GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Женщина в обществе (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Женщина в обществе (Социология)


|МПУ им. Крупской |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Реферат по психологии на тему: |
|“Труд и развитие личности |
|школьника” |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: |
|студент 41 группы ФТП |
|КОСТЫНЕНКО Д. А. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|МОСКВА 1995 г. |
| |
| |



План.

1. Психология и трудовое воспитание.

2. Труд и всестороннее развитие личности

3. Психологические особенности трудовой деятельности школьников.

4. Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.

5. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников.

6. Список литературы.



1. Психология и трудовое воспитание

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще
неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические
коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит
психологической науке.
В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные
психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности
ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов
деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере
педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила
немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и
организацию трудового и производственного труда школьника, более полно
использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему
и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии
в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень
изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.
Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического
“ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, как показали
исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А. Ферапоновой и других психологов,
составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера,
умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях
совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их
творческих способностей и других качеств личности, важных для
профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является
наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути
и способы приобщения школьников к творческому труду.
Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы,
побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование
отношения к труду, как главной ценности.
Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания
трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе
профессиограмм.
Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими
целями для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов
обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В
качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес,
самооценка.
Многие психологические знания используются в целях объединения
психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов
обучения и воспитания.
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности.
Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и
самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с
внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность,
способности, характер и другие личностные свойства.
Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание
трудового воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой
личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об
изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего
по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его
труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его
потребностях, интересах, самооценке и притязаниях
Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень
заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на
неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные
интересы сталкиваются с общественными.
Наиболее распространенными методами исследования психологических
проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос,
тесты. С помощью наблюдений изучаются важные в любом виде труда черты
характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других.
Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском
коллективе.
Богатым источником психологических знаний является эксперимент.
Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения
в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает
временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а
многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.
В результате проведенного эксперимента было установлено, что
общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к
труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика
самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения
человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или
начинает беспокоиться.
Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим
достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом
отношении при переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к
трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с
успехами других учащихся.
Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так
как одних учащихся он располагал впереди себя. Но это самооценивание
проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем
определяются ранговые места испытуемого по самооценке.
Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например,
типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности
различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко
используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности
составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении
основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой
анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду.
Для этого изучается литература по психологии детского труда. В анкете
предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.
В ряде случаев в анкету включается шкала полярных баллов, которая
требует оценки привлекательности для опрашиваемого того или иного условия
труда или профессии.
Предлагаемая шкала: “очень нравится” - “6”, “нравится” - “5”, “больше
нравится, чем не нравится” - “4”; “больше не нравится, чем нравится” - “3”;
“не нравится” - “2”; “очень нравится” - “1”.
При анкетировании очень важно обеспечить искренность ответов
опрашиваемых. Это достигается продуманным инструктажем, в котором
называется цель исследования и его научная важность, а также гарантируется
конфиденциальность.
Но недостатком анкет является то, что полученные с их помощью данные
допускают дифференциированного анализа, что не позволяет соотнести ответы с
реальным поведением испытуемых, проверить достоверность их ответов.
Для психологического изучения личности школьника широко применяется
метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К. К.
Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности,
получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах
деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности
(моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному,
поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут
различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно
охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития,
спроектировать ей дальнейшие пути развития.
Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов,
склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение
незаконченных предложений, изображений и др.).
В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к
проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений, интересов
волнующих его самого. Так испытуемому предлагается картинка с изображенными
на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому
предлагается рассказать, что по его мнению, было до этого, происходит
сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о
мотивах.
Преимущество этих методик заключается в том, что во время их применения
снижается смущение, настороженность испытуемого благодаря чему он
максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в
истолковании результатов.

Труд и всестороннее развитие личности

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно
состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные
условия развития психики человека?
Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях,
предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены
познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования
предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет,
орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной
части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в
мировоззрении человека.
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие
всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств.
С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях
труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к
человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых
объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с
включением школьника в широкую и сложную систему производственных,
нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им
названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это
происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного
мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия
таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость,
соревновательность.
Важной производной этих социально-психологичес-ких факторов является
формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования
показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать
за результаты труда своего звена.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким
образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются
важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой
деятельности.
Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является
целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда,
создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более
полного использования развивающих возможностей труда они должны быть
дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в
процессе труда.
Во все видах труда формируется важное качество личности, как
практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на
производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не
только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для
других, что он может. Дети, как показали психологические исследования,
плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в
результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде
всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и
педагогов.
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая
деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С
этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда,
сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень
достижений в труде.
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося.
Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности:
в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в
учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности.
В процессе труда, например, распределение внимания становится более
широким, а его переключение более быстрым.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми
навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое,
логические.
В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива
происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое
представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется
самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется
мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социолизацию
личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность
ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором,
влияющим на развитие личности ребенка.

Психологические особенности трудовой
деятельности старших школьников.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения
существенно зависит от правильного понимания функций, целей и
психологического содержания детского труда.
Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся
отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд
организовывается прежде всего с воспитательными целями.
Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от
каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно,
школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить
ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность
трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития
личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом
производительного труда.
Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит
в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный
труд, техническое творчество.
Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и
психологически не готовы к участию в производственному труду. С целью
лучшей адаптации школьников на производстве необходимо восстанавливать и
развивать систему У.П.К., причем, непосредственно на производстве. Главное,
чтобы чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством.
Школьники должны выполнять посильные заказы производства.
Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое
значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов
деятельности.
Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности,
ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-
трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей.
С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное
трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь
специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на
производстве.

Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в
преобразовании своей личности- важнейшая цель обучения и воспитания.
В статье “ Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн
писал : “ Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует
развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит
деятельностью ребенка, а не подменяет ее”. Формирование личности
происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его
собственных поступков.
Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще
потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы.
Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании.
Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания
в формировании была как можно большей.
Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный
возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В
этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов : “Кем
быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок
готов изменять себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное
самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей
пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о
будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях,
социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является
адекватное оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом
учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована
самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо
проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся
как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и
способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и
способах самовоспитания.



Роль и место педагога в трудовом воспитании
школьников.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а
лишь при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему
планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе
труда осуществляется, эстетическое и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется
быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников,
организовывать деятельность и многое другое.
Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами
труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды
на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог
согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет
трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников
проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных
воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой
авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных
результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка
возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего
авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И
одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Заключение

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом
меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом
изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем
школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся
интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под
влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая
функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в
процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности
труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что
улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в
последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как
с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума.
В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен
взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на
производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.



Список литературы.

1. Платонов К. К.
“Обобщение характеристик как метод социально-психологического
изучения личности.”
2. Иващенко Ф. И.
“Труд и развитие личности школьника.”
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.
“Психологический справочник учителя.”



DK




Реферат на тему: Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение…………………………………………………………..……2


Глава. 1. Методологические подходы к исследованию


Гендерных неравенств……………………………………….……...4


Глава. 2.Социологические аспекты гендерных


Стереотипов счастья…………………………………………………19


Глава 3.Социальные алгоритмы поиска счастья.


Результаты исследования...…………………………………………57



Заключение.…………………………………………………………….69


Список использованной литературы…………………………………71



Введение


Украина сейчас переживает трудный процес трансформирования
економических, социально-политических, духовно-моральных отношений как
внутренних, так и внешних, стремясь стать полноправным членом
международного сообщества. Достижение этой цели связано с решением
целого ряда задач, которые требуют обьединения всех сил общества
.Основой обьединения может быть защита и поддержка прав человека, одним
из главных направлений, является обеспечение равенства и равноправия
мужчин и женщин.(1) На современном этапе развития социальной науки
гендерная проблематика является достаточно актуальнй. Изменения,
которые охватили все сферы украинского социума, переориентировали
существующие еще в советские времена существующие стереотипы гендерного
поведения.(2)
У ст.24 Конституция Украины провозглашает равенство прав мужчин и
женщин во всех сферах общественной жизни .
И не случайно окончание второго тысячелетия ознаменовалось появлением
нового понятия в сфере прав человека-«гендер», «гендерный», которое
все активнее входит в язык официальных документов.С принятием новой
конституции Украины появилась законодательная база для консенсусу
статей.Разрабатывается новое законодательство, которое содействует
реализации конституции- законодательного статуса женщин во имя
поддержки баланса между половинами общества.
Гедерною терминологиею сейчас пользуются исследователи на международных
гендерных конференциях, ученые разных вузовских гендерных лабораторий и
институтов, эксперты, методологи и другие .(3)

Дипломная работа «Женщина и Мужчина в поисках гармонии.Анализ
гендерных стереотипов» состоит из введения, трех глав:
1. «Методологические подходы к исследованию гендерных неравенств».
2. «Социологические аспекты гендерных стереотипов счастья».
3. «Социальные алгоритмы поиска счастья.Результаты
исследования»; и заключения.

ЦЕЛЬ-выявить наиболее распространенные «мужские» и «женские» стереотипы
относительно: 1) любви; 2) идеальных отношений;
3) счастья; 4) своего и противоположного пола.

ЗАДАЧА: 1) проанализировать доступные результаты исследований гендерных
стереотипов; 2) провести самостоятельное исследование методом
глубинного интервью и выделить из «речи» респондентов.

ГИПОТЕЗА- 1) стереотипы часто играют роль стихийного «регулятора»
межличностных отношений, воспринимаемого людьми как «опыт» предыдущих
поколений.
2) воспроизводство стереотипов происходит как попытка «обьяснить» или
«преодолеть» одиночество.
3) стереотипы часто мешают преодолению одиночества.



ГЛАВА 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ НЕРАВЕНСТВ.

Мощная волна женского движения на Западе конца 60х начала 70х годов
дала толчек развитию исследований,которые теперь называются гендерными.
Определение гендера(gender) как социокультурного пола мало,что
обьясняет тем,кто специально не интересовался гендерным подходом в
современных исследованиях(в основном феминистских).Гендер- одно из
центральных и фундаментальных понятий современного общества-нуждается в
осмыслении,актуальность которого очевидна.Хотелось бы немного раскрыть
понятия гендера.
В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий.И
то,что гендер не имеет окончательного определения,- не недостаток или
проблема а,скорее,особенность самого понятия.Само слово не имеет в
русском языке адекватного перевода,а его написание и произношение
скалькировано с английского:gender”-“гендер»-«пол».(5)
Социология пола-англ. Sociologi of sex.
Отрасль социологии,изучающая закономерности дифференциации мужских и
женских ролей и статусов разделения труда между полами,их культурные
символы исоциально-психологические стереотипы,а также их влияние на
различные аспекты социального поведения.(6)
Гендер – одно из основных понятий современной социологии,которое
обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг
от друга.Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо
физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины,а
социально сформированых черт,присущих «женственности»(feminity) и
«мужественности»(masculinity).
В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть,что «пол»
имеет два значения.
Первое - совокупность морфологических и физиологических
особенностей.
Второе - комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и
поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и
правовой статус мужчины иженщины.(7)
Если пол детерминирован биологически,то гендер (род) конструируется
культурно.Существуют,таким образом два пола(мужской и женский) и два
гендера(маскулиный и феминый).Принципиальный вопрос состоит в
том,соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с
биологией или детерминируется ею.Например,в 20 веке предполагали,что
женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями
в процессе воспроизводства.Эти взгляды позже оспорили
феминистки.Антропологи доказали культурную специфику представлений о
гендере, сексуальности и половых ролях.Например,М.Мид в кросс-
культурном исследовании показала,что социальные задачи ,возлагаемые на
себя мужчинами и женщинами,чрезвычайно различаются.НЕ существует единой
для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим
полом.Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее
как продукт детского восприятия,нежели как биологическую заданность.
Считается,что впервые термин «гендер»-был введен в науку американским
психоаналитиком Робертом Столлером,когда в 1968 году был опубликован
его труд «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности.По
мнению Р.Столлера,гендер-это понятие,которое основывается на
психологических и культурных обьяснениях достаточно независимых от
тех,которые трактуют(биологический) пол.Другими словами,совсем не
обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и
бытие мужчины с «мужественным» поведением.Такой подход в
рассмотрении социального поведения людей,в дальнейшем был поддержан
многими социологами , в особенности феминистского направления,получил
название «гендер» и основал новое направление социальных исследований-
«гендерные исследования».
Гендерные исследования –это исследования способов отображения
социального понимания половых различий ,исследования существования
рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку
пола в социальных организациях и институтах (рынок труда ,семья
,обазование) нормативных значений ,которые выражаются в политических
научных и религиозных доктринах;символов;значений личного восприятия.)
Гендеоные исследования -часто сводят к изучению тольколишь социального
статуса женщин (в ангосаксонских странах понятия «феминистские
исследования», «гендерные исследования»,та «исследования по проблемам
женщин» часто считаются синонимичными.(2)
В социологии действительно в гендерныех исследованиях больше уделяется
внимание женскому вопрсу.Интересно отметить,что несмотря на то,что
гендер-допускает изучение как женщин так и мужчин,основным стержнем
практически всех изученых гендерных исследований остается женский
вопрос.Так,в монографии Светланы Хрисановой (2001года),которая является
одной из первых работ по гендерной проблематике и выявлению позитивной
роли ООН и дают возможность читателю составить собственное
представление об изменении роли женщин в жизни украинского общества и
содействии мужчин этому процессу.(9)
Также из докладов конференции «Женские миры-99»
//(с 20 по 26 июня 1999года в Тромсе (Норвегия) проходил 7й
Международный конгресс женщин « Женские миры-99 » крупнейшее событие в
области гендерных и женских исследований. )//уже принимало участие
немало мужчин,говорит о том,что идея феминизма-это отнють не только
женское явление.Например,Майкл Кауфман занимается исследованиями уже 18
лет и известен как автор нескольких книг о проблемах становления
маскулинности,социализации мужчины,иерархической структуры
взаимоотношений мужчины и женщины.В выступлении он подчеркнул ,что
мужчины должны нести ответственность за свои дела и поступки ,не вести
себя «как дети»,пытаясь доказать свою правоту , «потому что –они
мужчины».Кауфман говорил о необходимости пересмотра традиционных
стереотипов маскулинности и отказа мужчин от своих
привилегий,связанных с властью.Мужчина и Женщина должны работать
вместе во имя будущего.
«Самая известная женщина стран ислама», «леди-
мудрость»,писательница,феминистка Наваль аль Саадави сказала «Нам всем
необходимы справедливость ,свобода,реальная демократия и мир.Женщины
хотят сделать мир гуманным, и они будут делать его таким потому ,потому
что мы все живем в одном и том же мире».
С конца 1970х- нач. 1980х годов конференции, семинары и встречи по
данной проблематике проводятся в мире достаточно широко.Они обычно
посвящаются какой-либо из гуманитарных или общесивенных
дисциплин(истории, литературе, социологии, политологии).(10)
По материалам Третьей Российской летней школы по женским и
гендерным исследованиям в 1999 году,где возникла шуточная «речевка»:
«Гендер- сила , гендер-власть, ниже пола не упасть!», точно определяет
и бесстрашие тех, кто берется за изучение новой темы (теории
социального пола ), и ее растущую научную значимость.Проведение
регулярных летних школ по женским и гендерным исследованиям –это
попытка создать модель новой дисциплины, обьединяющей методы, подходы
и « технологии » разных гуманитарных наук.Гендерный подход к изучению
социальных и исторических , этнопсихологических и культурных явлений
все более уверенно заявляет о себе во многих научных направлениях в
десятках стран.(11)
Из статьи доктора социологических наук Г.Г.Силласте:
Этой теме («Гендерная социология в познании общественно – экономической
жизни») был посвящен «круглый стол»,состоявшийся 16 февраля в
финансовой академии при Правительстве РФ.Его организаторами явились
кафедра социологии,редколегия журнала «Социологические исследования»,
Исследовательский комитет по гендерной социологии Российского общества
социологов,Международная ассоциация «Женщины и развитие».Были
рассмотрены различные аспекты развития гендерных исследований ,раскрыт
накопленный опыт освещения гендерной тематики.(12)
Гармонизация отношений двух равноценных и равнозначных половин
человечества (гендерных отношений) с целью более полного раскрытия их
потенциала во имя прогресса общества – найважнейшая задача
современного мирового сообщства.Поэтому диалектическое единство
мужчины и женщины таит в себе,с одной стороны ,проявление обьективных
процессов выравнивание возможностей женщин и мужчин , а сдругой
–проявление ноаой идеологии современной социальной жизни –
гендерной идеологии.
Выдающаяся роль в этом историческом процессе выпала Четвертой
Всемирной конференции по положению женщин (Пекин 1995) которая прошла
под эгидой ООН.Она вошла в историю конца 20 века как родоначальница
гендерной идеи ,основывающейся на конструктивном взаимодействии
мужчин и женщин во имя ликвидации дискриминации и высвобождение их
духовно-интеллектуального потенциала.Другим выдающимся социологическим
шагом конференции стало официальное представление мировому
сообществу гендерного подхода к анализу ,прогнозированию,планированию и
организации жизни общества как эффективного инструмента ликвидации
гендерных принципов ООН назвала государство.(13)
С Пекинской декларации 1995 года: «Мы принимаем и как правительство
обязуемся выполнять Платформу действий,следя за тем ,чтобы гендерные
аспекты находили отображения во всех наших стратегиях и
программах».(14)
По мнению ведущих современных социологов, мы живем в эпоху
ошеломляющих социальных изменений,отмеченных трансформациями,которые
радикально отличаются от трансформаций прежних периодов.
Мир людей,живущих в 21 веке ,значительно отличается от мира
предшественников.Раздвинулись не только горизонты восприятия мира от
локальной среды типа поселения до планетарного масштаба ,но и средства
познания и общения между людьми.Лицо века,проявляющееся в достижениях
технической цивилизации,ускорении и усилении разнообразия
общественной жизни,неизменно связывают со способностями
человека,разделением и специализацией общественного
труда,культурой.Человек оказывается уязвим как никогда.(15)
Современная ситуация в стране характеризуется ломкой сложившихся форм и
способов жизнедеятельности всех слоев общества,переходом на новые
условия озяйствования,рыночным отношениям.У одних людей стоит на первом
месте семья и их проблемы,для других характерна производственная
направленность,третьи в своей жизни гармонично сочетают
профессиональные интерессы,интересы семьи и общественные интересы.(16)


Задавшись однажды вопросом,кто же такие «женщины » и кто же такие
«мужчины»,что означют эти слова в социокультурных интерпретациях, я
обнаружила отсутствие таких дефиниций в философских и
социологических,политологических и других толковых энциклопедических
словарях и справочниках.Только в одном словаре (Словарь русского
языка:В 4 т.) термин «женщина» определен как, «лицо»,противоположно по
полу «мужчине».Очевидно,авторы следовали за В.И.Далем толковавшим
слово «жена» как «женщина» или лицо женского пола,противоположное
«мужчина».(18)

Определение двух половин человечества - мужчина и женщина – и
особенностей их взаимодействий только по половому признаку показалось
мне не достаточным.Особенно после того,как пришло осознание,что в
социологии – науке ,изучающей социальнве изменения,происходящие главным
образом по инициативе и во взаимодействии мужчин и женщин, до сих пор
не существует таких базовых социологических категорий,как»женщина» и
«мужчина».Они оказались своего рода «белым пятном» в современной
социологии.
Знаменательно,что социум нашего макромира состоит из двух
взаимодействующих половин.Составляя единое социальное полое,они имеют
как общее,так и свое специфическое определение категориям «мужчина» и
«женщина»,то можно получить следующее, а именно «женщина» и «мужчина»
как два разных начала,две разные природы,имеющие различную психологию и
неодинаковое социальное сознание,суть диалектическое социальное
единство,высшее проявление которого –семь.При этом важно отметить,что
те и другие могут различаться интересами,ценностями,динамиками
стратификации,тягой к тому или иному виду деятельности и т.д.Апофеозом
их единения как социальных групп является семья.Но и в ней интересы и
ценности распределяются неодинаково.
Кстати,через категорию «семья» особенно проявляется социальная нагрузка
с представителями и с представительницами разных полов:если в
социологии понятие «семья» как социологическая категория присутствует и
пользуется признанием,то ее базовые составляющие – мужчины и женщины
отсутствуют,фигурируют как некие бесполые обьекты,не
институциализированные половины человечества не могут рассматриваться
с позиции социологии.Следовательно,женщины равно как и мужчины-как
различные социальные группы со своими интересми,мотивами,ценностями,-
нуждаются в институализации в сциологии.Общество,таким образом,суть
диалектическое единство этих различных социальных качеств.Возникает
вопрос: почему отсутствует социологическое толкование понятия «мужчины
и женщины»?Может ли оно быть и если да,то какое?
Нам представляется,что социологическое толкование понятия «Мужчина и
Женщина» .Возможно, однако в большей мере как социобиологическое, то
есть , с учетом признака пола.
Биологически, обьективно, мужчины женщины неодинаковы-отличается не
только особенностями фигуры,лица и тембром голоса, но и анотомическим
устройством,в частности,имеют разное количество рганов их устройство и
функции.Но самым главым и , возможно предопределяющим многое
другое,является рвзличие в строении их мозга(3).Завершенное целое
мужчина и женщина являются лишь вместе и это проявляется в деторождении
и семье.Однако период с 16 до 55 лет у женщин более сложен и менее
привлекателен с точки зрения формирования положения в ,чем у мужчин.У
мужчин профессиональное формирование идет непрерывно с нарастающим
темпом. У женщин деторождение и воспитание детей нарушает непрерывность
и не только тормозит,но и разрушает их профессиональное формирование .
Практика показывает,что разрыв в проф. деятельности свыше 3х лет
практически невосполним и женщинам как членам общества непреодолим .Она
отстает от мужчины необратимо.
Таким образом, женщина образует социальную группу, имеющую характерные
признаки – репродуктивную способность и прерыание профессиональной
деятерьности. Для этой группы характерна и своя структура
ценностей.Главное место в ней занимают дети;социальная роль матери,
хранительницы очага, семьи, рода.(19)
Георг В.Ф.Гегель «Основы фiлософii права»:
«Шлюб,як безпосереднi моральнi вiдносини, мiстить,по-перше момент
природноi життевостi, а саме як суттевi вiдносини життевiсть в ii
цiлiсностi, власне, як дiйснiсть роду iйого процес.Однак, по-друге, в
самосвiдомостi вiдбуваеться перетворення в духовну, самосвiдому любов
тiльки внутрiшньоi або в собi cущоi i саме цим у своему iснуваннi
тiльки зовнiшньоi едностi природних статей.»(20)

По мнению Нэнси Чодороу ( социолога по образованию, одну из самых
авторитарных представительниц феминистской перспективы психоанализа ее
книга 1978 стала новаторской в области интерпретации психоаналитической
теории половых различий):социальное материнство женщин создает у мужчин
психологический и идеологический комплекс связанный с низкой оценкой
женщин и неравенством полов,т.к. женщины отвечают за уход за ребенком в
раннем детстве и, по большей части, за последующую социализацию,т.к
деятельность мужчин в целом происходит за пределами дома, тогда как
женщины активничают в его пределах,мальчикам трудно достичь стабильной
идентификации с мужской половой ролью.Мальчики предаются фантазиям и
идиализируют мужскую роль и своих отцов, и общество определяет это как
желательное.
С учетом того что мужчины управляют не только основными общественными
институтами, но и самим определением и конструированием общества и
культуры, они имеют власть и идеологические средства, чтобы навязать
эти восприятия как общие нормы и считать себя ответственными друг
перед другом за их претворения в жизь.(это не вопос исключиткльно силы,
т.к эти нормы определяют доминирование мужчин, они
выигрывают,поддерживая их.)Структкра родительства создает
идеологические и психологические механизмы,которые воспроизводят у
отдельных мужчин ориентацию на мужское доминирование и его структуры,а
также внедряют идею мужского превосходства,само опредеоение
мужественности.
Сторонники идей Парсонса и теоретики Франкфуртского института
социальных исследований показали,использовав психоанализ, как
отосительные роли отцов и матерей в современной семье помогают
создавать основы для психологического примирения мужчин с
капиталистическим государством.Они исследуют то, как семья готовит
людей к подчинению власти и участию в мире отчужденного труда,к
обобщенной ориентации на достижения.Эти дополняющие друг друга и
частично совпадающие исследования указывают черты личности,которые
требуются во всех слоях общества;упор делается на отсутствие внутренней
автономии и пригодность для манипулирования.Есть и отличия, наблюдаемые
в различных слоях общества.Стороники идей Парсонса больше заняты
тем,что как семьи среднего класса готовят мальчиков у тому, чтобы они
стали государственными чиновниками(«белыми воротничками»), работниками
интеллектуального труда,специалистами в области технтки и менеджерами;
теоретики из Франкфурта больше обсуждают генезис черт характера
представителей рабочего класса.Старонники идей Парсонса исходят из
растущего значения матери и ее обусловленной половой принадлежностью
связи с мальчиком младенцем.Теоретики Франкфуртской школы делают упор
на историчскую сторону, на уменьшение роли отца и его растущую
удаленность, недоступность и потерю авторитета в семье.
В американских семьях доказывает Парсонс, где у матерей чаще всего не
бывает других первичных обьектов привязанности,развиваются эротические
взаимоотншения между сыном и матерью,чем мать может затем
манипулировать.Она может любить, вознаграждать или огорчать его в
подходящие моменты, с тем чтобы заставить отсрочить удовольствие и
сублимировать или подавить эротические потребости таким образом
особенности личности и ценностные ориентации женщин и
мужчин,переплетенные с половым и семейным разделением труда и
идеологией полового неравентва, формируют такое симметричное
распределение ролей в структуре и производства и воспроизводства, в
которых женщины в первую очередь матери и жены, а мужчины-
работники.Эта структура требует и предполагает существование того
особого типа отношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и
матеью и детьми с другой, которые образуют центр семьи в современном
обществе.Изучение того, как выражается половая идентификация личности
во взрослой жизни, поможет выявить,как женщины и мужчины создают или
хотят создать межличностные связи,которые лежат в основе сформировавшей
их семейной стрктуры и воспроизводят ее.

Решая проблему возпроизводства половых различий , психоанализ, как
теория гетеросексуального развития исходит из того, что ребенок
подсознательно индентифицирует себя с родителем своего пола.Задавшись
вопросом, почему женщины хотят быть матерями, Чодороу отвергла
концепцию женского материнского поведения как инстинктивного
“природного”, врожденного или генетически закрепленного в результате
эволюции.Вместе с тем социальные теории материнства также не
представляются убедительными.Невозможно говорить о том что женщины,
подталкиваемые обществом, сами “входят” в гендерные роли, в том числе
материнскую, потому что это означало бы, что гендерные роли могут
избираться.К тому времени, когда индивидуум достаточно созрел для
какого-либо выбора , не говоря о таком фундаментальном, как выбор
социополовых ролей, он уже наделен половым самосознанием.

Как и современные французские феминистки Чодороу считает, что
центральным элементом при формировании отдельности и идентичности
личности является образ матери.Теория “возпроизводства материнства”
описывает каким образом половое разделение труда в соединении с
особенностями психического развития в доэдиповом периоде поощряет к
материнству девочек и отстраняет от него мальчиков.Как полагает
Чодороу, современная нуклеарная семья характеризуется асимметричной
структурой родительства с таким разделением труда, при котором женщины
“материнствуют”, а мужчины нет.Термин “материнства” употребляется ею
менее всего в значении физиологической функции вынашивания, рождения и
грудного вскармливания ребенкаи более всего в смысле социальной
деятельности по воспроизводству членов сообщества требующих импатии с
ребенком.Эта деятельность имеет одной из своих целей такое усвоение
новым поколением ценностей и установок сообщества, при котором сама его
организация, а также позиция в нем индивидуума будут считаться им
“естественными” и не окажутся подвергнуты сомнению.Асимметричная
организация родительства (“материнства”) способствует такой динамике
идентификации при которой только девочки (но не мальчики) усваивают
личностные черты, необходимые для социального материнства:
привязанность, включенность в личные отношения, импатию, идентифицируя
с материальным они вырастают менее отсраненными, ориентированными на
других и на привязанность к ним, потому что роль матери в семье
предпологает тесную связь с другими, мальчики же подавляют свои
эмоциональные потребности и привязанности.

Идентифицируют себя с отцами, они вырастают эмоционально
“твердолобыми”, отстраненными (удаленными) от других, потому что
организация семьи такова, что отец значительную чать времени проводит
вне дома:он физически удален.Войдя в эдипов период отделение от матери,
мальчики начинают подавлять свои эмоциональные потребности и
привязанности ; этот болезненный процесс облегчается осознанием
необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.

Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада
(очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости)
презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в
оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать.

Теория Чодороу ориентирована на идентификационную перспективу с ее
акцентом на бессознательные психические процессы.Отличия же от
традиционного психоанализа в том что она помещает процессы
идентификации в контекст полового разделения труда в семье и обществе,
то есть используют как психоаналитическую, так и социологическую
парадигму.Чодороу устанавливает связь между гендерной идентичностью и
структурой семьи, характерную для западно-капиталистического общества,
но такая модель семьи не является универсальной, потому, возможно, что
эта теория приложима тоько к семьям с традиционным разделением труда.Во
всяком случае критики Чодороу ставят уместный вопрос, имеет ли она
ввиду только белую семью среднего класса и как в таком случае обстоят
дела в других культурах.Чодороу полагает, что исключительно женское
материнство имеет своими последствиями, как различия психики мужчины и
женщины, так и воспроизводству структуры общества, в которой они
обладают неравными статусами.Теория воспроизводства материнства,
обьясняя , каким образом “гендерная личность” воссоздается через
социальную структуру семьи, логично предпологает, что только ее
изменение, то есть “двойное родительство”, приведет к трансформации
общества.В нем мужчины, так же как и женщины будут эмоционально
открытыми, а женщины так же как и мужчины обретут полную личную
автономию.

Эта концептуальная структура и есть то,что феминистки ориентированные
ученые - социологи обозначали как «система пол – гендер»
Традиционные(не феминистские) культурные концепции рассматривают
мужское иженское как категории не только противоположные, но и
полностью взаимоисключающие.При помощи этих категорий за всеми
человеческими существами закреплено строго определенное место.Такие
культурные концепции основывают гендерную.символическую систему,или
систему значений внутри каждой культуры.Именно эта система связывает
пол с культурным содержанием в соответствии с социальными установками и
иерархиями.(1)

Джоан Хубер социолог и антрополог вошла в академическуюдискуссию о
социально – половой стратификации с теорией,которая может дать отвкт на
многие вопросы,касающиеся производства и распределения экономических
ресурсов и регулирования сексуальности.

Все многообразие теорий, обьясняющих различие и неравенство полов,
подразделяется на две школы:биогенетическую и биокультурную.Первое
обосновывает различие в поведении мужчин и женщин биологическими и
генетическими факторами:аргументация сосредотачивается вокруг
гармональных различий, размеров тела,силы, большой развитости правого
или левого полушария мозга и далее.Одни считают эти различия и
соответственно мужское доминирование «исконным»,другие
(например,О.Уилсон) сформированными в процессе эволюции, но все равно
неизбежными и необходимыми для выживания вида.Вторая школа
биокультурная – представлена растущим количеством исторических и
антропологических исследований.(21) .

------------------------------------------------------------------------
----------------------------Окончание второго тысячелетия
ознаменовадлсьпоявлением нового понятия в сфере прав человека «гендер».

Гендер-не имеет окончательного определения ,его рассматривают как целый
комплекс понятий,-что является не недостаток или проблема а, скорее
особенность самого понятия.

Гендерные исследования ассиметричны и носят политическую окраску.В
англосаксонских странах понятия «феминистские исследования», «гендерные
исследования», «исследования по проблемам женщин» часто считаются
синонимичными.

Изучая материалы по гендерным исследованиям, я сталкнулась с проблемой
гендерного неравенства.По моему мнению,(я против феминизма) как
мужчины, так и женщины равны в своих правах защиты: женщины в
женских,мужчины в мужских-общих прав человека.Хотя трудно поспорить с
тем,что видимость управления миром создают мужчины;но если серьезно
задуматься и проанализировать все события происходящие в истории, то
окажется, что « один монарх обьявил войну, потому что был пьян от
счастья любви или, что очередная победа была вызвана капризом
фаворитки…»(5)

«…если феминистка добивается чего-то при помощи громких воплей, кулаков
и «когтей», то нормальная женщина получает тоже самое, не прилагая
видимых усилий, просто улыбаясь».(6)

Несмотря на то, что наш век-это век, в котором наиболее развернуты
горизонты восприятия мира,расширение коммуникации благодаря интернету,
люди очень остро чувствуют проблему одиночества..И по моему мнению, о
чем действительно следует задуматься современному обществу-это о
глобальности и маштабности проблемы: разобщенности людей,мужчин и
женщинт,насколько остро стоит проблема одиночества, причиной которой
является страх в широком смысле, который выражен также неуверенностью
за завтрашний день (т.е. обусловлен экономическим положением в стране)

Страх делает человека недоброжелательным, озлобленным и циничным.

В своем исследовании я очень серьезно столкнулась с проблемой
одиночества, и как причиной его-страхом, в широком смысле .Причем
мужчины,в силу своего статуса «сильной» половины человечества и роли
«главы» наиболее подвержены ему.Страх прежде всего
за:безперспективность будущего, реализации себя, своих мужских
функций, прежде всего-добытчика(охотника), возможности обеспечить
себя и свою семью, будущую семью.Мужчинам тяжело чувствовать себя
мужчинами в нашем обществе; отсюда их «пролонгированный
инфантилиз»(9),безинициативность и бездеятельность с «упованием на
небеса».

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих
стереотипов, личностных комплексов, сформированных в результате
экономических и социальных изменений в обществе.Это эффект «выученной
беспомощности».Большинство людей недооценивают те, пусть и
небольшие,возможности изменения собственной жизни или ситуаци вокруг
них,которые у них реально имеются.Человек уже сам стремится избежать
жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают
брать ответственность на себя, требуют поиска.С эффектом выученной
беспомощности и так называемый пролонгированный инфантилизм, который
проявляется прежде всегов боязни ответственности и в бегстве от нее, в
стремлении переложить его на другого.(22)

Период, в котором мы сейчас находимся,принято называть переходным.В
связи с экономическими изменениями,происходит социальное расслоение
общества на бедных и богатых,культ денег формирует стереотип «За деньги
можно купить все,- и любую».

С одной стороны цинизм(богатых), от резкой вседозволенности, что «все
продается и все покупается»; с другой стороны цинизм поражденный
страхом бесперспективности, что «ничего нельзя».



ГЛАВА 2
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СЧАСТЬЯ.
Гендерные аспекты культуры.

Культура-способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,
представленный в продуктах материального и духовного труда(системах
ценностей,норм,традиций,деятельности специальных институтов);сфера
общественной жизни;характеристика особенного в сознании и поедении
индивида,группы,общности.(23)

Бинарногенетический характер культуры, как бы повторяющий
бинарногенетический характер живой природы, позволяет условно разделить
все культурные явления на два типа W («женские», романтические»,
«правополушарные» и т.д.) и M («мужские», «классицистические»,
«левополушарные» и т.д.) и рассматривать каждое из них как своего рода
«гибрид» (продукт синтеза), обраазующийся вследствие неаддитивных
взаимодействий признаков обоих типов.Однако родственный характер
моделей самодвижения жизни и самодвижения культуры вовсе не дает
оснований для терминологической адекватности целого ряда базовых
понятий, применяемых в отношении жизни(биологии) и культуры.
Когда мы говорим «женская» культура W, то не имеем в виду «культуру
женщин», а когда говорим «мужская» культура М – «культуру мужчин».Слова
«женское» и «мужское» выполняют здесь чисто символическую функцию, они
шире своих биологических значений.W- это не только «женское», но и
«романтическое»,»правополушарное» и т.д;М- не только (а подчас и не
столько) «мужское», но и «классицистическое», «левополушарное» и
т.д.Точно так же аристотелевы категории пространства (места) и времени
применительно к культуре обретают иной смысл, нежели а применении к
физическим, химическим.биологическим и иным процессам.Способность,
обозначая разное, становиться другим-имманентное свойство культурных
мультиплетов и культурной мультипликации в целом.(3)(16)
В символике многих народов «женское»(W) начало соответствует
«пассивному» принципу природы, а также «бессознательному»,
«эмоциональному», «интеллектуальному», «импульсивному», товественному
за отклонение историко- культурного движения от своцственной «мужскому»
началу прямолинейности 1 (24).Здесь важно отметить, что «женское» и
олицетворяет «добродетель»(«порок» в иной культурной интерпретации), и
представляет собой аритепический образ «высокой степени
сложности»(18)(4,с.195), что расходится как с житейскими, так и со
многими социокультурными представлениями о женском начале.Постоянно
иметь в виду смысловые различия между «биологическим» и «культурным», с
одной стороны, и культургенетическим и историко-культурным
(культуркинетическим)- с другой, важно прирассмотреии любого
культурного явления в рамках дихотомии синхроническое/диахроническое-
этого самой природойй вещей подсказанного бинарного инструмента, вот
уже несколько десятилетий успешно применяемого современной
компаративистикой.Идеи сознания альтернативных енских «наук»(19)5) и
сепаратной «женской культуры»(20)6), идеи выведения женской духовности
из»сферы молчания»(21)7), связанные с феминстическим движением,
обусловленным, в свой черед длительной социальной дискриминацией
женщин, игнорируют эти релятивистские (т.е. «женские» по своей
культурной природе) различия и по своей культурной направленности носят
как раз чисто «мужской»(т.е. классицистический) характер с его
прямолинейным, однозначным, реалистическим (можно даже сказать
“социалистическим ”)Толкование “культурного” как “жизненного”, хотя и
исходят от представительниц женского пола.
На самом деле во всех этих женских идеях и призывах к политическому
(культурно-социо-политическому) противостоянию мужскому культурному
началу слишком много чисто мужского: рационального, императивного.Сама
убежденность в том, что культура может быть “построена” любым,
независимым от природы вещей образом, что человеческая воля действует
не внутри природно культурных детерминант, но в ни

Новинки рефератов ::

Реферат: Коммуникативная речь животных (Психология)


Реферат: Военные действия в Закавказье во время Крымской Войны (История)


Реферат: Экологическое право Украины (Государство и право)


Реферат: Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом (Философия)


Реферат: Microsoft Access (Компьютеры)


Реферат: Англия 1945-1993 гг. (История)


Реферат: Ремонт сельскохозяйственной техники (Технология)


Реферат: Монголо-татарское иго (История)


Реферат: Галактики (Астрономия)


Реферат: Некоммерческие организации в целом и Фонды в частности (Государство и право)


Реферат: Страховые агенты (Страхование)


Реферат: Токарно-винторезный станок (Технология)


Реферат: Гитлер (Исторические личности)


Реферат: Муниципальная власть, ее юридические признаки (Муниципальное право)


Реферат: Pangalaenude tagastamise tagamine (Банковское дело)


Реферат: Возрождение московских храмов (Культурология)


Реферат: Изучение и разработка очистки стоков от ионов тяжелых металлов (Физика)


Реферат: Производство по административным делам (Административное право)


Реферат: Лекции по социологии (Социология)


Реферат: Компьютерная подготовка (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист