GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Эволюция химических соединений на земле (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Эволюция химических соединений на земле (Естествознание)



Содержание
Введение 1
Эволюция химических соединений на земле 2
Критерии жизни 3
Теория саморазвития элементарных открытых каталитических систем 5
Концепции возникновения жизни на земле 7
Гипотеза возникновения жизни академика А. И. Опарина 10
Спорные вопросы концепций происхождения жизни 12
Современные представления о происхождении жизни: проблемы и решения 13
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Живая природа всегда поражала человека своим многообразием,
сложностью, целесообразностью, беспрерывным и быстрым изменением. От
невидимого мира и микроорганизмов, бесчисленных простейших, лишайников,
мхов, трав, кустарников и деревьев до мира животных — насекомых, рыб,
земноводных, птиц, млекопитающих — такова цепь жизни, которая тянется к
венцу природы — человеку, единственному из биологических существ,
способному изучать и осмысливать закономерности природы.
На протяжении тысячелетий жизнь, ее зарождение и развитие,
удивительная приспособляемость, наконец, сам человек с его разумом — все
это казалось людям таинственным, необъяснимым, сверхъестественным. Немало
столетий прошло, пока человек накопил достаточно знаний для научного
понимания мира живой природы. Для этого понадобилось развитие физики и
химии, познание законов строения живых организмов, деятельности их органов
и тканей, умение заглянуть внутрь организмов, проникнуть в мельчайшую их
структуру. Пытливая мысль и эксперименты многих и многих поколений
естествоиспытателей привели к заключению о постоянном развитии всего
многообразия растительных и животных видов в процессе смены бесчисленных
поколений белковых тел.

Эволюция химических соединений на земле

Эволюцию, которую прошли химические соединения на нашей планете, можно
разделить на четыре стадии: 1) неорганическую; 2) органическую; 3)
биохимическую; 4) антропогенную.
Неорганическая стадия связана с химическими превращениями без
образования цепей из атомов углерода, который, как известно, обладает
наибольшим эволюционным потенциалом. На этой стадии образовывались наиболее
простые вещества и происходили относительно несложные процессы.
Вторая стадия — органическая — по сути есть химия соединений углерода.
Здесь происходит резкое усложнение химизма и формируются все необходимые
предпосылки для возникновения жизни.
Следующая стадия — биохимия, иди химия живого. С возникновением жизни
высшей и наиболее сложной формой материи становится биологическая. К
специфике соотношения химического и биологического можно отнести следующие
закономерности:
. жизнь возникает в ходе протекания химических процессов, хотя
переход от неживого к живому пока воспроизвести не удается;
. с возникновением жизни большая часть химических веществ
продолжает существовать по своим собственным законам вне живых
организмов. При этом неживое вещество служит внешней средой, с
которой живое находится в постоянной динамичной связи (обмен
веществ между организмом и средой);
. некоторая часть химических веществ после возникновения живого
включается в состав живых организмов. Биохимия, или химия
живого, намного сложнее химических процессов, идущих вне живого
организма. Одновременно биохимия — часть химической науки и в
ней действуют в особых формах все химические законы.
Биохимические процессы являются основой жизни, они воздействуют
на биологические явления, накладывая на них определенные
ограничения.
. биохимические процессы развиваются под контролем биологических
процессов и закономерностей, например естественного отбора. В
живом организме химический синтез направлен на поддержание его
жизнеспособности.
. в живой природе возникает новое качество — биологическое,
которое имеет в своей основе сложные химические механизмы и в то
же время не может быть сведено даже к самому сложному набору
химических процессов.

Критерии жизни

При попытке определить сущность жизни на научном уровне возникают
значительные трудности. Большинство ученых убеждены, что жизнь представляет
собой особую форму существования материального мира. До конца 50-х годов
классическим считалось определение Ф. Энгельса, которое гласило, что жизнь
есть способ существования белковых тел, состоящий в постоянном
самообновлении химических составных частей этих тел. Однако уже к началу 60-
х годов стало очевидным, что вещественная основа жизни сводится не только к
белкам, а функциональная — не только к присущему живым организмам обмену
веществ. Например, Э. Шредингер определял жизнь как апериодический
кристалл, Г. Югай -как космическую организованность материи. Некоторые
определения подчеркивают энергетический аспект жизни — противостояние
энтропийным процессам, другие возникновение точной пространственной
редубликации, или матричного копирования, осуществляемого посредством
нуклеиновых кислот.
Современная биология в вопросе о сущности живого все чаще идет по пути
перечисления основных свойств живых организмов или критериев жизни. При
этом подчеркивается то, что только совокупность таких свойств может дать
представление о специфике жизни. К числу критериев жизни обычно относят
следующие:
. живые организмы характеризуются упорядоченной сложной
структурой, уровень их организации значительно выше, чем в
неживых системах;
. живые организмы получают энергию из окружающей среды, причем
большинство из них прямо или косвенно используют солнечную
энергию;
. все живые организмы, как растения, так и животные, реагируют на
изменения в окружающей среде (раздражимость);
. живые организмы не только изменяются, но и усложняются;
. все живое размножается. Способность к самовоспроизведению —
основополагающий признак жизни, поскольку при этом проявляется
действие механизма наследственности и изменчивости, которые
определяют эволюцию всех видов живой природы;
. живые организмы передают по наследству заложенную в них
информацию, необходимую для развития и размножения потомства.
Эта информация заложена в генах — единицах наследственности,
мельчайших внутриклеточных структурах. Генетический материал
определяет направление развития организма. Информация в процессе
передачи несколько изменяется, поэтому потомство не только
похоже на родителей, но и отличается от них;
. живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и
соответствующему образу жизни.
В упрощенном виде можно считать, что все живые организмы питаются,
дышат, растут, размножаются и распространяются в природе, а неживые тела не
питаются, не дышат, не растут и не размножаются.

Теория саморазвития элементарных открытых каталитических систем

Живое вещество разделено на дискретные образования — организмы, более
простыми прообразами которых являются элементарные каталитические системы
А. П. Руденко. Теория саморазвития элементарных открытых каталитических
систем (ЭОКС) в общем виде была выдвинута профессором Московского
университета А. П. Руденко в 1964 году и в развернутой форме появилась в
1969 году. Она является наиболее подробно разработанным вариантом общей
теории химической эволюции и биогенеза, решает в комплексе вопросы о
движущих силах и механизме эволюционного процесса, то есть о законах
химической эволюции, об отборе элементов и структур и их причинной
обусловленности, об уровне химической организации и иерархии химических
систем в процессе эволюции.
Ряд химических процессов вообще невозможно провести без участия
катализаторов. Наиболее сложным случаем катализа является автокатализ,
возникающий при каталитическом воздействии продукта реакции на вступающие в
нее исходные вещества. Таким образом, на химическом уровне организации
материи возникает способность многократного самоускорения, изменения и
развития.
Каталитические реакции исключительно разнообразны, многочисленны и
являются главным предметом исследований современной химии.
Свою теорию А. П. Руденко основывал на мультиплетной теории катализа
академика А. А. Баландина.
Основные положения теории А. А. Баландина сводятся к трем выводам:
1. Катализатор увеличивает скорость реакции, то есть катализ может быть
только положительным.
2. Катализаторы способны ориентировать реакции в одном из возможных
направлений.
3. Катализаторы химически взаимодействуют с реагентами и образуют
промежуточный (мультиплетный) комплекс, обладающий свойствами
переходного состояния (по иной терминологии — активированный комплекс).
А. П. Руденко называет такой промежуточный комплекс элементарной
каталитической системой. Если каталитическая реакция сопровождается
постоянным притоком извне новых реактивов, отводом готовых продуктов и
выполнением еще некоторых условий, реакция может протекать неограниченно
долго, находясь на одном и том же стационарном уровне. Такие многократно
возобновляемые комплексы приобретают статус элементарных открытых
каталитических систем.
В работах А. П. Руденко изложена детально разработанная им теория
открытых каталитических систем. Выделив четыре принципа описания процесса
развития (вероятностный, кинетический, термодинамический и информационный),
он сформулировал с их помощью основной закон саморазвития ЭОКС:
В процессе развития каталитических систем складываются механизмы
конкуренции и естественного отбора по параметру абсолютной каталитической
активности.
Благодаря автокатализу реакции становятся самоускоряющимися, причем на
некоторой ступени развития ЭОКС достигается первый кинетический
(температурный) предел саморазвития, когда рост абсолютной скорости
базисной реакции начинает лимитироваться постоянным уровнем температуры в
системе. Отдельные элементарные каталитические центры приобретают
способность осуществлять одновременно не один, как ранее, а несколько
полных циклов базисной реакции,
При дальнейшем развитии скорость реакции начинает лимитироваться
концентрацией реагирующих веществ, и ЭОКС достигает второго кинетического
предела саморазвития.
Второй кинетический предел преодолевается с помощью пространственного
структурного разобщения полифункционирующих центров катализа.

Концепции возникновения жизни на земле

Многовековые исследования и попытки решения вопросов о происхождении
природы и сущности жизни породили разные концепции возникновения жизни на
Земле:
1) жизнь возникала неоднократно и самопроизвольно из неживого вещества;
2) жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния);
3) жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия);
4) жизнь возникла в результате биохимической эволюции.
По существу, это главный способ роста всех живых тканей, в
соответствии с которым с матричных Молекул ДНК или РНК считывается
наследственная информация и на ее основе строится новая молекула. Можно
считать, что второй кинетический предел является пределом добиологической
химической эволюции, то есть с достижением способности к
самовоспроизведению завершается наивысший этап химической эволюции сложных
каталитических систем.
Аристотель, позже поддерживали Галилей, Декарт, Ламарк, Гегель. Однако
еще в 1688 году итальянский биолог Франческо Реди, живший во Флоренции,
серией опытов с открытыми и закрытыми сосудами доказал, что появляющиеся в
гниющем мясе маленькие черви — это личинки мух, и сформулировал свой
принцип: все живое из живого (концепций биогенеза). В 1860 году Луи Пастер
доказал, что бактерии вездесущи и могут заражать неживые вещества, для
избавления от них необходима стерилизация. Пастер доказал справедливость
теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.
Практически одновременно с работами Пастера (в 1865 году) на стыке
космогонии и физики ученым Г. Рихтером разрабатывается гипотеза занесения
живых существ на Землю из космоса — концепция панспермии. Согласно этой
идее зародыши простых организмов могли попасть в земные условия вместе с
метеоритами и космической пылью и дать начало эволюции живого, то есть
жизнь могла возникнуть в разное время в разных частях Галактики и была
перенесена на Землю тем или иным способом. Подобные мысли разделяли
крупнейшие ученые конца XIX — начала XX века: Либих, Кельвин, Гельмгольц и
др. В 1908 году шведский химик Сванте Аррениус поддержал гипотезу
происхождения жизни из космоса. Он описывал, как с населенных другими
существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки
и живые споры микроорганизмов. Частицы жизни, носящиеся в бескрайних
просторах космоса, переносились давлением света от звезд, оседали на
планеты с подходящими условиями для жизни и начинали новую жизнь на таких
планетах. Эти идеи поддерживали выдающиеся русские ученые академики С. П.
Костычев, Л. С. Берг, П. П. Лазарев.
Несколько иную позицию занимал крупнейший русский ученый академик В.
И. Вернадский. Он разделял идею вечности жизни, но не в плане ее
космического перераспределения между планетами, а в смысле неразрывности
материи и жизни. Жизнь и материя, по Вернадскому, взаимосвязаны, между ними
нет временной разделенности.
Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки с
изображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, а также
появление НЛО. При изучении вещества метеоритов и комет были обнаружены
многие «предшественники живого» — органические соединения, синильная
кислота, вода, формальдегид, цианогены. В 1975 году предшественники
аминокислот найдены в лунном грунте и метеоритах. Сторонники гипотезы
занесения жизни из космоса считают их «семенами», посеянными на Земле.
Тем не менее пока эта гипотеза полного научного обоснования не
получила. При всей широте спектра возможных условий существования живых
организмов считается, что они должны погибнуть в космосе под действием
излучения. Космические исследования до настоящего времени позволяют
считать, что вероятность обнаружить жизнь в пределах Солнечной системы
очень мала. Доводы в пользу нахождения в метеоритах объектов, напоминающих
примитивные формы жизни, пока выглядят малоубедительными. К тому же теория
панспермии не предлагает никакого механизма для объяснения первичного
возникновения жизни, а переносит проблему возникновения жизни в какое-то
другое место Вселенной.
Сторонники теории вечного существования жизни считают, что Земля
никогда не возникала, а существовала вечно. При этом она всегда была
способна поддерживать жизнь, причем некоторые виды при изменениях условий
на планете резко меняли численность или вымирали. Большая часть доводов в
пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как
значение разрывов в палеонтологической летописи, со все более высокими
оценками возраста Земли, с обнаружением некоторых видов животных, которые
считались ранее вымершими.
Современные представления о происхождении жизни восходят к гипотезам
советского академика А. И. Опарина (1923 год) и английского
естествоиспытателя Джона Скотта Холдейна (1929 год).

Гипотеза возникновения жизни академика А. И. Опарина

Пик исследований А. И. Опарина и его соавторов приходился на 50-60-е
годы, хотя его книга «Происхождение жизни» была опубликована еще в 1924
году.
С самого начала этот процесс был связан с геологической эволюцией. В
настоящее время принято считать, что возраст нашей планеты составляет
примерно 4,3 млрд лет. В далеком прошлом Земля была очень горячей (4000-
8000 °С). По мере остывания образовывалась земная кора, а из воды, аммиака,
двуокиси углерода и метана — атмосфера. Такая атмосфера называется
«восстановительной», поскольку не содержит свободного кислорода. При
падении температуры на поверхности Земли ниже 100 °С образовались первичные
водоемы. Под действием электрических разрядов, тепловой энергии,
ультрафиолетовых лучей на газовые смеси происходил синтез органических
веществ-мономеров, которые локально накапливались и соединялись друг с
другом, образуя полимеры. Можно допустить, что тогда же одновременно с
полимеризацией шло образование надмолекулярных комплексов-мембран.
По однотипным правилам синтезировались в «первичном бульоне»
гидросферы Земли полимеры всех типов: аминокислоты, полисахариды, жирные
кислоты, нуклеиновые кислоты, смолы, эфирные масла и др. Это предположение
было проверено экспериментально в 1953 году на установке Стэнли Миллера,
которому удалось получить многие вещества, имеющие важное биологическое
значение, в том числе ряд аминокислот, аденин и простые сахара. Позднее в
сходном эксперименте были синтезированы нуклеотидные цепи длиной в шесть
мономерных единиц (простые нуклеиновые кислоты).
Органические вещества скапливались в сравнительно неглубоких водоемах,
прогреваемых Солнцем. Солнечное излучение доносило до поверхности Земли
ультрафиолетовые лучи, которые в наше время сдерживаются озоновым слоем
атмосферы. Так энергией обеспечивалось протекание химических реакций между
органическими соединениями и синтез полимеров.
Молекулы воды, смачивая только гидрофильные концы молекул жиров,
ставили их как бы «на голову», гидрофобными концами вверх. Таким способом
создавался комплекс упорядоченных молекул жиров, которые за счет
прибавления к ним новых молекул постепенно отграничивали от всей окружающей
среды некоторое пространство, которое и стало первичной клеткой, или
коацерватом — пространственно обособившейся целостной системой. Коацерваты
оказались способными поглощать из внешней среды различные органические
вещества, что обеспечивало возможность первичного обмена веществ со средой.
Таким образом, первичная клеточная структура, по Опарину, представляла
собой открытую химическую микроструктуру которая была наделена способностью
к первичному обмену веществ, но еще не имела системы для передачи
генетической информации на основе нуклеиновых кислот. Такие системы,
черпающие из окружающей среды вещества и энергию, могут противостоять
нарастанию энтропии и способствовать ее уменьшению в процессе своего роста
и развития, что является характерным признаком всех живых систем.
Концепция А. И. Опарина в научном мире весьма популярна. Сильной ее
стороной является точное соответствие теории химической эволюции, согласно
которой зарождение жизни — закономерный результат. Аргументом в пользу этой
концепции служит возможность экспериментальной проверки ее основных
положений в лабораторных условиях.
Слабой стороной концепции А. И. Опарина является допущение возможности
самовоспроизведения коацерватных структур в отсутствие систем,
обеспечивающих генетическое кодирование. В рамках концепции Опарина не
решена главная проблема — о движущих силах саморазвития химических систем и
перехода от химической эволюции к биологической, о причине таинственного
скачка от неживой материи к живой.

Спорные вопросы концепций происхождения жизни

1) что было первичным — белки или нуклеиновые кислоты?
2) если предположить, что эти классы полимеров возникли не одновременно,
то как и когда произошло их объединение в единую систему передачи
генетической информации?
Белки в организме служат катализаторами протекающих биохимических
реакций и являются клеточными структурными элементами. Они представляют
собой цепочки аминокислот, удерживающихся пептидными связями. Из огромного
арсенала аминокислот для образования животных и растительных белков природа
использовала 20 типов. Разнообразие белков определяется различными
аминокислотами и последовательностью их расположения в белковых цепях. Даже
при полной
Одним из наиболее сложных вопросов, связанных с происхождением жизни,
является характеристика особенностей доклеточного предка.
идентичности состава и последовательности расположения аминокислот
различия в пространственной структуре белков приводят к разнице в их физико-
химических свойствах. Белки живого происхождения имеют одинаковую изомерию,
тогда как абиогенно полученные белки содержат равное количество возможных
пространственных структур.
Нужный в данный момент белок синтезируется клеткой из запасенного
материала с помощью системы воспроизведения, которая содержит в
закодированном виде необходимую информацию. Свои функции система
воспроизведения осуществляет при помощи полимерных соединений
дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты (РНК). ДНК
является хранительницей генетической информации, заложенной в
последовательность оснований, расположенных вдоль ее цепи. РНК способна
считывать хранимую в ДНК информацию, переносить ее в среду с исходными для
синтеза белка материалами и строить из них нужные белковые молекулы.
Существует одно важное и пока не нашедшее объяснения различие в
свойствах живого и неживого веществ.
Концепция А. И. Опарина относится к группе голобиоза, поскольку
исходит из идеи первичности структур типа клеточной, наделенной
способностью к элементарному обмену веществ при участии ферментного
механизма. Нуклеиновые кислоты при таком механизме появляются на
завершающем этапе.
Примером иной точки зрения служит концепция Дж. Холдейна, согласно
которой первичной была не структура, способная к обмену веществ с
окружающей средой, а макромо-лекулярная система, подобная гену и способная
к саморепродукции, и потому названная им «голым геном». Подобную группу
концепций называют генобиозом или информационной гипотезой.
Позиции гипотезы генобиоза заметно укрепились к 1970-м годам, а в 1980-
е годы в представлениях о доклеточном предке она стала доминирующей. Общее
признание в рамках этой гипотезы получила идея, согласно которой хирально
чистыми молекулярными «блоками», составившими основу для зарождения живого,
были макромолекулы ДНК или РНК.

Современные представления о происхождении жизни: проблемы и решения

Оказалось, что РНК наделена такой же генетической памятью, как и ДНК,
и вопреки устоявшейся генетической догме возможен перенос генетической
информации от РНК к ДНК при участии фермента, открытого в начале 1970-х
годов. Была установлена способность РНК к саморепродукции в отсутствии
белковых ферментов, то есть автокаталитическая функция.
Гипотеза о механизме зарождения макромолекул, необходимых для
строительства белка, высказана Эйгеном в работе «Самоорганизация материи в
ходе химической эволюции» (1971). Эйген распространил на процессы, которые
должны были происходить при эволюционном скачке, принцип дарвиновского
отбора и ввел понятие конкуренции гиперциклов, или циклов химических
реакций, которые приводят к образованию белковых молекул. Циклы, работающие
быстрее и эффективнее остальных, выживают и побеждают в конкурентной
борьбе. Как можно досюда дочитать и не охуеть? Пищей служат молекулы
мономеров, которые поглощаются при полимеризации или в ходе циклов реакций.
В «первичном бульоне» присутствуют и катализаторы химических реакций,
которые образуются в них как промежуточные продукты, то есть возникает
автокаталитическая самоорганизующаяся система.
После того как образовался «первичный бульон» из углеродных
соединений, появилась возможность образования биополимеров — нуклеиновых
кислот и белков, обладающих свойствами самовоспроизводства. В результате
осаждения органических соединений на минеральных телах, например на глине
дна водоемов, возникла концентрация, необходимая для образования полимеров.
Вода в начальный период формирования нашей планеты непрерывно перемещала
растворенные в ней вещества из мест образования в места накопления, где
формировались протобионты (системы органических веществ, способные расти и
развиваться за счет поглощения из окружающей среды богатых энергией
веществ).
Далее образовались микросферы, или коацерваты (сгустки органических
веществ), между которыми выстраивались молекулы сложных углеводородов, что
приводило к образованию примитивной клеточной мембраны, обеспечивающей
коацерватам стабильность. Включение в коацерват молекулы, способной к
самовоспроизведению, приводило к возникновению примитивной клетки, которая
могла расти. Мембраны располагались на поверхности клетки, а также
многократно прошивали ее насквозь в разных направлениях, образуя внутреннюю
сеть мембран. На мембранах концентрировались абиогенно синтезированные
ферменты, что упорядочило обмен веществ в клетках. Он начал зависеть от
свойств и порядка расположения ферментов на мембранах. У нуклеиновых
кислот, которые синтезировались абиогенно, еще не было однозначно заданных
матриц, в соответствии с которыми каждая новая молекула нуклеиновых кислот
копирует последовательность азотистых оснований молекулы-матрицы.
Строение молекул ДНК те первые клетки через ряд последующих поколений
передали клеткам современных организмов. Таким образом, современные клетки
происходят из большого количества абиогенно сформировавшихся прототипов.
Древнейшая жизнь, вероятно, существовала в качестве гетеротрофных
бактерий, получавших пищу и энергию от органического материала абиогенного
происхождения, образовавшегося на еще более ранней стадии эволюции Земли.
Исходя из этого, можно представить, что начало жизни на нашей планете
отодвигается более чем на 4 млрд лет назад, то есть жизнь на Земле
существует примерно столько же времени, сколько существует сама планета.

Заключение

Тех, кто задумывался над тайнами природы, с самых древних времен
влекла, а порой и отпугивала своей недоступностью одна из глубочайших тайн
в познании мира — вопрос о сущности жизни.
Тысячелетия загадка жизни оставалась прибежищем метафизики, областью
верований, а не знания. Жизнь рассматривалась как сверхъестественное и
потому непознаваемое явление. Многие авторы, расходясь в мелочах, сходились
в утверждении, что живые существа и жизненные процессы не могут быть
объяснены в логических понятиях.
Реальное развитие науки, как известно, опровергло все эти вековые
заблуждения. Стоит ли напоминать, что раскрыт генетический код, выяснена
трехмерная структура белковой молекулы? В отношении химического состава
живых объектов можно сказать, что практически достигнут предел: мы знаем
этот состав с почти исчерпывающей полнотой, и вряд ли нас ожидают какие-
либо крупные сюрпризы на этом пути.

Список литературы

Войткевич Г. В. Возникновение и развитие жизни на Земле. — М., 1988.
Кастлер Г. Возникновение биологической организации. — М., 1967.
Кузнецов В. И. Общая химия. Тенденции развития. — М., 1989.
Опарин А. И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие: 2-е изд.-М.,
1968.
Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. — М., 1979.
Чипндейл П. Порядок и беспорядок в природе. — М., 1987.




Реферат на тему: Экзаменационные вопросы и билеты по концепции современного естествознания за осенний семестр 2000 года

Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 1

1) Какие науки относятся к гуманитарным?
2) В чем состояла суть второй естественно-научной революции?
3) В чем состоит сущность теории электромагнитного поля, созданной
Максвеллом?
4) Какие два революционных переворота в физике (начала XX века) составили
суть третьей естественно-научной революции?
5) Роль исследований Лавуазье в крушении теории Флогистона.
6) Укажите основные направления развития биологии.
7) Охарактеризуйте ненаследственную изменчивость и приведите примеры ее
проявления.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 2

1) Дайте определение понятия «точное естествознание».
8) Где и кем были заложены основы геометрии?
9) Перечислите излучения, составляющие электромагнитный спектр.
10) Опишите три модели Вселенной Фридмана, для которых выполним
космологический принцип.
11) Сформулируйте закон Авогадро.
12) Назовите специальную науку, изучающую скорости химических реакций.
13) Опишите механизм репликации ДНК.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 3

1) Назовите цели естествознания.
14) Кто и в каком труде сформулировал основные идеи гелиоцентрической
системы мира?
15) В чем состоит основная идея квантовой механики?
16) В чем состоит открытие американского ученого Хаббла в области изучения
Галактики?
17) В чем состоит задача химии?
18) Что является целью изучения новой науки-биофизики?
19) Охарактеризуйте вклад Г. Менделя в формирование генетики как науки.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 4

1) В чем суть учения Демокрита об атомистическом строении материи?
20) Сформулируйте первый закон механического движения Ньютона.
21) Приведите формулировку второго постулата специальной теории
относительности Эйнштейна.
22) Каков спин частиц, из которых состоит любое вещество во Вселенной?
23) Какими уникальными свойствами обладают керамические изделия?
24) Суть трех главных проблем исследований на молекулярном уровне.
25) Охарактеризуйте онтогенетическую изменчивость и приведите примеры ее
проявления.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 5

1) Что явилось итогом первой естественно-научной революции?
26) Назовите силу, которая по убеждению Ньютона управляет движением всех
физических тел, и напишите ее математическое выражение.
27) Кем и как были открыты электромагнитные волны?
28) Какое событие считается началом отсчета времени и сколько лет назад оно
произошло?
29) Что в настоящее время понимают под химическим соединением?
30) Что является одной из сильных сторон гипотезы Опарина о происхождении
жизни на Земле?
31) Сопоставьте и проанализируйте понятия биосфера и ноосфера.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 6

1) Какие науки входят в систему естественных наук?
32) Сформулируйте второй закон механического движения Ньютона.
33) Охарактеризуйте вклад М. Планка в разработку теории излучения.
34) Существует ли центр Вселенной?
35) Какие электроны называются валентными?
36) Опишите схему классификации структурных уровней живой природы.
37) В чем, согласно Пастеру и Вернадскому, состоит основное отличие живой
материи от неживой.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 7

1) Что понимается под иерархичностью естественных наук?
38) Кто является основоположником математической физики? Назовите основные
открытия этого ученого.
39) Чему равна скорость распространения электромагнитных волн в вакууме?
40) Что такое «черная дыра»?
41) В чем причина периодических изменений физических и химических свойств
элементов?
42) Опишите взгляды В.И. Вернадского на происхождение жизни на Земле.
43) Дайте определение живого вещества по В.И. Вернадскому.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 8

1) Что является предметом точного естествознания?
44) Охарактеризуйте вклад Ломоносова в развитие естествознания.
45) В чем состоит сущность электродинамических явлений, открытых Ампером и
Эрстедом?
46) Опишите модель атома, предложенную Резерфордом.
47) Что следует понимать под атомной структурой?
48) В чем состоит принцип подвижного равновесия Ле-Шателье?
49) За какое открытие была присуждена Нобелевская премия Ф. Крику и Дж.
Уотсону?



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 9

1) Охарактеризуйте основные этапы естественно-научных революций.
50) Сформулируйте третий закон механического движения Ньютона.
51) Сформулируйте вывод из специальной теории относительности о сокращении
длины.
52) На каких предположениях основывается космологический принцип Фридмана?
53) Сформулируйте закон постоянства состава Пруста.
54) В чем сущность теории химической эволюции и биогенеза.
55) Перечислите типы обмена веществ и дайте их краткую характеристику.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 10

1) В чем состоит отличие естествознания как науки от специальных
естественных наук?
56) Опишите модель гелиоцентрической системы мира.
57) Приведите формулировку первого постулата специальной теории
относительности Эйнштейна.
58) Дайте определение понятия «реакция аннигиляции».
59) Назовите основной принцип, по которому Менделеев строил периодическую
систему химических элементов.
60) Что представляет собой явление катализа?
61) Что является «минимальной живой системой»?



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 11

1) Что такое интегратизм и как он проявляется по отношению к естественным
наукам?
62) Как проникли сведения о гелиоцентрической системе мира в Россию?
63) Каким стали представлять мир ученые после открытия электромагнитных
волн?
64) Опишите свойства сингулярной точки.
65) В чем состоит сущность теории химического строения вещества А.М.
Бутлерова?
66) Назовите методы, используемые физико-химической биологией.
67) Опишите структуру и функции ДНК в живом организме.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 12

1) Назовите и охарактеризуйте междисциплинарные естественные науки.
68) Почему Галилея считают основоположником опытного естествознания?
69) Охарактеризуйте сущность корпускулярно-волнового дуализма.
70) Перечислите типы взаимодействий между элементарными частицами.
71) Опишите иерархию организации материи, которая существует в природе.
72) В чем суть одного из главных событий в истории биологии XX века?
73) Опишите историю изучения ДНК.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 13

1) Приведите основные доводы Аристотеля в пользу того, что земля имеет
форму шара.
74) Дайте определение понятия «инерциальная система».
75) В чем сущность принципа неопределенности Гейзенберга?
76) Какая из трех космологических моделей Фридмана подходит к описанию
Вселенной в большей степени?
77) Сколько химических элементов открыто в настоящее время и как называется
последний из известных химических элементов?
78) Назовите три основные гипотезы происхождения жизни на земле.
79) Охарактеризуйте сущность современного эволюционизма.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 14

1) К какому времени относят зарождение наук и где появились первые научные
учреждения?
80) Опишите открытия Галилея в области астрономии.
81) Назовите ученых, с именами которых связывают рождение науки об
электричестве.
82) Каков спин частиц, которые создают силы, действующие между частицами
вещества?
83) Сформулируйте закон кратных отношений Дальтона.
84) В чем сущность креационистской гипотезы возникновения жизни на Земле?
85) Опишите историю открытия и изучения клетки.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 15

1) Дайте определение понятия «естествознание».
86) Сформулируйте закон инерции Галилея.
87) Какова взаимосвязь между массой и энергией в специальной теории
относительности?
88) Охарактеризуйте вращательную характеристику элементарных частиц.
89) Что следует понимать под молекулярной структурой?
90) Что является предметом изучения физико-химической биологии?
91) Опишите, на какие группы может быть осуществлено деление всего живого
мира по уровню клеточной организации.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 16

1) В чем состоит роль математики в естествознании?
92) Назовите ученых, сыгравших решающую роль в утверждении
гелиоцентрической системы мира.
93) Сформулируйте вывод из специальной теории относительности об увеличении
массы.
94) Охарактеризуйте новые элементарные частицы-кварки.
95) Из каких частей состоят макромолекулы полимеров?
96) Назовите объект изучения традиционной биологии.
97) Сформулируйте основные отличия синтетической теории эволюции от теории
Ч. Дарвина.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 17

1) Что такое дифференциация науки и как она проявляется по отношению к
естественным наукам?
98) Как была открыта планета Нептун?
99) Сформулируйте вывод из специальной теории относительности о замедлении
времени.
100) Какие элементарные частицы называют нуклонами?
101) Назовите основные типы химической связи.
102) Что является целью изучения новой науки-биохимии?
103) Что является основной функцией генов?



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 18

1) Назовите автора и название литературного произведения, благодаря
которому до нас дошло учение древнегреческих атомистов.
104) Сформулируйте принцип относительности движения Галилея.
105) Какое физическое явление открыл Фарадей и в чем его сущность?
106) Сформулируйте принцип запрета Паули.
107) В чем сущность современных представлений о строении атома?
108) Охарактеризуйте сущность гипотезы А.И. Опарина о происхождении жизни
на Земле.
109) Охарактеризуйте наследственную изменчивость и приведите примеры ее
проявления.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 19

1) Что понимают под естественно-научными революциями?
110) Назовите ученых, которые поддержали идеи гелиоцентрической системы
мира.
111) В чем состоит ключевой момент специальной теории относительности?
112) В чем отличия моделей Вселенной, предложенных Эйнштейном и Фридманом?
113) Дайте определение понятия «химическая связь».
114) Охарактеризуйте природу биохимических катализаторов.
115) Охарактеризуйте сущность биологического и эволюционного направлений в
популяционной биологии.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 20

1) Назовите исторические области знаний, входящие в систему современного
естествознания.
116) Назовите основные открытия Ньютона.
117) Какой количественный закон был открыт Ампером?
118) Как изменила общая теория относительности наши представления о
Вселенной?
119) Перечислите основные природные факторы, которые влияют на свойства
получаемых веществ.
120) Опишите взгляды В.И. Вернадского на происхождение жизни на Земле.
121) Перечислите наиболее важные открытия, сделанные в области молекулярной
биологии и молекулярной генетики.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 21

1) Почему необходимо изучать естествознание?
122) Назовите ученых, которые поддержали идеи гелиоцентрической системы
мира.
123) Приведите формулировку второго постулата специальной теории
относительности Эйнштейна.
124) Охарактеризуйте сущность четвертой естественно-научной революции.
125) Какие соединения относятся к элементоорганическими?
126) Назовите три основные гипотезы происхождения жизни на земле.
127) Перечислите геохимические функции биосферы.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 22

1) В чем состоит отличие естествознания как науки от специальных
естественных наук?
128) Почему Галилея считают основоположником опытного естествознания?
129) Приведите формулировку первого постулата специальной теории
относительности Эйнштейна.
130) Какое событие считается началом отсчета времени и сколько лет назад
оно произошло?
131) Сколько химических элементов открыто в настоящее время и как
называется последний из известных химических элементов?
132) В чем состоит принцип подвижного равновесия Ле-Шателье?
133) Опишите, на какие группы может быть осуществлено деление всего живого
мира по уровню клеточной организации.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 23

1) Что понимается под иерархичностью естественных наук?
134) Сформулируйте закон инерции Галилея.
135) В чем состоит основная идея квантовой механики?
136) Существует ли центр Вселенной?
137) Какими уникальными свойствами обладают керамические изделия?
138) Назовите методы, используемые физико-химической биологией.
139) Опишите структуру и функции ДНК в живом организме.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 24

1) Что такое интегратизм и как он проявляется по отношению к естественным
наукам?
140) Охарактеризуйте вклад Ломоносова в развитие естествознания.
141) Перечислите излучения, составляющие электромагнитный спектр.
142) Опишите свойства сингулярной точки.
143) В чем сущность современных представлений о строении атома?
144) Охарактеризуйте природу биохимических катализаторов.
145) Перечислите геохимические функции биосферы.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 25

1) Что понимают под естественно-научными революциями?
146) Опишите открытия Галилея в области астрономии.
147) Какова взаимосвязь между массой и энергией в специальной теории
относительности?
148) Опишите модель атома, предложенную Резерфордом.
149) Роль исследований Лавуазье в крушении теории Флогистона.
150) Укажите основные направления развития биологии.
151) В чем, согласно Пастеру и Вернадскому, состоит основное отличие живой
материи от неживой.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 26

1) Назовите цели естествознания.
152) Как была открыта планета Нептун?
153) Чему равна скорость распространения электромагнитных волн в вакууме?
154) На каких предположениях основывается космологический принцип Фридмана?
155) В чем причина периодических изменений физических и химических свойств
элементов?
156) Опишите схему классификации структурных уровней живой природы.
157) Охарактеризуйте сущность современного эволюционизма.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 27

1) Что является предметом точного естествознания?
158) Назовите основные открытия Ньютона.
159) В чем сущность принципа неопределенности Гейзенберга?
160) Охарактеризуйте вращательную характеристику элементарных частиц.
161) Сформулируйте закон постоянства состава Пруста.
162) Назовите объект изучения традиционной биологии.
163) Охарактеризуйте сущность биологического и эволюционного направлений в
популяционной биологии.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 28

1) Что явилось итогом первой естественно-научной революции?
164) Сформулируйте принцип относительности движения Галилея.
165) Сформулируйте вывод из специальной теории относительности об
увеличении массы.
166) Каков спин частиц, которые создают силы, действующие между частицами
вещества?
167) Назовите основной принцип, по которому Менделеев строил периодическую
систему химических элементов.
168) Что является одной из сильных сторон гипотезы Опарина о происхождении
жизни на Земле?
169) Сформулируйте основные отличия синтетической теории эволюции от теории
Ч. Дарвина.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 29

1) Дайте определение понятия «точное естествознание».
170) Кто и в каком труде сформулировал основные идеи гелиоцентрической
системы мира?
171) Сформулируйте вывод из специальной теории относительности о сокращении
длины.
172) Опишите три модели Вселенной Фридмана, для которых выполним
космологический принцип.
173) Из каких частей состоят макромолекулы полимеров?
174) В чем сущность теории химической эволюции и биогенеза.
175) Опишите историю открытия и изучения клетки.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 30

1) Назовите и охарактеризуйте междисциплинарные естественные науки.
176) Сформулируйте третий закон механического движения Ньютона.
177) Каким стали представлять мир ученые после открытия электромагнитных
волн?
178) Охарактеризуйте сущность четвертой естественно-научной революции.
179) Что следует понимать под атомной структурой?
180) В чем суть одного из главных событий в истории биологии XX века?
181) Охарактеризуйте вклад Г. Менделя в формирование генетики как науки.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 31

1) Назовите автора и название литературного произведения, благодаря
которому до нас дошло учение древнегреческих атомистов.
182) Дайте определение понятия «инерциальная система».
183) В чем состоит сущность теории электромагнитного поля, созданной
Максвеллом?
184) Дайте определение понятия «реакция аннигиляции».
185) В чем состоит задача химии?
186) В чем сущность креационистской гипотезы возникновения жизни на Земле?
187) Что является основной функцией генов?



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 32

1) В чем суть учения Демокрита об атомистическом строении материи?
188) Назовите ученых, сыгравших решающую роль в утверждении
гелиоцентрической системы мира.
189) Назовите ученых, с именами которых связывают рождение науки об
электричестве.
190) Сформулируйте принцип запрета Паули.
191) Назовите основные типы химической связи.
192) Назовите специальную науку, изучающую скорости химических реакций.
193) Охарактеризуйте онтогенетическую изменчивость и приведите примеры ее
проявления.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 33

1) Почему необходимо изучать естествознание?
194) Как проникли сведения о гелиоцентрической системе мира в Россию?
195) Какое физическое явление открыл Фарадей и в чем его сущность?
196) Перечислите типы взаимодействий между элементарными частицами.
197) Какие соединения относятся к элементоорганическими?
198) Что представляет собой явление катализа?
199) Охарактеризуйте ненаследственную изменчивость и приведите примеры ее
проявления.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 34

1) Назовите исторические области знаний, входящие в систему современного
естествознания.
200) Кто является основоположником математической физики? Назовите
основные открытия этого ученого.
201) Кем и как были открыты электромагнитные волны?
202) Как изменила общая теория относительности наши представления о
Вселенной?
203) Дайте определение понятия «химическая связь».
204) Суть трех главных проблем исследований на молекулярном уровне.
205) Дайте определение живого вещества по В.И. Вернадскому.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Билет № 35

1) В чем состоит роль математики в естествознании?
206) Сформулируйте второй закон механического движения Ньютона.
207) Охарактеризуйте вклад М. Планка в разработку теории излучения.
208) Какие элементарные частицы называют нуклонами?
209) Перечислите основные природные факторы, которые влияют на свойства
получаемых веществ.
210) Что является целью изучения новой науки-биофизики?
211) Опишите механизм репликации ДНК.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------






Новинки рефератов ::

Реферат: Преступления против военной службы (Право)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Прикладная социология 28 вопросов (Социология)


Реферат: Карен Хорни (Психология)


Реферат: Галилео Галилей (Исторические личности)


Реферат: Договір на надання посередницьких послуг (Право)


Реферат: Верблюды (Биология)


Реферат: Наследование по закону согласно римскому частному праву (Право)


Реферат: Динозавры. Факты и теории (Биология)


Реферат: Исламский фундаментализм (История)


Реферат: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Реституция (Международное публичное право)


Реферат: Мясная промышленность (Кулинария)


Реферат: Массивы в языках Pascal и Basic (Программирование)


Реферат: Параолімпіади. Розвиток параолімпійського руху в Україні. (Физкультура)


Реферат: Суспільна організація життя словян (История)


Реферат: Мостовой RC-генератор синусоидальных колебаний с мостом Вина (Радиоэлектроника)


Реферат: Общая характеристика процесса научения (Биология)


Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения (Журналистика)


Реферат: Страхование морских судов (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист