GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Хохломская роспись (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Хохломская роспись (Искусство и культура)


Краткие Энциклопедические


СВЕДЕНИя.


ХОХЛОМА.

ХОХЛОМСКАя РОСПИСЬ.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; ВОЗНИК В 17 ВЕКЕ. НАЗВАНИЕ
ПРОИСХОДИТ ОТ СЕЛА ХОХЛОМА (НИЖЕГОРОДСКАя ОБЛАСТЬ). ДЕКОРАТИВНАя РОСПИСЬ НА
ДЕРЕВяННЫХ ИЗДЕЛИяХ (ПОСУДА, МЕБЕЛЬ) ОТЛИчАЕТСя ТОНКИМ УЗОРОМ С
ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗЛИчНЫХ РАСТЕНИЙ, ВЫПОЛНЕННОЕ КРАСНЫМ И чЕРНЫМ (РЕЖЕ
ЗЕЛЕНЫМ) ТОНАМИ И ЗОЛОТОМ ПО ЗОЛОТИСТОМУ ФОНУ.



ПАЛЕХ.

ПАЛЕХСКАя МИНИАТЮРА.


ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ
ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ (КОРОБКИ, ШКАТУЛКИ, ПОРТСИГАРЫ). ВОЗНИКЛА В 1923 ГОДУ В
ПОСёЛКЕ ПАЛЕХ НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. ДЛя ПАЛЕХСКИХ МИНИАТЮР
(БЫТОВЫЕ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ), ВЫПОЛНЕННЫХ
яРКИМИ ЛОКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ ПО чЕРНОМУ ФОНУ, ХАРАКТЕРНЫ ТОНКИЙ ПЛАВНЫЙ
РИСУНОК, ОБИЛИЕ ЗОЛОТА, ИЗяЩЕСТВО УДЛИНЕННЫХ ФИГУР.



ГОРОДЕЦ.

ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ.


РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; СУЩЕСТВУЕТ С СЕРЕДИНЫ 19
ВЕКА В РАЙОНЕ Г. ГОРОДЕЦ (НЫНЕ НИЖЕГОРОДСКАя ОБЛАСТЬ). ЯРКАя, ЛАКОНИчНАя
ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ (ЖАНРОВЫЕ СЦЕНКИ, ФИГУРКИ КОНЕЙ, ПЕТУХОВ, ЦВЕТОчНЫЕ
УЗОРЫ), ВЫПОЛНЕННАя СВОБОДНЫМ МАЗКОМ С БЕЛОЙ И чЕРНОЙ ГРАФИчЕСКОЙ ОБВОДКОЙ,
УКРАШАЛА ПРяЛКИ, МЕБЕЛЬ, СТАВНИ, ДВЕРИ. В 1938 Г. ОСНОВАНА АРТЕЛЬ (С 1960
Г. ФАБРИКА ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ), ВЫПОЛНяЮЩАя СУВЕНИРЫ.


ЖОСТОВО.
ЖОСТОВСКАя РОСПИСЬ.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; ВОЗНИК В НАчАЛЕ 19 ВЕКА В
ДЕРЕВНЕ ЖОСТОВО (НЫНЕ МЫТИЖЕНСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ). ДЕКОРАТИВНАя
ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ НА МЕТАЛЛИчЕСКИХ ПОДНОСАХ, ПОКРЫВАЕМЫХ ЗАТЕМ ЛАКОМ: БУКЕТЫ,
ФРУКТЫ, ИСПОЛНЕННЫЕ яРКИМИ КРАСКАМИ НА чЕРНОМ ИЛИ ЦВЕТНОМ ФОНЕ. В 1928 ГОДУ
ОСНОВАНА АРТЕЛЬ (НЫНЕ ЖОСТОВСКАя ФАБРИКА ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ).



МСТёРА.

МСТёРСКАя МИНИАТЮРА.

ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ
ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ (КОРОБКИ, ШКАТУЛКИ И ДР.). ВОЗНИКЛА В 1923 ГОДУ В ПОСёЛКЕ
МСТёРА (ВЛАДИМИРСКАя ОБЛАСТЬ) НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. ДЛя
МСТёРСКОЙ МИНИАТЮРЫ (БЫТОВЫЕ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ) ХАРАКТЕРНЫ ТЕПЛОТА И ЖИВОПИСНАя МяГКОСТЬ КОЛОРИТА, НЕБОЛЬШИЕ
ФИГУРКИ, ПЕЙЗАЖНЫЕ ФОНЫ.



ХОЛУЙ.


ХОЛУЙСКАя МИНИАТЮРА.

ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ
ИЗДЕЛИяХ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ. ВОЗНИКЛА В 1932 ГОДУ В ПОСЕЛКЕ ХОЛУЙ (ИВАНОВСКАя
ОБЛАСТЬ) НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. СЮЖЕТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ (СОВРЕМЕННЫЕ,
ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ) НА ФОНЕ ПЕЙЗАЖА.



ГЖЕЛЬ.

ГЖЕЛЬСКАя КЕРАМИКА.


ИЗДЕЛИя КЕРАМИчЕСКИХ ПРЕДПРИяТИЙ В РАЙОНЕ СЕЛА ГЖЕЛЬ (РАМЕНСКИЙ
РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА “чЕРНЫЕ” (ПРОСТЫЕ) И
“МУРАВЛЕННЫЕ” (ПОЛИВНЫЕ) ГОНчАРНЫЕ ИЗДЕЛИя СМЕНяЮТСя МАЙОЛИКОЙ С
РАЗНОЦВЕТНОЙ РОСПИСЬЮ ПО БЕЛОЙ ПОЛИВЕ. В 19 ВЕКЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ ФАРФОР,
ФАяНС И ПОЛУФАяНС. В НАШЕ ВРЕМя ТРАДИЦИИ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ ПРОДОЛЖАЕТ
ЗАВОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ В ПОСёЛКЕ ТУРЫГИНО.



ХОХЛОМА.


НА РЕКЕ УЗОЛЕ, В ДРЕВНИХ ЗАВОЛЖСКИХ ЛЕСАХ РАСКИНУЛИСЬ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ
ДЕРЕВНИ - НОВОПОКРОВСКОЕ, ХРяЩИ, КУЛИГИНО, СёМИНО. ОТСЮДА И ВЕДЕТ СВОЮ
ИСТОРИЮ ИЗВЕСТНЫЙ ВО ВСЕМ МИРЕ ХОХЛОМСКОЙ ПРОМЫСЕЛ. В ЭТИХ ДЕРЕВНяХ И
ПОНЫНЕ ЖИВУТ МАСТЕРА-ХУДОЖНИКИ, КОТОРЫЕ РАСПИСЫВАЮТ ДЕРЕВяННУЮ ПОСУДУ,
ПРОДОЛЖАя ТРАДИЦИИ ОТЦОВ, ДЕДОВ И ПРАДЕДОВ.


ОДНАКО УСТАНОВИТЬ ВРЕМя ПОяВЛЕНИя ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ИССЛЕДОВАТЕЛяМ
ПОКА НЕ УДАЛОСЬ. ВЕДЬ ДЕРЕВяННУЮ ПОСУДУ И ДРУГУЮ УТВАРЬ ДОЛГО НЕ ХРАНИЛИ.
ОТ чАСТОГО ПРИМЕНЕНИя ОНА ИЗНАШИВАЛАСЬ, ПРИХОДИЛА В НЕГОДНОСТЬ. Её
ВЫБРАСЫВАЛИ ИЛИ СЖИГАЛИ, ЗАМЕНяя НОВОЙ. ДО НАС ДОШЛИ ИЗДЕЛИя ХОХЛОМСКИХ
МАСТЕРОВ В ОСНОВНОМ ЛИШЬ XIX ВЕКА. НО РАЗЛИчНЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИя
УКАЗЫВАЮТ НА ТО, чТО ПРОМЫСЕЛ ЗАРОДИЛСя В БОЛЕЕ РАННЕЕ ВРЕМя, ВОЗМОЖНО В
XVII ВЕКЕ.


ХАРАКТЕРНАя ДЛя ХОХЛОМЫ ОРИГИНАЛЬНАя ТЕХНИКА, ГДЕ РОСПИСЬ КИНОВАРЬЮ
И чЕРНОЙ КРАСКОЙ ИСПОЛНяЛАСЬ ПО ЗОЛОТОМУ ФОНУ, НАХОДИТ АНАЛОГИИ В
ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ.


В ДОКУМЕНТАХ ЕСТЬ УПОМИНАНИЕ О ТОМ, чТО В КОНЦЕ XVI И НАчАЛЕ XVII
ВЕКА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ ПРИ ТОРЖЕСТВЕННОМ ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ ИМ ПОДНОСИЛИ
ДЕРЕВяННЫЕ КОВШИ, УКРАШЕННЫЕ ЗОЛОТОМ И КИНОВАРЬЮ, А ТАКЖЕ КУБКИ.


В НАчАЛЕ XVII ВЕКА К ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ БЫЛИ ПРИПИСАНЫ
ЗАВОЛЖСКИЕ ЗЕМЛИ, СРЕДИ КОТОРЫХ НАХОДИЛАСЬ И ХОХЛОМА. КРЕСТЬяНЕ НЕ ТОЛЬКО
ВИДЕЛИ ЭТУ ЗОЛОчЕННУЮ ПОСУДУ, НО И МОГЛИ ЗНАТЬ СПОСОБ Её ОКРАСКИ. НО У
ХОХЛОМСКИХ МАСТЕРОВ БЫЛ СВОЙ СПОСОБ “ЗОЛОчЕНИя”. ПОСУДУ НАТИРАЛИ ОЛОВяННЫМ
ПОРОШКОМ, ПОКРЫВАЛИ ОЛИФОЙ И НАГРЕВАЛИ В РЕЗНЫЕ ПОЗОЛОчЕННЫЕ ПЕчИ. ОЛИФА ОТ
ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ЖЕЛТЕЛА, А ОЛОВО, ПРОСВЕчИВАЮЩЕЕ СКВОЗЬ НЕё,
СТАНОВИЛОСЬ ЗОЛОТОМ.


ОДИН ИЗ ЛУчШИХ МАСТЕРОВ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ТАК ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ
ПРОМЫСЛЕ: (САМЫЙ ХАРАКТЕР РОСПИСИ, ПОДРАЖАЮЩИЙ ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРяНОЙ ПОСУДЕ
БЫЛ ПОДСКАЗАН ДЕКОРАТИВНЫМ ИСКУССТВОМ ДРЕВНЕЙ РУСИ... ХОХЛОМА, ВЕРОяТНО,
БЫЛА ЛИШЬ ПОЗДНИМ ОТРАЖЕНИЕМ ЭТОГО БОЛЬШОГО ИСКУССТВА...)


В XIX ВЕКЕ ПРОМЫСЕЛ НАСТОЛЬКО РАЗРОССя, чТО ПОСТАВЛяЛ СВОЙ ТОВАР В
БОЛЬШОМ КОЛИчЕСТВЕ НЕ ТОЛЬКО НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК, НО И ЗА ГРАНИЦУ В СТРАНЫ
СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ПОСУДЫ И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
БЫТА ЗАНИМАЛОСЬ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ДЕРЕВЕНЬ СЕМЕНОВСКОГО И БАЛАКНИНСКОГО
УЕЗДОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ, МАКАРЬИНСКОГО И ВАРНАВИНСКОГО - КОСТРОМСКОЙ.
СРЕДИ НИХ БЫЛО чТО-ТО ТИПА РАЗДЕЛЕНИя ТРУДА. В ОДНОЙ ДЕРЕВНЕ ОБРАБАТЫВАЛОСЬ
ДЕРЕВО, В ДРУГОЙ - НАНОСИЛСя РИСУНОК.

САМЫЕ РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИя ХОХЛОМЫ В СОБРАНИИ РУССКОГО МУЗЕя ОТНОСяТСя
КО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ОНИ НАСчИТЫВАЮТ ОКОЛО 170 РАЗНООБРАЗНЫХ ПО
НАЗНАчЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ БЫТА. ПОСУДА ПРЕДСТАВЛЕНА МИСКАМИ И чАШКАМИ ЛЮБЫХ
РАЗМЕРОВ: ОТ МАЛЕНЬКИХ, ПОХОЖИХ НА ДЕСЕРТНЫЕ РОЗЕТКИ, ДО ОГРОМНЫХ 70-80
САНТИМЕТРОВ В ДИАМЕТРЕ; РАЗЛИчНЫМИ ПОСТАВЦАМИ И БОчАТАМИ СОЛОНКАМИ И
МНОЖЕСТВОМ ЛОЖЕК.
ДЕШЕВУЮ ОБИХОДНУЮ ПОСУДУ МОЖНО БЫЛО ОТЛИчИТЬ ПО ПРОСТЫМ УЗОРАМ,
НАНЕСёННЫМ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ШТАМПИКАМИ ИЗ ФЕТРОВОЙ ТКАНИ ИЛИ ГРИБА-ДОЖДЕВИКА.
ЭТО СПИРАЛИ, РОМБИКИ, МЕЛКИЕ РОЗЕТКИ И ЛИСТИКИ.
БОЛЕЕ ДОРОГИЕ ВЕЩИ РАСПИСЫВАЛИ КИСТЬЮ ОТ РУКИ, СОЗДАВАя РАЗЛИчНЫЕ
КОМПОЗИЦИИ ТРАВНОГО ОРНАМЕНТА, ГДЕ РИТМИчНО СОчЕТАЮТСя СЛЕГКА ИЗГИБАЮЩИЕСя
ТОНЕНЬКИЕ КРАСНЕНЬКИЕ И чЕРНЫЕ ВЕТОчКИ С ПЫШНЫМИ ПЕРИСТЫМИ ЛИСТЬяМИ-
ТРАВИНКАМИ. ИНОГДА КРАСНО-чЕРНАя ПУШИСТАя ТРАВКА ДОПОЛНяЛА ОСНОВНОЙ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ ВЬЮЩЕГОСя КРУПНОГО СТЕБЛя, КАЖДЫЙ ЗАВИТОК КОТОРОГО
ЗАКАНчИВАЛСя КРАСНОЙ яГОДКОЙ.
В 1960-Е ГОДЫ СТАЛИ ВЫПОЛНяТЬ МНОГОПРЕДМЕТНЫЕ НАБОРЫ И СЕРВИЗЫ.
СОВРЕМЕННАя ХОХЛОМА ПО ПРАВУ ПОЛУчИЛА ШИРОКОЕ ПРИЗНАНИЕ НЕ ТОЛЬКО В
НАШЕЙ СТРАНЕ, НО И ДАЛЕКО ЗА Её ПРЕДЕЛАМИ. УКРАШЕННЫЕ яРКОЙ РОСПИСЬЮ
СТОЛОВЫЕ НАБОРЫ, чАШКИ, ЛОЖКИ, МЕБЕЛЬ ЭКСПОНИРУЕТСя НА МНОГИХ КРУПНЕЙШИХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВКАХ. И ВСЕГДА ЭТО НЕПОВТОРИМОЕ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ ИСКУССТВО
НАХОДИТ ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.


МСТёРА.

В КОЛЛЕКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ,
ХРАНяЩИХСя В РУССКОМ МУЗЕЕ, ЗНАчИТЕЛЬНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЛАКОВАя МИНИАТЮРА
МСТёРЫ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛАКИРОВАННЫХ ШКАТУЛОК С МИНИАТЮРНОЙ РОСПИСЬЮ НА КРЫШКАХ
ВОЗНИКЛО В НЫНЕШНЕМ ПОСёЛКЕ МСТёРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ
НАШЕГО СТОЛЕТИя. СОБРАНИЕ РУССКОГО МУЗЕя ДАёТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПУТИ РАЗВИТИя
И СТАНОВЛЕНИя ИСКУССТВА МСТёРЫ ЗА ПОчТИ ПОЛВЕКА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИя. СРЕДИ
ЭКПОНАТОВ ЕСТЬ И ТАКИЕ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЮТ НАМ ОДНУ ИЗ СТРАНИЦ ПРЕДЫСТОРИИ
ПРОМЫСЛА. ЭТО РАЗЛИчНЫЕ БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА, РАСПИСАННЫЕ ТЕМПЕРНЫМИ
КРАСКАМИ И ПОКРЫТЫЕ СЛОЕМ ЛАКА: КРУГЛЫЕ ПЛОСКИЕ КОРОБОчКИ С ОРНАМЕНТОМ,
ЛОТОК С ЛУБОчНОЙ СЦЕНКОЙ, СОСУДЫ С КРЫШКАМИ (ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ КУБЫШКИ), ОДНИ
С ПЕРСОНАЖАМИ ПЕСЕН КОЛЬЦОВА, ДРУГИЕ - С БИБЛЕЙСКИМИ СЮЖЕТАМИ. ИЗОБРАЖЕНИЕ
СВяТОЙ ТРОИЦЫ ИЛИ СКАчУЩИХ НА ЛОШАДяХ ВОЛХВОВ, ПОМЕЩЕННЫЕ НА ЗАКРУГЛЕННЫХ
СТЕНКАХ СОСУДОВ, ВЫЗЫВАЮТ НЕВОЛЬНОЕ УДИВЛЕНИЕ. ЧТОБЫ ПОНяТЬ, КАК ПОяВИЛИСЬ
НА СВЕТ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА, СОЗДАННЫЕ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ, НУЖНО
ОБРАТИТЬСя К ЕЩё БОЛЕЕ РАННЕМУ ПЕРИОДУ ИСТОРИИ МСТёРЫ.


БОГОяВЛЕНСКАя СЛОБОДА МСТёРА ВОЗНИКОВСКОГО УЕЗДА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ,
НАчИНАя С XIV ВЕКА БЫЛА ОДНИМ ИЗ МНОГИХ В ТО ВРЕМя ЦЕНТРОВ ИКОНОПИСИ. К
СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИя НА ДОЛЮ ВЛАДИМИРСКОГО КРАя ВЫПАЛА МИССИя
ПРОДОЛЖЕНИя ИКОНОПИСНОГО ДЕЛА, КОГДА В ДРУГИХ ЦЕНТРАХ ОНО ШЛО К ЗАТУХАНИЮ.
ИМЕННО ВО МСТёРЕ, А ТАКЖЕ В ПАЛЕХЕ И ХОЛУЕ С ЭТОГО ВРЕМЕНИ СОСРЕДОТОчИЛОСЬ
ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИКОН, РАСХОДИВШИХСя ПО ВСЕЙ РОССИИ.


В 1923 ГОДУ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ ПОЛЕШАНЕ ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ
ШКАТУЛКИ С МИНИАТЮРАМИ. ДЕРЕВяННЫЕ ПРЕДМЕТЫ МСТёРЦЕВ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ
КОНКУРЕНЦИИ С яРКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИяМИ ПАЛЕШАН. ОБИДНЫМ БЫЛО ТАКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
ДЛя МСТёРЦЕВ. РЕШИЛИ И ОНИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОД МИНИАТЮРУ ТОТ ЖЕ МАТЕРИАЛ -
ПАПЬЕ-МАШЕ.


ШКАТУЛКИ, ЛАРЦЫ, ПАПИРОСНИЦЫ, ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ СТАЛИ ПРЕКРАСНОЙ ОСНОВОЙ
ДЛя МИНИАТЮРНОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ, В КОТОРОЙ МАСТЕРА НАШЛИ НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛя РАЗВИТИя СВОЕГО ИСКУССТВА.


В 1931 ГОДУ ВО МСТёРЕ ОБРАЗОВАЛАСЬ АРТЕЛЬ (ПРОЛЕТАРСКОЕ ИСКУССТВО),
ГДЕ БЫЛ СОЗДАН ЦЕХ В КОТОРОМ СТАЛИ РАБОТАТЬ НАД СОЗДАНИЕМ ШКАТУЛОК МНОГИЕ
БЫВШИЕ ИКОНОПИСЦЫ. ЗАчИНАТЕЛяМИ ЭТОГО ИСКУССТВА БЫЛИ Н.П. КЛЫКОВ,
А.Н.БРяГИН, А.Ф. КАТяГИН, Е.В. ЮРИН, И.Н. МОРОЗОВ, В.Н. ОВчИННИКОВ, Г.Т.
ДМИТРИЕВ.


С 1930-Х ДО НАчАЛА 50-Х ГОДОВ ВО МСТёРЕ СЛОЖИЛИСЬ И ПОЛУчИЛИ РАЗВИТИЕ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛя МЕСТНОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ. ЗА ЭТО ВРЕМя МСТёРЦЫ
ДОСТИГЛИ ВЫСОКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И СОЗДАЛИ НЕМАЛО
ЗАМЕчАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. В ОТЛИчИЕ ОТ ОБРАЗОВ ПАЛЕХСКИХ ХУДОЖНИКОВ
ПЕРСОНАЖИ Н.П. КЛЫКОВА - ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РЕАЛЬНОЙ,
ДАЖЕ КОНКРЕТНОЙ ОБСТАНОВКЕ. НО ЗДЕСЬ ЕСТЬ НЕОБХОДИМАя В ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЕ
СТЕПЕНЬ УСЛОВНОСТИ И ОБОБЩЕНИя. ПОСТЕПЕННО НАМ ОТКРЫВАЮТСя СРЕДСТВА Её
ДОСТИЖЕНИя. В КОМПОЗИЦИИ яВНО чИТАЮТСя ТРИ ПЛАНА. ПЕРВЫЙ - ПОЛОСА ЗЕМЛИ -
КАК БЫ ОТОДВИГАЕТ ДЕЙСТВИЕ ВГЛУБЬ СВОЕОБРАЗНОЙ СЦЕНЫ, ОБРАМЛЕННОЙ
ДЕКОРАЦИЕЙ, ПРЕДСТАВЛяЮЩЕЙ ГУСТОЙ ЛЕС НА ФОНЕ СВЕТЛОГО НЕБА. БОЛЬШУЮ РОЛЬ
ИГРАЕТ КОЛОРИТ, ПОСТРОЕННЫЙ НА СОчЕТАНИяХ ОТКРЫТЫХ, чИСТЫХ КРАСОК, КОТОРЫМИ
КЛЫКОВ ЛЕПИТ ФИГУРЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, ПОДчЕРКИВАя ИХ ОБЪёМНОСТЬ НЕ СВЕТОТЕНЬЮ, А
БЛИКАМИ. ПЕЙЗАЖ ОСТАВЛяЕТ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО, БЛАГОДАРя ГОЛУБЫМ НЕБЕСАМ С
ОБЛАКАМИ, ВЕТВИСТЫМ ДЕРЕВЬяМ И КОЛОРИТУ, ПЕРЕДАЮЩЕМУ АТМОСФЕРУ ТёПЛОГО,
СОЛНЕчНОГО ДНя.


1960-Е ГОДЫ ОЗНАМЕНОВАЛИСЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫМ ЭТАПОМ В ИСКУССТВЕ
МСТёРЫ. ЭТО ВРЕМя МОЖНО СчИТАТЬ ПЕРИОДОМ ПОИСКОВ НОВОГО ПОДХОДА К ЛАКОВОЙ
МИНИАТЮРЕ, ЧТО ВЫРАЗИЛОСЬ В СТРЕМЛЕНИИ ХУДОЖНИКОВ РАСШИРИТЬ КРУГ СЮЖЕТОВ И
ОБРАЗОВ И ОБНОВИТЬ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПРОяВИЛСя К
ИСТОРИчЕСКОЙ ТЕМЕ. В РАБОТАХ 60-Х ГОДОВ ВСТРЕчАЕТСя И ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ
ИЗОБРАЖАЕМЫЕ СОБЫТИя, И ВЫРАЗИТЬ СВОё ОТНОШЕНИЕ К НИМ.


В ПРОИЗВЕДЕНИяХ ХУДОЖНИКОВ 70-Х ГОДОВ, КОТОРЫМИ КОЛЛЕКЦИя РУССКОГО
МУЗЕя ДОСТАТОчНО БОГАТА, ПРЕДСТАЕТ СЛОЖНАя И МНОГОГРАННАя КАРТИНА
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА МСТёРЫ, СВОИМИ КОРНяМИ УХОДяЩЕГО В ГЛУБЬ ВЕКОВ, А
ЦЕЛяМИ И ЗАДАчАМИ УХОДяЩЕГО В БУДУЩЕЕ. МНОГИЕ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОяВИВШИХСя
В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСяТИЛЕТИЕ, ПОЛУчАЮТ РАЗВИТИЕ В МИНИАТЮРЕ 70-Х ГОДОВ. ЭТО ВСё
БОЛЬШЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАчАЛА, ПРИчёМ ДЕКОРАТИВНОСТЬ ПОНИМАЕТСя
ХУДОЖНИКАМИ ИНАчЕ, чЕМ Её ПОНИМАЛИ ОСНОВОПОЛОЖНИКИ МСТёРСКОГО ИСКУССТВА.


НЕ СЛУчАЙНО И ТО, чТО ФОЛЬКЛОР И РУССКАя ИСТОРИя яВЛяЮТСя ИСТОчНИКАМИ
ВДОХНОВЕНИя ХУДОЖНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ МСТёРЫ. НАРяДУ С ЖЕЛАНИЕ ВОПЛОТИТЬ В
СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИяХ ИСКОННЫЕ чЕРТЫ РУССКОГО НАРОДА, МСТёРСКИЕ ХУДОЖНИКИ
ВИДЕЛИ В ЭТИХ ТЕМАХ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ДЛя СОЗДАНИя ДЕКОРАТИВНЫХ
КОМПОЗИЦИЙ.


В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ У МСТёРЦЕВ ПОяВИЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ ВЕРНУТЬСя К ПЕЙЗАЖНОЙ
МИНИАТЮРЕ 1930-50 ГГ. С Её ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПОСТРОЕНИЕМ
КОМПОЗИЦИЙ, ПЕРЕДАчЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ. ВО МСТёРЕ РАСТёТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ. ПРОЙДЕТ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ, И КОЛЛЕКЦИя ПОПОЛНИТСя
ПРОИЗВЕДЕНИяМИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД НАМИ ПРЕДСТАНЕТ НОВОЕ ЛИЦО УНИКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА МСТёРЫ.



ЖОСТОВО.


ЕСТЬ В ПОДМОСКОВЬЕ ДЕРЕВНя ЖОСТОВО, ЖИТЕЛИ КОТОРОЙ УЖЕ БОЛЕЕ ПОЛУТОРА
ВЕКОВ ВЛАДЕЮТ МАСТЕРСТВОМ УКРАШЕНИя ВСЕГО ОДНОЙ ВЕЩИ - ПОДНОСА. ПОД КИСТЬЮ
НАРОДНЫХ ЖИВОПИСЦЕВ ЭТОТ ПРЕДМЕТ ОБРёЛ КАчЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИя. СОБРАННЫЕ В БУКЕТЫ ИЛИ ВОЛЬНО РАСКИНУВШИЕСя НА БЛЕСТяЩЕМ
чЕРНОМ ФОНЕ САДОВЫЕ И ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ УКРАШАЮТ ПОДНОС И НЕСУТ ЛЮДяМ чУСТВО
РАДОСТИ ДУШИ, ПОЭЗЗИЮ ВЕчНОГО ЦВЕТЕНИя ПРИРОДЫ. ВЕДЬ ВРяДЛИ НАЙДЕТСя
чЕЛОВЕК, НЕ ЛЮБяЩИЙ ПРИРОДУ, РАВНОДУШНЫЙ К ЦВЕТАМ, ИХ КРАСОТЕ, АРОМАТУ,
ЗАКЛЮчЕННОЙ В НИХ ВЕЛИКОЙ СИЛЕ ЖИЗНИ. ЭТА ТЕМА БЛИЗКА КАЖДОМУ, ПОЭТОМУ ТАК
МНОГО ПОчИТАТЕЛЕЙ ЖОСТОВСКОГО ТАЛАНТА НЕ ТОЛЬКО В НАШЕЙ СТРАНЕ, НО И ЗА
РУБЕЖОМ.


А КОГДА-ТО, В НАчАЛЕ XIX ВЕКА, ОТКРЫВАя В ЖОСТОВЕ ПЕРВУЮ МАСТЕРСКУЮ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ, КУПЕЦ ФИЛИПП НИКИТЬЕВИч ВИШНяКОВ И
НЕ ПОДОЗРЕВАЛ, чТО ОСНОВАЛ НОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ, КОТОРОМУ СУЖДЕНО БУДЕТ СО
ВРЕМЕНЕМ ВОЙТИ В чИСЛО УНИКАЛЬНЫХ ОчАГОВ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗДЕСЬ
СЛОЖИЛОСЬ САМОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ, ВОБРАВШЕЙ В СЕБя
ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ НА БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ И СТАНКОВОГО ЖИВОПИСНОГО
НАТЮРМОРТА, ПО-СВОЕМУ ПОНяТОВО И ПЕРЕРАБОТАННОГО НАРОДНЫМИ МАСТЕРАМИ.
ПЕРВЫЕ ПОДНОСЫ ИЗГОТОВЛяЛИСЬ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ, КАК И ВЫПУСКАЮЩИЕСя ВМЕСТЕ С
НИМИ КОРОБОчКИ, ТАБАКЕРКИ, МАРОчНИЦЫ И ШКАТУЛКИ. ПОНАчАЛУ И УКРАШАВШАя ИХ
ЖИВОПИСЬ БЫЛА ОДИНАКОВОЙ - ПЕЙЗАЖИ, ПИСАННЫЕ С ГРАВЮР И КАРТИН, ЛЕТНИЕ И
ЗИМНИЕ ТРОЙКИ КОНЕЙ, чАЕПИТИя ЗА СТОЛОМ. ПОМЕЩёННЫЕ НА чЕРНОМ ФОНЕ В ЦЕНТРЕ
ПОЛя ХОРОШО чИТАЛИСЬ СИЛУЭТАМИ ФИГУР, ЛОКАЛЬНЫМИ ЦВЕТОВЫМИ ПяТНАМИ.

В 1830-Е ГОДЫ ПОДНОСЫ В ЖОСТОВЕ СТАЛИ ДЕЛАТЬ ИЗ МЕТАЛЛА. НА МЫСЛЬ О
ЗАМЕНЕ ПАПЬЕ-МАШЕ НА БОЛЕЕ ПРОчНЫЙ МАТЕРИАЛ ЖОСТОВЦЕВ НАВЕЛИ ПОДНОСЫ
НИЖНЕГО ТАГИЛА, ЗНАМЕНИТОГО ЕЩё В XVIII ВЕКЕ ЦЕНТРА ИХ ПРОИЗВОДСТВА. В XIX
ВЕКЕ В ТАГИЛЕ ДЕЛАЛИ ПОДНОСЫ, УКРАШЕННЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ,
ХАРАКТЕРНЫМ ДЛя ПРЕДМЕТОВ УРАЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РАСПИСНОЙ УТВАРИ.
ДРУГИМ ИЗВЕСТНЫМ ЦЕНТРОМ ПРОИЗВОДСТВА ПОДНОСОВ СТАЛ ПЕТЕРБУРГ. ЗДЕСЬ
БЫЛИ В МОДЕ ПОДНОСЫ ФИГУРНЫХ ФОРМ, СЛОЖНОГО РИСУНКА, ИЗОБРАЖАВШЕЙ ЦВЕТЫ,
ФРУКТЫ, ПТИЦ СРЕДИ РАЗЛИчНЫХ РАКОВИН И ПРИХОТЛИВЫХ ЗАВИТКОВ.
ЖОСТОВСКИЕ МАСТЕРА УчЛИ ОПЫТ ЖИВОПИСЦЕВ НИЖНЕГО ТАГИЛА И ПЕТЕРБУРГА,
НО НЕ ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПОНРАВИВШИЕСя СТИЛИ И ПРИёМЫ, А СОЗДАЛИ НА ИХ
ОСНОВЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НЕПОВТОРИМЫЙ СТИЛЬ И ХАРАКТЕР УКРАШЕНИя ПОДНОСОВ.
ОН СЛОЖИЛСя В 1870 - 1880-Е ГОДЫ.

В ЭТО ВРЕМя УВЕЛИчИЛСя СПРОС НА ПОДНОСЫ В ГОРОДАХ. В ТРАКТИРАХ, В
ПИТЕЙНЫХ ЗАВЕДЕНИяХ И ГОСТИНИЦАХ ПОДНОСЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПО ПРяМОМУ ИХ
НАЗНАчЕНИЮ, И КАК УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА. ПОДНОСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЖОСТОВЕ
ПОСТЕПЕННО ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ НА ПАПЬЕ-МАШЕ. ВОЗНИКЛО НЕМАЛО
МАСТЕРСКИХ, ПРОИЗВОДИВШИХ ПОДНОСЫ НА ПРОДАЖУ В МОСКВЕ, В ПЕТЕРБУРГЕ И
ДРУГИХ МЕСТНОСТяХ. С ТЕХ ПОР И ПОНЫНЕ ЖОСТОВО И ОКРЕСТНЫЕ ДЕРЕВНИ яВЛяЮТСя
СВОЕГО РОДА ЗАПОВЕДНИКАМИ ЭТОГО УНИКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
КОЛЛЕКЦИя ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ В РУССКОМ МУЗЕЕ НЕВЕЛИКА. НО В НЕЙ
ЕСТЬ ПЕРВОКЛАСНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИя, ИСПОЛНЕННЫЕ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ПРОМЫСЛА
И НАГЛяДНО ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И УРОВЕНЬ ИСКУССТВА СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
К чИСЛУ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ОВАЛЬНЫЙ ПОДНОС,
УКРАШЕННЫЙ ЖИВОПИСЬЮ ПО ПЕРЛАМУТРУ.
ПОчТИ НА КАЖДОМ СТАРИННОМ ПОДНОСЕ СТОИТ КЛЕЙМО МАСТЕРСКОЙ, В КОТОРОЙ
ОН БЫЛ ВЫПОЛНЕН. ИЗ ЭТОГО КЛЕЙМА МОЖНО УЗНАТЬ ИМя ХОЗяИНА МАСТЕРСКОЙ, А ПО
НЕЙ ОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМя СОЗДАНИя ПОДНОСА.
.



ГЖЕЛЬ.


НА УДАЛЕНИИ 50-60 КИЛОМЕТРОВ К СЕВЕРО-ВОСТОКУ ОТ МОСКВЫ, В РАМЕНСКОМ
РАЙОНЕ, ВДОЛЬ ЕГОРЬЕВСКОГО ШОССЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ДВА ДЕСяТКА СЛИВШИХСя МЕЖДУ
СОБОЙ КРАСИВЫХ СёЛ И ДЕРЕВЕНЬ.

ГЖЕЛЬ - НАЗВАНИЕ ОДНОГО ИЗ СёЛ - БЫВШЕГО ВОЛОСТНОГО ЦЕНТРА, СТАВШЕГО
СОБИРАТЕЛЬНЫМ ДЛя ВСЕЙ ОКРУГИ, СИМВОЛОМ НЕПОВТОРИМОГО ИСКУССТВА И НАРОДНОГО
МАСТЕРСТВА.

ГЖЕЛЬЮ НАЗЫВАЮТ ВЫПУСКАЕМЫЕ В ЭТИХ МЕСТАХ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ФАРФОРОВЫЕ ИЗДЕЛИя, РАСПИСАННЫЕ КОБАЛЬТОМ ПО БЕЛОМУ ФОНУ.

ГЖЕЛЬ - НАЗВАНИЕ ОДНОГО ИЗ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИяТИЙ, ГДЕ ВОЗРОЖДЕНО
ИСТИННО НАРОДНОЕ КЕРАМИчЕСКОЕ ИСКУССТВО СТАРИННЫХ РУССКИХ МАСТЕРОВ.
ГЖЕЛЬ ВПЕРВЫЕ УПОМИНАЕТСя В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОчНИКАХ В 1339 ГОДУ В
ДУХОВНОЙ ГРАМОТЕ ИВАНА ДАНИЛОВИчА КАЛИТЫ. С ТЕХ ПОР НА ПРОТяЖЕНИИ СТОЛЕТИЙ,
КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ПРИБОЛЬНЫХ ВОЛОСТЕЙ, ПЕРЕХОДИЛА ГЖЕЛЬ ПО НАСЛЕДСТВУ В
РОДУ ВЕЛИКИХ МОСКОВСКИХ КНяЗЕЙ И ЦАРЕЙ, ПРИНОСя ИМ НЕМАЛЫЙ ДОХОД.

ЕЩё В XVI ВЕКЕ ГЖЕЛЬЦЫ ВОЗИЛИ В МОСКВУ ИЗЛИШКИ БЫТОВОЙ ПОСУДЫ, А
ТАКЖЕ В ЯУЗСКУЮ СЛОБОДУ МОСКОВСКИМ ГОНчАРАМ СВОЮ ГЛИНУ, НЕКОТОРЫЕ
ОСТАВАЛИСЬ ТАМ И РАБОТАТЬ. ВЫЕЗЖАЛИ ОНИ И НА МОСКОВСКИЕ яРМАРКИ И ТОРГИ.
ЗНАКОМИЛИСЬ НА ТОРГАХ С ПРИВОЗНЫМИ ИЗДЕЛИяМИ МАСТЕРОВ ИЗ ДРУГИХ МЕСТ
РОССИИ, ИЗ ДРУГИХ СТРАН.

НА БАЗЕ КРЕСТЬяНСКИХ ПРОМЫСЛОВ И ТОРГОВЛИ ПОСТЕПЕННО СКЛАДЫВАЛСя
НОВЫЙ ТИП КРЕСТЬяНСКОГО НАСЕЛЕНИя ГЖЕЛИ.

К 70 - 80 ГОДАМ XVIII ВЕКА ГЖЕЛЬ СТАНОВИТСя ЦЕНТРОМ ПРОИЗВОДСТВА В
РОССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАЙОЛИКИ. ДЕЛО В ТОМ, чТО СО ВРЕМЕНИ ОТКРЫТИя
МАНУФАКТУРЫ АФАНАСИя ГРЕБЕНЩИКОВА В 1724 ГОДУ МНОГИЕ ГЖЕЛЬЦЫ РАБОТАЛИ ТАМ
ГОНчАРАМИ. СМЕКАЛИСТЫЕ И РАСТОРОПНЫЕ, ОНИ БЫСТРО СХВАТЫВАЛИ СЕКРЕТЫ НОВОГО
ПРОИЗВОДСТВА МАЙОЛИКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ, А ВОЗВРАЩАяСЬ НА РОДИНУ, ЗАВОДИЛИ СВОИ
ПРИМИТИВНЫЕ, НО МНОГОчИСЛЕННЫЕ НОВЫЕ ГОРНЫ, СОЗДАВАЛИ СВОИ ИЗДЕЛИя НЕ
ТОЛЬКО ИЗ ОБЫчНЫХ КРАСНЫХ ГЛИН, КАК РАНЬШЕ, А ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПО НОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ БЕЛЫЕ МАССЫ С ПРИМЕСяМИ ДРУГИХ СОРТОВ ГЛИН И МИНЕРАЛЬНЫХ
ДОБАВОК.

САМОБЫТНЫЕ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИя ПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМ СПРОСОМ.
КРЕСТЬяНЕ-КУСТАРИ ТРУДИЛИСЬ ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ, ИМЕя ДЕЛО С ГЛИНОЙ И ТВОРя ИЗ
НЕё НЕОБХОДИМЫЕ В БЫТУ ВЕЩИ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ИМЕЛ СВОЮ МАНЕРУ, И СОЗДАВАя
ИЗДЕЛИя, ВНОСИЛ СОБСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ДОСТОИНСТВО ПОСУДЫ,
ИГРУШЕК ОПРЕДЕЛяЛОСЬ ВКУСАМИ ПОКУПАТЕЛЕЙ И УПРАВЛяЛОСЬ ИХ СПРОСОМ.
ПОПУЛяРНОСТЬ ГЖЕЛЬСКИХ ИЗДЕЛИЙ ОЗНАчАЛА СООТВЕТСТВИЕ ИХ ТРЕБОВАНИяМ,
ОТВЕчАЮЩИМ УТИЛИТАРНЫМ ЦЕЛяМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВКУСАМ ЛЮДЕЙ ТОГО ВРЕМЕНИ. В
СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА В РОССИИ ДОВОЛЬНО БЫСТРО НАчАЛИ РАЗВИВАТЬСя ГОНчАРНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВА, ОДНАКО ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИя ПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМ СПРОСОМ.
ОТСЮДА ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИКИ РАСПРОСТРАНяЕТСя В КОЛОМЕНСКОЙ, СЕРПУХОВСКОЙ И
ДРУГИЕ УЕЗДЫ МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.

КОНЕЦ XVIII ВЕКА яВИЛСя ВРЕМЕНЕМ РАСЦВЕТА ГЖЕЛЬСКОЙ МАЙОЛИКИ;
ОСОБЕННО БОЛЬШОГО ИСКУССТВА МЕСТНЫЕ МАСТЕРА ДОСТИГЛИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ
КУВШИНОВ, КУМГАНОВ, КВАСНИКОВ. РАБОТА ТРЕБОВАЛА БОЛЬШОГО ТЕРПЕНИя И
ИСКУССТВА. РОСПИСЬ НЕ ДОПУСКАЛА ПОПРАВОК И ПЕРЕДЕЛОК, ТАК КАК ВЕЛАСЬ ПО
МяГКОМУ, НЕ ОБОЖЖёННОМУ чЕРЕПКУ, ПОКРЫТОМУ БЕЛОЙ ЭМАЛЬЮ. ГЖЕДЬЦЫ ВЫПУСКАЛИ
ОТДЕЛЬНО И МЕЛКУЮ МАЙОЛИКОВУЮ ПЛАСТИКУ, КОТОРАя чАСТО ОТРАЖАЛА ТИПИчНЫЕ
СЦЕНКИ ИХ ЖИЗНИ, НАПОЛНЕННЫЕ ЮМОРОМ КОМПОЗИЦИИ, СОЛДАТ, КРЕСТЬяНОК, МОДНИЦ
И ФРАНТОВ, ЗАНяТЫХ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ДЕЛАМИ. СЮЖЕТЫ БЫЛИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫ И
ДОХОДчИВЫ, ПОКОРяЛИ яСТНОСТЬЮ ЗАМЫСЛОВ, НАИВНОСТЬЮ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ - ПРОСТЫХ
НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ.

ЗДЕСЬ ИЗГОТОВЛяЛИСЬ И ИЗДЕЛИя ПРОМЫШЛЕННО-ХОЗяЙСТВЕННОГО НАЗНАчЕНИя,
КАК, НАПРИМЕР КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ТРУБЫ ДЛя МОСКОВСКИХ УЛИЦ.

В ТЕчЕНИЕ МНОГИХ ДЕСяТИЛЕТИЙ ГЖЕЛЬЦЫ СОЗДАВАЛИ ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ ПО
КРАСОТЕ И РАЗНООБРАЗИЮ РОСПИСИ ИЗРАЗЦЫ ДЛя ОФОРМЛЕНИя ПЕчЕЙ И КАМИНОВ.
СВЫШЕ 500 ИХ ОБРАЗЦОВ ХРАНИТ ТЕПЕРЬ В СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖ.


МНОГИЕ ГЖЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА УчАСТВОВАЛИ СОЗДАНИИ ГОНчАРНОГО ПРОМЫСЛА И
В ДРУГИХ МЕСТАХ РОССИИ.


ПОЛУФАяНС ГЖЕЛИ ПЫТАЛИСЬ ДЕЛАТЬ ЕЩё В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ XVIII ВЕКА.
ЗАВОЗИМЫЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ЭТОГО МАТЕРИАЛА БЫЛИ НАСТОЛЬКО ДОРОГИ,
чТО ИХ МОГЛИ КУПИТЬ ТОЛЬКО НЕМНОГИЕ, НО ОНИ ЖЕ НЕВОЛЬНО ТОЛКАЛИ ГЖЕЛЬЦЕВ
ОВЛАДЕТЬ ТЕХНОЛОГИЕЙ ИХ ПРОИЗВОДСТВА.


ПОЛУФАяНС УЖЕ ИМЕЛ БЕЛЫЙ, ХОТя И ТОЛСТЫЙ чЕРЕПОК, И РОСПИСЬ ВЕЛАСЬ
НЕ ПО СЫРОЙ ЭМАЛИ, КАК НА МАЙОЛИКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ, А ПОСЛЕ ОБЖИГА, ПО ТВЕРДОМУ
чЕРЕПКУ, чТО ЗНАчИТЕЛЬНО ОБЛЕГчАЛО, УСКОРяЛО РАБОТУ И УСКОРяЛО БРАК.


ПОЛУФАяНС СТАЛ ТАКИМ ЖЕ ЗАМЕчАТЕЛЬНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ яВЛЕНИЕМ,
КАК И МАЙОЛИКА. ГЖЕЛЬЦАМ УДАЛОСЬ ПОЛУчИТЬ БЕЛУЮ ПОСУДУ БЕЛУЮ, НАПОДОБИЕ
ФАяНСА В НАчАЛЕ XIX ВЕКА. ДОБАВИВ В СВОИ ГЛИНЫ ИЗВЕСТЬ, ГЖЕЛЬЦЫ ПОЛУчИЛИ
МАТЕРИАЛ, НАЗВАННЫЙ ПРОСТЫМ ФАяНСОМ ИЛИ ПОЛУФАяНСОМ, И В ТЕчЕНИЕ XIX ВЕКА
СОЗДАВАЛИ ИЗ НЕГО ДЕСяТКИ ТЫСяч НЕОБХОДИМЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА.


НЕ СРАЗУ ГЖЕЛЬЦЫ ВЫРАБОТАЛИ СВОЙ САМОБЫТНЫЙ СТИЛЬ РОСПИСИ КОБАЛЬТОМ,
НО ПОСТЕПЕННО ОН ДОСТИГ СОВЕРШЕНСТВА ИМЕННО В ПОЛУФАяНСЕ. СИНИЙ ЦВЕТ
СТАНОВИТСя КЛАССИчЕСКИМ, НЕОТДЕЛИМЫМ ОТ ГЖЕЛЬСКОГО ПОЛУФАяНСА. ЭТО БЫЛ
НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ яЗЫК, ПРИШЕДШИЙ НА СМЕНУ КОНТУРНОМУ
РИСУНКУ С ПОЛИХРОМНОЙ РАСКРАСКОЙ, КАКАя РАНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ В МАЙОЛИКЕ.
СИНяя КРАСКА ЛУчШЕ ВСЕГО СОЕДИНяЕТСя С ГЛАЗУРЬЮ, ПРИ ОБЖИГЕ ДАёТ МЕНЬШЕ
БРАКА, ИЗЛУчАЕТ СИяНИЕ, НЕ ПОДВЛАСТНОЕ ВРЕМЕНИ. В РОСПИСИ ПРИСУТСТВУЮТ И
ЭЛЕМЕНТЫ ОчЕЛОВЕчЕНИя, ОДУХОТВОРЕНИя ВЕЩЕЙ.


К СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА ГЖЕЛЬ яВЛяЛАСЬ САМЫМ КРУПНЫМ ПОСТАВЩИКОМ
КЕРАМИчЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ СТРАНЫ.


ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РУССКОМ КЕРАМИчЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ПРОИСХОДяТ ЗНАчИТЕЛЬНЫЕ СДВИГИ. ЛИДИРУЮТ ТЕПЕРЬ КРУПНЫЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ
ЗАВОДЫ. ЭКОНОМИчНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, ДОБРОТНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ И УМЕРЕННОСТЬ ЦЕН
ДАВАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫИГРАТЬ БОРЬБУ НА РЫНКАХ СБЫТА.


В 1926 ГОДУ чИСЛО РАБОТАЮЩИХ В ФАРФОРОВО-ФАяНСОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПО ГЖЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТАВЛяЛО 506 чЕЛОВЕК.


ТОВАРИЩЕСТВО ГЖЕЛЬ СОЗДАНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИя ШЕСТИ МЕЛКИХ
ЦЕХОВ РАЗНЫХ ДЕРЕВЕНЬ В 1972 ГОДУ.


В ДЕРЕВНЕ ЖИРОВО ВЫПУСКАЮТ КЕРАМИчЕСКИЕ КАМИНЫ, В ДЕРЕВНяХ
ТРОШКОВО И ФЕНИНО - ГОНчАРНУЮ И МАЙОЛИКОВУЮ ПОСУДУ. В ДЕРЕВНЕ ФЕНИНО
СОВМЕСТНО С ИТАЛЬяНСКОЙ ФИРМОЙ СОЗДАёТСя ПРОИЗВОДСТВО ПО ВЫПУСКУ ИЗРАЗЦОВ И
ПЛИТКИ. В ДЕРЕВНЕ КОЛОМИНО - ФРяЗИНО ДЕЛАЮТ ФАРФОРОВЫЕ ИГРУШКИ, А
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В Д. ТУРЫГИНО И БАХТЕЕВО - ГЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ
ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФАРФОРА.


ГЖЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА ГЛУБОКО И СВяТО ХРАНяТ ТРАДИЦИИ СВОИХ ПРЕДКОВ,
ТВОРчЕСКИ ИХ РАЗВИВАЮТ И ПРИУМНОЖАЮТ. В ПОЛУСКАЗОчНОМ МИРЕ, СОЗДАВАЕМОМ
МАСТЕРАМИ - КЕРАМИСТАМИ НЫНЕШНЕЙ ГЖЕЛИ, ТРУДНО ПРОВЕСТИ чЕТКУЮ ГРАНИЦУ
МЕЖДУ ИСКУССТВОМ ПРОШЛОГО И НАСТОяЩЕГО. НЕ ИССяКАЕТ РОДНИК, ВОЗНИКШИЙ
СТОЛЕТИя НАЗАД В ДУШЕ РУССКОГО НАРОДА; ПРОЙДя чЕРЕЗ ТОЛЩУ ВЕКОВ, ОН ПО-
ПРЕЖНЕМУ ОСТАёТСя МОГУчЕЙ ЭСТЕТИчЕСКОЙ СИЛОЙ И НЕ ТЕРяЕТ СВОЕЙ чИСТОТЫ. В
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ, ВЕРНОСТИ ИМ И НАХОДИТСя ЗЕРНО
УСПЕХА И ПОПУЛяРНОСТИ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ В НАШЕ ВРЕМя.


ИСТОРИя ГЖЕЛИ УХОДИТ ВГЛУБЬ ВЕКОВ, И Её НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ СУЖДЕНА
ДОЛГАя ЖИЗНЬ, СЕГОДНя ЗНАМЕНИТЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НАБИРАЕТ НОВЫЕ СИЛЫ. В
РАЗНЫЕ КОНЦЫ ПЛАНЕТЫ УЛЕТАЮТ СИНИЕ ПТИЦЫ ГЖЕЛИ, чТОБЫ УКРАШАТЬ БЫТ ЛЮДЕЙ,
ВОСПИТЫВАТЬ чУСТВО ПРЕКРАСНОГО.


ХОЛУЙ.


В СЕМЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПАПЬЕ-
МАШЕ ХОЛУЙСКИЙ яВЛяЕТСя САМЫМ МЛАДШИМ ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИя.


ХОЛУЙ, НЫНЕ ПОСёЛОК, А РАНЬШЕ ХОЛУЙСКАя СЛОБОДА, РАСПОЛОЖЕН ПО ОБОИМ
БЕРЕГАМ РЕКИ ТУЗЫ, ПРИТОКА КЛяЗЬМЫ.


ДОМА В ХОЛУЕ БОЛЬШЕЙ чАСТЬЮ ДЕРЕВяННЫЕ, ОДНОЭТАЖНЫЕ. МНОГИЕ УКРАШЕНЫ
ПРЕКРАСНОЙ РЕЗЬБОЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМИ ФАНТАСТИчЕСКИХ СУЩЕСТВ - ПОЛУРЫБ-
ПОЛУЛЮДЕЙ. КРАСОТА ЖИЛИЩА В СОчЕТАНИИ С КРАСОТОЙ МЕСТНОЙ ПРИРОДЫ СОЗДАВАЛА
ОКРУЖЕНИЕ, КОТОРОЕ СПОСОБСТВОВАЛО ТВОРчЕСТВУ. ИЗДАВНА ЖИТЕЛИ ХОЛУя, НЕ ИМЕя
ПАХОТНОЙ ЗЕМЛИ, ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ЗАНИМАТЬСя КАКИМ-ЛИБО РЕМЕСЛОМ. ГЛАВНЫМ У
НИХ БЫЛО ПИСАНИ ИКОН И ВЫШИВАНИЕ.


ХОЛУЙ СЛАВИЛСя СВОИМИ яРМАРКАМИ, КОТОРЫЕ ЛЕТ СТО НАЗАД СОПЕРНИчАЛИ С
НИЖЕГОРОДСКОЙ. ИЗ РАЗНЫХ МЕСТ СЮДА ПРИВОЗИЛИ НА ПРОДАЖУ РАЗЛИчНЫЕ ИЗДЕЛИя И
МАТЕРИАЛЫ. ВСя ОКРУГА - ХОЛУЙ, МСТёРА, ПАЛЕХ, ШУя - яВЛяЛАСЬ СРЕДОТОчИЕМ
НАРОДНОГО РЕМЕСЛЕННОГО ИКОНОПИСАНИя. ОНО СЛОЖИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ НАЗАД.


ИКОНЫ ПИСАЛИ ТЕМПЕРОЙ. В КОНЦЕ XIX ВЕКА ПЕРЕШЛИ НА МАСЛяНУЮ ЖИВОПИСЬ.
К КОНЦУ XIX ВЕКА ИКОНОПИСЬ В ХОЛУЕ ИЗЖИЛА СЕБя.


ПЕРВЫЕ РОБКИЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В
1930-Х ГОДАХ.


ДЛя ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ ХАРАКТЕРНА БЛИЗОСТЬ К НАТУРЕ,
ЖИВОПИСНАя КАРТИННОСТЬ. ЭТО ОДНО ИЗ Её НАПРАВЛЕНИЙ. В НёМ МНОГО БЫТОВЫХ
СЮЖЕТОВ; В КОМРОЗИЦИяХ НЕТ ПЕРЕГРУЗКИ ПОДРОБНОСТяМИ, ОНИ ЛАКОНИчНЫ И яСНЫ.
КОЛОРИТ ОТЛИчАЕТСя СВЕЖЕСТЬЮ И чИСТОТОЙ. ЗОЛОТОЙ ОРНАМЕНТ СОЗДАёТ ПЕРЕХОД К
НЕЙТРАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ ПРЕДМЕТА. МИНИАТЮРА ПРОчНО СЛИТА С ВЕЩЬЮ, КОТОРУЮ ОНА
УКРАШАЕТ.


УЖЕ В САМЫЙ РАННИЙ ПЕРИОД ДЕяТЕЛЬНОСТИ ИКОНОПИСЦЕВ ХОЛУя ОПРЕДЕЛИЛОСЬ
РАЗЛИчИЕ ИХ ТВОРчЕСКИХ МАНЕР, КОТОРОЕ ПРОяВИЛОСЬ В РАБОТАХ НАД МИНИАТЮРАХ И
В ДАЛЬНЕЙШЕМ.


В 1960-Е ГОДЫ, ПОМИМО ПРЕЖНИХ ОДНООБРАЗНЫХ ШКАТУЛОК И КОРОБОК,
ПОяВЛяЮТСя ЛАРЦЫ СТАРИННОЙ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ ПРИ РОСПИСИ ПОЗВОЛяЮТ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТОВ.


ПРОМЫСЕЛ ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ, САМЫЙ МОЛОДОЙ ПО ВРЕМЕНИ
ВОЗНИКНОВЕНИя, НАРАВНЕ С ПАЛЕХОМ И МСТёРОЙ ВНОСИТ СВОЙ ВКЛАД В ОБЩЕЕ
РАЗВИТИЕ ЭТОГО ИСКУССТВА.


.





Реферат на тему: Художественная культура Древнего Египта
ВВЕДЕНИЕ.
Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с
незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она
вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У
египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим
преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и
целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие,
надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными
верованиями древних египтян.
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно
наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства..
Египетская культура - целый мир, и ключ к его пониманию надо искать в
его истории, это она рассказывает нам о человеке и его времени.
Минули тысячелетия, живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не
иссяк. Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был
неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена-
иероглифы. . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над
загадкой бились и античные философы , историки , писатели . " Вырезанные на
камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан ,
живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический
характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ", -
предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о
египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но
понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до
конца выявить все тайны египетского письма . После дешифровки иероглифов
перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация ,
процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко
открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей , созданных талантливым
и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный
вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.
Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь
правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной
органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не
разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно
"искусство".
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и
величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших
эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с
руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.
Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты
человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели
в торжественных статуях властителей. Древние египтяне не знали перспективы,
дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую
наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые
легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть
фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как
можно полнее. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений,
очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные
тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.

О связи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно.
Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого
прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только
декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их
пониманием искусства.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления
фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали
отзвук и реальные события.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство
просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В
поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов,
особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными
от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом
определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись,
подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое.
Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой
тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о
загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож.
Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались
напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был
похоронен правитель племени или страны.
Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не
иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории , традициях "Страны
Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я
использовал при написании этой работы .



БЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий
по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII
династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме
расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних
помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот
период было сельское хозяйство.
Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в
южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла
расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта,
многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная,
были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности
обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске
земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом
папируса. В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне
научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые
служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей
древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Земледельцы
неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию
зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не
установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где
самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э.
Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось
самостоятельным путем. Ухудшение природных условий жизни ранних
земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их
расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями
долины.
Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило
населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий,
необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и
топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных
холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних
земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.),
которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки
могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных
валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. В
результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила,
тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной
бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно,
путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамбы и плотины. Для
создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях
воду паводка в необходимое для посева время, наблюдательные
древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима
Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила
(с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега
до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-
степной растительностью.
Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении
земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по
большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы
потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого
развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и
строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на
бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев
был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а
позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе
звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал
начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен
сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре
месяца каждый: "половодье" ("ахет"), "выхождение" ("пернит") и "сухость"
("шему"). Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали
водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам.
Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он
расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтому времена года могли
приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с
началом их астрономического года только через 1461 год, составляющий так
называемый период Сотиса (греческое название Сириуса). Примитивный, но
мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно
рассматривать как практическое руководство для различных
сельскохозяйственных работ. Специальные чиновники наблюдали за уровнем
подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах,
установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали
верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры
Древнего царства находились, вероятно, один - вблизи Мемфиса, другой - на
скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер
представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных
камней - вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и
понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки,
отмечавшие уровень подъема воды. Данные ниломеров позволяли заблаговременно
предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране.
Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы
земледельцы могли подготовиться к паводку. Если данные ниломера превышали
обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило
наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и
селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью
на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при
котором часть "высоких земель" (искусственно орошаемых) могла остаться
неорошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай
и голод. С началом паводка в стране наступало великое ликование, которое
воспето в более поздних гимнах Хапи, т.е. Нилу. В надписях древнего царства
Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который "стоит во главе
Египта".
Поля обрабатывали рабы. Посевное зерно выдавалось из хозяйской
житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим "личному дому"
вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотные дворы, то коровьи
упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали также ему, а не
землепашцам.
В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его
юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась и на ее
поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где
паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада
воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие
земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять,
работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными
наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою
раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем
шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно,
разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в
землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой и
разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это
недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления
земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком
земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу и все бьют в одно место.
Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота. Другим способом
производили посев технической культуры - льна. Но сцены, изображающие посев
льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвы
сохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна
сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и
бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а
опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это
делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, - так его легче было
выдергивать. Сеятелями часто были женщины и мальчики, видимо, описанный
способ посева семян льна не требовал такой физической силы, как
разбрасывание хлебного зерна. Посевная пора продолжалась довольно долго.
Заканчивали посев в основном уже в декабре.
Уборка урожая была для египетских земледельцев была большим событием -
радостным завершением тяжелых земледельческих работ. На рельефе
сельскохозяйственного календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусире
сохранилось изображение теребления - выдергивания созревшего льна. В
Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь -
десять дней, так как по истечении этого времени коробочки перезревали,
трескались и семена выпадали. Жатва злаковых культур - ячменя и эммера - на
рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно,
объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя - в апреле, эммера - в
мае. Злаки показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске:
шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер - в красно-
желтый. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается
рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда
смешанном посеве ячменя и эммера последний снимали недозрелым и сушили в
специальных печах.. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы.
Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого
стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на
гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не
было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили
снопы на ослах. На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре
скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит
по одному погонщику скота. Токи - площадки для молотьбы. Площадка была
круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого
велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до
колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в
набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны,
забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое
других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно
обычно быки и ослы.
В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи
просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины - они
заметают метлами очищенное. Провеянное зерно измерялось и учитывалось
писцами. Затем работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху
хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были
сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). В
царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие
зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы
Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через
выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в
хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов,
обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно
засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища.
Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских
земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и
труда населению всей страны. Для сельского хозяйства Египта характерны
низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника,
очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.



РЕЛИГИЯ.
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,
поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений
природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ
божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья
- всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы
их изваивались скульпторами. Религия египетская была собранием различных
культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным
изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес
в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума,
философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих
основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого
идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса,
всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал
себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой
степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-
нибудь да заимствуют у животных. Впрочем, греки, всегда склонные искать в
своих собственных мифах объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют
верования египтян и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время
страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги,
спасаясь от преследований своих противников, принуждены были бежать в
Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или форму
животных. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные ими
формы, под которыми они их увидали впервые. Когда же греки захотели
посредством искусства изобразить египетских богов, то они их совершено
преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекам чем-
то постыдным для богов. Итак, над этими бесчисленными божествами различных
форм находится один высший бог, которому поклоняются под различными именами
сообразно с местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют
“единым действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот
бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и
женский, играющий роль матери, которая остается вечной девственницей,
потому что сын у нее зарождается сам собой. Египетская религия, как и само
царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней
встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и
со значительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым
поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем
и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы
определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни
малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое
существо. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и супруга, и Гор - их
сын. Об этих богах сложились мифологические легенды, пересказанные нам
греческими писателями, и эти мифы как бы являются символами борьбы солнца и
мрака, света и тьмы. Подробности этих легенд, или, лучше сказать, греческих
пересказов, интересны уже тем, что объясняют нам множество Эмблем и
символов, часто встречающихся на памятниках египетского искусства. Исида
первая дала людям рожь и ячмень, а Осирис - изобретатель земледельческих
орудий - основал общество и общественную жизнь, дав людям законы, он же
научил их собирать жатву. Затем, желая распространить на всех свои
благодеяния, он странствует по всему свету, покоряя людей не грубой силой,
а чарами музыки. В его отсутствие брат его коварный Тиф он, или Сет,
олицетворяющий бесплодность пустыни, хочет царствовать на его месте, но все
планы злодея разбиваются о силу воли и стойкость Исиды. Осирис
возвращается. Тифон делает вид, что обрадован возвращением брата, но в
сообществе с Азо, царицей эфиопов, этих исконных врагов Египта, приглашает
он Осириса на пир, где его ждет погибель. Во время пира приносят
великолепный гроб, вызывающий восторженные похвалы пирующих. Египтяне очень
заботились о своих гробах и часто еще при жизни заказывали себе роскошные
гробы, чем и можно объяснить это сказание о хитрости, употребленной
Тифоном. Тифон объявляет, что подарит гроб тому, кто в нем свободно
поместится, гроб был заказан им по мерке брата. Все присутствующие пробуют
поместиться в нем, но напрасно. Наступает очередь Осириса: он, ничего не
подозревая, ложится в него, а Тифон и его сообщники захлопывают крышку,
заливают ее свинцом и кидают гроб в Нил, откуда он через одно из устьев
реки попадает в море. Таким образом, погиб Осирис после
двадцативосьмилетнего царствования. Лишь только умирает Осирис, вся страна
оглашается жалобными криками: до Исиды доходит печальная весть о гибели
супруга; она облачается в траурные одежды и отправляется искать его тело.
Она находит гроб в тростниках близ Библа, но, пока она отправляется за
сыном Гором, Тифон овладевает телом Осириса, разрезает его на четырнадцать
частей и кидает куски во все рукава Нила. Согласно преданиям, Осирис,
прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях
заставила его отождествить с принципом добра, тогда как его убийца
отождествляет зло. Эта же легенда имела и, другое религиозное, моральное,
объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое
темнотой-мраком. Исида - Луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи
солнца, а Гор - восходящее солнце - мстит за отца, рассеивая темноту. Но
если солнце есть видимое проявление Осириса, то добро есть его нравственное
проявление; когда заходящее солнце умирает, оно вновь появляется на
горизонте в образе Гора - сына и мстителя Осириса. Точно так же добро,
погибающее под ударами зла, появляется вновь в образе торжествующего добра,
в образе зла, победившего зло. Осирис олицетворяет заходящее, ночное
солнце, поэтому он председательствует в подземных странах, судит умерших, и
присуждает награды праведным и кары грешным душам. На земле долина Нила
принадлежала добрым богам - Исиде и Осирису, тогда как бесплодная и жгучая
пустыня, а также зловредные болота Нижнего Египта - владения злого Тифона.
Земледельческие племена, населявшие долину Нила поклонялись Апису, этому
воплощению Осириса в образе быка - символа земледелия, и бык был посвящён
Осирису. А кочующие племена пустыни, всегда презираемые оседлыми жителями
городов, употребляли для верховой езды осла , и осел - животное ,
посвященное Тифону. Но так как губительные испарения болот являются так же
произведением злого духа, то их воплощали в крокодиле, животном, а также
посвященном Тифону. Гор не убил Тифона, потому что зло продолжает
существовать на земле, но он ослабил его и тем упрочил победу
божественного закона над беспорядочными силами природы. Осирис часто
изображался в виде мумии; его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ
власти, и эмблема Нила в виде креста с ушком наверху; это впрочем,
отличительный признак всех египетских богов и называется многими учёными -
исследователями мифологии ключом Нила. Иногда же Осирис изображается с
головою быка . Исиду часто смешивали в искусстве с более древней египетской
богиней Хатор, олицетворявшей небесное пространство, по которому движется
солнце; изображение этой богини сохранилось на капителях храма в Ден-дере;
это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание - символ
вселенной; она как бы стоит на богато украшенной чаше, символе влаги, без
которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки
Исиды - диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним
Египтом, и рога на голове. Когда Гор, победив Тифона, привел его к ней в
оковах, Исида по своей доброте простила его: тогда разгневанный Гор лишил
ее короны и заменил ее рогами. Богиня точно так же изображалась очень часто
с головою коровы; вот почему греки отождествляют ее с нимфой Ио,
превращенной Юноной в корону. На одной из древнейших статуй изображена
Исида с головою коровы, кормящая грудью Гора. В честь этой богини были
установлены празднества, известные под названием таинств Исиды, в них
принимали участие только жрецы и посвящённые. Так как все объяснения
египетских мифов греки основывают исключительно на соотношении с греческими
мифами, то можно предполагать, что Тифон, временно побеждающий Осириса,
есть тот же великан Тифон, также временно победивший Юпитера. Надо было
измыслить миф, объясняющий происхождение и рождение египетских богов; для
богатых воображением греков это было делом нетрудным. Они придумали
следующее: Осирис и Исида - дети бога Солнца; этот бог, разгневанный на
жену за ее измену, объявил, что у нее не могут родиться дети ни в один из
трехсот шестидесяти дней в году (тогда в году считалось триста шестьдесят
дней). Меркурий, считал себя слегка виновным в измене богини, захотел
исправить причиненное им зло, но так как ни один бог не может изменить
того, что решил другой, то он, по своему обыкновению, пустился на хитрость:
он предложил Луне сыграть с ним в кости, выиграл у нее семидесятую часть ее
света и сотворил из этой части пять дополнительных дней в году. В эти-то
пять дополнительных дней и родилось пять главных египетских богов: Осирис,
Исида, Тифон, Гор и Нефтида. На памятниках искусства Осирис является
преимущественно в сценах, изображающих похоронные церемонии и суд над
умершими. Исида и Гор фигурируют главным образом во всех явлениях обыденной
жизни и во всех сценах, имеющих какое-либо отношение к земледелию. В день
рождения Гора, совпадающий с самым коротким днем в году и с цветением
лотоса, Гор называется Гор-па-хердом и тогда изображается в виде слабого
ребенка, сидящего на цветке лотоса; он держит палец у рта, и вот почему его
статуи долгое время принимались за изображение бога молчания. На одном из
барельефов храма в Гермополисе изображен Гор, выходящий из цветка лотоса,
эмблемы Нила и вечной жизни; волосы молодого бога заплетены наподобие
бараньих рогов, в руке он держит плеть - символ власти; Исида сидя
протягивает ему руку, как бы помогая ему выйти из цветка; позади Гора стоит
Нефтида, она дотрагивается до его головы ключом Нила . На многих памятниках
Исида изображена кормящею грудью Гора, достигшего уже юношеского возраста.
В храме города Фил был найден барельеф, представляющий жреца, приносящего
жертву Исиде в виде цветов лотоса; богиня кормит грудью Гора, стоящего
подле нее; две богини сидят позади Исиды: одна держит зубчатую линейку -
эмблему разлива Нила (она как бы отмечает подъем воды), а другая держит
скипетр, оканчивающийся лотосом, и ключ Нила . Другое скульптурное
произведение, найденное в том же храме, изображает женщину, поющую
священный гимн перед Исидой и Гором; она аккомпанирует себе на арфе,
украшенной всеми атрибутами Исиды; Гор держит в одной руке ключ Нила, а
палец другой руки подносит ко рту. Осирис был главным богом всего Египта, а
потому вокруг его имени группируются почти все мифы и аллегории египетской
религии. «Вся человеческая жизнь, - говорит Мариэтт - уподоблялась древними
египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному своду,
заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им образом смерти.
Лишь только наступал торжественный момент смерти для какой-нибудь души на
земле, Осирис должен был провести ее к жизни вечной. Он отождествляется с
нею, проходит с нею вместе через все испытания, назначенные этой душе для
очищения ее от греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с
чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти. Наконец, он же, победив
мрак с помощью восходящего солнца - Гора, восседал в страшном судилище
смерти и открывал очистившейся душе врата вечного жилища, и блестящее
утреннее солнце, появлявшееся с рассветом на горизонте, являлось символом
этого второго рождения к жизни вечной, не знающей больше смерти». Осирис,
по мнению египтян, желая дать людям видимый образ своего присутствия среди
них, воплощается в быка Аписа. Когда в священных коровниках Мемфиса
появлялся на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тотчас
же объявляли о милостивом воплощении Осириса, и повсюду это известие
вызывало народную радость и веселье. Когда Апис умирал естественной
смертью, его с большою пышностью хоронили в подземельях храма Серапеума,
развалины которого теперь найдены. Если же Апис достигал двадцати восьми
лет, число лет Осириса, его убивали. Голова Аписа должна была быть черной с
белым треугольником на лбу; туловище белое, но с черными пятнами
определенной формы. Богиня Нефтида, которую греки отождествляли с Венерой,
была супругой и вместе с тем сестрой Тифона, но она предпочла другого
брата, мягкого и доброго Осириса, и от союза с ним у Нефтиды родился сын
Анубис, или Инпу, бог с головою шакала, хранитель мумий. Когда Осирис был
убит Тифоном, Анубис его бальзамировал. На одной из фараоновых гробниц в
Фивах изображён Анубис, исполняющий свои печальные обязанности. Он стоит
подле ложа, на котором лежит мумия. Под ложем стоят четыре сосуда: у
первого вместо крышки - человечья голова, у второго - голова обезьяны-
павиана, третий - с головой шакала и четвертый - с ястребиной головой. Эти
головы являлись воплощением второстепенных божеств, на обязанности которых
лежало охранение внутренностей умерших, положенных в эти сосуды. Это
изображение встречается очень часто на многих надгробных памятниках. У
греков обязанность сопровождать души в жилище смерти выпала на долю
Меркурия, а потому греки отождествляли его с Анубисом. Тот - бог с головою
ибиса олицетворяет божественный разум, который сотворил всю Вселенную. Он
по преимуществу бог письмен, поэтому он также отождествляется с Меркурием.
Ом же - организатор мира, разогнавший первобытный мрак, и он же рассеивает
потемки души, т.е. невежество и дурные мысли - этих вечных врагов
человечества. Ибис и обезьяна - кинокефал, или павиан - посвящены этому
богу. Ибис - птица, появляющаяся в Египте перед разливом Нила;
следовательно, она, по египетским понятиями знает и предвидит будущее.
Кроме того, когда эта птица ест, ее клюв образует вместе с лапами
равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все
науки, основанные на ней, и вот почему ибис посвящен Тоту, богу
божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение и
определение той высоты, до которой должен был подниматься Нил во имя
разливам, отчего зависело плодородие в Египте и вместе с тем и
существование его обитателей. На одном из барельефов в храме города Фил
изображен жрец или важное лицо просящее богов о благополучном разливе
Нила. На этом барельефе бог Тот изображен с головою ибиса, он держит в
одной руке зубчатую линейку - символ разлива Нила, а в другой - тростник,
которым собирается отметить подъем воды. Иногда же Тот изображался в образе
обезьяны павиана, пишущего на табличках. Египтяне верили в бессмертие души;
это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии.
Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а
также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта
была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов
древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из
них была строгая система композиционных и иконографических правил,
получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны не
менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как
усыпальницы . В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных
двойников покойных , убежищ для их бессмертных душ - “ка”. Внутри стены
гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев
и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам,
которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были
вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей
смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало
небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском
похоронном требнике. Эта священная книга, которая должна была находиться в
каждом
гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая
этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок
четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь
будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами,
обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай
бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для
того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь соединиться со
своим телом». На одном надгробном памятнике в виде столба (стела) в
Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит
следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу моей любовью, я накормил
голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил
бесприютного». Эти слова, в которых выражено стремление к высшему
нравственному совершенству, являются на этом памятнике не случайным
единичным явлением, говорит Мариэтт, а
встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно считать
обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над
душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто
изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда,
впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня
правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она
является такою же
ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками
далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро
и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а Осирис выносил
приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была
воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и
священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного на землю среди
живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие,
потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или
утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Хотя
Осирис, Исида и Гор - главные египе

Новинки рефератов ::

Реферат: Культурные и психологические особенности жителей Египта (Психология)


Реферат: Григорий Александрович - князь Потемкин-Таврический (Исторические личности)


Реферат: Основы конструирования элементов приборов (Технология)


Реферат: Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач (Педагогика)


Реферат: Метод прямого наблюдения (Социология)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Контактная сеть переменного тока 27,5 кВ (Технология)


Реферат: Культура России второй половины 19 века (Культурология)


Реферат: Имам Шамиль (История)


Реферат: Оборона Одессы (История)


Реферат: Розрахунок раціонів кормів (Ботаника)


Реферат: Побудова та розкрій жіночої сукні (Технология)


Реферат: Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста (Спорт)


Реферат: Организация производства зерна (Ботаника)


Реферат: Гражданский процесс (Гражданское право и процесс)


Реферат: Объекты Гражданского права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Автоматизированная информационная система "Учет экономической деятельности мукомольного цеха" (Программирование)


Реферат: Факторы вызывающие мутацию (Доклад) (Биология)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Виробничо-торговельна діяльність підприемства (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист