GeoSELECT.ru



Аудит / Реферат: Оценка нематериальных активов (Аудит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Оценка нематериальных активов (Аудит)


Глава 1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.

Проблема коммерческого использования результатов деятельности объектов
нематериальных активов в современной практике — комплексная, многогранная
проблема, включающая в себя правовые, технологические, экономические,
производственные, социальны и психологические вопросы. Проблема как
теоретическая, так и прикладная: нематериальные активы могут и должны
продаваться, а значит должны иметь стоимостную оценку. Иными словами,
наиболее существенные разногласия вызывает следующий вопрос: являются ли
нематериальные (неосязаемые) средства активами и могут ли они вообще
включаться в баланс предприятия. Следует отметить, что единого мнения у
ученых-экономистов в настоящее время нет.
Доводы в пользу того, что неосязаемые средства являются активами
заключаются в том, что эти средства представляют собой будущие
экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация. Однако
противники включения этих средств в бухгалтерскую отчетность в качестве
активов мотивируют свою позицию тем, что будущие экономические выгоды,
связанные с нематериальными активами, за исключением отдельных случаев,
невозможно определить с достаточной степенью достоверности, и, кроме того,
эти объекты не отвечают, как правило, критерию отчуждаемости (например,
деловая репутация фирмы не может быть реализована отдельно от фирмы,
торговые знаки неотделимы от деловой репутации фирмы).
Однако следует отметить, что это не совсем так. Некоторые
нематериальные активы вполне отчуждаемы. Это относится к товарным маркам
особенно приобретаемым (хотя возникают проблемы по их оценке) и другим
аналогичным активам: расходам на НИОКР в тех случаях, когда эти
исследования должны привести к созданию таких активов как товарные марки,
торговые знаки, патенты и другие активы, которые являются отделимыми от
компании в целом; расходам на программное обеспечение в тех случаях, когда
выявлены его техническая осуществимость и коммерческая эффективность, и
когда оно разработано самой компанией.
Поэтому, признавая нематериальные активы – активами, возникает
нелегкая задача — дать по возможности наиболее обобщающие рекомендации по
стоимостной оценке нематериальных активов, которые сами по себе весьма
значительно отличаются друг от друга. Конечно можно выделить наиболее общие
факторы, общие критерии эффективности и некоторые другие наиболее
характерные моменты. В таком плане и разрабатывались раньше отдельные
методики по отраслям, которые использовались в практике той или иной
отрасли.
Разумеется, нельзя признавать сколь-нибудь серьезной методикой ту, где
выделены, обозначены и перемножены друг на друга коэффициенты, хотя бы и
отражающие реальные факторы. Простое произведение условных значений
разнохарактерных факторов дает в результате весьма недостоверную стоимость
нематериальных активов, которую обязательно нужно будет «подгонять» под
удобный результат. Нельзя всерьез принимать и методики, где расчеты ведутся
по очень сложным математическим формулам, включающим логарифмы, интегралы и
дифференциалы. Среди действующих самодеятельных оценщиков сегодня
используются многочисленные ложные варианты методики оценки стоимости
нематериальных активов и других не всегда корректных методик.
Отметим наиболее характерные случаи, когда возникает потребность в
оценке нематериальных активов предприятия, а также всего имущества
предприятия:
Купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг. Покупка
предприятия, находящегося в акционерной собственности, есть покупка всех
акций, эмитированных данным предприятием. Чтобы держать предприятие под
контролем, можно не скупать все его акции, а купить только контрольный
пакет акций. Но независимо от того, покупается ли контрольный или
неконтрольный (миноритарный) пакет акций, инвестор тогда уверен в своем
решении, когда знает стоимость предприятия и долю этой стоимости,
приходящуюся на контрольный пакет акций.
Купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или
общества с ограниченной ответственностью. В отличие от предыдущего случая
доля оценивается не числом акций, а в денежных единицах.
Продажа предприятия целиком на аукционе или по конкурсу,
осуществляемая при процедуре банкротства или при приватизации
государственного предприятия.
Передача всего предприятия в аренду. Оценка стоимости важна для
назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором
(если это предусмотрено договором аренды).
Реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.п.) и ликвидация
предприятия, проводимые как по решению собственников предприятия, так и при
решении арбитражного суда при банкротстве предприятия.
Осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для
его обоснования необходимо знать исходную стоимость имущества. В частности,
такая проблема возникает перед инвестором при проведении санации
несостоятельного предприятия.
Получение кредита под залог всего имущества предприятия (ипотека).
Оценка стоимости фирменного товарного знака или других средств
индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
при их перекупке, приобретении другой фирмой;
при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок
сбыта и увеличивается объем продаж;
при определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия
незаконными действиями со стороны других предприятий;
при использовании их в качестве вклада в уставный капитал создаваемого
общества или товарищества;
при определении стоимости нематериальных активов, «гудвилла», для
общей оценки стоимости предприятия.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости
нематериальных активов во многом зависит от того, насколько правильно
определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита,
страхование, налогообложение и т. д.
Особое внимание следует обратить на способ оценки поступающих
безвозмездно на баланс нематериальных активов.
До опубликования текста [ 5 ] оценка поступающих на предприятие
безвозмездно нематериальных активов должна была осуществляться экспертным
путем согласно пояснениям к счету 04 [ 4 ]. В настоящее время согласно
статьи 11 [ 5 ] оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется
по рыночной стоимости на дату оприходования. Оценка нематериальных активов
по рыночной стоимости в настоящее время затруднена, хотя в России и
складывается институт оценки интеллектуальной собственности.
Напомним, что согласно п. 2.7. [ 1 ] суммы средств, полученные
безвозмездно от других предприятий, включаются в состав внереализационных
доходов, то есть подлежат обложению налогом на прибыль. Такая
формулировка в тексте [ 1 ] приводит к тому, что ряд бухгалтеров отражает
безвозмездно получаемое имущество не по кредиту счетов 87 или 88, как
предписывается [ 4 ], а по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки», так как
именно на кредите счета 80 учитываются внереализационные доходы согласно
нормативным актам Минфина РФ по бухгалтерскому учету.
Действительно, формально проблема правильности отражения в учете этих
сделок существует. Однако острота противоречия значительно спала с
отчетного периода за 1995 год, который считается годом начала разделения
бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения. В настоящее время
довольно остро стоит проблема терминологии, используемой в налоговом
законодательстве и заимствовании отдельных понятий из других видов
законодательства и отраслей права.
Получаемое безвозмездно имущество не должно учитываться на кредите
счета 80 «Прибыли и убытки», а подлежит отражению на счетах 87 или 88 по
принадлежности. Для целей налогообложения прибыль увеличивается на
стоимость безвозмездно полученных средств расчетно без отражения на счетах
бухгалтерского учета.
В настоящее время позиция по безвозмездному полученному организацией
от других предприятий имуществу для увеличения финансового результата для
целей налогообложения прямо оговорена в п. 4.5 Справки о порядке
определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчет налога от фактической
прибыли» [ 2 ].
Согласно п. 9 [ 3 ] при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг)
плательщиком НДС является сторона, их передающая. При этом сумма НДС,
уплаченная передающей стороной, в бухгалтерском учете принимающей стороны
не отражается и в зачет не принимается.
Глава 2

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.

Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности производится
с помощью методов, опирающихся на доходный или затратный подход. Применение
сравнительного подхода здесь весьма затруднено, так как эти объекты
являются оригинальными и зачастую не имеют аналогов.
Рассмотрим эти подходы.
Доходный подход. На доходный подход опираются два наиболее
распространенных метода: метод дисконтированных доходов и метод прямой
капитализации. Это наиболее универсальные методы, применимые к любым видам
имущественных комплексов.
Метод дисконтированных доходов предполагает преобразование по
определенным правилам будущих доходов, ожидаемых инвестором, в текущую
стоимость оцениваемых нематериальных активов. Будущие доходы включают:
(периодический денежный поток доходов от эксплуатации нематериальных
активов на протяжении срока владения; это чистый доход инвестора,
получаемый им от владения собственностью (за вычетом подоходного налога) в
виде дивидендов, арендной платы и т.п.;
(денежные поступления от продажи нематериальных активов в конце срока
владения, то есть будущая выручка от перепродажи нематериальных активов (за
вычетом издержек по оформлению сделки).
Чтобы понять сущность метода дисконтированных доходов, коснемся таких
понятий, как сложный процент, накопление, дисконтирование и аннуитет.
Вложенный капитал как бы самовозрастает по правилу сложных процентов.
При этом можно указать некоторую норму (ставку) дохода, которая указывает
на прирост единицы капитала по истечении определенного периода (года,
квартала, месяца). В методе дисконтированных доходов норму дохода называют
ставкой дисконта.
Метод прямой капитализации достаточно прост и в этом его главное и
единственное достоинство. Однако он статичен, будучи привязанным к данным
одного наиболее характерного года, и поэтому требуется особое внимание к
правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов
капитализации. Расчет текущей стоимости нематериальных активов данным
методом выполняется в три последовательных этапа:
(Расчет ежегодного чистого дохода.
(Выбор коэффициента капитализации. Коэффициент капитализации должен
быть увязан с ранее выбранным показателем капитализируемого дохода.
(Расчет текущей стоимости нематериальных активов.

Сравнительный подход. Сравнительный подход используется при оценке
рыночной стоимости нематериальных активов исходя из данных о недавно
совершенных сделках с аналогичными нематериальными активами. Метод
базируется на принципе замещения, согласно которому рациональный инвестор
не заплатит за данный объект больше, чем стоимость доступного к покупке
аналогичного объекта, обладающего такой же полезностью, что и данный
объект. Поэтому цены продажи аналогичных объектов служат исходной
информацией для расчета стоимости данного объекта.
Расчеты методами, использующими сравнительный подход осуществляются по
следующим этапам.
Этап 1. Изучение соответствующего рынка и сбор информации о недавних
сделках с аналогичными объектами на данном рынке. Точность расчетов в
значительной мере зависит от количества и качества собранной информации.
Когда информации достаточно, необходимо убедиться, что проданные объекты
действительно сопоставимы с оцениваемыми нематериальными активами по своим
функциям и параметрам.
Этап 2. Проверка информации. Необходимо убедиться, прежде всего в том,
что цены не искажены какими-либо чрезвычайными обстоятельствами,
сопутствовавшими состоявшимся сделкам. Проверяется также достоверность
информации о дате сделки, физических и других характеристиках аналогичных
объектов.
Этап 3.Сравнение оцениваемого объекта с каждым из аналогичных объектов
и выявление отличия по дате продажи, потребительским характеристикам,
местоположению, исполнению, наличию дополнительных элементов и т.д. Все
различия должны быть зафиксированы и учтены.
Этап 4. Расчет стоимости данных нематериальных активов путем
корректировки цен на аналогичные нематериальные активы. В той мере, в какой
оцениваемый объект отличается от аналогичного, в цену последнего вносят
поправки с тем, чтобы определить, по какой цене мог быть продан объект,
если бы обладал теми же характеристиками, что и оцениваемый объект. При
анализе цен аналогичных объектов могут применяться следующие расчетные
процедуры:
1) определение стоимости дополнительных элементов путем парных
сравнений;
2) определение корректирующих коэффициентов, учитывающих различия
между объектами по отдельным параметрам;
3) расчет стоимости по удельным стоимостным показателям, единым для
определения группы аналогичных объектов;
4) расчет стоимости с помощью мультипликатора дохода;
5) расчет стоимости с помощью корреляционных моделей.
Определение стоимости дополнительных элементов осуществляется путем
сравнения цен у двух групп объектов: имеющих и не имеющих эти элементы.
Например, таким образом можно определить стоимость вспомогательных
устройств к станкам, вспомогательных сооружений к зданиям и т.п.
Определение корректирующих коэффициентов используется тогда, когда
сравниваемые нематериальные активы различаются по отдельным техническим и
размерным параметрам. Качество и уровень функционирования, комфортности,
удобства обслуживания – все эти характеристики можно учесть в стоимости
введения соответствующих повышающих или понижающих коэффициентов.
Расчет стоимости по удельным показателям – способ, применяемый в тех
случаях, когда сравниваемые объекты функционально однородны, но существенно
различаются по размеру и мощности. При этом выводятся удельные цены на
выбранную единицу. Например, для расчета стоимости земельного участка
определяют предварительно рыночную стоимость 1 м2, для расчета стоимости
здания – цену 1 м3 постройки, для расчета стоимости оборудования - цену 1
кг массы конструкций и т.д.
Способ расчета стоимости с помощью мультипликатора дохода,
представляющего собой отношения цены аналогичного объекта к ежегодному
доходу его владельца; применим к тем нематериальным активам,
функционирование которых приносит доход. Если оценивают нематериальные
активы предприятия в целом, то применяют мультипликатор Р/Е (цена к доходу
на акцию), если оценивают нематериальные активы, включающие только
недвижимость предприятия, то расчет ведут с помощью мультипликатора
валового рентного дохода GRM, который представляет собой отношение цены
аналогичного объекта к валовой ренте его владельца. Порядок расчета такой.
Для каждого аналогичного объекта рассчитывают мультипликатор дохода, затем
выводят усредненное значение мультипликатора для всей группы объектов.
Стоимость данного объекта получают умножением усредненного мультипликатора
на прогнозируемую величину дохода от данного объекта.
Расчет стоимости нематериальных активов с помощью корреляционной
модели возможен в том случае, когда имеется достаточно большое количество
аналогичных объектов и можно путем статистической обработки информации
построить корреляционную модель, описывающую зависимость вероятной цены
объекта от 2-2 его основных параметров.

Затратный подход. На основе затратного подхода определяют стоимость
воспроизводства Хотя при затратном подходе оцененная стоимость может
значительно отличаться от рыночной стоимости, так как между затратами и
полезностью нет прямой связи, тем не менее встречается немало случаев,
когда оправдан именно затратный подход (например:
- для исчисления налога на имущество,
- для целей страхования отдельных составляющих имущества,
- при судебном разделе имущества между собственниками,
- при распродаже имущества на открытых торгах,
- для бухгалтерского учета основных фондов;
- при переоценке основных фондов.)
В условиях России, где фондовый рынок только формируется и рыночная
информация почти отсутствует, затратный подход часто оказывается
единственно возможным.
Главный признак затратного подхода — это поэлементная оценка, то есть
оцениваемые нематериальные активы расчленяются на составные части, делается
оценка каждой части, а затем стоимость всех нематериальных активов получают
суммированием стоимостей его частей. При этом исходят из того, что у
инвестора в принципе есть возможность не только купить данные
нематериальные активы, но и создать их из отдельно покупаемых элементов.
В зависимости от характера оцениваемых нематериальных активов
применяют различные методы затратного подхода. Поэтому здесь речь идет об
общей последовательности расчетов по данному подходу, выполняемых в
несколько этапов.
Этап 1. Анализ структуры нематериальных активов и выделение их
составных частей (компонентов), оценка стоимости которых будет
производиться дифференцированно различными методами. Если нужно оценить
предприятие в целом, а не только его нематериальные активы, то в нем
выделяют такие компоненты как: основные фонды (земля, здания, сооружения,
машины и оборудование), оборотные материальные средства, денежные средства.
Этап 2. Выбор наиболее походящего метода оценки стоимости для каждого
компонента нематериальных активов и выполнение расчетов. Для определения
стоимости земельного участка применяют специальные методы, известные из
теории оценки недвижимости, или расчеты ведут по ценам за 1 м2, применяемым
при исчислении земельного налога.
Этап 3. Оценка реальной степени износа компонентов нематериальных
активов. Термин «износ» в теории оценки понимается как утрата полезности
объекта, а следовательно и его стоимости по различным причинам, то есть не
только вследствие фактора времени. Этот термин в ином смысле употребляется
в бухгалтерском учете, где под износом или амортизацией понимается механизм
переноса издержек на себестоимость продукции на протяжении нормативного
срока службы объекта.
В практике оценки различают два вида износа: физический износ и
моральный износ.
Физический износ означает потерю физических возможностей объекта в
процессе его эксплуатации. Реальный физический износ оценивается следующими
методами:
(по эффективному возрасту;
(по индексам снижения потребительских свойств;
(по снижению чистого дохода (прибыли) в процессе эксплуатации.
Моральный износ характеризует потерю конкурентоспособности и
соответственно стоимости, в связи с появлением на рынке новых более
совершенных аналогов. Моральный износ принято подразделять на:
(технологический,
(функциональный,
(внешний.
Технологический износ является следствием влияния на стоимость
достижений научно-технического прогресса в области конструкции, технологии,
материалов.
Функциональный износ есть следствие уменьшения функциональных
возможностей оцениваемого объекта в сравнении с новым аналогом.
Внешний износ проявляется в том, что объект в какой-то момент
перестает отвечать новым требованиям и ограничениям, например, по
экологическим причинам, безопасности и т.д.
Основным методом определения морального износа является метод
сравнения с новым, более совершенным объектом.
Этап 4. Расчет остаточной стоимости компонентов нематериальных активов
и суммарная оценка остаточной стоимости всех нематериальных активов.
Остаточная стоимость на дату оценки получается вычитанием из стоимости
размера накопленного износа.
Применительно к таким объектам, как ноу-хау и изобретения, аннуитетом
служат платежи роялти, то есть ежегодно выплачиваемые предприятием-
лицензиатом суммы обладателю ноу-хау или патента (лицензиару), согласно
заключенному между ними договору.
Фактически роялти — вознаграждение продавцу, определенное по
фиксированной ставке, проценту от дохода, прибыли или стоимости в
зависимости от договоренности субъектов сделки. Обычно роялти берется в
размере от пяти до двадцати процентов дополнительной прибыли, полученной
предприятием, купившим и использовавшим нематериальные активы. Но это
справедливо лишь для крупномасштабных производств и для случаев, когда
помимо данных нематериальных активов в технологии производства нового или
обновленного продукта задействованы также несколько других. Когда же
нематериальные активы в рассматриваемой технологии являются единственным и
главным элементом новизны, оригинальности или экономичности выпускаемой
продукции, то эти проценты существенно занижают фактическую стоимость
нематериальных активов.
Роялти, выполняя функцию определителя не стоимости нематериальных
активов, а размера вознаграждения, как фиксированный процент от прибыли
распространяется на весь жизненный цикл данных нематериальных активов.
Роялти как элемент расчета размера вознаграждения имеет глубокий
экономический смысл, стимулируя владельца нематериальных активов
поддерживать его реализацию в производстве, постоянно его адаптировать к
изменяющимся условиям производства и рыночной конъюнктуры.
Ставка роялти такова, что выплаты по ней обычно не являются для
производителя ощутимой потерей, а владельцу нематериальных активов
периодически начисляется относительно высокая сумма. Поэтому ставки роялти
определены, с точки зрения автора, как стихийно сложившийся и принятый в
международной практике компромисс между интересами производителя и
изобретателя, владельца и покупателя. Причем этот компромисс исторически
сложился во времена полного диктата производителя и относительной слабости
правовых и рыночных позиций изобретателей и владельцев нематериальных
активов. В прежнее время организация внедрения нововведений представляла
большую проблему. И если на данном производстве владельцу патента
отказывали во внедрении, то шансов внедрить нематериальные активы в другом
месте, как правило, было крайне мало.
Сейчас положение в мире существенно меняется в пользу владельцев
нематериальных активов:
различные компании и фирмы организуют системы поиска, генерации и
фильтрации полезных идей;
создается множество венчурных фирм;
нематериальные активы закладываются в многочисленные инвестиционные
проекты;
информационные системы и издания рекламируют новые высокоэффективные
идеи.
Дальновидные бизнесмены продают ценные патенты лишь при острой
необходимости и в последнюю очередь. Хорошие идеи стали «сытно» кормить
своих владельцев, превратились в дорогой товар.
Методология оценки нематериальных активов с использованием роялти
предполагает знание всего жизненного цикла объекта, реально предсказать
который бывает почти невозможно. Тем более не удается обычно достоверно
рассчитать массу прибыли по всем жизненному циклу нематериальных активов
ввиду того, что, как правило, не удается обосновать ожидаемое моральное
старение нематериальных активов. Поэтому использование роялти для расчетов
стоимости нематериальных активов представляется неэффективным.
Более правильным представляется расчет стоимости нематериальных
активов с использованием массы прибыли за некий обозримый период (лишь
несколько лет). Но прибыль, полученную от реализации данных нематериальных
активов, было бы разумнее делить поровну между продавцом и покупателем
нематериальных активов в течение определенного срока, владельцем
нематериальных активов и производителем продукции, его содержащей.
Методика оценки стоимости нематериальных активов, применяемая автором,
отличается от большинства известных тем, что базируется на принципе
обоюдной и равной выгоды для обоих субъектов сделки – продавца и
покупателя, а также на принципе равной выгоды, получаемой фактическим
владельцем и тем, кто реально будет получать доход от использования
нематериальных активов, но не будет владеть им. Это говорит о том, что
стоимость нематериальных активов автором определяется из расчета половины
массы чистой прибыли, получаемой от их практической реализации. Поэтому все
сложности расчетов у автора сводятся к определению массы чистой прибыли,
получаемой от практической реализации данных нематериальных активов, к
определению удельного веса нематериальных активов в массе других активов,
влияющих на прибыль, и определению расчетного периода. При этом применяется
широкий арсенал методов и методик, разработанных другими авторами, в том
числе — при необходимости — и затратные методы.
Проблема определения платежей за использование ноу-хау, изобретения
или другого объекта интеллектуальной собственности заключается в том, что
для их внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход от
использования ноу-хау или изобретения является частью чистого дохода от
реализации определенного инвестиционного проекта. Поэтому сначала
разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором
рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяют ту часть
чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту
интеллектуальной собственности. Применяемый при этом долевой коэффициент
рассчитывается с учетом фактора получения экономии. Так, применение ноу-хау
или изобретения дает прирост чистого дохода предприятия за счет таких
факторов, как снижение себестоимости продукции, увеличения объема продаж,
увеличения цены за продукцию за счет роста качества. Нужно также иметь
ввиду, что применение некоторых ноу-хау позволяет снизить величину налога
на прибыль. Далее надо решить, какая часть рассчитанного дохода пойдет в
оплату обладателю (автору) ноу-хау или изобретения. Вот эта величина и
будет использована в формуле (+) как чистый доход Е.
Задача упрощается, если инвестиции не требуются. Например, что при
оценке стоимости товарного знака, приобретаемого предприятием у другой
авторитетной фирмы, достаточно рассчитать прирост чистого дохода
предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта, но при
этом нужно вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований
обладателя товарного знака. Кстати, стоимость товарного знака может
измеряться значительной суммой. Так, американская компания «Додж» заплатила
компании «Крайслер» 74 млрд. Долларов за приобретение ее товарного знака.
Стоимость товарного знака водки «Столичная» оценена экспертами в 400 млн.
долларов, что равно десятилетнему объему продаж водки, реализуемой нашими
производителями за рубежом.
Особое внимание следует обратить на выбор ставки дисконта. Как уже
отмечалось, ставка дисконта складывается из безрисковой ставки rбр и премии
за риск rp, то есть r - rбр + rp.
Когда оцениваются объекты интеллектуальной собственности, премия за
риск выбирается повышенной, так как вложения в эти объекты отличаются
большой рискованностью.
Срок полезного применения объекта интеллектуальной собственности n
оценивается предприятием самостоятельно и зависит от сроков старения
передаваемых знаний (опыта) и возможного раскрытия их конфиденциальности.
Этот период соответствовать двадцатилетнему периоду действия патента РФ на
изобретение или семнадцатилетнему сроку действия патента США. При
определении срока действия договор на передачу ноу-хау в международной
практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным
договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет.
Стоимость деловой репутации предприятия или гудвилла определяется
методом избыточной рентабельности, который можно рассматривать как частный
случай метода капитализации. Оценку гудвилла выполняют как составную
процедуру оценки стоимости предприятия в целом. Исходят из того положения,
что гудвилл – это те нематериальные активы, благодаря которым
рентабельность собственного капитала предприятия превышает среднеотраслевую
рентабельность. Расчеты выполняют в такой последовательности:
1. Анализируют данные о результатах деятельности предприятий отрасли,
к которой относится данное предприятие, и вычисляют среднее по
отрасли значение показателя рентабельности собственного капитала
(отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия).
2. Определяют чистую прибыль предприятия при среднеотраслевом уровне
рентабельности, для чего среднеотраслевой показатель рентабельности
умножают на собственные средства предприятия.
3. Определяют избыточную прибыль; при этом из фактической чистой
прибыли вычитается чистая прибыль при среднеотраслевой
рентабельности.
4. Методом капитализации, то есть делением избыточной прибыли на
коэффициент капитализации определяют стоимость гудвилла.
Имеется целый ряд нематериальных активов, стоимость которых может быть
оценена только на основе затратного подхода. Методом расчета сметных затрат
определяется и учитывается стоимость таких нематериальных активов, как
целевые организационные расходы, стоимость результатов НИОКР, стоимость
промышленных образцов, стоимость лицензий на право заниматься определенными
видами деятельности и т.д. Стоимость определяется как итог затрат по схеме
расходов плюс прибыль.

Список литературы, рекомендуемой для более подробного и всестороннего
изучения оценки нематериальных активов.

1. Инструкция № 37 Госналогслужбы от 10 августа 1995 года «О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»
(с учетом изменений и дополнений № 3 от 18 марта 1997 года ).
2. Приложение 11 к Инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 года (введено
изменениями и дополнениями ГНС РФ № 3 от 18 марта 1997 года).
3. Инструкция Госналогслужбы РФ № 39 от 11 октября 1995 года «О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (в ред. изменений и
дополнений № 3 от 22 августа 1996 года ).
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина
СССР № 56 от 01 ноября 1991 года и рекомендованы для применения на
территории РФ письмом Минэкономики и финансов России № 18-5 от 19 декабря
1991 года.
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996
года.
6. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации
(утверждено приказом Минфина России № 10 от 20 марта 1992 года с
дополнениями и изменениями, внесенными в него письмом Минфина России №
68 от 04 июня 1992 года).
7. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ № 661
от 01 июля 1995 года.
8. Изменения к Плану счетов бухгалтерского учета, внесенные приложением к
приказу Минфина России № 173 от 28 декабря 1994 года «О применении Плана
счетов бухгалтерского учета. Финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и инструкции по его применению»
9. Письмо МФ РФ «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций,
связанных с приватизацией предприятия» № 117 от 23 декабря 1992 года.
10. Патентный закон РФ № 3517-1 от 23 сентября 1992 года.
11. Закон ВС РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров РФ», № 3520-1 от 1992 год.
12. Закон РФ «Об охране программ электронных вычислительных машин и баз
данных РФ» № 3523-1 от 23 сентября 1992 года.
13. Закон РФ «Об охране топологий интегральных микросхем РФ» № 3526-1 от
23 сентября 1992 года.
14. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах РФ» № 5351-1 от 09 июля
1992 года.
15. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.
16. Гражданский кодекс РФ.
17. Закон РФ «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на
продажу участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,
садоводства и индивидуального жилищного строительства № 4196-1 от 21
декабря 1992 года
18. Закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года (с изменениями
и дополнениями)
19. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ № 552
от 05 августа 1992 года.
20. Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета
предприятия (с изменениями и дополнениями) (приложение к письму Минфина
России от № 48 от 24 июня 1992 года с учетом изменений и дополнений
приложения № 2 к письму Минфина России № 114 от 13 октября 1993 года и
изменений и дополнений приложения № 2 к письму Минфина России № 91 от 11
июля 1994 года.
21. Письмо Минфина России «Об отражении в бухгалтерском учете и
отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий» № 160 от 23
декабря 1993 года.
22. Письмо Минфина России «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных
операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» № 118 от 29 октября 1993 года.
23. Письмо Минфина России «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных
инвестиций» № 160 от 30 декабря 1993 года.
24. Письмо Минфина России и Роскомимущества «О порядке оценки чистых
активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов
и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах». № ДВ-2/3498/62 от 25 мая
1993 года).
25. Письмо Минфина России «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности
операций, связанных с осуществлением совместной деятельности» № 7 от 24
января 1994 года.
26. Письмо Минфина России «Об объеме и формах квартальной бухгалтерской
отчетности предприятий в 1994 году и порядке ее заполнения.» № 34 от 23
марта 1994 года.
27. Приказ Минфина РФ «Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой
бухгалтерской отчетности за 1995 год» № 115 от 19 октября 1995 года.
28. Приказ Минфина РФ «Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой
бухгалтерской отчетности за 1996 год» № 97 от 12 ноября 1996 года.
29. Николаева С.А., Бакшинскас В.Ю., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы.
Правовое регулирование, учет, налогообложения. Москва. «Аналитика-Пресс»,
1998 год
30. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ № К4-Н/918 от 17 мая 1995
года.
31. Инструкция Государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» № 33 от 08 июня 1995
года.
32. Указ Президента РФ № 2270 от 22 декабря 1993 года
33. Инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость». № 1 от 09 декабря 1991 года
34. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон
Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» № 25-Ф3 от 01
апреля 1996 года.
35. Телеграмма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ № В3-6-03/260, 04-03-02 от 18
апреля 1996 года.
36. Письмо Госналогинспекции по г. Москве № 11-13/7828 от 19 апреля 1996
года.
37. Разъяснение Госналогслужбы РФ № 03-4-09/35 от 28 февраля 1996 года.
38. Письмо Госналогслужбы РФ № 05-4-09/21 от 20 ноября 1995 года.
39. Письмо Госналогслужбы РФ № 03-4-09/35 от 15 марта 1996 года.
40. А.П. Ковалев. Как оценить имущество предприятия. Москва.
«Финстатинформ», 1996 г.
41. Журнал «Бухгалтерский учет» № 7 от 1992 года Крылова Т.Б., «Что такое
НА» (ст.).
42. Л.З. Шнейдман . Учет новых видов имущества и операций. Москва.
«Бухгалтерский учет», 1993 г.
43. О.В. Соловьева Зарубежные стандарты учета и отчетности. Москва.
«Аналитика-Пресс», 1998 г.
44. А.С. Бакаев, А.Н. Кашаев, О.М. Островский, Т.А. Шнайдерман. План и
корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Типовые проводки.
Москва.»ФБК-Пресс»,1997




Реферат на тему: Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

Содержание



Введение……………………………………………………………………...………5


1. Территориальные финансы в Российской Федерации……………….…………7


1.1.Сущность, содержание и назначение территориальных
финансов……………………………………………………………….……………………7


1.1.1.Сущность и назначение территориальных финансов………...………7


1.1.2.Состав территориальных финансов……………………………….….10


1.2.Возникновение и развитие территориальных финансов в
России……………………………………...……………………………………..……..14


1.2.1.Развитие территориальных финансов в России до 1917 г……….….14


1.2.2.Развитие территориальных финансов в СССР…………………...….19


1.2.3.Территориальные финансы в современной России…………...…….20


1.3.Расходы территориальных бюджетов………………………………….21


1.3.1.Понятие и сущность расходов территориальных
бюджетов….……………………………………………………….……………………….21


1.3.2.Классификация расходов бюджета…………………………………..26


1.3.3.Оценка эффективности расходов бюджета………….………………32


Выводы………………………………………………………………….……36


2. Анализ расходов бюджета Москвы по ЮАО…………………………….……37


2.1. Структура финансовой системы Москвы………...…………………...37


2.2. Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по
ЮАО……………………………………………….………………………………..39


2.2.1. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их
структуры………………………………………………………...………………………….39


2.2.1.1. Структура финансирования жилищно-коммунального
хозяйства…………………………………………………………………………….……….42


2.2.1.2. Структура финансирования образовательных
учреждений……………………………………………..…………………………………….48


2.2.1.3. Структура финансирования расходов на содержание учреждений


здравоохранения……………………………………………………………..……53


2.2.1.4. Структура финансирования расходов на осуществление социальной
политики…………………………………….…………………………………58


2.2.2. Определение эффективности бюджетных расходов на основе
коэффициента бюджетной обеспеченности…………………………….……………..62


2.2.3. Оценка эффективности расходов бюджета на основе мультипликатора
бюджетных расходов…………………………...………….….……64


2.3. Оценка эффективности планирования расходов бюджета Москвы по ЮАО
и контроля за ними………………………………………………...………..65


2.3.1. Оценка эффективности планирования бюджетных
расходов…….……………………………………………………………………….…….65


2.3.2. Оценка эффективности контроля за бюджетными
расходами.…………………………………………………………………………….……..68


Выводы………………………………………………………………….……73


3. Направления повышения эффективности расходов бюджета Москвы по
ЮАО………………………………………………………….……………………..74


Выводы……………………………………………………….………………83


4. Правовое обеспечение…………………………………………………………85


Выводы……………………………………………………………….………90


5. Программное обеспечение……………………………………………….……..91


Выводы……………………………………………………………….……..100


Заключение…….…………………………………………..………………………101


Список использованных источников………………………….…………………103


Приложения………………………………………………………………………..108



Введение


В XX веке в развитых странах активно протекал процесс формирования
демократических принципов в государственном устройстве и управлении [52]. В
результате обязательным компонентом демократического государственного строя
в этих странах стало местное самоуправление, осуществляемое самим
населением через свободно избранные им представительные органы. Для
выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными
и финансово-бюджетными правами [29].
Таким образом появляется понятие территориальных финансов, то есть
экономических отношений, возникающих в процессе распределения и
перераспределения средств на какой-либо территории.
Параллельно с западными странами система территориальных финансов
формировалась и в СССР, однако принципы ее функционирования были несколько
иными. Финансирование органов власти на местах осуществлялось в
соответствии с плановыми показателями, без учета эффективности
использования средств. После распада СССР система расходования финансовых
ресурсов органов власти практически не изменилась, что не соответствовало
новым условиям, и просуществовала в таком виде до конца 90-х гг. [52].
В конце 90-х гг. в бюджетной системе России произошел ряд изменений.
Во-первых, благодаря внешним факторам, улучшилось финансовое состояние
страны, в результате чего удалось добиться профицита федерального бюджета и
увеличения финансовой помощи территориальным бюджетам. Во-вторых,
изменилась процедура исполнения территориальных и местных бюджетов, а
именно усилился контроль за выделением и использованием бюджетных средств
[57].
В результате этих реформ несколько улучшилось финансирование бюджетных
учреждений. Суммы, находящиеся в распоряжении региональных и местных
органов власти, увеличились. Следовательно, должно было наблюдаться
улучшение финансового положения регионов, однако оно произошло не везде.
Это связано с тем, что до сих пор не разработана методика определения
эффективности расходования бюджетных ресурсов, поэтому весьма
затруднительно проанализировать, насколько эффективным было бы увеличение
расходов по какому-либо направлению. Более того, при нехватке средств в
этом случае трудно определить, на самом ли деле финансирование недостаточно
или ресурсы, выделенные в достаточном объеме, расходуются неэффективно
[24].
Таким образом, проблема эффективности расходов бюджета в настоящее
время достаточно актуальна. Целью изучения данной темы является определение
наиболее простых и эффективных методов оценки эффективности расходования
бюджетных средств, а также рассмотрение возможных путей повышения
эффективности расходов бюджета.
Задачами данной работы являются:
> Обобщение теоретической базы по различным аспектам
территориальных финансов.
> Разработка и изучение различных методов оценки эффективности
бюджетных расходов на основе фактических данных за несколько
лет.
> Определение оптимальных методов оценки эффективности расходов
бюджета.
Информационным обеспечением работы являются литературные источники (в
первую очередь, труды Г. Б. Поляка, М. И. Яндиева, М.В. Романовского, О.В.
Врублевской и др.), законодательные документы и отчетные данные, полученные
в Финансово-казначейском управлении Южного административного округа Москвы.



1. Территориальные финансы в Российской Федерации



1.1.Сущность, содержание и назначение территориальных


финансов



1.1.1.Сущность и назначение территориальных финансов


Федеративное государственное устройство России предполагает наличие
двух уровней власти: федерального и территориальных. Органы власти каждого
уровня для осуществления своих функций обеспечиваются определенными
финансовыми ресурсами [1]. Источниками этих ресурсов являются
государственные финансы соответствующего уровня, в основном, федеральный
бюджет и территориальные бюджеты соответственно, а также средства
внебюджетных фондов и кредитные ресурсы.
Таким образом, к территориальным финансам можно отнести средства
бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований, территориальных
внебюджетных фондов и т. п., которые обеспечивают финансирование социально-
культурных мероприятий в регионах, коммунально-бытовое обслуживание
населения и осуществление мероприятий по некоторым другим направлениям
[29].
Из этого следует, что территориальные финансы – это система
экономических отношений, посредством которой распределяется и
перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на
экономическое и социальное развитие территорий [43].
Сущность территориальных финансов проявляется в их функциях.
Территориальные финансы – это одна из составных частей финансов
государства. Следовательно, на них переносится часть функций
государственных финансов [54]. Различные экономисты выделяют разное
количество таких функций (как и в случае с государственными финансами). К
основным функциям, которые выделяются во всех источниках, относятся:
> Распределительная функция, т. е. с помощью территориальных
финансов распределяется и перераспределяется стоимость валового
внутреннего продукта с целью обеспечения территорий финансовыми
ресурсами.
> Контрольная функция, которая позволяет контролировать пропорции
в распределении средств между центральными и местными органами
власти, формирование территориальных фондов денежных средств,
достаточность финансового обеспечения территорий, эффективность
использования денежных средств и т. п. [51].
Иногда к этим функциям добавляют еще две:
> Стимулирующую функцию, которая проявляется в том, что маневрируя
различными финансовыми инструментами, государство,
территориальные органы власти и органы местного самоуправления
создают условия для ускоренного развития определенных отраслей и
производств и этим способствуют решению актуальных для общества
проблем.
> Фискальную функцию, которая связана с изъятием части доходов
организаций и граждан в пользу государства в виде налогов и
сборов через систему региональных и местных бюджетов [48].
Однако эти две функции необязательно рассматривать отдельно – их можно
включить в состав распределительной функции. Действительно, стимулирующую
функцию финансы выполняют лишь после распределения средств по некоторым
направлениям, т. е. выполнение этой функции можно считать лишь последствием
выполнения распределительной функции. Фискальная функция может
рассматриваться как частный случай распределительной функции, т. к. органы
власти разного уровня также являются субъектами хозяйствования [54].
Назначение территориальных финансов разнообразно. Посредством
территориальных финансов государство осуществляет свою политику в регионах;
исходя из особенностей этой политики, определяются направления расходования
средств и источники их получения.
Например, через территориальные финансы государство проводит
социальную политику. Через территориальные бюджеты осуществляется
финансирование большей части образования, здравоохранения, охраны
окружающей среды и т. п.
С помощью территориальных финансов государство регулирует
экономическое развитие территорий путем проведения соответствующей
территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики, а именно:
предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, бюджетных
ассигнований, введения финансовых санкций и др. Кроме того, используя
территориальные финансы, государство может выравнивать уровни
экономического и социального развития территорий. Для преодоления
отсталости регионов разрабатываются специальные целевые программы, которые
финансируются в основном за счет средств территориальных бюджетов.
В целях пропорционального экономического и социального развития
территорий финансы используются для экономического стимулирования развития
отраслей и предприятий. Инструментами такого регулирования являются
средства специально создаваемых фондов, применение налоговых льгот и
санкций [22].
Таким образом, назначение территориальных финансов, основные
направления использования средств тесно связаны с осуществлением
рассмотренных выше функций финансов. Т. к. функции территориальных финансов
можно считать частью функций органов власти субъектов федерации и местного
самоуправления, то возникает следующая связь между рассмотренными
категориями: для осуществления территориальными органами власти возложенных
на них функций необходимы определенные финансовые средства. В ходе
мобилизации этих средств в бюджеты возникают отношения между
администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований
[14]. Основы и направления этих отношений определяются финансово-бюджетной
политикой региона.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и
мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых
отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Цели и задачи в области государственных финансов определяются именно
финансово-бюджетной политикой. Так, территориальная финансово-бюджетная
политика обычно выражается в следующих действиях:
> обеспечение детерминированных расходов территориального бюджета;
> участие территориального бюджета в эффективных инвестиционных
проектах;
> финансовая поддержка организаций, продукция и услуги которых
необходимы территории;
> размещение территориальных заказов на поставку продукции и
выполнение услуг;
> оказание помощи малоимущим слоям населения.
Все действия, осуществляемые территориальными органами власти в
области финансов и бюджета, должны соответствовать этим положениям и не
противоречить им [50].


1.1.2.Состав территориальных финансов


Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность
денежных средств, направляемых на экономическое и социальное развитие
территорий. Их основными источниками являются бюджетные ассигнования,
средства субъектов хозяйствования, кредитные ресурсы и средства домашних
хозяйств. Перечисленные средства можно считать составными элементами
территориальных финансов.
Основная составная часть территориальных финансов – территориальные
бюджеты. В настоящее время полномочия и задачи территориальных органов
власти расширяются, следовательно, растет и их финансовая база. Т. е. сумма
средств, аккумулируемых в территориальных бюджетах, возрастает, что
повышает их роль в бюджетной системе страны [23].
К средствам субъектов хозяйствования относятся:
> средства предприятий и учреждений, находящихся в собственности
территориальных органов власти, т. к. результаты их финансовой
деятельности становятся собственностью этих органов;
> финансовые ресурсы коммерческих организаций, используемые ими
для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных
объектов, т. к. эти средства направляются на удовлетворение
потребностей населения и в этом случае играют роль
государственных финансов.
Другие компоненты территориальных финансов составляют незначительную
долю в общей сумме средств. К ним относятся:
> территориальные внебюджетные фонды, которые, как правило, имеют
целевое назначение и формируются за счет добровольных взносов
организаций и населения или законодательно установленных сборов;
> территориальные кредиты и займы, т. е. средства, полученные или
предоставляемые субъектами Российской Федерации и муниципальными
образованиями юридическим и физическим лицам;
> финансовые ресурсы, создаваемые населением в рамках домашнего
хозяйства.
Из всех перечисленных источников средств к централизованным финансам
можно отнести только бюджетные средства. Остальные компоненты
территориальных финансов являются децентрализованными. Общую структуру
территориальных финансов целесообразно представить на схеме. Такая схема
приведена на рис. 1.1 [43].
Данная работа посвящена исключительно бюджетным средствам, которые
тесно связаны с деятельностью региональных органов власти и муниципальных
образований. Поэтому необходимо дать определение финансов органов власти,
рассмотреть их состав и структуру и обозначить их связь с территориальными
финансами в целом.



Рис. 1.1. Состав территориальных финансов



Финансы территориальных органов власти – это, по сути, те же
территориальные финансы, но с несколько другой точки зрения.
Рассмотрим составные части территориальных финансов в контексте их
принадлежности органу власти. Бюджетные средства полностью находятся в
распоряжении органа власти и, как правило, составляют основную часть его
финансовых ресурсов. Органы власти также оказывают значительное влияние на
территориальные внебюджетные фонды, поэтому средства этих фондов тоже можно
считать принадлежащими территориальным органам власти. Территориальные
кредиты и займы в данном случае называются долгом органа власти и включают
в себя сумму текущей задолженности и проценты, подлежащие уплате органом
власти.
Кроме того, в состав финансовых ресурсов органа власти входят
различные денежные резервы: страховые фонды, сбережения, дебиторская
задолженность.
Что касается финансов предприятий и организаций, то в распоряжении
органов власти и местного самоуправления находятся только средства,
полученные в результате деятельности государственных и муниципальных
предприятий. На финансы других хозяйствующих субъектов и населения органы
власти могут влиять лишь косвенно, поэтому в состав финансов органов власти
включают не сами эти финансовые потоки, а только право влияния на них [55].
Таким образом, можно считать, что территориальные финансы в целом
соответствуют финансам территориальных органов власти. Это вполне
закономерно, т. к. большая часть финансовых потоков, поступающих в регион,
находится под контролем территориальных органов власти и органов местного
самоуправления. Поэтому в дальнейшем будем считать эти понятия
тождественными [56].
Далее рассмотрим, как развивалась система территориальных финансов в
России, в чем ее достоинства и недостатки и каким образом она пришла к
своему современному состоянию.


1.2. Возникновение и развитие территориальных финансов


в России



1.2.1. Развитие территориальных финансов в России до 1917 г.


Еще до образования на территории России централизованного государства
в каждом княжестве существовала казна, которая пополнялась за счет дани, а
также пошлин и штрафов. Однако не имеет смысла приравнивать ее к местному
бюджету при отсутствии единого государства.
Управление на местах и обеспечивающие его ресурсы (аналоги местных
бюджетов) возникают лишь после XV в., когда сформировалось Русское
централизованное государство. Тогда же были введены местные налоги,
предназначенные для содержания царских наместников и решения ими местных
хозяйственных задач. С VII в. начинается формирование смет доходов и
расходов городов, а также бюджета-сметы государства в целом.
Следующим шагом в развитии территориальных органов власти является
учреждение в 1864 г. органов местного самоуправления – земств. Их
финансовой базой были земские бюджеты, формировавшиеся за счет
существовавших ранее сборов. Кроме того, важным источником земских бюджетов
были пособия из государственного бюджета.
С отменой крепостного права значительные массы населения переселились
в города. В результате во второй половине XIX в. наблюдалось ускоренное
формирование городского хозяйства и городских бюджетов. Однако средств этих
бюджетов было явно недостаточно для повышения уровня жизни населения.
Городские бюджеты дореволюционной России состояли из двух частей:
обыкновенного бюджета, формируемого за счет налогов, сборов, доходов
городских предприятий, и чрезвычайного, доходами которого были займы,
пожертвования и продажа городского имущества. Средства чрезвычайного
бюджета направлялись на досрочное покрытие долгов, приобретение имущества у
частных лиц и др.
Для местных бюджетов были характерны недостаточность доходной базы и
значительные непроизводительные расходы (на содержание городских
учреждений, полиции и т. п.). В результате местные власти вынуждены были
прибегать к получению займов, что еще больше увеличивало расходы бюджета.
Вследствие этого финансовое положение органов местного самоуправления было
крайне неустойчиво. Рассмотрим состояние городских бюджетов в конце XIX -
начале XX в.
Доходы городского бюджета формировались, как и сейчас, из налоговых и
неналоговых поступлений, причем доля налоговых доходов была меньше и только
иногда достигала 50%.
Примерный перечень существовавших в тот период налогов и их ставки
приведены в табл. 1.1. Как видно из таблицы, налоги в дореволюционной
России значительно отличались от нынешних. Кроме перечисленных налогов,
существовали различные пошлины (нотариальные сборы, сбор за прописку и др.)
Однако эта налоговая система была неэффективна, т. к. налоги с
промышленников были незначительны и не росли по мере увеличения их доходов.
Сбалансировать бюджет не помогали даже неналоговые платежи: доходы от
предприятий, принадлежащих городу, от аренды земли, сборы с мест для торга
и др.
В контексте данной работы более важную роль играет анализ расходной
части бюджетов. Перечень и направления расходов городского бюджета
дореволюционной России представлен в табл. 1.2. На рис. 1.2 приведена
структура расходной части бюджета города исходя из средних показателей по
нескольким городам за ряд лет.
Следует отметить, что расходы на образование и здравоохранение не
покрывали всех реальных затрат. Поэтому основным источником финансирования
школ и больниц были добровольные пожертвования, а также плата населения за
обучение и лечение.
Статьи расходов дореволюционного бюджета во многом соответствуют
современным. Это объясняется тем, что расходы бюджета определяются
Таблица 1.1
Налоги в дореволюционной России
|Наименование налога |Ставка налога |
|Сбор с недвижимых имуществ |До 10% с суммы чистого дохода |
| |недвижимого имущества |
|Сбор с торговых и промышленных |3% с годовой доходности заведений |
|заведений | |
|Сбор с заведений трактирного промысла|Сумма налога устанавливалась ежегодно|
|Промысловый налог |10 –15% с цены промыслового |
| |свидетельства |
|Сбор с извозного промысла |10 руб. с лошади |
|Налог с экипажей |5 – 25 руб. с экипажа |
|Налог с автомобилей |3 руб. за каждую силу мощности мотора|



Таблица 1.2
Расходы городского бюджета в конце XIX – начале XX в.
|Наименование статьи расходов |Состав статьи расходов |
|Обязательные расходы на |Расходы на содержание |
|общегосударственные потребности |правительственных учреждений, |
| |жандармерии, полиции, тюрем и |
| |воинскую квартирную повинность |
|Ассигнования на содержание городских |Покупка и содержание земли и зданий, |
|недвижимых имуществ и благоустройство|ус

Новинки рефератов ::

Реферат: MachCAD Знакомство с неизвестной программой (интерфейс программы) (Программирование)


Реферат: Правовые основы торгового обслуживания населения (Государство и право)


Реферат: Исторический Таллин (История)


Реферат: Алгоритмы выделения контуров (Программирование)


Реферат: Номенклатура : генезис, развитие, смерть (1918-1989 ) (История)


Реферат: Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Вакуумные люминесцентные индикаторы (Технология)


Реферат: Термодинамические характеристики расплавов на основе железа (Металлургия)


Реферат: Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: А. А. Фет: "Как океан объемлет шар земной..." (Литература)


Реферат: Приближённые методы решения алгебраического уравнения (Математика)


Реферат: Тыловое обеспечение (Военная кафедра)


Реферат: Конспект учебника Мамонтова "Основы культурологии"(М., Изд. РОУ, 1996) (Культурология)


Реферат: Жидкостное химическое травление (Химия)


Реферат: Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве (Международные отношения)


Реферат: "Поэма в камне" (творчество архитектора Малахова) (Искусство и культура)


Реферат: Инвестиционная политика (Менеджмент)


Реферат: Влияние визуалной самоподачи образа Я на конфликтностьсть субъекта общения (Психология)


Реферат: Организация финансов на коммерческих предприятиях. Экономико-статистический анализ производительности труда в хозяйствах центральной зоны Кировской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Рецензия на фильм "Ностальгия" (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист