GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста (Физкультура)



ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.Р.ДЕРЖАВИНА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



********* Г.А. студентка 2 курса


экономического факультета



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(РЕФЕРАТ)



Научный руководитель

Невзоров А.В.



Тамбов 2000 г.



Содержание


Введение…………………………………………………………………3


Глава 1. Физические упражнения для детей
дошкольного возраста
(с 3 до 7лет)………………………………………………………………4



Глава 2. Физкультурные занятия на воздухе …………………...….…8
Глава 3. Спортивные развлечения….………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………..17



ВВЕДЕНИЕ
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам
окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и
заключается её профилактическая направленность.
Научная профилактика в педиатрии своими корнями уходит в далекую
историю народной медицины. В России с древних времен детей приучали к
холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный,
а может быть и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские
врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда
отмечали необходимость использования природных факторов для укрепления
здоровья детского организма.
Выдающиеся детские врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н. П. Гундобин,
Г. Н. Сперанский видели в закаливании детского организма неисчерпаемый
источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в
России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания
стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.
Закаливание организма — это формирование и совершенствование
функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что
в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем
закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их
заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве,
что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.
Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания
являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного
возраста.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на
укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических
функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных
умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой
для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с
задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций,
их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств
физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения,
подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной
задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного
легко адаптироваться в условиях школьного обучения.
Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим
условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только
физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального.
Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на
функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности,
повышении произвольности в выполнении различных действий.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны
занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим
увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду,
гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию
центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения,
нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию
возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Для
повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для
совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения
развития плоскостопия.
В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в виде
групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений. Одежда
ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания
разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные
предметы и оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки. Важно,
чтобы инвентарь соответствовал росту и возрасту ребенка.
Согласно «Программе воспитания в детском саду», начиная с 3-летнего
возраста необходимо ежедневно проводить утреннюю гимнастику, вначале с 5—6
мин (3 года) и до 10—12 мин (6 лет). Помимо этого, предусматривается
проведение физкультурных досугов 1 раз в месяц длительностью 15—20 мин для
детей 3 лет и до 40 мин для детей 6 лет.
Для занятий гимнастикой необходим коврик, который важно содержать в
чистоте. Гимнастические упражнения лучше проводить не раньше, чем через 30
мин после завтрака или дневного сна. Весьма важно, чтобы у детей
сформировалась привычка делать утреннюю гимнастику систематически. В
особенности важно проводить сеансы гимнастических упражнений после
длительных малоподвижных занятий — рисования, лепки, рукоделия.
Воспитатель, медицинская сестра или родители должны освоить те
упражнения, которые будут предложены детям. Рекомендуется давать задания
детям четко и ясно, без длинных, пространных объяснений, поскольку в этом
возрасте трудно сконцентрировать их внимание. Рационально упростить
команды, называя упражнения обобщенным образом, например: «кошка»,
«птичка», «паровоз» и др.
Не следует требовать от детей абсолютно правильного выполнения
задания, поскольку в этом возрасте еще несовершенна координация — она
находится лишь в стадии становления. Дети дошкольного возраста быстро
отвлекаются при однообразных упражнениях. Занятия необходимо построить
таким образом, чтобы обязательная часть, связанная с выполнением
упражнений, осуществлялась динамично и сконцентрированно, а далее, во
второй части, необходимо перейти к упражнениям, где в большей степени
имеется игровой элемент.
Организация физических упражнений при закаливании детей
предусматривает прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием
больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения большой и малой
интенсивности. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни должна
быть 20—25 мин. Вводная и подготовительная части занятий составляют 5—б
мин, основная—12—14 мин, заключительная—3— 4 мин.
Длительность занятий с детьми 5-го года жизни составляет 25—30 мин.
Вводная и подготовительная части занятий занимают 6—7 мин.
На 6-м и 7-м году жизни занятия проводят 30—35 мин.
Помимо специальных занятий, дети ежедневно выполняют утреннюю
гигиеническую гимнастику, а во время прогулок осуществляют подвижные игры,
овладевают некоторыми видами спортивных развлечений (санки, лыжи,
велосипед, самокат, плавание).
Особое место занимает утренняя гимнастика, которая должна быть введена
как обязательная часть режима для ребенка с 5—6 лет. Комплексы утренней
гимнастики должны включать имитационные движения, упражнения для развития
мышц туловища, приседания, подтягивания, ходьбу, прыжки и бег.
У детей этого возраста упражнения и движения должны быть связаны с
игрой или имитацией игры. Во время занятий необходимо чередовать упражнения
для всех групп мышц. При этом происходит совершенствование ходьбы, бега,
прыжков, лазания.
Эффективность занятий в особенности велика при положительном
эмоциональном фоне ребенка.
Не менее важно, чтобы соблюдалась постепенность в нарастании сложности
упражнений и величины нагрузки на скелетные мышцы.
На 4-м году жизни дети должны полностью овладеть навыками ходьбы. Для
совершенствования ходьбы детям задают разный темп. На занятиях ходьба
проводится во вводной и заключительной частях.
Начиная с 4-го года совершенствуют другие формы движений. Во время
бега должны появиться короткая фаза полета, координация работы рук и ног.
Для развития локо-моции бега применяют различные упражнения — изменение
ритма бега (ускорение и замедление), бег с препятствиями — ребенок на бегу
должен перепрыгнуть через веревку. Во время упражнений для развития бега и
ходьбы необходимо следить за положением головы и осанки.
Дети с 3—6 лет могут хорошо кататься на лыжах, коньках, ездить на
велосипеде, самокате, осваивать элементы спортивных игр — бадминтона,
настольного тенниса, футбола и др. Важно правильно подбирать спортивный
реквизит, спортивную одежду и обувь с таким расчетом, чтобы не было
переохлаждения и перегревания во время занятий.
Принципиально важно то, чтобы в занятиях с 3—4-летними детьми
постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия
включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных
предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят
такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими
упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов—турника,
лесенки, бревна и др.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» дети 3 лет
должны заниматься как физической культурой на основных занятиях, которые
проводят 2 раза в неделю по 15—20 мин, так и утренней гимнастикой,
продолжительность которой составляет 4—5 мин. Основные занятия проводят не
ранее, чем через 30 мин после завтрака или сразу после дневного сна.
Утренняя гимнастика состоит из бега, 3—4 общеразвивающих упражнений,
ходьбы, бега и подскоков. Обычно гимнастику начинают с кратковременной
ходьбы и медленного бега (20—30 с). После построения дети выполняют
движения типа потягиваний. Для утренней гимнастики используют упражнения из
числа рекомендованных для обычных занятий физической культурой:
имитационные движения, движения сидя на скамье, лежа на спине и на животе.
Каждое движение повторяют 4—5 раз, затем бег или подпрыгивание. Заканчивают
утреннюю гимнастику спокойной ходьбой.
Бег и подпрыгивания должны быть непременной составной частью всех
комплексов утренней гимнастики. Установлено, что именно эти упражнения
являются наиболее эффективными для детей во время утренней гимнастики.
Однако бег и подскоки не должны осуществляться в быстром темпе, в частности
для подпрыгивании темп должен составлять 12—15 подскоков за 10 с, прыжки
должны быть невысокими, следует слегка отрывать носки от пола.
М. Н. Алябьева предлагает повышенный двигательный режим для детей
подготовительной группы детского сада с целью снижения у них простудных
заболеваний.
Повышенный двигательный режим состоит из недельных циклов ежедневных
физических упражнений в специально выделенные 2 дня и из полуторачасовых
прогулок в остальные 3 дня, когда занятия по физкультуре не запланированы,
а также 2 дня отдыха в домашних условиях.
Рационализация обязательных занятий по физкультуре состоит в наиболее
оптимальном варианте организации детей, повышении физической нагрузки,
увеличении моторной плотности занятий, включении упражнений скоростно-
силового характера. При планировании прогулок 35 мин отводят подвижным
играм, спортивным развлечениям и эстафетам. Проведенные исследования
показали, что допустимыми в функциональном отношении для часто болеющих
детей являлись физические нагрузки, при которых частота сердечных
сокращений (ЧСС) составляла от 150—170, при наличии у детей хронического
очага инфекции (хронического тонзиллита, аденоидов и др.), до 130 (в начале
цикла занятий). С учетом изложенного физиологическая кривая проводимых
занятий имеет многовершинный характер с ЧСС в диапазоне 110—130с отдельными
пиковыми нагрузками, соответствующими ЧСС 150 и 170. Иными словами, занятия
физической культурой должны осуществляться так, как проявляется
естественная двигательная активность в раннем постнатальном возрасте.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что одноразовое
занятие физкультурой и однократная прогулка с повышенным объемом физической
нагрузки оказывали более выраженный эффект по сравнению с проводившимся по
общепринятой методике. Период восстановления изучаемых показателей равнялся
5 мин, как и у детей, занимавшихся по обычной методике. Восстановление
гемодинамических показателей не превышало 5 мин.
При систематических занятиях с повышенной физической нагрузкой в
течение 5 мес. уменьшился минутный объем дыхания (МОД), увеличился
кислородный запрос, уменьшился кислородный долг. Период восстановления этих
показателей не превышал 4 мин.
При двигательном режиме с повышенной физической нагрузкой состояние
кардиогемодинамики детей характеризовалось более экономным уровнем
функционирования. Отмечалось снижение ЧСС, систолического, диастолического
и среднего артериального давления.
К концу курса занятий физическая работоспособность по тесту у
обследованных детей существенно увеличилась по сравнению с контрольной
группой. Дети обследованной группы в 4 раза меньше болели респираторными
вирусными заболеваниями.
Таким образом, повышенный двигательный режим может быть фактором
существенного снижения заболеваемости детей простудными заболеваниями.



ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ
В последние годы разработаны методы проведения физкультурных занятий с
детьми дошкольного возраста на открытом воздухе на протяжении круглого года
[Иванова О. Г., Фролов В. Г., Юрко Г. П.]. Установлено, что при соблюдении
разработанной методики у детей повышается уровень здоровья, снижается
заболеваемость.
Занятия целесообразно начинать с детьми средней детсадовской группы,
когда они уже полностью владеют навыками самообслуживания (переодевание в
спортивный костюм, растирание кожи после занятий и др.). Наиболее
предпочтительное время для начала занятий — летний период. Не обязательно
проводить все занятия на открытом воздухе. Вначале могут быть различные
варианты сочетания проведения занятий на открытом воздухе и в помещении,
например одно занятие на воздухе и два — в зале, в дальнейшем два на
воздухе, одно — в зале. На воздухе в зимний период года дети должны
заниматься не чаще, чем 3 раза в неделю, а летом ежедневно. При организации
таких занятий существенным фактором является переодевание детей в
спортивную форму и в повседневную одежду после занятий с предварительным
сухим растиранием тела. Для получения хорошего конечного результата —
снижения заболеваемости детей при проведении занятий на воздухе — имеет
значение и система подготовки воспитателей, детей и родителей.
Методика и организация физкультурных занятий на воздухе. Особенность
проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении
двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Для
этого используют как фронтальные, так и групповые методы организации
занятий, производят специальный подбор игр. Структура занятий на воздухе не
отличается от таковой в залах. Она включает вводную, основную и
заключительную части. Продолжительность занятий — от 20—25 мин в средней
группе детского сада до 30—35 мин в старшей группе.
Во вводной части занятий в холодный период года построение детей на
площадке не проводится и после непродолжительной ходьбы осуществляется бег
в течение 2—4 мин. После бега выполняются прыжки на одной или двух ногах, с
ноги на ногу и др.
В основной части занятий выполняются общер взвивающие упражнения,
после чего проводится небольшая пробежка — от 40 с до 2 мин в зависимости
от возраста. После выполнения упражнений и бега организуются игры, которые
повторяются 4—5 раз, паузы между ними короткие.
В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу,
во время которой выполняются дыхательные упражнения.
В холодное время года рекомендуются упражнения, вызывающие у детей
большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению
подвижности. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места,
наиболее укрытые от ветра.
В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить при
температуре воздуха —15—18°С. При температуре воздуха ниже —18°С
продолжительность занятий должна быть сокращена до 15—20 мин, и заниматься
могут группы детей 2—3-го года обучения. В очень сырые, дождливые и
морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых
окнах, именно так, как проводятся занятия с детьми на Севере. В этих
случаях дети надевают на майку и колготки спортивный костюм, кеды без
шерстяных носков, а зимой еще и шапочку.
Начинать занятия на открытом воздухе лучше в теплое время года. При
постепенном снижении температуры среды не происходит срыва механизмов
адаптации.
Одежда для проведения физкультурных занятий на воздухе летом должна
быть следующей: трусы и майки, на ногах — тапочки или полукеды. В холодный
период года (+3°С,—6°С) — спортивный костюм, майка, футболка с длинными
рукавами, колготки, шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, носки
простые или шерстяные, кеды (в сырую и холодную ветреную погоду — варежки).
В зимний период (—6—11°С) надеваются спортивный костюм, майка, рубашка
фланелевая с длинными рукавами, колготки, шерстяная шапочка на
хлопчатобумажной подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки. Необходимо
иметь две пары варежек на случай, если одна промокнет.
В зимний период при ветре и снижении температуры воздуха до —12 —15°С
надеваются дополнительно шерстяная кофта и рейтузы, поверх спортивного
костюма— куртка из не продуваемой ткани.
В начале зимних занятий незакаленным детям даже при небольшом морозе
—7—10°С можно рекомендовать надевать под спортивный костюм шерстяную кофту,
а кеды заменить легкими сапожками. Необходимо следить за тепловым
состоянием ребенка и в случае перегревания его (горячий и потный затылок,
шея) во время занятий можно снять один слой одежды.
Нецелесообразно проводить занятия с детьми, одетыми в зимние пальто,
шапки-ушанки. Такая одежда стесняет движения, вызывает повышенное
потоотделение.
После проведения физкультурных занятий дети в групповых помещениях
растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье
и одежду. Вначале необходимо переодеть кеды и брюки, и только после этого
снимают куртку, рубашку, майку и проводят растирания. На первые занятия, в
особенности на процесс переодевания детей, необходимо привлекать
медицинскую сестру и няню.
Физкультурные занятия должны проводиться перед прогулкой или в конце
ее. Однако нельзя допускать, чтобы после физкультурных занятий на прогулку
дети выходили потными. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в
холодное время года, поскольку после активной мышечной деятельности дети
остаются в помещении.
При проведении занятий на воздухе, так же как и в помещении, важно
обращать внимание на то, чтобы упражнения и вся методика носили неритмичный
характер. Такая методика проведения занятий отвечает тем особенностям
физиологии, которые представлены в раннем постнатальном возрасте. Иными
словами, поскольку в естественных условиях у детей представлена
неритмичность осуществления различных функций, методика проведения
физических упражнений должна опираться на те натуральные ритмы,
физиологические отправления в целом, какие реализуются в этом возрасте.
При занятиях на воздухе общая плотность должна быть равной 90—95 %, а
моторная — 80—90 %. Для оценки двигательной активности на занятиях
целесообразно пользоваться шагомером типа «Заря». В таблице приведены
средние показатели двигательной активности детей, с чем можно сравнивать и
оценивать двигательную активность каждого ребенка.
Таблица
Двигательная активность детей при физкультурных занятиях на воздухе
(движения/мин) (по В. Г. Фролову, Г. П. Юрко.)
|Возрас| Зима |Весна |Осень |
|т | | | |
|детей,| | | |
| | | | |
|лет | | | |
| | | | |
| |Мальчик|Девочки |Мальчики|Девочки |Мальчики |Девочки |
| |и | | | | | |
| | | | | | | |
|5 |126 |121 |119 |114 |100 |96 |
|6 |132 |102 |98 |90 |109 |96 |
|7 |140 |107 |123 |101 |108 |101 |



СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Ходьба на лыжах. Начинать обучать детей ходьбе на лыжах можно с 3 лет.
Необходимо правильно подобрать лыжи, палки и обувь. Лыжи подбираются по
отношению к росту ребенка несколько меньших размеров, нежели для взрослых.
Если для взрослых длина лыж соответствует длине тела с поднятой рукой, то
для детей она должна равняться длине тела с поднятой рукой только до локтя.
На следующий год по мере освоения техники ходьбы на лыжах длину лыж можно
увеличить. Меньшая длина лыж делает их более управляемыми и потому
облегчает задачу обучения катанию. Первые занятия должны проводиться на
учебной площадке размером 50 X 20 м (или еще меньше), на которой
прокладывают лыжни.
Для обучения детей лучше выбрать безветренные площадки или проводить
занятия в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже —10°С.
Первые занятия проводятся в той одежде, в которой ребенок обычно
гуляет на воздухе. Обувь должна соответствовать креплениям лыж: при
полужестких и мягких креплениях— валенки или сапоги (ботинки); при жестких
креплениях типа «ратофелла» — лыжные ботинки. Жесткие крепления более
удобны для обучения и катания детей — в них легче управлять лыжами. Но в
них быстрее замерзают ноги, если ребенок при занятиях малоподвижен. Поэтому
лыжные ботинки должны быть достаточно просторными, чтобы можно было надеть
толстые шерстяные носки.
Лыжные палки подбирают по росту: поставленные на пол рядом с ребенком,
они не должны доходить до уровня плеча на 3—5 см. Перед катанием детские
лыжи натираются мазью.
Первые занятия необходимо проводить без палок. С 4 лет нужно учить
самостоятельно надевать и снимать лыжи, в 5— 6 лет — ходить «русским
шагом», делать повороты на месте переступанием лыж в стороны. В этом
возрасте вполне доступны подъемы на небольшую горку. В 7 лет ребенок должен
освоить ходьбу переменным шагом с палками, самостоятельно взбираться на
горку и спускаться с нее, преодолевать путь в 1—2 км с остановками для
отдыха. Закаленные дети при тщательном врачебном контроле в 7 лет могут
быть допущены к обучению ходьбе на горных лыжах.
Для детей раннего возраста промышленность выпускает лыжи с мягкими
креплениями. К недостаткам таких креплений можно отнести трудность
управления лыжами во время катания. Вместе с тем такие лыжи можно крепить к
теплой обуви—к валенкам—и быть на прогулке 1,5—2 ч и дольше. Ноги при этом
не переохлаждаются. Жесткие крепления типа «ратофелла» позволяют нормально
управлять лыжами, но в такой обуви ноги ребенка быстро переохлаждаются.
Нами разработан и использован новый способ крепления лыж к обуви, в
результате чего ноги ребенка не переохлаждаются длительное время. С этой
целью создано устройство для жесткого крепления лыж к валенкам.
Используется обычное крепление «ратофелла», но к валенкам подшивается
кожаная подметка, к ранту которой и крепится лыжа. В отличие от мягких
креплений, в новом — жестком— объем движений в голеностопном суставе
становится близким к тому, что и при катании в лыжных ботинках.
Санки — один из любимых видов зимних увлечений детей. Катание
начинается с небольшой и пологой горки (1,5—2 м) в положении сидя с упором
спины на заднюю спинку. Не менее привлекательное для детей занятие —
катание с гор на «тарелке».
Коньки. Катание на коньках способствует совершенствованию координации
движений, увеличивает двигательную активность. Первые занятия можно
начинать на двухполозных коньках, которые увеличивают устойчивость ребенка.
Большую уверенность дети приобретают, когда они научатся стоять и ходить на
коньках по асфальту или просто по деревянному полу. И лишь затем может быть
разрешен выход на лед. Обучению катанию на коньках могут способствовать
специальные снаряды—финские сани, за которые ребенок держится, либо
специальные поручни. Начинать обучать ребенка кататься на коньках следует в
возрасте 3—4 лет.
Самокат. Это любимый вид развлечений детей, начиная с 2—З лет; езда на
самокате сохраняет естественную позу и двигательные реакции, близкие по
характеру к бегу. Обучившись катанию на самокате, дети легко и быстро
обучаются езде на двухколесном велосипеде.
Велосипед. Начинать обучение езде на двухколесном велосипеде с
широкими шинами можно после того, как ребенок научился ездить на самокате.
Важно следить за правильной осанкой ребенка. Методика обучения подробно
описана А. В. Листеневой (1980).
Бадминтон, хоккей, футбол и другие спортивные игры могут быть
использованы для спортивных развлечений детей в дошкольном возрасте,
начиная с 5—6 лет. В этом возрасте осваивают лишь отдельные элементы игр с
эпизодическим привлечением элемента соревнования.
Игры. Подвижные игры детей дошкольного возраста являются обязательным
элементом свободного и научно организованного воспитания детей. Игры —
важный процесс коллективного общения детей, социальной их адаптации. Помимо
физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают черты
подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя —
правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать
физическое их состояние, предупреждать утомление. Спортивные развлечения
для детей дошкольного возраста описаны В. Г. Гришиным, А. Ф. Осиповым.
Плавание детей 4—6 лет. Методика обучения плаванию в нашей стране
впервые разработана Т. И. Осокиной. Она предусматривает не только овладение
навыками и развитие способности удерживаться на воде и плавать, но и
закаливание. Систематические занятия плаванием снижают заболеваемость,
увеличивают жизненную емкость легких, силовые показатели скелетных мышц.
Однако подобное закаливающее действие плавания может быть достигнуто только
при соблюдении разработанных рекомендаций.
Приучать детей к воде необходимо с 3—4 лет. Для этого можно купаться в
чистом открытом водоеме — в озере, реке, море, плавательном бассейне
(открытом или закрытом). Взрослые входят в мелкое место водоема вместе с
ребенком. Его приучают не бояться воды. Продолжительность пребывания
ребенка в воде с температурой 25°С в возрасте 4 лет составляет 2—3 мин.
Купание и подготовка к плаванию в детском саду, в бассейне поликлиники
проводятся воспитателем или медицинской сестрой, получившими специальную
подготовку.
На первых занятиях ребенку дают возможность освоиться в воде. Вместе с
воспитателем он входит в воду и окунается. На мелком месте устраивают игры.
Дети учатся передвигаться в воде. В последующем учат движениям ногами во
время плавания.
В положении сидя на берегу водоема или в зале ребенок упирается сзади
руками, выпрямляет ноги и совершает несколько движений вверх-вниз. Затем
такие же движения делаются в воде на мелком месте водоема или плавательного
бассейна.
Освоению простых, но необходимых движений в воде помогают игры и
забавы, которые разработаны Т. И. Осокиной, Г. Левиным, В. С. Васильевым.
Цапли. Дети, войдя в воду по колени, ходят, высоко поднимая ноги.
Дровосек в воде. 6—7 детей, став в круг в воде по колени, расставляют
ноги шире плеч, складывают руки «в замок», поднимают их над головой, затем
резко наклоняются вперед — «разрубают воду».
«Покажи, пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и
вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.
Катание на круге. Ребенок надевает на себя надувной резиновый круг или
садится на него и катается, подгребая руками, как веслами.
Подготовка к плаванию детей 6-го года жизни. После повторения
упражнений, разученных ранее для освоения в воде, переходят к новым
упражнениям»— осваивают упражнение на выдох в воду, скольжение на груди,
движения ногами.
Вначале обучают делать выдох в воду на берегу. Детям предлагают
сдувать маленький кусочек бумаги с ладони. Затем переходят к упражнениям в
воде. Ребенок находится в воде на глубине по пояс, располагает губы на
уровне поверхности воды и дует на нее, как на горячий чай. Затем опускает
губы в воду и дует из воды, Далее погружается в воду ниже уровня глаз и
проделывает то же самое. Упражнения проводят по несколько раз за одно
занятие, повторяя их на каждом последующем занятии.
Погружение в воду есть не что иное, как элемент ныряния. Простейшие
упражнения в нырянии, помимо способности задерживать дыхание в воде и
осуществлять выдох, знакомят ребенка с подъемной силой воды, что является
необходимым навыком в овладении плаванием.
Обучение скольжению. При этом приучают ребенка сохранять
горизонтальное положение тела в воде, сохранять равновесие. Сначала на суше
имитируют положение тела в воде. Дети поднимают руки вверх и встают на
носки; голову держат между рук, смотрят прямо, подтягиваются так, чтобы
быть прямым «как стрела».
Скольжение в воде проводится следующим образом. Ребенок входит в воду
по пояс лицом к берегу, далее присаживается и вытягивает руки вперед.
Оттолкнувшись от дна двумя ногами, скользит по воде. Для уменьшения
удельного веса тела в воде, а тем самым облегчения скольжения на первом
этапе обучения детям предлагают до отталкивания и скольжения сделать
глубокий вдох. При систематических занятиях они быстро осваивают
динамическую и статическую подъемную силу воды, начинают чувствовать «опору
на воду».
Упражнение на освоение скольжения выполняется 6—8 раз.
Упражнения на овладение движениями ног сначала проводятся на берегу, а
затем лежа в воде на мелком месте. В положении лежа в воде (на спине или
животе) ребенок опирается руками одно. Ноги необходимо вытянуть и
раздвинуть на ширину плеч и плавно двигать вверх-вниз. При этом ступни
вспенивают воду. Колени при выполнении этого упражнения не должны сильно
сгибаться. Такие движения ногами подготавливают ребенка к плаванию кролем.
В дальнейшем необходимо закреплять разученные движения в играх и
забавах. Можно предложить детям ходить в воде, помогая себе гребками правой
и левой рукой, либо на мелком месте, лежа в воде, поочередно опираться
правой и левой руками и таким образом продвигаться вперед. Ноги при этом
должны осуществлять движения вверх-вниз.
Игра «фонтан». 3—4 играющих входят в воду на мелкое место и, держась
за руки, образуют круг, затем опускают руки, садятся на дно, опираясь сзади
руками, и вытягивают ноги. По сигналу взрослого все одновременно начинают
бить прямыми ногами по воде, поднимая фонтан брызг.
На 7-м году жизни повторяются упражнения, освоенные в предыдущие годы
обучения: выдох в воду, скольжение. За одно занятие количество таких
упражнений увеличивается до 12—20.
В этом возрасте при закреплении упражнения на выдыхание в воде детей
приучают открывать глаза в воде, осматриваться, доставать со дна игрушки.
Такие упражнения лучше всего проделываются вдвоем, парами. Для
совершенствования навыка скольжения количество упражнений за одно занятие
увеличивается до 8—10. Возрастает длина скольжения. При этом ребенок должен
интенсивней отталкиваться ногами. В этот период детей приучают во время
скольжения совершать постепенный вход в воду.
Следующий этап в обучении плаванию связан с овладением способностью
правильно двигать ногами при скольжении как на груди, так и на спине. Для
этого вначале используют резиновый круг или пенопластовую доску. Круг или
доску ребенок держит вытянутыми руками. Энергично отталкиваясь ногами от
стенки бассейна или дна, дети скользят в вытянутом положении. Движения
ногами вверх-вниз во время первых упражнений начинаются лишь в конце
скольжения.
Проплываемое расстояние увеличивается на протяжении всего цикла
обучения.
По мере освоения навыка скольжения с доской или кругом необходимо
обучать детей правильно дышать при плавании:
выдыхать в воду, а при вдохе приподнимать голову лишь настолько, чтобы
рот оказался над водой.
Разучивание движений рук в самом способе плавания кролем производится
следующим образом. Необходимо сначала вытягивать руки вперед, а затем
продвигать их к бедру. Гребок осуществляется поочередно левой и правой
руками. Во время гребка правой рукой левая вытягивается вперед. Важно
координировать движения рук и ног — при каждом движении рукой ноги
осуществляют 3—4 попеременных движения. Расстояние, которое проплывает
ребенок в первые занятия, должно быть небольшим. Проплыв 4—5 м, ребенок
должен встать на ноги, отдохнуть и только затем вновь плыть. Подобная
периодическая двигательная активность является совершенно физиологичной при
обучении новым физическим упражнениям. По мере освоения навыков движений
руками и ногами увеличивается расстояние самостоятельного плавания.
Освоение первых навыков плавания можно считать завершенными тогда,
когда ребенок уверенно держится на поверхности воды и проплывает 25—50 м.
Помимо обучения плаванию, необходимо приучать детей к прыжкам в воду.
Первые прыжки в воду — это прыжки ногами вперед с высоты, которая не
должна превышать половину роста ребенка. Далее увеличивают сложность
прыжков: вначале прыгают на глубину до груди, затем до шеи, до рта и,
наконец, погружаются с головой. Следующий этап — прыжки на глубину, где
малыш после прыжков не достает дна. Завершают цикл обучения прыжки с
постепенно увеличивающейся высоты. Необходимым элементом в обучении нырянию
является упражнение по нырянию в воду головой вниз. Прыжки в воду развивают
способность преодолевать стрессовые ситуации, вырабатывают элементы
мужества, уверенности в себе.
Общая продолжительность пребывания детей 5—6 лет в воде, температура
которой около 24—25°С, составляет 10—15 мин 2 раза в неделю.
Купаться в открытых водоемах — в озере, реке, море — можно начинать с
2 лет. При этом существенное значение имеет выбор места купания. Оно должно
быть неглубоким (25—30см), ровным, с медленным течением. Прежде чем дать
возможность ребенку самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в
том, что в месте купания нет ям, затонов, глубокой тины, коряг, острых
камней. В воде вместе с ребенком должны находиться взрослые.
Купание детей дошкольного возраста лучше всего проводить при
температуре воды не ниже 23°С и температуре воздуха 25—26°С. Существенное
значение имеет предварительная закалка, предшествующая купанию. Ребенок
должен пройти полный цикл закаливающих воздействий воздухом, солнечных ванн
и влажных обтираний.
Начало купаний состоит из простых окунаний в воду 1—2 раза. После
этого насухо обтирают ребенка до легкого порозовения. Далее длительность
купаний увеличивается постепенно, сначала на 1 мин, а затем на 2—3 мин.
При купании и плавании необходимо соблюдать соответствующие правила:
1) не разрешается купаться и плавать натощак или раньше чем через 1—1,5 ч
после еды;
2) недопустимо разгоряченным, потным детям окунаться и нырять в
прохладную воду;
3) в воде малыши должны все время находиться в движении;
4) при наступлении озноба (гусиная кожа, посинение губ) немедленно выйти
из воды.
Первыми признаками утомления ребенка при плавании, как и при любом
другом занятии физической культурой, являются притупление внимания,
неправильное выполнение инструкций, которые дают медицинская сестра и
воспитатель.
После плавания или купания следует вымыться под теплым душем,
старательно вытереться полотенцем, а летом — согреться на солнце.
Меры безопасности. Во время занятий плаванием медицинская сестра или
воспитатель всегда должны видеть всю группу, чтобы иметь возможность в
случае необходимости быстро оказать помощь. При выполнении упражнений на
глубокой части бассейна помощь может оказать легкая палка длиной 2,5—3м. Ее
можно протянуть ребенку при выполнении упражнений.
Противопоказаниями к купанию и плаванию в открытых водоемах и
бассейнах являются эпилепсия или эпилептический синдром, заболевания почек
и печени, активные формы туберкулеза. Нельзя купаться детям с повышенной
температурой, с проявлениями острых заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Для плавания детей в закрытых плавательных бассейнах детской поликлиники
или детского сада необходимо разрешение дерматолога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. и др. Организация работы детского
сада.—М.: Просвещение, 1995г.
2. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина,
1991г.
3. Шеврыгин Б.В. Если малыш часто болеет….—М.: Просвещение, 1990г.
4. Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей.— М, 1989г.
5. Родниченко Н. Н. Влияние плавания на состояние здоровья детей раннего
возраста.— С-Пб.: Здоровье, 1997г.







Реферат на тему: Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся

Министерство образования Российской Федерации
Южно – Уральский государственный университет



Курсовая работа


по педагогической валеологии

кафедра теории и методики физической культуры и спорта

Тема: «Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся»



Выполнил: Денисенко Виталий Сергеевич

ВФКиС – 217
Проверил: д. м. н., профессор Сашенков


Челябинск-2002 г.
Содержание.

|I.Введение |стр. 5-6 |
|II.Теоретическая часть |стр. 7-27 |
|III.Материалы и методы исследования |стр. 28-30|
|IV.Практическая часть |стр. 30-43|
|V.Результаты и их обсуждения |стр. 43-46|
|VI.Выводы |стр. 47 |
|VII.Заключение |стр. 47-48|
|VIII.Приложение |стр. 48-57|
|IX.Список литературы |стр. 58- |



Список сокращений.


З.О.Ж.- здоровый образ жизни.

А.Д.- артериальное давление.
Д.Ю.С.Ш.- детская юношеская спортивная школа.
Ч.С.С.- частота сердечных сердцебиерий.
М. П. К. – максимальное потребление кислорода.


Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, обзора литературы, описания
методов исследования, есть глава собственных исследований, выводов, списка
литературы. Во введении обоснована актуальность работы, сформулирована её
цель и основные задачи, обоснована научная новизна исследования,
теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Показана
научная новизна, в работе есть заключение и приложения Курсовая работа
изложена на 61 листах машинописного текста, шрифт 14, интервал 1.5
иллюстрирована 1 рисунком, 1 таблицей.
I. Введение.


Актуальность.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в
повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь».Древнее изречение Гиппократа в наш век
проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса
становится в высшей степени актуальным.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при
развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у
наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того,
чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а
также соблюдение здорового образа жизни.
В этой работе освещаются вопросы физического воспитания и здорового
образа жизни учащихся.
Целью данной работы является преобщение учащихся к физической
культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к
выполнению социальных функций.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Оздоровительные задачи физического воспитания.
. охрана и укрепление здоровья учащихся.
. достижение полноценного физического развития, гармоничного
телосложения.
. повышение умственной и физической работоспособности.
2.Образовательные задачи физического воспитания.
. формирование двигательных умений и навыков.
. развитие двигательных способностей.
3. Воспитательные задачи физического воспитания.
. формирование интереса и потребности в занятиях физическими
упражнениями.
. воспитание активности, самостоятельно и нравственно-волевых черт
личности.
Научная новизна заключается в разработке конкретных валеологических
программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий
выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья
учащихся в процессе обучения.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ,
комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а
также методов, направленных на формирование З. О. Ж.
Практическая значимость работы заключается в применении разработанных
методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.



II. Теоретическая часть.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К НОРМАЛЬНОМУ УРОВНЮ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.
Обоснование рационального двигательного режима для детей,
специализирующихся в спорте является одной из наиболее сложных проблем
современной возрастной физиологии спорта. Данные, "Манифеста о спорте",
отведенные для занятий физическими упражнениями в школе не соответствуют
реальным условиям наших общеобразовательных школ и не могут быть
реализованы. Но и при самых благоприятных условиях сочетания обязательных и
физкультурных занятий по физическому воспитанию общеобразовательная школа
не в состоянии обеспечить необходимые объемы двигательной активности
учащихся, которые возможны в условиях ДЮСШ.
Как позывает анализ физических нагрузок, применяемых в зависимости от
специализации и возраста, занимающихся в ДЮСШ, их недельная тренировочная
работа составляет до 20 часов.
Эти нормы значительно превышают недельную нагрузку учащихся
общеобразовательных школ, не специализирующихся в спорте. В первом случае
речь может идти только об организации нагрузок, тогда как во втором -
только о средствах и методах рационального увеличения двигательной
активности детей.
Как показывают специальные исследования, резкое увеличение двигательной
активности учащихся (до 30 и более часов в неделю) при среднесуточном числе
локомоций, превышающих 30 тысяч шагов, является запредельным. Такая
двигательная активность для учащихся превосходит эволюционно приобретенную
биологическую потребность человека в движениях. Вместе с тем, количество
локомоций в диапазоне около 10 тысяч шагов является явно недостаточным. При
таком числе локомоций в суточном двигательном режиме человека создается
дефицит двигательной активности, составляющий от 50 до 70%.
Как избыток, так и недостаток двигательной активности учащихся
отражаются, прежде всего, на деятельности сердечно-сосудистой системы. Даже
незначительное время отсутствия полной двигательной активности у
нетренированных людей (до 7-8 суток) ухудшает сократимость скелетных мышц,
изменяет физико-химические свойства мышечных белков. За это время из
костной ткани вымывается кальций. При этом снижается реакция организма к
факторам среды - перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода и др.
У тренированных людей эти расстройства проявляются слабее. Гиподинамия
у них приводит к расстройству, прежде всего, сложно координационных
двигательных действий. Весьма пагубна гиподинамия для детей. При
недостаточном ее объеме, дети не только отстают в развитии от своих
сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной
функции и осанке.
Достаточно большим количеством работ отечественных и зарубежных авторов
показано, что совершенствование качества двигательной деятельности,
прогрессивный рост спортивных результатов возможны только при максимальном
и высоком уровне двигательной активности. Оптимальный уровень двигательной
активности сопровождается преимущественным развитием качеств,
сопровождающих и обеспечивающих успех в избранной спортивной деятельности.
В то же время недостаточный или минимальный уровень двигательной активности
сопровождается дисгармонией основных систем организма (сердечно-сосудистой,
дыхательной, др.). Чрезмерные физические нагрузки ведут к перенапряжению
сердца.
На развитие физических качеств оптимальное влияние оказывает высокий
уровень двигательной активности, являясь двигательным базисом человека. При
высоком его уровне повышается резистентность организма к воздействию
неблагоприятных факторов внешней среды перегреванию, охлаждению, действию
ускорений и перегрузок. При этом, физическое развитие носит гармоничный
характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся.
При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из
оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее,
гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста
спортивных результатов. В то же время очевидно и другое, что нормы
двигательной активности, способствующие сохранению высокой физической и
умственной работоспособности учащихся, недостаточны для прогрессивного
роста спортивного результата учащихся детских и юношеских школ.
Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на
организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы.
При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно
ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм
занимающихся в целом и на вегетативные функции невелика. Однако, на уроках
общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного
коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и
достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.
Как уже отмечалось ранее, разные возрастные периоды для школьников
также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и
методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей
к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому
физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться
особое внимание.
Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и подростков
происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем
интенсивней, чем моложе ребенок.
Наибольшее увеличение массы тела у школьников отмечается в те же
возрастные периоды, что и повышение роста. При этом увеличение массы тела
обуславливает развитие мышечной массы и внутренних органов. Опорно-
двигательный аппарат формируется постепенно. Например, окостенение фаланг
пальцев завершается к 9-11 годам, костей запястья - к 10-13 годам, а
формирование трубчатых костей - лишь к 15-25 годам.
Оптимальный объем физических упражнений благоприятно воздействует на
развитие костного аппарата. Но если подросток выполняет неадекватную его
возрасту физическую нагрузку, то может происходить преждевременное
окостенение и прекращение роста трубчатых костей организма. Мышечно-
связочный аппарат у детей и подростков обладает хорошей эластичностью. У
них наибольшая гибкость в сравнении со взрослыми и более старшими
учащимися. В этих возрастных группах скелетные мышцы развиваются
пропорционально увеличению размеров тела, а мышечная масса опережает
развитие силы. Отставание в развитии силы, при этом, обусловлено не
физиологическим ее поперечником, а способностью включения меньшего числа
функциональных двигательных единиц в работу. Поэтому школьники младшего и
среднего возраста не могут выполнять значительную мышечную силовую
нагрузку. Развитие силовых возможностей человека заканчивается лишь к 20-25
годам. Однако, максимальная сила кистей рук у школьников-спортсменов может
быть достаточно высокой и по своим показателям приближаться к уровню
взрослых.
У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может
являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной
тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.
Базовое физическое качество выносливость развивается несколько позднее
нежели скоростные качества. Вместе с тем, при соответствующей тренировке,
показатели скоростной выносливости могут быть достаточно высокими и в
подростковом возрасте.
В центральной нервной системе процессы возбуждения и торможения у детей
обладают небольшой силой, но достаточной уравновешенностью. Сила нервных
процессов и работоспособность нервных клеток с возрастом повышаются. У
младших школьников процессы возбуждения обычно, как правило, преобладают
над процессами торможения, поэтому в начале обучения их, например, элемента
техники, происходит достаточно широкая иррадиация возбуждения. Способность
к развитию торможения в центральной нервной системе с возрастом повышается.
Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков четче выражается
в предстартовом состоянии. Школьники способны быстро усваивать новые
движения, чему в известной мере способствует высокая пластичность
центральной нервной системы, созданием предпосылок к формированию условно-
рефлекторных связей. Следовательно, обучение спортивной технике следует
начинать уже в младшем школьном возрасте.
Органы кровообращения школьников также имеют свои отличительные
особенности. Так, например, размеры и вес сердца увеличиваются параллельно
с размерами и массой тела. Физические упражнения способствуют развитию
сердечной мышцы. Однако объем и интенсивность тренировочных нагрузок при
этом должны быть адекватными возможностям организма занимающихся.
Применение же больших нагрузок может сопровождаться чрезмерной гипертрофией
сердечной мышцы. Частота сердечных сокращений в состоянии покоя, по мере
развития организма ребенка уменьшается, а систолический и минутный объемы
крови возрастают. Уже к 15-16 годам жизни эти показатели становятся такими
же, как и у взрослых. У детей, занимающихся спортом и систематически
физическими упражнениями минутный объем крови увеличивается медленнее, чем
у не занимающихся. Это объясняется экономизацией окислительных процессов в
тканях организма ребенка при занятиях физическими упражнениями.
Артериальное давление у школьников с возрастом повышается, причем у
занимающихся спортом, активно и систематически физическими упражнениями
быстрее, чем у не занимающихся ими.
При выполнении одинаковой (стандартной) мышечной работы частота
сердечных сокращений в большей степени увеличивается у младших школьников,
в сравнении с более старшими, а восстановление этого показателя у них
происходит медленнее. Ухудшение сосудистых реакций у подростков отмечается
лишь тогда, когда они систематически не занимаются физическими
упражнениями. У школьников-спортсменов и занимающихся физическими
упражнениями систематически, эффективность сосудистых реакций с возрастом,
а, следовательно, и с улучшением адаптивных способностей организма к
мышечной деятельности увеличивается. Это играет существенную роль в
повышении работоспособности, так как сосудистые реакции обеспечивают
рабочую гиперемию мышц.
У старших школьников увеличение грудной полости и развитие дыхательных
мышц способствует повышению общей и жизненной емкости легких. Потребление
кислорода, легочная вентиляция в состоянии покоя увеличиваются с возрастом,
параллельно с ростом общей массы тела и развитием скелетной мускулатуры
школьников. Частота дыхания с возрастом уменьшается, легочная же вентиляция
увеличивается, обеспечивая при этом более углубленное дыхание. При
выполнении упражнений предельной мощности, когда показатель потребления
кислорода становится равным максимальной величине (МПК), у 17-ти летних
потребление кислорода повышается до 5 л/мин и более. У 13-ти летних
школьников этот показатель не превышает в среднем - 2,5-л/мин. При больших
физических нагрузках (особенно при динамической циклической работе
субмаксимальной и умеренной мощности) решающим является не только аэробная,
но и анаэробная производительность, т.е. способность выполнять работу при
недостаточном снабжении организма занимающегося кислородом. Оценивать эту
способность можно по произвольной задержке дыхания. При этом нужно иметь в
виду то, что чем дольше человек способен задержать дыхание, тем лучше
адаптированы ткани его организма к недостатку кислорода. При этом,
показатель задержки дыхания у детей ниже в сравнении со взрослыми, а,
следовательно, ткани их организма меньше приспособлены к деятельности его
при понижении кислорода в крови.
У школьников, в сравнении со взрослыми, отмечается более высокий обмен
веществ и энергии, что является одной из главных особенностей бурно
растущего организма. Основной обмен (расход энергии в состоянии покоя) идет
тем интенсивнее, чем моложе организм ребенка. Нормальное физическое
развитие школьника предполагается тогда, когда процессы ассимиляции
преобладают над процессами диссимиляции. Поэтому питание его должно быть
достаточным по калорийности и полноценным по содержанию необходимых
питательных веществ, которые содержат компоненты белковой пищи, т.к. белки
являются основным пластическим материалом, строящим ткани организма
ребенка.
Процесс управления физическими движениями школьника обусловлен сложной
деятельностью отделов головного мозга. При этом созревание нервных клеток,
которые участвуют в управлении движениями, заканчивается к 13-14 годам. С
этого возраста движения у школьников могут быть такими же хорошо
координированными, как и у взрослых. Поэтому у подростков появляется
реальная возможность по освоению достаточно сложной спортивной техники, как
и у взрослых. Вместе с тем, проприорецептивная чувствительность (точная
информация об особенностях работы мышц) полностью формируется к 13-14
годам. Поэтому подростки могут достаточно точно оценивать свои движения при
выполнении физических упражнений, что весьма важно при всех видах
тренировочной работы.
По мере развития и совершенствования двигательного анализатора (системы
проприорецепторов мышц, связок, сухожилий, суставных сумок, а также
центров, воспринимающих проприоцептивные импульсы) у школьников
совершенствуются способности к ориентации во времени и пространстве. В
отличии от подростков, ошибки в ориентации у школьников младших классов
значительны.
Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как отмечалось
выше, должны учитываться при выборе спортивной специализации и
профессиональной деятельности.
Научно-технический прогресс, экологические факторы, стресс, климато-
географические особенности, социально-экономические и политические
преобразования являются факторами существенно влияющими на психо-
эмоциональное состояние человека, его здоровье и физическую и умственную
работоспособность.
В ряде передовых стран мира имидж физического благосостояния человека
достаточно высок (США, Германия, Китай и др.). В России декларации о
здоровом образе жизни чаще всего остаются благими пожеланиями.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним
из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма
детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в
различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреакционной, которые не
требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения
занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в
достижении поставленных им в жизни целей.
Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет
преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-
оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся
общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и
педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания, о чем
речь пойдет ниже.
1.Особенности развития детей среднего школьного возраста.
В 13-15 лет, когда в достаточной степени у подростков уже достигнуты
уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим,
появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы
центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания
у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая
склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует
исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной
перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму.
Правильно и рационально построенная система занятий физическими
упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции
биологических процессов, усиливает рост и. развитие органов и тканей.
Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов)
является углубленное обучение базовым двигательным действиям . При этом
более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов
спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и
плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене,
влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную
нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на
развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких
проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи
со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах
занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь
же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта,
инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники
безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой
(первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов,
охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного
возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего
организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении
школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из
основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и
тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и
подготовленности подростков и их функционального состояния.
В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки
(морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными
дв

Новинки рефератов ::

Реферат: Классификация международного Олимпийскрго движения (Спорт)


Реферат: Роль углеводов и жиров в повышении морозоустойчивости растений (Биология)


Реферат: Отношения России с Индией (История)


Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Мифология)


Реферат: Недействительность сделок по гражданскому законодательству (Гражданское право и процесс)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Решение задач линейного программирования (Математика)


Реферат: Полупроводниковые материалы в металлургии (Металлургия)


Реферат: Ту-95 (Авиация)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования (Шпаргалка) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Большой Сфинкс в Гизе (Искусство и культура)


Реферат: Язык жестов А. Пиза (Психология)


Реферат: Французский театр (Искусство и культура)


Реферат: Техника бега на короткие дистанции (Физкультура)


Реферат: Программа по Технологии (Педагогика)


Реферат: Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров (Педагогика)


Реферат: Социология труда (Социология)


Реферат: Некоммерческие организации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Исследование причин самоубийств (Социология)


Реферат: Организация строительного производства (Строительство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист