GeoSELECT.ru



История / Реферат: Зачатьевский монастырь (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Зачатьевский монастырь (История)




Московский Комитет Образования


Южное Окружное Управление

Средняя общеобразовательная школа № 438.



Фотоальбом

по Москвоведению

Тема: “Зачатьевский монастырь”



Ученицы 9 “Г” класса
Шамаковой Валерии Владимировны


Учитель – руководитель
Титова Наталья Викторовна



2002


Содержание



Введение 3
Основание монастыря 5
Краткая история монастыря 10
Чудеса Зачатьевского монастыря 21
Монастырь в наши дни 27
Заключение 38
Литература и ссылки 39



Введение


Темой своей экзаменационной работы я выбрала “Зачатьевский
монастырь”. В настоящее время происходит возрождение православных обычаев,
восстанавливаются полуразрушенные храмы и строятся новые.
Монастыри издревле строились на особых местах, помогающих найти
просветление или связанных с важными событиями. Также кроме своей прямой
функции божьей обители многие монастыри служили стратегическими объектами,
защищавшими подходы к столице. В этом случае монастырь располагался
недалеко от какого-нибудь пути сообщения на возвышенном, пригодном для
обороны месте.
Между Москвой-рекой и улицей Остоженкой, в районе, который в старину
называли Земляным городом, находится Зачатьевский ставропигиальный
монастырь – древнейшая женская обитель столицы. Его история восходит к XIV
веку.
История основания и развития этого монастыря представляет большой
интерес для изучения православных обычаев и культуры.



Основание монастыря.


До наших дней сохранились многочисленные свидетельства о жизни
основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря игуменьи
Иулиании и монахини Евпраксии.
Их родители Феодор и Мария, происходившие из знатного рода
Черниговских бояр, имели пятерых сыновей, старшим из которых был
Симеон – Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей- 1300 году
Ульяну, в 1302 году Иулию.
Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в
любви к Богу и ближним.
Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано
полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг.
Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим
братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.
Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей
скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими
невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они
желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и
старшего брата-инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры
поступили в монастырь, где и приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания в
честь мученицы Иулиании Никодимской, а Иулия с именем Евпраксия в честь
преподобной Евпраксии, девы Тавенской.



Преподобные Иулиания и Евпраксия.
Икона конца ХХ века.

Самостоятельных женских монастырей в Москве не было – обители
разделялись на мужскую и женскую половину, находясь в единой ограде.
Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынниц,
монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в
Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату-митрополиту, внушила этим
богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия,
человека Божия, небесного покровителя их брата митрополита. Святитель с
радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.

Недалеко от кремля близ Москвы реки находились владения, подаренные
еще Святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским
митрополитам. Часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище
получило название – Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище было уединенным,
что вполне благоприятствовало устроению монастыря, находилось недалеко от
Кремля, где жил великий князь и можно было найти защиту на случай нашествия
неприятеля и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с
другой – Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское с
церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшем
Святителю Алексию по праву митрополита Московского, благословением и
иждивением его в 1360 г. был основан первый женский монастырь.

В начале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного
Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими
слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь
и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена
соборная церковь в честь зачатия святой праведной Анны.
По соборному храму монастырь назывался Зачатьевским, по престолу в
честь Алексия человека Божия – Алексеевским.
Преподобная Иулиания, подобно своему брату, рано презревшая мирские
удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в
управлении обители опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно
сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и
благословляла новоначальных на послушание, сообразно способностям и
характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления
различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью.
Верной помощницей преподобной Иулиании была её сестра монахиня
Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре всё
делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части
ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.
Повелением митрополита для обители из всех московских монастырей
отобрали 30 сестёр, являвших особенные монашеские добродетели. В скором
времени количество их возросло до девяноста – числа очень значительного для
того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу
святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный,
способствовали укреплению и известности монастыря.
Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Не
окончилось ещё годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена множества
мужских монастырей, как монашество постигла новая утрата и великая скорбь
об игумении Иулиании.
В 1393 году в ночь на 3 мая скончалась игумения Иулиания. Через год
отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.
Над местом погребения преподобных сестёр вскоре была сооружена
часовня.



Краткая история монастыря.


В 1360 г. основан Зачатьевский монастырь.
В 1514 г. после пожара в монастыре по воле князя Василия Ивановича был
построен каменный двухпрестольный храм во имя Алексея Человека Божия и
Преображения Господня.
После основания Новодевичьего монастыря в 1524 году, за монастырем
прикрепилось название Старого девичьего монастыря.
После июньского пожара 1547 г. женский монастырь Алексея Человека
Божьего был переведен Иваном Грозным в каменный город в Чертолье, ближе к
Кремлю, на место, которое потом было предназначено для строительства храма
Христа Спасителя. В Земляном городе осталась малая обитель, известная под
названием Зачатейской. Место старого монастыря отошло в опричнину -
любимому детищу царя Ивана Грозного.
Наследник его Федор Иоаннович, последний из правящей династии
Рюриковичей, болезнен был, бесплоден. В 1584 г. царь Феодор Иоаннович и
жена его Ирина основали на месте старого монастыря Зачатьевский монастырь в
надежде на то, что Бог дарует им наследника. Главный собор монастыря был
освящен во имя Зачатия святой Анны с приделами Федора Стратилата и святыя
мученицы Ирины. Он был поставлен в центре территории монастыря. Другой храм
рожества Пречистыя Богородицы да в пределе чудотворца Олексея митрополита.
Территория монастыря была обнесена каменной оградой.
Попав на страницы краеведческой литературы, такое суждение, не имеющее
документального подтверждения, существует до нашего времени. Ладанные книги
за 1585 г. позволяют установить, что монастырь был действительно основан
между весной 1584 г. и июлем 1585 г. на старом месте Алексеевского
монастыря. О том, что это произошло именно по повелению царя Феодора (а не
царя Ивана в последние месяцы его жизни), говорит жалованная грамота царя
Михаила Феодоровича 7131 (1623) г.
При учреждении монастыря устанавливается преемственность со старым,
основанном сестрами святителя. Отыскиваются их погребения. В церкви
Рождества Богородицы устраивают придел во имя святителя Алексия, что
усиливает память о его благословении этого места.
В 1585 г. в новом Зачатьевском монастыре в Москве соборные приделы
освящаются во имя патрональных святых царя и царицы.
После прихода на престол брата жены царя Федора - Бориса Годунова
началось смутное время и польская интервенция.
Русь спасло народное ополчение, которое возглавил князь Пожарский.
Ставка князя в 1612 году находилась на Остоженке. В августе 1612 года около
стен Зачатьевского монастыря ополченцы князя Дмитрия Пожарского начали
атаку на поляков и взяли приступом их укрепление близ Арбатских ворот,
отразив попытку польского войска гетмана Хоткевича прорваться в Кремль.
Однако монастырь сильно пострадал, но вскоре был возрожден.

В 1623 г. монастырь был возобновлен. Возможно, в это время была сложена
новая ограда или поправлена старая - стены и башенки датируются XVII в. По
периметру монастыря были кельи, служебные постройки, настоятельский корпус.
Деревянные здания постепенно заменяли каменными. В монастыре была монахиней
Софья, сестра Козьмы Минина; в монастыре содержали боярыню Евдокию Урусову,
раскольницу, сестру Ф. Морозовой, пострадавшую за старую веру.
Сохранившийся настоятельский корпус, каменный с подвальным этажом,
расположенный справа от Святых Ворот, был построен на рубеже XVII-XVIII вв.

В 1696 г. на средства стольника Петра I Андрея Леонтьевича Римского-
Корсакова были сооружены парадные въездные ворота с надвратной церковью
Спаса Нерукотворного Образа. В центре, под храмом, устроен широкий
сводчатый проезд, а с восточной стороны (под алтарем) - более узкий
сводчатый проход. Композицию дополняет небольшая, одной высоты с алтарем,
трапезная. С юга и запада храм обходит открытая галерея - гульбище.
Сохранившийся надвратный храм монастыря, теперь представляет собою одну из
древнейших построек Остоженки.
В 1724 г. для Римских-Корсаковых была устроена двухмаршевая лестница
со стороны площадки. Владение Римских-Корсаковых было напротив монастыря с
XVII в., а Спасская церковь была их домовым храмом до 1774 г.
В 1766 г. была построена церковь Неопалимой Купины кубический
одноглавый храм подле собора. Храм был выстроен на средства Анны Михайловны
Аничковой. В церкви Неопалимой Купины, построенной над могилами сестер
святителя Алексия, существовала надпись на надгробном камне, списанная в
1781 г. В поданной в московскую духовную консисторию описи значилось: "На
надгробном камне надпись такова в 7100-м году на сем месте погребено тело
бывшей первой игуменьи Улеянии, сестра родная старица Евпраксия, а по роду
сестра родная чудотворцу Алексию.
В стенах Зачатьевской обители с XVIII века находилась чудотворная
икона Богородицы, именуемая “Милостивая”, очень почитаемая москвичами. Ее
необычную иконографию часто сравнивают с Киккской Милостивой иконой, по
преданию написанной евангелистом Лукою, находящейся на Кипре в Киккской
обители.



В 1798-99 г. была построена трапезная - каменный двухэтажный дом.
В 1800 г. возвели трехъярусную колокольню.
В 1804-07 гг. по плану и "под смотрением" М. Ф. Казакова и сына его
М. М. Казакова на месте древних храмов был возведен грандиозный
Рожденственский собор. Вместе с колокольней собор составил прекрасный
готический ансамбль: двухъярусный мощный храм с подчеркнуто острым силуэтом
и крупная монументальная колокольня. Приделы Зачатия прав. Анны, вмч.
Федора Статилата, святого Алексея, Митрополита Московского и Казанской
Божьей Матери были включены в соборный комплекс.
В 1837 году Алексеевская обитель (на новой территории), по указу
Николая I, была во второй раз перенесена уже в Красное село, а в 1839 году
на ее месте был заложен Храм Христа Спасителя.
В 1846-50 гг. на средства Варвары Михайловны Головиной (1802-75) по
проекту М. Д. Быковского было построено новое каменное здание монастырской
богадельни с церковью Сошествия Святого Духа.
В 1887 г. была упразднена церковь Неопалимой Купины в связи с
включением ее объема в соборный придел во имя Казанской иконы Божьей
Матери, устроенный в юга.


Так сложился монастырский комплекс: в центре - главный собор с
придельными храмами; с запада от него - монастырская больница с церковью
Сошествия св. Духа, где была погребена ее устроительница, монахиня Вера;
настоятельский корпус; кельи каменные и деревянные по периметру; святые
врата с надвратной церковью Спаса Преображения.

В XIX и XX вв. на территории обители появилось множество жилых и
хозяйственных корпусов. При монастыре работала двухклассная начальная
школа.



К началу ХХ века монастырь представлял собой величественный ансамбль с
четырьмя храмами и одиннадцатью каменными строениями.
Революция 1917 года все изменила. 16 марта 1925-го, за 9 дней до
кончины, служил свою последнюю Литургию святой Тихон, Патриарх Московский и
Всея Руси. В 1925 году Зачатьевский монастырь был закрыт.
Перед закрытием монастыря последняя его игуменья Мария на последнем
молебне поставила свой игуменский жезл к чудотворной иконе Царицы Небесной
“Милостивая”, вверяя сестер обители покровительству и заступничеству Божией
Матери. Позже чудотворный образ вместе с жезлом был передан в находящуюся
неподалеку церковь святого пророка Илии в Обыденном переулке.
Некоторые из 180 сестер после разорения святого места не ушли отсюда,
а ютились по подвалам близлежащих домов. Большинство же сестер было сразу
отправлено по этапу в Сибирь. Многие погибли еще по дороге. Уцелевшие
сестры духовно окормлялись и несли послушание при храме Пророка Илии,
Обыденский храм стал духовным прибежищем для священнослужителей, монахинь и
прихожан разоренного монастыря, оберегая монастырские реликвии и сохраняя
традиции обители. В 1984 году умерла последняя из сестер.
В 1925 году многие строения монастыря обращены в "трудкоммуну для
беспризорных". В советское время название “Зачатьевский монастырь”
превратилось в “Зачмон”.
В 1933 г. с церкви Сошествия св. Духа сняли купол и полностью
перестроили здание.
Весной 1934 г. был взорван великолепный по своей красоте и
изысканности Зачатьевский монастырский собор, постройки великого русского
архитектора XVIII века - М. Казакова. К 1939 г. на его месте было построено
типовое школьное здание. Революционные учреждения любили почему-то
оккупировать школы и заняли 80% дореволюционных школьных зданий. Детям
приходилось учиться в три смены, но школ все равно не хватало. Тогда
Моссовет принял решение: в центре Москвы построить 30 школ на месте храмов,
ударить образованием по церковному мракобесию. Из них построено 23.

В 1991 г. приходом храма святого пророка Илии в Обыденском переулке
было создано сестринство во имя Милостивой иконы Божией Матери и начаты
труды по возрождению монастыря. Богослужения возобновлены в 1993 г.
В мае 1995 года по благословению Святейшего Патриарха и Указу
Священного Синода Зачатьевский женский монастырь был учрежден вновь.
25 ноября 1999 года вновь открывшемуся Зачатьевскому женскому
монастырю в присутствии множества духовенства и мирян Русской Православной
Церкви была возвращена чудотворная икона Богородицы, именуемая
“Милостивая”.
16 мая 2001 года состоялось прославление св. Иулиании, первой игуменью
монастыря, и монахини Евпраксии в лике святых.


Чудеса Зачатьевского монастыря.


Многие чудеса творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной
молитве всех призывающих их на помощь. Сестры Зачатьевской обители
записывали их. Вот только некоторые из чудесных историй.
Одна послушница рассказывала следующий чудесный случай явного
заступничества игумении Иулиании и монахини Евпраксии: “Я жила на том
месте, где по преданию, когда-то были кельи преподобных, то есть против
упразднённой ныне церкви “Неопалимой Купины”. Вижу однажды сон, как две
монахини, совершенно мне незнакомые, поспешно бегают с вёдрами к колодцу,
находящемуся и по сие время против трапезного корпуса, и, накачавши воды,
спешно носят её к собору. С большим удивлением я смотрела на эту деятельную
работу незнакомых сестер и с этим проснулась”. Этот сон привёл в немалое
смущение некоторых стариц, признавших в этих монахинях преподобных. И сон
этот не далее как через двое суток явил себя на самом деле. В полдень того
дня неожиданно для всех страшная грозовая туча нависла над мирной обителью,
неумолкаемые раскаты грома и беспрестанный блеск молнии приводили в ужас
всех её обитательниц. Один из таких ударов молнии попал в купол храма, где
и произвел пожар в деревянных стропилах. Испуганные и растерянные сёстры в
страхе метались по монастырю, не имея никакой возможности прекратить пожар,
начавшийся в столь недоступном месте храма. Однако же к великому удивлению
и радости всех, пожар сам по себе, без всякой человеческой помощи, скоро
прекратился. Только теперь всем слышавшим сон послушницы стало понятно, что
такая неожиданная защита, такое чудесное спасение было явлено помощью
преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В Никитском монастыре жила девочка, которая с 13 лет начала страдать
припадками, с каждым днем ей становилось все хуже. Знакомая монахиня из
Зачатьевского монастыря предложила отслужить панихиду по преподобным.
Монахиня, жившая с девочкой, вскоре приехала в Зачатьевский монастырь,
отслужила панихиду по преподобным, усердно прося их исцелить больную.
Возвратясь из монастыря, сестра положила на больную возду’х, который лежал
на гробнице и вскоре девочка сделалась спокойнее, припадки стали реже и
слабее, а впоследствии совершенно прекратились.

Послушница Зачатьевского монастыря А.С. страдала долгое время болью в
груди и так сильно, что временами не могла ходить. Несколько раз обращалась
к врачам, но они не только помочь, но даже определить болезнь не могли. Она
обратилась к своим покровительницам и заступницам преподобным Иулиании и
Евпраксии; усердно помолясь, взяла песочек с могилок, проглотила несколько
песчинок и, благодарение Господу, по молитвам преподобных, стала совершенно
здорова.

Сын генерала Бельгардта Алексей пяти лет тяжко заболел. Родители его
перепробовали все средства, потеряв последнюю надежду на выздоровление; в
полном отчаянии они обратились с верой к преподобным, отслужили панихиду,
прося со слезами возвратить к жизни их сына. Взяли масла от лампады,
висящей над гробницами, помазали им мальчика, и он выздоровел.

В 1868 году в сентябре месяце четыре особы получили исцеление от
преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии; с ними находился доктор
Соколов, который был в совершенно в безнадёжном состоянии. Отслужили
панихиду по матушкам, возложили на больного сорочку, лежавшую на гробнице,
и с этого времени доктор Соколов начал поправляться. Так и прочие, с верою
прибегавшие к помощи преподобных, получили исцеление.

Одна девочка не могла ходить пять лет; родителям её посоветовали
отслужить по преподобным панихиду, и вскоре девочка начала ходить. В знак
благодарности за исцеление родители пришли с девочкой вторично отслужить
панихиду, о чём и сообщили сёстрам.

В 1870 году одна дама по совету родных принесла сорочку своего
умирающего ребёнка на гробницу преподобных и после панихиды спешно
возвратилась домой, надела на больного принесённую сорочку, и ребёнок
выздоровел.

В 1900 году тринадцатилетний мальчик из села Карачаево, по имени
Василий, страдал сильными припадками: часто падал бился с пеной у рта. Мать
долгое время его лечила, но ничего не помогало. Она привела его в
Зачатьевский монастырь к преподобным Иулиании и Евпраксии. Находящаяся при
гробнице монахиня посоветовала ей положить рубашку больного мальчика на
гробницу и потом надеть на него, взять песочек с могилы, положить в воду и
поить его; мать так и поступила. Через некоторое время она стала замечать,
что припадки с её сыном стали значительно слабей, наконец и совсем
прекратились. Благодарная женщина не замедлила прийти поблагодарить угодниц
Божиих и отслужить панихиду.

Крестьянка Калужской губернии, Тарусского уезда, по имени Марфа, была
долгое время гонима своим мужем, он всё время сильно пил и страшно
буйствовал. Совместная их жизнь стала невозможной, и бедная женщина
решилась навсегда расстаться с ним. Но прежде чем уехать она отслужила
панихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии, к которым имела сильную веру.
У гробницы угодниц Божиих она излила всю скорбь своей измученной души,
прося с горькими слезами молитв и заступления святых. Мольба её была
услышана: не прошло и недели, как её буйный муж совершенно изменился,
перестал пить и сделался хорошим семьянином. Благочестивая женщина с
благодарностью отнесла всё свершившееся к помощи угодниц Божиих.

Московская мещанка Анна Евграфова долгое время страдала бессонницей
тоской, так что была близка к помешательству, но когда отслужила панихиду
по преподобным, вернувшись домой, почувствовала себя совершенно успокоенной
и в эту ночь крепко заснула, чего давно с ней не было. Вскоре она окрепла и
стала здорова.

Монахиня Зачатьевского монастыря М. А. в 1908 году заболела
воспалением кишок; лечивший её врач признал болезнь очень опасной и дал
совет быть готовой к плохому исходу. После этого больная, обратилась с
верой и слезной молитвой к угодницам Божиим Иулиании и Евпраксии. Взяв
масла из лампады, она вытерлась им и по милости Божией и ходатайству
преподобных через некоторое время совершенно выздоровела.

Московской губернии мещанин Алексий Фролов, служивший на железной
дороге машинистом, при крушении поезда остался жив, но от сильного испуга
сошел с ума, почему и был помещен в больницу для душевнобольных. Пробыв там
три месяца, он был признан врачами неизлечимым. Жена его слышала от многих,
что в Зачатьевском монастыре служат панихиды по преподобным Иулиании и
Евпраксии и многие получают исцеление. Пришла и она, отслужила панихиду и
положила рубашку мужа на гробницу матушек. С верой помолясь, взяв масла из
неугасимой лампады и песочка с могилы преподобных, она отправилась в
больницу к мужу. Когда она надела рубашку на больного, то он почувствовал
(как впоследствии сам рассказывал), что будто все тело его охватило легким
холодом и тотчас голова его сделалась совершенно свежей. С этого времени он
быстро стал приходить в себя и настолько выздоровел, что его опять взяли на
прежнюю службу. С благодарными слезами он рассказывал монахиням о своем
чудесном исцелении. И, с тех пор, часто приходил отслужить по преподобным
панихиду.

9 января 1909 года привезли в Зачатьевский монастырь крестьянина из
деревни Саларево Московской губернии, по имени Иван Макаров. Три сильных
человека едва могли ввести его в церковь, где почивают преподобные. Он
страшно буйствовал и сквернословил, все на себе рвал и поносил все святое.
Немало труда стоило напоить его святой водой и помазать маслом из лампады
угодниц Божьих, но так как он страшно бранился, то заставили вывести его из
храма. Жена его очень плакала и усердно молилась преподобным Иулиании и
Евпраксии. На третий день он вторично явился в церковь, но уже не буйным и
не сквернословцем, а смиренным богомольцем, прося у всех присутствующих
монахинь прощения. Извиняясь, он говорил, что тяжесть в голове и какая-то
злобная сила заставляли его все рвать на себе и ругаться. Он с благодарными
слезами говорил монахине, что истинно по молитвам угодниц Божиих получил
исцеление от своей ужасной болезни.

Один мальчик по имени Алексей Горбылев, пятнадцати лет тяжело заболел
брюшным тифом. После нескольких визитов, доктор предупредил, что больной не
перенесет такой сильной болезни. Тогда мать, убитая горем, обратилась за
помощью к преподобным Иулиании и Евпраксии. Отслужила заупокойную обедню и
панихиду по преподобным, приложила рубашку к их гробнице. Возвратясь домой,
сейчас же надела рубашку на сына, и тут же ему стало лучше, и вскоре он
совершенно выздоровел.



Монастырь в наши дни.


На территории монастыря сохранились некоторые строения - при входе в
монастырские ворота с правой стороны стоит здание настоятельских покоев, с
левой - кельи, напротив школы, к западу от нее - переделанное здание бывшей
трапезной с больничной церковью, а вокруг еще остались остатки стен
монастыря. Уцелевшие монастырские постройки перестроили под жилые дома. Со
временем некоторые из них перестроили и отдали учреждениям. До
неузнаваемости был перестроен храм Сошествия Святого Духа.
Надвратная церковь сохранилась и была внешне отреставрирована в 1960-е
годы. В ней размещалась научно-исследовательская лаборатория по консервации
и реставрации. В 1990 г. настоятельский корпус и кельи занимал "почтовый
ящик". В других зданиях размещались: комитет международного совета по
охране памятников и научно-методический совет, профтехучилище, проектный
институт, школа. Монастырский комплекс реставрируется уже 40 лет, но до сих
пор работа не завершена.
Сейчас в монастыре проживает 25 насельниц. Как и раньше, при
монастыре устроены богадельня, воскресная школа, швейная и иконописная
мастерские, издательство, пекарня и просфорня. В новом трапезном корпусе
устроен и освящен храм Зачатья св. прав. Анны. При монастыре действуют два
подворья: в Московской области в деревне Барвиха и в Ярославской области.



Чудотворная икона Богоматери “Милостивая” временно пребывала в
Обыденском храме, с нее был сделан список, на котором, в отличие от
чудотворного образа на списке, Царица Небесная изображена с настоятельским
жезлом. Вскоре после своего водворения в храме список стал мироточить.
И вот, в праздник иконы Божией Матери “Милостивая”, 25 ноября 1999
года чудотворный образ был возвращен в Зачатьевский монастырь.
Торжественный крестный ход прошел по старым московским улочкам от храма
святого пророка Илии до обители. В нем участвовал Патриарх Алексий II,
четыре архипастыря, множество священников и мирян Русской Православной
Церкви. В монастыре Святейшим Патриархом была отслужена Божественная
литургия.
Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил насельниц с
возвращением чудотворного образа и пожелал, чтобы святыня укрепляла мать-
игуменью, духовенство, сестер обители и всех тех, кто приходит в
Зачатьевский монастырь на общую молитву.



Служение Святейшего ПатриархаАлексия II в день празднования
“Милостивой” иконы Божией Матери.
Предстоятель Русской Православной Церкви вручил игуменье Иулиании
посох последней настоятельницы монастыря как символ того, что отныне ей
вручается попечение о насельницах обители. Святейший Патриарх пожелал
милости Царицы Небесной в дальнейшем возрождении монастыря.
Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь находится под
покровительством самого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II. Ставропигиальные монастыри — управляемые непосредственно
Патриархом или Святым Синодом и пользующиеся особыми привилегиями.
Название, взятое из греческого языка и означающее «утверждаю крест»,
указывает, что крест в этих монастырях водружали Патриархи.



Внутренний вид храма Зачатия св. прав. Анны


Богослужения в монастырских храмах совершаются ежедневно:
Божественная Литургия в 8 часов
Вечернее богослужение в 17 часов.
Монастырь принимает пожертвования от мирян на расчетный счет:
40703810700390000031 БИК 044525219 к/сч. 30101810500000000219
МББ “Банк Москвы” г. Москва.


Заключение



Прорабатывая данную тему мы узнали о истории основания и развития
первого московского женского монастыря, о современниках св. Сергия
Радонежского - Митрополите Московском св. Алексии и его сестрах св.
Иулиании и Евпраксии. Новейшая история Зачатьевского женского монастыря
только начинается и с Божьей помощью реставрация сооружений монастыря будет
завершена.
При написании данной работы были использованы различные источники,
включая Интернет. Ознакомились с бытом современных насельниц и
сфотографировали современный облик монастыря. История Зачатьевского
женского монастыря продолжается и, я верю, еще не одна светлая страница
будет написана насельницами данной обители.



Литература и ссылки:



1. Баталов А.Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Федора
Иоанновича. http://www.archi.ru/publications/articles/bat_raki.htm
2. "Житие преподобных Иулиании и Евпраксии основательниц Зачатьевского
женского монастыря. Изд. ""Издательство Зачатьевского монастыря"". М.
2001г."
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,1993.
4. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1. Часть Земляного
города по левую сторону реки. Москвы. М., 1882.
5. "Муравьев В.Б. ""Улочки-шкатулочки, московские дворы"". Изд. ""Тверская
13"" М. 1998г."
6. "Николаева Т., Судариков В., Чапнин С. Православная Москва. Изд.
""Братства святителя Тихона"". М. 2001г. http://moscow.sobor.ru"
7. Российская государственная библиотека, Библиографический указатель,
http://orel.rsl.ru/nettext/moscow/ukaz/17.htm М. 1997
8. Смирнов Л. П. Историческое описание Московского Зачатиевского девичьего
монастыря. - М., 1884.
9. "Снегирев И. М. Алексеевский монастырь в Москве. Изд. ""Русская
старина"". М., 1851. То же. - 2-е изд. с доп. М., 1853."
10. Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Московского
Алексеевского девичьего монастыря. М., 1889. То же. 2-е изд., значит.
испр. и доп. - М., 1896.
11. Токмаков И. Ф. Московская губерния и ее святыни: (История, археология и
статистика): О церкви Святого Николая Чудотворца в Грачах, Святого Сергия
в Пушкарях, Святой Троицы в Хохловке, моск. Зачатийском девичьем
монастыре. - М., 1889.(Сб. материалов для VIII археол. съезда в Москве;
Вып. 3).
12. Ушакова Е. В. Краткий исторический очерк Московского Алексеевского
девичьего монастыря. - М., 1877.
13. http://gnedovsky.wallst.ru/icon/20.html.
14. http://hram.codis.ru
15. http://rusk.ru/News/99/11/new_27_11b.htm
16. http://uvd.novgorod.ru/ugps/misc/icon.htm
17. http://www.or.ru/history/def.asp
18. http://www.shm.ru/filials/novodev/fil_nov.htm
-----------------------
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому.

Москва 14.04.2002


Храм Христа Спасителя.
Старое место Алексеевского женского монастыря.
Москва. 14.04.2002

Храм Сошествия Святого Духа. Фрагмент западной стены.
14.04.2002

Северная стена.
14.04.2002

Надвратный храм.
Северный вход в монастырь.
14.04.2002

Надвратный храм.
Вид из монастыря.
14.04.2002

Трапезный корпус.
14.04.2002

Трапезный корпус.
Храм Зачатия святой праведной Анны.
14.04.2002

Колокольня.
14.04.2002

Типовое здание школы №36 на месте Собора Рождества Пресвятой Богородицы.
14.04.2002

Проектный институт в корпусах монастыря.
14.04.2002



Восточные ворота.
14.04.2002

Схема расположения монастыря.


Икона Божией Матери "Милостивая"


Россия г. Москва Зачатьевский женский монастырь

Празднование иконы установлено 12 ноября и 26 декабря.

Образ Пресвятыя Богородицы Неопалимая Купина.
Икона начала XIX века Зачатьевского монастыря.


Зачатьевский женский монастырь. Общий вид. 1881 год.

Надвратный храм.
Вид из монастыря.
14.04.2002



Настоятельский корпус. 14.04.2002



Трапезный корпус. Южная сторона. 14.04.2002


Колокольня.
14.04.2002

Западная стена.
14.04.2002






Реферат на тему: Зверства Фашистов

В Е Л И К А Я О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я В О Й Н А
ОККУПАЦИЯ: СТРАШНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Введение

Великая Отечественная война принесла народам СССР не только
огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла раз-
вязанная фашистами бойня. Задача данного реферата - показать,
как преступные цели гитлеризма обернулись преступными средства-
ми их достижения.
Не считаясь ни с какими нормами международного права и циви-
лизованных отношений, фашистская армия, объявив тотальное ист-
ребление "недочеловеков" /так, в частности, гитлеровцы называли
славянские народы/, методично организовывала бесчеловечный тер-
рор на занятых ею территориях.
Пора наконец восстановить историческую справедливость и на-
зывать вещи своими именами, поскольку то была отнюдь не оккупа-
ция в общепризнанном значении этого понятия. Ведь режим, уста-
новленный на территории СССР, которая была временно занята
войсками фашистской Германии и ее сателлитов в ходе Великой
Отечественной войны, отличался исключительной жестокостью и
зверствами по отношению к населению - массовыми репрессиями и
уничтожением граждан, разрушением и разграблением народного хо-
зяйства, культурных ценностей.

Определение оккупации

С точки зрения международного права военная оккупация опре-
деляется как временное занятие территории государства вооружен-
ными силами противника. Причем сам факт оккупации не решает
судьбы занятой территории - она определяется, как правило, по
окончании войны мирным договором. Исходя из этого положения, в
международном праве даны толкования основных принципов режима
оккупации. Прежде всего они содержатся в приложении к 4-й Гааг-
ской конвенции 1907 о законах и обычаях сухопутной войны.
В этом акте устанавливалось, что оккупированная территория
остается территорией того государства, которому она принадлежа-
ла до оккупации, поэтому оккупационные власти обязаны уважать
законы, обычаи и традиции, существующие на занятой территории.
Мирное население вправе сохранять верность своему государству;
запрещаются коллективные наказания; взятие заложников, угон на-
селения с места жительства. Согласно конвенции не допускается
привлечение населения к военным операциям и оборонительным ра-
ботам.
Особо рассматривались в Гаагской конвенции вопросы собствен-
ности при оккупации. Предусматривалось, что оккупационные влас-
ти могут производить реквизиции только для нужд, связанных с
содержанием оккупационных войск (с учетом ресурсов занятой тер-
ритории). На те же цели могут устанавливаться налоги. Личная
собственность мирного населения должна уважаться. Собственность
органов самоуправления, учебных заведений, религиозных и бла-
готворительных учреждений должна рассматриваться как частная
собственность, даже если она принадлежит государству, с тем,
чтобы избежать ее разорения.
Конвенция указывала, что особо преследуется преднамеренное
разрушение исторических памятников, произведений науки и ис-
кусства. Конвенция также обязывает правительство, оккупировав-
шее территорию неприятельского государства, принимать все зави-
сящие от него меры, чтобы по возможности восстановить и обеспе-
чить общественный порядок. Предписывалось не упразднять местных
законов, а лишь в определенных случаях приостанавливать их
действие; должны были сохраняться и функционировать прежние су-
ды (оккупанту разрешалось организовать свои военные суды исклю-
чительно для поддержания порядка в своей армии и охраны ее бе-
зопасности).
В настоящей работе мы документально покажем, как эти осново-
полагающие принципы были цинично отвергнуты фашистами, посколь-
ку, как мы уже сказали выше, сущность немецко-фашистского окку-
пационного режима вытекала из целей германского фашизма в войне
против СССР: политической - уничтожить коммунистическую идеоло-
гию и Советское государство; экономической - превратить Советс-
кую страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабо-
чей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии.

План "Барбаросса"

Эти цели были намечены еще до нападения на СССР. Идеологи-
ческой основой оккупационной политики являлся антикоммунизм и
расизм. План "Барбаросса" - план агрессивной войны фашистской
Германии против СССР - имел экономический раздел под названием
"Ольденбург".
Этот раздел тщательно разрабатывался задолго до того, как
германские войска форсировали Буг. А для осуществление его в
начале 1941 года была создана организация под кодовым названием
"Штаб "Ольденбург". В дальнейшем эта организация, целью которой
было экономическое ограбление Советского Союза, действовала под
названием "Экономический штаб Ост".

ДОКУМЕНТ.

"Докладная записка о совещании 28 февраля 1941 г. у гене-
рал-майора Томаса по вопросу создания штаба "Ольденбург"
гор.Берлин 1 марта 1941 г.

Генерал приказал составить для рейхсмаршала Геринга расши-
ренный проект организации.
Основное содержание:
1) Подчинение всей организации рейхсмаршалу. Цель: поддержка
и расширение меропрятий четырехлетнего плана.
2) Организация должна охватывать все вопросы, касающиеся во-
енной экономики. Исключение - вопросы продовольствия, которые
должны стать особым поручением для государственного секретаря
Бакке.
.......................................................
4) Разделение отраслей работы на два сектора:
а) Следование во время наступления непосредственно за пере-
довыми частями, чтобы избежать уничтожения запасов и обеспечить
вывоз важнейшего имущество.
б) Управление оккупированными промышленными районами и оцен-
ка принадлежащих к ним экономических районов. (Пометка каранда-
шом: БЦД Гота, Ольд. II.)
5) Ввиду расширившегося круга задач предподчесть наименова-
ние "Военно-экономическая инспекция" вместо "Инспекция по воо-
ружению".
6) Ввиду расширившегося круга задач требуется создание орга-
низации широкого масштаба, с привлечением большого количества
сил. Главная задача организации будет состоять в реквизиции
сырья и вступлении во владение всеми важными предприятиями.
Для выполнения последней задачи целесообразно привлечь с са-
мого начала надежных лиц из немецких концернов, так как только
с помощью их опыта с самого начала может проводиться успешная
работа ( напр., по бурому углю, руде, химии, нефти ).
............................................................
Подпись: Гаманн"
/Немецкий архивный источник/

Генерал-майор Томас, у которого состоялось это совещание был
ближайшим помощником Геринга, начальником военно-экономического
штаба при верховном командовании вооруженных сил Германии. Он
принимал участие в разработке плана "Барбаросса". При его же
участии фашистский генеральный план покорения Восточной Европы
"Ост" был конкретизирован для оккупируемой части СССР и расп-
ространен на нее. Причем еще до войны началось создание специ-
ального Восточного министерства для управления предполагавшейся
к захвату территории СССР.
О том, насколько тщательно подходили фашисты к разработке
данного "мероприятия", говорит выписка из протокола совещания
Гитлера с руководителями вермахта 29 апреля 1941 года.

ДОКУМЕНТ.
"Рейхсмаршалу и экономическому оперативному штабу подчиняет-
ся - как высший центральный орган по осуществлению данного ме-
роприятия - экономический штаб особого назначения "Ольденбург"
во главе с генерал-лейтенантом Шубертом.
На местах ему подчинены :
5 хозяйственных инспекций,
23 хозяйственные команды и
12 филиалов, которые размещаются в важных местах в пределах
действия хозяйственных команд.
Работа этих учреждений происходит в тыловом районе сухопут-
ных сил. В районе действия каждой группы армий при начальнике
тыла группы армий должна действовать хозяйственная инспекция, в
задачи которой входит экономическое использование данной терри-
тории.
В то время как эти части продвигаются вместе с войсками, хо-
зяйственные команды и филиалы остаются на месте.
Все учреждения именуются не как военно-экономические или во-
енно-промышленные, а как хозяйственные инспекции, хозяйственные
команды и т.д.
Из пяти инспекций действуют с самого начала четыре, в то
время как пятая с неопределенным кругом деятельности сохраняет-
ся в резерве.
............................................................
Учреждаются 4 инспекции:
1. Ленинград ("Холштейн"),
хозяйственные команды в городах: Вильнюс, Рига, Талин, Ленинг-
рад, Мурманск, филиалы в Вологде и Архангельске.
2. Москва ("Заксен"),
хозяйственные команды в городах: Минск, Москва, Тула, Горький,
филиалы в Брянске, Ярославле, Рыбинске.
3. Киев ("Баден"),
хозяйственные команды в городах: Львов, Киев, Кишинев, Одесса,
Харьков, Днепропетровск, Сталино°, Ростов, Сталинград°°,
филиалы в городах: Севастополь, Керчь, Воронеж, Курск.
4. Баку ("Вестфален"),
хозяйственные команды: Краснодар, Грозный, Воронеж, Тбилиси,
Баку, один филиал в Батуми.
В резерве наряду с пятой инспекцией под условным названием
"Хессен" будет находится одна хозяйственная команда ("Боркум")
и 2 филиала..."
-------------------------------------------------------------
° В настоящее время Донецк.
°° Сейчас Волгоград.
..............................................................
/Немецкий архивный источник/

Действия оккупантов в начале войны
Начиная с первых дней вступления на советскую территорию
войск фашистской Германии и ее сателлитов стал устанавливаться
жестокий режим, создавались различные фашистские лагеря смерти
и гетто, повсеместно проводились аресты и расстрелы граждан.
При этом гитлеровское командование заранее позаботилось о
том, чтобы придать своим изуверским действиям видимость закон-
ности. 13 мая 1941 года было издано " распоряжение начальника
штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии о
военной подсудности в районе "Барбаросса" и об особых полномо-
чиях войск".
В нем, в частности в разделе " отношение к преступлениям,
совершенным военнослужащими и обслуживающими персоналом по от-
ношению к местному населению " говорится:

ДОКУМЕНТ.
" 1. Возбуждение преследования за действия, совершенные во-
еннослужащими и обслуживающими персоналом по отношению к враж-
дебным гражданским лицам, не является обязательным даже в тех
случаях, когда эти действия одновременно составляют воинское
преступление или проступок.
2. При обсуждении подобных действий необходимо в каждой ста-
дии процесса учитывать, что поражение Германии в 1918 г., пос-
ледовавший за ним период страданий германского народа, а также
борьба против национал-социализма, потребовавшая бесчисленных
кровавых жертв, являлись результатом большевистского влияния,
чего ни один немец не забыл.
3. Поэтому судебный начальник должен тщательно разобраться,
необходимо ли в подобных случаях возбуждение дисциплинарного
или судебного преследования. Судебный начальник предписывает
судебное рассмотрение дела лишь в том случае, если это требует-
ся по соображениям поддержания воинской дисциплины и обеспече-
ния безопасности войск."
/Немецкий архивный источник/

Как видим, войскам даны указания не очень-то церемониться с
населением на захваченной территории.
Политическое оправдание всему этому было искусно состряпано
всего за день до начала войны с СССР 20 июня 1941 года в речи
назначенного затем рейхминистром по делам оккупированных вос-
точных областей рейсхлейтера Розенберга "О политических целях
Германии в предстоящей войне против Советского Союза и планах
его расчленения".

ДОКУМЕНТ.
"...Сегодня мы ищем не "крестового похода" против большевиз-
ма только для того, чтобы освободить "бедных русских" на все
времена от этого большевизма, а для того, чтобы проводить миро-
вую политику и обезопасить Германскую империю. Мы хотим решить
не только временную большевистскую проблему, но также те прбле-
мы, которые выходят за рамки этого временного явления, как пер-
воначальная сущность европейских исторических сил. Сообразно с
этим, мы должны сегодня систематически сознавать наше будущее
положение. Война с целью образования неделимой России поэтому
исключена. Замена Сталина новым царем или выдвижение на этой
территории какого-либо другого национального вождя - все это
еще более мобилизовало бы все силы против нас. Вместо этой,
имеющей, правда, до сих пор распространение идеи единой России
выступает совершенно иная концепция восточного вопроса...
...Задачи нашей политики, как мне кажется, должны поэтому
идти в том направлении, чтобы подхватить в умной и целеустрем-
ленной форме стремление к свободе всех этих народов и придать
им определенные государственные формы, то есть органически вык-
роить из огромной территории Советского Союза государственные
образования и восстановить их против Москвы, освободив тем са-
мым Германскую империю на будущие века от восточной угрозы.
Четыре больших блока должны будут оградить нас и одновремен-
но продвинуть далеко на восток сущность Европы:
1. Великая Финляндия.
2. Прибалтика.
3. Украина.
4. Кавказ..."
И далее совершенно цинично Розенберг заявлял:
" Обеспечение продовольствием германского народа в течение
этих лет несомненно будет главнейшим германским требованием на
Востоке, южные области и Северный Кавказ должны будут послужить
компенсацией в деле обеспечения продовольствием германского на-
рода. Мы не берем на себя никакого обязательства по поводу то-
го, чтобы кормить русский народ продуктами из этих областей
изобилия. Мы знаем, что это является жестокой необходимостью,
которая выходит за пределы всяких чувств."

Из "Двенадцати заповедей обращения с русскими"

Поражает холодная расчетливость и предусмотрительность нем-
цев. Так, в подписанной 1 июня 1941 года секретной Инструкции
уполномоченного по продовольствию и сельскому хозяйству
статс-секретаря Бакке о поведении должностных лиц на территории
СССР, намеченной к оккупации, даются указания на конкретные
случаи жизни. Этот документ получил название "Двенадцать запо-
ведей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими".

ДОКУМЕНТ.
"Для вас, работников, которые направляются на Восток, глав-
ное состоит в том, что все решает работа. Поэтому я требую от
вас упорной и неустанной деятельности.
Для разрешения поставленных на Востоке задач требуется, од-
нако, чтобы вы не подходили к вещам с узкой западноевропейской
меркой.
Ввиду того, что вновь присоединенные территории должны быть
надолго закреплены за Германией и Европой, многое будет зави-
сеть от того, как вы поставите себя там. Вы должны уяснить се-
бе, что вы на целые столетия является представителями великой
Германии и знаменосцами национал-социалистической революции и
новой Европы. Поэтому вы должны с сознанием своего достоинства
проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, кото-
рые потребует от вас государство."
Кстати, в этом документе фашистский аналитик приводит рас-
суждения, которые демонстрируют так сказать "философское зна-
ние" предмета. Для этого немца все тайны "загадочной русской
души" очевидны. "Главное действовать". Он пишет в "Двенадцати
заповедях":
"Не разговаривайте, а действуйте. Русского вам никогда не пе-
реговорить и не убедить словами. Говорить он умеет лучше, чем
вы, ибо он прирожденный диалектик и унаследовал "склонность к
философствованию". Меньше слов и дебатов, ибо он по своей нату-
ре женствен и сентиментален. "Наша страна велика и обильна, а
порядка в ней нет, приходите и владейте нами". Это изречение
появилось уже в самом начале образования русского государства,
когда русские звали норманнов приходить и управлять ими. Эта
установка красной нитью проходит через все периоды истории
русского государства: господство монголов, господство поляков и
литовцев, самодержавие царей и господство немцев, вплоть до Ле-
нина и Сталина. Русские всегда хотят быть массой, которой уп-
равляют. Так они воспримут и приход немцев, ибо этот приход от-
вечает их желанию; "приходите и владейте нами.

Бакке."
/Немецкий архивный источник/

"Новый порядок" по-немецки

Захватив значительную часть советских территорий, оккупанты
стали действоать на ней в строгом соответствии с разаработанны-
ми ранее планами.
Важное место занимала организация управления или так называ-
емый "новый порядок". Если в районах боевых действий вся власть
была сосредоточена в руках главнокомандующего немецко-фашист-
скими сухопутными войсками, командующих группами войск и армий,
то на остальной оккупированной советской территории политичес-
кое управление и вся полнота власти передавалась немецко-фа-
шистской оккупационной администрации, входившей в состав Вос-
точного министерства.
Эта территория была разделена на рейхскомиссариаты, состояв-
шие из генеральных округов, областей (гебитов), округов, райо-
нов, уездов, волостей. Во главе этих немецко-фашистских адми-
нистративно-территориальных образований были поставлены рейхс-,
генеральные, гебит- и районные комиссары. ¶ Оккупированные об-
ласти РСФСР не имели единой гражданской администрации и унифи-
цированного управления во всех городах и районах. В городах
создавались управы, во главе которых был городской глава. В
каждом районе, а иногда и в волости создавались комендатуры,
при которых имелись военная охрана и полицейское управление.
Военный комендант был неограниченным диктатором в районе
(волости). В волостях назначались старшины (бургомистры), в де-
ревнях и селах - старосты. Это т.н. местное самоуправление ни-
какой самостоятельности не имело и было послушным орудием окку-
пантов. На занятой ими советской территории они запретили все
советские государственные органы и общественные организации.
Устанавливая оккупационный режим, гитлеровцы сразу же стали
насаждать такой "новый порядок", при котором террор, грабеж,
произвол были возведены в ранг государственной политики. Окку-
пационный режим осуществляли наряду с оккупационными органами
охранные дивизии, гестапо, контрразведка, полевая жандармерия,
специальные отряды и команды для борьбы с партизанами и грабежа
населения, полицейские и антисоветские националистические фор-
мирования.
Во многих населенных пунктах находились карательные органы
оккупантов, в селах - полицейские, в крупных населенных пунктах
- подразделение СС и охранные части. Для укрепления и поддержа-
ния оккупационного режима гитлеровцы старались привлечь "мест-
ные" кадры и брали к себе на службу буржуазных националистов,
бывших кулаков, уголовников. В некоторые районы стали возвра-
щаться белоэмигранты, надеясь вернуть потерянные привилегии. В
ряде районов создавались профашистские партии и союзы, формиро-
вались из предателей воинские подразделения. Они не оказали за-
метного влияния на ход боев на фронте или на сдерживание парти-
занского движения в тылу врага. Однако на их совести сотни ты-
сяч погибших советских людей. Оккупанты пытались использовать и
религию.
Оккупационные власти ввели строгий учет местного населения.
Все новые лица, появляющиеся в городах или деревнях, должны бы-
ли немедленно регистрироваться в полиции. Жителям запрещалось
без особого разрешения властей отлучаться из мест их постоянно-
го проживания. Советские граждане не имели ни политических, ни
экономических, ни юридических прав. Никаких законов, охраняющих
их от произвола оккупантов и их пособников, не существовало.
Розенберг издал 23 августа 1941 года указ о вынесении специ-
альными судами приговоров о смертной казни лицам, не повиную-
щимся оккупационным властям.

ДОКУМЕНТ.
" гор.Берлин 23 августа 1941 г.

На основе 8 приказа фюрера об организации управления вновь
оккупированным восточными областями от 17 июля 1941 г. приказы-
ваю следующее: Местное население обязано вести себя в соответс-
твии с немецкими законами и с приказами, издаными для него не-
мецкими властями. Поскольку местные жители не являются немецки-
ми поддаными или лицами немецкой национальности, они подлежат
следующему особому положению о наказаниях:
пар. 1
Все лица, осуществляющие акт насилия против немецкой империи
или против органов власти, находящихся на территории оккупиро-
ванных восточных областей,
все лица, намеренно разрушающие учреждения, принадлежащие не-
мецким властям, объекты, служащие деятельности немецких влас-
тей, или сооружения, служащие общественным интересам,
все лица, распространяющие враждебные немцам слухи путем ве-
дения ненавистнической или подстрекательной пропаганды,
все лица, подстрекающие к неподчинению указами или постанов-
лениям немецких властей,
все лица, совершающие акты насилия, направленные против не-
мецких граждан или лиц немецкой национальности в связи с их
принадлежностью к немецкому народу,
все лица,совершающие акты насилия против военно-служащих не-
мецкой армии, немецкой полиции, в том числе ее вспомогательных
сил, представителей управления государственной трудовой повин-
ности, работников немецких властей, служебных органов или пар-
тийных организаций национал-социалистической немецкой партии
(НСДАП),
все лица, намеренно совершающие поджоги и тем самым разруша-
ющие общенемецкое имущество или же имущество немецких граждан
либо лиц немецкой национальности, подлежат смертной казни, а в
менее тяжелых случаях заключению в каторжную тюрьму.
пар. 2
Кроме того, караются смертной казнью, а в менее тяжелых слу-
чаях каторжной тюрьмой:
все лица, договаривающиеся о совершении преступлений, пере-
численных в п.1 настоящего указа, либо лица, ведущие переговоры
об их совершении,
все лица, предлагающие свои услуги или соглашающиеся прини-
мать участие в совершении преступлений, перечисленных в п.1
настоящего указа,
все лица, знавшие о подготовке или о намерении совершить
преступления, реречисленные в п.1 настоящего указа, в тот пери-
од, когда можно было бы еще отвратить угрозу, и сознательно не
сообщившие об этом своевременно соответствующим немецким влас-
тям или угрожаемым лицам.
пар. 3
Специальные суды правомочны выносить решения по вышеперечис-
ленным делам.
пар. 4
1) В тех случаях, когда специальный суд оказывается не в
состоянии срочно собраться для принятия решения, в то время как
общественная безопасность и порядок требуют немедленного выне-
сения приговора, соответствующий командир полицейского полка
или полка СС "Мертвая голова" либо руководитель оперативного
отряда полиции по охране безопасности могут приказать военнопо-
левому суду принять дело к судопроизводству. Это решение может
быть вынесено в тех случаях, когда преступник может быть изоб-
личен без большого обьема доказательств и свидетельских показа-
ний.
2) Военно-полевой суд создается в составе председателя, ко-
торый должен по меньшей мере иметь звание командира батальона,
либо начальника оперативного отряда полиции по обеспечению бе-
зопасности, а также двух офицеров или сотрудников полиции либо
войск СС.
3) Военно-полевой суд может выносить лишь смертные пригово-
ры, приговоры о заключении в концентрационный лагерь вместо ка-
торжной тюрьмы либо оправдательный приговор.
пар. 5
1) О заседании военно-полевого суда составляется краткий
протокол, в котором указываются фамилии судей, осужденного и
свидетелей, на основе показаний которых выносится приговор;
кроме того,в нем излагается состав преступления, содержание
приговора, а также день и место вынесения приговора.
2) Протокол должен быть подписан председателем военно-поле-
вого суда...
Имперский министр
по делам оккупированных
восточных областей Розенберг"
/Немецкий архивный источник/

Читая этот документ, поражаешься педантичности немцев и пол-
ному отсутствию у них элементарных человеческих чувств, не го-
воря уже о каком-либо гуманизме и сострадании.

"Рабы должны только работать"

Повсеместно для граждан в возрасте от 18 до 45 лет ( для
граждан еврейской национальности от 14 до 60 лет) была введена
трудовая повинность. Рабочий день даже на вредных производствах
длился 14-16ч в сутки. Лиц, уклонявшихся от работы, отправляли
в каторжные тюрьмы или на виселецу.
Снабжение населения продовольствием со стороны оккупационных
властей не было. В особенно трудных экономических условиях ока-
зались городские жители. Ряд городов охватил голод. На оккупи-
рованных территориях повсеместно были установлены штрафы, те-
лесные наказания, натуральные и денежные налоги, размеры кото-
рых большей частью устанавливались оккупационными властями про-
извольно. Введением налогов оккупанты хотели придать своей
грабительской политике видимость "законности", хотя сами налоги
большой частью вводились без учета возможностей их выплаты. К
неплательщикам налогов захватчики применяли различные репрессии
вплоть до расстрела. Часто взимание налогов превращалось в круп-
ные карательные операции.

ДОКУМЕНТ.

" 15-й полицейский полк, 28 сентября 1942 г.
10-я рота

Из отчета об опыте уничтожения населенного пункта Борки за
период с 22 по 26 сентября 1942 г.

21 сентября 1942 г. рота получила задание уничтожить насе-
ленный пункт Борки, расположенный в 7 км к востоку от Мокран.
В ночные часы того же дня взводы роты были поставлены в из-
вестность о предстоящей операции. Началась подготовка.
Число автомашин было достаточным, чтобы 22 сентября погру-
зить и отправить к месту сбора в Мокраны все взводы и приданный
взвод 9-й роты. Переезд произошел без происшествий, выбывших из
строя не было.
Необходимые для предстоящей операции поводы были подготов-
ленны заблаговременно и в назначенное время прибыли в Борки.
При отобрании подвод выявлено несколько строптивых крестьян,
которых рота потребовала наказать.
Операция проходила планомерно, исключая сдвиги некоторых ее
этапов во времени. Основная причина их была следующая. На карте
населенный пункт Борки показан как компактно расположенное се-
ло. В действительности оказалось, что этот поселок простирается
на 6 - 7 км в длину и ширину.
Когда с рассветом это было мною установлено, я расширил
оцепление с восточной стороны и организовал охват села в форме
клещей при одновременном увеличении дистанции между постами. В
результате мне удалось захватить и доставить к месту сбора всех
жителей села без исключения. Благоприятным оказалось, что цель,

Новинки рефератов ::

Реферат: Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма (Философия)


Реферат: Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию (Педагогика)


Реферат: Биогенные элементы (Биология)


Реферат: Япония как объект туризма (География)


Реферат: Конопля и всё о конопле (Биология)


Реферат: Конфликты в организации (Менеджмент)


Реферат: Свойства некоторых веществ в свете теории электролитической диссоциации (Химия)


Реферат: Цепные дроби (Математика)


Реферат: Нодальная анатомия некоторых представителей семейства Campanulaceae Juss (Биология)


Реферат: Netware (Программирование)


Реферат: Догматическое богословие (Контрольная) (Религия)


Реферат: Графический дисплей (Цифровые устройства)


Реферат: Византия (История)


Реферат: Боевая организация эсеров (История)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Царское село, его архитектура (Архитектура)


Реферат: Определение экономической эффективности участка на переменном и постоянном токе (Транспорт)


Реферат: Индустриализация СССР (История)


Реферат: Соотношение социального и биологического в человеке (Философия)


Реферат: Проблемы биосферы (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист