GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Воспитание искусством в Афинах (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воспитание искусством в Афинах (Педагогика)



Вступление.

На первый взгляд, выбранная мною тема может показаться
оторванной от действительности . На самом деле, воспитание
искусством в Афинах мало перекликается с задачами современной школы ,
у которой и без того много проблем, требующих решений .
Выбирая эту тему , я ставила своей целью изучить,
проанализировать и выяснить, каким было воспитание музыкой и
литературой в Афинах в VII - V вв. до н.э. , какие достоинства
были у такого воспитания , какие необходимые в воспитании
результаты оно несло. А также рассмотреть то влияние,
которое оказывало на души детей искусство в древних
Афинах . Афиняне были хорошими воинами, что говорит о
воинственной и жестокой направленности их миропонимания . На
мой взгляд, от спартанского общества афинское общество
отличало много факторов, искусство было одним из них, оно несло
обществу гуманизм, культуру красоты, гармонии и
демократические основы . Все это прививалось детям не только в семье,
но и педагогами, воспитывающими их. Одной из своих задач я ставлю
изучить роль музыки и литературы ни только в образовании , но и в
жизни афинян. Это необходимо для понимания содержания такаго
образования. Следующая моя цель - доказать взаимосвязь
музыкального и литературного образования. Затем я считаю необходимым
отдельно рассмотреть воспитание искусством мальчиков и девочек.
Обратимся теперь к современной школе , к ее проблемам этического
и нравственного характера . Возможно, всегда было трудно привить
детям , особенно подросткам, доброту, гуманизм, терпение, такие
нравственные нормы поведения , как вежливость, умение выслушать и
попытаться понять точку зрения другого человека, не быть
категоричным в суждениях. Эта задача усложняется , если в стране
отсутствует какая либо идеологическая программа. Но нельзя на современные
сложности списывать невозможность достижения цели нравственного и
культурного воспитания. Не только трудные подростки, но и остальные
школьники нуждаются в устойчивых социальных ориентирах.
Которые они могут подчерпнуть в семье, но , как правило ,
семья, за некоторым исключением, дает или недостаточный уровень
такого воспитания, или никакой. Поэтому на школу ложиться
основная нагрузка. К сожелению, должна заметить, что школа
не очень хорошо справляется с этой задачей , и скорее не потому,
что мало над ней работает, а потому, что не может найти
правельный подход. Школьники не воспринимают целенаправленные
внушения, которыми изобилует наша школа, возможно от того, что не
проводится качественный анализ методов, используемых в этой работе.
Существование этой проблемы заставило меня обратиться к опыту древних
греков, к тому , как они пытались решить эту проблему. Возможно, изучив
истоки такого воспитания и понимая его суть, мне
как будущему педагогу будет ясно, как лучше найти подход к
детям и как одновременно совместить в себе строгость и
гуманность .



СОДЕРЖАНИЕ.

Вступление.
I Роль музыки и литературы в жизни Афинского общества.

II Взаимосвязь музыкального и литературного образования.
III Роль музыки и литературы в воспитании девочек.
IV Роль музыки и литературы в воспитании мальчиков.
Заключение.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



1. “ История Древней Греции.”
М., “Высшая школа.” 1972.

2. “ История Древней Греции. “
под редакцией В. И. Кузищина.
М., “Высшая школа.” 1996.

3. Л. Винищук. “ Люди, нравы и
обычаи Греции и Рима. “
М., “ Высшая школа.” 1988.


4. П. Гиро. Частная и общественная
жизнь греков.” С.- Петербургъ.
Издание т-ва О.Н. Поповой. 1913.

5. “ Педагогическая энциклопедия. “
М., 1995.

6. С.И. Ожегов. “ Словарь русского
языка.” М., “ Русский язык.” 1981.



2.2 Взаимосвязь музыкального и литературного образования.

Что представляет из себя воспитание искусством в
Древней Греции ?Чтобы понять это , необходимо разобраться в том
, какое воспитание может дать искусство и что понимается под словом
искусство.Если обратиться к словарю С. И . Ожегова, то можно найти
такое определение . “ Искусство - творческое отражение ,
воспроизведение действительности в художественных образах”.[1] Но для
воспитания необходима доступность и понятность такого отражения .
Вот почему мало внимания в образовании уделялось
архитектуре, настенной живописи и т. д . Из этого следует, что
наибольшее поле деятельности для такого образования представляют
собой музыкальные и литературные произледения древнегреческих
музыкантов и поэтов.
Программа обучения в Греции охватывала воспитание
интеллектуальное , музыкальное и физическое, не отдавая ни одному из них
особого предпочтения .” Это было связано с особенностями самой
греческой культуры , в которой воспитание понималось как
неразрывное единство “гимнастического” и “мусического “, как
развитие физического и умственного одновременно”.[2]
Рассматрим что же такое мусическое воспитание .
“Мусическое воспитание и мусические школы возникли в Древней
Греции и получили наиболее полное развитие в Афинах . Главной целью
мусического воспитания было - воспитать идеального гражданина, дать
ему нравственное, эстетическое ,
физическое , политическое и культурное воспитание . Большое
внимание в мусическом воспитании придавлось музыке, обучение
которой неразрывно связано было с усвоением лучших образцов греческой
литературы - Гомера , Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида -
образцов дидактической поэзии. Каждый образованный человек в Афинах
должен был владеть искусством кифаредики - аккомпанирования и пения
. Поэтому, после усвоения некоторого количества литературных текстов,
мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной затем
девятиструнной лире и кифаре . Музыкальное воспитание приобретало
большое значение в связи с участием хоров мальчиков и юношей в
большинстве госсударственных праздников “.[3]
Музыкальное и литературное образование считалось наиболее
обязательным, так как развивало ребенка в нравственном и
культурном плане . Оно было доступно как для девушек , так и
для юношей, чего нельзя сказать об интеллектуальном и
физическом воспитании . Тому насколько такое образование было доступно
для девушек посвящается следующий параграф .


2.4. Роль музыки и литературы в воспитании девочек
.

. В Афинах школ для девочек не было, поэтому
воспитаниее девочек проходило дома . Их знакомили с
домоводством , с женскими ремеслами : прядением , ткачеством . Не
пренебрегали там и элементарным образованием , а именно : учили
девочек читать и писать . Программа обучения девочек
включала в себя также пение и танцы, поскольку умение петь и
танцевать было необходимым для женщин опять таки для участия в
религиозных праздненствах. Что же касается изучения литературы,
то в некоторых домах у женщин была такая возможность, однако от
разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были
отстранены. “ Тот факт, что женскую поэзию, берущую начало в
/!! в до н.э., представляли в Греции уроженки Лесбоса, Беотии,
Аргоса, Сикнеона, но только не Афин также свидетельствует о
том, что афинские женщины были исключены из сферы
интеллектуальной жизни “.[4] Несмотря на то, что греки
стремились воспитать утонченную и непорочную душой женщину, они
не прилагали особых забот об её умственном развитии. И
из всех, по их мнению , благородных занятий, которые возвышают и
укрепляют душу , лишь музыка была доступна для девушек. Важно
учесть и тот фактор отчуждённости, который присутствовал в
женском воспитании в Древней Греции . “До брака девушки жили
в глубине гинеев ( та часть дома , где обыкновенно находились
женщины и куда посторонние никогда не допускались ) в
уединении, куда не доходил из вне никакой шум , никакие
волнения “.[5] Очевидно, что в таком уединении сознание
лучше впитывает в себя гармонию и красоту звуков. Для
воспитания души искусством такая обстановка является
благоприятной, но от этого страдало мировоззрение девушек , их
понимание социальной жизни общества . Такая отделённость от
внешнего мира делала древнегреческих девушек совершенно
неприспособленными к условиям внешнего мира , к жизни вне дома.
Но нельзя забывать о том, что мы говорим о Древней Греции с её
устоями и традициями, где требовалась именно такая женщина. “ Кроме
того, в редких случаях девушки могли выходить из своего
убежища.Они появлялись на не- которых религиозных церемониях и
принимали участие в хоровых танцах “.[6] Такие редкие впечатления
прочно врезались в память и помогали развитию в душе чувства
порядка и гармонии . Таким образом греки питались сохранить
в девушке неприкосновенность её души .



2.3. Роль музыки и литературы в воспитании мальчиков

Мужское образование в Древней Греции было более основательным и
ставило перед собой конкретную цель: нравственное воспитание юноши,обучение
его самовоспитанию и развитие у него физических способностей .
Воспитание в здоровом теле здорового духа . Афинское образование в
школах для мальчиков в / !! веке до н.э. заключалось в
изучении трёх групп предметов : словесных наук, музыки и гимнастики
.“Первую преподавал грамматист , вторую - кифарист и третью - педотриб
“.[7] Обратимся сначала к словесным наукам . Первоначаль-ные навыки ,
которые мальчики должны были приобрести заключались в умении
читать , писать и в знании первоначального счёта . На
следующей ступени программы ученикам предлагалось овладеть азами
игры на му-зыкальном инструменте и изучить труды
древнегреческих поэтов. Следующей задачей было совместить эти два
предмета . Считалось, что распевание произ-ведений лучших лириков
возвышает душу . “ Греки приписывали музыке способность оказывать
особое влияние. Платон утверждает, например, что это искусство
внушает человеку стемление к добродетели “.[8] Посмотрим как
проходили занятия . “ Учеников заставляли читать стихи ,
взятые у лучших поэтов, и учить на память стихотворения,
наполненные полезными советами или заключавшие поучительные
повествования, восхваления вели-кодушных людей, которые
совершили великие и благородные поступки . Это являлось
средством не литературного, а нравственного развития “ . [9]
Немного позже изучали отрывки из эпических , лирических и
трагических поэтов . Это изучении сводилось к повторению учениками
небольших отрыв-ков за учителем до тех пор, пока они не
запечатлевались в их памяти . “Подросток должен был извлечь из
этого чтения и более глубокую пользу : поэзия призвана была
служить воспитанию этическому. Были тексты о добре и зле, тогда
учителю приходилось показывать различие между дурным и добрым и
помогать ученикам выбрать подобающую дорогу в жизни . Прежде всего
юноше предстоит уяснить себе хорош или плох характер того или иного
героя , а затем обратить внимание на его слова и поступки. С самого
начала обучения , таким образом , полагалось обратить
внимание не только на литературные достоинства прочитанного
, но и на то, чтобы одновременно использовать содержание,
тему, героев того или иного произведения в целях воспитания ”
.[10]
Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой ,
как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило
перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и
подготовить их к участию в религиозных праздненствах .
Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра
или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря
рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке,
что можно проследить последовательность проведения урока . Первый
арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они
начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и
разучивали литературные произведения с аккомпанементом
для того, чтобы можно было исполнить это
произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось
много народа, чтобы послушать хорошую музыку, гармонию её
стройных звуков и неразрывно соединённую с ней поэзию,
возвышающую сердца и освобождающую от мелочных побуждений.

Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой , как
уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило
перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и
подготовить их к участию в религиозных праздненствах .
Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра
или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря
рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке,
что можно проследить последовательность проведения урока . Первый
арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они
начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и
разучивали литературные произведения с аккомпанементом
для того, чтобы можно было исполнить это
произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось



Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой ,
как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило
перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и
подготовить их к участию в религиозных праздненствах .
Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра
или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря
рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке,
что можно проследить последовательность проведения урока . Первый
арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они
начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и
разучивали литературные произведения с аккомпанементом
для того, чтобы можно было исполнить это
произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось
много народа, чтобы послушать хорошую музыку, гармонию её
стройных звуков и неразрывно соединённую с ней поэзию,
возвышающую сердца и освобождающую от мелочных побуждений.

4. Заключение.


На мой взгляд, тот аспект воспитания, который я рассматривала в
своей работе, - воспитание искусством для современной системы
образования является менее значимым, чем он был для греков. И это
представляется мне серьёзным упущением. Но прежде, чем утверждать
это, нужно доказать полезность, целесообразность и рациональность
такого воспитания в греческой системе. На сколько оно выполняло
свою задачу можно судить по высокому уровню развития искусства в
Афинах в VII - V вв. до н.э. и по тому, что каждое последующее поколении
поддерживало и делало этот уровень более высоким . Греция является
богатым источником философских школ и учений, страной , где зародился
театр, где сознавали необходимость демократического устройства
общества . Все это позволяет говорить о духовно высоком уровне развития
Афинского общества того периода и о полезности воспитания искусством, так
как оно играло не последнюю роль в достижении этого уровня.
Взаимосвязь музыкального и литературного воспитания обеспечивала
разностороннее развитие детей . Они легче могли воспринимать моральные
нормы общества, содержащиеся в литературных и музыкальных произведениях .
Кроме того, само содержание образования было обусловленно этой
взаимосвязью и ,следовательно, поддерживало ее. Целью воспитания девушки
греки ставили сохранить ее непорочную душу. Та часть воспитания
искусством , которая была ей доступна, подходит для этого наилучшим
образом. Цель воспитания юношей была более всеобъемлющей. Она
включала в себя такие аспекты, как нравственное, эстетическое,
физическое, политическое и культурное воспитание. Из всех этих
аспектов принцип воспитания искусством можно применить в следующих
из них : нравственном , эстетическом , культурном



2.1 Роль музыки и литературы в жизни афинского общества

Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень
интенсивности, он был более плодотворным в полисах с
демократическим устройством. В Афинах было именно такое
социальное и политическое устройство. Развитию достаточно
свободного характера образования, системы воспитания , мировоззрения
и всей культуры способствовало также отсутствие в Афинах и всей стране
могучей жреческой организации. В этом же направлении действовал ещё один
важный фактор: политическая активность рядовых граждан требовала
широкого распространения грамотности. Именно возможность чтения и
компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества
греческих мыслителей .
Большое влияние на искусство оказывала религия . “ Богатая
греческая мифология , сложившаяся ещё в архаический период,
многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между
собой и людьми стали отправной точкой для разработки
художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил
природы, против самих могущественных богов, послужили основой для
создания замечательной греческой литературы / - !/ вв. до н.э.”[11]

Важнейшие общественно-религиозные праздненства включали в
свою программу, помимо торжественных процессий, спортивных и конных
состязаний, гимнастических игр, шуточных розыгрышей и
развлечений, музыкальные состязания и театральные представления .
На пример, в программе Пифийских игр - общегреческого праздненства в
честь Аполлона, главную роль играли музыкальные состязания .
Дионисии великие справлялись в Афинах в честь Диониса ежегодно .
По окончанию торжественной процессии разыгрывались серьезные и
шуточные сценки, из которых в / в. до н.э. зародился замечательный
греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и
всей культуре древних греков.
Театры действительно оказывали воспитательное влияние на
ребенка, достоверно известно, что они были открыты для него. “На каких
представлениях
он бывал? Его водили на трагедии, в этом нет никакого сомнения, как ни
странно,
но, по-видимому, он присутствовал и на представлениях комедий
.”[12] Такие литературные праздненства были очень полезны для ребенка
. В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в
которых ставились вопросы современной жизни той эпохи . ” / в. до
н.э. - время необычного расцвета классической греческой драматургии,
появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков
Эсхила, Софокла и Эврипида, автора бессмертных
комедий Аристофана.”[13]
Эсхилу приписывали создание 90 трагедий , из которых сохранилось
семь. Он переосмысляет общеизвесные и незамысловатые мифы, вносит новые
сюжетные линии, наполняет рассказ новыми идеями своего времени. “
Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его
идеологии , он прославляет мужество, волю патриотизм греков,
противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота
Ксеркса в трагедии “Персы”, он воспевает бесстрашее героев, ради
людей готовых поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни
в “ Прикованном Промитее” и вместе с тем в самых мрачных красках рисует
деспотизм и тиранию Зевса”.[14] Творчество Эсхила
пронизано философскими расуждениями о смысле человеческого существования,
отношениях людей и богов . Для него свободная и нравственная жизнь
возможна только в огражденном справедливыми законами полисном
коллективе.
В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия.
Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло
только семь. Место человека в этом мире - один из центральных
вопросов его творчества. Что такое человек - марионетка в
руках всесильных богов или творец своей судьбы? “ В образе
фиванского царя Эдипа Софокл намечает свое решение этой проблемы. Эдип -
мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но
тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Боги ссудили
ему вести преступную жизнь... Пророчество сбывается, хотя Эдип,
кажется, сделал все, чтобы его отвратить . И когда наступает
жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он
сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам. Ослепив себя, он
уходит из Фив и скитается по Греции... Эдип силой своего страдания
сумел преодолеть тяжелые удары судьбы, намеченной богами и тем
победил их”.[15] Софокл утверждает идею всемогущества человека
и возможности противостоять неотвратимой судьбе.
В творчестве Эврипида греческая драма обогатилась новыми достижениями.
Наиболее прославленной пьесой Эврипида является знаменитая “Медея”.В
творчестве Эврипида получила разработку художественная идея об
исследовании внутреннего мира человека.Он утверждает, что непредсказуемый
результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба.
Психологически тонко Эврипид рисует изменяемый страстями внутренний мир
человека, какая из страстей одержит верх , к каким страшным последствиям
это приведет, человек и сам не знает .
В целом творчество афинских трагиков / в. до н.э.стало достаточно
глубоким художественным открытием древнего мира, оказало влияние на
последующие судьбы греческой и мировой литературы



и, в определенной степени, политическом. Что , как мы
можем наблюдать, с успехом претворяли в жизнь греки. Следовательно,
такое воспитание вполне соответствовало своей цели. Рациональность
воспитания искусством также очевидна. Этот способ является наиболее
действенным , обоснованным и универсальным в плане духовного развития
детей и общества в целом. Любое произведение искусства требует
духовной, творческой работы. Когда дети работают с таким
материалом, приобщаются к нему, безусловно их душевные качества
развиваются. Греки хорошо осознавали это и отводили духовному
воспитанию через искусство большую роль в своем обществе.



-----------------------
[1] С. И. Ожегов. Словарь русского языка . М., “ Русский язык “.
1981.
[2] Л. Винничук. “Люди , нравы и обычаи Греции и Рима “. М.,”Высшая
школа”.1988.
стр.194.
[3] “Педагогическая энциклопедия”.М.,1995.
[4] Л. Винничук. “ Люди , нравы и обычаи Греции и Рима “. М., “Высшая
школа “.1988.
стр. 197-198.
[5] там же.
[6] там же.
[7] П. Гиро . “Частная и Общественная жизнь Греков “. С.-
Петербургъ. Издание т-ва О. Н. Поповой. 1913. стр .70-71.
[8] там же . стр . 72.

[9] там же . стр . 70-71.
[10] Л. Виничук. “ Люди , нравы и обычаи Греции и Рима “ .
М., “Высшая школа “ 1972 . стр . 197-198 .



[11] “История Древней Греции “ под редакцией В. И. Кузищина . М.,
“Высшая школа “ 1996. стр. 258.
[12] Л. Винищук. “Люди нравы и обычаи Греции и Рима.” М., “Высшая школа.”
1988. стр. 154.
стр.154.
[13] “История Древней Греции “. Под редакцией В. И. Кузищина . М., “Высшая
школа” 1996
стр. 262.
[14] там же.
[15] там же.





Реферат на тему: Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов



Реферат на тему:
Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.



Выполнил: Коваленко Юрий

1 курс, режиссура мультимедиа.

Искусство воспитания имеет
особенность, что почти всем оно
кажется делом знакомым и
понятным, а иным – даже легким, и
тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически.



К.Д. Ушинский.


Личность человека формируется и развивается в результате воздействия
многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и
общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и
сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При
этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически
отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего
собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно
организованное воспитание.
Современные научные представления о воспитании как процессе
целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге
длительного противоборства ряда педагогических идей.
Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного
воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в
настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий
педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель
этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его
из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в
данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт
считал надзор за детьми, приказания.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория
свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи
призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно
стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы,
пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу
преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что
воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на
развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть
любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич
трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного
человека на другого в целях развития биологически или социально полезных
природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта
на подлинно научной основе и в этом определении.
Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П.
Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором
активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и
деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их
концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и
тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,
взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания
отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и
воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой
педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс
достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности
ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на
основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и
последовательных действий, направленных на достижение определенного
результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование
гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и
руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в
этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном
примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят
лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один
из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в
педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать
вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное
уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и
многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.
Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в
самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни,
организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных
случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие
особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда,
бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает
среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально
организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние,
которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и
формирование личности.
Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает
на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную
деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и
бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер,
воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально
организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное
воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти
влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные
моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что
воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную
педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными
влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего
развития.
Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как
специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую
деятельность?
Когда речь идет о специально организованной воспитательной
деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным
воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых
пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально
организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью
формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В
других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы
ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется
как руководство или управление развитием личности.
Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю
сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя,
педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не
всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как
положительную, так и отрицательную реакцию ли же быть нейтральным. Вполне
понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у
личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее
собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное
развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных
определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и
вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое
воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет
сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и
морализированию.
На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К.
Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая
педагогика, - писала она, - утверждала, что все дело в воздействии
воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие
педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического
процесса. Предполагалось, что в этом воздействии – гвоздь воспитания».
Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но
и противоречащим глубинной сущности воспитания.
Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский
педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают
различное значение, но всегда оно указывает, но оно всегда указывает на
изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем
изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в
развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование
человека, как общественного существа, как личности происходит путем
«присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание
следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению
растущей личностью человеческой действительности.
Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её
присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как
порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей
общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные
компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и
обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы
творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.
Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих
поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и
навыках, а также в способах научного и художественного творчества,
социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной
трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это
весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить»
этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его,
то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести
заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его
и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы
собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек
овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.
Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили закон Архимеда,
который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме
«распредметить» совершенные когда-то великим ученым познавательные
действия, то есть воспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя,
тот путь, которым он шел к открытию этого закона. Подобным же образом
происходит овладение общественным опытом (знаниями, практическими умениями,
способами творческой деятельности, и т. д.) и в других сферах
жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение
воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность
по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, помочь ему
воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные
свойства и качества, развивать себя как личность.
На этом основании воспитание в философии определяется как
воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой
культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и
для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский
писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или
непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника
правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной,
поглощающей душу деятельности».
Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного
развития человека зависит не только от самого факта его участия в
деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он
проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности,
что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к
примерам.
В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают
математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно
одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма
различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень
предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение
к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или
студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую
познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И
наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе,
как правило, ведут к отставанию.
Не менее существенными для развития личности является также характер и
направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой
деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде,
стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным,
чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную
выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором –
индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом
задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой
деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда
следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как
определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают
сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под
воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый
педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной
деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом:
знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой
деятельности, социальными и духовными отношениями.
Указанный подход к трактовке развития личности получил название
деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции,
как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в
разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело
стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно
осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности
и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно
в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.
Современные проблемы дошкольного и начального школьного образования и пути
их решения.
Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук,
профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.
За последнее десятилетие существенно изменилась система образования в
России. В современном образовании значительно возросла вариативность типов
учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие
собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного
возраста, что безусловно формирует новые требования к педагогу.
Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия
педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного
учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача
связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает
осознание современных целей образования.
Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектами
педагогического процесса (ребенок - педагог) является существующая система
подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в
таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи
развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не
единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно
странным образом подменяется стремлением сверх меры “загрузить” ребенка в
начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.
Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований к
детям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различные
управленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такое
положение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной
мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, что
накопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который
ведет ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос
родителей на учителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения,
удовлетворяя его, “совершенствуют” систему подготовки педагогов и
продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые
представления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в
возрасте 3-10 лет.
Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий
подобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы
отношения ребенка к школе, учителю и учению.
Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений,
статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства дети
теряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как
правило, в начальной и средней школе.
Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие
образованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное с
этим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы.
Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в
насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же
структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск
методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и
дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный
педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний
ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а
результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности
остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного
отношения ребенка к учению.
Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится под
достаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом
внедрять гуманистическую педагогику.
Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных
заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить
материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система
управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как
к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если
постараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу,
старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт и
чувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к
социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога
остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а
также психические и индивидуальные особенности ребенка.
На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей,
обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.
Основное направление - формирование профессионального идеала-педагога,
способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему
успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С
этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у
педагога способности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет
в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической
технологии.
Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-
Петербурга, Ленинградской области и других городов России на базе детских
садов и школ-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух
ступеней. Система семинаров и просмотров учебного процесса предоставляла
педагогам возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий,
обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом
процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).
Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае,
если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки и
активное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.
Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное
изменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый план
выдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира.
Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке)
различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и
небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по
интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей
мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него
формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.
Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования у
педагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в
педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на
диалектическом подходе к решению проблемы воспитания и образования
Личности.
Овладение новой педагогической технологией требует от педагога
достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов
и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей
детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения
социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции,
обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника
педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать
мир.
Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху в
педагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознает
необходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новой
педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого
удовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста,
что также способствует решению проблем дошкольного и начального школьного
образования.



Список использованной литературы:

И. Ф. Харламов «Педагогика»
Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.
Интернет: http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm.




Новинки рефератов ::

Реферат: Ролевые игры на уроках английского языка (Педагогика)


Реферат: Школа и Интернет (Педагогика)


Реферат: Система управления организации (Теория организации)


Реферат: Нефтяная промышленность России (География)


Реферат: Титан (Химия)


Реферат: Алкоголизация общества (Психология)


Реферат: Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях (Психология)


Реферат: Аналитические весы (Химия)


Реферат: Валентин Александрович Серов (Исторические личности)


Реферат: Понятие личности в психологии (Психология)


Реферат: Хеширование (Компьютеры)


Реферат: Анализ рассказа Блока "Потомки солнца" (Литература)


Реферат: Таблица по строению глаза человека (Биология)


Реферат: Управление рисками (Управление)


Реферат: Германский фашизм - орудие США в борьбе (История)


Реферат: Начальный период Великой Отечественной войны. (История)


Реферат: Розвиток господарства України у період Хрущовщини (История)


Реферат: Культура в понимании Питирма Сорокина (Культурология)


Реферат: Булат Окуджава (Музыка)


Реферат: Лидерство. Управление персоналом (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист