GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Суицид (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Суицид (Социология)



Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ)



РЕФЕРАТ
по Этике Общения


Суицид



Шилина М.А. (гр. ВБ-282)



Москва – 1996 год.



ПЛАН РЕФЕРАТА


I.
2. Суицид социальная норма и реальный путь избавления от страданий во
временном пространстве.
3. Влияние религии.
4. “… все возрасты покорны.”
V.
6. Психологические кризисы.
7. Некоторые способы борьбы с отрицательными эмоциями.



Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на
намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей
избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение
двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств
данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований,
которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из
жизни. Мне кажется, если нет за фактом самоубийства явных криминальных
обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое
любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей
предсмертной записке, как известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте,
покойник этого ужасно не любил”. Еще менее уместны упреки, обращенные к
человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ
социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг.
Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их
устранению.
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих
отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной
активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязнение окружающей
среды, накопление определенных морских воздушных масс, циклонов и
антициклонов, но наиболее ценными для понимания самоубийства являются
социальные, социально-психологические и психологические причины,
разрушающие личность человека, его “я”.
Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как
правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, родителями,
друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть”
является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в
кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с
трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли
он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой
важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная
перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или
общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего
часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.
Связь “общество”-“микросоциум”-“я” во временном пространстве “прошлое
- настоящее - будущее” в большей или меньшей степени можно проследить во
всей истории общественного развития человека. Есть, по крайней мере, два
вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами.
В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от
своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в
общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести.
Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в
древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики
ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились
ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь
считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий,
начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и
других важных объектов (в Японии при постройке моста в основании
закапывалась человеческая жертва “хитобашира”, чтобы мост был прочным и бог
реки не гневался на самоуправство строителей). Определенную долю
общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из
жизни после смерти “повелителя”- жены и слуги правителей и других
высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и
отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах
являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их
верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа
вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради
сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически
предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой
кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в
нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому
служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически
предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать
самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.
Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ
выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления
своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая
странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено
оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и публично
излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть
иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях
самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей,
стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.
Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного
поощрения” суицидов стало достоянием историков и этнографов, но обычаи
прошлого то и дело вплетаются в современность.
Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с социальными
причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо
группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам
настолько тяжело и невыносимо, что суицид становиться одним из реальных
путей избавления от страданий. “Нужда и безработица”, “бесплодность и
беспросветность борьбы за существование” - эти слова стали штампами и уже
давно связываются с причинами самоубийств. Известно, что в целом
экономическое положение общества очень сильно отражается на кривой
суицидов. Другие социальные причины более опосредованно влияют на
добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически
высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает, также
процент самоубийств в городах в 2 раза больше, чем в сельской местности. В
целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и
дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса
отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика” в огромной
машине цивилизации, не обладающего ценностью собственной жизни.
Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма
переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей,
принадлежащих к “лагерю врагов”, кривая самоубийств ползет вниз. С другой
стороны практически невозможно подсчитать количество людей добровольно
стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет
недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью,
отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти
периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность
некоторых случаев не является предметом изучения.
Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль
играют некоторые культурные явления. Например, появление “Вертера” Гёте в
1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного
Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Средства массовой информации
множат этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании
кумирам. Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы
“NIRVANA” повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи.
Одна из главных тенденций, прослеживающихся в процессе развития
общества, это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в
стране, и здесь четко просматривается закономерность уменьшения суицидов
при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной
жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря же
надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис
общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и
способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов.
Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не
имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет
неистощимый источник для самоубийц.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень
самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни
общества, является религия. Не даром одной из основ в борьбе за жизнь в
истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждает
самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не
встречается в странах исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также
подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни
правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, кроме
отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны
самоубийств первых христиан - мучеников, стремящихся таким образом
предстать перед лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на
добровольный уход из жизни, который действует и по сей день. Одной из
главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в
Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в
этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни.
А такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине:
все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно
относиться к отречению от плоти, самосожжение буддийских монахов как акт
протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне
укладывается в рамки религиозных норм. Из этого видно, что в целом в
государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности,
связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.

В настоящее время влияние религии, как регулирующего суицид фактора,
значительно меньше, а изменения в общественной жизни приобретают все более
скоротечный характер, в результате чего различные слои и социальные группы
оказываются в различных неравных условиях, которые могут рассматриваться
как предпосылки к суицидальному поведению современной молодежи и более
старшего поколения.
Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального
риска: во всем мире возрастная кривая самоубийств, за исключением лишь
некоторых стран, медленно нарастает у слабого пола и резко взмывает вверх к
концу жизни у мужчин. Это легко объясняется: болезни и одиночество, упадок
жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа
не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости”. Даже,
несмотря на негативные установки церкви, старикам иногда представлялось
право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти
с достоинством еще стоящего на своих ногах - недаром существование ядовитых
трав рассматривалось, как доказательство доброты Провидения - они давали
возможность старикам умереть быстро и безболезненно. Но с другой стороны,
люди, которые смогли полностью сказать старости “да” и принять ее со всеми
горестями и радостями - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни
как приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины
личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в
общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных
напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной Войны. Старость не
стремиться к бурным переменам, и консерватизм стариков давно уже стал
притчей во языцех и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им
дополнительные дозы положительных эмоций. Тем более, что многие из стариков
не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и
домочадцев у благотворного для старости тепла семейного очага, становиться
понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться
выйти из зоны повышенного суицидального риска.
Поколение среднего возраста, включая большинство трудоспособного
населения “кому за 30”, оказалось в не менее неоднозначной ситуации в свете
политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно
многие из “среднего” поколения получили, наконец, возможность реализовать
свои идеи, замыслы и творческий потенциал или просто возможность хорошо
работать. Однако работа некоторых, а может и большинства, еще совсем далека
не то чтобы от идеала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это идет
от недостатков организации труда, а иногда и от субъективных причин,
относящихся к конкретному специалисту: или это очень слабая
профессиональная подготовка, или нежелание и неумение изменять стиль и
методы своей работы, или неумение координировать свою деятельность с
другими людьми и целый ряд других причин, неизменно ведущих человека не
удовлетворяющего новым изменившимся условиям работы в разряд “социально
незащищенных”. А вследствие этого они обязательно получат большую порцию
стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в
своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие
требованиям и плохую работу, тревога за свое место и уровень заработной
платы, негативные эмоции от конфликтов с руководством и коллегами и др.
С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессиональной и
общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-
первых, естественно, из-за большей напряженности труда в связи с более
быстрым темпом, а во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при
этом на их пути, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх
стать жертвой конкурентов.
Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц
среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех
сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего
свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные
стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.
С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают
неизмеримо большое количество альтернатив при выборе профессиональной
деятельности или формы и места получения образования и др., что
предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но
и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью.
Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу
своего воспитания или других причин осуществить выбор в определенных
жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как
правило, находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, которое
повышает вероятность суицидальных намерений.
Но не только неопределенность в общественной жизни, но и
неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить побудительными
причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля
одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные
невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей
степени незащищенными в этом плане являются мужчины.
И все же отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является
иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично
это не звучало), чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда
она собственно и должна в полной мере начинаться.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным
поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности,
связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в
основном противоположного пола.
Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на
фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются
надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются
подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых
рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя
попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену
непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в
суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в
возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида и это связано,
прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда
удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от
невыносимой обстановки в семье родителей.
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими
отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не
являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к
понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей
личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от
негативного влияния окружающей среды.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со
сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная
зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве
компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с
родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что
отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально
необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена,
воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
При том иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят
“ситуативные самоубийства”- импульсивные, неподготовленные и собственно
несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и
психологи указывают на различные способы, таким образом, оказать слияние на
других людей: “дать человеку понять, в каком ты отчаянии” - около 40 %
случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался” -
около 30 % случаев, “показать, как ты любишь другого” или “выяснить, любит
ли тебя другой” - 25 %, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое
решение” - 25 % и только 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от
другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида
несколько).
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между
различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за
быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных
общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности
которых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно
понять своих “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не
молодые, являются поколением, которое находится в наилучшем положении в
современной ситуации, так как имеет гораздо больше потенциальных
возможностей использовать свои преимущества, связанные с тенденциями
изменения общества.

* * *

Самоубийство - это результат социально-психологических дизадаптации
личности в условиях современного общества. Психологические кризисы
возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих
конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливают
целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о
самоубийстве. И, прежде всего человека толкает на это безысходность. Он
больше не может конструировать свое будущее. И не важно сильный, волевой
этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются среди
людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с большими
перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а
бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное,
продуманное спокойно и холодно решение. Но существуют общие закономерности,
объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершенно разных людей
и, прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-за
различной значимости одни и те же типы личности в сходных ситуациях дают
совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них это реакции
демобилизации, дезорганизации и пессимистического направления.
Реакция демобилизации, самая часто встречающаяся в повседневном
общении с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он
замыкается, мучительно переживает свое одиночество, испытывает
безнадежность, какую-то психическую травму перерабатывает в сознании в еще
большую. Видит трагический тупик без выхода. Тем не менее, он продолжает
жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым
днем, уединяется, перестает быть активным и думает о самоубийстве. В данном
случае за суицидальными намерениями в половине случаев могут последовать
реальные действия.
Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее
основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы. При
этом заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень
мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что
обычно называют потерей “точки опоры”. Благодаря этому может произойти
реализация острого намерения уйти из жизни.
Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное
явление, относиться к реакциям пессимистического направления.
Пессимистическая реакция - одна из самых тяжелых и опасных. У человека
происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение и
оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При
этой реакции встречаются как неожиданные, сиюминутные способы самоубийства,
так и хорошо заранее продуманные.
Итак, реакции на неприятные и, порой, губительные для человеческой
психики события могут быть разными, но основа их происхождения одна - это
отрицательная эмоция. Но опасны не любые отрицательные эмоции, а
неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а подвижность и
динамичность психической деятельности сведена к минимуму.
Неконструктивность таких эмоций заключается в их обращенности вспять, на
то, что уже произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же
неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя
вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это нерадостные
воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого целесообразно
именно с целью их анализа.
Такой анализ при попадании человека в замкнутый круг отрицательных
эмоций позволяет уменьшить возможность возникновения подобных ситуаций в
дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния обретает
динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность по
достижению реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет
преодолевать такие состояния, как растерянность, уныние, разочарованность,
тоска.

Если систематизировать некоторые способы борьбы с отрицательными
эмоциями неконструктивно-застойного характера, которые (способы) могут
помочь в избавлении от таких малоприятных, а для некоторых и смертельно
опасных, состояний уныния, растерянности, депрессии, то это следующие:
n ВЫГОВОРИТЕСЬ! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно
доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В
социальной психологии такого человека условно именуют “жилеткой”. Обычно
это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки
случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь
работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных,
часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения
тайны исповеди!).
n НАПИШИТЕ ПИСЬМО! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите
прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в
форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно
отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет
очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его,
проанализировать и сделать кое-какие выводы.
n СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально,
так и в переносном смысле - “подарив” себе несколько часов или целый день
приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода
“подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно
потускнеет.
n ПОМОГИТЕ ДРУГОМУ! Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя
бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь
“ближнему”, вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти
из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить
добро всегда приятно.
n РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ! Если вы сможете заснуть, то это один из
наиболее простых и во все века используемых способов расставаться с
унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло
более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и
проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов
есть пословица соответствующая известной русской “Утро вечера мудренее!”.
Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы,
проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых
опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.
n “НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!” Эта известная поговорка может служить девизом
направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего,
что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то
событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте
все силы на воплощение в жизнь того, что написано - пускай хорошее
постепенно начинает перетягивать плохое!

* * *

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и
однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном
обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь
на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь
любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в
великое предназначение человека.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. “Плюс минус жизнь” Сост. Л.С.Сладков М.: Мол. гвардия, 1990
2. “Познай себя” Н.Смирнов М.: Прогресс, 1991
3. Журнал “Rolling Stone” #546, 1995




Реферат на тему: Сущность и основные особенности научно-технической революции

Министерство общего и профессионального образования РФ
Кубанский Институт Международного Предпринимательства и Менеджмента
Факультет Международного Предпринимательства и менеджмента



РЕФЕРАТ
по предмету: «Концепции современного естествознания»


на тему: «Сущность и основные особенности научно-технической революции»



Выполнил:
студент 1 курса
Хашиев И.И.

Научный руководитель:
Суятин Б.Д.



Краснодар
1998г.


План.

1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне
НТР. Предпосылки начала НТР.
стр. 3
2. Научно-техническая революция и ее значение. Ускорение
экономического роста.
стр. 5
3. Проблема первая: Демографический взрыв.
стр. 7
4. Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на
демографический рост и пути решения.
стр.10
5. Проблема третья: Война и Мир.
стр.15
6. Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
стр.16
7. Что же дальше?
стр.18
Литература
стр.20



1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне
НТР.
Предпосылки начала НТР.
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18
веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века,
в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено
изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно
стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества,
радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта:
самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми
паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых
стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и
отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно.
В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработица
и кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К тому
же, ряд государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, и
начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-технический
прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все
более разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в
локальных конфликтах (таких как русско-японская война), а затем применены
во время Первой Мировой Войны.
Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, понижения
уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и
голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,
падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только
Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам.
Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и
революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия.
Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к
биржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот
кризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось на
треть, а каждый четвертый стал безработным. Все это привело к очередному
всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступила место
тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашистские режимы,
установившиеся в Германии и Италии, увеличив число военных заказов,
избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность в
народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднять
страну с колен. Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризацию
и был готов ликвидировать унизительные последствия Брестского мира. Таким
образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен .
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.

В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов
человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия
еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не
парадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-
1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения
разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии
человечества.

2. Научно-техническая революция и ее значение.
Ускорение экономического роста.
Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-
технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию
производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития
производства. Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших
научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой
и производством (к примеру, значительное продвижение в изучении структуры и
свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной
атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на
все стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная
автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого
применения ЭВМ (сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет
30 назад они привлекали всеобщее внимание); открытие и применение новых
видов энергии (начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных
электростанций и кончая новейшими разработками в области использования
энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли); создание и применение новых
видов конструкционных материалов (взглянув вокруг, мы можем увидеть,
что различные пластики активно вытесняют металл и древесину)
Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и
организованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты:
численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году
достигнет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70
миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к
регулярному устареванию знаний , что породило новую образовательную
концепцию , известную как непрерывное образование . Также тенденцией в
области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано
заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и
его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-
1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом
трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста
(см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли
построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении
демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам
гарантируется определенный уровень социального обеспечения и
благосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело к
росту роли государства, которое по мнению, сформировавшемуся в обществе
после войны должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя
| | | | | | |
|среднегод| | | | | |
|овые | | | | | |
|темпы | | | | | |
|роста | | | | | |
|ВНП, % | | | | | |
| |США |Германия|Япония |Англия |Франция|
|1900-1950|3,5 |1,9 |4,4 |1,4 |2,1 |
|1950-1970|3,9 |6,7 |9,6 |2,8 |5,3 |


Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевого
жилья, пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но
именно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТР
привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового
потребления также стали спутником современного человека. Это создало
дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на
окружающую среду (к примеру, одноразовые пластиковые бутылки, которые
просто не могут разложиться в природных условиях, оставаясь надолго
лежать на многочисленных свалках) К числу отрицательных последствий НТР
следует отнести существовавшую до распада СССР гонку вооружений: ведь
именно благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить
все живое на Земле. Однако следует признать, что бомбы сбрасывают политики
и военные, а не ученые, и не их вина, что великие открытия используют в
военных целях. К счастью, теперь вероятность атомной войны самая низкая за
последние пять десятилетий .
Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, она
породила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических
проблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило
большинство из них . В чем заключаются эти проблемы, в чем состоит их
сложность и каковы наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсь
объяснить далее. Итак:

3. Проблема первая:
Демографический взрыв.
В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных
препаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибиотиков), что было
успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией. Примерно
в то же время были предложены новые способы промышленного производства
вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными.
Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные
болезни как столбняк, полиомиелит и сибирская язва, значительно
сократилась заболеваемость туберкулезом и проказой .
После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые
независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовые
дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому
росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности. Но в Европе
смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века. Рождаемость
приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному
демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую
часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей
численности населения не очень сильно.
Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века.
Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в
странах третьего мира (а это, ни много ни мало, почти четыре пятых жителей
современного мира) привело к небывалому за всю историю человечества
росту народонаселения (см. таблицу)
| Динамика | | | | |
|роста | | | | |
|населения по | | | | |
|категориям | | | | |
|стран, | | | | |
|млн.чел. | | | | |
| |1900 |1950 |1975 |2000(про|
| | | | |гноз) |
|Весь мир |1656 |2513 |4033 |6200 |
|Развитые |506 |751 |985 |1152 |
|страны | | | | |
|страны Азии |950 |1379 |2318 |3611 |
|Лат. Америка |64 |164 |323 |608 |
|Африка |130 |219 |406 |828 |


Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсов
Земли. Очевидно, что рост не может быть бесконечным в конечном
пространстве. Если темпы роста населения сейчас хоть медленно, но
снижаются, то абсолютный прирост населения растет : в 1988 году прирост
составил 86 млн. человек, а уже в 1991 90млн. В наше время переживает
второе рождение мальтусианство, которое рисует мрачные картины грядущего
истощения ресурсов и экологической катастрофы (Вот пример, подтверждающий
выводы мальтусианцев: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в
2.6 раза и достигший максимального значения на душу населения (346 кг), с
тех пор почти не растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т. А в расчете на душу
населения он упал на 9%)
Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего
роста потребления ресурсов просто самоубийственно (этот путь ведет к
экологической катастрофе), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты,
необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь
определенном уровне.
Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему
мнению, рано или поздно придется создать, к примеру, на базе ООН или другой
международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем более
что эффективную политику снижения рождаемости можно получить, изучив пример
Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать
деятельности этого комитета (им не выгоден рост нищеты в собственных
странах), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из
бедных стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могут
сыграть соображения религиозного и политического характера, так что очень
важно повышение уровня образования в развивающихся странах.
Существенной особенностью современной демографической картины мира
является то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира, и,
как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах. Но не надо
думать, что все беды человечества происходят из-за быстро растущего
населения развивающихся стран и, как следствие, роста давления на
экосистему Земли. Если средний американец потребляет в 40 раз больше
ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец,
кошка в Англии потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то
виновниками возможных экологических и социальных катастроф будут, прежде
всего, развитые страны (загрязняющие окружающую среду и не помогающие
бедным странам) и отсталость стран 3-его мира. Именно нищета и отсталость
порождают во многом демографический рост.

4. Проблема вторая:
Нищета и отсталость.
Их причины, влияние на демографический рост
и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как
видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают,
что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,
регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира
совершенно иная, ибо более половины человечества живет в нищете и бедности,
а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в
день. От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой
страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП
Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными
странами составляет 10 - 20 раз. Вот некоторые данные характеризующие
диспропорции развития стран :



| | | | | | | |
|Показате| | | | | | |
|ли | | | | | | |
|социальн| | | | | | |
|о-эконом| | | | | | |
|ич. | | | | | | |
|развития| | | | | | |
|в конце | | | | | | |
|80-х | | | | | | |
|годов | | | | | | |
|Страна |ВНП на |продолжи|дет. |Грамотность|Потреблени|кг нефти|
| |душу |т. |смертность|взрослых, %|е калорий|на 1чел.|
| |населения,|жизни, |на 1000 | |на 1 чел. | |
| |дол |лет |рожд. | | | |
|США |17480 |75 |11 |99 |3682 |7193 |
|Бразилия|1810 |67 |60 |78 |2675 |830 |
|Индия |290 |57 |94 |43 |2126 |208 |
|Эфиопия |120 |51 |116 |5 |1704 |21 |

Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран?
Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими
факторами. Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны
третьего мира. Монокультурная направленность сельского хозяйства (к
примеру, выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане),
отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитие
инфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в
развитии бывших колоний. К тому же, весьма заметное влияние внешнего
фактора в лице США и СССР, а также проведение политики неоколониализма,
очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным
конфликтам (Корея, Вьетнам). Во всех развивающихся странах ( кроме стран
Латинской Америки ) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость,
когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценности
противоречили местным патриархальным устоям .
Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует, прежде всего,
выделить перенаселенность. Прямая связь между нищетой и демографическим
взрывом видна в глобальном масштабе. Африка - континент, находящийся в
самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы
роста населения, и, в отличие от других континентов, они там пока не
снижаются. При среднегодовых темпах роста населения 3% производство
продовольствия там растет лишь на 2% в год. Если учесть, что в большинстве
стран не так давно закончились социалистические эксперименты, вызвавшие
спад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий в
африканском городе безработный, то становится понятна глубина кризиса
охватившего континент.
Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население
сокращается на 1 млн. человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызвать
рост населения. Но дело в том, что Россия и Африка относятся к разным
цивилизационным системам и уровню социально-экономического развития, и
одни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположным
результатам . В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь
большее число детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они с
малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делают
множество другой домашней работы. Как это на первый взгляд ни странно,
детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу, чем взрослым, так
как их труд оплачивается гораздо дешевле. При отсутствии какого либо
социального обеспечения со стороны государства ,дети- это единственная
опора родителей в старости . Так замыкается порочный круг : нищета -
быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения .
На момент обретения независимости отсталые страны не имели
технического и научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшем
случае, одной трети населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчас
неграмотность - одна из проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с
75% мирового населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых
затрат на эти цели. В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий фактор
развития производства ,низкий уровень образования, отсутствие инженеров,
врачей, учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие
промышленности и сельского хозяйства , медицины и культуры .
Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Для
сравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в
США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования,
связанные с применением удобрений, различной спецтехники и новейших
достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное
земледелие, то США являются крупнейшим в мире производителем и
экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки
могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии. Но НТР не
обошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер по
мелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х культур, получившему
название « зеленая революция », в таких странах как Индия, Китай и Таиланд
отступила угроза голода .
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на
сырье в долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию
высоких технологий, в результате чего страдают в первую очередь
развивающиеся страны. Впрочем, бывают и исключения: предпринятое
организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в 1973 и в 1979 годах
повышение цен на нефть привело к резкому росту доходов этих стран. Однако
более всего от « нефтяного кризиса » пострадали не развитые страны, а
другие страны 3-его мира, поскольку сокращение спроса на сырье больнее
всего ударило именно по ним. Это привело к тому, что внешний долг этих
стран начал расти. Огромная внешняя задолженность- одна из причин
отсталости, так как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на
выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны),
развивающиеся страны не могут
|Некоторые | | |
|страны с | | |
|крупным внешним| | |
|долгом (конец | | |
|80-х годов) | | |
|страна |Размер |отношение внеш. |
| |внешнего |долга к ВНП,% |
| |долга | |
|Бразилия |111 |32 |
|Мексика |102 |63 |
|Чили |21 |101 |
|Филиппины |28 |66 |


направить значительные средства на развитие медицины и образования,
вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это
подтверждает статистика: если в среднем в конце 80-х в развивающихся
странах темпы экономического роста составили 3,9% то в странах с большой
задолженностью этот показатель составил лишь 1,1% .
Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его мира,
проблема внешней задолженности), по моему мнению, развивающимся странам
можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм
дискриминации стран 3-его мира (например, они обладают лишь одной третью
голосов в различных международных экономических организациях). Да,
конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без
благотворительности развитых стран, но чего бы стоили эти « азиатские
драконы » без многомиллиардных иностранных инвестиций. Но, к примеру,
большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать
условия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность,
дешевая, но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной
экономики. То есть, без значительной помощи развитых стран не обойтись. В
настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но,
учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд. долларов, что равно
всему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет
ситуацию. И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то
можно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и
социальных диспропорций между странами.

5. Проблема третья:
Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в
истории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении
природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено в
пепел ,а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз.
Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью,
после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило
благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров
между США и СССР, а также по причине распада последнегo, угроза ядерной
войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю,
что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран
обладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже в
состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшую
угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у
власти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к
примеру ООН, за всеми разработками в этой области.
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и
усовершенствованные « классические » виды вооружений. После второй мировой
войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в
развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим
жертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после
прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли
мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем
введения в район нестабильности « голубых касок » пресекать набирающие
обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.
Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются
демократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные перевороты
и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические
методы борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политической
культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .

6. Проблема четвертая:
Рукотворные катастрофы.
Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойные
ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора
,защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально
разрушены . На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные
элементы ,которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые
ветром и дождями ,они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв.
километров с населением не менее 800 тысяч человек !
Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30
человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват,
что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики, инженеры ,создавшие далеко не совершенный
реактор ,операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из
минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоря
конкретнее , виноваты были все мы .
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными
катастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля
1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз
сильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам
метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую
человек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не
справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные
районы Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в
результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной
коры). Человек - царь природы. Это «мудрое » изречение привело к осушению
Арала и наступлению пустынь . В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5
плодородного слоя земли . Наступление пустыни привело к появлению
миллионов экологических беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1
миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении
природой. В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 году
во Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки
Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5
млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа,
которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории
промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в
воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю
зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная
среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться.
Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании
АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал
«занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире.
Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же
чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России
на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек ,чем погибло за все годы
войны в Афганистане ! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах
и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе
взятых.

7. Что же дальше?
Так что же ожидает человечество далее: решение проблем НТР или их
усугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полной
уверенностью утверждать ,что будет продолжаться демографический взрыв,
благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . По
прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI
века на уровне 10 - 12 млрд. человек . Вопрос состоит в том ,выдержит ли
Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической
катастрофе.
Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровень
жизни среди большинства жителей стран 3 - его мира, тем быстрее они
перейдут от традиционного режима воспроизводства (высокая смертность -
высокая рождаемость) к современному (низкая смертность - низкая
рождаемость). А пока на переходный период следует ,во избежание необратимых
последствий перенаселенности, ввести административно - репрессивный
контроль за рождаемостью ( по китайскому образцу ) .
Следует также отметить, что выравнивания диспропорций в развитии
различных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем. Причиной этого
является то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных
проблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается :
темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихся
стран, и пропасть между этими странами увеличивается .
По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа
межгосударственных конфликтов, но роста сепаратизма и конфликтов,
связанных с ним. Это во многом связано с ростом национального самосознания
народов. Однако интеграционные процессы (подобные происх

Новинки рефератов ::

Реферат: Факторы риска бытовой и производственной среды (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Исследование основных факторов влияния на распространения наркотиков среди подростков (Психология)


Реферат: Рецепты со всего света (пищевые продукты) (Кулинария)


Реферат: Автоматика (Программирование)


Реферат: Агротехнологическая оценка раннеспелых сортов сои северного экотипа (Сельское хозяйство)


Реферат: Общероссийские классификаторы (Менеджмент)


Реферат: Экологические аспекты канцерогенеза (Физкультура)


Реферат: Алжир во второй половине XX века (История)


Реферат: Жуков - полководец (Исторические личности)


Реферат: Ислам. Деятельгость пророка Мухаммада (Религия)


Реферат: Система образования (Республики Казахстан) (Культурология)


Реферат: Импрессионизм, Клод Моне (Культурология)


Реферат: Своеобразие деловой культуры США (Психология)


Реферат: Краткое описание происхождения птиц и описание некоторых птиц кайнозойской эры (Биология)


Реферат: Серебряный век (Искусство и культура)


Реферат: Производство железа, чугуна и алюминия (Металлургия)


Реферат: Гимнастика (Спорт)


Реферат: Моделирование сигнатурного анализатора (Радиоэлектроника)


Реферат: Проблема рівності і соціальної справедливості в умовах ринкової економіки (Социология)


Реферат: Домашняя учебная работа учащегося (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист