GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура первобытного общества (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура первобытного общества (Культурология)


Московский государственный университет «Сервиса».

Кафедра культурологии.



Контрольная работа на тему:
«Культура первобытного общества».



Работу
выполнила:
студентка группы ШЗС 1/1
Коряко Дина Владимировна
Шифр: 4499-013
Работу проверил:



Дубна, 2000 г.
Оглавление

Вступление. 3
Структура мировой истории. – К. Ясперс. 5
Периодизация первобытности. 6
Особенности первобытного искусства. 7
Ранние формы верования. 13
Заключение. 15
Список использованной литературы: 16

Вступление.


Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность – детство человечества. Большая часть истории
человечества приходится на период первобытности.
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории
человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет
«дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности
назван «доисторией», «прометеевской эпохой».
Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей
экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое
происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время.
Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много
необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все
направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады[1], жил
Будда[2], в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все
возможности философского постижения действительности, вплоть до
скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра[3]
учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки
Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время – Гомера, философов
Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что
связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих
столетий независимо друг от друга.
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад.
Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек
не изменился существенным образом ни по своим биологическим и
психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам
(ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление
человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до
начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая
тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое
выражения в вопросе без ответов.
Современная антропология не дает окончательного и достоверного
представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку
разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что
человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма
извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах
происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных
площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще
единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают
перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является
существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо,
не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».
Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий
предметный мир является объектом его мышления и речи.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще
одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между
первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников
на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой
деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения
родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился
объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность
в новых формах общения.



Структура мировой истории. – К. Ясперс.



Единый мир человечества на земном шаре



Периодизация первобытности.

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По
материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю
Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый
(неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2
млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три
периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил
медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век
(4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил
железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее
десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали
себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей.
Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков.
Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе
врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней
для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не
совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная
тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу
мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и
носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих.
Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а
ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и
рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения – результат длительных поисков наиболее
надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа
дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.
Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов
дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства
земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической
науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки
земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из
кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.
В самой природе человека заложено то, что он не может быть только
частью природы: он формирует себя по средствам искусства.


Особенности первобытного искусства.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к
изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом
Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой.
Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла
Мадлен (Франция).
Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был
синкретизм.
Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира,
способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека
разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и
переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном
бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.
В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства
появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего
неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период
сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из
камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам
охоты на промысловых животных.
Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и
неолитического времени были звери.
И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное
в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы
постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного
человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя,
именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.
Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так
мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле
слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была
символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как
реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного
искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре
символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых
передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.
Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в
специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом
первобытное искусство отражало постепенное познание человеком
действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые
искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху
палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной
формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный
макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей
убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ
скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной
формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап –
искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания
образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в
начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие
верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением
выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении.
Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными
росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не
найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные
краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно
редко.
Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта
первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения,
жестов, возгласов и мимики.
Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков
природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму –
мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное
творчество; двух - и трезвучные мотивы.
В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший
музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для
воспроизведения шумовых и ритмических звуков.
Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую
создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей
своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности
палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из
отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в
современном смысле слова.
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного
искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете,
выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня
или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве –
резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень
широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты,
всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент
– основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном
из множества зигзагообразных линий.
Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить
этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль
блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью
увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи
заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на
зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в
основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный
самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они
вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.
На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый
орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как
правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек
из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их
наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если
надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с
оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или
зубчатым.
Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется
сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно.
Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения
косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта
зверя с рожками до некоего подобия цветка.
Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм,
прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня
мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.
Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что
древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не
только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали
человека в природе.
Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития
первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени
распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых
продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным
формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься
земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый
искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде
люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость.
Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с
увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.
В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент,
появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия.
Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика,
обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории
нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад.
Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.
Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения
зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.
Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана,
Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание
петроглифов[4] все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие
фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство
никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие
достижения в прошлом.
Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном
Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и
металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было
налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают
появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.
Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских
племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая
вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий
этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные
сдвиги среди племен.
В поздний период первобытного общества развивались художественные
ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.
Виды поселений и погребений. К концу первобытной эпохи появился новый
вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из
огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах
Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1
тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.
Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные
(городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и
железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового
веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием
«поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые
къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные
кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании
были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они
встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни
древних людей.
Особый вид поселений – римские террамары[5] – укрепленные поселения
на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника.
В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не
на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг
строений заполняли водой для защиты от врагов.
Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями
(курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо
надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры[6]
выделялся кромлех[7] - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на
ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов
достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас
превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья,
надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов,
женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и
создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех
сторон самых отдаленных точек.
Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство
сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства
человека над природой и господства его образа в искусстве.
Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения[8], то есть
погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры.
В Западной Европе и на юге России распространены дольмены[9]. Некогда на
северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями.
Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами,
уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители
дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от
орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо.
Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после
себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие
позднее по берегам Черного моря племена. Нужно было перепробовать немало
вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре
поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие.
Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с
гравировкой.
Менгиры[10] – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21
метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены
рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга
– это уже кромлех.


Ранние формы верования.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия,
фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в
условиях жизни первобытных людей.
Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с
первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от
лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими
качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б.
Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура»
(1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии.
Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является
утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры
«философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела.
Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков
такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи
летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных
верований, с него начался процесс развития религиозных представлений,
обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношения
первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia –
волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с
заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди
проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и
этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии.
Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как
главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я.
Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований.
Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в
значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с
развитием веры в сверхъестественное»[11].
Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и
рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой
роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды
магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и
предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные
виды магии.
Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени
предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних
видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К
первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая.
Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например,
охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным,
зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски
запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах
Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи
запреты, суеверия, приметы, поверья.
Как и всякая религия, магические верования являются лишь
фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних
сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах
человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и
когда человек был беспомощен перед силами природы.
Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных
верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная
магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов,
поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.
Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых
устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас
продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.
Магические представления определяли всю содержательную сторону
первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.
Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche –
талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым
приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями -
фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут
быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы
почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до
вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее
заставить исполнить адресованную ему пользу.
Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному
фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому
предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его
владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы
подвешивали к сетям каменных рыб.
Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например,
поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным»
иконам и мощам в христианстве.
Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло
поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю
одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила.
Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и
соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя
именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его
умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем –
его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и
определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности.
Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в
новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного
человека воздействовать на тотем различными магическими способами,
например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб,
птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно,
что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры
эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых
обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в
качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на
мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в
более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного
животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия
коренится в отдаленном тотемном обряде.


Заключение.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство
остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных
культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во
всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит
прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса
(1858-1942):
Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и
первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные
черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для
всего человечества[12].
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития
мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая
возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.


Список использованной литературы:

1. "История культуры России" - Курс лекций. Москва, общество "Знание", 1993
год.
2. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание под
редакцией А. Н. Марковой. Москва "Юнити", 1995 год.
3. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник, 2-ое издание под
редакцией проффесора - А.Н. Марковой. Москва "Юнити", 1998 год.


-----------------------
[1] Упанишады – заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской
литературы.
[2] Будда – имя, данное основателю буддизма Сиддхарте гаутаме Шахья Муни
(623 – 544 до н.э.)
[3] Заратустра (Зоорастр) (V– 1-я пол. VI вв.) – пророк и реформатор
древнеиранской религии.
[4] От греческого petros – камень и gliphe – резьба; тоже, что наскальные
изображения
[5] От terra marna – жирная земля
[6] Ямная культура эпохи энеолита (2-я половина III – начала II тысячалетия
до н. э.) в степях Восточной Европы. Названо по устройству могильных ям под
курганами.
[7] От бретон. – crom – круг и lech – камень.
[8] Мегалит – от греч. megas – большой и lithos - камень
[9] От бретон. dol – стол и men – камень
[10] От. бретон. men – камень и hir – длинный.
[11] Токарев С.А. Ранние формы религии
[12] Боас Ф. Ум первобытного человека.

-----------------------
Доистория


Америка Европа Россия Ислам Индия Китай
Негры и другие



Век науки и техники
Вымирающие

народы



Запад Византия Ислам Перу,
Мексика



Конец охвата народов



осевым временем



Осевое время «Новая
доистория»



Индия Китай


Восток – Запад

Великие культуры древности


Неимеющие
письменности Первобытные
народы в
орбите великих народы

культур древности


Двуречье Ина

Египет Хуанхе



Общие истоки человечества



Каменные бабы

Менгир с обозначением
головы, меча и кинжала.
Бронзовый век. Корсика

Неолит: 1 – женские статуэтки из глины; 2 – гарпун из рога; 3 – глиняная
посуда с ямочным орнаментом.






Реферат на тему: Культура поведения за столом. История и современность

Российский Государственный Педагогический Университет
имени А. И. Герцена



Реферат по курсу "ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"



КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.



Студенток V курса 1 группы
Ломовой Елены,
Смирновой Надежды,
Четвертных Светланы.



Санкт-Петербург
1998
Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо
воспитывать с самого раннего возраста. Но как просто и ненавязчиво
объяснить ребёнку те правила, которые должен знать каждый? Наша работа
представляет собой беседу с ребёнком младшего школьного возраста, в которой
сочетается объяснение правил поведения за столом с занимательными
историческими фактами.


Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие,
эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения
к тем, с кем ты сидишь за столом. Попробуй проследить, что получится, если
ты возьмешь вилку и нож не пальцами, как положено, а зажмешь их в кулак и
начнешь резать лежащее на тарелке мясо. У тебя неминуемо поднимутся и
разойдутся в стороны локти. А это значит, что окажется в опасности щека
соседа. А локти, положенные на стол? Они занимают место, где должна стоять
тарелка соседа. Да и приятно ли ему будет класть хлеб на тот кусок
скатерти, по которому ерзали твои рукава?
Или, скажем, почему принято брать сахар щипчиками, а если их нет –
просто пальцами, а не своей чайной ложкой? Это тоже вполне объяснимо. Ведь
руки у тебя должны быть чисты - перед тем, как ты садишься за стол, ты их
вымыл, да и коснешься ты ими лишь того кусочка сахара, который возьмешь. А
ложка только что была у тебя во рту, и не всякому будет приятно, если она
прогуляется по всей сахарнице.
По той же причине соль из солонки нужно брать не щепотью и не своей
ложкой, а кончиком ножа. Но пирожки, печенье, хлеб нужно брать рукой,
стараясь не касаться соседних ломтиков.
А почему, например, не принято резать рыбу ножом? Да только потому,
что в рыбе бывают мелкие тонкие косточки. Разрезая кусок рыбы, можно, не
заметив, разрезать и косточки, и проглотив их, поцарапать горло.

Немного истории…

Книга, по которой русские юноши девушки могли учиться правильно
вести себя за столом, появилась еще в восемнадцатом веке. Называлась
она: "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению"
и составлена была самой Российской Академией наук. Вот какое большое
значение придавали и тогдаправилам поведения!
Напечатана она непривычными для нас старинными буквами;
некоторые слова, вроде "талерки", и сразу поймешь. Но большинство
правил годится и сегодня.
"Не хвата первы блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
Не сопи, егда яси.
Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее
отдай другому.
Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай,
не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что перед тобой лежит, а
инде не хватай.
Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не
проглотив куска, не говори.
Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и
протчего.
Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А
вилками и ножом по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не
колоть и не стуча, но должно тихо и смирно, прямо, а, не избоченясь
сидеть".

У французов есть поговорка: "Аппетит приходит во время еды". Как и
большинство народных поговорок, она основана на жизненном опыте: запах и
вид вкусной пищи действительно усиливают аппетит.
Великий русский ученый Иван Петрович Павлов объяснил, почему это
происходит. Ты знаешь по себе, как текут слюнки при виде лакомого блюда.
Это, значит, начинают работать слюнные железы рта, чтобы смочить пищу,
которую сейчас будешь жевать. Точно так же вид и запах пищи действует на
железы желудка. Они тоже начинают выделять особый "запальный" сок. Этот сок
помогает желудку переваривать пищу. Раздражая окончания нервов, заложенных
в стенках желудка, он вызывает чувство аппетита.
Но не всякая пища действует на организм одинаково. Чем красивее,
аппетитнее выглядит тарелка с едой, чем вкуснее пища пахнет, тем сильнее
выделяется "запальный" сок, тем лучше будет переварено то, что ты съешь.
И забота об этом также отразилась в правилах поведения за столом.
Почему, например не следует крошить на куски котлету или сырник? Не только
потому, что раскрошенная пища быстрее стынет и делается невкусной. Вид
размазанной по тарелке - котлеты или сырника не очень аппетитен. Почему не
принято выплевывать что-либо, даже косточки от компота, прямо на блюдце?
Почему не полагается критиковать поданное блюдо и говорить, что, по-твоему,
оно невкусно? Почему надо доесть все положенное до конца и не оставлять на
тарелке? Потому что это не только обижает хозяйку, но и может отбить
желание есть у соседей.
Не следует также разглядывать слишком внимательно или ковырять вилкой
то, что тебе положили. Это тоже невежливо по отношению к хозяйке, словно ты
сомневаешься в качестве угощения.
Воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяином блюдо.
Немного истории…

Когда французы основали свою первую колонию в Северной Америке,
французский губернатор пригласил на званый ужин двух вождей
индейского племени ирокезов. Он считал, что после такого обеда ему
будет легче уговорить вождей отдать задешево обширные степи, где
индейцы издавна охотились на оленей и бизонов.
Зная благородную доверчивость индейцев, еще не успевших
распознать лицемерие и жестокость завоевателей, адъютант губернатора,
злобный и хитрый бездельник, решил посмешить таких же, как он,
приятелей и поиздеваться над гостями. На их глазах он густо намазал
горчицей кусок хлеба и сделал вид, что с наслаждением проглотил его.
Индейцы подумали, что это любимая пища белых, и намазали горчицей
свой хлеб. Но от первого же кусочка у них захватило дыхание, на газах
выступили слезы. Однако ирокезы ничем не выдали своего отвращения и
мужественно доели свой хлеб.
Они не хотели обидеть хозяина отказом от предложенного
угощения. Так "дикие" индейцы дали урок вежливости и выдержки
"культурному" подлецу.

Как вести себя за столом

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос,
сначала проглоти пищу, а потом ответь.
3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее
блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь
следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка
будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая
небольшими кусочками, а когда отрезать будет уже трудно, можно взять
пальцами косточку и обглодать.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой и пальцами. Но пальцы
при этом не облизывают, а вытирают салфеткой.
7. Гарнир - овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью
корочки хлеба.
8. Не ешь ложкой то, что отлично можно есть вилкой.
9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и легко можно порезать рот.
10. Рыбу, сырники, котлету, заливное, яичницу но - жом резать не надо
- их легко разломить вилкой.
11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в
левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо.
12. Косточки от компота не выплевывай прямо на блюдце. Поднеси ложку
ко рту, выплюнь на нее косточку и положи на блюдце.
13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а
вежливо попроси передать.
14. Из общего блюда бери крайний кусок, не выбирая. Ведь взяв кусок
получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
15. Не подбирай хлебом остатки соуса с тарелки. Не допивай прямо с
блюдца сок от компота.
16. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на стол не
клади.
17. Не ставь без разрешения свою грязную тарелку на грязную тарелку
соседа без его разрешения и не отодвигай свою грязную посуду .в его
сторону.
18. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в стакане - он может
опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
19. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и
невежливо.
20. За едой не читай, - это не только невежливо по отношению к
окружающим (мол, книжка тебе интереснее, чем они), но и вредно.
21. Не катай шариков из хлеба, не кроши его зря, доедай все корки
(они, кстати, полезнее мякиша). Помни всегда, сколько людей трудилось,
чтобы вырастить и убрать урожай и испечь хлеб. Не забывай также, что для
миллионов ребят на земле крошка хлеба еще драгоценность!

Сервировка

Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), чашки,
стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки
для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и
удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.
Решение: Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем
скатерть. Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи
от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив
стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа
от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую,
десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для
воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не
забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в
вазочках украсят праздничный стол.

О гостях.

Уважать вкусы, привычки другого - одна из первейших обязанностей
человека в обществе. Объявлять свой вкус самым безупречным - свидетельство
бескультурья и невежества.
Почетным считается место во главе стола. Его предоставляют "герою дня"
- имениннику. Если гости собрались не в день рождения, а, например, на
Новый год или по другому поводу, почетное место предоставляется хозяину
дома или особо уважаемому гостю. Бабушку или дедушку нужно устроить
поудобнее и не забывать за ними ухаживать. Хозяйка дома, как правилоло,
садится так, чтобы легко можно было выйти из-за стола, что принести или
унести.

Сколько лет ножу и вилке

Историки утверждают, что прародительницу современной вилки - двузубое
серебряное изделие - увидела за столом венецианского дожа Доменико Сильвио
приехавшая погостить к нему византийская принцесса. Было это на исходе
второго десятилетия XI века.
Принцессу вилка поразила: тогда в Византии, да и в лучших домах
Европы, единственным столовым прибором индивидуального пользования была...
собственная пятерня. Впрочем, нечто "вилоподобное" знали со времен древних
римлян, но то было приспособление, которым куски мяса извлекали из горшка
или жаровни.
Просвещенной Европе понадобилось примерно семьсот лет, чтобы - вилка
вошла в народный обиход. Триста лет спустя после упомянутого обеда у
Доменико Сильвио супруга Людовика Х (Франция, начало XIV века) владела лишь
одной вилкой; куда богаче был Карл V (конец XIV века): в его инвентаре
значилось несколько серебряных вилок. При этом не следует забывать, что
пища европейцев в те далекие времена была преимущественно твердой и
подавалась к столу нарезанной на куски, которые брали руками.
Вилка по-прежнему жила в основном предметом кухонным, ею куски мяса,
например, доставали из общего котла. Столовая же вилка долго состояла в
предметах роскоши, ее считали прихотью богатых и извращенных людей.
Общественное мнение, писатели дружно бичевали тлетворное нововведение.
Духовенство видело в нем воплощение дьявола и его нечистых каверз. В
монастырях до XVIII века строго-настрого запрещалось пользоваться вилкой.
Вилка при дворе французского короля Генриха III (1552-1589) укрепила молву
о его распущенности; истинные патриоты считали ее недостойной могучего и
храброго народа. "Король-солнце" Людовик Х долго не находил проку в вилках,
но к концу своего правления милостиво признал ее полезной.
В ХVI-ХVП веках правила хорошего тона настоятельно рекомендовали не
брать мясо всей рукой, а только тремя пальцами; не полагалось погружать
руки в мясо и подносить его ко рту обеими руками. Большим изыском считалось
надевать к обеду перчатки: руки оставались чистыми, не надо было обжигаться
горячими кускам. Один мемуарист тех времен в назидание современникам и
потомкам ссылался на своего знакомого, которому только раз за двенадцать
лет пришлось есть салат без перчаток.
Существует мнение, что всеобщему признанию вилки будто бы помогли...
жернова - огромные кружевные воротники, вошедшие в моду в последней
четверти XVI века. Вилка понадобилась, чтобы за едой не пачкать дорогих
воротников.
У наших предков были своеобразные представления о гигиене вообще и
гигиене застольной в частности. Поэтому и нож долго не мог прижиться за
столом, хотя каждый носил его за поясом.
История ножа восходит к античности, когда он был медным или железным.
Древние римляне знали ножи из мягкой стали. Были уже ножевых дел мастера:
знаменитый древнегреческий поэт-драматург Софокл и столь же знаменитый
древнегреческий политический деятель оратор Демосфен были детьми
ножовщиков.
До XVII века ножи были остроконечными. В ущерб "хорошему тону" ими
нередко ковыряли в зубах. Вмешался кардинал Ришелье и, если верить молве,
распорядился закруглить их концы, чтобы ножами нельзя было пользоваться как
зубочистками (по другим источникам, это сделал Наполеон). Так появился
столовый нож.
На Руси первые серебряные ложки видели за столом князя Владимира в
Киеве в Х веке. Дружинники будто бы роптали, что им приходится есть
деревянными ложками, и князь велел "изковать" им ложки из серебра. Простой
народ, да и не только он, многие бояре, дворяне, купеческое сословие
обходились деревянными ложками. Во второй половине XIX века в Семеновском
уезде красили и лакировали до трех миллионов деревянных ложек в год. Их
делили на виды: баская, полубаская, тонкая, рыбка и грубоватая с крупным
черенком - межеумок.
В большом ходу и у нас, и в Западной Европе были оловянные ложки.
Металлические ложки, вилки, ножи до XVII века получали в основном ковкой,
потом перешли на литье, и только в XIX веке Крупп первым организовал по-
настоящему промышленное их производство.
Тарелками средневековому едоку служили внушительных размеров ломти
хлеба, которые иногда клали на деревянные кружки. Это, кстати, была первая
посуда " разового пользования"; пропитанный мясным соком хлеб бросали после
еды собакам, непременным сотрапезникам хозяев в любом замке.
Позже люди "низкого" сословия пользовались глиняными и деревянными
тарелками; в домах побогаче в обиходе было олово и серебро. Дерево и глина
впитывали в себя жир и поэтому всегда имели прогорклый запах; оловянная и
серебряная посуда тускнела и быстро царапалась. С конца XV века их начинает
теснить фаянс, а с начала XVIII века – и фарфор.
Подобно тому, как в судьбу ножа вмешался Ришелье его могущественный
преемник кардинал Мазарини стал изобретателем... глубокой тарелки для супа,
которая стала, наконец, индивидуальной посудой. До этого за столом
несколько человек ели из одной посудины. В руководствах по этикету XVII
века советовали хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп:
ведь деликатные люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку,
вынув изо рта (разливных ложек в те времена еще не было). Кавалерам
предписывалось не облизывать руки во время еды, не плевать в тарелки и не
сморкаться в скатерть.
На Руси тарелки (называвшиеся тогда тарелями) появились на обеденных
столах знати не раньше XVI века. Они были далеко не в каждом доме. В
течение всей трапезы тарелей не меняли.
Еще и в XVII веке тарелки были редкостью даже у царей. Лжедмитрий 1,
принимая в Москве Мнишека, распорядился подать тарели гостю, его сыну и
князю Вишневецкому, в знак особого к ним расположения. А при царе Алексее
Михайловиче, по записям одного путешественника, за обедом для каждого гостя
клали на стол ложку и хлеб, а тарель, нож и вилку - только для почетных
гостей. Тарели чаще служили не для еды - в них бросали кости.
Власть имущих всегда очень занимала проблема обильного и вкусного
стола независимо от состояния внутренних и внешних дел государства.
Французский король Генрих IV даровал своему лучшему повару дворянское
звание.
В конце XVII столетия к столу европейского монарха подавалось до
двухсот блюд. В сервизах было по полторы тысячи предметов. Одни только
десертные подачи насчитывали до восьмисот названий. Даже такой, в общем,
просвещенный правитель, как Людовик ХГУ, за один присест мог съесть: четыре
тарелки супа, целого фазана, куропатку, тарелку салата, два куска ветчины,
овощи и варенье.
У русского государя (до Петра 1) на парадном обеде можно было отведать
лебедя или павлина; жареных в меду кукушек, которых подавали на больших
серебряных блюдах; в особой посудине подносили гостям жареную рысь...
Царские пиры в допетровской Руси были важным общественным действом.
Царю прислуживали сотни слуг, многие из них знатных боярских родов. Они
"тосударю есть отпущали, пред великого государя пить носили, за государевым
столом стояли, "у поставца стояли, а то и "в столы смотрели" (следили за
распорядком), верные заведенному дворцовому статусу. Дворцовому слуге -
стряпчему - поручалось проследить, чтобы повар сам отведал приготовленное
им кушанье. Ключник забирал блюдо и под дозором стряпчего нес его из кухни
через весь двор. Его встречал дворецкий, ведавший царским столом, и тоже
брал пробу. Убедившись, что еда не отравлена, он передавал блюдо очень
важному чину - стольнику, которому доверялась самая почетная роль на пиру:
стоять за спиной государя. Стольник состоял у царя в полном доверии,
надзирал за войском, руководил кремлевскими приказами (аналогами нынешних
министерств) и многочисленными царскими вотчинами. И, наконец, стольник
передавал блюдо крайничему, ставившему кушанье перед царем, - разумеется,
отведав его.
Царским питием за столом заведовал чашник. Этот заслуженный дворянин
держал наготове царский кубок. Царю он подавал вино не раньше, чем отлив из
кубка в свой ковш и пригубив из него. Кубок он передавал в руки царю. И
принимал его, как только царь выпьет, ибо не подобало царскому кубку
оставаться на столе. Все эти предосторожности были средством избежать
отравления, столь обычного для средневековых нравов.
Когда в европейских дворцах повсюду стала появляться фарфоровая посуда
(к середине XVIII века), в России дворяне предпочтение продолжали отдавать
серебру и золоту. В 1774 году Екатерина II подарила Григорию Орлову
гигантский серебряный сервиз с позолотой, весивший сто тридцать пудов и
стоивший больше миллиона ливров. У графа Б. П. Шереметева в имении Кусково
в павильоне "Эрмитаж" обеденный стол сервировали на первом этаже, а потом
подъемник доставлял его в обеденный зал второго этажа. Гостей туда же
поднимали в специальном кресле, располагавшемся в одной из башенок. У
Потемкина суп подавали сразу на сто восемьдесят человек - в семипудовой
серебряной лохани (фарфор не выдержал бы таких нагрузок).
Начиная со средних веков, обязательной принадлежностью стола была
солонка. Почетные места за столом размещались ближе к солонке. Высокие
западноевропейские солонки напоминали песочные часы, только без перехвата.
Во время еды одной такой солонкой пользовалось сразу несколько человек -
обычай, сохранившийся и в наше время.
Старинные солонки сейчас - большая редкость, экземпляры XV, XVI веков
насчитываются единицами, и на международных аукционах им назначают
фантастически высокие цены. Так, еще в начале XX века на лондонском
аукционе серебряная солонка XVI века была продана за пять тысяч шестьсот
фунтов стерлингов, что по курсу того времени составляло пятьдесят три
тысячи рублей золотом.
И в Деревне солонка была среди предметов, высоко почитаемых - ведь
хлеб-соль были символом благополучия и гостеприимства. Без деревянных
солонок (их называли "солоницы") - резных и расписных - не обходились
праздничные торжества и свадебные обряды. Делали их в виде уточек или
коробочек с резными коньками, главками церквей, двуглавыми орлами.
Скатертей античн9ость не знала. Лишь на заре средневековья столы
власть имущих обретают кожаные покровы. Первое упоминание о скатертях на
Руси относится к 1150 году (так называемая "Смоленская грамота"). Слово
"скатерть" - древнерусское, возможно, образовалось от "екать" и "терть" по
типу "рукотерть" (старое русское название полотенца). Уже в средние века в
обиходе были браные (с узором) скатерти.
В богатых домах среди слуг держали скатертника, на ответственности
которого были застолье, забота о столовом белье и приборах.
В Западной Европе обеденный стол обрел тканую скатерть в рыцарские
времена Людовика Благочестивого (1215-1270). Это было нередко полотнище
длиной в двадцать четыре метра, а шириной в два с половиной; скатерть ткали
из ниток двойного кручения, вся она покрывалась вышиивкой и украшалась
роскошной бахромой. Славился своими скатертями купеческий дом Грандье в
Северной Нормандии.
Салфетки появились в Европе в XV веке. Но еще долго и рот, и руки
вытирали краем скатерти. Для России пора салфеток пришла после реформ Петра
1, в начале XVIII века.

Искусство беседы за столом.

Немного истории.

В Древней Руси в XII веке в "Поучении к детям князь Владимир
Мономах учил вести беседу так: "При старших молчать, мудрых слушать,
без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, а не
неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться".
Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать
правила "Эрмитажного Устава". Один из параграфов призывал говорить
умеренно и не очень громко, "дабы у прочих там находящихся уши и
голова не заболели".
В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось
стать членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно
могли быть "Молчаливыми" академиками. Их девиз стоит запомнить:
"Много думай и мало говори!"
Один болтун остановил на улице философа Аристотеля и
рассказывал ему много вздора, все время приговаривая: "Не чудно ли?"
- Это не так чудно, - ответил философ, - как то, что человек, имеющий
ноги, может стоять и слушать твое пустословие. Может, и не очень
вежливо поступил философ. Но что поделаешь?
"Искусство любезно и галантно вести разговор" - такая книга
была издана в Англии в 1713 году. Вот что там написано: "Нужно
начинать беседу умело. Самой обычной темой разговора является погода:
она либо хороша, либо плоха. Если с вами согласятся, начало разговору
положено".

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые
помогут тебе быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой
ситуации.
1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не
говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори
пренебрежительно о, например, актере маленького роста "метр с кепкой", если
тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при
товарище, собака которого недавно лопала под машину. Не описывай красот
каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего
товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.
2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся
его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.
3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того,
что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать "по назначению"
да еще и добавят своего. Как ты будешь смореть в глаза тому, на чей счет ты
пару дней назад "невинно прошелся" в беседе тет-а-тет.
4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не
интересны.
5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить
проблемы новой "математички" и особенностей ее преподавания. А бабушка из
этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе
грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли
заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за
того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем
не обсуждать.
6. Не следует задевать в разговоре скандальных тем, проблем, которые
могут задеть чьи-то моральные принципы.
7. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком
громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди
обратят на вас восторженное внимание: "Ах, какие они смелые!" или "Ах,
какие остроумные", или "О, боже мой, какая крутизна!" Скорее всего
подумают: "Какая невоспитанность!" И скучно отвернутся.
8. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не
обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком
тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путанно. А может быть, твой
собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые
связки.
9. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо
всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и
не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси
слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).
10. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.
11. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно
тех, кто новичок и чувствует себя неловко.
12. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как
на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".
13. В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою
оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми. Прими к сведению
аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей
точки зрения. Просто форма несогласия должна быть корректной (не знаешь
слова - спроси у старших). Свое неприятие не стоит выражать такими словами
как "Чушь собачья!", "Вранье!" и "Что ты гонишь?".
14. Во многих старинных руководствах об искусстве быть приятным в
обществе советуют избегать тем, которые могли бы расколоть присутствующих
на два лагеря. Особенно остры политические и национальные темы. Если вы
хотите мира и покоя, найдите тему, интересную всем, но не вызывающую острых
разногласий: любовь к домашним животным, родители и учителя, будущая
профессия, наука, литература, спорт.
15. Есть, однако, такие компании, где собираются именно
поспорить. Ведь и новая книжка, и перспективы развития медицинской науки
могут стать предметом для спора. В такой компании не стоит сводить разговор
к общепринятым истинам. Можно не бояться своей оригинальности. Но и не
забывать о культуре спора
16. Допустим, ты - замечательный оратор! Как говорили не так давно:
краснобай. Ты умеешь завладеть вниманием всех, ты остроумен, ты раньше всех
узнаешь сногсшибательные новости, ты с блеском подражаешь знаменитым
актерам, ты настоящий эрудит... Но чтобы стать по-настоящему
непревзойденным собеседником, нужно вовремя дать возможность высказаться и
другому. "Если у тебя есть фонтан, дай отдохнуть и фонтану", - так
высказался Козьма Прутков. Дай собеседнику проявить себя с лучшей стороны,
"подыграй" ему, подкинь реплику, на которую он, как ты подозреваешь, может
удачно ответить. И тебя полюбят еще больше! Настоящий собеседник не тот,
кто поет "соло", а тот, кто дирижирует оркестром.
17. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему,
которая будет интересна всем троим.
18. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное,
не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте "тет-а-тет".
Ни в коем случае не допытывайтесь: "А о чем это вы тут без меня толковали?
Не расскажете - я обижусь!", "Секретничать нехорошо..." Но и отвечать на
такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. "Не твое
собачье дело!" не подойдет. Скажите лучше: "О свойствах гиперактивного
суперполя синхрофазотрона при условиях облучения кварканутыми мю-мезонами.
Тема несколько специальная, но, может быть, ты знаешь что-нибудь
новенькое?"
19. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит
так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя
спрашивают: "Ты уже обедал?", а ты отвечаешь: "А что ж мне, без обеда
сидеть, что ли?" Это бессмысленно и невежливо.
20. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы "черные
слова", за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с
мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и
опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги
считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к
себе силы зла и портит свою судьбу.

Встречаются такие мудреные личности, которые стараются выразиться
позаковыристей. Их-то никак не упрекнешь в то

Новинки рефератов ::

Реферат: Осаждение сплава олово-свинец (Металлургия)


Реферат: Москва в XV веке глазами иностранцев (История)


Реферат: Гитлеровская диктатура в Германии (История)


Реферат: Расчет надежности, готовности и ремонтопригодности технических средств и вычислительных комплексов (Компьютеры)


Реферат: Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проблемы биосферы (Биология)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Баня и ее влияние на оздоровление (Спорт)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Азиатская модель – сильные стороны (История)


Реферат: Производство серной кислоты контактным способом (Химия)


Реферат: Взвешенная плавка никелевого концентрата в Печи взвешенной плавки(ПВП) (Металлургия)


Реферат: Организация предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Вредные привычки и борьба с ними (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Научная революция XVII века (История)


Реферат: Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) (Международное публичное право)


Реферат: Конспект (Право)


Реферат: Государство и личность (Теория государства и права)


Реферат: Продовольственная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Грибковые болезни злаков (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист