GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Русская философия рубежа 19-20 в. (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Русская философия рубежа 19-20 в. (Философия)


1.Особенности русской философии.
Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не
только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой
выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала,
воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и
исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов
и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской
философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей
жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии,
которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря
своеобразию исторического развития.
Чтобы понять особенности русской философии рубежа Х1Х-ХХ, нужно
заглянуть в историю развития философской мысли в России.
Начальный период становления русской философии - Х1-ХУ11 века. С
самого начала своего зарождения она характеризуется связью с мировой
философией, но вместе с тем, ей присуща самобытность. Она возникает в
Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому
было положено крещением Руси в 988 году. В своем возникновении она, с одной
стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения
и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю
Русь с Византией от которой она получила много образов и идей античной
философии. Кроме этого через Византийское посредничество Россия восприняла
многие положения восточно-христианской философии. Таким образом, русская
философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской
мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской
мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с
самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в 1Х
веке Кириллом и Мефодием.
Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но
и функцию мудрости, а так как именно монастыри были концентрацией духовной
жизни Древней Руси, то это прежде всего и повлияло на характер философских
учений. Философская и историческая мысль в общем, основывалась на принципе
христианства.
В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с
самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Уже первый
древнерусский философ - киевский митрополит Илларион (Х! век) создает
''Слово о законе и благодати'', в котором развивает богословско-
историческую включенность ''русской земли'' в общемировой процесс торжества
божественного ''света''. В его работе содержатся глубокие размышления о
судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и
русского государства в мире. Дальнейшее развитие русской философской мысли
проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и
обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой
цивилизации. Идея об особой миссии России привела к появлению в начале ХУ1
века доктрины ''Москва-Третий Рим'', изложенной монахом. В доктрине
утверждалось, что высшим призванием советской власти является сохранение
православного христианства как подлинно истинного учения. Первые два Рима
пали прекратил свое существование ''Старый Рим'', он пал в 1У в под
натиском варваров и следовательно погиб и как Центр христианского учения
.''Новый'' или ''второй Рим'' как продолжатель (христианских идей)-
Константинополь пал вместе с падением Византии под натиском турок в 15 в.
Россия как преемница Христианства, ощущала себя наследницей первого и
второго Рима, то и отразилось в доктрине ''Москва- третий Рим'', согласно
которой два Рима пали, Москва - третий, а четвертому не быть. Филарет
объясняет гибель двух первых Римов изменой истинной вере - православию за
что они и были подвергнуты божьей каре. Эта доктрина была ведущей
доминантой государственного самосознания.
Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так
называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России.
Сформировалась она в ХУ1 веке и явилась первым идеологическим оформлением
национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея
разрабатывалась в периоде отечественной философии Х1Х начала ХХ вв. Ее
основоположниками в этот период являются
П.Л.Чаадаев,Ф.М.Достоевский,В.С.Бердяев.Доминирующий мотив ''Русской идеи''
- признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей
народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России
суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе
христианства.
Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на
протяжении ХУ1-ХУ111 вв. И проходили в атмосфере противоборства двух
тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и
связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной
жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс
развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что
поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она
должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое
оформление эти две тенденции получили в 40-60-х гг. Х1Х в. Первую
представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали
два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество.
В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр
Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в знаменитых
''Философских письмах''.
Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а
с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую
''Вселенскую миссию'' .Таким образом ,с одной стороны прославляя Запад, он
является предтечей западничества в России, с другой - оправдание
исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению
славянофильства .Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и
говорил по этому поводу ,что русский народ только отыскивает принадлежащую
им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера
национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратится к
представителям русской общественной мысли идущим вслед за Чаадаевым. Оба
направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской
идеи.
Итак ,одно из направлений, тяготеющее к развитию России по
европейскому образцу - это западничество .К этому направлению принадлежали
такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин,
Н.Г.Чернышевский,Т.Н.Грановский,тесную связь с ними поддерживал
В.Г.Белинский, а среди писателей -И.С.Тургенев.Все они критиковали церковь
и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные
демократы.
Западники пропагандировали и защищали идею ''европеизации'' России.
Считали, что страна должна ориентируясь на Западную Европу в исторически
краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость,
стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.
Оригинальным же, русским философско-идеологическим течением, как уже
упоминалось, являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи особой,
мессианской роли России в мире! Представители славянофильства были
противниками как западников так и революционных демократов. Из этого
направления вышла религиозная русская философия.
Основателями славянофильства были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский,
К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин.Близки к ним по идейным позициям были писатели
В.И.Даль, А.Н.Островский, В.И.Тютчев. В творчестве этих общественных
деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований
с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но
необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их
работах утверждается необходимость для русской мысли своего
самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории.
Было открыто поле деятельности для самобытного русского философствования.
Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.
Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии развития
России от всей Западной цивилизации. И здесь на первый план выходит
религиозное начало.
Россия опираясь на православную духовную основу идет своим особым путём
, который должен привести её к мировому лидерству .Это высокое
предназначение России необходимо осознавать и её гражданам . Обращаясь к
отечественной истории славянофилы пытались доказать всесторонность и
полноту начал на которых строилось русское общество .Западные
государства ,по их мнению являются искусственными созданиями . Напротив
Россия сформировалась органически , она не ‘’ построена ‘’ а ‘’
выросла ‘’. Это естественное развитие России объясняется
славянофильством тем, что православие породило специфическую социальную
организацию -- сельскую общину, ‘’ мир‘’ . Общинное устройство русской
жизни , по мнению славянофилов наиболее важный принцип русского народа
,определяющий его особый исторический путь.
Как уже упоминалось, исходным тезисом славянофилов является утверждение
решающей роли Православия. По их мнению, именно оно сформировало тот
‘’русский дух ', который создал русскую землю.
Какие же качества Православия дают ему преимущество перед другими
религиями? Для ответа на этот вопрос славянофилы проводят исследования,
которые оценивают роль различных религий в мировой истории. Христианство
раскололось на три крупных направления: Католицизм, Православие,
Протестантизм. После раскола «начало свободы" уже не принадлежит всей
церкви. Католицизм обвиняется славянофильством в отсутствии церковной
свободы, так как там сущестствует догма о непогрешимости Папы Римского.
Протестантизм же впадпает в другую крайность--- в абсолютизацию
человеческой свободы, индивидуального начала разрушающего церковность.
Только Православие гармонично сочетает свободу и необходимость.
Решение проблемы сочетания свободы и необходимости , служит у
славянофилов важным принципом для разработки ключевого понятия их
философских воззрений - понятие соборности .Разработка этого понятия
принадлежит Алексею Степановичу Хомякову (1804-860) ,который был главой и
вдохновителем всего течения возрождение на Руси ,форм патриархальной жизни
,возврат к идеалам ‘’Святой Руси’’ ,утверждения православия как высшего
начала - такова основа исторической концепции Хомякова Церковь для него
является ‘’ первореальностью’’. С этим связана и разработка ‘’соборности’’
(свободной общности). Утверждение принципа ‘’соборности’’ есть не только
отрицание индивидуализма, но и коллектива который лишает личной свободы -
говорит Хомяков[1]. Философия Хомякова включающая ‘’культ общины и
соборности’’ направлено на преодоление как индивидуализма, так и
казарменного коллективизма на утверждение принципов свободы и любви,
которые содержаться в русской православной церкви. Соборность проявляется
во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе.
Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала ( ‘’свободы
воли человека’’) и божественного начала человека (‘’ благодати’’) .
Славянофилы подчеркивают, что ‘’соборность’’ может быть усвоена только тем,
кто живет в православной ‘’церковной ограде’’ т.е. членами православных
общин, а для ‘’ чуждых и непризванных ‘’ она недоступна. В описании
сельскохозяйственной общины славянофилы явно идеализируют ее.
Экономическая деятельность общины представляется как гармоничное сочетание
личностных и общественных интересов. Но главное достоинство сельской общины
славянофилы видели в тех духовно нравственных принципах, которые она
воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы,
членость, патриотизм. По мнению славянофилов, возникновение этих качеств у
членов общины происходит несознательно, а инстинктивно путем следования
древним религиозным традициям.
Основываясь на принципиальной установки, что община является лучшей
формой социальной организации жизни, славянофилы требовали, сделать
общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в среду городской жизни.
Общинное устройство должно быть так же положено в основу государственной
жизни, и способно, по их словам, заменить собой ‘’ мерзость
административной России’’.
Славянофилы говорили: '’ По мере распространения ‘’ общинного
принципа’’ в российском обществе будет все более укрепляться ‘’ дух
соборности’’. Ведущим принципом социальных отношений станет
‘’самоотречение каждого в пользу всех’’. Благодаря этому в единый поток
сольются религиозные и социальные устремления[2]. В результате,
будет выполнена задача внутренней истории, определяемая славянофилами как
‘’ просветление народного общинного начала общинным, церковным’’.
Итак, особенности русской философии рубежа Х1Х-ХХ веков заключались в
том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею
самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций.
Отличительной чертой русской философии явилось и то, что самобытность
России видится так называемой ‘’ русской идеи’’ - провозглашение особой
мессианской роли России, которая должна объединить на основе христианства,
в частности православия, весь христианский мир. Другими словами - русская
философия развивала идею самобытности и как условие этой самобытности, ее
религиозное начало
2.РУССКАЯРЕЛИГИОЗНАЯФИЛОСОФИЯ.
Одна из
особенностей русской философской мысли - это ее религиозная направленность
идущая еще с Киевской Руси, тесно связанная с процессом христианизации. В
дальнейшем, в теории ‘’ Москва - Третий Рим’’. Эта религиозная
направленность отчетливо проявилась в идеи русского религиозного
мессианства, особой миссии русского царства и народа - идея ‘’Святой
Руси’’. В Х1Х начале ХХ веков религиозные мотивы в русской философии были
выражены в уже установившейся ‘’Русской идее’’. А так же религиозный мотив
проходит через всю философию славянофилов, которые брали на вооружение
взгляды Чаадаева, его философии истории зиждется на присущих на принципе
провиденциализма. Определяющим фактором общественного развития является по
Чаадаеву ‘’Божественное проведение’’. Божественная воля, лежащая в основе
истории с наибольшей полнотой воплощается в христианстве. Итак, русская
религиозная традиция сложилась не случайно, а в силу особого исторического
развития России
Славянофилы, выступившие за самобытность России, за ее принципиальные
отличия в своем развитии от Западной Европы, видели Россию в лоне
христианства, православия в первую очередь. Хомяков А.С. - глава и идейный
вдохновитель славянофилов ратовал за утверждение православия как вечного
начала, выступая за возврат идеологии ‘’Святой Руси’’. Возвращаясь, к
философским воззрениям Хомякова о которых уже, шла речь, следует напомнить,
что церковь для Хомякова является ‘’первореальностью’’. В этом свете
рассуждали все славянофилы, из их взглядов, видно, что религиозная идея
выступает у них на первый план.
Продолжателями славянофильства в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники.
Главная идея их философских исканий - ‘’национальная почва’’ как основа
развития России. Всех почвенников объединял религиозный характер их
мировоззрения. Собственно ‘’ национальной почвой ‘’ для них явились идеалы
и ценности православия. Основные представители этого направления -
А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н.Достоевский.
Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников был
Ф.М.Достоевский (1821-1881) ,хотя он и не является философом и не создавал
чисто философских произведений его философия - это философия переживаний
поступков, мыслей созданных им литературных героев. Причем произведения его
настолько философичны, что часто не вписываются в рамки литературно-
художественного жанра. Именно так обстоит дело с глубокой идеей связанной
сущностью и судьбой человека мира и Бога. [3] По Достоевскому ‘’ Истинный
путь’’ свободы - это путь, ведущий к Богу-человеку, путь следования Богу.
Бог для него является основой всего гарантией нравственности.
Одна из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно ли оправдать
мир и действие людей даже во имя светлого будущего, если оно будет
построено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ тут однозначен - ни
какая высокая цель, не может оправдать насилие и страдание невинного
ребенка. Таким образом, примирить Бога и Мир, им созданный оказалось
Достоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение России
Достоевский увидел в христианском примирении народов.
В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие развития
религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников
экзистенциализма - философии, поставившей в центр своих размышлений
проблемы существования человека в мире.
Русская религиозная философия конца Х1Х первой половины ХХ веков
связана с возникновением философских систем. Мыслителям этого времени
следует отнести М.Ф.Федорова, Б.Н.Чичерина, М.О.Лосского. Характерными
особенностями философии этого периода являются ее гуманизм и религиозный
характер. Еще одна особенность этого периода - связь с развитием
естествознания и заключается в возникновении русского коализма. Коализм
можно разделить на два направления: мистическое (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев,
П.А.Флоренский) и научные - (К.Э.Циалковский, В.И.Вернандский)
В направлении мистическом необходимо в первую очередь выделить
В.С.Соловьева Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) крупнейший русский,
религиозный, христианский философ, заложивший основу религиозной русской
философии, основоположник всеединстве и цельности знаний. Философия
В.С.Соловьева в значительной мере определяет собой весь дух и облик
религиозной философской традиции. Большинство крупных философов считаются,
последователями В.C.Соловьева. К Соловьевскому этапу следует, относить
творчество Трубецких, раннего Флоренского, раннего Бердяева.
Соловьев В.С. попытался создать целостную мировоззренческую систему,
которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека.
Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать
христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева не раз
высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основой
мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую концессию:
православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева
заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских
концессий. Поэтому его учение носит не узко направленный, а
межконцессиальный характер. Другой важной особенностью Соловьева является
то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие
достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и
науки.
Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке
этой идеи он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придает ей
всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия
взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему , а
каждое Высшее ‘’ вбирает в себя ‘’ низшее. Вот как выступает всеединство у
Соловьева: ’’Божественная Троица в ее связи со всеми божественными
творениями и главное с человеком . Основной принцип всеединства : ‘’Все
едино в Боге’’. Всеединство - это прежде всего ,единство творца и
творения’’. [4]
Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание,
исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для
правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо
принимать внутреннюю противоречивость . ‘’Абсолютное , чтобы быть всем,
требует многого’’. [5]
Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По
его мнению действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый
общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для
того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными
идеями , вводит такое активное начало как мировая душа , она выступает
субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно,
деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется
в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму
всей ее деятельности.
Эта вечная идея в системе Соловьева получила название Софии - мудрости.
София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также
название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы
заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира
является ‘’ душа мира’’ - София, которую следует рассматривать как
связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу , миру и
человечеству.
Механизм сближения Бога , мира и человечества раскрывается в философском
учении Соловьева через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным
воплощением богочеловечества , по Соловьеву, выступает Иисус Христос,
являющийся , согласно христианскому догмату и полным Богом , и полным
человеком. Его образ служит не только идеалом к которому должен стремиться
каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития
исторического процесса.
На этой цели базируется история , София Соловьева. Целью и смыслом всего
исторического процесса является одухотворение человечества, соединение
человека с богом, воплощение богочеловечества .
Недостаточно, считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с
человеческим произошло только в лице Иисуса Христа, т.е. через посредство
‘’божественного слова’’. Необходимо, чтобы соединение состоялось
практически , притом не в отдельных людях ( в ‘’святых’’ ), а в масштабах
всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является
христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства, человек,
не просветленный божественной истиной , противостоит людям, как чуждая и
враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности,
создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению
Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает
весь период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и
справедливости, правды и добродетели , когда его объединяющим началом
станет воплощенный в человеке Бог.
Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По
сравнению с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только
любовь нуждается в бессмертии . Через божественную любовь происходит
утверждение отдельной индивидуальности.
Вот мысль Соловьева по поводу Божественности мира: Божественный мир -
это есть самый что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама
истина, совпадающая с Богом, это идеальное единство, к которому стремится
весь мир. Истинному бытию противостоит вещественное. Задача мирового
процесса состоит в том, чтобы сделать естественное бытие сообразным
истинному, божественному бытию и всеединству идеи ‘’ [6]
Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в развитие такого
феномена национального самосознания, как ‘’ русская идея’’. О ‘’русской
идее’’ уже упоминалось выше, как об идее в которой выразилась самобытность
русской философской мысли. Особенности еще и в том, что эта самобытность
видится в Христианстве. Соловьев приходит к выводу, что русская идея и долг
России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной
Троицы - органического единства церкви, государства и общества.
Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить ‘’Вселенской
церкви’’. В таком образе ‘’русской идеи’’ Соловьев хорошо соединил то
содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении
всей истории России, а именно: идея ‘’Святой Руси’’ (концепция Москва-
Третий Рим ‘’), идея ‘’Великой Руси’’ связанная с реформами Петра Великого)
и идея ‘’Свободной Руси’’ (начало которой положили декабристы).
В рамках рассматриваемого периода, конец Х1Х, первая половина ХХ веков,

Рассматриваются философские воззрения Николая Федоровича Федорова (1828-
1903). Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма .
Основное его учение изложено в труде ‘’Философия общего дела’’, в котором
проявилось своеобразие мыслителя. В нем религиозный мистицизм соединяется с
верой в силу науки . Для Федорова, чтобы победить смерть, всё
несовершенство и зло человеческих отношений, нужно прежде всего победить
смерть как торжество зла. Дело каждого как раз и заключается в преодолении
смерти. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения
бессмертия на основе использования науки и техники. Несмотря на мистический
и утопический характер философии Федорова в истории русской философии он
является мыслителем , который поднял планку индивидуального идеала на
небывалую высоту, обнаружив жажду ‘’ полного всеобщего спасения’’.
Большое значение в развитии русской философии имел период , который
часто называют духовным ренессансом начала ХХ века. В это время наблюдается
бурный рост философских кружков, происходит сближение философии с русской
культурой. Из многочисленных представителей этого периода следует отметить
В.Розанова, С.Булгакова, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, Л.Шестакова,
Л.Лосева.
Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев
(1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской
религиозной философии. Суть философии Бердяева - ‘’познание смысла бытия
через субъекта’’, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является
превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие
понятия, как творчество, личность, дух, Бог,. Бытие раскрывается в человеке
через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога,
а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность
связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной
стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл
и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является
существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и
цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким
образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в
отрицание Бога и самообожествление человека.
Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно прежде всего
не техническое переустройство , а духовное возрождение. Для России она
связано с утверждением ‘’Русской идеи’’, взгляды на которую у него во
многом совпадали со взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой
русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм ,
пронизывающий всё общество. Суть ‘’русской идеи’’ - осуществление царства
божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева.
Соловьев, ряд его последователей, о которых речь шла выше выражали в
русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Они стремились
поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на
рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию
религиозного мировоззрения достижения науки и аппарат философии.
Интеллектуализму в русской религиозной философии противостояла
антигентеллектуалалисткая тенденция. Антигентелектуалисты культивировали
такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным
началом. Они стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной
сферы. В русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма
наиболее последовательно выражал Л.Шестов (1866-1938) Определяющим моментом
его учение является тезис о коренной противоположности и даже
несовместимости и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки
зрения ,- это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого
бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых
живет человек. В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции
ортодоксального протестантизма . Вера, по его мнению, дается не тому, кто
ее искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот кто
рассчитывает на свою мудрость , на свою справедливость, на свои силы, тот
никогда не спасется. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных
основ религиозной веры Шестов договорился до того, что малейшие усилия
человека, его опору на свои собственные силы называет богоотступничеством .
С мнением Шестова о коренной ущербности рационального познания солидарен
видный православный философ С.Н.Булгаков (1871-1944). Логическое мышление,
по его словам, соответствует греховному человеку, оно есть болезнь,
порождение несовершенства.
Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Он развивал свои философские
взгляды в пределах религиозного сознания. Пытаясь обосновать цельность ,
единство и гармонию бытия, разрабатывал ( вслед за Соловьевым) метафизику
всеединства. Мысль Флоренского движется по линии ‘’восхождения’’ от космоса
к его основе в Абсолюте, утверждая ‘’единство всей твари в Боге’’. Для
понимания этого единства от обращается к софиологии : София -‘’
богозаданное’’ единство идеальных определений твари’’, ‘’премирное
ипостасное собрание божественных первообразов - есть корень гармонии бытия
космоса. Позиция ипостасности Софии критикуется ортодоксальными
православными богословами, ибо встает проблема четвертой ипостаси в Троице.
Вызывает затруднение и другая точка зрения Флоренского : если София, как,
‘’корень’’ твари, то откуда зло и страдание?
Много внимания уделял Флоренский разработке идей символизма, посвятив
им исследования в области лингвистики, искусствознания, метафизики иконы.
Заметную роль в обосновании методологии религиозного
антиинтеллектуализма православными богословами Булгаковым и Флоренским
играет принцип антиномизма. С помощью этого принципа они пытаются
оправдать, сделать состоятельным неприемлемое . Единство Бога в трех лицах,
по убеждению Флоренского, это противоречие Антиномизм обнаруживает, по
мнению Булгакова, недостаточность сил человеческого разума. Невозможность
познать природу Бога, существование божественной тайны - это одно из
главных принципов всего христианского иррационализма.
Итак на рубеже Х1Х-ХХ вв. имела место религиозная философская мысль,
обосновывающая как развитие России в ключе христианизации поступать так и
развитие человека с точки зрения религиозного обоснования. Имели место два
направления: интеллектуализм - возможность религии опираться на религиозное
начало, антиинтеллектуализм - невозможность понять природу Бога, законы
мирового развития.
3.Философские идеи русских революционных демократов
Славянофилы развивали идею [i]о самобытном развитии России, она должна
идти своим путем, отличным от пути избранного Западной Европой. Одна из
особенностей самобытного развития России - это её христианство, которым
проникнут весь российский дух , это в частности её православные корни. Из
среды славянофилов вышел ряд религиозных философов.
Западничество - течение противоположное славянофильству .Западники
считали, что Россия в своем развитии должна ориентироваться на Западную
Европу. Из среды западников вышли русские революционные демократы.
Например, такие как А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.Г.Чернышевский,
В.Г.Белинский. Они ориентировались на революционные преобразования общества
на ‘’русский социализм’’. Один из наиболее ярких представителей русской
революционной демократии - Александр Иванович Герцен (1812-1870). Важная
часть его творчества - социальная проблематика и тема личности. Он много
размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между
крепостным и помещиком, Русью помещичьей и Русью крестьянской. Разрабатывая
теорию ‘’русского социализма’’, Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно
приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. Весь русский вопрос,
по его мнению, заключается в вопросе о крепостном праве, и его решение
возможно только через крестьянскую общину.
Так же как и Герцен, на ‘’ русский социализм’’ и революционное
преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский
(1828-1889). Как революционный демократ он выражал интересы угнетенного
крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу
истории,. Чернышевский был оптимистом и верил в прогресс человечества ,
хотя прекрасно понимал, что исторический путь идет через пыльные и грязные
поля, по его выражению, а не через тротуар Невского проспекта. Эта вера в
творческие силы народа сочеталась у него с идеей классовой борьбы. Свою
философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу
революционной демократии. В области философии он стоял на позиции
материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал
неуничтожимость материи.
Следует отметить, что идеи Чернышевского были им сформированы и положены
в основу такого идеологического течения как народничество . Чернышевского
считают родоначальником этого течения. Народничество пропагандировало и
отстаивало ‘’российский’’( некапиталистический) путь развития к социализму.
Экономической и нравственно0духовной основой русского, или крестьянского,
социализма ( в отличие от социализма западного - машинно-индустриального)
признавалась сельская община/ Основной чертой идеологии народничества было
желание прийти к социализму, минуя капитализм. Расцвет идеологии
народничества приходится на 60-70-е гг. Х1Х в. Основными выразителями
этого мировоззрения были А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.К.Михайловский,
П.Л.Лавров, П.А.Ткачев, М.А.Бакунин. В вопросах политической программы
общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий
лозунг - ‘’земля и воля’’, стремление к социалистической революции в России
и общественному строю, основанному на коллективной собственности и
коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих
идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм
(Михайловский, Бакунин, Лавров), материализм (Ткачев).
‘’Исторические письма’’ П.Л.Лаврова опубликованные в 1866-1869 было
первыи и наиболее значительным произведением в котором мировоззрение
народничества получило философско-социологическое обоснование . С выходом в
свет этой работы народничество обрело собственную теоретическую базу.
Лавров исходит в понимание исторического прогресса не из объективных
перемен, а из изменения самостоятельной человеческой деятельности. В
‘’Исторических письмах’’ Лавров говорит, что личность должна развивать в
себе общественные интересы, она должна направлять свою деятельность в
общественные формы. Индивидуализм по мнению Лаврова может быть оправдан,
когда он становится осуществлением общего блага. Революционное дело
требует не подчинение общественного элемента личностному и не поглощение
личности обществом, а слияние общественных и частных интересов.
Николай Константинович Михайловский ( 1842-1904) лидер либерального
народничества. Он является главным создателем субъективного метода в
социологии. Его теория выражалась в конструировании идеального общества. В
котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности.
Михайловский выступает в этом вопросе как великий гуманист, так как
действительно , любое общественное явление должно быть оценено с точки
зрения человека, с позиции нравственной, с позиции общественного идеала. А
таковым у Михайловского выступает идеал социализма, общинного
коллективизма.
Таким образом, в центре социально-философской концепции Михайловского
(как Лаврова и Герцена) находится идея личности, развитие которой является
целью и идеалом исторического прогресса. Поэтому отчуждение личности,
превращение ее в придаток общества, антагонизм между личностью и обществом
должны быть преодолены. Это может быть достигнуто в кооперации с другими,
при социализме, при котором осуществляется ‘’тождество личного начала при
посредстве начала общинного’’.
Главным теоретиком революционного народничества 70-х годов был
М.А.Бакунин (1814-1876) . Главным в его теории было учение о государстве,
которое он понимал как ‘’исторически необходимое зло, так как в 60-е годы
Х1Х в. Являлся одним из идеологов анархизма. Бакунин выступал против всякой
государственной власти, ожидая, что грядущая революция должна привести к
разрушению любых форм государственного устройства. Решающую роль в борьбе
за переустройство мира он отводил народу, ‘’на Западе - фабричным и
городским рабочим, в России и в других славянских землях - крестьянам.
Народам, полагал Бакунин, присущ инстинкт свободы, который толкает их на
борьбу. Сущность революции он понимал упрощенно: считая основной целью
революции уничтожение неравенства между людьми.
Наиболее полно - взгляды Бакунина на задачи русского революционного
движения изложены в ‘’ Прибавлении А’’ к книге ‘’ Государственность и
анархия. Обличая самодержавие , Бакунин предлагал русским революционерам
путь в который он верил и от которого ждал Спасения ‘’путь боевой,
бунтовской’’. Молодежь должна взять на себя функции организатора народной
революции, идти в народ, объединять самых активных крестьян.
Бакунинская программа социальной революции была утопичная, но она нашла
отклик в кругах демократической молодежи.
Итак, в целом русские революционные демократы делают упор опять таки на
самобытность России, полагая, что она может прийти к социализму, минул
капитализм именно на основе русской самобытности. Признавалась сельская
община, которая и должна в первую очередь впитать в себя идеи социализма,
т.е. ставка в переходе к социализму делалась опять таки на крестьянскую
общину.
Русская философия Х1Х-ХХ вв. отличается тем, что философские воззрения
этого периода строились как раз на самобытности России и как один из
критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность.
Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один
из аспектов существования российской культуры ,поэтому духовным истоком
цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон:
как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный
уклад.
Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие
философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании
она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на
изменение и совершенствование мира ( что свойственно западноевропейской
традиции), так и самого человека ( что свойственно восточной традиции).
Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь
драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений,
школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог
западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм
,материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и
ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет
лишь к обеднению её содержания.
Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её
значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Барабанов Е.В Русская философия и кризис идентичности // Вопросы
философии.
1991 г. 8.
2.Валецкий А. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы
философии
1994г. 1.
3.Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы
философии
1994г. 1.
4.Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы
философии. 1994г. 6.
5.Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интерпретации
отечественной
философии.// Вопросы философии 1994г. 1.
6.Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке
Москва, 1973г.
7.Полторацкий Н.Т. Русская религиозная философия.// Вопросы философии
1992г. 2.
8.Скэнлан Дж.П. Нужна ли России русская философия .// Вопросы философии
1994г.1.
9.Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на Дону, 1995г.
10.Франн С.Л. Сущность и ведущие мотивы в русской философии // Вопросы
философии 1990г. 5.
11.Философия. Учебное пособие под редакцией В. Н. Лавриненко. М.,1996г.
12.Хоружий С.С. Философский процесс в России, как встреча философии и
православия .// Вопросы философии. 1991г.5.
13.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995г.
Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Омский юридический институт
Кемеровское отделение заочного обучения


Контрольная по философии.

Тема: Русская философия рубежа Х1Х- ХХ вв.



Слушатель: Суздалев Алексей Геннадьевич .
Зачетная книжка номер 3940.
Домашний адрес: 660094 г. Красноярск, ул.Щорса 48а - 28.



ПЛАН.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВВ.
1. Особенности русской философии.
2. Философские идеи русских революционных демократов.
3. Русская религиозная философия.
-----------------------
[1] Философия под редакцией Лавриленко. М., 1996г. Стр. 130.
[2] Философия под редакцией Лавриленко. М., 1996г. Стр. 135.
[3] Философия под редакцией Лавриненко М. 1996. С 141.
[4] Родугин А.А. Философия курс лекций. М.1995г.стр .179
[5] Это мнение Соловьёва об окружающем мире.
[6] Родугин А..А .Философия. Курс лекций. М. 1995.стр.183

-----------------------






Реферат на тему: Русская философия серебряного века

План:

1. Вступительное слово - Шалашная В.М., преподаватель;

2. Философские идеи П.Я.Чаадаева - Зиятдинова С., студентка 112 группы;

3. Свобода и личность в русской философии - Амеличкина Е., студентка 113
группы;

4. Идея всеединства философского учения Вл. Соловьёва - Дёмкина А.,
студентка 112 группы;

5. Е. Трубецкой о смысле истории - Капитонова С., студентка 112 группы;

6. К. Леонтьев об исторической судьбе России - Кувшинова Н., студентка 112
группы;

7. Проблема творчества в учении Н. Бердяева - Скобелкина Л., студентка 111
группы;

8. И. Ильин о самобытности русской культуры - Андрианова Т., студентка 112
группы;

9. Л.Н. Толстой о смысле свободы и необходимости - Белолипецкая Е.,
студентка 111 группы.

Основные философские идеи П.Я. Чаадаева
(Зиятдинова С., студентка 112 гр.)

П. Я Чаадаев родился в 1794 году, 27 мая, в Москве, в семье отставного
полковника Якова Петровича Чаадаева. С 1808 по 1811 Пётр учился в
Московском университете. 12 мая 1812 года зачислен подпрапорщиком в лейб-
гвардии Семёновский полк. В 1812 (июнь) по 1814 (март) в составе
Семёновского, а затем Ахтырского гусарского полка участвует в Отечественной
войне и в заграничных походах русской армии. В 1812 году приказом по
Семёновскому полку Чаадаев произведён в прапорщики. В 1816 году (апрель)
переведён корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, квартировавшийся в
Царском Селе. В июне - июле Чаадаев знакомится с Пушкиным в доме Карамзина.
В августе Чаадаев произведён в поручики. В 1817 (декабрь) переезжает в
Петербург и назначается адъютантом к командиру гвардейского корпуса И.В.
Васильчикову. В 1819 году получает звание ротмистра. В 1821 году выходит в
отставку. В 1828 - 1830 годах работает над циклом “Философских писем”. В
1856 году 14 апреля Чаадаев скончался.
Долгое время Чаадаев находился в состоянии углублённого поиска и
создания нового единства собственной личности и мысли. Большое значение в
его творчестве имело знакомство с двумя молодыми женщинами - Авдотьей
Сергеевной Норовой и Екатериной Дмитриевной Пановой.
Норова происходила из старинной дворянской семьи и получила типичное
для того времени домашнее образование. В сельской глуши, как и в
присутствии “белой публики”, Пётр Яковлевич не терял ни праздничности
одежды, ни важности осанки, ни блистательности ума. Обаянием его личности и
беседы и была увлечена, вернее, покорена Дуня Норова, в лице которой
Чаадаев находит по началу едва ли не единственную слушательницу, с
молчаливым благоговением внимавшую его умным речам. Своеобразные отношения
Чаадаева с женщинами весьма важны для понимания его характера и философии.
В природной женской пассивности и сердечной предрасположенности к
самоотречению Чаадаев видит залог развития необходимой для подлинного
творчества способности покоряться “верховной воле”.
Предрасположенность женского сердца к самоотречению Пётр Яковлевич
ощущает как точку приложения сил, ведущих к последней степени совершенства
человеческого. Авдотья Сергеевна оказалась первой в числе тех женщин,
которых Пётр Яковлевич пытался “обратить” и направить их искреннюю
религиозность к “совершенству”. Петра Яковлевича настораживали полные
робкой и нежной застенчивости взгляды вразумляемой им женщины, что не
входило в расчёт возложенной им на себя миссии “пророка” и “сеятеля”
взыскуемого “царства истины”. Одновременно эта миссия позволяла Чаадаеву
сохранять необходимую дистанцию, сокращение которой налагало бы на него
непривычные обязательства и посягало бы на его независимость и свободу.
Такое же сложное сочетание чувств у Петра Яковлевича проявляется и в
его взаимоотношениях с другой соседкой - Екатериной Дмитриевной Пановой. В
пору знакомства с Петром Яковлевичем ей было 23 года. Вот уже 5 лет, как
она вышла замуж, но детей не имела. Они встретились нечаянно. Чаадаев
увидел существо, томившееся пустотой окружавшей среды, бессознательно
понимавшее, что жизнь его чем-то извращена, инстинктивно искавшее выхода из
заколдованного круга душившей его среды. Чаадаев не мог не принять участия
в этой женщине; он был увлечён непреодолимым желанием подать ей руку
помощи, объяснить ей, чего именно ей недоставало, к чему она невольно
стремилась, не определяя себе точной цели. Между ними завязалась переписка.
Чтобы систематизировать свои воззрения на бумаге, Чаадаев совершенно
уединяется от общества. Сидит один в заперти, читая и толкуя по-своему
Библию и отцов церкви. Реальные и мнимые заболевания заставляют его
совмещать воплощение философского замысла с тщательным изучением
медицинской литературы. В заботах о здоровье и путях материализации своей
мысли Пётр Яковлевич предался некоторого рода отчаянию. Человек света и
общества по преимуществу, сделался одиноким, угрюмым, нелюдимым... Уже
грозили помешательством его разуму...
В таком состоянии Чаадаев получает послание послужившее внешним
формообразующим толчком для систематизации его философии. В очередной раз
писала Панова, печалясь по поводу потери его благорасположения и делясь с
ним своими затруднениями. Обдумывая ответное послание и набрасывая первые
его строки Чаадаев не мог сдержать наплыва мыслей, которых метаморфозы
собственного сознания и душевного неустройства Пановой, различные
общественно-исторические ситуации и мировые цели перекликаются и
просматриваются друг через друга. Всё это подсказывает ему искомый жанр
выражения накопившихся проблем, соответствующий не только духовному
своеобразию адресату, но и по характеру его философии, её широкому
предназначению. Теперь начальные строки переделываются, привлекается
дополнительный материал и личное письмо в процессе работы превращается в
знаменитое первое философское письмо.
“...необходимо постараться безбоязненно и самоотверженно отдаваться
сердечным движениям, пробуждаемым религиозным чувством. Чтобы сохранить и
закрепить эти движения, следует упражняться в покорном служении богу, т.е.
строго соблюдать все церковные обряды, внушённые высшим разумом и
обладающие животворной силой. надо также и в повседневности сохранять их
дух. Однако осуществлению подобных намерений мешает “печальный порядок
вещей”, отсутствие в повседневной русской действительности “необходимой
рамки жизни, в которой естественно размещаются все события дня” и которая
нужна для нравственного здоровья, как чистый воздух для здоровья
физического. Речь идёт не о каких-то моральных принципах или философских
истинах, а “просто о благоустроенной жизни, о тех привычках и навыках
сознания, которые сообщают непринужденность уму и вносят праведность в
повседневную жизнь человека”. Без убеждений же и правил в повседневном
обиходе незаметно переходит он от личных проблем к социальным, не созревают
семена добра и в русском обществе, где нет развития элементарных идей
долга, справедливости, права, порядка и никто не имеет “определённой сферы
существования”. Идеи, связанные с таинственным смыслом исторического
процесса, с ролью России в судьбах всего человечества занимают центральное
место в его мыслительной деятельности и составляют главный стержень первого
философского письма. Во втором философском письме, говоря о пралелезации
материального и духовного миров, о путях и средствах познания природы и
человека, о пространстве, времени, движении, он разворачивает философские и
научные доказательства своей главной идеи: “В человеческом духе нет никакой
иной истины, кроме той, которую своей рукой вложил в него бог, когда
извлекал его из бытия”.
Значительная часть третьего философского письма посвящена рассмотрению
подчинения человеческого жизенепонимания высшему началу, внешней силе,
своеобразию обнаруживающей своё проявление и в физическом и в нравственном
мире.
В четвёртом философском письме, переходя к анализу движения физических
тел, Чаадаев заключат, что неумолимая логика заставляет говорить о нём как
о следствии находящегося вовне источника. А поскольку движение является
всеобщей формой существования любых явлений в мире, то движение умственное
и нравственное также имеет внешний побудитель.
В пятом философском письме автор как бы подводит итог рассмотрению
единства духовного и материального порядка бытия.
В шестом и седьмом философских письмах речь идёт о движении и
направлении исторического процесса.
В восьмом, и последнем, философическом письме, отчасти носящем
методологический характер, автор заключает: “Истинна едина: царство божие,
небо на земле, все евангельские обетования - всё это не иное что, как
прозрение и осуществление соединений всех мыслей человечества в единой
мысли; и эта единая мысль есть мысль самого бога, иначе говоря -
осуществленный нравственный закон.”
Удалившись от московского общества в 1828 по 1830 годах, Чаадаев в
основном завершил работу над циклом философских писем, что явилось для него
событием огромного значения, дающем сознание личной полноты и твёрдости
нового социального качества и способным вывести из тяжёлого кризиса.

Список использовавшейся литературы:
1. Тарасов Б.Н. “Чаадаев” - М.: Молодая гвардия, 1986 г.

2. Фролова И.Т. “Философский словарь” - М.: Политиздат, 1986 г.
“Свобода и личность в русской философии”
(Амеличкина Е., студентка 113 гр.)

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории
русской философии. Всесторонне её исследование является важной национальной
особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе
основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной,
социальной и эстетической жизни и мысли.
Место личности в обществе, условия её свободы, структура личности, её
творческая реализация представляет собой целостный процесс развития идей.
Тема проблемы личности проходит в тех или иных формах через многие
этапы истории русской философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта
проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в различных изданиях,
которые отличались богатством содержания.
Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь
на основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,
рационализм и материализм, они отстаивали бога в человеке. Постановка
вопроса о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой
философов-славянофилов.
Славянофилы выступали против личной собственности правового
государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи,
являются наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней
свободы - политической, правовой, экономической, они противопоставляли
внутреннюю свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мир,
освещённых религией.
Чернышевский и Добролюбов подняли эту проблему на новую ступень. От
абстрактной человеческой природы они перешли к пониманию личности как
субъекта социально-политической деятельности.
Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова и
дела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил,
препятствующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности.
Чернышевскаий разработал идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест
против фальши и лицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия
над личностью, но “за” разумное сочетание интересов личности и общества, за
единство сознания и поведения.
Иначе к разработке проблемы личности подошёл Владимир Соловъёв. Он
анализировал человека в масштабах глобальных, космических, его понимание
вносило гуманистический характер. Его исследования сущности добра, стыда,
единства познания, нравственности, эстетики, обогатили мировую философскую
мысль.
Следует отметить, что Соловъёв в работе “Оправдания добра” объявлял
социализм несостоятельным именно с точки зрения ценностей.
Он утверждал, что социализм, отрицая высшее начало, т.е. бога,
“ограничивает и унижает человека”.
Проблема свободы личности, которой русские философы посвятили столько
ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение, она становится
объектом не только политических деклараций, но и теоретических изысканий.
Одним из них является либерализм. Российский либерализм выражается
социальным строем, который многие люди представляли себе как движение
общества к гражданскому и правовому государству, где все равны перед
законом, где интересы личности выше интересов государства, где хорошие
условия труда и жизни.
Глубину идеи русского либерализма демонстрирует работа одного из
ведущих представителей русской социально-философской мысли Петра Струве.
В трудах Струве нашло свой продолжение позиция либерального
консерватизма к которому он относит таких людей, как Екатерина II, Карамзин
и Вяземский, Александр Пушкин.
Струве считал, что главная сущность тех или иных учений - это
отношение “к двум основным проблемам культурного и государственного
развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом, сплетаются две
тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границ этой
свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считал
творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к
свободе, так и любви к власти.
Прётр Струве развивал идеи “Великой России”. При этом он опирался и на
историческое прошлое страны, и на живые культурные традиции.
Познание государства важнейшим фактором прогресса страны логически
вело к утверждению роли права. Именно по этому Струве выступал против
произвола и разрушительной анархии.
В 20-е годы в статье “Наши люди” Струве выступил против революции, так
и против надежд на реставрацию царизма. Он писал: “России нужно
возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлюще, проникнутое идеями
нации и отечества, свободы и собственности и в то же время свободное от
духа и духов корысти и мести”.
Только укрепление конституционных начал государства, установление
твёрдых законов, создание общества, основанного на прочных правовых
принципах, способных предотвратить любые эксцессы, любые формы
разрушительного действия анархической массы, умело направляемой теми, кто
стремится к власти.
Пётр Струве был убеждён в необходимости не только эволюционных
изменений на основе строгой законности, но и в возможности разнообразных
компромиссов с обеих сторон.
Революцию 1917 года Струве назвал всероссийской катастрофой,
ответственность за которую несёт неповоротливая власть, радикальная и
либеральная интеллигенция.
Вполне закономерно, что Струве пришёл к оценке русской революции 1917
года как “национального несчастья”, культурного, социального и
политического крушения. Он признавал влияние марксизма на общественное
сознание, но сама теория не может служить источником гигантских
исторических перемен.
Таким образом, мыслители XIX - начала XX века стремились утвердить в
российском обществе идеи просвещения и уважения к правовым нормам, уважение
к личности.
“Идея всеединства философского учения Вл. Соловьёва”
(Дёмкина А., студентка 112 гр.)

Самой яркой фигурой в русской философии второй половины XIX века был
Владимир Сергеевич Соловьёв.
Он с самого начала своего философского творчества был необычно
самостоятельным. Соловьёв обладал редкой способностью быстро освоить,
изучить значительное число источников, в том числе и древних авторов, а за
тем очень критично и обстоятельно их проанализировать. Огромное влияние на
мировоззрение Соловьёва оказали труды Платона. Известно, что он даже
предпринял попытку перевести все диалоги Платона на русский язык и только
смерть помешала ему довести это дело до конца.
Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное
мировоззрение, но считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно.
А потому, идея должна быть воплощена материально, не потеряв своего смысла.
Соловьёв считал, что стать действительным сверхчеловеком только силой ума и
гениальности невозможно.
Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и
других европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также
как и эти немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду
принципиальных вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие
заключалось уже в том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца
ориентировался на христианское богословие, в то время как немецкие философы
в той или иной мере отходили от христианства.
По своему мировоззрению он был всесторонним учёным, то есть в своих
теоретических трудах он выступал не только как философ, но и старался
представить цельное, синтетическое знание.
Соловьёв глубоко знал не только теологию, но и хорошо знал
художественную литературу. Он считается выдающимся публицистом и
художественным критиком.
Таким образом, философ Владимир Соловьёв выступает как многосторонний
исследователь. Важное место в его философском творчестве занимает учение о
Софии и о Богочеловечестве. Его сочинения “Чтения о Богочеловечестве”
позволяют уяснить представления Соловьёва о смысле жизни и о смысле
исторического процесса.
Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной
принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Бог у Соловьёва - обсолютная
личность: любящая, милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и
духовное единство мира. Философ характеризует Бога как “космический разум”,
“существо сверхличное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.
Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности.
По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах.
Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений.
Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва
мировая душа, обладающая

Новинки рефератов ::

Реферат: Героическая оборона Порт-Артура (История)


Реферат: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля УАЗ-3303 (Транспорт)


Реферат: Шпора по финансам (Финансы)


Реферат: Конструирование и технология производства ЭВА (Технология)


Реферат: Искусство античного Рима (Искусство и культура)


Реферат: Воздействия электрического тока на организм человека (Физкультура)


Реферат: Анкетный опрос как метод сбора социальной информации (Социология)


Реферат: Социология (полный курс) (Социология)


Реферат: Введение в специализацию Менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Греческая цивилизация (Религия)


Реферат: ПБОЮЛ (Аудит)


Реферат: Учет финансовых результатов и использования прибыли и учет доходов будущих периодов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Договорное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Структура страхового рынка за рубежом (Страхование)


Реферат: Примеры решения (Математика)


Реферат: Ионно-плазменные двигатели с высокочастотной безэлектродной ионизацией рабочего тела (Авиация)


Реферат: Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад) (Музыка)


Реферат: История Рождества (Мифология)


Реферат: Банкротство (Право)


Реферат: Синтез цифрового конечного автомата Мили (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист