GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Международное право в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Международное право в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


[pic]
Министерство общего и профессионального образования
Волжский Гуманитарный Институт
Волгоградского Государственного Университета



кафедра правовых дисциплин



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По международному публичному праву

На тему: "Международное право в вооружённых конфликтах."



выполнил:
студент V курса юридического
факультета группы ЮЗ-942
Петренко С.Н.



научный руководитель:
Шевельков А. А.



Волжский 1999г.

Содержание:



Содержание: 2


Принцип невмешательства в культуру государства. 3


Необходимость международно-правовой регламентации ведения войны 4


Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны. 6


Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. 7


Участники военных действий. 9


Средства и методы ведения войны. 12


Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей. 16


Нейтралитет в войне. 19


Окончание войны и его правовые последствия. 21


Литература: 23



Принцип невмешательства в культуру государства.

В настоящее время этот принцип наиболее актуален для России.
Американские ,
японские фильмы наводнили российские киноэкраны. В большинстве случаев эти
фильмы с сюжетом, который не желательно смотреть нашим детям, так как они
они сопровождаются жестокостью и развратом. Кроме фильмов на российском
рынке продаётся множество жестоких компьютерных игр (например Doom, Quake,
Blood, Hife life) которые учат жестокости и поражают количеством
присутствующей в них крови. Можно отнести сюда и всемирную компьютерную
сеть Internet со своими эротическими журналами ( например Penthouse,
Playboy).
Для обеспечения этого принципа мехжународного права требуется жёсткий
ценз на телерадиокомпаниях и рынках компьютерной продукции, а также
установить специальное время для показа фильмов не желательных для
просмотра детьми, и лицами с неустойчивой психикой.

Необходимость международно-правовой регламентации ведения войны


Нормы международного права действуют не только в мирное, но и в военное
время, в период вооруженных конфликтов. Необходимость существования и
совершенствования таких норм диктуется реалиями общественной жизни, которая
дает нам многочисленные примеры различного рода войн и вооруженных
конфликтов. Только после второй мировой войны их уже насчитывается более
200. Независимо от своего социального характера и целей
(межгосударственные, гражданские войны), законности (оборонительные,
национально-освободительные, военные санкции на основе Устава ООН) или
незаконности (агрессивные войны, вооруженная агрессия) все они
характеризуются применением вооруженных средств борьбы, в ходе которой
воюющие, а также не участвующие в военном конфликте стороны должны
соблюдать существующие на этот случай специальные нормы международного
права. Такие нормы часто называются законами и обычаями войны, или
международным гуманитарным правом. Нормы последнего наряду с правом
международных договоров относятся к старейшим отраслям международного
права. Предназначение этих специфических международно-правовых норм
заключается в ограничении выбора средств и методов вооруженной борьбы,
запрещении наиболее жестоких из них. Они защищают гражданское население и
кул ьтурные ценности, положение нейтральных сторон в случае вооруженного
конфликта и устанавливают уголовную ответственность за их нарушение при
совершении военных преступлений. Тем самым эти нормы объективно содействуют
гуманизации войн и ограничению масштабов и последствий для народов
вооруженных конфликтов.
Действующие нормы международного права, регламентирующие ведение войны,
распространяются как на международные вооруженные конфликты, так и в
определенном объеме на вооруженные конфликты немеждународного характера.
К международным вооруженным конфликтам относятся вооруженные
столкновения между государствами, конфликты, в которых народы ведут борьбу
против колониального господства и иностранной оккупации и расистских
режимов в осуществление своего права на самоопределение, закрепленного в
Уставе ООН и в других международно-правовых актах.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся
столкновения между правительственными силами и антиправительственными
вооруженными формированиями или вооруженными группами в ходе гражданской
войны и других военных действий.
Международное право, действующее во время вооруженных конфликтов,
содержит нормы, которые для одних государств являются договорными, а для
других - обычными, но в силу своей общепризнанности обязательны для всех
государств. Например, в Женевском протоколе 1925 года о запрещении
применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и
бактериологических средств войны участвуют не все государства, но его нормы
как общепризнанные обязательны для всех.

Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.


Среди действующих международно-правовых актов, регламентирующих
поведение государств и других участников во время вооруженных конфликтов,
находятся Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов об открытии военных
действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях
нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны, об обращении
торговых судов в военные и некоторые другие. Их положения были развиты в
Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны (об обращении с
военнопленными, об улучшении участи раненых и больных, о защите
гражданского неселения и др.), которые впервые распространили правила
ведения войны на национально-освободительные и гражданские войны, признали
права комбатантов за партизанами и участниками движений сопротивления. В
1977 году к Женевским конвенциям 1949 года были приняты два Дополнительных
протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных
конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов
немеждународного характера. Протоколы еще больше расширили круг лиц,
находящихся под защитой международного гуманитарного права. Оба Протокола
были ратифицированы Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. Протоколы
вступили в силу.
В число международно-правовых актов, специально запрещающих некоторые
средства ведения войны, входят: Петербургская декларация об отмене
употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, упоминавшийся
Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и
бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства
и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного
оружия и об их уничтожении 1972 года . Конвенция о запрещении военного или
любого иного враждебного использования средств воздействия на природную
среду 1977 года . Конвенция о запрещении или ограничении применен ия
конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими
чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года и
три Протокола к этой Ко нвенции, запрещающие или ограничивающие применение
мин, мин-ловушек, зажигательного оружия, и др. В 1954 году была заключена
Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта, известная под названием "Пакт Рериха", по имени великого
русского художника и мыслителя, выдвинувшего идею заключения такой
Конвенции. Советский Союз в свое время ратифицировал все указанные
конвенции, и по правопреемству они обязательны для России.

Начало войны и его правовые последствия. Театр войны.


Международное право требует, чтобы война заранее объявлялась. Ш
Гаагская конвенция 1907 года предусматривает, что военные действия между
государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного
предупреждения. Оно может иметь две формы: мотивированное объявление войны
и ультиматум, т.е. категорическое, не допускающее никаких возражений
требование одного государства к другому под угрозой в случае невыполнения
начать против него войну. Хотя, согласно международному праву, сам факт
объявления войны, не являющейся актом самообороны, считается одним из видов
агрессии, нарушение требования ее предварительного объявления еще больше
отягощает это преступление. Как известно, нападение Германии на СССР 22
июня 1941 г. было совершено без объявления войны и без предъявления каких-
либо претензий к Советскому Союзу. Официальное уведомление о начале войны
было сделано после нападения, когда уже вовсю шли военные действия. Этот
факт специально отмечен в приговоре Нюрнбергского военного трибунала.
Наступление состояния войны влечет за собой целый ряд международно-
правовых последствий независимо от фактического начала военных действий.
Последние вообще могут не начаться, тем не менее состояние войны с его
юридическими последствиями будет сохраняться вплоть до его прекращения.
К важнейшим правовым последствиям состояния войны относятся:
прекращение всех мирных отношений между воюющими государствами, в том числе
дипломатических, консульских, торговых и иных. Их дипломатические и другие
представительства закрываются, а персонал покидает пределы данных
государств. Иногда это сопряжено с большими трудностями и занимает много
времени, особенно если боевые действия идут между соседними государствами.
Так, после нападения Германии на СССР 22 июня 1941 г. советские дипломаты и
работники других советских учреждений покидали Берлин окружным путем через
Прагу, Вену, Белград, Софию, Стамбул и Анкару. В Москву они прибыли спустя
почти месяц после начала войны.
Защита прав и интересов граждан воюющих государств поручается какому-
либо нейтральному государству с его согласия. Граждане могут быть
ограничены в отношении выбора места жительства, передвижения, вплоть до
поселения в специально отведенных местах (интернирования). Однако
собственное имущество неприятельских граждан является в принципе
неприкосновенным, в отличие от собственности неприятельского государства,
которая конфискуется (кроме имущества дипломатического и консульского
представительств). Запрещаются торговые и иные сделки с юридическими лицами
неприятельского государства. Торговые суда, под его флагом оказавшиеся в
портах или территориальных водах другого воюющего государства, могут быть
задержаны на время войны и возвращены после нее, а военные суда -
конфискованы как собственность неприятельского государства.
Договоры между воюющими государствами (в зависимости от их вида и
характера) прекращаются или приостанавливаются. Начинают действовать
договоры, специально рассчитанные на случай возникновения войны - Гаагские
и Женевские конвенции и др.
Война развертывается на определенной территории как воюющих государств,
так и на международной (в открытом море и т.д.); эта территория становится
театром войны. Она включает в себя сухопутную, водную и воздушную
территории этих государств, а также открытое море и воздушное пространство
над ним, где могут вестись военные действия. Не должны быть театром войны
территории нейтральных государств, в том числе постоянно нейтральных, и
нейтрализованные территории, которые специальными соглашениями государств
изъяты из военных действий. К ним относятся такие территории, как
Магелланов пролив, Суэцкий канал, Аландские острова, архипелаг Шпицберген,
Антарктика и др. Из театра войны может исключаться часть государственной
территории для создания специальных (например, санитарных) зон и
местностей. Современное международное право изымает из театра войны
открытые города и центры сосредоточения очень больших культурных ценностей.
Во время второй мировой войны открытыми городами были объявлены Париж и
Рим. Сейчас эти нормы предусмотрены в Гаагской конвенции о защите
культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года (ст. 8) и в
Дополнительном протоколе I 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года
(ст.ст. 59 и 60).

Участники военных действий.


Важнейшим принципом международного права, действующим во время войны,
является принцип ведения военных действий только против вооруженных сил
неприятельского государства, но не против его мирного населения, которое
считается неприкосновенным. Тотальная война, когда не проводится различие
между вооруженными силами и мирными гражданами, становящимися объектом
вооруженных действий, преступна. Но и вооруженные силы с точки зрения
правомерности применения против них оружия неоднородны. В их составе
различаются сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).
Комбатантами называются лица, входящие в состав вооруженных сил
находящихся в конфликте сторон и имеющие право принимать непосредственное
участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I 1977
г.). Они непосредственно ведут боевые действия против неприятеля с оружием
в руках, и только к ним применимо военное насилие, вплоть -до физического
уничтожения. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными. К
комбатантам относятся:
1) личный состав регулярных вооруженных сил (сухопутных, военно-
морских, воздушных и др.);
2) иррегулярные силы — партизаны, личный состав ополчений и
добровольческих отрядов, но если они: а) имеют во главе лицо, ответственное
за своих подчиненных, б) имеют определенный, явственно видный издалека
отличительный знак, в) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны,
г) открыто носят оружие во время каждого военного столкновения, а также в
то время, когда они находятся на виду у противника (в том числе с помощью
оптических приборов) в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего
началу нападения, в котором они должны принять участие;
3) экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов
воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;
4) бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся
против колониализма, расизма и иностранного господства;
5) население неоккупированной территории, которое при приближении
неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев
сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и
соблюдает законы и обычаи войны).
Не признаются в качестве комбатантов наемники. Это лица, вступающие за
плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных (колониальных,
расистских и иных подобных) режимов. Наемники не находятся под
покровительством международного права и наказываются как уголовные
преступники. В отличие от добровольцев наемники не включаются в личный
состав вооруженных сил и не могут рассматриваться как законные комбатанты.
В ООН создан специальный комитет для разработки конвенции о борьбе с
вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в которой
эти действия должны рассматриваться как международное преступление. Не
относятся к наемникам военные инструкторы и советники. Эти лица
направляются в другое государство на основе двусторонних соглашений для
оказания помощи ему в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров и
обучения войск, но непосредственного участия в боевых действиях они не
принимают. В условиях войны иногда возникает также вопрос о разграничении
понятий военного шпиона (лазутчика) и военного разведчика. Военный шпион
(лазутчик) - это человек, скрывающий свое настоящее лицо и свою
деятельность, тайно собирающий сведения о вооруженных силах противника.
Военные разведчики, проникающие в расположение противника, действуют
открыто в военной форме, не скрывают своей принадлежности к вооруженным
силам. Поэтому в случае попадания в руки неприятеля они как комбатанты
считаются военнопленными и за свою разведдеятельность не должны
подвергаться, в отличие от лазутчиков, никакому наказанию. Во время второй
мировой войны в связи с этим остро вставал вопрос о военных парашютистах.
Германское командование в 1942 году издало специальный приказ, согласно
которому парашютисты противника подлежали уничтожению, "даже если они с
внешней стороны выглядят, как солдаты, и одеты в форму". Это было грубым
нарушением IV Гаагской конвенции 1907 года, которая четко устанавливает,
что лица, выполняющие военное задание в тылу противника и носящие форму
своей армии, рассматриваются как военные разведчики и в случае их захвата
пользуются режимом военного плена. Международный военный трибунал в
Нюрнберге в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее
нарушение законов и обычаев войны.
В состав вооруженных сил воюющих сторон входят, как уже говорилось,
некомбатанты. В отличие от комбатантов, их функции сводятся лишь к
обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил. Они вправе
применять оружие только для самообороны. К некомбатантам относятся
медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты,
репортеры, духовные лица. К некомбатантам не должно применяться оружие.
Однако если они в силу обстоятельств непосредственно принимают участие в
боевых действиях, они становятся комбатантами со всеми вытекающими
последствиями. В случае захвата неприятелем на них тоже распространяется
режим военного плена (за исключением лиц медицинского и духовного
персонала, которые могут продолжать свои медицинские и духовные
обязанности).
Особый правовой статус имеют парламентеры. Парламентером называется
лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным
командованием неприятеля. Согласно IV Гаагской конвенции 1907 года, как сам
парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо,
несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности.
Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может
быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна
быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск.
Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство является видом
военных преступлений, которое совершали фашистские армии (скажем, убийство
советских парламентеров в районе Будапешта в 1944 г.).


Средства и методы ведения войны.


Еще IV Гаагская конвенция 1907 года установила норму, согласно которой
"воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения
вреда противнику". Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским
конвенциям 1949 года подтвердил и развил эту норму, подчеркнув, что "в
случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте,
выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным" (ст.
35). Таким образом, с точки зрения международного права, все средства и
методы ведения войны делятся на дозволенные (правомерные) и недозволенные
(противоправные, незаконные).
Противоправными являются все виды оружия, применение которых
противоречит принципам и нормам международного права, действующим во время
войны, К ним относятся пр ежде всего оружие массового уничтожения людей, а
также оружие, способное причинять излишние повреждения или излишние
страдания, и, наконец, средства, имеющие цель причинить или способные
причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
Некоторые из недозволенных средств прямо запрещены международными
соглашениями, указанными выше. Это разрывные пули либо снаряды, содержащие
горючие и зажигательные вещества весом менее 400 г (Петербургская
декларация 1868 г.), пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в
человеческом теле (Декларация 1899 г.), яд и отравленное оружие (IV
Гаагская конвенция 1907 г.), удушливые, ядовитые или другие подобные газы и
вещества и бактериологические средства (Женевский протокол 1925 г.), любое
другое биологическое, а также токсинное оружие (Конвенция 1972 г.), любое
зажигательное оружие, включая напалм и фосфорные бомбы, против гражданского
населения и невоенных объектов, любое оружие, основное действие которого
заключается в нанесении повреждения осколками, которые не обнаруживаются
рентгеном (стекло, пластмасса и т.п., как, например, шариковые и игольчатые
бомбы), мины-ловушки и другие устройства, которые ассоциируются с детскими
игрушками и предметами медицинской помощи, все другие конкретные виды
обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения
или иметь неизбирательное действие (Конвенция 1980 г.).
Другие из недозволенных, противоправных средств пока не являются
объектом прямого запрета в конкретных международных договорах. Это ядерное,
нейтронное, радиологическое, иные новые виды оружия: инфразвуковое (для
поражения внутренних органов человека), генетическое (для нарушения
механизма наследственности), этническое (для избирательного поражения
представителей отдельных групп населения), психотропное (для воздействия
на психику человека в военных целях), геофизическое (для искусственного
изменения окружающей среды и климата). За их безусловный запрет идет борьба
прогрессивных сил на международной арене. Однако отсутствие прямого запрета
не делает эти в иды оружия дозволенными, законными с точки зрения
международного права. Например, характер ядерного оружия таков, что его
применение на войне неизбежно связано с гибелью сотен тысяч людей, главным
образом мирного населения, находящегося под защитой международного права.
Кроме фугасного действия огромной разрушительной силы, оно обладает
биологическим и отравляющим действием, сходным с этими запрещенными видами
оружия. Оно действует и как слепое неизбирательное оружие, уничтожая не
только военные объекты, но все живое на огромных пространствах за пределами
театра войны. Поэтому ядерное оружие уже сейчас стоит вне международного
права, является противоправным. Его безусловное и полное запрещение
договорным путем - обязанность государств. То же самое относится ко всем
другим видам оружия массового уничтожения (см. гл. 11).
Наряду с недозволенными средствами войны международное право
ограничивает или запрещает некоторые методы ведения войны. К ним относятся
прежде всего вероломные методы. Международное право с древности не
дозволяло государствам прибегать на войне к вероломству (см. гл. 2). IV
Гаагская конвенция 1907 года запрещает такие вероломные методы:
предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам
неприятеля; убивать или ранить сдавшихся; объявлять, что никому не будет
пощады; незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом,
флагом Красного Креста, военными знаками и форменной одеждой неприятеля.
Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским конвенциям, давая общее
определение вероломства как обмана доверия относительно международно-
правовой защиты, причисляет к нему симулирование намерения вести переговоры
о перемирии, выхода из строя вследствие ранений или болезни, симулирование
капитуляции. В то же время международное право не запрещает военные
хитрости, поскольку они не обманывают доверия противной стороны
относительно защиты, предоставляемой международным правом: использование
маскировки, ложных операций, передвижения войск, дезинформация противника и
др. (ст. 37).
К недозволенным методам ведения войны относятся далее бомбардировка
каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ или
строений, уничтожение или разрушение памятников культуры, храмов,
госпиталей. Запрещается отдавать на разграбление города или местности, даже
взятые приступом.
Международная конвенция 1977 года запретила военное или любое иное
враждебное использование средств воздействия на природную среду путем
преднамеренного управления природными процессами: динамики, состава или
структуры Земли (включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу) или
космического пространства (ст. II). Недопустимо использовать в военных
целях искусственно вызываемые явления: землетрясения, цунами, нарушение
экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды
(облаков, осадков, циклонов, штормов) и климата, в океанских течениях, в
состоянии озонового слоя и ионосферы. Некоторые из этих процессов, например
изменение элементов погоды, уже сейчас возможны, другие - скажем, поворот
океанских течений, изменение направления ураганов, - пока не подвластны
человеку, но могут стать таковыми в будущем.
Международное право запрещает варварские методы ведения войны, такие,
как жестокое обращение с мирным населением, взятие и убийство заложников,
применение пыток, истязаний, и т.п. Дополнительный протокол I 1977 года
запрещает отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим
противнику или вести военные действия на такой основе (ст. 40). Запрещается
использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения
войны (ст. 54).
Имеются определенные особенности в правилах морской войны. Они
регулируются Декларациями о праве морской войны 1856 и 1909 годов,
Гаагскими конвенциями 1907 года, Ни-онским соглашением 1937 года и
некоторыми другими. Правила касаются таких средств и методов ведения
морской войны, как мины, подводные лодки, морская блокада, обращение
торговых судов в военные, нейтралитет. Мины считаются дозволенным
средством морской войны, однако они не должны создавать опасности для
мирного мореплавания и торговли нейтральных государств. Воюющие государства
не имеют права ставить мины в водах нейтральных государств, а также в водах
нейтрализованных территорий. По окончании войны воюющие должны
разминировать соответствующие участки и сообщить о них другим государствам.
Нарушением международного права считаются вероломные действия подводных
лодок, в частности потопление торговых судов без предупреждения. Пассажиры,
экипаж и судовые документы должны быть доставлены в безопасное место.
Морская блокада, т.е. преграждение военно-морскими силами воюющего
государства доступа с моря судов к берегам противника, чтобы прервать его
морские коммуникации, не должна применяться в отношении нейтрального
побережья. В то же время торговые суда нейтральных государств, пытающиеся
прорваться к блокированному побережью, подлежат потоплению либо захвату и
конфискации вместе с грузом. Захваченные суда относятся к так называемым
призам (наряду с захваченными торговыми судами противника), а нормы
международного права, определяющие порядок и основания их захвата,
составляют призовое право. Морская блокада, предпринятая агрессором, сама
является актом агрессии и незаконна. Блокада законна лишь при осуществлении
права на индивидуальную или коллективную самооборону или по решению Совета
Безопасности ООН в качестве санкции.
В международном праве нет специальных норм, относящихся к воздушной
войне. К ней применяются положения Гаагских конвенций 1907 и 1954 годов.
Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов 1977 года,
относящиеся к сухопутной и морской войне: запрещение бомбардировок
незащищенных городов и селений, памятников культуры, сооружений и
установок, содержащих опасные силы (атомные электростанции, плотины и
дамбы) и др.

Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.


К жертвам войны относятся: военнопленные, раненые и больные и лица,
потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, а также
гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Каждая из
этих категорий лиц находится под защитой одной из четырех соответствующих
Женевских конвенций 1949 года и дополнительных протоколов 1977 года.
Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех
обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то
ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола,
происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных
критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую
неприкосновенность, в частности убийства, нанесение увечья, жестокое
бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое
достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение
наказания без суда, наказание за несовершенные правонарушения, в том числе
коллективные наказания. Особой защитой и покровительством пользуются дети.
К женщинам предписывается относиться с особым уважением.
С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается
убивать, а так же подвергать физическому калечению, научным или
медицинским опытам. Они считаются находящимися временно во власти
неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому
воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или
запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-
женщинами обращаться не хуже, чем с мужчинами, не применять к военнопленным
никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений
(военнопленный обязан сообщать только свою фамилию, имя, звание, дату
рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они
не могут привлекаться в работам военного, опасного для здоровья и
унизительного характера. Военнопленные могут поселяться в специальных для
них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской
помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть
индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только
один раз за один и тот же проступок или преступление. Побег военнопленного
не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь
дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны
освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания
всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных
соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по
соглашениям и до окончания войны.
Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни
пользуются особой защитой. Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные
протоколы к ним 1977 года обязывают воюющие стороны обеспечивать
медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически
запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать,
подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным.
Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших,
хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на
море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и
больных и ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать
госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные
формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не
могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной
эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным
полумесяцем или красным львом. Госпитальные суда должны окрашиваться в
белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее
доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам
военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных,
находящихся у них, и об их смерти.
Под международно-правовой защитой от последствий военных действий
находятся гражданское население и гражданские (невоенные) объекты. Основной
нормой здесь является требование проводить различие между гражданским
населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными
объектами и соответственно направлять свои действия только против военных
объектов (ст. 48 Дополнительного протокола I 1977 г.). Мирное гражданское
население неприкосновенно. Оно не должно быть объектом насилий (ст. 51).
При любых обстоятельствах оно имеет право на гуманное обращение и защиту от
любых актов насилия, запугивания, террора и оскорблений. Оно не может быть
объектом репрессалий. Не должны подвергаться нападению и уничтожению
объекты, необходимые для выживания гражданского населения (скот, посевы,
продукты питания, запасы воды и т.п.).
Интернированные гражданские лица должны размещаться отдельно от
военнопленных.
Территория одного из воюющих государств может временно попасть под
оккупацию войск противника. На такую территорию распространяется режим
военной оккупации. Военная оккупация является одним из видов военных
операций, поэтому она не влечет за собой перехода суверенитета к оккупанту
и не считается аннексией. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1907 и
1954 годов и четвертой Женевской конвенцией 1949 года оккупирующая держава
не пользуется неограниченной свободой действий на оккупированной
территории, а несет ряд обязанностей. Она должна принять все меры для
восстановления и обеспечения общественного порядка и безопасности
населения, снабжать его продовольствием и санитарными материалами,
обеспечивать сохранность культурных ценностей. Честь и семейные права и
убеждения населения должны уважаться. Движимая частная собственность не
может быть конфискована. В исключительных случаях оккупант вправе временно
использовать только недвижимую частную собственность в военных целях.
Общественная собственность (сельских общин, церквей, благотворительных и
научных учреждений, сельскохозяйственных кооперативов и т.п.) приравнена в
своем режиме к частной собственности. Ее конфискация и разрушение
запрещаются. Конфискована может быть только государственная движимая
собственность (деньги, валюта, склады оружия, средства передвижения,
подвижной состав железных дорог и т.п.), а также трофеи, взятые у
неприятеля на поле боя.
Оккупирующей державе запрещается: угонять и депортировать население
оккупированной территории или перемещать на нее свое население, изменять
гражданство детей и разлучать их с родителями, принуждать население
оккупированной территории служить в вооруженных силах оккупанта и выполнять
работы военного характера, уничтожать или вывозить культурные ценности и
т.д.
Во время второй мировой войны эти нормы международного права грубо
нарушались фашистской Германией. Военные преступления имеют место и в наши
дни. Российское законодательство предусматривает строгую ответственность за
нарушение законов и обычаев войны.

Нейтралитет в войне.


Какой бы всеохватывающий характер ни носила война, в ней всегда есть
невоюющие, или нейтральные, государства. В международном праве различаются:
постоянно нейтральные государства, нейтральные государства в данной войне,
другие невоюющие государства.
Постоянно нейтральное государство - такое, которое взяло на себя
обязательство никогда не принимать участия в войне, кроме случаев
самообороны от агрессии, не вступать ни в какие военные союзы (в том числе
оборонительные и двусторонние договоры о взаимной помощи), не предоставлять
своей территории для иностранных военных баз и других военных целей. Такое
государство не вправе вступать также в политические и экономические
группировки, связанные с военными блоками, обладать ядерным и другим
оружием массового уничтожения. Постоянный нейтралитет действует как во
время мира, так и во время войны.
Постоянно нейтральное государство является полноправным субъектом
международного права. Оно, в частности, может вступать в универсальные
международные организации, служащие целям всеобщего мира и безопасности, и
участвовать в невоенных санкциях, предпринимаемых ими против агрессора.
Различается постоянный нейтралитет признанный и гарантированный.
Примером признанного постоянного нейтралитета является нейтралитет
Австрии, который был признан государствами, в том числе СССР, подписавшими
в 1955 году Австрийский государственный договор, а примером
гарантированного - постоянный нейтралитет Швейцарии, гарантированный в
Декларации Венского конгресса 1815 года его участниками, в том числе
Россией. В 1981 году нейтральным и неприсоединившимся государством
провозгласила себя Мальта, а в 1989 году Декларацию о постоянном
нейтралитете приняла Камбоджа.
В случае возникновения войны государства, не пожелавшие принять в ней
участие, могут объявить о своем нейтралитете в специальном заявлении или
декларации (провозглашенный нейтралитет). Иногда они заранее на этот случай
заключают специальные договоры о нейтралитете, по которым обязываются
соблюдать в отношении друг друга нейтралитет во время войны (договорный
нейтралитет). Права и обязанности нейтральных государств в сухопутной войне
регулируются V Гаагской конвенцией, а в морской войне — XIII Гаагской
конвенцией 1907 года. В соответствии с ними территория нейтральных
государств не может быть театром войны, использована воюющими в военных
целях, на ней нельзя создавать учреждений по формированию и вербовке
военных отрядов. Воюющие не должны допускать ввода своих войск на
территорию нейтралов; в случае их обнаружения нейтральное государство
обязано разоружить и интернировать их до окончания войны. Любое
посягательство на территорию нейтрального государства может быть отражено с
помощью вооруженной силы, причем эти действия не считаются враждебными.
Нейтральные государства могут беспрепятственно вести морскую и другую
торговлю с другими нейтральными и воюющими государствами. Однако
нейтральное государство не имеет права предоставлять воюющим военные суда,
вооружение, боеприпасы и предметы, служащие военным целям. Они составляют
военную контрабанду и могут быть конфискованы воюющими государствами. В
морской войне корабли воюющих не должны находиться на рейдах и в
территориальных водах нейтралов свыше 24 часов (за исключением того, когда
они потерпели аварию или когда их выходу препятствует шторм). Недопустимы
никакие военные и иные действия воюющих в воздушном пространстве
нейтральных государств.

Окончание войны и его правовые последствия.


Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния
войны, т.е. восстановление между воюющими сторонами мирных отношений с
вытекающими отсюда важными международно-правовыми последствиями.
Государства, как правило, восстанавливают прерванные войной
дипломатические, консульские и торговые отношения, снимают юридические
ограничения в отношении граждан (и юридических лиц), которые в связи с
войной рассматривались в качестве граждан вражеского государства,
устраняются другие юридические последствия, вызванные состоянием войны.
Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных
действий.
Наиболее частым способом прекращения военных действий является
перемирие. Оно может быть частным (на отдельном участке фронта) или общим
(по всему фронту); срочным и бессрочным. Срочное перемирие может быть
прервано с истечением установленного в нем срока, наступлением оговоренного
в соглашении о перемирии условия или события. При бессрочном перемирии
воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но заранее
предупредить об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной
из сторон дает право другой отказаться от него и возобновить военные
действия. Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета
Безопасности ООН.
Военные действия могут прекращаться также на основе капитуляции. В
отличие от перемирия, которое является результатом соглашения между
воюющими, при капитуляции прекращение военных действий происходит на
условиях, поставленных победителем. Капитуляция может быть простой, или
обычной, местной (отдельной крепости, района) и общей. Она может быть
безоговорочной, которая подписывается без всяких условий и оговорок со
стороны побежденного (безоговорочная капитуляция Германии и Японии в 1945
г.).
В большинстве случаев ни перемирие, ни капитуляция не прекращают
состояния войны. Для юридического прекращения такого состояния государства
прибегают к различным международно-правовым средствам и формам. Это может
быть односторонний акт, являющийся результатом инициативы одной стороны.
Так, в 1951 году Англия, Франция и США - каждая в отдельности -
односторонне заявили о прекращении состояния войны с Германией. 25 января
1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было прекращено состояние
войны между СССР и Германией. Все ограничения в отношении германских
граждан, возникшие в связи с войной, были отменены.
Прекращение состояния войны может быть результатом двусторонней
декларации, когда оно основано на соглашении государств. Например, 19
октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию, согласно
которой между ними прекращалось состояние войны и восстанавливались "мир и
добрососедские дружественные отношения", включая дипломатические и
консульские отношения.
Специальной международно-правовой формой, предназначенной для
прекращения состояния войны, является мирный договор. В мирном договоре
наиболее полно и всесторонне решаются вопросы, связанные с восстановлением
мирных отношений, в том числе территориальные вопросы, судьбы довоенных
договоров, вооруженных сил побежденного государства, военнопленных,
возмещения ущерба (репараций), ответственности военных преступников. На
основе мирных договоров в 1947 году их участниками было прекращено
состояние войны с бывшими союзниками Германии - Финляндией, Италией,
Венгрией, Болгарией, Румынией. Последняя черта под второй мировой войной в
Европе была подведена Договором об окончательном урегулировании в отношении
Германии, подписанным СССР, США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ 12
сентября 1990 г. Этот договор содержит большинство положений, которые
обычно являются объектом мирных договоров.

Литература:



1.Арцибасов И.Н; Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика,
дипломатия. М., 1989;

2.Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М ., 1984;

3.Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное
право. М ., 1976.





Реферат на тему: Международное право в период вооруженных конфликтов

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Факультет международного права и международных отношений



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: “МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО” на тему: “Международное право в период
вооруженных конфликтов”



Выполнил:
студент III-го курса ОДО В. Е. Резников



Принял:
Е. Г. Петренко



г. Краснодар, 2000 г.

Содержание


Введение 3


Право вооруженных конфликтов: понятие, предмет регулирования 4

1.1. Краткое ведение в историю вопроса 4
1.2. Право вооруженных конфликтов как отрасль международного права 6
1.3. Цели и задачи международно-правовой регламентации вооруженных
конфликтов. Виды вооруженных конфликтов 8

Правовая регламентация стадий и отдельных режимов ведения войны 11

2.1. Начало войны и ее правовые последствия. Театр войны 11
2.2. Правовое положение участников вооруженных конфликтов 12
2.2.1. Нейтралитет во время войны 14
2.3. Средства и методы ведения войны 15
2.3.1. Средства и методы ведения морской войны 16
2.3.2. Средства и методы ведения воздушной войны 18
2.4. Режим военной оккупации 18

Защита прав личности во время вооруженного конфликта 20

3.1. Правовой режим раненных и больных 20
3.2. Режим военного плена 21

Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния
войны 22


Заключение 24


Список использованных нормативных актов и литературы 25



Введение


Постановка научной проблемы, касающейся норм права, применяемых в
период вооруженной борьбы, обусловлена достигнутым уровнем развития данной
отрасли международного права, так как назрела необходимость по-новому
подойти к научной характеристике отдельных ее положений. Современное
международное право представляет собой сложную систему юридических норм и
принципов, в которых находят свое выражение объективные закономерности
развития международных отношений. Система международного права, являясь
отражением постоянно развивающихся международных отношений, сама постоянно
развивается.
Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не
ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные
конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных
отношениях, государства не редко еще прибегают к ней для разрешения
возникающих между ними споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает
необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в
ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации.
Соответствующая группа норм международного права иногда условно именуется
“право вооруженных конфликтов”. Она включает ряд договорных и обычно-
правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности
субъектов международного права относительно применения средств и методов
ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и
нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение
соответствующих принципов и норм.
Детальная проработка этой группы норм международного права для России
становится тем более актуальней, чем дальше заходит конфликт в Чечне.
Учитывая неослабевающее внимание Европейского Союза к данной проблеме
России необходимо осуществлять мероприятия, проводимые по освобождению
территории Чеченской Республики от банд формирований, экстремистов и
террористов, в строгом соответствии с нормами международного права
регулирующих отношения между субъектами международного права в период
вооруженных конфликтов. Но, если конфликт в Чечне приравнивается к
вооруженным конфликтам немеждународного характера, то в свете последней
информации о нанесении превентивных ракетно-бомбовых ударов по территории
Афганистана, в частности, по территории, контролируемой террористическим
движением “Талибан”, российскому правительству необходимы детальные
консультации со специалистами МИДа РФ и ведущими юристами в области
международного права. Основываться на прецеденте, допущенном Соединенными
Штатами Америки, и тем более руководствоваться им нельзя.
В данной работе мы постараемся отразить становление права вооруженных
конфликтов как отрасли международного права, рассмотрев дискуссии по этому
вопросу ведущих юристов в области международного права; классифицировать
саму отрасль по отдельным правовым режимам присущим международному праву в
период вооруженных конфликтов, так как считаем, что данная отрасль не имеет
четкой классификации, что видно из учебной литературы, а также осветить
саму отрасль по действующим нормативным актам, монографиям и учебной
литературе.

Право вооруженных конфликтов: понятие, предмет регулирования



1 Краткое ведение в историю вопроса


Юридическая наука до недавнего времени не могла выработать единого
понятия, определяющего ту отрасль права, нормы которой регулируют ведение
вооруженной борьбы; среди ученых нет единства относительно содержания этой
отрасли права. Наиболее распространенными терминами, применимыми к данной
отрасли права, являются “право войны”, “международное военное право”,
“законы и обычаи войны”, “законы войны”. С 1968 года, в материалах и
документах ООН, в исследованиях юристов-международников стал усиленно
дискутироваться вопрос о нормах права, применяемых в период вооруженных
конфликтов, и он сразу же оказался предметом полемики между юристами
специалистами международного права разных стран.
Вокруг проблемы формирования права вооруженных конфликтов как
самостоятельной отрасли международного права идет оживленная дискуссия.
Известно, что уже издавна (сначала в форме обычая, а затем и юридических
норм) в рамках общего международного права существовала и существует группа
действующих и общепризнанных норм и принципов, имеющих своим содержанием
защиту индивида в период вооруженного конфликта. Другое дело, что эти нормы
не всегда соблюдаются, что они в тот или иной период времени, не полностью
отвечали требованиям развития науки и военной техники.
В последние годы наиболее употребительным становится понятие
“международное гуманитарное право”[1]. Анализ публикаций авторов позволяет
объединить их в три группы.
Первая группа (швейцарец Ж. Пикте, француз Г. Курсье и др.) исследуют
гуманитарное право в широком смысле этого понятия. Пикте под международным
гуманитарным правом в широком смысле понимает “совокупность действующих
обычных и конвенционных норм, обеспечивающих уважение человеческой личности
и ее развитие”. По его мнению, оно охватывает две подотрасли: “право войны”
и “право человека”. Он также считает, что обе эти подотрасли, будучи тесно
между собой связанными, тем не менее являются самостоятельными и
независимыми друг от друга. Пикте подробно не исследует понятие “право
человека”, а сосредотачивает основное внимание на анализе понятия “право
войны”.
Разницу между понятиями “право войны” и “право человека” Пикте
выводит из источников, лежащих в основе становления этих понятий. Он
считает, что если у истоков понятия “права человека” находится Всеобщая
декларация прав человека 1948 года, то основные нормы права войны начали
формироваться уже с 1864 года. Наряду с этим он проводит различие между
этими понятиями и по такому признаку, как “инструмент обеспечения нормы”.
Он считает, что если нормы “права войны” универсальны и обязательны для
всех государств, то при осуществлении норм “прав человека” система контроля
за их выполнением и санкций за их нарушение является элементом другого
порядка.
Пикте считает, что “право войны” и “право человека” – это две
самостоятельные правовые системы в рамках международного гуманитарного
права, которые действуют в различные периоды: “право войны” – в ходе
вооруженных конфликтов”, “права человека” – в мирное время.[2]
Другая группа зарубежных юристов (А. Робертсон, Х. Фрик и др.)
определяют международное гуманитарное право слишком узко, либо считая его
частью (отраслью) “прав человека”, либо сводя его к “праву Гааги” или
“праву Женевы”. Так, английский юрист А. Робертсон полагает, что
международное гуманитарное право является лишь отраслью “прав человека”, а
сами права человека составляют основу гуманитарного права[3].
Западногерманский юрист Фрик понимает под международным гуманитарным правом
совокупность юридических норм, направленных на “обеспечение минимума
правовой защиты раненым, больным, военнопленным и гражданским лицам,
выбывшим из строя или не принимающим участия в военных действиях”.
Наконец, третья группа зарубежных юристов (А. Рандельцхофер, О.
Кимминих, М. Вётэ и др.) считает, что международное гуманитарное право
состоит из двух частей – “право Гааги” и “право Женевы” – и действует оно
только в период вооруженных конфликтов. Они критикуют Пикте, который
утверждает, что международное гуманитарное право действует и в мирное
время. Так, Ранделцхофер считает, что в собственном смысле слова
международное гуманитарное право – “это совокупность норм закрепленных в
Гаагских (1907 г.), Женевских (1949 г.) конвенциях и Гаагской конвенции
1954 года”, то есть ни какого деления на “право Гааги” и “право Женевы” не
существует.
Юрист Кимминих выступает против того, чтобы ограничивать только
международное гуманитарное право “правом Женевы”. Он пишет, что “право
Гааги” является тоже международным гуманитарным правом и вытекает из идеи
гуманности. Кимминих отрицает деление “права войны” на “право Гааги” и
“право Женевы”[4].
Такая позиция зарубежных авторов не учитывала, во-первых, различия и
особенности в защите прав человека в период войны и в мирное время; не
выделяла специфики защиты прав человека во время вооруженного конфликта. Во-
вторых, международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
рассматривалась изолированно, в отрыве от достижений по международно-
правовому регулированию ведения войны и, в частности, по ограничению и
запрещению применения некоторых средств ведения войны. Все это низводило
право, применяемое вооруженных конфликтах, до уровня защиты жертв войны,
что не отвечало практике государств, выступающих за комплексное решение
всех вопросов права, применяемого в вооруженных конфликтах. В-третьих,
упомянутые авторы смешивали два понятия: международное гуманитарное право и
международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах.
Несколько иную позицию занимали в то время (1970 – 80 гг.) советские
юристы, хотя это можно объяснить и классовым противостоянием в то время, но
они, придерживаясь научного подхода на проблему права в период вооруженных
конфликтов, на наш взгляд имели более правильную точку зрения, что
сказалось на научном понимании данной проблемы в то время, и имеет ощутимые
последствия в наши дни.
Так, С.В. Исакович согласился с появлением нового “института
международного права – международного гуманитарного права”[5], являющегося
закономерным следствием процесса гуманизации ведения вооруженной борьбы, и
рассматривает его как совокупность юридических норм, регулирующих ведение
вооруженной борьбы. По его мнению, оно содержит три группы норм:
1. защита гражданского населения, раненных, больных, военнопленных,
правовой режим военной оккупации, меры по защите культурных
ценностей;
2. порядок объявления войны, театр войны, состав вооруженных сил,
прекращение войны;
3. запрещение химического и бактериологического оружия, запрещение
применения любого оружия причиняющего излишние страдания[6].
Из приведенного выше анализа работ нельзя сделать вывод о понятии и
месте права вооруженных конфликтов в системе современного международного
права. Если право вооруженных конфликтов самостоятельная специфическая
отрасль международного права, то, что же является предметом его
регулирования? Каковы специфические особенности этой отрасли? Каков метод
его правового регулирования? Можно ли вообще говорить о праве вооруженных
конфликтов как самостоятельной отрасли международного права?


1.2. Право вооруженных конфликтов как отрасль международного права


Обоснование существования самостоятельной отрасли международного
права – право вооруженных конфликтов – имеет не только теоретическое
значение. Разнобой в определении данного понятия неизбежно приводит к тому,
что эта отрасль международного права иногда изображается как нечто
аморфное, неконкретное; из этого, в свою очередь, делается вывод, что она
не имеет четких, конкретных принципов. Выработка единого понятия,
формулирование и закрепление в международных соглашениях единых принципов и
норм положили бы конец разногласиям по поводу правомерности или
неправомерности действий воюющих, что способствовало бы более четкому
выполнению норм права вооруженных конфликтов. В конечном счете, это
приведет к гуманизации ведения вооруженной борьбы.
Содержание и место этой отрасли права попытался вывести, и нужно
сказать не безуспешно, Арцибасов И.Н. в 1989 году. Он поясняет, что право
вооруженных конфликтов как самостоятельная отрасль международного права
должна “вписываться” в сложившуюся единую систему современного
международного права. Прагматический подход к обоснованию самостоятельной
отрасли права может только повредить стройной теоретической конструкции
системы современного международного права, нарушить ее. Как он отмечает,
право вооруженных конфликтов, с одной стороны, как бы не “вписывается”
единую систему международного публичного права как права мира и мирного
сосуществования государств, права, запрещающего агрессию и содержащего
принцип неприменения силы, права, требующего от государств разрешать
возникающие между ними споры только мирным путем. С другой стороны, право
вооруженных конфликтов содержит значительное количество норм и принципов,
присущих только этой, специфической отрасли международного права и
регулирующих отношения между государствами в условиях вооруженной
борьбы[7], поскольку таковые имеют место быть.
Для того, чтобы показать существование самостоятельной отрасли права
в той или иной системе права, следует, прежде всего, определить критерии,
которые лежат в основе признания отраслей самостоятельными. В юридической
литературе по поводу таких критериев нет единства и Арцибасов И.Н.
пользуется, на наш взгляд, наиболее правильной позицией Лазарева М.И.,
который называет следующие критерии, присущие отрасли:
. предмет правового регулирования (специфический круг общественных
отношений);
. специфические нормы, регулирующие эти отношения;
. достаточно крупная общественная значимость определенного круга
общественных отношений;
. достаточно обширный объем нормативно-правового материала;
. заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;
. специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли
права[8].
Если рассмотреть эти критерии применительно к совокупности норм и
принципов права, применяемого в период вооруженных конфликтов, можно
вывести следующее:
Предметом правового регулирования права вооруженных конфликтов
являются специфические общественные отношения, возникающие в период
вооруженной борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая может принять
форму войны, международного вооруженного конфликта, конфликта
немеждународного характера.
Специфический характер норм права вооруженных конфликтов вытекает из
предмета регулирования и заключается в том, что они в основном
устанавливают поведение субъектов международного права в период
конфронтации между ними (война, вооруженный конфликт). Никакая другая
отрасль международного права не содержит таких норм. Действие этих норм
ограничено в пространстве и времени. Их характерная черта – относительная
новизна принятия таких норм. Например, научно-техническая революция в
военном деле привела к появлению мин-ловушек и шариковых бомб. Содержимое
этих бомб составляют шарики, которые не просматриваются в человеческом теле
рентгеном. Мины-ловушки и шариковые бомбы – антигуманное оружие (если какое-
либо оружие и можно рассматривать как гуманное), от применения которого
страдает, прежде всего, гражданское население. В 1980 году была принята
специальная конвенция, запрещающая применение этого оружия против
гражданского населения и в 1996 году она была дополнена Протоколами ООН №№
I, II[9].
Крупная общественная значимость, объективно обусловленный интерес в
самостоятельном регулировании данного комплекса объясняется теми
последствиями, которые несут с собой войны и вооруженные конфликты.
Известно, что уже после второй мировой войны в вооруженных конфликтах
погибло более 25 млн. человек, многие из которых – из-за неурегулированных
отдельных областей права вооруженных конфликтов.
Объем нормативного материала права вооруженных конфликтов достаточно
обширен. Некоторые юристы (например, Колосов Ю.М.) считают, что само
образование отрасли международного права, возможно, лишь в том случае,
когда “государства договариваются о формировании широкого универсального
международно-правового акта, содержащего основные принципы международного
права в данной отрасли”[10], то есть формирование

Новинки рефератов ::

Реферат: Конспект по истории Беларуси (История)


Реферат: История (История)


Реферат: Реализация эвристического обучения учащихся на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Бессмертный подвиг героев - казахстанцев в Великой Отечественной войне (История)


Реферат: Новгородские берестяные грамоты (История)


Реферат: Творчество и жизнь Джузеппе Верди (Музыка)


Реферат: Ядерная энергия и ядерные энергетические установки (Физика)


Реферат: История Санкт-Петербургской Фондовой биржи (Биржевое дело)


Реферат: Excel (Программирование)


Реферат: Проблема разума: традиции решения (Статья) (Философия)


Реферат: Права и обязанности эксперта (Бухгалтерский учет)


Реферат: Христианство и русская культура (Культурология)


Реферат: Теория администрации Анри Файоля; школа поведенческих наук (Менеджмент)


Реферат: Режим труда и отдыха (Социология)


Реферат: Порошковая металлургия (Технология)


Реферат: Политические отношения между Испанией и Латинской Америкой в конце 70-х - начале 80-х годов (История)


Реферат: Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах (Педагогика)


Реферат: Лидерство в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Классификация программ (Компьютеры)


Реферат: Педагогика (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист