GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Кандидатский минимум по философии (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кандидатский минимум по философии (Философия)



1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в
нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др.
людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел.,
определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных
ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных
принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры
личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц.
группа и общество в целом.
Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М.
Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в
формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и
сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.
Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это
теорет. ядро М.
В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М
присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая)
насыщенность.
Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через
кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и
эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте
своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе
чувства совесть волю и поступки человека.
В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно
обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными.
Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни
личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение,
как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее
изменение.
“Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не
сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность
всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это
потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет
нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький.
М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и
образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж.
позицию ч.
Ф. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем
чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др.
форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления,
степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.

2.ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ФИЛ. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.
Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на
особом,фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на
самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как
например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован
в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол.,
геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность
указанной его локализации составл. его специф. особенность.
Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит
рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом,
целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого
чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.
Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его
отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего
мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф.
предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми
нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение
связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин
и способов познания и преобразования мира человеком.
Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип
мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система
мировоззр. чувств.
Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом
ориентиованной на выявление отношеий чел. с миром? Еще в античности
такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем.
структкрой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в
себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам.
И все же уже в ант. говорилось о ОНТОЛОГИИ - учении о бытии и о
ГНОСЕОЛОГИИ или ЭПИСТЕМОЛОГИ - учении о познании, и о ЛОГИКЕ - учении
о формах мышления.
Ф. вопросы. Является ли сладость объективн свойством сахара или
это льшь субъективное ощущение чел.? Принадлежит ли красота предм.
природы, людям... или она продиктована чувством прекрасного, челов.
способностью воспринимать красоту? Вопрос о чел. свободе. Связан ли
прогресс общества лишь с объективными показателями темпов эконом
развития или же включает и субъективные, челов. аспекты? Все эти
воросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания,
объективного и субъективного, мира и человека.
Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и материю, а если ад,
то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он
обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо
единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой
либо цели? Действительно ли сущ. законы прир., или мы просто верим в
нах благодаря льшь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру
быть вечным, чтобы заслуживать выс. оценки, или же к добру нужно
стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гебели?
Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии.”
Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути,
выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщаа
формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблеммы. Вот
почему она может быть в опр. смысле названа осн. воросом ф.

3. Милетская школа, пифагореизм.
Др. гр.ф (дгф) влзникла в ионийских городах зап побережья мал Азии,
основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на
их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта -
более древние цив.)
Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что
превращается они искали начало происхлждения и изменения всех вещей.
Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и
движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.
ФАЛЕС. конец 7 начало6 вднэ. Купец, много путешествовал.
Гидроинженер. Проект полит объединения малоаз. городов перед угрозой
Персии. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение
в Г. -585 гднэ. Изобрел некот. астроном приборы.
Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все
рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на
пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная
полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут
приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон)
из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие
начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля -
цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него.
Поэтому миры возникают и разрушаются.
АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество -
воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения
воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск,
поддержив. вождухом.
В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие
здесь фил прекратилось.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ.
При тиране Поликрате преселился в Ю.Италию в г. Кротон где основал
полит и рел. союз представл. интересы аристократии. Сам ничего не
писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о
порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов.
Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5
вднэ этот союз был разгромлен демокр.
Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер
первоначао а часла, кот образуют космический порядок - прообраз общ.
порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая
попытка постановки вороса о роли колич. стороны явл. природы.
Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры.(
высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется
мат. соотношениям - гармония сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в
самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ.
монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех
прир.явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности
в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством
первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех
элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред.
числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому
утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.
Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел
беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское.
Однако их противоположности не переходят друг в друга( в отличии от
Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь,
беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод.
огня и воздуха.

4. ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ.
ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ,
отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире -
представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего.
Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако
первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен
взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном
процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив
огонь. “ Этот космос один и тот же для всего существующего не создал
ни какой бог и никакой еловек, но всегда был, есть и будет вечно
живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина
вечного изменения - борьба противоположностей.
Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа
тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи
возникают из огня согласно необходимости. Миром правит
“логос”.(закон, необходимость)”Даже Солнце не может переступить
логос.” Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою
противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя
дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть
борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противопол.
обнаруживается их внутреннее сходство “юессмертные-смертны, смертные
- бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они
умирают.”
Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп.
делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и
вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)
Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе
мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно
чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано
познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от
света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от
разуминого света, “от того, что никогда не заходит”
Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и
вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в
Ю.Италию.(земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия
нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.
КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много
путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием
возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте
богов.(Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов
в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет
собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна.
Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не
может быть истинного знания только мнение.
ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Составил законы для Элеи, которые
даже там долго действовали. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет
пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая
мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя
мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно
возникновение и уничтожение.
из абс. заполненности следует, что мир не имеет частей. Он
един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о
невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о
движении - льшь мнение, повседневные представления, от которых
следует отличать фил., как учение о истине, недоступной восприятиям.
Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира
- богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит
жребий и правит всеми неб. движениями.
ЗЕНОН. Ученик Парм..Выдвинул ряд положений в защ. учения
П.(апории) Доказывал невозможность движения(метафизика).
Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не
может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один
момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это
противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том,
возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить
движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного множества
неделимых частей (актуальная бксконечность), а время из б. множества
неделимых моментов.
В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются
проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию
диалектики. (интересно что понятия актуально бесконечного было
исключено из употребления в Г. и заменено понятием потенциально
бесконечного. Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их
составленность из беск. числа актуально данных элементов).


5.АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ. ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.(Демокрит, Эпикур)
Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер.
объяснение наблюдаемыхсвойств вещей - их множества, движения и
изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной
делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым
противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность
множества, раздельности вещей и ихподвижности должна была считаться с
этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих
трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они
допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за
частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них нероницаемые
атомы.
Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма
большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу
своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может
расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая
величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис,
вызванный критикой З.
Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из
мельчайших недел. частиц и пустоты.
Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во
фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды
Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этикт, политики,
педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики,
космологии. Активный приверженец раб. демократии.
Исходное положение а. системы - сущ. атомов и пустоты,
образующих своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела.
Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд по
которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый
источник познания.
Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более
тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их
сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д.
отличает то , что сущ. во мнениии от того, что сущ. в
действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии -
горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в
действительностии же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не
отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д.
говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем,
а того , что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому
Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с
самими качествами.
Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же -
метсо, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и
вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и
отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким
образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их
состояния и ощущения.
Для объяснения реального многообразия действительности Д.
допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти
отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов.
не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.
А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и
смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из
огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.
Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” -
материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом
пространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв.
по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает
образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем
верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой
величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто
позн. также м.б. достоверным.
Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченнаяобщим законом и порядком,
безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда.
Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью сос тоит в светлом
и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением
долга, мерой во всем... Умение доходить до такого сост. дает
обучение, кот Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть
достигнуты ни искусство, ни мудрость.
ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове
Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача
ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но
этика м.б. построена только при условии если будет определено место,
кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а
физике должно предшествоваь разраб. теори познания.
Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно.
Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ.
возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств.
критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах,
кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти
не были в лог. противоричии с данными восприятиями.
Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, чо учение
о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам
о невозможности для чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан
путь к свободе.
У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает,
что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с
их формой, положением и порядком становится важным объект.
определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож.
обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на
небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на
криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.
Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает
удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о
пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на
этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не
способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.
Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия:
1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., нодля жизни не
необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится
только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания
- полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

6. СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6
вднэ)
В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн.
городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданых ею новых выборных
учреждений - нар.собрания и суда, игравшего б. роль в борьбе партий и
классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей,
влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.
Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились
учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность
тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели
к тому, что эти новые мыслителиобычно учили не только полит. и юр.
мудрости, но связывали еее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их
стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости.
Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к
доказ. предвзятойц, иной раз заведомо ложной, точки зрения.
Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить
до крайности мысль об относительности всякого знания.
Ф. течение соф. неоднородно. Наиболее характерно ля всех
представителей С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий,
эттических норм и оценок. Протагор: “Человек есть мера всех вещей,
существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ.”
Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и
Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об
отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому
утверждению может быть с равным основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение.
Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то
оно непознываемо. Если оно познваемо, то оно невыразимо и
неизъяснимо.
Старш. соф. были крупными спецами в вопр. права и общ-полит
вопросах.
Младшие софисты.(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются
этические и соц идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость
классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и
люди рождаются свободными.)
Фразимах расространил учение об относительн. всякого знания на
соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что
полезно сильному.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл
учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а
также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него
народ. Он был привлечен к суду и отравился.
Сам С. ничего не писал. О его учении известноолоко по
сообщениям учеников:Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же
Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение
сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение
вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.
Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти
внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав
знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя.
(самопознание)
Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о.
знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения
понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все
частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.
В этике С. отждествляе добродетель со знанием. Нет человека,
кот. зная , что он может сделать что-то лучшеее, стал бы напротив
делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость -
совершенное знание.
Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,
киренская.
КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и
цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты
получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип -
облагораживал эти принципы, считая , что чел. должен властвовать над
наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор
атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение
мимолетно, его трудно получить, оно прехлдяще, но если смысл жизни в
насл. которое так трудно получить, то стоит ли жить?”
КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от
зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно
реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общтх норм и законов
природы. Каждый сам по себе.
МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием.
Всеобщее и еделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _
лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только
общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

7. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. (Федон, Софист, Пир, Федр - по выбору)
До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм.
Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии.
Фил развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии
он продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он
вернулся в Афины и основал школу (академия).
По-видимому свою лит деят начал с небольших диалогов по вопр
этики. В зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги
Пир, Теэтет, Федон. Кпоздним работам относитсядиалог “Законы”. Ф.
учение П охватывает шир круг вопросов - о бытии, мире и его
происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитанииЮ
искусстве.
Мир чевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи
возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного.
Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы
(идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и
причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей
основе вещей каждого класса.
Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не
олько бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ
движения, возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и
превращ их во множество ч. вещей, разделенных пространством.
Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою
сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его
целью (телеология - учение о целесообразности)
Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий
пространства и времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели,
движ и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл
пространства и времени.
Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа
пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом
душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются.
Влсприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания.
Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия,
чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного
знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математ
знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям.
Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и
Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ.,
покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом,
что каждый из них и есть и не есть, и раве самому себе и не равен.,
и тождественен себе и преходит в иное. Так бытие поскольку оно
рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно,
неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит
в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие содержт в себе
противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно
и изменчиво.
Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению.
Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий,
таящихся в повседневных мнениях, есть , по П., искусство диалектики.
В космогоническом ученииП утверждает, что последними эл-тами
всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные
атомы.
Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3
частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и
вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над
страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не
могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и
законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб
граждан.
В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей
классиф частей души. Раз части должен соотв разряд правителей-
философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый
разряд должен быть ограничен выполн своих обязанностей и воздержив от
вмеш в дела других.
Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П
разработал план общежития, основанного на устранении для правит и
воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос
воспитании детей.
ПИР.
Федр: Эрот - древнейший бог., первоисточник величайших благ.
Любовь должна учить стыдиться постыдного истремиться к прекрасному.
Недостойный поступок ...стыд перед возлюбленным. Войско или гос-во из
влюбленных. Если Гомер говорит, что некот героям отвагу внушает бог,
то любязим ее внушает Эрот. Любящие готовы умереть друг за друга
(Алкестида решилась умереть за своего мужа) Боги тоже высоко чтут
преданность и самоотв в любви.
Павсаний: Эротов 2 - небесный и пошлый. Любое дело само по
себе не бывает прекр или безобразным, а смотря по тому как оно
делается. Тот эрот прекрасен, кот побуждает прекрасно любить. Пошлый
эрот: это та любовь кот любят люди заурядные - любят женщин больше
чем юношей и больше тело, чем душу.
Неб эрот - одержимые этим эротом обращаются к юношам, отдавая
предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим разумом.
Так как любое дело мб и прекр и безобразным, то неб любовь возникает,
когда поклонник считает справедливым окащывать уступившему юноше
любые услуги, а юноша считает справ ни в чем не отказывать чел,
который делает его мудрым и добрым., умным и доблестным.
Эриксимах (врач): Двойственный эрот заключен в самой природе
тела(больное начало и здоровое) угождать началу хорошему - хорошо,
плохому-плохо.. Гармония Врачевание, музыка, погода, земледелие.
Аристофан: Люди не знают величайшей силы эрота, иначе ему бы
воздвигли храмы. Кое-что о чел природе. Было 3 пола. Один соединял и
мужское и женское начало. Люди были рассечены пополам богами. С этих
пор свойственно людям любовное влечение, которое соединяя половины,
пытается сделать из 2 одно и тем самым исцелить челов природу. Любовь
это жажда целостности и стремление к ней.
Агафон. Хочет восхвалить самого Эрота , а не его дары как
делали прежние ораторы. Эрот самый молодой, так как он обходит
старость и неразлучен с молодыми. Он нежен. Гомер - нежны стопы у
нее: не касается ими Праха земного; она по главам человеческим ходит.
( о богине Ата) Он гибок. Справедлив, никогда не обижает ни богов ни
людей. Благоразумен. Храбр и тд.
Сократ: Эрот-это любовь к кому-нибудь. Любовь вожделеет к
своему предмету. Вожделеет, когда не обладает (спорный вопрос...)
=Вожделение вызывает то, чего недостает. Если здоровый человек хочет
быть здоровым, то он хочет быть здоровым в будущем. А это означает
любить то, чего еще нет, если хочешь сохранить на будущее то, что
имеешь теперь. Эрот - любовь к красоте. Значит он не имеет красоты и
нуждается в ней.
Речь, услышанная от афинянки.Между мудростью и невежеством есть
нечто среднее. Верное, но не подкрепл доводами представление - не есь
знание. Если нет объяснения, какое же это знание. (но и не
невежество) Эрот следовательно по середине между крайностями. Эрот не
бог, так как обделен красотой. Он не смертный и не бессмертный. - он
демон, посредник между людьми и богами. Он заполняет промеж между
ними и связывает мир внутренней связью.
Эрот - философ так как он любит прекрасное, а мудрость прекрасна.
Философ занимает промеж положение между мудрецом и невеждой.
Все любят благо и хотят быть счастливыми, но мы говорим не обо
всех, что они любят. Мы берем только одну разновидность любви и
закрепляем за ней общее понятие, а др разновидности именуем иначе.
любовь - это любовь к вечному обладанию благом. Чтобы стремление к
благу можно было назвать любовью необходимо родить в прекрасном как
телесно так и духовно. Рождение - это доля бессмертия и вечности, кот
отпущена смертному существу. Любовь это и стремление к бессмертию.
Смертная природа может стать бессмертной только деторождением,
оставляя каждый раз новое вместо старого. Человек от рождения до
старости считается одним лицом, но он никогда не бывает одним и тем
же. Все смертное сохраняется устаревая и уходя, но в то же время
оставляя свое новое подобие.
Доблесть - ради бессмертной славы.
Высшие таинства любви. Сначала человек должен полюбить
прекрасное тело и родить о нем прекрасные мысли. Затем он станет
любить все прекр тела, а к одному охладеет ибо сочтет такую любовь
мелкой. После этого он начнет ценить красоту души выше чем кр тела.
постигнет красоту насущных дел и обычаев. От насущ дел он должен
перейти к наукам, чтобы увидеть их красоту и стремясь к красоте уже
во всем ее многообразии не быть рабом привлекательности кого-то или
чего-то, а повернуть к открытому морю красоты и созерцая его в
неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и
мысли., пока он не увидит той единственной науки, кот касается
красоты.
КРАСОТА: Тот кто пройдет весь путь увидит в конце этого пути
нечто удивительно прекрасное, нечто, во-первых вечное, т.е. не
знающее ни рождения ни смерти, ни роста, ни оскудения, во-вторых не в
чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное. Красота предстанет пред
ним сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая, все другие
разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они
возникают и гибнут, а ее не становится больше или меньше. Он увидит
ее чистой, без примесей, без искажений, не обремененную чел плотью.
Это божественная красота.
Чел увидевший эту красоту сумеет родить не признаки
совершенства, а совершенно истинное, потому что постигает он истину,
а не призрак.

8. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.
Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее
(остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в
качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в
Афины, где основал школу - гимнасии (Ликей).
До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому
не явл. текстами самого А.. Например “Метафизика” по-видимому
представляет составленные слушателями своды различных по времени
курсов А. Очень важны для поним. А. его сочин.: “О душе”, “Физика”,
“категории”. Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теори
познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит.
экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он
обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов,
пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют
б. ценность.
Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный
идеализм. Оно сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об
идеях) несостоят. по ряду причин:
1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не
отличаются от них по своему содержанию.
2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут
дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны
к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может
объяснить отнош идей к вещам еще и потому, что П. отрицает
способность идей быть непоср. сущностями вещей.
3.Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному
П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть
одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в
менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к
стоящей над нею более общей идее, кот. и будет ее сущностью.
4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира
приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть
сходство и так как по П., для всего сходного должна сущ едея, то
кроме идеи , наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея
того сходного , что сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и
для нах под нею первой идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья -
идея...
5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого
чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и
движения.
По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма
нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный
шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот.
придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с
веществом.
Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по
отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам,
соединением кот., по А. является медь. Медь лишена форму т.к. еще не
явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть
действительность того возможностью чего явл. материя. Согласно . в
пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к
соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о. становятся
текучими.
каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ
соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины,
рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы
поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой
предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще
по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.
Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от
субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются
отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания
явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания
предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что
е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на
последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из
высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны
умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.
Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах
мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями
объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о
терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В
центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с
спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и
построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и
необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому
он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция)
а на индукциюобращ. мало внимания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.
Источник движения - бог (перводвигатель).
Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в
природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта
целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы.
Примеры целесообр. видел в росте организмов.
Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая
доблесть, наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума
сущ. ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в
себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов -
земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор.
распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим
делом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.
А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом.
Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы
монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на
смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это
тирания, олигархия и крайняя демократия.


9. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло
духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и
очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей
письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье
характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр.
гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата
церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот.
должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения
догматов христианства. Эта фил. получила название
“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было
сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству.
(Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При
этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию
учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов
(защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов
церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.
Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр.
Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и
предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный
апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое
разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел.
мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов,
кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел
и его целях).
Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род.
в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог
сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости.
Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к
создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и
обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна.
Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он
дел., делает через него бог.
Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в
школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период
хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к
вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо
правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным
хар., то для их толкования требов. изощренная логика.
Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к
единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е
о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. -
реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.
универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в
самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел.
разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал.
- общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только
един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и
основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к
многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это
номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в
уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.
2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только
имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть
предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача
знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме
чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще
только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для
объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о
направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие
понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.
Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома
Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.
А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф. против
богословия. В вопр. о универс. - умереный реалист (см. п.1)
Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для
разума, например о 3 лицах бога.
Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр.
вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист.
канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн.
изначального принципа формы с неустанововш. принципом
материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и
матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип,
однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин.
с телом.
Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол
должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос
был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел.
(матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как
ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому
квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в
качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход
из тупика.
Важн значение имело учение о различии сущности и
существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности,
относится к ней как действительность к возможности.
Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по
лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной
причины.

10. УЧЕНИЕ Ф. БЕК0НА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (НОВ.ОРГАНОН)
Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу
разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был
Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика,
опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства
непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука
и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция,
анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац.
метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произвед Б.
сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому
пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.
Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель -
принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не
непоср. польза, а познание законов и свойств вещей
Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в
истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение
лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного
доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода
умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл.
усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом
должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких
забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.
Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по
анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое
представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел
чувств, под влиянием различных желаний, влечений.
Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект предпочтений,
симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между
предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш
авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.
Рынка - преп, возник вследствии общения между людьми
посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не
на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ
впечатления от этого предмета.
Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными
мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствии
подчинения ума ошиб мнениям.
Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это
знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также
полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2
пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод
начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн
случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.
Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно
тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в
умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)
До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если
бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное
средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего
восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не
пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.
Главное условие прогресса знания - совершенствование
способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная
индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те
случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б.
подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение,
противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

11. РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ)
Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии.
Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался
научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер
в 1650г.
Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2
независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и
материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя
представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия
и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о
бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной
истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я
существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной
субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей
субстанции пребывает бог.
Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометри, ввел
метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало
сист алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность
движения и покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а
также з-н сохранения полного кол-ва движ. при сооударении двух
неупругих тел.
Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством,
считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе,
т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя
(=пространство) беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно
делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1.
материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-
те толчка. первон. толчек дал бог.
Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис
для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на
этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт
он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса
он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием.
Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае
существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь,
поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь
поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я
мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора
знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции
ума.
Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и
достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий
истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.
Мдеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В
силу этого для док. реального сущ. мира еобходимо док. сущ. бога. В
числе прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ.
всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все др.
идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности
сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мысуть следствия
первопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш.
бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал.
Этим обусловлена сама возможность позания.
Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин
(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он
относит прежде всего мат. аксиомы.
В познании главную роль играет разум - рационализм. Д.
полагал, что источником достоверности знания может быть только сам
разум.
В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные
положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое
след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления
всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные
положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд.
дедукции.
Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного
знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4
требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот
предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в
истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее
частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного
к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях
исследования.
12. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В УЧЕНИЯХ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА.
Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в
Амстердаме в еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к
разрыву с иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать
в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов.
Умер от туберкулеза.
Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой
и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он
дополнил их учением о свободе.
С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является
причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой
творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она
есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога,
С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе
и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.
Обосновывает важное различие между сущностью и существованием.
В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной
и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее
существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано,
т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога
(природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не
сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее
собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей
ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи.
Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.
От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов.
Модус это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина,
ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное
множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на
прямой относятся к самой прямой.
Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума.
Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и
аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ.
субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как
мышление. ( атрибуты субстанции).
Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел.
есть существо, кот. модусу протяжеия - телу, соотв модус мышления -
душа. В любом случае человек - часть природы.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский
университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.
Старался соединить теоию с практикой. Открыл независимо от
Ньютона диффер и интегр. исчичление, изобрел счетную машину (могла
даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы
техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.
Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт
свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут
быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение,
действие , сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст
такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.
То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу,
что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число
субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или
монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.
Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр
ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный
момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность,
самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного
самодвижения.
Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело
обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет
целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому
прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести
понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и
их цель.
Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ниим нет
физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в
каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад.
Поэтому Л. назыв м. “живым зеркалом” вселенной.
Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются
природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через
“действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия
развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют
объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.
Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в
развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем
бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения).
Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.
Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее
из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в
развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е.
как представление.
Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила
представления - перцепции. Представление не отождествляется с
сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос.
самосознания - апперцепци - человеку.
Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о
том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и
подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.
В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в
органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые
разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон,
обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от
себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным

Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси (История)


Реферат: Ідейно-тематичний перегук поезії 20-х і 60-х років ХХ ст. як втілення генетичної спадкоємності ренесансних поколінь (Литература)


Реферат: Анализ систем специального образования в США, Великобритании, Швеции, России и Голландии (Педагогика)


Реферат: Древняя цивилизация шумеров (История)


Реферат: Специфика воспитания детей в различных по структуре семьях (Социология)


Реферат: Контрольная работа по метрологии (Технология)


Реферат: Проблема ценообразования (Менеджмент)


Реферат: Доказательства и процесс доказывания в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Преступность в России и зарубежных странах. Сравнительный анализ (Криминалистика)


Реферат: Классификация компьютерных вирусов. (Компьютеры)


Реферат: Внедрение компьютерных технологий в гостиничный бизнес (Предпринимательство)


Реферат: Планета Сатурн (Астрономия)


Реферат: Пятая побочная подгруппа Периодической системы элементов Д.И. Менделеева (Химия)


Реферат: Правила поведінки на підприємстві (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Лекарственные растения (Биология)


Реферат: Клеопатра (Исторические личности)


Реферат: Активные операции коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Автоматизированное проектирование станочной оснастки (Технология)


Реферат: Апокатастасис и "Благое молчание" в эсхатологии св. Максима исповедника (Apokatastasis and «Honorable silence» in the eschatology of st. Maximus the confessor) (Религия)


Реферат: Расчет трансфинплана грузового АТП (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист