GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Брак и Любовь (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Брак и Любовь (Психология)





ВВЕДЕНИЕ


Сегодня, как никогда, человеку нужна основа в жизни, которая позволит
человеку сохранить человеческие качества, став инженером, врачом или
президентом. Если у человека нет такой основы, то, приобретя огромные
интеллектуальные знания, его громадный потенциал начинает работать против
людей. Вы задумывались, почему все люди рождаются, неся в себе какие-то
человеческие ценности, а затем многие готовы уничтожить все вокруг ради
денег и власти? Человек даже сам не замечает, как происходит "падение"
ценностей в его сознании. Если нет твердого "фундамента" нравственной
основы, то человек становиться потенциальным разрушителем всего живого. Для
того чтобы у человека был хороший "фундамент" необходимо сначала "посеять"
зернышко.

ИСТОРИЯ СЕМЬИ

В древнем, так называемом "диком" обществе половые связи строилось без
разбора степеней родства. Они допускались между родителями и детьми,
братьями и сестрами. Не было ни семьи, ни брака, было племя - как
единственная и неразделенная ячейка первобытного общества.
Из этого первобытного состояния развились первичные формы семьи и
брака. Так называемый групповой брак: кровно-родственные семьи, когда
брачные связи допускались по поколениям (дети и родители образуют своего
рода брачное кольцо): сестра одновременно могла быть и женой (родители
составляли одно кольцо, дети - другое).
Семья пуналуа стала более прогрессивным шагом. В такой семье
исключались кровно-родственные связи (родных братьев и сестер), т. е.
формировались связи между семьями, но пришлые муж- жена на имущество семьи
прав не имели. Происхождение детей же здесь определялось только по
материнской линии - "безотцовская семья". Внутри этого материнского рода
запрещались брачные связи. Период известен под названием матриархат.
Материальной основой такого группового брака было домашнее хозяйство.
Последующее развитие семьи состояло в том, что круг, внутри которого
допускались брачные связи, начинает все более сужаться. Из этого круга
исключались полнородные и неполнородные родственники.
Вот почему семья пуналуа неизбежно сменилась парным браком. Заслуга в
этом женщины, так как в силу своего особого биологического строения ей
присуще большее чувство привязанности. Однако пока еще эта семья не
являлась хозяйственной единицей, только брачной, а хозяйственной единицей
является род в целом.
Моногамия - четвертая историческая форма семьи и брака. В отличие от
парного брака - это единобрачие более прочное, устойчивое. В это время муж
занимает господствующее имущественное положение и семья становится уже
самостоятельной хозяйственной ячейкой рода.
В этой ситуации единобрачие - это еще не союз добровольный и
равноправный между мужчиной и женщиной, а порабощение и зависимость одного
пола над другим. Это не союз сердец, а союз имущества.
До 1917 года в России официальной формой заключения брака было
венчание. Форма, условия брака (брачный возраст, запреты брака) были
установлены под воздействием церкви и отражены в своде законов Российской
империи. Так, указом синода в 1904 году было отмечено осуждение на
безбрачие лиц, виновных в нарушении супружеской верности. Последующее
постановление синода запретило венчать после развода этих лиц в течение 2
лет безусловно, а в течение последующих 5 лет венчание могло состояться
лишь при условии удостоверенного церковью раскаяния.
Родителям принадлежала неограниченная власть на детей любого возраста
- для венчания требовалось согласие родителей обязательно (дочери для
повторного брака требовалось согласие родителей в любом возрасте).
Свобода вступления в брак была ограничена и для лиц, состоявших на
службе как военной, так и гражданской. Им запрещалось заключать брак без
письменного дозволения начальства.
С 1917 года функции регулирования семейно-брачных отношений были
переданы государству, а церковный брак стал частным делом.
Первым законодательным актом, отменившим порядок церковного заключения
брака, был декрет от 18 декабря 1917 года "О гражданском браке, о детях и о
ведении книг актов гражданского состояния". Так появились первые органы
ЗАГС.



ДВЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЮБОВЬ


Семья - это самое важное, что есть у человека. В семье мы рождаемся и,
рано или поздно, мы вырастаем и создаем семью. Задумаемся, что больше всего
волнует каждого из нас? Это проблемы, которые нас окружают. Чтобы понять
что-то более глобальное нужно посмотреть, откуда все начинается. Наше
государство - это проекция наших семей. На самом деле, в семье можно найти
составные элементы большого государства. В семье есть экономика - это
зарплата мужа и жены, внутренняя и внешняя политика - это отношения внутри
семьи и с соседями, также культурная сторона жизни. Однако, самое главное в
семье - это любовь между мужем и женой. С этого начинается создание семьи.
С этого начинается и разрушение семьи. Таким образом, в обществе главные
проблемы - не экономика, не политика и т.д., а проблема взаимоотношений
между мужчиной и женщиной.
1960-е годы принято считать началом сексуальной революции. Многие
молодые люди слепо бросаются в водоворот так называемой "свободной любви".
Однако с этого же времени наблюдается резкий всплеск числа разводов,
преступлений, болезней, передаваемых половым путем, рождаемости детей вне
брака. Семью по праву можно называть школой истинной любви, где мы
усваиваем основные уроки человечности. В некоторых странах 1/3 всех детей
рождаются вне такой школы, что, в свою очередь приводит к преступности.
Психологи и социологи сошлись во мнениях, что корни преступности кроются в
проблемах взаимоотношений в семье. История складывалась таким образом, что
страны, в которых были крепкие моральные и семейные устои процветали даже
экономически. И наоборот, когда рушились эти взаимоотношения, в этом народе
происходило какое-либо несчастье. Одна трагедия, которая преследует тех,
кто вступил на путь "свободной любви" уже становится угрозой самому
выживанию человечества - это эпидемия СПИДа. СПИД - это айсберг. Нам
известна пока лишь его видимая часть. На Украине на учете уже свыше 10 000
ВИЧ - инфицированных. Разводы, преступность, внебрачные дети, СПИД - вот
лишь некоторые из проблем, которые, словно тени, "свободная любовь" бросает
на наше общество. До сих пор мы пытались бороться лишь с тенью, но мы так и
не сумели разглядеть самую главную проблему, от которой тянуться все эти
тени. Каждый человек стремиться к любви, так как без нее невозможно
человеческое счастье и рождение жизни. Сама идея любви, как гармония между
мужским и женским началом, отражена во всей вселенной. В царстве растений
или в царстве животных отношения "супругов" направлены исключительно на
воспроизводство жизни, и только лишь люди обладают неограниченной свободой
проявлять свои чувства в любви. Подлинная свобода, однако, немыслима без
ответственности. Если человек был создан для любви, свободной от
ответственности, то сколько еще "теней", всевозможных проблем и хаоса эта
любовь бросит на наше общество? Эту ответственность можно понять в двух
аспектах.
Во-первых, нам необходимо стать обладателем, или "носителем" истинной
любви, благодарным за свободу проявления чувств и умеющим владеть собой.
Что подразумевается под истинной любовью? Это отнюдь не та физическая
страсть, которая требует немедленного удовлетворения. Эмоциональное
увлечение нельзя назвать любовью. Истинную любовь можно определить как
невидимую силу, объединяющую двух или более людей в гармоничное единство.
Она проявляется в мыслях, словах и делах человека, направленных на благо
других, даже ценой собственного "я". Истинную любовь, однако, нельзя понять
из слов, из книг или в учебном заведении. Её можно понять только на основе
жизненного опыта. Родители вдохнули в нас жизнь и любовь. Так, обретая опыт
сердца детей, мы формируем свою способность воспринимать и отдавать
истинную любовь. Из сердца ребенка постепенно развиваются отношения с
братьями и сестрами, и, в конце концов, из этих отношений в любви должны
вырасти зрелые личности, способные стать истинными супругами и истинными
родителями. Успешно завершая каждую из этих стадий, требующих от нас
перехода на новый уровень самоотдачи и служения, мы накапливаем свою
зрелость, иными словами, развиваем в себе способность любить других людей,
заботиться о них, выходя за рамки собственных нужд и желаний.
Поскольку любовь - это сила, объединяющая людей, то отправная точка
любви - это единство внутри человека. Мы отчетливо признаем в себе две
стороны нашего существования. С одной стороны это наше тело, имеющее свои
физические желания, и, с другой стороны - совесть, наши духовные качества и
желания, составляющие основу нашего характера. Наши лучшие качества
проявляются тогда, когда мы владеем нашими физическими желаниями.
Талант музыканта проявляется уникальным образом, когда он владеет
инструментом. Инструмент не является источником таланта, но только
средством его выражения. Подобно этому, тело человека не является
источником любви, но лишь средством проявить свои лучшие качества.
Настоящий мужчина - это тот, кто обладает качествами мужчины, а не только
телом и мышцами. То же самое и в отношении женщины. Когда наши действия
идут в разрез с нашей совестью, можем ли мы уважать и любить себя? Тем
более, когда совесть и тело не едины в человеке, он не может по-настоящему
уважать и любить другого человека. Ответственность за взаимоотношения в
любви не может восприниматься только как закон или общепринятые нормы.
Напротив, человек должен выработать в себе ответственность посредством
самоконтроля и самостоятельного решения в наших отношениях со своей
совестью.
В нашем движении высшей ценностью и гордостью считается абсолютная
чистота любви до брака, а в браке - абсолютная супружеская верность. В
таких семьях дети рождаются в чистоте незапятнанных чувств родителей.
Поэтому второй аспект ответственности касается детей. Родительская любовь -
основа счастья и гордости детей. Это корень их жизни. Поэтому, если
родители разводятся, то дети чувствуют себя так, будто корень, или
основание их жизни было сломано и разбито на части. Они также чувствуют
себя сломанными и разбитыми внутренне. Самой важной ответственностью
родителей является не столько внешняя забота о детях, их здоровье, питании,
одежде и т.д. Самое главное - это не столько экономическая среда, в которой
растут дети, а какие отношения любви лежат в основе воспитания ребенка.
Родителям необходимо воспитывать свое дитя истинным сыном или дочерью,
братом или сестрой, истинными супругами и истинными родителями, образцовыми
и ответственными гражданами своего общества. Поэтому, семья - это школа,
где учителя - это родители, а предмет - 4 сферы любви, или, как мы их
называем, сферы сердца (дети, братья-сестры, муж-жена, родители). Как
родители могут учить этим вещам? Только своим примером. Поэтому, желание
быть родителями ставит человека в положение учителя и обязывает его быть
образцовой личностью, образцовым супругом и образцовым родителем.
В семье мы усваиваем надлежащие принципы нравственного поведения,
составляющие основу взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами, и
т.д. Этими нормами мы, естественно, будем руководствоваться в обществе.
Насколько мы усвоили эти уроки в семье, настолько успешно сложится наша
жизнь в обществе в качестве юриста, педагога, министра, президента и т.д.
Таким образом, семейная этика образует своего рода фундамент для социальной
этики, этики бизнеса и этики межгосударственного общения. Проблема
экономики - это проблема не денег и не рыночного механизма, а тех людей,
которые считают эти деньги. Проблема образования - это проблема не зарплаты
преподавателей, а людей, задействованных в сфере образования. Проблема
законодательства - это проблема людей, составляющих законы. Даже самые
глобальные мировые и общественные проблемы невозможно решить, рассматривая
лишь симптомы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что является самым главным, чтобы брак стал прочнее и романтичнее?
Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и супруги стали
действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить вместе все
вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время, встречаясь
иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость.
Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов,
глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того,
семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических
недугов как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях
влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят
корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и
развалом семей.



ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации 1993.
2. Кодекс о браке и семье. (Действующая редакция).
3. Нечаева. А. М. Брак. Семья. Закон М., 1984
4. Советское семейное право: Учебник / Под ред. Рисенцева. А. В. М., 1982.






Реферат на тему: ВЕДУЩИЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва



Факультет: матаматический
Специальность: математика



Ведущие функции и структура процесса обучения



Выполнил: студент 301 группы,



Ризаев С. Н.



Проверил: кандидат пед. наук, старший преподаватель, Батяева Т.
А.



Саранск 2001 г.

Содержание.
1. Введение……………………………………………………….3
2. Функции процесса обучения…………………………………4
3. Структура процесса обучения………………………………..11
4. Заключение……………………………………………….……18
5. Список литературы……………………………………………19



Введение.
Понятие «процесс обучения» относится к исходным в педагогической
науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в педагогике оно
определяется как двусторонний процесс - процесс преподавания и обучения.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями
«обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В
начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих
этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается
как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а
учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.
Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая
деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной
деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
В данной работе рассматриваются такие понятия, как ведущие функции
процесса обучения и структура процесса обучения. В первом вопросе
раскрывается смысл следующих функций процесса обучения:
- обучающая;
- воспитательная;
- развивающая;
- профориентационная.
Второй вопрос повествует о структуре процесса обучения, включающей
следующие элементы:
- обучение как процесс;
- цель обучения;
- содержание обучения;
- механизмы обучающего познания;
- учитель как определяющее начало процесса обучения и другие.
Функции процесса обучения.
Обучение как общественное явление есть целенаправленная,
организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим
поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры
производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране
окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное
функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В
этом заключается его объективное назначение в обществе.
Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания
взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей.
Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на
передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе
обучения. Учение – специально организованная, активная самостоятельная
познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на
освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и
способностей.
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее
полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди
них наиболее существенная – образовательная функция. Основной смысл
образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных
знаний, умений, навыков и её использование на практике.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы,
закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с
образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в
структуру её опыта. Наиболее полно реализация этой функции должна
обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и
действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из
содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного
знания, не выпадали элементы, важной для понимания основных идей и
существенных причинно – следственных связей, чтобы в общей системе знаний
не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом
упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую
соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и
пролагало путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является
действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперирование ими, в
способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также
сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и обще
учебных умений и навыков.
Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в
основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система
упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые
варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное
усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одни
и тех же условиях.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с
формированием навыков работы с книгой, справочной литературой,
библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы,
конспектирования и др.
Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо
проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в
любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого
содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и
посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно
обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений,
отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без
усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном
направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при
организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов
исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе
развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции
обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально
определяющих её успешность.
Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий
характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального
процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако
развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной
направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие
личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности
ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте
традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей
функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно
развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие
ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности
обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление
эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной,
эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер
личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает
ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
Начиная с 60-х г. в педагогической науке разрабатываются различные
подходы к построению развивающего обучения. Л. В. Занков обосновал
совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение
удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на
высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения.
А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного
обучения. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих
методов обучения; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин разработали концепцию
содержательного обобщения в обучении; И. Я. Гольперин, Н. Ф. Талызин и
другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий.
Объединяющей идеей ведущих научных поисков и педагогической практики
развивающего обучения является мысль о необходимости существенного
расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное
интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – результат
реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций.
Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения.
Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с
детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов,
дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии,
лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного
изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо
поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися
старших классов проводится специальная профориентационная работа в
специальных кабинетах профориентации и на предприятиях. В процессе
обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки
в области той или иной профессии, акцентируя личный интерес на определенных
общеобразовательных знаниях, школьник получает возможность ориентации и
выбора профессии, непосредственного перехода в сферу производства или
продолжения образования в высшей школе.
Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность,
тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания являются основой
мировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического
развития и формирования духовных потребностей; духовные потребности
стимулируют расширение познания и профориентационные искания; психическое
развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое и
действенно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимула
учебного, общественно полезного, производительного труда.
К функциям процесса обучения можно отнести и функции его составных
частей.
Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте
обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для
того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений,
навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических
способностей. Воспитательная функция обеспечивается последовательным
введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды
деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и
физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-
практические. Организационная функция обучения в том, что необходимость
соответствия объема, качества содержания образования возрастным
возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической
инструментовки подачи материала, строго отбора вспомогательных средств.
Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся
определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же
время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в
детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального
напряжения духовных сил. Содержательная форма учебных занятий в
совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно
эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе
используется многообразие форм.
Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и
индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую
функцию. Учебный процесс в своей основе процесс коллективной познавательной
деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических
делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть
процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных
занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности
школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и
подтягиванию до средне-обязательного уровня других. Систематизирующая и
структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что
они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его
структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого
занятия.
По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять
комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности
усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть
объединены и использованы составные части других форм. При изучении целой
темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой,
ведущей по отношению к другим – семинарам, дающим дополнительный материал.
Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий
проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста
детей, специфики развития их психики и организма. Так, лекционная форма
своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякому
познавательную активность. Между тем как урок – драматизация рассказа,
включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом,
стимулирует их бурную деятельность.
Функции методов обучения обеспечивают обучивающе-воспитательное
взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие заключается в
следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации
усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний
методе обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в
нервной системе ребенка в качестве нервно-психических образований. Такая
прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка
человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса,
зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-
потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве
обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-
психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в
выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического
труда – фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития
в них стремления к самообразованию. Воспитательная функция методов обучения
направлена на развитие в детях позновательно-творческой активности.
Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того,
насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических
воздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение с
помощью методов обучения всех сущностных сил школьников пробуждает у них
интерес к содержанию и проблемам учебной деятельности, обеспечивает успех в
воспитании познавательной активности.
Таким образом, методы обучения как совокупность приемов и способов
обучающего взаимодействия учителя и учащихся коренятся в разнообразных
методах человеческого искания истины и познавательного общения. Они научно
педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих
требований и являются важнейшим механизмом осуществления процесса
обучения, благодаря реализации их педагогических функций.



Структура процесса обучения.
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное,
организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное
обучающее взаимодействие учителей и учащихся.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом
является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности
знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог
постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого
усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-
педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и
мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее
эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель
«работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только
педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным
стимулом их познавательной деятельности.
Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого
развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников,
является содержание социального опыта усваиваемого детьми. В содержании
проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами
общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь
основ в целях обучающего познания. Чтобы стать элементом учебного процесса,
научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки
зрения ее актуальности для жизни в данных общественно-исторических
условиях, развития сущностных сил ребенка и с учетом возможностей ее
освоения детьми различных возрастов. Это противоречие преодолевается
педагогической наукой, которая опытно-экспериментальным путем устанавливает
количество, качество и степень трудности необходимой для школьников
информации, возможности ее усвоения и использования каждым ребенком.
Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру
изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые
могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее
распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая,
спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют
непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев,
прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым
знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его
содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то,
что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно
расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанная структура – комбинация линейной, концентрической и
спиральной структур.
Центральной фигурой, системообразующем началом процесса обучения
является учитель – носитель содержания образования и воспитания,
организатор всей познавательной деятельности детей. В его личности
сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. В процессе
обучения огромную роль играет весь строй нравственно-эстетического
отношения учитель к жизни. Учитель приводит в движение все внутренние и
внешние механизмы процесса обучения: он передает знания, организует и
стимулирует познавательную деятельность детей, пробуждает интерес и
формирует у них потребность в знаниях.
Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного
процесса является сам ребенок, учащийся. Он то самый объект и субъект
педагогического познания, ради которого создается процесс обучения. В
процессе познания в сознание ребенка совершается сложнейший процесс
отражения реальной действительности с помощью разнообразных научно
обоснованных методов обучения. В качестве механизмов освоения
действительности детьми выступают деятельность и общение.
Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков
подразделяется на неразрывно диалектически взаимосвязанные этапы познания.
Первый этап – восприятия-усвоения. На основе восприятия осуществляется
осмысление, обеспечивающее понимание и усвоение материала. Второй этап
вбирает в себя в обобщенном виде результаты первоначального усвоения и
создает основу для углубления познания. Он характеризуется как усвоение-
воспроизведение. Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного
материала создают возможность осуществление третьего этапа познания –
творческого практического применения знаний. Познавательный процесс
достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей
знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную
активность, реальное участие в общественной практике.
В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект
познания. В познавательной деятельности им движет естественное противоречие
между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости и
отсутствием необходимого для этого жизненного опыта, знаний, умений,
навыков. Стимулы познавательной деятельности школьников связаны прежде
всего с возможностью снятия противоречия за счет получаемого образования.
Важным элементом учебного процесса является и ученический коллектив
как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс
коллективного познания совершается поэтапно. В сущности он адекватен
процессу индивидуального познания. Но по педагогической организации, формам
и методам работы коллективное познание следует своей особой логике. Особое
педагогическое значение имеет коллективное взаимообучение, в процессе
которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания.
Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремится к изменению
ситуации и получает удовлетворение, утверждая себя в коллективе.
Движущимися силами, стимулами коллективного познания являются для
детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия;
и повышенная эмоциональность коллективного восприятия; и противоречия,
расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель
побуждают учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий,
объединяют в стремлении к общему положительному результату.
Существенным элементом структуры познавательного процесса являются
методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и
учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности
учителя и учащихся. В педагогической практике огромную роль играет не
столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько
индивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его
взаимодействия с детьми.
Методы обучения, методическая система учителя являются способами
работы не только учителя, но и, одновременно, учащихся. Любой метод только
тогда активен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны,
способствует превращению методической системы учителя в способы
познавательной деятельности учащихся. Для этого необходимо осознание
учащимися каждого метода работы, его сильных и слабых сторон, овладение
умениями и навыками учебного труда. Группа методов обучения по своей
сущности соответствуют основным этапам учебного познания. Это методы,
обеспечивающие первичное восприятие учебного материала, методы,
направленные на усвоение знаний, методы практической деятельности и
творческого применения знаний, методы обратной связи, диагностики, проверки
усвоения знаний школьниками и коррекции процесса обучения.
Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные
формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и
организационную в пространстве познавательную совместную деятельность
учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы
многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция,
индивидуальное и групповое обучение, кружок. Каждая форма приобретает
конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от
содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обучения в
педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием.
Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует
гибких, подвижных форм организации познания.
Органичным элементом структуры процесса обучения является
самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа
учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по
самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня
большое самостоятельное значение. Ее функцией не является возмещение
недостатков в работе учителя, задача которого в обеспечение хорошего
качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Самостоятельные
занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков,
интенсивного развития умственных сил, морального самоутверждения. В
современных условиях необходимо переключать детей от механического
повторения параграфов учебника на самостоятельный поиск дополнительной
информации, ее сознательную переработку и критическую оценку. В качестве
форм и методов самостоятельной внеучебной деятельности используются:
выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке,
конспектирование, ведение дневников, обмен информацией (беседа) с
товарищами. Самостоятельная внеурочная работа школьников способствует
разрешению противоречий между ограниченностью содержания школьного
образования, консервативностью его форм и динамическим потоком свободной
информации, подвижными формами ее передачи и усвоения.
Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент
познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в
производительном, общественно полезном труде. В общественной жизни. Речь
идет не только о практических занятиях, а прежде всего о реальном,
общественно значимом труде школьников в сфере производства, который требует
особого внимания к политехнической направленности знаний. Этот элемент
процесса синтезирует в себе все остальные, дает возможность проверить
качество результатов обучения жизненной общественной практикой. С помощью
общественной практики достигается разрешение противоречия между школой и
жизнью, между содержанием, формами, методами обучения и требованиями
общества, экономики, культуры, научно-технического прогресса. Этот элемент
процесса познания является тем системообразующем звеном, которое ограничено
объединяет, связывает обучение и жизнь. Благодаря ему развивающаяся
детская личность переходит из мира детства к состоянию взрослости, из
школы в жизнь.
Завершающим элементом структуры процесса обучения является
педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных
методов, способов и приемов , направленных на выявление качества знаний,
умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об
эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика
позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы
обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и
обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов
диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные
самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и
творческого характера. Своевременная и правильная педагогическая
диагностика исключает формализм в работе учителя, помогает ему вместе с
детьми более точно определить их способности и дарования, делать выбор в
дифференцированном обучении.
Структура процесса обучения.



Заключение.
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный
педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса
нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение
комплексно влияет на личность, несмотря на то что образовательная функция
более всего специфична для этого процесса. Заметим, что грани между
образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны
и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.
Все функции обучения нельзя представлять себе как параллельно
осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного
процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна
предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием,
но и одновременно условием активизации первопричины.
Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых,
комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и
развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и
школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом
того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей
или меньшей степени; в-третьих, единство этих функций осуществляются
сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в
процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его
результатов одновременно оценивается ход осуществляется всех функций, а не
одной из них.
Аналогично функциям элементы учебного процесса надо рассматривать в
закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и
содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм
стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий
контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса
обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.
В зависимости от специфики задач обучения, возможностей учеников,
уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут
применятся в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать.
Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса
обучения, не допускать шаблонного, независимо от конкретной ситуации, их
применения.
Список литературы.
1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения: - М.: Прометей, 1981. –
357с.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов
пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт,
1998. – 464с.
3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов /
Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред.
Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение,
1988. – 479 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В.
А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Н. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-
Пресс, 1997. – 512с.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: Книга1: Общие основы.
Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.


-----------------------
Цель и функции обучения


Общественная производственная практика


Содержание обучения

Педагогическая диагностика



Механизмы обучающего познания

Учитель как ведущее и определяющее начало процесса обучения

Ученик как объект и субъект обучения

Коллектив как объект и субъект обучения

Внеурочная само-стоятельная познава-тельная деятельность учащихся


Обучение как процесс







Новинки рефератов ::

Реферат: Арбузов: биография, анализ творчества, пьеса "Иркутская история" (Литература)


Реферат: Моя школа (Педагогика)


Реферат: Классификация структур сетей ЭВМ (Программирование)


Реферат: Анализ рассказа Блока "Потомки солнца" (Литература)


Реферат: Александр 1 (История)


Реферат: Верблюды (Биология)


Реферат: История развития вычислительной техники (Компьютеры)


Реферат: Облік і аналіз фінансових результатів (Аудит)


Реферат: Планування як функція менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Личность как субъект и продукт социальных отношений (Социология)


Реферат: Кризис в психологии в XX веке (Психология)


Реферат: Социологическая культура Дюркгейма (Социология)


Реферат: Гиподинамия, гипокинезия (Физкультура)


Реферат: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников (Педагогика)


Реферат: Гражданско-правовое регулирование залога (Гражданское право и процесс)


Реферат: Учет прямых материальных затрат (Аудит)


Реферат: Бухгалтерский учет денежных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Организация управления строительной фирмой (на примере отдела снабжения) (Управление)


Реферат: Соединенные Штаты Америки (География)


Реферат: Отчет по производственной практике (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист