GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Менеджер и его функции (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Менеджер и его функции (Менеджмент)




СОДЕРЖАНИЕ

Введение стр. 3
Менеджер и требования, предъявляемые к нему стр. 4
Основные стадии подготовки и методы принятия

управленческих решений стр. 5
Важнейшие функции менеджера стр. 6
Лидерские качества менеджера стр. 7
Типы руководителей стр. 9
Требования к руководителю по исследованию
М. Вудкока и Д. Фрэнсиса стр. 10
Что называется способностью эффективно управлять стр. 11
Как помочь совершенствованию менеджера стр. 12
Литература стр. 13

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины
“менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш
словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая
деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются
синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более
широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы
(субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью
перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли
субъекта управления выступает менеджер.

Понятие менеджмента.

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие
“менеджмента”. Этот термин произошел от американского management (
управление. Менеджмент ( это самостоятельный вид профессиональной
деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной
деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных
намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых
ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического
механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-
экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях,
хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении
непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в
него входит:
. изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и
прогнозирование;
. производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с
максимальной прибылью;
. управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии,
а также анализ информации и разработка программ для достижения
поставленной цели.
Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать
поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в
крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной
стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может
довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких
ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и
проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы
зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим
человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:
В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего
управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки
состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд.
долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое
место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились,
т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на
фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах
его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли
Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на “Крайслере”
согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему,
как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию.
И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня
производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а
с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского
и мирового рынка.
Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера, и что
может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в
управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об
этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этом реферате.

Менеджер и требования, предъявляемые к нему

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и
употребляется применительно к:
. организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений
или программно-целевых групп;
. руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений,
отделений, отделов);
. руководителю по отношению к подчиненным;
. администратору любого уровня управления, организующего работу,
руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно
выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров
выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят
большую часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники
и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:
. наличие общих знаний в области управления предприятием;
. компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли
производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей
деятельности;
. владение не только навыками администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять
инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее
выгодных сферах применения;
. принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с
нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия
каждого в их исполнении.
Так как принятие управленческого решения – это сложный процесс, я бы
хотел рассмотреть его поподробней.

Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления
направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления.
Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы:
b. сбор информации;
c. анализ полученной информации;
d. выяснение актуальности;
e. выяснение, определение условий при которых эта проблема будет
решена.
6. Составление плана решения:
g. разработка альтернативных вариантов решения;
h. сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися
ресурсами;
i. оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
j. оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
k. составление программ решения;
l. разработка и составление детального плана решения.
m. Выполнение решения:
n. доведение решений до конкретных исполнителей;
o. разработка мер поощрений и наказаний;
p. контроль за выполнением решений.

Методы принятия управленческих решений.

Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена
проблема:
Декомпозиция. Представление сложной проблем, как совокупности простых
вопросов.
Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в
первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются,
оцениваются, сравниваются.
Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы,
связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до
мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением,
либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы
передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех
пор, пока все эксперты не прийдут к одному мнению, либо перейдут к тому,
что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод
используется для достижения эффективности.
Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались
данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование.
Имитационное моделирование.
Метод теории вероятности.
Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из
других объектов управления.

Важнейшие функции менеджера

Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение
управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим
менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать,
понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык
жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать
людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия,
доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных
сделок и многому другому.
Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и
учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим
слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в
совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности
выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,
связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на
справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.

Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо
остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера – делать дело
при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит
сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и
интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы
“босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с
необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с
человеческими потребностями подчиненных.

Как стать лидером.

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство,
мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие –
обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен,
способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении.
Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе
доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.
Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах
сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.
Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает
других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист
слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает,
что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим
началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы,
строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются
правильными.
Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми,
как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры
заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший
лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны,
они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к
слабостям других.
Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ
выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не
делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и
тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него
веру.
Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое
дело”. Если Вы ожидаете, что Ваша группа сотрудников энергично включится в
работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно
продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас
об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам
деятельности фирмы.
Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать
решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение
всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные
данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая
смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть
ошибочным.
Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а
не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое
замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.
Справедливость – тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник
получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас,
вероятно появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку,
ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об
этом.
Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это
говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно
слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они
правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои
ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не
показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага – фирмы и ее
сотрудников – всегда должна быть превыше всего.
Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения
сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим
энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.
Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к
тому же ему не надо скрывать свои ошибки.
Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать
в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность,
уравновешенность и решительность.
Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои
силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.

Типы руководителей

Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать
менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями,
особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как
всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в
большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блэйк и
Д. Моутон составили матрицу типов руководителей:

|отношение к работе | |
| | | | | | | | | | | |
|9 | | | | | | | | | | |
|8 | | | | | | | | | | |
|7 | | | | | | | | | | |
|6 | | | | | | | | | | |
|5 | | | | | | | | | | |
|4 | | | | | | | | | | |
|3 | | | | | | | | | |отношение к |
|2 | | | | | | | | | |людям (рабочим |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |и служащим) |


Диктатор (9,1). Стиль управления, полностью ориентирован на производство и
уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в
таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из
подчинения.
Демократ (1,9). Производительность труда у такого менеджера стоит на
последнем месте. Принцип: “Надо быть всегда самим собой”. Работнику
обстановка нравится, но польза небольшая, весь пыл – в дебаты.
Пессимист (1,1). Девиз “Не вмешиваться в ход событий”. Случайные люди,
назначенные кем-то.
Организатор (9,9). Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства,
а также людей. Важнейшая характеристика – устремленность к инновациям,
нацеленность на развитие организации. Предприятие при таком менеджере
процветает. Но такое практически не реально.
Манипулятор (5,5). Менеджера этого типа удовлетворяет средняя
производительность. Девиз: “Не хватать звезд с неба”. Манипулирование
людьми.
В зависимости от характера работ к менеджеру предъявляются различные
требования.

Требования к руководителям по исследованию

М. Вудкока и Д. Фрэнсиса

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические
силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает
управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся
содержании работы руководителя.
Эти обобщения позволили авторам книги “Раскрепощенный менеджер” М.
Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые
требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.
Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов,
которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие
десятилетия:
Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в
большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется
способность эффективно управлять собой и своим временем.
Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных
убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется
способность прояснить свои личные ценности.
Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко
определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для
обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер
должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства
их решения – зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы
быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих
навыков.
Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность
делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание.
Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко
реагировать на изменения ситуации.
Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное
управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не
прибегая к прямым приказам.
Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и
не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более
современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные
подходы в отношении своих подчиненных.
Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных
работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое
использование людских ресурсов.
Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с
возможностью собственного “устаревания”. Поэтому менеджерам требуется
умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении
практических навыков.
Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий нескольких
людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь
создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться
изобретательными и результативными в работе.
Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они
хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.

Что называется способностью эффективно управлять

Рабочее определение способности эффективно управлять необходимо дать
до того, как будут выявлены другие роли менеджера. Основываясь на данных
ранее одиннадцати факторах это:
. способность управлять собой;
. четкие личные цели;
. упор на постоянный личный рост;
. навык решать проблемы;
. изобретательность и способность к инновациям;
. высокая способность влиять на окружающих;
. знание современных управленческих подходов;
. способность руководить;
. умение обучать и развивать подчиненных;
. способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные
конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из
вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако
они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих
возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих
навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение.

Как помочь совершенствованию менеджера

Но в любом случае, как было отмечено выше, к менеджеру предъявляются
большие требования, которые хороший менеджер сможет удовлетворить только,
если он будет постоянно совершенствоваться, ведь нет пределов мастерству.
Хотя признание личного ограничения – это сама по себе движущая сила
для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить
свое понимание, приобрести новые навыки и подходы. Значительные
изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в
первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача менеджера –
найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить
потенциал, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на
собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока
человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Можно составить
личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов:
1. Выявите ограничения.
2. Оцените и обсудите их.
3. Преодолейте препятствия.
4. Приобретите новые умения.
5. Внедрите новые методы работы.
6. Проанализируйте свое продвижение вперед.
В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением
квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих
им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при
этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей
профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. А ваше непосредственное
личное участие и обучение на собственном опыте – это самый плодотворный
путь приобретения и успешного применения новых навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герчикова И. Н. "Менеджмент", М–1994, издательское объединение
“Юнити”.
2. М. Вудкок, Д. Фрэнсис “Раскрепощенный менеджер”.
3. Д. Трейси “Менеджмент с точки зрения здравого смысла”, “Автор”
1993г.
4. Беликов К. Ф. Конспект лекций по курсу “Научно-производственный
менеджмент” на факультете МТМиК за 8 семестр. МИЭТ. 1996г.




Реферат на тему: Менеджер по качеству
1. Европейский опыт в вопросах технического регулирования

Говоря о вопросах технического регулирования в нашей стране,
специалисты в качестве образцов, на которые следует ориентироваться,
называют принятые в Европейском сообществе Новый и Глобальный подходы к
технической гармонизации. Необходимость сближения российской и
европейской процедур подтверждения соответствия вытекает и из того,
что до 70% поставляемой в Россию продукции связана со странами, входящими
в Европейский союз.
Новый подход к технической гармонизации и стандартам и Глобальный
подход к техническим условиям и сертификации были приняты в 1985 г. и 1989
г. соответственно для создания условий свободного перемещения товаров на
всем едином пространстве ЕС при обеспечении необходимого уровня их
безопасности.
Новый подход в основном предусматривает создание единой нормативной
базы, определяющей требования к продукции, в то время как Глобальный
развивает его положения в области оценки соответствия продукции этим
требованиям. Оба подхода стали реализовываться через законодательные
документы, обязательные к применению во всех станах ЕС, – европейские
директивы (аналогами которых в нашей стране будут Технические регламенты),
которые содержат единые требования к продукции и способам подтверждения их
соответствия на всем пространстве Евросоюза.
Основные принципы Нового подхода характеризуются следующим:
- в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения
существенные правила безопасности;
- задача установления конкретных требований возлагается на европейский
стандарты, а в переходный период - на национальный стандарты стран ЕС;
- стандарты сохраняют свой добровольный статус;
- продукция, выпущенная в соответствии со стандартами, гармонизированными с
директивами, считается соответствующей их существенным требованиям;
- факт соответствия стандартам, подтвержденный определенным способам,
является реализацией принципа презумпции соответствия;
- если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным
стандартом или такого стандарта нет, то он обязан доказать соответствие
существенным требованиям директивы, воспользовавшись, как правило, услугой
третьей стороны.
В основе Глобального подхода лежат следующие принципы:
- использование нескольких процедур оценки соответствия, результаты
которых являются равнозначными;
- процедуры состоят из модулей, относящихся либо к проектированию, либо к
производству, либо к тому и другому сразу;
- выбор оценки из числа установленных в директиве принадлежит изготовителю;
- результат оценки, предусматривающий контроль продукции или контроль
производственного процесса считается равноценным;
- уполномоченный орган должен быть третьей стороной, соответствовать
европейским стандартам ЕН 45000 и предпочтительно являться аккредитованным
органом по сертификации или как испытательная лаборатория;
- процедуры подтверждения соответствия в зависимости от требований
директивы осуществляет изготовитель и нотифицированный орган,
уполномоченный на выполнение работ по конкретной директиве органами власти
государства ЕС;
- результатом оценки соответствия является декларация о соответствии и
маркировка продукции знаком СЕ;
- процедуры оценки не должны быть слишком обременительными для
изготовителя.

Таким образом, директивы устанавливают существенные (общие правила по
безопасности) требования к продукции. Они не содержат конкретных
характеристик, так как последние находятся в стандартах. Изготовитель
продукции может подтвердить ее соответствие добровольным гармонизированным
стандартам, и более ему уже ничего подтверждать не надо, так как после
этого продукция будет считаться соответствующей директиве. В случае если
изготовитель этого не делает, он обязан доказать, что его продукция
соответствует существенным требованиям директив. Формой подтверждения
соответствия гармонизированным стандартам служит декларирование,
представляющее собой принятия изготовителем ответственности за
безопасность продукции.
Процедуры подтверждения соответствия директивам состоят из модулей, при
этом в директиве на конкретную продукцию предусматривается использование
нескольких равноценных процедур, а их выбор предоставляется
производителю.
Для России представляется целесообразным внедрять такой европейский
механизм задания и подтверждения требований к конкретной продукции,
адаптированный к российским условиям. Закон «О техническом регулировании»
вводит принципы, которые приближают российскую систему к европейской
модели. Опыт Евросоюза в области технического регулирования
представляется чрезвычайно ценным для формирования российской, именно
поэтому разработчикам Технических регламентов следует ориентироваться
на директивы «нового подхода», к чему призывает и разработанный
специалистами ВНИИС документ «Рекомендации по сертификации. Выбор схем
обязательного подтверждения продукции при разработке технических
регламентов». В этом документе описаны восемь основных схем обязательного
подтверждения соответствия, гармонизированных с европейскими модулями, а
также общие принципы включения схем обязательного подтверждения
соответствия в технические регламенты.



2.Предпосылки к реформе

Система стандартизации, сертификации и контроля, сформированная после
распада СССР, за время своей работы показала неэффективность в решении
многих задач. Недоверчивое отношение основной массы потребителей к
производителю, неправомерные действия контролирующих органов, изнуряющая
бумажная волокита при получении сертификата – все это не лучшая база для
успешного развития отечественной промышленности. Многие из принципов,
которые разработчики реформы планируют коренным образом изменить,
достались нашему государству от старой экономической системы:
- государство и только государство отвечает за безопасность продукции и
услуг;
- контроль производят органы, которым дано право устанавливать обязательные
требования;
- превалирует отраслевой принцип управления;
- практически неограниченная власть исполнительных органов.
Во время Советского Союза на развитие и поддержание стандартизации
тратились большие средства, что позволяло выпускать по 4000 стандартов в
год. Это было эффективно и в экономическом отношении. В постсоветское
время эта линия развития была потеряна. И в результате ежегодно в России
появляется только около 400 стандартов. По ряду причин (в основном из-за
недостаточного финансирования) снизилась активность технических комитетов
по стандартизации. Из 358 зарегистрированных технических комитетов 103 за
последние 4-5 лет не подготовили ни одного нормативного документа. Только
20 ТК разрабатывают по 20 стандартов в год. А потому средний возраст
российского стандарта в среднем 15 лет, что не отвечает нуждам страны.
Требуется коренным образом изменить ситуацию, инициировать разработку
стандартов промышленностью, так как производитель лучше всех знает, что
ему нужно.
Необходимостью стало реформирование системы контроля (надзора) в связи
с ее малой эффективностью. Примером этого является ситуация, когда
Международная конфедерация обществ потребителей в течение полутора лет
вела активную переписку с Госстандартом, для того чтобы убрать с рынка
пожароопасные кипятильники. В результате товар все-таки вышел из
рыночного оборота, а продавцы были наказаны. Но время пребывания опасной
для потребителя продукции в продаже наводит на определенные размышления.
Система штрафов вместо своевременного изъятия небезопасной продукции
является существенным нарушением прав потребителя. Кроме того, из-за
отсутствия четко сформулированных в законах правил проведения контроля
происходит дублирование процедур оценки соответствия различными органами
исполнительной власти.
Коррупционность и существование административных барьеров являются
значительной преградой на пути развития бизнеса, в том числе малого и
среднего. Частично это возможно преодолеть существенным снижением объема
нормативных документов, устанавливающих правила сертификации и проведения
контроля. При введении единого закона и проверяющая сторона, и проверяемая
будут четко знать круг обязательных требований. Соответственно будет
проще предпринимателям защищать свои права в суде, так как разобраться в
небольшой нормативной базе проще, чем в существующем сейчас ворохе
документов.
Курс на вхождение во Всемирную торговую организацию (ВТО) стал так же
толчком к реформированию системы. Для вхождения необходимо соответствие
требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. А в нашей
стране до сих пор действуют принципы, категорически не принимаемые на
западе. Это такие принципы, как:
1) совмещение в одной организации функций по сертификации и аккредитации;
2) совмещение в одной организации функций органа государственного контроля
и органа по сертификации;
3) внебюджетное финансирование государственного контроля,
Естественно, негативное влияние всех этих подходов не только на
международной арене, но и на общероссийской сказывается давно и постоянно.
В частности из-за этих нарушений большинство российских систем
сертификации не признается за рубежом. Без сомнений, это приносит
существенный урон отечественному производителю.
Принцип совмещение в одной организации функций по сертификации и
аккредитации закреплен по ряду причин в законе «О сертификации продукции и
услуг». Согласно ему организации, выполняющие работы по обязательной
сертификации, - органы по сертификации и испытательные лаборатории,
аккредитуются на ведение данных работ теми же федеральными органами
исполнительной власти, на которые законодательными актами возложена
организация и проведение работ, т.е. центральными органами соответствующих
систем сертификации.
Нарушение принципа совмещение в одной организации функций органа
государственного контроля и органа по сертификации накапливалось
исторически. Выполнять функции органа по сертификации при введении ее на
территории России начали органы исполнительной власти (в том числе и
органы контроля), что продолжается до сих пор. Это в равной мере относился
к таким органам, как Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госветнадзор,
Госпожнадзор России, время нередки были случаи, когда совмещались функции
госинспектора и эксперта по сертификации. И хотя сейчас обязательно
разделение таких функций по персоналиям, ставится вопрос о невозможности
их совмещения в одной организации
Внебюджетное финансирование контроля появилось в связи с
катастрофическим уменьшением перечисляемых государством средств. В
результате чего надзор стал поддерживаться за счет оказания надзорными
органами различных платных услуг. Если учесть, что выполняются в основном
те услуги, за которыми и производится надзор, то такое «сращивание»
является некорректным с правовой точки зрения. Естественно, что
существующее положение вещей устраивает органы надзора.



3. Закон «О техническом регулировании»

3.1.Основные принципы закона


По словам Валентина Завадникова, председателя комитета по промышленной
политике Совета Федерации, основную концепцию законопроекта можно
сформулировать в пяти пунктах.

Во-первых, закон предусматривает разделение добровольных и обязательных
требований к продукции. относиться исключительно к параметрам
безопасности, а добровольные – к потребительским достоинствам продукции.

Во-вторых, требования к безопасности продукции должны быть собраны в
специальных нормативных документах – технических регламентах, содержащих
перечень обязательных для применения в отдельных отраслях и по отдельным
видам деятельности требований.

В-третьих, согласно конституционному принципу о допустимости ограничения
прав и свобод граждан только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, все технические регламенты должны
утверждаться в виде федеральных законов прямого действия.

В-четвертых, в законопроекте предусмотрена схема декоммерциализации, т.е.
максимального изменения разного рода коммерческих схем надзорных
(контролирующих) органов, чтобы избежать коррупции и наладить поступление
денежных потоков в бюджет.

В-пятых, будет достигаться соответствие технических требований к продукции
состоянию нашей экономики, учитывая финансовое положение страны и
состояние основных фондов.
Обязательные требования должны быть собраны в технических регламентах,
а добровольные – в стандартах. В соответствии с текстом закона технические
регламенты:
- содержат только существенные требования по безопасности продукции,
процессов ее производства, эксплуатации и утилизации, т.е. требования,
которые реально необходимы для обеспечения безопасности продукции, не
являясь в то же время избыточными;
- формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характеристики
изделий, давая производителю право самому выбирать ту или иную конструкцию
или элемент конструкции, для того чтобы соответствовать этим
эксплуатационным характеристикам;
- устанавливают процедуры оценки соответствия;
- используют стандарты в качестве законодательной базы.
Стандарты же должны:
- создавать доказательную базу выполнения соответствия техническим
регламентам и процедур оценки соответствия продукции требованиям
конкретных технических регламентов;
- содержать опережающие требования по качеству и безопасности продукции;
- способствовать идентификации продукции и выявлению контрафакта;
- способствовать внедрению инноваций;
- помогать предприятиям внедрять системы менеджмента качества и управления
окружающей средой на базе серий ИСО 9000 и 14 000.

Разработчиком технического регламента или стандарта может быть любое
лицо, при условии выполнения правил по разработке, установленных в Законе.

Декоммеризация закреплена в 3-ей статье Закона принципами,
соответствующими международно признанным мировым принципам:
«недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля
(надзора) и органа по сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и
сертификацию;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Большой раздел законопроекта посвящен подтверждению соответствия.
Различают два вида подтверждения: добровольное и обязательное. С целью
подтверждения соответствия стандарту или же условиям договора, что
повышает конкурентоспособность, дает признание или служит условием при
принятии контракта, проводится добровольная сертификация. Обязательная
сертификация служит подтверждением соответствия требованиям технического
регламента и проводится только в случаях, установленных соответствующим
техническим регламентом. Обязательное подтверждение соответствия
продукции может быть в двух формах: обязательной сертификации и
декларирования соответствия, порядок и правила проведения которых изложены
в Законе.
Порядок аккредитация органов по сертификации и испытательных
лабораторий в Законе не описан, но указано, что он должен проводиться в
соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. Более
подробно рассмотрен вопрос государственного контроля, как базовый элемент
реформы. Закон устанавливает не только полномочия государственных органов
контроля, но и их обязанности.

В законопроекте устанавливаются также правовые основы
ответственности участников отношений, возникающих в процессе
стандартизации и сертификации, например – разработчиков
регламентов, сертифицирующих органов, производителей.

В принятом закона содержится специальный пункт, посвященной техническому
регулированию в области связи. Важность данного вопроса подчеркнута
выделением этого пункта в качестве одного из трех, составляющих Статью 1 о
сфере применения закона. Этот пункт гласит: "Требования к функционированию
единой сети связи Российской Федерации, требования к продукции, связанные
с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации,
использование и управление радиочастотным спектром устанавливаются и
регулируются законодательством РФ в области связи". Такой подход еще более
усиливает значение Закона о связи, принятие которого должно стать важным
событием в жизни отрасли.



В положениях закона, касающихся разработки технического регламента или
стандарта, закладывается принцип соответствия мировым нормативным
документам. В частности, в статье 12 говорится о необходимости «применения
международного стандарта как основы разработки национального стандарта»; а
в статье 9 говорится, что «внесение субъектом … проекта федерального
закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при
наличии … обоснования необходимости принятия федерального закона о
техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от
положений соответствующих международных стандартов».
Информация о технических регламентах и документах по стандартизации
должна быть доступна для всех заинтересованных сторон. Для этого
создается Федеральный информационный фонд технических регламентов и
стандартов. Сведения о стандартах должны находиться в общероссийских
классификаторах, также доступным заинтересованным лицам.



3.2 Организационные моменты внедрения закона


Законопроект был внесен Правительством Российской Федерации 27 июня
2002 г. Официальный представитель Правительства РФ - председатель

Госстандарта России Борис Алешин. Законопроект принят в первом чтении 15
декабря 2002 года Государственной Думой. «За» проголосовали 293 депутата
при необходимом для принятия количестве голосов 266. Закон одобрен Советом
Федерации 18 декабря 2002 года, он вступит в силу через шесть месяцев
после его официального опубликования в «Российской газете», т.е. 1 июля
2003 года. За это время должно быть разработано несколько сотен
технических регламентов (приблизительно 400). Это акты, которые
утверждаются или указом президента, или постановлением правительства и
содержат в себе исчерпывающий перечень ограничений, которые государство
может налагать на конкретный вид деятельности. Сюда относится и набор
технических показателей, которые сейчас рассредоточены в тысячах
стандартах, технических условиях, инструкций, приказах и других
документах, в основном, ведомственного уровня.
В рамках Межведомственной программы мер по выполнению требований
Соглашения ВТО по техническим барьерам подготовлен План созданий
технических регламентов, базирующихся на директивах «нового» подхода.
Согласно программе технические регламенты будут разрабатываться до 2007
года. Ранее принятые нормативные документы в этой области будут отменены
только после принятия соответствующего технического регламента. То есть до
того, как регламент будет принят продолжают действовать все те же
документы, определяющие требования на продукцию, как и в настоящее время.
Но после того как закон вступит в силу 1 июля, перестанут действовать
законы, касающиеся стандартизации и сертификации, такие как Закон
Российской Федерации от 10 июня 1993 года "О сертификации продукции и
услуг», Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года "О
стандартизации", а также еще некоторые федеральные законы или входящие в
них пункты.
Важным моментом в организации технического регулирования является
функции и роль Госстандарта. В тексте Закона есть упоминания о
Федеральном органе государственной власти в области технического
регулирования, на роль которого не без оснований претендует Госстандарт
России. Кроме того, в Законе есть некоторый набор позиций, которые будет
координировать этот орган. В частности, к его компетенции отнесена
разработка всех технических регламентов, вне зависимости, на каком уровне
они принимаются. Если проект технического регламента появляется в качестве
депутатской инициативы, в виде законопроекта, этот проект будет
рассматривать экспертная комиссия, формирование которой будет осуществлять
Госстандарт. Эта экспертная комиссия будет давать необходимые заключения
на все проекты, которые Государственная Дума должна принимать во внимание
при рассмотрении проектов законов о техническом регламенте в любой сфере
промышленности.

В настоящее время уже создано 6 экспертных советов, состав которых
вывешен на веб-странице Госстандарта России в сети Интернет. Кроме того,
подготовлен проект новой «структуры Госстандарта России», в котором
сделана попытка отойти от отраслевого принципа устройства. Приказом по
Госстандарту России из ЦСМ выведены органы по сертификации, тем самым
выполнено одно из основных требований европейского сообщества. Координацию
деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий призвана
осуществлять саморегулирующаяся организация Некоммерческое партнерство
«Росиспытания», созданное при активном участии Госстандарта.
Структурные изменения в Госстандарте приведут к уменьшению штатной
численности: в 1,5 раза снизится количество госинспекторов, а в связи с
выведением сертификации из Центров метрологии и стандартизации – еще
3000 человек.
Постановлением правительства на 20 % уменьшен перечень продукции,
подлежащей обязательной сертификации и за счет этого расширена область
декларирования. Причем в будущем для обязательной сертификации будет
подвергаться только та продукция, которая считается опасной.
Вышло в свет постановление правительства РФ «Об аккредитации
организаций осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции,
процессов и услуг».
В дальнейшем для приведения страны к единым организационным принципам
технического регулирования предполагается:
- разработать такие первоочередные законы в области технического
регулирования, как «О безопасности технических средств», «Об
электромагнитной совместимости», «о промышленной безопасности», «о
низковольтном оборудовании», «о безопасности эксплуатации зданий и
сооружений», «О единстве средств и методов измерений»;
- государственный контроль и надзор за продукцией, подпадающей под
обязательное подтверждение соответствия, осуществляется только на рынке;
- перевести обязательные требования из стандартов в технические регламенты;
- установить в технических регламентах процедуры оценки соответствия;
- формировать государственный план надзорных проверок;
- законодательно закрепить организационно-правовой статус ЦСМ как
федеральных учреждений;
- разделить функции по государственному контролю и надзору, установив: под
контролем понимается работа экспертов, проводящих исследования, испытания,
измерения, проверку и экспертизу, а под надзором – работа госинспекторов
на рынке, уполномоченных от лица государства применять
соответствующие санкции;
- ввести институт должностных лиц, уполномоченных в качестве
государственных инспекторов проводить государственный надзор, и институт
экспертов, привлекаемых к контрольным мероприятиям;
- финансирование деятельности государственного надзора производить из
бюджета



4.Реализация принципов закона

Закон о техническом регулировании открыл дверь для проведения реформ в
сфере нетарифного регулирования в экономике. Техническое регулирование –
неотъемлемая часть промышленной политики страны, средство вовлечения в
управление экономикой бизнес-сообщества и общества в целом. Для развития
страны чрезвычайно важно вовлечение общества в разработку нормативных
документов, регулирующих безопасность и качество товаров. Этот процесс
будет действительно эффективным, если удастся избежать конфликта между
чиновниками и предпринимателями. Достичь этого можно путем создания
рабочих групп из представителей бизнес-сообществ, научных деятелей и
независимых экспертов, причем контрольно-надзорные органы необходимо
привлекать в основном на стадии согласований уже разработанных проектов.
Закон вносит существенное увеличение безопасности для потребителя. Это
будет осуществляться за счет 3 основных принципов:
1) производитель (продавец) будет ответственен ни за бумагу, а за реальную
безопасность товара;
2) в случае нарушений соответствия товара обязательным требованиям
производитель (продавец) будет наказываться не только штрафами, но и
отзывом товара с рынка;
3) изложение обязательных требований к товару будет четким, что позволит
потребителю понять, относительно каких требований товар был
сформирован.
Но если безопасность продукции поднимается на законодательную высоту,
то ее качество контролироваться государством вовсе не будет. Все вопросы
определения качества перейдут к рынку. Государству практически невозможно
отвечать за сравнительные потребительские свойства. Качество товара на
рынке может быть подтверждено знаками соответствия добровольных систем
сертификации, и в первую очередь знаком Госстандарта. Если продукция с
таким знаком не будет соответствовать требованиям соответствующего
стандарта, то производитель понесет ответственность за это.
Принятие технических регламентов позволит упорядочить всю систему
обязательного подтверждения соответствия, выкинуть устаревшие требования,
и наоборот, уточнить те требования, которые необходимы, полезны и
актуальны. Все это позволит существенно продвинуться навстречу
европейскому законодательству в области технического регулирования. Здесь
речь идет о постепенной унификации европейских и российских требований к
производимой продукции по безопасности, к условиям производства этой
продукции, качеству рабочей силы, требованиям, которые предъявляются к
рабочей силе и так далее. С принятием этого закона вместо тысяч, десятков
тысяч документов, часто противоречащих друг другу, будет построена
относительно стройная система, состоящая из нескольких сотен законов,
которые очень четко описывают полный набор требований государства в
технической сфере по каждому конкретному виду деятельности. Естественно,
что благодаря этому подтверждения соответствия станет менее изнуряющей
процедурой, в том числе и для малого предпринимательства. Тем более, что в
идеале сертификация будет проводиться редко, только в случаях обладания
продукцией особо опасных свойств. Вводиться она будет вполне понятным
образом: технический регламент будет содержать раздел, описывающий все
дорыночные меры контроля за товаром, из которых можно будет выбрать
способ подтверждения соответствия. Таким образом сертификация не будет
возникать спонтанно под нажимом того или иного органа федеральной
исполнительной власти.
Что касается разработки технического регламента, то необходимо
отметить, что любая организация и любой гражданин могут начать разработку.
Правовое государство не должно запрещать такого рода инициативу. Другое
дело, будет ли под силу «любому» человеку пройти последующие процедуры. В
соответствии с законом о техническом регулировании есть правила
опубликования информации о начале разработки общего технического
регламента, последующем обсуждении проекта с заинтересованными лицами. Для
оценки состоятельности проекта технического регламента создается
соответствующая экспертная комиссия, в которую войдут самые разные
представители (представители бизнеса, отраслевых институтов,
потребителей, министерств и ведомств). При необходимости в дальнейшем
соответствующее лицо имеет возможность передать любому субъекту
законодательную инициативу для внесения проекта. Естественно, следует
понимать, что разработка регламента - очень непростая вещь, нужно иметь
достаточно высокую квалификацию и понести определенные затраты. Ведь для
того чтобы создать действительно эффективный технический регламент
необходимо собрать воедино все требования самых разнообразных органов
власти, содержащиеся в настоящее время в различных стандартах. Довести до
конца такого рода работу непросто. Поэтому возможность появления большого
количества проектов в одной области практически невозможно.
Если говорить об экономическом эффекте закона, есть основания надеяться
на лучшее. В Германии за счет стандартизации обеспечивается ежегодный
экономический эффект 16 млрд. евро, что составляет 1% от ВНП в Германии.
Это происходит исключительно за счет того, что активная работа по
стандартизации на международном и национальном уровне резко выводит вперед
технологии, закрепляется массово в малом и среднем бизнесе, обеспечивает
совместимую взаимозаменяемость теми товарами, которые уже находятся на
рынке. Эффект от этого реально оценен - 16 млрд. евро. при ежегодных
вложениях в 400 млн. Технические регламенты, оформленные законодательно -
это ограничения, жесткие ограничения, которые устанавливают фактически
общество и государство для развития определенного направления в
определенной области. Стандарты, опираясь или подтверждая, что этот товар
в данной группе безопасен, позволяют эти требования существенно развить,
внести туда новые технологии и обеспечить повышенную
конкурентоспособность, что, без сомнения, приведет к конкретной
экономической выгоде. Но для того чтобы система заработала, принося
определенные доходы, необходимо вложить не мало средств для формирования
хорошо функционирующей системы технического регулирования. Для нашей
страны внедрение закона, четко устанавливающего положения по сертификации
и надзору (контролю), несет уменьшение «взяточного бремени», что позитивно
отразиться на экономике. Сегодня "взяточная" нагрузка на бизнес от этих
проверок, то есть от проверок различного вида инспекторов, составляет
примерно от 25 до 35% стоимости товара. По оценкам эффективность закона
заключается и в снижении этой «взяткоемкости» - примерно в 2,5 раза.

5. Спорные моменты закона

Спорных моментов при таком обширном реформировании появляется много.
Многие организации в обсуждениях проекта закона пытались отстоять свои
коммерческие выгоды, не стараясь способствовать рациональному принятию
решения.
Многие поправки, внесенные в законопроект после первого чтения, весьма
противоречивы. По мнению главы комитета по промышленной политике Валентина
Завадникова это связано с тем, что «данный закон сильно снижает силу
контрольных и надзорных органов. И теперь эти органы направили большое
количество поправок с целью сохранить за собой те или иные участки
контроля и надзора». Часть этих поправок обоснована и не носит
ведомственного характера. Особенно это касается тех отраслей
промышленности, которые являются собственностью государства: атомная,
оборонная, космическая отрасли. Тем не менее, основные споры по
законопроекту шли из-за основной концептуальной идеи технического
регулирования.
Одним из таких спорных вопросов является исключение работ и услуг из
сферы действия технических регламентов и обязательного подтверждения
соответствия. Это может привести к неутешительным последствиям и в
отношении безопасности, и в отношении разрушения структуры органов по
сертификации, касающихся области подтверждения соответствия услуг.
Вопрос эффективного функционирования технического регулирования в
России зависит, естественно, от возможности государством финансирования
всех необходимых процессов и инстанций, в особенности орган
государственного надзора и контроля. Практика предыдущих лет показала
невозможность функционирования органов надзора без дополнительной
коммерческой деятельности.



Вывод

Реформирование области стандартизации, сертификации, аккредитации и
надзора (теперь обобщенно - области технического регулирования) было
необходимо. Раньше или позже страна вступила бы в полосу изменений в этой
области, зависело от быстродейственности законодательного аппарата, так
как необходимость реформ существует уже несколько лет. Административные
барьеры, научная отсталость технологий, отсутствие четко установленных
прав и обязанностей государственных органов по подтверждению соответствия,
коррумпированность чиновников препятствуют развитию страны и в
экономическом, и в техническом отношении. Реформы частично обусловлены
этим, и направлены на сведение к минимуму подобных отрицательных
моментов. Хочется надеяться, что разработчикам действительно удастся
добиться задуманного.
Закон несет большое количество позитивных моментов, эффективность
которых зависит от того, получится ли настроить закон на реальную жизнь.
Но также, в любом концептуальном законе существует множество недостатков,
которые выясняются при его практической реализации. Закон «О техническом
регулировании» исключением из правил скорее всего не станет. Но сам факт
принятия закона и те достоинства, которые в нем содержатся, кажутся
больше, чем возможные недостатки. Время покажет. Тем более что до
вступления закона в силу осталось совсем немного.



Список использованной литературы:

1. Кравченко Ю., «Главное – настроить закон на реальную жизнь», Стандарты и
качество, № 9 - 2002, с 5 – 8.
2. Филатов Е. И., «О влиянии новых принципов технического регулирования на
организацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации», № 8 –
2002, с 20-26.



Содержание


1. Европейский опыт в вопросах технического регулирования
2.Предпосылки к реформе
3. Закон «О техническом регулировании»
3.1.Основные принципы закона
3.2 Организационные моменты внедрения закона
4.Реализация принципов закона
5. Спорные моменты закона
Вывод
Список использованной литературы:




Новинки рефератов ::

Реферат: Запорізька Січ: розвиток, становлення, право (История)


Реферат: Иеронимус Босх (Искусство и культура)


Реферат: Аудит в банке (Банковское дело)


Реферат: Освоение человеком космоса ( Космонавтика)


Реферат: Сословия в России (История)


Реферат: Дидактические возможности отдельных методов обучения на уроках литературы в старших классах (Литература)


Реферат: Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук (Педагогика)


Реферат: Становление и развитие социальной психологии (Психология)


Реферат: техника (Сельское хозяйство)


Реферат: Ценообразование на экспортную и импортную продукцию (Менеджмент)


Реферат: Деятельность Хрущева на Украине (История)


Реферат: Глоссарий по теме: "Теории личности" (Философия)


Реферат: Вторая Мировая Война (История)


Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: Жизнь и творчество Ивана Посошкова (Исторические личности)


Реферат: Анализ финансовой деятельности предприятия ЗАО "Ртищевские продукты" (Аудит)


Реферат: Попереднє розслідування (Уголовное право и процесс)


Реферат: Великое княжество Литовское (История)


Реферат: Модули и объекты в языке Турбо Паскаль 7.0 (Компьютеры)


Реферат: Здоровье человека и общество (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист