GeoSELECT.ru



История / Реферат: Мариупольский могильник (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мариупольский могильник (История)





Нынешний житель Мариуполя не представляет себе жизнъ города без
труб, взявших его в кольцо. А если бы досужий прохожий спросил : «что
было на месте, скажем, «Азовстали»?»- не каждый горожанин ответил бы на
этот вопрос. В первой половине 19 столетия эти земли принадлежали помещику
Косоротову и весь полуостров называли Косоротовкой, а позднее здесь были
поселки Бузиновка и Остров в устье Кальмиуса, над морем стояла
Довгождановка, а над речкой – Успеновка. Но необычная картина открылась
строителям «Азовстали» в 1930 году. Уже снят чернозем на глубину до
полуметра под первую домну. И вдруг под лопатами землекопов на фоне желтой
глины стало проявляться красное пятно. Работник Новотрубного завода,
любитель старины Г.Ф.Кравец расчистил красноватую массу. Под ней открылся
человеческий костяк с украшениями. Г.Ф.Кравец известил о находке работников
музея, которые сообщили о необычном событии в Киев.
В Мариуполь приехал профессор Н.Е. Макаренко и мгновенно оценил
ситуацию. Началась сложная, лихорадочная работа по изучению редчайшего
памятника, оставленного древними обитателями Северного Приазовья. К чести
строителей «Азовстали», ученому были созданы все условия для
исследовательской работы. Раскопки красного пятна шли до изнеможения-целыми
днями, без выходных – ведь пятно растянулось на 28 метров длиной и 2
шириной и содержало более 120 костяков, причем некоторые из них залегали в
4 яруса. Председатель Мариупольского окрисполкома и окрплана Кузаятов,
администрация строительства завода: главный инженер Ф.И.Яковлев, инженеры
Л.Б.Повереный, В.И.Штангей, В.Т. Кизенко, мастер П.С.Литвиненко, работники
машинного треста Г.С.Стебловский, Я.Д.Пилипченко, А.А.Куцов,
С.Е.Бондаренко, В.Т.Ермолаенко, В.А.Малый предоставляли в распоряжение
экспедиции свои руки, свободное время, средства и материалы. И хоть прошли
десятилетия, мы с благодарностью вспоминаем имена этих достойных людей.
Принимали участие в работе и сотрудники музея: директор И.П.Коваленко,
заведующие отделами Н.С.Коваленко и Н.П.Егорова, жена ученого А.С.Федорова-
Макаренко.
Раскопки продолжались с 10 августа по 15 октября1930 года. Постепенно
раскрывалась грандиозная картина неповрежденного временем и людьми
могильника. В яме красного цвета, ориентированной по линии север-юг, были
уложены вытянутые костяки людей головой на восток или запад. Истлевшая
одежда умерших была украшена

пластинками, вырезанными из клыков грозного дикого кабана – их найдено
около 440, - низками бусинок из перламутра, кости. Два маленьких обломка
посуды не позволяли определить время захоронения. Но ведь были ещё и
каменные орудия труда, редкие украшения из порфирита, гешира, горного
хрусталя. И уж полной неожиданностью были погребения с символами власти -
каменными булавами. Уже через 2 недели после начала раскопок Н.Е.Макаренко
смог продатировать могильник на редкость точно – эпоха новокаменного века,
3,5 –4 тысячи лет до н.э.
А памятник не уставал удивлять исследователей: сбоку от траншеи были
найдены 2 «каменных ящика», где лежали погребенные с поджатыми ногами, одно
из погребений – парное; а ещё – погребение с медными бусинами и браслетами
и даже погребения совершенное по обряду трупосожжения! Последние погребения
явно не вписывались в уже сложившуюся картину могильника.
Важным событием для раскопок было и проведение редкой операции по
вырезке двух погребений вместе с грунтом и доставка их в музей в нетронутом
виде.
Достаточно сказать, что вес вырезок составил 1,5- 2 тонны. Их сейчас можно
видеть в музее. Здесь же хранятся и находки из могильника, и фотоматериалы.
Особенно интересовал исследователя вопрос: а где же жили люди, оставившие
могильник? Кажется, разгадка была рядом: в 250 метрах от могильника были
западины в земле, напоминающие остатки древних жилищ. Осуществить их
раскопки осенью 1930 года не удалось, а к весне 1931 года здесь уже стояла
кочегарка. Н.Е Макаренко допускал, что жилища могли быть и в дельте
Кальмиуса или поставлены на сваях в болотистой долине речки. На мысу левого
берега Кальмиуса, у Терновой балки, было найдено древнее поселение, в
урочище Окопы-городище (укрепленное поселение), на склоне 12 курганов, над
речкой – землянки 17-18 веков. При строительстве заводов был срыт ещё один
могильник и группа курганов с погребениями 12-13 веков. Так что мыс был
заселён в разные эпохи, но самыми ранними поселенцами здесь были люди,
оставившие могильник 6 тыс. лет тому назад.
Уже современники оценили значение Мариупольского могильника. Учитель
Н.Е. Макаренко, А А.Спицын, писал: «Ваш Мариупольский могильник –
поразительное открытие, от которого я хожу уже несколько дней сам не свой…
Ка-кие из этого всего выйдут последствия, даже представить нельзя. Придется
пересмотреть с новой точки зрения все



наши древние культуры». Сам Николай Емельянович хорошо осознавая свою
ответственность за столь интересный памятник, сразу же приступил
к обработке научных данных. Уже к ноябрю 1931 года была готова книга
«Маріюпільський могильник» с полным описанием находок и 160 иллюстрациями,
а в 1934 году информацию Н.Е.Макаренко о могильнике поместил финский
научный журнал. Название «Мариуполь» приобрело вес среди археологов.
Интересно, что материалы могильника демонстрируются в музеях
Донецка,Луганска, Москвы.
Долгое время Мариупольский могильник стоял как бы особняком, не имея себе
равных на юге Русской равнины. Подобие изделиям из могильника Н.Е.Макаренко
находил в Европе – в Швейцарии, в Венгрии, на востоке – в Поволжье, Сибири
и даже Китае. В начале 1950 годов А.Д.Столяр указал на связь Северного
Приазовья с памятниками низовьев Днепра и Кавказа. В 1959 году, после
открытия серии подобных могильников в Надпорожье, находки из Мариуполя были
включены в состав днепро-донецкой культуры, носители которой обитали на
реках Северский Донец и Днепр в Украине и Белоруссии.
Киевский археолог Д.Я.Телегин полагал, что переселенцы из лесостепной
зоны проникли на берега Азовского моря, а в середине 4 тысячелетия до н.э.
их отсюда вытеснили пришельцы-степняки. Последние захоронили возле
могильника на Кальмиусе своих сородичей в каменных ящиках и с медными
украшениями. В 1991 году в Киеве вышла книга-обобщение Д.Я.Телегина
«Неолитические могильники Мариупольского типа». Есть и другая оценка
материалов могильника – древние поселенцы Северного Приазовья составляли
отдельный народ, который расселился из наших краёв на Средний Дон и
Северский Донец.
В наши дни ни одна историческая энциклопедия не обходится без
упоминания Мариупольского могильника. Не обошлась и «Энциклопедия
доисторических культур», которая вышла впервые в Париже в 1969 году, а
позже была переиздана в Варшаве в 1981 году, французским археологом
М.Брезийоном. И здесь мы находим статью о Мариупольском могильнике. Богатый
материал могильника дает повод к размышлениям и оценкам все новым
поколениям исследователей древностей.
Л.Кучугура,
старший научный сотрудник
Мариупольского
краеведческого музея.





Реферат на тему: Масленица

МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ
Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от
языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на
период с конца февраля до начала марта. Это - веселые проводы зимы,
озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение:
круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче
разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице
предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших
предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства
появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.

Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие
времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным
славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И
хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как
наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться.
Доживем до понедельника
Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так
любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели
("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для
каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит,
кто кого угощает.


Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу,
наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен
великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.


В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого
раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть,
ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в
понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками,
не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты
наносить, как всю эту неделю праздновать.


В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у
Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на
качелях качалось, с гор мчалось.


Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю
Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору.
Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те
балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.


С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К
молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра
пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.


Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ
они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость
человеческого общения" ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с
тещей не помешает.


Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему - разве дело
только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших
родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши
родители! Вот для вашей души блинок!"


Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого
дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились.
Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне
комом будет, если забуду, кому первый блин.


Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались
безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим,
не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и
скоморошьи частушки...


Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже
целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки
оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки,
засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы
блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались,
конечно, под неусыпным родительским оком.


Третий день Масленицы, среда - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят
на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае,
один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным.
Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не
попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"


Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и
маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А
уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не
угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.


Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день
- широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на
колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве
теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях
нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы!
Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания
продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо
успеть нагуляться перед Великим постом.


Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж
зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным
приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.
Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и
есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня:
пусть посмотрит, как зять тещу привечает.


Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - сестра
мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело
Масленицы - и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю,
чтобы был хороший урожай.


И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все
названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства,
похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С
той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод
уничтожить.
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало
много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому
в огонь, молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон,
рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни,
перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно
же, девушек, а с ними и тещ - «Теща, люли, поджаривай блины!».
Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.


Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват".-
"И ты меня прости".- "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными
поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших.
Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью,
привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.


Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у
умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.


По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до
веселья - начнется Великий пост.


В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на
санках мы катаемся всю зиму, да и блины - чрезвычайно аппетитное блюдо.
Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо
забывать о них и все остальные дни года.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в
секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки,
большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним
подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр..





Новинки рефератов ::

Реферат: Демографический кризис в России (Социология)


Реферат: Развитие внимания (Педагогика)


Реферат: Альнернатива средневековой Руси 13-15 в.в. (История)


Реферат: Контрольная работа по овощеводству (Сельское хозяйство)


Реферат: Основные права человека (Право)


Реферат: Исковая давность и ее гражданско-правовое значение (Гражданское право и процесс)


Реферат: Балерина Павлова (Культурология)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Контрольная по психологии (Психология)


Реферат: Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919) (Культурология)


Реферат: Программа социологического исследования (Социология)


Реферат: Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги (Финансы)


Реферат: Контрольная по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора (Педагогика)


Реферат: web дизайн: Flash технологии (Программирование)


Реферат: Изменчивость живых организмов (Биология)


Реферат: Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных технических средств обучения (Педагогика)


Реферат: Общение и формирование личности младшего школьника (Педагогика)


Реферат: Конспект по зарубежной литературе (Литература : зарубежная)


Реферат: Обучающая программа "Графика" программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист