GeoSELECT.ru



Финансы / Реферат: Финансы и кредит: Государственный долг РФ (Финансы)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Финансы и кредит: Государственный долг РФ (Финансы)



Государственный комитет по высшему образованию
Государственная академия управления им. Серго Орджоникидзе



Кафедра финансового менеджмента



Курсовая работа
по дисциплине “Финансы и кредит”


Тема: Государственный долг РФ



|Выполнил: |студент ФМ 3-1 |
| |Голубев А.А. |
| | |
|Проверил: |доцент, к.э.н. |
| |Махалина О.М. |



Москва 1996

I. История государственного долга России

К
редитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала
первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская
империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств
накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в
составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг.
Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1
января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика
государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма
задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем
стабилизировалась.
[pic]
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства
превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно
финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну
частные линии.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру
бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый
пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.),
доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних
и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование
строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными
бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на
покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по
займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и
министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она
получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-
прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма
всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей —
около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3
категории:
краткосрочные;
долгосрочные;
бессрочные;
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и
колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать
500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось
лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый
момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до
200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на
иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право
учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в
виде дисконта.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные
займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки
— 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда
государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для
держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право
принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом
случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на
бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов.
Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей.
Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело
никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку
иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не
существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:
“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или
сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим
принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить
вовремя и полностью.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных
усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на
рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и
далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта.
Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели
первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической
политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство
Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате
облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто
бумажками.

II. Современная ситуация на рынке
государственного долга

Определение. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и
непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по
ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный
долг.
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик
государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся
кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций;
государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные
на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков;
государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные
на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь
возникшей задолженности. Внутренний государственный долг регулируется
законом “О государственном долге Российской Федерации”



II.1 Рынок внутреннего долга Российской Федерации.

На сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия
государственного долга:
1) Добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном
(или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким
образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства
(ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного
займа (ОСЗ). Общий объем государственного долга по этим бумагам на
1.01.1996 составлял чуть более 80 трлн. руб., а объем чистого долга,
т.е. без бумаг в портфеле ЦБ, можно оценить в 70 трлн. руб.;
2) Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического
государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего
валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя
Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по
банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.
Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ,
сформированный в целях поддержки собственно рынка. Величина
квазирыночного долга на 1.01.1996 составляла около 50 трлн. руб.;
3) Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину. Остаток такого
кредита на начало 1996г. достигал 60 трлн. руб.
Таким образом, из приблизительно 180 трлн. руб. государственного долга
на 1.01.1996 лишь менее 40% (до 70 трлн. руб.) действительно по всем
параметрам отвечают формальным критериям цивилизованности. Менее 30%
приходится на принудительный и несколько более 30% — на административный
кредит.
За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но фактически
существующий, долг бюджета разным экономическим субъектам по невыполненным
обязательствам. Это — принудительный, нерыночный кредит. На федеральном
уровне он составляет 10-15 % учтенного государственного долга.
В итоге на начало 1996 года внутренний государственный долг (ГД)
продолжал иметь преимущественно нецивилизованный фасад, а сам рынок
государственных ценных бумаг соответствует внешним критериям
цивилизованности примерно на 60%.

Оценка емкости рынка государственных долговых обязательств

Официальные подходы и оценки емкости рынка государственных долговых
обязательств, если таковые существуют, не опубликованы ни в каких
источниках.
Поэтому, при оценке емкости рынка возможны два принципиальных подхода.
Первый направлен на получение абсолютных, второй — относительных
(индикативных) оценок емкости рынка.
Абсолютные оценки могут быть получены на базе анализа состояния и
динамики следующих экономических параметров:
= Доходов субъектов экономики, в итоге агрегируемых в ВВП;
= Ликвидности субъектов экономики, получающей обобщенное выражение в
денежных агрегатах, или, как вариант, в ресурсах кредитной системы.
Относительные оценки, призванные дать представление об использованных и
резервных возможностях рынка, могут базироваться на состоянии следующих
показателей:
= Величины и динамики относительной доходности рыночных инструментов
государственного долга. Базовыми для исчисления показателей
относительной доходности инструментов ГД должны выступать уровень
рационально ожидаемой инфляции, а также уровень ставок по кредитным и
депозитным операциям со сроком, аналогичным периоду обращения
инструментов ГД;
= Динамики коэффициента прироста государственного долга к приросту
объема заимствований: КПД= (К-В)/К, где КПД — коэффициент прироста
долга; К — объем заимствований, брутто; В — объем средств,
возвращенных кредиторам (таким образом, разница К-В представляет
собой объем нетто-заимствований);
= Динамики портфеля Банка России в общем объеме ГД.
Относительные показатели непосредственно не дают возможности оценить
емкостные (спросовые) параметры рынка, однако они служат хорошими
индикаторами для установления фактов выхода рынка на или за границы
нормальных спросовых возможностей и, таким образом, весьма существенно
помогают определить базовые параметры абсолютных оценок. Особенно это
касается начальной фазы развития рынка, когда индикативные показатели
играют, возможно, решающую роль для формирования исходной базы критериев
абсолютных оценок. Поскольку российский фондовый рынок в целом и рынок ГД в
частности переживают именно эту стадию становления, естественно начать
изучение емкости рынка с анализа состояния и динамики индикативных
показателей.
Характеристика ситуации на конец 1994 года и конец 1995 года в
отношении абсолютной и относительной доходности инструментов ГД в
обобщенном виде представлена в таблице.

| |Декабрь |Декабрь |
| |1994г. |1995г. |
|Реальная аукционная доходность рынка |393/662 |181/285 |
|ГКО-ОФЗ из расчета на год[1] | | |
|Уровень рациональных инфляционных |440 |63 |
|ожиданий[2] из расчета на год | | |
|Эффективная процентная ставка по |218 |104 |
|трехмесячным депозитам | | |
|Доходность ГКО к уровню (раз): | | |
|а) инфляционных ожиданий |0,89/1,50 |2,87/4,52 |
|б) депозитной ставки |1,80/3,04 |1,74/2,74 |

В течение практически всего периода функционирования добровольной (с
приведенными выше оговорками) формы ГД стоимость его обслуживания была
существенно завышенной, поэтому возникает вопрос, о том какая доходность
инструментов ГД может признана нормальной? Для ответа на данный вопрос
следует прежде всего принять во внимание, что вложение в ГД является
безрисковым или, во всяком случае, наименее рисковым вложением в рамках
всех альтернативных инвестиционных решений на российском рынке. Отсюда
доходность инструментов ГД должна быть, в частности, ниже депозитной
доходности.
Коэффициент прироста долга в течение 1995 г. обнаруживал общую
тенденцию к снижению. По итогам первого квартала он составлял 26,5%, во
втором — 34,3%, в третьем — 15,2%, в четвертом — 18,9%.
Данные о состоянии портфеля ЦБ не публикуются, тем не менее некоторые
косвенные данные свидетельствуют о том, что доля портфеля ЦБ в общем объеме
рынка в 1995 г., особенно в связи с кризисом банковской ликвидности росла.
В итоге индикативные оценки, прежде всего данные по сравнительной
доходности инструментов ГД, свидетельствуют о том, что спросовые
возможности рынка были исчерпаны уже ко второй половине 1995г. В третьем
квартале 1995г. стало очевидно, что ситуация на ОРЦБ развивается стихийно,
без серьезных организационных изменений. Тенденции важнейших индикативных
показателей рынка свидетельствовали о предельном напряжении его
возможностей.
Система обслуживания ГД представляет собой мощный инструмент
перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового
сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной
формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ
перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во
втором — практикуется непосредственный способ перераспределения через
неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов ГД финансовыми
посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом
производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения
является относительное сокращение доходов у производственного сектора и
рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов
используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть
сверхдоходов используется “производительно”, т.е. вкладывается в развитие
бизнеса, однако тех его видов, которые не способны обеспечить формирование
фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт
потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких
доходов расходуется в целях действительного развития экономики через
участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию
технологии.
Экономическим итогом функционирования рыночной системы ГД выступает
общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.

Новые инструменты на рынке государственного долга.

- Золотой сертификат. Бумага должна стать весьма интересной для всех
категорий инвесторов. Номинальная стоимость сертификата установлена в
размере 1 кг золота. Срок обращения 3 года. Бумага выпускается в
электронном виде, и ее движение будет происходить только на счетах
“депо” в соответствующем депозитарии. Объем эмиссии Золотых
сертификатов определен в 3 трлн. руб. Текущая цена Золотого
сертификата будет определяться исходя из котировок, устанавливаемых
Банком Англии, и официального курса доллара США, объявляемого Банком
России два раза в неделю. Способ выплаты дохода по Золотому
сертификату следующий: купонный процент по бумаге будет
устанавливаться и выплачиваться ежеквартально. При определении его
величины за основу принимается ставка LIBOR на лондонском рынке
(ставка по кредитам для банков высшей категории надежности). К ней
Минфин Российской Федерации добавляет 2-3% годовых (для сертификата
весом 10 кг надбавка 3%). Как видно доходность новой бумаги (около 9%
годовых) будет не очень высокой. Важной особенностью Золотого
сертификата является возможностью выбора между погашением деньгами и
золотом. Металл , служащий обеспечением выпуска (примерно 40 т) будет
задепонирован Минфином Российской Федерации в Роскомдрагмете.
- Облигации с плавающей купонной ставкой. Эти облигации на первых
порах, вероятно, будут наиболее сложным и непривычным инструментом в
системе ОФЗ. Инвесторы будут получать проценты 1 раз в квартал, и
величина этих процентов, будет меняться. Ежеквартальная процентная
ставка по облигациям с плавающим купоном будет устанавливаться исходя
из доходности трехмесячных ГКО, срок погашения которых будет наиболее
близким к окончанию очередного квартала. Объем эмиссии облигаций с
плавающей процентной ставкой планируется в размере 3 трлн. руб. Срок
обращения 2 года.
- Облигации, деноминированные в валюте. Важным источником денежных
ресурсов для покрытия дефицита бюджета правительство России считает
средства, накопленные населением (до 20 млрд. долл.). С целью
мобилизации этих средств в системе ОФЗ планируется выпуск облигаций,
деноминированных в валюте США. Ситуация с этими облигациями наиболее
запутанная. Прежде всего, пока нет полной уверенности, что эти
облигации будут выпущены. Минфин Российской Федерации заявил, что не
заинтересован в эмиссии валютных облигаций. По предположениям объем
эмиссии будет равен 3 млрд. долл. Бумаги предполагается выпустить
мелким номиналом — от $100, купонная ставка составит 10-12% в валюте.
Выплата будет производиться один раз в год.

II.2 Рынок внешнего долга Российской Федерации .

Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия
окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного
просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема
управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и
финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной
платежеспособности наших должников их развивающихся стран и стран СЭВа, а с
другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания
валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с
дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением
ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и
поставок военной техники.
После распада СССР в конце 1991г. России в срочном порядке пришлось
взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В
итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50% экспорта) в 1985 г. до
119 млрд. долл. (260%) в 1994 г. и в 1995 г. — 130 млрд. долл.(265%).
Приняв на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулевого
варианта” стала одновременно правоприемником и по всем зарубежным
финансовым активам СССР. Вроде бы общие размеры этих активов превышают
сумму контрактных обязательств по полученным иностранным кредитам, однако
реальная ситуация сейчас складывается таким образом, что с позиций текущего
платежного баланса России весьма незначительные поступления от указанных
финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию
внешней задолженности. И дело здесь отнюдь не в расхождении графиков
соответствующих поступлений и платежей.
Общая задолженность третьих стран по государственным кредитам бывшего
СССР оценивается ориентировочно в 170 млрд. долл. При этом следует
учитывать, что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютных
рублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и
противоречиями. Поэтому иногда предлагается считать, что нам должны по этим
кредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некоторым
оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. По различным
оценкам, Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд.
долл., да и то в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией
союзные долги намного весомей противостоящих им финансовых активов. Если
принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долл., то при
реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убыток от
нулевого варианта определяется в 20 млрд. долл. (40% от 50 млрд. долл.).
Реальная цифра может оказаться еще более весомой.
Кредиторы государства объединены в Парижский клуб, в котором все
вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто
коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном
зарубежные банки-кредиторы.
До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему давали
кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге
они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы
долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие
же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей,
приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов,
т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали
представлять собой единый инструмент.
Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений,
другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой
выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое
количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства,
обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов.
За четыре года функционирования рынка внешнего долга России выработан
механизм торговли.
Заключенная дилерами сделка оформляется соглашением между покупателем и
продавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одного
кредитора на другого. ВЭБ ведет реестр кредиторов и дает согласие на
подобную перезапись. И хотя случаев отказа в таком переоформлении
зафиксировано не было, сам процесс занимает длительное время. Формально
стороны оставляют 21 рабочий день, для того чтобы переписать права
собственности с продавца на покупателя. При этом в соглашение включено
положение о том, что стороны приложат максимум усилий для соблюдения этого
срока. Однако на практике это не всегда удается — сделка требует
длительного обмена письмами: сначала происходит подтверждение сделки между
контрагентами, затем продавец посылает запрос на reassignment
(перерегистрацию) во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ,
после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит.
Для упрощения сделок время от времени создаются синдикаты, куда входят
основные западные инвестиционные банки, торгующие данным инструментом. Эти
синдикаты при посредничестве крупных аудиторских фирм, таких как Arthur
Anderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. В
результате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в
нескольких с участием начальных и конечных владельцев.
Существует и более простой способ торговли, который предпочитают
отечественные банки, — нейтинг (netting): банк продает купленный кредит
прежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день, производя
таким образом подобие арбитражной сделки, которая не требует никакого
оформления. Привлекательность таких сделок с точки зрения российских банков
в том, что можно получить прибыль, не привлекая дополнительные средства.

Ценообразование.

В отличие от многих других финансовых инструментов внешние долги России
не имеют ярко выраженных ценообразующих факторов. На начальном этапе
развития было совершенно неясно, когда начнется выплата основной
задолженности и тем более процентов по ней. По этой причине невозможно было
определить доходность, а следовательно, и реальную цену. В результате
котировки остановились на основе спроса-предложения. В дальнейшем их
динамика определялась общим состоянием рынков внешних долгов в мире;
факторами, влияющими на них, а также состоянием российской экономики в
целом, и финансов в частности.
На состояние рынка влияет ход переговорного процесса России с Парижским
и Лондонским клубами, с МВФ и МБРР: любые положительные решения поднимают
уровень котировок. Негативное влияние на цену долгов оказывает ухудшение
общей экономико-политической ситуации в России (путч, “черный вторник”,
межбанковский кризис, etc.). Рынок внешних долгов структурирован в
соответствии с валютами, в которых кредиты были получены. Наибольшим
спросом пользуются долги, выданные в долларах, немецких марках, йенах и
швейцарских франках. Разница в ценах зависит от ликвидности валют:
котировки долларовых кредитов выше, чем кредитов в японской и швейцарской
валютах. Соотношение котировок долгов в марках и долларах зависит от
разницы в процентных ставках по кредитам в этих валютах.
В последние 3 месяца 1995 г. котировки долларовых долгов колебались в
интервале 30-34% от суммы долга, причем минимальными они были в период
кризиса межбанковских кредитов. Кроме того, необходимо отметить, что в этот
период не наблюдалось ярко выраженной тенденции к их росту или падению, а
спрэд bid/offer (разница продажа-покупка) стабильно держится на уровне 3/8-
1/2 процентных пункта, что показано на графике.

[pic]



Влияние внешнего долга на национальную экономику

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей
мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием
всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с
соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего важен характер
опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций гос. бюджета, денежно-
кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для гос.
бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование,
погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего
долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для
текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку
на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко
маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время
неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В
любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом
от относительной величины накопившегося внешнего долга.
У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым
циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит
период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия,
поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может
выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении
инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах — даже диктовать
необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного
внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к
национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми
валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом
занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае
чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее
реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей
по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.
Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российского
государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются
теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России
увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в
отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе
рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по
долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.
Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка
программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этому вопросу
предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и
федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером
государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в
форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на
предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового
объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного
внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и
заимствования в отношениях с другими государствами-участниками СНГ; их
суммы определяются в законе о федеральном бюджете. Ежегодно правительством
подготавливается программа государственных внешних заимствований и
предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из
которых превышает 100 млн. долл.
Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на
поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости,
используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления
задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать,
что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно
закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном
продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в
мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а
экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.



Содержание.


I.История государственного долга России страница 2



II.Современная ситуация на рынке госуда- рственного
долга страница 4



II.1 Рынок внутреннего долга России страница 5



II.2 Рынок внешнего долга России страница 11



Использованная литература страница 18



Использованная литература

1.”Власть”, №9/1996, Сергей Колчин, статья “Внешний долг России”
2.“Рынок ценных бумаг”, №1/1996, Алексей Тихонов, статья “Долги
Российская империя отдавала всегда”.
3.”Рынок ценных бумаг”, №1/1996, Валерий Алферов, статья “Рынок
внешнего долга России”
4.”Деньги и кредит”, №6/1996, А.Ю.Симановский, статья “Государственный
долг: бремя цивилизации”
5.“Рынок ценных бумаг”, №12/1995, Алексей Грабаров, статья “Новые
инструменты на рынке государственного долга”
6.”Финансы”, №7/1995, Г.П.Рыбалко, статья “О внешних заимствованиях
России”
7.Лекции по дисциплине “Финансы и кредит”, ГАУ, О.М.Махалина

-----------------------
[1] В числителе — с учетом реинвестирования, без учета налоговых льгот; в
знаменателе — с учетом реинвестирования и налоговых льгот.
[2] Уровень рациональных инфляционных ожиданий определялся как (Rt - 2 + Rt
- - 1 + 0,5Rt)/2,5 , где Rt - 2, Rt - 1, Rt — инфляция по уровню
потребительских цен за соответствующий период, t — месяц оценки (декабрь).





Реферат на тему: Финансы и финансовая политика


Южно-уральский Государственный Университет



Факультет финансы и кредит



РЕФЕРАТ



Тема:


ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА



Выполнил: студентка группы 166


Заочного отделения


Специальности 060400

Заварухина Т.А.
Проверил:
Бархатов В.И.



Челябинск – 1999 год



ПЛАН


Введение 3

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5

СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10

Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13

Проведение финансовой политики в России 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

Список использованной литературы 36



Введение


Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий,
хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета
на 1998 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные
усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях
сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих
политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не
перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт
показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается
серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию
возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой
политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного
развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого
важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.



СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ


Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и
подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.
Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие
свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.
Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых
протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет -
лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками
общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти
отношения - производственные (экономические), поскольку возникают
непосредственно в общественном производстве.
Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают
на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях
хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом
однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон
общественного бытия, будучи представлены в обобщённом абстрактном виде,
образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в
обществе отношения, выступают в качестве экономической категории.
Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как
экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную
форму выражения.
Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов.
Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег -
не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма,
обусловленная существованием первых.
Появление финансовых отношений всегда даёт о себе знать реальным
движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях
производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о
том, что они не являются местом возникновения финансов.
Реальное движение денежных средств происходит на второй (области
возникновения и функционирования финансов) и третьей стадиях
воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер
движения стоимости (в её денежной форме) на этих стадиях различен, что не
позволяет отнести третью стадию к сфере функционирования.
Важным признаком финансов как экономической категории является
распределительный характер финансовых отношений.
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются
процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда
эта стоимость распадается на составляющие её элементы и, происходит
образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в
составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное
страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью
финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с
целевым назначением каждой её части. Дальнейшее перераспределение стоимости
между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение
государства, уплата налогов гражданами страны и т.д.) и конкретизация
целевого её использования (направление прибыли на капитальные вложения,
формирование фондов экономического стимулирования за счёт разных источников
и др.) тоже происходит на основе финансов.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов
обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих
специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов
хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство,
материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других
потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными
носителями финансовых отношений.
Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства,
когда создаётся новая стоимость и, осуществляется перенос старой. Но
реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии
распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются
конкретные экономические формы реализованной стоимости.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через
денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая
форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей
системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая
форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена
потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми
преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать
удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества;
обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития
общественного производства; даёт возможность полнее увязать общественные,
коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на
производство.
Важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других
распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда
связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму
финансовых ресурсов. Это признак является общим для финансовых отношений
любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали.
При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются
финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменений социальной природы
общества.
Исследование экономической сущности финансов, выявление
специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.
Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и
перераспределения стоимости валового общественного продукта и части
национального богатства в связи с формированием денежных доходов и
накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на
расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих,
удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к
экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением
подчёркивает исторически преходящий характер финансов.
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений
проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через
эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение
каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами,
используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.
Объектами действия распределительной функции финансов выступают
стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также
часть национального богатства (принявшая денежную форму).
Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические
и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации,
учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного
процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах
общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и
потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни
управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому
распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды
распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое,
межтерриториальное.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта,
выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через
финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом
и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в
фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции
финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство,
все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают
универсальным орудием контроля со стороны общества за производством,
распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря
контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются
пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно
финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов
хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и
того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном
взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории
стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает
финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые
показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить
результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры,
направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может
реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом
определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.
Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций,
учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства,
соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.



СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ


В любом обществе государство использует финансы для осуществления
своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в
реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает
следующие важнейшие звенья:
выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они
формируются на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития
производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
определение основных направлений использования финансов на
перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения
поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются
международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
осуществление практических действий, направленных на
достижение поставленных целей.
Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой
политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач
финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую
тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики,
рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных
задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её
разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются
концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в
финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на
главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа
развития общества путём своевременного изменения способов организации
финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия
создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика,
выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной
сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых
связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами
решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных
исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития
общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,
реальные экономические и финансовые возможности государства.
Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение
опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых
тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике,
является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении,
т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой
системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи
определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между
составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики
в области ценообразования, заработной платы.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей
развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана
создать благоприятные условия для активизации предпринимательской
деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм
изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия
населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся
повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их
распределения между сферами общественного производства, а также их
концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её
реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в
том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных
сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует
обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств
на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста
эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в
развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических
связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления
совместных мероприятий.



Виды финансовой политики и механизм ее реализации



Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие
экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста,
политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему
финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового
национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая
финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный
бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного
дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики
государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его
типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен,
то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом
было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую
и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию
экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями
существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста
может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем
производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному
уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать
не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив
направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его
потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или
бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей
вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на
положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля
над инфляцией.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов,
которая формируется на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2. Определение основных направлений использования финансов на
перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики
финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают
возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и
внутренние политико-экономические факторы.
3. Собственно осуществление практических действий, направленных
на достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику
начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух
предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как
не учитывает все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая
непосредственно правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные
стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно,
относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что
объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей
налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее
особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране
без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума
необходим бюджетный излишек, то есть превышение доходной части
государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть
спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения
поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования
налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во
втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад
производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда
сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно
приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для
стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая
система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно,
ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов,
которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.
Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице.
Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по
безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный
фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы,
сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд
используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос,
поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства,
тем самым, смягчая спад.
Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок
системы социального страхования, — по характеру своего автоматического
антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.
2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы
помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на
сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует
фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены
растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию,
поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в
экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной
экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами
перепроизводства.
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью
создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие
подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых
дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка
времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе
был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с
их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который
также привел бы к стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь
поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к
повышению своего дохода.
Несмотря на, безусловно, полезные способности налоговой системы к
стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на
экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении
экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого
дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние
оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который
существенно ослабляет действие стабилизатора.
2) Политические и другие внеэкономические соображения,
препятствующие пассивным действиям правительства.
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять
исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение
дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих
невмешательство в экономику, представляется необходимым.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема
национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
— общественные работы и другие программы, связанные с
расходами;
— социальные программы;
— правительственные закупки;
— государственные инвестиции;
—изменение расходов трансфертного или перераспределительного
типа;
— управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих
финансовую политику:
1) Политика в области государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы,
связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой
политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее
следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить
занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда,
есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства
отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не
только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие
производства, а также освободило государство от обременительных расходов в
будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной
системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что
объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что
экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже
поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на
нефть, только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий,
которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика
стала, проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда
снижение деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.
Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе,
государственн

Новинки рефератов ::

Реферат: Психология личности (Психология)


Реферат: Исследование конфликта в организации (Психология)


Реферат: Готовая продукция, ее учет и реализация (Аудит)


Реферат: Лихтенштейн (История)


Реферат: Башкирия во второй мировой войне (История)


Реферат: Греческая цивилизация (История)


Реферат: Москвоведение: "Население" (История)


Реферат: Данте (Искусство и культура)


Реферат: А.И. Куприн - "Поединок" (Литература)


Реферат: Математическая логика в младших классах (Педагогика)


Реферат: Учет накладных расходов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Регенерация (Биология)


Реферат: Предмет Правоведение (Право)


Реферат: Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики (Педагогика)


Реферат: В.И. Вернадский как историк науки (Философия)


Реферат: Исковые средства защиты (Гражданское право и процесс)


Реферат: Реализации генерального плана "Ост" на территории Белоруссии (Государство и право)


Реферат: Киров С.М. Деятельность и судьба (Исторические личности)


Реферат: Сплавы металлов (Химия)


Реферат: Биотехнологии (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист