GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских услуг (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских услуг (Социология)



ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ



Кафедра социологии



ПРОГРАММА

СОЦИОЛОГИЧЕССКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

на тему: «Потребности и предпочтения населения г. Москвы
на рынке банковских услуг»



Автор: студентка 3 курса

группы ВКФ3-1

Кондратюк Е.А.

Научный руководитель:
доц. Селезнёва Л.М.



Москва 2004.
Содержание программы:

1. Методологический раздел программы……………………………………….3

1. Обоснование актуальности…………………………………………………….3
2. Проблемная ситуация…………………………………………………………..3
3. Научная разработанность………………………………………………………4
4. Интерпретация и операционализация основных понятий…………………...4
5. Цель исследования……………………………………………………………...7
6. Задачи исследования……………………………………………………………7
7. Предмет исследования………………………………………………………….7
8. Объект исследования…………………………………………………………...7
9. Гипотезы………………………………………………………………………...7


2. Методический раздел программы………………………………………………8
1. Методы сбора первичной социологической информации…………………...8
2. Место, время проведения исследования, название инструментария………..8
3. Характеристика инструментария……………………………………………...8
4. Выборка…………………………………………………………………………8
5. Метод обработки эмпирических данных……………………………………...9
6. Практическая значимость исследования……………………………………...9


Приложения:
7. Анкета………………………………………………………………………….12
8. Рабочий план проведения исследования…………………………………….17


Список используемой литературы……………………………………………...18



1. Методологический раздел.

1.1. Обоснование актуальности.

В настоящее время поведение населения на рынке банковских услуг является
предметом изучения различных общественных наук, в первую очередь
экономической теории, экономической психологии и экономической социологии,
каждая из которых применяет свои теоретические подходы и методы
исследования.
Банковская система России пережила сложное для себя время. После
кризиса 1998 года на рынке банковских услуг произошли изменения, которые
повлекли за собой не только структурные изменения банковской системы, но и
недоверие населения к банкам.
В современном мире значение рынка банковских услуг вышло за рамки
собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли
института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима
нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в
общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны
превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства.
Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и деградации
экономики
В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами
операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения;
через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые
операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические
сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве
консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут
статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Сегодня на рынке банковских услуг существует широкий выбор для клиентов:
рублевые и валютные депозиты, текущие счета, пластиковые карточки, дорожные
чеки, акции и векселя банков и других эмитентов, кредиты, депозитарные
услуги, обмен валюты, консультации по инвестициям и налогообложению,
трастовые операции.
На сегодняшний день в Москве существует огромное количество банков,
которые предлагают широкий спектр услуг. Население пользуется банковскими
услугами не только по собственной воли, например, многие предприятия г.
Москвы выдают своим работникам пластиковые карты, с которых они могут
снимать зарплату. Таким образом, получается, что гражданин не всегда
самостоятельно выбирает банк, услугами которого он будет пользоваться, а
это означает, что его потребности могут не совпадать с предпочтениями.

1.2. Проблемная ситуация.

Рынок банковских услуг достаточно развит в Москве, и в настоящее время
продолжает развиваться, расширять спектр предоставляемых услуг. Если у
человека возникает потребность в какой-либо банковской услуге, то пред ним
открывается большое количество банков, оказывающих данную услугу, но в тоже
время оказывается, что существует несколько разновидностей услуг, которые
могут удовлетворить данную потребность. Таким образом, можно столкнуться с
проблемой выбора, нужно решить, какая именно из предоставляемых услуг
наиболее удобна, практична и лучше удовлетворит потребностям. Далее
предстоит выбрать банк, к услугам которого мы будем обращаться. Ведь
критерии выбора у каждого человека разные. Можно судить о практичности
банка по рекламе, по собственным предпочтениям, по советам друзей и другим
аспектам выбора банка.
Поэтому необходимо выяснить какие именно возникают потребности у
населения и могут ли банки оказывать услуги, полностью удовлетворяющие
данным потребностям, а также каким банкам и услугам население отдаёт свои
предпочтения.

1.3. Научная разработанность.

Рынок банковских услуг является обширным понятием. В данном случае
исследуются потребности и предпочтения населения не только в каком-либо
определенном банке, но и потребности в услугах, которые предоставляют эти
банки. Данная тема является в достаточной мере разработанной. Были
проведены исследования финансового поведения потребителей банковских услуг;
потребности и предпочтение населения России на рынке кредитных услуг.
Статья «Изучение финансового поведения потребителей банковских услуг»
опубликована в журнале ВЦИОМ в 2004 году. В этой статье раскрываются
основные предпочтения населения в услугах, также выбор банков
(коммерческие, некоммерческие), доверие к банкам. Также в статье говорится
о восстановлении доверия к банкам после кризиса и возрастании количества
клиентов.
В 16-ом номере журнала «Социс» опубликована статья «Потребности и
предпочтения населения России на рынке кредитных услуг».
В этой статье описывается история возникновения кредитования в России,
затем описывается текущая ситуация на рынке долга и кредита, мотивация
кредитного поведения, выявляется зависимость спроса на те или иные
кредитные услуги, предпочитаемый размер и срок получения кредита, процент
по кредиту. Также в этой статье описываются критерии выбора финансовой
организации, исследуются причины нежелания брать кредит.

1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.

Основными ключевыми понятиями в данной теме являются «население» и
«рынок банковских услуг».
Для того чтобы интерпретировать понятие «население», обратимся к
словарю-справочнику по экономике (М.,2003). На стр. 93 находим следующее
определение: « Население – это непрерывно возобновляющаяся в процессе
воспроизводства совокупность людей, состоящая из разных социально-
демографических групп».
В словаре «Рыночная экономика» (М.,1993) дана интерпретация второго
ключевого понятия: «рынок банковских услуг». В словаре говорится: « Рынок
банковских услуг – это система экономических отношений, состоящая из
совокупности существующих в стране различных видов банков и их институтов в
их взаимосвязи, которые временно сосредоточивают свободные денежные
средства (вклады), осуществляют денежные расчеты, ведут учет векселей,
выпускают деньги и ценные бумаги, предоставляют кредиты, ссуды, организуют
централизованные кругооборот наличных денег в стране».
Теперь можно провести операционализацию основных понятий.
Проведем структурную операционализацию понятия «население». Основным
элементом понятия «население» является - социально –демографическая группа.

Население
Социально-демографическая группа


школьники студенты
работающие безработные пенсионеры

(не учащиеся)
до16 лет вузов
на гос. Предпр ищущие работу работающие
техникумов
на смеш.предпр. домохозяйки не работающ.
совмещение в частном
секторе инвалиды
образования
постоянно не раб.
с работой


Далее проведем переход от структурной операционализации понятия «населения»
к факторной:

Население


1.по полу 2.по возрасту 3.по роду 4. по семейному
5. по уровню
деятельности
положению обеспеченности

мужчина до 18 ученики
неженат/не замужем высоко-обеспеченные
женщина 18-21 средней школы
22-30
женат/замужем среднеобеспеченные
31-40 студенты

40-55
работающие граждан. Брак уровень прожиточного
от 55 и выше безработные
минимума

вдовец/вдова

домохозяйки

ниже
прожит. уровня

пенсионеры


Заключительным этапом операционализации понятия «населения» является
факторная операционализация:

Население

Личностные факторы Субъективные факторы
Объективные

факторы


возраст семейные
традиции экономический уклад в

пол средства
массовой информации обществе
образование нравственные
ценности формы собственности
семейное положение
эконом. положение в стране
род деятельности
уровень обеспеченности


Перейдём к структурной операционализации второго ключевого понятия «рынок
банковских услуг»:
Рынок банковских услуг

виды банков
виды банковских услуг

госбанк РФ
доверительные
коммерческие банки
комиссионные

розничные

фондовые



Виды банков
коммерческие
госбанк РФ

по способу формирования по видам
осн. функции
уставного капитала соверш. операций

эмиссионные

с участием гос-ва универсальные
кредитные
иностр. капитала региональные
расчетные

управленческие
осн. функции

кредитно-расчетное и иное
обслуживание юр. и физ. лиц
путем совершения операций и
оказания услуг



Виды банковских услуг

доверительные комиссионные
розничные фондовые

распоряжение купля-продажа банком приём
депозитов кредитование под
имуществом по поручение цен.бумаг,
предоставление залог цен.бумаг
после смерти; валюты, драгоценностей; кредитов
покупка цен.бумаг
передача посредничество в размещении ипотечное
кредитование за счет банка
имущества; акций и облигаций
пенсионное обслуживание операции по
выполнение бухгалтерское обслуживание услуги по
обслуживанию размещению
функций услуги по кредитным картам кредитных
карточек цен.бумаг
депозитария
и консультанта;
агентские услуги;
платежные услуги;
хранение акций;
временное управление
делами компаний



Проведем факторную операционализацию понятия «рынок банковских услуг»:

Рынок банковских услуг

Субъективные факторы
Объективные факторы

доверие к коммерческим
экономическое положение в стране;
банкам;
уровень жизни населения;
доверие к государственным банкам
уровень развития банковской системы;
добровольное пользование
конкуренция на рынке банковских услуг;
банковскими услугами;

необходимость в использовании

банковских услуг;
принудительное пользование
банковскими услугами
степень информированности
об услугах,
которые предоставляет банк;



1.5. Цель исследования.

Выявить: основные факторы выбора банков и банковских услуг, которые
влияют на предпочтения и потребности населения г. Москвы на рынке
банковских услуг.

1.6. Задачи исследования.

1) изучить каким банкам отдаёт своё предпочтение население г. Москвы;
2) выявить, что побуждает население г. Москвы пользоваться банковскими
услугами;
3) определить какие банковские услуги пользуются наибольшим спросом;
4) определить недостатки рынка банковских услуг в г. Москве;
5) изучить степень информированности населения о рынке банковских услуг.



1.7. Предмет исследования.

Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских
услуг.

1.8. Объект исследования.

Население г. Москвы.

1.9. Гипотезы.

Население готово пользоваться услугами банков, которые считают более
надёжными. Но как правило, население отдаёт своё предпочтение какой-либо
услуге, лишь столкнувшись с необходимостью её использования, а не по
собственной инициативе. Наибольшим спросом пользуются розничные услуги
банков. Степень информированности населения об услугах, которые
предоставляют банки, является недостаточной.
В связи с тем, что большое количество людей не интересуются рынком
банковских услуг, и пользуются услугами лишь по необходимости или
принудительно, то им и не приходится выбирать банк, в котором их будут
обслуживать. У тех, кто пользуются банковскими услугами по собственному
желанию и интересам, как правило высокая степень информированности о
рынке банковских услуг, и выбор банка зависит от их личных предпочтений.


2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Методом сбора первичной информации в данной работе является
анкетирование.

2.2. Место, время проведения исследования, название инструментария.

Место проведения исследования – г. Москва
Время проведения исследования – январь – февраль 2005 гг.
Инструментарий – анкетирование.

2.3. Характеристика инструментария.

Исследование будет проводится методом раздаточного анкетирование,
которое называется « население и рынок банковских услуг». Время, которое
необходимо затратить на заполнение анкеты составляет 25 минут.
Анкета состоит из 23 вопросов, из которых:
1) по содержанию:
- вопросы о фактах сознания: 1-14;
- вопросы о личности респондента: 14-23;

2) по форме:
- закрытые: 1;2;5;7;8;9;10;11;12;13;
- открытые: 14;
- полузакрытые: 3;4;6;

3) по функциям
- вопросы ловушки: 3;9;11;
- вопросы меню: 4;6;10;

2.4. Выборка.
Т.к. объектом исследования является население г.Москвы, а оно очень
велико, то в данном исследовании будет использована репрезентативная
выборка. В выборке будут представлены респонденты по важнейшим социально-
демографическим группам с учетом признаков пола, образования и др. Исходные
данные по пропорциональности этих групп в составе населения г.Москвы будут
взяты из статистических сборников и строго соблюдены при выборке.
Генеральная совокупность – всё население г.Москвы, как известно, 10,4
млн. человек. В опросе примут участие 200 человек, из которых:
1) по полу:
мужчин – 100
женщин – 100

2) по возрасту:
до 29 лет – 40
30 -49 лет – 90
50 лет и старше – 70

3) по образованию:
высшее незаконченное высшее – 90
среднее и среднее специальное – 80
ниже среднего – 40

4) сектор экономики:
государственный – 90
полугосударственный – 60
частный - 50

2.5. Метод обработки эмпирических данных.

В данном исследовании будет использован метод машинной обработки
данных, т.к. он будет более целесообразен и удобен из-за большого
количества опрашиваемых.

2.6. Практическая значимость исследования.

В ходе данного исследования будут изучены основные факторы выбора
банков и банковских услуг, которые влияют на предпочтения и потребности
населения г. Москвы на рынке банковских услуг. Таким образом, данная
информация может быть полезной для самих банков. Так как будут выявлены
основные мотивы выбора банка населением, также можно будет узнать, какими
именно услугами предпочитают пользоваться граждане. В результате данного
исследования также будет видно, что именно не устраивает жителей г. Москва
на рынке банковских услуг. Можно будет оценить их информированность о
данном рынке и возможно нужно будет задуматься о том, как заинтересовать
людей, чтобы они пользовались услугами банка.
Но значимость этого исследования будет распространятся не только на
банки, но и на само население. Ведь если анкета попадет в руки человека,
который ранее не интересовался рынком банковских услуг, то скорее всего
после прочтения данной анкетой его заинтересует данная сфера. Даже из самой
анкеты уже можно узнать, например, какие существуют виды банковских услуг.
Из научной разработанности видно, что тема разработана частично, были
исследованы определенные части данной темы, поэтому исследование всей темы
целиком имеет большое практическое значения для банков и населения в целом.



Приложения



АНКЕТА

«Население и рынок банковских услуг»



Заказчик: Финансовая академия

при Правительстве РФ
Кафедра социологии

Исполнитель: социолог Кондратюк
Е.А.



Москва, декабрь, 2004 г.



Уважаемый участник опроса!
Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании,
посвященном изучению потребностей и предпочтений населения
г. Москвы на рынке банковских услуг.
Цель исследования - изучить основные факторы выбора банков и
банковских услуг, которые влияют на предпочтения и потребности населения
г. Москвы на рынке банковских услуг.
Заполнение анкеты простое: если Ваше мнение совпадает с одним из
предлагаемых вариантов ответов, то код этой позиции обводится кружком.
Если же ни один из вариантов Вашей точке зрения не соответствует,
изложите своё мнение на свободных строках.
Опрос – анонимный, фамилию и имя указывать не нужно.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.


Социолог Елена Кондратюк.



1. Пользуетесь ли Вы банковскими услугами?
1) Да
2) Нет

2. Считаете ли Вы, что банковские услуги сейчас необходимы для населения?
1) Да
2) Нет

3. Вы пользуетесь банковскими услугами:
1) по собственному желанию, это удобно и надёжно
2) мне начисляют зарплату на пластиковую карту, и у меня не остаётся
выбора в пользовании
Другое
(допишите)______________________________________________

_________________________________________________

4. Какими услугами банка Вы пользуетесь?
1) услуги по кредитным картам
2) приём депозитов
3) предоставление кредитов
4) ипотечное кредитование
5) пенсионное обслуживание
6) обмен валюты
Другое (допишите) ______________________________________________

______________________________________________

5. Доверяете ли Вы коммерческим банкам?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить

6. По каким критериям Вы выбрали вы банк?
1) по совету друзей
2) я выберу тот банк, о котором много слышал из разного рода рекламы
3) я выберу тот банк, который наиболее близко будет расположен к
моему дому или к месту моей работы
Другое (допишите) _____________________________________________

_____________________________________________

7. Представьте, что Вы хотите купить машину в кредит, но в автосалоне вы
не можете выбрать банк, которому доверяете, а Вам предлагают услуги
совершенно незнакомого банка. Считаете ли вы это справедливым?
1) Я не знаю, в таком случае нужно всё хорошо обдумать
2) Мне всё равно, в каком банке брать кредит
3) Нет, это несправедливо, я не стану покупать машину в кредит в
таком случае.

8. Как Вы считаете, в нашем городе рынок банковских услуг является:
1) в полной мере развит
2) недостаточно развит
3) плохо развит

9. После кризиса 1998 года ваше доверие к банкам:
1) не изменилось
2) сначала доверие резко снизилось, но уже прошло достаточно
времени, чтобы я вновь мог(ла) им доверять
3) после этого кризиса я им не доверяю до сих пор

10. Как Вы считаете, какие из услуг Банка являются наиболее
востребованными?
1) розничные
2) доверительные
3) комиссионные
4) фондовые

11. Как вы считаете, ваша информированность о рынке банковских услуг
является:
1) достаточной
2) недостаточной

12. Считаете ли Вы, что банковские услуг открывают населению новые
возможности в использовании денег?
1) Да
2) Нет

13. Как Вы считаете, зависит ли количество банковских услуг, которыми
пользуется человек от его материального положения?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить

14. Укажите пожалуйста недостатки, которыми, по Вашему мнению, обладает
рынок банковских услуг.

____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________

А теперь несколько слов о себе:

15. Укажите пожалуйста ваш пол:
1) мужской
2) женский

16. Укажите Ваш возраст:
1) до 18 лет
2) 19-25
3) 26-35
4) 36-45
5) 46-55
6) свыше 65

17. Ваше образование:
1) высшее
2) незаконченное высшее
3) среднее и среднее специальное
4) ниже среднего

18. Ваше семейное положение:
1) замужем (женат)
2) не замужем (не женат)
3) в гражданском браке

19. Сколько детей у Вас в семье?
1) нет
2) 1 ребенок
3) 2 ребенка
4) 3 и более

20. Работаете ли Вы в настоящее время?
1) Да
2) Нет

21. Есть ли у Вас, помимо основного занятия, работа, приносящая доход?
1) да, есть постоянная работа
2) есть случайные приработки
3) нет никакой дополнительной работы

22. Как вы оцениваете уровень своего материального благосостояния?
1) очень хорошее
2) хорошее
3) среднее
4) плохое
5) очень плохое
23. Ваш род занятий:
1) рабочий
2) предприниматель
3) госслужащий
4) пенсионер
5) студент
6) военнослужащий
7) ученый
8) руководитель предприятия
Другое (допишите)______________________________________________



2.8. Рабочий план проведения исследования.

|№ |мероприятие |сроки |ответственный |
|1 |Составление программы |1 декабря-15 |Кондратюк Е.А. |
| | |декабря | |
|2 |Разработка анкеты |17 |Кондратюк Е.А. |
| | |декабря-27декабря| |
|3 |Тиражирование анкет |3 января-10 |Кондратюк Е.А. |
| | |января |Борисова Н.Ю. |
|4 |Сбор первичной информации |11 января-13 |Кондратюк Е.А. |
| | |января | |
|5 |Обработка информации |14 января-23 |Кондратюк Е.А. |
| | |января |Борисова Н.Ю. |
|6 |Анализ, полученной информации |2 января-31 |Кондратюк Е.А. |
| | |января | |



Список используемой литературы:

1. Словарь – справочник по экономике, М.,2003.

2. Словарь «Рыночная экономика», М.,1993.

3. Журнал «Социс» №16 2004г.

4. Журнал «ВЦИОМ» №4 2004 г.

5. Социологическая информация в Интернете:
1) www.wciom.ru
2) www.socis.ru
3) www.gks.ru







Реферат на тему: Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения

Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации


Самарская Государственная Экономическая
Академия



Кафедра социально-политических наук



Контрольная работа

По дисциплине: « Социология»
Тема: « Предмет экономической социологии как
отрасли социологии. Метод
социометрических измерений.
Сущность и область применения».



Выполнил: Неудахин Д.Б.
IV курс, факультет ВВиДО

Специальность: ФиКР

Проверил: Бондарев С.И.


Самара 2001

План


1. Предмет экономической социологии как
отрасли социологии

2. Метод социометрических измерений.
Сущность и область применения



1. Предмет экономической социологии как
отрасли социологии

Социология по области своих исследований
является одной из наиболее «общих» среди
общественных наук. В поисках общих признаков
и закономерностей, проявляющихся в различных
социальных связях, социология должна
действовать также в таких сферах и объектах,
для изучения которых имеется собственная
область пауки. Например, педагогика
исследует явления, связанные с воспитанием и
преподаванием; экономика изучает
хозяйственные механизмы, учение о
государстве — политические события и
закономерности, психология — психологические
феномены. Но за всем этим стоят также
социальные отношения, которыми и занимается
социология.
Социология является отнюдь не
единственной наукой, область исследования
которой охватывает всю сферу человеческого
поведения. К таким наукам относятся также
философия, история и антропология.
Социология имеет тесные связи с этими
науками и использует накопленные ими знания
в своих целях. Как выше уже отмечалось,
социология стала самостоятельной наукой,
отделившись от философии или истории, так
что она имеет и теперь естественную связь со
своими истоками.
Наиболее близкой к социологии
представляется антропология, и в особенности
ее отрасль, называемая «социальной
антропологией». Общая антропология изучает
человека как физическое существо, уделяя
особое внимание биологическим изменениям в
процессе развития человека, а также
различным сторонам физического
сосуществования индивидов, приближаясь в
этом аспекте к исследованиям социологии.
Предмет социальной антропологии — ментальные
возможности человека, определенные аспекты
человеческой культуры; при этом человек
рассматривается как член различных групп и
культурных общностей. В этом социальная
антропология и социология совпадают. В этом
совпадении нет, однако, ничего
методологически порочного, такие случаи
известны и в других смежных науках,
например, изучение психической системы
человека и в психологии и в психиатрии и др.
В подобных случаях речь может идти только о
совпадении, смежности, но не о дублировании,
так как каждая из научных систем акцентирует
в одном и том же объекте все-таки разные его
стороны для разных же научных и практических
целей. Дополняя друг друга, смежные науки и
обогащают друг друга. Одним из макрообъектов
социологии является духовная культура
современного общества.
Общее название «общественные и социальные
науки», которое употребляется по отношению к
исследованию социальных общностей и
социальных отношений, применяется иногда
узко только к социологии из-за ее
обширности. Однако нормально социология
считается лишь одной из общественных наук.
Экономика изучает производство и
потребление товаров и услуг, спрос и
предложение, экономическое поведение
человека вообще, использование денег и
капитала. Социология, в свою очередь,
стремится разработать модели экономического
поведения различных групп и исследовать
экономические силы, влияющие на жизнь людей.
Таким образом, социология интересуется
прежде всего социальным поведением человека
в различных экономических действиях. Эта
специальная отрасль социологии называется
экономической социологией.
Связи социологии с экономикой и
экономическими основами традиционно весьма
тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй,
самыми известными из исследователей этих
связей. Многие социологи, особенно в бывших
социалистических странах, вышли из сферы
экономики.
С точки зрения марксистской социологии и
согласно материалистическому пониманию
истории, важнейшим содержанием общественного
бытия людей является производство
материальных благ, благодаря которому
удовлетворяются их разнообразные
материальные и другие потребности. В
конечном счете «способ производства
материальной жизни обусловливает социальный,
политический и духовный процессы жизни
вообще». Он в разной степени воздействует на
развитие указанных сфер жизни общества. В
этом смысле способ производства выступает
как материальная основа существования и
развития общества – системообразующее
начало, связывающее в единое целое все
проявления общественной жизни.
Способ производства предстает как
единство двух его основных сторон:
производительных сил и производственных
отношений.
В сегодняшнем обществе есть и
«аутсайдеры», люди «не у дел», и люди,
попавшие в «ловушку бедности», и так
называемые «новые бедные», появившиеся в
результате непредвиденной потери работы,
неспособности справиться с квартирными
долгами и т. п. «Рекордная» безработица —
тяжелое бремя для национальной экономики.
Естественно, что такие перемены прямо или
косвенно затрагивают каждого гражданина и
каждую сферу общества. Существующие
структуры и повседневная деятельность
претерпевают изменения, приобретая новые
формы, подчиняясь новым требованиям. Новая
ситуация требует от индивида и от общества в
целом известной гибкости, пересмотра
ценностей и адаптации действий
соответственно новой обстановке. Такие
глобальные проблемы могут решаться только на
уровне общества. Экономическая реальность
требует целенаправленных усилий хотя бы для
отдаления трудностей.
Экономический рост и повышение жизненного
уровня — чрезвычайно многогранные показатели
качества жизни, включающие в себя компоненты
«твердой технологии» (т. е. технологии, на
которую индивид не может оказывать влияние;
механизмы, станки, машины) и составляющие
«мягкой технологии»: экология, сельская и
городская община, местная культура,
удовлетворительная работа, взаимосвязь труда
и досуга, дружеские отношения и др. Таким
образом, в условиях благополучия, когда
твердая технология стабилизируется,
становятся релевантными и показатели мягкой
технологии, как то: «направленность к
окружающей среде», «центральное место
человека» и «гражданская воля».
Факторы перемен экономической жизни.
Глубокие экономические изменения происходят
сегодня как на национальном уровне, так и в
масштабе мировой экономики. Следующие
факторы оказывающие на это влияние:
— увеличится зависимость от внешних
обстоятельств (вне страны);
— станет более разнообразной промышленная
структура;
— увеличится значение ЕС (Европейского
сообщества);

— усилится разделение труда и специализаци
— так называемые «мягкие» ценности и поз ции приобретут большее
значение;
— усилится значение качества окружают» среды;
— по мере повышения образования людей буд возрастать их социальная
и политическая акти ность, стремление участвовать в принятии реш
ний; формы этого участия станут более разное разными;
— возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут еще
более зависимыми от техн логического уровня их повседневной жизни;
— усилится значение средств массовой инфо мации;
— изменится структура населения и рабочей силы;
— увеличится гибкость рабочего времени;
— возрастут требования к качеству;
— продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающее
явление - нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации,
дефицитных профессий);
- все большее значение будут приобретать переквалификация и
дополнительное образование;
— возрастет удельный вес энергетических решений;
. еще более повысится роль научных исследований;
. возрастут требования к качеству производимой продукции, и
применение новых технологий поможет в достижении требуемого
уровня качества;
— некоторые новые отрасли вытеснят устаревшие традиционные.
Изложенные выше взгляды прогнозируют многосторонние изменения как
в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и
науки. Развитие международной экономики скажется стремительными
изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества.
От людей потребуется адаптация к переменам, чему может
способствовать образование и переквалификация. Гибкость и адаптация
требуют социальных знаний и даже социальной квалификации — это новая
черта времени. Возможно, что владение социальной квалификацией,
highsos, станет в будущем даже важнее, чем владение техникой,
hightech.

2. Метод социометрических измерений. Сущность и область
применения.

Успешность решения проблемы измерения является одной из главных
компонент, составляющих понятие качества социологического
исследования. Однако далеко не каждый социолог об этом задумывается.
Более того, как показывает опыт, само выражение "проблемы измерения"
часто вызывает недоумение: а существуют ли такие проблемы? В чем,
собственно, они состоят?
Дадим некоторые предварительные определения.
Эмпирическая система (ЭС) интересующая исследователя – это
совокупность реальных (эмпирических) объектов с выделенными
соотношениями между ними. Последние часто можно выразить в виде
некоторых отношений между объектами (любое отношение есть
соотношение, но не наоборот), и тогда говорят об эмпирической
системе с отношениями (ЭСО).
Пример ЭСО — совокупность сотрудников какого-то завода,
рассматриваемых как "носителей" удовлетворенности своим трудом с
заданным бинарным (т.е. определенным на парах объектов) отношением:
"респондент А больше удовлетворен работой, чем респондент Б". Для
одних пар это отношение может выполняться, для других нет. Но мы
полагаем, что, каких бы респондентов мы ни взяли, разговор о
выполнении этого отношения будет осмысленным (ниже мы будем
подробнее обсуждать вопрос о подобной осмысленности). Подчеркнем,
что ЭС отражает представление исследователя об; изучаемой
реальности, процесс ее формирования по существу является
моделированием. С учетом этого ЭС можно считать фрагментом
реальности.
Математическая система (МС) – это совокупность математических
объектов (чаще всего в качестве таковых выступают числа и тогда МС
называется числовой) с выделенными соотношениями между ними. Когда
последние задаются в виде некоторых отношений между объектами,
говорят о математической системе с отношениями или о числовой
системе с отношениями (МСО и ЧСО).
Измерение отображение некоторой ЭС в МС.
Подчеркнем, что измерение - это всегда моделирование и
осуществляется оно как бы в два этапа: сначала мы строим ЭС, затем
математическую модель этой системы. Цель такого моделирования —
обеспечение возможности использования математики для решения
социологических задач.
Шкала – это правило, определяющее, каким образом в процессе
измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие
некоторое число или другой математический конструкт. Каждый такой
конструкт будем называть результатом измерения объекта, или его
школьным значением. Процесс получения шкальных значений называется
шкалированием. Нередко понятие шкалы связывают только с
использованием числовых МС.
Подчеркнем, что в соответствии с нашим пониманием измерения
совокупность шкальных значений — это определенная модель реальности.
Общим местом стало рассмотрение в качестве основной специфической
черты социологического измерения активное использование номинальных,
порядковых, интервальных шкал.
Предположим, что мы приписываем респонденту число как обозначение,
код его профессии. Ясно, что, анализируя полученные числа, мы можем
судить лишь об их равенстве или неравенстве: из того, что два
респондента закодированы одним числом, следует, что они имеют
одинаковую профессию; разным числам отвечают разные профессии.
Выражения типа 3 < 5 в таком случае становятся бессмысленными: они
не отражают ничего реального. Это — номинальная шкала.
Ясно, что она отвечает отображению ЭСО с заданным отношением
равенства в соответствующую ЧСО. Если же, например, каждому
респонденту приписано число от 1 до 5 в соответствии с тем, как он
ответил на вопрос типа: "Удовлетворены ли Вы своей работой?" (с
вариантами ответов от "совершенно не удовлетворен" до "полностью
удовлетворен", закодированными цифрами от 1 до 5 соответственно), то
мы, кроме равенства и неравенства, можем судить также и о некотором
порядке между полученными числами: если одному респонденту приписано
число 3, а другому — 5, то считаем, что первый меньше удовлетворен
работой, чем второй. Но соотношения типа 5—4=2— 1 остаются
бессмысленными с содержательной точки зрения. Это — порядковая
шкала. ЭСО в данном случае содержит два отношения — равенства и
порядка.
Совокупность эмпирических отношений, отражаемых с помощью
интервальной шкалы, богаче, она дает возможность отразить еще и
порядок расстояний между шкалируемыми объектами.
Предположим, например, что мы измерили отношение студентов к учебе
и в результате получили, что четырем респондентам у4, Бу В и
/"оказались приписанными соответственно числа 1, 2, 3 и 8. Если мы
знаем, что была использована порядковая шкала, то, интерпретируя
результаты измерения, можно бытьуверенными только в том, что
респондент А хуже всех относится к учебе, респондент Б — получше и
т.д. При использовании же интервальной шкалы мы можем получить
дополнительную информацию: различие по отношению к учебе между
респондентами А и Б меньше, чем различие между респондентами В и Г .
А такого рода сведения весьма полезны.
Итак, если мы получаем числа, для которых "физически" осмыслены
равенства типа 5—4=2— 1 или 8 —3 > 3 -* 2, то считаем, что они
отвечают интервальной шкале. Эта шкала обычно считается "хорошей" в
том смысле, что соответствующие шкаль-ные значения в достаточной
мере похожи на обычные числа (вопрос о смысле "похожести" часто даже
не ставится; одна из наших задач — уточнить его). По интервальным
шкалам обычно считают полученными значения таких признаков, как
возраст или зарплата. ЭСО в данном случае содержит отношения
равенства и порядка как для объектов, так и для расстояний между
объектами.
Интервальные шкалы часто называют шкалами высокого типа,
количественными, числовыми. Номинальные же и порядковые шкалы —
шкалами низкого типа, качественными, нечисловыми. Смысл таких
определений очевиден: числа, полученные с помощью шкал высокого
типа, больше похожи на те числа, которые знакомы каждому из нас со
школьной скамьи.
Переменную, значения которой нельзя получить сразу, задав, скажем,
определенный вопрос в анкете и получив соответствующий ответ
респондента, будем называть латентной (скрытой). В противоположном
случае будем говорить о наблюдаемой переменной. Процесс получения
значений наблюдаемой переменной называется прямым измерением.
Латентные переменные измеряются косвенным путем, с помощью
определенных преобразований некоторых наблюдаемых, поддающихся
адекватной интерпретации данных. (Представления о том, какой вид эти
данные имеют и как они должны преобразовываться, должны опираться на
определенные теоретические исследовательские концепции, априорные
модельные представления социолога).
Отметим, что только что введенное определение латентной переменной
несколько расходится с тем, что под таковой часто понимают
социологи. Мы имеем в виду ситуацию, когда латентной называют
переменную, относительно которой заранее неизвестно не только то,
как ее измерить, но и то, что она из себя представляет:
исследователь догадывается, что наблюдаемое поведение респондента
(чаще всего — ответы на вопросы предложенной ему анкеты) объясняется
действием одной или нескольких скрытых переменных, но не может
априори дать им название (подобная ситуация имеет место, например,
при использовании факторного анализа).
Приведенное же выше определение предполагает, что исследователь
вполне может заранее знать, какая латентная переменная его
интересует. Латентность же ее заключается в том, что ее измерение
осуществляется не в процессе сбора данных, а в процессе анализа
некой первичной информации. Другими словами, мы называем латентной
переменную, значения которой получаются в результате так называемого
производного измерения.
В социологии между указанными двумя ситуациями нет непреодолимой
пропасти. Для социолога любая переменная, находящаяся в результате
производного измерения, всегда в той или иной мере является
латентной: исследователь практически никогда не может быть уверен,
что предположение о самом существовании этой переменной адекватно
моделирует ситуацию, что наблюдаемое поведение отражает именно то,
что интересует исследователя, и т.д. И продвинутые способы измерения
всегда дают возможность пересмотра социологом наименования
переменной или вообще отказа от убежденности в ее существовании.
Основой модельных представлений, заложенных в известных методах
шкалирования, является сопоставление с каждой измеряемой переменной
(в том числе латентной) некоторой протяженности, психологического
континуума — прямой линии (числовой прямой, числовой оси), на
которой мы размещаем те объекты, которым в результате измерения
должны приписать числа (термин "континуум" означает непрерывность).
Это предположение является естественным, в его целесообразности не
сомневается ни один социолог, но в нем имеются свои "подводные
камни".
Так, на практике исследователь иногда забывает о том, что,
приписывая числа объектам, т.е. размещая их на указанной прямой, он,
как правило, не определяет место размещения объекта однозначно, не
"прибивает гвоздями" объект к оси. "Числа", используемые социологом,
заданы не однозначно, а как бы "плавают" на оси. Например, как
нетрудно проверить, для определенных выше типов шкал эквивалентными
являются совокупности шкальных значений, представленные в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Свойства шкал рассматриваемых
типов

|Тип шкалы |Отношения, сохраняю- |Пример эквива- |
| |щиеся при отображении |лентных совокупнос- |
| |ЭСО в ЧСО |тей шкальных значений |
|Номинальная |а= Ь | 2 3 4 5 |
| | |10 31 2 5 118 |
|Порядковая |а = Ь, а > Ь |12345 10 31 44 100 118|
| | | |
|Интервальная |а = Ь, а > Ь |1 2 3 4 |
| |а- Ь= с – d |5 |
| |а - Ь> с - d |10 31 52 73 |
| | |94 |


Действительно, если интересуют только эмпирические отношения
равенства — неравенства, скажем, если мы измеряем профессию,
безразлично, какими цифрами зашифровать наши объекты: с точки зрения
смысла решаемой задачи совершенно безразлично, припишем ли мы токарю
— 1, пекарю — 2, лекарю — 3,либо же токарю — 10, пекарю — 31, а
лекарю — 2. Требуется лишь, чтобы всем токарям было приписано одно и
то же число, чтобы это число не совпадало с числом, приписанным
пекарям, и т.д. А вот если мы ставим своей целью сохранить в числах
некое эмпирическое отношение порядка, то тут уже набор чисел во
второй строке не будет эквивалентен набору 1, 2, 3, 4, 5, поскольку
эти наборы отражают разный порядок. Вели же мы учитываем порядок
расположения по величине неких эмпирических интервалов между
рассматриваемыми объектами, то набору 1, 2, 3, 4, 5 может быть
эквивалентен только такой набор, в котором интервалы между
последовательными числами равны. В подобных соображениях выражается
нечисловая сущность наших шкальных значений. И это положение
принципиально. Оно вытекает из сути той роли, которую играет число в
социологии.
Каждый социолог в наше время знает, что используемые им "числа",
отвечающие, скажем, номинальной и порядковой шкале, на самом деле не
являются обычными числами (хотя бы потому, что с ними нельзя
обращаться как с таковыми), но нечисловой характер данных обычно не
ассоциируется с неоднозначностью используемых шкальных значений, в
то время как такая ассоциация представляется естественной.
Отметим, что хотя шкальные значения, полученные по интервальной
шкале, в значительной мере можно считать похожими на обычные
действительные числа с точки зрения возможностей дальнейшей работы с
ними (к ним применимо значительное количество традиционных числовых
математических методов), все же и они не являются числами в
привычном школьном смысле этого слова, поскольку они тоже определены
не однозначно, а лишь с точностью до преобразований, сохраняющих
структуру интервалов между исходными числами.

МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ
Огромное число социологических задач связано с изучением
процессов, происходящих в малых группах (например бригады, небольшие
участки, малые предприятия различных форм собственности). Далее —
процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединении
нескольких семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии
малых групп традиционно изучаются явления, события, характерные для
жизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: класс
в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные
по интересам в различных кружках, и т. д. Если говорить о
внепроизводственных социальных образованиях, при исследовании
которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания
механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим
общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных
ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество
людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят
относительно небольшие группы, которые в значительной мере
определяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его
поведения.
При изучении малых групп используются различные социологические
методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.
Термин "социометрия» образован от двух латинских корней: socius—
товарищ, компаньон, соучастник и тetrum — измерение. В конце XIX
века он впервые был употреблен в связи с изучением воздействия одних
групп людей на другие. Основная заслуга в создании определенной
методологии социометрических исследований, совокупности
измерительных процедур и математических методов обработки первичной
информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.
Технический аппарат социометрии находит применение в различных
сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда,
смягчить конфликты, способствует выработке, принятию групповых,
коллективных решений. Методологически оправданное и грамотное
использование арсенала социометрических методов позволяет получить
серьезные теоретические выводы о процессах функционирования,
развития групп, достигать практических результатов в комплектовании
коллективов, в повышении эффективности их деятельности.
Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в
прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с
логически верным пониманием такого сложного социального образования,
как малая группа. Далее под ней будет пониматься реально
существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены
каким-то общим признаком, например, совместной деятельностью или
помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и
определенным образом осознают свою принадлежность к этому
образованию. Отправным моментом для понимания законов
функционирования, жизнедеятельности такой группы является то, что
она выступает как субъект деятельности и через нее включена во всю
систему общественных отношений. Характеристической, критериальной
чертой группы является чувство общности, которое цементирует
отношения членов группы и отличает одну группу от другой, "замыкает"
ее на себя. В одних случаях это чувство ~ понимание цели совместных
действий, в других — определенное эмоциональное тяготение,
притяжение людей, в третьих — временное согласие на использование
конкретных средств, методов, инструментов деятельности. Оправданно
также говорить о групповых интересах, потребностях, нормах и пр.
К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам,
группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы,
происходящие в ней.
Состав группы зависит от численности и основных признаков ее
членов: пола, возраста, образования, профессии, национальности и т.
д.; структура группы — прежде всего от функций, обязанностей каждого
члена группы в их совместной деятельности. Это так называемые
признаки формальной структуры. Такая структура, например, трудового
коллектива включает в себя мастера и его заместителя, двух-трех
бригадиров, рабочих; студенческой группы — координатора, старосту и
самих студентов. Одновременно с формальной структурой группы
существует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях.
Их определяют степень уважения, уровень стремления к совместному
труду, желание посоветоваться при решении трудных личных вопросов
или, напротив, стремления к избежанию контактов, мера напряженности
в личном отношении и т. д.
Групповые процессы — это в первую очередь такие процессы, которые
организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность
предписаний, правил, которыми обязаны руководствоваться ее члены в
сфере их формальных, служебных контактов, с другой — "неписаные"
нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами
сообщества.
Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней
общественные отношения выступают в форме непосредственных личных
контактов, поскольку се численность ограничена. В настоящее время
рад исследователей полагают, что "нижняя" граница "размера" малой
группы равна трем человекам, а не двум. В диаде практически не
складывается тот тип общения, который опосредован совместной
деятельностью. В контактах между людьми в этом случае крайне сильно
выступает эмоциональный (неформальный) фактор. Взаимодействие, по
сути, становится дружбой, оно часто простирается за рамки службы,
функциональных обязанностей. Наличие третьего человека переносит
общение из сферы личностного в межличностное "пространство"; в
триаде система взаимодействия становится пронизанной
"деятельностным" началом. Пожалуй, еще более острым является спор о
"верхней" границе численности малой группы. Продолжительным было
представление о "магическом" числе 7+2, отражающем некоторые
особенности оперативной памяти человека. Теперь, исходя из практики
исследований, оптимальным принято считать численный состав малой
группы в 10—20 человек. В некоторых случаях, когда речь вдет о
производственной бригаде, участке, учебном коллективе, этот предел
увеличивается до 40 человек. При таких условиях методы социометрии
еще применимы.
Существует около 50 различных оснований для классификации малых
групп. Такие группы различаются по времени существования
(долговременные и кратковременные), по степени тесноты контактов, по
особенностям целей, объединяющих людей, по специфике социально-
демографических признаков членов малых групп (скажем, одно- и
разнополые группы, молодежь или люди пожилого возраста, рабочие или
театральная группа) и т. д. Широко распространено разделение групп
на формальные и неформальные. Однако вычленить их в чистом виде
затруднительно. Поэтому предпочтительнее говорить о формальной и
неформальной структурах организации групп.
Для анализа, интерпретации результатов социометрии принципиальное
значение имеют такие понятия, как "группа членства" и "референтная
грунта". Первая включает в себя всех людей, формально входящих в
нее, это своего рода "геометрическая", пространственная
характеристика сообщества. Вторая — тех, кто в совокупности создает
"значимый круг общения", нашел и признал друг друга. Признак
референтное™ отношений во многих прикладных разработках становится
ведущим для объяснения процессов, протекающих в группах. Ориентация
на тот или иной "круг общения" объясняет, почему некоторые люди,
формально принадлежащие к группе членства, не связывают себя с нею,
проявляют отклоняющееся, конфликтное по отношению к ней поведение и,
наоборот, люди, формально стоящие вне этой группы, на деле близки
ей, принимаются ею.
По степени развития межличностных отношений, несущих в себе
групповые интересы и ценности, выделяются четыре типа групп.
Диффузная группа, в которой взаимоотношения опосреду-ются прежде
всего симпатиями — антипатиями, но не характером деятельности.
Ассоциация, для которой "цементирующим составом" отношений выступают
преимущественно личностные цели. Корпорация, в которой эти личностно
значимые цели антисоциальны по своей направленности. Наконец,
коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно
значимыми целями и общественно ценными установками. Эта
классификация распространяется и на малые группы.
Изложению процедурных аспектов социометрии предпошлем рассмотрение
двух ключевых понятий, характеризующих уже не саму группу, а
положение в ней индивида, являющегося членом этого сообщества.
Первое понятие — "статус". Оно обозначает место индивида в системе
жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус
прежде всего определяется ведущей функцией члена группы, его
обязанностями перед ней. Он интегрирует одновременно в себе черты,
объективно присущие индивиду, и то, как воспринимается окружающими
исполнение им своих функций. Присутствует в статусе индивида и
статус самой группы, ее место в более широком социальном контексте.
Второе понятие — "социальная роль индивида". Она зависит от .
функций, несомых индивидом и одновременно возлагаемых на него
группой. В силу подвижности функций, изменения восприятия индивида
окружающими, роста и падения престижа группы эта роль — образование
многомерное и динамичное. На изучение социальных радей внутри малых
групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом и
направлены социометрические методы.
В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия — это
сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической
обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению
разнообразных персональных и групповых индексов.
Все начинается (естественно, после разработки программы
исследования) с выбора, создания социометрического критерия, то есть
вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения
взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда
сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критерия
становится задачей, требующей при своем решении и знания общих
законов функционирования малых групп, и понимания, учета конкретных
особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения
техникой измерения. Критерий должен быть индикатором
взаимоотношений.
Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или
интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим
требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет.
Одновременно на него распространяются и другие требования.
Он должен:
— не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть
выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту
обязательно известны;
— быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то
большинству;
— содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов
группы;
— включать в себя предложения по выбору или отвержению,
сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их
эмоционально-психологическое отношение;
— убеждать человека в практической направленности опроса, в
возможности участия в создании, реорганизации группы.
Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на
одном примере. Критерий: "Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?" —
относится к "слабому" типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто
проекгивсн. В усиленной форме критерий имеет виц: "Помните, теперь
мы сами являемся хозяевами вашего предприятия. Кого бы Вы в этой
вовой ситуация выбрали в качестве бригадира?". Здесь каждый
респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с
точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых
экономических условиях.
Социометрические критерии разделяются на два основных класса:
коммуникативные ("социо-метрические тесты") и гностические ("тесты
социальной перцепции"). Коммуникативные используются для того, чтобы
описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе,
выявить, как каждый член группы ви

Новинки рефератов ::

Реферат: Динозавры - животные древности (Зоология)


Реферат: Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере (Право)


Реферат: ЕРЕСЬ ИКОНОПОЧИТАНИЯ (Мифология)


Реферат: Когнитивная психология (Психология)


Реферат: Виконавча влада (Административное право)


Реферат: Приморский банк Сбербанка России (Аудит)


Реферат: Органтзация перевозок и управление на транспорте (Транспорт)


Реферат: Батареи и элементы питания (Аккумуляторы) (Технология)


Реферат: Социальная защита населения в г. Тюмень (Социология)


Реферат: ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Право)


Реферат: Педагогика эпохи Петра I. Святой Учитель Дмитрий Ростовский (История)


Реферат: Жизнь и творчество С.В. Панасенко (Исторические личности)


Реферат: Лидерство в организации (Социология)


Реферат: Курсовая работа программирование на Pascal (Компьютеры)


Реферат: Функции белков в организмах живых существ (Биология)


Реферат: Виды и функции денег (Деньги и кредит)


Реферат: Концепция самоорганизации (синергетика) (Естествознание)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РЕИНЖИНИРИНГА (Менеджмент)


Реферат: Нобелевские лауреаты в области физики (Физика)


Реферат: Социально-психология характеристика преступных общностей (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист