GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Женское предпринимательство (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Женское предпринимательство (Социология)



Сибирская академия государственной службы



Факультет переподготовки специалистов (ФПС)



Кафедра социальной политики



ТЕМА РЕФЕРАТА:

«Женское предпринимательство»


Выполнил: слушатель гр. 101
Куликов А.Т.

Провеил: Кузьмен О.В.



г. Новосибирск – 2001 год
Оглавление:
1Введение………………………………………………………………….1 стр.
2. Иностранный опыт………………………………….……………….... 1 стр.
2.1. Основные причины, побудившие женщин открыть
свое дело……………………………………………………………... 1-2 стр.
2.2. Сферы приложения деловой активности женщин
в странах Европы и США…………………………………………... 2-4 стр.
3. Российские женщины-предприниматели……………………………. 4 стр.
3.1. Данные Госкомстата России………………………………………... 4-5 стр.
3.2. Три социальных группы женщин-предпринимателей……………. 5-6 стр.
3.3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес………………... 6 стр.
3.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством,
партнерами, конкурентами и подчиненными………………….… 7 стр.
3.5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями….. 8 стр.
3.6. Что, по мнению женщин-предпринимателей,определяет успех
в бизнесе…………………………………………………………….. 8 стр.
3.7. Препятствия и помехи в бизнесе………………………………….. 8-9 стр.
3.8. Анализ факторов, способствующих и препятствующих бизнесу.. 9
стр.
3.9. Неравенство возможностей и системы мер по защите
интересов женщин-предпринимателей…………………………… 9-10 стр.
3.10. Жизненные ценности женщин-предпринимателей…………….. 10-11 стр.
4. Выводы…………………………………………………………………11 стр.
Литература…………………………………………………………….. 12 стр.



1. Введение
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое.
Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся
рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам -
деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты
женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил
рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным
участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми
женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху,
лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага
и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический
прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и
женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об
окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция
не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала
известный приоритет женщинам.
Годы перестройки вернули понятию «дела» рыночный, предпринимательский
оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес»,
многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки —
торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная
группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины
бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-
профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет
свои особенности, свой личностный типаж. Группа «женщин бизнеса» находится
в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге,
требует специальных исследовательских проектов.
2. Иностранный опыт
2.1. Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело.
Американские социологи в 1991 году попытались ответить на вопрос о
том, каков человек, решившийся открыть собственное дело. Исходные
наблюдения: очень многие делают решительный шаг. И, как правило, на него
решаются под давлением внешних обстоятельств. Каковы они?
Представлю их по мере убывания значимости:
1) увольнение;
2) ощущение себя лишним на работе;
3) чувство неудовлетворенности достигнутым;
4) наличие собственных идей, планов и невозможность их реализации на
традиционном месте работы;
5) появление нового начальника, навязанного коллективу;
6) перевод на новую должность или место работы, которое вас не устраивает;
7) столкновение с перспективой ликвидации Вашего предприятия;
8) достижение определенного возраста и неудовлетворенность жизненным
достижением;
9) наблюдение за успехом друга, который основал собственное дело.
Таким образом, можно заключить, что существует две важнейших причины
решения женщины открыть свое дело: угроза потери привычного места работы и
неудовлетворенность достигнутым в деловой жизни. Думается, что для
российской женщины значимы обе из названных причин, но первая с
неотвратимостью требует от женщины решения. Тем не менее до настоящего
времени группа «женщины бизнеса» продолжает оставаться немногочисленной.
2.2. Сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и
США.
Анализ статистики стран с традиционно развитой рыночной экономикой
показывает, что наиболее успешен для женщины бизнес в сфере обслуживания,
малого и среднего масштабов. Сфера приложения деловой активности ограничена
для женщины: вековой опыт руководства домашними делами, здравый смысл,
позволяющий планировать финансовую выгоду + образование, полученное в годы
развертывания НТР. Женщины, кажется, обречены на успех. Однако, данный
вывод был сделан лишь сравнительно недавно. Женщинам Европы и США удалось
преодолеть психологический барьер и они продемонстрировать полную меру
делового потенциала.
Женский бизнес в 80-е годы стал мощной экономической силой в странах
Западной Европы и США. Научно-технический прогресс и переход к
постиндустриальному обществу вызвали структурную перестройку экономики и
быстрое развитие сферы услуг. Массовые мелкие предприятия на рынке услуг
создавались женщинами. Женщины смогли в этой сфере быстрее найти себя,
реализовать такие женские качества как хозяйка дома, портниха, мать. Как
грибы росли мелкие закусочные, ремесленные мастерские, магазинчики.
Обществу пришлось признать, что успехи женщин-предпринимателей в малом
бизнесе были значительнее и весомее. Этому способствовала
коммуникабельность, интерес к людям, заботливость, меньшая амбициозность и
другие черты женского характера. Путь женщин в бизнес не был легок и прост.
Женщинам не хватало знаний, поддержки со стороны государственных органов.

Сегодня женщина-предпринимательница в странах Западной Европы
является равноправным партнером, она ощущает поддержку со стороны
государства. В некоторых странах, например, ФРГ, разрабатываются
специальные программы государственной помощи начинающим бизнесменам.
Женский бизнес в США:
Свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин. В течение
5-летнего срока к банкротству приходит одно из 4-х женских предприятий (это
меньше, чем в целом по стране). В отчете Национального Совета по женскому
бизнесу за 1990 г. отмечалось, что за последние два десятилетия на долю
женского бизнеса пришлось 2/3новых рабочих мест. До 1970 г. на долю
женского бизнеса приходилось 5% предприятий, в настоящее время более 30%, в
т.ч. 50% предприятий розничной торговли. Женщина-бизнесмен в американской
экономике сегодня играет значительную роль. Эта роль состоит, по мнению
исследователей, во влиянии на структурную перестройку экономики, сокращение
безработицы, на стабильность общества. От руководства малыми предприятиями
женщина не побоялась перейти к руководству корпорациями. Появились женские
предприятия в считавшихся всегда мужскими секторах экономики
(строительство, транспорт и т.д.).
В США женщины до 60-х годов не обучались в школах бизнеса. Первый
выпуск из Гарвардской школы бизнеса имел место в 60-е годы. Через 15 лет
доля женщин среди выпускников составила до 25-33%. И все же численность
женщин в управленческом персонале фирм пока невелика. Преодолеть стереотип
мужчины-управляющего удается немногим женщинам. Большого успеха достигли
женщины в семейном бизнесе.
Англия:
Женщины составляют 40% рабочей силы. Но им принадлежит лишь 10%
постов менеджеров. В 1970 г. в Лондонской школе бизнеса 1 женщина
приходилась на 97 выпускников, через шесть лет соотношение составило 1:6. В
1985 г. во всех формах предпринимательской деятельности доля женщин
составила 25%.
Франция:
Женщины составляют 54,7% рабочей силы, на административно-
управленческих должностях 5,4%. Доля женщин среди нанимателей рабочей силы
составила в 1984 г. -22%.
Германия:
В 1990 г. - 5,4% работающих женщин (11,1% -мужчин) занимались
самостоятельными видами деятельности. В апреле 1990 года в ФРГ было 628 000
женщин, занимающихся предпринимательством, это четвертая часть всех
предпринимателей. 164000 женщин-предпринимательниц заняты в торговле, 69000
в промышленных отраслях.
3. Российские женщины-предприниматели
Проблема женского предпринимательства продолжает оставаться актуальной
для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период
утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного
стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах
такой карьеры.
Женщиной освоены многие сферы проявления деловой профессиональной
активности, но именно бизнес с его динамикой способен в сравнительно
кратчайшее время обнаружить способность или неспособность руководителя
вести организацию к успеху, а это означает, что приход женщины в бизнес
проявит деловой потенциал и вселит уверенность, и тем самым поможет
преодолеть устаревшие представления. Женщинам необходимо решиться
попробовать свои силы в малоосвоенной сфере.
3.1. Данные Госкомстата России
Становление частного бизнеса, самозанятости женщин в современной
России идет медленно, наталкиваясь на широкий спектр юридических,
экономических и социальных барьеров. Женский социум, как субъект
предпринимательской деятельности сталкивается с особым классом социальных
проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни,
массовое сознание, деформированное в сторону патриархата, сексизм и др. Как
свидетельствуют данные Госкомстата России, женщины менее активно, чем
мужчины включаются в новые рыночные хозяйственные формы
(предпринимательство, бизнес, самозанятость). Согласно данным микропереписи
населения, проведенной Госкомстатом России в 1994 г., в России на 1000
человек, приходится лиц, указавших источником средств своего существования
- доход от предпринимательской деятельности среди мужчин – 17, а среди
женщин только 7. Для Западной Сибири, аналогичные данные составляют: 14
(для мужчин) и 6 (для женщин), т.е. разрыв по признаку пола более чем
двукратный. Наиболее продвинутой территорией страны в плане
предпринимательства является г. Москва, здесь соответствующие показатели
составляют: 36 и 13. Однако разрыв во включенности женщин и мужчин в сферу
предпринимательства здесь еще более значителен и почти достигает
трехкратной величины. Как видно, более «развитое» рыночное пространство
отнюдь не гарантирует столичным женщинам и более «равного» вхождения в
бизнес, скорее наоборот – они все более отстают от мужчин.
Пути решения проблем подобного рода предполагают разработку
специальной системы мер по поддержке женской предпринимательской активности
на государственном и региональном уровне. Дело в том, что женская
предпринимательская активность расширяет диапазон женских социальных ролей,
ценностные ориентиры, расширяет границы социального пространства для выбора
стратегии поведения и свободы маневра женского социума в условиях перехода
России к новому общественному укладу, противодействует феминизации
бедности. Для менее активных и социально слабых контингентов женского
социума женщины-предприниматели становятся референтной группой.
По материалам пилотажно-экспертного обследования, проведенного
методом случайной выборки и охватившего 26 женщин-предпринимателей г.
Новосибирска (1997г.), (статистические данные, представленные в реферате,
взяты из этого пилотажно-экспертного обследования) попытаюсь описать
отдельные стороны социального портрета данной группы женщин и проблемы,
которые им приходится преодолевать на пути к успеху в бизнесе. Выборка
приводилась по следующими принципами: чтобы отраслевая структура
предпринимательства была отражена наиболее полно, а организационно-правовая
форма и размер предприятий были достаточно разнообразны. В обследование
вошли женщины 22–56 лет, занятые посредническо-торговыми операциями в
розничной торговле (9 чел.), в промышленности (3), банковском деле (1),
страховании (1), образовании (4), здравоохранении (1), бытовом обслуживании
(4), издательской и рекламной деятельности (3). Организационно-правовая
форма предприятий, возглавляемых обследуемыми, разнообразна: преобладают
товарищества с ограниченной ответственностью (10) и акционерные общества
закрытого типа (6), а также индивидуальные частные предприятия (4),
присутствуют и другие формы. Достаточно разнообразна величина предприятий.
Есть такие, на которых трудится всего 1 человек, на других – 70–80 человек.
Наиболее часто представлены предприятия с численностью работающих менее 10
человек (их оказалось 12), а также порядка 20–30 человек (их 6). Две трети
женщин заняты бизнесом 3–5 лет, а каждая пятая – свыше 6 лет.
3.2. Три социальных группы женщин-предпринимателей.
Социальный успех, устойчивость феномена «женский бизнес» в немалой
степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу
предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а
то и вынужденный характер. Как удалось установить, женщины-предприниматели
делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди.
Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к
этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми
серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности). Второй и самый
многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил
предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под
влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей,
неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и
пр.). И, наконец, третий тип – предприниматели поневоле – объединил женщин,
которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу
различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая
малочисленная группа – 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора – реальная
безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата
зарплаты, а также давление извне.
3.3. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
На первый план выходят ожидания, связанные с самоактуализацией:
стремление к независимости и самостоятельности в работе (2/3 обследуемых),
желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности
(1/4 обследуемых), попробовать себя в новом деле (1/4). Экономический
интерес, как оказалось, выражен заметно слабее. На него указали свыше трети
женщин. При этом одна половина этой трети назвала обеспеченную богатую
жизнь, другая – отсутствие хоть каких-либо средств к существованию,
экономическую нужду. Заметна роль престижных стимулов прихода в бизнес:
элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая
карьера влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Согласно
имеющихся данных, лишь каждая 6-я бизнес-леди пришла в бизнес под влиянием
неблагоприятных финансовых обстоятельств. В этой связи невольно возникает
гипотеза о том, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные
женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-
леди.
Социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, полностью
оправдались к моменту опроса у каждой второй женщины, у каждой третьей –
лишь частично, и совсем мала доля тех, кто вовсе не достиг своих целей.
Степень готовности к новой социальной роли несмотря на резкий, радикальный
характер реформ, в целом бизнес-леди, по собственной оценке, оказались
готовы к новой социальной и профессиональной роли, находясь уже на самом
начальном этапе новой своей деятельности (в полной неподготовленности
призналась лишь одна бизнес-леди). Каждая вторая отметила свою высокую
готовность к этому роду деятельности.
Ранее, до своей предпринимательской деятельности, более половины (14
чел.) были рядовыми специалистами с высшим или средним специальным
образованием, и только свыше трети занимали руководящие посты (директор,
начальник, управляющий, главный специалист и пр.). Как видно,
организаторские способности и активность «рядовых исполнительниц» не были
по достоинству оценены на прежнем месте работы.
3.4. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством,
партнерами, конкурентами и подчиненными
Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами
и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво.
Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой.
Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны больше поддержку, чем
противодействие в своей деятельности. Такая же часть – либо одно постоянное
противодействие в работе, либо чаще противодействие, чем поддержку. Чуть
меньше половины совокупности опрошенных не встречает ни помощи, ни
противодействия. В числе трудностей во взаимодействии с государственными
органами управления доминируют упоминания неоднозначности толкования
законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие законов
задним числом (16 чел.), бюрократизм, неоперативность, затягивание дел (10
чел.), низкий профессионализм (8 чел.), неопределенность функций
государственных чиновников и требований к предпринимателям с их стороны (5
чел.) и, наконец, коррупция и взяточничество (4 чел.).
Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами
по бизнесу. «Выбор партнера – сама по себе трудность, и весьма
значительная». Только одна опрошенная не имеет трудностей в контактах с
партнерами. Ненадежность, нарушение договорных обязательств – наиболее
частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй
крупный недостаток партнера – отсутствие или недостаток профессионализма (9
чел.), третий – нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману,
надувательству (7 чел.).
Гораздо мягче складываются отношения с конкурентами. Почти у половины
опрошенных нет вообще никаких проблем с конкурентами. Более того,
присутствует желание наладить партнерские отношения с ними, работать в
контакте. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы свидетельствует, как
видно, о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают
опрошенные бизнес-леди. В то же время, четвертая часть опрошенных указала
на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов.
Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес-
леди. Лишь четвертая часть опрошенных не имеет трудностей в данной области.
Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность –
наиболее частые пороки подчиненных (на них сослалось свыше половины
обследуемых). «Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их
труда», «привыкли получать зарплату независимо от результатов”, “необходим
постоянный контроль: ленятся, халтурят».
3.5. Планы расширения бизнеса женщинами-предпринимателями
Больше половины женщин-предпринимателей (15 чел.) полагают, что не
могут развернуться в бизнесе таким образом, как хотелось бы, как могли:
«сделать в состоянии многое, но условий для осуществления замыслов нет».
Оставшаяся часть женщин-предпринимателей относится к той группе лиц, кто
всегда, или почти всегда осуществляет задуманное. Большая часть бизнес-леди
с оптимизмом смотрит в будущее, планирует в ближайшие годы расширить свое
дело: «открыть предприятие за границей», «расширить свою сеть», «развить
новое направление в разумных пределах» и пр. (подавляющая часть). Остальные
намерены либо оставить в неизменном состоянии (2 чел.), либо закрыть старое
и открыть новое дело (1 чел.), либо вовсе отказаться от предпринимательской
деятельности (1 чел.).
3.6. Что, по мнению женщин-предпринимателей, определяет успех в
бизнесе
На вопрос: «Чем в первую очередь определяется успех в бизнесе: Вашими
социально-психологическими качествами, статусными характеристиками, или же
обстановкой в стране?» – на первое место вышли социально-психологические
качества (14 чел.), на второе – статусные характеристики (3), на третье –
социально-экономическая обстановка в стране (лишь один человек отдал им
приоритет). Итак, социально-психологические, «человеческие» качества, такие
как контактность, общительность (15 чел.), настойчивость в достижении цели
(13 чел.), интеллект (12 чел.), восприимчивость к инновациям (10 чел.),
дипломатичность (10 чел.) оказываются главными помощниками женщин в их
предпринимательской деятельности. Гораздо слабее действие статусных
характеристик, среди них: профессиональное образование – например,
«авторитет профессионала, подтвержденный годами предыдущей работы» – (13
чел.),незагруженность семейными делами (10 чел.), подходящий возраст (10
чел.), налаженные связи в деловом мире (9 чел.). На третьем месте по
приоритетности воздействия, как указывалось выше, оказались факторы,
связанные с экономическим и политическим положением в стране. В числе
позитивов были названы благоприятная ситуация на рынке товаров (5 чел.),
поддержка государственными органами управления (4 чел).
3.7. Препятствия и помехи в бизнесе
Здесь ситуация зеркально противоположная той, которая отражает
структуру социальных опор в бизнесе, описанных выше. На первом месте в
структуре помех по силе негативного влияния стоит, по мнению бизнес-леди
обстановка в стране (16 чел.), на втором – статусные характеристики (2), на
третьем – социально-психологические (1 чел.), остальные респондентки
затруднились с ответом (7 чел.). В числе негативных социально-экономических
факторов доминирует экономическая нестабильность в стране (12 чел.),
отсутствие поддержки со стороны государства (11 чел.), отсутствие
необходимых гарантий со стороны государства (11 чел.), противоречивость
законодательства о предпринимательстве (10 чел.). Среди негативных
статусных характеристик – недостаточно высокий материальный статус –
недостаток средств и сбережений (12 чел.), неважное здоровье (3 чел.),
маленькие дети и необходимость ухода за другими членами семьи (3 чел.). В
числе социально-психологических помех наиболее часто называется
законопослушность (7 чел.), недостаток бойцовских качеств, жесткости (7
чел.), слабый интерес к получению сверхприбыли (5 чел.).
3.8. Анализ факторов, способствующих и препятствующих бизнесу
Таблица: Факторы, способствующие и препятствующие в занятиях
бизнесом, абс.число
Факторы Стимулы Барьеры
Разность
Социально-психологические 94 32
+62
Статусные 47
25 +22
Обстановка в стране 14 58
-44
Приведенные в таблице данные можно интерпретировать следующим
образом. Во-первых, социально-психологческие достоинства перекрывают их
недостатки в занятиях предпринимательством, причем весьма существенно.
Иными словами, в социально-психологическом плане женщины-предприниматели
оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. То, что заложено природой,
воспитанием – это присутствует в избытке. Достаточно в целом и «статусных»
характеристик: подходящий возраст, образование, налаженные связи в деловом
мире и пр. Иное дело социально-экономическое положение в стране: здесь
минусы перевешивают плюсы. Самым сильным тормозом в развитии
предпринимательства данной группы бизнес-леди является неблагоприятная
социально-экономическая обстановка в стране.
3.9. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов
женщин-предпринимателей
Большая часть бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для
достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами в
сходных условиях. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин равные шансы
для достижения своих целей. Это неравенство обусловлено, главным образом,
существующими в обществе стереотипами. Во-первых, традиционным взглядом на
женщину как на человека второго сорта, как на прислугу Во-вторых, двойной
нагрузкой женщины: дом и работа («женщина ко всему еще и мать, и жена...»).
На вопрос о том, встречаются ли женщины в своей предпринимательской
деятельности с дискриминацией по полу, женщины разделились на две примерно
равные части. Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли у нас в
стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке
женского предпринимательства. Больше половины бизнес-леди полагает, что
женщины-предприниматели должны стать объектом специальной социальной
поддержки со стороны правительства, как, впрочем, и все остальные группы
женщин, занятые в других сферах деятельности, все же представительной
оказалась и группа, которая полагает, что женщинам-предпринимателям не
нужно устанавливать каких-либо особых прав, «не умно устанавливать права по
половому признаку» (бизнесмен, давшая такой ответ, молодая преуспевающая
бизнес-леди с прекрасным столичным университетским физико-математическим
образованием). В числе мер, необходимых для социальной защиты женского
предпринимательства упоминаются следующие: введение льготного кредитования,
выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по
сравнению с мужчинами и др. Однако часть женщин полагается на естественный
ход событий: «не нужны специальные меры – наступит время и для женщин». В
своей предпринимательской практике 2/3 обследуемой совокупности бизнес-
леди, попадая в трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с
необходимостью защищать свои интересы с помощью самых различных социальных
институтов. Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных
органов (суд, милиция, 7 чел.), авторитетов делового мира (5), местных
органов власти (4). Весьма редки обращения за помощью в ассоциации
предпринимателей (2). Есть и такие ответы: «В каждом конкретном случае
поступаю по-разному, использую оптимальные варианты». В ответах на вопрос о
том, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей
наиболее эффективно, бизнес-леди разбились на две почти равные группы. Одни
считают, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к
посторонней помощи. Другие называют ассоциацию женщин-предпринимателей,
различного рода комитеты при Государственной Думе, местные органы власти и
правоохранительные органы.
3.10. Жизненные ценности женщин-предпринимателей
В структуре жизненных ценностей бизнес-леди доминируют два:
материнство и самореализация. Жизненный успех и благополучие детей является
главной ценностью в их жизни (13 чел.). Столь же высокие позиции занимает и
возможность работать с полной отдачей, раскрыть свои способности (12 чел.).
Либеральные ценности: свобода, независимость существования так же весьма
значимы (9 чел.) в жизни бизнес-леди. В числе других наиболее часто
упоминаемых ценностей: материальный достаток (9 чел.), счастливый брак (8
чел.), уверенность в завтрашнем дне (8 чел.), возможность путешествовать,
своими глазами увидеть мир (8 чел.). Однако далеко не всем удается
реализовать свои главные ценности в реальной жизни. Жизненный успех и
благополучие детей сопутствует лишь 1/5 женщин-предпринимателей.
Но зато работать с полной отдачей имеют возможность свыше половины
(15 чел.),а свободу, независимость существования обрела половина
опрошенных. В числе факторов, омрачающих жизнь бизнес-леди, главными
являются трудности в предпринимательской деятельности (10 чел.), тревога за
детей (9), а также отсутствие свободного времени (8 чел.), болезни близких
людей (6 чел.).
4. Выводы
Бизнес-слой Сибири пополняет, как видно, та часть женского социума,
которая уже на «входе» реформы обладала необходимыми социально-
психологическими и статусными характеристиками, выступала носителем
либеральных ценностей (свобода, независимость существования и пр.), т.е. в
своей основе оказалась как бы «преадаптированной» к рынку. Высокая степень
готовности к предпринимательской
деятельности дала возможность 80% опрошенных бизнес-леди «довольно легко»
или «со средней тяжестью» освоить новую социальную роль, войти в рынок.
Существующая в управленческих кругах гипотеза о том, что приход в бизнес
женщин может снять напряженность на рынке труда, по-видимому, является в
современных условиях несостоятельной. Бизнес-леди – это особый социальный
тип женщин – носителей либеральных ценностей, с повышенной потребностью в
самореализации, творческой самоотдаче, новаторов по своей природе. Как
правило, такой тип женщин является востребованным не только в
предпринимательстве, но и в других сферах трудовой деятельности, на
предприятиях с самыми разнообразными организационно-правовыми формами.
Безработица на рынке труда – это не их удел, а социальная ловушка женщин
совсем иного «не предпринимательского склада». Присущие бизнес-леди
ценности и качества не являются доминирующими и массовыми у современных
российских женщин, тем более у тех, кто оказался вытесненными по тем или
иным причинам из сферы производства. Лишь небольшая часть женщин,
потерявших работу, может открыть свое дело и тем самым решить проблему
своей занятости. Однако со временем социальные качества, необходимые для
предпринимательской активности, будут, видимо, все более проявляться у
новых поколений женщин, входящих в жизнь в условиях рынка. Ведь, не
случайно, например, в США каждое второе малое предприятие, а в Германии –
каждое третье возглавляют женщины.


Литература:
1. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е.: Деловая сила «слабого пола» ЭКО.
- 1996. - N 5.
2. Барсукова С.Ю. «Женское предпринимательство: «специфика и
перспективы» Социологические исследования. - 1999. - N 9.
3. Барсукова С.Ю. «Специфика женского предпринимательства. Способы
адоптации населения к новой социально экономической ситуации в
России.» - Москва, 1999.
4. Козмецки Р. Женщина в бизнесе: «Женщинам, преуспевающим в
качестве менеджера, профессионала или предпринимателя, а также
начинающим свое дело» / Пер. с англ. Жарского И.К.; под ред.
Андреевой О.П. - СПб., 1992.




Реферат на тему: Женщина в обществе
|МПУ им. Крупской |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Реферат по психологии на тему: |
|“Труд и развитие личности |
|школьника” |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: |
|студент 41 группы ФТП |
|КОСТЫНЕНКО Д. А. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|МОСКВА 1995 г. |
| |
| |



План.

1. Психология и трудовое воспитание.

2. Труд и всестороннее развитие личности

3. Психологические особенности трудовой деятельности школьников.

4. Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.

5. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников.

6. Список литературы.



1. Психология и трудовое воспитание

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще
неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические
коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит
психологической науке.
В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные
психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности
ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов
деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере
педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила
немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и
организацию трудового и производственного труда школьника, более полно
использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему
и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии
в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень
изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.
Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического
“ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, как показали
исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов,
составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера,
умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях
совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их
творческих способностей и других качеств личности, важных для
профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является
наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути
и способы приобщения школьников к творческому труду.
Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы,
побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование
отношения к труду, как главной ценности.
Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания
трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе
профессиограмм.
Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими
целями для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов
обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В
качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес,
самооценка.
Многие психологические знания используются в целях объединения
психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов
обучения и воспитания.
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности.
Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и
самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с
внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность,
способности, характер и другие личностные свойства.
Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание
трудового воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой
личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об
изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего
по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его
труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его
потребностях, интересах, самооценке и притязаниях
Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень
заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на
неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные
интересы сталкиваются с общественными.
Наиболее распространенными методами исследования психологических
проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос,
тесты. С помощью наблюдений изучаются важные в любом виде труда черты
характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других.
Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском
коллективе.
Богатым источником психологических знаний является эксперимент.
Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения
в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает
временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а
многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.
В результате проведенного эксперимента было установлено, что
общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к
труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика
самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения
человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или
начинает беспокоиться.
Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим
достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом
отношении при переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к
трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с
успехами других учащихся.
Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так
как одних учащихся он располагал впереди себя. Но это самооценивание
проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем
определяются ранговые места испытуемого по самооценке.
Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например,
типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности
различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко
используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности
составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении
основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой
анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду.
Для этого изучается литература по психологии детского труда. В анкете
предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.
В ряде случаев в анкету включается шкала полярных баллов, которая
требует оценки привлекательности для опрашиваемого того или иного условия
труда или профессии.
Предлагаемая шкала: “очень нравится” - “6”, “нравится” - “5”, “больше
нравится, чем не нравится” - “4”; “больше не нравится, чем нравится” - “3”;
“не нравится” - “2”; “очень нравится” - “1”.
При анкетировании очень важно обеспечить искренность ответов
опрашиваемых. Это достигается продуманным инструктажем, в котором
называется цель исследования и его научная важность, а также гарантируется
конфиденциальность.
Но недостатком анкет является то, что полученные с их помощью данные
допускают дифференциированного анализа, что не позволяет соотнести ответы с
реальным поведением испытуемых, проверить достоверность их ответов.
Для психологического изучения личности школьника широко применяется
метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К. К.
Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности,
получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах
деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности
(моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному,
поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут
различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно
охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития,
спроектировать ей дальнейшие пути развития.
Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов,
склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение
незаконченных предложений, изображений и др.).
В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к
проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений, интересов
волнующих его самого. Так испытуемому предлагается картинка с изображенными
на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому
предлагается рассказать, что по его мнению, было до этого, происходит
сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о
мотивах.
Преимущество этих методик заключается в том, что во время их применения
снижается смущение, настороженность испытуемого благодаря чему он
максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в
истолковании результатов.

Труд и всестороннее развитие личности

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно
состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные
условия развития психики человека?
Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях,
предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены
познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования
предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет,
орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной
части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в
мировоззрении человека.
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие
всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств.
С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях
труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к
человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых
объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с
включением школьника в широкую и сложную систему производственных,
нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им
названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это
происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного
мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия
таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость,
соревновательность.
Важной производной этих социально-психологичес-ких факторов является
формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования
показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать
за результаты труда своего звена.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким
образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются
важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой
деятельности.
Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является
целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда,
создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более
полного использования развивающих возможностей труда они должны быть
дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в
процессе труда.
Во все видах труда формируется важное качество личности, как
практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на
производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не
только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для
других, что он может. Дети, как показали психологические исследования,
плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в
результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде
всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и
педагогов.
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая
деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С
этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда,
сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень
достижений в труде.
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося.
Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности:
в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в
учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности.
В процессе труда, например, распределение внимания становится более
широким, а его переключение более быстрым.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми
навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое,
логические.
В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива
происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое
представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется
самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется
мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социолизацию
личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность
ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором,
влияющим на развитие личности ребенка.

Психологические особенности трудовой
деятельности старших школьников.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения
существенно зависит от правильного понимания функций, целей и
психологического содержания детского труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся
отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд
организовывается прежде всего с воспитательными целями.
Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от
каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно,
школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить
ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность
трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития
личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом
производительного труда.
Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит
в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный
труд, техническое творчество.
Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и
психологически не готовы к участию в производственному труду. С целью
лучшей адаптации школьников на производстве необходимо восстанавливать и
развивать систему У.П.К., причем, непосредственно на производстве. Главное,
чтобы чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством.
Школьники должны выполнять посильные заказы производства.
Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое
значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов
деятельности.
Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности,
ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-
трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей.
С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное
трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь
специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на
производстве.

Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в
преобразовании своей личности- важнейшая цель обучения и воспитания.
В статье “ Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн
писал : “ Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует
развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит
деятельностью ребенка, а не подменяет ее”. Формирование личности
происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его
собственных поступков.
Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще
потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы.
Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании.
Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания
в формировании была как можно большей.
Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный
возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В
этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов : “Кем
быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок
готов изменять себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное
самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей
пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о
будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях,
социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является
адекватное оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом
учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована
самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо
проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся
как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и
способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и
способах самовоспитания.



Роль и место педагога в трудовом воспитании
школьников.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а
лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему
планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе
труда осуществляется, эстетическое и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется
быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников,
организовывать деятельность и многое другое.
Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами
труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды
на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог
согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет
трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников
проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных
воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой
авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных
результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка
возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего
авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И
одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Заключение

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом
меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом
изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем
школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся
интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под
влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая
функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в
процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности
труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что
улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в
последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как
с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума.
В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен
взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на
производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.



Список литературы.

1. Платонов К. К.
“Обобщение характеристик как метод социально-психологического
изучения личности.”
2. Иващенко Ф. И.
“Труд и развитие личности школьника.”
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.
“Психологический справочник учителя.”



DK




Новинки рефератов ::

Реферат: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы (Литература)


Реферат: Планирование на предприятии (шпаргалка) (Предпринимательство)


Реферат: Выбор и расчет средств по пылегазоочистке воздуха (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры (Педагогика)


Реферат: Разработка маркетинговой программы (Маркетинг)


Реферат: "Путешествие Гулливера" как философско-политическая сатира (Искусство и культура)


Реферат: Правонарушения (Право)


Реферат: А.С. Пушкин на Кавказе (Литература : русская)


Реферат: Автоспорт - виды и особенности (Физкультура)


Реферат: Древнегреческий театр (Культурология)


Реферат: Гражданско-процессуальный порядок (защиты прав и законных интересов граждан и организаций [Контрольная]) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Выдающиеся деятели Чувашии (История)


Реферат: Коммуникации предприятия (Программирование)


Реферат: Для экзамена по педагогике билеты (Педагогика)


Реферат: Euro (Деньги и кредит)


Реферат: Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков (Физкультура)


Реферат: Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе (Искусство и культура)


Реферат: Святы и абрады беларусау (Искусство и культура)


Реферат: Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат (Спорт)


Реферат: ООН (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист