GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Учёт, анализ, аудит оплаты труда (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учёт, анализ, аудит оплаты труда (Бухгалтерский учет)



4. АУДИТ ОПЛАТЫ ТРУДА

4.1 Аудиторская деятельность

Ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых
организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности
коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля.
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и
эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является
независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами,
аудиторскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на договорной
коммерческой основе за счет заказчика (проверяемого субъекта, в отдельных
случаях за счет бюджетных средств) - клиента.
Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 119,
вступившим в силу с 7 сентября 2001 года. Согласно этого закона,
аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по
независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской)
отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения
бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. Под
достоверностью понимается степень точности данных финансовой
(бухгалтерской) отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности
на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной
деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и
принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с
законодательством Российской Федерации уполномоченными органами
государственной власти.
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою
деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы),
могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту
услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными
аудиторами следующие слуги:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта,
составление финансовой (бухгалтерской) отчётности, бухгалтерское
консультирование;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и
индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с
реструктуризацией организаций;

- правовое консультирование, а также представительство в судебных и
налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
- автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение информационных
технологий;
- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных
комплексов, а также предпринимательских рисков;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-
планов;
- проведение маркетинговых исследований;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в
области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их
результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в установленном законодательством Российской Федерации
порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
- оказании услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается
заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме
проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудиторская проверка проводится в несколько этапов:
1). Подготовка к проведению аудиторской проверки.
В аудиторской фирме на каждое предприятие-клиента заводится досье с
информацией о масштабах её деятельности, видах деятельности, деловых
партнёрах, перспектив развития, наличия на предприятии экономических
ресурсов.
После составления досье, проводят предварительную оценку предстоящей
аудиторской проверки и определяют сроки её проведения.
2). Планирование аудиторской проверки. При планировании аудиторской
деятельности фирма обязана:
- определить основные направления деятельности предприятия;
- получить сведения о формах и методах организации управленческого
учёта и контроля;
- определиться в выборе формы аудиторского заключения и определить,
кому оно будет предоставляться;
- определить основные направления аудита, подготовить необходимые
документы. Определить требования, которые будут выдвигаться к лицам,
проводящим аудиторскую проверку и составить план расписания ревизий.
3). Оценка системы учёта на предприятии, проведение проверки
хозяйственных операций и учётных записей, а так же наличие имущества,
находящегося в распоряжении предприятия с данными баланса.
4). Сверка финансовой отчётности с учётными записями, подтверждение
того, что балансовый счёт прибылей и убытков отражает истинную картину
хозяйственной деятельности предприятия.


5). Проверка соответствия финансовой отчётности требованиям
законодательства и нормативам учётной политики.
6). Оценка финансовой отчётности в целом и составление общего вывода о
том, что финансовая отчётность составлена на основе объективной и
проверенной информации, т.е. она является достоверной.
Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и
качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности,
законности и достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности
их отражения на счетах бухгалтерского учета.
Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита
является оценка аудиторского риска и определение информационной базы для
проведения проверки.
Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности предстоящей
проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что
бухгалтерская отчетность у клиента достоверна.
Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения
аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не
только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить
совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и
комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволяет
составить приемлемый план аудита.
В соответствии с российскими проектами стандартов аудитору следует
дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в
проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности
возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой
отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и
количество аудиторских процедур.
Эффективно построенная система учета должна: гарантировать, что
хозяйственные операции верно отражены во времени; позволить правильно
измерить объем операции; помочь составить бухгалтерскую проводку,
адекватную содержанию операции; ограничить возможность появления умышленных
нарушений и злоупотреблений.
Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность
организационной структуры; роль руководства; место внутреннего аудита;
обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации
руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за
бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему
внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в
финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными
операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных.
В процессе проверок аудиторы должны составлять рабочие документы,
являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество
выполняемой ими работы. Рабочие документы составляются по произвольной

форме. В них должна, прежде всего, содержаться необходимая справочная
информация о клиенте; краткое описание выполненной работы. В частности,
необходимо указывать: метод проведения проверки – сплошной или выборочный,
либо объем проверенной документации; замечания по результатам проверки;
перечень первичных и других документов, не представленных к проверки; иные
выявленные несоответствия действующему законодательству; мнение аудитора о
способах устранения выявленных недостатков; другие рекомендации по
улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. Кроме того, в
рабочих документах должно найти отражение описание системы
внутрихозяйственного контроля у клиента, программа аудита, а также
результаты аудита за прошлый год.
На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется
аудиторское заключение.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в
Российской Федерации результатом аудиторской проверки является заключение
аудитора – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и
физических лиц, органов государственной власти и управления, органов
местного самоуправления и судебных органов.
Аудиторское заключение состоит из трёх частей:
1). Вводная часть.
Здесь указываются юридические адреса, а для аудиторов, являющихся
физическими лицами, указывается ФИО, стаж работы в качестве аудитора, дата
и номер лицензии, номер аттестационного свидетельства и дата выдачи, а
также организация выдавшая лицензию.
2). Аналитическая часть.
Здесь указывается наименование предприятия, период его деятельности,
за который проводилась проверка., результаты экспертизы финансового учёта и
соответствие отчётности. А также факты выявленных нарушений, в т.ч. факты
нарушений, которые принесли ущерб самому предприятию, органам
государственной власти, третьим лицам.
3). Заключительная часть.
Содержит запись о подтверждении достоверности бухгалтерской
отчётности. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором
или руководителем аудиторской фирмы, ставится печать.
Различают четыре варианта аудиторского заключения: безусловно
положительное, условно положительное, отрицательное и отказ аудиторской
фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Заключения аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению
государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы,
назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской
Федерации.
Контроль за ведением бухгалтерского учёта может быть как внешним, так
и внутренним.


Внутренний контроль осуществляется службой внутреннего аудита и
направлен на установление правильности ведения бухгалтерского учёта и
отчётности на предприятии.
Внешний контроль осуществляется аудиторской службой.
Различают несколько вариантов аудита:
1). Аудит финансовой отчётности – служит для выявления полноты и
достоверности финансовой информации.
2). Согласованный (регулирующий) аудит – основной целью является
проверка соблюдения конкретных норм и процедур деятельности предприятия.
При этом анализируются недостатки в работе предприятия, связанные с
принятием управленческих решений.
3). Аудит производственной деятельности состоит в проверке качества
производственного процесса и его основной целью является улучшение качества
выпускаемой продукции при более низкой себестоимости. Аудитор должен
предложить конкретные направления повышения эффективности и
производительности работы предприятия.
4). Добровольный аудит – проводится по заказу заинтересованной
стороны, при этом объём и характер проверки зависит от желания клиента.
5). Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка
ведения бухгалтерского учёта и финансовой отчётности организации.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если
- организация имеет организационно-правовую форму открытого
акционерного общества;
- организация является кредитной организацией, страховой организацией
или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей,
инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником
образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ
обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами,
фондом, источниками образования средств которого являются добровольные
отчисления физических и юридических лиц;
- объём выручки организации от реализации продукции (выполнения работ,
оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный
законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов
баланса превышает на конец отчётного года в 200 тысяч раз установленный
законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;
- организация является государственным унитарным предприятием,
муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного
ведения;
- обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных
предпринимателей предусмотрен Федеральным законом.
ОАО «Кирово-Чепецкий химкомбинат им. Б.П.Константинова» подлежит
обязательному аудиту.
Аудитор общества – ООО «Пачоли. Аудиторская компания» г. Москва, ул.
Матвеевская, д. 6, лицензия Минфина РФ от 23 ноября 1999 года № 002994.

4.2 Контрольно-ревизионный отдел ОАО КЧХК


В целях повышения эффективности контрольно-ревизионной работы,
усиления контроля за деятельностью отделов, служб и подразделений комбината
и создания необходимых условий независимости и ответственности по данному
направлению деятельности на ОАО КЧХК создан контрольно-ревизионный отдел
(КРО). С 01.11.2001 года утверждено и введено в действие Положение о
контрольно-ревизионном отделе и организационной структуре управления
отделом.
Согласно этого положения, контрольно-ревизионный отдел является
самостоятельным структурным подразделением ОАО. В своей деятельности отдел
руководствуется Уставом ОАО, учётной политикой ОАО, Налоговым Кодексом РФ,
Гражданским Кодексом РФ, Федеральными законами «О бухгалтерском учёте», «О
лицензировании отдельных видов деятельности» и другими нормативными
правовыми документами по бухгалтерскому, налоговому, финансовому учёту,
действующим законодательством, нормативами и нормами, регламентирующими
хозяйственную деятельность предприятия, указаниями и распоряжениями
генерального директора.
Деятельность отдела направлена на решение следующих задач:
- организовывать комплексный контроль за работой ОАО;
- обеспечивать контроль за достоверностью финансовой, налоговой и
бухгалтерской отчётности и данных, формируемых в подразделениях ОАО;
- проводить документальные проверки в подразделениях ОАО с целью
сохранности собственности, правильного и экономного расходования средств,
выявления нарушений, смет расходов и затрат на производство, договорной
работы, соблюдения финансовой и платёжной дисциплины, оптимизации
налогообложения;
- готовить предложения по устранению выявленных проверками нарушений и
совершенствованию работы подразделений ОАО;
- разрабатывать мероприятия по укреплению на ОАО дисциплины в
расходовании материальных, финансовых и других ресурсов, осуществлению
строжайшего режима экономии, сохранности собственности;
- проводить правовой, экономический (финансовый, бухгалтерский) и
технический анализ внутренних документов ОАО;
- проводить согласование внутренних документов ОАО в сфере
финансового, налогового и управленческого учёта, наиболее значимых сделок
ОАО;
- осуществлять контроль за своевременностью выявления и устранения
нарушений.
На отдел возложены функции в области контроля:
- осуществлять контроль за достоверностью, своевременностью,
правильностью отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с


движением и расходованием поступающих денежных средств, товароматериальных
ценностей и основных фондов;
- осуществлять контроль за порядком составления отчётности на основе
первичных документов;
- контролировать правильность отражения хозяйственных операций в
учёте, проверять правильность начисления налогов, сборов и платежей;
- осуществлять контроль за расчётно-платёжной дисциплиной,
своевременностью расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- осуществлять контроль за своевременностью выявления и устранения
нарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
В области кадров, труда и заработной платы:
- разрабатывать и представлять на утверждение должностные инструкции
работников отдела;
- при увеличении объёма работ отдела выходить с предложениями об
изменении штатного расписания отдела.
Согласно штатного расписания в контрольно-ревизионном отделе
существуют следующие должности: внутренний аудитор, юрисконсульт –
специалист по правовым вопросам и налогообложению, экономист по
планированию – специалист по финансовым вопросам и вопросам планирования,
специалист по маркетингу и ценовой политике, бухгалтер-ревизор, ведущий
инженер по организации управления производством, консультант-эксперт по
техническим вопросам.


4.3 Определение последовательности проверки расчетов по
оплате труда.

Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате
труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении
оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского
учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются
аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда», 91 «Прочие доходы и расходы», 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), первичные
документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета
отработанного времени, наряды), листки о временной нетрудоспособности,
расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти
операции.
Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда
следует с установления соответствия показателей аналитического учета по
счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге
и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить


сальдо по счету на первое число в главной книге и в балансе предприятия с
итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.
Далее необходимо проверить соответствие задолженности по оплате труда
(по счетам 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «расчеты с
разными дебиторами и кредиторами») в сводных ведомостях, главной книге и
бухгалтерской отчетности организации.
Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их
заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по
начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом
особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.
При проверки табелей учета рабочего времени, нарядов и других
первичных документов по начислению оплаты труда необходимо обратить
внимание на факты начисления оплаты труда на вымышленных (подставных) лиц.
Для этого следует исследовать документы и сопоставить фамилии и инициалы
работников с данными учета списочного состава.
Необходимо также установить, нет ли повторного начисления сумм по
ранее оплаченным первичным документам (табелям, нарядам, накопительным
учетным листам и разовым документам). Следует обратить особое внимание на
расчеты по оплате труда с работниками, которые приняты на работу по
договорам подряда и трудовым контрактам. Часто такие договора носят
фиктивный характер, а поэтому необходимо установить, за что и за какую
работу или объем выполненной работы начислена заработная плата, какими
документами подтверждается объем выполненной работы, размеры начисленной
оплаты труда. Путем пересчетов и прослеживания определить наличие в
первичных документах и расчетно-платежных ведомостях арифметических
ошибок.
Следует проверить также правильность обобщения и группировки данных по
учету труда. Суммы начисленной заработной платы, отраженные в первичных
документах, в дальнейшем учетном процессе должны быть накоплены и
сгруппированы по двум направлениям:
- по каждому работнику для расчетов по оплате труда;
- по объектам учета затрат для отражения в затратах производства.
При проверке необходимо выяснить правильность удержаний из заработной
платы, прежде всего налога с дохода, алиментов, а также обоснованность
расчетов с депонентами. Проверяются платежные ведомости, дата возникновения
и сумма депонентской задолженности, количество депонентов и сверяются суммы
по расчетам с депонентами (на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами»).
На следующем этапе проверки выборочно проверяется правильность
начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда по сдельным
расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность и правильность
начисления премий сдельщикам и повременщикам по действующим на предприятии
системам премирования; правильность начисления доплат в связи с
отклонениями от нормальных условий работы, за бригадирство, оплаты простоев


не по вине рабочих, за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в
выходные и праздничные дни, пособий по временной нетрудоспособности,
ежегодных отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Начисление
премий должно быть подтверждено приказом руководителя, указано в договоре,
контракте или в решении учредителей (собственников, Совета директоров)
организации.
Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения
сумм ранее выданных работнику авансов и переплат; правильность удержания из
заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению
материального ущерба, а также за товары, купленные в кредит.
Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна
превышать 50 процентов месячного заработка.
Необходимо также убедиться в правильности организации и ведения
аналитического и синтетического учета, заполнение форм бухгалтерской
отчетности по фонду оплаты труда.
Аудитор должен поставить в известность руководство предприятия о
выявленных фактах обмана или ошибок и дать рекомендации по исправлению
недостоверной информации.
По окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение.







Реферат на тему: Учёт, контроль и анализ производственных запасов

Министерство Образования Российской Федерации

Татаро-Американский региональный институт
Кафедра общей и мировой экономики

Курсовой работа
По дисциплине: «Бухгалтерский учёт»
На тему: «Учёт, контроль и анализ производственных запасов»

Выполнил: студент гр. 312
Громов Д.В.
Проверил: доцент кафедры ОМЭ
Тимячева Н.А.

Казань 2003 год
Содержание
Введение 3.
Глава I. Понятие МПЗ.
1. Классификация МПЗ. 6
2. Оценка МПЗ. 9
Глава II. Учёт МПЗ.
1. Синтетический учёт МПЗ. 13
2. Документальное оформление

поступления и расходов ПЗ. 17
3. Аналитический учёт МПЗ. 22
4. Учёт МПЗ на складах и в бухгалтерии. 25
Глава III. Контроль за состоянием и рациональным использованием ПЗ и
основные направления совершенствования их учёта.
1. Инвентаризация ТМЦ. 29
2. Пути совершенствования учёта ПЗ. 31
Заключение. 32
Список использованной литературы 33



Введение

Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты,
комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются
предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового
продукта. Предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою
стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного
цикла.
В промышленности постоянно увеличивается потребление
товарноматериальных ценностей в производстве. Это обуславливается
расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в
себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. Для примера, удельный вес
указанных затрат в себестоимости продукции в машиностроении составляет
свыше 60%, в легкой и химической промышленности 70 - 90%.
В результате вышесказанного в условиях рыночной экономики актуальной
становится тема учета и контроля расхода материальных запасов на
производство продукции (работ, услуг).
В настоящее время в условиях рыночной экономики определяющее значение
приобретает качественные показатели, такие как снижение удельных затрат
сырья, материалов и топлива. Поэтому необходимо максимально устранять
потери и нерациональные расходы материальных ценностей, которые, в
частности, могут возникнуть при неэффективной организации учета и контроля
использования материалов.
Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания
резервов снижения себестоимости продукции в части рационального
использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего
хранения материалов и сохранности.
Улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной
документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение
уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение
строго порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др., ограничения числа
должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо
дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности
производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей
важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве
складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной
тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрение эффективных
форм предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и
расходованием материальных ресурсов.
В связи с этим основными задачами исследования на любом предприятии
использования материальных ресурсов является:
- правильное и своевременное документальное отражение всех операций
по заготовке, поступлению и отпуску материалов;
- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
- расчет и списание отклонений по направлениям затрат;
- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения
и на всех стадиях движения;
- постоянный контроль за соблюдением установленных норм
производственных запасов;
- систематический контроль за использованием материалов в производстве
на базе обоснованных норм их расходования;
- контроль за технологическим отходами и потерями и их использованием;
- своевременное получение точной информации о величине экономии или
перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;
- систематический контроль за выявлением излишних и неиспользованных
материалов, их реализация.
Методология организации бухгалтерского учета материальных ресурсов
предполагает выбор одного из нескольких методов их учета и оценки, который
фиксируется в учетной политике предприятия. Так определение фактической
себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство,
разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по
средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО),
по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
Кроме того, материалы на счете 10 "Материалы" могут учитываться либо
по фактической себестоимости их приобретения (заготовки), либо по учетным
ценам. При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость
приобретения, средние покупные цены и др.) разница между стоимостью
ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей
отражается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов".
Организации имеют право самостоятельно выбирать способ классификации
материальных ресурсов. Классификатор должен в полной мере систематизировать
имеющиеся на складах различные материалы, предполагать контроль за
правильностью ведения бухгалтерского учета, способствовать более точному
распределению отклонений в стоимости материальных ценностей по направлениям
затрат.
Важен также выбор метода учета на складе, который должен обеспечить
оперативность и достоверность количественного учета на складе,
систематический контроль за правильностью документирования операций по
движению материалов и соответствия остатков материалов по данным складского
учета с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных
ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные
и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета
расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в
производстве на изучаемом предприятии. Подробное изучение этой темы
позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных
ресурсов, используемых организацией, а также предложить пути улучшения
использования материалов в рамках возможных способов ведения бухгалтерского
учета материальных ресурсов, зафиксированных в нормативных Положениях по
бухгалтерскому учету.
1. Понятие МПЗ

1.1. Материально-производственные запасы, их классификация, оценка, задачи
учета.

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов
принимаются активы:
а) используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании
услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные
полуфабрикаты и др.);
б) предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
в) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные
материалы, топливо, запасные части и др.).
Основная часть материально-производственных запасов используется в
качестве предметов труда и производственном процессе. Они целиком
потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою
стоимость на стоимость производимой продукции.
Основными задачами учета материально-производственных запасов являются
контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских
запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление
фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за
соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение
стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам
калькуляции; рациональная оценка производственных запасов.
Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их
классификация, оценка и выбор единицы учета.
Классификация материалов. В зависимости от той роли, которую играют
разнообразные производственные запасы в процессе производства, их
подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы,
вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные),
топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные
принадлежности.
Сырье и основные материалы — предметы труда, из которых изготовляют
продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта.
Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей
промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами —
продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).
Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и
основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств
или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса
производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные
материалы и др.).
Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и
вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь ль
количества материала, использованного на производство различных видов
продукции.
Покупные полуфабрикаты — сырье и материалы, прошедшие определенные
стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении
продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е.
составляют их материальную основу.
Возвратные отходы производства — остатки сырья и материалов,
образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или
частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов
(опилки, стружка и др.).
Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с
особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные
части.
Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей),
двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
Тара и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки,
транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики,
коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся
деталей машин и оборудования.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности — это часть материально-
производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда
в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он
превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).
Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят
на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации производственных запасов используют для
построения синтетического и аналитического учета, а также составления
статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и
материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.
Для учета материально-производственных запасов применяют следующие
синтетические счета:
10 «Материалы»;
11 «Животные на выращивании и откорме»;
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
41 «Товары»;
43 «Готовая продукция»;
забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на
ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004
«Товары, принятые на комиссию».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Сырье и материалы»;
2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и
детали»;
3 «Топливо»;
4 «Тара и тарные материалы»;
5 «Запасные части»;
6 «Прочие материалы»;
7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
8 «Строительные материалы»;
9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.
На малых предприятиях все производственные запасы можно учитывать на
одном синтетическом счете 10 «Материалы».
Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности
подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию,
сорту, размеру присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный
номер) и записывают их в специальный реестр, который называют номенклатурой-
ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также твердую учетную цену и
единицу измерения материалов.
При использовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно
существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров
синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки.
Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляют по смешанной
порядковосерийной системе, используя семи - восьмизначные коды. Первые два
знака указывают синтетический счет, третий определяет субсчет, один или два
следующих знака означают группу материалов, остальные — различные признаки,
характеристики материала.
Информация, содержащаяся в номенклатурах-ценниках, относится к условно-
постоянной. Она записывается на машинные носители и многократно
используется для получения необходимых выходных данных.
1.2. Оценка материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету
по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов,
приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат
организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых
налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации).
Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-
производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы,
кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением
материально-производственных запасов.
Затраты по доведению материально-производственных запасов до
состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях,
включают затраты организации по доработке и улучшению технических
характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции,
выполнением работ и оказанием услуг
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их
изготовлении силами организации складывается из фактических затрат,
связанных с производством данных запасов.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов,
внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации,
определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями
(участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов,
полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется
исходя из их рыночной стоимость на дату оприходования, а материально-
производственных запасов, приобретенных в обмен на другие имущество (кроме
денежных средств), — исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая
устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах
обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей
Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная
стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели,
полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в
бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под
снижение стоимости материальных ценностей.
Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но
находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями
договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в
оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при
приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем
пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской
Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической
себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
Фактическая себестоимость материально-производственных ресурсов
определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов
за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов,
начисленных процентов по заемным средствам, привлекаемым для приобретения
запасов (до их принятия к учету), наценки (надбавки), комиссионного
вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеэкономическим
организациям, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и
доставку материальных запасов до места их использования, если они не
включены в цену приобретения, затрат по доведению запасов до состояния,
пригодного к использованию в запланированных ценах, иных затрат,
непосредственно связанных с приобретением материально-производственных
запасов.
Фактические затраты по приобретению материально-производственных
запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия
запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме,
эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и
материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую
себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по
основным видам сырья или материалов. На большей части организаций текущий
учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам — по средним
покупным ценам, по плановой себестоимости и др. Отклонения фактической
себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой
себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам
материалов. С появлением компьютеров и электронной маркировки создаются все
большие возможности исчисления фактической себестоимости отдельных видов
материальных ресурсов.
Планом счетов разрешается осуществлять синтетический учет материальных
ценностей на счетах 10 «Материалы» и др. по учетным ценам, в качестве
которых используются плановая себестоимость приобретения (заготовления),
средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической
себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам
учитываются на синтетическом счете 16 «Отклонение в стоимости материальных
ценностей».
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов,
списываемых на производство, разрешается производить следующими методами
оценки запасов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов
производится исходя из допущения последовательности применения учетной
политики.
По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные
запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы,
драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным
образом заменены на другие.
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов
как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их
количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по
остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.
Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются
традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного
месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по
учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений
фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным
ценам.
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход — первая в
расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов
отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене
(себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и
т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов
за месяц.
При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход —
первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости
последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.
Пример оценки расхода 100 единиц материалов по методам ФИФО и ЛИФО
представлен в табл. 8.
Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует
предприятие на организацию аналитического учета материалов по отдельным
партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные
материалы расчетным путем, используя следующую формулу: Р = О +П-О
и к
где Р — стоимость израсходованных материалов;
Он и Ок — стоимость начального и конечного остатков материалов; П —
поступление за месяц.
Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода
производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их
выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

Таблица 8


Оценка материалов по методам ФИФО и ЛИФО

|Показатели |Количество |Цена за единицу,|Сумма, руб. |
| |единиц, шт. |руб. | |
|1 . Остаток |20 |10 |200 |
|материалов на 01 | | | |
|.03.200_ г. | | | |
|2. Поступили | | | |
|материалы: | | | |
|первая партия |30 |10 |300 |
|вторая партия |20 |12 |240 |
|третья партия |40 |15 |600 |
|3. Итого за месяц: |90 |X |1140 |
|4 Расходы материалов | | | |
|за месяц: | | | |
|а) по методу ФИФО: | | | |
|первая партия |50 |10 |500 |
|вторая партия |20 |12 |240 |
|третья партия |30 |15 |450 |
|Итого за месяц: |100 |X |1190 |
|б) по методу ЛИФО: | | | |
|первая партия |40 |15 |600 |
|вторая партия |20 |12 |240 |
|третья партия |40 |10 |400 |
|Итого за месяц: |100 |X |1240 |
|5 Остаток материалов | | | |
|на 01.04.200_г. | | | |
|а) по методу ФИФО |10 |15 |150 |
|б) по методу ЛИФО |10 |10 |100 |


Наряду с определением твердой учетной цены очень важно установить
единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид,
сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая
партия, однородная группа и т.п. Единица учета материальных ценностей
выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование
полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль
за их наличием и движением.
2. Учёт МПЗ.

2.1. Синтетический учет производственных запасов.

Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось,
на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и
откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15
«Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в
стоимости материалов».
Перечень субсчетов, которые могут быть открыты к счету 10 «Материалы»,
указан в § 2. Сельскохозяйственные организации могут открывать к счету 10
«Материалы» отдельные субсчета для учета семян, посадочного материала и
кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений;
ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями
сельскохозяйственных культур, биопрепаратов, медикаментов и др.
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по
фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по
фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы
по их приобретению.
При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и
кредитуют:
счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость
поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и
снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами,
включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за приобретение в
кредит, предоставленный поставщиком и суммовые разницы, возникающие до
принятия на учет материалов;
счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по
долгосрочным кредитам и займам» — на сумму начисленных процентов за кредиты
и займы, использованные на закупку материалов;
счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на стоимость
услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным)
организациям;
счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость материалов,
оплаченных из подотчетных сумм;
счет 23 «Вспомогательные производства» — на расходы по доставке
материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость
материалов собственного производства;
счет 20 «Основное производство» — на стоимость возвратных отходов;
другие счета.
Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных
средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по
рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91
«Прочие доходы и расходы».
Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются
на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредиты счета 98 «Доходы
будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на
счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26,
97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит
счета 91.
Сельскохозяйственные организации продукцию собственного производства
текущего года отражают на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой
себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»).
После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимости
материалов корректируют до фактической себестоимости способом «красное
сторно» (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или
способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше
плановой).
Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от
поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуют по акту о приемке
материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных
поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или
предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит,
то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце
при поступлении платежного требования стоимость неотфактурованных поставок
в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим
суммам, указанным в документах поставщиков.
Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в
течение отчетного периода в организацию (материалы в пути), по окончании
месяца отражают по дебету счетов 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования ценностей на склад). В
начале следующего месяца эти суммы сторнируют и по поступлению ценностей
составляют обычную бухгалтерскую запись по ним.
При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или
недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с
документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и
расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. Затем
отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное
требование на стоимость излишков.
Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их
стоимость отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредиту счета 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На материальных счетах стоимость
недостач или порчи материалов не отражают.
Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит
от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют
средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом
аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих
организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим
материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-
заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».
Если твердой учетной ценой служит плановая себестоимость материалов,
то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой
себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью
материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения фактической
себестоимости от плановой».
Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с
кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек
производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам.
При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:
Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному
производству);
Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены
вспомогательным производствам);
Дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов
(25, 26 и др.);
Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.
Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91
«Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы,
связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.
Необходимо отметить, что если при продаже или мене материалов не
исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы
списываются с кредита счета 10 не в дебет счета 91, а в дебет счета 45
«Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они
списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Стоимость материалов по твердым ценам между различными счетами
издержек производства и другим направлениям выбытия материалов распределяют
на основании ведомости распределения материалов, которую составляют по
данным первичных документов о расходе материалов.
По истечении месяца определяют разницу между фактической
себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым
учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были
списаны материалы по твердым учетным ценам (счета 20, 23,25,26 и др.). При
этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу
между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же
разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены
плановой себестоимости материалов) — способом «красное сторно», т.е.
отрицательными числами.
Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по
твердым учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на
складе материалами пропорционально стоимости материалов по твердым учетным
ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической
себестоимости материалов от твердой учетной цены и найденное отношение
умножают на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по твердым учетным
ценам.
Процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов
от твердой учетной цены (X) определяется по следующей формуле:
[pic]
где Он — отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости
по твердым учетным ценам на начало месяца; Оп — отклонение фактической
себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам по
поступившим материалам за месяц;
УЦн — стоимость материалов в твердых учетных ценах на начало месяца;
УЦ„ — стоимость поступивших в течение месяца материалов по
твердым учетным ценам.
Особенности аналитического учета материалов по средним покупным ценам
рассмотрены на примере операций, представленных в следующей далее таблице.
Дополнительные данные приведены далее.
На начало месяца фактическая себестоимость складских запасов основных
материалов составила 101 000 руб. Стоимость всех видов материалов по
средним покупным ценам составила 100 000 руб., в том числе сахара — 3500
руб., соли 1500 руб., прочих основных материалов — 95 000 руб., транспортно-
заготовительные расходы по основным материалам составили 1000 руб. Сумма
налога на добавленную стоимость по основным материалами начало месяца
составила 15000руб.
Для определения сумм транспортно-заготовительных расходов, списываемых
на основное производство (пятая операция в следующей далее таблице),
находят отношение этих расходов к стоимости материалов по средним покупным
ценам и найденное отношение умножают на стоимость израсходованных
материалов по средним покупным ценам:
(1000 + 5000) х 100
100000 + 200000
2% х 180 000 = 3600 руб.;
2% х 10 000 = 200 руб.
Если синтетический учет материальных ценностей ведут по учетным ценам,
то помимо счетов по учету материально-производственных запасов (10, 41, 43)
используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и
16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
2.2. Документальное оформление поступления и расходов производственных
запасов

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов
являются основой организации материального учета. Непосредственно по
первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий
контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием
материальных ресурсов.
Первичные документы по движению материалов должны тщательно
оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и
коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил
оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и
руководителей соответствующих подразделений.
Документальное оформление поступления материальных запасов
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц,
закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в
негодность основных средств собственного производства.
Для выполнения производственной программы предприятия определяют
потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На
поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые
определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам
продукции.
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по
договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов
осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в
отделе ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения
договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке
по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и др.
Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного
учета.
Поступающие в ор

Новинки рефератов ::

Реферат: Дикорастущие пищевые растения (Биология)


Реферат: Исследование уровня развития речи младших школьников (Психология)


Реферат: Социальная работа с детьми алкоголиков (Социология)


Реферат: Договор купли-продажи (Право)


Реферат: Глобальные сети INTERNET (Программирование)


Реферат: Портативный радиоприёмник средних волн (Радиоэлектроника)


Реферат: Введение в психоанализ (Психология)


Реферат: Основы предпринимательства: Ответственность предпринимателей (Предпринимательство)


Реферат: Учет уставного капитала (Бухгалтерский учет)


Реферат: Башкирский Костюм (Искусство и культура)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Компьютеры)


Реферат: Европейский союз и его позиция в международных отношениях (Политология)


Реферат: Договор обмена (по гражданскому законодательству Украины) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биржевые сделки (Биржевое дело)


Реферат: Культура XX века: противоречия и проблемы (Культурология)


Реферат: Коней ордынского ига (История)


Реферат: Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство (Мифология)


Реферат: Расчет финансовый предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами (География)


Реферат: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист