GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституционный строй в Республике Беларусь (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционный строй в Республике Беларусь (Право)




ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

1.Понятие конституционного строя 4

2. Политические и экономические основы конституционного строя 9

3. Другие положения, относящиеся к конституционному строю. 18

Заключение 22

Используемая литература 23


ВВЕДЕНИЕ


Республика Беларусь переживает переходный период от тоталитарной к
демократической общественно-политической системе, формируются гражданское
общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства,
признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих
процессах является развитие конституционного права как важного условия для
проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же
время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное конституционное право - это отрасль права, которая
закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это
порождает острую борьбу различных политических сил вокруг конституции,
законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники
конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто
ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение
конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и
почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, авторы
излагают материал в тесной - явной или скрытой - связи с политическими
реалиями нашего времени, без чего конституционное право выглядит как сухая
догма. [ 1 ].
Практически во всех современных государствах (независимо от формы
государственного устройства и господствующей политической идеологии)
существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не
позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном
смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в
нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный
компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное
государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность
не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным
практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и
может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это
необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности.
В современном смысле конституционность государства - это прежде всего его
связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав
человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее
осуществление. Иначе говоря, конституция - надлежащая форма
основополагающего узаконения правового характера организации и
функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.
[ 2 ].

1.Понятие конституционного строя


Принятие конституции само по себе означает установление обязанности
государства следовать конституционным порядкам - иначе существование
основного закона лишается смысла. В современной науке государственного (
конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный
строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть
социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное
единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых
строй государства не является конституционным. В понятие «конституционный
строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это
понятие применимо только к такому государству, в котором конституция
надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право
соответствует этой конституции, но главное: государство действует в
соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный
строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а
становится реальностью только при двух условиях: если конституция
соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и
гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией,
называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только
юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем
правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль
должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина
или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Конституционный строй реализует стремление к социальному порядку на
основе сочетания индивидуального и группового интереса с общим, приоритет
права личности неизбежно требует гарантий самой большой и могущественной
общины- государства.
Выявлению понятия конституционного строя помогает определение
современной Конституции.
На заре ХХ века под Конституцией понималась «совокупность
правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания
их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также
принципиальное положение индивида по отношению к государственной
власти.(Еллинек Г. «Общее учение о государстве» Спб.1903г.). Именно
Конституция - «в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы
организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит». Это
основной закон. «регулирующий на демократической и гуманной основе
отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти,
закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение,
сплачивающий все население страны в единый народ - носитель власти, в
единое общество, которому подчиняется само государство».
Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Это
наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности,
институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового
регулирования качественных общественных связей и отношений государственной
власти. Она - первое необходимое условие и центральный институт
конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные
свойства. [ 4 ].
Установление конституционного строя начинается с определения
принципов организации государства в соотношении с личностью и гражданским
обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание главы 1 Конституции
РБ. Общество свободных людей ( гражданское общество ) как бы указывает
государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные
требования в отношении организации и пределов государственной власти.
Значение главы 1 Конституции исключительно велико. По существу,
именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного
строя, содержатся гарантии от этатизма, то есть установления тотального
государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации
государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают
фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих
главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы
дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др. ).
Очень важное указание содержится в части 2 статьи 16, где говорится,
что никакие другие положения настоящей конституции не могут противоречить
основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том , что они
пользуются наивысшей юридической силой.
Из содержания норм, входящих в главу « Основы конституционного
строя», прежде всего следует обязанность государства охранять общественные
устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство
регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество
предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляется форма
правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода
норм - принципов обычно складывается ответ на вопрос, является то или иное
государство конституционным или нет.
Нормы - принципы, включенные в главу «Основы конституционного строя»,
составляют определенную систему. Они могут быть разделены на 4 основные
группы :
n гуманистические основы конституционного строя ;
n основные характеристики конституционного государства ;
n экономические и политические основы конституционного строя ;
n основы организации государственной власти.
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран,
признавая важность категории «Конституционное государство», обычно не
пользуется термином «Основы конституционного строя» Такой специальной главы
нет в конституциях США,ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран
встречаются краткие главы : «Основные принципы» (Италия), «Общие положения»
( Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того,
содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах
конституционного строя и как они названы, нормы- принципы, относящиеся к
понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах
Конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во
всех цивилизованных странах.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать
такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль
граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы
главные действующие лица, которыми и во имя которых создается
конституционный строй. [ 1 ].
Конституционный строй - это представленная в соответствующих
структурах государства и общества и закрепленная нормами Основного закона
система основополагающих общественных отношений.
Каждый конституционный строй - это единый государственно-правовой
организм, который базируется на определенной форме общественных отношений и
закреплен нормами Основного закона государства. Эта форма общественных
отношений как бы вселяется в указанный организм и придает им специфический
характер. Вместе с тем каждому конституционному строю свойственны и свои
особенности, которые обусловлены конкретно - историческим стечением
обстоятельств. [ 3 ].

2. Политические и экономические основы конституционного строя


Конституция современного правового государства имеет предметом своего
регулирования не только права и свободы человека и гражданина, организацию
власти, политико-территориальное устройство государства, но прежде всего
основы, определяющие его конституционную природу.
Следует различать две стороны понятия основ конституционного строя. Во-
первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория
объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной категории,
адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем.
Основами конституционного права можно считать находящиеся под защитой
государства сущностные социально- нравственные установки и политико-
правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они
обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления,
государственного устройства, политического режима. В них определяются общие
принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества и
обеспечивается их взаимодействие. Конституционный строй есть совокупность
социальных отношений, а его основы- система принципов, их регламентирующих.
[ 4 ].
Касаясь конституционных основ Республики Беларусь, прежде всего
следует обратить внимание на то, что Республика Беларусь - суверенное
государство. Суверенитет Республики Беларусь - свойство государственной
власти на основе воли народа Республики Беларусь самостоятельно и
независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции
государства.
Уже 27 июля 1990г. в Республике Беларусь была принята Декларация о
государственном суверенитете республики. Она как бы подвела итог тому
факту, что Беларусь уже тогда фактически, как и все бывшие союзные
республики, стала независимым государством.
Суверенитет Республики Беларусь получил свое правовое закрепление и
воплощение в Конституции Республики Беларусь 1994года. В ее нормах
провозглашается : ????????????????????????????????.
Суверенитет Республики Беларусь характеризуется тремя неотъемлемыми
чертами : самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при
осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным
содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения
на законодательную, исполнительную и судебную.
Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она
реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность
государственных структур. Действуя на основе издаваемых ею правовых
предписаний, она определяет государственно-правовое развитие общества и всю
систему общественных отношений, имеющих юридическую значимость .
Независимость государственной власти означает, что она по своему
усмотрению, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и
внешние функции Республики Беларусь.
Дифференциация государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет
ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или
должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению,
согласно которому носителем суверенитета Республики Беларусь является ее
народ.
Конституция Республики Беларусь закрепляет и такую основу
конституционного строя Республики Беларусь, как местное самоуправление
(???).
Самоуправление - это самостоятельный способ существования региональных
сообществ, выражающийся в осуществлении ими по своему усмотрению и в
пределах установленных законом полномочий по обеспечению своей
жизнедеятельности в границах изначальных административно-территориальных
образований.
Самоуправление региональных сообществ реально представлено в их
органах. Органы самоуправления от имени этих сообществ олицетворяют их
самостоятельность и реализуют их интересы.
Функциональное бытие органов самоуправления основано на их
обособленности от органов государства. Однако это вовсе не означает, что
органы самоуправления решают несущественные задачи, стоящие перед
региональными сообществами. Государство освобождается от части своих
полномочий и передает их в ведение органов самоуправления. При этом оно не
должно навязывать им способ, средства и организационные формы их
осуществления. Органы самоуправления действуют автономно от местных органов
государственной власти и управления.
В Конституции провозглашается , что носителем государственного
суверенитета является народ Республики Беларусь. Это значит, что
государственная власть самостоятельна и независима не по отношению к
белорусскому народу, а по отношению к другим государствам, обладающим
аналогичной властью. В качестве носителя государственного суверенитета
народ наполняет своей волей специфическое содержание государственной власти
и определяет формирование и деятельность властных структур государства, в
которых она находит концентрированное выражение и воплощение. Высшим же
непосредственным выражением власти народа является Референдум и свободные
выборы (ст Конституции). [ 3 ].
Конституцией закрепляется и такие основы конституционного строя
Республики Беларусь, как политическое и идеологическое разнообразие.
Под политическим разнообразием понимается наличие многопартийности,
различных общественных объединений, союзов, движений, формирований,
действующих в рамках конституционного государства. Конституцией
провозглашается их равенство перед законом. Предоставляя всем общественным
объединениям свободу деятельности, Основной закон запрещает создание и
функционирование только таких организаций, цели которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение
целостности Республики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни.
Идеологическое разнообразие означает наличие в обществе различных
идеологических концепций, течений, взглядов, учений. А это предполагает
отсутствие в стране государственной или обязательной идеологии. Разумеется,
что государство не должно допускать распространение в обществе расистских
человеконенавистнических и иных воинственных и реакционных идеологических
течений. Это не отвечает духу демократического правового государства. [ 3
].
В Конституции Республики Беларусь нет термина «рыночная экономика», но
содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство
охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально
меняется соотношение государства и экономики: из организации, которая
непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается
только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально
другая роль, она исключает административно-командные функции
государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности
людей и их объединений. Государство теперь не вправе устанавливать
плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли ,
заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.
Те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст.13
Конституции, не свидетельствуют о полном отстранении государства от
управления экономикой и установлении стопроцентно либеральной экономики.
Они не исключают мощного государственного сектора в экономике и немалых
возможностей для административного вмешательства в экономическую жизнь. Тем
самым открывается широкий спектр экономической политики, которая может
существенно различаться при разных правительствах. Если учесть, что
современная российская экономика по существу складывается как смешанная,
т.е. государственно-частная, то можно сказать, что эта модель имеет
достаточную конституционную основу.
Поддержка государством конкуренции- лучший способ содействия рыночной
экономике. Конкуренция - самый надежный механизм координации индивидуальных
действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем
эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма,
особенно государственного. Конкуренция помогает выявить весь потенциал
человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она
оттесняет государство от экономики, но на самом деле - требует от него
поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация. С помощью
конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста.
Конкуренция, следовательно, есть самый надежный механизм рыночной
экономики, увязывающий производство и человека в единую систему
саморазвивающейся экономики.
Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать
централизованное планирование и командные методы управления.
Конституционный строй, обязывающий государство поддерживать ее, - наилучший
союзник экономического и социального прогресса.
Свобода экономической деятельности - другой основополагающий принцип
рыночной экономики . Свобода экономической деятельности означает, что люди
могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия ,
распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли.
Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет
реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему
любого общества. В тоталитарном государстве господствуют государственная и
кооперативная формы собственности, что ставит человека в зависимость от
бюрократии, принуждает к работе в коллективе, обрекает на безынициативность
и слепое подчинение официальным структурам. Современное же гражданское
общество позволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или
приобрести в соответствии с законом. Это общество вовсе не отторгает
государственные и коллективные формы собственности, но оно только следит за
тем, чтобы они не стали принудительными, а человек не был лишен права на
индивидуальную инициативу. Правовое государство обязано признать право
каждого человека на частную собственность, поскольку это право составляет
фундамент личной свободы и опору общественной морали.
Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два
основных положения, сформулированных в Конституции РФ:
1) признаются: частная собственность; государственная собственность;
иные формы собственности;
2) все формы собственности защищаются ровным образом.
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и
политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои
взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы не
одинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии
свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать
универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и
правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как
естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.
Под идеологией обычно понимают систему философских, политических,
религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути
совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности
идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая,
фашистская, исламская и др.
Продолжением идеологического многообразия является политическое
многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции.
В демократическом государстве признается,
что политические партии выражают интересы основных социальных групп
населения.
Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные
варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного
развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа,



3. Другие положения, относящиеся к конституционному строю.

Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя.
Его закрепление в Конституции свидетельствует о решительном отказе от
тоталитарного подхода к проблеме «человек-государство», при котором
государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а
человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему
«осчастливливанию». Этот подход нивелировал людей, перекрыл пути к
раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не
считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемляло и
отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни
провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле
оборачивалось установлением диктатуры.
Приоритет человека перед государством позволяет осознать место
человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством,
оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей
и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества
тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т.е.
не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство
регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не
затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание
соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую
сущность конституционного строя.
Все ветки власти, все звенья государственного механизма служат
главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех
случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или
иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию,
соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема
прав и свобод, предусмотренных нормами международного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только
воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и
свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов
по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а
также создание соответствующих правовых гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает,
что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это
необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод других, не наносило
ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а то существу
правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и
свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы
деятельность государства грозит выродиться в произвол.
Суверенитет народа относится к числу обязательных исходных принципов
любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в
цивилизованном мире ее никто уже не оспаривает. Исторически она возникла в
ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма ( ХVII-
XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную
власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие
суверенитета (означающего народную власть, независимость), разработанное
еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности
государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения
демократической концепции государства и народовластия. Конституционный
принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от
кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны
употреблять .[ 1 ].
Принцип разделения властей как центральный институт ограничения
государственной власти, а тем самым и неотъемлемый признак конституционного
строя заслуживает более подробного рассмотрения. Основная характеристика
конституционного строя - признание того, что народ является «носителем
суверенитета и единственным источником власти» (Ст. он осуществляет власть
непосредственно или через систему представительных органов. Принцип этот -
необходимый, но не достаточный. Существенно, что требование ограничения
власти - непременное условие создания конституционного строя- относится и к
власти, выражающей волю большинства. Сама эта воля не может быть
абсолютной, безграничной, «самодержавной». Институциональным инструментом
ограничения такой власти служит разделение законодательной, исполнительной
и судебной властей. [ 5 ] .

Заключение

... Когда власть обещает новую основу для упорядочения жизни
государства и общества, а в итоге внутриполитической борьбы страна получает
государственный переворот, из которого возникает нечто сомнительное, то
начинается массовое обесценение идей конституционализма. Остановить этот
пагубный ход вещей может лишь легитимная, общая для всех нас Конституция
Республики Беларусь.

Используемая литература

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации
: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М.,1996г.
2. Четвернин В.А. Демократическое правовое государство : введение в теорию.
Москва,1993 год.
3. Профессор Коваленко А.И. Конституционное право России : схемы,
комментарии - М., Право и закон,1996 год.
4. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание,
вопросы становления) .- М.: Изд-во «Юрист» ,1994 год.
5. Яковлев А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект .
//Вопросы философии. 1995 год, № 10, с.3







Реферат на тему: Конституционный суд

СОДЕРЖАНИЕ
|Введение…………………………………………….…………..…………….…………….. |2 |
|Глава 1. История возникновения и развития Конституционного Суда |3 |
|РФ…………… | |
|Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного |8 |
|Суда РФ…… | |
| 2.1 Полномочия……………………………………………………………………. |8 |
| 2.2. Состав и порядок образования……………………………………………….. |15 |
|Глава 3. Организация работы, аппарат Конституционного Суда |17 |
|РФ…………………... | |
| 3.1. Организация работы….………………………………………………………… |17 |
| 3.2. Аппарат…………………………..……………………………………………… |22 |
|Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма|24 |
| | |
|и юридическое значение…………………………………………………………. | |
|Глава 5. Практика Конституционного Суда РФ………………………………………….. |28 |
|Заключение………………………………………………………………………………….. |36 |
|Список использованной литературы……………………………………………………… |38 |



ВВЕДЕНИЕ

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного
контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть
посредством конституционного судопроизводства.[1]
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств
обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является
главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение
конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и
действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих
конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению
выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и
тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и
другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения
всеми в условиях конкретных государств. [2]
В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались
в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет
по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены
сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного
опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне
объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового
государства, и в современной России он стал наиболее зримым его
воплощением. [3]



Глава 1. История возникновения и развития
Конституционного Суда РФ.
Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной
власти, в нашей стране не была простой. Повышенный интерес к этой проблеме
возник, когда послеобразования Союза ССР потребовалось преодолевать
"разнобой и пестроту" в законодательстве союзных республик. Разумеется,
юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее
предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в
то время законодательству. Органом, на который была возложена функция
контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 году
Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в
области Конституционного Суда , конституционного контроля значительно
упала, а затем и вовсе "исчезла". В Конституции 1936 г. уже не было
упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.[4]
Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества,
т.е. в течение почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть
обойдены. Помпезные мероприятия по случаю их принятия (особенно в 1936 и
1977 гг.) были оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической
верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего
контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть
интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например,
норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по
неписаным правилам советской политики подобные "угрозы" не только не имели
возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться.[5]
Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй
половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято
именовать правовым государством.[6]
М.Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка придать ряду
конституционных положений должное политическое значение. Убежденный в том,
что многие старые государственные структуры не служат перестройке, Горбачев
стал планировать замену их новыми, в большей степени представляющими
население и ответственными перед ним. Он надеялся, что широкие слои народа
поддержат его усилия сделать советскую систему более эффективной и в сфере
экономики и в области политики. Когда же дело дошло до практики, то
планируемый уровень контроля со стороны центра был снижен, что привело к
определенным угрозам позиции Горбачева и коммунистической партии. Так,
когда в 1988 г. ХIХ партийная конференция приняла решение о
целесообразности создания съезда народных депутатов, предполагалось, что
местные партийные организации будут контролировать выдвижение кандидатов в
процессе самих выборов. На практике, однако, во многих случаях этого не
получилось. Другой пример. Схема новых государственных структур на
республиканском уровне предполагала, что каждая союзная республика будет
иметь так же, как и на уровне Союза ССР, двухступенчатую легислатуру (Съезд
и Верховный Совет) и определенное число депутатов будет избрано
общественными организациями. Однако эти намерения были встречены такими
возражениями, что Союзный центр был вынужден позволить каждой республике
решать эти вопросы самостоятельно. В итоге все республики, за исключением
России, предпочли одноступенчатую систему представительных органов.
Практика избрания депутатов общественными организациями в республиках также
практически не применялась.
Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в
установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные
нормы стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-
х гг.. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную
власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской
политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с
созданием в СССР (1990г.) института президентской власти. Благодаря тому же
самому набору конституционных поправок, которые ввели институт
президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную
монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная политика
появилась на советской политической арене уже не столько формально.
Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого
органа конституционного контроля . Но только в период перестройки возникли
условия, при которых предложения подобного рода могли встретить
положительный отклик.[7]
23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона " О конституционном
надзоре в СССР' В соответствии с ним был образован Комитет конституционного
надзора - квазисудебный орган, частично прикрепленный к парламенту.[8]
Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция
была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате
протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый институт
привлек к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Данный
институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты
индивидуальных и политических прав. Среди существенных решений в этой
области следует отметить, что Комитет прекратил практику издания секретных
законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что
ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из
положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и
международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР,
запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий
Конституции; признал что принудительное лечение лиц, страдающих
алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения
о правах человека. Комитет также установил, что министерские постановления,
ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной
продукции, нарушали права потребителей.
В то же время некоторые решения Комитета, в особенности касающиеся
взаимоотношений между республиками и центром, не были встречены с
энтузиазмом. Так, когда в РСФСР был принят закон, запрещающий руководителям
государственных органов одновременно руководить и общественными
организациями, президент Горбачев попросил Комитет рассмотреть данный закон
с точки зрения его конституционности. Очевидно, что закон ставил целью
предотвратить одновременное пребывание на важных государственных постах
лидеров КПСС. Комитет постановил ( при одном голосе против), что данный
закон нарушал конституционные права государственных служащих и членов
общественных организаций.
Ввергнутый в водоворот чрезвычайно важных вопросов, связанных с
попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, стремившихся
к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял
сторону центра, что безусловно нанесло урон его репутации в определенных
кругах. Но, принимая во внимание условия того времени, возможно, излишним
было ожидать, что Комитет станет действовать по-иному. Ведь Конституция
СССР не была отменена.
Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора фокусировалась
на недостатках в тщательном обосновании мнений и том факте, что некоторые
решения Комитета в сущности остались невыполненными и, конечно же, попытка
Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его
члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами
Комитета. В итоге члены Комитета не сумели занять прочную позицию в
заявлении от 19 августа 1991 г.
Между тем ценно уже то, что Комитет конституционного надзора был
первой попыткой создания учреждения подобного рода после 70 лет постоянного
внушения, что независимый орган конституционного контроля не только не был
необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской
системы. Уяснив эту атмосферу, уже не удивишься тому, что работа Комитета
не стала предметом всеобщего прославления.
Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение
Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот
вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР
было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда.
Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ
послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к
Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон
о Конституционном Суде от 12 июля 1991г.
Этот закон не являлся образцовым актом. Длинный и небрежно
составленный, он содержит ряд действительно важных положений,
регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда ( в
частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и
членов их семей - ст.86). В это же время в нем есть нормы, которые,по
крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не
нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все
расходы суда покрываются из республиканского бюджета - ст.85), что
свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов
подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть
и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.
Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В
августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому
мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть
избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и
остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии
2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия
поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13
судей принесли присягу и избрали В.Д.Зорькина своим председателем.
Деятельность Конституционного суда в восприятии ее как российской,
так и американской общественностью во многом проходила через призму " "дела
КПСС". Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией
Конституционного Суда несомненно было решение, дающее отрицательную
правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом
решении , в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ
президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд
заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как
исполнительная власть не имеет права создавать министерства или
реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине
1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов
Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это "дело века" получило
подробное освещение как в национальных, так и в международных средствах
массовой информации.[9]
24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991
г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ
значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения
Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным
конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации
и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных
положений и положений, касающихся вступления закона в силу.[10]

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда
РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным
Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.)

2.1. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод
человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия
Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной
власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по
запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ,
Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может
также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в
соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не
противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного
органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства
воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во
всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных
органов.[11]
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным
сроком.[12]
Если провести сравнительный анализ полномочий Конституционного Суда
РФ по законодательству 1991 г. и его полномочий по Федеральному закону 1994
г. можно сделать вывод, что сузилась сфера контроля Конституционного Суда
за актами исполнительной власти. Изъята, содержавшаяся в ст.165 Конституции
РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении Конституционным Судом РФ дел о
конституционности не только актов Президента, правительства и т.д., но
наряду с ними и актов "федеральных органов исполнительной власти", что
давало основания говорить об ориентации судебного конституционного контроля
и на акты министерств, ведомств, и т.д. В то же время это ограничение сферы
юрисдикции Конституционного Суда может быть оценено как "работающее" не
только на его деполитизацию, но прежде всего - его разгрузку с целью
эффективной работы по иным основным направлениям. Во-вторых конституционный
контроль актов федеральных органов ограничен актами высших звеньев
законодательной и исполнительной ветвей власти и актов главы государства. В
отличие от унитарных европейских стран сфера юрисдикции Конституционного
Суда РФ не распространяется на акты местного самоуправления. В том числе и
в проекте Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ " соответствующие вопросы отнесены к общему судебному порядку (ст.46.2
проекта). Акты субъектов федерации требуют особого анализа. Говоря о
перечне актов, хотелось бы обратить внимание на нерешенность вопроса о
федеральных конституционных законах - новой разновидности законов в РФ,
впервые предусмотренной Конституцией 1993 г. Являются ли они объектами
охраны Конституционным Судом либо объектами проверки в Конституционном
Суде, т.е. конституционно-контрольной экспертизы? Как известно, по своей
юридической силе (процедуре принятия) они весьма близки, но полностью не
совпадают с законами об изменении и дополнении Конституции. Затрагивая тему
о перечне актов хотелось бы остановиться и на проблеме предварительного
конституционного контроля. Специфика России не просто в сдержанном, но и в
отрицательном отношении к проектам нормативных актов. В новом Законе о
Конституционном Суде проекты актов не упоминаются в перечне подлежащих
проверке в Конституционном Суде. А в прежнем законе 1991 г. содержался
прямой запрет на такое полномочие. В ст.32.6 говорилось, что
Конституционный суд не вправе осуществлять предварительный контроль и
рецензирование проектов договоров и нормативных актов, высказывать суждения
о конституционности неподписанных договоров, непринятых нормативных актов и
т.д. Это одно из немногих своеобразий, которые должны быть учтены как
корректирующие к общему выводу о предельно широком круге актов, могущих
стать объектами проверок в Конституционном Суде РФ.[13]
Закон о Конституционном Суде РФ более ясно и детально урегулировал
вопросы касающиеся дел о конституционности законов по жалобам на нарушения
конституционных прав и свобод граждан. Данное полномочие суда имеет
важнейшее значение в деле правовой защиты личности. Положения предыдущего
акта, касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной
с деятельностью суда по охране конституционных прав и свобод граждан были
весьма сложны и заюридизированы. Значительно упрощена ныне и процедура
возбуждения такого рода дел. Жалобы на нарушения конституционных прав и
свобод граждан могут быть индивидуальными или коллективными. Они
допускаются при двух условиях: если закон затрагивает конституционные права
и свободы граждан: если закон применен или подлежит применению в конкретном
деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, или ином органе,
применяющем такой Закон. Налицо преодоление ранее существовавшего
положения, когда гражданин, чьи права нарушены, перед обращением в
Конституционный Суд должен был пройти множество инстанций. Важное значение
имеют и предусмотренные последствия принятия жалобы к рассмотрению. Прежде
всего Конституционный Суд уведомляет об этом рассматривающий дело суд или
иной орган, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон.
Это не обязывает приостановить производство по делу, но вместе с тем суд
или иной орган,рассматривающие дело, вправе приостановить производство до
принятия решения Конституционным Судом. Установлено, что если последний
признает закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим
Конституции РФ, дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным
органом в обычном порядке.
Изменены полномочия Конституционного Суда , связанные с процедурой
отрешения Президента от должности. Теперь Конституционный Суд дает лишь
заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это
было ранее. Такие действия Конституционный Суд принимает по запросу Совета
Федерации. Если Суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией рассмотрение
обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об
отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации.
Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству утратил ряд
полномочий, имевшихся у него ранее. Из компетенции этого органа исключено
рассмотрение дел о конституционности партий, общественных объединений,
действий и решений всех высших должностных лиц РФ и ее субъектов, о даче
заключений о наличии оснований для их отречения от должности. Теперь нет у
Конституционного Суда и права давать заключения о наличии у соответствующих
должностных лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
связанные с их деятельностью полномочия. По-новому решен ряд вопросов,
связанных с субъектами, которые вправе возбуждать дела в Конституционном
Суде. Ранее действовавшее законодательство предоставляло Суду право
рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Такая практика имеет место
и в некоторых зарубежных государствах, новое законодательство не
предоставляет Конституционному Суду права рассмотрения вопросов по
собственной инициативе. Таким образом, обеспечивается принцип объективности
и беспристрастности в деятельности этого органа. Ранее с запросами в
Конституционный Суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой
депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат
парламента. Право возбуждения дел в Конституционном Суде общественными
организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи
жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано
предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал
Конституционного Суда.[14]
Проведенный анализ свидетельствует о том, что новое законодательство
расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых
прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и
праве толкования Конституции Российской Федерации. В арсенале
Конституционного Суда РФ две формы толкования конституционных норм.
Одна из них свойственна всем конституционным судам и составляет
основное содержание их деятельности: это - толкование конституционных норм
и положений в связи с рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о
соответствии нормативного акта конституции, спор о компетенции между
государственными органами, между федерацией и ее субъектами или, наконец,
вопрос о соответствии международного договора Конституции страны.
Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое
не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного
Суда. Возможность такого прямого запроса - достаточно редкое явление. В
зарубежной практике судебного конституционного контроля встречается (как
это было, например, в ФРГ) в первые годы действия новой Конституции. Такова
ситуация в России, где новая Конституция 1993 г. отличается во многих
отношениях от предыдущих и к тому же является Конституцией жесткой: вносить
в нее поправки достаточно сложно. Отсюда и предоставленная определенной
категории субъектов конституционного права возможность обратиться с прямым
запросом о толковании в Конституционный Суд РФ и обязанность Суда дать
толкование той или иной нормы Конституции, соотношения норм, правового
содержания использованных в тексте понятий и т.п. Конституционный перечень
правомочных на то субъектов включает: Президента РФ, каждую из палат
Федерального Собрания, Правительства РФ, орган законодательной власти
каждого из субъектов РФ (ч.5 ст.125)
Таким образом, Конституционный Суд имеет две возможности толкования
Конституции: прямо предусмотренную Конституцией (ч.5 ст.125), по запросам
перечисленных выше субъектов (ранее такого правомочия Конституционный Суд
не имел) и имплицитно присущую при решении споров о конституционности
нормативных актов, споров о компетенции и иных вопросов, отнесенных
Конституцией к ведению Конституционного Суда РФ.
Примером реализации первой возможности может служить постановление
Конституционного Суда по делу о толковании ряда статей Конституции РФ,
предусматривающих принятие решений палатами Федерального Собрания РФ
большинством от общего числа депутатов. Возник вопрос: что считать таким
"общим числом" - число депутатов Государственной Думы, названное
Конституцией РФ,- 450 (ч.3 ст.(95) или же число мандатов, реально
замещенных на момент голосования. Конституционный Суд постановил, что под
общим числом депутатов следует понимать число депутатов, установленное для
Государственной Думы ч.3 ст.95 Конституции РФ,- 450 депутатов. Одним из
основных документов которыми руководствовался Суд, состоит в том, что акт
парламента как органа общенационального представительства должен отражать
не только интересы парламентского большинства, но также интересы
большинства общества. Определение результатов от числа лишь замещенных
мандатов может привести к тому, что Государственная Дума в случае
вакантности значительной части депутатских мандатов будет принимать
федеральные законы, фактически утратив свой представительный характер.
Примером реализации второй возможности может служить решение
Конституционного Суда по обращению Профсоюза летнего состава Гражданской
авиации РФ, который посчитал неконституционной ст.12 действующего Закона о
порядке разрешения коллективных трудовых споров, на основании которой в
судебном порядке была запрещена забастовка летнего состава. Названная
статья запрещает, в частности, проведение забастовок в гражданской авиации.
Суд посчитал, что право на забастовку может быть ограничено, но не по
отраслевому принципу, а в соответствии с рамками пользования правами и
свободами, которые установлены самой Конституцией. Запрет же на одном
только основании принадлежности к определенной отрасли не соответствует ч.4
ст.37 и ч.2 и 3 ст.55 Конституции Российской Федерации.
Остро стоит проблема, когда толкование связано с восполнением
пробелов в конституционном тексте. Явный пробел в федеральном
конституционном Законе о Конституционном Суде - отсутствие в нем указаний о
каких-либо установках и принципах, из которых должен исходить Суд при
прямом толковании Конституции.[15]
Право толкования Конституции несомненно способствует усилению роли и
престижа Конституционного Суда, более полному раскрытию его юридической
природы и сущности. Вместе с тем ряд норм в определенной степени ограничил
полномочия специализированного органа Конституционного контроля, что служит
целям деполитизации Суда.[16]

2.2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит
из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению
Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность
при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.[17]
Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением
установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст.
9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности
судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами
(депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также
законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими
судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими
юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи
Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента
получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда
РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.
Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо,
получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов)
Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ
представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится
Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек,
продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового
судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
[18]
Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде
устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть
квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40
лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья
Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту
должность на второй срок не допускается . Предельный возраст пребывания в
должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается
вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия
прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его
полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.Судью никто не
вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке
и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный
закон предусматривает полные гарантии независимости судей. [19]
Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия
прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и
частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На
пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются
также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установлен

Новинки рефератов ::

Реферат: Лариса, Кнуров и Вожеватов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") (Литература)


Реферат: Визитная карточка (Культурология)


Реферат: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения (Педагогика)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Ботаника)


Реферат: Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями (Педагогика)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Биография Ивана Франка (Исторические личности)


Реферат: Возникновение водоворота (Физика)


Реферат: Соглашение между общероссийскими профсоюзами объединениями работодателей и правительством на 2000-2001 г (Предпринимательство)


Реферат: Мой путь к успеху (Педагогика)


Реферат: Культура и быт населения Украины (Социология)


Реферат: Саморегуляция учителем эмоционального состояния (Педагогика)


Реферат: Топики (Иностранные языки)


Реферат: Лизинг и его правовое регулирование (Гражданское право и процесс)


Реферат: Трудовое право (Право)


Реферат: А.В. Суворов. Наука побеждать (Исторические личности)


Реферат: Кэш-память современных микропроцессоров фирм Intel и AMD (Программирование)


Реферат: Рецепты со всего света (пищевые продукты) (Кулинария)


Реферат: Социальная дискриминация по признаку пола (Социология)


Реферат: Петр Первый (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист