GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Специфика воспитания детей в различных по структуре семьях (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Специфика воспитания детей в различных по структуре семьях (Социология)



ПЛАН
| |стр. |
|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………... |2 |
|Воспитание детей в различных по структуре семьях: | |
|Особенности воспитания единственного ребенка в |4 |
|семье………………………………………………………………. | |
|Специфика воспитания в многодетной семье………... |7 |
|Воспитание ребенка в неполной семье……………….. |9 |
|III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. |12 |



I. ВВЕДЕНИЕ
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит
железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый
лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная
и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и
неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в
ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать
повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является
это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его
будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это
творение будущего и взгляд в будущее.
Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы
создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и
матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные
дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг
друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его
поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир,
познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и его первая
смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это ощущение того,
что мать (а потом и отец) существуют для его радости, для его счастья.
Человек поднимается на ноги, видит цветок и порхающую над ним бабочку,
видит яркую игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется… Чем
дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение,
поступки маленького человека продолжают диктоваться только его
потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные,
повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.
Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда
к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере
примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения -
присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг.
Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже
делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.
Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много
получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства
благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не
только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их
играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся
отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от
отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных
радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие
счастье, которое дается сколько - нибудь хорошей семейной жизнью,
вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй,
а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они
могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а
отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует
о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в
тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их
воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их
родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и
детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их
родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на
всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности сына.



II. Воспитание детей в различных
по структуре семьях
1. Особенности воспитания единственного ребенка в семье
На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения.
Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив,
нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с
соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится
преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое
равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни
говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко
складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения.
Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее
встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.
Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему
чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что
он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И
действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела
обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми.
Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания,
обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых
ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность,
которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение
второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда
не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного
сына или одной дочери.
Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно
определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат,
балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного
внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате
чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно
столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется
за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать
внимания, к кокому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком
серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его
собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком
большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него
гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов,
уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами
родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему
трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем
сообществе.
Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие
из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить
подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка,
как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно
всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных
условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или
единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких
детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные
затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок
очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные
на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская
в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или
смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья
всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень
часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и
становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает
затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они
воспитывают эгоиста.
Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в
котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя
свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала
постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица,
разорванных штанов и драк.
Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано
или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно
вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть
образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него
строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется
внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших
советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение
к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в
избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего
себя, разбросанного ребенка.
Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми
есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном
предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один
ребенок: только никакой исключительности!



2. Специфика воспитания в многодетной семье
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и
отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои
трудности, проблемы.
С одной стороны, здесь, как правило воспитываются разумные потребности
и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет
привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма,
асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших,
усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут
формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность,
ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка -
способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей
оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче
преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного
из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.
Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и
противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто
утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним
неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро
ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в
одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится
тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других -
повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для
старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях,
стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет
оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во -
вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая
нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного
времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления
внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще
становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем
дети из семей других типов.
Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения
потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно
меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться
на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности
многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально
- экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных
семей живет ниже порога бедности.



3. Воспитание ребенка в неполной семье
Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг.
Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени
вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные
переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и
в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того
родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит,
когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются
особенно остро.
Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие
месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и
которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с
ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от
разрешения собственных проблем.
Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои
чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок
может сохранять эти чувства многие годы.
Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена
пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку
меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и
матерью.
Какое - то время после разделения семьи или развода отец регулярно
навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если
отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще
мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет
смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет
спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в
результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены
вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка
вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую
опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.
В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи,
сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества.
Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их
баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать
их одобрение. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за
нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце.
На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В
новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои
материнские обязанности.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье?
Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не
обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть
лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений,
когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для
родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже,
каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем
меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу
расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца.
Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не
сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее
распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.
Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну
больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить,
получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические,
жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально
выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым,
безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.
Если родители не живут вместе, если они разошлись, то очень болезненно
отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри
между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого
от детей.
Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо
оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше
думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно.
Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу.
Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как - нибудь продолжать
воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую
семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет
более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по
отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.
Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно
относиться вполне сознательно.
Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать
как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не
доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские
обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно.
Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей
ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше
времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к
этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и
внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем
возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их
годы.
С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает
нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько
определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут
уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У
одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем
мать, у других - наоборот.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и
назидать их, а прежде всего самому жить по - человечески. Кто хочет
исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую
память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать
воспитание с самого себя.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и
искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда
вашей жизни.
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей
мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и
любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно
только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал
человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка
во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова
и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях
воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка
постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним
права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны
забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а
всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к
человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой
личности.



ЛИТЕРАТУРА
"Умом и сердцем: Мысли о воспитании" - 5-е - Политиздат, 1989.
1. В.И.Гарбузов "От младенца до подростка" - С. - Петербург, 1996.
2. Л.и Б. Никитины "Мы и наши дети" - Москва.
3. Аллан Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1991.
4. Ф.С.Махов "Кого мы растим" - Москва, 1989.
5. Л.Захарова "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1991.
"Введение в специальность" под ред. Л.И.Рувинцкого, М. 1988.







Реферат на тему: Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории

Дагестанский государственный университет



Дипломная работа


На тему: «Специфика количественных и качественных методов изучения
аудитории»



Выполнил: студент 5 курса, 2 группы заочного отделения

Поремолев Александр Викторович

Научный руководитель:
Эмирова Гури Абдурагимовна
Заведующий кафедрой

Арухов З.С.

____________(подпись)


Допущено к защите:

«____»____________2004 г.



Махачкала, 2002 г.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Количественные методы изучения аудитории 5

ГЛАВА 2. Качественные методы изучения аудитории 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы 51



Введение
Современные российские средства массовой информации и СМИ Дагестана
как никогда ранее нуждаются в объективных и систематических исследованиях
на различных уровнях: федеральном (общенациональном), региональном и
местном, а также и в анализе зарубежных исследователей.
Впервые в истории массовых коммуникаций СМИ в 1988-1992 годах
выступили против системы, являясь частью этой системы, и сыграли решающую
роль в крушении СССР и коммунизма, проведении глубоких реформ во всех
областях жизни России и СНГ. Создался новый тип СМИ переходного общества,
который до сих пор мало изучен.
Существующие проблемы постсоветских СМИ стимулируют рост
исследований, которые направлены на поиск выхода из системного кризиса, в
котором находятся СМИ России и стран СНГ. Этот кризис охватывает ее
экономические, профессионально - творческие, этические и организационные
стороны. Характер процессов, происходящих в российских СМИ крайне
противоречив и неоднозначен. Произошла неконтролируемая обществом
монополизация и коммерциализация СМИ, возросла ангажированная зависимость
журналистов не только от медиаолигархов, но и властных чиновничьих
структур, особенно на региональном и местном уровнях. Но имеются и
позитивные моменты. Одновременно возросла роль СМИ в социализации масс,
особенно молодежи, в усвоении новых норм жизни, утверждении демократических
принципов свободы слова, плюрализма, толерантности и т.д. СМИ становятся
фактором формирования гражданского общества. Нельзя не обратить внимание на
интерактивную роль СМИ, диалогическую модель отношения с аудиторией,
компьютерную демократию.
За последнее десятилетие значительно изменилась направленность
интересов исследователей российских СМИ. Раньше, для советского периода
были весьма характерны историко-описательные работы (с очень сильным идейно-
политическим уклоном), а также изучение мастерства, поэтики, форм
журналистской деятельности. В период перестройки (1985-1991 годы) и в
период пост-перестройки 1990-х годов усилился интерес к социальному
статусу, общественным связям и эффектам прессы.
Традиционным направлением социологических исследований для
большинства исследовательских центров СМИ Российской Федерации является
исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с
институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМИ
потребностям социальной системы, исследование журналистских кадров, новой
типологии СМИ, процессов коммерциализации прессы, телевидения и
радиовещания, исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и
эффективности их воздействия на аудиторию, исследование и обучение новым
технологиям и их внедрение в деятельность СМИ, обеспечение рекламных
кампаний и кампаний паблик рилейшнз, исследования аудитории СМИ,
определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов,
тенденций развития.
Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем,
зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам,
т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем
факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности
или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные
методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной
разработке. В повседневной жизни, например, мы, легко используем понятия
«всегда», «никогда» или «очень часто», но такого рода оценки остаются
субъективными и относительными, пока они полностью зависят от того, кто
оценивает и какие события подвергаются оценке. Частота «один случай из
двадцати» будет оцениваться как «очень часто», если речь идет о неудачных
исходах хирургической операции (особенно если оценку производит пациент), и
как «почти никогда», если эта частота соответствует шансам конкретного
абитуриента поступить в университет. Чтобы сделать такого рода оценки более
сравнимыми и объективными, в науке используются статистические критерии и
методы статистического оценивания, позволяющие судить о вероятности
реализации определенного события, о сугубо случайном или, наоборот,
закономерном характере полученного результата.
Современная наука — это коллективное предприятие, требующее к
тому же немалых затрат. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущих
человеку стремления к истине и способности к критической оценке
существующих точек зрения проблема научного метода, позволяющего получить
достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и
хорошо обоснованным выводам, неизменно пользуется вниманием ученых.
Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше
оснований верить в существование единого и универсального метода,
пригодного для решения всех без исключения научных задач, они, тем не
менее, стремились разработать все более точные и надежные методы опытной
проверки теоретических гипотез, а также определить критерии для оценки
объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате
проводимых ими исследований.
Сегодня журналисты все чаще используют в своей работе качественные и
количественные методы изучения аудитории. Это в свою очередь требует от них
овладения техникой социологических измерений. Но не все журналисты, к
сожалению, способны правильно использовать эти методы в своей работе. Выше
изложенное свидетельствует об актуальности темы дипломной работы:
«Специфика количественных и качественных методов в изучении аудитории».
Выбор темы определяется интересом к развитию и внедрению самых
современных методов изучения аудитории.
Научная новизна дипломного сочинения заключается в том, что
здесь делается попытка обобщить накопленный многими исследователями
материал, посвященный методам изучения аудитории, выделив при этом наиболее
популярные, доступные и не требующих особых технических навыков.
Целью исследования является выявление специфики количественных и
качественных методов используемых для изучения аудитории СМИ. Разработка
цели предполагает решение ряда задач: отобразить в дипломной работе
классификацию количественных и качественных методов, сравнить
количественные и качественные методы, дать им развернутую характеристику,
обосновать мотивы обращения большинства журналистов к качественным методам
изучения аудитории и определить возможности количественных методов.
Объектом исследования дипломной работы является рынок российских
СМИ, как электронных, так и печатных и их аудитория.
Степень изученности темы достаточно высока. В последние годы
значительно возрос интерес к вопросам изучения аудитории. Они изучаются в
учебных программах по общей социологии, социологии журналистики. Вместе с
тем многие вопросы требуют более тщательного изучения и еще найдут своего
исследователя. Наша работа не претендует на всесторонний анализ методов
изучения аудитории в силу узких рамок дипломной работы.
Методологической и теоретической основой нашей дипломной работы
послужили труды известных социологов: Грушина Б.А.[1], Фомичевой И.Д.[2],
Левады Ю.А.[3], Федотовой Л.Н.[4], Ядова В.А.[5], Девятко И.Ф.[6] и др.
Работа Фомичевой И.Д. «Методика конкретных социологических
исследований и печать» рассказывает о масштабных социологических
исследованиях отечественной прессы прошлых десятилетий. Здесь дается обзор
методик и процедур комплексных социологических исследований СМИ. Работа
изложена ясным и доступным языком, содержит много примеров. В работе
Федотовой Л.Н. «Анализ содержания - социологический метод изучения СМК»
также раскрываются механизмы изучения средств массовых коммуникаций
современными социологическими методами. Автор знакомит с новой
терминологией, передовыми направления изучения аудитории СМИ. В работе
Девятко И.Ф. «Методы социологического исследования» рассматриваются ведущие
методы социологического исследования — опрос, эксперимент, включенное
наблюдение, биографический метод, а также специальные процедуры,
применяемые для сбора, анализа и оценки качества социологических данных.
Логика и методы социологического исследования рассматриваются в контексте
более широких исследовательских перспектив и моделей теоретического
объяснения, предопределяющих выбор конкретных методических решений.
Структура дипломной работы «Специфика количественных и
качественных методов в изучении аудитории» состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы. В главе I «Количественные методы» даются
характеристики количественных методов изучения аудитории (массовые опросы,
анкетирование, дневники, аудио - и ТВ - метры, прессовый опрос),
раскрываются границы их применимости в журналистской работе. В главе II
«Качественные методы» приводятся наиболее распространенные качественные
социологические методы. Дается их анализ, история возникновения,
описывается сфера их использования, указывается как специфичность процедуры
сбора, анализа и интерпретации данных, характерных для каждого из
рассматриваемых методов, так и подробный анализ преимуществ и недостатков.
Также дается краткий обзор, позволяющий, прежде всего, проследить
взаимосвязь основных социологических методов с теми исследовательскими
программами, в рамках которых они первоначально формировались, а также с
теми контекстами исследования, в которых они чаще всего используются.



Глава I
Количественные социологические методы
Становление информационного рынка, который в России образовался
примерно к 90-му году, изменило подоплеку интереса СМИ к своей аудитории.
Теперь от отношения читателей стала зависеть судьба издания, от
популярности теле и радиопрограмм – их отношения с рекламодателями.
Этап новейшей истории государств, возникших на территории
постсоветского пространства после 1991 года, отмечен повсеместным
внедрением западных социологических технологий и их адаптации к условиям
местного рынка. Процесс этот проходил и проходит не без различной
интенсивности попыток со стороны истеблишмента «приручить» социологические
технологии в интересах различных групп власти-знания.
На российском рынке реальную необходимость в измерении аудитории ТВ-
каналы испытали уже в 1992 году. Вполне естественно, что первопроходцами
здесь стали западные фирмы, обладающие подобным опытом.
Первыми стали «Гэллап» и «Медиамэтри». «Гэллап» выиграл тендер и
начал программу обучения сотрудников государственной социологической службы
ВЦИОМ технологиям измерения аудитории. К 1994 году из числа сотрудников
выделилось несколько самостоятельных фирм с личными предпринимательскими
амбициями.
Учредители «Комкон-2» - российской фирмы – сумели получить в клиенты
«Огилви энд Мазер», «Видео Интернэшнл», «Премьер СВ», и теперь они уверенно
заняли свою нишу на рынке.
Среди прочих исследовательских структур следует назвать НИСПИ (новый
институт социально-психологических исследований», «Гэллап Медиа», НИЦ
РОМИР Агентство медиа-сервис («РосМедиаМониторинг») и других. В кругу этих
структур и происходит основная ротация кадров, научных методик. Все они
находятся в состоянии перманентной конкурентной борьбы, в процессе которой
в качестве согласительных процедур предлагаются различные меры: создание
пула исследовательских компаний, учреждение независимого индустриального
комитета и т.д.
Существенной особенностью этого рынка является тот факт, что
большинство из этих компаний сосредоточили свою деятельность на крупных
городских аудиториях и не всегда обладали достаточно развитой региональной
базой. Государственная компания ВЦИОМ занимала здесь достаточно прочные
позиции. Самую оживленную полемику в начале 1999 года вызвало известие о
предполагаемой выработке в России единого стандарта медиаизмерений и
слиянии дневниковой и пиплметровой панелей на базе объединения двух медиа-
компаний – предположительно, «Гэллап Медиа».
Болевая точка раз этих разногласий заключена в необходимости
технологического совершенствования рынка исследований с помощью более
точных пипл-метров (аудиометров) и обновления традиционных измерений с
помощью телефонных опросов методом «CATI» и дневниковой панели, увеличении
выборок. Это в свою очередь требует инвестиций.
Большинство исследований аудитории предполагает прямое обращение к
ней с целью установить, какие и как часто источники массовой информации она
использует, как их оценивает, каковы ее удовлетворенные и неудовлетворенные
этими источниками интересы, как люди используют полученную информацию,
обмениваются ее и.т.д. Понятно, что для таких целей надо использовать
методы социологического опроса – с соблюдением требований
репрезентативности и надежности информации: ведь необходимо получить вывод,
касающийся массового сознания и поведении. Существенной особенностью
дневника радио-теле потребителя является то, что исследователь обращается к
любой семье с просьбой к каждому в ней как можно более тщательно
фиксировать все случаи контактов с источником информации в течение суток.
Для этого на бланке дневника есть табличка: в колонке слева расписано,
день за днем, неделя, с интервалами учетного времени в 15 минут.
Телезрителю остается пометить, кто из членов семьи смотрел в это время и
какую именно передачу, а за тем вписать в дневник е название и телеканал.
Это довольно сложная задача, поэтому дневник не оставляют в испытуемой
семье более чем на 2 недели: чистота эксперимента при такой нагрузке на
большой срок будет под сомнением.
В практике медиаисследований принята следующая терминология:
потенциальной аудиторией телеканала называется все население, проживающее в
тех населенных пунктах, где существует техническая возможность приема того
или иного телеканала. Размеры потенциальной аудитории меняются в
зависимости от количества и типа телеприемников, а также от диапазона
вещания телеканалов.
Телезритель – это человек, который находится в комнате с включенным
телевизором. Исследования телеаудитории - это выборочные исследования, в
результате которых появляются статистические данные о количестве зрителей
телеканала среди определенной группы населения в некоторый период времени в
течение отдельной передачи.
Измерение аудитории – это исследования, обеспечивающее получение
статистических оценок телеаудитории по фактическим замерам для
определенного календарного периода.
На практике измерение аудитории осуществляется тем или иным методом
опроса населения, т.е. обращения с вопросами в населению в целом или к
определенной группе людей для получения как фактической информации
(смотрел, не смотрел, читал, не читал и.т.д.), так и субъективной –
мнений, оценок, предпочтений и др.
Лица, отобранные специальным образом для проведения опроса,
называются респондентами. Они составляют выборку опроса. Выборка
формируется таким образом, чтобы она полностью репрезентировала
(представляла) структуру генеральной совокупности. Генеральная совокупность
– это та группа населения, из которой производится выборка респондентов для
исследования. В зависимости от целей исследования в качестве генеральной
совокупности может рассматриваться население всей страны в целом, население
отдельного региона, конкретного города, любо же специфическая группа
населения, обладающая определенными социально-демографическими параметрами
и.т.д. в соответствии с теорией статистики, если выборка репрезентирует
генеральную совокупности (соответствует ей структурно и имеет достаточный
объем), то полученные в результате исследований данные позволяют судить о
генеральной совокупности в целом.
Существуют научно обоснованные процедуры построения репрезентативной
выборки. Как правило, выборка должна быть случайной, респондентов следует
отбирать из базы данных, имеющей достаточный охват, точность и
актуальность. Случайная выборка подразумевает, что все респондента имеют
равную вероятность быть отобранными.
Получить оценки охвата и частоты контакты для произвольной комбинации
временных интервалов на различных телеканалах можно при помощи панельных
исследований.

На основе данных, полученных в опросах, составляются рейтинги
изданий, каналов, передач и т.п. Рейтинг – это место изучаемого объекта в
ряду других: по популярности, оценке – симпатиям и антипатиям, величине
аудитории, регулярности использования.

Нередко журналисты прибегают к так называемому прессовому опросу,
когда в газете, или журнале публикуется анкета с просьбой к читателям
ответить на ее вопросы. Основные преимущества: оперативность, массовость,
экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их
участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие
показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой,
малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные
возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных,
контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента
других лиц. Обязательные требования к методу-это предварительная апробация
(пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы,
предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению,
использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой
структуры анкеты), повторная перепечатка анкеты в той же газете через
неделю-полторы после первой публикации, оглашение результатов опроса на
страницах этого же издания.
Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей,
отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем
материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и
другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса,
проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения,
присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность
одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в
газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в
современных российских условиях встречается не в порядке досадного
исключения, а, как правило) ведет не к познанию истинного общественного
мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.
Другой разновидностью опроса является почтовый опрос -
предполагающий «рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем
лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект»1.
К достоинствам метода относится возможность получить ответы на
вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные
пункты, куда анкетерам невозможно добраться, иметь дополнительную
информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,
экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза
дешевле обычного интервьюирования).
Недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности,
неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее
искажение ответов.
Обязательные требования данного метода это тщательный, многоаспектный
и многоразовый пилотаж проекта анкеты, обстоятельная инструкция к ее
заполнению, шифровка конвертов, вложение в почтовые отправления чистого
конверта для возврата анкеты, напоминание респондентам о необходимости
возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).
Телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и
интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или
иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в
современных российских условиях повышается, особенно, в периоды
избирательных кампаний.
Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и
экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения
правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено
отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим
количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и
поводам; многими другими факторами.
Обязательные требования этого метода: предварительное изучение карты
города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп,
расположения АТС, разработка специального инструмента, включающего
картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и
протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам, наличие телефонных
справочников, соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе
номера телефонов одной АТС, особая подготовка, в том числе, специальный
тренинг телефонных интервьюеров, повышенная требовательность к их
честности, обязательность контроля за их деятельностью, перепроверка
полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных
абонентов.
Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько
социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими
политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает
формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса,
мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный
вопрос в форме либо "да", либо "нет", просьбу к телезрителям немедленно
позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до
окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 мин), оперативный
подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло,
комментирование полученных результатов.
Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать
только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по
поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего
народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в
телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может
использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий
на роль главного и объективного.
Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования –
политические мероприятия, которые связаны с опросом населения, а поэтому
должны быть использованы для социологического анализа общественного мнения
и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов,
выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в угоду
политическим интересам и амбициям их представителей. Это резко снижает
социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности
их учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.
К количественным методам изучения аудитории относят способы получения
информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его
количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе,
социометрии, совокупности опросных методов.
Опросы проводятся социологами настолько часто, что кое-кто оценивает
их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии.
Такая оценка ошибочна, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, в
арсенале социологии имеется множество неопросных методов. Во-вторых, этот
способ не является только социологическим. В последнее время он широко
используется в политологических, журналистских, экономических,
демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных
социальных исследованиях.
Основное предназначение социологических опросов – получение
информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о
феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального
сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами
изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую
информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет
достаточной документальной информации, если оно не доступно
непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких
ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но
обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
К сожалению, в социологии журналистики нередко встречаются попытки
использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических
данных тогда, когда изучаемое явление лучше изучать другими способами.
Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные
методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях.
Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов
безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные
мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией
объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами.
Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с
контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими
методами.
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным
анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых,
телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из
разновидностей опросов имеет свою специфику. Опросы могут быть достаточно
надежными, когда речь идет о реальной включенности население страны в
потребление разных теле каналов. Данные всероссийского опроса городского и
сельского населения осуществленного фондом «Общественное мнение» в декабре
1996 года, учитывали особенности распространения вещания разных каналов по
территории России и возможности их приема: ОРТ, РТР, НТВ и ТВ-6 (27%
населения); только ОРТ, РТР, НТВ (21%), только ОРТ и РТР1. Безусловным
лидером по оценкам респондентов является информационный канал ОРТ, причем
вне зависимости от количества опрашиваемых и качества исследуемых теле
программ. 63% аудитории отдали предпочтение программе «Время» (ОРТ), в то
время как «Вести» (РТР)- 50%, «Сегодня» (НТВ)- 26%2.
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не
станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря,
проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской
программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа),
гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный
лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач,
доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны
тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ
фиксации категорий анализа.
Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы
респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических
характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение
"паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость
которых диктуется опять-таки исследовательской программной. Любой опрос
есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его
проводящим) и респондентом (опрашиваемым).
Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их
конкретных разновидностях.
К числу наиболее распространенных количественных методов относится
контент-анализ. Слово "контент" означает содержимое (или содержание)
документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об
изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом
при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или
правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало
коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные
статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи,
фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а
также, разумеется, и официальные документы. В журналистике он применяется
для самонаблюдения в редакционном коллективе. Например, для изучения
содержания публикаций читательской почты, или звонков в студию и подготовки
материалов на основе большого массива документов.
Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью
изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливалась мера
эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных
кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности
суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц,
стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность
демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах,
идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и
того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние
десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют
те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты,
языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги,
социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.),
которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных
человеческих коммуникаций.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е.
содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание
углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет
обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его
традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное
отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости,
формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на
выработку количественного описания смыслового и символического содержания
документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. Кроме
того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения
документов, тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в
социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как
оценку социальной жизни. "Вписывание" документа в изучаемую проблему
предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем
отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится
итогом его восприятия адресатом.
Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа
проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст
документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые
понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем
дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе
исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории
анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это
предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его
содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их
окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его
сокращенному повторению. После определения системы категорий анализа
выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа
может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор,
е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то,
что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-
анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а
сразу несколькими единицами анализа.
Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы
анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления
признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число
определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков,
страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических
пространственных величинах и многое другое.
Еще один распространенный метод изучения аудитории – анкетирование.
Причем его доступность определяется возможностью исследовать общественное
мнение в рамках целой страны. Анкетирование – письменная форма опроса,
осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного
контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое
время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея
перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса
многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим
глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать
с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов
изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому
достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит,
прежде всего, от репрезентативности выборки.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на
основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных
соображений.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых
типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и
недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных
данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно
выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе
информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы,
особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для
обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности
анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только
по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех
вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как
взаимодействующих элементов.
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не
освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности
вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для
социологического анкетирования логика построения вопросников строится на
принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют
роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно
руководствоваться противоположным принципом "от частностей к общему".
В материалах СМИ и нашей повседневной жизни представление об
измерение, об измерение связано с линейкой, метром, спидометром, весами и
т.п. Для журналиста объектами наблюдения могут быть отдельные люди, партии,
социальные группы, элиты.



Глава II


Качественные методы изучения аудитории.


В журналистике, как и в социологии, существуют качественные
методы сбора и анализа первичной информации. От количественных методик они
отличаются тем, что больше ориентированна выявление глубинных характеристик
изучаемого объекта на выявление определенных закономерностей, происходящей
в социальной действительности. Качественные методы более органичны для
журналистики. Одним из распространенных качественных методов является
социологический эксперимент. Данный метод наиболее эффективен для проверки
объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие
воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на
исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах.
Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на
лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную
технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте,
исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.
Она хорошо описана В.А. Ядовым1.
Мы рассмотрим полевой эксперимент, который играет роль не только
метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа
сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких
экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной
ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают
качество социологической информации, но и вредны для практики социальной
жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное
функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством
экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а
лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит
негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей
продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения
согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.
Журналист может провести эксперимент на себе, внедряясь в нужную социальную
группу, стать подставной фигурой. При этом он не только создает ситуацию,
но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц. Вот
пример из редакционной практики. Корреспондент «Общей газеты» Наталья
Лескова решила выяснить, что предлагается на рынке антиалкогольных услуг и
во что они обходятся. Свой эксперимент она начала с традиционного «Кода
Довженко». Со слезой в голосе Н.Лескова поведала врачу одного из лечебных
центров о некоей запойной «подруге»- здесь журналистка использовала
искусственный импульс. И тут же получила реакцию: «Она сейчас в запое?»-
спросил телефонный собеседник. На утвердительный ответ собеседник
предоставил весь перечень антиалкогольных услуг с подробным указанием цен.
Эксперимент повторился еще на нескольких клиниках. В результате опыта
журналистка выяснила что, не смотря на дороговизну - эффективных методов
лечения алкоголизма нет. «Главное - напугать до смерти»,- признался один
врач1.
В методологическом отношении социологический эксперимент базируется
на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней журналист,
взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые
детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти ф

Новинки рефератов ::

Реферат: Творчество Анны Ахматовой (Литература)


Реферат: Поети "Молодої музи" (Литература)


Реферат: Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (Спорт)


Реферат: Основные стадии процесса применения норм права (Право)


Реферат: Пересопницьке євангеліє (Культурология)


Реферат: Столыпин жизнь и реформы (Исторические личности)


Реферат: Ту-95 (Авиация)


Реферат: История Башкортостана (История)


Реферат: Поэты "серебряного века". Личность и творчество А. А. Ахматовой (Литература)


Реферат: Культура Византии (Культурология)


Реферат: Влияние на человека опасных вредных факторов производственной среды (Спорт)


Реферат: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Международное публичное право)


Реферат: Воспитательное мероприятие по математике (Педагогика)


Реферат: Изучение поверхности полупроводника с помощью сканирующего электронного микроскопа (Физика)


Реферат: Рослина в житті людини (Биология)


Реферат: Биосинтез ДНК (Биология)


Реферат: Европейский Банк Реконструкции и Развития (Банковское дело)


Реферат: Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл (Естествознание)


Реферат: Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Партизаны-Казахстанцы (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист