GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)



Дипломатическая академия МИД РФ

Кафедра философии и политологии



Реферат

на тему:
«Демократия и общественное развитие»



Выполнил :
слушатель 2 курса 1 потока
Зенкин Денис Владимирович



Москва - 1997



План



1. Демократия: надежды и
разочарования..............................................3


2. Определение
демократии..................................................................
......4


3. Идеальная и реальная
демократия........................................................7


4. Демократия и поиск идеального государственного устройства.....9


5.
Библиография..............................................................
.............................11

Демократия: надежды и разочарования

Со времен известного французского историка, социолога и политического
деятеля Алексиса де Токвиля[1] в политической литературе неоднократно
высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и
закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд
влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой
мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем
более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного
преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им
естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне
зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или
групп людей. Английская мысль осторожно пыталась поколебать эту точку
зрения, как одно из тех «дилетантских» обобщений, проистекающих из Франции.
Тем не менее это «французское» мнение приникло и в Англию, нашедши себе там
ряд твердых последователей.
Однако, в попытках подвести под общий знаменатель пестрое
разнообразие позиций относительно места демократии в системе
общечеловеческих ценностей, невольно на ум приходит «крамольная» мысль, что
как раз старое предсказание Токвиля таковым знаменателем быть никак не
может. С тех пор, как в большинстве стран демократия (хотя бы даже
«относительная» демократия) стала практической действительностью, в тоже
время она сделалась предметом ожесточенной критики. И если прежде самым
характерным обобщением политической науки была мысль о грядущем торжестве
демократии, сейчас таким обобщением многие считают утверждение о, как это
не парадоксально, неясности ее будущего, о возможных путях ее развития и
совершенствования. Пока демократию ждали, о ней говорили, что она
непременно наступит, когда же она наступила, о ней говорят, что она может и
исчезнуть. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой,
обеспечивающей уверенное и благополучное существование. Теперь же ясно
ощущают, что, отнюдь не создавая прочную основу уравновешенной жизни, она
более, чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий. В странах,
испытавших эту форму на практике, она уже давно перестала быть предметом
страха, но она же перестала быть предметом поклонения. Ее противники
понимают, что при ней все же можно существовать, ее сторонники -
соглашаются, что ей свойственны слишком многие недостатки, дабы ее безмерно
превозносить. В сущности, лишь политическая мысль начала 20 века вплотную
подошла к современному пониманию демократии. Но, его достигнув, она
увидела, что демократический строй привел не к ясному и прямому пути, а к
распутью. Вместо того, чтобы быть решением задачи, демократия сама
оказалась задачей. Оптимисты утверждали, что путь истинный все еще не
утерян, пессимисты обреченно констатировали наступление трагического часа.
Как ни странно, термин «демократия» принадлежит к числу наиболее
спорных и неопределенных понятий современной политической теории. Одно из
самых распространенных обыкновений 20 века, во многих случаях являющееся
простительной слабостью, - в вопросах политики непременно становиться под
знамя демократии. Как утверждал известный австрийский государствовед Ханс
Кельзен, критикуя большевизм, в 19-20 столетиях слово «демократия» повсюду
стало господствующим лозунгом и неудивительно, если оно, как всякий такой
лозунг, утратило определенное и твердое содержание. Следуя требованиям
моды, его стали считать нужным употреблять по всем возможным поводам и для
всех возможных целей, так что оно стало покрывать собою самые различные и
часто совершенно противоречащие друг другу понятия. Практически любой
социалист, не отождествляющий себя с коммунистической партией, сказал бы,
что диктатура пролетариата есть полное отрицание демократических начал.
Между тем апологеты коммунистического движения придерживались диаметрально
противоположного мнения. А чего стоят расплодившиеся в свое время по всему
миру названия типа «КНДР», «НДРЙ» и т.д., что иным, нежели публичным
признанием собственной некомпетентности в понимании «демократии» назвать
нельзя. В переводе на общедоступный язык «Корейская Народная
Демократическая Республика» звучало бы как малопонятная тавтология
«Корейское Народное Народное Самоуправление народа». Раздутая теория о
существовании т.н. «народных» и «буржуазных» демократий не выдерживает
критики. Подобного рода курьезы можно и по сей день встретить практически
«на каждом шагу», причем зачастую в понятие демократии большей частью
вкладывается совершенно различное содержание.


Определение демократии

Что же такое «демократия»? Безусловно не претендуя на какое-либо
«конечное», идеальное определение этого сложнейшего понятия, мы попытаемся
представить наше видение этой проблемы.
Когда античные мыслители, в особенности такие «столпы» как Платон и
Аристотель, отвечали на этот вопрос, они имели в виду прежде всего
демократию, как форму правления. Они различали формы правления в
зависимости от того, правит ли один, немногие или весь народ и
устанавливали три основных состояния: монархию, аристократию и демократию.
Однако и Платон, и Аристотель каждую форму правления связывали с известной
формой общественной жизни, с некоторыми более глубокими условиями
общественного развития. Оба они имели определенный эмпирический материал по
вопросу развития и смены политических форм, и оба видели, что если есть в
государстве какая-то внутренняя сила, на которой оно держится, несмотря ни
на какие бедствия, то формы его меняются. Каждая из этих форм может быть
хуже или лучше в зависимости от того, следуют ли они по пути закона или
отступают от него, имеют ли они в виду общее благо или собственные интересы
правителей. Но все эти формы подвижны и изменчивы. Ни одна из них не
является «конечной» и идеально прочной. Это утверждение относилось в том
числе и к демократии. В изображении Платона эта изменчивость демократии
превращается в порочный круг: с одной стороны это лучшее из правлений, все
становятся свободными, каждый получает возможность устраивать свою жизнь по
своему желанию, однако с другой стороны, якобы, вследствие «отсутствия в
жизни людей твердого плана и порядка» все здесь приходит в расстройство.
Изменчивость и подвижность демократии отмечает и Аристотель. Наиболее
прочным он считает демократический строй у народов, живущих простой,
близкой к природе жизнью. Другие виды демократии кажутся ему подверженными
изменениям, причем наихудшим видом он считает тот, в котором под видом
господства народа правит кучка демагогов, в котором нет твердых законов, а
есть постоянно меняющиеся предписания, в котором судебная система
превращается в издевательство над правосудием.
Европейский гуманизм внес значительные «осложнения» в «простоту»
греческих определений. Древний мир знал только непосредственную демократию,
к которой народ (рабы, разумеется, за народ не считались) сам правит
государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпало
здесь с понятием демократической формы правления, с понятием
непосредственного «народоправства». Хотя Руссо также воспроизводил это
греческое словоупотребление, однако именно он создал теоретическое
обоснование более широкому пониманию демократии, которое утвердилось в наше
время. Он допускал, что с верховенством народа могут быть совместимы
различные формы государственной власти - и демократическая, и
аристократическая, и монархическая. Тем самым он открыл путь для нового
понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть
принадлежит народу, а формы правления могут быть разные[2].
Позднее понятие демократии было распространено на все формы
государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении
власти и контроль над нею. При этом допускалось, что свою верховную власть
народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей. В
соответствии с этим демократия определяется прежде всего как форма
государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Это есть
самоуправление народа, без его различия на «черных и белых», «пролетариев и
буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. Следовательно,
демократической идее одинаково противоречит всякое классовое господство,
всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими бы
людьми они ни были. Таким образом, классовая демократическая теория,
воспринятая большевиками, являлась противоречием самой себе.
На основании этих определений монархическая Великобритания считается
в том числе современной теорией не менее демократичной, нежели
республиканская Франция. Равным образом и ряд других монархических стран,
как Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды считаются несравненно более
демократическими, чем провозглашенные таковыми многие государства Африки
или Латинской Америки.
В этом смысле современная политическая мысль пришла к гораздо более
сложному представлению о демократии, чем то, которое встречается в
античности. Но в другом отношении она не только подтвердила, но и закрепила
греческое понимание существа демократии. Выдвинув в качестве общего идеала
государственного развития идеал правового государства, мы зачастую
рассматриваем демократию как одну из форм правового государства. А так как
с идеей правового государства неразрывно связано представление не только об
основах власти, но и о правах граждан, правах свободы, то древнее
определение демократии как формы свободной жизни здесь органически
связывается с самим существом демократии, как формы правового государства.
С этой точки зрения демократия означает возможно полную свободу
личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем. Если
Платон существо демократии усматривал в том, что каждый человек получает
здесь возможность жить, в соответствии со своими желаниями, то это
определение как нельзя лучше подходит к современному пониманию демократии.
И сейчас идее демократии соответствует возможно полное и свободное
проявление человеческой индивидуальности, открытость для любых направлений
и проявлений творчества и т.п. И хотя практически демократия представляет
собой управление большинства, но, как метко сказал Рузвельт, «лучшим
свидетельством любви к свободе является то положение, в которое ставится
меньшинство. Каждый человек должен иметь одинаковую с другими возможность
проявить свою сущность».
Кельзен нашел для этой системы отношений удачное определение, назвав
ее системой политического релятивизма. Это значит, что если система
политического абсолютизма представляет собой неограниченное господство
какого-либо одного политического порядка, одной совокупности верований,
воззрений с принципиальным отрицанием и запрещением всех прочих, то система
политического релятивизма не знает в общественной жизни никакого
абсолютного порядка, верований, воззрений. Все политические мнения и
направления для нее относительны, каждое имеет право на внимание и
уважение. Именно релятивизм есть то мировоззрение, которое предполагается
демократической идеей. Поэтому она и открывает для каждого убеждения
возможность проявлять себя и в свободном состязании с другими убеждениями
утверждать свое значение. Демократическая идея требует свободы для всех без
каких бы то ни было изъятий и лишь с ограничениями, вытекающими из условий
общения.
Многие ученые называют демократию свободным правлением (free
government). Это еще раз показывает, в какой мере понятие свободы
неразрывно сочетается с представлением о демократической форме государства
и, казалось бы, исчерпывает его.
Однако, не упомянув о свойственном демократии стремлении к равенству,
мы могли бы упустить из виду один из наиболее важных признаков
демократической идеи. Де Токвиль отмечал, что демократия более стремится к
равенству, чем к свободе: «люди хотят равенства в свободе, и, если не могут
ее получить, они хотят его также и в рабстве»[3].
С точки зрения моральной и политической между равенством и свободой
существует наибольшее соотношение. Мы требуем для человека свободы в первую
очередь для полного и беспрепятственного проявления его личности, а так как
последняя является неотъемлемым «атрибутом» каждого человека, то мы требуем
в отношении ко всем людям равенства. Демократия ставит своей целью
обеспечить не только свободу, но и равенство. В этом стремлении к всеобщему
равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении к
всеобщему освобождению. Тезис Руссо о всеобщей воле народа как основы
государства в демократической теории неразрывно связывается с началами
равенства и свободы и никак не может быть от них отделен. Участие всего
народа, всей совокупности его дееспособных элементов, в образовании
«всеобщей воли» вытекает как из идеи равенства, так и из идеи свободы.


Идеальная и реальная демократия

Первые провозвестники демократической идеи основывали свою проповедь
на чисто религиозном воодушевлении. Для многих из них демократия была
своего рода религией. Следы такого политического идолопоклонства часто
встречаются и в наши дни: из-за неспособности или нежелания принятия
ответственных политических решений все надежды возлагаются на демократию,
как на «всемогущую и всеисцеляющую» силу, ей посвящают все свои силы и
энтузиазм. А чего стоят заявления о демократии, как наивысшей и конечной
форме, в которой политическое развитие достигает своего экстремума?!
Современная политическая теория подвергает подобные взгляды, как
мнения наивные и поверхностные, сомнению и противопоставляет им ряд
наблюдений и выводов, снимающих с демократии ореол чудесного,
сверхъестественного и вводящих ее в число естественных политических
явлений, представляющих ее как элемент, «равноправный» всем остальным
политическим формам. Особенно подчеркивается чрезвычайная трудность
осуществления демократической идеи и величайшая легкость ее искажения.
Многие великие мыслители находили, что демократия может быть осуществлена
лишь при особых, специфических условиях. Более того, большинство
определенно полагали, что, если понимать демократию во всей строгости этого
явления, то истинной демократии никогда не было и не будет.
Подобные суждения столь авторитетных ученых как Руссо, Брайс, Прево-
Парадоль, Шерер, Гирншоу и др. вполне подтверждают и ярко подчеркивают те
выводы о демократии, к которым приводит и исторический опыт и политическая
наука. Наивные предположения о том, что стоит только «свергнуть» старый
порядок и провозгласить «всеобщую свободу», всеобщее избирательное право,
народное самоуправление и демократия осуществится сама собой не выдерживают
критики. На самом деле, мысль о том, что с разрушением старых устоев тотчас
же наступает истинная свобода, принадлежит не демократической, а
анархической теории. В противовес этому анархическому взгляду современные
исследователи единодушно признают, что как более поздняя и сложная форма
политического развития демократия требует и большей зрелости народа. Как
указывалось ранее, по своему существу демократия есть самоуправление
народа, но для того, чтобы это самоуправление не было пустой фикцией надо,
чтобы народ выработал свои формы организации. «Народ должен созреть для
управления самим собой, понимающий свои права и уважающий чужие, осознающий
свои обязанности и способный к самоограничению. Такая высота политического
сознания никогда не дается сразу, она приобретается долгим и суровым опытом
жизни. И чем сложнее и выше задачи, которые ставятся перед государством,
тем более требуется для этого политическая зрелость народа, содействие
лучших сторон человеческой природы и напряжение всех нравственных сил»[4].
Эти условия осуществления демократии вытекают и из другого ее
определения, затронутого ранее, как системы свободы, политического
релятивизма. Поскольку демократия открывает широкий простор для состязания
самых разных сил, существующих в обществе, то необходимо, чтобы эти силы
подчиняли себя некоторому высшему началу. Свобода, отрицающая начала
общественного блага и солидарности всех членов общества, приводит к
самоуничтожению и разрушению основ государственной власти. Подобно страсти
к свободе, и страсть к равенству, если она приобретает характер слепого
стихийного движения, превращается в мощнейший фактор саморазрушения. Пример
тому - явные «перегибы уравниловки» времен существования Советского Союза.
Только подчиняя себя высшим началам, и равенство, и свобода становятся
созидательными основами общественного развития. Демократия невозможна без
воспитания народа, без поднятия его нравственного уровня. Более того, у
многих авторов мы находим еще более специфические мысли об исключительно
важном значении для демократии «глубокого религиозного чувства».
Степень отдаленности современных демократий от даже приблизительного
идеала отчетливо видна в вопросе о фактическом осуществлении народовластия.
Безусловно прав Руссо, отождествляя понятие истинной демократии с
непосредственным участием всего народа не только в законодательстве, но и в
управлении и утверждая, что система представительства есть отступление от
настоящего народовластия. Однако и он понимал, насколько трудно реализовать
в жизни подлинную демократическую идею. Объективно при любом строе, в т.ч.
и при демократии, над общей массой народа всегда вырастают немногие -
руководящее меньшинство, вожди, направляющие общую политическую жизнь.
Практически повсеместная трансформация демократии в правление немногих -
явление замеченное давно и достаточно хорошо описанное.
Однако Кельзен, как и многие другие видные ученые, соглашаясь с
данным наблюдением, что при демократии, как и при всех других политических
системах, определяющее значение имеют не массы, а вожди, в то же время
отстаивают превосходство демократии с той точки зрения, что именно здесь
совершается наиболее качественный отбор вождей. Возможно, во многих случаях
это действительно так, т.е. демократизм практически допускает сочетание с
аристократизмом, но это все по определению находится в противоречии с
чистотой демократической идеи. Признание же необходимости
аристократического ядра для жизнеспособных демократий тождественно согласию
с утверждением Руссо, что «истинная демократия более пригодна для богов,
нежели для людей».
Следует признать, что сделанный вывод легко оспаривается замечанием о
принципиальной невозможности осуществления в чистом виде ни одной из
известных политических систем. Разбирая слабые стороны демократии, можно
отметить, что эти же или какие-то другие недостатки в той или иной степени
свойственны и другим формам. Человеческая природа, недостатки ума и
характера, слабость воли остаются одинаковыми во всех системах. Однако
именно это умозаключение вводит демократию в ряд других форм, освобождая ее
от ореола совершенства и законченности, который стремились придать ей ее
первые провозвестники.


Демократия и поиск идеального государственного устройства

Демократия имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые
стороны. В противоположность безоглядному политическому оптимизму, особенно
ярко проявившемуся, к примеру, в СССР во второй половине 80-х годов, когда
казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит
только ее достигнуть и все остальное приложится, следует признать, что
демократия не путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь
«промежуточный пункт». Это - «опушка леса с неизвестно куда расходящимися
тропинками». «Мы надеемся, что прямой путь еще не утерян; но в то же время
видим, что уводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие
соблазны»[5].
Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будто
бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом
терпимости и приятия всех мнений она открыла простор в том числе и для
направлений, стремящихся ее уничтожить. Другой она быть не может, ибо это -
ее природа, ее преимущество. Но этим она могла удовлетворить лишь
некоторых, но никак не всех. У людей всегда остается потребность продолжать
совершенствование до бесконечности призрачного абсолютного идеала и никакой
политической системой их не удовлетворить. Поэтому вопрос о том, может ли
демократия смениться другими формами имеет ясный ответ: это случалось
ранее, происходит сейчас и, в принципе, может произойти в будущем.
Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы,
система релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть
пустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые
разнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемое
недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людей
от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку»
развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли
мы в конце концов снова на опушку?». На данный момент мы более всего
склонны соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия -
плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не
придумало».



Библиография



1. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., «Прогресс - Литера»,
1994.


2. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991.


3. Новгородцев П.И. Сочинения. М., «Раритет», 1995.


4. Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992.


5. Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996.

-----------------------
[1] Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., «Прогресс - Литера»,
1994.
[2] Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного
«народоуправства», соединяющего законодательство с исполнением. Те формы
государства, в которых народ оставляет за собой только верховную
законодательную власть, а исполнение передает монарху или ограниченному
кругу лиц, он признавал законными с точки зрения «народного суверенитета»,
но не называл их демократическими.
[3] Алексис де Токвиль: «Демократия в Америке», кн.2, ч.2., гл.1.
[4] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991.
[5] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991.





Реферат на тему: Депопуляция в России

Демографическое будущее России: депопуляция. Навсегда?

(Социс. 1999. № 3. С. 80; 87. Статья подготовлена при поддержке
Российского Государственного Научного Фонда (проект 96 - 03-4311
“Репродуктивное поведение семей в условиях социально-экономического
кризиса в России).


АНТОНОВ Анатолий Иванович, доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой социологии и демографии семьи социологического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Россия, наряду с Испанией и Италией, возглавляет ныне список индустриально
развитых стран со сверхнизкой рождаемостью, т.е. с таким ее уровнем,
который намного ниже порога простого воспроизводства населения (2,1 ребенка
в среднем на одну женщину за всю жизнь). У нас этот индекс в 1997 г.
составил 1,23 ребенка (для сравнения: в Англии и Франции - 1,7; Швеции -
1,6; Германии - 1,3; Италии - 1,24; Испании - 1,15; в США и Канаде,
изначально ориентированных на иммиграцию, - соответственно 2,0 и 1,6)1.


Для развитых стран сверхнизкая рождаемость является хронической, и ее
продолжающееся сокращение в связи с дальнейшим развалом института семьи
скорее говорит о "демографическом крахе", нежели "демографической зрелости"
западного мира. В преддверии XXI века можно со всей определенностью
сказать, что призрак депопуляции бродит не только по Европе - это
планетарный, глобальный феномен. К 2000 г. население Земли, по-видимому,
достигнет 6 млрд. - величины значительно меньшей, чем это мерещилось в 50-е
годы мальтузианцам всех мастей. Причем, прирост на 96% будет определяться
развивающимися странами, в которых происходит удивляющее многих европейских
демографов ускорение темпов падения рождаемости.


По признанию французского ученого Маргарит Буше, "демографы задают себе
вопрос, будут ли достигнуты оценки хотя бы нижнего варианта прогноза (ООН
1996 г. - А.А.) на 2025 г. (7,49 млрд. человек. - А.А.), тогда как еще
недавно казалось, что будет превзойден средний вариант (8,03 млрд. -
А.А.)"2 . Но эксперты ООН, многие годы беспрерывно пересматривающие свои
прогнозы на 2025 год в сторону уменьшения, обречены и далее завышать уровни
рождаемости не только в развивающихся, но и в развитых странах в связи с
упорной приверженностью изжившим себя стереотипам концепции "планирования
семьи". Некоторые ученые и сами признают отсутствие "убедительной"
постпереходной теории демографических процессов.


Так, известный канадский демограф А. Романюк (см. его статью в данном
номере) справедливо отвергает концепцию "второго" демографического
перехода, возможно, потому, что причины непрерывного сокращения сверхнизкой
рождаемости нельзя объяснить в рамках "переходной" идеологии. Ведь она
заранее предполагает "благополучный" переход от чего-то одного к чему-то
другому, когда завершающее состояние как бы оказывается конечной целью
этого перехода. Отсюда, независимо от наблюдаемых демографических
тенденций, подспудно ожидается стабильный баланс рождаемости и смертности,
но не на высоком, а на низком уровне.


Подобный взгляд исходит из того, что снижение рождаемости рано или поздно
останавливается на какой-то предельной отметке, соответствующей минимально
приемлемому уровню смертности. Поэтому все научные данные о продолжающемся
падении рождаемости и негативных последствиях этого начинают
интерпретироваться в контексте "временных", "конъюнктурных" колебаний
вокруг "желанно-низкого" уровня, на достижение которого и был как бы
направлен "демографический переход". Точка зрения А. Романюка
привлекательна - переход от равновесия высокой рождаемости и смертности к
их дисбалансу является прерыванием эволюции, стабильного хода развития.
Дезорганизация, дезинтеграция, энтропия, а не гомеостаз, равновесие
становятся основополагающей характеристикой демографических изменений. В
этих условиях резко усиливается значимость теорий, объясняющих
непрерывность снижения рождаемости. При этом возрастает роль
социологического объяснения, особенно в связи с прогнозированием будущих
тенденций рождаемости, определяемых динамикой репродуктивного поведения
семей, репродуктивными установками и ориентациями населения, динамикой
потребности семьи в детях.


Попробуем с этой точки зрения взглянуть на демографические прогнозы,
касающиеся России,в какой мере стереотипные ожидания специалистов о
прекращении спада рождаемости в связи с "завершением" демографического
перехода диктуют оценку будущих демографических изменений? При разработке
прогнозов численности населения часто желаемое выдается за действительное.
Например, рождаемость "должна" стабилизироваться, согласно вульгарной
"социологической теории" о влиянии роста уровня жизни на рождаемость
демографов А.Г. Волкова и Л.Е. Царского. Они заявляют, что "при достижении
уровня 1,7; 2,0 рождений на один брак снижение прекращается и наступает
период стабилизации..."3.


При постоянном ожидании демографами "стабилизации" рождаемости вольно или
невольно завышаются прогнозные оценки численности населения России. Так,
Госкомстат России в прогнозе 1993 г. предполагает увеличение населения до
150 млн. в 2000 г. и 150,2 млн. человек - в 2005 г. и лишь незначительное
уменьшение до 148,9 млн. в 2015 году. В зависимости от притока мигрантов в
страну Центр демографии и экологии человека (ЦДЭЧ) дает близкие этому
оценки на 2015 г. - 139,9 - 150,1 млн. Еще более "оптимистические" оценки
были сделаны в 1994 г. специалистами Бюро цензов США: 151,5, 155,9 и 159,3
млн. человек соответственно в 2000, 2005 и 2015 гг. На этом фоне выделяются
более осторожные оценки экспертов ООН, сделанные в 1994 г., соответственно
145,5, 144,2 и 142,0 млн. чел.4. Эти данные были уточнены в 1996 г. с
учетом демографических тенденций 1994; 1996 гг. По среднему варианту
прогноза предполагается 146,2 млн. человек - в 2000 г.; 143,6 - в 2005 г.-
138,1 млн. - в 2015 г. и 131,4 млн. - в 2025 г. Прогнозируется убыль
населения на 20 млн. человек за счет сверхнизкого уровня рождаемости либо
некоторого повышения его, но отстающего от уровня снижения смертности или
же повышения средней продолжительности жизни (после 2005 года принимается
нулевая миграция)5.


Интересно, что в этом прогнозе предусмотрен рост суммарного коэффициента
рождаемости в 1995; 2000 гг. до 1,35, сохранение данного уровня до 2005 г.
и постепенный рост этого индекса в 2015 г. до 1,49 и в 2025 г. - до 1,63. В
минимальном прогнозе численности населения России заложена неизменность
суммарного коэффициента рождаемости с 1995 г. по 2025 г. на отметке 1,276.


Эти прогнозные оценки, однако, не соответствуют динамике репродуктивных
ориентации населения в 1960; 1990 гг., и, скорее всего, основаны на
стереотипном предположении о позитивном влиянии улучшающихся условий жизни
на потребность семьи в детях и социальные нормы рождаемости. Подобные
допущения требуют серьезной аргументации и наличия социологической базы
данных, т.е. того, что обычно отсутствует в публикациях. Процедура
конструирования демографических прогнозов, игнорирующих данные о динамике
репродуктивных установок и норм, оказывается не просто необоснованной, но и
самообосновывающейся. Как неоднократно уже отмечалось социологами
феноменологической ориентации, "объяснение демографических данных с точки
зрения рационализации представляет собой, по существу, приписывание
значений, свойственных наблюдателю"7.


Сходным образом высказывался еще в 1970 г. Д. Хауторн о приписывании
демографами изучаемым феноменам тех значений, которые "очевидны", исходя из
их личного опыта семейной жизни8. Имеется в виду легкость проникновения в
"высокие теории" представлений здравого смысла, обиходных интерпретаций и
житейских стереотипов. Чем "очевиднее" бытовое объяснение, тем быстрее оно
возводится в ранг концептуального, и тем меньше вероятность, что оно
подвергнется сомнению. Таким образом, объект исследования конструируется в
ходе анализа посредством латентных представлений, определяющих сами способы
восприятия или воссоздания социальной реальности, будь то число рождений
или установки детности.


Дьявольский капкан "семейно-демографического сюрреализма" захлопывается,
когда "сознательно" действующий демограф-экономист или статистик порождает
"круг самообоснования", отказываясь от социологического объяснения снижения
рождаемости и потребности семьи в детях, отвергая социологическое измерение
репродуктивных установок, норм и ценностей. Постоянное уменьшение среднего
числа рождений и всех показателей ориентации на число детей в семье за
последние 30 лет в России и Европе благодаря процедуре самообоснования не
принимается во внимание. В прогнозах динамики установок детности на
предстоящие 30 лет произвольно закладывается неизменность этих установок
или даже их постепенное увеличение. Вопреки социологическим измерениям,
свидетельствующим о более низких репродуктивных ориентациях новых поколений
и о продолжающемся снижении их у старшеклассников, подростков и детей (а
это реальный прогноз будущей рождаемости молодоженов!9), апологеты
"прогрессивного развития" семьи без какой-либо аргументации предусматривают
рост установок на число детей и, соответственно, рождаемости.


Массовое распространение однодетной семьи, спад регистрируемой брачности и
рост сожительств, непрерывный подъем разводимости, депривация родителей и
детей, расширение неполноты семьи и псевдосупружество пар ; все эти
процессы продолжают пониматься большинством демографов в духе
"прогрессивной рационализации" социальной структуры, якобы предлагающей
семье ряд новых возможностей "рационального выбора". Следовательно,
демографическим процессам приписываются и предписываются тенденции,
соответствующие личным экспектациям. Именно поэтому социологи
феноменологической ориентации предлагают сделать самостоятельной проблемой
исследования здравый смысл демографов, "сознательно" конструирующих
демографическую картину сегодняшнего и завтрашнего мира под себя, под свой
семейный образ жизни.


Теория перехода от "традиционной" семьи к "современной" включает в себя ряд
обиходных истин, и прежде всего тезис о "прямой связи" между уровнем жизни
и числом детей (устранение "помех" к рождаемости повышает детность
благодаря более полному удовлетворению потребности семьи в детях, которая
якобы всегда очерчивается уровнем, необходимым для простого воспроизводства
населения). Концепция "прогрессивного развития" семьи хорошо вписывается в
теорию модернизации, теорию успешного социально-экономического развития,
где все негативные явления относятся к "временным" отступлениям от
генеральной линии или к "отставанию" от хода событий.


Поэтому при описании семейно-демографических изменений теория перехода
обнаруживает свое "прогрессистское" происхождение, тогда как в качестве
основы демографической и семейной политики эта теория вынуждена пойти на
ухищрения. Неизбежность перехода к благополучному завершению оставляет для
политики лишь второстепенную цель расчистки пути и ускорения, подталкивания
процессов истории. Рассуждения о самоорганизации социума, о способности
общества к самопреобразованию фактически повторяют "прогрессистскую"
перспективу "развития" семейных и демографических структур.


Это хорошо показано в статье А. Романюка при критическом анализе
"перспективы саморегуляции", когда постулируется "невидимая рука" природы,
которая через созидательные силы рынка берет на себя продвижение к
социальному и экономическому равновесию частных интересов без какого бы то
ни было вмешательства государственной власти. А. Романюк сомневается, что
противоречие между индивидуальными и общественными интересами вообще и в
демографической сфере - в частности10, можно разрешить с помощью механизмов
свободного рынка. "Индивидуализм как необходимое условие рыночного
равновесия, - подчеркивает он, - является в то же время условием,
затрудняющим демографическое равновесие". Поэтому только определенные
воздействия общества могут сократить разрыв между противоречивыми
интересами. В этом и следует видеть главную цель демографической и семейной
политики. Причем даже сильная политика укрепления и поддержки семьи, по
мнению А. Романюка, не обещает "бума" рождаемости, и число детей в семье
может оказаться существенно ниже необходимого.


Проблема сверхнизкой рождаемости действительно является проблемой и в
социальном, и в интеллектуальном смысле, но она не признается в качестве
таковой ни политиками, ни учеными, ни общественным мнением. Нет надежды на
признание ее даже в странах, где началась и идет депопуляция. Нет пока
уверенности в том, что проблемы кризиса института семьи и депопуляции
найдут понимание и в России, среди "верхов" и "низов"..Причины этого
специально исследуются в теории институционального кризиса семьи и
исторического ослабления потребности семьи в детях, в теории, которая
непопулярна в среде ученых, поскольку противоречит личному опыту малодетной
жизни и негативно оценивает современные формы ориентированной на развод и
на однодетность семьи. К тому же нельзя не учитывать амбиции тех, кто
начиная с 70-х гг. уверял, что рождаемость повысится, и депопуляция нам не
грозит11. Последние годы спада рождаемости до сверхнизкого уровня
обнаружили все сильнее ведущуюся не по правилам войну с научной школой
кризиса семьи и отмирания социокультурной потребности в нескольких детях, -
ее достижения замалчиваются либо извращаются.


Представители "прогрессистского развития" семьи не хотят признать вполне
реальную возможность снижения суммарного коэффициента рождаемости (СКР) в
2010 г. до 1,0, поскольку в их парадигме не только не предусмотрено
массовое распространение потребности населения в однодетной модели семьи, а
напротив, ожидается появление новых стимулов к детоцентризму (А.Г.
Вишневский), к повышению рождаемости. Этому способствует неподготовленность
демографов к социологическому исследованию репродуктивного поведения семьи,
к адекватному социологическому измерению поведенческих феноменов, к
социологическому объяснению "статистики мнений" о числе детей. Пример с
прогнозом ООН, предполагающим неизменность СКР = 1,27 на протяжении 30 лет,
показывает, что социологический обскурантизм присущ не только отечественным
ученым-демографам.


Когда дело доходит до социологического обоснования прогнозных оценок СКР12,
демографы, обычно весьма придирчивые к техническим процедурам, поступают
проще простого: для верхнего варианта прогноза численности населения России
на 2025 г. берется средний СКР = 1,77 (1,53; 2,03), для среднего варианта -
1,47 (1,35; 1,63) и для нижнего, как уже отмечалось, - 1,27. По среднему
варианту численность страны опускается до 131,4 млн., по нижнему - до 126
млн. человек в 2025 г. Возникает вопрос о том, какими окажутся эти оценки,
если внести социологические коррективы в умозрительные построения?


Социология семьи и рождаемости располагает результатами исследований по
динамике репродуктивных ориентации населения. Все зарубежные данные,
начиная с 1936 г. ; первых опросов населения США Институтом Гэллапа об
идеальном числе детей, свидетельствуют об устойчивой тенденции уменьшения,
причем, за 35-40 лет, на величину где-то в пределах 1,0. В нашей стране
выборочные опросы мнений о желаемом, идеальном, ожидаемом числе детей стали
проводиться с конца 60-х годов. Они также показывают картину непрерывного
снижения показателей. Величина идеального числа, колебавшаяся тридцать лет
назад вокруг 3,0 (а это относится также и к желаемому числу, которое стало
широко измеряться в выборочных опросах лишь в конце 70-х гг.), теперь
варьируется в пределах двухдетности.


Ожидаемое число детей, находившееся в 60-е годы в пределах 2,1, в городах
было 1,8 (из крупных городов оно меньше всего было в Ленинграде - 1,55 в
1969 г., а в Москве при средней 1,69 не опускалось ниже 1,4 в слоях с самым
высоким образованием и доходом). Тогда показатели крупных городов
предсказывали будущую ситуацию в России: действительно, через 25 лет
московский уровень стал общероссийским - по данным микропереписи 1994 г.,
среднее ожидаемое число детей у женщин составило 1,709 (стандартизированный
показатель)13 . Среднее желаемое число оказалось равным 1,880 (для
сравнения: в исследовании "Москва - 1978" оно было 2,8)14.


В предстоящие десятилетия (если не произойдет небывалое и если не начнется
специальная политика по подъему уровня потребности семьи в детях) следует
ожидать сохранение наблюдающихся темпов ослабления потребности в детях и
репродуктивных установок. Поэтому больше половины населения к 2025 г. будет
испытывать потребность в однодетной модели семьи. К концу третьей декады
XXI века произойдет, таким образом, отмирание потребности в двух детях как
нормы поведения и сформируется массовая потребность в однодетности. Значит,
СКР может опуститься значительно ниже прогнозируемого уровня желаемого
числа детей 1,2-1,3, а также уровня ожидаемого числа детей 1,0 - 1,1 и
составить примерно 0,8; 0,9. Подобная величина СКР в 2025 г., как видим,
намного ниже 1,27 - уровня надежд экспертов, игнорирующих достижения
социологии. Соответственно, сокращение численности населения России в 2030
- 2035 гг. (даже при росте средней продолжительности жизни до 70; 71 лет)
может оказаться сокрушительным: на 40 - 50 млн. человек. Итак, Россия может
стать 100-миллионной через 30 лет, и только резкий приток мигрантов в
страну способен остановить убыль численности, но не депопуляцию коренного
населения.


Единственно приемлемый с научной точки зрения путь исправления сложившейся
демографической ситуации и одновременно путь преодоления кризиса семьи
связан с изменением социальных условий. Только переход к мощной политике
укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам
жизнедеятельности способен остановить ослабление потребности в детях. Чтобы
СКР оставался на прогнозируемом экспертами ООН уровне 1,27 (ожидаемое число
детей соответственно - 1,47, желаемое - 1,67) до 2025 г., необходимы
аргументированные доказательства желания российского правительства
осуществлять просемейную политику. Следует добавить к этому, что СКР 1,27 -
вовсе не тот уровень рождаемости, который необходим нашей стране хотя бы
для простого воспроизводства населения. Для этого требуется 2,1 детей на
одну женщину - лишь в этом случае в долгосрочной перспективе исключается
убыль численности.


К сожалению, в настоящее время демографические процессы пущены на самотек.
Депопуляции и разваливанию института семьи дана возможность идти, видимо,
до тех пор, пока негативные последствия не станут угрожать самосохранению
властных структур. Политика "откладывания на потом" радикального
преобразования нынешних отношений семьи и государства (в целях укрепления
института семьи и повышения рождаемости) весьма четко выражает официальную
позицию, которую иначе, как антисемейной, не назовешь. Проблема весьма
сложна, тем не менее ее явное игнорирование 15 заставляет предположить
определенную заинтересованность в сохранении статус-кво, т.е. в
депопуляции. По-видимому, наличие противоположных научных парадигм,
предлагающих взаимно исключающие концепции семейной политики, оказывается
удобным поводом для оправдания официального бездействия, - дескать, пусть
сначала ученые сами разберутся "что к чему", придут к общему мнению. Однако
выбор между политикой малодетоцентризма, оправдания низкой рождаемости и
политикой поощрения семьи с несколькими детьми должен быть сделан
правительством, а не учеными.


Депопуляция может стать решающей для судьбы России в первой трети XXI века:
при пространствах, охватывающих одиннадцать временных зон, ее сегодняшняя
численность является рядовой. После Китая, Индии, США, Бразилии наша страна
попала в одну группу с Пакистаном и Японией. Две трети российской
территории заселены так же, как и в эпоху неолита, - менее одного человека
на квадратный километр. Другими словами, к востоку от Урала демографическая
пустыня накладывается на географическую. Плотность населения России (12
чел. на кв. км.) в 3 раза меньше среднемировой и в 30 раз меньше, чем в
Японии, Бельгии и других европейских странах. Обычная аргументация
противников просемейной политики, мол, в Европе тоже низкая рождаемость, но
там "не кричат" о вымирании и "не озабочены" стимулированием рождаемости, в
наших условиях не проходит, так как убыль 50 млн. населения неизбежно
явится фактором разрушения территориальной целостности государства16.


Депопуляция как исторически беспрецедентный (из-за преобладания социальных
норм малодетности) феномен ставит множество вопросов, к ответу на которые
не готовы ни ученые, ни политики, ни общественность. Вся история западных
стран и России разворачивалась на фоне непрерывного роста населения.
Удвоение населения Европы, происходившее через каждые 100 лет в XVII - XIX
вв., никогда не расценивалось сквозь призму "угрозы перенаселенности".
Существование рыночно-индустриального капитализма, немыслимое вне массового
производства и массовых рынков сбыта, базируется на росте населения.


Переход к режиму постоянной убыли населения требует проработки по крайней
мере вопросов о том, что будут адаптироваться все сферы жизнедеятельности к
перестройке структуры населения, резкому изменению пропорций между детьми,
трудоспособными и пожилыми людьми. Никто не готов сказать, какие социальные
последствия будут сопровождать процессы закрытия дошкольных и школьных
учреждений, сокращения детских товаров и услуг, перемещения рабочей силы в
сферах воспитания и образования, изменения структур занятости. Самое
ужасное, что исследование проблем депопуляции и краха института семьи будет
тормозиться общественной атмосферой, теми настроениями, которые сопутствуют
появлению и укреплению новых антиэкзистенциальных - ценностей и приоритетов
в обществе. Нынешний пересмотр "традиционных" опор образа жизни вообще и
семейного в частности, наделение высоким престижем гомосексуальных,
инцестуозных, суицидальных и т.д. линий человеческого поведения ставят под
угрозу не только общечеловеческие основы цивилизации и культуры, но даже
самосохранение человечества.


Современная экзистенциальная социология выяснила главное: социальные
изменения, обусловленные человеческой активностью, ведут к историческому
перевороту в системе жизненных ценностей, к ослаблению ценности семьи и
детей (соответственно, к самоубийственной однодетности и депопуляции).
Потенциал социокультурных норм многодетности, оставленный нам в наследство
нашими предками, исчерпан, и теперь только специальное воздействие на
стихию взаимодействия частных и общественных интересов способно возродить
потребность в семье и в нескольких детях. На повестке дня - социальное
управление ценностными ориентациями населения, преобразование экономики в
интересах семьи с детьми.


Судьба отдельных наций и человечества в целом зависит от их способности
вернуть понятию человеческого благополучия изъятое оттуда благо
семейнодетного образа жизни. Безоглядное стремление к росту уровня жизни,
потребительскому обогащению, повышению социального статуса в силу своей
инструментальности исключает из представления о благополучии подлинные
ценности человеческого бытия - семью с детьми. Прямо заявляя о своей
приверженности интересам института семьи и экзистенциальному сохранению
общества, представители теории кризиса семьи и просемейной политики
пытаются пробудить общественное мнение, привлечь внимание общественных
движений и политических партий, а также предостеречь правительство от новой
угрозы, нависшей над национальной безопасностью страны.


Примечания


1 Буше Маргарит. Все страны мира (1997) // Население и общество. Инф. бюлл.
Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного
прогнозирования РАН. 1997. № 20.


2 Там же.


3 Волков А Т., Дарский Л.Е. Демографическое развитие семьи. //
Демографическое развитие в СССР. М., 1985. С. 61. Спустя 10 лет, когда
суммарный коэффициент рождаемости упал до 1,4, идея стабилизации у авторов
сохраняется: "Есть аргументы и в пользу того, что резкое падение уровня
рождаемости в последние годы - следствие не замены двухдетной модели семьи
однодетной и не отказа от детей вообще, а лишь откладывания их рождения "до
лучших времен". И далее: "если экономические реформы пойдут успешно, то
можно ожидать, что преодоление трудностей переходного периода и повышение
уровня жизни приведет и к повышению рождаемости, хотя уровень последней,
очевидно, не будет высоким". - Волков Андрей. Семейная структура населения
России: факторы и тенденции // Российский демографический журнал. 1996. №
1. С. 22. Любопытно, что теперь уже не указывается уровень повышения
отложенной рождаемости (1,7; 2,0), а осторожно говорится, что он "не будет
высоким".


4 Население и Общество. ЦДЭЧ. 1995. № 4. Табл. № 4.


5 Население и Общество. 1997. № 20.


6 Там же.


7 Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 105.


8 Hawthorn Geoffrey. The Sociology of Fertility. London, 1970.


9 См. в связи с этим: Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1976. С.
212; 214, а также: Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 1986.


10 Следует напомнить, что некоторые отечественные демографы отрицают
наличие такого противоречия. Например, А. Г. Волков объявляет потребность
семьи в детях одновременно потребностью общества в них, и поэтому надо-де
не побуждать семьи рожать больше, чем они хотят, а наоборот, следует
"максимально содействовать удовлетворению социально обусловленной
потребности семей в детях, ибо тем самым будут удовлетворены и потребности
в них всего общества". ; Волков А.Г. О необходимости воздействия на
рождаемость //Рождаемость. М., 1976. С. 59.


11 См., к примеру, Андреев Е.М., Волков А.Г. Демографические модели. М.,
1977. С. 7. Вишневский А. Демографическая революция и будущее рождаемости и
смертности в СССР // Наше будущее глазами демографа. М., 1979. С. 41. См.
также о негативном отношении к "возможности управлять рождаемостью с
помощью политики": Вишневский А.Г. Трудное возрождение демографии //
Социологический журнал. 1996. № 1. С. 109.


12 Следует отметить, что СКР - суммарный коэффициент рождаемости, как
наиболее точный из демографических показателей рождаемости, выражает одним
числом итог взаимодействия демографической структуры (половозрастной и
брачно-семейной) и репродуктивного поведения. В среднем числе рождений на
одну женщину также учитывается наличная потребность в детях вместе с
оценкой возможности ее реализации. Социологический подход показывает, что
нельзя статистические данные о желаемом и ожидаемом числе детей считать
измерением самой потребности в детях, норм и установок детности.
Потребность в детях (независимая ни от каких условий) измеряется с помощью
специальных методик, таких как СД (семантический дифференциал), тогда как
мнения показывают возможную в тех или иных условиях величину потребности:
идеальное число - в идеальных для всех условиях жизни; желаемое число - в
идеальных для своей семьи условиях; ожидаемое число - ожидаемое в ближайшее
время число детей, исходя из конкретных условий семейной жизни. Только
данные о динамике показателей мнений за одну-две-три декады могут
трактоваться как косвенное свидетельство изменения потребности в детях.
Рост или падение величин этих показателей за 2-3 года не есть изменение
репродуктивных установок - это изменение определения людьми семейных и
общих условий жизни. Фантастические перепады обсуждаемых показателей в 1992
- 1995 гг. (падение на 0,6; 0,7 и подскок на 0,3 - 0,4) говорят об оценке
"шоковой терапии" 1992 г. и о стабилизации восприятия условий жизни в 1995
- 1996 гг. (См. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение населения России в
1991; 1996 гг. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. №
4. С. 132).


13 Борисов В.А. Желаемое число детей в российских семьях по данным
микропереписи населения России 1994 года // Вестник МГУ. Серия 18.
Социология и политология. 1997. № 2. С. 33.


14 Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987. С. 74.


15 Например, в 1994 году - на третьем году шествия депопуляции по стране -
при обсуждении в Министерстве труда правительственного доклада о
демографической ситуации в России (для Каирской конференции) большинством
из текста было вычеркнуто слово "депопуляция", как не имеющее научной
ценности. В связи с этим сегодня возникает вопрос, сколько же еще
потребуется лет реального развертывания депопуляции, чтобы это неприятное
для слуха многих слово попало, наконец, в правительственные отчеты и
постановления?


16 Как видно из статьи А. Романюка, в развитых странах западной цивилизации
обеспокоены угрозой межнациональных конфликтов по причине убыли коренного
населения. Здесь явно озабочены притоком иммигрантов. В России - стране
многонациональной - этническая дифференциация рождаемости в настоящее время
незначительна (лишь 2,3% населения ориентированы больше чем на 2-х детей в
семье - см. упомянутую выше статью В. Борисова). Но в этнических конфликтах
различия в рождаемости тех или иных наций и народностей, как правило,
гипертрофируются, представляются в искаженном виде.






Новинки рефератов ::

Реферат: Аграрная реформа П.А. Столыпина (История)


Реферат: Общественные отношения в контексте public relations (Социология)


Реферат: Развитие инструментальной музыки в эпоху романтизма. Творчество Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини (Музыка)


Реферат: Культура Ацтеков (Культурология)


Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)


Реферат: Российские избирательные технологии (Политология)


Реферат: Многопроцессорный вычислительный комплекс на основе коммутационной матрицы с симметричной обработкой заданий всеми процессорами (Компьютеры)


Реферат: Логика. Формальная или диалектическая? (Логика)


Реферат: MS Windows (Компьютеры)


Реферат: Современные проблемы юрисдикционного иммунитета государства и его собственности в международном частном праве (Международное частное право)


Реферат: Отчет по преддипломной практике ООО"Холод" (Аудит)


Реферат: Исследование аудитории СМИ (Социология)


Реферат: Архитектуры AppleTalk и ArcNet (Программирование)


Реферат: Древнегреческая культура (История)


Реферат: Отчет о практике ЗАО АРЭК предприятие Республики Казахстан (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бизнес план на тему: Каким видом бизнеса вы хотели бы заниматься? (Банковское дело)


Реферат: Куда идет Россия (История)


Реферат: Льюис Кэрол (Литература)


Реферат: Болезнь Боткина - Острый вирусный гепатит (Биология)


Реферат: Стекло (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист