GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура в понимании Питирма Сорокина (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура в понимании Питирма Сорокина (Культурология)



Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и
пищевых технологий
СПбГУНиПТ



Контрольная работа №1
по культурологии на тему:
Культура в понимании Питирима Сорокина

Выполнила:
студентка 2 курса заочного отделения
Анфиногенова Елена Анатольевна
Шифр 1133



Санкт-Петербург 2003 г.

План

|Введение. |3 |
|Три типа культуры: |4 |
|Идеациональная культура |4 |
|Чувственная культура |5 |
|Идеалистическая культура |6 |
|Теория Питирима Сорокина |6 |
|Теория |6 |
|Исторические данные, доказывающие теорию |7 |
|исследования Греции |7 |
|исследования Рима |7 |
|исследования Европы |8 |
|Четыре фазы состояния общества и его культуры |10 |
|Заключение |12 |
|Список использованной литературы |14 |



Введение

Я выбрала тему, связанную с Питиримом Сорокиным, потому что он - один
из самых блестящих умов, потерянных для России, которому принадлежит
обобщающая концепция культурно-исторических типов цивилизаций.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших
слоев коми-зырянского народа, освоивший грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он
стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров. Получив
известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался
преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно
сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы
правительства – А.Ф. Керенского, позднее – профессором Петроградского
университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в
штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина. Он
скрывался в лесах русского Севера, но потом примирился с победой новой
власти и написал нашумевшее открытое письмо, объявляя всем о своем разрыве
с эсерами. Это письмо и послужило поводом для написания известной статьи
Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», сделавшей его известным на всю
тогдашнюю Россию. В 1922 году по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин
вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской
общественной мысли, был выслан из страны. В 1923 году ученый переезжает в
США, где становится одним из ведущих социологов и культурологов.



Три типа культуры

В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества
как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных
периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под
воздействием «двойственной» природы человечества: существа мыслящего и
существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя
из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа
– идеациональный, если преобладает «истина веры», и чувственный тип, если
преобладает «истина чувств», и третий – смешанный, промежуточный между ними
тип – идеалистический, где «человеческими умами будет руководить истина
разума». Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе
идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.
Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из
них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем
культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные
составляющие – искусство, истину, мораль, право, что является «основой и
фундаментом всякой культуры»[1] – и давая им характеристики.
Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана «на
принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной
реальности и ценности»[2].
Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим
сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями – сам Бог, ангелы,
святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и
другие трансцендентные события.
«Это не искусство одно профессионального художника, а творчество
безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной
душой»[3]. Стиль этой художественной культуры символичен и во многом
формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в
архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в
религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина
является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о
подлинно реальных ценностях»[4]. Божественное откровение идеациональной
истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и
вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении
со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные,
вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям
в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми
своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также
опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Нормы, законы
и формы применения религиозных устоев в идеациональной культуре абсолютны и
жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений,
не допускает критики и обсуждения»[5].
Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом
идеациональной.
Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темпами и
персонажами являются реальные события и представители различных социальных
групп. Задача искусства – доставить удовольствие зрителю, слушателю или
читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного
искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателем такого
искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с этими
великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное
искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада…», которые «и
обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки»[6]. По
мысли философа, искусство становиться «музеем социальной патологии» И все
же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям
чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорое всего
идеационального искусства.
Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании
истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры
подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов
науки»[7].
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая
культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспект,
выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными
суперсистемами. Для главных составляющих идеалистической культуры действует
исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней
задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются
идеациональные и сенситивные ценности.


Теория Питирима Сорокина

Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной
фундаментальной формы культуры и общества к другой, «когда рушится здание
старой культуры, а новая структура еще не возникла»[8], когда конфликт
между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно
острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности,
выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства,
преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции.
В некоторых обществах такие переходы выражаются в виде международных
войн. «Чем более велик и глубок по своей сути переход, тем больше насилия
содержится во взрыве революций, войн, преступности и наказаний»[9]. Такие
переходы всегда оставляли след в истории как времена жестокости, грубости и
зверства.
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных
областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал,
Сорокин старается ответить на вопрос: «А подтверждает ли история такое
предположение?».
Используя надежный метод, автор исследовал все войны, известные в
истории Греции, Рима и стран Запада с 500 г. до Р.Х. и до 1925 г. Это дает
ему 967 важных войн. Каждая из них была рассмотрена с точки зрения
продолжительности, размера армий и жертв. Беря за единицу измерения войны
количество жертв на миллион соответствующего населения, Сорокин получает
следующие «значимости» войн для каждого столетия (статистические данные
взяты из произведения Питирима Сорокина «Кризис нашего времени»).
Для Греции:
V в. до Р.Х. – 29;
Начало IV в до Р.Х. – 48, конец IV в до Р.Х. – 36;
I в до Р.Х. — 33;
I в – 5;
III в – 13.
Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV
века до Р.Х., совпадают с периодом перехода идеациональной культуры к
чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х.чувственная культура
стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.
Если взять всю Римскую империю, то показатели для войн и революций,
используя аналогичные измерения, намного ниже. Сравнив эти статистические
данные, мы видим один и тот же результат: при смене культур индексы самые
высокие.

|Век |Индексы |Индексы для |
| |для войн |революций |
|V в до Р.Х. | |130 |
|IV в до Р.Х. | |29 |
|III в до Р.Х. | |18 |
|II в до Р.Х. | |158 |
|I в до Р.Х. |3 |556 |
|I в после Р.Х. |0,7 |342 |
|II в после Р.Х. | |267 |
|III в после Р.Х. |1,3 |475 |
|IV в после Р.Х. | |368 |
|V в после Р.Х. | |142 |

В Риме с III по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период.
Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс
для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно
установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы
войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка
чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры,
отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн
периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.
Несколько яснее ситуация в средневековой Европе. Показатели движения
войн для Европы, следующие:
XII в – 2-2,9;
XIII в – 3-5;
XIV в – 6-9;
XV в – 8-11;
XVI в – 14-16;
XVII в – 45;
XVIII в – 40;
XIX в – 17;
XX в – 52, и это только для первой четверти прошлого столетия.
Видно, что значения для XII и XIII столетий очень низкие. В конце XII
века идеациональная система начала приходить в упадок. Поэтому в XII – XVII
веках кривая индекса войн начинает медленно расти с колоссальным скачком в
XVII столетии. К концу XVII века чувственная культура праздновала триумф.
Индекс войн в XVIII веке несколько падает, а в XIX веке – веке чувственной
довикторианской и викторианской культуры – индекс войны резко падает, делая
этот век «мирной эрой» – почти такой же мирной, как XVI век. К концу XIX
века появляются определенные признаки дезинтеграции чувственной культуры –
процесса, который приобрел катастрофическую важность и темп в прошлом веке.
Поэтому в XX веке происходит уникальный скачок индекса войны. Только за
первую четверть прошлого века значения превысили все предыдущие значения
за 25 столетий, и индикатор 52 XX столетия вычислен только за 25 лет – с
1900 по 1925 год. Если к европейским войнам с 1900 по 1925 годы прибавить
последующие войны, произошедшие до окончания столетия, то последний век
прошлого тысячелетия наверняка окажется самым кровавым из рассматриваемых
двадцати пяти веков.
Обратившись к революциям, восстаниям и другим видам внутренней
дезорганизации, следуя тому же методу, мы придем к схожей картине. Одно
лишь несовпадение можно увидеть между значениями индексов внутренних
беспорядков и воин, которое заключается в том, что кривая войны несколько
отстает от кривой внутренних беспорядков. Войны, включающие не одно, а два
или более обществ – одни из которых могут находиться в состоянии перехода,
а другие – нет, немного задерживаются в своем росте после начала
переходного периода, а также отстают в спаде после того, как новая культура
или общество стабилизировалось. Поэтому главные пики и спады обоих
феноменов не всегда совпадают.
Эти данные показывают нам об увеличении и уменьшении количества войн
от столетия к столетию. Опираясь на них и знания из других наук, можно
сделать вывод о том, что в периоды перехода одной формы культуры к другой,
количество войн особенно увеличивается. Помимо этого, Питирим Сорокин
очередной раз подтвердил, что культурные суперсистемы не конечны, что
«смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера, более того,
эта «мнимая смертная агония была ни чем иным, как острой болью рождения
новой формы культуры»[10]. Из этих суммированных фактов можно сделать
вывод, что вышеизложенное предположение хорошо подтверждаются статистикой
войн за изученные 25 столетий.
В свете своей теории Питирим Сорокин предполагает, что пока длится
переходный период, до воцарения нового типа общества и культуры, «война
будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях. Если
бы даже завтра было подписано соглашение о прекращении военных действий,
это представляло главным образом “антракт”, за которым последовал бы еще
более ужасный и катастрофический Армагеддон»[11].


Четыре фазы состояния общества и его культуры

По мнению Питирима Сорокина, состояние, в котором сейчас находится
западное общество, представляет собой «трагическое зрелище начавшегося
распада их чувственной суперсистемы. Поэтому ближайшее будущее …будет
проходить под знаком dies irea, dies illa перехода к новой идеациональной
или идеалистической фазе со всеми явлениями, сопровождающими подобный
процесс»[12].
Как считал Питирим, западное общество и его культура должны будут
пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная
система с новым сознанием у общества. Первоначальная фаза – упадок
чувственной культуры, общества и человека – это кризис. Он предстанет перед
всеми в ужасающем виде, когда «нарастающая атомизация чувственных
ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более
чувственными и материальными, далекими от всего божественного, священного,
абсолютного»13; когда «сила станет правом»14, когда «вместо хлеба будут
давать народам бомбы, вместо свободы – нести смерть, вместо закона –
насилие, вместо созидания – разрушение»15; когда функции семьи превратятся
в «случайное сожительство … в основном для сексуальных контактов»16; когда
«культурные ценности прошлого подвергнутся уничтожению»17. Во время
состояния кризиса участятся депрессии, материальный уровень жизни снизится,
уменьшится безопасность жизни и имущества, самоубийства, психические
расстройства и преступления начнут расти, и «скука поразит все более
широкие слои населения, а покои в душе и счастье станут редкостью»18.
Следующая фаза – это катарсис. На этом пути «неминуемы банкротство и
саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека»19. В условиях
кризиса уже ничто не сможет помешать открыться глазам людей Запада «на
пустоту уходящей чувственной культуры»20. Люди снова обернутся к разуму, к
вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям, пройдя очищение
через трагедии и страдания. С достижением состояния катарсиса кризис
закончится.
Далее обществу, «очищенному огнем пережитой катастрофы будет
ниспослана новая благодать»21[13]– харизма, а вместе с ней – воскрешение и
«высвобождение новых творческих сил»22. Таким образом, родится новая эра
культуры Запада.
Кризис-катарсис-харизма-воскресение – это фазы, через которые
проходила большая часть предыдущих великих кризисов в Древнем Египте, в
Вавилоне, в Индии и Китае. И зарождение и распространение великой
христианской культуры средневековья произошло, пройдя кризис чувственной
греко-римской культуры.
«Впереди у нас – тернистый путь. Но в конце его смутно вырисовываются
вершины новой культуры, поэтому творческая миссия западного общества и его
культуры будет продолжена…»23.


Заключение

И сейчас не трудно показать, что у профессора Сорокина был дар
предсказания будущих событий. Дело в том, что практически на сто процентов
оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении пойдет наше
общество. Что касается его краткосрочных прогнозов, то их достоверность на
самом деле во многом превосходит достоверность прогнозов большинства других
прогнозистов, многие из которых увидели, как их прогнозы не оправдывались
уже через несколько лет.
Я думаю, что мы должны знакомиться с трудами человека, который говорил
о культурной катастрофе, которая уже фактически рядом с нами, но всегда
бросал нам вызов с тем, что бы мы поднялись на уровень своей
ответственности. Он не минимизировал степень проблем, которые нас
одолевали. Он на самом деле в самых мрачных тонах рисовал цивилизацию,
вместе с тем давал пути и направления выхода. Он говорит о том, что
катастрофа вероятна, но не неизбежна, что избежать ее возможно, если мы не
будем расходовать нашу энергию нерационально на какие-то мелкие улучшения
нашей внешней жизни. «Окончательный исход борьбы (между силами теперь уже
истощившегося чувственного порядка и только еще зарождающимся
идеационального или идеалистического порядка, непрерывно происходящей во
всех сферах общественной и культурной жизни) во многом будет зависеть от
того, сумеет ли человечество предотвратить новую мировую войну»24.[14]На
самом деле эта катастрофа произойдет, если развяжется эта война, если мы не
повернем на другой путь, если человек не встанет на путь выполнения
уникальной миссии человека, как писал об этом Сорокин. И он помогает нам
преодолеть кризис. Требуется некая доля благодати Божьей, которую мы сами
не можем вызвать, она может прийти только от Господа Бога. И есть основания
для надежды. Ни один человек, ни группа, на даже отдельное общество не
может преодолеть столь всеобъемлющий кризис. И если удастся избежать
«апокалипсическую катастрофу», то «зародившиеся творческие силы приведут
человечество в новую, величественную эру его истории»25.
Сорокин принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых
прошлого века, которые объективно, без политико-идеологических и
национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и
культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему. И от
действий каждого из нас будет зависеть наше будущее.



Список использованной литературы:

1. Сокращенный, однотомный вариант работы Питирима Сорокина «Социальная
культурная динамика».
2. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество».
3. Сорокин П.А. «Кризис нашего времени».
4. Сорокин П.А. «Общество, культура и личность».
-----------------------
[1] Сорокин П. А. «Человек. Цивилизация. Общество» (с. 429)
[2] там же (с. 430)
[3] Сорокин П. А. «Человек. Цивилизация. Общество» (с. 436)
[4] там же (с.463)
[5] там же (с. 469)
[6] Сорокин П. А. «Человек. Цивилизация. Общество» (с. 450)
[7] там же (с. 452)
[8] «Кризис нашего времени» (гл. 4)
[9] «Кризис нашего времени» (гл. 4)
[10] «Кризис нашего времени» (гл. 4)
[11] «Кризис нашего времени» (гл. 4)
[12] сокращенный, однотомный вариант работы Питирима Сорокина «Социальная и
культурная динамика».
13, [13], 15, 16, 17, 18 сокращенный, однотомный вариант работы Питирима
Сорокина «Социальная и культурная динамика» («Кризис» соответственно п.2,
п. 5, п.7, п. 8, п. 10, п. 12).
19, 20 сокращенный, однотомный вариант работы Питирима Сорокина «Социальная
и культурная динамика» («Катарсис»).
21, 22, 23 сокращенный, однотомный вариант работы Питирима Сорокина
«Социальная и культурная динамика» («Харизма и воскресение»).
24, 25 сокращенный, однотомный вариант работы Питирима Сорокина «Социальная
и культурная динамика» («Конец дороги»).





Реферат на тему: Культура в современном её понимании

Министерство высшего образования Российской федерации
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ



кафедра гуманитарных наук



РЕФЕРАТ

по дисциплине: культуролгия

Культура в современном её понимании



Выполнил: Проверил:
Студент гр. БМ-22 Марченко Ю.Г.
Дубровин А. В.



Новосибирск 2002

Содержание:

(
Введение....................................................................
..............
( Генезис
культуры.................................................................
( Типологические определения культуры..........................
( Возникновение и смена культур........................................
( Субкультура или контркультура......................................
( Культура-основа общества.................................................
( Вместо
заключения..............................................................
Литература..................................................................
...............



(Введение

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном
обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое
множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие
словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура
поведения”, “физическая культура”. По подсчетам американских культурологов
Альфреда Кребер и Клайдж Клакхон с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7
определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого
понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е.Кертман
насчитал более 400 определений.
Считается что слово “культура” происходит от латинского слова colere,
что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это
слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким
образом возник термин agriculture - искусство земледелия. Но в XVIII и XIX
вв. его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался
изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот
термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации.
В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к
таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а
культурностью.



( Генезис культуры

В ХХI веке генезис культуры трактуется по-разному. Наиболее
распространенны: Марксистская теория и орудийно-трудовая концепция. Первая
предполагает, что генезис социального и культурного непосредственно связан
со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую
жизнедеятельность в общественную. Теория происхождения человека изложена Ф.
Энгельсом в 1873-1876 гг. Она представлена в статье “Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека”, которая являлась одной из глав его работы
“Диалектика природы”. Энгельсу принадлежит классическая формула - “Труд
создал человека”. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность,
которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению
К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе
труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась
речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. В свою
очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к
культурогенезу.
Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается
генезис культуры, человек выделился из животного мира. Обезьяны сообразили,
что искусственные орудия гораздо эффективнее естественных. Тогда они стали
создавать эти орудия и сообща трудиться. Появилась речь. Труд сотворил
человека и культуру как способ его жизнедеятельности. Но для того, чтобы
трудиться, важно обладать сознанием. Неплохо также для этой цели жить в
группе и общаться в процессе приобретения трудовых навыков.
Но сознание рождается только как результат труда, но, чтобы заняться
деятельностью, нужно иметь
нечто подобное интеллекту. Речь обретается внутри общности. Но какая сила
побуждает жить сообща и искать общения ? Все эти компоненты культурогенеза
сцеплены, связаны, но не­понятно, как они порождают друг друга.

Основатель психоанализа З.Фрейд в книге “Тотем и табу” попытался
раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Каждая культура,
по словам Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов.
При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные
и антикультурные тенденции. Этот психологический факт имеет решающее
значение для оценки человеческой культуры. Культурогенез обусловлен
наложением запретов. Благодаря им культура безвестные тысячелетия назад
начала отделяться от первобытного животного состояния.
Главная задача культуры, по Фрейду, настоящая причина её существования
в том и состоит, чтобы защищать нас от природы.
Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги. Она активно
содействовала укрощению асоциальных первичных позывов. Фрейд связывает
генезис культуры с животностью человека, с тем, что люди наделены
звероликой природой. При этом сама культура оказывается средством обуздания
животных инстинктов.
Кроме Фрейда и Энгельса существует масса деятелей, которым кажется,
будто достаточно собрать факты человеческой культуры, чтобы разгадать и сам
феномен. Логичнее отдавать предпочтение тезису о разорванности человеческой
культуры, её исходной разнородности. Человеческую культуру в её целостности
можно описать как процесс последовательного самоосвобождения
человека. Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого
процесса.



( Типологические определения культуры

Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали
свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции
основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений:
культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как
сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п.
, знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык,
обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль
традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от
предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и
генетические определения, утверждающие, что культура является результатом
исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди
произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы,
организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил
и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным
окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные
ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком
определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое
приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и
складывается из
всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения : культура - это поведение,
которому человек научился, а не получил в качестве биологического
наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов
организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему
определенных признаков, различным образом связанных между собой.
Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг
основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром
(моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей,
переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с
помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация
различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств),
состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные
черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она
скользает от определения. Действительно, она является результатом поведения
людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и
ценности,
избирательна, изучаема, основана на символах,
т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными
от биологической наследственности механизмами, она эмоционально
воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств
не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые
имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской
Руси или Новгорода.



. Возникновение и смена культур

Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др. )
предприняли попытки установить закономерности, лежащие в основе
возникновения и развития тех или иных типов культуры, а также вскрыть
главный элемент, который определяет данный тип, независимого от того,
является ли он уникальным или в той или иной степени присущ различным
культурам. Так, Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологический
принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей
формами и способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта,
норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило
различить два типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются
интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые -
интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций. Первый тип
культуры создает нетехнические цивилизации с их писательными науками и
импрессионистским искусством. Время в таких цивилизациях воспринимается как
нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и
природа, и качественно не отличающаяся от нее история. Поэтому в восточных
культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с
природой, Подход к социальным явлениям с точки зрения непосредственного
наблюдения ведет здесь к заключению, что, раз индивид рождается в семье, то
она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся и на
общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных
статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха, императора.
Второй тип культуры создает технические цивилизации с их концепциями
равенства людей, равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой и
демократией. Искусство технических цивилизаций основано на геометрических
формах и перспективе. И в этой концепции есть меткие важные наблюдения
особенностей развития культуры. Интересно то, что чем дальше в прошлое
забирается Нортроп, тем больше у него верных замечаний. но и здесь основные
вопросы остаются без ответа. Чем вызваны к жизни различные формы и способы
познания мира? Не особенностями ли материального производства и
складывающихся на его основе социальных организаций восточных и западных
обществ?

П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур :
идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на
системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизменного
абсолюта, поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные.
Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный
мир, и поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Наконец,
третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Строго
говоря, это все и не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за
другом. Так, возникшая в рамках античного мира идеальная культура
сохраняется до XIII в. , а затем уступает место идеалистической культуре
(XIV - XVI вв.), которую, в свою очередь сменяет чувственная культура,
достигающая расцвета в XIX в. и приходящая в упадок в XX в.

П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их
основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна
из систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной
культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на
существование. Из-за этого господствующая система истин перестает
удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной
жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная
система. В изложенной концепции интересна мысль о закономерном характере
развития культуры. Однако вновь не решены центральные вопросы о причинах
возникновения и смены истин, лежащих в основе конкретных типов и фаз
развития культур.

Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти
объективные закономерности развития этого важного социального феномена. Для
этого используется концепция смены общественно-экономических формаций.
Каждая такая формация порождает порождает особый тип культуры со своей
системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их
создания. Сравнивая этот подход с вышеизложенными, легко заметить, что он в
отличие от них кладет в основу классификации типов культуры объективные
критерии, и потому эта классификация перестает быть произволом
исследователей. Общую схему исторических типов культуры можно представить
следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя,
культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества,
культура капиталистического общества, социалистическая культура. Каждая
общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным
историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает
свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую,
совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для
их создания.

Поскольку ни одна общественно-экономическая формация, кроме исторически
самой первой - первобытнообщинной, никогда не существовала "в чистом виде",
как единственная, а должна была делить место под солнцем с другой или
другими такими формациями, постольку мы всегда наблюдаем в истории
столкновение культур различных типов, их борьбу, их взаимовлияние и даже
заимопроникновение. Так что действительный исторический процесс развития
мировой культуры значительно сложнее, нежели его представляют однолинейная
и многолинейная концепции или теория культурного релятивизма.
Материалистическое понимание истории указывает только общие принципы
развития культуры, предполагая при этом, что анализ каждого конкретного ее
исторического типа на основе установленных закономерностей всегда должен
проводиться заново.



( Субкультура или контркультура

Культура становиться “массовой”, когда её продукты стандартизируют и
распространяют среди широкой публики. Во всех обществах существует
множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества,
называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный
класс, этническое происхождение, религия и место жительства.Ценности
субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы. Некоторые
из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например,
Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного
английского языка детьми из негритянской гетто не свидетельствует об их
“языковой неполноценности”. Лабов считает, что негритянские дети не лишены
способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную
систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в
субкультуре негров. Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные
и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова. Тем не
менее употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает
проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение
общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского
диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети
незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает
против культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях
большинство
общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта
проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей
или
военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности,
которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе
таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в
западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х
годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых
конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую
культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление
наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в
американском обществе, где главным образом через средства массовой
информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому
привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для

культуры господствующей.
Самой же опасной контркультурой является преступность. Главным
двигателем этой контркультуры является телевидение, которое внушает
человеческому подсознанию возвышение культа преступности. Дети уже с малых
лет ориентируются на эту наиболее опасную контркультуру, игнорируя всё
остальное – преступный мир обеспечивает себе воспроизводство. Тем самым
резко падает уровень нравственного сознания и культурное развитие резко
бежит назад.

( Культура-основа общества

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что
она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных
классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя
все владеют “английским языком”, некоторые группы употребляют “ более
правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и
одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы
отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и
культурных ценностей, религии. Все это может стать причиной конфликтов
между группами, народами. Печальным примером является война христианского и
мусульманского мира.

( Вместо заключения

Мировой культуры, как единого организма, нет. Есть культуры мира,
национальные культурные единицы. Есть некое условное единое "тело"
культуры, цивилизация. Непрошенные навязчивые усилия полчищ миссионеров от
религии и прочих "культуртрегеров", не работающих на благо русской и других
национальных культур. Они лишь тормозят духовное возрождение России. И
небескорыстно.
Русская культура никогда не знала человеконенавистничества и
национализма. Русская культура есть достояние не одной России, она
принадлежит и Западу и Востоку. Русский человек "не любит жить настоящим",
он в смятении от несовершенства настоящего .Эта неудовлетворенность
настоящим есть залог движения вперёд, показатель силы нации. В духовной
мощи русской культуры сокрыты, может быть, самые лучшие откровения и
надежда для всех народов, исчерпавших возможности некогда славных своих и
всех других культур и ищущих спасения из надвигающейся катастрофы.
Русская культура по сути своей соборна. Соборность же её была
извращена "культурной революцией". Отсюда и омертвение огромного тела
страны, распад его. Русская соборность - уникальный опыт человечества - око
в Будущее для всех землян. Субкультуры, контркультуры, сатанизм, обречены.
Но пока они ликуют.
Россия должна быть Россией - страной равной среди равных, сберегая для
себя и мира свою самобытную плодоносную культуру.



Литература


1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
М.: Феникс, 1995.
2. Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.
3. П. Сорокин. Циклические концепции социально-исторического процесса. М.:
Триада-веб, 2002.
4. Ю.Г. Марченко, И.И. Мамай. Основы культурологии: учебное пособие. –
Новосибирск: СГГА, 1995.
5. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное
бюро», 1997.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.







Новинки рефератов ::

Реферат: Динамические объекты (Турбо Паскаль) (Программирование)


Реферат: Счётные множества (Математика)


Реферат: Психологическая характеристика личности подростка (Психология)


Реферат: Механическое оборудование электровозов (Транспорт)


Реферат: Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде (Психология)


Реферат: Первые дни ВОВ (История)


Реферат: Предмет, метод и система гражданского процессуального права Украина (Право)


Реферат: Правовые аспекты бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Реклама турагенства (География)


Реферат: Правоспособность и дееспособность иностранных граждан (Международное частное право)


Реферат: Биология и глобальные проблемы современности (Философия)


Реферат: Система развивающего обучения (Педагогика)


Реферат: Социальная работа в КНР и Гонконге (Социология)


Реферат: Некоторые аспекты новейшей истории Франции (История)


Реферат: Примирение с потерпевшим (Уголовное право и процесс)


Реферат: Имидж: определение центрального понятия имиджелогии (Социология)


Реферат: Интерьер животных (Ботаника)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: Понятие и классификация договоров в римском праве (Право)


Реферат: Конституция Российской Федерации и ее развитие (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист