|
Реферат: Тенденции смертности в России (Социология)
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Экономический факультет
Реферат по курсу «Экономика народонаселения и демография» на тему «Тенденции смертности в России»
Студента II курса 205 группы Шмелева Дмитрия
Москва, 1997г. ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение 3
Тенденции смертности до 1965 г. 3 Тенденции смертности в России (1965-1993 гг.) 4 Отставание России увеличивается уже 30 лет. 4 Инфекционные заболевания и болезни органов дыхания: длительный прогресс 5 Новообразования: ненадежное преимущество России 6 Сердечно-сосудистые заболевания: тревожная тенденция 6 Внешние причины 7 Современные тенденции (1993-1994гг.) 8 Рост числа смертей. 8 Падение ожидаемой продолжительности жизни. 8 Изменение смертности по возрастным группам. 9 Рост смертности и причины смерти. 11 Региональные особенности. 13 Ситуация на середину 1996г. 13 Прогнозы смертности 14 Список литературы. 15
Введение
Смертность, процесс вымирания поколения, один из двух главных подпроцессов воспроизводства населения. Смертность - массовый процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступивших в разных возрастах и определяет в своей совокупности порядок вымирания реального или гипотетического поколения. В качестве обобщенной характеристики процесса вымирания поколения используется показатель - ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Наряду с показателями порядка вымирания важное значение имеют показатели уровня смертности - возрастные и общий коэффициенты смертности. Когда говорят о «высокой» или «низкой» смертности, имеют в виду именно эти показатели. Процесс вымирания поколения зависит от большого числа биологических и социальных факторов смертности. Наиболее важно их деление (с точки зрения демографического анализа) на две крупные группы: эндогенные (порожденные внутренним развитием человеческого организма) экзогенные (связанные с воздействием внешней среды) По-разному сочетаясь между собой, факторы смертности обусловливают непосредственную причину смерти.
Тенденции смертности до 1965 г.
Для России (до первых десятилетий XXв.) была характерна смертность традиционного типа, обусловленная преимущественно экзогенными факторами. На одном из первых мест среди причин смерти стоял туберкулез. Еще большее число людей, особенно детей, умирало от пневмонии. Велика была роль таких причин смерти, желудочно-кишечные и инфекционные заболевания. В то же время на долю причин, в значительной степени обусловленных действием эндогенных факторов (болезни сердечно-сосудистой системы и причины, классифицирующиеся как старческая дряхлость), приходилось не более 15% всех смертей. С социально-экономическим развитием общества в XXв. связана коренная перестройка структуры факторов и причин смерти. Несмотря на огромные трудности, порожденные двумя мировыми войнами, Гражданской войной, социальными потрясениями 20-30 гг. и т.п., в бывшем СССР произошло ограничение экзогенных факторов смертности. Как и в большинстве экономически развитых странах, первое место среди причин смерти заняли сердечно-сосудистые заболевания. Перестройка структуры факторов смертности привела к быстрому изменению показателей смертности населения бывшего СССР. Вплоть до Второй мировой войны ожидаемая продолжительность жизни при рождении оставалась в России значительно ниже уровня западных стран. Но, благодаря явным успехам послевоенной медицины, России удалось практически ликвидировать свое отставание к середине шестидесятых годов. Тенденции смертности в России (1965-1993 гг.)
Отставание России увеличивается уже 30 лет. В 1965 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин составила в России 64,3 года против 67,5 во Франции и 66,8 в США; для женщин, соответственно, 73,4 года против 74,7 и 73,7 (рис. 1).
В 60-е годы рост ожидаемой продолжительности жизни во всех трех странах приостановился. Успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, связанные с широким применением антибиотиков, достигли предела. С этого момента, и надолго, первое место среди причин смерти заняли сердечно- сосудистые заболевания и рак, а экономические и социальные изменения привели к усилению влияния таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия и насильственные причины смерти. В сложившихся условиях возобновление роста ожидаемой продолжительности жизни было возможно только в результате установления, контроля над новыми факторами риска и эффективной борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями и раком. Именно этого удалось достигнуть в большинстве западных стран и не удалось достигнуть в России. Вот почему, начиная с 60-х годов, тенденции изменения ожидаемой продолжительности жизни вновь разошлись: на Западе возобновился ее рост, а в России наступил период стагнации (и даже снижения продолжительности жизни у мужчин). Еще более красноречивым выглядит сравнение России с Японией. До 60-х годов положение в обеих странах было очень похожим: большое отставание от западных стран до Второй мировой войны по уровню ожидаемой продолжительности жизни и резкое его сокращение в пятидесятые годы. Однако, начиная с 1965 г., различия между Японией и Россией становятся еще более выраженными, чем между Россией и Францией или США. Замечательные успехи Японии в переходе от победы над инфекционными болезнями к контролю над сердечно-сосудистыми заболеваниями резко контрастируют с кризисом смертности, который вот уже 30 лет переживает Россия. Наибольшее число людей в России умирает от болезней системы кровообращения. У мужчин на этот класс причин смерти приходится более половины величины стандартизованного коэффициента смертности, у женщин - вследствие меньшего удельного веса других причин - его доля достигает 65%. Именно изменения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний оказывают решающее влияние на общую смертность. Второе место по количеству смертей занимают новообразования. У женщин этот класс причин смерти, достигая 15 % общей смертности, намного опережает другие причины. У мужчин на его долю приходится от 16 до 18 % общей смертности. До 1985 г. это было несколько выше, чем доля смертей от несчастных случаев и насильственных причин смерти, смертность от которых сильно сократилась в середине 80-х годов. Но в 1993 г., в результате нового сильного роста, смертность от несчастных случаев и насильственных причин смерти среди мужчин впервые превысила смертность от новообразований. Инфекционные заболевания и болезни органов дыхания: длительный прогресс В 1965 г. смертность от инфекционных болезней была в России значительно выше, чем, например, во Франции, особенно среди мужчин - для них различие было двукратным. В последующем она неуклонно снижалась, но так как снижение происходило в обеих странах, разрыв между ними сохранялся. В обеих странах благоприятная тенденция в последние годы сменилась на противоположную: во Франции, начиная с 1987 г., идет медленный рост, вызванный СПИДом, в России в 1992-1993 гг. отмечен резкий подъем, обусловленный изменениями условий жизни. В России эволюция смертности от инфекционных болезней определяется, в основном, смертностью от туберкулеза. Эта болезнь преобладает в классе инфекционных болезней: в разные годы на ее долю приходилось от 70 до 90% всех смертей от инфекционных заболеваний у мужчин и от 40 до 70%, соответственно, у женщин. Существенный рост смертности обоих полов от этой болезни с 1992 г. - тревожный показатель, он свидетельствует о значительном расширении соответствующей группы риска. Смертность от болезней органов дыхания также в основном снижалась в течение последних 30 лет. Правда, снижение шло относительно медленно и приобрело более выраженный характер лишь в 80-е годы. Благоприятные изменения явно прослеживаются для острых респираторных заболеваний инфекционной этиологии, таких как грипп и пневмония. Менее устойчиво положение с хроническими заболеваниями, к примеру, с хроническим бронхитом или астмой. Новообразования: ненадежное преимущество России Смертность от злокачественных новообразований в России в течение последних 30 лет была ниже, чем в ряде других западных стран, хотя по отдельным опухолевым заболеваниям это не всегда так. В частности, в России хуже положение с раком органов дыхания - ведущей причиной смерти в классе новообразований у мужчин в обеих странах, тесно связанной с распространением курения. По большинству опухолевых заболеваний положение в России ухудшается. Неблагоприятная эволюция характерна, в частности, для тех заболеваний, которые были относительно благополучными по смертности в середине 60-х годов, например, для рака кишечника и прямой кишки у обоих полов, для новообразований верхних дыхательных путей и рака простаты у мужчин, рака молочной железы у женщин. Рост смертности от этих заболеваний вписывается в динамику перехода к структуре опухолевой патологии, напоминающей современную западную. Нынешнее положение предвещает дальнейшее увеличение смертности от новообразований в России. Сердечно-сосудистые заболевания: тревожная тенденция Сердечно-сосудистые заболевания повсеместно занимают среди причин смерти первое место. Смертность от этого важнейшего класса причин в России намного выше, чем в других странах Запада и, что особенно тревожно, увеличивается на протяжении последних 30 лет, тогда как в этих странах происходит ее непрерывное сокращение. Болезни сердца занимают ведущее положение среди сердечно-сосудистых заболеваний, определяя более половины величины стандартизованного коэффициента смертности от всего класса сердечно-сосудистых болезней. Их непрерывный рост наблюдался вплоть до 1985 г., когда появились признаки перелома тенденции. Однако, в 1992-1993 гг. новое увеличение смертности от болезней сердца свело на нет достигнутый успех. Смертность от болезни сосудов мозга - второй основной группы сердечно- сосудистых заболеваний - непрерывно росла в России на протяжении последних 30 лет. В 1992 г. стандартизованный коэффициент смертности от нее в России был в 5-6 раз выше, чем, например, во Франции, хотя в 1965 г. разница составляла лишь около 50%. Неблагоприятные изменения смертности от нарушения мозгового кровообращения наблюдались во многих странах Восточной Европы. Вероятно, они объясняются недостаточным качеством медицинского обслуживания пожилых людей, среди которых данная патология встречается наиболее часто. В России, кроме того, еще большему усилению неблагоприятной тенденции способствует, по-видимому, злоупотребление алкоголем. Внешние причины Смертность от внешних причин - несчастных случаев, отравлений, травм и насильственных причин менялась в России особенно непредсказуемо и служила причиной большинства кратковременных колебаний общей смертности. В эволюции смертности от внешних причин за последние 30 лет можно выделить четыре периода: непрерывный рост до конца 70-х годов, затем относительная стабилизация вплоть до 1985 г., резкое снижение в 1985-1986 гг., и новый рост, начавшийся в 1988 г. и усилившийся в 1992-1993 гг. Смертность от этого класса причин в России сейчас вдвое выше, чем в 1965 г. Тенденции изменений одинаковы у мужчин и у женщин. В России, особенно у мужчин, очень высока насильственная смертность, не связанная с несчастными случаями. С 1965 г. мужская смертность от самоубийств превышала на 50 % смертность от самоубийств во Франции, а смертность от убийств в России была выше французской в 10 раз. Для женщин разрыв не столь велик, хотя различия также неблагоприятны для России. Смертность от насильственных причин как мужчин, так и женщин, растет в обеих странах, но во Франции намного медленнее, чем в России. Постепенный рост мужской смертности от самоубийств в России был прерван в 1985 г., когда произошло ее резкое снижение. В 1993 г., после нового значительного увеличения, был вновь достигнут уровень 1984 года. В эволюции женской смертности от самоубийств спад 1985 года, так же как и рост последних лет, были менее выраженными. Но особенно впечатляют изменения смертности от убийств. В трендах смертности от этой причины наблюдаются два больших скачка. Первый произошел между 1965 и 1981 гг. и привел к удвоению смертности для обоих полов. Второй, начавшийся в 1987 г., увеличил за шесть лет мужскую смертность от убийств в 5, а женскую - в 3 раза. В 1993 г. стандартизованный коэффициент смертности от убийств в России уже в 34 раза превышал французский. Параллельно наблюдается быстрый рост насильственных смертей без уточнения их случайного или преднамеренного характера. Это заставляют предположить, что смертность от убийств в России отражается в статистике не полностью, а часть убийств регистрируется под рубрикой смертей неустановленного характера. Современные тенденции (1993-1994гг.)
Рост числа смертей.
1993-1994 годы ознаменовались небывалым ростом смертности, который составил тем не менее лишь часть ее общего подъема первой половины 90-х годов. Этот подъем послужил одной из главных причин того, что в последние годы в России "смертность превышает рождаемость" (правильнее сказать, число смертей превышает чисто рождений). В 1994 г. чисто смертей было выше, чем в 1989 г., на 718 тыс., т.е. почти на половину. Большая часть этого огромного прироста (79%) объясняется ростом смертности как таковой, т.е. увеличением возрастных интенсивностей смертности. Но все же немалый вклад - (21%) всего прироста числа смертей за 1990-1994 гг., а в 1990-1992гг. и больше (табл. 1) внесло постарение населения, главным образом, из-за вхождения в пожилые возраста поколений, родившихся во время подъема рождаемости второй половины 20-х годов и относительно слабо затронутых войной. Таблица 1. Вклад изменений возрастных интенсивностей смертности и увеличение числа, смертей, 1989-1994 гг. | |Число смертей |Прирост по сравнению с 1989г. | |Год |Фактическое|Гипотетическо|Фактический|Гипотетиче|Гипотети| | |(при |е (при |(за счет |ский |ческий в| | |фактических|фактической |роста |(только за|% к | | |смертности |смертности и |смертности |счет роста|фактичес| | |и |возрастной |и изменений|смертности|кому | | |возрастной |структуре на |возрастного|) | | | |структуре) |начало 1989 |состава | | | | | |г.) |населения) | | | |1989 |1583743 |1583743 |... |... |... | |1990 |1655993 |1635501 |72250 |51757 |72 | |1991 |1690657 |1641435 |106914 |57692 |54 | |1992 |1807290 |1740748 |223547 |157004 |70 | |1993 |2129339 |2030022 |545596 |446279 |82 | |1994 |2301366 |2187306 |717623 |603562 |84 | |1990-19|9584645 |9235012 |1665930 |1316297 |79 | |94 | | | | | |
Падение ожидаемой продолжительности жизни.
Итак 79% прироста числа смертей за 1990-1994 гг. вызваны собственно ростом смертности. Только за 1993 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин уменьшилась более чем на 3 года, женщин — на 1,8 года и составила около 59 лет у мужчин и около 72 лет у женщин. В 1994 г. сокращение ожидаемой продолжительности жизни привело к еще более низким ее уровням—57,5 года у мужчин и 71 год у женщин. Особенно неблагоприятным было положение у мужского населения в сельской местности. Заметим, однако, что разрыв в продолжительности жизни мужчин, проживающих в городах и сельской местности, который был очень большим до середины 80-х годов (свыше 3 лет), в последние годы значительно сократился (до 1,4 лет в 1993 г. и 0.8 лет в 1994 г.) в результате опережающего роста смертности в городах. Если до 1993 г. рост смертности можно было интерпретировать как возврат к неблагоприятным тенденциям существовавшим то середины 80-х годов, то начиная с 1993 г. такое истолкование невозможно: ожидаемая продолжительность жизни опустилась ниже значений, которые наблюдались бы в случае простого линейного продолжения тенденции 1970-1984 гг. (рис. 2). Рост смертности в 1993 г. был настолько большим, что заставил даже усомниться в достоверности первичных статистических данных. Однако до сих пор факторы, способные серьезно исказить статистическую информацию о смертности, не были выявлены. При нынешнем уровне знаний, необходимо признать огромное снижение продолжительности жизни населения России в 1993 г. реальным фактом.
Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в России в 1970- 1994гг.: фактические значения и линейные тренды. В результате тенденций последних лет увеличился и без того большой разрыв между Россией и большинством развитых стран мира.
Изменение смертности по возрастным группам.
В отличие от предыдущих лет, в 1993-1994 гг. ощутимый вклад в рост общего уровня смертности и снижение ожидаемой продолжительности жизни как у мужчин, так и у женщин внесли почти все возрастные группы. У мужчин в последние годы увеличивалось негативное влияние на величину ожидаемой продолжительности жизни со стороны растущей смертности в возрастах старше 45 лет. В предыдущие годы больший относительный вес имело негативное воздействие смертности в более молодых трудоспособных возрастах. Повышение смертности в 1988-1992 гг. во всех возрастах было в основном симметрично ее снижению в 1985-1987гг., хотя между ростом смертности в младших и старших группах взрослого населения было и некоторое различие: в молодых возрастах рост несколько превышал ее предыдущее снижение, в старших возрастах, напротив, полученный выигрыш частично сохранялся. Но если рассмотреть рост смертности за 1988-1993 гг., то — из-за ее подъема в 1993 г. — он почти во всех возрастах намного превзошел снижение 1985-1987 гг. Несколько особняком стояли изменения младенческой (до 1 года) и детской смертности. До недавнего времени они были более благоприятными, чем у взрослого населения, так что даже в 1993 г. смертность в ранних детских возрастах была заметно ниже, чем в 1984. Однако ухудшение последних лег затронуло и самые младшие возрастные группы. В частности. стал расти коэффициент младенческой смертности. После временного повышения в начале 70- х годов он постоянно снижался вплоть до начала 90-х годов, а затем начал расти (табл. 2). В 1991-1992гг. рост был небольшим, в 1993 г. показатель резко повысился. Высказывались предположения, что это повышение было связано с переходом России с 1 января 1993 г. на международные критерии регистрации живорождения: часть детей. которые прежде считались бы мертворожденными, теперь регистрируются как живорожденные, а так как большинство из них выходить не удается и они вскоре умирают, показатель младенческой смертности повышается. Однако это изменение могло привести к увеличению показателя младенческой смертности лишь в течение первого месяца жизни. Такое увеличение действительно имело место, но оно может объяснить менее половины общего прироста коэффициента младенческой смертности в 1993 г. Остальная его часть приходится на более поздние месяцы первого года жизни и, следовательно, не имеет отношения к реформе регистрации живорождения. Даже и при сохранении прежнего определения живорождения, коэффициент младенческой смертности в 1993 г. был бы не ниже 19 на 1000 - против 18 на 1000 в 1992 г. Таблица 2. Коэффициент младенческой смертности в 1965, 1970, 1980 и 1986-1994 гг. (на 1000 живорожденных) |Годы |Город |Село |Всего | |1965 |26.4 |26,7 |26.6 | |1970 |22,1 |24,5 |23,0 | |1980 |21,2 |24,0 |22,1 | |1985 |19,8 |22,8 |20,7 | |1986 |18,8 |20,4 |19,3 | |1987 |18,8 |21,0 |19,4 | |1988 |18.2 |20,4 |18,9 | |1989 |17,3 |18,9 |17,8 | |1990 |16,7 |17,7 |17,4 | |1991 |17,3 |19,1 |17,8 | |1992 |17,6 |19,1 |18,0 | |1993 |19,2 |21,4 |19,9 | |1994 |17,9 |20,1 |18,6 |
Таким образом, речь шла о реальном ухудшении, и возникло опасение, что и в этой возрастной группе начался долговременный рост смертности. Но в 1994 г. она снова снизилась, причем это снижение отмечено в 10 из 11 экономических районов России.
Рост смертности и причины смерти.
Вот уже долгое время решающее влияние на изменения ожидаемой продолжительности жизни оказывают два класса причин смерти: несчастные случаи, отравления и травмы (далее, для краткости, "несчастные случаи") и болезни системы кровообращения (табл. 3). В последнем колебании ожидаемой продолжительности жизни мужчин — ее росте в середине 80-х годов и последующем падении—главная роль принадлежала несчастным случаям, но в 1993- 1994 гг. неожиданно большой негативный вклад внес рост смертности от болезней системы кровообращения. Такой рост отмечен и у женщин, у которых болезни системы кровообращения всегда были самым важным фактором неблагоприятной динамики. Таблица 3. Вклад основных классов причин смерти в изменения ожидаемой продолжительности жизни в России, 1970-1994гг., в годах | |Причина смерти | |Период |Инфекци|Ново|Болезни|Болезн|Болезн|Другие|Несча|Все | |времени|онные и|-обр|системы|и |и | |стные|причины| | |паразит|а-зо|кровооб|органо|органо|болезн| | | | |арные |ва-н|ращения|в |в |и |случа|смерти | | |болезни|ия | |дыхани|пищева| |и | | | | | | |я |рения | | | | |Мужчины | |1970-19|0,05 |0,04|-1,05 |0,09 |-0,07. |0,07 |-0,79 |-1,66 | |80 |0,07 | |0,21 |0,32 |0,04 |-0,01|0,30 |0,89 | |1980-19|0,01 |-0,0|-0,33 |-0,03 |-0,02 | |-0,05 |-0,57 | |82 |0,15 |4 |0,68 |0,48 |-0,14 |-0,11|1,76 |3,16 | |1982-19|0,05 |-0,0|-0,11 |0,13 |-0,01 | |-1,32 |-1,42 | |84 |-0,05 |4 |-0,23 |-0,08 |-0,10 |0,00 |-0,84 |-1,44 | |1984-19|-0,12 |-0,0|-1,09 |-0,28 |-0,10 |-0,10|-1,29 |-3,06 | |87 |-0.05 |5 |-0.68 |-0.09 |-0.09 | |-0.46 |-1.49 | |1987-19| |-0,0| | | |-0,21| | | |91 | |6 | | | | | | | |1992 | |0,07| | | |-0,16| | | |1993 | | | | | | | | | |1994 | |-0,0| | | |-0.15| | | | | |4 | | | | | | | | | |0.03| | | | | | | |Женщины | |1970-19|-0,01 |0,17|-0,64 |0,28 |0,01 |0,11 |-0,30 |-0,38 | |80 |0,03 | |0,33 |0,26 |0,02 |0,00 |0,10 |0,73 | |1980-19|0,02 |-0,0|-0,54 |0,00 |-0,01 |-0,12|-0,06 |-0,71 | |82 |0,09 |1 |0,50 |0,30 |0,04 | |0,46 |-1,32 | |1982-19|0,06 |0,00|0,38 |0,14 |0,00 |-0,04|-0,31 |-0,03 | |84 |0,01 | |-0,15 |0,02 |0,03 | |-0,25 |-0,53 | |1984-19|-0,05 |-0,0|-0,94 |-0,13 |-0,06 |-0,27|-0,49 |-1,81 | |87 |-0.02 |3 |-0.53 |0.02 |-0.07 | |-0.17 |-0.83 | |1987-19| |-0,0| | | |-0,11| | | |91 | |3 | | | | | | | |1992 | |-0,0| | | |-0,15| | | |1993 | |2 | | | | | | | |1994 | |-0,0| | | |-0.07| | | | | |0 | | | | | | | | | |0.01| | | | | | |
Крайне неблагоприятная структура причин смерти и столь же неблагоприятная ее динамика у мужчин приводят к огромному, вероятно самому большому в мире и все увеличивающемуся разрыву в продолжительности жизни мужчин и женщин. В 1993 г. он превысил 13 лет, а в 1994 г., достиг 13,7 лет. В принципе, хронические болезни, настигающие людей в старости, должны постепенно замещать в качестве причин смерти, многие другие, устранимые причины смерти. Стратегия борьбы со смертью как раз и направлена на то, чтобы расширить круг устранимых причин, поставив их под контроль, и одновременно оттеснить к возможно более поздним возрастам причины неустранимые. В большинстве развитых стран эта стратегия приносит успех, смертность от устранимых причин снижается. О России этого сказать нельзя, губительная роль многих причин, относимых Всемирной организацией здравоохранения к категории устранимых с помощью лечебных или лечебно- профилактических мер, почти не ослабевает или недостаточно ослабевает на протяжении последних трех десятилетий, когда на Западе были достигнуты впечатляющие успехи в ограничении этой роли. В 1992-1993 гг. отмечен существенный рост смертности от многих устранимых причин смерти.
Региональные особенности.
Па протяжении длительного времени главной особенностью региональной дифференциации смертности на территории России остается северо-восточный градиент. Это означает, что в Сибири и на Дальнем Востоке, в северной части Уральского района и на севере европейской России смертность существенно выше. а продолжительность жизни соответственно, ниже, чем на Северном Кавказе, в Поволжье и Центрально-Черноземном районе. Центральный район занимает в этом территориальном ранжире среднее положение. В конце 80-х годов, некоторые области Европейского Севера и Сибири существенно улучшили свое относительное положение за счет опережающего роста продолжительности жизни во время антиалкогольной кампании. Однако, драматическое увеличение смертности в 1993 г. сопровождалось новым расширением межрегиональных различий. 0жидаемая продолжительность жизни на северных и восточных территориях сократилась значительно сильнее, чем на территориях юго-запада, которые находились в гораздо лучшем положении и до 1993 г., что привело к новому усилению северо-восточного градиента. В 1993 г. чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни - 55-57 лет у мужчин и 69-71 год у женщин — отмечалась во многих областях России (Магадан, Камчатка, Амурская и Читинская области, Хабаровский и Красноярский края в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Томская область в Западной Сибири, Удмуртия на Урале, Архангельская область и республика Коми на севере европейской России, Новгородская, Псковская и Тверская области на Северо-Западе). Минимальные значения ожидаемой продолжительности жизни отмечались в Туве -52,3 года у мужчин и 64,3 года у женщин. Относительно лучшее положение имели многие территории юго-запада европейской России: автономные республики Северного Кавказа. Ставропольский край, Волгоградская, Воронежская, Белгородская области, Мордовская республика с продолжительностью жизни мужчин 61-64 года, женщин—72-74 года. Ситуация на середину 1996г. К сожалению, никаких положительных изменений не наблюдается. Общий коэффициент смертности составляет 15%0 и продолжает расти, тогда как во Франции и США он составляет всего 9%0. Коэффициент младенческой смертности - 18%0 в России против 6,1 и 7,5 во Франции и США соответственно. Ожидаемая продолжительность жизни - 57 для мужчин и 71 год для женщин (Россия), против 74 и 82 (Франция), 72 и 79 (США) соответственно.
Прогнозы смертности
Описанные тенденции не дают оснований для оптимизма. Затяжной, длящийся несколько десятилетий кризис смертности и предопределявшие его факторы создали инерцию, преодолеть которую будет очень сложно. Конечно, экономические и политические реформы постепенно меняют ситуацию и создают новые побуждения и возможности борьбы с ненормально высокой для конца XX в. российской смертностью, позволяют надеяться па рост направляемых на эту борьбу ресурсов и относительную эффективность рыночных механизмов их использования. Но пока реформы идут медленно и болезненно, а их влияние на смертность противоречиво. Поэтому и все имеющиеся прогнозы изменений смертности в России на ближайшие десятилетия весьма пессимистичны. Даже в наиболее благоприятных сценариях, как правило, не предполагается достижения нынешнего уровня западных стран (ожидаемая продолжительность жизни мужчин 72-75 лет, женщин-78-81 год) и через 10-20 лет (табл. 4). Таблица 4. Прогнозные оценки ожидаемой продолжительности жизни населения России (оптимистические варианты прогнозов), лет. |Автор |2000 |2005 |2015 | | прогноза |Муж.|Жен.|Муж.|Жен.|Муж.|Жен.| |Отделение |... |... |... |... |70,2|78,3| |демографии | | | | | | | |Института | | | | | | | |статистики, 1993 | | | | | | | |Андреев, Дарский, |63,0|73,2|... |... |64,9|74,8| |Харькова, 1993 | | | | | | | |Центр экономической|58,7|70,1|59,6|70,7|... |... | |конъюнктуры, 1994 | | | | | | | |Центр экономической|58,8|70,2|59,6|70,9|... |... | |конъюнктуры, 1995 | | | | | | | |Центр демографии и |62,3|73,6|64,1|74,5|67,6|76,2| |экологии человека, | | | | | | | |1994 | | | | | | |
Список литературы.
1. Энциклопедический словарь. Народонаселение. М., БРЭ, 1994. 2. Население России 1995. М., 1996. 3. Население и общество №13. Август, 1996. 4. Население и общество №10. Февраль, 1996. 5. Уч.-метод. материалы по курсу «Экономика народонаселения и демография» под ред. доц. В.А. Ионцева.
Реферат на тему: Теоретическая социология
Министерство образования Российской Федерации. Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. факультет социально-политических наук
КУРС ЛЕКЦИЙ
Теоретическая социология
Подготовил: Григорьев П. В.
.
Ярославль 2002 г. Содержание.
1. Позитивизм как обоснование науки 2. Три стадии развития общества 3. Социальная динамика 4. Социальная статика 5. Спенсер – позитивист 6. Уильям CAMHEP 7. СМОЛЛ, как представитель психологического направления в Социал- дарвинизме. 8. ШКОЛА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА. 9. РОБЕРТ МЕРТОН 10. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ. 11. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПАРСОНСА. 12. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма. 13. Карл Маркс и марксистская социология 14. Марксистская социология после Маркса 15. Этнометодология Г. Гарфинкеля 16. Понимающая социология Макса Вебера 17. Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера 18. Феноменология А. Шюца и П. Бергера 19. Концепция совместимости Э. Гидденса 20. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОСТРУКТИВИЗМ П. БУРЬЕ 21. ХАБЕРМАС И ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ. 22. КОНЦЕПЦИЯ ТОФФЛЕРА.
Позитивизм как обоснование науки
Конт относится отрицательно ко всему разрушительному и критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Конт указывает пять значений этого слова: V реальное в противовес химерическому: V полезное в противовес негодному; V достоверное в противовес сомнительному; V точное в противовес смутному; V организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом. Позитивное мышление, которому свойственны теологический, метафизический и позитивный признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение. Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия - это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение «объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении. Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.
Три стадии развития общества (подробнее)
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Социальная статика
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика -это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения». Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии - социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика. Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии [там же, 537-538]. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества). Индивид, по Конту, как уже отмечалось, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья. Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим: «...Всегда будет чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера...» [там же, 581]. Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество. Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья - это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация) Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда. Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма [там же, 598 ел.]. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование. Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики». Вместе с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социального организма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес. Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...» [там же, 605-606]. В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей. Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится прежде всего к тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей. В современном обществе две наиболее значительные категории - это патрициат и пролетариат. Внутри них в свою очередь различаются более мелкие социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров, управляющих капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющих работами. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и сельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя, признавая это, Конт склонен подчеркивать его единство и однородность. Конт чрезвычайно озабочен «печальной судьбой трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновеных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем. Будучи противником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Конт вместе с тем резко разделяет власть на духовную и мирскую. Это разделение реально и благотворно для общества, при условии безоговорочного превосходства духовной власти над мирской. В средневековой Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская -военным. После Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. В современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а духовная - к «ученым» («философам», «социологам»), которых Конт считал новыми «духовными владыками», новым «жречеством», вначале в фигуральном, а затем в буквальном смысле. Функции этой категории, становящейся своего рода кастой, в обществе, где восторжествует позитивизм, чрезвычайно сложны и многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют, распределяют по классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следят за мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства. Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего не экономический и не политический по своей сути, а морально-религиозный. Движущая сила деятельности - не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь приводится в движение моралью и религией. Вот почему в «Системе позитивной политики» социология растворяется в этих двух сферах. С помощью «субъективного» метода разработка морали сливается с построением социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине иерархии наук [9, 438; 10, 49; 8, 231]. Характерное отождествление фаталистски толкуемого социального закона и повелительной моральной нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна стремиться «постоянно представлять как неизбежное то, что проявляется сначала как обязательное, и наоборот» [2, 491-492]. Одновременно социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты «должны окончательно упразднить Бога именем религии». Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта и такой институт, как собственность. Он был сторонником частной собственности и права наследования имущества. Но вместе с тем он постоянно подчеркивал «социальную природу собственности» и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается. В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».
Социальная динамика
Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Кон-га в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...» [там же, 364]. Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс. Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно будущим» [там же, 336]. Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он утверждает: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках». С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае «бунта живых против мертвых». Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии. В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным. В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной. Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер. По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с «Курса позитивной философии». Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики» он ее указывает: это 1860 - 1865 гг. Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной (позитивному состоянию), необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель - создать твердые и общепринятые мнения;их начало положено «Курсом». Другие реформы - практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, вторую -«индустриалам», заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет - всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое Существо (т. е. Человечество. - А. Г.) должно будет заняться своим собственным упадком...» [10, 73]. Таким образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо новый цикл развития, который начинается с новой «теологической» стадии. Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.
Спенсер - позитивист
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820- 1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое". На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.
Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «регулятивной», «производящей средства для жизни», «распределительной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.
Уильям CAMHEP
Уильям САМНЕР (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си,— 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси) - американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского ун-та, представитель социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепции оказали труды Спенсера. В своих работах Семнер исходил из двух основных принципов: > Естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение; > Социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.
Идея естественного отбора в его интерпретации выступала как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Семнер отстаивал стихийность в социальном развитии (об-во должно управляться естественными законами) и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений. Его взгляды выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развит | |