GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование казахской народности (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование казахской народности (История)



Министерство науки и высшего образования
Республики Казахстан

Евразийский государственный университет
им. Л.Н. Гумилева



Курсовая работа
Тема: Образование казахской народности
и
первого казахского ханства



выполнил: __________________
___________________________


проверил: __________________
__________________________

г.Астана, 2000


Оглавление

Введение....................................3

Глава 1. Образование казахской народности...........6

Глава 2. Образование первого казахского ханства....16

Заключение.........................................21

Библиография.......................................24



Введение

Процесс образования государственности у казахов, становления
суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и
внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть
единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда
доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и все
человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы
племен. Особенности их социального и политического развития определялись
потребностями естественного для данной географической и климатической среды
обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в
пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в
обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов
и для расширения собственного жизненного пространства.[1]
Примерно в этот период появляются общественная власть родового
старшинства, и затем власть племенных вождей. Этот период в эпохе
потестарной власти можно назвать догосударственным периодом
этнополитогенеза казахов.
Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало
образование саками и массагетами племенных союзов.
Эпоха потестарной власти с его догосударственными и
раннегосударственными периодами подготавливала эпоху династической
казахской государственности. Однако естественный процесс складывания
казахской народности и становления собственной суверенности в истории
Казахстана испытал сильное деструктивное воздействие. Таковыми в
этнополитогенезе были мощные миграционные потоки, неопределенность границ,
смещение и исчезновение этнических групп и др.[2] Начавшийся здесь процесс
складывания надплеменной этнической общности сдерживался нашествием в
нынешние Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана.
Лишь после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и
хана Джучи на северо-западе нынешней территорией Казахстана ((((-(( вв.)
вновь стали возникать этнополитические государственные образования.
С конца (( века начинается эпоха собственной династической
государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства[3] -
итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения
политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории
нынешней Центральной Азии.
Настоящая курсовая работа посвящена изучению вопроса об
этнополитогенезе казахов, образовании казахской народности и первого
казахского государства. Именно этот вопрос остается на сегодняшний день,
несмотря на многочисленные научные исследования достаточно проблемным и
интересным для изучения.
Основными вопросами научного исследования данной курсовой работы
являются вопросы образования казахской народности и образования первого
казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды
таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я.,
Шакарим Кудайберды-улы и др.



Глава 1. Образование казахской народности


Одной из главных загадок казахской истории остается загадка
происхождения и время образования жузов.
В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на
территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения
- Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность
процесса образования казахской народности, наложило свою печать на
локальные культурно-бытовые особенности ее развития.
Жузы являлись специфической формой социально-политической организации
казахской народности. В истории казахов жузами принято называть
определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой
казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть
общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо
жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда.
Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои
особенности, которые делали их отличными друг от друга.
Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками
Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из
казахских жузов.
Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз
(Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).
Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад:
Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую
западную, а Орта жуз - серединную территорию.
Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним
кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших
в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по
прямой линии: "самый последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым
старшим родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше
(атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства
соблюдался:
1) при определении места в боевом порядке;
2) при разделении военной добычи;
3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;
4) при открытии торжества;
5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.
В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями -
родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после
кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть
которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из
числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).
Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии
источника "Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе,
датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском
приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую
землю".[4]
В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются
несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и
Кипчаке в XIII - начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о
множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из
ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и
взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах
кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например,
технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о
территориально-административных структурах Казахского ханства, везде
фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только.[5]
Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана,
но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911
году академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в
Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло
распадение этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и
Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего
хана..."[6]
Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени.
Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений,
обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для
определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.
Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку
следует искать в тех триальных системах, которые реально существовали в
далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского
каганата. [7]
Было известно, что организация войска и связанного с ним
административного управления в этих государствах строилась по схеме правое
крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло
(восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись
непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и
восточные области империи, наместниками-родичами.
Другой триальной системой известной у древних тюрков была система
брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности
устанавливали брачные связи.
Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с
тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для
военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов
(туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые
зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в., то, думается, что
правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение
неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не
распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от
деления казахов на три жуза.
Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в.
предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно
нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?
С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-
71 гг. и вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип
объединения и управления страной - улусный принцип, при котором отдельные
роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто
из осколков более древних племен, включались в политическую структуру малых
и больших улусов, возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана,
Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один
большей улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного
из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в
нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до
того не имевшем этнографического значения - термином казак.
Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-
политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся
от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии
Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства
и под управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем
процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже
не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.
Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление
новых структур?
Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в
условиях достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь
сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв.
включило в свой состав территории с древними центрами городской и оседло-
земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и
культурного притяжения для населения окружающих их степей.
Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было
формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот
процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно
вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система
улусного кочевания, “... когда огромная масса, возглавленная ханом и
султанами, практически непрерывно перемещалась на своих кибитках,
смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по
тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.[8]
Не сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным -
перекочевки небольших семейных групп (аулов), связанных между собой не
только родственными, но и соседскими и иными отношениями, на ограниченных
территориях с относительно короткими маршрутами передвижения. Кибитки на
арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта, навьючиваемая на
верблюдов: к началу XVII века относятся последние по времени известные
сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных домов-
повозок, а в более поздних источниках упоминаются только двухколесные арбы
и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших по размерам, но
разборных юрт и переносных кибиток.[9]
Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был
крупным изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор
предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и
родов внутри единой политической общности еще и связи территориальные в
границах относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода
зоны никак не совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным)
дробление общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не
могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые
территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали
"большие люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита
социальной группы кара-суйек (черная кость - ред.) почитаемые за знания и
умение интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи,
только и позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам
мироустройство. Именно вокруг биев начало формироваться межродовые
внутритерриториальные связи, которые постепенно превращали стихию кочевых
племен в хозяйственное и культурное сообщество, агрегация которого
осуществлялась единственно возможным тогда способом - через установление
генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и племенами,
между аульными пастбищными общинами.
Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или
нарушить уже установившуюся политическую и административную структуру
Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся
зональных сообществ они должны были использовать какие-то термины,
выходившие за рамки родоплеменных обозначений и никак не задевавшие
обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Очевидно,
таким термином и стал жуз (буквально "сто", "сотня").
Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении
балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар".[10] Согласно сообщению
этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева
Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием Йуз-Орда.
Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в
последующее время - придворные историографы не опускались, как правило, до
таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет
возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом свершилось
превращение одного из невысоких военно-административных терминов в
обозначение крупных племенных (аульных) сообществ?
Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда
авторов скорее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись
оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского
ханства.[11] Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и
первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний)
жуз и Киши (Младший) по времени своего проявления(хотя и не уступали по
численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически на
более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур столь же
постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней социально-политической
организации казахского общества - улусов. Прежняя правящая верхушка ханства
(султаны) неожиданно нашла свое место в новой социально-политической
организации: она стала с XVIII столетия (начало вхождения Казахских ханств
в состав Российской империи) если и не полновластной, то достаточно
влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а
значит и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к одному
из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются
на колена.
Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное
воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не
только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на
повседневную жизнь казахов.
Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль
останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки
постепенно станут достоянием исторического прошлого.

[pic]



Глава 2. Образование первого казахского ханства

Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном
завершился.
В середине XV в. - образовалось Казахское ханство - итог
противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения
политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории
нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не
отметить особую важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459
году потомков основателя династии казахских ханов Урус-хана[12] - Джанибека
и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том, как
отмечают казахские историки[13], что оно ускорило процесс сложения
казахской народности в результате выделения и обособления из конгломерата
родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким
было здесь население к началу XY столетия, известное под общим
собирательным названием узбеки.
Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто
разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение
родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешт-
и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман,
алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности.
Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее - свободный,
скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из
какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический
смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана,
обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без
субъективных видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое
этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья,
положило начало развитию собственно казахской государственности, а термина
“казак” и “узбек” стали обозначать еще и разделение людей по месту
жительства, очерченного уже своего рода политическими границами.
Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-
хана (Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в
самостоятельные ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок
времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного
этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как
государством. В этот период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма
(1511-1523 гг.) под одной его властью был объединен в эль, один народ более
миллиона казахов.[14] К этому времени относятся общие для них узаконения :
“Касыма праведный путь” (XYI в.), служившее основным законом; “Семь
узаконений” хана Тауке (вторая половина XYII в., закреплявшее
государственный строй и феодальное право казахов.
К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое
становление правосубъектности казахского государства, в частности, можно
привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля
(1586-1598 гг.) дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой.
“Официальные русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - начались, по-
видимому, не позднее 90-х годов XYI века ”[15] В первой четверти этого
столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной
Европе.
Наследственная ханская власть периода централизованного
этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве
распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и
маршрутов кочевок, водных источников[16], в организации их вооруженной
защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и
миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир,
заключал союзы.
Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-
политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой
государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики.
Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов -
старейшин и правителей родов, султанов - для решения совместно с ханом
общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане
совет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и
административную власть. И, в отличие от султанов - потомков чингизидов
(сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать.[17]
Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов,
султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя
(тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним
небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения
регламентировались ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов)
и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства
на протяжении полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века)
были города Ташкент и Туркестан.
Активная внешняя политика государства, расширение владений,
укрепление государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в
начале XYI в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми
откочевками людей.
Во 2-й половине XYI в. происходит новый политический подъем
Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и
земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с
Россией и другими сопредельными странами.
Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени
всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако
элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за
власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с
узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого
необходимого элемента в становлении государственной власти казахского
ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой
государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный
характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали
необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всобщей
целостности.
С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому
хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство,
раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной
войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.
В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о
вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет.
Однако, это уже другой период в эпохе династической
государственности казахов, который требует отдельного разговора.



Заключение

Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и
государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет
понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости
республики сегодня.
16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о
независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей
независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически
самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым
монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме
принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа
совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний
мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки
природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение
прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая
стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее
привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего
Советского Союза.
Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества,
получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На
сегодня Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены
дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется
сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их
числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки
реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный
Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40
международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700
двусторонних договоров и соглашений.
В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г.
Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития
Казахстана.
Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации
стратегического развития Казахстана до 2030 года".
Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его
политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан
издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был
политическим шагом в борьбе за независимость.



Библиография

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.
2. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под
ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.
3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
4. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата,
1993.
5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968
6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских
династий. Алма-Ата, 1990.
7. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.
8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция,
текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С.
61.
9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата,
1985. С. 89.
10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата. 1992. С. 276.
11. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата.
1971. С. 78.
12. Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных
правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.

-----------------------
[1] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.
[2] Там же, С. 15.
[3] История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под
ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.
[4] Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
[5] Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата,
1993.
[6] Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968.
[7] Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских
династий. Алма-Ата, 1990.
[8] Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.
[9] Кляшторный С.Г. , Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата. С. 276.
[10] Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в Х((( - начале ХХ века. Алма-
Ата, 1971. С. 506.
[11] История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под
ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993.
[12] Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция,
текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С.
61.
[13] Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата,
1985. С. 89.
[14] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата. 1992. С. 276.
[15] Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата.
1971. С. 78.

[16] Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных
правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.
[17] Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины 14 века. Алма-
Ата. 1958. С. 184.





Реферат на тему: Образование русского централизованного государства

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Развитие феодального способа производства, в основе которого лежит
натуральное хозяйство, приводит к феодальной раздробленности, которая
является объективным и прогрессивным этапом в развитии общества.
Развивается ремесло, сельское хозяйство, торговля, культура, города.
Дальнейшее развитие феодального производства и прогресс в развитии
производительных сил приводит к кризису этого способа производства
(высшей точки развития, после которой необходимо избрать другой
метод). Развитие городов и торговли в них даёт избыток социально
активного населения, которое отправляется на поиски новых земель и
богатств. Постепенно жители городов, купцы и ремесленники,
сосредотачивают в своих руках экономическую власть. Начинается
процесс первоначального накопления капитала. Именно горожане были
заинтересованы во внутренних таможенных границах и многочисленных
налогов в пользу местных феодалов. Эта социальная группа
заинтересована в едином централизованном государстве.
Фридрих Энгельс говорил: "Стены феодальных замков, перед тем как быть
разрушенными пушечными ядрами, были подорванными мешками с деньгами".
Другой социальной группой, заинтересованной в едином централизованном
государстве стало дворянство, те феодалы, которые получили землю за
службу и на время службы, были заинтересованы, чтобы это время
продолжалось и для их потомков. Это было возможно, когда их сюзерен
(господин) был самым сильным феодалом как экономически, так и
политически, когда его власть максимально легитимна и с точки зрения
происхождения и с точки зрения освящения церковью. Т.е. они были
заинтересованы во власти короля. В условиях кризиса феодального
способа производства не занятие сельским хозяйством, а служба
государству становится основным источником доходов и дворянства, и
класса феодалов вообще.
Поэтому вновь образованное централизованное государство по своему
политическому устройству обычно становится абсолютной монархией,
когда власть короля, а, следовательно, и феодалов - неограниченна.
Парламент исключительно формален, системе вассалитета рушится, власть
становится единственным источником доходов феодалов. Таким образом,
новое централизованное государство в форме абсолютной монархии есть
показатель кризиса феодального способа производства, предшествует
капитализму и буржуазным революциям.
Это был классический вариант образования централизованного
государства в Европе.
В XIV в. постепенно начинает восстанавливаться разрушенное татаро-
монголами хозяйство. Прежде всего, сельское хозяйство, города в
центре ремесла и торговли, в классическом европейском смысле
выполняли административные функции. Наиболее быстрыми темпами
развивались земли Владимирского княжества из-за постоянного притока
населения с Юга. Между городами как столицами княжеств шла борьба за
ярлык, поэтому к особенностям образования Русского централизованного
государства объединение городов отнести нельзя. Большую роль в
объединении Русских земель играл внешнеполитический фактор:
стремление укрупнить собственные княжества для получения в Орде
ярлыка. Западные и Южные Русские земли в XIV в. отошли к Великому
княжеству Литовскому, которое стало претендовать на собирание
Русского государства. Борьба Владимирских князей с Литвой и отношения
с Ордой были теми факторами, которые объективно способствовали
объединению Русских земель.
Появившееся дворянство (небогатые служилые люди) были заинтересованы
служить наиболее сильному князю. Из всех внутренних факторов,
способствовавших объединению, следует выделить политику князей, в
частности - Московских. К причинам выделения Москвы следует отнести
её геополитическое положение и политику князей. Первым Московским
князем стал Даниил Александрович(1282-1303), сын Александра Невского.
Московское княжество при Данииле - это около 40км вокруг Москвы. Уже
в 1301г. он взял в плен Рязанского князя Константина и присоединил от
его княжества Коломну. В 1302г. умирает бездетный Переяславский князь
и отдаёт Даниилу своё княжество. После смерти Даниила в 1303г. борьба
Москвы с Тверью за ярлык на Великое княжение начинается между
князьями Юрием Данииловичем и Михаилом. В результате этой борьбы
Михаил погибает в Орде, а затем и Юрий находит свою смерть там же.
Московским князем становится брат Юрия Данииловича Иван, который
вошёл в историю под именем Ивана Калиты(1325-1340). Он отличался
исключительной жадностью и скупостью. В своей духовной грамоте
(завещании) он перечислил кроме городов, сёл и починок все украшения
и одежду. В его распоряжении были гигантские денежные средства, а
раздавал он гроши. Разбогател Иван благодаря тому, что собирал дань с
русских земель, хан доверил ему сбор дани. Калита постоянно стремился
дать Орде больше, чем другие князья, при этом оставался самым богатым
среди них. В 1325г. он перевёз в Москву старого митрополита Петра,
который практически сразу скончался. Митрополичья кафедра осталась в
Москве. В 1328г. митрополит Феогност сделал Москву своей официальной
резиденцией.
В 1327г. в Твери вспыхнуло восстание против отряда баскаков, во главе
которого стоял Щелкан. Жители Твери всех монголо-татар убили. Иван
Калита отправился в Орду, взял оттуда отряд к своему войску и
безжалостно подавил восстание. За это он получил ярлык. Калита
значительно расширил границы Московского княжества, к нему
присоединились Углич, Галич, Ростов, Белоозеро. Иван Калита стремился
угодить Ордынскому хану, проливал кровь соотечественников ради
приоритета своей власти.
Дмитрий Иванович(1359-1389) был внуком Ивана Калиты. Его дядя Симеон
Гордый и отец Иван Красный в целом продолжали политику Калиты. Симеон
Гордый сумел заставить Новгород платить дань Москве, Иван Красный -
добиться от Ордынского хана право судить русских князей. В 1353г. из
Западной Европы пришла страшная чума, которая добралась даже до
Великих князей: умер Симеон Гордый и все его сыновья.
В 1359г. умер Иван Красный в возрасте 33лет, его земли были разделены
между двумя малолетними сыновьями. Поскольку Дмитрию было в этом году
только 9 лет, он не мог собирать дань с Русских земель. Ярлык на
время ушёл к Суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Политика
Московских князей ни в коем случае не была направлена на объединение
Русских земель, это было обыкновенное стремление увеличить
собственные богатства, для этого использовались все методы. К моменту
начала княжения Дмитрия Московское княжество становится одним из
наиболее богатых.
В это время в Золотой Орде власть при юном хане Тохтамыше фактически
захватил темник (военачальник) Мамай. Дмитрий Иванович не захотел и
не стал платить дань Мамаю под предлогом, что он не принадлежит роду
Чингизидов, а, следовательно, ханом (или царём) для русских князей
быть не может и Дмитрию равен.
У России также был грозный соперник Великое княжество Литовское,
объединившее под своей властью не только Литву, но и большую часть
западнорусских земель: Смоленщину, территории нынешних Украины и
Беларуси. Русский язык здесь был государственным, большую часть
населения составляли восточные славяне, исповедовавшие православие.
Настоящей Русью они считали именно свою державу. И официально
государство именовалось Великое княжество Литовское и Русское.
Существовало две Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Великий
князь Литовский и Русский Ольгерд с таким же правом, как и московские
князья, претендовал на собирание под своей властью Русские земли. Он
заключил союз с Тверским князем союз против Москвы.
Дмитрий построил в Москве первую каменную крепость - белокаменный
Кремль, и Ольгерд взять город не смог. Тверской князь получил ярлык в
Орде, признал Дмитрия Ивановича своим старшим братом. Дмитрий,
воспользовавшись междоусобицей в Орде, решается на сопротивление, по
крайней мере, Мамаю. В 1377г. на реке Пьяне русское войско во главе с
Дмитрием Ивановичем терпит поражение, но уже в 1378г. на реке Воже
московское войско наносит первое крупное поражение татарам, разбив
отряд ханского мурзы Бегича. В 1379г. Литовский князь Ягайло заключил
союз с Мамаем и Рязанским князем Олегом для борьбы против Москвы.
Сейчас историки полагают, что Олег вынужден, был заключить этот союз,
т.к. Рязанское княжество постоянно подвергалось набегам монголо-
татар.
В 1380г. Дмитрий Иванович собирает большое войско (не присоединились
только Тверь и Новгород - предателей всегда хватает) и отправился в
донские степи, чтобы отряды Мамая не успели соединиться с отрядами
Ягайло (сыном Ольгерда).
Традиционно считается, что перед битвой Дмитрий Иванович посетил
Троицкий монастырь и получил благословение от его настоятеля - Сергия
Радонежского, самого авторитетного в ту пору церковного деятеля,
впоследствии причисленного к лику святых. Легенда сообщает о том, что
по просьбе великого князя Сергий послал с ним двух иноков-богатырей -
Пересвета и Ослябю. Встречу Дмитрия Ивановича с Сергием Радонежским и
существование иноков-богатырей историки подвергают сомнению.
8 сентября там, где в реку Дон впадает река Непрядва, состоялась
Куликовская битва. Историкам оценить, сколько человек принимало
участие в сражении очень трудно (скорее всего, русских было около
100тыс. человек). Русские битву выиграли, обратили ордынцев в
бегство. Ягайло, находясь в 30-40км. от Куликова поля, узнав о
поражении Мамая, повернул обратно. Орда от Литвы помощи не получила,
основные силы её были разгромлены в ходе битвы. Держава Мамая рухнула
и была захвачена ханом Тохтамышем.
Куликовская битва послужила поворотным этапом в отношениях Руси с
Золотой Ордой, а так же в образовании Русского централизованного
государства. Москва официально стала объединять вокруг себя Русские
земли, борьба против чужеземцев стала вестись от лица столицы. Если
при Иване Калите и его сыновьях границы Московского княжества
расширялись, то только из-за корысти князей. Очень важным
последствием Куликовской битвы является ослабление зависимости Руси
от Орды. В 1382г. хан Тохтамыш организовал поход на Москву. Он
хитростью овладел столицей, подверг её страшному погрому, перебил
множество жителей. Та же участь постигла Можайск, Дмитров,
Переяславль. Москва вновь стала платить дань Орде, но размер выхода
значительно уменьшился. Тохтамыш побоялся встретиться с Дмитрием
Донским в бою.
Важную роль в организации объединения русского войска сыграла русская
православная церковь. Прежде всего, митрополит Алексий и игумен
Троице Сергиевой лавры Сергий Радонежский. После Куликовской битвы
роль церкви значительно возросла в жизни Московского государства.
При отважном и воинственном князе Витовте Великое княжество Литовское
переживает вершину могущества. В 1404г. был захвачен Смоленск (на
110лет). Витовт неоднократно вторгался в пределы Московского
государства. Его власть распространялась на западнорусские земли.
Литва постоянно заключала союзы с Польшей, Ордой, Русью (соглашаясь с
врагами, тут же с точностью до наоборот меняла политику). Объединение
Русских земель происходило вокруг Московского княжества и вокруг
Литовского: цель одна, средства - тоже.
После смерти Дмитрия Донского Московским князем стал его сын Василий
Дмитриевич(1389-1425). Он съездил в Орду и купил себе там ярлык на
княжение в Нижнем Новгороде. 36 лет правления Василия I - период
очень благоприятный для развития Московского княжества. К нему
присоединилось в 1392г. Нижегородское княжество, а затем и Муром,
Городец, Таруса. Василий Дмитриевич предпочитал не воевать, а
откупаться от своих врагов. Хан Едыгей не тревожил Русь набегами.
Правитель Средней Азии Тамерлан нанёс Ордынскому хану сокрушительное
поражение, не дойдя до Русских земель, Тамерлан повернул назад. Перед
смертью Василий впервые решил нарушить "лестничный" порядок
наследования Великокняжеского престола: он передал свою "отчину" не
брату Юрию, а своему сыну Василию. Юрий Дмитриевич отказался
признавать старшинство племянника.
Началась междоусобная война за Великое княжение, продолжавшаяся
25лет, перечеркнула все хозяйственные достижения, созданные при
Василии I. Она отличалась невиданной жестокостью с обеих сторон.
Когда в Орде убивают Юрия Галицкого, в борьбу вступают его сыновья
Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Василий II пленит Косого и ослепляет
его, затем самого Василия II пленит и ослепляет Шемяка. После этого
Василий II получает прозвище "Тёмный". Василий Тёмный попадает в плен
к Ордынскому хану, выкуп за него должен был платить его злейший враг
Дмитрий Шемяка. Василий клянётся, что прекратит военные действия со
своей стороны.
Между Василием II и Шемякой также ведётся политическое
противостояние: оно выливается в зависимость от поддержки значимых
социальных групп. Московские бояре и духовенство перешли на сторону
Василия, прежде всего, из-за жёсткой налоговой политики Дмитрия
Юрьевича (надо было отдавать деньги Орде за Василия Тёмного). В
1450г. игумен Кирилло-Белоозерского монастыря Трифон освободил
Василия II от клятвы, данной им в Золотой Орде. В этом же году
Дмитрий Шемяка бежал в Новгород. Феодальная война закончилась.
Вместе с ней и исчез "лестничный" порядок наследования, теперь власть
переходила отца к сыну. Война не велась за объединение или
разъединение Московского государства, т.е. вопрос об альтернативе
Москве в собирании Русских земель уже не стоял. Василий II ездил в
Орду скорее как к третьей силе, чтобы разрешить свой спор. Особой
зависимости Москвы от Орды уже не было.
По мнению историка Зимина как раз в этот период достаточно чётко
проявлялась альтернатива развитию нового государства. Василий II
вполне мог бы проиграть войну. Города севера (Галич, Вятка, Углич),
на которые опирался Юрий Дмитриевич со своими сыновьями, были более
зажиточными и независимыми от княжеской власти, чем города в
Московском государстве. Вполне возможно, что Русские земли могли бы
развиваться по Европейскому образцу, когда ведущую роль в объединении
играли горожане или т.н. предбуржуазуя. Но этого не произошло.
В 1439г. во Флоренции была заключена уния между западной
(католической) и восточной (православной) церквями. Русскую церковь
представлял грек Исидор. Когда он вернулся в Московское государство,
то Василий II заключил его под арест, откуда он бежал. Митрополитом
стал рязанский архиепископ Иона. После падения в 1453г.
Константинополя русская православная церковь окончательно стала
независимой. Избрание митрополита стало сугубо русским делом
(Великого князя и собора русских епископов).
Великое княжество Литовское унию подписало. Теперь русские княжества,
выбирая между Москвой и Литвой, выбирали уже не между двумя
государствами, а между двумя религиями. Политические причины
преобладали над экономическими в процессе образования Русского
государства. Особенно наглядно это проявлялось в заключительном
периоде объединения Русских земель вокруг Москвы.
Василий II умер в 1462г. Ещё при жизни он сделал своего сына Ивана
соправителем. В период княжения Ивана III(1462-1505) завершился
процесс единения Русских земель. В 1471г. Иван Васильевич принял
решение о походе на Новгород. Решающее сражение московских войск с
новгородскими произошло 14 июня на реке Шелони. Во время осады
города, новгородцы решили сдаться на милость царю. Иван III перестал
разорять Новгородские земли, но потребовал огромную контрибуцию 15
тыс. рублей. Новгородские земли стали "отчиной" царя. Позже
новгородские послы стали называть Ивана Васильевича государем - это
говорит о безоговорочном признании его власти над новгородцами. В
1478г. из Новгорода был увезён вечевой колокол в Москву, этим Иван
III ликвидировал самоуправление Новгородского княжества. С этого
времени Новгородское княжество стало полностью подчинённым
Московскому государству (как территориально, так и политически).
Иван III в 1476г. прекратил платить дань Орде. Хан Большой Орды Ахмед
в 1480г. отправился в поход с огромной армией, чтобы покарать
Великого князя. Русские и монгольские войска сосредоточились у
притока Оки - реки Угры. В 1480г. состоялось знаменитое "стояние на
реке Угре". Ахмед дважды пытался перейти через реку, но оба раза был
отброшен русскими войсками. Поражение Ахмеда фактически означало крах
державы Батыя и обретение независимости Русским государством. Теперь
русские князья никому не были обязаны платить дань.
Падение новгородской независимости и свержение ига предопределили
судьбу Твери. Войска Ивана III нанесли огромный урон Тверскому
княжеству. Московский государь лишил внешнеполитической
самостоятельности Тверь, включил княжество в состав Русского
государства. Позже были присоединены Псков, Смоленск, Рязань. Таким
образом, к 20м гг. XVI в. на карте мира появилось новое государство.
Принципиально новое отличие состояло в изменениях в самом русском
человек, в его менталитете: совершенное иное отношение к труду.
На востоке Европы за какие-то 100 лет образовалось новое государство,
имя которому Россия. Органы его государственной власти оформились в
XV-XVI вв. Ещё Симеон Гордый называл себя не Московским князем, а
князем Всея Руси. Этот факт можно рассматривать как
противопоставление Литовскому князю, нежели реальный титул. Василий I
в некоторых бумагах называл себя царём. Иван III уже стал называть
себя не князем, а Государем Всея Руси, ведь при нём процесс единения
Московского государства был фактически завершён (после смерти Ивана
III к Москве присоединились Псков, Смоленск, Рязань). Новое
государство включало в себя большинство Русских земель.
Россия была единым, но можно ли её назвать в полном смысле этого
слова и централизованным государством? Центральный аппарат управления
только складывался. Ещё сохранялись уделы, напоминавшие о феодальной
раздробленности. Вместе с тем великокняжеская власть принимает
деспотичный характер, когда государь мог казнить кого угодно даже из
своего близкого окружения, фактически ни один человек не был
застрахован от его немилости.
Формировалась новая идеология единого Московского государства. При
Иване III и его сыне Василии III были сформулированы 2 основные идеи,
оставшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий: идея
богоизбранности государя и независимости Московского государства. Для
того чтобы эта идеология закрепилась в русских умах, созидатели этой
идеологии создали учение о древнем происхождении власти великого
князя, будто она шла от самого римского императора Августа. Об этом
думали и раньше, но только при Иване III Москва со страниц летописей
заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога, от
давних киевских прародителей. Также в конце XV в. великокняжеская
власть стремилась противостоять претензиям церкви на превосходство
над "царством". По указу Ивана IV род Рюриковичей был продлён назад.
В начале XVI в. игумен Филофей выдвинул теорию "Москва - третий Рим".
Это утверждение было признано служить возвеличению Московских
государей (основная цель).
При Иване III появились 2 общегосударственных ведомства: Казна и
Дворец. Это были первые органы государственной власти в новом едином
Московском княжестве. Дворец ведал личными землями князя, а Казна
была хранилищем денег, драгоценностей и бумаг. Политическое
управление ориентировалось на Великого князя, власть которого никем и
ничем не ограничивалась. Сам титул "государь" обозначает
самодержавную власть.
Боярская Дума - высший орган власти, имеющий непосредственное
отношение к государственному управлению. Привилегированное сословие -
боярство было опорой Великого князя. Слово "боярин" (этимология этого
слова не определена) в узком смысле означало человека, получившего
высший думный чин, в широком смысле - любой вотчинник. Союз Великого
князя с боярами креп по мере усиления власти московской династии.
Первоначально в Боярскую Думу входили только представители старых
московских боярских фамилий, служивших ещё Ивану Калите и его
сыновьям. Князья подчинённых Москве княжеств приобретали боярские
чины. Боярская Дума не ограничивала власть государя, являлась
совещательным органом. Дума была немногочисленной, великий князь
включал в её состав лишь тех, на кого мог всецело положиться.
Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской Думы:
"Государь указал и бояре приговорили".
Вся русская земля была разделена на уезды, которые, как правило,
соответствовали старым княжествам. Уезды делились на волости, ими
управляли наместники и волостели. Наместники и волостели получали
управляемые территории в кормление (имели право часть налогов и
пошлин оставлять себе). Боярство, съезжавшееся в Москву из всех
княжеств, образовывало высший управленческий слой в государстве.
Появляется местничество - иерархичная система занятия должностей в
зависимости от значимости рода и заслуг перед государем. Такая
система не подразумевала продвижения по служебной лестнице (стаж, род
- не учитывались).
В 1497г. был принят свод законов нового объединённого государства
Судебник. Он должен был объединить судебные системы разных русских
княжеств. Фактически Судебник был основан на "Русской правде".
Основное отличие состояло в том, что Судебник понимает под
преступлением не только моральное оскорбление, или материальный урон
имуществу, личности - это, главным образом, нарушение установленных
властью норм. Появляются новые преступления - крамола (заговор)
против государя и государства, должностные преступления, в том числе
посул (взятка должностному лицу). Смертная казнь применялась часто,
могла быть заменена помилованием государя. Очень широко применялось
членовредительство в качестве наказания: урезание ушей, носа,
клеймение и пр. Штрафы были самым лёгким наказанием и полагались за
лёгкие преступления (оскорбление).
Судебная система включала в себя: суд наместников Великого князя,
приказной суд, суд Боярской Думы и самого великого князя. Судебное
следствие имело несколько стадий, закреплённых в Судебнике: опрос
свидетелей, вызов ответчиков в суд, присяга, ордалии (доказательство
своей правоты путём поединка), применение очных ставок, пыток.
Немаловажным аспектом, затронутым в общерусском своде законов,
является начало юридического оформления крепостного права: сроки
ухода крестьянина от владельца ограничивались двумя неделями в году
(до и после Юрьева дня 26 ноября). Началось освоение новых земель.
Наиболее реальным направлением было восточное (это в наибольшей
степень проявилось при Иване IV). Труд черносошных крестьян был
добровольным, принципиально отличался от работы на землевладельца. У
Поморских крестьян был совершенно иной менталитет: они любили труд,
работая только на себя. Вольномыслие не нужно было самодержавной
власти с зачатками деспотизма. Поэтому эта власть законом стала
"прикреплять" крестьян к земле помещиков, за которыми впоследствии
стал закрепляться статус опоры государя и государства.




Новинки рефератов ::

Реферат: Аналоговые волоконно-оптические системы связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Теория Дарвина (Биология)


Реферат: Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде) (Предпринимательство)


Реферат: Госдума и Госсовет в период с 1905 по 1917 гг. (История)


Реферат: Понятие гражданского права как отрасли права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Система японского менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием (Педагогика)


Реферат: Народ-труженик в творчестве Н.А. Некрасова (Литература)


Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности (Психология)


Реферат: Арбат в культуре и литературе второй половины ХХ века (Искусство и культура)


Реферат: Договор на оказание аудиторских услуг (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нотариат в Российской Федерации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Радиолокатор (Радиоэлектроника)


Реферат: Одаренные дети (Педагогика)


Реферат: Коллективизация (История)


Реферат: История женского костюма 20-го века (Искусство и культура)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Англия, Германия, Япония в начале XX столетия (История)


Реферат: Лихтенштейн (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист