитания и образования,
юридической ответственности за экологические правонарушения. Также на
данный момент действуют и иные нормативно-правовые акты регулирующие
отношения в данной сфере, так например, Федеральный закон «Об экологической
экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; Федеральный закон «О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995
г. и т. д.

Связанность органов исполнительной власти экологическими правами граждан
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что соблюдение прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства. Эти права определяют, в
частности, деятельность исполнительной власти и местного самоуправления.
Соблюдение экологических прав граждан является основным критерием
надлежащего соблюдения и обеспечения законодательства органами
исполнительной власти. В полной мере это относится к нормотворческой
деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой в рамках
делегированного нормотворчества. При планировании и реализации всех
мероприятий, имеющих отношение к охране окружающей среды, правительство и
администрация обязаны учитывать и соблюдать экологические права граждан,
определенные в Конституции и природоохранительном законодательстве.
В рамках общей обязанности Правительства Российской Федерации, иных
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по
исполнению природоохранительного законодательства в контексте соблюдения
права каждого на благоприятную окружающую среду необходимо выделить прежде
всего задачу надлежащей организации государственного управления и контроля
в сфере охраны окружающей среды. Другая важнейшая задача Правительства —
обеспечение адекватного финансировани охраны окружающей среды за счет
средств государственного бюджета, выделяемого отдельной строкой,
формирование внебюджетных экологических фондов и осуществление
государственного контроля за эффективным использованием вложенных средств.
На практике же организация управления охраной окружающей среды в последние
годы находится в состоянии экспериментирования. В конце 80-х годов была
предпринята попытка консолидации управления в рамках единого министерства,
из которого впоследствии были выделены самостоятельные комитеты,
ориентированные на обеспечение охраны и использования отдельных природных
ресурсов. Соответственно по этой причине, а также из-за отсутствия должного
финансирования эффективность управления природоохранительной деятельностью
в стране в целом государственного контроля в частности остается крайне
низкой. Центральная проблема в охране окружающей среды связана с
финансированием. Стабилизация экологической ситуации в России, постепенное
восстановление благоприятного состояния окружающей среды, реальное
обеспечение экологических прав граждан требуют, как известно, колоссальных
финансовых затрат. Законом об охране окружающей природной среды заложены
принципы нового экономического механизма, направленного на обеспечение в
перспективе права граждан на благоприятную окружающую среду. Создание
экономического механизма охраны окружающей среды преследует две основные
взаимосвязанные цели — расширить источники финансирования
природоохранительой деятельности и создать условия экономической
заинтересованости в соблюдении правовых требований охраны окружающей реды.
Наряду с традиционными бюджетными средствами финансовые потребности будут в
определенной мере удовлетворяться за счет системы внебюджетных
экологических фондов, формируемых, в частности, из платежей за загрязнение
окружающей среды, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за
экологические правонарушения и др.
В условиях почти полного прекращения финансирования природоохранных
программ из федерального и местных бюджетов консолидация экологических
фондов в бюджет не только затрудняет, но и делает практически невозможной
реализацию многих мер по стабилизации напряженной, а местами критической
экологической обстановки в стране. Соответственно сводятся к минимуму
возможности Правительства по выполнению возложенной на него Основным
законом одной из основных

Новинки рефератов ::

Реферат: Битва під Москвою (История)


Реферат: Великие советские военачальники: Михаил Николаевич Тухачевский (История)


Реферат: Эстетика (Искусство и культура)


Реферат: Анализ и оценка актива и пассива бухгалтерского баланса на примере конкретного предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Государственный долг (Деньги и кредит)


Реферат: Проблема перенаселённости Земли. История вопроса от Мальтуса до наших дней (Социология)


Реферат: Таблица по строению глаза человека (Биология)


Реферат: Банковские пластиковые карты (Деньги и кредит)


Реферат: Внебюджетные фонды (Финансы)


Реферат: Билеты по Истории. 1курс 1семестр и 2курс 1семестр (Кишинев) (История)


Реферат: Китай (История)


Реферат: Оформление бухгалтерской документации за месяц на предприятии "AO Софт Премиум" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Модули, записи и файлы (Программирование)


Реферат: Контроль знаний и умений учащихся по физике (Педагогика)


Реферат: Финансовый учет (Биржевое дело)


Реферат: Творчий шлях П. Сосюри (Литература : зарубежная)


Реферат: Информационное обеспечение менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Ремонт сельскохозяйственной техники (Технология)


Реферат: Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) (Искусство и культура)


Реферат: Кодекс Каролины (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист