|
Реферат: Роман В. Пикуля "Богатство" (Литература : русская)
Министерство Связи России Ставропольский колледж связи
Курсовая работа
по литературе на тему:”По роману В.Пикуля “Богатство”
Работу выполнил: Числов Антон Работу проверила: Лебедева Т.Н.
_______________________
1999 год
Люди с большим самообладанием могут творить чудеса, тогда как слабая воля исполнителейи недостаток настойчивости в значительной степени убавят результат. Адмирал С.О. Макаров.
Вступление
Валентин Саввич Пикуль родился в Ленинграде. В 1928 году в семье военного моряка Саввы Михайловича Пикуля. Этот человек принадлежал к поколению, чье детство было опалено ВОВ. Тринадцатилетний мальчишка, тушивший “зажигалки” в блокадном Ленинграде, через год учащийся Соловецкой школы юнг, он в пятнадцать лет становится командиром боевого поста на эскадренном миноносце “Грозный”. В литературу В. Пикуль пришел из войны и от войны. В 1954 году выходит в свет первая книга — двухтомный роман “Океанский патруль”, посвященный памяти боевых друзей-североморцев. Сам писатель не любил вспоминать об этом романе, считая его “слабым образцом того, как не надо писать романы”. Уже в те годы он немного занимался историей русского Севера, где пришлось ему воевать, а потом страстно увлекся и историей нашего государства вообще. И когда услышал рассказ Смирнова о защитниках Брестской крепости, вспомнил, что подобное уже бывало во времена русско-турецкой войны. Так появился первый историческй роман писателя “Бязет” (1961), от которого он и сам отсчитывал свою литературную биографию. После “Бязета” увидел свет “Париж на 3 часа” — о заговоре генерала Мале (1972) и роман “На задворках великой империи”(1т. — 1964, 2т. — 1966), повествующий о событиях 1905 года. За 40 лет подвижнического труда В. Пикуль вернул русскому человеку значительную часть великой русской истории. Он подарил миллионам своих читателей вошедшие в сокровищницу нашей литературы книги: “Из тупика” (1968), “Пером и шпагой ” (1972), “Моокзунд” (1973), “Мальчишки с бантиками” (1973), “Битва железных канцлеров” (1977), “Реквием каравану PQ- 17” (1978), “Богатство” (1978), “Три возврваста Окини-Сан ” (1981), “Миниатюры” (1983)… Многие его произведения изданы в Болгарии, Чехии, Франции, Японии, Сирии, Китае и в др. В.С. Пикуль был награжден орденами трудового красного знамени, Отечествнной войны, Дружбы народов, медалями. В 1988 году за роман “Крейсера” был удостоен звания лауреата премии РСФСР. Умер В.С. Пикуль в 1990 году в Риге.
План сюжета
1. Часть первая 1. Прелюдия первой части 2. Знакомство с Андреем Петровичем Соломиным 3. Отправление на Камчатку. Кроун 1. Знакомство с Расстригиным и Папой-Пападаки 2. “Вихрь, вызванный взмахом сабли”(хоокоогидайе- патриотическое общество японской справедливости) 1. Фурусава и Кабаяси 4. Прибытие 1. Мишка Сотенный 2. Неякин 3. Мех. Блинов. Папа-Пападаки. 5. Аукцион.Спиртовые реки 6. Первые толчки. Трушин (Наталья) 7. Рыбный надзор 8. Егорошин 9. “Рыбья любовь” 10. “Признаки сумашествия”. Объезд. Сережа Блинов. 11. “Осенние настроения” А) Сунгари заберет обратно? Б) Жабин. 12. “Ясак без спирта” 13. “Научный диагноз” 14. Исповедь Исполатова 15. Первая почта — Война! Народное ополчение. Расстригин 16. “Провокация”. Барон фон дер Бриген. 2. Часть вторая 2.1 Телеграмма от Бригена. Японец из Сакаи 2.2 Японец из Явино 2.3 “И они пришли” 2.4 Ополчение 2.5 Десант 2.6 “Дзен” 2.7 Слезы 2.8 “…аз воздам ” на Минеолле. 2.9. Высадка у Охотска. 2.10 Побег из Роковой бухты 2.11 Возвращение 2.12 Революция
Вопросы: Какова цель данного произведения?
Мне кажется, что Пикуль писал этот роман с целью показать подлинную жизнь самых дальних окраин России в тяжелое время заката монархии, но это не главная цель. Вторая же состоит в том, что писатель показывает и очень красиво описывает жизнь Камчатки и её великолепную очень богатую природу. Именно по этому роман носит название “Богатство”.
Какие проблемы в нем поднимаются?
В нем описываются в основном нравственные проблемы. Жизнь на Камчатке не может быть легкой, несмотря на все ее богатства, именно по этому ее население столь контрастно, ведь суть человека расскрывается в сложных ситуациях.
Почему автор возвращается к историческому прошлому нашей страны, нашего народа?
Пикуль- это знаменитый писатель-историк, лучший писатель- историк нашей страны. Мне кажется, он не мог примириться с безвестностью духовного патриотического подъема в душах всего Дальнего Востока и изолированной Камчатки в частности, которая собственными силами отразила атаку японских захватчиков без всякой помощи из вне.
Какие нравственные проблемы подняты автором?
Скудно описывая внешность героев, он во всех красках показывает их внутренний мир: всю его богатость или нищету. Он сравнивает две противоположности: патриотизм всего русского народа с материализмом всего мира. Лишь ничтожная часть чиновников России променяла душу на деньги, в то время когда почти весь мир –наоборот.
Каким представляет автор образ русского человека в трудных условиях?
В трудных ситуациях русский человек, ведший до этого расхлябаную жизнь, собирается силами и моментально трезвеет (с.376).
В каких ситуациях наиболее глубоко раскрыт характер героев?
Конечно в критических. Ведь это давно известно. Так например меня поразил Расстригин (с.378), Соломин.
Какие стороны личности героев привлекли Ваше внимание?
Как я уже сказал меня удивил Расстригин. Очень нравится мне Исполатов- типичный, хоть и не коренной камчадал. Соломин также мне очень привлекателен своею чистотою и неподкупностью. Они, как впрочем и весь народ, очень патриотичны, думают о своей Родине.
Зачем современный писатель возвращается к этой теме?
- Пикуль писал произведение «Богатство» с целью описать подлинную военную обстановку на Дальнем Востоке и в частности на Камчатке. Писатель показал силу и стойкость русского народа в те тяжелые годы войны, когда наша неподготовленная малочисленная армия Дальнего Востока не имея всего необходимого героически пыталась выстоять в борьбе с японскими захватчиками.
Заключение.
Читатель не сможет остаться равнодушным к событиям, описанным в произведении В.С. Пикуля “Богатство”. Писатель умеет точно и красочно показать всю сказочность природы такого отдаленного уголка нашей необъятной Родины. Читатель может извлечь из данного произведения много нравственно ценных примеров. Также в этом романе можно найти много малоизвестных, но интересных фактов о русско- японской войне начала нашего века. Очень советую прочесть это захватывающее произведение одного из самых знаменитых писателей- современников.
Реферат на тему: Роман Л. Толстого "Анна Каренина"
Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на ее предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все более привлекательной. Образы же ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, т. е. духовный и нравственный уровень их снижался.
Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого, одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной.
В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы «Войны и мира», в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с другой стороны, в нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей «Крейцеровой сонаты».
Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную». В «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной»-преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого тема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения: она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.
Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с миром зла, нежели в «Войне и мире». Анна появляется в романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием которых в конечном счете она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великих чувства –остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «-Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь—она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся» . «Вся», т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была более переносить.
Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с на стоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всем своем страшном облике.
По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга: первый круг-это сослуживцы Каренина, к которым она вначале питала почти набожное уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к нему всякий интерес. Ей стало известно, «кто за кого и как и чем держится и кто и с кем и в чем расходится». Второй круг был тот, с помощью которого Каренин сделал свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна. Первое время Анна дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре, однако, он стал невыносим для нее. «Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин». Анна поняла, что все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Встречаясь с ним, она оказалась втянутой в третий круг, центром которого была Бетой Тверская. Княгиня Бетой внешне противостоит Лидии Ивановне с ее набожностью. Бетой не скрывает своего вольного поведения, но собирается в старости стать такой же, как Лидия Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской и графини Лидии Ивановны–это две стороны одной и той же медали. Признание Бетой, что она в старости станет похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее самой, и Лидии Ивановны; им обеим необходима маска лицемерия. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.
Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь.
Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.
В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной.
Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.
В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь - подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.
Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы своей героини.
За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»
| |