GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Доказательства бытия Бога в средневековой философии (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Доказательства бытия Бога в средневековой философии (Философия)


РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА


(МИРБИС)



Реферат по философии


Тема: Доказательства бытия Бога в средневековой философии.



Студентки 1-го курса гр. 31-10
Сущенко Л.А.

Преподаватель: Аксенова О.В.



МОСКВА, 1996г



СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ


ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ И ТЕОЛОГИИ


. Доказательства бытия Бога в концепции Ансельма Кентерберийского


. Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского


. Критика доказательств бытия Бога Иммануилом Кантом


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ


Под эпохой средних веков принято понимать довольно
длительный исторический период, в рамки которого входит
зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и
продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому
времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с
падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению
современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-
то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию
лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной
историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную
революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют
особые, далеко не средневековые черты. Поэтому современные
исследователи склонны выделять период сер.XVI - нач. XVII вв.
как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать
его кануном историю собственно средних веков.[1] Таким образом,
Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация
во многом условна. Роль церкви в жизни западноевропейского
средневекового общества, которое многие историки называют
христианским обществом или христианским миров, была
всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека
феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на
то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций,
которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая
церковь была организована на строго иерархических началах. Во
главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший
собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены
архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были
крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и
принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав
в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян,
культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными
ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело
пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках
огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают
ее подарками и привилегиями, стараются “купить” ее расположение
и содействие. Представить духовные искания средневекового
человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога,
вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную,
многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь
создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и
книгопечатание.


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ


Все это обуславливает, тот факт, что главной
характеристикой европейской средневековой философии является
теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается
в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию,
поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия.
Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснования
догматов христианской веры, и философия играет роль
методологической основы, не претендуя на отыскание истины,
которая трактуется как откровение. Центральными проблемами
средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры
и разума, которая легко интерпретируется как проблема
соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и
различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в
сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать
работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.


ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА КАК ПРОБЛЕМА ТЕОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ


Доказательство бытия Бога в концепции Ансельма
Кентерберийского.


Ансельм Кентерберийский родился в 1033 г. в городе Аоста
(Италия), был монахом и затем аббатом, с 1093 - архиепископом
Кетерберийским. На его взгляды оказал сильное влияние Августин
Блаженный. Как и Августин, Ансельм уверен в том, что разум не
всегда способен обосновать истины веры, важнейшей его задачей
Ансельм полагает доказательство существования Бога.


Ансельм предложил четыре доказательства бытия Бога. В трех
из них, существование Творца он доказывает он доказывает, исходя
из рассмотрения творений. Все творения отличаются друг от друга
степенью овладения каким-то совершенством; вещи, наделенные
совершенством в разной степени, получают свои относительные
совершенства от совершенства как такового, совершенства высшей
степени. Например, всякая вещь есть благо. Мы желаем вещей
потому, что они - некие блага. Но вещи не являются одинаково
благими, и ни одна из них не обладает полнотой блага. Они
благи, поскольку в большей или меньшей степени причастны Благу
самому по себе, причине всех частичных относительных благ. Благо
само по себе есть первичное бытие, которое превосходит все, что
существует, и это Бытие, которое мы называем Богом.


В онтологическом доказательстве Ансельма ставится задача
показать, что понятие бытия фактически, хотя и неявно,
содержится в понятии “Бог”. Бог - это то, больше чего ничего
нельзя помыслить. Позже Николай Кузанский назовет его
“абсолютным максимумом”. Каждый человек, даже не верящий в Бога,
понимает смысл этого слова, следовательно, понятие “Бог” есть в
его понимании. Но оно не может быть только в разуме, т.к.
источником разума является реальность, следовательно, Бог
существует в реальности. Реально существующим быть больше, чем
просто мыслимым и понимаемым, но не существуя, нельзя быть
мыслимым. В данном доказательстве предполагается, что человек
способен, не восходя постепенно по лестнице сотворенных существ
(понятие Августина), соприкоснуться с первым Бытием; такое
соприкосновение может произойти и в сфере мысли. Как и
большинство христианских мыслителей Ансельм полагал, что путь
религиозного постижения Бога не тождественен интеллектуальной
деятельности, но не отказывал последней в способности идти по
этому пути.


Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского


Христианским философом, возвысившим разум до уровня веры в
процессе богопознания и сформулировавшим развернутую систему
доказательств бытия Бога был Фома Аквинский. Фома Аквинский
родился в 1225 году, умер в 1274. До сих пор во всех
католических университетах его систему предписано преподавать
как единственно истинную философию. Следовательно, его идеи
имеют ценность не только архаико-историческую, а имеют
современное звучание и остаются действенной силой формирования
мировоззрения и мировосприятия людей. Благодаря его вниманию и
следованию Аристотелю, последний становится для католической
философии наивысшим авторитетом, критиковать который считается
чуть ли не богохульством. Именно такое значение аристотелевской
философии побудило Ф.Бэкона написать свое сочинение “Новый
органон”, в котором он противопоставляет себя схоластической
учености, основанной на логике Аристотеля. Схоластика - это
основное направление средневековой философии, ставшее
господствующим в XIII-XVвв., одним из центральных фигур которого
является Фома Аквинский.


Св.Фома был сыном графа Аквинского, замок которого был
расположен близ Монте Кассино, в неаполитанском королевстве, где
началось образование “ангельского доктора”, как его стали
называть впоследствии. Шесть лет он провел в университете
ФридрихаII в Неаполе; затем вступил в доминиканский орден и
отправился в Кельн, чтобы продолжить образование под руководство
Альберт Великого, который был ведущим аристотеликом того
времени. Проведя некоторое время в Кельне и Париже, Фома
вернулся в Италию, где прошла вся его остальная жизнь.


Главное из произведений Фомы Аквинского “Сумма теологий”
ставит своей целью утвердить истинность христианского
вероучения, для чего он активно использует аргументы и методы
аристотелевской философии, в частности, учение о четырех
причинах, форме и материи, божественном начале мира.
Естественный разум, по мнению Фомы, недостаточен для того, чтобы
в полном объеме доказать истинность вероучения, но ему
подвластны некоторые наиболее важные его части. Он может
доказать существование Бога и бессмертие души, но не троичности
и воплощения или последнего суда. Все, что может быть доказано
при помощи разума (поскольку дело касается этого) находится в
полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении
нет ничего противоречащего разуму. Но важно разграничивать и
отделить те части вероучения, которые могут быть доказаны при
помощи разума, от тех, которые посредством разума доказаны быть
не могут.


Первым шагом разума является доказательство существования
Бога. Некоторые полагают, что в этом и нет нужды, ибо
существование Бога очевидно. Зачем предпринимает этот шаг Фома
Аквинский? Эта очевидность была бы доказанной, полагает он если
бы нам была известна сущность Бога, а так как она нам
неизвестна, то факт существования Бога, которое не совпадает с
сущностью нельзя считать полностью очевидным. Люди мудрые знают
о сущности Бога больше, чем люди невежественные, ангелы - еще
больше, но никто не знает о сущности достаточно, чтобы суметь
вывести существование Бога из его сущности. Следовательно,
необходимо найти доказательства в переделах естественного
разума.


Важно помнить, что та религиозная истина, которая может быть
доказана, может быть также постигнута при помощи веры.
Доказательства трудны и доступны пониманию лишь ученых людей;
вера же необходима также людям невежественным, юнцам, тем, кому
занятость делами не дает изучать философию. Для них достаточно
откровения.


Некоторые утверждают, что Бог может быть познан только при
помощи веры (Августин, Тертуллиан). Они ссылаются в качестве
довода на то, что если принципы доказательства становятся
известными нам благодаря чувственному опыту, то все, что выходит
за рамки чувственного восприятия не может быть доказано. Но это
заключение ошибочно; и даже если бы оно было верно, Бог все
равно мог бы быть познан по своим чувственным проявлениям.
Существование Бога доказывается, как и у Аристотеля, аргументом
неподвижного двигателя. Вещи делятся на две группы - одни только
движутся, другие движут и вместе с тем движутся. Все что
движется приводится чем-то в движение, а, следовательно, должно
существовать что-то, что, не будучи движимым не является и
движущимся. Некий источник, первоначало или первопричина (термин
Аристотеля) движения. Этот неподвижный двигатель и есть Бог.
Вот как об этом говорит сам Фома Аквинский: “ Первый и наиболее
очевидный путь исходит из понятия движения... В этом мире нечто
движется. Но все, что движется, имеет причиной своего движения
нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в
потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется.
Сообщить же движение нечто может постольку, поскольку оно
находится в акте: ведь сообщить движение означает не что иное,
как переводить предмет из потенции в акт. Но ничто не может быть
переведено из потенции в акт иначе, чем через посредство
некоторой актуальной сущности... Невозможно, однако, чтобы одно
и то же было одновременно и актуальным и потенциальным в одном и
том же отношении... Следовательно, невозможно, чтобы нечто было
одновременно и движущимся и движимым. Следовательно, все, что
движется, должно имеет источником своего движения нечто иное.
Следовательно, коль скоро движущийся предмет и сам движется, его
движет еще и один предмет, и так далее. Невозможно, чтобы так
продолжалось до бесконечности... Следовательно, необходимо дойти
до некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным; а
под ним все разумеют Бога”. [2] Можно было бы возразить, что это
доказательство предполагает принцип вечности движения,
отвергаемый католиками. Но это возражение было бы ошибочным, ибо
доказательство становится еще более весомым, предполагая
признание неподвижного начала и потому - первопричины.


Это второе доказательство бытия Бога. Полагание Бога
первопричиной всего сущего тоже восходит к Аристотелю. Все, что
существует имеет причину своего существования, следовательно,
должно существовать нечто, что не имеет причины своего
существования, но является причиной всего остального. Это может
быть только Бог. “Второй путь исходит из понятия производящей
причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах
последовательность производящих причин; однако не обнаруживается
и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной
производящей причиной; тогда бы она предшествовала самой себе,
что невозможною. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих
причин уходил в бесконечность... Но если ряд производящих причин
уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная
производящая причина; а в таком случае, отсутствовали бы и
конечное следствие, и промежуточные производящие причины, что
очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо положить
некоторую первичную, каковую все именуют Богом,”[3]- пишет Фома
Аквинский в “Сумме теологий”


Третье доказательство исходит из идеи конечности
существования сотворенного мира. В силу того, что мир существует
по законам необходимости, должен существовать и конечный
источник всякой необходимости - это Бог. Там же в “Сумме
теологий” мы читаем:“ Третий путь исходит из понятия возможности
и необходимости и сводится к следующему. Мы обнаруживаем среди
вещей такие, для которых возможно и быть и не быть: но для всех
вещей такого рода невозможно вечное бытие; коль скоро нечто
может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдет в него. Если
все может не быть когда-нибудь в мире ничего не будет. Но если
это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо несущее не приходит к
бытию иначе, как через нечто сущее. Итак, если бы не было ничего
сущего, невозможно было бы, чтобы что-то перешло в бытие, и
потому ничего не было бы, что очевидным образом ложно.Итак, не
все сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое...
Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность,
необходимую саму по себе, не имеющую внешней причины своей
необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех
иных; по общему мнению, это есть Бог.”[4]


Четвертое доказательство строится на обнаружении в мире
разных степеней совершенства, как это было и у Ансельма, которая
тоже должна иметь свой источник - абсолютно совершенное, каковым
может быть только Бог. Фома Аквинский продолжает:“ Четвертый
путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в
вещах. Мы находим среди вещей более или мене истинные и
благородные... Но о большей или меньшей степени говорят в том
случае, когда имеется различная приближенность к некоторому
пределу... Итак, есть нечто в предельной степени обладающее
истиной и совершенством, и благородством, а, следовательно, и
бытием; ибо то, что в наибольшей степени есть.. Но то, что в
предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина
всех проявлений этого качества... Отсюда следует, что есть
некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага
и всяческого совершенства; ее мы именуем Богом.”[5]


Пятое доказательство, которое принято называть
онтологическим, строится на наличии в человеческом разуме
понятия о Боге, доказывающем его реальное существование. Бог же
является и конечной целью любого существования, неосознанною
безжизненными вещами и постигаемую человеком, как существом
обладающим внутренней целью. Поэтому он может воспринимать Бога.
И, наконец, пятое доказательство Фома описывает так: “ Пятый
путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы,
лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются
целесообразности. Это явствует из того, что их действия или
всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему
исходу. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но
будучи руководимы сознательной волей... Следовательно, есть
разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в
природе; и его мы именуем Богом.”[6]


Таким образом, Бог вечен, он существует, он недвижим,
нетлен, одновременно является причиной движения, необходимости и
целью данного мира. Бог - это своя собственная сущность, ибо
иначе он был бы не простым, а слагался бы из сущности и
существования. В Боге сущность и существование тождественны друг
другу. В Боге нет никаких акциденций (свойств). Он не может быть
описан при помощи различий, он вне всякого рода, его нельзя
определить. Однако Бог заключает в себе совершенство всякого
рода. Вещи в некоторых отношениях подобны Богу, в других - нет.
Более подходяще говорить, что вещи подобны Богу, чем, что Бог
подобен вещам.


Бог является благом и своим собственным благом; он - благо
всякого блага. Он - интеллектуальный, а его акт интеллекта - его
сущность. Он познает при помощи своей сущности и пощзнает Себя
совершенным образом. Хотя в божественном интеллекте нет никакой
сложности, тем не менее, ему дано познание многих вещей. В этом
можно усмотреть трудность, но надо учитывать, что познаваемые им
вещи не имеют в нем отдельного бытия. Не существуют они и per se
(сами по себе). Тем не менее, Богу должно быть доступно познание
вещей до творения мира. Разрешается эта трудность следующим
образом - понятие Божественного интеллекта есть Слово. Вспомним:
“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог. Все
через него начало быть. ”[7] Каждая форма, поскольку она есть
нечто положительное, представляет собой совершенство.
Божественный интеллект включает в его сущность то, что
свойственно каждой вещи, познавая там, где оно подобно ему и
отлично от него; например, сущность растения составляет жизнь, а
не знание, сущность же животного - знание, а не разум. Таким
образом, растение подобно Богу тем, что оно живет, но отлично от
него тем, что лишено разума. Бог познает все вещи в одно и то же
мгновение. Его познание - не привычка, оно не имеет ничего
общего с человеческим познанием, ибо Бог - сама истина. Человек
же, познавая Бога, приближается к Богу, его путеводителем может
быть и разум и вера, которые в своих идеальных ипостасях
совпадают, истинное знание всегда верное знание, а,
следовательно, разум тождественно вере.


Критика доказательств бытия Бога Иммануилом Кантом


Родоначальник немецкой классической философии Иманнуил Кант
подробно развивает в “Критике чистого разума” доказательства
бытия Бога и приходит к парадоксальному результату. С одной
стороны, он говорит, что рациональными аргументами можно
доказать существование Бога, но нельзя сделать доказательства
убедительными для противоположной стороны. Иными словами, если
среди десяти верующих окажется хотя бы один атеист, который
умеет постоять за свои идеи, то он не примет этих рациональных
доказательств и представит свои доказательства и опровержения.
Кант исследует не только сами доказательства, но и причины,
побудившие теолога заниматься ими. Эти причины Кант усматривает
в стремлении разума к окончательной завершенности картины мира,
к поиску основания всех оснований, т.е. к идеалу чистого разума,
что и составляет рациональную предпосылку всех рассуждений о
Боге. Доказательства могут строится по-разному, но у них есть
общая структура и общая логика движения мысли.


Если есть цепь причин, значит где-то должно быть начло всех
причин. Если существе возможность совершать добрые дела, значит
должна существовать конечная актуальность добра, его “источник”.
Если в мире, где отсутствуют собственные твердые основы
нравственности, искать ее абсолютное начало, то мы ничего не
найдем. Поэтому разумнее положить в основу человеческих
нравственных поступков ориентацию на какую-то божественную
сущность, т.е. то, что само по себе, в силу своей природы лишено
греха и является воплощением мудрости, могущества и добра самих
по себе. Иными словами, рационально рассуждая, двигаясь через
ряд условий к безусловному, разум приходит к идее Бога.
Регулятивный принцип разума, по Канту, в следующем: идя от
целостностей, уже выстроенных рассудком, мы полагаем целостность
всех целостностей, а затем и ум, который есть всем умам ум, а
также добро, которое есть добро всякой доброте. Кант показывает
путь разума и его общую логику, которые рождают идею Бога. Таким
образом, получается, что все рациональные доказательства бытия
Бога не доказывают бытие Бога, а лишь иллюстрируют стремление
разума его постичь. Разум же действует здесь по законам
человеческого бытия, распространяя логику земных отношений на
логику божественного существования. Действительно, нет никаких
оснований, кроме земного опыта, полагать, что все является
результатом причинно-следственного взаимодействия. И если
предположить существование иных миров, с иной логикой бытия, то
придется признать, что из всеобщего причинно-следственного
взаимодействия вовсе не вытекает необходимость первопричины. Что
собственно и сделал Дэвид Юм, заявив, что источник “истины” -
наши привычки, не более, результат многократно повторенного
опыта, а поэтому можно только предполагать, что есть истина сама
по себе, доказать это в пределах нашего опыта невозможно, а
иного бытия и познания, кроме бытия и познания в опыте у нас
нет.


Таким образом, доказательства бытия Бога показывают только
то, что разум развивается по определенным законам, а откуда
берутся эти законы, что является источником высших идей, таких
как идея Бога, человек знать не может, ибо разум в своем
движении к истине ограничен, есть таки области, куда он
проникнут не может. Эти области Кант называет “вещами в себе”,
которые воздействуя на нас, все-таки остаются для нас
непознаваемыми и непостижимыми рационально. Именно поэтому, Кант
приходит к выводу, что рационально доказать бытие Бога
невозможно, а богопостижение - удел веры. “... мне пришлось
ограничить знание, чтобы освободить место вере”, - пишет
Кант.[8] Кант, собственно, констатирует то, что все мы знаем
как абсолютный факт жизни: сколько бы не доказывали атеисты, что
Бога нет, а верующие, что Бог есть, сколько бы в пользу двух
противоположных тезисов ни было приведено рациональных
аргументов, все равно спор будет не окончен и не разрешен. Для
Канта важно, что, несмотря на все рациональные споры и на то,
как они складываются, Бог есть для человека, который в него
верит. Поскольку существуют вера, верования религиозные
институты и т.п., постольку мир веры занимает особое место в
жизни человека. Фома предпринял одну из первых попыток слить
миры веры и разума, эти попытки продолжаются и сегодня.
Существуют противоположные усилия - стремление перечеркнуть мир
веры при помощи разума (атеизм). Кант отвергает и то и другое. У
разума есть свое место, своя сила и бессилие, а у веры - свое. В
кантовской философской системе вера становится основание мира
практического разума - мире нравственности, права, человеческого
общения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Таким образом, например, теологических концепции Ансельма
Кентребарийского и Фомы Аквинского мы можем видеть направление
развития западноевропейской философии в эпоху средневековья.
Конкретный анализ их взглядов, еще раз доказывает высказанный во
Введении тезис о теоцентричности средневековой философии, ее
подчиненная роль по отношению к богословию. Однако было бы
ошибкой считать, что философия в эпоху средневековья была лишь
пассивной “рабой” богословия. Как мы видим на пример анализа
проблемы доказательств бытия Бога, она активно вмешивается в
дела “веры” и определяет теологический поиск. Об этом
свидетельствует факт незыблемого авторитета Аристотеля,
дохристианского мыслителя, который, кстати, и ввел в сам термин
“теология” (наука о боге). Теология отличается от философии тем,
что не ищет истину, истина уже дана в Священном писании, а лишь
пытается, используя методы философии и логики, перевести на
язык рациональности, все больше сближаясь с философией. Можно
сказать, что теология была и остается “религией для
интеллектуалов”, ибо предвосхищая разные пути сомнения,
призывает не только чувством, но и мыслью принять Бога. Эта
функция теологии сохраняется до сих пор, и будет сохранятся
покуда есть религия.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


БИБЛИЯ.


И.Кант. Критика чистого разума. Соч. Т. 3, М., 1964, с. 500-
511.


Краткий очерк истории философии. М.,1981, с.127-144.


В.В.Соколов. Средневековая философия. М., 1979, с 153-172.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред.
Филиппов Б.А., М.: Интерпракс, 1994., Ч.1, с.5- 28.

Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с. 148-
154

Философский энциклопедический словарь М., 1983, с. 242-243,
742-743.
-----------------------
[1] См.: Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред.
Филиппов Б.А., М.: Интерпракс, 1994., Ч.1, С.18-19.
[2] Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с. 150
[3] Там же, с.150-151
[4] Там же, с. 151
[5] Там же, с. 151
[6] Там же, с. 151
[7] Библ.. Иоан.: 1: 1-3
[8] И.Кант. Критика чистого разума. Соч. Т. 3, М., 1964, с.511





Реферат на тему: Доктрины

Авторы, произведения, идеи.
Аристотель (382-322 до н.э.) - самый знаменитый филосов Античности,
один из основоположников доктрины элиты. “Политика”.
Домашняя экономика и хрематистика - это формы организации экономической
деятельности. Целью домашней экономики является удовалетворение
рациональных потребностей индивида и его семьи, а хрематистики -
беспредельное накопление богатства в денежной форме. Источником экономики
является земледелие, ремесло, мелкая торговля, в особенности
ростовщичество. К хрематистике относится отрицательно.
“Закон бесплодного обмена”, в соответствии с которым обмен является не
производительным, он не приводит к увеличению богатства.
“Закон господства и подчинения” - закон природы, применимый к обществу.
Наряду с естественным разделением труда между рабами и их хозяевами
национальные экономики также делятся на господствующих и подчиняющихся.
Тома Д’Аквинс (1225-1274), самый известный философ и теолог
средневековья, один из основателей доктрины социальной справедливости. Его
учение (томизм) признано официальной и единственно правельной философией
католизма. “Сумма теологии” (1266-1273).
1. Экономическая деятельность не должна расходиться с христианской моралью,
а подчинятся ей.
2. Теория “справедливой цены” - цена должна устанавливатся в зависимости от
затрат труда и от общественного и материального положения производителя.
Таким образом, один и тот же товар может продаваться по разным ценам.
3. Теория “справедливой заработной платы”. Её величина должна позволять
работнику и его семье жить в соответствии с занимаемым социальным
положением, т.е. за один и тот же труд зарплата может быть различной .
Томас Мен (1571-1641), один из основных теоретиков меркантелизма.
Начиная с меркантелистов, экономическая наука становится независимой.
Обогащение считается похвальным.
Меркантелизм - доктрина, поддерживающая идею, что золото и серебро (а также
деньги из драгоценных металлов) являются главной формой богатства как для
отдельных людей, так и для государства.
Как и другие меркантелисты, Т.Мен анализирует исключительную сферу
товарного обращения, торговлю, считающуюся сферой, в которой происходит
увеличение богатства.
Активный торговый баланс является главным средством прироста богатства
страны. Для его поддержания необходима протекционистическая политика,
вмешательство государства в экономику.
Франсуа Кенэ (1694-1774), основоположник школы физиократов.
“Экономическая таблица”(1758).
1. Экономическое развитие происходит в соответствии с естественным порядком
и обьективными, вечными и всеобщими законами, устанавливаемыми волей
Всевышнего.
2. Теория “чистого продукта”. Вопрос увеличения богатства переносится из
торговли в сферу материального производства. “Чистый продукт“ создается
только в сельском хозяйстве. Он выступает в форме разницы между
производственной продукцией и всеми издержками. Источником “чистого
продукта” является не труд, а природа.
3. Экономические явления рассматривает через призму разделения общества на
социальные классы:
. класс производителей,
класс собственников,
бесплодный класс.
Адам Смит (1723-1790), отец политической экономии, главный теоретик
доктрины классического либерализма. “Исследование о природе и причинах
богатства народа” (“Богатство народов”, 1776)
Рыночная экономика (капитализм) является единственно возможным,
естественным экономическим строем, а законы его развития - всеобщими и
вечными, действующими подобно законам природы. Экономическое равновесие
устанавливается стихийно и нет необходимости вмешательства государства в
экономику.
Богатство народа состоит из всех жизненно необходимых благ, а его
источником является труд. Стоимость создаётся любым производительным
трудом, а не только сельскохозяйственным, как считали физиократы.
Личный интерес является движущей силой любой экономической деятельности.
”Homo economicus”, движимый личным интересом, направляется “невидимой
рукой”, рукой Всевышнего, которая согласует личные и общественные интересы,
регулирует цены, выделяет ресурсы, распределяет факторы производства,
обеспечивает равновесие между спросом и предложением.
Разделение труда - основной фактор увеличения богатства нации. Упрощая
трудовые операции, оно делает возможным применение машин. Специализация
производителей зависит от объёма рынка, т.е. рынок является важнейшим
условием технического прогресса.
Рассматривает экономические процессы сквозь призму классовой структуры
общества. Экономическое положение человека определяется его принадлежностью
к одому из трех классов: землевладельцев, капиталистов, рабочих.
Томас Роберт Мальтус (1766-1834), один из основателей доктрины
классического либерализма. “Опыт о законе народонаселения”(1798).
1.“Закон народонаселения”. При отсутствии определенных препятствий
население растет в геометрической прогрессии, а средства существования в
арифметической. Для предотвращения этой диспропорци необходимы эффективные
средства, такие как: поощрение поздних браков, голод, эпидемии, войны.
2. ”Закон убывающей производительности земли” (дорабтанный и
сформулированный позднее как “закон убывающей отдачи”). Удвоение труда и
капитала на ту же площадь земли не сопровождается удвоением продукции,
отдача факторов производства снижается.
Давид Рикардо (1772-1823) - один из основателей доктрины классического
либерализма. “Начала капиталистической экономии и налогового
обложения”(1817).
Совершенствует трудовую теорию стоимости, открывает причинно-следственную
связь между техническим прогрессом, производительностью труда и величиной
зарплаты. Прибыль обратно пропорциональна величине зарплаты. Прибыль будет
уменьшаться в той мере в какой будет увеличиваться зарплата”, - пишет
Рикардо.
Теория ренты. Она представляет собой часть продукта, созданного трудом
рабочего, излишек дохода над нормальной прибылью, дополнительную прибыль.
Рента является следствием установления частной собственности на землю
различного плодородия земли. Цены на сельскохозяйственную продукцию
устанавливаются на уровне затрат на наимение плодородных землях.
Теория сравнительных издержек (закон относительного преимущества).
Международная торговля выгодна для всех стран, если каждая из них
специализируется в области, где обладает относительным преимуществом. Эта
теория является “научной” платформой политики свободного обмена.
Жан-Батист Сей (1767-1832), один из главных теоретиков экономического
либерализма. “Трактат политической экономии”.
1. “Закон рынков” или “закон Сея”. В рыночной экономике кризисы
перепроизводства невозможны. Экономическое равновесие устанавливается
автоматически, все, что произведено, реализуется. Могут иметь место лишь
определенные частичные и временные диспропорции.
2. Теория факторов производства. Это: труд, капитал и земля. Им
соответствуют три формы дохода: зарплата, прибыль и рента. Между классами,
участвующими в процессе производства, устанавливаются гармоничные
отношения, нет никакого противоречия интересов.
Джон Стюарт Милль (1806-1870), “последний классик”, символ социального
реформизма. “Принципы политэкономии”(1848)
Теория экономических законов. Производство развивается в соответствии с
вечными, всеобщими, неизменяющимися законами природы. Однако распределение
и потребление зависят от исторических законов общества.
Осуществляет двойной синтез: примеряет и “либералов-пессимистов” и
“либералов-оптимистов”; соединяет идеи классического либерализма с
соцциальными устремлениями рабочих.
Признает множество недостатков экономической системы капитализма, но
утверждает, что в природе лучшей экономической системы быть не может,
поэтому ее нужно реформировать.
Фридрих Лист (1789-1846), основоположник доктрины экономического
национализма. “Национальная система политэкономии” (1841).
1.Отрицает существование обших экономических законов. В своей доктрине
главную роль отводит нации, как связующему звену между личностьб и
человечеством. Нации различаются по природным условиям, производительным
силам, традициям и т.д., поэтому одна и та же экономическая теория и
практика не может быть применена всеми странами.
2. Теория производительных сил анции ( в противовес трудовой теории
стоимости). Производительные силы (наука, церковь, искусство,
законодательство, нравы, природные ресурсы, алфавит, деньги, книгопечатание
и др.) являются главным источником богатства и процветания нации. Основная
производительная силам - промышленность, которая благоприятствует наукам,
искусству и экономическому прогрессу, увеличивает общее благосостояние,
население, доходы государства и мощь страны.
3. “Нормальная нация” проходит в своем развитии пять стадий. Переход к
стадии, на которой промышленность становится главной отраслью, может быть
осуществлен только посредством политики протекционизма, последовательно
проводимой государством.
Карл Маркс (1818-1883), основоположник доктрины научного социализма.
“Капитал”(1867...)
Новый взгляд на историюж условия материальной жизни определяют характер
морали, идей, политических и идеологических институтов. Экономические
явления рассматриваются в более широком аспекте и в развити.
Мощная критика экономической системы капитализма, основанной на
эксплуатации рабочих собственниками средств производства. Эксплуатация
происходит путем присвоения капиталистом неоплаченного труда наемного
рабочего в форме прибавочной стоимости.
Капитализм не может быть реформирован, а эксплуатация исчезнет лишь с
уничтожением капитализма. Он обречен на гибель в силу внутренних
антагонистических противоречий. Политэкономия призвана содействовать его
преобразованию. Прибыль не случайное явление, она - сама сущность
капиталистическогоспособа производства, превращенная форма прибавочной
стоимости.
Обосновывает концепцию общественного порядка. Экономичесие законы носят
исторический характер, так как общество меняется, и таким образом
изменяется способ их функционирования.
Леон Вальрас (1834-1910), один из основателей неоклассической
(маржинадистской) доктрины. “Элементы чистой политэкономии”(1874).
Наряду с К.Менгером и С.Джовансом произвел “маржиналистскую революцию”,
перенеся центр тяжести теоретических исследований из объективной сферы в
субъективную, из производства в оращение, потребление. Изменение угла
зрения способствовало развитию микроэкономики.
Теория предельной полезности, согласно которой стоимость определяется
субъективными оценками индивида, предельной полезностью данного продукта.
Разрабатывает модель чистой и совершенной конкуренции.
Расширил сферу применения математики в экономике. Разработал теорию общего
экономического равновесия. В условиях совершенной конкуренции благодаря
свободной игре спроса и предложения устанавливается общее экономическое
равновесие, которое обеспечивает каждому “игроку” максимум удовлетворения.
Альфред Маршалл (1842-1924) - основатель неоклассической Кембриджской
школы. “Принципы политэкономии” (1890).
Нацеливает экономическую науку на изучение реальных явлений, как
несовершенная конкуренция, рынок, цена. Предлагает заменить термины
“политэкономия” на “экономикс”.
Экономика является частью биологии. Между предпринимателями происходит та
же борьба за существование, что и в мире животных. Несмотря на свой
разрушительный характер, эта борьба является
3. Теория цен. Осуществляет синтез трудовой теории стоимости и теории
предельной полезности. Цена определяется при участии трех факторов:
. издержек производства;
. предельной полезности;
. спроса и предложения.
Вводит понятие эластичности спроса и предложения.
Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), основоположник доктрины
советского социализма. “Империализм, как высшая стадия капитализма” (1917).
Аргументирует необходимость и намечает пути применения экономической
доктрины марксизма для некапиталистических и слаборазвитых стран.
Теория империализма - империализм - последняя стадия капитализма, канун
социалистической революции. Экономическое развитие происходит скачками,
неравномерно, что делает возможной победу социалистической революции в
отдельной стране.
Намечает пути построения централизованной социалистической экономики, в
которой основная роль при решении экономических проблем принадлежит
государству. Цены, зарплата, процент, прибыль и прочии экономические
“величины”устанавливаются государством.
Торстейн Веблен (1857-1929), основоположник институционализма. “Теория
праздного класса”(1899).
Институты, которые представляют собой социальные явления стабильного
характера,- государство, церковь, монополии, семья, профсоюзы, традиции и
т.д., - движущая сила социально-экономического развития. Они определяют
направление и характер прогресса. Рынок - лишь один из основных
инструментов. Главными же являются инстинкты и психология.
Теория “суверенитета” потребителя. Потребитель подвергается сильному
давлению, а это принуждает его при выборе товаров к нерациональному,
“несвободному” поведению. Становясь рабом моды, рекламы, амбиций,
потребитель теряет свой суверенитет.
“Теория праздного класса”. В капиталистическом обществе, как и в
первобытном, для того чтобы достичь вершины общественной пирамиды,
необходимо быть коварным, жестоким, надо грабить, обманывать,
материализовывать свою жестокость, эгоизм, жажду наживы. Предприниматели,
рабочие и инженеры, называемые “промышленниками” являются положительными
факторами экономического прогресса. Бизнесмены же, спекулянты и т.д.,
ничего не производит, а только потребляют и представляют собой праздный
класс.
Джон М.Кейнс (1883-1946), основоположник доктрины регулируемой
рыночной экономики, сторонник реформирования капитализма. “Общая теория
занятости, процента и денег”(1936).
“Кейнсианская революция” Кейнс отвергает теорию естественного порядка,
обьективных законов, которые бы обеспечивали стихийное функционирование
экономики. В основе мотивации экономической деятельности лежат
психологические склонности людей, которые действуют подобно законам, будучи
и вечными и всеобщими. Поэтому капитализм (рыночная экономика) не обладает
механизмом, который бы гарантировал автоматическое установление
экономического равновесия и обеспечивал полную занятость. Этот “недостаток”
может быть преодолен путем государственного вмешательства в экономику.
Осуществляет микроэкономический анализ, в центре которого находится
исследование потоков, т.е. совокупных величин. “Закон склонности к
потреблению”, психологический закон, который заключается в том, что по мере
роста доходов, люди склонны увеличивать и потребление, но в меньшей
степени, чем растут доходы.
Изменение порядка приорететов. Основное внимание в теоретических
исследованиях уделяется социальной сфере, обеспечению полной занятости.
Безработица до определенного уровня не является абсолютным злом. Она может
быть преодолена благодаря вмешательству государства, которое должно
поощрять как потребление, так и инвестиции.
Государство вмешивается в экономику посредством экономических, но не
административных мер.
Виржил Маджяру (1887-1940), румынский экономист с мировой
известностью. ”Эволюция румынской экономики после мировой войны” (1940).
Отрицает капиталистический характер румынской экономики в межвоенный
период, считая что главной отраслью экономик должно оставаться сельское
хозяйство. Тем более, что “естественные условия” существования нашей страны
не открывают перспектив превращения из аграрного государства в
индустриальное”.
Исходя из национальных особенностей, румынская рыночная экономика нуждается
в мощном государственном вмешательстве. “Важнейшим условием процветания
румынской экономики, - пишет он, - является принятие со всеми последствиями
формы организованной, контролируемой государством, экономики.
Михаил Манойлеску (1890-1950), неолиберал, один из крупнейших
теоретиков международного экономического обмена. “Теория протекционизма и
международного обмена”(1929).
“Пересмотр” проблемы инустриализации слаборазвитых, поскольку она
увеличивает покупательную способность бедных стран, и они смогут закупать
больше товаров у богатых стран.
Разрабатывает теорию общего протекционизма. “Критерием определения
отраслей, нуждающихся в защите, является уровень производительности труда.
Подлежат защите отрасли, в которых производительность труда выше, чем в
среднем по стране. Посредством индустриализации происходит перемещение
капиталов и рабочей силы из отраслей с более низкой производительностью
труда (сельское хозяйство) в отрасль с более высокой производительностью
(промышленность).
Франсуа Перру(1903-1987), самый видный представитель француской
социологической школы. “Экономика XX века” (1967).
В современной экономике на экономическую деятельность все большее влияние
оказывают не цены, а различные факторы принуждения, такие как государство и
крупнейшие корпорации. Основной формой государственного вмешательства в
экономику должно быть индикативное планирование.
Теория доминирущей экономики. Феномен доминирования становится одной из
главных черт современной экономики. Он касается не только экономических
агентов. Национальные экономики также делятся нннна доминирующих и
подчиненных.
Джон К. Гэлбрейт (1908), главный теоретик институционализма. “Новое
индустриальное общество”(1967).
Отвергает тезис неоклассиков о решающей роли рынка в экономической жизни,
отводя её государству и крупным предприятиям. Сторонник теориии
технологического детерминизма. Использование новых машин ведет к изменению
ккапитализма изнутри. Автор (или соавтор) теории “планируемого капитализма”
и др.
Теория техноструктуры. Техноструктура, самые влиятельные специалисты
корпорации, изменяющие природу целей фирмы, а также условия принятия
экономических решений. С её появлением прибыль перестает быть движущей
силой экономической деятельности, поскольку техноструктура ставит перед
собой иные цели.
Милтон Фридмен (1912), самый видный представитель неомонетаризма.
“Монетарная история Соеденённых Штатов” (1963)ю
Инфляция, как и другие “болезни” современного капитализма, в том числе
безработица, - денежного происхождения и вызываются несоответствием между
количеством денег в обращении и реальными потребностями экономики.
Главной формой государственного вмешательства в экономику должна быть
денежная политика, а политика стимулирования роста не способствует
улучшению экономического положения, а порождает новые диспропорции.
Поль Самуэльсон (1915), один из основателей доктрины “неоклассического
синтеза”. “Экономикс”(1948).
“Неоклассический синтез” представляет собой электрическое сочетание
кейнсианской макроэкономической теории с неоклассической макроэкономической
теорией, т.е. сочетание преимуществ рыночной экономики с преимуществами
государственного вмешательства в экономику.
Главной формой вмешательства государства в экономику должна быть
антициклическая политика (антикризисная и антиинфляционная), осуществляемая
и посредством бюджетных и финансово-кредитных рычагов.






Новинки рефератов ::

Реферат: Петропавловская крепость (Архитектура)


Реферат: Конституция Болгарии (Право)


Реферат: Восприятие (Психология)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии по производству строительных материалов (Аудит)


Реферат: Новгород (История)


Реферат: Вычисление вероятности игры в КРЭКС(кости) (Программирование)


Реферат: Значение ощущений в жизни человека (Психология)


Реферат: В.П. Астафьев (Литература : русская)


Реферат: Социология религии (Социология)


Реферат: Билеты по - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ (Право)


Реферат: Генетическая инженерия (Биология)


Реферат: Понятие государства и права (Государство и право)


Реферат: Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры (Искусство и культура)


Реферат: Влияние биодобавок на продуктивность японского перепела (Биология)


Реферат: Сеть Консультант Плюс (Программирование)


Реферат: Право власності на землю в Запорозьській Січі (Право)


Реферат: Бюджетный процесс в Украине (Право)


Реферат: Одержимость, её место в истории (Психология)


Реферат: Geld (Деньги и кредит)


Реферат: Ветви христианства. Суть различий (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист