GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Развитие новых жанров искусства, как технической революции (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Развитие новых жанров искусства, как технической революции (Культурология)



МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



РЕФЕРАТ


Тема: РАЗВИТИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ ИСКУССТВА, КАК РЕЗУЛЬТАТ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.



ПОДГОТОВИЛ:

МАЙСЕЕНКО ВАДИМ ЧЕСЛАВОВИЧ

ГР. 251.
СПЕЦ. Б.У.А.и К.



РАЗВИТИЕ НОВОГО ЖАНРА ИСКУССТВА, КАК ГРАФФИТИ


“И слова пророков написаны на стенах подземки”


Трудно поверить, что первые "граффити" - надписи и рисунки (от
итал. graffiare - царапать) в первоначальном значении сатирического и
карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках(!) и древних
сосудах. Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало
многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов.
Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличного
творчества. Пикассо ценил в "граффити" "предельный лаконизм, использование
минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры
человека." Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на
стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание
знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а
также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также
увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется
в первую очередь с альтернативной формой городской культуры.

Термин "граффити" применяется для классификации, как правило,
запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются
попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков
и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других
поверхностях, визуально доступных публике.
Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи,
но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции.
Авторов граффити называют "писателями". Почему не художниками? Дело в том,
что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не
все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные
средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками,
ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на
грязном окне.


Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений
предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и
зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным
прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Со
временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное
средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-
черно-синяя "сочная" графика.
Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, но
следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует
многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное
прозвище "toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который не
испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится
овладеть необходимыми для росписи стен навыками. Авторами граффити чаще
всего выступают непрофессиональные художники.
Есть, конечно, среди граффитистов и “чистые” художники, черпающие
вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и
телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-
другому: “писатель” или “шрифтовик”. Исторически это писательство развилось
из так называемых “тэгов” - стилизованных “автографов” или авторских
логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и -
соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель
именно в качестве “тэггера” постигает азы мастерства.

Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть
понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или
своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или
абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих
шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов,
железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на
Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.

Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с
краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью
удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной
эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из
существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные
отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов,
созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения.
Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства,
зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую
загадочность.

В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее,
существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те
стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям
граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и
показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному
искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный
плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на
"работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные"
стены.



Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные
подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические,
социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены
в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы
сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп,
радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью
граждане.

Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое
встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно
отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко
стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют
граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и
идеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствиях
проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко
соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды,
образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.

Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют
"Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити,
зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" -
это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и
граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.

Создание одного рисунка - весьма трудоёмкий процесс. Сначала
необходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себе
огромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины не
должно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своих
владений. Идеальный вариант - какое-нибудь из зданий промзоны, потому что
редкий завод обращает внимание на состояние собственной территории. Один из
художников рассказал обычный (как он выразился) случай. Выбирая очередную
стену, он не старался найти что-то видное, - просто хотел сделать пару
набросков для себя. Через некоторое время он отыскал милый уютный уголок
рядом с грязным и с виду заброшенным подъездом. Он достал из широких
джинсов баллончик и начал не спеша набрасывать контуры. Внезапно к подъезду
подкатила пара "мерседесов", и рисунок, к сожалению, не вышел - зато вышел
синий рисунок под глазом у невезучего граффитчика. Оказалось, что это был
точно не заброшенный подъезд, а офис какой-то полубандитской фирмы… .
Существуют "элитные" стены и подвалы, в них, как правило, собираются люди с
навязчивыми идеями, ради которых они готовы на все! Стены этих "бункеров"
украшают фашистские или антиправительственные надписи, символика тусовок,
само существование которой вызывает рвоту и гнев окружающих. Легально
писать их довольно сложно. Если какой-нибудь "лошок" проникает в эти
"святыни", а уж, тем более, на них пишет, в лучшем случае его сильно
изобьют.
Второй момент, который необходимо учитывать - активность окрестной
милиции; появление в разгар работы патрульного автомобиля приносит как
минимум неприятные эмоции, как максимум - проведение некоторого времени в
отделении или штрафа. При определённом опыте и наблюдательности выделяются
места, где стражи порядка появляются реже, и работа ведётся преимущественно
там (исключение - молниеносные десятиминутные "бомбинги", которые могут
проводиться чуть ли не в центре города). Наконец, нужно оценить, с какого
количества точек видна стена; естественно, чем больше человек увидят
рисунок, тем лучше. Тут преимуществом обладают, например, мосты. Затем
оценивается поверхность стены - она должна как можно меньше впитывать
краску и не быть слишком неровной.

Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, как
фанера, побелка, слой масленной, либо другой краски грунтовать не нужно. Но
часто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобы
избежать нежелаемых последствий, следует прибегнуть к помощи так
называемого "грунтования". Его суть заключается в разовом покрытии нужной
площади краской (масленной или водо-имульсионной), побелкой или грунтовкой
замешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует "корку", в которую
краска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться.Не плохим
подспорьем для художника являтся "раствор для смывки старой краски", им
можно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.
Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчу
делается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффити
приобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются с
помощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и в
самом конце ещё раз обводятся контуры.
Важным аспектом являются сар'сы - насадки, колпачки на балонах, с
помощью которых регулируется подача краски. Различными сар'сами можно
создавать толстые, тонкие, спиральные, зигзагообразные линии; есть cap'ы
выпускающие сразу две или три паралельных струи. Европейские и американские
художники рисующие на железнодорожных составах, часто пользуются сар'сом,
который даёт супер толстую линию (в ладонь и больше). Такое разнообразие
подручных средств радует, но большинство насадок возможно приобрести только
в европейских странах, поэтому если вы не собираетесь посетить Германию или
Польшу, то придётся довольствоваться двумя (толстым - fat и тонким -
skinny) колпачками, представленными нашими хоз.рынками.

Весь процесс может занять дня три - день на грунтовку, день на
собственно рисунок и день на исправление каких-то мелких ляпов. На одну
картину тратится от трёх-четырех баллонов.


Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца
60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые
начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на
стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры
заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "писатели" ни
черта не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с
появлением сотни "голодных" писателей читаемость отдельного наскального
"хита" стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью
- ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор места
также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и
получить признание себе подобных. А в лучшем случае и славы знаменитого
TAKI 183.

Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для
себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные хитрыми
буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска
граффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выбор
локации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь
изначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. С
появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули превликали всё
большее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость
накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер.
Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности
поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими -
во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию
подлинных шедевров. Так парень Super Kool заметил, что замена узеньких
колпачков спреющих балонов на пузатые позволит ему "накрывать" большие
поверхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Super Kool
с балоном жёлтого и розового и fatcap(ом) на конце вступил на территорию
парка подвижных составов (что на 221st Street) и выписал свой нейм.
Получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получилась
так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный
кусок в мире Граффити, созданный в рамках subway system. А писатель Phase 2
из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайну
вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок
теперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил название
bubble letters.

Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - уже
бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно
самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное
настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот
piece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о
состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились
своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как
только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный
фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

"Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.)
независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого “расписывал”
поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получшась “интересной
социологически, но наивной драматургически”. Дни года спустя вышла более
достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием
“Beat Street”, ставшая культовым хип-хоповским фильмом.

Да, поезда подземки стали идеальными объектами для художеств нью-
йоркских подростков. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда
выходили оттуда “обновленными”. Граффити обрело скорость. Оно стало
мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание,
начертанное на вагонеподземки, могли увидеть в разных районах
многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало
“полотно” размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у
граффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда -
самыми же “неподходящими” считались бруклинские вагоны из гофрированной
стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием.
Властям все это пришлось не по нутру. Дело не только в извечном
начальничьем “не положено” - немало граффитистов, и в самом деле, не
столько творили, сколько хулиганили, лихостью компенсируя отсутствие
мастерства и вкуса. В середине 80-х “подземное” начальство выжило-таки
граффитистов из своих владений. “Есть множество юных умов, которым есть что
поведать миру. Но все, что они сотворили, затирается машинами-монстрами
МТА” - подвел горестный итог в одном из своих поэтических опусов известный
рэппер и уличный художник Футура-2000.

Нью-Йорк по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именно
там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом.
Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество
направлений и течений. От считающихся ныне уже немодными “надувных”
буквмастеров “старой школы” до невероятно изощренного, требующего немалого
мастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письмена
сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об
индивидуальной манере.

“Стиль,- замечает Генри Чэлфант, автор книги “Subway Art”,
считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого “писателя”
- понятие вполне конкретное. Определется оно прежде всего формой самих букв
и тем, как они соединяются”. А техническое мастерство и индивидуальный
стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. “Не существует
легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь на
учебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. - Лучшая учеба здесь - это
повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От
простого к сложному”. Как, впрочем, и “черновик”, куда заносятся и где
потом бесконечно шлифуются все новые идеи. Символично название одного
документального фильма, посвященного граффити, - “Война стилей”. На заре
современного уличного искусства основное средство в этой войне было простым
и незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинка
или надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступали
еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крестнакрест. Одно время
в Нью-Йорке была дажее команда ТСО, то есть “the cross outs” (англ. “cross
out” - “вычеркивать”), которая, судя по названию, решила объявить войну
всем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством,
непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованных
способа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны за
определенное время (oт нескольких часов до дня) “заполнить” часть стены.
Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме
разрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцам
отводится определенный участок в городе. Оговаривается время -
обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет “освоить” большую площадь,
провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитра
приглашается третий граффитист или “команда”. О вознаграждении
договариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителем
красками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя
или подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесь
важнее собственно насилия.
Еще одно напоминание об извечном споре “кто - кого?” - названия-
аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко
заканчиваются “К” - “kings”. Это могут быть короли определенного стиля или
жанра, городского района или линии метро и т.д.

Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой
отпечаток и на “писательский” стиль. К примеру, так называемые
“blockbusters” - огромные, “квадратные” буквы, слегка наклоненные вперед
или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие,
будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной
подземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальный
результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше
соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта
- читай: “тэггинга”. Чье имя больше - тот и круче. История граффити как
искусства, как стиля началась с того самого момента, когда “первописатели”
вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя “увесистыми”
буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не
мастерства и индивидуальности.


Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями.
Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на
страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества -
при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет
серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало
американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными
штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в
свое время отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально
разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в
конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и “зоны
нетерпимости”, их примеру собираются последовать и в некоторых других
городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-
технику. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британской
съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и
расклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать в
съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских
подробнейшей информацией о своих любленных “объектах” и поставщиках краски,
также образцами собственных творений. Преставители штата Нью-Гэмпшир
недавно выступли в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити
“битьем деревянной палкою по голому заду”. Но пока битье вроде бы
оставлено. До неопределенных времен. В Филаделфии решили навалиться на
крамольников всем миром. Составлен список десяти “самых опасных”
граффитистов. В кампанию активно включлись и фирмы-производители
всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное
искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно
портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом , а значит, и граффити - там
воспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам
самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном
смысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" свою
территорию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные
средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко
“tagbanger” (производное от "tagger” и "gangbanger” - так на слэнге
обзывают участников “групповухи”). Придумали его сами граффитисты,
вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные
власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так
что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не
посвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на часто
задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не
видно девушек?

Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в
свое время перебрались в Европу. Итальянская молодежь, офанатевшая
футболом, приняла новое "искусство" с радостью. Сейчас нередко на
футбольных стадионах, вокзалах встретишь огромные картины с изображением
быка в футбольной майке с надписью "Милан - грязные скоты!" Вовсю красятся
некогда братские Польша и Чехия. В Берлине - это своеобразный обряд
взросления для подростков: они выбирают себе прозвище, которое считается
действительным лишь после того, как будет увековечено несколько раз на
самых видных и опасных местах. В Берлине вообше дело поставлено на широкую
ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и
потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А
всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна
вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой
скандинавский пейзаж. В Японии, граффити отличается очень мрачными,
фантастическими и порой жестокими сюжетами. "Существует масса возможностей
приложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедший
себя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне и
со вкусом”. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити
в Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время
как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника
как "потерянного” подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой
жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе,
компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница
между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо
(а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и стало быть,
преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем
иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются
курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому
железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один
граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил
один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит.
Стиль и техника граффити постоянно развиваются и совершенствуются.
Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того,
как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и
памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути
граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в
тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых
коллекционеров.
Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить
путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство
выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это
своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами
общества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами,
прозвищами, кодами и символами.
Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы или
просто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своих
tag'ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в
Москве). Их стараними мы обязаны тому, что в нынешней молодежной культуре
граффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются в
клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь не
молодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть
свои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными
в граффити. В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют
пункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная от
расписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительнызх
заведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все
где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.
Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это,
конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде
всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые"
художники, считающие, что граффити, родившись как crime art -
противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые
отношения. Но многие новые команды, не считаяь с идеологией, целиком
переходят на заказные работы.


Немаловажным аспектом, о котором нельзя забывать никоим образом
является граффити и Ваше здоровье:

"Я потратил целый день на довольно большой рисунок. К вечеру я ощущал
головокружение, горящее горло, грудь и живот. Я чувствовал себя больным и
очень уставшим. И наконец понял, что пары краски действительно начали
добираться до меня".

Если вы рисуете и говорите "всё ОК: я задерживаю дыхание, когда
веду баллон с краской по стене" или я достаточно далеко держу свой нос от
краски и она меня не достанет " - позвольте мне разочаровать вас . Если вы
когда-либо красили в закрытом помещении, то вы понимаете, что я хочу
сказать- это так называемый "туман".

Когда вы окрашиваете, ваши легкие, внутренняя часть ваших губ и
носа поглащают этот туман. Токсины краски могут также быть поглощены и
через вашу кожу. Теперь с этим знанием, думайте относительно того, хотите
ли вы загнуться через лет 5-6 (в зависимости от того, с какой
интенсивностью вы рисуете) от рака лёгких, кожи или какой-нибудь другой
болезни, вызванной токсинами или купить маску и перчатки.

Какая Маска?

Приличная маска должна закрыть ваш нос и рот. Она должна иметь по
крайней мере два фильтра. Внешний фильтр называется "фильтр пыли" и обычно
состоит из бумажного основного фильтра в пластмассовом кожухе. Внешний
фильтр останавливает пыльные частицы тумана краски.

Внутренний фильтр - "газовый фильтр" - обычно состоит из угольно-
основанного вещества, в металлическом кожухе. Этот фильтр, который
останавливает газы/пары, которые вы можете легко не заметить, как "пыль
краски", но все же это - наиболее опасный аспект использования аэрозолей.

Оба фильтра должны надёжно крепится к вашей маске или плотно
ввинтчиваться в неё. Маска должна быть притянута к лицу достаточно сильно,
чтобы эффективно остановить испарения. Имеется обычно простой клапан на
маске, который позволяет вам выдыхать. Фильтры будут непрерывно "чистить"
воздух, если они хранятся в открытом месте. Так что, когда ваша маска не
используется, держите её в чистом, проветреваемом месте.

Если вы чуствуете запах или вкус краски через маску, это говорит о
том, что пришло время, чтобы заменить фильтры. Вообще, в зависимости от
того, сколько вы красите - надо менять фильтры один раз в год. Желательно
имееть под рукой другие, более дешевые маски, но они обычно только
останавливают пыль/туман, но не ядовитые пары. Что бы там нибыло, они
лучше, чем ничто - но надо помнить, что они не достаточно хороши.

Кроме того...

Прежде чем, вы собираетесь красить неплохо было бы поесть и выпить
побольше воды. Это сделает ваш организм менее подверженным токсинам краски.


Рассказывает один уличный художник: "В моем случае, я думаю, что
осознал опасность от краски как раз вовремя. Я никогда не страдал от астмы
прежде. Теперь, когда я бежал, чтобы поймать поезд на остановке или убегая
от полиции, я весьма часто стал останавливаться, чтобы передохнуть, начал
хрипеть и ужасно кашлять".

* * * * *
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити явл
яется культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом
обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной
и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия
на людей.


Общество в период информационно-компьютерной революции


Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких
социальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности –
социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и
образования.

Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г.
первый в мире микропроцессор содержал 2300 транзисторов и позволял
выполнить 60 тысяч операций в секунду. В 1997 г. компьютер пятого поколения
содержал уже 3 миллиона 600 тысяч транзисторов и выполнял 170 миллионов
команд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что появятся компьютеры,
которые будут содержать в каждом процессоре 80-100 миллионов транзисторов и
выполнять до 2 миллиардов команд в секунду.

Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества.
Информационная технология станет мощным генератором и резким усилителем
культурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречие и неоднозначные
процессы. Электронные средства связи индивидуального пользования,
телевидение и особенно глобальные компьютерные сети позволяют получать
необходимую информацию практически из любого места земного шара, что
значительно расширяет свободу человека, его независимость от местоположения
и свободу выбора самой информации. Сейчас широко используют термины
«информационная супермагистраль» или «информация на кончиках пальцев»
подразумевая возможность человека быстро получать свободный доступ к
информации практически по любой тематике. Несомненно, это изменит характер
массовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждого
отдельного человека. Два противоположных процесса в культуре: массификация
и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут немало не предсказуемых
коллизий и неожиданных возможностей. В целом они выведут культуру на иной
качественный уровень.

Информационная революция не может не затронуть сферу политических
отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей
непосредственного участия каждого в принятии демократических решений,
упрочение индивидуальной демократической свободы. Но вместе с тем возникает
опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми. Вплоть до
манипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях
недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждого
человека.

И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на
самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствии. Разумеется,
многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать
информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией
социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можно
предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех,
становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характер
интеллектуальной деятельности.

В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности –
«виртуальная реальность», искусственная псевдосреда, с которой можно
общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и
пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.
Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяков
компьютерных игр и полной погруженности в «виртуальную реальность».

Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в
постоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно
преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение.
Высокий уровень информационности, попросту не сравнимый с современным,
пробуждение творческого потенциала, невиданные способу общения людей – все
это породит иной тип человеческой личности.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на
основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное
дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями, это общество
должно быть не только информационным, но и экологическим. Несмотря на
высокий технический уровень, человечество не может полностью отвергнуть
свою связь с природой и освободится от ее влияния. Выдвижение в
постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не
решает всех коллизий в отношении «общество - природа». Назревающий
глобальный экокризис требует поворота общества к проблемам экологии, т.е.
достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической
среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы
захлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.

К сожалению вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть
обоснованные расчеты, насколько сможет хватить в обозримом будущем
невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т.д.). Но есть один ресурс,
который стремительно возрастает – интеллектуальный, информационный и прежде
всего ресурс научно-технического знания, образованности, информационности
людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-
нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую
глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам.

Заключение


В условиях развертывающегося научно-технического прогресса
человечество сталкивается с конкретно-историческим воплощением исторической
необходимости в виде реально существующих условий жизни, социальных и
экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п.
Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того,
сами эти условия во многом определяют круг интересов, их стремления, чаяния
и т.д. Однако люди, несомненно, обладают значительной свободой в
определении своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический
момент существует не одна, на несколько вполне реальных возможностей
развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии
отдалить наступление нежелательных для них явлений либо ускорить
приближение желательных. Наконец, люди более или менее свободны в выборе
средств для достижения поставленных перед собой целей. При этом результаты
НТР расширяют эти возможности человечества, увеличивая количество путей для
достижения конкретной цели.

Несомненно, научно-техническое развитие внесло много позитивного в
расширение свободы человека. Однако при помощи современных технических
средств не составляет труда вмешаться в личную жизнь человека, ограничить
его свободу выбора, манипулировать им. Необходимо постоянно учитывать эти
факторы при использовании новых достижений науки и техники.





Реферат на тему: Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо

Оренбургский государственный аграрный университет



Кафедра культурологии

РЕФЕРАТ


Тема: «Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо»



|Выполнил: |Руководитель: |



Оренбург, 2000 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение 3
1 Жизненный путь Руссо 5
2 Общенаучные интересы 12
3 Конкретные взгляды на культуру 15
Вывод 19
Литература 21


Введение

В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный
уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также
в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Оценивать достижения культуры необходимо на основе знания исторических
условий ее создания и развития, представления об основных эпохах в истории
человечества и их хронологической последовательности, знания имен
крупнейших представителей различных школ и направлений.
Одной из наиболее значимых и актуальных во многих вопросах по
сегодняшний день является культура эпохи Просвещения. Условно исторические
рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 годами. Первая –
дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных
историков, «славная революция» в Англии. Французская революция, начавшаяся
в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских
идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. просвещение
оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике
(просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-
политической мысли и общественного движения.
Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде
всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого царства разума должно
быть «естественное равенство», а отсюда – политическая свобода и
гражданское равенство.
Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма
(признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма
(считавшие таковой ощущением), божественного проведения (уповавшие на волю
Бога).
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое
единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как
свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, а также знаменитое
вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие
догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных
возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и
социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны
были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское
движение носило отпечаток национальной самобытности.
Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694–1778), Жан-
Жаком Руссо (1712–1778), Дени Дидро (1713–1784), Шарлем Монтескье
(1689–1755), Полем Анри Гольбахом (1723–1789) и др. Во Франции уделом
просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде
политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему
строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в
идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения
Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и
идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В
противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с
общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо
писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем
соответствует общей воле».

1 Жизненный путь Руссо

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в
Женеве, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из
состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной.
Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо, с
трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным,
раздражительным характером. Однажды он затеял ссору с французским капитаном
Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам
тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он
бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на
попечение брата своей покойной жены.
Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками,
Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали
мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за
детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за
мной в первые годы моей жизни».
Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он
перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у
гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний.
Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе
встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием
отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.
По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской
дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой
молодых людей в католичество. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак
произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен
в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно
католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).
Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в
кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме.
Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки
латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же
Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему
тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой
встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Г-жа Варанс
простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,
который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс
установились близкие, сердечные отношения.
Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников
дачу «Les Charmettes». «В этом волшебном уголке,– вспоминал Руссо в своей
«Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить
свои умственные интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так
хорошо знал, обществом, столь же непринужденным, как и приятным, и теми
прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».
В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и
он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года
Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской
нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже
расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности
для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво,
Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.
В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность
секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно
выполнял свои обязанности. В свободное от занятий время знакомился с
итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном
управлении. Но высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю
вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж.
В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер,
которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с
ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте,
но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.
У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия
вынудили поместить детей в воспитательный дом. Связь с Терезой многие
биографы и историки философии считали для Руссо большим несчастьем, но в
«Исповеди» он утверждал, что Тереза была для него единственным
действительным утешением: «Я нашел восполненье, в котором нуждался... Я жил
с Терезой так же хорошо, как жил бы с величайшим гением мира». Кстати
сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими
женщинами, что, конечно, огорчало Терезу.
В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой раскрылся талант Руссо.
Он написал две диссертации – «Рассуждение о науках и искусствах» (1750),
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754),
роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), политический трактат «Об
общественном договоре» (1762), педагогический роман «Эмиль, или О
воспитании» (1762), сделавшими его имя не только знаменитым, но и
бессмертным.
Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни
душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские,
швейцарские, нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода
в свет романа «Эмиль, или О воспитании» и политического трактата «Об
общественном договоре» парижский парламент стал метать громы и молнии
против автора «зловредных» произведений. Королевский суд приговорил
«Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление
об аресте Руссо.
Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но
преследования ожидали его и здесь, в Женеве. 19 июня 1762 года малый совет
Женевской республики принял постановление о произведениях Жан-Жака Руссо
«Эмиль» и «Общественный договор»: «...разорвать их и сжечь... перед
ратушей, как сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые,
направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».
Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и
защиты в других странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его
разрешения поселиться в Невшателе – небольшом княжестве Нейнбургском,
находящимся под властью прусского короля. Фридрих II приказал губернатору
пойти навстречу «французскому изгнаннику».
В Невшателе Руссо прожил более двух лет. В этом уединении Руссо писал
сравнительно немного. Но и то немногое, что было написано в ответ на
преследования и происки женевских властей («Письма с горы», «Письма к
архиепископу Христофору де Бомон» и др.) вызвало открытое возмущение
невшательского духовенства и массовый протест в протестантском мире.
Ища пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город
Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили
поехать в Англию, куда пригласил его философ Д. Юм. Но даже здесь, в
уединении работая над своей «Исповедью», Руссо не находил покоя. Ему
казалось, что и Юм, вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся
от него.
К таким бывшим друзьям Руссо относил Вольтера, который действительно
не раз с ожесточением высказывал свое нерасположение к Руссо. Вольтер не
мог простить ему ни «Писем с горы», ни критики поэмы «О разрушении
Лиссабона», ни взволнованного письма, в котором Руссо порицал Вольтера за
вызванное им «отчуждение» к Руссо со стороны женевских граждан. Письма,
получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в нем представление, что
его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило у Руссо
тяжелый недуг. В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и
подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие
в руках врагов, Руссо в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.
Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать
свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни
старались друзья Руссо создать для него спокойные и безопасные условия, он
не мог найти полного покоя. По временам и сам Руссо правильно оценивал
действительные причины своих душевных волнений. «Мне не ясно, что больше
нуждается в лечении, мое тело или мой дух», – писал он в одном из писем
того периода.
Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ, где они жили, и
отправился в путешествие по старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он
посетил могилу де Варанс. И здесь, у могилы вспомнил все неповторимое,
прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности. Не желая покидать
милые сердцу места, он поселился в маленьком городке Бургоэне. Вскоре
приехала сюда и Тереза. Здесь ожидал ее приятный сюрприз: Руссо решил
закрепить свои сердечные отношения с Терезой торжественной свадебной
церемонией. С той поры он называл ее госпожой Рену.
Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова
приступил к работе над второй половиной «Исповеди» и, доведя ее до 1765
года, стал упорно думать о возвращении в Париж. «Исповедь», над которой
Руссо работал в течение пяти лет, осталась неоконченной. Желание вернуться
в столицу настолько овладело им, что, пренебрегая опасностью быть
схваченным, он переехал в Париж и поселился на улице Плятриер (ныне улица
Ж.-Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское правительство в связи с
бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от
политических репрессий. Руссо, к своему удовольствию, мог свободно
появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.
В последние годы жизни Руссо не вынашивал широких творческих планов.
Он занимался главным образом самоанализом. Весьма характерны в этом
отношении наряду с «Исповедью» очерк «Руссо судит Жан-Жака» (диалоги) и его
последнее произведение «Прогулки одинокого мечтателя».
О последних годах жизни Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-
Гольст писала: «Жизнь его была распределена точно и равномерно. Утренними
часами он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания
растений. Он делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью:
приготовленные таким образом листы он вставлял в рамки и дарил своим
знакомым. После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты
и играл в шахматы, или делал небольшие прогулки в окрестностях Парижа».
В мае 1778 года маркиз де Жирарден предоставил в распоряжение Руссо
особняк в Эрменонвиле, вблизи Парижа. Переселившись в это прекрасное
предместье, он продолжал вести прежний образ жизни: совершал утренние
прогулки, встречался со знакомыми и почитателями. В Эрменонвиле его сумел
разыскать невзрачный на вид юноша, в потрепанном платье, с умными
выразительными глазами, излучавшими глубокое благоговение. Это был
Максимилиан Робеспьер.
2 июля 1778 года, вернувшись с прогулки, Руссо почувствовал острую
боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол.
Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в
сознание, скончался.
Через шестнадцать лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был
торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. Позже
на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере
памятник своему великому соотечественнику.

2 Общенаучные интересы

Впечатлительный, мягкий и добрый по природе, Жан-Жак еще в годы своего
детства много читал. Часто вместе с отцом он подолгу задерживался за
французскими романами, за чтением сочинений Плутарха, Овидия, Боссюэ и
многих других. В годы своей юности и уже будучи зрелым Руссо продолжал
много читать, основательно погружался в философские и научные труды
Декарта, Локка, Лейбница, Ньютона, Монтеня, занимался физикой, химией,
астрономией, латинским языком, брал уроки музыки. За годы, протекшие в доме
де Варанс, он достиг серьезных результатов в изучении философии,
естествознания, педагогики и других наук. В одном из писем к отцу он так
выразил суть своих научных занятий: «Я стремлюсь не только просветить ум,
но и воспитать сердце к добродетели и мудрости».
Осенью 1741 года, когда Руссо переехал в Париж, он серьезно
рассчитывал на успех своего изобретения – новой нотной системы. Но, к
сожалению, изобретенная им нотная запись в цифрах, представленная в
Парижскую академию наук, не встретила одобрения. «Руссо достаточно известен
как музыкант,– писал Ромен Роллан. – Все знают, что он автор оперы
«Галантные музы», что он сочинил одну комическую оперу «Деревенский
колдун», сборник романсов «Утешение в невзгодах моей жизни», мелодраму
«Пигмалион», первый опыт нового жанра, вызвавшего восхищение Моцарта и
примененного на практике Бетховеном, Вебером, Шуманом, Бизе, «оперы без
певцов», мелодрамы. Не придавая особого значения этим милым, но
посредственным сочинениям, следует все же признать, что Руссо является
бесспорным новатором в области музыки».
В период с 1750 по 1762 год Руссо внес свежую струю в идейное
новаторство и литературно-художественное творчество своего времени. Толчком
к началу литературного творчества Руссо послужило сообщение в газете
«Французский Меркурий» о том, что Дижонская Академия объявила конкурс на
сочинение, участники которого должны были ответить на вопрос:
«Содействовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Отвечая на
этот вопрос, Руссо написал свое первое знаменитое произведение «Рассуждение
о науках и искусствах» (1750). Другое произведение Руссо – «Рассуждение о
происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754) так же возникла
как ответ на вопрос, поставленный Дижонской Академией. Эти работы не только
сделали имя Руссо знаменитым, но сразу обнаружили отличия его идейной
позиции от других просветителей. В этих диссертациях, и в особенности в
политическом трактате «Об общественном договоре» (1762) Руссо смело
высказывался против абсолютизма и вопреки идеологии старого порядка развил
демократическую теорию общественного договора.
В романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) впервые на грани 60-х и 70-х
годов раздалось искреннее слово о непреодолимом могуществе свободной любви,
не знающей сословной розни и лицемерия.
В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо показал
порочность схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую,
демократическую систему, способную формировать трудолюбивых и
добродетельных граждан.
Кроме того, Руссо писал статьи по актуальным политическим,
экономическим, музыкальным и другим вопросам для «Энциклопедии»,
редактируемой Д’Аламбером и Дидро. Наиболее теплые дружеские отношения
завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как Руссо, увлекался
музыкой, литературой, страстно стремился к свободе. Обе эти сложные натуры
в течение пятнадцати лет так или иначе сохраняли довольно тесные дружеские
отношения. Но в конце 60-х годов на почве идейных и личных разногласий
между Руссо и Дидро возник конфликт, приведший их к разрыву.
Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой
области он выступал горячим сторонником естественного воспитания.
Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем
непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к
родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке
естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к
труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

3 Конкретные взгляды на культуру

Жан-Жак Руссо вошел в историю французского Просвещения как
своеобразный, оригинальный мыслитель, способствовавший пробуждению и
подготовки Франции XVIII века к антифеодальной революции. Это ясно
осознавал и сам Руссо. Достаточно сослаться на его «Исповедь», в которой на
склоне лет он не без гордости писал, что славу писателя-демократа принесли
ему не столько литературно-художественные произведения, сколько
«Общественный договор». Политическим установлениям этого трактата Руссо, по
его словам, готов был посвятить всю свою жизнь: «В этом произведении я
видел венец своей славы».
В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди
людей», говоря о неотчетливости грани, отделяющей справедливую власть от
произвола, Руссо писал: «Восстание, приводящее к умерщвлению или свержению
с престола какого-нибудь султана, – акт настолько же правомерный, как и те,
которые он совершал накануне, распоряжаясь жизнью и имуществом своих
подданных. Одна только сила служила ему опорой, сила его и ниспровергла.
Идею законности революционного переворота Руссо формулирует в «Общественном
договоре» словами о том, что народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и
«вернуть себе свободу», отнятую тем или иным деспотом. Только воля народа,
по мнению Руссо, вправе создавать законы и устанавливать правительства.
Народ, создавая государство, должен подчинить ему частные интересы,
поддерживать равенство граждан, препятствовать возникновению имущественного
неравенства.
С отношением Руссо к историческому прогрессу был тесно связан его
взгляд на роль науки и искусства в жизни общества. В «Рассуждении о науках
и искусствах» и в «Письме к Д’Аламберу» он высказывает мысль, что развитие
наук и искусств, представляющих собой, по его мнению, лишь лживые
развлечения привилегированной знати, способствуют ухудшению нравов.
Эстетический критерий Руссо – это верховенство чувств и близость к
природе, это прославление ее созданий и, прежде всего, главного творения
природы – человека. Основу художественного творчества Руссо представляют
переживания и поступки, страдания

Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ финансовой деятельности предприятия ЗАО "Ртищевские продукты" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лекции культурология (Культурология)


Реферат: Болезни надо предупреждать (Биология)


Реферат: Конспект по истории государственного управления (История)


Реферат: Муниципальное право (Право)


Реферат: Украина (История)


Реферат: Игровые формы уроков русского языка (Педагогика)


Реферат: Избирательные системы (Право)


Реферат: Гидро-климатические условия на космических снимках (Авиация)


Реферат: Анализ трудовых показателей предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: О кризисе современной исторической науки (История)


Реферат: Б.Л. Пастернак (Литература : русская)


Реферат: Люблінська та Берестейська унії (История)


Реферат: Самоубийство, как девиантное поведение (Социология)


Реферат: Курсовая работа по истории России. Реформы Ивана IV (История)


Реферат: Статистика (Математика)


Реферат: Диплом по легкой промышленности (Технология)


Реферат: Первые самодвижущиеся повозки (Транспорт)


Реферат: Биологические эры (Биология)


Реферат: Тенденции развития журналистики России в послепереходный период (Журналистика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист