GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Искусство Японии (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Искусство Японии (Культурология)



Искусство Японии


Японцы не отделяли себя от Природы, кот для них Все. Для японцев характерен
взгляд на вещи как на само по себе сущее и потому уже заслуживающее
благоговейное к себе отношение. Ни в своей архитектуре, ни в искусстве
японцы не противопоставляли себя природе. Они стремились создать окружение,
кот соответствовало бы природе, ее ритмам, закономерностям. Искусство,
воспевающее красоту природы, отличается эмоциональным воплощением гармонии
природы, мягкими плавными ритмами и асимметрично организованной
композицией, утонченностью и изысканностью замыслов.
Японский мастер творит, повинуясь собственному сердцу.
«Японцы превратили всю жизнь человека в искусство»,- писал Рабиндранат
Тагор. «Для японцев Красота есть Истина, а Истина есть Красота.» Тагор.
Японцы берегли исконное. В эпоху Хэйан, несмотря на увлечение Китаем, дает
о себе принцим несмешиваемости чужого и родного. Не было замещение было
совмещение: брали лишь то, что обогащало их ум и душу. Японцы не были бы
японцами, если бы не дорожили своим прошлым и не умели его обогащать.
Иэнага Сабуро История Японской культуры. (1972) Иэнага стремится к познанию
японской культурыв синтетическом единстве составляющих ее элементов.
Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры.(1986) Широкая
картина культурной жизни страны: общественно-политическа мысль, религия,
зрелищные и-ва и музыка, изобразительное и дек-прик. и-во, архитектура,
бытовая культура.
Япония: народ и культура. У политической карты мира.С.А. Арутюнов, Р.Ш.
Джарылгасинова(1991) О др. жителях Японии, об особенностях японской
народной архитектуры, одежды, пищи, религиозных воззрениях японцов, о
семье, праздниках, обрядах.
Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. Книга состоит из 2 частей. В 1
раскрываются специфические черты эстетики Японии, формирование ее культуры.
Во 2 части антология средневековой поэзии Японии, классической прозы.(1993)

Декоративно-прикладное искусство.
Художественное ремесло, прикладное искусство в Японии называют словом
когэй.

Источником большинства худ. замыслов произведений искусства и лит-ры
являлась глубокая любовь к природе. Народ издавна чувствовал ее красоту в
самых обычных, мелких, повседневных явлениях. Как свидетельствуют стихи,
собранные в VIII веке в антологии «Манъесю» - древнейшем поэтическом
памятнике Японии,- не только цветы, птицы, луна, но и листья, проеденные
червем, мох, камни, увядающие травы давали толчок богатому поэтическому
воображению народа.
Такое обостренное чувство красоты природы в значительной степени вызвано
своеобразной живописностью пейзажей Японских о-в. Поросшие соснами холмы в
солнечный день производят впечатление ярких декоративных панно живописи
ямато-э. В пасмурную погоду влажный воздух окутывает поля, леса, горы
тающей серебристой дымкой. Контуры предметов расплывчаты и, кажется,
постепенно растворяются в серой мгле. Не случайно японские пейзажи
напоминают картины монохромной живописи, написанные густой черной тушью и
ее размывами на белом шелке.
Наблюдательность и близость к природе научила японцев тонко чувствовать
материал, из кот. создается вещь. Острая пропорциональность, выросшая из
глубокого знания материала, помогает мастеру выявлять скрытые природные
качества дерева, бамбука, тростника и пр. и использовать их с наибольшим
эффектом.
Неустанные поиски худ. выразительности привели к удивительному
разнообразию техники обработки материала, что составляет еще одну
особенность японского дек-прик. и-ва.
В произведениях японского прик. и-ва издвана подчеркивалась
непосредственная практическая ценнось самой вещи. Простота и строгость –
это гл. отличительные черты прик. и-ва Японии. Японские мастера
предпочитают ясные спокойные формы без всякой вычурности и надуманности.

Развивавшись на протяжении Х-ХII в, национальная школа живописи ямато-э ,
оказала огромное воздействие как на изобразительное, так и на декоративно-
прикладное искусство последующих времен. Художники этой школы создавали
произведения на ширмах, перегородках и на раздвижных дверях во дворцах
феодальной аристократии или иллюстрировали хроники тех времен и романы,
написанные на длинных горизонтальных свитках и повествующие о жизни и
времяпрепровождении придворной верхушки.
Плоскость и обобщенность изображения, условность и яркая красочность черт,
в кот. проявились декоративные качества живописи ямато-э, свойственны и
прикладному искусству Японии.
Тесная связь живописи и прик. и-ва выражалась в том, что даже самые
знаменитые художники сотрудничали с мастерами прик. и-ва, снабжая их
эскизами и образцами орнамента и каллиграфии. Выдающиеся художники сами
создавали изделия из лака, металла, керамики, фарфора. Поэтому
неудивительна та общность сюжетов, кот. наблюдается и в произведениях
живописи, и в декоре вещей, окружающих японцев.
Сходство худ. методов в изобразительном и декоративном и-ве выразилось,
кроме того, в практике сочетания в картинах и на предметах быта
изобразительного элемента с каллиграфией. Искусно написанные, словно
струящиеся поверх изображения иероглифы, составляющие короткое
стихотворение или часть его, вызывают у зрителя лит. ассоциации и
увеличивают декоративный эффект. Любуясь предметом, японец получает
наслаждение не только от его внешнего вида , но и от чтения и расшифровки
скорописи, дополняющей композицию.

Эпоха Дземон.
(каменный век)
Большинство ученых считают, что Японские о-ва были заселены человеком уже в
период палеолита (40-12 тыс. до н. э.) Керамика в палеолите отсутствует,
поэтому японские археологи иногда называют палеолит периодом
бескерамической культуры.
Богатой и разнообразной является культура неолитической эпохи, древний
пероид которой в Японии получил название «дземон» (VIII тыс. – первая
половина I тыс. до н. э.).
Среди достижений культуры дземон особое место принадлежит керамическим
сосудам, которые лепились без применения гончарного круга. Форма сосудов
изменялась с течением времени. Первоначально форма сосуда делалась из веток
и травы, затем она обмазывалась глиной, при обжиге ветки и трава сгорали,
оставляя свои следы на стенках сосудов. Позднее мастера лепили сосуд и,
чтобы он не распался, обматывали его травяной веревкой. («Дземон» -
«веревочный орнамент»). По мере развития культуры дземон функциональное
назначение сосудов менялось, многие из них стали приобретать ритуальную
символику. Сосуды среднего и позднего периода дземон уже напоминают сосуды-
скульптуры. Орнаменты, нанесенные палочкой или раковиной, а также лепные
узоры отражали сложную мифологическую и эстетическую концепцию
мировоззрения их создателей. На данном этапе уже сложилась высокая техника
худ. обработки изделия.
О сложности религиозных представлений создателей дземон свидетельствуют
также догу – глиняные скульптурки. Догу-амулеты невелики по размеру. Они
имеют овальную или прямоугольную форму и обязательно украшены орнаментом.


Культура Яей

(культура начального периода древнего об-ва)
В середине I тыс. до н. э. в этнической и культурной истории Японии
происходят качественные изменения. На смену культуре дземон приходит
культура яей. (III в. до н. э.-III в. н. э.)
(Существует 2 точки зрения о появлении яеи. Одни полагают, что яеи выросла
из дземон. Другие, что создателями яеи были племена, переселившиеся с
территории Корейского п-ва.)
Народ Хань, обитавший на континенте, уже вступил в эпоху металлов и принес
ее на Японские о-ва. Япония сразу вступила в бронзовый и железный век.
Своеобразием отличается керамика яеи. Новым было использование гончарного
круга. Простая, спокойная, пластическая форма и узор из прямых линий,
присущие керамики яеи, не имеют ничего общего с керамикой дземон,
отличающейся многообразием форм и сложностью рисунка. Сделанные с помощью
гончарного круга, эти сосуды имеют шаровидную форму, симметричны. Орнаменты
состоят из волнистых или прямых линий, идущих по всему сосуду. Красота
формы таких сосудов заключается в их геометричности, четком силуэте, в их
соответствии функциональному назначению.
Наконец, в эпоху яеи происходит переход от каменных орудий к бронзовым, а
потом и к железным. Отдельные изделия сопутствуют памятникам яеи: бронзовые
мечи и копья(особенно на севере Кюсю), бронзовые колокола(Кинай).
Формирование древнеяпонской народности, начавшееся, по существу, с
появления на Японских о-вах носителей культуры яеи, растянулось на
несколько веков (с VI-V вв. до н. э. по I-II вв. н. э.). В период яеи
окончательно сложились черты того хозяйственно-культурного типа, который
присущ японцам и по сию пору и в основе кот. лежит интенсивное пашенно-
поливное возделывание риса с высадкой в поле предварительно выращенной на
особых участках рассады. Без риса и изделий из него нельзя себе представить
ни один аспект японской культуры, и развитие ее современных форм.
И еще один важнейший элемент культуры связан по происхождению с культурой
яеи. Этот элемент – сам японский язык. По основным корням, по грамматике,
по синтаксису японский язык имеет родственные связи с корейским Он был
принесен из Кореи переселенцами, носителями культуры яеи.

Бронзовый век.
Один из центров бронзовой культуры на рубеже нашей эры складывается на
севере Кюсю. Тремя основными символами этой культуры являлись бронзовые
широколезвийные мечи, бронзовые зеркала и амулеты-магатама.(костяная, а
позднее яшмовая или нефритовая подвеска искривленной формы, наподобие
«запятой». Эти три предмета до сих пор являются символами японской
императорской власти. Возможно эти предметы были символами нарождающейся
аристократии. Многие широколейзвийные мечи были найдены за оградой храма,
возможно они приносились в качестве жертвы. Многие из найденных бронзовых
зеркал имеют на обратной стороне своеобразный линейный орнамент,
заключенный в опоясывающие ленты, треугольники, геометрические фигурки. Сам
облик этого линейного орнамента вызывает ассоциацию с солнечными лучами.
Население Северного Кюсю почитали зеркала, связывали их с культом Солнца.
Для поклонения восходящему Солнцу зеркала (наряду с мечами) вывешивались на
ветках деревьев.)
Другой центр бронзовой культуры в Древней Японии находился в Кинаи
(Центральный Хонсю). Наиболее интересным памятником этой культуры являются
бронзовые наконечники стрел, браслеты и особенно колокола – дотаку. Самые
ранние колокола не превышали в высоту 10 см., а самые большие, поздие
достигали 1 м 20 см. Все колокола имеют овальное сечение и плоский верх.
Некоторые совсем лишены декора или имеют магический орнамент в виде
спиральных завитков. Большинство дотаку имеет наверху дугу, украшенную
орнаментом. Нижняя часть наружной поверхности колоколов почти всегда
свободна от орнаментов. Создается впечатление, что именно эта часть служила
ударной поверхностью, причем били по колоколу снаружи. Загадочным является
обстоятельство, что воспоминания о колоколах исчезли из народной памяти,
нет упоминаний о них в японских мифах и легендах. (Большинство колоколов
было найдено в специальных траншеях на верху холмов. Вероятно они имели
ритуально-магическое значение для поклонения Небу или Горам. На колоколах
сохранились изображения лодок, охота дом на высоких савях.)
Археологические, мифологические данные, а также свидетельства письменных
источников позволяют устоновить, что в процессе взаимодействия этих двух
центров бронзовой культуры интенсивно пошел процесс формирования
древнеяпонского этноса , кульминационной точкой кот. стала культура
железного века – культура Ямато.


Ямато.

(Железный век)
Важнейшим этапом в этнической истории древних японцев приходится на первую
половину I тыс. н. э. В этот период завершается формирование
древнеяпонского этноса. Общество страны Ямато (III – начало VIв.) стояло на
пороге складывания государственности.
В IV-VI в н. э. Япония была объединена в политическом отношении в виде
древнего г-ва Ямато.
В IV Япония вторглась на Корейский п-ов. Начинается процесс восприятия
высокоразвитой континентальной культуры.
Этот процесс нашел свое отражение в предметах и-ва: медные зеркала,
золотые шлемы, золотые и серебряные серьги, серебряные браслеты, пояса,
мечи, сосуды суэки, выполненные на основе высокоразвитой техники гончарного
и-ва, ввезенной с континента.

Культура об-ва в период системы законов Рицуре.
(до XII)
Внедрение буддизма. На строительство роскошных буд.храмов, возведение
великолепных статуй Будд, изготовление храмовой утвари направляются
огромные средства.
Развивается роскошная культура аристократов.

Керамика. Зародившись в глубокой древности, керамическое и-во Японии
развивалось, однако, чрезвычайно медленно.
В VI-XI веках под воздействием гончаров Кореи японские мастера перешли к
обжигу глиняных изделий с зеленовато-желтой глазурью. Примерно в это же
время появляются изделия из настоящего фаянса – гигроскопической глины,
покрываемой глазурью.
До XVI века керамическое производство было представлено немногочисленными
печами. Грубо вылепленные сосуды выполнялись из фаянса, а чаще из т.н.
«каменной массы» - твердой негигроскопической, а потому не нуждающейся в
глазури глины. Лишь городок Сэто в провинции Овари производил изделия более
высокого качества. Изделия покрывались зеленой, желтой и темно-коричневой
глазурью и были украшены штампованным, резным и накладным орнаментом.
Керамика этого центра настолько отличалась от грубой продукции других мест,
что получила собственное наименование сэтомоно.
Металл. С изделиями из бронзы и железа, завезенными с континента, японцы
впервые познакомились на рубеже нашей эры. В последующие века,
усовершенствовав методы добычи и обработки металлов, японские мастера
начали изготовлять мечи, зеркала, украшения, конскую упряжь.
С началом в XII веке кровопролитных феодальных междоусобиц увеличилось
количество кузнецов-оружейников, изготовлявших доспехи, мечи др.
Прославленная сила и крепость японских клинков во многом обязана
оружейникам того времени, передававшим своим потомкам секреты ковки и
закаливания мечей.
Изделия из лака. Художественное производство изделий из лака достигло в
Японии исключительного расцвета, хотя родиной техники лака является Китай.
Лак получают из сока лакового дерева. Им многократно покрывают
предварительно подготовленную гладкую поверхность основы изделия из дерева,
ткани, металла или бумаги.
Первые достоверные сведения о лаковом производстве в Японии как о худ.
ремесле относятся к периоду расцвета придворной культуры VIII-XII веков.
Тогда получило широкое распространение изготовление из лака архитектурных
деталей, буддийских статуй, предметов роскоши и домашней утвари, начиная с
мебели и кончая палочками для еды.
В течении последующих веков изделия из лака приобретали все большее
значение в повседневном быту японского народа. Широко стали употребляться
такие изделия, как посуда, шкатулки для письменных принадлежностей,
туалетные коробки, подвесные коробочки на поясе, гребни и булавки, обувь,
мебель.
Особенно нарядны предметы техники маки-э: рассыпанный по поверхности
порошок золота или серебра закрепляют лаком с последующей шлифовкой. Этот
вид лаковых изделий был известен еще в VIII веке.

XVI-XVII

Декоративно-прикладное и-во конца XVI – начала XVII в. было очень
разнохарактерным, поскольку отвечало потребностям образа жизни различных
соц. слоев общества.
В д-п и-ве , как и в других областях культуры, находили отражение все
основные идейно-эстетические течения времени.
Новые для японского и-ва и культуры тенденции к показной пышности и
чрезмерному украшательству, связанные с образом жизни и культурными
запросами стремительно взлетевшей новой военно-феодальной верхушки и
быстро разбогатевших городских слоев, ярко отразились в д-п и-ве.
Оружие. В жизни воинского сословия особое место занимало оружие. Главным
оружием самурая был меч, в кот ценились качество клинка, и его оформление.
Изготовлением мечей занимались семьи оружейников, передававших свое
мастерство из поколения в поколение. Изделия различных школ отличались
пропорциями, формой лезвия и его качеством. Выдающиеся мастера писали на
клинках свое имя, и их изделия до наших дней хранятся в музейных
коллекциях.
Рукоять и ножны клинка украшали оружейники-ювелиры. Боевые мечи украшались
довольно строго, мечи же, носившиеся с гражданским платьем, украшались
очень богато.
Между клинком и рукоятью помещалась плоская гарда, обычно худ. оформления.
Отделка гард стала специальной отраслью японского искусства. Интенсивное
развитие этого и-ва началось со второй половины XV в. Выдающимся
художником, положившим начало династии мастеров, специализирующихся на
украшении мечей, был самурай Гото Юдзе.
Расцвет и-ва изготовления гард приходится на конец XVI- начало XVII в. Для
их украшения использовали все виды обработки металла- инкрустацию, резьбу,
насечку, рельеф.
На рубеже XVI-XVII вв. в укрвшении оружия, как и в других видах и-ва,
начали проявляться черты экстравагантности. Детали лошадиной упряжки и
ножны для самурайских мечей в нарушение традиции стали изготовлятся из
покрытой яркой глазурью, керамики.(Фурута Орибэ)
С распространением чая и чайных церемоний в XV-XVII веках возникла новая
профессия мастеров, изготовлявших чайную утварь и в частности железные
чайники, строгие и изысканные по форме, со скупым орнаментом.
Изделия из лака. Пышные и цветистые вкусы того времени нашли полное
воплощение в изделиях из лака, кот получили особенно значительное развитие
как предметы декоративного и-ва. На озере Бива есть о-в Тикубу, где
сохранился храм, представляющий собой образец использования золотого лака
для отделки интерьера здания.
Богато орнаментированный лак применялся и для изготовления предметов
обихода и посуды, используемых в парадных резиденциях. Среди них-
всевозможные столики, подставки, шкатулки, коробки, подносы, комплекты
столовой и чайной посуды, трубки, шпильки, пудреницы и пр. В этих вещах,
обильно украшенных золотом и серебром, наглядно воплотился дух эпохи
Момояма. (мастер по лаку Хонъами Коэцу).
Керамика. Другое стилистическое направление развития д-п и-ва было связано
с культурой чайной церемонии ваби-тя. В русле этого направления развивались
производство изделий из недорогих материалов(бамбука, железа) и керамика,
расцвет кот начинается со второй половины XVI в.
В традиционных изделиях из грубоватой керамики была та простота, кот
соответствовала новым идеалам красоты чайной церемонии. Это послужило
сильнейшим стимулом в развитии японской керамики. Эта керамика приближалась
по форме и цвету к народным изделиям. И поскольку многие заказчики
отворачивались от малейшей цветистости, красота этих изделий была часто
нарочито мрачной. Мастера керамического производства проявляли великую
изобретательность в форме и цветовом решении глазури.
На рубеже XVI-XVII вв. характерным явлением времени стал процесс выделения
худ. индивидуальностей и стремление мастеров поставить свое имя на
изготовленном предмете. Среди керамистов первым таким мастером был Тедзиро.
Фарфор. В конце XVI в. на Кюсю близ Ариты были найдены месторождения
каолина и полевого шпата. На этой базе начало разворачиваться фарфоровое
производство, основывающиеся на опыте китайских и корейских мастеров.



XVII-XVIII

Резьба по дереву. В XVII-XVIII в Японии наблюдался значительный прогресс в
орнаментальной резьбе по дереву, кот достигла высокой степени совершенства.
Она украшала храмовые сооружения, дворцы и резиденции сегунов, широко
применялась при изготовлении мелких принадлежностей быта горожан.
Очень важную сферу применения и-ва резчиков представляло собой
изготовление масок для театра но и голов для кукол театра дзерури.
Считается, что лучшие образцы масок для театра но были созданы в XV-XVI
вв., в пору его расцвета, а маски XVII-XXVIII вв. являлись лишь подражанием
старым, но подражание это было таким искусным, что они используются до сих
пор и очень высоко ценятся.
Лак. Примерно до середины XVII в. главным центром развития д-п и-ва
оставался Киото. Там начал свою карьеру Огато Корин. Он создал шедевры не
только живописи, но и керамики, лаковых изделий, росписи тканей, вееров и
т. д. Прославленные лаковые изделия Корина были отмечены особым единством
форм и декора, плавно «перетекающего» с одной грани изделия на другую.
Сочетание различных материалов создавало необычную фактуру поверхности и
редкую цветовую гамму.
Среди других мастеров работы по лаку выделялся Исэ Огава Харю. В своих
работах он широко использовал инкрустацию фарфором, слоновой костью,
красным резным лаком, черепашьим панцирем, золотом, серебром, свинцом и др.
материалами.
Керамика. Со второй половины XVII в. начался расцвет японской керамики,
обладавшей декоративными качествами, свойственными всему и-ву периода
изоляции страны. Начало этого расцвета связывают с творчеством Нономура
Нинсэя. Он родился в провинции Тамба. Нинсэй традиционные формы народной
керамики своей провинции с росписью эмалевыми красками. Он создал новый тип
керамики, чисто японский по духу и образности (нинсэй-яки),
использовавшийся для чайной церемонии.
Заметное влияние на развитие керамического производства Киото и других
провинций оказал Огата Кэндзан. Известность его изделий принесли росписи, в
кот. он использовал приемы многоцветной живописи школы ямато-э и сдержанную
монохромную роспись черной тушью.
Фарфор. В массе форфоровой продукции, кот. в XVII-XVIII вв. выпускалась по
всей стране, различались два основных типа: дорогие, украшенные тонкой
росписью изделия мастерских Кутани и Набэсимы, и выпскавшийся большими
сериями фарфор Ариты и Сэто.
Изделия мастерских Кутани раннего периода имели пластичную неровную форму.
Их роспись выполнялась с использованием крупных цветовых пятен и свободно
располагалась на поверхности сосудов. Более поздние фарфоровые изделия
Кутани приобрели сухие, шаблонные формы и декор.
Изделия Набэсимы обычно украшались изображением одиночного растительного
мотива, выполненного подглазурной росписью, иногда дополненного
надглазурной полихромной росписью.
Мастерские Ариты и Сэто изготовляли массовую продукцию. Эта посуда
украшалась нарядными, декоративными композициями из изображения цветов,
птиц, бабочек и т.д.
Металл. Значительные успехи в период изоляции страны отмечались у худ.
работ по металлу. Накладные металлические детали, украшавшие эфес и ножны
меча, выполнялись специалистами-ювелирами , по-прежнему основное внимание
уделялось изготовлению гард.
Ткачество и крашение. Успешно развивалось также ткачество и крашение.
Наиболее значительным достижением в текстильном производстве этого периода
было изобретение способа крашения юдзэн-дзомэ. Этот метод сделал возможным
воспроизведение тонких графических рисунков на одежде и до сих пор является
специфическим для Японии видом крашения.



Оним из култрурных завоеваний японских горожан в момент перехода от
средневековья к новому времени было освоение заимствованного в дзенских
моностырях и по-своему осмысленного ритуала чайной церемонии.
Чаевитие было широко распространенной формой общения между людьми в разных
соц. сферах.
Дзенские монахи уже в XII в. при длительных и ночных медитациях
практиковали храмовое чаепитие, для кот. существовал определенный ритуал.
В XIVв. широко распространенным в Японии развлечением были чайные
соревнования, во время кот. чай разных сортов подавался участникам, а они
должны были узнать сорт чая и место, где он был выращен.
Чайные соревнования, устраивавшиеся сегуном и крупными феодалами, были
наиболее пышными. Они проводились в порадных покоях усадеб и превращались в
торжественную церемонию.
При сегунах Асикага многолюдные чайные состязания постепенно превращались
в чайную церемонию для узкого круга лиц, которая проводилась в резеденциях
феодалов и получила название «сеин-тя». Это был чинный аристократический
ритуал, отличавшийся строгим этикетом и изысканностью. Оформлялся он
дорогой китайской утварью и произведениями ис-ва китайских мастеров.
Ко второй половине XVI в. чайным чашам и всем аксессуарам приготовления
чая стало придаваться очень большое значение. Всему действу была придана
строгая форма. Чаепитие превратилось в детально разработанный, философски
обоснованный, намеренно усложненный ритуал.
Параллельно с чайной церемонией сеин-тя развивался совсем другой тип
чаепития, среди низших классов, кот. назывался «тян-но ериай».
крестьяне проявляли в этот период значительную соц. активность. По всей
стране вспыхивали крестьянские восстания. Совместные чаепития, ставшие
формой крестьянских собраний, помогали им сплотиться для борьбы против
феод. гнета. На этих встречах никто не радумывал над тем, какой сорт чая
был подан или откуда он происходит. Не было споров. Все сидели в убогой
комнате деревенского дома, попивая чай из тех чашек, какие случалось иметь
хозяину.
Чаепитие в кругах торговцев и ремесленников японских городов также
первоначально не были церемонией. Это был повод для общения и форма
общения. В них ценилось ощущение равенства, свободы, духовной близости и
единства взглядов, а также простота и непринужденность обстановки.
Из этих разнородных и разнохарактерных элементов постепенно сформировалась
чайная церемония, ставшая одной из важнейших составных частей единого
комплекса японской традиционной культуры. Начало этого процесса связано с
именем монаха Мураты Дзюко(1422-1502).
Дзюко ощущал близость к народу, свою связь с крестьянами. Он нашел в их
чаепитиях тя-но ериай тип простой красоты, кот. не было в чайных церемониях
сеин-тя. Взяв сельское чаепитие за основу, он начал разрабатывать новый вид
церемонии, свободной от излишней красивости и усложненности. Это было
началом чайной церемонии ваби-тя (простая, уединенная). Дзюко предпочитал
церемонии в скромных небольших помещениях (4 с половиной татами).
Эту линию формирования чайной церемонии продолжил Сэн Рикю, считающийся
самым знаменитым из всез мастеров церемонии. Рикю уменьшил размер тясицу до
3 и даже 2 татами, свел к минимуму украшения в помещении и число
принадлежностей, используемых в церемонии, сделал более простым и строгим
весь характер ритуала. Нидзиригути (отверстие для вползания) было около 60
на 66 см. Для того, чтобы подчеркнуть превосходство духовного начала над
материальным.
Рикю продолжил и завершил курс Мурата Дзюко на упрощение и отход китайских
стандартов в эстетике и оформлении чайной церемонии. Вместо дорогих
китайских чайных принадлежностей, стали использовать простые вещи из
бамбука и керамики , изготовленные в Японии.
Такой поворот к простоте расширил круг любителей чайной церемонии.
Для украшения стали использовать свитки с японской живописью и поэзией.
Рикю ввел в обиход небольшие простые композиции из веток и цветов,
постарался наполнить их внутренним содержанием и сделал обязательным
атрибутом чайной церемонии, назвав «тябана». Это послужило толчком к
развитию и-ва икэбаны.
Духовная нагрузка чаепития определялась требованиями церемониала и
этикета. Предписывалось непременное достижение внешней гармонии в
обстановке и поведении участников чаепития, кот должна быть отражением
внутренней. Этикет определял желательные темы беседы: и-во, красота
окружающего, поэзия.
(Чайная церемония в японском садике в Ботаническом саду)




Реферат на тему: Искусство в контексте культуры
Волгоградский Государственный Педагогический Университет



РЕФЕРАТ
по культурологи на тему:
Искусство в контексте культуры.



Выполнила:
студентка 1 курса
историко-экономического факультета
отделения «менеджмент организации»
Горина Ольга.

Проверила:
Суродина Н.Р.



Волгоград
2002



Содержание:

1. Искусство как форма культуры…………………………………………..3
2. Первобытная культура и первобытное искусство………………………6
3. Взгляды на происхождение искусства…………………………………...8
4. Искусство и действительность………………………………………….10
5. Список использованной литературы…………………………………...14



Искусство как форма культуры

“В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования,
неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти
магического, в чем для нас , по-видимому, только и должна проявляться
красота.”
/А. Банфи. Философия искусства/

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая
направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано
удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую
действительность в развитых формах человеческой чувственности.


Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между
собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с
мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной
профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или
рабочего.


В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством
стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование
окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее
значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних
закономерностей структуры создаваемых произведений.


Особым видом социальной практики является собственно художественное
творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения
искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся
оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании
искусства.


Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм
человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и
выражает действительность в художественно-образной форме. Она является
результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно
— реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный
образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а
проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как
способ домыслить, дополнить реальную жизнь.


Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание
жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ
концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и
человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином
зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть
воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время
реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также
фильм и спектакль в целом.


Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и
подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах,
жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений
искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в
исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание,
художественную критику и эстетику.


Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой
деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и
различающиеся по способам его материального воплощения:


- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок,
мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических
материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с
разнообразными тембрами, созданными природными и техническими
приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве
материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные
нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.


Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние
разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную
историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо
само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями
человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу
того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное
значение в жизни людей.


В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов
искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой
взаимоисключающие тенденции:


— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его
видов,

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды
искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов
искусства (кинематограф, телевидение, видео).


В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились
тенденции:


— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.


Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее
между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства
другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз
подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе
художественной культуры.


Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде
всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани
исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства
вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может
дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать
только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из
отдельных видов искусства.


Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании
общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс
творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты,
взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный
материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.


Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает
будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а
также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость
искусства.


Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является
социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает
человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны
человеческого существа.

Первобытная культура

1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти
всей их истории;

2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами
народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной;

3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью
современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и
техническим могуществом.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности
родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский
оратор Изократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин"
является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция
не исчезла, а слово "первобытный" часто употребляют для обозначения
неразвитости, отсталости и т.д.

Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры
существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной
потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры.
Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и
неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и
"эксплуатируемых".

Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это
разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру.
Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное,
отношение к ее основам.

Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:

...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью
чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном
счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и
полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам,
накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления,
которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное .


Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло
в позднем палеолите (около 30 тыс. лет до н. э.) и отражало образ жизни и
воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и
движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев
и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты,
свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия,
развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у
племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-
Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой
мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных
охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические
фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на
рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы
П. и. связаны с разложением первобытного строя.

Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она,
образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной
культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был
ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они
служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их
вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их
создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность
- примитивный коллективизм.



Взгляды на происхождение искусства

Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском
учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В.
Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.

Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия
плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где
образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая
точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали
изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на
значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это
объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны,
естественную для магических действий.

Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой
деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно
становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и
характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка,
который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно
независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по
отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней
цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В
книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что у первобытных
художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних
переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.

Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места
пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего
творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за
этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не
только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру.
Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер,
рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.

Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка
культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге "Человек
играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре" (1938) он
универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие
человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее
проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем
более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков,
подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает
игровое начало.

Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и
культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не
бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд.
Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но
и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему
радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве
культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли
и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не
возникли?

В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину,
сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая
изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом
использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П.
Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении
внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его
творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно
постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это
совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной
культурной деятельности.


В современных условиях значительно вырос интерес к феномену культуры,
что обусловлено поиском ценностного гуманитарного содержания и смысла
жизни. Современной наукой установлено, что человек конца XX века
подчиняется законам культурной коммуникации. Осмысление и реконструкция
прошлого помогает человеку найти опору в тех культурных ценностях, которые
лежат в основе будущего развития и совершенствования культуры.

Культура понимается нами как совокупный способ и продукт человеческой
деятельности, реализующейся в процессах опредмечивания и распредмечивания,
и предстающей в связывающей эти предметы форме, а изобразительное искусство
как особый тип освоения человеком мира, образная модель мироздания и
самосознание культуры.

Изучение изобразительного искусства в контексте культуры проводится нами с
позиций влияния типа культуры на общее развитие искусства.
Общетеоретическая концепция типологического развития культуры по отношению
к кубанской культуре и изобразительному позволяет выделить характерное
преобладание канонической культуры в конце XVIII середине XIX в., а
динамической во второй половине XIX начале XX в. Отсюда, в каждый из
указанных периодов, господствовал определенный тип художественной
деятельности: в начале народное искусство, а затем профессиональное.
Искусство и действительность.
Художник создаёт произведение искусства не потому, что он отражает в
определённом образе свой внутренний мир, а потому, что его помощью выражает
потребность возвысить какую-то форму жизни до уровня всеобщей ценности,
типичной для духовности . Произведение искусства действительно является
символом, и его красота проявляется входе бесконечных поисков, которые
совершаются в нем и вне его души, обретающие духовность в её чистой форме.
Ни одно произведение искусства, как ни одно из субъективных состояний, не
реализует в себе красоту в чистом виде , абсолютно чистую идеальность,
свободную от каких либо форм реального, которые необходимы для её
гармоничности .
“Значит и эстетической жизни никогда не удаётся достичь окончательной
конкретной объективизации , собственно ценности. Последняя, кстати,
является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие
идеального смысла, выходящего за пределы определённой формы.”
/А. Банфи. Философия искусства стр. 35/
Через совокупную сферу культуры общественная структура нацеливает искусство
на то содержание, которое искусство должно разработать и насытить значением
собственно исторической обстановки. Тем самым структура эта оказывает
воздействие на весь комплекс художественной реальности, на её внутреннее
строение, определяя попутно формальные проблемы, вытекающие из обновления
содержания. Очевидно, к примеру, что в конце эпохи Возрождения усиление
самостоятельности буржуазии, вызванные в этой связи изменения во взглядах
на городскую и семейную жизнь, на отношение между городом и деревней,
повышение одних ценностей жизни и обесценивание других привели к появлению
в искусстве реалистических тенденций. Вспомним в этой связи об интерьерах,
пейзаже, жанровых сценах, портрете, натюрморте. Эти жанры в свою очередь
вызвали к жизни новые композиционные схемы , новые формальные проблеме,
связанные с перспективой, светом, цветовой гаммой, от которых зависело и
появление новых ценностей в живописи .
Другой “идеальной сферой” отношений субъекта-объекта является ценность или,
скорее, ценности. Сведения их- в том, что касается искусства- к чистой
эстетической ценности, хотя и может показаться правомерным лишь при
поверхностном исследовании. В самом деле, по своей сути произведение
искусства основывается на ряде ценностей, более или менее способных к
гармоничному синтезу. Это и внимание к окружающему миру, и традиция, и
жизненность. Это и этические, технические, и собственно эстетические
ценности. Эти последние относящиеся к сложной и многогранной общественной
роли искусства, не только сами по себе являются важным аспектом, моментом,
художественной убедительности, но и лежат в основе других ценностей,
определяя проникновение в ткань произведение искусства. Общественные
ценности приобретают очевидное своеобразие в некоторых видах искусства.
Вспомним, например, архитектуру и градостроительство, театральное искусство
и малые декоративные формы. В целом присущи всем художественным сферам и
характеризуют важные качественные различия. Сопоставим наглядную
“публичность” фресковой живописи и интимность картины, вспомним, как
отличаются друг от друга социальное содержание , являющееся неотъемлемой
частью вокальной и инструментальной музыки и присущее самим инструментам.
“Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и
отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и
образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации
на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и
выразительности.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.186/
Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека. Эта
реализация может происходить в чисто формальном плане осуществлении тех
канонов чистой красоты, которые вкус уже “опробовал ” на опыте . Но в этом
случае произведение искусства может быть искусным, но бездушным
построением, чья красота остаётся внешней по отношению к реальности
предмета, который в свою очередь, вводит её в определённые рамки. Таков
случай с декоративным искусством.
“Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно
выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в самой
себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты-
спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность,
определяющую все её аспекты.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.189/
Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность гения. Но
гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в связи с
определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не
допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному
развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой образов, так что
обе способности души- воображение и рассудок- приходит в бесконечно
свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных
мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей.
Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой
увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в
многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает.



Список использованной литературы:
1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.-
М.:Центр, 2001.
2. Энциклопедический словарь искусства под ред. Мишеля Лаклотта и Жан-
Пьера Кюзена. – М: «ТЕРРА», 1997.
3. Банфи А. Философия искусства . М.:”искусство”1989г. –384с.
4. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.






Новинки рефератов ::

Реферат: Власть (Государство и право)


Реферат: Уголовный процесс зарубежных стран (Государство и право)


Реферат: История экономических учений (История)


Реферат: Физика за 9 класс (Физика)


Реферат: Становление классического джаза (Музыка)


Реферат: Культура Ацтеков (Культурология)


Реферат: Фотосинтез - проще простого (Биология)


Реферат: Вопросы к зачету по Истории Отечества (История)


Реферат: Мосты (Геодезия)


Реферат: Акцентуации характера (Психология)


Реферат: Теория Эволюции Ч. Дарвина (Биология)


Реферат: Образование как социальный институт (Социология)


Реферат: Предмет и метод трудового права (Трудовое право)


Реферат: Отчёт по производственному занятию по посещении Минского Мото Вело Завода (Транспорт)


Реферат: Расторжение трудового договора по инициативе работника (Право)


Реферат: Виды и принципы создания совместных предприятий в России (Международные отношения)


Реферат: Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов (Педагогика)


Реферат: Анаэробные сообщества микроорганизмов, разрушающих ароматические ксенобиотики (Биология)


Реферат: Выдающиеся победы Александра Невского (История)


Реферат: Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ) (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист