|
Реферат: Мариупольский могильник (История)
Нынешний житель Мариуполя не представляет себе жизнъ города без труб, взявших его в кольцо. А если бы досужий прохожий спросил : «что было на месте, скажем, «Азовстали»?»- не каждый горожанин ответил бы на этот вопрос. В первой половине 19 столетия эти земли принадлежали помещику Косоротову и весь полуостров называли Косоротовкой, а позднее здесь были поселки Бузиновка и Остров в устье Кальмиуса, над морем стояла Довгождановка, а над речкой – Успеновка. Но необычная картина открылась строителям «Азовстали» в 1930 году. Уже снят чернозем на глубину до полуметра под первую домну. И вдруг под лопатами землекопов на фоне желтой глины стало проявляться красное пятно. Работник Новотрубного завода, любитель старины Г.Ф.Кравец расчистил красноватую массу. Под ней открылся человеческий костяк с украшениями. Г.Ф.Кравец известил о находке работников музея, которые сообщили о необычном событии в Киев. В Мариуполь приехал профессор Н.Е. Макаренко и мгновенно оценил ситуацию. Началась сложная, лихорадочная работа по изучению редчайшего памятника, оставленного древними обитателями Северного Приазовья. К чести строителей «Азовстали», ученому были созданы все условия для исследовательской работы. Раскопки красного пятна шли до изнеможения-целыми днями, без выходных – ведь пятно растянулось на 28 метров длиной и 2 шириной и содержало более 120 костяков, причем некоторые из них залегали в 4 яруса. Председатель Мариупольского окрисполкома и окрплана Кузаятов, администрация строительства завода: главный инженер Ф.И.Яковлев, инженеры Л.Б.Повереный, В.И.Штангей, В.Т. Кизенко, мастер П.С.Литвиненко, работники машинного треста Г.С.Стебловский, Я.Д.Пилипченко, А.А.Куцов, С.Е.Бондаренко, В.Т.Ермолаенко, В.А.Малый предоставляли в распоряжение экспедиции свои руки, свободное время, средства и материалы. И хоть прошли десятилетия, мы с благодарностью вспоминаем имена этих достойных людей. Принимали участие в работе и сотрудники музея: директор И.П.Коваленко, заведующие отделами Н.С.Коваленко и Н.П.Егорова, жена ученого А.С.Федорова- Макаренко. Раскопки продолжались с 10 августа по 15 октября1930 года. Постепенно раскрывалась грандиозная картина неповрежденного временем и людьми могильника. В яме красного цвета, ориентированной по линии север-юг, были уложены вытянутые костяки людей головой на восток или запад. Истлевшая одежда умерших была украшена
пластинками, вырезанными из клыков грозного дикого кабана – их найдено около 440, - низками бусинок из перламутра, кости. Два маленьких обломка посуды не позволяли определить время захоронения. Но ведь были ещё и каменные орудия труда, редкие украшения из порфирита, гешира, горного хрусталя. И уж полной неожиданностью были погребения с символами власти - каменными булавами. Уже через 2 недели после начала раскопок Н.Е.Макаренко смог продатировать могильник на редкость точно – эпоха новокаменного века, 3,5 –4 тысячи лет до н.э. А памятник не уставал удивлять исследователей: сбоку от траншеи были найдены 2 «каменных ящика», где лежали погребенные с поджатыми ногами, одно из погребений – парное; а ещё – погребение с медными бусинами и браслетами и даже погребения совершенное по обряду трупосожжения! Последние погребения явно не вписывались в уже сложившуюся картину могильника. Важным событием для раскопок было и проведение редкой операции по вырезке двух погребений вместе с грунтом и доставка их в музей в нетронутом виде. Достаточно сказать, что вес вырезок составил 1,5- 2 тонны. Их сейчас можно видеть в музее. Здесь же хранятся и находки из могильника, и фотоматериалы. Особенно интересовал исследователя вопрос: а где же жили люди, оставившие могильник? Кажется, разгадка была рядом: в 250 метрах от могильника были западины в земле, напоминающие остатки древних жилищ. Осуществить их раскопки осенью 1930 года не удалось, а к весне 1931 года здесь уже стояла кочегарка. Н.Е Макаренко допускал, что жилища могли быть и в дельте Кальмиуса или поставлены на сваях в болотистой долине речки. На мысу левого берега Кальмиуса, у Терновой балки, было найдено древнее поселение, в урочище Окопы-городище (укрепленное поселение), на склоне 12 курганов, над речкой – землянки 17-18 веков. При строительстве заводов был срыт ещё один могильник и группа курганов с погребениями 12-13 веков. Так что мыс был заселён в разные эпохи, но самыми ранними поселенцами здесь были люди, оставившие могильник 6 тыс. лет тому назад. Уже современники оценили значение Мариупольского могильника. Учитель Н.Е. Макаренко, А А.Спицын, писал: «Ваш Мариупольский могильник – поразительное открытие, от которого я хожу уже несколько дней сам не свой… Ка-кие из этого всего выйдут последствия, даже представить нельзя. Придется пересмотреть с новой точки зрения все
наши древние культуры». Сам Николай Емельянович хорошо осознавая свою ответственность за столь интересный памятник, сразу же приступил к обработке научных данных. Уже к ноябрю 1931 года была готова книга «Маріюпільський могильник» с полным описанием находок и 160 иллюстрациями, а в 1934 году информацию Н.Е.Макаренко о могильнике поместил финский научный журнал. Название «Мариуполь» приобрело вес среди археологов. Интересно, что материалы могильника демонстрируются в музеях Донецка,Луганска, Москвы. Долгое время Мариупольский могильник стоял как бы особняком, не имея себе равных на юге Русской равнины. Подобие изделиям из могильника Н.Е.Макаренко находил в Европе – в Швейцарии, в Венгрии, на востоке – в Поволжье, Сибири и даже Китае. В начале 1950 годов А.Д.Столяр указал на связь Северного Приазовья с памятниками низовьев Днепра и Кавказа. В 1959 году, после открытия серии подобных могильников в Надпорожье, находки из Мариуполя были включены в состав днепро-донецкой культуры, носители которой обитали на реках Северский Донец и Днепр в Украине и Белоруссии. Киевский археолог Д.Я.Телегин полагал, что переселенцы из лесостепной зоны проникли на берега Азовского моря, а в середине 4 тысячелетия до н.э. их отсюда вытеснили пришельцы-степняки. Последние захоронили возле могильника на Кальмиусе своих сородичей в каменных ящиках и с медными украшениями. В 1991 году в Киеве вышла книга-обобщение Д.Я.Телегина «Неолитические могильники Мариупольского типа». Есть и другая оценка материалов могильника – древние поселенцы Северного Приазовья составляли отдельный народ, который расселился из наших краёв на Средний Дон и Северский Донец. В наши дни ни одна историческая энциклопедия не обходится без упоминания Мариупольского могильника. Не обошлась и «Энциклопедия доисторических культур», которая вышла впервые в Париже в 1969 году, а позже была переиздана в Варшаве в 1981 году, французским археологом М.Брезийоном. И здесь мы находим статью о Мариупольском могильнике. Богатый материал могильника дает повод к размышлениям и оценкам все новым поколениям исследователей древностей. Л.Кучугура, старший научный сотрудник Мариупольского краеведческого музея.
Реферат на тему: Масленица
МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.
Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться. Доживем до понедельника Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.
В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.
Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.
С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.
Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость человеческого общения" ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.
Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!"
Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...
Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Третий день Масленицы, среда - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"
Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.
Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.
Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы - и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - «Теща, люли, поджаривай блины!». Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват".- "И ты меня прости".- "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.
Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.
По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнется Великий пост.
В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины - чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр..
| |