GeoSELECT.ru



Банковское дело / Реферат: Антикризисное управление в банке (Банковское дело)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Антикризисное управление в банке (Банковское дело)



АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В БАНКЕ

В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество
работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К
нашему огромному сожалению, не всегда данные такого анализа имеют
положительные значения. На примере отчетности Банка «Условный» нами был
проведен анализ функционирования данной кредитной организации и на
основании полученных данных сделан вывод о ее финансовом состоянии: Банк
классифицирован как испытывающий серьезные финансовые трудности.
К огромному сожалению, число банков со схожим с «Условным» финансовым
состоянием все время растет. Кризис межбанковского рынка явился первым
этапом существенного ухудшения финансового состояния ряда кредитных
учреждений.
По результатам экономических исследований, проводимых рядом
отечественных экономистов [37, 38, 39, 40] ухудшение финансового положения
значительного числа коммерческих банков является следствием внешних и
внутренних причин, обострившихся в банковском секторе.
Внешние причины – подразделяются на три вида: экономические,
политические и социальные. К экономическим причинам банковского кризиса
можно отнести: а) кризисное состояние экономики в целом. Банковская система
не может быть сильной в условиях кризисного состояния экономики страны –
это часть экономики, которая испытывает на себе весь спектр негативных
влияний, включая кризис неплатежей, инфляцию, тяжелое налоговое бремя и
т.д.; б) проведение ЦБ РФ жесткой рестрикционной политики. Поддержание
учетной ставки на высоком уровне, повышение норм обязательных отчислений в
резервные фонды; в) введение в ЦБ РФ валютного коридора; г) немаловажную
роль сыграли банковские спекуляции на рынках межбанковских кредитов
(депозитов) и ГКО; к числу важнейших политических факторов можно отнести
приближение выборов и принятие связанных с этим популистских решений, в том
числе и в денежно-кредитной сфере; к социальным факторам следует причислить
падение доверия населения к банкам из-за краха рынка ГКО, валютного рынка.
Внутренние причины – подразделяются на два вида: проблемы управления в
банке: а) потери ключевых сотрудников аппарата управления; б) вынужденные
остановки связанные с управлением, а также нарушения ритмичности
банковского процесса; в) участие банка в судебных разбирательствах с
непредсказуемым исходом; г) потеря основных клиентов; д) недооценка
постоянного технического и технологического обновления банка; е) чрезмерная
зависимость банка от какого-либо одного конкретного проекта или вида
активов; ж) излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта; з)
неэффективные долгосрочные соглашения и проч.; проблемы, связанные с
выбранной политикой работы: а) повторяющиеся существенные потери; б)
превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской
задолженности; в) чрезмерное использование дорогих заемных средств в
качестве источников; г) низкие значения коэффициентов ликвидности; д)
нехватка оборотных средств (функционирующего капитала); е) увеличивающаяся
до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
ж) неправильная реинвестиционная политика; з) превышение размеров заемных
средств над установленными лимитами; и) наличие просроченной дебиторской
задолженности и проч.
Внешние факторы способны воздействовать на всю банковскую систему
целиком, тогда как внутренние – это внутренний мир банков. Воздействовать
на внешние причины кризисных явлений одному отдельно взятому банку просто
не под силу. Однако, кризис одного банка вполне реально может затронуть всю
банковскую систему (проблемы СБС-Агро, Инкомбанка и проч.)
Отсюда следует, что реальным шагом, с помощью которого банк может
выправить свое финансовое состояние, является непосредственное воздействие
на внутренний менеджмент и на политику банка: только изменяя структуру этих
составляющих кредитная организация может как-то выправить свое финансовое
положение.
Сегодня некоторые кредитные организации для улучшения показателей
своего баланса на ранних стадиях проблемности используют разные
бухгалтерские ухищрения. При этом они за счет нового кредита производят
выплаты процентов и погашение основной суммы долга или переоформляют
кредиты с наступившими сроками погашения в векселя. В настоящее время
Центральный банк ввел ограничения на величину обязательств банка,
привлеченных в векселя, однако необходимо совершенствовать и порядок
формирования резервов по этим операциям.
Строительство "кредитных пирамид" в активах проблемных банков, как
правило, сопровождается таким же строительством "пирамид" и в пассиве
баланса, поэтому, как только приток средств в банк снижается, пирамиды
начинают разрушаться, уничтожая банк.
Одной из серьезных причин ухудшения финансового состояния
отечественных кредитных организаций являются факты мошенничества и, как
результат, преднамеренное или фиктивное банкротство. Для преодоления этих
причин, кроме усиления контроля над ними и увеличения инспекционных
проверок, необходимо совершенствование системы банковской отчетности.
Серьезные проблемы, возникающие у кредитных организаций в настоящее
время, могут быть вызваны практикой выдачи льготных кредитов, а также
порядком льготных выплат сотрудникам. Порядок отражения оплаты сотрудников
по балансу во многом определяется фантазией руководства. Как правило, его
большая часть указывается в операциях по кредитованию населения, операциях
с ценными бумагами, на валютных счетах и пр. В большинстве проблемных
институтах существует практика выдачи льготных или беспроцентных кредитов
своим учредителям и работникам, а также организациям, в которых данные
институты участвуют своей долей капитала или имеют представителей в органах
управления. С подобными кредитами связана и проблема достоверности
принимаемого залогового обеспечения кредита и порядок отражения в балансе
гарантий по кредитам. Большинство проблемных кредитов, выданных как своим
учредителям, так и некоторым клиентам, имеют плохое обеспечение. Принятое в
залог имущество из-за плохого юридического оформления гарантийных,
залоговых и страховых обязательств труднореализуемо. В этой связи
необходимо совершенствовать и по возможности законодательно определить
перечень ценностей, которые могут быть приняты в качестве обеспечения
кредита в современных условиях.
Службы внутреннего контроля кредитных организаций должны
диверсифицировать риски по кредитным вложениям. Однако и надзорные органы
должны иметь возможность с учетом клиентской базы отдельного коммерческого
банка устанавливать дифференцированные показатели риска активов по кредитам
клиентов, отличные от единой схемы (100% риска), установленной Инструкцией
№ 1, причем диверсификацию рисков желательно проводить до наступления
серьезных и трудноисправимых ситуаций в банке.
Особая категория клиентов кредитной организации - клиенты,
финансирование которых производится из средств местных или федеральных
бюджетов. В результате невыполнения бюджетом своих обязательств большинство
подобных клиентов являются злостными неплательщиками. Надзорным органам в
этих условиях необходимо ввести для кредитных организаций, обслуживающих
низкорентабельных, но необходимых для экономики клиентов, особый порядок их
регулирования по нормативам ликвидности.
Недостаточная величина собственных средств также часто является
причиной плохого финансового состояния кредитной организации. Достаточность
капитала характеризует степень надежности банка и защищенности средств
отдельных категорий депозиторов. При необеспеченности собственными
средствами капитальных затрат, распылении фондов и прибыли средства
депозиторов в проблемном банке остаются практически ничем не обеспеченными
(только невозвратными ссудами и низколиквидными активами). Капитал банка
является также показателем допустимого уровня эмитируемых банком векселей и
суммы привлеченных вкладов населения. В настоящее время (по данным
банковской статистики [28, 40]) проблемные банки имеют общий уставный фонд
в размере 5,4% своего баланса, а действующие около 6%. Более того, доля
уставного фонда проблемных банков в общем уставном фонде всех
зарегистрированных банков постоянно увеличивается. Это свидетельствует как
о том, что коммерческие банки, испытывающие затруднения, стараются привлечь
дополнительных акционеров и увеличить размер собственных средств, также и о
негативной тенденции разрастания проблем и привлечения не только мелких, но
и средних банков в категорию банков с отозванной лицензией.
Существенным фактором сокращения кредитных рисков являются резервы по
ссудам. Источником создания резервов в зависимости от категории ссуды
являются доходы и чистая прибыль. Однако в настоящее время в банковском
законодательстве существуют возможности снизить объемы средств,
направляемые в резервы по ссудам, так как банки по своему усмотрению
классифицируют ссуды по категориям, а затем недоначисляют резервы. Это чаще
всего позволяют себе слабые банки с низкой рентабельностью, доходность
которых имеет тенденцию к снижению. Занижая коэффициенты рисковых оценок,
банки получают возможность завуалировать неэффективность своей
деятельности. Это ведет к искажению финансовой отчетности, создавая на
время видимость благополучия в банке.
Основные принципы управления и финансового оздоровления кредитных
институтов, находящихся в кризисной ситуации, по существу, классифицировал
сам Центральный Банк [18, 30, 32, 33, 36, 40]. Определив экспертным путем
кризисное состояние кредитной организации, а также принимая во внимание,
что банк с подобными показателями и тенденциями в работе может в самом
скором будущем доставить серьезнейшие проблемы как региону, в котором он
работает, так и свои клиентам, Центральным Банком России или его
Региональным подразделением, если они заинтересованы в эффективном
функционировании данного кредитного учреждения (допустим, оно является
одним из составляющих звеньев экономики региона или отрасли, на нем
завязаны большинство каких-либо платежей и проч.), может быть принято одно
из следующих решений (все нижеуказанные четыре категории мы можем отнести к
основным принципам санации (т.е. восстановления финансового состояния)
кредитного учреждения):
o ЦБР имеет право направить предписание о замене руководителей и главного
бухгалтера банка с целью коренного пересмотра общей политики банка;
o ЦБР может стимулировать мероприятия по реорганизации банка;
o ЦБР вправе ввести в банк временную администрацию с целью проведения
политики финансового оздоровления, либо, наоборот, с целью подготовки к
реализации программы банкротства;
o ЦБР дает возможность администрации банка разработать и реализовать
программу финансового оздоровления кредитного учреждения;
Подход к принципам санации кредитного учреждения очень прост: надо что-
то делать. Первые три возможных сценария развития событий предполагают
полное обновление банка (замена руководящих постов в администрации банка, в
бухгалтерии; введение временной администрации) или предписывают ряд
действий, опираясь на которые существующая администрация могла бы
реорганизовать банк
Последний, четвертый сценарий, предполагает выработку, написание и
претворение в жизнь плана финансового оздоровления банка посредством и
силами самого банка (существующей администрации).
Естественно, ЦБ хотелось бы чтобы банк сам пытался решить свои
проблемы, поскольку, никто, кроме существующей администрации не будет знать
их так глубоко. Введение временной администрации или предписание о замене
руководства – это, по существу, последняя инстанция, на которую может
опереться ЦБ для поддержания и/или восстановления проблемного банка.
Центральный Банк пытается как можно плотнее работать с проблемной
кредитной организацией. Ведь к кризисному банку применяется не какой-то
конкретный подход (либо замена руководства, либо реорганизация), а весь
набор способов и методов, с помощью которых можно выровнять финансовое
положение такого банка.

1. Санация кредитной организации

Банковская практика показывает, что в случае признания кредитной
организации испытывающей трудности (отнесение ко второй категории
проблемности), не зависимо от того, на какой стадии запущенности это
произошло, Банк России (в случае, если не установлены факты мошенничества в
кредитной организации или же если это не явилось следствием пробелов в
управления существующей администрацией банка), пытаясь помочь выправить
финансовое состояние, предписывает ей разработать план санации (или
финансового оздоровления) и попытаться его реализовать.
Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы
санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требованиями,
предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 «О планах
санации кредитных организаций» и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 «О
методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными
организациями», от 28.05.1997 № 457 «О критериях определения финансового
состояния банков».
Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации,
оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на
этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности,
ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате
выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.
Для установления реального финансового положения кредитной организации
выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и
ликвидных активов, а также определяется их размер.
Для определения недостатка собственных средств (капитала)
рассчитывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возможных и
имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма
обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная
задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и
вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а
также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по
которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия
средств на корреспондентских счетах кредитной организации.
Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь
(обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов
кредитной организации.
Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных
средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения
экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного
баланса, и суммой собственных средств (капитала).
Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств
следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до
30 дней и ликвидными активами.
При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности
кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому
оздоровлению проверяется, прежде всего, соответствие этих мероприятий
требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России.
Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и
способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и
ликвидности кредитной организации.
При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных
расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать
нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по
финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в
частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее
произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого
снижения тех или иных расходов.
При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение
доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени
кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать
операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на
финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности
направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные
операции.
Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их
влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что
выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление
платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и
ликвидных средств.
В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности
кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение
своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных
условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому
оздоровлению.
При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление
платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из
того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения
санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование
различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов,
обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.
Важным моментом в работе с банками, имеющими внешние признаки
банкротства, является направление в них рабочих групп для оценки
возможностей санирования и установления непосредственно на месте реального
финансового состояния в случае, когда бухгалтерская отчетность банка
вызывает сомнения в возможности реализации плана санации. Из одиннадцати
групп, направленных Главным управлением в 1997 году по указанным причинам,
в трех банках было установлено отсутствие реальных возможностей
восстановления платежеспособности, а в восьми — даны положительные
заключения о возможности финансового оздоровления.
В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее
специфичным от носится работа в них Временных администраций, создаваемых
приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком
запущено и вызывает опасение способность существующей администрации
выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк
временной администрации. Временная администрация так же обязана
предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае
одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия
Временных администраций по управлению банками с внешними признаками
банкротства, следует признать, что в большинстве своем они не дают
положительных результатов. В ряде случаев введение Временных администраций
было неоправданным, так как осуществлялось в практически недействующие
кредитные организации, а проведенный анализ их финансового состояния
свидетельствовал, что санации они не подлежат.
Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и
предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать
акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав
(управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят
директивный характер.
Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что отечественная практика
санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути
реализации планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация
планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего
управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же
подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка.
Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления
далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.

2. Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового
оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения

Разработка плана финансового оздоровления — ответственный этап в
процедуре санации кредитной организации. В случае эффективной реализации
поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто
частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности,
повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако,
практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков
свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих
своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий.
Практически все поступившие в Управление по организации банковского
санирования планы в первоначальном варианте не соответствовали требованиям
Банка России, изложенным в указаниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О планах
санации кредитных организаций» и методических рекомендациях [23, 24], и
были возвращены в банки на доработку.
Какие же ошибки и недочеты наиболее часто встречаются в планах
санации?
o ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Составителям планов
санации необходимо точно представлять размеры дефицита финансовых средств
у того или иного банка, иначе планируемые меры окажутся неадекватными.
Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как
активные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные
ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в
соответствии с действующими правилами, резервы под выданные ссуды и под
вложения в ценные бумаги, полностью сформирован резервный фонд и оплачен
ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то
реальной окажется и величина минимально необходимого капитала, при
которой обязательные экономические нормативы будут выполняться;
o нежелание или отсутствие возможностей у собственников кредитных
организаций осуществлять соответствующие меры, направленные на
оздоровление ситуации в их банке. Кроме того, нередки случаи, когда
собственники банков, являющихся фактически банкротами, не имея ресурсов
для их оздоровления, не передают контроль над банками инвестору, готовому
осуществить мероприятия по финансовому оздоровлению.
o декларативный характер, т.е. отсутствие документов, подтверждающих
реальность запланированных мероприятий. Например, если идет речь об
увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего
собрания акционеров банка, принявшего такое решение, с указанием сроков
его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитала банка;
их письма, подтверждающие осведомленность о реальном финансовом
состоянии банка, бухгалтерские балансы, заверенные в ГНИ, с наличием
чистых активов, достаточных для инвестирования в уставный капитал банка,
копии аудиторских заключений. Запрашиваются также документы,
подтверждающие факт представления на регистрацию проспекта эмиссии ценных
бумаг, отчета о ее выполнении, нового состава акционеров или участников,
изменения величины уставного капитала. В приложения к плану санации
должны быть включены такие копии договоров банка: о переуступке прав
требований, о. переоформлении краткосрочной кредитной задолженности в
долгосрочную, цессии, определения арбитражного суда по взысканию с
должников выданных банком ссуд и другие документы, подтверждающие
выполнение банком мероприятий плана санации. В плане санации должен
содержаться график выполнения банком тех или иных мероприятий и
достижения определенных целевых установок. При наличии указанных
недостатков планы санации возвращаются на доработку с требованием
представить подтверждающие документы. Если план финансового оздоровления
отвечает предъявляемым требованиям, он принимается Главным управлением;
o на сегодняшний день объектами санирования являются банки, отнесенные к 4-
й группе проблемности, то есть имеющие внешние, ярко выраженные признаки
банкротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых
ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для восстановления
платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы
Центральный банк подключался к организации банковского санирования в тот
момент, когда кредитные организации еще не вошли в стадию банкротства и
когда имеется больше возможностей для их финансового оздоровления, то
есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й
группе проблемности.
Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что
некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные
нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском
законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или
акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или
руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк
не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная
комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков
у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств,
размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными
и поэтому необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.
В результате того, что потребности экономики на первых этапах развития
рыночных отношений диктовали необходимость значительного увеличения числа
кредитных организаций, система получения лицензии на проведение банковских
операций отличалась особым либерализмом. Было зарегистрировано значительное
число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при
очевидном мошенничестве. Такие банки не были нацелены на поддержание своей
устойчивости, не имели определенных целей и долгосрочной политики, не
вырабатывали тактику работы с клиентурой, базирующуюся на длительных
отношениях, а иногда и осуществляли деятельность в неприспособленных
помещениях, часто меняли свои юридические адреса, прекращая работу без
извещения кредиторов и вкладчиков. Для разрешения проблем с такими банками,
кроме ужесточения правил регистрации, необходимо становление полноценных
профессиональных служб как внешнего аудита банков, так и служб внутреннего
аудита в самих коммерческих банках.
Для преодоления негативных тенденций состояния проблемных банков, а
также разрешения вопроса эффективности отечественной банковской системы в
целом в настоящее время необходимо определить показатели
структурообразующих (социально значимых) банков, крах которых повлечет
возникновение системного кризиса в банковском секторе. Для поддержания
нормальной работы данной категории банков необходимо дифференцировать
показатели ликвидности и по возможности усилить контроль за их
деятельностью.
Кроме того, необходимо выработать эффективный механизм поддержки
действующих банков путем развития операций рефинансирования со стороны
центрального банка. Значительные объемы средств, уже задействованные
коммерческими банками в операциях с векселями, ставят для Центрального
банка России задачу разработки порядка переучета векселей. Помимо этого
необходимо кроме развития ломбардного кредитования совершенствовать
практику выдачи расчетных кредитов и прием средств на депозит Центральным
банком на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана
эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы
быть применена и в наших условиях.
Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих
банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных
регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов
работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США
от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы
компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не
распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с
нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия,
повлекшие конфликты интересов. В наших условиях, когда личная
ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи
коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить
определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в
специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при
обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение
убытков.
Кроме того, необходимо доработать законодательные вопросы залогового
обеспечения кредитных сделок и гарантий по выдаваемым банками кредитам.
Необходимо ввести в практику и законодательно закрепить:
> основные критерии, при наличии которых управление проблемным банком может
быть передано институту санации. Возможность использования признанных в
зарубежной практике систем оценок позволит в дальнейшем легче
интегрироваться отечественной банковской системе в международные
структуры;
> ответственность сотрудников банка при противодействии надзорным органам и
внешнему управлению банком вплоть до отстранения от должности, как это
практикуется за рубежом;
> возможности надзорных органов по временному ограничению определенных
видов деятельности коммерческих банков, если эта деятельность может
негативно отразиться в дальнейшем на их финансовом состоянии;
> возможность приостановления начисления штрафов, пени, неустоек по
обязательным платежам в период проведения санации кредитной организации.
Кроме того, Центральному Банку необходимо определиться, при каких
условиях он готов предоставить прямую помощь проблемному банку. Накопленный
международный банковский опыт санации проблемных банков подтверждает
необходимость подобной меры. В настоящее время Центральный Банк должен
также определить свое отношение к фонду страхования депозитов и тому опыту,
который уже есть в России по данному вопросу.
Подытоживая данную главу, мы делаем вывод, что на сегодняшний день
институт санирования проблемных кредитных организаций находится на ранних
стадиях зарождения. В российской банковской системе отсутствует практика
управления кризисными кредитными учреждениями, законодательная база,
регулирующая это направление, далека от совершенства. Основные
характеристики существующего российского антикризисного управления,
приведенные выше, доказывают, что для эффективной работы необходим
качественно новый подход к санации кредитных учреждений, основанный на
переработке и дополнении существующей практики оздоровления проблемных
организаций.
Эффективное управление кредитной организацией в условиях постоянно
меняющей законодательной базы, общей стагнации промышленности, кризиса
валютного, межбанковского рынков – это настоящий труд. К сожалению, этот
труд далек от совершенства: казалось бы, такие столпы банковской системы,
как Онексим, СБС-Агро, Инком, и проч. и те не смогли справиться с
нахлынувшим кризисом. А что тогда говорить о средних и мелких банках?
Существует масса недоработок, а подчас, и серьезных ошибок и просчетов как
в работе банков по составлению и реализации планов санации, так и со
стороны Центрального Банка России.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



1. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования
деятельности банков" (Новая редакция инструкции Банка России от
30.01.96 № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных
организаций").
2. Указание Банка России от 31.12.97 № 123-У “О внесении изменений и
дополнений к Инструкции Банка России от 01.10.97 № 1 “О порядке
регулирования деятельности банков”.
3. Указание от 29.01.98 № 153-У "О внесении дополнений и изменений в
Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования
деятельности банков".


-----------------------



110

99



107

109

110







Реферат на тему: Антикризисное управление в кредитных организациях

Министерство общего и профессионального образования РФ



КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И


ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Допустить к защите в ГАК


«___» ____________ 1999г.


_______________________________



Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А



АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ



Выполнил Нагайчук Дмитрий
Анатольевич

Специальность «Финансы и
кредит», ОДО


Научный руководитель
старший преподаватель Милета Валентин
Иванович


Нормоконтролер



Краснодар, 1999
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3


1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5

1.1. Экономическая ситуация. Внутренние и внешние факторы воздействия на
деятельность кредитной организации. Риски деятельности кредитной
организации 5
1.2. Методы анализа деятельности кредитной организации 14
1.2.1. Внутренний анализ финансового состояния кредитной организации 15
1.2.2. Оценка финансового состояния кредитной организации Центральным
Банком России 20
1.2.3. Рейтинговая оценка деятельности коммерческих банков 26

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37

2.1. Описание методики анализа деятельности кредитной организации 37
2.1.1. Анализ оборотной ведомости 37
2.1.2. Анализ структуры баланса. 42
2.1.3. Анализ состояния ликвидности 49
2.1.4. Анализ состояния нормативов 50
2.1.5. Анализ состояния экономических коэффициентов 52
2.1.7. Анализ состояния учета и отчетности 57
2.1.8. Оценка банка 58
2.2.Численная реализация предлагаемой методики на примере
Банка «Условный» 59

3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 82

3.1. Санация кредитной организации 87
3.2. Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового
оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99


ПРИЛОЖЕНИЯ 102



ВВЕДЕНИЕ



Сложившаяся напряженная ситуация в экономике постепенно охватила и
банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов,
допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные
экономические показатели. В качестве причин, порождающих увеличение числа
проблемных кредитных организаций, называют слабый анализ деятельности,
низкий уровень менеджмента, отсутствие стратегического планирования, ошибки
в проводимой банками финансовой политике, мошенничество в банках и прочие
внутрибанковские проблемы. Несомненно, перечисленные факторы оказывают
значительное влияние на устойчивость кредитной организации, однако было бы
неправильно считать виновниками всех бед только сами банки. Убытки и
мошенничество со стороны банков происходят в условиях, когда стимулы в
экономике искажены, прибыль, полученная в результате принятия на себя
спекулятивных рисков, попадает в частные руки, а убытки распределяются
между всеми членами общества в условиях слабого контроля за спекулятивными
сделками. С помощью организованного надзора и обеспечения жесткого
соблюдения действующих норм иногда можно предотвратить случаи
мошенничества, однако, этими способами невозможно предотвратить системные
убытки, т.е. убытки, которые несет экономика страны вместе с ее банковской
системой.
Банковская практика [38, 39, 40] доказала отсутствие единой
универсальной методики определения финансового состояния кредитных
организаций, которая могла бы давать комплексное определение и диагностику
на различных стадиях, а в некоторых случаях и конкретные предложения по
вывод кредитной организации из сложившейся кризисной ситуации. Схемы,
разработанные ЦБ для работы с проблемными кредитными институтами,
предусматривают меры как рекомендательного, так и принудительного
характера, однако часто на практике санация кредитной организации
осуществляется на поздней, запущенной стадии проблемности, когда уже даже
меры принудительного характера мало эффективны. Распознание состояния
кредитной организации (диагностика) один из основных базовых моментов, с
которого должно начинаться антикризисное управление.
Во многих случаях ухудшение состояния проблемных кредитных учреждений
начинается с хронической неплатежеспособности. Разрешение банковских
проблем зачастую откладывается из-за нежелания или неспособности определить
масштаб проблем. Плохая бухгалтерская отчетность скрывает размер убытков
(как в фондах, так и в денежной массе). Неплатежеспособные кредитные
организации на первых этапах могут легко скрыть свои убытки, маскируя
сомнительные кредиты. Неспособность решать проблемы скрытых убытков создает
систему ложных стимулов в банковском деле, приводит к нерациональному
распределению ресурсов, ведет к дальнейшему усилению диспропорций в
макроэкономике.
Основной целью данной работы является выработка конкретных
рекомендаций по совершенствованию антикризисного управления кредитными
организациями. К сожалению, данная тема еще очень слабо освещена в
отечественной литературе: у нас практически отсутствует опыт проведения
подобных мероприятий.
Ознакомившись с теориями Г.С. Пановой, В.В. Иванова, В.Е. Черкасова и
проч., а также проанализировав методические рекомендации по анализу
деятельности кредитных организаций, выработанные отделом по банковскому
надзору Национального Банка Республики Адыгея, автор предлагает
универсальную модифицированную методику анализа деятельности и ранней
диагностики проблемности кредитной организации. Численная реализация
прелагаемой методики базируется на данных одного из коммерческих банков.
Автор выясняет сущность кризисных явлений в кредитных институтах и
экономике в целом, уделяет огромное внимание существующей практике
антикризисного управления в проблемных банковских учреждениях, фиксирует ее
недостатки и предлагает свои варианты решения проблемы.
В ходе написания дипломного проекта эмпирической основой исследования
послужили нормативные и публикуемые статистические документы ЦБ РФ,
материалы семинаров и конференций, организованных ЦБ с участием
представителей надзорных органов других стран, а также материалы
периодической печати и опубликованные научные работы, перечень которых
приводится в списке литературы.



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



1.1. Экономическая ситуация. Внутренние и внешние факторы воздействия на
деятельность кредитной организации. Риски деятельности кредитной
организации



Основной тенденцией развития банковской системы до середины 1998 года
являлась ориентированность на развитие операций на финансовых рынках,
прежде всего на рынке государственного долга, а также на привлечение
вкладов населения и ресурсов с международного рынка капиталов. При этом в
1998 году банковская система стала испытывать негативное влияние кризиса
международных финансов и растущего недоверия к рынкам развивающихся стран,
которое отразилось в первую очередь на состоянии рынка государственного
долга. Однако падения цен на государственные ценные бумаги до августа 1998
года имели ограниченные для банковской системы последствия, которые, кроме
того, в определенной мере нивелировались действиями Банка России, в
частности разрешением кредитным организациям перевести часть
государственных ценных бумаг из портфеля для перепродаж в инвестиционный
портфель.
Ограниченность сфер применения банковского капитала на отечественных
рынках не позволила банкам изменить стратегию своего рыночного поведения в
условиях нарастания кризисных явлений.
Доля кредитов хозяйству в течение 1998 года находилась на уровне 32-33
процентов от банковских активов, государственных ценных бумаг (без учета
Сберегательного банка) – 11-12 процентов. При этом российские банки к
началу 1998 года накопили значительные обязательства перед банками-
нерезидентами по кредитам в иностранной валюте (12,7% пассивов), которые
сохранялись и в 1998 году. В условиях неблагоприятного для развития
банковской системы состояния финансов реального сектора экономики
практически отсутствовала возможность расширения ресурсной базы банков за
счет иных источников. Так, за период с 1.01.98 по 1.08.98 средства,
привлеченные от предприятий, организаций, населения, снизились на 3 млрд.
рублей, а их доля в пассивах осталась практически неизменной - 45% .
Другим фактором роста зависимости банков от рыночных факторов стало
то, что банки, в основном, крупные, взяли на себя хеджирование валютных
рисков нерезидентов, вложивших средства в ГКО-ОФЗ, путем проведения с ними
срочных сделок на поставку иностранной валюты. Общий объем обязательств
российских банков (без Сбербанка РФ) на поставку иностранной валюты
нерезидентам, по состоянию на 1.08.98 составил 87,9 млрд. рублей, или 86% к
их совокупному капиталу [40].
По информации Банка России число действующих в РФ кредитных
организаций, имеющих право на осуществление банковских операций,
сократилось к 1 января 1999 года до 1476 с 1496 на 1 декабря 1998 (Таблица
1.1).
Число банков сократилось до 1447 с 1468, небанковских кредитных
учреждений - увеличилось до 29 с 28. На 01.01.98 года в РФ действовало 1697
кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций,
в том числе 1675 банков и 22 небанковских кредитные организации. Число
самых крупных из действующих в РФ кредитных организаций с уставным
капиталом от 40 млн. руб. и выше возросло на 01.01.99г. до 201 с 132 на
01.01.98г. Число кредитных организаций с уставным капиталом менее 500 тысяч
рублей на 01.01.99г. сократилось до 90 со 198 на 01.01.98г. (Таблица 1.2).
Самыми многочисленными являются группы кредитных организаций с
уставным капиталом от 5 млн. руб. до 10 млн. руб., чей удельный вес от
общего числа увеличился на 1 января 1999 года до 22.7% с 20.3% на 1 января
1998, а также с уставным капиталом от 10 млн. руб. до 20 млн. руб., чья
доля на 1 января 1999 года увеличилась до 16.6% с 15.0% на 1 января 1998
года. [34]. Олигархи банковской системы (банки, с зарегистрированным
уставным капиталом свыше 40 млн. руб.) находятся лишь на пятом месте.
Однако, используют почти 92% активов всей банковской системы. Ниже
приведены отдельные показатели деятельности коммерческих банков.
Группирующим признаком таблицы является величина активов (Таблица 1.3).
Как видно из таблицы, банки первых двух сотен (13.36% всех банков
страны) по величине своих активов являются системообразующими. Они являются
основными участниками и игроками на рынке ценных бумаг, они имеют большое
число филиалов (76,7% от числа всех имеющихся филиалов на территории РФ),
они работаю на валютном рынке, на рынке векселей, ими выдается основная
масса кредитов (92,9% всех выдаваемых кредитов)


Таблица 1.1


Количество и структура зарегистрированных


кредитных организаций в РФ*


| |1998г. |1999г. |
| |01.0|01.04|01.07|01.10|01.12|01.01|01.04|
| |1 | | | | | | |
|1. Зарегистрировано кредитных|2552|2545 |2525 |2501 |2484 |2481 |2452 |
|организаций Банком России – | | | | | | | |
|всего | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
| - банков |2526|2519 |2498 |2473 |2455 |2451 |2430 |
| - небанк. кр. организаций |26 |26 |27 |28 |29 |30 |32 |
|1.1. Зарегистрировано |16 |16 |18 |18 |18 |19 |21 |
|кредитных организаций со | | | | | | | |
|100%-ным иностранным участием| | | | | | | |
|в капитале | | | | | | | |
|1.2. Кредитные организации, |6 |1 |2 |0 |1 |3 |2 |
|зарегистрир. Банком России, | | | | | | | |
|но еще не оплатившие уставный| | | | | | | |
|капитал и не получившие | | | | | | | |
|лицензию (в рамках зак. уст.| | | | | | | |
|Срока) | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
| - банков |1 |0 |1 |0 |0 |2 |2 |
| - небанковских кр. орг-ций |5 |1 |1 |0 |1 |1 |0 |
|2. Небанковские кредитные |3 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |
|организации, зарег. другими | | | | | | | |
|органами | | | | | | | |
|3. Кредитные организации, |1697|1641 |1598 |1531 |1496 |1476 |1433 |
|имеющие право на осуществл. | | | | | | | |
|банковских операций – всего | | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | | |
| - банков |1675|1616 |1572 |1503 |1468 |1447 |1401 |
| - небанковских кр. орг-ций |22 |25 |26 |28 |28 |29 |32 |


* Здесь и далее все статистические данные о банковском секторе экономики
взяты из “Бюллетеня банковской статистики”, №4, 1999

Таблица 1.2

Группировка действующих кредитных организаций по величине
зарегистрированного уставного капитала

| |До 500 |От 500 |От 2 м.|От 5 м.|От 10 |От 20 |От 40 |Всего |
| |тыс.руб|т. | | |м. |м. |м.р. и| |
| |. |до 2 |До 5 |до 10 |до 20 |до 40 |выше | |
| | |м.р. |м.р. |м.р. |м.р. |м.р. | | |
| |Кол-во |Кол-во |Кол-во |Кол-во |Кол-во |Кол-во |Кол-во|Кол-во |
|1998 | | | | | | | | |
|год | | | | | | | | |
|01.01 |198 |284 |327 |345 |255 |156 |132 |1697 |
|01.04 |165 |266 |294 |331 |262 |169 |154 |1641 |
|01.07 |132 |242 |276 |339 |258 |181 |170 |1598 |
|01.10 |114 |201 |256 |334 |244 |196 |186 |1531 |
|01.12. |99 |184 |234 |341 |242 |202 |194 |1496 |
|1999 | | | | | | | | |
|год | | | | | | | | |
|01.01 |90 |173 |219 |335 |245 |213 |201 |1476 |
|01.04 |73 |146 |200 |326 |236 |226 |224 |1431 |

Такая ситуация сложилась в банковском секторе экономики. Но это одна
сторона медали, которая рисует все имеющиеся ресурсы и потенциалы в
радужном свете. Что же представляет собой другая «оборотная» сторона
банковской системы России?
В создавшихся условиях банковская система, ориентировавшаяся на
стабильность валютного курса и рынка государственного внутреннего и
внешнего долга Российской Федерации, оказалась не в состоянии противостоять
негативным воздействиям финансового кризиса.
Финансовый кризис нанес серьезный удар и по устойчивости российских
банков. Только за август банковские капиталы (без учета Сбербанка РФ)
сократились на 13,5 млрд. рублей, или на 13,2%, образовались убытки в сумме
6,8 млрд. рублей. Средства на расчетных, текущих счетах, депозиты
предприятий и организаций за этот же период сократились в рублях на 7,1
млрд. рублей или на 15,5%, в валюте – на 1,8 млрд. долл. или на 23%.
Сужение ресурсной базы кредитных организаций привело к свертыванию
программ кредитования реального сектора экономики. В августе текущего года
кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, в рублях
сократились на 8 млрд. рублей или на 8,4%, в валюте – на 2,8 млрд. долл.
или на 22,1%.
Таблица 1.3


Отдельные показатели деятельности кредитных организаций,
сгруппированных по величине активов (млн. руб.)

| |Группы кредитных организаций, ранжированные по величине активов |
|Показатель |(по убыванию), по состоянию на 1.01.98г. |
| |1—5 |6—20 |21-50 |51—200 |201-1000|1001-1496|Итого |
|Количество филиалов на территории РФ, единиц |1978 |256 |361 |889 |959 |99 |4542 |
|Объем кредитов, предоставленных предприятиям, |152290|122825 |61552 |46635 |27662 |1497 |412461 |
|Организациям, банкам и физическим лицам, -всего| | | | | | | |
|Из них: просроченная задолженность |24337 |7163 |5002 |5454 |2671 |237 |44864 |
| в том числе предоставленных: | | | | | | | |
| — предприятиям и организациям |76872 |89115 |49390 |34161 |21044 |1037 |217619 |
| из них: просроченная |18527 |5141 |3372 |4449 |2121 |174 |33783 |
|задолженность | | | | | | | |
| — физическим лицам |5675 |3967 |2129 |3407 |3537 |355 |19070 |
| из них: просроченная |487 |200 |95 |198 |253 |45 |1277 |
|задолженность | | | | | | | |
| — банкам |44217 |7598 |5330 |4465 |1544 |81 |63235 |
| из них: просроченная |2593 |1325 |887 |684 |262 |18 |5769 |
|задолженность | | | | | | | |
|Объем вложений в государственные ценные бумаги |120882|12245 |12997 |10287 |4884 |236 |161532 |
|Объем вложений в векселя |8822 |14151 |13022 |11479 |11308 |727 |59510 |
|Объем вложений в акции и паи предприятий и |2156 |3203 |776 |2167 |1297 |79 |9679 |
|Организаций-резидентов (кроме банков) | | | | | | | |
|Сумма средств предприятий и организаций на |47340 |41840 |20968 |28800 |20635 |867 |160450 |
|счетах | | | | | | | |
|Сумма бюджетных средств на счетах |7343 |7657 |3595 |3133 |2170 |101 |23999 |
|Объем вкладов физических лиц |140591|14061 |5484 |12060 |9472 |310 |181979 |
|Ст-ть обращ. на рынке долговых обязательств |10129 |9302 |4739 |6223 |5443 |179 |36014 |
|Всего активов |520861|251863 |140873 |131936 |88543 |4989 |1139065 |
Снижение уровня доверия как к банковской системе в целом, так и к
отдельным банкам привело к замораживанию операций на межбанковском
кредитном рынке, невозможности рационального перераспределения денежных
ресурсов в финансовом секторе экономики, а также к масштабному переходу
клиентов на обслуживание из одних банков в другие. За август объем
привлеченных межбанковских кредитов и депозитов снизился в рублях на 6,1
млрд. рублей, или на 35,6%, в валюте – на 230 млн. долл., или на 9,5%.
Ситуация в банковской системе также усугубилась оттоком средств
населения из банков в условиях фактической девальвации рубля и роста
недоверия к банкам, что выразилось в сокращении величины вкладов населения
в рублях на 6,5 млрд. рублей и на 0,9 млрд. долл. в валюте.
В результате действия всех факторов банковская система стала
испытывать дефицит ликвидности.
В общем количестве действующих банков резко (с 36% на 1.08.98 до 42,5%
на 1.09.98.) повысился удельный вес финансово неустойчивых банков, а доля
активов, приходящаяся на эту группу банков, выросла с 12% на 1.08.98 до
43,7% на 1.09.98 совокупных активов банковской системы. Произошло также
значительное снижение количества финансово устойчивых банков (банки без
признаков финансовых затруднений и банки, имеющие отдельные недостатки в
деятельности) в группе 30 крупнейших банков (с 30 на 1.08.98. до 11 на
1.09.98.).
Наибольший урон кризис нанес в силу специфики структуры их балансов
(преобладание операций на рынках ГКО-ОФЗ, валютном рынке и операций с
вкладами населения) крупнейшим московским банкам. Однако и в ряде других
регионов значительное количество банков будет испытывать серьезные проблемы
с достаточностью капитала. Например, в Дальневосточном регионе таких банков
37% от их общего количества по региону, в Поволжском регионе – 29%, Волго-
Вятском регионе – 26%, Восточно-Сибирском регионе – 25% [34, 40]
Таким образом, нынешний финансовый кризис нанес ощутимый удар по
банковской системе, что выразилось в снижении банковского капитала и
возникновении дефицита ликвидности.
По данным коммерческих банков, убытки банковской системы по состоянию
на 1.03.99 составили 35,3 млрд. рублей по сравнению с 2,9 млрд. рублей
прибыли на 1.08.98, а удельный вес убыточных банков в общем количестве
действующих вырос с 32% на 1.08.98 до 37,4% на 1.03.99. Совокупный капитал
банковской системы (по методике Банка России без учета Сбербанка России)
сократился за период с 1.08.98 по 1.03.99 со 102,1 до 41,2 млрд. рублей,
или на 59,6%.
Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многофилиальным банкам в силу
специфики структуры их операций, включающих значительные вложения на рынках
ГКО—ОФЗ, большой объем срочных сделок на валютном рынке, активную работу с
вкладами населения. Потери, понесенные крупными многофилиальными банками,
предопределили также возникновение сложностей с обслуживанием бюджетных
средств банковской системой и стали одной из основных причин замораживания
операций на рынке межбанковских кредитов.
Доля активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы
увеличилась с 1.08.98 по 1.03.99 соответственно с 12,1 до 43,3%. Доля
проблемных банков в общей величине привлеченных банковской системой средств
населения во вклады (без учета Сбербанка России) увеличилась за тот же
период с 12,9 до 58,5%. За период с августа 1998 года по март 1999 года
доля проблемных банков в общем объеме размещенных в банковской системе
бюджетных средств выросла с 12,9 до 40,9%, а в общем объеме привлеченных
межбанковских кредитов — соответственно с 15,7 до 78,3% [31]
Экономический кризис способствовал обострению проблемы
функционирования коммерческих банков, что было предсказано специалистами
Всемирного Банка, которые еще в 1992-1993 годах предупреждали, что
коммерческие банки в России неизбежно столкнутся с двумя проблемами:
ликвидностью и портфелем активов.
Ситуация на финансовом рынке осложняется еще и тем, что неспособность
коммерческих банков осуществлять платежи, выдавать долгосрочные кредиты для
развития реального капитала неизбежно отразится на платежеспособности
предприятий и спровоцирует дальнейший спад производства.
Обобщение материала работ [37, 38, 39] позволяет подразделить
основные причины, влияющие на устойчивость коммерческих банков, на внешние
(не зависящие от работы банка) и внутренние (являющиеся отражением
эффективности функционирования самого банка). Основным различием этих
факторов заключается в том, что внешние факторы должны объективно
учитываться, а внешние – подлежат оценке и управлению. Также их можно
подразделить на несколько основных групп:
1. Общеэкономические условия: ресурсы для инвестиций;
конкурентоспособность местных товаров; приток (отток) капитала;
промышленный потенциал; выбытие и обновление основных фондов; структура
экспорта, импорта; темпы инфляции.
2. Состояние внутреннего денежно-финансового рынка: маржа по кредитам;
доходность денежного, валютного, финансового рынков; политика Центрального
банка; специализация в сфере банковских услуг.
3. Социально-политическая ситуация: политическая стабильность в
стране; политика правительства; зависимость от региональных и
республиканских условий; благоприятные (неблагоприятные)
внешнеэкономические условия.
4. Внутренние факторы финансовой устойчивости банка: политика банка;
стратегическое планирование; уровень управления; квалификация кадров;
взаимоотношения с учредителями; обеспеченность собственными средствами;
система эффективного внутреннего аудита; объемы созданных резервов.
Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их
комбинаций на надёжность банка характеризуется рисками. Под «риском» в
банковской деятельности здесь и далее понимается возможность утери
ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков), связанная с внутренними и
внешними факторами, влияющими на деятельность банка [38, 40].
Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально
развивающимся событиям. Риски очень сложно классифицировать по факторам, их
вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности
различных как внешних, так и внутренних факторов.
Агрегируя данные отечественной банковской литературы [37, 38, 39],
констатируем, что в современной экономике получили наибольшую известность
следующие категории банковских рисков:
o риск ликвидности связан с потерей возможности быстро превращать свои
активы в денежную форму или привлекать дополнительные ресурсы в
достаточном объеме для оплаты предъявляемых обязательств;
o процентный риск связан с колебаниями процентных ставок на рынке. Если,
например, на рынке произошло падение ставок, размещение производится под
более низкий процент, а ставки по привлеченным банком средствам не
изменились, то банк понесет убытки, поскольку будет выплачивать
повышенные проценты по привлеченным средствам;
o кредитный риск связан с тем, что банк находится в слишком большой
зависимости от клиента или группы взаимосвязанных клиентов, если они не
погашают кредит. Кредитный риск может быть связан с сектором экономики,
либо с особенностями географического региона;
o расчетные риски (связанные с контрагентами) - это риски, ассоциируемые с
контрагентом по сделке, причем, как правило, это межбанковские сделки или
сделки, осуществляемые через платежную систему, где неспособность
контрагента произвести своевременный расчет отрицательно сказывается на
ликвидности и платежеспособности самого банка;
o рыночный риск связан с возможным обесценением ценных бумаг и может
возникать в результате колебания нормы ссудного процента, изменения
прибыльности финансового благополучия компаний-эмитентов, а также
инфляционного обесценения денег;
o политический риск определяется стабильностью и предсказуемость

Новинки рефератов ::

Реферат: Война 1812 года до перелома в сторону России (История)


Реферат: Объекты гражданских прав (Право)


Реферат: Бухгалтерский учет денежных средств в с/х предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Великая отечественная война (История)


Реферат: Потитика местного самоуправления (Право)


Реферат: Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций (Военная кафедра)


Реферат: Словарь географических терминов и названий (География)


Реферат: Общий аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Победа советской власти в Армении (История)


Реферат: Шпаргалка по методике естествознания (Педагогика)


Реферат: Международная организация по стандартизации ИСО (Международное публичное право)


Реферат: Систематика современных приматов (Биология)


Реферат: Туннелирование в микроэлектронике (Радиоэлектроника)


Реферат: Статистика цен (Статистика)


Реферат: Описание детей дошкольного возраста с ЗПР (Педагогика)


Реферат: Правовой режим мирового океана (Международное публичное право)


Реферат: Значение зеленых насаждений (Биология)


Реферат: База данных для учета оплаты за междугородние разговоры (Программирование)


Реферат: НЭП (История)


Реферат: Культура России второй половины 19 века (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист