GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Аграрные преобразования на Северном Кавказе (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аграрные преобразования на Северном Кавказе (Государство и право)



Министерство экономического развития Российской Федерации
Российский государственный торгово-экономический университет
Ростовский Институт



(Шифр КП 00007)



Контрольная работа

по дисциплине: «Проблемы развития
экономической истории Дона
и Северного Кавказа »
Тема: «Аграрные преобразования на Северном Кавказе»



Работу выполнил:

студент третьего курса

заочной формы обучения

факультета коммерции



Ростов-на-Дону


2004 г.



Содержание:

Введение
1. Аграрные преобразования на Северном Кавказе
2. Земельная реформа на Северном Кавказе
a. Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе
b. Подымный сбор
3. Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
4. Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье
a. Разработка крестьянской реформы на Дону
b. Проведение крестьянской реформы на Дону
c. Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
5. Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
Заключение
Список использованной литературы



Введение
Развитие края в составе империи оказалось подчинено общим процессам
экономической и социально-политической эволюции России в XVIII- начала XX
вв. Условия и характер взаимодействия различных групп населения его
определялись социальной и этнической политикой центральной власти, а также
процессом модернизации, в который страна постепенно вовлекалась как общим
ходом развития европейского мира, так и вполне целенаправленной
реформаторской деятельностью царизма.
Вместе с тем юго-восточная окраина Европейской России отличалась
зримым своеобразием хозяйственного уклада и образа жизни, составом и
обликом населения. Определялось это в первую очередь тем, что в общий
контекст исторического развития страны оказались включенными территории, на
которых сложились и существовали уникальная горская цивилизация и весьма
специфичная казачья культурно-историческая общность. Это предопределяло
сложность и неоднозначность процесса их интеграции как в единую
хозяйственную систему империи, так и в ее социальную и политическую жизнь.
В составе Российской империи сложно отыскать хотя бы еще один
регион с таким же пестрым этническим и социальным составом населения,
причем структура его стала, по сравнению с предыдущими веками развития,
более дробной и сложной в процессе российской колонизации территории. При
этом имперская политика ставила различные сословия и этносы в весьма
неравное положение, разделяя их на привилегированные, полупривилегированные
и непривилегированные, что способствовало росту противоречий и конфликтов
как между ними, так и отдельных групп населения с властью.
Неизбежным результатом жизни в составе империи стали и взаимное
приспособление столь разных соседей друг к другу, и деформация
социокультурных устоев и традиций жизни, характерных для таких своеобразных
групп населения края, как этносы Северного Кавказа и казачество, хотя
последнее, несомненно, в большей степени адаптировалось за два с небольшим
столетия к жизни в царской России и к условиям несения военной службы
государю.
Аграрные преобразования на Северном Кавказе
В отличие от Центральной России, на Северном Кавказе аграрно-
крестьянская реформа проводилась в два этапа. Первым этапом была земельная
реформа (размежевание земель и определение их юридического статуса), вторым
– ликвидация рабства и освобождение крестьян от личной зависимости.
При проведении земельной реформы в крае российская администрация
отдавала приоритет общинному землевладению и землепользованию, что еще
более сближало горские районы с русскими губерниями. Однако в полном объеме
размежевание земель было проведено только в Кабарде и Осетии. Одновременно
с наделением землей крестьян происходило перераспределение земельного фонда
в пользу местных феодалов, преданных российской власти представителей
других горских народов и российских военных. Непосредственным результатом
проведения земельной реформы на Северном Кавказе стало введение с 1 января
1866 г. государственной поземельной подати, известной как «подымный сбор».
С начала 60-х гг. XIX в. русская администрация на Северном Кавказе
проводила и освобождение зависимого населения. В Терской и Кубанской
области было ликвидировано крепостное право, а в Дагестане отменено
рабство. При этом условия освобождения рабов, дворовых и крестьян были
более тяжелыми, чем на Дону или в Центральной России. Большая часть
крестьян-рабов Дагестана оставалась в крепостной зависимости от беков до
1913 г.
Земельная реформа на Северном Кавказе
Аграрные преобразования на Северном Кавказе строились на сочетании
двух принципов землевладения – общинного и частного и призваны были дать
горцам землю на плоскости на основе общинного права, выделив в то же время
часть земель в частную собственность (феодалам и лицам, находящимся на
русской службе и преданным русскому правительству).
В мае 1863 г. в Терской области образовали Комиссия по разбору личных
и поземельных прав (Терская сословно-поземельная комиссия) под
председательством кабардинца Д. С. Кодзокова. В основу своей работы она
приняла положение, что «земля, занимаемая жителями на плоскости, есть
казенная» и находится в пользовании крестьян на общинном праве. В Кабарде
29 августа 1863 г. местные феодалы подписали акт, которым вся земля
признавалась общинной. Он стал отправным пунктом земельной реформы.
Осетинская и балканская знать отказалась подписать подобные акты, но
комиссия Кодзокова сочла необходимым ввести и в Осетии общинное владение
землей.
В Кабарде при проведении размежевании земель происходило укрупнение
аулов. Норма наделения колебалась от 36 до 41 дес. на двор, но около 2/3
надела составляли неудобные земли. В среднем на одну душу у крестьян
приходилось от 3,6 до 8 дес. земли. Аулы получали землю на праве общинного
владения, за передаваемые государством участки члены общины несли
государственную и поземельную повинность. Для наделения князей и дворян
устанавливались следующие нормы: князьям в среднем по 500, а дворянам по
250 дес. на двор.
В Осетии процесс размежевания земель начался в 1853 г. и продолжался
до 1867 г. В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати (алдарам) и
зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания – по 225 дес.
алдарам и 36-37 дес. на крестьянский двор. Но при этом земли не получили 49
дворов алдар, которых переселили на правый берег Терека, и 334 крестьянских
двора. Затем земельные наделы были распределены между аулами в соответствии
с количеством входящих в них дворов, причем алдары либо включались в состав
аульных обществ (получая на двор по 40 дес.), либо получали право на
земельные наделы в Кубанской области (до 300 дес. на двор).
В Кубанской области размежевание земель происходило на основании
проекта «Положения об устройстве поземельного быта горских племен Кубанской
области» (1861 г.), по которому крупные феодалы получали огромные поместья
в индивидуальное потомственное пользование, дворяне – от 100 до 200 дес. в
фамильное пользование, а крестьяне-общинники – по 7 дес. на душу м.п. на
правах общинного владения.
Общий пересмотр земельных отношений в Карачае и Балкарии так и не был
произведен.
В плоскостной Чечне и Ингушетии размежевание закончилось в 1876 г.,
наделы Надтеречном наибстве Чечни колебались от 28 до 34 дес. на двор, а в
Ингушетии –от 15,5 до 27 дес. на двор. В горной Чечне и Ингушетии земельная
реформа не проводилась.
В Дагестане в 1865 г. начала работать сословно-поземельная комиссия,
которая занялась решением земельного вопроса. Под ее давлением в 1865 г.
местные феодалы согласились предоставить половину земли крестьянам
безвозмездно. С 1865 по 1870 гг. проводились межевые работы. Так, на
Кумыкской плоскости феодалы получили в среднем по 110 дес., а крестьяне -
менее 5 дес. душевого надела.
Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе
При проведении аграрных преобразований большое количество земель было
оставлено в руках знати – кабардинских и кумыкских князей, а также передано
офицерству. В одной Чечено-Ингушетии таким путем было отторгнуто 29 629
дес. земель, не считая земель казаков. Так, Таймановы получили 6 550 дес.,
Бековичи-Черкасские – 6 350, Алхасовы – 2 800,
Эльдаровы – 1 400 дес. Казачьи офицеры получали по закону 1870 г.:
генералы – по 1 500 дес., штаб-офицеры – по 400, обер-офицеры – по 200,
рядовые казаки по 30 дес. Всего офицеры Терского казачьего войска получили
119 760 дес. земли.
Аналогичные земельные пожалования офицерам и «почетным туземцам»
происходили после 1864 г. и в Кубанской области. По 5 тыс. дес. земли
получили абазинский князь Магомет-Гирей Лоов и ногайский князь Адиль-Гирей
Капланов-Нечев, более чем 2 тыс. дес. – черкесский князь Эдык Абуков,
карачавеские князья Крымшамхаловы и др.В одном только Балтапашинском уезде,
в который входили карачаевские, черкесские, абазинские и ногайские аулы,
из 2 400 000 дес. земли около 1 100 000 дес. было отдано под казачьи
станицы. Около 200 000 отошло под не войсковые поселения, по 100 000
русским и горским частным владельцам и около 900 000 осталось в казне.
Подымный сбор
При исчислении введенной в 1866 г. поземельной подати единицей
обложения было хозяйство («дым»), поэтому она именовалась еще «подымным
сбором». Каждый «дым» независимо от количества членов, имеющихся скота и
земли платил одинаковую сумму. Горцы Кубанской области платили по 3 руб.
с двора, Дагестанской области – от 2 до 3 руб., Терской области – от 75
коп. до 5 руб. Самая высокая подать была в Кабарде – 5 руб. с двора. Только
в Карачае налог дифференцировали в зависимости от дохода: в первую
категорию (платившую 15-30 руб. с «дыма») зачислялись дворы с большим и
средним достатком, во вторую (от 75 коп, до 4 руб.) – малообеспеченные и
неимущие.
Поземельная подать способствовала сохранению больших семей у горцев,
так как они оказывались в лучшем положении при уплате налога, чем малые
разделенные семьи. В одной Терской области в 1890 г. подымная подать
составляла около 650 000 руб. Значительная часть населения оказалась не в
состоянии ее платить, постоянно накапливалась задолженность. Например, за
горскими жителями Нальчикского округа к 1884 г. числилось недоимок на сумму
около 12 000 руб. С частных владельцев Терской и Кубанской областей
правительство собирало двухкопеечный подесятинный сбор.
Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
В 1864 г. была освобождена небольшая часть крестьянского населения
Северного Кавказа – зависимые люди «азиатского происхождения, находящиеся
во владении у разных лиц, приписанных к Терскому войску», т.е. дворовые и
крестьяне местных феодалов, служивших в русской армии (по «Положению» 19
февраля 1861 г.).
16 апреля 1866 г. при наместнике Кавказа вел. кн. Михаиле Николаевиче
был создан Особый комитет по крестьянским делам под председательством
генерал-адъютанта Карцева. В Терской области подготовка вопроса об
освобождении крестьян возложили на сословно-поземельную комиссию Д. С.
Кодзокова. Свои проекты освобождения крестьян представили кабардинские,
балкарские и осетинские феодалы. Они предлагали как добровольное соглашение
между крестьянами и феодалами, так и обязательное, за достаточно высокий
выкуп. Тех крестьян, которые не могли выкупиться сразу, предполагалось
оставить на длительный (6-8 лет) срок на положении временно обязанных.
Подготовленное этими органами Положение об отмене крепостного права
было объявлено 1 октября 1866 г. предписанием Главнокомандующего Кавказской
армией начальнику Терской области и провозглашено 18 ноября 1866 г. Как и в
Центральной России, освобождение крестьян проводилось либо на основе
добровольных соглашений между крестьянами и их феодалами (на основе
обычного права), либо по обязательным правилам. Размер выкупной суммы для
взрослого трудоспособного крестьянина в возрасте 15-45 лет составлял 180-
200 руб. Дети до 15 лет платили по 10 руб. за каждый год возраста. При
освобождении к феодалу отходила половина или даже 2/3 крестьянского
имущества. Если крестьяне не могли выкупиться сразу, то они оставались
временно обязанными на протяжении 6 лет и должны были отработать свой выкуп
в хозяйстве феодала. Годовой труд мужчины-крестьянина оценивался от 35 до
70 руб., а женщины от 25 до 40 руб. Подобные правила применялись и к рабам.
В результате реформы в Кабарде и Балкарии было освобождено более 21 тыс.
чел.
В Осетии несовершеннолетние получали свободу бесплатно, а владельцы их
получали компенсацию из средств податных сборов. Здесь было освобождено 627
взрослых и 242 малолетних раба, а также 822 взрослых и 310 малолетних
крестьян.
В Чечне и Ингушетии, где отношения зависимости не получили широкого
развития, по реформе 1867 г. освободили менее 400 чел. за выкуп – от 100 до
200 руб. за взрослого и от 30 до 50 руб. за малолетнего.
В Кубанской области ликвидация личной зависимости началась с мая 1868
г., но окончательно Положение об освобождении крестьян было утвержден 1
ноября 1868 г. , когда в зависимости оставалось уже только 25% от общего
числа крепостных. По Положению крестьяне получали свободу за выкуп, за
исключением женщин, мужчин старше 50-55 лет и детей до 7 лет. Срок
обязательных работ составлял 4-5 лет. Всего в Кубанской области в 1868 г.
на основе добровольного соглашения освободили 11 403 чел., а по
обязательным правилам – 5 070 чел.
Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье
По переписи 1858 г. в Области войска Донского числилось 286 156 душ
крепостных обоего пола, или 31,9% по отношению к общему количеству
населения области, причем большинство их было сосредоточено в двух округах
– Миусском и Донецком.
Началом разработки крестьянской реформы на Дону стало 6 мая 1858 г.,
когда донское дворянство выразило императору «полную и совершенную
готовность донских дворян к улучшению быта крестьян в войске Донском на
общих основаниях». Это обращение явилось следствием давления на донских
дворян со стороны войскового начальства. Предложения донских дворян были
более жесткие, чем проект, составленный Редакционными комиссиями в С.-
Петербурге. Поэтому для Дона были разработаны специальные «Дополнительные
правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в
Земле войска Донского». Они были построены по принципу общероссийских, но с
рядом особенностей. 20 марта 1891 г. на Дону было объявлено об отмене
крепостного права. Проведение крестьянской реформы до середины 70-х годов
шло достаточными темпами, но затем замедлилось и окончательно завершилось в
1883 г.
Крестьянская реформа в Ставрополье, где крепостные составляли всего 2%
крестьянского населения края, практически ничем не отличалась от
Центральной России.
Разработка крестьянской реформы на Дону
В 1858 году в Новочеркасске был образован Комитет по подготовке
проекта Положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян. К 16 мая
1859 г. донские дворяне разработали свой проект, который стремился
максимально сохранить преимущества крупных землевладельцев. В период
временно обязанного состояния крестьяне не могли переходить с барщины на
оброк в течение 6 лет, причем количество барщинных дней определялось
размерами имения: для многоземельных – 94 дня в году, средних – 75 и
малоземельных – 56 дней. Донские помещики также стремились сохранить за
собой при выкупе земли как можно больше полевых угодий. Этой цели служили и
предложения о «даровом» крестьянском наделе – получении крестьянином 1/4
регламентированного размера надела без выкупа (на Дону «даровой» надел
составлял около 1 дес.).
Эти предложения были значительно тяжелее для крестьян, чем нормы,
определенные Редакционными комиссиями.
«Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из
крепостной зависимости в Земле войска Донского»
Для наделения крестьян землей и угодьями территория войска Донского
делилась на четыре местности:
Часть Черкасского округа, окруженная Ростовским уездом (в то время
входившим в Екатеринославскую губ.), и ближайшая к ней и Азовскому морю
часть Миусского округа. Здесь, как и в Ростовском уезде, крестьянский надел
на душу составлял 3 десятины.
Остальные части Миусского, Черкасского и Донецкого округов – около 3,5
дес.
Хоперский и Усть-Медведицкий округа – 4 дес.
1-й и 2-й Донские округа – около 4,5 дес.
На период временно обязанного состояния за полный душевой надел
крестьянский оброк составлял 8 руб., а барщина – 63 дня в год (36 мужских и
27 женских дней). Переход с барщины на оброк мог происходить по истечении
двух лет, как и в остальной России. В течение 9 лет крестьянин не мог
отказаться от надела и выйти из временно обязанного состояния. Донским
дворянам (преимущественно мелкопоместным) предоставлялись льготы, в том
числе возможность переселять крестьян на другие земли а также переводить
своих крепостных в разряд государственных крестьян (за что владельцы
получали компенсацию от казны) и др. Дворовые люди были обязаны продолжать
работать на своих прежних хозяев в течение 2-х лет после объявления
реформы.
Проведение крестьянской реформы на Дону
После 19 февраля 1861 г. для проведения в жизнь крестьянской реформы
на Дону было образовано Областное войска Донского по крестьянским делам
присутствие.
Накануне реформы на Дону числилось 2904 помещика. Мелкопоместные
дворяне грамот не составляли. В 1863 г. составление грамот фактически
закончилось. Из 1 294 грамот крестьяне подписали только 586, да и то часть
– вынужденно. Первоначально переход крестьян на выкуп на Дону происходил
достаточно быстрыми темпами и только 7% крестьян воспользовались «даровым»
наделом». С 1868 по 1878 г. количество временно обязанных сократилось более
чем
в 8 раз. С середины 70-х годов темпы перехода крестьян на выкуп резко
замедлились, увеличилось число выкупов по одностороннему требованию
помещика. На 1878 г. на Дону числилось 99 462 крестьянина-собственника
(т.е. 69% крестьян), а оставалось у 391 помещика во временно обязанном
состоянии 17 578 крестьян м.п. Остальные крестьяне были переведены на выкуп
с 1 января 1883 г. по «Положению о выкупе наделов крестьян, еще остающихся
в обязательном отношении к помещикам» (от 28 декабря 1881 г.).
По данным советских историков (И. П. Хлыстов) в результате реформы
крестьяне Дона потеряли около 31% земель. В тех округах, где помещичье
землевладение было наиболее развито, отрезки были довольно значительны,
достигая 50% дореформенного надела и даже выше. У некоторых крестьян наделы
сократились на 84%.
Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
В Ставропольской губернии существовало всего 49 помещичьих имений с 30
тыс. русских крепостных (около 2% всего крестьянского населения губернии).
Для подготовки реформы здесь также осенью 1858 г. был образован дворянский
комитет, который предложил проводить наделение крестьян землей в течение
длительного (12 лет) временно обязанного состояния, причем крестьянские
наделы должны были составить лишь 4,5 десятин. Как и предложения донских
помещиков, этот проект не нашел в Санкт-Петербурге поддержки.
Реформа в губернии проводилась на основании общероссийских «Положений»
19 февраля 1861 г., причем Ставрополье было отнесено к степной зоне.
Размеры наделов здесь также сокращались и составляли 8 десятин. Как и в
остальной России, крестьяне в период временно обязанного состояния платили
помещику оброк или отбывали на барщине в течение года 70 дней (40 мужских и
30 женских).
Высокие суммы оброка и выкупных платежей привели к тому, что
крестьянская реформа в Ставрополье проходила крайне медленными темпами. К
1881 г. 2/3 крестьян отказались от полевого надела и перешли в разряд
казенных и только 31,6% – на выкуп. Из 63,5 тыс. дес., по данным В. П.
Крикунова, у крестьян было отрезано 37,1 тыс. дес., или 58,4%. Таких
отрезков не знала ни одна российская губерния.
Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
В Дагестане в начале 60-х гг. числилось около 4 830 рабов обоих
полов. Начальник Дагестанской области принял меры к ограничению рабства на
территории феодальных владений, поэтому
к 1866 г. здесь осталось только 1 542 раба. В 1866-1868 гг. рабство в
Дагестане было полностью ликвидировано, около 78% рабов освобождались за
выкуп (в среднем по 145 руб. за душу), остальные бесплатно при условии
службы бывшим хозяевам от 4 до 6 лет. Освобожденные рабы приписывались к
крестьянским обществам.
Однако аграрные преобразования 60-70-х гг. XIX в. не затронули
крестьян-рабов, которые оставались в зависимости от беков до 1913 г. Только
в некоторых районах (Кумыкском округе, Присулакском наибстве) в 60-е гг.
XIX в. крестьяне получили свободу.
К проведению крестьянской реформы в Дагестане российское правительство
вернулось уже перед самой Первой мировой войной. 7 июня 1913 г. издали
закон «О прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и
Закатальского округа к бекам и кешкелевладельцам и об учреждении в сих
местностях установлений по крестьянским делам», по которому все зависимые
крестьяне освобождались от своих повинностей в пользу феодалов. Взамен их
правительство выдавало феодалам 300 тыс. руб., которые крестьяне должны
были погасить ежегодными взносами в государственную казну в течение 20 лет.
Реформа 1913 г. коснулась еще 70 тыс. крестьян.
Заключение
Административные преобразования XIX в. должны были подготовить горское
население «к подчинению общим полицейским и судебным законам империи». В
1870-1871 гг. на Тереке и Кубани было ликвидировано военно-народное
управление и введена гражданская администрация. Такая политика, как
отмечает Н.С.Киняпина, вполне отвечала общей установке российского
правительства в национальных регионах: вводить имперскую административную
систему постепенно, через ряд переходных форм.



Список литературы

1. История народов Северного Кавказа. Т. 1. М. 1988
2. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX в.): историко-
этнографические очерки. М. 1974
3. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-на-
Дону.1992.
4. Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград. 1924.
5. Сокуров В.Н. О характере русско-кабардинских политических связей в 70-х
годах XVI века. //Сборник по истории Кабардино-Балкарии.Вып.10.
Нальчик.1976.
6. Цикоцкая Н.И., Черноус В.В. Как это было. Штрихи к истории концепции
добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России.// Известия СКНЦ
ВШ. Общественные науки. 1990.№ 2.




Реферат на тему: Аграрный вопрос в программах политических партий начала 20 века

Мурманский Государственный Технический Университет



|Кафедра истории |
|и социологии |



Реферат по истории по теме:
“Аграрный вопрос в программах политических партий в начале 20 века”



|Группа: |П-123a |
|Выполнил: |Екимов А. Н. |
|Проверил: |Копанев В. Н. |



Мурманск
2003

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
1. Российская социал демократическая рабочая партия 5
2. Парития социалистов- революционеров 16
3. Конституционно-демократическая партия 20
Заключение 22
Литература 23



ВВЕДЕНИЕ.
Целью этой работы является определить, какой из путей был бы наиболее
приемлемым в решении данной проблемы. Это можно сделать, поставив перед
собой такую задачу, как рассмотрение аграрных проектов партий,
существовавших на тот момент и которые имели достаточную популярность у
народа.
Аграрный вопрос является основным вопросом русской истории. Этот вопрос
стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые
предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории на шей
страны было много политических течений, представители которых считали
основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле.
Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но
особенно остро он встал в XIX веке. Неразрешенность аграрного вопроса
тормозила развитие страны, и обусловило отставание России от ведущих
капиталистических держав. И это понимали как наши государи, так и другие
политические деятели. Александр I и Николай I признавали серьезность и
актуальность этого вопроса и уделяли ему внимание. Подтверждение этому указ
о "Вольных хлебопашцах" и реформа графа Киселева.
Эта тема актуальна и сейчас, так как можно спрогнозировать развитие России
при ином решении аграрного вопроса.
Аграрный капитализм мог развиваться по "прусскому" пути, при котором
крестьяне освобождаются без земли или с малыми наделами, могут в любой
момент избавиться от нее и уйти в наемные работники, а помещики получают от
государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на
капиталистические рельсы.
Но не исключался и "американский" путь развития капитализма, при котором
помещичье землевладение отсутствует, а крестьяне получают крупные участки
земли и свободно ею распоряжаются. Оба эти пути представляли собой
значительный прогресс по сравнению с прежними аграрными отношениями, в
основе которых лежали внешне экономическое принуждение крестьян, отсутствие
свободного рынка рабочей силы, земли, капиталов.
"Прусский" путь аграрного капитализма не мог улучшить положение крестьян,
страдающих от безземелья, но мог решить проблему аграрного перенаселения.
При этом усилился бы отток разорившихся крестьян в город.
"Американский" путь также вел к массовому разорению бедняков, но уже в
результате развития товарно-денежных отношений. Но на большей территории
России присутствовал "прусский"
путь развития аграрного капитализма. Поэтому крестьяне не получили земли.
Таким образом, мы видим, что аграрный вопрос в России в начале XX в. не
был разрешен. Это было плохо вдвойне, так как в стране не был завершен
промышленный переворот и Россия оставалась аграрной страной, где
крестьянство составляло 77% населения (1897 г.).
На рубеже 19-20 веков Россия была целиком аграрной страной, с явным
преобладанием сельского населения. В связи c тяжелой ситуацией, возникшей
в стране, многие политические партии предлагали свои программы,
направленные на преодоление кризиса. Естественно, что основным пунктом
любой из этих программ, был аграрный вопрос, ибо от этого зависело пойдет
ли за партией примерно 90% населения страны.
Аграрный вопрос стал коренным вопросом I русской революции 1905-1907 гг.
Крестьянское движение накладывало существенный отпечаток на весь ход
революции. Размах крестьянских выступлений осенью 1905 г. заставил царя
подписать 3 ноября манифест об уменьшении наполовину выкупных платежей с
крестьян с 1 января 1906 г. и о прекращении их выплаты с 1 января 1907.



Российская социал-демократическая рабочая партия и аграрный вопрос
Реформа 1861г явилась переломной вехой не только в экономическом
развитии, но и во всей общественно политической жизни страны. Она положила
начала глубокому размежеванию общественных сил в России, в результате
которого на арену политической борьбы выдвинулась целая плеяда новых
революционеров, оформилось новое крупное политическое течение-
народничество, Либеральные народники, являясь главными идеологами
крестьянства 80-90гг, обосновывали умеренные, реформистские пути решения
аграрного вопроса. Все нужды крестьянской жизни они объясняли безземельем,
налоговым гнетом и бескультурьем деревни, которые, по их мнению, легко
можно было преодолеть путем законодательных актов царского правительства.
Однако конкретных требований по аграрному вопросу, выраженных в программе,
народничество не дало.
Переломным этапом в развитии общественной мысли России явилось создание в
1883г первой марксистской организации "Освобождение труда", возглавленной
Г.В.Плехановым, пересмотревшим свои прежние взгляды и перешедшим на позиции
научного социализма. С этого момента началась подлинно научная разработка
аграрно-крестьянского вопроса. Группе "Освобождение труда" принадлежат
первые шаги в решении аграрно-крестьянского вопроса выраженные в
программе. Однако эта программа в основном посвящена рабочему классу, на
который возлагались все надежды первых марксистов. «Группа "Освобождение
труда" нимало не игнорирует крестьянство, составляющего основную часть
трудящегося населения России», - говорится в программе,- «но она полагает,
что работа интеллигенции, в особенности при современных условиях социально
политической борьбы, должна быть прежде направлена на более развитый слой
этого населения, каким и являются промышленные рабочие».[1] Таким образом,
мы видим, что основной революционной силой признаются рабочие. Однако далее
Плеханов говорит о том, что "заручившись сильной поддержкой среди этого
слоя, социальная интеллигенция может с гораздо большей надеждой на успех
распространить свое воздействие на крестьянство, в особенности, если она
добьется к тому времени свободы агитации и пропаганды".[2] Итак, группа
"Освобождение труда", опираясь прежде всего на рабочий класс, видит в лице
крестьянства будущего союзника, которого с помощью агитации и пропаганды
надеется привлечь к революционной борьбе.
Однако Плеханов идет дальше, он допускает самостоятельное революционное
движение крестьян, обнаружение которого должно будет повлечь за собой
перераспределение сил социалистов, их переориентацию на аграрное население.
"Само собою, впрочем,- пишет Плеханов, - что распределение сил наших
социалистов должно будет измениться, если в крестьянстве обнаружится
самостоятельное революционное движение".[3]
Во втором проекте группы "Освобождение труда", который вышел в свет в
1888г, аграрная программа изложена следующим образом: "Радикальный
пересмотр наших аграрных отношений, т.е. условий выкупа земли и наделения
ею крестьянских обществ. Предоставление права отказа от надела и выхода из
общины тем из крестьян, которые найдут это для себя удобным, и т.п." К
концу 80-х началу 90-х годов вышел в свет две работы Г.В.Плеханова,
посвященные аграрному населению: "Всероссийское разорение" и "О задачах
социалистов в борьбе с голодом в России".
По таблице приведенной Плехановым во "Всероссийском разорении" ясно
видно, что Россия в 80-х годах переживала страшные неурожаи, почти
повсеместно приведшие к голоду. Подобные катастрофические бедствия
заставили первых марксистов от общих заявлений относительно крестьянского
вопроса перейти к более конкретным предложениям и к явным призывам борьбы с
правительством. "Бедствие, пораженное неурожаем огромной полосы принимает
размеры всероссийского бедствия", которое, "грозит перейти во всероссийское
разорение"[4], -говорит Плеханов. "История настоятельно требует от нас
таких действий и реформ, на исполнение которых у царского правительства не
хватит ни уменья, ни - тем менее - охоты"2, продолжает автор, и выступает с
предложением принятия необходимых мер по стабилизации обстановки в стране и
ликвидации голода. Плеханов предлагает "немедленно найти средства для
продовольствия сорокамиллионного населения пострадавших от неурожая
губерний"[5]. Для этого, по мнению Г.В.Плеханова, требуется от 300 до 400
миллионов, которых, по его мнению от правительства ждать не следует. Затем
необходимо помочь русскому крестьянству восстановить свое земельное
хозяйство, для чего требуется "сверху до низу преодолеть нашу финансовую
систему, всей своей тяжестью лежащей на спине крестьянина"[6]
Наметив пути восстановления крестьянских хозяйств, Г.В.Плеханов
утверждает, что приемлем лишь один путь действий - борьба с царизмом,
которая чем раньше начнется, тем больше от этого выиграет Россия. В работе
"О задачах социалистов в борьбе с голодом в России", Плеханов говорит: "На
каких бы началах ни произошло восстановление крестьянского хозяйства, оно
ни в коем случае не поставит нас в затруднительное положение"," я ни в коем
случае не мог и не могу бояться восстановления крестьянского хозяйства,
произойдет ли оно на началах личного или на началах общественного
землевладения".[7]
Подводя итоги, мы видим, что от общих утверждений Плеханов переходит к
конкретным открытым предложениям, главную задачу он видит в восстановлении
крестьянского хозяйства на любых началах, а по сколько предложенные им
реформы правительством, на его взгляд выполняться не будут, он открыто
призывает всех к борьбе с царизмом.
Так были сделаны первые шаги социал-демократов в решении аграрного
вопроса, шаги во многом ошибочные. В своей работе "Аграрная программа
социал-демократов в первой русской революции" В.И.Ленин объясняет ошибки
программы "Освобождение труда" в ее абстрактности. "Ошибка этой программы
состоит не в том, - пишет он,- что в ней были ошибочные принципы или
ошибочные частные требования. Нет. Принципы ее верны, а единственное
частное требование, выставленное ею (право отказа от надела) настолько
бесспорно, что оно было выполнено своеобразным столыпинским
законодательством. Ошибочность этой программы - ее абстрактность,
отсутствие всякого конкретного взгляда на предмет. Это, собственно, не
программа, а самое общее марксистское заявление"[8]. Однако В.И.Ленин не
ставит это обстоятельство во в вину авторам программы, напротив он
восхищается тем, что этой программе за 20 лет до первой русской революции
"признана неизбежность радикального пересмотра дела крестьянской
реформы".[9]
Надо сказать, что сам Плеханов по поводу своих программ говорил, что
"они определены и неопределенны в одно и тоже время".[10]
Дальнейшее развитие взглядов на аграрный вопрос связано с именем В.И.
Ленина, которому принадлежит основная разработка пунктов аграрной
программы. Он писал: "Под аграрной программой мы разумеем определение
руководящих начал соц-демократичекой политики в аграрном вопросе, т.е. по
отношению к сельскому хозяйству, к различным классам, слоям, группам
сельского населения". [11]
От экономического анализа аграрных отношений в пореформенной России Ленин
перешел к теоретическому обоснованию стратегии и тактики пролетариата по
отношению к крестьянству. В основе его революционной тактики лежала идея
союза рабочего класса и крестьянства. В своих ранних работах Ленин не
только подвел теоретическую базу под аграрный вопрос, но и выработал
конкретную программу аграрных требований. В его проекте аграрной программы
говорилось, что в качестве первоочередных мер для крестьян социал-
демократическая партия требует:
1) Отмены выкупных платежей и вознаграждения крестьян за уплаченные
выкупные платежи. Возвращение крестьянам излишне уплаченных в казну
денег.
2) Возвращение крестьянам отрезанных от них в 1861г земель.
3) Полного равенства в платежах и налогах с крестьянских и помещичьих
земель.
4) Отмены круговой поруки и всех законов, стесняющих крестьян в
распоряжении их землей.[12]
Дальнейшая разработка вопросов аграрной программы проходила на страницах
газеты "Искра", где в статье "Рабочая партия и крестьянство",помещенной в
номере 3 Ленин формулирует ряд новых аграрных постановлений.
В этой статье наряду с повторением требований вернуть крестьянам отрезки
и отменить выкупные платежи мы видим также требования учреждения
крестьянских комитетов "для исправления тех вопиющих несправедливостей,
которые наделали по отношению к освобожденным рабам учрежденные царской
властью дворянские комитеты"[13],требование учреждения судов, "которые бы
имели право понижать безмерно высокую плату за землю", также требование
пресечения кабальных сделок со стороны ростовщиков". Да, писал В.И.Ленин,-
мы непременно должны внести в свою программу требования об освобождении
нашей деревни от всех пережитков рабства. Требования, способные вызвать в
лучшей части крестьянства если не самостоятельную политическою борьбу, то
сознательную поддержку освободительной борьбы рабочего класса".[14]
Итак, к моменту созыва второго съезда РСДРП позиции русских марксистов
были достаточно полно выяснены, несмотря на то, что уже тогда стали
появляться разногласия между Лениным и меньшевистскими лидерами,
разногласия, всплывшие на втором съезде.
В 1903г состоялся второй съезд РСДРП, на котором была принята первая
аграрная программа РСДРП, которая гласила: "В целях же устранения остатков
крепостного порядка, которые тяжелым гнетом лежат непосредственно на
крестьянах, и в интересах развития классовой борьбы в деревне партия
требует прежде всего:
1. Отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей,
падающих в настоящее время на крестьянство, как на податное
сословие.
2. Отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его
землей.
3. возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме
выкупных и оброчных платежей; конфискация с этой целью
монастырских и церковных имуществ, а также имений удельных,
кабинетских и принадлежащих лицам царской фамилии, а равно
обложения особым налогом земель землевладельцев-дворян,
воспользовавшихся выкупной ссудой; обращения добытых этим путем
сумм в особый народный фонд для культурных и благотворительных
нужд сельских обществ.
4. Учреждение крестьянских комитетов:
1. для возвращения сельским обществам (посредством
экспроприации или выкупа) тех земель, которые
отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного
права и служат в руках помещиков орудием для их
закабаления,
2. для передачи в собственность крестьян на Кавказе
тех земель, которыми они пользуются как
временнообязанные и проч.
3. для устранения остатков крепостных отношений,
уцелевших на Урале, Алтае, в Западном крае и в
других областях государства.
5. Предоставление судам права понижать непомерно высокие арендные
платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный
характер.
Как видно из этой программы, в нее вошли, в основном, те требования,
которые разрабатывались В.И.Лениным в проекте аграрной программы и в статье
"Рабочая партия и крестьянство". Ничего принципиально нового в нее внесено
не было.
Первая аграрная программа разрабатывалась в ту эпоху, когда Россия
находилась на стадии "восходящего капитализма", утверждавшего свое
господство, как в городе, так и в деревне. Несмотря на то, что это была
полоса глубоких социально-экономических изменений, она в то же время
отличалась отсутствием революционной атмосферы в деревне. Каких либо
значительных проявлений крестьянского движения еще не было. Все это,
разумеется, не могло не отразиться на первой аграрной программе, которая
нуждалась в переработке. К выводу о том, что аграрную программу нужно
переделать, В.И.Ленин пришел весной 1905, когда крестьянское движение
приняло широкие размеры.
В письме к третьему съезду РСДРП "О нашей аграрной программе",
опубликованной 26 марта 1905 г Ленин писал: "Социал-демократы
утверждают, что все крестьянство вряд ли может солидарно идти дальше
требования возвращения отрезных земель, т.к. за пределами такого
аграрного преобразования неизбежно выступит ярко антагонизм сельского
пролетариата и "хозяйственных мужичков". Социал-демократы, конечно,
ничего не могут иметь против того, чтобы восставший мужик "добил до
конца помещика", отнял у него всю землю, но они не могут вдаваться в
авантюризм в пролетарской программе, не могут заслонять классовой борьбы
против собственников родовыми перспективами таких перестроек
землевладения, которые окажутся лишь передвижением классов или разрядов
собственников"[15]. В этом письме В.И.Ленин предлагал взвесить все
обстоятельства. На первых порах он считал целесообразным ограничиться
тем, чтобы требование возвращения отрезков перенести из программы в
комментарии к ней, а в самом тексте программы записать, что РСДРП
требует, прежде всего, учреждения революционных крестьянских комитетов
для устранения всех остатков крепостничества, для демократического
преобразования всех вообще деревенских отношений и для принятия
революционных мер к улучшению положения крестьянства, вплоть до отнятия
земли у помещиков. Социал-демократы будут поддерживать крестьянство во
всех его революционно-демократических предприятиях, отстаивая
самостоятельные интересы и самостоятельную организацию сельского
пролетариата".[16]
Здесь же Ленин ставит вопрос о национализации земли, считая, что
"самая главная мера земельной реформы - национализация земли в
полицейском государстве по необходимости будет извращена и послужит для
затемнения классового характера движения... При демократической же
республике, при вооружении народа, при осуществлении других подобных же
республиканских мер, социал-демократия не может зарекаться и связывать
себе руки по отношению к национализации земли."2
Все новые положения аграрной части программы партии Ленин обосновал на
третьем съезде партии. В резолюции Об отношении к крестьянскому движению
сказано:" III съезд РСДРП поручает всем партийным организациям:
пропагандировать в широких слоях народа, что социал-демократия ставит
своей задачей самую энергичную поддержку всех революционных мероприятий
крестьянства, способных улучшить его положение, вплоть до конфискации
помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель.
В резолюции сохранилось требование организации крестьянских комитетов
проведения всех революционно-демократических преобразований, содержался
призыв к крестьянам организовывать политические демонстрации, к
коллективному отказу от платежа податей и налогов, к слиянию сельского
пролетариата с городским и включению его представителей в крестьянские
комитеты.
Выдвигая общедемократические требования, в том числе требование
конфискации помещичьей земли, В.И.Ленин и большевистская партия по
прежнему считали необходимым "соединять чисто пролетарскую борьбу" с
общекрестьянской, но не смешивать их".[17] Два года первой русской
революции дали, по мнению В.И.Ленина "гораздо больше материала для
освещения внутреннего механизма общественного строя России, чем
десятилетия так называемой мирной эволюции". С точки зрения этого
двухлетнего опыта представилась необходимость пересмотра аграрной
программы русских социал-демократов, в основу которого было необходимо
положить новейшие данные о землевладении в России, чтобы, по словам
Ленина, "возможно точнее установить, какова собственно экономическая
подкладка всех аграрных проблем нашей эпохи, из-за чего собственно идет
великая историческая борьба".[18] В своей работе "Пересмотр аграрной
программы рабочей партии" Ленин писал: "Аграрную программу нашей партии
все равно придется довольно скоро переделывать заново"[19]. И предвидя
скорый передел программы, Ленин отмечает, что в РСДРП по аграрному
вопросу происходят разногласия, в ходе которых выработались четыре
основных типа мнений:
1. "Аграрная программа РСДРП не должна требовать ни национализации,
ни конфискации помещичьих земель." Этого мнения придерживаются
тов. Рожков и др.
2. "Аграрная программа РСДРП должна требовать конфискации помещичьих
земель, не требуя национализации земли ни в какой форме".[20]
Мнения тов. Финна и тов. Плеханова.
3. "Отчуждение помещичьих земель наряду с своеобразной и ограниченной
национализацией". тов. Маслов, тов. Громов
4. "Конфискация помещичьих земель и, при определенных условиях,
национализация земли". Проект В.И.Ленина.
Продолжая раскрывать идею о конфискации помещичьей и ее национализации,
в работе "Пересмотр аграрной программы рабочей партии" В.И. Ленин
приводит проект этой программы, который включает в себя следующее:
. ".Конфискация всех церковных, монастырских, удельных,
государственных, кабинетских и помещичьих земель;
. .Учреждение крестьянских комитетов для немедленного
уничтожения всех следов помещичьей власти и помещичьих
привилегий и для фактического распоряжения конфискованными
землями впредь до установления всенародным учредительным
собранием нового земельного устройства;
. Отмена всех податей и повинностей, подающих в настоящее время
на крестьянство, как на податное сословие;
. Отмена всех законов стесняющих крестьянина в распоряжении его
землей;
. Предоставление выборным народным судам права понижать
непомерно высокие арендные платы и объявлять
недействительными все сделки, имеющие кабальный характер.
Если же решительная победа современной революции в России обеспечит
полностью самодержавие народа, т.е. создаст республику и вполне
демократический строй, то партия будет добиваться отмены частной
собственности на землю и передачи всей земли в общую собственность всего
народа". [21]
Имеется в этом проекте и вариант А:"...то партия будет поддерживать
стремление революционного крестьянства к отмене частной собственности на
землю и добиваться передачи всей земли в собственность государства".[22]
Наличие двух вариантов текста проекта программы (а вариант А, как это
видно, более радикальный) говорит о некоторой неуверенности Ленина
относительно того, как воспримется его идея о национализации земли,
неуверенности вполне оправданной, ибо действительно идея о
национализации не нашла нужного количества сторонников и не вошла в
принятую на четвертом съезде РСДРП программу.
Итак, посмотрим на расстановку сил перед четвертым съездом РСДРП:
В.И.Ленин стоит за конфискацию помещичьих земель и национализацию. Он
показал, что национализация земли как буржуазная мера сама по себе не в
состоянии уничтожить эксплуатацию, в то время как при наличии помещичьей
власти в руках пролетариата эта мера становится сильным орудием в деле
уничтожения эксплуатации и эксплуататоров, первым шагом на пути к
социалистическому строю, ибо главный результат национализации -
ликвидация частной собственности на землю. "Она имела бы, во всяком
случае, гигантское значение,- пишет В.И.Ленин,- и материальное, и
моральное. Материальное - в том отношении, что ничто не в состоянии так
полно смести остатки средневековья в России, так полно обновить
полусгнившую деревню, так быстро двинуть вперед агрикультурный прогресс,
как национализация. Моральное значение национализации в революционную
эпоху состоит в том, что пролетариат помогает нанести удар
"одной форме частной собственности", отзвуки которого неизбежны во всем
мире".[23]
Ленинской программе национализации противостояли меньшевики, в своем
новом аграрном проекте отказавшиеся выдвинуть требования конфискации
помещичьих земель, заменив его требованием отчуждения этих земель.
Исключалось также требование создания крестьянских комитетов, вместо них
предлагалось учредить общедемократические органы самоуправления -
муниципалитеты - которые должны были объединить все сословия, без
различия классовой принадлежности. Под контроль таких органов и должна
были перейти все отчужденные земли. Меньшевики утверждали, что проект
В.И.Ленина о национализации предполагает завоевание власти, что возможно
лишь при социалистической революции, по сколько же русская революция
является буржуазно демократической, то о захвате пролетариатом власти не
может быть и речи. Отвергая возможность захвата рабочими власти,
меньшевики отвергали и проект национализации. В полемике с меньшевиками
Ленин говорил: "Ссылка на отсутствие гарантий от реставрации есть идея
чисто кадетская, есть политическое оружие буржуазии против
пролетариата...Обострение политических противоречий и политической
борьбы ведет к реакции, поучает рабочих буржуа,- значит нужно притуплять
эти противоречия. Чем рисковать реакцией после победы, лучше не драться
за победу, а войти в сделку с реакцией".[24]
Огромная часть большевистских делегатов четвертого съезда РСДРП стояла
за раздел помещичьей земли в собственность крестьянства. Еще до съезда
"Разделисты" выработали на этот счет специальную программу. Проект
раздела включает в себя такие требования как экспроприация крупных
земельных собственников путем конфискации их земель и создания
революционных крестьянских комитетов. Центральный пункт программы
гласил:"...партия ,поддерживая революционное стремление крестьянства
вплоть до земельных захватов, будет добиваться учреждения крестьянских
комитетов как организационной формы крестьянского движения для
немедленного уничтожения всех следов помещичьей привилегий и для
фактического распоряжения захваченными землями, впредь до установления
всенародным учредительным собранием нового учредительного
устройства...".Сторонники раздела так же, как и меньшевики выступали
против национализации, т.к. по их мнению, крестьяне не одобрили бы эту
меру: помещичьи земли они хотели бы получить себе в собственность, а не
видеть собственностью государства, что касается их собственных земель,
то национализацию они будут расценивать как прямое на них
посягательство. Кроме того считали "разделисты", по сколько после победы
революции Россия будет страной буржуазной, а не социалистической,
концентрация огромного земельного фонда в руках такого государства лишь
усилит буржуазию и ослабит пролетариат.
Однако, несмотря на то, что и меньшевики и "разделисты" были
противниками Ленинского проекта, будущий вождь мирового пролетариата по-
разному оценивал эти течения внутри РСДРП. Он писал: "...Муниципализация
ошибочна и вредна, раздел, как программа, ошибочен, но не вреден...
Раздел не может быть вреден, ибо на него согласятся крестьяне это-раз;
его не надо оговаривать последовательным переустройством государства это-
два. Почему он ошибочен: потому, что он односторонне рассматривает
крестьянское движение только с точки зрения прошлого и настоящего, не
привлекая во внимание точку зрения будущего”. В.И.Ленин в принципе не
отвергал раздела, но и не считал возможным, чтобы разделу предшествовала
национализация земли, которая наилучшим образом способствовала бы
дальнейшему развитию и углублению революции.
Возникает вопрос: как же В.И.Ленин обосновал необходимость
национализации, чем он ответил на взгляды "разделистов", считавших ее в
данных условиях невозможной?
Во-первых, вождь революции был уверен (и крестьянские требования были
тому подтверждением), что сами крестьяне хотят общей земли. Ведь их
лозунги "Земля ничья, она Божья",- не представляют ли они собой еще не
осознанное требование национализации земли? Разделисты считали, что,
говоря о "Божьей земле" крестьяне все равно хотят частной собственности,
а эти слова - "лишь идеологическое облачение желания взять землю у
помещика"[25]. Ленин соглашается с этим, однако считал, что
"разделисты" все равно не правы. Почему?
"Сторонники раздела,- писал Ленин,- правильно понимают крестьянские
слова о национализации, правильно объясняют их, но - в этом вся суть - но
не умеют это правильное объяснение сделать рычагом изменения мира,
орудием дальнейшего движения вперед. Не о том идет речь, чтобы навязать
крестьянам национализацию вместо раздела... Речь идет о том, что
социалист, беспощадно разоблачал мелкобуржуазные иллюзии крестьянина
насчет "Божьей земли" должны уметь показать крестьянину путь вперед"[26].
Пусть крестьяне сейчас не понимают национализации - при постоянном
растолковывании ее большевиками через какое-то время они сами к ней
присоединятся .А что же делать с мнением "разделистов" о том, что
передача всех земель в руки буржуазного государства лишь ослабит позиции
пролетариата? И на это Ленин отвечает. Он говорит так:
"Национализация земли возможна в буржуазном обществе, она содействует
его экономическому развитию, облегчает конкуренцию и прилив капитала
в земледелие, понижает цену на хлеб, и т.д. Мы ни в коем случае не
можем, следовательно, в эпоху настоящей крестьянской революции при
довольно высоко развитом капитализме относится с голым и общим отрицанием
к национализации".[27]

Признавая таким образом, ошибочность некоторых взглядов "разделистов",
В.И.Ленин, тем не менее, относился к их программе лучше, чем
меньшевистской. "...Я, конечно, ближе к разделу и готов вотировать за
Борисова против Маслова"[28],- говорил Ленин в своем докладе об
объединительном съезде РСДРП. Со своей стороны, "разделисты" также гораздо
лучше относились к идеям Ленина, чем к проектам меньшевиков, и, отвергая
проект Маслова - Плеханова, "разделист" Борисов не возражал против того,
чтобы ленинское требование национализации было включено в качестве поправки
к "разделу", с условием, чтобы это включение было рассчитано на будущее.

Аграрный вопрос стал центральным пунктом внутрипартийной борьбы на
четвертом съезде РСДРП. Новая аграрная программа, принятая с существенными
изменениями на четвертом съезде, выдвигала следующие требования:
1. Отмена всех сословных стеснений личности и собственности
крестьян.
2. Отмена всех платежей и повинностей, связанных с сословной
обособленностью крестьян и уничтожения кабальных долговых
обязательств.
3. Конфискация церковных, монастырских, удельных земель и передача
их (вместе с казенными землями) крупным органом местного
самоуправления, объединяющим городские и сельские округа.
4. Конфискация частновладельческих земель, кроме мелкого
землевладения, и передача их в распоряжение крупным органов
местного самоуправления.
Таким образом, была принята меньшевистская программа муниципализации.
Оценивая ее В. И. Ленин говорил: "На съезде наша партийная программа
останется программой сделки с реакцией. Это не социал-демократическая, а
кадетская программа, если брать ее реальное политическое значение в
обстановке современной России..."[29]
Однако программа не была поддержана широкими слоями, она даже не привлекла
внимания при обсуждении аграрного вопроса в Думе. "О ней стыдились
упоминать даже меньшевистские депутаты" .В послереволюционной период
обстоятельства сложились таким образом, что социал-демократия вновь
осталась по существу без аграрной программы.

На примере РСДРП мы довольно подробно рассмотрели аграрную программу
большевиков и меньшевиков, а также развитие этой программы. Но в то время
существовала не только данная партия. Рассмотрим программы других партий,
но не так подробно.



Партия Социалистов-революционеров.
Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе
российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой
влиятельной немарксистской социалистической партией.
Крестьянство являлось предметом особого внимания эсеровской теории и
практики, так как по своей численности и экономическому значению оно было,
по мнению эсеров, «немного не всем», в то время как по своему правовому и
политическому положению — «чистым ничем». «Все его отношения с внешним
миром,— считал Чернов,— были окрашены в один цвет — данничества». [30]
Впрочем, положение крестьянства было действительно настолько тяжелым, что
признавалось всеми. Эсеровская оригинальность заключалась не в оценке
положения крестьянства, а прежде всего в том, что эсеры в отличие от
марксистов не признавали крестьянские трудовые хозяйства мелкобуржуазными;
эсеры не разделяли догму, что крестьянство может прийти к социализму только
через чистилище капитализма, через дифференциацию на буржуазию и
пролетариаты. Эсеры унаследовали в своей теории положения классиков
народнической экономической теории об устойчивости крестьянских хозяйств,
об их способности противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств.
Эти постулаты и являлись исходными в эсеровской теории некапиталистической
эволюции трудового крестьянства к социализму.
Какова же была эсеровская модель социализма? Центральное место в
программе ПСР занимал аграрный вопрос. Эсеры считали, что социализм в
России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него,
его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.
Эсеры провозглашали требование «социализации» земли, т. е. изъятие ее из
товарного обращения и превращение в общенародное достояние. Правом
распоряжаться землей наделялись крестьянские общины, которые должны были
разделить землю между всеми, «кто ее обрабатывает», по трудовой или
потребительской норме (по количеству рабочих рук в семье или едоков).
Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на
землю, вместе с тем не превращение ее в государственную собственность, не
ее национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-
продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных
органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных
сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями.
В-третьих, пользование землей должно было быть уравнительно-трудовым т. е.
обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного
труда, единоличного или в товариществе. Социализация земли, обобществляя
землю и ставя в равные условия по отношению к ней все трудовое население,
создавала необходимые предпосылки для завершающей фазы процесса
социализации земледелия — обобществления земледельческого производства с
помощью различных форм коопераций.
Эсеры признавали, что «общинно-кооперативный мир деревни вырабатывал в
ней своеобразное трудовое правосознание, легко смыкающееся с идущей от
передовой интеллигенции проповедью аграрного социализма».[31] На этом
представлении основывался пункт эсеровской программы о необходимости
пропаганды социализма не только среди пролетариата, но и крестьянства.
В вопросах переустройства поземельных отношений партия заявляла о своем
стремлении опираться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-
собственнических начал, на традиции и формы жизни русского крестьянства,
его общинные и трудовые воззрения, в особенности на распространенное среди
него убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь
труд. При социализации обращение земли в общенародное достояние должно было
произойти без выкупа. Пострадавшим в грядущем имущественном перевороте
обещалось право на о6щественную поддержку на то время, которое необходимо
для приспособления к новым условиям личного существования.
Главный импульс революции эсеры видели не в «напоре развивающегося
капитализма», а в «кризисе продовольственного хозяйства», т. е. земледелия,
корни которого уходили в реформу 1861 г., когда освобожденным крестьянам не
были созданы необходимые условия для улучшения земледельческой культуры.
Все вышеназванное, по мнению эсеров, объясняло «огромную революционную роль
крестьянства». К движущим силам революции они относили также пролетариат и
интеллигенцию, отождествляющую свои интересы с интересами трудовой массы.
Союз этих трех социальных сил, оформленным выражением которого должна была
стать единая социалистическая партия, рассматривался ими как залог успеха
революции.
Предметом особого внимания эсеров была работа в деревне. В целях
активизации и расширения партийной работы в деревне в 1902 г. был образован
Крестьянский союз партии социалистов-революционеров. В мае 1903 г. было
заявлено о создании «Союза народных учителей», в 1903—1904 гг. при ряде
комитетов стали возникать «Рабочие союзы», которые объединяли членов
комитета и примыкавших к нему лиц, занимавшихся революционной работой среди
рабочих.
Позже вместо незаметно почившего, в значительной мере декоративного,
дореволюционного «Крестьянского союза» партии летом 1905 г. был создан
новый. Значительным был вклад эсеров в организацию крестьянских
представителей в I Думе. В период революции эсерами было создано, по весьма
приблизительным подсчетам, более полутора тысяч так называемых крестьянских
братств. Влияние и организационная сеть, созданная эсерами в деревне, были
весьма впечатляющими, но в целом они далеко не определяли поведение
многомиллионного российского крестьянства. Эсерам удалось вызвать не одно
крестья

Новинки рефератов ::

Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Сословно-представительная монархия во Франции (История)


Реферат: Бизнес план (Менеджмент)


Реферат: Казахское ханство в XV-XVII вв. (История)


Реферат: Кондорсе про основні епохи історичного процессу (Социология)


Реферат: Общие свойства приложений Office Pro 2000 (Компьютеры)


Реферат: Генетические алгоритмы (Программирование)


Реферат: Политический портрет Сталина (История)


Реферат: Роль пропаганды в жизни общества (Социология)


Реферат: Netware (Программирование)


Реферат: Положение Западных армян во второй половине XIX века (История)


Реферат: Урбанизация (Социология)


Реферат: Формирование торговой и ассортиментной политики аптечных учреждений (Предпринимательство)


Реферат: Возрождение христианства (Культурология)


Реферат: Семантические сети (Компьютеры)


Реферат: Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности (Социология)


Реферат: Нефтепереработка в Беларуси (Химия)


Реферат: Тюлени (Биология)


Реферат: Управление деловой карьерой персонала (Менеджмент)


Реферат: Крестьянская реформа 1861г. Ее предыстория (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист