GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Возрождения в Западной Европе (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Возрождения в Западной Европе (Культурология)


Мордовский государственный педагогический институт


имени М. Е. Евсевьева



Реферат

на тему : Культура Возрождения в Западной Европе



Выполнил :
студент 301 группы
ф-та Истории и права
Костин Е. М.

Проверил : Житаев В. Л.



Саранск 2002



План :



Введение


1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения



2. Отношение к античной и средневековой культуре



3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение



Список литературы



Введение:

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества
феодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления
капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в
форме мануфактуры;
Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется
современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина
мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие
ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают
гелиоцентрический взгляд на мир.
Ренессанс (возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних
веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей —
Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели
возвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мира
стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ное
путешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты для
освоения «старым миром».
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны.
Приблизительны и хронологические границы — в Италии ХIV-ХVI века, в других
странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса
достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — это,
так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало
позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.



1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план
выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз — человечный). Заимствованный у
Цицерона (I в. до н. э.'), который называл гуманизмом высшее культурное и
нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее
полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков.
Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги,
находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные
сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков,
утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии,
зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов.
Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют
кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками
государей.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по
отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в
безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и
трактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в
котором чело век — только выразитель интересов сословия. Они выступают про
тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты
выражают требование исторической ситуации — формируют человека
предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу
и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному
разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное
течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей
идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная
личность.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-
1324) — «последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт Нового
Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его «Божественной комедии»
великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно
итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи
Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность
собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать
«Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех
проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».
Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и
блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником
гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, его
красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439) «О
достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо
Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных
наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О досто
инстве человека» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы,
себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения
убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам
управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.
Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалого
размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные
искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы
общественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.
Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII —
убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим
талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат
Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он,
должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и
зверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «и
жестокости превзошёл всех варваров», собственноручно закалы вая свои
жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди его
придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства
проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был
образцом юве лирного искусства.
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху
Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья,
высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в
свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и
безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать,
не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»



2. Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляет
отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному
наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм
и прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека были особенно
близки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный
идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык
пластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма.
Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным,
разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов.
Художников, скульпторов и I юэтов Возрождения привлекают сюжеты античной
мифологии и ис тории, древние — греческий и латинский языки.
Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С
конца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а на
латинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — были
написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из
первых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт
от мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали
латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие
аудиторию чистой латинской речью.
Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в
старых рукописях и книгах, составляли кол лекции древностей. Они стали
восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать
подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть
текс тов античных авторов, которыми располагает современная наука, была
выявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра нении античного
наследия сыграло изобретение и распростране ние книгопечатания. Важно
отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но
подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево
и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности»
Гуманисты проявляли большой интерес и к античной филосо фии —
натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции
основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание
Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом,
преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. Каким же было
отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно
предшествовала эпохе Воз рождения?
Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока,
именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить.
Ведь культура Возрождения формиро валась как отрицание, протест, отказ от
средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным
было отнашение ние к теологии — теории религии. Лоренцо Балла
противопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла,
ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих
гуманистов критическим было отношение к церкви и профессией нальным
служителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декаме роне» высмеивает
монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии»
даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви,
духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского «Похвала
глупости». Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не
была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и
высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковой
культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитие
человека.
Однако, вся средневековая культура с ее многолетней исто рией, прочными
традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру
Возрождения, даже когда это не осознавалось, А Ф. Лосев справедливо
отмечает, что «Возрожде ние, подобно юноше, бунтующему против своих
родителей и ищу щему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем
оно было обязано средневековью и преувеличивать значение ан тичности».
Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, в
которой были сложнейшие переплетения, взаимодей ствия старого и нового,
богатство и разнообразие культурных эле ментов. В чем конкретно проявлялось
влияние средневековья на культуру Возрождения?
Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означало отрицание
религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский)
хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалам
первоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались создать
некую новую, еди ную религию, свободную от национальных, этнических,
культовых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить рели гию,
но не отказаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной куль турой. Многие
деятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными лицами
католической церкви.
В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось
прежде всего в темах, сюжетах. Много произведе ний было написано на
библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для
церквей, имела культовое назначе ние. Можно сказать, что искусство
Возрождения было своеобраз ным синтезом античной физической красоты и
христианской ду ховности.



3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной де ятельности.
Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в
Новое время наука и техника. Недаром отстаи валась мысль, что идеальный
человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к
искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал
гармонически орга низованного мира и место человека в нем. Этой задаче в
различной степени подчинены все виды искусства.
Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения свя заны с эволюцией
гуманистических концепций в периоды раннего, Высокого и позднего
Возрождения. Для литературы раннего Ренес санса характерна новелла,
особенно комическая (Бокаччо), с антифео дальной направленностью,
прославляющей предприимчивую и сво бодную от предрассудков личность.
Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии — Л.
Пульчи, Ф. Берни, в Испании — Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика
которой по этизирует представление Возрождения о человеке, рожденном для
великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторон ней картиной
общества и его героических идеалов в народной сказоч ной и философско-
комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В
позднее Возрождение, характеризу ющееся кризисом концепции гуманизма и
созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались
пастораль ные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения —
драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или
трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной
человека системой общественной жизни.
Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Воз рождения получило
яркое выражение в театральном искусстве, ис пытавшем значительное
воздействие античной драматургии. Его ха рактеризует интерес к внутреннему
миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными
особенностя ми театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие
традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание
трагических и комических, поэтических и буффонно-пло щадных элементов.
Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра
стала импровизационная коме дия дель арте (XVI в.). Наибольшего расцвета
театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет ха рактер чисто
церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым
гуманистическим мироощущением. По являются различные жанры светского
музыкального искусства -фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в
Испании, баллада Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший
повсемес ное распространение. Светские гуманистические устремления пра
никают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инстру ментальной
музыки, выдвигаются национальные школы исполняв ния на лютне, органе. Эпоха
Возрождения завершается появление новых музыкальных жанров — сольных песен,
ораторий, оперы.
Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Во рождения выразили
архитектура, скульптура, живопись. Отмети что в системе искусств в этот
период происходит перемещение центов. Архитектура перестала быть
«дирижером» оркестра и кусств. На первый план выходит живопись. И это не
случайно. И— кусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный
мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плам не
было больше возможностей по сравнению с другими искусства Наш
соотечественник, замечательный знаток итальянского Воз рождения П. Муратов
писал об этом так: «Никогда человечество не было так беззаботно по
отношению к причине вещей и никогда оно было так чутко к их явлениям. Мир
дан человеку, и так как это — ма лый мир, то в нем драгоценно все, каждое
движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в
уборе женщины. Для глаза... художника не было ничего малого и незначи
тельного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет позна ния»
Другими словами, жажда познания, которая так отличала личность эпохи
Возрождения, раньше всего вылилась в форму художе ственного познания. Но
стремясь наиболее полно отразить все при родные формы, художник обращается
к научному знанию. Тесная связь науки и искусства — характерная черта
ренессансной культу ры. Занимаясь художественным творчеством, художники
выходили через перспективу — в область оптики и физики, через проблемы
пропорций — в анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеров
Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторые
из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой,
поскольку искусство дает самое точно г и безу пречное изображение жизни.
Союз науки и искусства помог искусст ву решить многие, очень важные
изобразительные проблемы. Выра батывается новая система художественного
видения мира, основан ная на доверии к чувственным восприятиям человека,
прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим — вот исходный
принцип художников Ренессанса. А мы видим вещи не изолированно, а в един
стве со средой, где они находятся. Среда пространственна; предметы,
располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях.
Художники Возрождения разрабатывают принципы, откры вают законы прямой
линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески,
Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся
картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир.
Пространство развива ется в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного
плана в дру гой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла
расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про странство,
пейзаж, архитектуру.
Соединение ученого и художника в одном лице, в одной твор ческой личности
было возможно в эпоху Ренессанса и станет невоз можным позднее. Мастеров
Возрождения часто называют «титана ми» , имея в виду их универсальность,
«Это была эпоха, которая нуж далась в титанах и породила по силе мысли,
страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346). Леонарбо да Винчи (1452-1519)
был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом,
теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, мате матиком,
анатомом, ботаником. Он наследовал почти все сферы есте ствознания,
предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать
его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX
века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари:«...Таланта... было в
нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух не
обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерзания были всегда
цар ственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он
был не только в свое время, но и после своей смерти».
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — другой великий ма стер эпохи
Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор,
художник, поэт. Поэзия была младшей из ми келанджеловских муз. До нас дошло
свыше 200 его стихотворений.
Рафаэль Санти (1483-1520) — не только талантливый, но и разносторонний
художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) — основатель и крупнейший пред ставитель
немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», со здал несколько
десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве,
много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоре тиком искусства, первым
в Германии создав труд о перспективе и напи сав «Четыре книги о
пропорциях». Эти примеры можно было бы про должить. Таким образом,
универсальность, разносторонность, творче ская одаренность была характерной
чертой мастеров Ренессанса.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически ита льянское
Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) —
вторая половина ХIII-ХIV вв.; раннее Воз рождение — XV в.; Высокое
Возрождение — конец XV в. первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец
XVI в.
Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со
средневековьем, с романскими, готическими, визан тийскими традициями. И
даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу,
отделяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто
ди Боидоне (1266 — 1337). Художники Возрождения считали его реформатором
живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие:
нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским
содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и
рельефным.
Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллес ки (1377-1446),
Донателло (1386-2466), Вероккио (1436-1488), Мазач чо (1401-1428), Мантенья
(1431-1506), С. Боттичелли (1444-1510). Живопись этого периода производит
скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи.
И это не слу чайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить пред
метность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая
объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на
второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят
сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом
линейной перспекти, вой и почти не замечают воздушной среды. И
архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Воз рождению, не
кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое:
.одухотворенность, психологизм, стремление к пере даче внутреннего мира
человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента.
Разрабатывается воздушная перспекти ва, материальность форм достигается не
только объемностью и пла стикой, но и светотенью. Искусство Высокого
Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Ми келанджело. Они олицетворяют главные, ценности итальянского
Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венециан скому Возрождению.
Только Венеция в этот период (вторая полови на XVI в.) оставалась
самостоятельной, остальные итальянские кня жества утратили свою
политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности.
Она мало интересовалась учеными
изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие
истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торго вые связи с Византией,
арабским Востоком, торговала с Индией. Пе реработав и готику, и восточная
традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны
красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят
проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.
Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрожде ния — это
Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588),
Тинторетто(1518-1594).
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды,
Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отно шению к итальянскому на
целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию
своего развития. В искусстве се верного Ренессанса больше средневекового
мировоззрения, религи озного чувства, символики, оно более условно по
форме, более арха ично, менее знакомо с античностью.
Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая
прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу
божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность,
безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть
частица Бога, то делали вы вод: каждый кусочек природы достоин изображения.
Такие пред ставления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного
жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альт дорфер, Л.
Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее
одухотворенность.
Второй жанр, который получил развитие в искусстве север ного Возрождения —
это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом,
возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490-1530)
стала временем его замечательного расцвета. Следует зам -тить, что немецкий
порт рет отличался от портретной живописи итальянского Возрожде ния.
Итальянские художники в своем преклонении перед челове ком создавали идеал
красоты. Немецкие художники были безраз личны к красоте, для них главное —
передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда —
в ущерб идеа лу, в ущерб красоте. Быть может в этом проявляются отголоски
типичной для средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная
могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый
план вышла эстетическая сторона, в се верном — этическая. Крупнейшие
мастера портретной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в
Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж.
Клуэ, Ф. Клуэ.
Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах —
это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи — Питер Брейгель-
старший. Он писал досто верные сцены из крестьянской жизни и даже
библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того
времени. Ни дерландских художников отличала необычайная виртуозность
письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней
тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее
разглядываешь, тем больше находишь там интерес ных вещей. Давая
сравнительную характеристику итальянского и север ного Возрождения, следует
выделить еще одно существенное разли чие между ними. Итальянскому
Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры,
стремление к раскрепоще нию, освобождению от церковных догм, к светской
образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы
религиозно го совершенствования, обновления католической церкви и ее уче
ния. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.



ЛИТЕРАТУРА :



1. А. А. Радугин Философия : курс лекций Изд-во Центр М. 1999 год



2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,
1989.



3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV-ХV веков. М.,
1977.



4. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве.
М.,1979.



5. Эразм Роттердамский. Философские произведения; М., 1986. Эстетика
Ренессанса. В 2-х гг. М., 1981.




Реферат на тему: Культура Доколумбовой Америки
Культура Доколумбовой Америки

Изучение доколумбовых культур очень важно
для разработки моделей социокультурной
эволюции. Среди культур Месоамерики
классического периода (III-Х вв.) наиболее
хорошо документирована культура майя, прежде
всего благодаря обширному корпусу
иероглифических надписей и богатому
археологическому наследию.



История заселения Америки


Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из
Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.
приблизительно 30 тыс. лет назад.
В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные
ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,
почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы
воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины,
гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными
особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в
погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками
из полудрагоценных пород камня.
Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты.
Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются
колоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и
Сан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментов
тела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которого
изготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 км
от места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не было
тягловой скотины.
Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются
изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.
Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц
с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.
В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на
соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.
Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.
радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,
периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые
определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,
что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные
участки земли лишались растительности и становились непригодными для
земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.
Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди
переселились на север к родственным племенам. Археологические находки
подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а
в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы
керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые
вулканической пылью.
ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА З


Города цивилизации майя


Джунгли Центральной Америки хранят тайны майя, одного из самых
загадочных народов в истории. Кто они? Откуда явились? Оставили ли какие-
нибудь вести для нас? Вот уже более 200 лет с тех пор, как в 1773 году
открыты руины их знаменитого города Паленке, ученые и писатели пытаются
ответить на эти вопросы. Этот великолепный город, раскопки которого еще не
завершены, постоянно находящийся под угрозой исчезновения из-за окружающих
его джунглей, - является одним из чудес Нового Света. Его пирамиды, храмы,
дворцы, построенные из белого известняка, с искусством, которое может
сделать честь даже зодчим Ренессанса, продолжают восхищать всех, кто видит
их. Но вполне оценить это сокровище мы смогли только со второй половины
прошлого столетия, когда началась расшифровка надписей, украшающих стены
основных зданий, построенных майя.
Перед нами предстает жизнь народа очень непохожая на нашу собственную. В
отличие от нас, в личной собственности майя было лишь немногим больше
вещей, чем необходимо для жизни. Их роскошно одетые правители совершали
странные и болезненные ритуалы над собой, чтобы, например, вызвать
плодородие почвы.
Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114
года до нашей эры и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года нашей
эры. К этому времени земля, которую мы знаем ныне, должна снова изменить
свой облик из-за ужасных землетрясений.
Много книг написано о майя, но никто пока не объяснил, откуда они взяли
именно эти даты. Правда, много было написано о структуре их календаря, но
причины, побудившие майя создать такие сложные системы отсчета времени, как
длительный счет, пока остаются невыясненными.
По нашим стандартам, их цивилизация выглядит примитивной - у них не было
механизмов, не было автомобилей, не говоря уже о компьютерах, но зато было
немало достижений в другом смысле. Как показали исследования ученых, майя
умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это
даже трудно себе представить.
Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и
вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники
былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда, уже несколько
измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей – тольтеков,
пришедших из центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива,
продолжалось на севере – на полуострове Юкатан – и на юге – в горах
Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по
природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские
штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю
Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этой
территории три крупные культурно – географические области или зоны:
Северную (п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз,Табаско и
Чьяпас в Мексике) и Южную ( горная Гватемала).

Начало классического периода в низменных лесных областях отмечено
появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность
(надписи на рельефах, стелах), календарные даты по эре майя (так
называемого Длинного Счета – числа лет, прошедших от мифической даты 3113
г. до н.э.), монументальная каменная архитектура со ступенчатым “ложным”
сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и
терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. до
н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и
высоты. Внутри они обычно сооружены из смеси земли и щебня и облицованы
снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их
плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной – трех
комнат на высоких башнеобразных пирамидах – основаниях ( высота некоторых
из таких пирамид – башен, как, например, в Тикале, достигла 60м.). Это,
вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах,
обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или
дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого
свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и
невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили
узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят
прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются
площадки для ритуальной игры в мяч – третий тип основных монументальных
построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были
прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень
часто важнейшие ритуально - административное постройки располагались на
естественных или искусственно созданных возвышениях – “акрополях” ( Пьедрас-
Неграс, Копан, Тикаль и др.).

В VI-IX вв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов
неприкладного искусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и
живописи. Скульптурные школы Паленке, Копака, Йашчилана, Пьедрас-Неграс
добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности
композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей,
жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака
(Чьяпас, Мексика), относящийся к VIII в. н.э., представляют собой
историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на
чужие селения, жертвоприношения пленных, празднество, танцы и шествия
сановников и вельмож.
Благодаря работам американских (Т.Проскурякова, Г.Бернин и др.) и
советских (Ю.В. Кнорозов, Р.В. Кинталов) исследователей удалось убедительно
доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н.э. – стела,
притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) – это
мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают
о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических
браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских
владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по
данным археологов, в Центральной области майя в I тыс. н.э..

Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает
“настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к
старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин”, “владыка”.
Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть,
сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники
(ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виник
назначал, возможно, из своих кровных родственников, батабов – вождей
селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости.
Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных
селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или
главами кланов, наподобие кальпуллеков астеков или курака инков. Как и те,
они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования
осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которых хольпоп –
“глава циновки”. Существовал там и целый жреческий клир, однако самое
распространенное название жреца ах кин.
Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские
астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они
могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над
коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою
даже власть наследственной знати.
В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили
вдали от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для
содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры,
пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и
прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех
памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были
резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не
существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных
работ народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам,
жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу,
соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.
Важную статью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло,
очевидно, процветало – изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для
рисованных книг или кодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна
и многое другое. Торговля составляла весьма важный сектор экономики. На
территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля
между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском,
медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита. В качестве
“обменной монеты” выступали зерна какао и раковины. Города-государства
соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, но иногда и мощеными
шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-
Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами
сообщения, особенно для торговцев.
Во всей Мезоамерике не было народа, который достиг бы более значительных
успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей.
Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и
математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке
вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими
народами. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-
европейцев.
С VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько
майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы
календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели
этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года,
которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался
более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно
календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в
последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:

Длительность года по современным данным – 365,2422 дня
Древний юлианский год – 365,2510 дня
Современный григорианский год – 365,2425 дня
Год майя – 365,2420 дня

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя
периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей - тун; тун
равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5
дней, называвшихся майеб, буквально: “неблагоприятные”. Считалось, что в
эту пятидневку “умирает год”, и потому в эти последние дни древние майя
ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.
Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных
испанцами записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета.
Ее можно назвать “год Первый”, с которого начинается счет времени майя. По
хронологии, он попадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной
системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты
близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 год
до н.э. – год предполагаемого создания Библии.
Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и
охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть
Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и
западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие
разделы работы.
Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся
индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,
тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в
тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,
северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —
приблизительно 2,7 млн человек.
Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие
на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600
тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки),
пожалуй, наиболее известны.
Величественные развалины городов майя привлекали внимание
путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города
Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев.
В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.


В истории майя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это
еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное
происходило по всей Месоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих
причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии
малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и
эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация
и т.д. Морли утверждал, что “основной причиной упадка и исчезновения Старой
империи стал упадок системы земледелия”. Блом согласился с этим мнением,
заявив, что “майя истощили свою землю, так как использовали примитивные
методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться
на поиски новых мест для выращивания своих урожаев”. Однако археологи
А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту “земледельческую” версию. Более того
Томпсон был готов допустить версию о “культурном угасании”, но совершенно
отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.



РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ АЦТЕКОВ



ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
«МЫ СНОВА ПОВЕРНУЛИСЬ К БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ И К
СКОПЛЕНИЮ НАРОДА, СОБРАВШЕГОСЯ НА НЕЙ; ОДНИ ПРОДАВАЛИ,
ДРУГИЕ ПОКУПАЛИ... МНОГИЕ ИЗ НАШИХ СОЛДАТ БЫВАЛИ В
РАЗНЫХ КОНЦАХ СВЕТА, В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ВО ВСЕЙ
ИТАЛИИ, В РИМЕ, И ВСЕ ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ТАКОЙ КРАСИВОЙ
И ТАКОЙ ОГРОМНОЙ ПЛОЩАДИ, ГДЕ БЫЛО БЫ СТОЛЬКО НАРОДУ,
ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ».

Так Берналь Диас дель Кастильо, солдат армии
испанского конкистадора Эрнана Кортеса, описал
ацтекский город Теночтитлан, когда увидел его в 1519
году.
Согласно книге Джина Стюарта «Могущественные ацтеки» («The Mighty
Aztecs»), когда испанцы пришли в Теночтитлан, он насчитывал 150—200 тысяч
жителей. Город оказался отнюдь не диким захолустьем, а цветущей столицей,
раскинувшейся на нескольких квадратных километрах. Перед испанцами предстал
город с мостами, дамбами, каналами и блистающими храмами. Столичный
Теночтитлан был сердцем империи ацтеков.
Однако многим читателям рассказ о мирном, гармоничном ацтекском городе
покажется несовместимым с распространенными представлениями, согласно
которым ацтеки — не более чем кровожадные дикари. Ацтеки действительно
верили в то, что их богам для сохранения своего могущества нужны
человеческие сердца и кровь. Однако культура и история этого народа отнюдь
не сводилась к кровопролитию. И, проследив за их борьбой за выживание,
можно лучше понять, какую упорную битву за место под солнцем ведут их
потомки по сей день.


Подъем цивилизации ацтеков


В истории месоамериканской цивилизации ацтеки занимают не такой уж
долгий период(. По мнению большинства исследователей, первые жители Мексики
через Берингов пролив мигрировали из Азии на Аляску, а оттуда продвинулись
на юг. По данным археологии, древнейшая культура Месоамерики — культура
ольмеков. Их цивилизация, по сведениям ряда источников, по-видимому,
появилась примерно в 1200 году до н. э. и просуществовала, возможно, 800
лет. Ацтеки же вышли на первый план лишь к 1200 году н. э., спустя более 2
000 лет. Их культура прожила всего 300 лет. А их могущественная империя
господствовала всего сто лет, пока не пала под натиском испанских
захватчиков.
Когда же империя была в зените своего развития, по великолепию она почти
не имела, себе равных. Согласно одному источнику, «ацтеки основали империю,
простиравшуюся на юг до Гватемалы», Вот как описывает ее энциклопедия
«Уорлд бук" («World Book Encyclopedia»): «Цивилизация ацтеков была одной из
самых передовых в обеих Америках. Они строили города, по размеру не
уступавшие любому европейскому городу тех времен».


Легендарное происхождение


Несмотря на видное положение ацтеков, об их корнях известно не так уж
много. Согласно легенде, название «ацтек» происходит от слова «астлан»,
которое, как полагают, означает «белая земля». Однако никто не знает, где
находился легендарный Астлан и существовал ли он вообще.
Во всяком случае, по легенде, из семи групп, покинувших Атслан, ацтеки
были последними. По повелению своего бога они отправились в долгий путь на
поиски земли для обитания. Племя странствовало не один десяток лет, терпя
небывалые трудности и лишения и практически не прекращая воевать с
соседями. Но странствование не могло продолжаться бесконечно. Согласно
самой распространенной легенде, бог велел своим последователям высматривать
такой знак: орёл, сидящий на кактусе. Это знамение якобы увидели на топком
островке в озере Тоскоко. Там и обосновались странники, построив город,
позднее названный Великим Теночтитланом (что значит «камень, поднимающийся
из воды»). Есть мнение, что это название происходит от имени легендарного
патриарха Теноча. Сегодня Теночтитлан погребен под городом Мехико.
Ацтеки были превосходными инженерами и ремесленниками. Сделав насыпи на
дне озера, они расширили город. Дороги, проходившие по гребням дамб,
соединяли остров с берегом. Была построена сеть каналов.
Однако в то время строители в общем-то не были известны как ацтеки. По
легенде, когда они вышли из Астлана, их бог дал им новое название —
мехикас. Со временем оно закрепилось за соседними землями и их обитателями.
Но этот район населяли не только мехикас, или ацтеки. Им, окруженным
врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать
с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на
жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога
солнца множество других богов и богинь требовали регулярных приношений
кровоточащих сердец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили
главным образом пленники. Зная о том, как поступают ацтеки с
военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.
Так империя ацтеков начала распространяйся из Тенотчитлана, вскоре
достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская
культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже
время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши —
данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка,
литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему
поразительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных
скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков
переживала расцвет.


[pic]
Главный храм Теночтитлана (реконструкция).



Религия ацтеков


Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и
богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый
Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый
Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь
ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя,
плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков,
ассоциировались с Солнцем.
Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли
его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя
святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм
возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие
храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч.
Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты,
песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные
драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.
Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских
религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией
и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.

Покорение

В ноябре 1519 года мексиканский император Монтесума II мирно встретил
испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога
Кецалькоатля, явившегося во плоти. Испанцы воспользовались гостеприимством
суеверного народа. А простодушные ацтеки дали им увидеть золотые
сокровищницы Теночтитлана. Кортес начал лихорадочно соображать, как бы ими
завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же
городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во
всяком случае столицу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого
выстрела.
Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу
неожиданно пришлось отправиться на побережье по неотложному делу, и он
назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в
отсутствие Кортеса жители Теночтитлана не сегодня завтра взбунтуются,
Альварадо решил их опередить. Во время праздника он зверски убил немало
ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнениями. В
разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по
версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх
призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они
сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством
вместе с несколькими ранеными солдатами.
Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К
испанцам примкнули соседние племена, которые ненавидели ацтеков и горели
желанием сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во
время последовавшей кровопролитной осады ацтеки, как сообщается, приносили
в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кортеса это привело в ярость, и
их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский
автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили
за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».
13 августа 1521 года Великий Теночтитлан пал. Испанцы вместе со своими
союзниками теперь безраздельно властвовали над мексиканцами. В «Нэшнл
джиогрэфик» отмечается: «За едва заметный промежуток истории испанцы,
вывозившие из страны золото, превратили в руины великие города и культовые
центры Месоамерики. Коренные народы были порабощены и обращены в
христианство, и империя ацтеков — последняя великая туземная цивилизация —
распалась».

Но покорение принесло с собой не только политические перемены. Испанцы
привезли ацтекам новую религию — католицизм,— и зачастую мечом насаждали ее
среди мексиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и
идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества,
католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин,
богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской,
причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тонацин.
(Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во время
священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по
кругу, танцуя языческие танцы своих предков.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ


Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные
вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над
уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое
прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре
столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»).
Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед
храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак
благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают
воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их
всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!

В XIV — XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась
власть могущественной «золотой империи». Благодаря руководству талантливых
архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого
уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов
современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000
километров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в
журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их
государства, не представляли, по их мнению, никакой ценности. Однако в
другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.
Кто же такие инки? Каково их происхождение?

Предшественники инков

Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам предшествовали
другие развитые культуры. Они существовали за сотни и тысячи лет до
появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и
Тиауанако.
Эти древние народы поклонялись различным животным — ягуару, пуме и
рыбам. Кроме того, было широко распространено поклонение богам гор.
Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен
существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен
неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боливии),
были найдены фаллоидные предметы — им поклонялись во время ритуалов
плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший урожай.


Миф и реальность

Как народ инки сформировались примерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де
ла Вега, сын испанского конкистадора-землевладельца и инкской принцессы,
пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака,
который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой)
к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту
легенду до сих пор рассказывают детям в школе.
Однако если оставить мифы и обратиться к реальности, мы узнаем, что
инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера
Титикака. Растущее инкское государство присваивало себе достижения
покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и
террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Существует множество
предположений, касающихся того, как удалось инкам построить крепость-храм
Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из
каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось
никакого скрепляющего раствора. Однако эти стены древнего Куско,
построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому
камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.

В храме столичного города Куско, построенном из отшлифованных камней,
жрецы совершали служение солнцу. Изнутри стены храма были отделаны чистым
золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода
монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь
относился к храму солнца в Пачакама-ке, неподалеку от Лимы. Самые красивые
девушки, начиная с восьми лет, проходили специальное обучение, чтобы
служить «девственницами, предназначенными солнцу». Археологические раскопки
показывают, что инки совершали и человеческие жертвоприношения. Они
приносили детей в жертву апу — богам гор. На вершинах Анд были найдены
замерзшие детские тела.
Хотя ни у инков, ни у предшествовавших им племен не было письменности,
они создали специальный способ хранения сообщений — так называемое кипу.
Кипу использовалось теми, кому поручалось хранить память о различных
исчислениях и событиях и «состояло из системы шнуров различной толщины и
разных цветов. Числа и другие данные передавались узелками различных
размеров» («Археологический словарь», У. Брей, Д. Трамп).


Искусство работы с металлом

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым
набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки.
Действительно, во м

Новинки рефератов ::

Реферат: Как победить в споре (Психология)


Реферат: Периодизация истории зарубежного государства и права (Государство и право)


Реферат: Экранизация романов Шолохова (Культурология)


Реферат: Расчетно-графическая работа (Радиоэлектроника)


Реферат: Новый План счетов 2004г. (Бухгалтерский учет)


Реферат: Билеты по аграрному праву (Сельское хозяйство)


Реферат: Ангола после обретения независимости (История)


Реферат: Пищевые растения и их свойства (Сельское хозяйство)


Реферат: Деяния Святых Апостолов (Религия)


Реферат: Экзаменационные билеты и ответы за 11 класс по Физике (Физика)


Реферат: Планирование фонда оплаты труда на примере "ОРМЕТО-ЮУМЗ" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ распределения и использования прибыли (Предпринимательство)


Реферат: Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями) (Менеджмент)


Реферат: Органы государственной власти (Право)


Реферат: Социализация личности (Социология)


Реферат: Анализ выступления сборных СССР и России на международных соревнованиях по волейболу (Спорт)


Реферат: Сценарии игр (Педагогика)


Реферат: Деятельность художников передвижников (Искусство и культура)


Реферат: Ветви христианства. Суть различий (Религия)


Реферат: Билеты по истории психологии (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист