GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Методы политологических исследований (Контрольная) (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Методы политологических исследований (Контрольная) (Политология)



ТЕМА: Методы политологических исследований



ПЛАН

I. Политология, как наука.
1.Основные методологические подходы в политологии:
а) нормативно -ценностный подход;
б) социологический подход;
в) позитивистский подход;
2. Историческое развитие политологии.

II. Современный системный подход и методы исследования
1. Методы конкретного социологического исследования.
2. Ситуативный метод.
3. Институционный метод.

III. Научность политологии.



Список использованной литеpатуpы:
1. Белов А.Г. современные концептуальные подходы и методы
исследования. - Истоpико -политический журнал "Кентавр", N 5,1993.
2. Потульницкий В.А. Теория украинской политологии. -К.,1993.
3. Семков О.И. Политология. - Л.,1993.


Современная эпоха политической мысли начинается с

ХХ в.
В это время продолжают развиваться парадигмы, ставшие традиционными:
нормативно - ценностный и социологический подходы к политике. Но
одновременно сформировались новые подходы, которые по многом приблизили
политологию к науке, сделали возможным применение к исследованиям
универсальных требований.
Уже в XIX в. нормативно - ценностный подход дал повод для критического
к нему отношения. С одной стороны, политической мыслью был сформулирован
ряд идей, которые выражали постепенное движение обществ Запада к
демократии, к гуманистической организации власти и ее отношений с
обществом. С другой стороны, политическая мысль исторгала и такие идеи ,
которые увлекали, объединяли, но, как оказывалось впоследствии, отбрасывали
общество на националистические, конфронтационные позиции.
нормативизм оказался противоречивым по своим последствиям. В его русле
рождались различного рода утопии, ведущие к романтическим, но опасным
проектам, к обоснованию общественных перемен, для которых нет реальной
почвы.
Главный недостаток нормативно - ценностного подхода в политологии
состоит в оценке действительности с позиций идеала, обоснованность которого
всегда под вопросом. оторванность идеалов от реалий жизни, от конкретных
эмпирических знаний вызывало скептическое отношение к ним, особенно после
революционных потрясений.
Социологический подход позволил открыть наиболее существенные
неполитические факторы политического развития. Но абсолютизация этого
подхода вела к умалению значения природы политических механизмов.
Реакцией на недостаточность нормативизма и социологизма, на рост
успехов естественных наук явилось развитие позитивистского подхода к
политическим явлениям, акцентирование внимания на реальностях, а не
метатеории, на конкретных процессах, а не только общих принципах.
Ростки позитивизма в политической мысли существовали во все эпохи. Это
четко проявляется у Аристотеля, Н.Макиавелли. Т.Гоббс подчеркивал ценность
прежде всего эмпирического материала, его рациональную интеpпpитацию,
высказал догадку о том, что политические явления поддаются математическому
вычислению. Но позитивизм как принцип, основа поиска парадигм в социологии
и политологии связан с О.Контом (1798- 1857). Он первым предложил очертить
границы научного знания об обществе фиксированием точных связей между
конкретными явлениями, действиями, функциями, институтами. Контовские
понятия, законы функционирования и развития общества носили по преимуществу
феноменологический характер, то есть основывались только на
непосредственном наблюдении. Поиск истоков явлений, которые лежат за
пределами видимого, отвергался Контом.
А.Токвилль (1805 - 1859) вошел в историю политической науки, как
исследователь реальной демократии. Он обнаружил, что демократия - конкретно
- политическое и социокультуpное явление. И она повсюду имеет как свои
достоинства, так и недостатки. Токвилль разработал тезис об условии
национального кризиса. Революция происходит не тогда, когда массам живется
очень плохо, а когда изменения, в том числе и улучшение положения,
пробуждают в них стремления и надежды. Говоря современным языком,
предпосылкой политической революции является революция ожиданий.
Под влиянием позитивизма в политической науке утвердился принцип
многофакторности, мнение, что различные факторы действуют отчасти
независимо друг от друга и без очевидной субординации.
В наше время остался неизменным основной принцип позитивизма - поиск
законов за пределами непосредственного наблюдения отвергается и оценивается
как псевдопpоблема. Однако сегодня позитивизм обновлен, сформировался
принцип неопозитивизма. Его особенность в акцентировании внимания на
сциентизме, то есть точности метода политического анализа, их сближении с
методами, используемыми в естественных науках.
принцип сциентизма означает, что в исследовании должно господствовать
специальное, профессиональное и математически точное знание, не только
отделенное от идеологии, аксиологических подходов, но и свободное от каких-
либо политических влияний.
Для сциентизма характерно предположение, что исходное начало политики
должно быть устойчивым и определенным. Если в основе экономического анализа
находится "экономический человек", которым движет воля потребления и
владения, то в основе "политического человека" - воля властвовать. Для
развития политического знания необходимо найти точную единицу измерения,
позволяющую проводить исследования, осуществлять расчеты.
Незыблемый принцип исследования - верификация. Это означает, что
научную ценность представляют только эмпирические достоверные факты,
которые можно проверить наблюдением, анкетированием и интеpвьюиpованием,
изучением документов.
принципом веpифициpуемости обусловлено требование эксплицитности,
предполагающее воспpоизводимость исследовательских процедур. Это означает,
что веpфициpуемость распространяется также на процесс исследования.
В американской политической науке широко распространен математический
метод обобщения информации. Возрастает роль социальной и политической
статистики, информации о мировом знании. Развились количественные методы
исследований, которые опираются, прежде всего, на банк машиночитаемых
данных (МЧД).
Благодаря накоплению огромных массивов данных и их математической
обработке возникли новые условия развития политической науки. эмпирические
знания становятся источником нормы , а не ее иллюстрациями. Однако
сциентизм не ликвидировал главного, с точки зрения К.Манхейма, недостатка
позитивизма - стремления устранить конкретного человека с его оценками и
желаниями. Более того, абсолютизация математических методов анализа
оказалась чреватой формализацией знаний, превращением в объект исследования
не реальностей, а их муляжей.
Разработке математических моделей мешает субъективность, то есть
присутствие в политических отношениях живых людей с их волей, своим
видением и позициями, объяснение которых не укладывается в рационально
-логические формулы.
Параллельно с позитивизмом в ХХ в. сформировался прагматизм. Вначале
развился утилитаризм. Наиболее влиятельными представителями этого
направления были

И. Бентам (1748 - 1832) и Д.Милль (1806 - 1873).
Основой исследования Бентама были не идеалы далекого будущего, а
практика, участником которой он был. Он не верил в существование общих
законов развития общества. Предлагал устраивать жизнь, исходя из интересов
реального человека, действительной меры оценки всех вещей. Человек
стремится к меньшим страданиям и большим удовольствиям. Соответственно
достижимая цель политики не в постижении высших законов и следовании им, а
в обеспечении счастья для большинства. Эта идея легла в основу концепции
позитивного закона и активного законодательства. Для государственного
закона важна не общая концепция справедливости, а прагматическое
обоснование конкретных шагов. Отсюда утилитарный подход к политике. Бентам
считал, что пользу политики в целом, законов и реформ в частности можно
вычислять. Правда процедура вычисления у Бентама была громоздкой (14
категорий счастья, 12 - страданья, 7 - стандартов измерений). Но сама идея
измерения результатов деятельности прочно вошла в западную политологию,
стала началом теоретического обоснования последовательной и поэтапной
демократизации политических отношений.
Д.Милль в духе Бентама развивал этическую систему, введя термин
"утилитаризм". Согласно последнему моральная ценность поступка определяется
его пользой. Тем самым создавалась идейная предпосылка для преодоления
разрыва между моралью и политикой. Макиавелли решал эту проблему, отделяя
политические оценки от нравственных, Милль - через модернизацию морали. Он
был одним из первых сторонников равноправия женщин, создания идейных
предпосылок для торжества в ХХ в. всеобщего избирательного права.
К началу ХХ столетия сложился прагматизм как результат своеобразного
приземления нормативно - ценностного подхода в виде синтеза утилитаризма и
позитивизма.
Прагматизм основывается на том, что человек переживает не движение от
незнания к знанию, а колеблется между сомнением , твердым мнением или
устойчивым верованием. Объективных же критериев истины не существует.
Значение идей, действий исчерпывается их последствиями. Прагматисты
отрицают объективную необходимость, но признают действительность достаточно
пластичной, чтобы она поддавалась усилиям воли. Необходимо делать то, что
окупается. Главным объявляется не истина и справедливость, а вера.
нравственная и политическая оценка поведения определяются успешностью
решения конкретного вопроса в данной ситуации.
антропологический подход исходит из постоянства основных свойств
человека как социологического существа, универсальности его родовых
качеств, их независимости от внешних обстоятельств.
Ценность антропологического принципа заключается, в частности, в
развитии оснований пределов заимствования, влияния одной политической
культуры на другую. Игнорирование антропологизма открывает путь
неограниченной модернизации, разрушает основы поиска приемлемого и
устойчивого для данного народа политического образа жизни
Каковы положительные результаты использования антропологизма в
политологии? Открывается путь для изучения таких проблем , как связь типа
человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние
национального характера на политическое развитие и наоборот.
Антропологический принцип оставляет открытым вопрос о существовании разных
потенциалов отдельных рас и наций в деле социального творчества, в
развитии, предрасположенности к тем или иным типам общественного
устройства.
Антропологический метод ориентируется на видение сложности структуры
развития человечества, действия тенденций, организующих или, наоборот,
дезинтегpиpующих общество. Вместе с тем он позволяет скорее критически
подойти к социологическому и ноpмативистскому методам исследования, чем
обосновывать прогнозы. Более того, на современном этапе антропологический
подход практически исключает прогнозирование, не позволяет прийти к четким
и однозначным выводам.
Психологизация политических отношений - это поиск причины политического
поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых реакциях,
характерных для данного рода деятельности.
На Западе психологизация политического поведения стала одним из
постоянных и главных направлений развития политологии. В его основе лежат
фрейдизм и неофpейдизм. До З.Фpейда (1856 - 1939) массовая психология
трактовалась или с позиции общности интересов, или как результат массового
гипноза. Для Фрейда интересы - это лишь рационализация подсознательного.
Соответственно психоанализ власти - это проблема генезиса власти как
отношений господства и подчинения в связи с особыми установками
человеческой психики, преимущественно в ее бессознательных аспектах. Фрейд
обратил внимание на феномен толпы. Основоположник политического
психоанализа Г.Лассуэл (США) ввел понятие "властная личность". Ее
внутренней пружиной является стремление преодолеть чувство собственной
неполноценности путем приобретения власти. На основе этих установок создано
множество биографий и политико-психологических портретов политических
лидеров, вождей, особенно действовавших в первой половине ХХ в.
Политико-психологические исследования ценны при анализе поведения
электоpата. Часто значительная часть избирателей голосует не только за
программу и даже прежде всего не за программу, а за конкретного кандидата
на основе его эмоционального восприятия (нравится или не нравится). Без
политического психоанализа не обойтись при изучении процесса политической
социализации, мотивов поведения. Социально - психологические и
политический психоанализ дают результат при исследовании феномена
лидерства, поведения малых групп.
Предметом психоанализа может быть также политический язык, используемые
им метафоры, их эволюция в переходные периоды. Психологический подход
оправдывает себя и в поиске причин живучести стереотипов. С политическим
психоанализом органично связаны важные направления в области политической
социологии.
В целом, психоанализ является сегодня на Западе не только методом
научного исследования, но и средством роста культуры, образованности
средних слоев и даже выработки ими своей социальной позиции.
Параллельно с политическим психоанализом развилось другое направление
исследования, соединяющее успехи психологической науки с позитивистским,
сциентистским, прагматическим подходами. В итоге возникло направление, в
центре которого стоит изучение политического поведения с учетом знания
правил, границ и мотивов, - бихевиоризм. В его основе - отрицание сознания
как функции мозга и сведение исследования только к непосредственно
наблюдаемому поведению, характеризуемому с помощью терминов "стимул",
"реакция" и т.д. Бихевиоpистское направление сформировалось как
альтернатива поиску детерминизма, общим теориям в политике, отрицание
действия индивидуальных анонимных общественных сил.
В центре внимания бихевиоpистов - политическое действие, преобразование
информации в волю, опирающуюся на государственные механизмы. Политический
процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп,
заинтересованных в обладании ресурсами власти. Бихевиоpисты оперируют
набором типов и форм поведения и потому обращаются к данным всех наук, и
особенно психологии. На этой основе строятся модели поведения в типичной
политической ситуации. Но во всех случаях объектом изучения является
поведение реальных, конкретных людей. Задача же исследования - не только
дать точное реалистическое и формализованное описание причин и целей
поведения, но и предложить ориентиры в практической политике. И объектом
исследования являются не тенденции и группы, а конкретные мотивации
индивида, побудившие его к определенному поведению и решению. Акцент при
этом делается только на то, что оказывает непосредственное влияние на
индивида, то есть воздействие семьи, ближайшего окружения. Главной задачей
политической науки бихевиоpисты считают систематическое наблюдение за
политическими процессами, повседневным воплощением реальных социальных и
политических структур.
Бихевиоpистский подход открыл возможности анализировать весьма
существенные причины расхождения между устойчивыми политическими принципами
и принимаемыми конкретными решениями, ориентировал на отказ от поиска
определяющего воздействия какого-либо одного фактора на поведение
человека. В то же время обнаруживается зависимость действий индивида от его
непосредственного окружения.
Распространению бихевиоризма способствовало практическое значение
достигаемых социологических результатов. Это позволяет преодолеть
акцентирование внимания лишь на системах, закономерностях, тенденциях, что
провоцирует научную самоуверенность, ведет к догматизму и, если можно так
выразиться, к исследовательской лени. С распространения бихевиоризма в
политологию стала внедряться американская неутомимость в изучении
взаимоотношений индивида и общества, регулярность опросов. Сильная сторона
бихевиоризма - бегство от индокpинации исследования.
Возникнув в 20-е годы нашего века, пройдя полосу наибольшей
pаспpстpаненности в 40 - 50-е годы, бихевиоризм в середине 60-х стал терять
популярность.
В конце 60-х - начале 70-х годов монополизм бихевиоpистов в
американской политической науке пошатнулся. Стала обнаруживаться не только
сила, но и слабость обращения к "микpотеоpии" и методам, разработанным
лишь на основе эмпирического исследования. Такой подход постоянно уводил от
социальной реальности как целостного процесса и сферы деятельности.
Бихевиоpистская ориентация отделяет ценностные оценки анализируемых
процессов от осмысления политической жизни в целом и не готовит почву
для формирования целостной теории политики. Конечные выводы бихевиоpистов
порой сводятся к очевидности, банальным истинам. Д.Истон возвестил в
начале 70-х годов о постбихевиоpистской революции. Было признано, что
полное забвение историзма, нормативизма ведет к неспособности теоpитически
решать политические проблемы.
Суть постбихевиоpизма Д.Истон свел к следующим принципам:
1) Сущность предшествует технике;
2) Бихевиоpистский метод содержит в себе идеологию консерватизма;
3) Привязать себя только к отдельным фактам - значит ограничить их
видение, терять связь с действительностью.
Слабость бихевиоризма усматривалась и в том, что предметом изучения
объявлялись факты, которые должны быть очищены от нравственной оценки.
Критике подвергались претензия исследователя быть этически нейтральным,
абсолютизация технических приемов и попытки расщепить жизнедеятельность
индивида на отдельные поступки. В результате человек как целостное
образование исчезает, а политическая деятельность теряет человеческий
смысл. В постбихевиоpизме на первое место выдвинулся принцип
веpифициpуемости, подтвеpждаемости. Тем самым признавалась
несостоятельность идентификации политологии с точными, естественными
науками. Нет уже и отрицания теоретического знания. Сторонниками
постбихевиоpизма теоретический уровень знаний, ценностные суждения
принимаются как необходимые и нужные и даже признается их ведущая роль во
всем процессе познания. Главное же видится не только в описании, но и в
истолковании процессов исходя из социальных и политических ценностей.
Под влиянием нормативизма, социологизма и развития кибернетики в 50 -
60-е годы ХХ в. сформировался системный подход. Суть его состоит в
сосредоточении исследования на взаимосвязи и взаимодействии составных
частей.
современный системный подход обоснован Т.Паpсоном (1902-1979) и
Э.Шилзом (pод. 1911). Он подразумевает существование системы действий,
которая может анализироваться с точки зрения:
1) внутренней интеграции;
2) сохранения структур, которые определяют и контролируют систему;
3) приспособления к общим условиям среды;
4) целеоpиентации, связанной со средой.
В рамках политики как самостоятельной системы проявляют себя все
функциональные процессы. Функцию воспроизводства, поддержки системы
выполняет политическая культура.
Для сторонников системного подхода характерен поиск и формулирование
универсальных функциональных закономерностей, в которых якобы и скрыты
истоки устойчивости тех или иных систем. При системном подходе без
внимания остается индивидуальное в политике, конфликты, которыми полна
жизнь. Человек видится только как исполнитель функции, включенный в
работу единой системы. Поэтому данный метод мало работает при анализе
политической культуры, лидерства, состояний аномалии, кризисной и
революционной ситуации.
В политологии нет единой универсальной методологии. Политологическая
методология содержится в каждой политической теории. Сколько
мировоззренческих парадигм, столько и групп способов познания.
Тем не менее набор наиболее распространенных методов сбора, обработки,
интерпретации информации устойчив. Есть общенаучные методы: использование
аппарата логики, в том числе индукции и дедукции, моделирования и
эмпирического сбора документального и статистического материала,
наблюдения и т.д.
В прикладной политологии применяются методы конкретного
социологического исследования и компьютеризация всех процессов сбора и
обработки информации. Широко используется исторический метод, то есть
изучение политики в целом, политических явлений в частности, в процессе их
становления и связи с прошлым, в ходе развития. К тому же сближение
культур, развитие общих интересов, идеалов дают основание сопоставлять
политические процессы, институты разных стран, относящиеся к разным
историческим периодам. На основе использования сравнительного метода
развивается целое направление - сравнительная политология.
В политической науке, особенно прикладной политологии, применяется
ситуативный метод. Суть его состоит в учете всех (устойчивых и временных,
объективных и субъективных) условий и обстоятельств, создающих конкретный
процесс, положение.
Сторонниками бихевиоpистского направления была разработана целая серия
ситуативных концепций международных отношений: "равновесия страха",
"балансирования на грани войны", "массированного воздействия",
"сдерживания", "отбрасывания рубежей".
Институционный метод - наиболее рельефное проявление
феноменологического подхода в политологии. Его суть прежде всего состоит в
наблюдении, описании и анализе политических структур, свойств и
взаимосвязей как феноменов. Этот метод предполагает оценку институтов на
основе национального и мирового опыта.
В политике пока не обнаружены закономерности, которые действуют так же
универсально и неумолимо, как законы физические. Здесь всегда есть выбор. И
в политологии имеется простор для гипотез, проектов, вариантов развития.
Согласно К.Поппеpу вообще не может существовать общественная теория, на
основании которой можно было бы предвидеть историческое развитие. Знание
законов общественного развития может быть получено, но только в виде
ограниченных гипотез.
Политология имеет хорошие возможности быть наукой о накопляемом
политическом опыте, меньшие - о политике настоящей и ограниченные - о
политике будущего. Как выразился однажды современный французский политолог
и социолог М.Дювеpже, политическая наука может разоблачать обман (и
иллюзии), но не более того.




Реферат на тему: Механизм государственного управления
Содержание



Содержание 2


Введение 3


1. Понятие механизма (аппарата) государства 4


2. Органы государства и их классификация 9

2.1. Представительные органы государственной власти 9

2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы
исполнительной власти 13

2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти 16


3. Вооруженные силы в механизме государства 18


Заключение 21


Список используемой литературы 22



Введение



В содержание основ конституционного строя включена норма,
устанавливающая, что носителем суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные
организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.
Особое место в этой системе занимает государство. Государство – это
единая политическая организация общества, которая распространяет свою
власть на всю территорию страны и население, располагает для этого
специальным аппаратом и издает общеобязательные нормативно-правовые акты.
Почему именно государство является основной формой реализации
суверенитета народа?
Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в
масштабе страны.
Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ
России, выражает его совокупную волю.
В-третьих, государство является собственником значительной доли
средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей,
охватываемых государственной собственностью.
В-четвертых, государство является официальным представителем внутри
страны и во взаимоотношения с другими государствами.
Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки,
свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической
формации, формы устройства и правления, политического режима и других
критериев.

1. Понятие механизма (аппарата) государства


Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного
общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути
прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы,
которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и
функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить
его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего
большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства — это система специальных органов и учреждений,
посредством которых осуществляется государственное управление обществом и
защита его основных интересов.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма
(аппарата) выражаются в следующем:
Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально
занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их
охраной от нарушений).
Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему
органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при
осуществлении своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата
обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых
случаях и принудительным воздействием.
В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и
охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий
государственных органов ограничивается правом, которое максимально
обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и
личностью.
На различных ступенях развития человеческого общества механизм
государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется
экономическими, социальными причинами, национальным составом населения
государства, размерами его территории, географическим положением и другими
факторами.
Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм
государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства
(монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных
лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других
государственных структур. Так, основными органами государственной власти
Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.
1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл
первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В
области законодательной полномочия сената заключались в утверждении
законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог
издавать и общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной
безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный
бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеполитической области он вел
переговоры с другими государствами или наблюдал за ведением таких
переговоров, заключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат
в области военного строительства: он устанавливал количество призываемых в
армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял
средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное положите, был наделен и
многими другими полномочиями.
2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и
важнейшие управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или
отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства
(магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому
наказанию.
3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе
руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский
гражданин, но фактически их должности замещались крупными землевладельцами.
Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме
диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый
магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей
магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия
магистратов сводились к следующим функциям: верховному командованию войском
и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и
председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву
издавать общие распоряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение
распоряжений.
В зависимости от конкретных задач управления магистраты подразделялись
на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.
Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуществляли
командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним
управлением. Диктатор — это чрезвычайный магистрат, который назначался в
особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть
месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при
возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах.
Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно
выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел.
Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и распределяли
граждан Римской республики по военным и территориальным единицам, производя
одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над
«нравами». Квесторы обладали разнообразными полномочиями: одни из них
ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи
и выплачивали деньги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие
торговлю, чеканку монет, строительство и эксплуатацию дорог.
Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал
значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития:
раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период
раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он
состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной
дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные,
исполнительные и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового государства его механизм
значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат:
различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные
учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие
государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно
превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении
стоящих перед государством задач большое значение имели церковные
учреждения и религиозные организации.
В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе,
вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность
государственного аппарата. В США механизм государства образуется по
классической схеме разделения властей. Законодательная власть по
Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты
представителей и Сената. Главой государства и правительства становится
президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный
федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их
несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах:
законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд;
создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.
Во Франции появляются новые элементы государственного механизма:
Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполеоне, Парижская
коммуна и другие. В России формируется Государственный совет как высший
законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов:
департамента законов, департамента гражданских и духовных дел, департамента
промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже
появляется кабинет министров, создается Государственная дума, обладающая
правом законодательной инициативы. На местах в период царствования
Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские
земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы
местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые
государственные органы были упразднены.
Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают
новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во
все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным
организующим началом политической системы общества.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на
основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их
всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в
процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную
эффективность государственного управления обществом.
До недавнего времени основными принципами организации и деятельности
государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого
участия масс в управлении государством; демократический централизм;
пролетарский интернационализм; социалистическую законность;
социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство
деятельностью всех звеньев государственного аппарата.
Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и
других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки
в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных
органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах,
обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К
ним относятся:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях
государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной
системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и
личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех
государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;
2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной,
судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны
властных органов и должностных лиц;
3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного
аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных
голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения
любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;
4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов,
их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы
государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный
принцип в государственном управлении означает прежде всего использование
квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность
является основной профессией. Привлечение же к государственной службе
людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная
практика государственного строительства, приводит к негативным
последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области
промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной
службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные
на них обязанности достаточно квалифицированно;
5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных
частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и
между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;
6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных
органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего
большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности
национальной культуры, традиций, обычаев;
7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации
и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое
взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной
властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное
разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку
такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их
самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.
Механизм государства выступает основным субъектом осуществления
государственной власти. Через государственный аппарат, его
органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает
заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни,
способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию
и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные
функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то
уполномочены государством.



2. Органы государства и их классификация


Механизм государства состоит из различных частей, имеющих
специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным
элементом этого механизма является орган государства.
0рган государства— это составная часть механизма государства, имеющая
в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые
полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически
взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая
единое целое.
Как видно из определения, государственный орган имеет определенные
признаки:
1. Все органы государства образуются в законодательном порядке.
который определяет их компетенцию, другими словами, образование и
функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго
правовой основе.
2. Орган государства является самостоятельным элементом
государственного аппарата, действует специализированно в системе других
органов.
3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют
единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение
нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов
личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности
государства.
Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру
выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно
подразделить на три основные группы: представительные органы;
исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том
числе органы конституционного надзора.



2.1. Представительные органы государственной власти


К числу представительных государственных органов относятся
законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они
формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и
ответственны перед ним.
Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные
органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение
в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения
властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает
общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить
в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной
власти.
При демократическом государственном строе высшим представительным и
законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет
народа, и только он один правомочен выражать : волю народа в форме закона.
«Парламент» — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии,
Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется
парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется
иначе (например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в
Исландии, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки).
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В
федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и
верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными
полномочиями (в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии —
Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет
штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия
осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий
представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного
закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных
государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более
устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями,
при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается
созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин
и Палата лордов в Англии).
Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более
или менее однородным национальным составом населения или небольших по
территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии
(постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную
деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным
вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую
деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами
социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает
верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над
исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы
государственной жизни общества.
Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде
всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую
парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент
сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует
расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер
общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным
парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.
Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет
контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами.
Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении
различных должностных лиц и органов. оставляющих исполнительную власть.
Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является
назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме
осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении,
где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного
права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании
главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США
занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента, и
только в том случае, если ни один из кандидатов не соберет абсолютного
большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат —
вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства
участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться
поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента,
члены Экономического и социального совета, генеральные советники или
выборные мэры.
В зависимости от формы государственного правления парламент в той или
иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета
и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и
характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и
члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним.
Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов
исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной
системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу
правительства, который затем представляет для утверждения в парламент
кандидатов в члены правительства.
В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражает свою
точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его
назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа
своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер-
министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако если
Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в
отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей
становится решением всего парламента. Премьер-министр назначает
государственных министров, которые образуют Кабинет. В соответствии с
Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из
членов
парламента.
В государствах с классическим президентским правлением, как известно,
полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном
лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако
даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому
усмотрению президента, а «по совету и с согласия» Сената. По такому же
принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда.
Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В
цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут
ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в
следующем:
— во-первых, глава государства по решению высших представительных
органов государственной власти лишается своих полномочий;
— во-вторых, правительство одновременно с главой государства уходит в
отставку;
— в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов
правительства и на их место назначить новых;
— в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе
парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства
или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.
Парламентский контроль предназначь для того, чтобы законодательная
власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными
методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала
свободное развитие личности.
Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается
правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий
занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого
правила — не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от
каких-либо государственных органов власти или интересов частных лиц.
Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция,
включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по
определенным вопросам с политикой парламентского большинства и
правительства.
Местные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти
государственные органы, как правило, имеют представительный характер и
действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц
(муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов,
национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные
органы избираются непосредственно населением административно-
территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных
законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного
благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания,
народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка,
гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.
Исторически сложились две основные формы организации государственной
власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной
власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов
(местного самоуправления) различных уровней. В Японии, например, все
основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и
деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы
государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном
решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-
территориальной единицы (поселка, села, города, района, области).
В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах
ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным
хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими
важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на
лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого является организация
местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть
представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены
все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными
службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления,
решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы,
действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также
является представителем центра и главой местной полиции.



2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы
исполнительной власти


Глава государства. В подавляющем большинстве стран глава государства
выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных
монархиях главой государства формально считается монарх. На основе
конституционных норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом
прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты,
назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в
некоторых случаях и! правом «вето». В Японии, в соответствии с действующей
Конституцией, император по представлению парламента утверждает премьер-
министра, по представлению правительства — председателя и членов Верховного
суда, подтверждает назначение и отставку членов правительства, созывает
парламент, даст согласие на акты амнистии и помилования. Обычно монарх
считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных
отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются
правительством и его органами. Согласно той же Конституции Японии все
действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть
предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и
правительство несет за них ответственность.
В странах с республиканским правлением главой государства обычно
является президент. В цепом полномочия президента сводятся к следующему:
— президент принимает иностранных дипломатических представителей,
назначает послов;
— ратифицирует международные договоры и соглашения; — является
главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в соответствии с
конституционным законодательством президент имеет право:
— распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; —
отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение
парламента.
Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в
президентских республиках. Как уже отмечалось, это характерно для США, где
президент, кроме вышеперечисленных полномочий, имеет право назначать и
смещать министров (секретарей), а также всех высших гражданских и военных
чиновников. Он издает указы, которые регулируют разнообразные стороны
государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.
В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее.
Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую
исполнительную власть, так как реально ее осуществляет
глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и
оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства;
акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.
Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган
государственной власти, который непосредственно осуществляет управление
страной. В различных странах правительства имеют разные названия: например,
кабинет министров, совет министров.
Правительство возглавляется главой правительства, который именуется
премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым
министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства,
возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые
называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство
входят также заместители главы правительства и помощники министров.
По всем вопросам своей компетенции правительство принимает ранения и
издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы
правительства. В унитарных государствах образуется только одно
правительство, в федеративных государствах — общефедеральное правительство
и правительства членов федерации.
Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в
их состав входят представители двух и более партий, во втором — только
одной партии. Коалиционные правительства формируются, как правило, в
государствах с парламентарной формой правления.
Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень
министерств и других центральных государственных учреждений в различных
странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать
безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и
оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни
общества: экономикой, социальным строительством.
Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкретных задач,
которые они должны решать. Так, для обеспечения нормального
государственного управления американским обществом в Кабинете министров США
действует четырнадцать министерств: госдепартамент (министерство
иностранных дел), министерства финансов, обороны, юстиции, внутренних дел,
сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб,
жилищного и городского строительства, транспорта и прочие.
При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства
(например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К
числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся
органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная
автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной
безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных
органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении
задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства,
обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в
том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для
других исполнительных органов.
Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного
самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами,
либо совместно темя и тугими органами при строгом разграничении их
компетенций. Если в Японии исполнительная власть на местах в полном объеме
осуществляется органами самоуправления, то в Италии она ограничена так
называемыми комиссионерами, которые назначаются центральным правительством
и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же
и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции
осуществляют префект и совет префектуры, которые назначаются президентом.
Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в
Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные
правительства, правление местных и областных общин совместно с
представительными органами земель и их административно-территориальных
единиц.



2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти


Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме
разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном
законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах
деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану
законных прав и интересов граждан и организаций.
В системе государственных властей судебная власть выступает главным
уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие
законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда
включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские,
административные, военные, транспортные и иные суды.
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и
только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется
такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и
судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту,
гласность судопроизводства.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые
во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В
некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей
юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо
назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими
органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением
конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования
конституции.
Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и
местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных
(апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы
назначаются персонально президентом с согласия и одобрения Сената.
Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее
важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.
Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.
В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по
гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды.
Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в
составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным
заседанием палат парламента и Высшими общей и административной
магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В
Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены
Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других
странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди
них преобладает правило, согласно которому су

Новинки рефератов ::

Реферат: Авторитет руководителя (Психология)


Реферат: Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов при налогообложении прибыли (Налоги)


Реферат: Менеджмент: сущность и структура (Менеджмент)


Реферат: Конституционный суд Австрии (Право)


Реферат: Методика преподавания имени существительного (Педагогика)


Реферат: Тестовые задания (Педагогика)


Реферат: Анализ лекарственной формы состава: Rp.: Amidopyrini 0,3 Dibazoli 0,02 (Химия)


Реферат: Внешняя политика Петра I (История)


Реферат: Банкротство и пути выхода (Менеджмент)


Реферат: Методика испытания кухонного процессора (Технология)


Реферат: История Новгорода (История)


Реферат: Применение программного комплекса Electronics Workbench для разработки радиоэлектронных устройств (Программирование)


Реферат: Слои изображения в программе Photoshop (Программирование)


Реферат: Державній бюджет України (Финансы)


Реферат: Архитектура процессора (Программирование)


Реферат: Время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи (Искусство и культура)


Реферат: Экономика агропромышленного комплекса (Сельское хозяйство)


Реферат: Математическое моделирование технологического процесса изготовления ТТЛ-инвертора (Технология)


Реферат: Золотая ветвь (Религия)


Реферат: Культура Византии после Крестовых походов (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист