GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Реализация норм права: понятие и формы (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Реализация норм права: понятие и формы (Теория государства и права)


Оглавление
Введение
Глава I Процедура реализации права.
1) Понятие
2) Подходы к исследованию
3) Основные разновидности.
Глава II Формы реализации права.
1) Три формы реализации права.
Глава III Применение права, как особая форма его реализации.
1) Определение формы применения права.
2) Формы применения права.
Глава IV Реализация права и способы его толкования
1) Правила толкования
2) Юридические конституции их роль в толковании
3) Толкование права по объему.
4) Акты толкования.
Заключение
Источники
Введение.
Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической
науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс,
всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.
Еще в период перестройки, одна из центральных проблем с которой
столкнулось советское общество, - развитие демократии в сочетании с
соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что сколько бы ни были
радикальны примеры в экономической, политической, социальной и других
сферах, они должны осуществляться, лишь получив одобрение избранной
демократическим путем законодательной власти в лице Съезда народных
депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Вместе с тем в правовой практике
были присущи правовой нигилизм, декларативность многих законодательных
установлений. Без преодоления указанных недостатков построение правового
социалистического государства невозможно.
Формирование правового государства предполагает уважение к закону,
право, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические
проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость.
Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо
путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое
поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные
условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования.
При изучении темы следует понять, что представляют собой различные формы
реализации права.
Важно уметь раскрыть содержание таких форм реализации юридических
норм, как использование, соблюдение и исполнение. Особое внимание следует
обратить на такую форму, как применение права.
Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают правильное
применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность этого
процесса, каковы его основные стадии.
Следует разобраться в проблеме толкования законов и других нормативных
актов, учитываю что она имеет большое практическое значение. Необходимо
также хорошо знать способы восполнения пробелов в праве, разбираться в
вопросах аналогия закона и аналогия права.
Что такое реализация норм права и каковы ее формы? Реализация норм
права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов
права.
К формам реализации права относятся: 1) соблюдение норм права; 2)
исполнение норм права; 3) использование норм права и 4) применение норм
права.
Рассмотрим стадии применения права. К ним относятся: 1) Установление
или анализ фактических обстоятельств юридического дела; 2) выбор правовых
норм, подлежащих применению; 3) толкование норм; 4) применение решения; 5)
контроль за реализацией принятого решения. Рассмотрим одну из стадий,
стадию толкования нормы, выясним, что она из себя представляет. Толкование
нормы права - это деятельность государственных органов, различных
организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение
смысла и содержания обязательной воли общества, выраженной в нормах права.
Какие имеются виды толкования и каково их содержание? Виды толкования
можно классифицировать по различным отраслям.
По юридической силе толкование подразделяется на официальное и
неофициальное. Разновидностями официального толкования является: 1)
аутентическое; 2) нормативная; 3) казуальная. К неофициальному толкованию
относится: 1) доктринальное и 2) текущее.
По объему толкование можно классифицировать на: 1) буквальное; 2)
ограничительное и 3) распространительное.
Раскроем виды приема толкования норм права - это толкование
грамматическое, логическое, систематическое и историческое.
В связи совсем вышеизложенным можно выделить акты норм права играющих
не маловажную роль в реализации права. Акт применения норм права - это
документ содержащий властное решение, содержащий предписание, которое
выполняется в результате конкретного юридического дела. Выделим акты норм
права по субъектам.
а) акты представительных органов государственной власти;
б) акты исполнительных органов государственной власти;
в) акты правоохранительных органов;
г) акты государственного контроля.
В связи со всем изложенным, теперь можно перейти к более обширному
рассмотрению темы: “Реализация норм права: понятия и формы”.
ГЛАВА I.
Процедура реализации права.
1. Развитое, юридически совершенное правовое регулирование
общественных отношений выражается не только в определении для их участников
субъективных прав юридических обязанностей, но ив установлении порядка
претворения их в жизнь.
В частности, деятельность судов и других юридикционных органов
осуществляются в процессуальных формах т. е. материальное право. . . имеет
свои необходимые, присущие ему процессуальные формы”. правовые процедуры,
хотя и отличные от тех, которые называются “юридическим процессом”,
используются и в других областях юридически значимой деятельности. Иначе
говоря, в условиях режима законности любая деятельность по реализации
правовых предписаний нуждается в юридической регламентации соответствующей
этой деятельности процедурно-процессуальном оформлении.
Правовая процедура есть законодательно установленные способы
реализации нор права, обеспечивающие достижение целей правового
регулирования в какой-либо сфере общественных отношений. Процедурно-
процессуальные формы являются правовыми средствами перевода моделей,
установленных юридическими предписаниями, с фактическою порядоченостью
общественных отношений и определяет оптимальный порядок достижения
результатов “запрограммированных” в нормах материального права.
Устанавливающие их правовые предписания (процедурно-процессуальные нормы)
регламентируют способы реализации гражданами и организациями прав, свобод,
обязанностей, осуществления государственными органами закрепленных за ними
полномочий, рассмотрения юридических дел, исполнения принятых по ним
решений и тем самым обеспечивают претворение в жизнь норм материального
права.
Правовые нормы, порядок реализации которых юридически не
регламентирован, зачастую оказываются мало эффективными не решают
возложенных на них задач. Поэтому вполне закономерно, что в современных
условиях, когда в нашем общественном сознании значительно повышается оценка
роли права, важность обеспечения норм права такими действенными юридическим
механизмами которые гарантировали бы их надлежащее осуществление,
неизмеримо возросла. Большая рол в виду данных средств отводиться именно
процедурно процессуальным формам. В первую очередь требуют разработки и
принятие нормативные акты, устанавливающие порядок реализации
конституционных норм о политических правах и свободах граждан, достаточно
остро стоят проблемы и “процедурного обеспечения” законодательного
процесса, и вообще всей деятельности новых представительных органов.
В тоже время юридическую процедуру осуществляя нормы права нельзя
сводить к обеспечению его результативности.
Надо видеть, что процедурно-процессуальная форма, будучи гарантией
эффективной реализации норм права, еще и обеспечивает соответствие действий
по их осуществлению тем началом, принципом, каким отвечает содержание
реализуемых предписаний.
Юридическая регламентация деятельности по претворению норм права в
жизнь должна “одушевлять” ее “духом”, пронизывающим содержание этих норм.
Она выступает фактором, предупреждающим от извращений содержания правовых
предписаний в процессе их реализаций, препятствует ущемлению прав и
законных интересов граждан и организаций, использованию субъектами своих
прав и свобод в ущерб правам других субъектов или интересам общества,
злоупотреблению субъективным правом и т. п. Следовательно, юридическая
процедура существует не только для того, чтобы каким-то образом упорядочить
организовать действия по реализации норм права, но и для того чтобы
гарантировать правовой характер самих этих действий, следовать их
адекватным средством достижения целей правого регулирования.
2. Стремление осмыслить правовые формы юридически значимой
деятельности, раскрыть их роль в правовом регулировании, выявить тенденции
развития обозначить пути совершенствования нашло отражение в обосновании
широкого внимания юридического процесса получившего в последние года
распространение в нашей литературе. Под юридическим процессом стали
понимать не только традиционные процессуально-правовые нормы и
юрисдикционной деятельности, но и юридические процедуры, используемые во
всех других областях правоприменения, а также процедуры правотворчества.
В этой связи представляет интерес разработанная в рамках теории
“общего юридического процесса” конституция процессуальной формы. Она
является результатом синтеза тех наиболее важных признаков которые
обнаруживаются при анализе в реально осуществляющих правовых форм
юридически значимой деятельности и призвана “охватить” в общественном виде
все их стороны.
Конструкцию “процессуальная форма” входят три элемента: процессуальные
производства, процессуальные стадии, процессуальный режим. Понятие
процессуального производства раскрывает особенности предмета
соответствующей юридически значимой деятельности, обусловленные им
особенности самой этой деятельности, а так же ее правовых форм.
3. Существенное значение для исследования правовых форм юридически
значимой деятельности имеет вопрос об их классификации. Процедурно-
процессуальные формы чрезвычайно разнообразны, а по этому рассуждения
правовой процедуре “вообще” способны провести только к весьма абстрактным и
далеким от практике выводам. В тоже время анализ существующих правовых норм
деятельности, не опирающихся на обобщающие теоретические положения о
правовых процедурах, будет сведен к их описанию и оставит в стороне
присущее им общие свойства, касающиеся, например, состава процедурно-
процессуальной формы, юридических гарантий, принципов регламентации
юридически значимой деятельности.
Вот почему при исследовании правовой процедуры нельзя обойтись без
рассмотрения ее видов. Именно классификация процедурно-процессуальных форм
с последующем их изучением - необходимая предпосылка существования теории
юридической процедуры.
Поскольку перед классификацией процедурно-процессуальных форм стоят
определенные задачи, ее основания также не могут быть произвольными.
Классификация правовых процедур предполагает выделение видов
юридической значимой деятельности, являющейся предметом процедурно-
процессуального опосредствования. В свою очередь при решении вопроса о
критериях выделения этих видов нужно исходить из тех признаков юридически
значимой деятельности, которые предопределяют существование особых
достаточно своеобразных процедур ее реализации.
Специфика правотворческой деятельности зависит от того, кто является
субъектом правотворчества, и от юридических особенностей разрабатываемых и
принимаемых нормативных актов. Тут выделяются правотворчество общественных
органов и правотворчество общественных организаций. Это классификацию можно
продолжить с позиций местногосударственных органов в государственном
аппарате, различий и компетенции общественных организаций, юридической силы
издаваемых правовых актов.
Особенности правоприменения также предопределены субъектом
соответствующей деятельности вопросов (наделение субъективным правом, его
признания, формирования или учреждения, выборы или назначение на должность,
разрешение спора о правые и т. д. ).
Своеобразие деятельности по реализации права обусловлено спецификой
реализуемых норм и зависит от того, регулятивные это нормы или
охранительные. Важное значение имеет и то, что реализация права, т.е.
правовых норм может являться и непосредственным использованием
принадлежащих субъекту прав, исполнением возложенных на него обязанностей,
соблюдение запретов, и их использованием, исполнением и соблюдением,
опосредствованными актами правоприменения. Причем во втором случае
властность и обязательность правовых норм подкрепляется властностью и
обязательностью изданных на их основе правоприменительных актов, а
реализация права приобретает характер осуществления содержащихся в этих
актах индивидуальных предписаний.
ГЛАВА II.
Формы реализации права.(
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать
поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут
выполнить регулирующей роли без сложного механизма и их реализации.
Без выполнения правовых предписаний в жизни нормы права мертвы, иначе
говоря, они теряют свое социальное значение. “Права нет, - замечает Л.С.
Явич, - если его положения не находят своей реализации в деятельности людей
и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если
отвлечься от механизма его реализации в жизни общества”.
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний
юридических норм в жизни путем правомерного поведения субъектов
общественных отношений (государственных организаций, должностных лиц,
общественных органов и граждан).
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей,
т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В
одном случае это активные положительные действия (использование права или
исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание
от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное
поведение субъектов общественных отношений реализует норму права,
неправомерно - нарушает.
Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обуславливается
рядом обстоятельств: 1) положением того или иного субъектов в общей системе
правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям. 2)
формой внешнего проявления правомерного поведения.
В литературе классификация норм реализации права проводится по
различным основаниям.
По субъектному составу реализируют индивидуальную и коллективную формы
реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе,
как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По
характеру действий субъектов, степени их активности и направленности
выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются
от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения
субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев,
соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно
поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме
реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные
на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В
данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир
общественного транспорта, компасируя талон, выполняет юридическую
обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Исполнение норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию
используют предоставленные им права. В отличии от соблюдения и исполнения,
связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование
представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем
использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы
претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов
общественных отношений, принято называть формами непосредственной
реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.
Есть не мало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование
оказывается недостаточными для обеспечения полной реализации юридических
норм и требуются вмешательства в этот процесс компетентных органов.
Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности
военной службы и др.
ГЛАВА III.
Применение права как особая форма его реализации.(
Применение права - одна форма из форм государственной деятельности,
направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет
две основные функции: а) организацию выполнения правовых норм, позитивное
регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от
нарушения.
На этом основании в литературе выделяются две формы применения права:
оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная
оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний
норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных
правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть
основной способ организации исполнения положительных велений права.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения,
исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как
организующая властная деятельность государства, посредством которой
упорядочивается общественная жизнь путем установления четких
организационных начал взаимоотношений между различными субъектами
общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в
руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных
ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство
определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для
осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные
органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава
администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские
суды, профсоюзы).
Граждане не являющиеся субъектами право применения, поскольку
государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет
роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе
осуществляется применение права.
Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить,
реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому
государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую
реализацию права.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных
правовых отношений, получивших в специальной литературе название
правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных
отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту,
обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан
использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а
интересов других участников правового отношения в направлении конкретной
жизненной ситуации.
“Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить
ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. - такова задача
субъектов правоприменения”.
Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей
компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому
принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении
разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
В-четвертых, правоприменительная осуществляется в особых,
установленных процессуальным законом формам. Это способствует укреплению
законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов
личности. В-четвертых, применительные права, как самостоятельная форма
реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с
иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во
взаимном проникновении друг в друга.
В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный
процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных
стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела,
юридической основы дела и т.д.).
В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального
правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта
правоприменения.
Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений
диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда
правоотношение не может появиться без властного веления государственного
органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и
т.д.).
Только в судебном порядке, можно призвать гражданина умершим или
безвестно отсутствующем и т. д.

ГЛАВА IV.
Реализация права и способы его толкования.(
Толкование “обслуживающее” разные фирмы реализации права, принято
оперативным в отличие от доктринального или официально-нормативного.
Как определенный вид юридической деятельности толкование предполагает
наличие субъекта (деятеля), результат деятельности и совокупность
рациональных приемов деятельности, призванных обеспечить должный результат.
Деятельность истолкователя, дабы быть рациональным, небрежно ориентируется
на некоторую совокупность соответствующих правил, цель которых -
рационализировать.
Однородные правила толкования группируются в способы толкования.
Общепризнанными являются такие способы, как языковой, систематически и
исторический. Первый способ именуется в разных источниках по разному:
грамматический, филологический и даже текстовой.
Очевидно, что третье название нельзя считать удачным, ибо в нем
отражается объект толкования, а не его средства и способы. Термин
“грамматический” узок по своему содержанию, ибо толкование опирается на
только на правила грамматики, но и на правила морфологии, и на правила
смысла, т. е. на всю совокупность языковых правил. Термин же
“филологический”, напротив, весьма широк, так как филология включает в свой
состав не только значение об актуальном языке, но и значение
сравнительного, исторического и т. п. языкознания, а также
литературоведение. По мнению П.Е. Недбайло отличает, что без уяснений цели
закона нельзя правильно истолковать и применить норму права, в нем
содержащуюся. Темологическое толкование, “правомерно в качестве одного из
способов юридического толкования лишь тогда, когда будет установлено, что
данная цель действительно отразилась на смысле толкуемой нормы, и что эта
норма действительно является юридическим средством для достижения данной
цели... При выяснении содержания нормы по ее цели необходимо установить ту
цель, которая придана ей законодателем и содержится в соответствующих его
актах”. Точка зрения С.С. Алексеев в качестве самостоятельного способа
рассматривает специально-юридическое толкование, под которым он понимает
исследование технико-юридических средств и способов изложения воли
законодателя, базирующихся на знаниях и прежде всего юридической техники.
Но исследование технико-юридических средств и способов выражения воли
законодателя - еще не исследование содержания норм права. Средства
юридической техники -инструментарий законодателя, а не интерпретатор.
Использование законодателем при создании нормативных актов различных
технико-юридических средств специальных оценочных терминов, легальных
дефиниции, формирование различного вида гипотез, диспозиций и санкций,
общих, специальных и исключительных норм и т. д. С.С. Алексеев выделяет
несколько “приемов” указанного толкования. Однако из них - “нормативное”,
при котором воля законодателя раскрывается в качестве нормативного
предписания, а затем логической нормы.
Юридические конституции играют определенную роль в толковании, служат
своеобразным ориентиром для интерпретатора.
По мнению В.В. Лазорева, в специально-юридическом толковании нуждаются
выражения “третьи лица”, истец, заявить требования на предмет спора,
“вступить в дело”, содержащихся в ст. 37. ГПК РСФСР. Однако он только
провозглашает указанный тезис и названный способ к интерпретации этих
выражений не применяет. Для толкования же их достаточно языкового,
систематического и логического способов.
Перейдем к толкованию права по объему.
Толкование правовых норм преследует цель выяснений действительного
смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель
формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не
всегда совпадать с ее действительным содержанием.
Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность
смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью
с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от
которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом
толкования различают буквальное (адекватное), расширительное
(распространительное) и ограничительное.
Акты толкования - это один из видов правовых актов. Акты толкования
необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт
уяснения и разъяснения. Акт толкования это официальный, юридически значимый
документ, направленный на установление действительного смысла и содержания
норм права.
Заключение.
В связи с раскрытием этой темы можно сказать, реализация норм права
играет большую роль в развитии государства и права, и общества в целом.
Возьмем к примеру одну из форм реализации права применение права.
Применение права - важная форма реализации юридических норм, отличается от
иных по своей цели, характеру, действительности.
Под применением права следует понимать осуществляемую специально
установленных законом формах государственно-властную, организующую
деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном
случае и вынесения индивидуально-правовых актов (актов применения права).
Источники.
1. Недбайло П.Е. Примечание советских правовых норм. М. 1960 г.
2. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М. 1979 г.
3. Алексеев С.С. Проб леммы теории права: Курс лекций. Свердловск, 1973
г.
4. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972 г.
5. Алексеев Общая теория права. М. 1982 г.
6. Н.И. Матузов; А.В. Малько Теория государства и права. М. 1997 г.
7. Правовые формы деятельности общенародном государстве. Под ред. В.М.
Горшенева, Харков, 1985 г.
8. Васильев А.М. О правоприменении в процессуальном праве. Проблемы
соотношения материального и процессуального права. М. 1980 г.
9. Коваленко А. И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 1996 г.
10. Чвялева Е.В. Теоретические проблемы юридической классификации; Дис.
канд. юрид. наук. Свердловск. 1986 г.



( Явич Л.С. Общая теория права. П. 1971
( 1) Лазарев В.В. Социально психологические аспекты применения права.
Казань. 1982.;

( 1) Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М. 1960.


-----------------------
2) Лазарев В.В. Применение советских норм. Казань. 1972.

2) Алексеев С.С. Общая теория права. М. 1982.






Реферат на тему: Реализация права и её формы

Московская академия
экономики и права


Юридический институт



Контрольная работа
по теории государства и права



Тема: «Реализация права и её формы»



Выполнил: студент I курса
гр. ЮД-2-01
Andriano

Проверил: *** XXX ---



Москва 2002

ПЛАН



I. Введение.


II. Понятие и формы реализации права:


1. пути реализации права;


2. формы реализации права: понятие и виды;


3. применение права как особая форма его реализации.


III. Заключение.



Использованная литература.



Введение



Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической
науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс,
всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.
В период перестройки, одна из центральных проблем с которой
столкнулось советское общество, - развитие демократии в сочетании с
соблюдением законности и дисциплины. В правовой практике были присущи
правовой нигилизм, декларативность многих законодательных установлений. Без
преодоления указанных недостатков построение правового социалистического
государства невозможно.
Формирование правового государства предполагает уважение к закону,
праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические
проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость.
Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо
путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое
поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные
условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования.
При изучении темы следует понять, что представляют собой различные формы
реализации права.
Важно уметь раскрыть содержание таких форм реализации юридических
норм, как использование, соблюдение и исполнение. Особое внимание следует
обратить на такую форму, как применение права.
Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают правильное
применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность этого
процесса, каковы его основные стадии.
Следует разобраться в проблеме толкования законов и других нормативных
актов, учитывая её большое практическое значение. Необходимо также хорошо
знать способы восполнения пробелов в праве, разбираться в вопросах аналогия
закона и аналогия права.
Что такое реализация норм права и каковы её формы? Реализация норм
права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов
права.
К формам реализации права относятся:
1. соблюдение норм права;
2. исполнение норм права;
3. использование норм права;
4. применение норм права.

К стадиям применения права относятся:
1. установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела;
2. выбор правовых норм, подлежащих применению;
3. толкование норм;
4. применение решения;
5. контроль за реализацией принятого решения.

Рассмотрим стадию толкования нормы. Толкование нормы права – это
деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных
граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания
обязательной воли общества, выраженной в нормах права.
Виды толкования можно классифицировать по различным отраслям.
По юридической силе толкование подразделяется на официальное и
неофициальное. Разновидностями официального толкования является:
1. аутентическое;
2. нормативная;
3. казуальная.
К неофициальному толкованию относится:
1. доктринальное;
2. текущее.
По объему толкование можно классифицировать на:
1. буквальное;
2. ограничительное;
3. распространительное.
Раскроем виды приема толкования норм права - это толкование
грамматическое, логическое, систематическое и историческое.
В связи со всем вышеизложенным можно выделить акты норм права,
играющих немаловажную роль в реализации права. Акт применения норм права –
это документ, содержащий властное решение, предписание, которое выполняется
в результате конкретного юридического дела. Выделим акты норм права по
субъектам.
1. акты представительных органов государственной власти;
2. акты исполнительных органов государственной власти;
3. акты правоохранительных органов;
4. акты государственного контроля.



Понятие реализации права



Правовая норма сама по себе только определенный текст с юридическим
содержанием. Главное назначение нормы – претвориться в общественную
практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей
составляют реальную жизнь правовых норм, их влияние на общественные
отношения. Если норма содержит предписание или дозволение, то их еще
предстоит реализовать в общественных отношениях. Норма, не оказавшая
влияние на общественные отношения, безрезультатна, неэффективна, она не
реализована. Реализовать право можно, только применяя его. Реализация
права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную
практику.


Пути, конкретные средства реализации права различны. Они зависят
прежде всего от того, в какой именно области общественных отношений
применяются нормы (предмет), от того, каков характер регулирования (метод)
и от того, кто применяет норму (гражданин или государственные органы).
Конкретные пути применения права рассматриваются в отраслевых дисциплинах:
реализация уголовных норм отличается от реализации цивилистических норм, а
они обе – от реализации норм процессуальных. На уровне общей теории
реализация норм должна рассматриваться прежде всего как поведение людей.


Важнейшая ключевая проблема реализации норм – отношение людей к
нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый, когда граждане
одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют в жизнь. Второй, когда
граждане относятся к норме безразлично, норма – сама по себе, а поведение
граждан – само по себе. Норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается.
Третий, самый неблагоприятный – когда граждане настроены против нормы, они
активно противостоят, а подчас и нарушают. В подобных ситуациях
невыполнение нормы влечет за собой ответственность. За этими вариантами
скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона,
закона правового и неправового.


Закон, отвечающий высоким требованиям права, может не поддерживаться
большинством, которое само эти требования не разделяет. Правовой закон
может быть не легитимен. И наоборот, те идеи, которые поддерживает
большинство, сплошь и рядом оказываются не правовыми. Когда подобные идеи
возводятся в закон, большинство людей этот закон поддерживает, мы имеем
дело с легитимным законом, но не правовым. Противоречие это естественное,
оно отражает дифференциацию общества, противоречивую природу демократии.
Можно думать, что окончательного решения проблема не получит и в обозримом
будущем, во всяком случае до тех пор, пока мы будем исповедовать принцип
«большинство всегда право». Но и отказаться от данного принципа нельзя, ибо
это – один из устоев демократии. Главной задачей здесь является постепенное
сближение крайностей, повышение общей правовой культуры населения и
профессионализма законодателя.


Еще один аспект реализации правовых норм – их эффективность. Принимая
ту или иную норму, законодатель рассчитывает на достижение определенной
цели, на изменение, развитие, стабилизацию или свертывание определенных
общественных отношений. Намеченную цель удается достичь далеко не всегда.
Конкретный результат реализации норм может не совпасть с намеченной
законодателем целью. Соотношение между намеченной целью и полученным
результатом понимается как эффективность нормы.


Нужно раз и навсегда отказаться от представлений о заранее
предопределенной эффективности норм. Более того, даже предвидеть заранее
эффективность или неэффективность норм практически невозможно. Это
выявляется только в ходе реализации норм. Приняты, например, законы о
борьбе с организованной преступностью (предусмотрены новые составы
преступлений, повышены меры ответственности и др.). В результате, спустя
определенное время организованная преступность снизилась, следовательно,
законы эффективны (результат достиг цели). Или преступность не снизилась
или даже возросла, следовательно, нормы оказались не эффективны (результат
не достиг цели).


Таким образом, реализация норм является завершающим этапом их жизни и
в то же время предпосылкой появления новых норм.



Пути реализации права



Привычной многолетней конструкцией нашей теории права была реализация
норм в правовых отношениях. Теория правоотношения была тщательно
разработана и в отраслевых дисциплинах. Теория опиралась на апробированную
нормативисткую конструкцию: норма – модель правоотношения. В норме дан
идеальный образ правоотношения. Затем, опираясь на норму и руководствуясь
ею, субъекты права вступают в отношения, предначертанные и урегулированные
нормой (в правовые отношения), приобретают права и обязанности, несут
ответственность за нарушения.


Согласно этой конструкции правоотношение понималось как общественное
отношение, урегулированное правовой нормой. Участники общественных
отношений считались сторонами правоотношения, его субъектами. Содержание
правового отношения определяло права и обязанности сторон. Праву одной
стороны соответствует обязанность другой стороны. Иногда эти права и
обязанности переплетаются. Например, в трудовом правоотношении работник
имеет право получить установленную оплату труда, а наниматель обязан такую
оплату произвести. Работник вместе с тем обязан выполнять свои трудовые
обязанности и соблюдать трудовую дисциплину, а наниматель вправе требовать
выполнения обязанностей, а за их нарушение – привлечь работника к
дисциплинарной ответственности. Объектом правоотношения считалась цель, на
достижение которой нацелено правоотношение. В приведенном примере таким
объектом была трудовая деятельность.


Простая и четкая конструкция правоотношения хорошо охватывала
разнообразные жизненные ситуации.


Но к правовым реалиям, выходящим за пределы элементарной двусторонней
связи, конструкцию правоотношения применить было весьма сложно.


Далеко не все правоотношения сводятся к двусторонней связи с взаимно
корреспондирующими правами – обязанностями. Взаимоотношения в области прав
человека, в области так называемых абсолютных прав (например, право
собственности), отношения граждан с органами власти и управления,
процессуальные отношения и многие – многие другие не укладывались в русло
привычного двустороннего правоотношения. Была предпринята попытка разделить
правоотношения на регулятивные (привычная модель прав – обязанностей) и
охранительные (все остальные). Но ничего кроме новых терминов эта попытка
не принесла. Да и само деление правоотношений вряд ли корректно: каждое
правоотношение несет в себе как регулятивные, так и охранительные элементы.
Сплошь и рядом регулирование сводится именно к охране.


Практические потребности потребовали отступить от понимания
правоотношения как непременно двусторонней связи участников отношений типа
кредитор – должник. Общественная практика и опыт правого регулирования уже
обнаружили и продолжают обнаруживать все больше многосторонних
правоотношений. В нормальном правоотношении в рамках судебного процесса
(неважно, уголовного или гражданского) три участника: две стороны и суд. Во
многих правоотношениях, апробирующих трудовую деятельность, также несколько
участников: работник, наниматель и трудовой коллектив; работник, наниматель
и государственный орган; работник, наниматель и профсоюз. В правоотношениях
в акционерных кампаниях, кооперативах участников могут быть десятки и даже
сотни. Таким образом, усложнение общественных отношений с необходимостью
приводит к увеличению числа участников этих отношений. Соответственно и
правоотношения охватывают уже не две стороны, не двух участников, а
множество сторон, участников. В зависимости от содержания правового
отношения права – обязанности сторон в этих отношениях могут совпадать
(например, у акционеров) или различаться (стороны в судебном процессе).


Многосторонние правоотношения отличаются от двусторонних числом
участников. Это отличие количественное, оно не затрагивает замкнутого,
ограниченного характера правоотношения и не требует новых теоретических
подходов.


Реализация норм через правоотношения – один из признаков
зарегулированности общественных отношений. Не регулирования, а именно
зарегулированности, когда правовое регулирование дает не свободу поведения,
а намечает конкретные, заранее предопределенные поступки. В перспективе
главным правовым предметом может стать запрет, на что обращалось внимание в
литературе (Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском
праве. – М., 1989, с. 81-103). Запрет охватывает определенную сферу
поведения, большую или меньшую. Но он оставляет свободным любое поведение
за пределами запрета. Вот почему запрет, несмотря на его кажущуюся
недемократичность, на самом деле является правовым средством свободы
поведения в гораздо большей степени, чем дозволение и предписание. А
свобода поведения, когда субъект права свободен в своих поступках, когда он
защищен недопустимостью вмешательства в его действиях, такая свобода
поведения не вписывается в привычные рамки правоотношения. Соответственно
внимание науки и поиск правовых моделей переключается от правоотношения к
другим формам, в большей степени апробирующим свободу. В развитых
демократических странах широко используется в тех или иных модификациях
механизм невмешательства государственно-правового регулирования в поведение
участников общественных отношений. С помощью правовых норм устанавливаются
рамки возможного поведения, его пределы, причем широко используется форма
запретов. С помощью правовых норм устанавливаются также процедуры
разрешения разногласий. Нетрудно убедиться, что подобный механизм
реализации норм противоположен правоотношениям с точно предопределенным
поведением их участников. Разумеется, мы в перспективе непременно перейдем
в более широкому использованию механизма свободы и запретов, но еще долгие
годы будет преобладать типичный для нас механизм правоотношений. Было бы
неверно отказаться от механизма правоотношений и разрушить его. Реализация
норм через правоотношения и вне их – два самостоятельных равноценных пути
применения права. Каждый из этих путей связан с определенными группами
общественных отношений и с определенными правовыми средствами.


Практика правого регулирования выявила две крупные области, где
реализация норм идет не через правоотношения. Во-первых, это область прав
человека. Правовое регулирование в этой сфере по мере продвижения к
правовому государству будет развиваться и усугубляться. Во-вторых, область
применения запретов, прежде всего область уголовной и административной
ответственности. Будущее развитие выявит и новые области.



Формы реализации права: понятие и виды



Реализация права - это процесс воплощения правовых предписаний в
поведении субъектов права.


По этому признаку – критерию обычно выделяются четыре основных формы
реализации права: осуществления (использование) норм права, исполнение норм
права, соблюдение норм права, применение норм права.


Осуществление (использование) представляют собой такую форму их
реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют
принадлежащие им права. Использование прав выражается в активной реализации
возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений
нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит
осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права
общественных отношений.


Пример – осуществление гражданами России своих конституционных прав на
образование, прав на объединение (Конституция РФ ст. 43), включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (Конституция РФ
ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирования (Конституция РФ ст.31); право иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами (Конституция РФ ст. 35).


Речь идет также о реализации правомочий государственными и иными
органами и организациями, которые являются участниками правовых
отношений. Действуя в соответственных со своими уставами, положениями или
иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно
осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия.


Существует значительное различие в осуществлении прав гражданами и
использованием правомочий государственными органами и должностными лицами.


Использование и не использование субъективных прав гражданами является
сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию
ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за
неиспользование этих прав.


По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными
органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только
правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в
соответствии с Конституции РФ и специальным законом Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность
выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в
предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной
практики.


Исполнение норм права – это такая форма их реализации, которая
требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на
него обязанностей. Это форма реализации права представляет собой не что
иное, как реализацию обязывающих норм. Исполнение обязательств выражается в
совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных
нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут
предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в
процессе правоприменения.


Так, согласно трудовому законодательству администрация предприятий,
организаций обязана представлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска
с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.


В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут
служить, в частности, конституционные обязанности граждан. Они содержатся в
текстах самих конституций, а также других конституционных актов. Это
обязанность соблюдать действующее законодательство, своевременно и в полном
объеме уплачивать налоги. Обязанность сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам (Конституция РФ ст. 58).


Исполнение обязательств путем совершения определенных действий в
ряде случаев приравнивается к воздержанию от совершения тех или иных
действий. Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается –
путем активных действий или же воздержания от них, путем бездействия,
всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.


Соблюдение норм права – это такая форма их реализации, которая
заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом
деяний. Иногда соблюдение норм права рассматривают лишь как соблюдение
обязанностей. Однако смысл вкладывается всегда один и тот же: воздержание
от совершения действий, находящихся под запретом, запрещенных нормами
права.


Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается
в том, чтобы не допустить совершения действий, которые бы причинили вред не
только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей в
силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию
от совершения запрещенных законом действий. Примером может служить правовое
предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения.


Применение норм права – это форма их реализации, осуществляемая
государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни.
Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор
подсудимому за совершение им преступления.


Применение норм права является одной из важнейших форм реализации норм
права.



Применение права как особая форма его реализации



Применение права – одна форма из форм государственной деятельности,
направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.


Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет
две основные функции:


1. организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование
посредством индивидуальных актов;


2. охрану и защиту права от нарушения.


На этом основании в литературе выделяются две формы применения права:
оперативно-исполнительная и правоохранительная.


Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная
оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний
норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных
правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть
основной способ организации исполнения положительных велений права.


Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения,
исполнения и использования рядом характерных черт.


Во-первых, по своей сущности применение права выступает как
организующая властная деятельность государства, посредством которой
упорядочивается общественная жизнь путем установления четких
организационных начал взаимоотношений между различными субъектами
общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в
руках компетентных органов.


Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных
ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство
определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для
осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные
органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава
администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские
суды, профсоюзы).


Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство
не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан
в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется
применение права.


Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить,
реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому
государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую
реализацию права.


Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных
правовых отношений, получивших в специальной литературе название
правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных
отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту,
обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан
использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а
интересов других участников правового отношения в направлении конкретной
жизненной ситуации.


Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей
компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому
принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении
разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.


В-третьих, правоприменения осуществляются в особых, установленных
процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и
правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.


В-четвертых, применение права, как самостоятельная форма реализации -
сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами
реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном
проникновении друг в друга.


В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный
процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных
стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела,
юридической основы дела и т.д.).


В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального
правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта
правоприменения.


Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений
диктуется природой и характером этих отношений. В частности, когда
правоотношение не может появиться без властного веления государственного
органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и
т.д.).


Заключение



Право (объективное и субъективное) таково по природе, что требует
своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными
отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление.
Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют
собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без
выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы теряют свое социальное
значение.


Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в
общественную практику.


Динамичная правовая система представляет собой постоянное
«воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс
правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его
осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс
правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При
первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и
реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе
становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором
пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс
реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не
только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В
другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в
условиях, когда объективное право уже начало осуществляться.
Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные
последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь
правообразование.


К формам реализации права относятся: соблюдение норм права, исполнение
норм права, использование норм права и применение норм права. Применение
норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько
стадий применения права.


Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела –
эта стадия характеризуется тем, что по ней выясняется, обладает ли
рассматриваемый случай юридической значимостью, попадает ли он под действие
норм права или нет, нормами какой отрасли права регулируется то или иное
деяние, являющееся объектом его анализа.


Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает
отыскание нормы права, которая связывает с теми или иными фактами
юридические последствия.


Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения, смысла и
содержания (толкование) нормы права». Она имеет своей целью правильное
применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни.
Толкование норм права это деятельность государственных органов, различных
организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение
смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженный в нормах
права.


После разъяснения и уяснения смысла, и содержание юридических норм
соответствующие органы государства принимают решения, которые оформляются в
официальных актах. Эти акты называются актами применения права. Акт
применения права – это властное предписание органов государства,
индивидуализирующее нормы права к конкретным случаям жизни. Принятое
решение в порядке, предусмотренном нормами права, составляет содержание
акта применения права. В нем обосновывается необходимость данного решения,
указывается его целевое назначение.


Завершающей стадией применения права является осуществление контроля
за реализацией принятого решения. Контрольными функциями по проверке и
реализации акта применение на высшем уровне обладают Президент Российской
Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. На ином уровне ими
наделены соответствующие государственные органы и должностные лица.


В работе раскрыта содержание понятия реализации права, в определении и
характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение
как особая форма реализация права.



Список использованной литературы:


Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 – М.: Буквица, 1997


Алексеев С.С. Теория права. – М. Бек, 1994


Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. –
М., 1989


Лившиц Р.З. Теория права. – М: Бек, 1994


Н.И. Матузов; А.В. Малько Теория государства и права. М. 1997 г.


Коваленко А. И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 1996 г.


Васильев А.М. О правоприменении в процессуальном праве. Проблемы
соотношения материального и процессуального права. М. 1980 г.


Теория государства и права./ Отв. редактор М.Н. Марченко. – М.,1987






Новинки рефератов ::

Реферат: Форма и символ яйца в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Браки с гражданами иностраных госyдарств (Гражданское право и процесс)


Реферат: Воспитательная проблематика фольклора (Музыка)


Реферат: Одорология в доказывании преступлений (Криминалистика)


Реферат: Авторские проекты в Интернете (Журналистика)


Реферат: Налоги на прибыль (МСФО №12) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Владимир Сергеевич Соловьев (Исторические личности)


Реферат: Теория информации (Математика)


Реферат: Обучение в Германии (Доклад) (Педагогика)


Реферат: Правоотношения. Понятия правоотношений и их виды (Контрольная) (Теория государства и права)


Реферат: Порода сх животных (Биология)


Реферат: Отчеты аудиторов при проверке финансовой отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Усилитель многоканальной системы передачи (Радиоэлектроника)


Реферат: Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического планирования (Менеджмент)


Реферат: Путешествие в страну рисования (Искусство и культура)


Реферат: Матричные операции в вейвлетном базисе (Математика)


Реферат: Технологическая карта на монтаж промышленного здания (Технология)


Реферат: Англия 1945-1993 гг. (История)


Реферат: Украинская национально-демократическая революция (История)


Реферат: Движущие силы антропогенеза (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист