GeoSELECT.ru



История / Реферат: Искусство и культура в древности (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Искусство и культура в древности (История)



1.ПЕРВОБЫТНОЕ ИССКУСТВО

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы же в
первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время
люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и
название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный
облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из
глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так
поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из
причин возникновения искуства считают человеческую потребность в красоте и
радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают
прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также
выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки
подземных пещер -пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они
считали что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на
природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём
нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не
удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно
двадцать - десять тысяч лет назад. В то время больщую часть Европы покрывал
толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть
материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север
первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той
поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными
зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер
изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться;
среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки,
лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких
зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.
Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само
существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения
зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят
чарующее впечатление. Минеральные красители смешанные с водой, животным
жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для
создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо
было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями
зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных
школ" каменного века.
Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые
интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в
Испании и Ласко во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора
сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока
обнаружены. Росписи пещеры Ласко были открыты только в 1940 году. Сходные
памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.
Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая
художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности
пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны
в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о
подделке.
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли
разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных
инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание
изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от
широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы
началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет
назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было
отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого
рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой
художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью
из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое
внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в
глаза.
К эпохе бронзы относятся и своеобразные, огромного размера сооружения,
обязанные своим появлением также первобытным верованиям. На полуострове
Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На
языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных
столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". Такие группы
носят название кромлехов. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены,
первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит
перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока.
Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые
почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища в
Англии - т.н. Стонхендж. Предполагается, что там поклонялись солнцу.

2.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и
целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие,
надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными
верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти
продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне
так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в
надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни
наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато
украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай,
если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению,
создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того
света души её земную оболочку.
Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю
страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его
подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные
каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень
техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких
человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н.
ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена
четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского
строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими
размерами, геометрической точностью, а также количеством труда,
затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были
производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные
поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в
знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота
146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исакиевский собор.
На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь
небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после
погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти
дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от
строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в
скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению
обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен
умерший молодым фараон Тутанхамон.
Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые
"города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались
храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота,
образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н.
пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с
телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы
распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как
густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были
основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно
знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской
плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана
гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и
снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и
величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших
эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое
достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего
стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.
Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты
человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели
в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые
легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть
фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как
можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи- спереди.
Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил.
Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных
врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им
сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По
большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож,
встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько
действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что
изображённое непременно должно исполниться.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали
просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи
подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в
лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона
Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и
реальные события. Среди других произведений тогда были созданы
замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити,
которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искуство
просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В
поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов,
особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

3.ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала
складываться самобытная культура, которую по названию моря называют
эгейской или по названию главных центров, крито-миконской. Она
просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей эры
пришедшие с севера греки. Поразительные по красоте и тонкости вкуса
памятники оставила нам эта культура.
Когда англичанин Артур Эванс со своими помошниками начал в 1900 году
раскопки на острове Крит, его ожидали здесь иетереснейшие находки. Они
подтвердили достоверность историй, расказанных в древних мифах и в поэмах
древнегреческого певца Гомера. В них прославлялись великолепие критских
дворцов и могущество царя Миноса.
Самый большой дворец - Киосский сохранился лишь частично. Он состоял из
сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора.
В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные
комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных
комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие
дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и
коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к
тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф
о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было
найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался
священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в
искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только
внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения
освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые
колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны
расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый
цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями.
Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек
во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены
украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают
древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза- спереди, но их
движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.
На Крите найдено множество небольших скульптур, особенно статуэток
богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в
юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят
весьма кокетливо. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные
сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены
морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами
округлое тулово вазы.
В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее
бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени
власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили
другие греческие племена - дорийцы.
На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и
Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на
острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами
из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с
такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о
гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были
найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако
по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством
искусство ахейцев выглядит по- другому: оно более сурово и мужественно,
прославляет войну и охоту.
Вход в давно разрушеную микенскую крепость до сих пор охраняют два
вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку
располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец
и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства он мечтал найти и раскопать
город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э.
рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно
Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней
Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из -
за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил
значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных
находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной
эпохе.

4.ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало
искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония
и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории
культуры.
Греческую древность называют античностью, к античности также относят
Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена,
явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали
высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории
греческого искусства:
1) архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э.,
когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы
завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год
смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень
непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин
упадка классического греческого искусства;
3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда
римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.
Греческая культура распространилась даллеко за пределы своей родины- на
Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на
Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения.
Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы.
Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева
в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк
и белый мрамор. Полагают, что прообраззом для храма послужило древнее
жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед
входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более
сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом
основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя
божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали
балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у
статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи.
Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии
внешнего облика храма.
Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры,
отношения частей и количество колонн были точно установлены.
В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический,
ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который
сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным.
Название он получил от дорических племён, которые его создали. Дорическая
колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена- она словно бы
слегка раздалась под тяжестью перекрытия. Верхнюю часть колонны - капитель
образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая, а верхняя квадратная.
Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки. Перекрытие,
опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру
храма полосой украшений- фризом. Он состоит из чередующихся пластин: на
одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены
рельефы. По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких
сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые
украшали скульптурами. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета:
покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и
карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.
Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он
проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны
ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё
основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными
в спираль углами, т.н. волютами.
В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей
пышности, чаще всего стали использовать коринфские капителли. Они богато
украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения
листьев аканта.
Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным
образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове
Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона
в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и
поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен
стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном
городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая
эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля
Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы
в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное
строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе. Даже по
развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь.
Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении,
как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы
Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре
которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины;
далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его
отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали
не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.
Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот
храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён
почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его
создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины,
изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 -
метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян.
В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около
трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий.
Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17
веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в
храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в
начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.
В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4
века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на
обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры
складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в
Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила
наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль;
интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу,
причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком
прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась
каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением
квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии
стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные
сооружения.
В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые
колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом,
библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные
сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и
трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре
смешивали различные стили.
Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение
многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху
архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к
телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным
блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута
вперёд - для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй,
изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками
наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная "архаическая" улыбка.
В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи
богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские
образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на
Олимпийских играх.
В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей
внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными,
хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали
обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.
В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по
- своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности.
Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются
только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было
развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам
нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя
могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей
можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером
сложных бронзовых отливок был Мирон- создатель знаменитого "Дискобола".
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он
руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами.
Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты
покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее
бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же
материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в
Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира.
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета,
в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует
оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их
равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие
скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие -либо
чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную
красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые
в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.
Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в
4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло
и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих
изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность
разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих
опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.
До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди.
Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядыватьсо всех
сторон - это было ещё одно новшество.
В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и
преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в други
заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать
статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники -
либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния,
передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н.э. Скопас. Самая
большая известная нам его работа - участие в украшении скульптурными
рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи
эллинизма - рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной
битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини
Афродиты, а также скульптурная группа "Лаокоон". Она изображает троянского
жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и
страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.
В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их
времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов
почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники
стремились к возвышенной красоте.
Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В
древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком
силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей -
они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и
позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними
закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на
красном фоне чёрными линиями.
Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса, многочисленных мифов
о богах и героях, изображали на вазах празднества и спортивные состязания.
Росписи на вазах, исполненные часто мастерами - керамистами с большим
искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков,
о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они
сообщают нам даже больше, чем скульптуры.

5.ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

Примерно в 8 веке до н.э. Северную Италию населяли этруски. Прошлое
этого народа окутано тайной, потому что учёные до сих пор не вполне
понимают их письменность, а римляне освободившись от власти этрусков в 4
веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Однако они оставили
нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими
размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в
загробную жизнь и хотели сделать её по возможности приятной для умерших.
Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости.
В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни -
праздненства с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или
приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги из терракоты, т.е.
обожжённой глины напоминали тогдашние ложа. На них возлежат скульптурные
изображения супружеских пар за дружеской беседой или за трапезой - на
античных пиршествах ели в такой неудобной позе.
Этруски рано познакомились с греческим искусством. В их городах
работали мастера из Греции, которые обучали молодых этрусков. От греков,
видимо позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она
сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же
эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица
- крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками,
полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. В Этрурии
было создано знаменитое изваяние Капитолийской волчицы, вскормившей якобы
своим молоком двух младенцев - легендарного основателя Рима Ромула и его
брата - близнеца Рема.
Храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился
портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить
колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный
наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой
своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали
римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство
римлянам - технику выведения сводов.
Правда, своды появились впервые на востоке; но у этрусков научились
этому римляне, которые достигли в строительстве сводчатых перекрытий
невиданных высот.

6.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

В 1 тысячелетии до н.э. вокруг города Рима возникло досударство, которое
стало расширять свои владения за счёт соседних народов. Эта
просуществовавшая около тысячи лет мировая держава жила эксплуатацией
рабского труда и завоёванных стран. Во времена расцвета Риму принадлежали
все прилегающие к Средиземному морю земли - как в Европе, так и в Азии,
Африке. Для управления таким необъятным государством требовались строгие
законы и сильное войско. Искусство, в особенности архитектура, тоже было
призвано показывать всему миру незыблемую мощь государственной власти.
Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся еа
территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых
народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего- у греков.
С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях
Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у
греков.
Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для
перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней
известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике.
Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и
перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее
помещение римского пантеона - храма всех богов - имело 40 метров в
поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на
протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.
Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль,
как самый пышный. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать
своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части
постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и
без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе
пилястры.
Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым
столетиям нашей эры. В это время Рим больше не был республикой; страной
правили императоры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные
площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август,
живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу
кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины,
сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе
строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей
воздвигали триумфальные арки. Особым великолепием отличались здания,
предназначенные для развлечений. Уже в античные времена Рим был городом с
миллионным населением.
Самый большой римский цирк Колизей вмещал 50000 зрителей. Это был
амфитеатр - так и теперь строят стадионы.







Реферат на тему: Исламский фундаментализм


Содержание.



I. Введение.
Стр.2
II. Исламский фундаментализм (правовые аспекты). Стр.3
1. Ислам.
Стр.3
1.1. Посланник Аллаха.
2. Общая характеристика мусульманского права. Стр.6
3. Источники шариата. Шариат - мусульманское право. Стр.9
3.1. Коран.
Стр.9
3.1.1. Понятие «священной войны». Стр.10
3.2. Сунна.
Стр.11
3.3. Иджма.
Стр.12
3.4. Кияс.
Стр.12
3.5. Фирманы, кануны.
Стр.13
4. Основные направления мусульманского права. Стр.13
5.Исламский фундаментализм через призму шариата. Стр.17
III. Заключение.
Стр.22
IV. Список использованной литературы. Стр.23



I. Введение.

Проблема активизации исламского фундаментализма во многих государствах
на современном этапе приобретает всё большую актуальность во всем мире.
Традиционно исламский фундаментализм можно рассматривать как движение по
очищению ислама от побочного влияния. Однако, в настоящее время исламский
фунтаментализм всё больше трактуется как вмешательство религии в
политику государств. Очевидно , что всякое активное воздействие религии на
государство может неизбежно привести к изменениям политического и
социального строя, экономики , законодательства. Одной из главных
особенностей ислама является его значительное влияние именно на правовой
аспект в государстве , поскольку он содержит свод юридических и
нравственных нормы называемый шариатом, который взят на вооружение
современными исламскими фундаменталистами.
В последние десятилетия во многих странах наблюдается всплеск
международного исламского фундаментализма порой доходящего до фанатизма.
Не обошло это явление и Россию.
Попытки создания ваххабитами исламского государства на территории России
на Северном Кавказе существующего по законам шариата приводят к
кровопролитным вооруженным столкновениям и политической нестабильности в
регионе. Рассмотрение и подробное ознакомление с основами ислама и
шариата, условиями возникновения исламского фундаментализма поможет лучше
понять и разобраться в истинных и мнимых целях и задачах этого движения,
его правовых особенностях на современном этапе.



I. Исламский фундаментализм (правовые аспекты).


1.Ислам.

Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых
мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах
и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство
населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической
системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику [2](
стр.210 ).
В современном понимании ислам – и религия, и государство по причине
активного вмешательства религии в государственные дела.
"Ислам", в переводе с арабского, означает покорность, "мусульманство"
( от арабского " муслим " ) – предавший себя Аллаху.
Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад ( Мухаммед или
Магомет ), влияние которого на общие судьбы человечества трудно
переоценить, поэтому на этой исторической личности следует остановиться
особо.

1.1. Посланник Аллаха.

Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби
ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г.
Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат
рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду
Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как
считает ислам, Пророка в истории человечества.
Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом
( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Христом ). В
этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так
называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и
христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а так же
Иисуса Христа как одного из них.
Мухаммад был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского
полуострова, где давно осело сильное племя курейш.
Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали
истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В
святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было
ссориться, проливать кровь, ибо все это могло оскорбить религиозные чувства
разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но
одинаково чтило Каабу. [1](стр.511,512 ).
В центре языческой Хаабы стоял Хубал ; древние арабы чтили это божество
племени курейш как повелителя небес и Луны, властелина громов и дождя.
Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из
сердолика (золото заменило некогда отбитую каменную руку ). Находившийся
с древних времен в Хаабе черный камень ( по мнению ученых, имевший
метеоритное происхождение ) олицетворял небесную силу Хубала.
Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы,
изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Хаабе ).
Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же ханифы – аскеты,
благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой
Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.
Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь
достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал
религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к
раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло
и, наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать
истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры
[1](стр.514).
Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона
холма Ас-Сафа возвестил жителей Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем. Он
призывал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному-
единственному Богу. Имя Аллах является лишь одним из обозначений Бога,
истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил, что
других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом.
В мире все совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру,
наказывает за гордыню и нечестие. С каждого на суде у Аллаха спросится по
его делам, и всем воздастся сполна.
Аллах продолжал посылать Мухаммаду знамения, разъясняя, как
мусульманам общаться с иноверцами, как им вести себя по отношению к
Пророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Были
провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные
напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада
объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой,
братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, кто
принимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского
вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия
и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые
установления.
Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил
новую для арабов форму служения Богу, включавшую ряд поз, выражающих
благоговение, и многократное повторение фраз "Хвала Аллаху" и "Аллах
велик". Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Эта
невиданная прежде поза самоуничижения- земной поклон- возмущала многих
жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться
Аллаху. [1](стр.516).
В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует
идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с
Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего
не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности
Богу. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место
самой этой жизни. Ислам не говорит людям : будьте совершенны, как Отец ваш
небесный, т.е. совершенны во всем ; он требует от них только общего
подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних
пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается
только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования,
а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.
Если нет совершенного идеала, который человек должен осуществлять в
своей жизни своими силами, то, значит, нет для этих сил никакой
определенной задачи, а если нет задачи и цели для достижения, то не может
быть движения вперед.
Вот истинная причина, почему идея прогресса, как и самый факт его,
остается чуждой магометанским народам. Их культура сохраняет чисто местный
специальный характер и быстро отцветает без преемственного развития. Мир
ислама не породил универсальных гениев, он не дал и не мог дать
человечеству "вождей на пути к совершенству" [2](стр.209,210).
Распространению ислама по миру во многом способствовали арабские
завоевания. В 630г. завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых
богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа
(последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался
столицей объединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились
кочевники внутренних областей Аравии и город Таиф. Арабская знать
стремилась к усилению своей власти путем захвата плодородного Йемена и
вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались
войска, когда в 632г. Мухаммад умер. [3](стр.438).
После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммада
и мединской знатью был избран "заместитель" пророка - халиф - купец Абу
Бакр, тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял
себя халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран,
записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка - рамазан
- стал временем мусульманского поста. [3](стр438). Для обозначения
мусульманского государства используется термин "халифат" ("приемство").
Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь не
сводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица на занятие
поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную
функцию по осуществлению верховной светской (политической) власти и
поддержанию веры на уровне религиозной общины. [4](стр.140).

2.Общая характеристика мусульманского права.

Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его
учением. Согласно юридической энциклопедии "шариат - свод религиозных и
правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских
священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного,
уголовного и брачно-семейного права"[5] (стр. 495).
Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от
теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими
представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу
единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,
составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Шариат развивался как строго конфессиональное* право. Особенно на
первых порах шариат в целом и его собственно доктринально - нормативная
часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и
религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила,
предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие")
отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).
Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного
начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке
правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с
теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов
действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-
религиозный смысл:
- обязательные,
- рекомендуемые,
- дозволенные,
- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;
- запрещенные и подлежащие наказанию.



*К о н ф е с с и о н а л ь н ы й [лат.confessionalis] - вероисповедный,
церковный. Словарь иностранных слов.-11-е изд.,стереотип.-М.:Рус.яз.,1984-
608с.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила
и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах.
Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную
позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли
человека [6](стр. 417,418).
Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по
отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю
жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение
поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм,
составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам
и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи
нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,
милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и
представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда
созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась
необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение,
ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти:
"Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди
вас" (4.62).
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была
его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе -
утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок.
мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а
конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране,
должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с
распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира
шариат стал своеобразной мировой системой права.[6](стр.419).
Как конфессиональное право шариат отличался от канонического права в
странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные
сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей
и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии
и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и
Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран
Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и
шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных
особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так,
со временем с утверждением двух главных направлений в исламе
соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с
ортодоксальным направлением (суннизм*) возникло и другое направление -
шиизм **[6] (стр.419).

3. Источники шариата. Шариат - мусульманское право.

Шариат имеет множество источников. Ниже кратко изложены их содержание
и смысл.

3.1. Коран.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" -
"чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из
притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г.
Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних
правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по
памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе
пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись
систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление
окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.)

*С у н н и з м - одно из двух направлений ислама. Наряду с Кораном признает
Сунну. При решении вопроса о высшей мусульм. Власти (имаме-халифе)
опирается на «согласие всей общины».
**Ш и и з м - одно из двух направлений ислама. Шииты не признают суннитских
халифов, считая законными приемниками Мухаммеда и толкователя ислама лишь
династию 12-ти имамов - Алидов.
СЭС/Гл. ред. А.М. Прохоров.-4-е изд.-М.:Сов.энц.,1986.-1600с.,ил.
Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил,
установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется
следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" (2.165-
166).
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята).
Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500
стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.
При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые
(в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются
религиозного ритуала и обязанностей [6] (стр.420).
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и
представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с
частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и
могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в
них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой
доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое
выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых
предписаниях [6](стр.420,421).

3.1.1. Понятие «священной войны».

Понятие «священная война» играет значительную роль в мусульманском
праве.
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через
добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые
убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его
мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е.
обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже,
очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея
утверждается с большей настойчивостью.[2](стр.189).
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте
первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете
их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже
убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут
вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных.
Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив.
Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да
воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном
месте, - и в священном месте воздайте им тем же" (Коран. Сура 11, 186-190).



3.2. Сунна.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником
права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных
рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах
также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие
социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование
хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных
сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в
870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,
доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Cунны,
несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор
наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов
и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны
сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали
действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его
сторонникам.
Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) -
свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком
смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий
Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое
поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне -
важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и
следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей
верующих [3](стр.526).

3.3. Иджма.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала
иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины".
Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников
шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по
религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками
Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-
правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в
виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых
норм, которые уже не связывались с Мухаммадом. Они предусматривали
самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу
единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.
Такой способ развития норм мусульманского права получил название
"иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата
выводилась из указания Мухаммада : "Если вы сами не знаете, спросите тех,
кто знает".
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла
правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые
нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества,
учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника
права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных
муфтиев по правовым вопросам. [6](стр.421).

3.4. Кыяс.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим
острые разногласия между разными направлениями, был кыяс - решение правовых
дел по аналогии. Согласно кыясу правило, установленное в Коране, Сунне или
иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих
источниках права. Кыяс не только позволял быстро урегулировать новые
общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом
ряде моментов от теологического налета.
Но в руках мусульманских судей кыяс часто становился и оружием
откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу
Ханифа и его последователями- ханифатами.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные
обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его
становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом
признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф),
а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских
завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию
мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу
страну. [6](стр.422).

3.5. Фирманы, кануны.

И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были
указы и распоряжения халифов -фирманы. В последующем в других мусульманских
государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника
права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны.
Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и
дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность
государственной власти с населением. [6](стр.422).

4. Основные направления мусульманской правовой мысли.

Главную особенность исламского мышления - его неразрывность с
богословием - демонстрирует анализ шариатского правоведения - фикха,
основанного так или иначе на догмах Корана и Сунны. Исламская юриспруденция
разделяется на несколько толков, или религиозно - юридических школ,
отличающихся друг от друга лишь по методам (принципам) интерпретации
положений шариата. В суннитском исламе существуют четыре канонизированных
толка, или, по-арабски, мазхаба ( «пути следования»): маликитский ,
ханафитский, шафиитский и ханбалитский. Возникли мазхабы примерно в тот же
период расцвета державы Аббасидов, что и мусульманская философия
(фальсафа), в VII и IX-х веках, в эпоху правления халифов аль-Мансура (754-
775г.г.), аль-Махди (775-785г.г.), Харун ар-Рашида (786-809г.г.) и аль-
Мамуна (813-833г.г.).[7](стр.34).
В гигантском государстве, каким был халифат, в средневековом арабо -
мусульманском обществе, весьма усложнившемся и диверсифицированном
социально, экономически, политически, которое пришло на смену сравнительно
простым структурам аравийского социума, беспрерывно рождались совершенно
новые юридические казусы, для решения которых уже недоставало указаний
Корана, Сунны и адатов.
Основные принципы(методы) толкования Корана и сунны, признавая или
отвергая которые определялись в отношении друг к другу мазхабы, это рай -
личное мнение авторитетного богослова - правоведа; иджма - консенсус,
согласное мнение крупнейших знатоков шариата; иджтихат -

Новинки рефератов ::

Реферат: Основы формирования личности христианина (Религия)


Реферат: Финансовый учет (Биржевое дело)


Реферат: Организация Объединенных Наций (Международное публичное право)


Реферат: Операционные системы (Программирование)


Реферат: Граффити как форма альтернативного искусства ХХ века (Искусство и культура)


Реферат: Алкалоиды рода Carex на Европейском северо-востоке России (Химия)


Реферат: Высшие психические функции (Психология)


Реферат: Маркетинговые стратегии фирмы (Менеджмент)


Реферат: Крымская война. Основные события и их значение (История)


Реферат: Юридические лица в Республике Беларусь (Гражданское право и процесс)


Реферат: Организация кафе быстрого обслуживания от кафе "Дом чувашской кухни" на материалах ООО "Ник-Алко" (Предпринимательство)


Реферат: Проблема человека в философии (Философия)


Реферат: Пожарная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Роль золотого стандарта в мировой валютной системе на протяжении 19-20 веков (Деньги и кредит)


Реферат: Захист права власності (Гражданское право и процесс)


Реферат: Орган (Музыка)


Реферат: Политические взгляды Макиавелли (Политология)


Реферат: Международная маркетинговая программа СП «Инволюкс» ООО (Маркетинг)


Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Банковский аудит (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист