GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Европейские фонды, поддерживающие культуру (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Европейские фонды, поддерживающие культуру (Культурология)


[pic]
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ГИТИС
продюсерский факультет



курсовая работа по предмету:
ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ
по теме

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФОНДЫ,
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ
КУЛЬТУРУ.



Преподаватель - Игнатьева Э.Л.
Выполнил - Милютин Ю.А. (III курс)



МОСКВА
23.04.96


ВВЕДЕНИЕ



Бизнес и культура могут принести большую пользу, если они будут
сотрудничать между собой. Это значит, если коммерческий сектор инвестирует
свои средства в культуру, поддерживая инновации в области культуры, то он
вносит вклад в развитие цивилизованной жизни на земле. Нынешняя
экономическая система взросла на культурной почве, которая развивалась
многие столетия. Она дала возможность развитию демократии, рыночных
отношений, социального обеспечения и общего благополучия. Культура, таким
образом, не предмет роскоши, а необходимость. В тех странах, где развитие
культуры было приостановлено, где на первом месте были политические цели,
останавилось также и развитие экономики. Таким образом, человечество должно
заботиться о всевозможном способствовании развитию культуры и искусства.
Особенно важно развитие культуры и искусства на международном уровне -
внутренняя политика (не говоря уже о внешней) того или иного государства
отражается не только на её гражданах, но и на мировой экономической
системе.
Сейчас эта заинтересованность проявляется с двух различных сторон. Во-
первых, это проекты интернационального масштаба на уровне правительств. К
этому уровню можно отнести регулярные конференции министров культуры стран
Европейского Сообщества, на которых определяются главные приоритеты и
культурные программы, финансируемые государственными органами, и такие
межгосударственные организации как ЮНЕСКО и Европейский Совет. Во-вторых,
это независимые частные фонды, которые в последнее время оказывают
финансовую поддержку организациям культуры и искусства, а также отдельным
художникам.[1]
Если государственные органы преследуют, как правило, политические
цели в поддержке того или иного проекта, то частные фонды свободны от
подобной политики. Так фонды, учредителем которых является крупная
компания, ставят перед собой цель чисто экономического содержания -
завоевание новых рынков. Более объективны фонды, учреждённые группой
предпринимателей и творцов европейского масштаба. Фонды, таким образом,
выступают как нечто среднее между государственной поддержкой и отдельными
спонорами в области культуры. Необходимость их существования можно доказать
следующими аргументами:
I. Фонды, как правило, могут работать более гибко, чем государство. Они
могут осуществлять работу в качестве первооткрываетелей и в случае
успеха показать дорогу государственной поддержке. Они могут в прямом
смысле “поддерживать” культурные начинания. Так, к примеру, в июле 1990
года “Juergen-Ponto фонд” (ещё до объединения Германии) вместе с Банком
Дрездена разработал и начал осуществлять проект по сотрудничеству между
20 архитекторами и градостраителями и 40 студентами из восточной и
западной части Германии. Результаты 11 рабочих групп отразились на
общественном мнении и имели важное значение для дальнейшей судьбы двух
немецких стран.
II. Фонды в основном не связаны с отдельными или групповыми интересами.
Перед ними стоят свои уставные цели, не связанные с предвыборными
кампаниями или зависимостью от своих акционеров. Это даёт возможность
фондам, задача которых - поддерживать творцов, сконцентрироваться в
первую очередь на художественных критериях. Конечно, руководство фонда
может определить для себя приоритеты в различных областях, но всё равно
художественные цели остаются первостепенными, чего не может себе
позволить бизнес. Отделы PR при выборе объектов спонсорской поддержки
ожидают прежде всего эффективной маркетинговой отдачи, не обращая
особого внимания на истинную художественную ценность проекта.
III. Фонды могут осуществлять долгосрочные проекты и преследовать
долгосрочные цели. Они не ориентируются, как коммерческие
предприниматели, в наше время стремительного роста компьютерных
технологий на краткосрочные периоды. Они не ставят перед собой цели,
как политики, успеть провести программы до новых выборов. Им не нужно
следовать веяниям моды. Таким образом, фонды могут инвестировать
средства, результат которых проявится в следующих десятилетиях или даже
в следующих поколениях. Это одна из важнейших причин, почему мы
нуждаемся в большем колличестве фондов в области культуры и, особенно,
экологии. Как мы обходимся с окружающим миром, это ведь тоже
культурологический вопрос.
IV. Фонд отличается от бизнеса своими целями. Предприниматель может
поменять свою стратегию в зависимости от внешних условий, а
следовательно и стратегию спонсорской поддержки. Для бизнеса важен не
продукт, как результат труда, сам по себе, а доход от предприятия.
Другими словами, бизнес может поддерживать, а фонд должен поддерживать
культуру.

Фонды являются важным звеном в системе поддержки культурной
деятельности. Фонды, вне зависимости от политических и коммерческих
интересов, ставят перед обществом важные вопросы. Они стараются привлечь
внимание людей к проблемам общечеловеческого масштаба, заставляя
поразмыслить над этим. Постановкой вопросов они привлекают деятелей
политики, экономики и культуры. И наконец, они инвестируют необходимые
средства для осуществления и развития проектов.

Таким образом, поддержка культурных начинаний осуществляется с
двух сторон: межгосударственной и частной. В данной работе я хотел бы
более подробно остановиться на негосударственных фондах.



NORTHERN TELECOM



Поддерживаются.

Совместные проекты в области исполнительского и изобразительного искусства
посредством премии “Northern-Telecom-Arts-Europe”.

Масштаб деятельности.

Великобритания, Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Бельгия,
Люксембург, Италия (с 1995 года)

Описание.

NT - мировой лидер по разработке, производству и распространению
телекоммуникационного оборудования и по обслуживанию государственных и
частных коммуникационных сетей. Четыре года назад валовый оборот компании
составлял лишь 8% (за исключением Северной Америки), сегодня оборот
составляет 25% с постоянной тенденцией роста.
Через программу “Northern Telecom Arts Europe” (NTAE) компания поддерживает
разнообразные культурные проекты как часть 3-летней программы спонсорства,
которая рассчитана на повышение престижа компании и завоевания новых
территорий рынка.

Потенциальные кандидаты.

Профессиональные организации в сфере культуры или индивидуальные художники
стран, в которых действует эта программа.

Критерии отбора кандидатов.

Проекты должны соответствовать концепции корпоративности, т.е. совместной
работе в плане разработки, развития и осуществления проекта.
Проекты должны быть действительно разработаны между двумя или тремя
художниками или организациями культуры, из которых как минимум один должен
находиться в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Нидерландах,
Бельгии, Люксембурге и, с 1995 г., в Италии. Другие партнёры могут быть из
других стран европейского континента. Предпочтение отдаётся инновационным
проектам, которые привлекли бы общественное внимание в большинстве
европейских стран.
Каждый художник или творческая организация могут отослать заявку на каждый
текущий программный год.

Форма поддержки

Размер пожертвований колеблется, в зависимости от масштаба проекта, от
5.000 до 50.000 фунтов стерлингов. Поддержка может осуществляется не только
в плане финансов, но и как помощь в организации маркетинга и рекламы.
В 1995 году NTAE организовал совместно с UNESCO (это был первый раз когда
UNESCO сотрудничало с частным сектором) большой семинар свободных
художников (творцов) и организаций в сфере культуры с одной стороны и
предпринимателей с другой.

Порядок соискания.

Потенциальные кандидаты должны прежде всего обратиться в Spero
Comunications Ltd., чтобы получить необходимые анкеты и документы,
заполнить их и отослать с данными по срокам. Люди, выславшие материалы,
ставятся на контроль и получают регулярно информацию о программе.

Кто принимает решение.

NTAE управляется посредством комитетов. В национальных комитетах работают
представители CEREC, NT, и выборные личности из искусства, СМИ и мира
производителей. Каждый национальный комитет представляет европейскому
комитету NTAE окончательный лист выбранных проектов (по меньшей мере 5
проектов).
В европейском комитете вопрос решают представитель CEREC, исполнительный
директор Telecom Europe, представитель Spero Comunications и ведущие
специалисты в области культуры и искусства европейского масштаба: Steve
Austen - директор нидерландского театрального института, Dragan Klaic -
генеральный секретарь Informal European Theatre Meeting Network.

Контактный адрес:

Spero Comunications Ltd.
Northern Telecom Arts Europe
Spero Comunications Ltd.
Grampian Hause
Meridian Gate, Marsh Wall
London E149XT
tel. +44 71 538 99 46
fax +44 71 538 47 47



ФОНД MARCEL-HICTER



Финансируются.

Расходы, связанные с проездом и пребыванием для иностранных специалистов,
привлечённых к дальнейшему обучению, (семинары, курсы, дальнейшее обучение
в университетах) за рубежом. Также транспортные расходы для обучающихся с
целью участия в семинарах, курсах или для продолжения образования в других
европейских Вузах. Фонд не покрывает расходов, связанных с переговорами,
предварительными посещениями стран и корпоративных совещаний. Данная
программа была разработана как часть европейской программы по подготовке
управленцев в области культурного развития для комитета по культуре
Европейского Сообщества.

Масштаб деятельности.

Восточная, Центральная и Западная Европа.

Основание.

Фонд не имеет постоянной дотации (фонд в бельгийском праве очень обширное
понятие). Фонд признан как общественно полезный, и этот статус укрепляет
его независимость. Средства состоят, как правило, из пожертвований
многочисленных национальных и интернациональных организаций. 5-10% передаёт
сообщества Бельгии.

Цели.

Основной целью фонда является поддержка культурной демократии в Бельгии и
других странах Европы. Это осуществляется путём обучающих программ
менеджеров в сфере культуры, научных социо-культурных исследований.
Программа поддержки направлена на увеличение мобильности обучающихся и
специалистов. Таким образом, предлагаемые программы способствуют более
глубокому и всестороннему образованию будущих менеджеров и экспертов в
области культуры.

Потенциальные соискатели.

Иностранные эксперты, приглашённые читать лекции в другую страну. Студенты,
принимающие участие в семинарах, курсах, проходящие обучение по
специальности культуры.

Форма поддержки.

Оплата авиабилетов системы APEX (в обе стороны) не дороже 758 и 909 Экю для
студентов из Центральной и Восточной Европы. Для долгосрочных программ
(более 6 месяцев) может быть определенно и второе дополнительное пособие.
Расходы по пребыванию для участников программ оплачиваются из расчёта от 30
Экю за один рабочий день до максимальной суммы - 303 Экю за семинар.

Порядок соискания.

Каждый участник культурной поездки и организация или лицо, принимающее его
должны заполнить анкету и отослать в адрес Фонда не позднее, чем за 20 дней
до даты поездки для экспертов и не позднее чем за 40 дней для обучающихся.


Кто определяет кандидатов.

Marcell-Hicter-Stiftung осуществляет предварительный отбор кандидатов и
предоставляет их на суд Европейскому Совету (но это является простой
формальностью).

Контактный адрес:

Marcel-Hicter-Stiftung
Abteilung Foerdervergabe
14, rue Cornet de Grez
1030 Bruessel
Belgien
tel. +32 2 219 9886
fax +32 2 217 6710



AT & T



Поддерживаются.

Проекты, преимущественно те, которые могли бы вызвать резонанс
общественного мнения среди потенциальных клиентов на уже завоёванных рынках
и ещё не освоенных территориях. Участниками могут быть как творцы из США,
так и из европейских стран. Вообще-то, предприятие более охотно спонсирует
европейский континент, помогая развитию искусства и технологий.

Масштаб деятельности.

Во всех странах мира.
В основном, фонд AT&T интересуется проектами в тех странах, где есть
филиалы фирмы. В настоящее время этими странами являются Канада, Мексика,
Великобритания, Италия, Испания, Германия и Япония. Фирма проявляет также
интерес и к новым рынкам - Нидерланды, Бельгия, Польша, Чехословакия,
бывший Советский Союз, Тайвань, Корея, Австралия и Франция.

Описание.

AT&T, Американский Телефон и Телеграф, имеет очень важное значение для
индустрии Соединённых Штатов. Компания считает, что она обязана своему
успешному столетнему существованию на рынке инновациям, свободной
конкуренции и общечеловеческой культуре. Поэтому концерн чувствует свою
социальную ответственность перед поколениями. Сейчас компания разрабатывает
общеевропейский проект “Corporate Community Investment in Europe” совместно
с Европейским Сообществом и другими комитетами.

Цели.

AT&T поставляет телекоммуникационные сети и оборудование, компьютеры для
фирм, государственных организаций и частных лиц. Проекты поддерживаются в
тех странах, где концерну необходимо завоевать новые рынки, увеличивая,
таким образом, их престиж и марку фирмы.

Потенциальные кандидаты.

Только организации.

Формы поддержки.

Финансовые ассигнования и натуральные пожертвования.

Порядок соискания.

Кандидаты должны представить подробное описание проекта по следующей
тематике: культура и искусство; общее образование; здравоохранение и
социальная помощь; интернациональная государственная политика. Сроков по
предоставлению проектов нет.

Кто принимает решение.

Каждая местная организация рассматривает потенциальные проекты и принимает
по ним решения. В случае сомнений филиалы обращаются за помощью в
центральный офис в Брюсселе, а если проект требует больших финансовых
средств, то в Европейское Сообщество.

Контактный адрес:

AT&T Regionaldirector,
Public Relations
Europe: Brut R. Wolder
AT&T (Europe)
1945, chaussee de Wavre
1160 Bruessel
Belgien
tel. +32 2 676 3580
fax +32 2 676 3074


ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СВ. КИРИЛЛА И СВ. МЕФОДИЯ


Поддерживаются.

Стипендии студентам (в основном болгарским) для учёбы на родине или за
рубежом. Стипендии иностранным студентам, проходящим обучение в Болгарии.
Мероприятия в области культуры и искусства. Опубликование книг. Конференции
и семинары. Летние школы. Выставки.

Масштаб деятельности.

Болгария и другие страны.

Описание.

Фонд был организован в 1982 году под эгидой “Интернационального фонда
Людмилы Шивковой”, работает с 1990 года под названием “Интернациональный
Фонд св. Кирилла и св. Мефодия”. Фонд был организован по инициативе 160
выдающихся деятелей культуры, искусства и предпринимателей из 40 стран
мира. Фонд существует на средства от пожертвований фирм, организаций,
учреждений и физических лиц.

Цели.

Приобщение людей к европейскому культурному наследию и мировому опыту,
связанных с интеграцией Болгарии в новую Европу посредством обмена в
области образования между студентами и академиками. Поддержка инновационных
проектов, исследований в области культуры. Освоение культурного наследия
св. Кирилла и св. Мефодия.

Потенциальные кандидаты.

Как болгарские и интернациональные студенты, которые хотели бы участвовать
в международном обмене, так и организации в области культуры и искусства.

Порядок соискания.

Кандидаты должны прежде всего связаться с фондом и сообщить о своей
программе. Для каждой программы действует свой срок обращения. Кандидаты
должны предоставить письменную информацию о себе и своём проекте, указав
при этом, почему они обращаются за помощью к фонду, как представляют себе
финансирование и т. д.


Кто решает.

Отдельные соискатели проверяются экспертной комиссией, которая состоит из 5
специализированных комитетов (более чем 150 специалистов).


Контактный адрес:


Internationalle Stiftung
St. Cyril and St. Methodius
19 Oborishte Str.
Postfach 786
1504 Sofia
Bulgarien
tel. +359 2 43 01 63
fax +359 2 44 60 27



НЕМЕЦКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБМЕНА (DAAD)



Поддерживаются.

Культурные обмены, стипендии, исследования.
. Всемирноизвестные иностранные художники приглашаются на срок от 6 месяцев
до одного года в Берлин.
. Стипендии немецким и иностранным студентам и юным исследователям.
. Программы культурного обмена университетских педагогов из Германии.
. Программы культурного обмена между немецкими и иностранными студентами.
. Краткосрочные посещения Германии юными специалистами.
. Групповые посещения Германии студентами и специалистами.

Масштаб деятельности.

Страны всего мира

Описание.

DAAD был организован в 1923 году как организация содействия обмена с целью
повышения образования.

Цели.

DAAD поддерживает культурные обмены между специалистами, учителями и
молодыми студентами. Вместе с поддержкой культурных обменов, служба
пытается поддерживать исследовательскую деятельность и распространение
информации.

Потенциальные кандидаты:

В основном список кандидатов зависит от той или иной программы. Но основная
цель - раскрытие известных художников, иностранных студентов и юных
исследователей (как отдельных лиц так и групп).

Форма поддержки.

DAAD осуществляет финансирование программ, стипендий, культурных обменов из
своего годового бюджета в 364 млн. DM (это в точности средства земли в 1993
году).

Порядок соискания.

Потенциальные кандидаты обращаются в DAAD для того, чтобы получить
информацию об отдельных проектах. Так “Берлинская культурная программа
DAAD” создана для иностранных студентов, в то время как, например,
художественные стипендии в качестве поездок в Лондон и другие города
действительны только для немецких студентов.

Кто принимает решение.

Решение, относительно определения кандидатов определяется специалистами,
чьи рекомендации служат основой окончательного решения.


Контактный адрес:

Deutscher Akademischer
Austauschdienst (DAAD)
Kennedyallee 50
53175 Bonn
Deutschland
tel. +49 228 882 0
fax +49 228 882 444
(есть представительство
в Москве)



АМСТЕРДАМСКИЙ ЛЕТНИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Поддерживаются.

Гранты на участие в курсах Летнего амстердамского Университета в сфере
менеджмента исполнительских искусств, исполнительского искусства
(хореография, режиссура фильма, театр, драматургия, музыка, пантомима),
история искусств, живопись, менеджмент киноискусства.

Масштаб деятельности.

Отдельные лица из любых стран (в основном Восточная и Западная Европа).

Цели.

Составление оригинальной учебной методики по искусству и науке, помощь в
налаживании интернациональных контактов, стимулирования “обмена мыслями”.

Потенциальные кандидаты.

Отдельные лица из Восточной и Западной Европы, которые не могут
самостоятельно оплатить стоимость курсов.

Критерии отбора.

Кандидаты должны обладать соответствующим опытом и талантом, быть уже
признанным или будущим профессионалом в области искусства.

Форма поддержки.

Стипендии покрывающие расходы стоимости курсов, размещения и
продовольственного снабжения.

Порядок соискания

Кандидаты отсылают заявку с описанием своей биографии и нынешнего
положения. Срок окончания приёма заявок - 1 июня каждого года.

Кто принимает решение.

Руководство Амстердамского Летнего Университета, и компетентный совет.



ФОНД АЛЕКСАНДРА ФОН ГУМБОЛЬДТА



Поддерживаются.

. Стипендии им. Гумбольдта для высококвалифицированных академиков по любым
дисциплинам в возрасте до 40 лет из всех стран мира для осуществления
исследовательских работ в Германии (сроком от 1 года до 2 лет). Стипендии
для немецких высококвалифицированных академиков до 38 лет для проведения
исследований в других городах мира.
. Стипендии и призы интернационально признанным иностранным академикам
любых дисциплин, из любых стран мира. Приглашения на работу в немецких
институтах.

Масштаб деятельности.

В странах всего мира.

Описание.

Фонд основан в 1860 году в Берлине с целью поддержки иностранной
исследовательской деятельности немецких профессоров. C 1925 года фонд начал
поддерживать и иностранных академиков, и докторов наук, которые проходили
обучение в Германии. В 1953 году возобновлённый фонд был снова призван к
деятельности. Его средства состояли из ассигнований Министерства
иностранных дел, Федерального министерства по исследованиям и технологиям,
Федерального министерства по науки и образованию и пожертвований частных
лиц.

Цели.

Фонд призван содействовать гражданам любого государства вне зависимости от
их политических и религиозных воззрений, национальности и пола для
проведения научных исследований на территории Германии и способствовать
общению между учёными всего мира.

Потенциальные кандидаты.

Закончившие академическое обучение, как правило, с учёной степенью
кандидата наук.
Иногда поддержку получают и научные учреждения. В любом случае они должны
обратиться непосредственно в фонд за информацией, который в последнее время
разрабатывает новую программу по содействию отдельным организациям.

Критерии отбора.

Основным критерием отбора является академические достижения кандидата. Нет
никаких квот по странам или дисциплинам, есть только для определённых
стипендий или премий возрастное ограничение. Исследования могут относиться
к любой области человеческой деятельности, но обязательно присутствие
научного подхода. Проекты в области искусства должны, например, быть
связаны с музыковедческой или театроведческой наукой.

Форма поддержки.

Стипендии и призы за научную деятельность. Расходы за год составляют сумму
в 40.159.815 Экю.

Порядок соискания.

Кандидаты не могут сами обратиться в фонд Гумбольдта. Они должны быть
рекомендованы немецким профессором. При этом кандидат никоим образом не
может быть принуждён работать в Германии. Кандидатуры могут предлагаться в
любое время.

Кто решает.

Решение зависит от выборного комитета фонда, который собирается 3 раза в
год, как правило март, июнь/июль, ноябрь. Для каждой программы существует
различные комитеты, состоящие обычно из немецких профессоров.


Контактный адрес:

Alexander-von-Humboldt-Stiftung
Jean-Paul-Strasse 12
53127 Bonn
Deutschland
tel. +49 228 833 0
fax +49 228 833 199


ФОНД ФРАНЦИИ



Поддерживаются

В Фонд Франции входит более чем 368 отдельных фондов. Основная задача
фонда - посредничество между художниками, которые предлагают на рынок
оригинальные произведения и организациями, которые в них нуждаются.
Средства всего фонда состоят из средств отдельных фондов, которые, в
основном, ищут области требующие поддержки и определяют вид поддержки
(премии, стипендии, пособия).

Масштаб деятельности.

Франция, Европа, развивающиеся страны.

Описание.

Фонд Франции был создан в 1969 году по инициативе генерала де Голя и Andre
Malraux, чтобы проводить в жизнь культурные и научные проекты в
общественных интересах. Особенность этого учреждения - гуманистическая,
общеполезная деятельность. Фонд свободен от религиозных и политических
предубеждений, независим от государства и является объектом частного права.
Фонд начал свою деятельность со стартовым капиталом в 3 млн. долларов и
превратился в один из самых могущественных финансовых институтов Франции.
Деятельность фонда финансируется за счёт пожертвований и средств,
переданных как наследство.

Цели.

Предоставление денежных средств для удовлетворения общественных
потребностей в многочисленных областях: борьба с бедностью и социальным
расслоением, помощь детям и престарелым-инвалидам, научные и медицинские
исследования, поддержка культуры и искусства, помощь странам “третьего
мира”, центральной и восточной Европы. Содействие отдельным лицам или
организациям, ведущим благотворительную деятельность и намеревающимся
создать собственный благотворительный фонд. Консультационные советы для
предпринимателей, жертвующих свои средства на развитие культуры.

Потенциальные кандидаты.

Организации, учреждения и физические лица.

Критерии отбора.

При распределении средств фонд руководствуется следующими приоритетами:
. Общие блага: занятость рабочих мест, обеспечение жильём, проекты для
инвалидов и престарелых людей.
. Здравоохранение: проекты, связанные с разработкой новых лекарственных
препаратов в области гомеопатии, нейробиологии и так далее.
. Искусство и культура: музыка и реставрация исторических построек.
. Развивающиеся страны: программы развития, преимущественно на Мадагаскаре
и Сенегале.
. Центральная и Восточная Европа: развитие третичного сектора в Польше.
Фонд Франции поддерживает только ясно обоснованные проекты. Он не расходует
свои средства на техническое обслуживание и ремонт, капиталовооружённость,
дефициты общественных бюджетов.

Форма поддержки.

Средства, необходимые для проекта передаются по клиринговой системе
(посредничество через биржи).

Порядок соискания.

Сначала необходимо получить от головного фонда список учреждений с которыми
он в настоящее время работает. Затем надо вступить в контакт с теми, кто
работает в Вашем регионе и кто мог бы заинтересоваться подобным проектом и
предоставить информацию об идее проекта и необходимой сумме.

Кто определяет кандидатов.

Фонд Франции и местные филиалы (в данном регионе) проводят опросы между
организациями и определяют их потребности, предоставляя им информацию о
имеющихся кандидатах. В случае если организация удовлетворена предложением,
с соискателем заключается контракт.



Контактный адрес:

Fondation de France
40, avenue Hoche
75008 Paris
Frankreich
tel. +33 1 44 21 31 00
fax +33 1 44 21 31 01



Список использованной литературы.


1. Kulturmanagment: Theorie und Praxis einer professionallen Kunst. -
Berlin; New York: de Gruyter, 1994
2. Ueberleben mit Kunst: Wer tut was fuer die Kultur in Europa. - Bruessel,
1995
-----------------------
[1] Здесь и далее понятие “художник” будет приводиться в широком смысле.






Реферат на тему: Египетские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга

Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ).



Реферата по культурологии на тему:

“Египетские мотивы
в архитектуре
Санкт-Петербурга”



Выполнил студент группы 1400

Инюшин Роман



Санкт-Петербург
2003
Содержание
1. Видение
2. Архитектура древнего Египта
3. Сфинксы в Санкт-Петербурге
4. “Египетская” пирамида. Царское село
5. “Египетские ворота”. Царское село
6. Список литературы



Вступление

В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из
определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с
университетской набережной давно стали одним из основных символов города
наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в
Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно
использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов(например в
г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название
"северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем
"северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской
архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в
Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно
продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных
обелисков(прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и
Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на
набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет"
скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре
города...
Ф. В. Каржавин, друг великого русского зодчего В. И. Баженова, дал
такое определение архитектуре: «Она есть строение естественное и
художественное», где под словом «естественное» подразумевал материальную
основу постройки. Ведь любое сооружение создано из дерева, камня, кирпича,
металла, бетона с применением определённых конструкций. Но если в этом
сооружении не заложено, не запроектировано и не воплощено некоей
художественной идеи, оно не имеет отношение к искусству, а тем самым – к
архитектуре.



Архитектура Древнего Египта

Обратимся к очень далёкому прошлому, к истокам Архитектуры. Именно
Архитектуры с большой буквы, так как от рядовых построек, от жилья
первобытного человека археологи находят лишь следы пепелищ, черепки
битой посуды, каменное и бронзовое оружие. Но уже пять тысяч лет назад
люди строили в «вечном» материале – в камне, и в мыслях перед ними стояла
Вечность.
Среди легендарных семи чудес света (легендарных не в смысле
сомнительности их существования, а в смысле овеянности старинными
преданиями) постоянно первое место занимали египетские пирамиды. Что же
побуждало ставить их в один ряд, с такими сооружениями, как Колосс
Родосский, сады Семирамиды, Александрийский маяк, Храм Артемиды в Эфесе и
другими, от которых не осталось и следа? Не их ли древность и прочность?
Существует арабская пословица: «Всё на свете боится времени, а время
боится пирамид».
Пирамиды называли «окаменевшей геометрией», хотя, справедливости
ради, следует заметить, что в геометрию термин «пирамида» пришёл от
наименования гробниц фараонов. Нет сомнения, что их строители превосходно
знали геометрию, астрономию, многие законы физики.
Египтяне прошли долгий, трудный путь познания. Много тысяч лет назад
начертили на плоскости – на земле – прямой угол и поняли, что природа
такого не создала; затем поняли, что этот прямой угол обладает некоторыми
неизменными свойствами. Наконец узнали, что прямоугольный треугольник, у
которого катеты соответственно равны 3-м и 4-м, имеет гипотенузу равную 5-
ти, и что такой треугольник несёт в себе таинственные для них
закономерности. Сюда, в Египет, приезжал учится Пифагор, а именно от этих
закономерностей до теоремы Пифагора один только шаг.



Если же сложить два равнобедренных прямоугольных треугольника
гипотенузами, то есть основа прямоугольного в плане сооружения, в том
числе пирамиды.
Это безукоризненно правильные геометрические тела, точно
ориентированные по сторонам света, возведённые без каких бы то ни было
сложных механизмов, были порой колоссальных размеров. Так, например,
пирамида Хеопса сейчас высотой 137,3 метра, а первоначально была ещё
выше. Это, по нынешним меркам, примерно три пятнадцатиэтажных дома,
поставленных один на другой. Словом, значительно выше Петропавловского
собора.
Пирамида занимает площадь в пятьдесят четыре тысячи квадратных метров.
Для какой же цели воздвигали эти огромные сооружения?
Для того, чтобы похоронить умершего фараона?
Нет, египтяне верили, что они не погребают покойника, а провожают
ставшего богом фараона в дом, в котором он будет жить вечно.
Этой уверенности было подчинено всё: внутренняя отделка погребальной
камеры, внесённые туда утварь и предметы обстановки. А снаружи всё было
заключено в идеальную геометрическую форму. Пирамида в условиях земного
притяжения – самая устойчивая, самая неколебимая фигура. В основании её,
как правило, квадрат, стороны – равнобедренные треугольники, вершины
которых сходятся в одной точке.
В древности люди придавали глубокое символическое значение как числам,
так и геометрическим фигурам, и пирамида надолго стала символом
вечности.
Уже относительно недавно (по сравнению со временем создания пирамид),
на рубеже XVIII и XIX веков, И.-В. Гёте писал о пирамидах,



что это самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно
превзойти.
Архитектура – искусство не изобразительное, а выразительное. И если мы
хотя бы бегло взглянем на историю архитектуры, то убедимся, что нет и не
может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе
идеи.
Здесь мы столкнёмся как с уровнем технических знаний, так и с
эстетическими, политическими, религиозными взглядами.
Ещё во времена первобытнообщинного строя люди, создавая святилище, на
вертикально поставленные каменные столбы положили сверху продолговатый
камень.
Так впервые возникла одна из основных архитектурных конструкций –
строечно-балочная.
Постепенно столбы превращались в колонны, а верхняя горизонталь – в
балку, несущую перекрытие.
В египетских храмах эта конструкция получила своё художественное
оформление: каменные колонны обрабатывали то наподобие стилизованной
пальмы, то в виде лотоса или пучка папируса. Таким образом, ствол колонны
соответствовал стволу или стеблям растений, а верхняя часть, капитель, -
кроне дерева или цветку.
Самые большие помещения древнеегипетских храмов были буквально
заставлены многими десятками высоких колонн. Их стволы, покрытые резными,
а порой и расцвеченными иероглифами и изображениями богов, теснились
ровными рядами, вознося на двадцатиметровую высоту свои капители,
напоминающие фантастические цветы. Человек должен был чувствовать себя
ничтожно малым в этом мистическом лесу гигантских колонн, толщина которых
порой достигала трёх с половиной метров в диаметре.
И дело было не только в том, что жрецы стремились подавить человека
величием такого храма. Просто в те времена большое



помещение каменного сооружения не могло быть иным и по техническим
причинам. Кровля держалась на каменных балках, перекинутых от одной колонны
к другой.
А строители и тогда уже отлично знали, что камень может выдержать очень
большую нагрузку, если на него давить сверху, то есть, как теперь говорят,
он прекрасно работает «на сжатие». Но если длинный каменный блок положить
на две опоры, далеко стоящие друг от друга, то этот блок, играющий роль
балки, непременно вскоре даст трещину посередине и обвалится от собственной
тяжести. То есть опять-таки, говоря научным языком, камень, в отличие от
дерева, плохо работает «на растяжение».
Деревянные балки могут быть той длины, какой длины в вашем распоряжении
брёвна, а вот каменные – нет. Чем массивнее балка, тем она должна быть
короче, тем ближе друг к другу должны стоять опоры.
Вот почему в египетских храмах, которые строили только в камне, неизбежно
появлялись так называемые гипостильные, многоколонные залы. Залы и дворы
окружали массивные стены, сложенные из больших каменных блоков
призматической формы. Стены без окон наглухо отгораживали храм от
окружающего мира, их поверхность украшалась, как и колонны, рельефами и
росписями. Но этим роль стены не исчерпывалась, стена была также частью
конструкции, несущей определённую нагрузку: на неё перекидывали каменные
балки с ближайшего ряда колонн.
Я не случайно довольно подробно остановился на архитектуре Древнего
Египта. Развившиеся на берегах Нила в течении тысячелетий наука, искусство
легли в основу западноевропейской культуры.



Сфинксы в Санкт-Петербурге.

Два гранитных сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта —
Фив, были установлены в 1834 году на набережной Невы у здания Академии
художеств. На пьедесталах высечена надпись: Сфинкс из древних Фив в Египте
привезен в град Святого Петра в 1832 году.

Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя
Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их
головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик
фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры —
покровительницы и защитницы фараонов.

Сфинксы эти свидетельствуют о высоком мастерстве и огромном труде
безвестных египетских каменотесов


Какой мост в городе охраняют четыре сфинкса?

Египетский мост через Фонтанку, через который проходит Лермонтовский
проспект, охраняют четыре чугунных сфинкса. Существующий ныне мост мало
напоминает прежний Египетский, который был однопролётным, цепным. Эти цепи
проходили через высокие чугунные ворота со множеством украшений и
орнаментов, сделанных в египетском стиле. В 1826 году после окончания
строительства моста по обеим его сторонам на постаментах установили четырех
сфинксов работы скульптора П. П. Соколова. В январе 1905 года мост
обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского
полка. Спустя 50 лет на месте старого моста был построен новый. Хоть мост и
называется Египетским, сфинксов, которые его охраняют, трудно именовать
египетскими. Чистокровные египетские сфинксы изображались с мужскими, а не
женскими ликами. Стилизованный облик сфинксов у Египетского моста с высоким
золоченым гребнем головного убора и гибким сильным телом скорее напоминает
греческие скульптуры.

Еще пара таких же сфинксов П. П. Соколова украшает набережную Малой Невки
на Каменном острове.



Сфинксы - памятники жертвам политических репрессий.



Весной 1995 года на набережной Робеспьера, между Потемкинской улицей и
проспектом Чернышевского, появились два бронзовых сфинкса. Они уселись
напротив друг друга, своими очертаниями немного напоминая сфинксов из
древних Фив, что украшают Университетскую набережную у Академии художеств.
Но если те изваяния были установлены для украшения набережной и напоминания
о высоком мастерстве древних каменотесов, то последние петербургские
сфинксы имеют, главным образом, символическое значение. Они созданы
скульптором М. Шемякиным как памятник жертвам политических репрессий
сталинской эпохи. И место для них выбрано не случайно. На противоположном
берегу Невы видна печально знаменитая тюрьма Кресты. Вот почему мертвой
стороной лика сфинксы обращены к тюрьме, а другой — живой — к людям,
проходящим по набережной. Сравнительно неподалеку от этого места находился
.Большой дом на Литейном проспекте. Здесь размещалось Управление Народного
Комиссариата внутренних дел (НКВД), где в 1930-е годы допрашивали людей,
арестованных по политическим обвинениям.

Сфинксы Шемякина символизируют жизнь и смерть. И еще они напоминают о
торжестве правды и справедливости над ложью и бесправием.

На какой набережной лежат четыре сфинкса?

Небольшие гранитные сфинксы в 1790-х годах были установлены на пристани
Полюстровской набережной (наб. Свердлова) у дома № 40, где была когда-то
дача А. Г. Кушелева-Везбородко. Пристань украсили две пары сфинксов,
изваянных из гранита. Одна пара смотрящих друг на друга сфинксов находилась
на верхней площадке пристани, вторая — ниже, у кромки воды.

Во второй половине ХIХ века все четыре сфинкса были украдены. Они бесследно
исчезли. Только в 1958 году при реставрации пристани воссоздали всех
четырех гранитных сфинксов. Они имеют женский облик и похожи на двух
маленьких сфинксов, лежащих во дворе Строгановского дворца на Невском, д.
17 Строгановские сфинксы принадлежат к числу старейших петербургских
сфинксов, выполненных отечественными мастерами.


“Египетская" пирамида. Царское село.

Четырехгранная гранитная пирамида,
находящаяся близ Палладиева моста,- характерное для эпохи парковое
сооружение. Она построена в 1770—1771 архитектором В. И. Нееловым. В 1773
году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из
мрамора. Пирамида возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. В
1782г. она была разобрана и отстроена в 1783 году заново Ч. Камероном. В
начале XIX века пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её
лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим
куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и
ваз.



"Египетские ворота". Царское село.
[pic]
Египетские ворота построены в 1827-1830гг. по проекту арх. А. Менеласа. Две
каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов,
суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами,
отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с
солнечным диском и двумя змеиными головами. Плоскости стен караулок
облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из
мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов,
причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам
караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но
двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот
производилась на С.-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в
натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в
своей работе графические материалы многотомного издания, вышедшего в свет в
начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских
ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов
и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в
течение весны и лета 1827 года. В процессе строительства гранитный цоколь
заменили цоколем из чугунных плит, поверх которого устанавливались плиты с
иероглифическими изображениями. Внутреннее пространство пилонов разделено
перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными
по высоте одному ряду барельефов. В 1941—1944 годах воротам были нанесены
тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов.
При восстановлении ворот поврежденные части облицовки отлиты заново.
элементы декора "Египетских ворот"



Список литературы

1. «Ленинград, художественные памятники», автор В. Шварц.
Издательство «Москва», Ленинград, Москва, 1967 год.
2. «Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы», авторы
И. И. Георгиев, И. Н. Иванов, В. Г. Исаченко и другие, Санкт-
Петербург,
издательство «Паритет», 1999 год.
3. «Строгий, стройный вид…», автор Н. Глинка, Москва, издательство
«Детская литература», 1992 год.
4. «Античные стражи Петербурга», автор Ю. Раков, Санкт-Петербург,
издательство «Химия», 1996 год.




Новинки рефератов ::

Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: Таблица по биологии (амебы и прочие твари) (Биология)


Реферат: Буржуазный прогресс в Европе в Новое время (История)


Реферат: Семейство Злаки (Биология)


Реферат: Социальный критерий качества формирования библиотечного фонда (Социология)


Реферат: Речевой этикет (Культурология)


Реферат: Техника плавания различными способами (Спорт)


Реферат: Вращающаяся печь 5х185 м для обжига клинкера по мокрому способу (Технология)


Реферат: Разработка следящего гидропривода (Цифровые устройства)


Реферат: Ленин (Исторические личности)


Реферат: Йод (Химия)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)


Реферат: История социологии. Социология Маркса (Социология)


Реферат: Менеджмент человеческих ресурсов на предприятии (Менеджмент)


Реферат: Ампир (Искусство и культура)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Становление предпринимательства и индивидуальное воспроизводство в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Исследования Африки. Давид Ливингстон (История)


Реферат: Трехмерная компьютерная графика (Компьютеры)


Реферат: Народная война в Тамбовской губернии (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист