GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура в V-IX веках (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура в V-IX веках (Культурология)



КУЛЬТУРА В V-IX ВЕКАХ


План:
1. Школа, переводная литература


2. Историография


3. Философия, естественные науки


4. Архитектура, искусство
V—VII века—один из наиболее значительных периодов в истории армянской
культуры; в области историографии, философии, естественных наук,
литературы, архитектуры были созданы ценности, которые по своему значению
выходят за пределы национальных рамок и занимают достойное место в
сокровищнице мировой культуры.

Армянская культура этого периода развивалась под сильным влиянием
христианских догм, однако многие из ее памятников выражали передовые идеи
своего времени, имели патриотический характер и были проникнуты духом
борьбы против чужеземных захватчиков и их ассимиляторской политики. Этими
качествами отличались, в частности, историографические и философские
произведения, которыми богат данный период. После потери государственной
независимости, когда над армянским народом нависла угроза ассимиляции,
деятели армянской культуры одну из своих главных задач видели в обеспечении
национального существования армянского народа и сохранении самобытности его
культуры.

В VIII и отчасти в IX веке армянская культура переживает некоторый упадок.
1. Школа, переводная литература
После изобретения в 406 году армянских письмен Месропом Маштоцем были
открыты школы, в которых обучение происходило на родном языке. Воспитанники
этих школ стали историками, педагогами, переводчиками, сыграли значительную
роль в развитии культуры народа и в его освободительной борьбе.

Школы действовали в основном при монастырях и находились под их влиянием.
При крупных монастырях открывались школы, в которых кроме языков и
богословия, преподавались также философия, риторика, математика,
поэтическое искусство, грамматика. Армянским юношам уже не нужно было ехать
для учебы в культурные центры Ближнего Востока и Византии. Окончив эти
школы, многие получали сан «вардапета» (ученого монаха), «кертога» (поэта и
грамматика), «философа» и т. п.

До создания собственной литературы на родном языке, что требовало
значительного времени, Месроп Маштоц и его ученики Езник Кохбаци, Овсеп
Палнаци, Корюн и другие, которые известны под именем «старших
переводчиков», развертывают широкую переводческую деятельность. В первую
очередь переводятся с сирийского и греческого языков Библия, богословские
труды Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, а также духовные проповеди и
другие произведения.

С точки зрения переводческого искусства особое значение имеет перевод
Библии, в процессе которого отшлифовался и обогатился новыми терминами и
понятиями древнеармянский язык (грабар). Не меньшим было и значение
перевода «Хроники» Евсевия Кесарийского (греческий текст этого труда не
сохранился, имеется лишь его армянский перевод). Были переведены также
труды знаменитых философов древнего мира Аристотеля, Платона, Фенона,
Филона Александрийского и других.

Переводная литература дала возможность познакомиться с античными авторами,
с большим наследием, которое они «ставили в историографии, философии,
литературе, естественных науках. Одновременно переводчики и авторы V века
закладывают основы армянской литературы и культуры. Некоторые из наук, в
особенности историография и философия, достигают расцвета уже во второй
половине того же столетия.
наверх^
2. Историография
В армянской культуре V века ведущее место принадлежит историографии,
видными представителями которой были Корюн, Агатангехос (Агафангел),
Фавстос Бузанд, Егише, Мовсес Хоренаци, Лазар Парпеци.

Первым известным нам оригинальным историографическим трудом, написанным на
армянском языке, является произведение ученика Месропа Маштоца вардапета
Корюла—«Житие Маштоца». Оно написано в 40-х годах, после смерти Месропа
Маштоца. Автор описал жизнь своего учителя, историю изобретения армянских
письмен, открытия школ, распространения грамотности, зарождения армянской
литературы. В труде Корюна имеются также ценные сведения о культурной жизни
соседней Грузии и Агванка (Кавказской Албании).

«История Армении», приписываемая Агатангехоеу, содержит важные сведения о
социальной структуре армянского общества в IV в., о принятии страной
христианства в качестве государственной религии, деятельности Григория
Просветителя, о борьбе против языческой религии. Повествование ведется в
хронологических рамках царствования Трдата III

298—330 гг.). Труд Агатангехоса переведен на ряд иностранных языков.

Младшим современником Агатангехоса был Фавстос .Бузанд. Его «История
Армении» охватывает период от распространения христианства в Армении
(начало IV века) до первого раздела страны между Римом и сасанидским Ираном
(387 г.). В этом важном первоисточнике много данных о

становлении феодального строя в Армении, об упорных оборонительных войнах
армянского народа против сасанидской агрессии. В «Истории» Фавстоса
Бузанда, наряду с другими источниками, использованы народные сказания и
легенды. Труд Бузанда содержит много интересных сведений о ряде стран
Ближнего Востока.

Егише был участником освободительной войны 450— 451 гг. Ему принадлежит ряд
трудов. Самым важным из них является историческое сочинение «О Вардане и
войне армянской», в котором изложена история Армении от падения царства
Аршакидов (428—429 гг.) до 464—465 гг. Большое место уделено Аварайрской
битве 451 года. Это патриотическое произведение написано с большим
художественным макггерством. Автор сообщает заслуживающие доверия сведения
о попытке сасанидского царя Ездигерда II принудить армян к
вероотступничеству, о вспыхнувших в Армении, Грузии и Албании народных
волнениях и т. п. Особенно ярко и взволдованно описывается Аварайрская
битва, в частности героизм и самоотверженность борцов за свободу родины.
История войны Вардана Мамиконяна и его сподвижников приобрела широкую
популярность в основном благодаря Егише.

Лазар Парпеци родился в 440-х гг. в селе Парпи области Арагацотн.
Образование он получил в Византии (Константинополе) и был хорошо знаком с
древнегреческой культурой.

«История Армении» Парпеци, написанная в 490—495 гг. по поручению марзпана
Ваана Мамиконяна, охватывает период 387 по 485 гг. Основная тема этого
труда—народно-освободительные войны 450—451 и 481—484 гг. Автор
рассказывает также об освободительных движениях в Грузии и Албании. Труд
Парпеци во многих случаях уточняет и дополняет события, описанные в книге
Егише «О Вардане и войне армянской» и является единственным достоверным
источником об освободительной войне 481—484 гг. Язык историка ясный и
образный. Особую ценность по своему содержанию и риторическому искусству
имеет «Письмо» («Послание») Парпеци Ваану Мамиконяну.

Крупнейшим представителем древней и средневековой армянской историографии
является Мовсес Хоренаци (Моисей Корейский). Жил он в V веке, высшее
образование получил в городе Александрии. Ему принадлежит ряд трудов,
венцом которых является «История Армении», написанная в 480—481 гг. -по
поручению князя Саака Багратуни.

«История Армении» Мовсеса Хоренаци, состоящая из трех частей, излагает
историю армянского народа с древнейших времен до середины V века. Для
своего труда автор использовал несколько десятков первоисточников на разных
языках, народные предания, мифологию, лингвистические и археологические
материалы, лапидарные надписи, этнографические данные и т. д. Хоренаци был
историком-ученым. Он критически подходил к своим первоисточникам, каждый
раз отмечая их ценность или недостоверность. Хоренаци справедливо считал
основой историографии хронологию. «Нет достоверной истории без
хронологии»,—пишет он «История» Хоренаци отличается богатством содержания.
В ней повествуется о политических событиях, культурных явлениях, народном
творчестве, об экономической жизни страны, градостроительстве, о
возникновении нахарарства, об экономических, политических и культурных
связях Армении с разными странами и т. п. Хоренаци гордится богатой и
героической историей своего народа. «Мы хотя народ небольшой, весьма
малочисленный, слабосильный и часто находившийся под чужим господством,
однако и в нашей стране много совершено подвигов мужества, достойных
внесения в летописи». Глубоко переживая тяжелую судьбу родного народа,
историк-патриот со жгучей ненавистью говорит о трусах и предателях, о
невеждах и эгоистах, о низких нравах знатии церковников.

В «Истории Армении» содержатся также ценные сведения о Грузии, Албании,
Персии, Сирии, Египте, Греции, Византии и других странах. Мовсес Хоренаци
был одним из крупнейших историков и мыслителей своего времени. Знание
греческого, сирийского и персидского языков, превосходная осведомленность в
трудах античных авторов, строгая логика,, сдержанный, лаконичный и в то же
время образный язык, умение вникать в исторический материал и анализировать
его в историко-сравнительном плане, горячий патриотизм, объективность в
изображении исторических событий—таковы неоспоримые достоинства Мовсеса
Хоренаци—«отца армянской истории».

На протяжении веков «История Армении» Хоренаци служила учебником по истории
армянского народа, на ней воспитывались многие поколения патриотов. Она
оказала большое влияние на последующее развитие армянской историографии.

Историк Себеос жил в VII веке. Его труд охватывает историю Армении с
древнейших времен до 661 года. В первом разделе труда, по всей вероятности,
не принадлежащем перу Себеоса, излагается древнейшая история, во
втором—история 579—661 гг. Вторая часть книги более достоверна, так как
здесь автор описывает события, современником и очевидцем которых он был.

Заслуживают особого внимания сведения Себеоса о народно-освободительном
восстании 571 г. против владычества сасанидского Ирана, о первых арабских
походах в Армению, а также о договоре, заключенном между правителем Армении
Теодоросом Рштуяи и халифом Муавией. По своему языку, стилю и мастерству
повествования историк уступает своим предшественникам. Подобно сочинениям
других средневековых историков, труд епископа Себеоса пропитан церковной
идеологией, но несмотря на это он является важным источником по истории
Армении и соседних стран VI—VII вв. Гевонд—историк VIII века. В его
«Истории» повествуется об арабских халифах и их походах, о тяжелом положе-
«ии армянского народа, о мощных народно-освободительных восстаниях в
Армении. Труд Гевонда—важный источник по истории армянского народа VIII в.
наверх^
3. Философия, естественные науки
Наиболее известными армянскими философами V—IX вв.были Езник Кохбаци и
Даввад Анахт.

Езник Кохбаци—один из старших учеников Месропа Маштоца; образование получил
в Византии, владел сирийским, персидским и греческим языками. Свою научно-
литературную деятельность он начал с переводов, затем в 440-х гг; создал
философский труд «Опровержение ересей», что было продиктовано политическим
положением Армении первой половины V века. В это время самостоятельности
армянского народа угрожала сасанидская держава, которая превратила
иранскую официальную религию—зороастризм—в мощное средство своей
ассимиляторской политики. Кохбаци поставил себе целью философски
опровергнуть эту, а также различные языческие религии и обосновать
«истинность» христианства, которое в то время служило орудием борьбы против
персидского ига за сохранение национальной независимости армянского народа.
Кохбаци выступал против фатализма и старался философски обосновать
правомерность освободительных движений. «Разорение страны,—писал
он,—уничтожение населения, алчный грабеж имущества и богатств не есть
предопределение судьбы».

Видный представитель армянской средневековой философской мысли Давид по
прозвищу Анахт (Непобедимый) жил в V—VI вв. Ему принадлежат толкования ряда
трудов Аристотеля. По своему мировоззрению Давид—последователь Платона и
Аристотеля, философские взгляды которых он анализирует с позиций
неоплатонизма. Произведение Давида Анахта «Определения философии» является
одним из наиболее значительных памятников армянской средневековой
философии. Особенно ценны разделы труда, посвященные гносеологическим
вопросам. Давид признавал существование внешнего мира и возможность его
познания посредством разума и органов чувств человека.

Представителем философской мысли VII—VIII вв. был Степанос Сюнеци. До нас
дошла его рукопись «Полезный анализ определений Давида и Порфирия», где
комментируются трактаты «Определения философии» Давида Анахта и «Введение»
Порфирия.

Определенный прогресс наблюдается в развитии естественных наук, которые, с
одной стороны, были тесно связаны с достижениями античной науки, а с
другой—находились под идейным влиянием христианской церкви. Многие
армянские ученые, следуя Василию Кесарийскому (его труд «Шестоднев» был
переведен с греческого на армянский язык еще в V веке), стремились
согласовать античную естественнонаучную мысль с библейскими догмами.
Однако, в отличие от византийских авторов этого периода, превратившихся в
«покорных слуг» церкви, в Армении и в ряде стран Ближнего Востока в
известной мере продолжались традиции науки позднеэллинкстического периода.

Выдающимся ученым в области естественных наук был Анания Ширакаци,
занимавшийся вопросами' математики, космогонии, географии, натурфилософии и
других наук. Родился он в начале VII века в области Ширак, первоначальное
образование получил там же, а затем в продолжение восьми лет изучал
математику и другие науки у греческих ученых в Трапезунде.

Ширакаци—автор многочисленных и разнообразных по содержанию трудов. Он
занимался также педагогической деятельностью. Его учебник с таблицами
четырех арифметических действий—один из первых среди дошедших до нас
учебников по арифметике.

Мысли о космогонии Ширакаци сходны со взглядами Аристотеля и Птолемея.
Ширакаци также считал, что Земля большая шарообразная масса, которая
находится в центре вселенной и неподвижна, а небо вместе с небесными телами
вращается вокруг нее. В VII веке во многих странах была предана забвению
передовая античная наука и на основании библейских догм земля считалась
большим четырехугольником, признание идеи ее шарообразности было
прогрессивным явлением. В противоположность распространенному в те времена
представлению, которое связывало затмения солнца и луны с легендарным
небесным драконом, Ширакаци, подобно древнегреческим естествоиспытателям,
считал затмения следствием того, что временами солнце, луна и земля
оказываются на одной линии.

Ширакаци приписывается географический труд VII в. «Ашхарацуйц», где
олисывается известный в то время мир;— Европа, Азия и Африка. Особенно
важные сведения в нем сообщаются об Армении, Грузии, Агвагаке (Кавказской
Албании) и Персии.

Начиная с V в. были переведены на армянский язык медицинские книги с
греческого и сирийского языков. В Армении были известны имена видных врачей
древнего мира— Гиппократа, Диоскорида, Галена и др. В VIII веке были
переведены с греческого на армянский язык естественно-медищинские труды
известных авторов IV века—:«О природе человека» Немееия и «Учение о
строении человека» Григория Нисского. Труд последнего, состоящий из
разделов, посвященных психологии и физиологии, перевел армянский ученый
VIII века Степанос Сюнеци.
наверх^
4. Архитектура, искусство
В истории армянской культуры важное место занимают строительное искусство и
архитектура, которые в IV—VII вв. переживают определенный подъем. В этот
период была построена столица Двин с ее мощными крепостными стенами,
дворцовыми зданиями, княжескими замками, церквами, храмами, общественными
зданиями и др. строениями.

В архитектуре раннесредневековых зданий Армении использовались строительные
принципы народного жилища. В основном это трехяефные строения под шатровой
деревянной кровлей с отверстием для света. Раскопки Двина показали, что
многие из домов князей и богачей были довольно роскошными, имели узорчатые
ниши в стенах, скульптурный орнамент, порой—внутренний двор.

Среди лучших светских зданий этого периода—тронный зал армянских Аршакидов
(IV в.), дворцы католикоса (V в.) и марзпана (VI в.) в Двине, дворец
Григора Мамиконяна в Аруче, отличающиеся высоким архитектурным искусством.

Многие древнейшие церкви Армении были построены на месте языческих храмов,
которые в начале IV века, в период распространения христианства, были
разрушены. Архитектурные формы этих церквей просты и строги; лишь в
дальнейшем церковные сооружения становятся более нарядными и сложными.

Расцвет армянской архитектуры приходится на VII век, в особенности на его
первую половину. В конце VI века появился и в VII веке достиг вершины
своего развития новый тип армянских купольных церквей, известный под
названием строений «типа Рипсимэ». Древнейшим образцом подобных храмов
является церковь в Аване, построенная до 591 года, а самым
совершенным—церковь Рипсимэ в Эчмиадзине, возведенная в 618 году.

Шедевром средневековой армянской архитектуры считается знаменитый храм
Звартноц, построенный в 641—661 гг. вблизи Эчмиадзина. Это уникальное
сооружение— «дин из замечательных памятников мирового архитектурного
искусства.

Наряду с архитектурным и строительным искусством развивалась также
скульптура. Многие здания украшались орнаментами, барельефами и рельефами,
значительная часть которых сохранилась до наших дней. Рельефы изображали
разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской
религией, жизнью знати, занятиями народа. Образцы такого высокого
мастерства можно увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, Талина,
Аруча, Аштарака и других.

Начиная с V века развивается также церковная песня и музыка. Месроп Маштоц,
Саак Партев, а затем католикос Комитас (VII в.) и другие пишут «тараканы» и
«кцурды», которые исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.
Гусанские песни получили широкое распространение в народе, в частности
среди населения области Гохтан.

Театральная жизнь V—VII вв. выражалась в форме народных представлений и
празднеств, которые из-за своего языческого характера причиняли много
беспокойства церкви. Эти представления пользовались большой популярностью.
Католикос Иован Мандакуни (V век) жаловался, что людей, -«смотрящих театр»
и «любящих гусанов», собирается больше, чем молящихся.





Реферат на тему: Культура в X-XIV веках

КУЛЬТУРА В (X-XIV) ВЕКАХ


План:
1. Школа, наука


2. Народное творчество, литература


3. Искусство
Несмотря на опустошительные нашествия иноземных захватчиков, армянская
культура не переставала развиваться и в X—XIV вв. Правда, церковно-
феодальная идеология продолжает сохранять господствующее положение, но в то
же время формируется новое прогрессивное течение, выражающее чаяния и
интересы сословия горожан—ремесленников купцов и вообще низших слоев
общества. Культура в значительной степени приобрела светский характер, неся
на себе глубокий отпечаток современной экономической и общественной жизни
страны.

Светские и социальные мотивы все чаще проникают литературу и различные
отрасли искусства. В них иногда отражается тяжелое положение
трудящихся, их нищета, алчность власть имущих. Это новое явление
было связано развитием городской жизни, углублением социального
расслоения и ростом крестьянского движения.

В этот период одним из основных очагов армянской культуры стало
Киликийское армянское государство, где было создано немало
замечательных памятников литературы и искусства.
1. Школа, наука
В X—XIV веках, как и раньше, начальные школы действовали в основном при
церквах и монастырях. Однако наряду с ними в городах иногда открывались
разного рода светские учебные заведения.

Крупными культурными центрами являлись школы высшего типа, которые
назывались «вардапетараны». В них кроме богословских предметов,
преподавались также математика, астрономия, геометрия, история,
география, грамматика, музыка, философия, риторика и т. д. Выпускники этих
школ получали разностороннее образование, владели языками. Многие из них
стали известными деятелями культуры, учеными, педагогами, писателями,
художниками.

Среди армянских высших школ особенно славились вардапетараны Ани (XI—XIII
вв.), Сиса (XII—XIII вв.) и частности Гладзора (XIII—XIV вв.), Татева
(XIV—XV вв.), являвшиеся университетами того времени. Их педагоги-лекторы
Григор Магистрос, Ованнес Саркаваг, Есаи Нчеци„ Ованнес Воротнеци, Григор
Татеваци и другие были видным представителями армянской средневековой
науки, литературы и искусства.

В области науки развивались особенно философия, правоведение и
историография. В развитии средневековой армянской философии велика роль
Григора Магистроса (990— 1058), выдающегося мыслителя и ученого своего
времени. Этот крупный феодал был большим знатоком философии, литературы,
естественных наук, богословия. В своих взглядах Магистрос в значительной
степени следовал античной философии, стремясь приспособить ее к учению
христианской церкви. Он придавал большое значение активной деятельности и
разуму человека. Его письма (около 90), известные в армянской литературе
под названием «Посланий Магистроса», богаты философскими рассуждениями.
Автор затрагивает в них также общественные, догматические, научные,
педагогические и иные вопросы. Магистрос был крупным представителем
неоплатонизма в армянской действительности.

Новый этап развития философской мысли в Армении наступил в XIII—XIV веках,
когда появились видные сторонники номинализма—Ваграм Рабуни, Иоанн
Воротнеци, Григор Татеваци.

Ваграм Рабуни (XIII в.) в ряде философских трудов— «Анализ (введения)
Порфирия», «Анализ «Категорий» Аристотеля» и др. защищает учение
Аристотеля. Следуя великому философу, он признает существование внешнего
мира независимо от сознания людей и возможность его познания.

Иоанн Воротнеци (1315—1386) оставил богатое литературное наследие. Его
собственные философские воззрения, а также толкования и анализ трудов
Аристотеля, Порфирия, Филона занимают видное место в истории армянской
философской мысли. Особенно большое значение Воротнеци придавал логике и
гносеологическим вопросам. Он являлся одним из наиболее крупных
представителей номинализма в Армении.

Перу Григора Татеваци (1346—1409) принадлежат многочисленные труды: «Книга
вопрошений», «Книга проповедей», толкования и анализ произведений
Аристотеля, Порфирия и др. Он признает существование внешнего мира.
Богослов, философ, естествовед и художник, он был одним из популярных
педагогов Татевского университета.

В области правоведения особенно большой славой пользовался Мхитар Гош
(113О—1213). Изучив законы, действовавшие в Армении и в других странах,
Мхитар Гош впервые в Армении составляет кодекс законов—«Судебник», в
котором нашли отражение правовые нормы и понятия, имущественные, земельные,
социальные, классовые отношения армянского средневековья. Им пользовались
как в самой Армении, так и в армянских колониях Европы и России. «Судебник»
является весьма ценным историко-юридическим памятникои и первоисточником,
содержащим богатый материал; для изучения различных вопросов истории
Армении и сопредельных стран.

Такого же типа кодекс законов был составлен в 1265 году в Киликийском
армянском государстве. В основу этого кодекса, автором которого является
Смбат Гундстабль (1208—1276), был положен «Судебник» Мхитара Гоша. Вместе с
тем в нем чувствуется влияние латинского и Византии ского кодексов.

В X—XIV вв. новый подъем переживала армянская историография. Одновременно
развивался жанр хроник и летописей. Многие историки сообщают в
своих произведениях важные сведения не только об Армении, но и о
соседних странах.

Ованнес Драсханакертци, живший во второй половине IX и в начале X века,
изложил в своей «Истории Армении» основные события в жизни родной страны с
древнейших времен до 920-х годов. Его произведение является важным
источником для изучения истории Армении первой четверти X века.
Драсханакертци защищал идею единого централизованного государства.

Товма Арцруни (родился в 60-х гг. IX века) написал «Историю дома Арцруни»,
в которой содержатся важные сведения по истории Армении, Ирана, Арабского
халифата. Особенно подробно изложены события, имевшие место в Васпуракане
во второй половине IX и начале X века.

Степанос Таронаци, известный также под прозвищем Асохик, жил во второй
половине X и в начале XI века. В его труде «Всемирная история» дана хроника
жизни и деятельности царей Армении, Персии, Египта, Сирии и других стран.
Последний раздел книги, который автор изложил отчасти как очевидец,
представляет собой ценный источник по истории армянского народа.

Аристакес Ластивертци (XI в.) в своей «Истории» описывает важнейшие
события, происходившие в 1001 —1072 годах. Особенно ценны сведения о
тондракийцах, крупных городах Армении, сельджукских походах.

Из историков XII века наиболее известен Маттеос Урхаеци, родом из города
Урфы (Эдеесы). На основании многочисленных источников он написал
«Хронологию», которая представляет собой подробную летопись событий 952—
1136 гг. Урхаеци работал над своим произведением около 40 лет. В нем
содержатся важные сведения об Армении, Грузии и Сирии. Богатая фактическими
данными «Хронология» по многим вопросам дополняет свидетельства других
армянских историков.

Известному полководцу и законодателю Киликийского армянского государства
Смбату Гундстаблю принадлежат, кроме уже упомянутого кодекса законов, также
историографические труды. Главный из них—хроника 951—1276 гг., в которой
описываются политические события, имевшие место в Византии, Багратидской
Армении и Киликийском армянском государстве, сельджукские походы и т. п.
Историк-патриот с большим воодушевлением говорит об освободительной борьбе
киликийских армян.

Видный представитель средневековой армянской историографии Киракос
Гандзакеци (XIII в.)-—очевидец татаро-монгольских походов. Его «История
Армении» является важнейшим источником по истории Киликийского армянского
царства и в особенности нашествий монголов и их владычества. В труде
историка содержатся ценные сведения также о Грузии, Агванке, Монголии и
других странах. «История» Гандзакеци написана простым, понятным языком.

Историк Степанос Орбелян (XIII в.) был высокообразованным человеком своего
времени, владел несколькими языками, хорошо знал историю соседних стран.
Его труд «История области Сисакан», охватывающий период от древнейших
времен до XIII века, посвящен Сюнику; в нем описывается его природа,
экономическое положение, сословные отношения, церковная и политическая
история, культура, происхождение княжеских домов и т. д. Все это излагается
на общем фоне истории Армении и сопредельных стран. Орбелян использовал
многочисленные источники, к которым он, подобно Мовсесу Хоренаци, проявляет
критическое отношение. Особенно ценны использованные им рукописи Татевского
монастыря и лапидарные надписи, многие из которых до нас не дошли.

Определенные достижения имелись и в области естественных наук. Помимо
переводных книг, были созданы оригинальные труды по медицине, математике,
астрономии, географии и химии.

Армянская практическая и теоретическая медицина получила дальнейшее
развитие благодаря трудам Мхитара Гераци (жил во второй половине XII века).
До нас дошла его работа «Утешение при лихорадках», написанная в 1184 г. на
доступном для народа языке. Предлагаемые в нем методы диагностики
заболеваний и рассуждения о причинах повышения температуры больного были
новым словом в средневековой медицине. Труд Гераци считается одним из
выдающихся произведений в истории медицинской науки.

В монастырских школах Ани и Ахпата естественные науки преподавал Ованнес
Саркаваг (1045—1129), которому принадлежат работы по вопросам математики,
астрономии, истории, философии и т. п. Ованнес Саркаваг считал, что для
познания мира следует опираться не только на Библию, но и на данные
античной науки и большое внимание уделять эксперименту.

2. Народное творчество, литература
1 Венцом армянского народного творчества является эпос «Давид Сасунский»
(«Сасунские безумцы-храбрецы»), в основу которого легла героическая
освободительная борьба армянского народа против Арабского халифата в
VIII—IX вв. Эпос сложился в IX—X веках в Южной Армении—Сасуне,. Хуте,
Тароне и Васпуракане, а затем распространился в других частях
страны.

Велико идейное и художественное значение эпоса. Своего любимого героя
Давида Сасунского народ наделил богатырской силой и лучшими душевными
качествами. Ему свойственны бескорыстие и пламенный патриотизм,
человеколюбие, уважение к трудящимся, в том числе иноплеменным, оптимизм,
благородство, честность, справедливость. В 1939 году в Советской Армении
широко отмечалось тысячелетие эпоса. «Давид Сасунский» переведен на многие
языки и получил мировое признание.

В X—XIV вв. высокого уровня достигла армянская художественная литература, в
особенности лирическая поэзия. «Средневековая армянская лирика есть одна из
замечательнейших побед человеческого духа, какие только знает летопись
всего мира»,—писал выдающийся русский поэт Валерий Брюсов.

Крупнейшими представителями армянской поэзии X— XIV вв. являются Григор
Нарекаци, Нерсес Шнорали, Константин Ерзнкаци, Фрик и Ованнес Тлкуращи.

Григор Нарекаци (950—1003) получил образование в Нарекском
монастыре в области Рштуник. Его перу принадлежат десятки
произведений—стихи, прозаические произведения, проповеди и т. п. «В
стихах Григория Нарекского,— писал Валерий Брюсов,—религиозное чувство
соединяется с истинным поэтическим вдохновением, и многие аллегорические
гимны этого поэта остаются прекрасными, независимо от их богословского
толкования. Притом Григорий Нарекский довел до высокого совершенства
форму стихов, любовно культивируя «звукопись» задолго до того, как она
расцвела в лирике персидской и арабской. В этом отношении стихи Григория
Нарекского являются предварением «светской» поэзии средневековья».

Вершиной творчества Нарекаци является его большая поэма «Книга скорбных
песнопений» («Нарек»), созданная в 1001—1003 г.г. В этом произведении,
написанном с огромной поэтической силой, нашла отражение борьба тела и
духа, жизни земной, реальной и потусторонней. По своим художественным
достоинствам «Нарек» гениального поэта является одним из монументальных
памятников в истории мировой литературы.

Нерсес Шнорали (1102—1172) был церковным деятелем и выдающимся поэтом. Он
писал поэмы, многочисленные духовные песни. Особой известностью пользуется
его поэма «Элегия на взятие Эдессы», в которой описана осада Эдессы и
героическая борьба ее жителей против захватчиков.

Константин Ерзнкаци (XIII в.)—видный представитель светской лирики в
армянской литературе, гуманист, певец земной, реальной жизни, солнца,
света, красоты и любви. До нас дошло 26 его стихотворений, написанных с
большим мастерством.

Одним из крупнейших поэтов средневековья является Фрик (XIII—XIV вв.).
Основные темы его стихотворений— судьба армянского народа и социальные
вопросы. Творчеств» Фрика тесно связано с современностью и правдиво
отображает бесправное положение армянского народа, тяжелые политические и
социальные условия того времени. Фрик остро чувствовал классовое и
социальное неравенство, в особенности бедственное положение эксплуатируемых
масс.
Жизнь одному кошель раздула,

Другому лишь суму швырнула,

У одного—табун коней,

А у другого нет и мула.

Одним судьба дарит палаты,

Другим—на рукава заплаты,

Одним жалеет медяка,

Другим дарует горы злата.

Иным судьба дает поблажки,

Пути других бывают тяжки,

Один из нас одет в атлас,

Другой—в заплатанной рубашке.
(Перевод Н. Гребнева)
В стихотворении «Жалоба» Фрик протестует против социального и правового
неравенства, бичует угнетателей народа. Страдания трудящихся, притеснения
бедняков вызывают глубокое возмущение поэта. Фрик ропщет на бога, «творца»
этих несправедливостей, критикует господствующий общественный строй с
позиций эксплуатируемого класса. Дошедшие до нас 45 стихотворений Фрика
представляют собой лучшие образцы средневековой армянской поэзии.

Лирика Ованнеса Тлкуранци (XIV—XV вв.) большей частью продолжает и
углубляет светские мотивы, проникавшие в армянскую литературу с X века.
Тлкуранци воспевает любовь и природу открыто и омело, не прибегая к
аллегориям. Хорошо известно и его большое эпическое стихотворение «О
храбром Липарите», посвященное прославленному киликиискому полководцу
патриоту Липариту.

В условиях обострения классовых противоречий широкое распространение
получает басня. В созданных трудовым народом многочисленных баснях
подвергаются острой насмешке духовенство и князья, алчные и кичливые
богачи.

Известный правовед Мхитар Гош был одновременно видным баснописцем. В своих
произведениях он широко использовал армянские народные басни. Гош призывал
власть имущих проявить человечность к своим подданным, умерить
алчность; он предостерегал помещиков от народного гнева

Крупным армянским баснописцем был Вардан Айгекци (XIII в.). До нас дошли
его многочисленные басни социального содержания. Айгекци высмеивал знать,
духовенство бичевал взяточничество, произвол, жестокость и
невежество Ьго басни были широко распространены в средневековой Армении

3. Искусство
В X— XIV вв. развивается и архитектура. В этот период в Армении были
построены новые города (Ани, Арцн, Лори), монастыри (Татев, Агарцин,
Санаин, Ахпат, Гегард Ахтамар и др.), крепости (Капут-берд, Бжни,
Амберд и др),мосты, каравансараи, дворцы, гостиницы, постоялые дворцы.

Многие из них по своей композиции и творческому замыслу представляют
ценные архитектурные памятники.

Армянские мастера издревле специализировались в обработке таких широко
распространенных в стране строительных материалов, как туф, базальт,
гранит. Часто мастер-каменщик сам создавал проект сооружения и сам же его
воздвигал. Однако были и профессиональные архитекторы, имена и творения
некоторых из них нам известны. Одним из знаменитых архитекторов Xвека был
Манвел, живший в Васпуракане. Он автор целого ряда сооружений, в том числе
известного архитектурного комплекса на острове Ахтамар. Значительная часть
архитектурных памятников периода Анииских и Ширакских Багратидов была
построена по проектам зодчего Трдата, который с большим мастерством
рестарировал

также купол пролавленного собора св Софии в Константинополе. Упоминается и
ряд других архитекторов и скульпторов: Саргис, Ваган, Ованес, Момик и
другие.

Скульптура была тесно связана с архитектурой и дополняла ее. Многие
дошедшие до нас архитектурные памятники украшены многообразными по
содержанию высокохудожественными скульптурами, тонкость исполнения которых
достигает ювелирного мастерства. Особенно прославились своими скульптурами
Ахтамарский храм, церкви Нораванк, Гегард, Ахпат, Санаин, Арич, Татев и
другие. Высокой степени развития достигает скульптура в XII—XIII вв., когда
в стра-не получили широкое распространение мемориальные памятники и
хачкары, украшенные тонкой резьбой.

Миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового
армянского искусства. Армянская миниатюра в X—XIV вв. достигла высокого
уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными
армянскими художниками («украшателями»). К числу известных нам
миниатюристов X—XIV вв. относятся Аваг Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак
и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие—в Киликии.

Знание искусства Запада и Востока способствовало успеху армянских
миниатюристов Киликии. Киликийские художники изображали многообразную
природу страны—растения, цветы, птиц, животных, а также сцены народного
быта и театральных представлений, сюжеты религиозного содержания.
Выдающимися представителями кйликийской школы армянской миниатюры были
Торос Рослин (XIII в.) и Саргие Пицак (XIII—XIV вв.). Их работы относятся к
лучшим образцам мировой миниатюрной живописи. Очень выразительны и
миниатюры, созданные в Армении. Ими украшены тысячи рукописей, хранящихся
.ныне в Матенадаране Еревана и в зарубежных хранилищах древних рукописей.

Начиная с XIII века миниатюристы все чаще обращаются к светским мотивам, к
изображению разных сторон реальной жизни. Эта новая тенденция особенно ярко
проявилась в живописных школах Ани, Ахпата, Ахтамара и Татева.





Новинки рефератов ::

Реферат: Базовая Система Ввода Вывода (BIOS) (назначение, содержание) (. Тестирование оборудования при включении ПЭВМ, CMOS-память (WinWord 97)) (Компьютеры)


Реферат: Расчет уборки навоза по технологии механизации животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Основные принципы просесса инсталляции приложений в ОС Windows (Программирование)


Реферат: Взаимосвязь плановой экономики и тоталитарного общества (Ф. Хайек. Путь к рабству) (Политология)


Реферат: Николай Второй (История)


Реферат: Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии (Психология)


Реферат: Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера (Педагогика)


Реферат: Иеронимус Босх (Искусство и культура)


Реферат: Влияние выхлопных газов автомобилей на размер прироста, биомассу и жизнеспособность пыльцы хвойных растений (Биология)


Реферат: Права профсоюзов в сфере трудовых отношений (Трудовое право)


Реферат: Эти странные немцы (Иностранные языки)


Реферат: Магнитные материалы для микроэлектроники (Физика)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ себестоимости промышленной продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Порядок проведения инвентаризации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Международные аспекты американского менеджмента: новые тенденции 90-х годов (Менеджмент)


Реферат: Моя школа (Педагогика)


Реферат: Влияние биоритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Изменения в международной обстановке после окончания второй мировой войны (1946-1953) (Политология)


Реферат: Внутренний конроль основных средств (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист