GeoSELECT.ru



Экологическое право / Реферат: Источники Экологического права (Экологическое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Источники Экологического права (Экологическое право)





План:


Особенности российского экологического законодательств


Классификация источников экологического права


Система источников экологического права


Законы (конституционные и федеральные).


Указы и распоряжения Президента РФ.


Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.



|Источники экологического права это|
|- нормативно-правовые акты, |
|содержащие нормы, регулирующие |
|отношения в сфере взаимодействия |
|общества и природы. |



Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов и
норм, регулирующих общественные отношения:
по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной
и иной деятельности;
по рациональному использованию природных ресурсов;
по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических
лиц;
по обеспечению экологической безопасности.
Особенности российского экологического законодательства.
Новейшее российское законодательство в этом плане опережает
законодательство других государств и международные документы, в которых
понятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко
(предметом регулирования последних, как правило, являются охрана окружающей
среды, использование природных ресурсов, защита экологических прав человека
и пр.).

Такое состояние российского экологического законодательства иногда
квалифицируется как неоправданное забегая вперед по сравнению с
законодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой,
манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом. Более того, ряд
исследователей расценивает как некорректное само понятие "экологическая
безопасность", прибегая примерно к следующей аргументации: отношения по
обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и
юридических лиц, как деятельности по обеспечению их экологической
безопасности, регулируются в рамках отношений по природопользованию и
охране окружающей среды, и, соответственно, отсутствуют серьезные мотивы
для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности в
отдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим правом,
наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране
окружающей среды.

Такой подход имел бы свой резон, а, следовательно, и право на
существование, если бы речь шла об "обычном" ухудшении качества окружающей
среды в нарушение установленных стандартов. Но нельзя отрицать логику и в
таком подходе, который ориентирует охранительные нормы в данной сфере на
некий предел, порог допустимого загрязнения. И тогда предметом охраны (хотя
и условно) становится "экологическая безопасность". Условность здесь
приемлема в такой же мере, в какой мы говорим, допустим, о международной
безопасности или о государственной безопасности, хотя объект охраны, в
строгом смысле слова, и здесь можно было бы свести к состоянию защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и т.п.

Негативное отношение ряда авторов к такому выделению вызывает особую
озабоченность в связи с тем, что его высказывают, порой, признанные
авторитеты в области экологического права. Например, М.М. Бринчук делает
вывод об отсутствии оснований для выделения обеспечения экологической
безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере
взаимодействия общества и природы и о некорректности выделения обеспечения
экологической безопасности как предмета совместного ведения органов
государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов
Федерации, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст. 72
Конституции РФ2. При этом делается ссылка на чрезвычайно широкий спектр
мнений, высказанных в отечественной юридической литературе, относительно
содержания экологической безопасности: от обеспечения экологических прав и
интересов человека, исключения экологического вреда

природной среде и человечеству, защиты экологических интересов личности,
общества и государства до обеспечения рационального использования,
воспроизводства и повышения качества окружающей среды.
В результате: одни авторы рассматривают экологическую безопасность как
составную часть охраны окружающей среды; другие ставят между ними знак
равенства;
третьи включают в содержание экологической безопасности не только охрану
окружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство и
повышение качества окружающей среды; наконец, высказывается мнение о том,
что обеспечение экологической безопасности - деятельность, осуществляемая
наряду с охраной окружающей природной среды.



Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим
основаниям:
1. По юридической силе - на законы и подзаконные акты.
> Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые
представительными органами государственной власти.
> Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты,
принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами
исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и
ведомствами, органами местного самоуправления.
2. По предмету регулирования - на общие и специальные.
> Общие - регулируют как экологические, так и иные
общественные отношения (Конституция РФ).
> Специальные - это акты, целиком, посвященные вопросам
охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон
"Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ,
Федеральный закон "О животном мире" и др.).
3. По характеру правового регулирования - на материальные и
процессуальные.
> Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и
обязанности, а также ответственность участников
соответствующих отношений (Федеральные законы "Об
экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных
территориях" и др.).
> Источники экологического права процессуального характера
регулируют процессуальные отношения в сфере
природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности. Они касаются, к примеру,
предоставления земель в пользование, процедуры разработки
нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую
среду, проведения государственной экологической экспертизы,
экологического лицензирования, защиты экологических права и
интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке
проведения государственной экологической экспертизы,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня
1996 г. и др.).
4. По своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся
таковыми. К кодифицирующим актам можно
отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ,
Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.
Их отличительной особенностью является систематизация эколого-правовых норм
на базе основополагающих правовых принципов путем их уточнения, ликвидации
внутренних противоречий и совершенствования, развития в процессе
нормотворчества.

Систему источников экологического права образуют:
V Конституция Российской Федерации;
V Федеративные договоры;
V Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного
права;
V Законы (конституционные и федеральные);
V Указы и распоряжения Президента РФ;
V Постановления и распоряжения Правительства РФ;
V Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
V Нормативные правовые акты министерств и ведомств;
V Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
V Локальные нормативные правовые акты;
V Правовой обычай.
При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно
выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения
последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального
природопользования и экологической безопасности, и непосредственно
экологические.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма
имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в
части обеспечения, соблюдения и защиты, экологических прав каждого.
"Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном
государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной
обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.

Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст.
9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление
экологической функции государства и субъектов – природопользователей. Оно
содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных
природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2),
Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных
экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.
58).

С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие
вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на
федеральном уровне и

совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении
Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и
федеральные программы в области экологического развития; ядерная
энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и
порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования,
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том
числе развитие земельного, водного, лесного законодательства,
законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном
ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).
Федеративные договоры.
Источниками экологического права России являются следующие федеративные
договоры:
V Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
V Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
Российской Федерации;
V Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской Федерации и органами
власти автономной области, автономных округов в составе
Российской Федерации.
Договоры были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы ведения
Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации
в области природопользования и охраны окружающей среды. Важным является
положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного
ведения, направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в
Государственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного
права.
Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере
природопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ее
правовой системы.

Одновременно закрепляется примат норм международного права над
национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
(ч. 4 ст. 15).



Законы (конституционные и федеральные).
Закон является средством закрепления государственной экологической политики
и принимается органом представительной ветви государственной власти по
поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и
природы.

Головным законом экологического права России как отрасли является
принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды",
который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей
природной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей
среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному
акту.

Закон определил правовые основы государственной политики в области
охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-
экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды,
биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в
области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы,
возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной
с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей
среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской
Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации.

Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы
российского экологического законодательства, как определение эколого-
правового статуса граждан через регулирование их экологических прав и
обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды,
регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за
экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного
экологическими правонарушениями.

Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. и
иными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает в
ряде своих разделов к отсылочным нормам (например в разделе об
экологической экспертизе).
В систему экологического законодательства входит ряд других законов,
включая:
V Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.;
V Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;
V Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;
V Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;
V Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;
V Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта
1995 г.;
V Федеральный закон " О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;
V Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;
V Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.;
Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют
законы, являющиеся источниками других отраслей российского
законодательства:
V Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995
г.;
V Закон РФ "О защите прав потребителей" ( Федерального закона от 9 января
1996 г.);
V Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;
V Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;
V Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992
г.;
V Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;
V Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13
июля 2001 г. и др.
Указы и распоряжения Президента РФ.
Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90
Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов
и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для
исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны
противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические
правоотношения, относятся:
V Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране
окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";
V Указ от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию";
V Указ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых территориях Российской
Федерации";
V Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за
ядерной и радиационной безопасностью" и др.
V
Постановления и распоряжения Правительства РФ.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановления
и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных
законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство
может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества,
когда необходимость принятия правительственного постановления или
распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня.
Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия
Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены
Президентом РФ (ст. 115).

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты
субъектов РФ.
Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование,
природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических,
социально-экономических, природно-климатических, экологических,
исторических и иных особенностей региона.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В
республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты
принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов
(Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана),
законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы,
постановления, распоряжения.

В рамках достаточно широко распространенной практики заключения
соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ)
между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры
договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между
Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и
др.).

Нормативные правовые акты министерств и ведомств.
В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать
обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных
государственных органов в области природопользования и охраны окружающей
природной среды наделены неведомственной компетенцией, являются
обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических
лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих
отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах
соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально
уполномоченных государственных органов в области природопользования и
охраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия на
окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды
России от 18 июля 1994 г.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно
ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов
местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей
среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"4 к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение
уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия
населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных
образований, благоустройство и озеленение территории, организацию
утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.


Локальные нормативные правовые акты.
Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях
и становятся источниками экологического права при условии, что они
санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего
и специального характера.

Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный
договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например,
содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли,
организации управления, включая сферу природопользования и охраны
окружающей среды.

Специальные локальные акты - планы организационно-технических
мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных
ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм,
содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в
регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного
природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной
среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный
предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных
ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным
кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "О
животном мире" (ст.ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.



Схема



Используемая литература


> Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-
технические аспекты. - М.: Знание, 1998.
> Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического
права. - В кн.: Международное публичное право. Издание второе,
переработанное и дополненное./Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект,
1999.
> Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000г. Копылов М.Н. Право на
развитие и экологическая безопасность развивающихся стран
(международно-правовые вопросы) - М.:Экон, 2000г.







Реферат на тему: Источники экологического права

МОРДОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ

на тему:

ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Выполнил: Ганюшкина И.В.

студент 1-го курса

факультет юридический

специальность юрист-государствовед

Проверил: Никишин В.В.
Саранск, 1995


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Конституционные основы экологического права
Система источников экологического права России
Источники международно-правовой охраны окружающей среды



Эпоха натиска на природу закончилась или, во всяком случае, кончается.
Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственного
усердия не по разуму. Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось,
что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось,
что для того чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще
благоприятная среда жизни. Иначе даже расходы на медицину, возрастая
экспоненциально, достигают парадоксальных величин. Обращение к человеку
привело к новой форме антропоцентризма: экологическому антропоцентризму.
Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к
преобразованию природы.
Стена экологических запретов, достигшая глобального уровня оказалась
не единственным фактором общественного развития. Одновременно и параллельно
изменилась экономическая структура. На первый план стало выходить
наукоемкое производство. Для него нужны совсем другие люди, чем для
традиционной промышленности. Доминирующим становится производство
информации, технического знания, реализуемого затем в виде новейшей
техники. [4]
С ужесточением нормативов и постановкой новых задач растет число так
называемых «экологических» преступлений. Самая подробная статистика имеется
по ФРГ: 1973 г. - 2371 экологическое преступление, 1974 г. - 9805, 1987 г.
- 17930. В США при Агентстве по охране окружающей среды (ЭПА) создана
специальная группа криминалистов из 37 человек, расследующих случаи
злостного загрязнения среды с применением авианаблюдений. Под особым
надзором опасные отходы.
Экологизация в нашей стране идет медленно. Переход к рынку еще более
ее затормозит. Но без этого перехода вообще не было бы никаких надежд.
Страна не имела иного будущего, кроме гибели. Достаточно сказать, что
заметная локальная «озоновая дыра», помимо Антарктиды и Арктики, в Северном
полушарии регистрировалась и над Москвой и ее регионом, аллергические
заболевания охватили большинство населения СССР, что уровень психического
здоровья неуклонно и стремительно падает. [4]
К сожалению, борьбе с экологическими преступлениями не придается
должного значения. За последние пять лет судимость по ст.163 УК снизилась
на 62,2%, ст.166 - на 55%, ст.169 - на 57%, ст.223 - на 70,4%.[1]
Перестройка социально-экономической системы, суверенизация России,
денационализация земли и других природных ресурсов внесли существенные
коррективы в систему экологического права. Учреждение института частной
собственности на землю и другие природные ресурсы способствовало
установлению водораздела в отношении к природе как объекту экологических
интересов граждан в здоровой и благоприятной природной среде и
экономических интересов в удовлетворении материальных потребностей
общества.
Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно
регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия
общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.

1. Конституционные основы экологического права
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты,
в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.
К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и
распоряжения, нормативные акты министров и ведомств, законы и нормативно-
правовые акты субъектов федерации. [3]
Источники экологического права обладают всеми характерными признаками,
свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в них
представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права;
они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и
нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулирую
соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны
окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права
определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие
внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции
Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии
государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Вслед за Федеративным договором Конституция вводит в научный оборот
трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере
взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей
среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает
ст.9, ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в
Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из
них (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую
среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая
провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на
землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологических
начал человека, вторая — его материальных основ существования. [2]
Воспринимая основные положения Федеративного договора, Конституция
оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов
Федерации.
Согласно ст.72 (п.в,д), пользование, владение и распоряжение землей,
недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются
совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение
дается в двух направлениях — по предметам ведения Федерации и субъектов
Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает
федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей
страны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное
регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных
нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные
нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить
федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной
нормативно-правовой акт федерации. [2]
Источники экологического права конкретизируют Конституцию РФ.

2. Система источников экологического права России
В результате кодификации сложилась система экологического
законодательства. В основе этой системы находятся три основополагающих
нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о
государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической
Республики, принятая 12 июня 1990 г., Декларация Прав и Свобод Человека и
Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, принятая в результате
всенародного голосования 12 декабря 1993 г.
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем:
природоохранительного и природноресурсового законодательства, входит Закон
РФ «Об охране окружающей природной среды», другие законодательные акты
комплексного правового регулирования. В подсистему природноресурсового
законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы
лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Законы РСФСР об охране и
использовании животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и
нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов. [3]
Закон об охране окружающей природной среды имеет следующие
особенности.
Во-первых, закон является комплексным головным законодательным актом
прямого действия. Предметом регулирования с его стороны служат
экологические (природоохранительные) отношения. В регулировании этих
отношений закон преследует три задачи:
1. сохранение природной среды;
2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности
на природу и здоровье человека;
3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Закон возглавляет систему экологического законодательства. Это значит,
что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны
противоречить данному законодательному акту.
Во-вторых, генеральная линия закона состоит в обеспечении научно
обоснованного сочетания экологических и экономических интересов под
приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на
здоровую, чистую окружающую среду. Научная обоснованность сочетания
экологии и экономики определяется мерой этого сочетания. В качестве таковой
выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности
на природную среду. Превышение этих норм создает опасность причинения вреда
природной среде, здоровью человека и является экологическим
правонарушением.
В-третьих, в отличие от соответствующих отраслевых законов — Основ
земельного законодательства, лесного, водного, о недрах, где правила охраны
обращены прежде всего к природным объектам, данный закон формулирует
экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на
природную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям, учреждениям,
организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.
В-четвертых, центральная тема закона — человек, охрана его жизни,
здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе
рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую
среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как
объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями
на возмещение причиненного вреда.
В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Итакой
механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование
субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами
административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых
предписаний. Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающей
среды как меру экономического стимулирования, а также обязательность
государственной экологической экспертизы, меры государственного
экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению,
прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры
административной, уголовной ответственности за экологические
правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека,
экологическое воспитание и образование. Таков состав механизма реализации
положений закона, закрепленного в его нормах. [3]
Ядром данного закона служат природоохранительные нормы. Именно они
обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но такие нормы
действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права —
административного, гражданского, уголовного, международного и т.д.
Так, система управления охраны окружающей природной среды и
государственного экологического контроля (ст.5-10, 69, 70),
административной ответственности (ст.84) выражает административно-правовые
отношения, регулируемые нормами административного права. Возмещение вреда
природной среде, причиненного экологическим правонарушением, здоровью
человека, причиненного нарушением экологического законодательства, является
по своему содержанию гражданско-правовым отношением, регулируемым нормами
гражданского права. Нормы возмещения вреда, помещенные в законе (ст.86-91),
представляют собой конкретизацию общих норм гражданского права. [3]
Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
принят 19 апреля 1991 г. Он регулирует санитарные отношения, связанные с
охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды —
производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные
в статьях закона, одновременно являются и источниками экологического права.
Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы
ст.18 закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации
производственных и бытовых отходов, ст.11 — о планировке и застройке
населенных пунктов и т.д.
Другим источником экологического права в части норм, содержащих
экологические императивы, служат Основы законодательства РФ об охране
здоровья, принятые Верховным Советом РФ в августе 1993 г. В целом закон
относится к источникам административного права, так как он регулирует
административные отношения. Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защиту
экологических прав граждан. В частности, ст.20, дающая право гражданам
требовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда,
причиненного окружающей средой. Ст.28 этих же Основ закрепляет права
граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического
законодательства составляют основу охраны окружающей природной среды и
обеспечения экологической безопасности человека. В развитие этой ветви
экологического законодательства разрабатываются и другие законы. [3]
Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993
г. — это документы периода перехода от административного метода
регулирования земельных отношений к гражданско-правовым отношениям. Они
построены на базе отмены исключительности государственной собственности на
землю и другие природные ресурсы и провозглашении приоритета частной
собственности на землю. Земля стала объектом гражданского оборота — купли-
продажи, наследования, залога, аренды и т.д.
Данное обстоятельство в корне изменило содержание земельных
правоотношений и методов их регулирования. Земельные отношения — составная
часть гражданско-правовых отношений, а гражданско-правовой метод — основной
метод их регулирования. Земельное право в части регулирования отношений с
землей как с недвижимостью перешло в семейство гражданско-правовых отраслей
права. Тем самым раскололся некогда единый блок природноресурсовых
отношений как составных частей экологических отношений. [1]
С данных позиций все нормы Земельного права разделяются на четыре
группы. Первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения
(купля-продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая —
земельно-административные, регулирующие управленческие отношения в области
использования, распределения и перераспределения земель, из учета по
количеству и качеству; третья — земельные отношения, связанные с
использованием земель и выполнением прав и обязанностей
землепользователями; наконец, четвертая группа норм — земельно-
экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного
фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия
использования земель. В этой части Земельный кодекс и Основы земельного
законодательства можно и нужно рассматривать как источники экологического
права [3]
В 1993 г. Верховный Совет РФ принимает Закон об основах лесного
законодательства РФ. С точки зрения источников экологического права в нем
пять групп правовых норм:
1. лесохозяйственные (ведение лесного хозяйства, воспроизводство лесов,
охрана и защита леса и т.д.),
2. лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного
ресурса),
3. лесоземельные (использование земель лесного фонда),
4. управленческие (компетенция органов управления лесным хозяйством),
5. экологические.
Последние можно рассматривать и как источники экологического права.
Такие нормы касаются принципов организации ведения лесного хозяйства,
распределение лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от
пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.
Водный кодекс РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во
многом отражает потребности правового регулирования вод на уровне
социалистических отношений. На пути к рыночным отношениям разрабатывается
новый законодательный документ — Водный кодекс Российской Федерации.
Заметное место в нем должны занять нормы, регулирующие платность
водопользования и сброса сточных вод, захоронения вредных веществ. В новом
законе непременно будет усилена экологическая функция вод и в то же время
будет развернута организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод,
вызванным стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека.
Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в
1982 г. на базе союзного закона с аналогичным названием. В нем содержатся и
административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели и
требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти и другие
проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а
также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в
Государственной Думе. [3]
Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения
Президента РФ, практически не ограничен. В числе указов Президента РФ
следует назвать указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития или указ от 27 декабря 1993 г. о приведении земельного
законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ.
[3]
Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три
группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение
закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует
назвать постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. об утверждении
Положения о государственной экологической экспертизе. Вторая группа
постановлений предназначена для определения компетенции органов управления
и контроля. Например, Положение о министерстве охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением
Правительства РФ 22 февраля 1993 г.
Третья группа постановлений Правительства включает нормативно-правовые
акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Таким
актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о
создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях, а также постановление Правительства от 10 декабря 1993 г.,
утверждавшее положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже
земельных участков.
Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств и
ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом
издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты,
обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств,
физических и юридических лиц. [3]
Так, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
(Минприроды) России издает нормативные приказы, инструкции, положения и
другие нормативные акты по вопросам охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов. Минприроды утвердило 20 ноября 1992 г. Типовое
положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской
Федерации.
Кроме Минприроды правом издания обязательных нормативных актов
обладают другие органы природоохранительного профиля. Госкомсанэпиднадзор
РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны
окружающей среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения;
Роскомрыболовства РФ издает нормативные акты по вопросам охраны и
использования рыбных запасов; Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечения
безопасности пользования недрами, например, Положение о порядке выдачи
специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с
повышенной опасностью промышленных производств и работ, а также с
обеспечением безопасности при пользовании недрами.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные,
строительные, технические, технико-экономические, технологические,
организационные и т.п. К ним относятся нормативы качества окружающей среды:
предельно допустимые нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду
и здоровье человека, нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду
и здоровье человека, нормы допустимой радиации, уровней шума, вибрации и
т.д. Эти нормативы выражают технические правила, и в этом виде они не
рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде
(ст.25-27 и др.) устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта
обязанность придает таким нормам юридический характер и позволяет оценивать
их как источники права. [3]
Согласно Федеративному договору и Конституции РФ субъекты Федерации
вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам,
отнесенным к их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входят
указы, постановления, ведомственные нормативные акты.
Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение
эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-
правового акта. Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы
экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны
действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. По отношению к
хозяйствующим субъектам, т.е. тем, кто загрязняет и истощает природную
среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты,
регулирующие экономическую деятельность этих субъектов.
Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых
отраслях. Но в части норм, которые касаются охраны окружающей среды, они
имеют прямое отношение и к экологическому праву.

3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды
Центральное место среди источников международно-правовой охраны
окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и
Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в
реализации принципов и положений международно-правового экологического
сотрудничества.
В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных охране
окружающей среды и рациональному использованию мировых природных ресурсов,
следует обратить внимание на четыре.
18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию
«Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициатива
и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет три
важнейших момента:
. во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды,
природных ресурсов, флоры и фауны;
. во-вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин
«охрана окружающей среды»;
. в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и
экономического развития, получившая свое развитие на Стокгольмской
конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.
3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в
которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для
соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и
социального развития. С этой целью Генеральная Ассамблея ООН принимает
решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972
г.
В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об
исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для
нынешнего и будущих поколений». Резолюция призывает все государства и
народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке
мероприятий по охране окружающей среды.
В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию охраны
природы.
Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 октября 1982
г. Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она состоит из 24
основных принципов.
Хартия рассматривает экологическое образование как составную часть
общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о
природе путем проведения исследований и распространения этих знаний
информационными системами любого типа. Принципы настоящей хартии должны
найти отражение в правовой практике каждого государства и на уровне
международного сотрудничества.
По своей юридической силе хартия является международно-правовым
документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы
юридически необязательны для государств и международных организаций, но в
своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из
всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны
придерживаться положений этого акта.
Как источник международно-правовой охраны центральное место занимает
договор. Среди этой группы источников выделяются прежде всего договоры
политического содержания, где проблемы охраны окружающей среды
переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений.
Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскими
государствами, США и Канадой. К этой же группе примыкает ряд конвенций,
договоров, соглашений о запрещении производства, испытания, применения
средств массового уничтожения. Сюда относятся такие документы, как Договор
о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом
пространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерного
оружия (1968 г.); Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов
оружия массового уничтожения (1971 г.); Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления запасов бактериологического (биологического)
оружия и токсинов и их уничтожения (1972 г.). Ряд договоров о сокращении,
ограничении, уничтожении стратегических наступательных вооружений носят
двусторонний характер, поскольку заключались СССР и США.
Другую значительную группу договоров как источников международно-
правовой охраны окружающей среды составляют международные договоры
экологического содержания. Среди них одну подгруппу образуют договоры
эколого-комплексного, другую — эколого-ресурсового направления.
Признаками комплексного экологического содержания обладают такие
международно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любого
иного враждебного использования средств воздействия на природную среду
(1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие
расстояния (1979 г.); Договор о принципах деятельности государств по
исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и
другие небесные тела (1967 г.); Договор 1959 г. об Антарктиде.
Самостоятельную группу международно-правовых актов образуют конвенции,
соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения.



ЛИТЕРАТУРА:
1. Земельное право России. Особенная часть: Учебник 2.Ч. - М.:
Юрист, 1994.- 208с.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Изд-во БЭК,
1994.- 458с.
3. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов - М.:
Изд-во БЭК, 1995.- 557с.
4. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и
гипотезы) - М.: Россия Молодая, 1994.- 367с.

-----------------------
[1] Уголовное право. Особенная часть. Учебник /Под ред. Здравомыслова Б.В.
- М.,1995. Гл.VIII





Новинки рефератов ::

Реферат: Гладкий Лавров - учебник географии 10 класса - население - 30 тестов (География)


Реферат: Роль примера в воспитании (Педагогика)


Реферат: Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы (Исторические личности)


Реферат: Конституционный процесс в Украине. Конституция Украины 1996 года (История)


Реферат: Анализ стихотворения Ахматовой "Родная земля" (Литература)


Реферат: Блок выравнивания порядков (Радиоэлектроника)


Реферат: Методы активации химических процессов (Химия)


Реферат: Наклейка обоев, обойные работы (Технология)


Реферат: Сюжет та iсторiя створення роману Панаса Мирного "Хiба ревуть воли, як ясла повнi?" (Литература : зарубежная)


Реферат: Исламский фундаментализм (История)


Реферат: Бортнянский Дмитрий Степанович (Музыка)


Реферат: История развития Лесотехнической академии СПб в 19 веке (История)


Реферат: Практические работы по физиологии (Биология)


Реферат: Корпускулярно - волновой дуализм (Физика)


Реферат: Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Спутниковая система ГЛОНАСС (Авиация)


Реферат: Deutsche Sprachgeschichte (Иностранные языки)


Реферат: Создание учебной базы данных "Телефонный справочник" в Access 97 (Программирование)


Реферат: Рабочее место технического дизайнера (Трудовое право)


Реферат: Международная экономика - основа развития (Международные отношения)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист